Лужин и свидригайлов как двойники раскольникова сочинение

Сочинения на Getsoch.ru

Сочинение на тему «Двойники Раскольникова: Лужин и Свидригайлов»

       Родион Раскольников является главным героем бессмертного философского и социального романа Ф. Достоевского «Преступление и наказание».

Все основные проблемы произведения построены вокруг главного героя и его судьбы.

 На протяжении всего романа мы узнаем характер Раскольникова, но без его «двойников», а именно Петра Петровича Лужина и Аркадия Ивановича Свидригайлова, картина внутреннего мира героя не была бы полной.

      Лужин и Свидригайлов являются «двойниками» Раскольникова прежде всего потому, что так же, как и главный герой, считают, что им «все дозволено», а точнее, они думают или хотят испробовать на себе теорию вседозволенности.

Обратите внимание

       В самом начале романа мы знакомимся с теорией Родиона. Он считает, что люди делятся на две категории: «тварей дрожащих» и «право имеющих». Последние властны над первыми и способны проливать кровь ради осуществления своих целей, причем безнаказанно.

Эту теорию Раскольников решил проверить на самом себе. Он убивает старуху-процентщицу, чтобы украсть у нее деньги, которые принесли бы благо и самому Родиону и его сестре, Дуне. Родион считает, что ради благого дела можно пожертвовать жизнью ничтожных людей.

       Однако, в лице «двойников» Раскольникова эта теория претерпевает некоторые метаморфозы.

       Лужин – это человек, главной ценностью в жизни считающий деньги. Тот, у кого они есть, волен делать все, что захочет. Главная черта Петра Петровича – огромное себялюбие. Он тшеславен и корыстолюбив. Даже жену он хочет себе «честную, но без приданого», так как «жена должна считать своего мужа благодетелем».

На тех, кто ниже его, Лужин смотрит с презрением и отвращением. Он считает себя выше других людей, и что «всё на свете на личном интересе основано».  Однако, если Раскольников больше размышляет о гуманистических принципах и старается делать добро, пусть даже и посредством плохих поступков, то Лужин делает все только ради себя.

Собственное себялюбие полностью поглотило его.

       Еще один двойник Раскольникова – это Свидригайлов, развратник и шулер. Он сразу представлен как отрицательный персонаж. Для него не существует нравственных законов.

Его не задевают муки совести, и он никогда не задумывается о тех грехах, которые совершил, считая, что ему «все дозволено». В то же время, он и Раскольникову говорит: «мы одного поля ягоды».

Однако, в отличие от Свидригайлова, Родион Романович является человеком с глубокой душой. Раскольников, совершив свое преступление, переживает глубокие муки, в отличие от Аркадия Ивановича, на счету которого не одна смерть.

Важно

Тем не менее, в конце произведение в Свидригайлове просыпаются человеческие качества. Он заботится о сиротах Катерины Ивановны и о Соне. В конце, поняв, что его жизнь бессмысленна, Свидригайлов застреливается.

       Таким образом, теория Раскольникова, используемая его двойниками, показывает свою несостоятельность. Ни один человек не может жить так, чтобы все было дозволено.

К концу произведения Раскольников перестает бороться с этим. Он признает свою неправоту. И только к концу произведение мы видим полный портрет героя, который формировался на протяжении всего романа.

Во многом этому способствовали его двойники – Лужин и Свидригайлов.

Источник: http://getsoch.ru/po-literature/literatura-xix-veka/169-sochinenie-na-temu-dvojniki-raskolnikova-luzhin-i-svidrigajlov.html

Свидригайлов и Лужин как двойники Раскольникова в романе «Преступление и наказание»


1. Теории Лужина, Свидригайлова и Раскольникова Лужин, Свидригайлов и Раскольников являются носителями своих собственных теорий. У этих теорий есть кое-что общее.


Теория Раскольникова 


Теория Раскольникова об обыкновенных людях и «Наполеонах» говорит о том, что люди в целом якобы делятся на обыкновенных людей (людей-«материал») и людей гениальных, выдающихся («Наполеоны»). Согласно теории Раскольникова, «Наполеоны» идут к своей цели ради блага общества, не задумываясь о средствах и жертвах. Теория Раскольникова становится главной причиной его страшного преступления:

Теория Лужина

Экономическая теория Лужина «о целом кафтане» гласит о том, что каждый человек должен заботиться прежде всего о себе, а не об окружающих. Согласно теории Лужина, личный интерес — это залог счастливого общества. Теория Лужина по сути пропагандирует индивидуализм. Однако теория Лужина не так безобидна, как может показаться на первый взгляд. Так, Разумихин приходит к выводу, что теория Лужина по сути оправдывает любые, даже самые страшные, преступления во имя личного блага:

Теория Свидригайлова 

Теория Свидригайлова гласит о том, что зло может быть оправдано, если оно делается ради какой-то важной личной цели (даже если эта цель не самая благая). Именно этой теорией и руководствуется Свидригайлов, совершая свои преступления. Таким образом теория Свидригайлова по сути мало отличается от теорий Лужина и Раскольникова:
В результате становится очевидно, что теория Лужина, Свидригайлова и Раскольникова имеют много общего. На этом основании Свидригайлова и Лужина можно назвать двойниками Раскольникова.

2. Преступники

Лужин, Свидригайлов и Раскольников являются двойниками еще и потому, что все они так или иначе совершают преступления.

Среди этих трех персонажей Лужин является самым «мелким» преступником. Его преступление заключается в том, что он клевещет на Соню Мармеладову, обвиняя ее в воровстве 100 рублей:

Свидригайлов является преступником, во-первых, потому что он был шулером (карточным мошенником), то есть обманывал людей во время игры в карты. Свидригайлов также был замешан в «темных» уголовных делах со смертельным исходом. Также есть подозрения, что Свидригайлов мог отравить свою жену Марфу Петровну.
Раскольников, безусловно, становится преступником, когда совершает страшное убийство старухи-процентщицы и ее сестру Лизавету.

3. Подлецы Герои романа называют Свидригайлова и Лужина подлецами. Самого Раскольникова никто не называет подлецом, однако сам он говорит о том, что считает себя подлецом:

О Лужине: 

«…подлейший из подлецов…» (Катерина Ивановна о Лужине)

О Свидригайлове
«…сладострастного развратника и подлеца…» (Раскольников о Свидригайлове)

О Раскольникове:
«…я и первого шага не выдержал, потому что я – подлец!»  (Раскольников о себе)


Это были материалы о Свидригайлове и Лужине как двойниках Раскольникова в романе «Преступление и наказание» Достоевского.

Смотрите: 

Все материалы по «Преступлению и наказанию»

Источник: http://www.alldostoevsky.ru/2015/03/svidrigajlov-luzhin-raskolnikov-dvojniki.html

Можно ли Свидригайлова считать двойником Раскольни­кова? — Сочинение

Можно ли Свидригайлова считать двойником Раскольни­кова?

Социально-психологический роман Ф.М. Достоевского «Пре­ступление и наказание» (1866) создаёт для читателя сложную картину общественных, нравственных отношений в России в 60-е годы XIX в.

Родион Раскольников, главный герой романа, — недоучив­шийся студент, измученный бедностью. Он «дитя» своего века, своего времени. Мысли о несправедливом устройстве мира угнетают его.

Родион восстаёт против законов этого мира и знает «одной лишь думы власть» — желание этот мир изме­нить.

Как могут «хозяева жизни», наполеоны, лужины, Свидри­гайловы, находясь на вершине «человеческого муравейника», повелевать другими, людьми честными и совестливыми, но лишёнными прав на человеческое существование?

Размышления Раскольникова выстраивают в его сознании бесчеловечную теорию деления людей на «тварь дрожащую» и тех, кто «право имеет». По сути дела, душа молодого чело­века «расколота». Им движет желание «сломать, что надо, да и только». Иными словами, насильственно изменить жизнь в глобальных масштабах на разумных, человечных началах.

Но может ли быть высокая цель, которая руководит по­мыслами героя, совмещена с преступными средствами? Да, может, считает он. Ведь, как ему кажется, он смог бы взять на себя «страдания человеческие», чтобы защитить «униженных и оскорблённых».

Но «натура», чувство справедливости, подсказывает «осво­бодителю человечества»: он не прав.

Последующее убийство старухи-процентщицы — шаг ма­тематически выверенный, как ему кажется. Раскольников при этом пытается доказать себе, что убийство «никому не нужной и… всем вредной старушонки» поможет понять ему самого себя. «Смогу ли я переступить или не смогу? Осмелюсь ли нагнуться и взять или нет? Тварь ли я дрожащая или право имею?».

Совет

Но, по словам проницательного Порфирия Петровича, герой свою «натуру не сумел рассчитать». «Я себя убил, а не старушонку: тут-таки и ухлопал себя навеки!» — с тоской вос­клицает Родион.

Читайте также:  Сочинение взаимоотношения родителей и детей егэ 11 класс

Последующее раскаяние, явка с повинной, суд и каторга, любовь и участливое отношение Сони, новый взгляд на него товарищей по несчастью, а главное — приход к истине через веру в Бога — это перерождает героя, даёт ему надежду на преодоление внутреннего кризиса. Новое представление о своём предназначении открывается пред ним.

Любить Бога и людей, жить праведно, терпеть — таков удел человека, преодолевшего в себе внутренний «раскол» (двой­ственность чувств), намеренного жить по законам совести и добра.

Но почему же Свидригайлов в известном смысле является двойником Раскольникова?

Потому что на каком-то важном жизненном этапе и того, и другого объединяет общее: ложное понимание того, что в жизни всегда побеждает человек сильный, тот, кто «пересту­пить» «право имеет», презрев «тварь дрожащую».

Свидригайлов, однако, идёт по жизни изначально пре­ступным путём, умело заметая следы своих злодеяний. Были известны факты повешения крепостных на чердаке его дома; подозрительной и тёмной выглядит история смерти его жены Марфы Петровны. Он с настойчивостью маньяка преследует Евдокию Романовну, пытаясь добиться от неё взаимности.

Но со временем Свидригайлов всё же понимает страшную греховную суть своих поступков и кончает жизнь самоубий­ством в тёплую сырую ночь в петербургских кварталах.

В тревожные часы полусна накануне рокового шага его по­сещают картины прошлой развратной жизни, и эти видения ещё раз подтверждают для него чувства вины и правильность выбранного решения: он должен наказать самого себя. Во ис­купление грехов он оставляет деньги на содержание детей Ека­терины Ивановны.

Да, Раскольников и Свидригайлов — двойники, и общее на­правление их исканий — в чудовищных жизненных ошибках и в мучительном прозрении.

Здесь искали:

  • свидригайлов двойник раскольникова
  • почему свидригайлов двойник раскольникова
  • двойник раскольникова Свидригайлов

Источник: http://sochineniye.ru/mozhno-li-svidrigajlova-schitat-dvojnikom-raskolni-kova/

Лужин и Свидригайлов двойники Раскольникова

В романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” широко использован прием антитезы, на нем строится система персонажей.

Каждый из героев, окружающих Раскольникова, в той или иной степени раскрывает определенную черту главного героя. Между Раскольниковым и другими персонажами проводятся параллели, создающие своеобразную систему двойников.

Двойники Раскольникова – это, прежде всего, Лужин и Свидригайлов. Для них “все дозволено”, хотя и по разным причинам.

Обратите внимание

Аркадий Иванович Свидригайлов дворянин, прослужил два года в кавалерии, затем жил в Петербурге. Это “отлично сохранившийся человек” лет пятидесяти. Лицо походит на маску и поражает чем-то “ужасно неприятным”.

Взгляд ярко-голубых глаз Свидригайлова “как-то слишком тяжел и неподвижен”.

В романе он самая загадочная фигура:прошлое его не прояснено до конца, намерения и поступки трудно определимы и непредсказуемы, нестандартны для подлеца, для такого зловещего персонажа, каким он выглядит поначалу (например, в письме матери Раскольникова).

Образ Свидригайлова, поставленный рядом с образом Раскольникова, раскрывает одну из сторон философской идеи, которая заключается в следующем. Под влиянием определенных обстоятельств в человеке может исчезнуть нравственное чувство, но общий нравственный закон от этого не исчезнет.

Свидригайлов поставил себя вне морали, у него нет мук совести, и, в отличие от Раскольникова, он не понимает, что его действия и поступки безнравственны.

Так, например, в различных интерпретациях повторяются слухи о причастности Свидригайлова к нескольким преступлениям; ясно, что они небезосновательны.

Покончила жизнь самоубийством “жестоко оскорбленная” им глухонемая девочка, удавился лакей Филипп. Характерно, что Свидригайлов находит между собой и Раскольниковым “какую-то общую точку”, говорит Раскольникову: “Мы одного поля ягоды”.

Свидригайлов воплощает в себе одну из возможностей претворения в жизнь идеи главного героя. Как нравственный циник, он – зеркальное отражение идейного циника Раскольникова. Вседозволенность Свидригайлова становится страшна в конце концов и Раскольникову.

Свидригайлов страшен и самому себе. Он лишает себя жизни.

Двойником Раскольникова является и Петр Петрович Лужин, родственник жены Свидригайлова. Лужин весьма высокого мнения о себе. Тщеславие и самовлюбленность развиты в нем до болезненности.

Важно

В лице его, “осторожном и брюзгливом”, было нечто “действительно неприятное и отталкивающее”. Главную жизненную ценность для Лужина представляют деньги, добытые “всякими средствами”, так как благодаря деньгам он может сравняться с людьми, занимающими более высокое положение в обществе.

В нравственном отношении он руководствовался теорией “целого кафтана”. Согласно этой теории, христианская мораль ведет к тому, что человек, исполняя заповедь о любви к ближнему, рвет свой кафтан, делится с ближним и в результате оба человека остаются “наполовину голы”.

Мнение Лужина состоит в том, что возлюбить прежде всех надо самого себя, “ибо все на свете на личном интересе основано”.

Все поступки Лужина – прямое следствие его теории. По мысли Раскольникова, из лужинской теории вытекает, что и “людей можно резать” ради собственной выгоды.

Образ Петра Петровича Лужина служит живым примером того, к чему мог бы прийти Раскольников, постепенно осуществляя свой принцип всесилия и могущества, “бонапар – тизма”.

Различие между Раскольниковым и Лужиным состоит в том, что взгляды Раскольникова сформировались как результат решения гуманистических задач, а взгляды его двойника служат оправданием крайнего себялюбия, основаны на расчете и выгоде.

Такой прием, как создание систем двойников, используется автором для раскрытия образа Раскольникова, всестороннего анализа и развенчания его теории.

(Пока оценок нет)
Loading…

Вы сейчас читаете сочинение Лужин и Свидригайлов двойники Раскольникова« Сочинение на тему Кен Кизи Над кукушкиным гнездомАнализ стихотворения Пушкина «Муза» »

Источник: http://schoolessay.ru/luzhin-i-svidrigajlov-dvojniki-raskolnikova/

Готовые школьные сочинения

Ноя 01 2010

Двойники Раскольникова Лужин и Свидригайлов

В романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» широко использован прием антитезы, на нем строится система персонажей.

Каждый из героев, окружающих Раскольникова, в той или иной степени раскрывает определенную черту главного героя. Между Раскольниковым и другими персонажами проводятся параллели, создающие своеобразную систему двойников.

Двойники Раскольникова — это, прежде всего, Лужин и Свидригайлов. Для них «все дозволено», хотя и по разным причинам.

Совет

Аркадий  Иванович   Свидригайлов  дворянин,   прослужил два года в кавалерии, затем жил в Петербурге. Это «отлично сохранившийся человек» лет пятидесяти. Лицо походит на маску и поражает чем-то «ужасно неприятным».

Взгляд ярко-голубых глаз Свидригайлова «как-то слишком тяжел и неподвижен».

В романе он самая загадочная фигура: прошлое его не прояснено до конца, намерения и поступки трудно определимы и непредсказуемы, нестандартны для подлеца, для такого зловещего персонажа, каким он выглядит поначалу (например, в письме матери Раскольникова).

 Образ Свидригайлова, поставленный рядом с образом Раскольникова, раскрывает одну из сторон философской идеи, которая заключается в следующем. Под влиянием определенных обстоятельств в человеке может исчезнуть нравственное чувство, но общий нравственный закон от этого не исчезнет.

Свидригайлов поставил себя вне морали, у него нет мук совести, и, в отличие от Раскольникова, он не понимает, что его действия и поступки безнравственны.

Так, например, в различных интерпретациях повторяются слухи о причастности Свидригайлова к нескольким преступлениям; ясно, что они небезосновательны.

Покончила жизнь самоубийством «жестоко оскорбленная» им глухонемая девочка, удавился лакей Филипп. Характерно, что Свидригайлов находит между собой и Раскольниковым «какую-то общую точку», говорит Раскольникову: «Мы одного поля ягоды».

Свидригайлов воплощает в себе одну из возможностей претворения в жизнь идеи главного героя. Как нравственный циник, он — зеркальное отражение идейного циника Раскольникова. Вседозволенность Свидригайлова становится страшна в конце концов и Раскольникову.

Свидригайлов страшен и самому себе. Он лишает себя жизни.

Двойником Раскольникова является и Петр Петрович Лужин, родственник жены Свидригайлова. Лужин весьма высокого мнения о себе. Тщеславие и самовлюбленность развиты в нем до болезненности.

Обратите внимание

В лице его, «осторожном и брюзгливом», было нечто «действительно неприятное и отталкивающее». Главную жизненную ценность для Лужина представляют деньги, добытые «всякими средствами», так как благодаря деньгам он может сравняться с людьми, занимающими более высокое положение в обществе.

В нравственном отношении он руководствовался теорией «целого кафтана». Согласно этой теории, христианская мораль ведет к тому, что человек, исполняя заповедь о любви к ближнему, рвет свой кафтан, делится с ближним и в результате оба человека остаются «наполовину голы».

Читайте также:  Философская лирика бунина сочинение

Мнение Лужина состоит в том, что возлюбить прежде всех надо самого себя, «ибо все на свете на личном интересе основано». Все поступки Лужина — прямое следствие его теории. По мысли Раскольникова, из лужинской теории вытекает, что и «людей можно резать» ради собственной выгоды.

Образ Петра Петровича Лужина служит живым примером того, к чему мог бы прийти Раскольников, постепенно осуществляя свой принцип всесилия и могущества, «бонапар- тизма».

Различие между Раскольниковым и Лужиным состоит в том, что взгляды Раскольникова сформировались как результат решения гуманистических задач, а взгляды его двойника служат оправданием крайнего себялюбия, основаны на расчете и выгоде.

Такой прием, как создание систем двойников, используется автором для раскрытия образа Раскольникова, всестороннего анализа и развенчания его теории.

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани — » Двойники Раскольникова Лужин и Свидригайлов . Литературные сочинения!

Источник: http://www.testsoch.net/dvojniki-raskolnikova-luzhin-i-svidrigajlov/

Двойники Раскольникова: Лужин и Свидригайлов

Автор публикации: Суконка О.И.

Дата публикации: 11.10.2016



1

2

Благодаря этой рекламе сайт может продолжать свое существование, спасибо за просмотр.

3

4

5

6

7

«Вечный спор Ангела и Демона происходит в нашей собственной совести, и ужаснее всего то, что мы иногда не знаем, кого из них больше любим, кому больше желаем победы…» Д. С. Мережковский

8

Образовательные: Формировать умение анализировать, оценивать поступки героев (события и факты), Формировать литературоведческую компетентность (умение оперировать терминами), Подготовка к ЕГЭ и итоговому сочинению по литературе.

Развивающие: Формировать логическое мышление путем сопоставления героев, Развивать речь учащихся, Развивать творческое мышление.

Важно

Воспитательные: Расширять культурный кругозор, обращаясь к читательскому опыту учащихся, к произведениям литературы, к киноискусству, Формировать эмоциональную компетентность (вызывать сочувствие, негодование и пр.).

9

Тест по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

10

Тема, которая присутствует в романе «Преступление и наказание» : а) жизнь маленького человека б) судьба мечтателя, живущего в мире иллюзий в) тема утраченной любви и бесплодной мечты г) любовь, спасающая человека

11

Что собирается купить целых два года для своей комнаты Раскольников? а) диван б) лампу в) замок г) занавески

12

Герой романа живёт в С-м переулке. Достоевский хорошо знал город Петербург и не случайно Раскольникова поселил именно сюда. Назовите переулок. а) Слесарный переулок б) Столярный переулок в) Соловьиный переулок г) Смольный переулок

13

В какое время предстаёт перед читателем Петербург в романе? а) в мае б) в июле в) в августе г) в сентябре

14

Кто принял на себя вину Раскольникова в романе «Преступление и наказание» до его признания? а) Соня Мармеладова б) Красильщик Миколка в) Мать Раскольникова г) Сестра Раскольникова

15

Главная причина, по которой герой романа «Преступление и наказание» совершает убийство старухи – процентщицы а) нищета и бедность б) стремление проверить свою принадлежность к разряду людей, которые «право имеют» в) психическое заболевание г) необходимость спасти мать и сестру

16

Задание 1  Назовите литературное направление, которое достигло расцвета во 2-й половине XIX века и принципы которого нашли своё воплощение в «Преступлении и наказании».

17

Совет

Задание 2  Укажите жанр, к которому относится произведение Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».

18

Задание 3  Укажите фамилию героя, о котором повествует автор в приведённом фрагменте.  В начале июля, в чрезвычайно жаркое время, пол вечер, один молодой человек вышел из своей каморки, которую нанимал от жильцов в С-м переулке, на улицу и медленно, как бы в нерешимости, отправился к К-ну мосту.

Он благополучно избегнул встречи с своею хозяйкой на лестнице. Каморка его приходилась под самою кровлей высокого пятиэтажного дома и походила более на шкаф, чем на квартиру.

Квартирная же хозяйка его, у которой он нанимал эту каморку с обедом и прислугой, помещалась одною лестницей ниже, в отдельной квартире, и каждый раз, при выходе на улицу, ему непременно надо было проходить мимо хозяйкиной кухни, почти всегда настежь отворённой на лестницу.

И каждый раз молодой человек, проходя мимо, чувствовал какое-то болезненное и трусливое ощущение, которого стыдился и от которого морщился. Он был должен кругом хозяйке и боялся с нею встретиться.

19

ПЕРСОНАЖИ А) Лужин Б) Порфирий Петрович В) Разумихин ХАРАКТЕРИСТИКА 1) Студент 2) Мелкий чиновник 3) Надворный советник 4) Следователь А Б В

20

Задание 5  Как называется значимая подробность, несущая в художественном тексте определённую смысловую нагрузку (каморка героя, похожая на шкаф)?

21

Задание 6  Укажите название города, в котором разворачивается действие «Преступления и наказания».

22

Обратите внимание

Задание 7 Фрагмент завершает развернутое внутреннее высказывание героя. Каким термином оно обозначается?

23

24

Двойник – человек, имеющий полное сходство с другим. — Кто, по вашему мнению, относится к двойникам Раскольникова?

25

26

одно из средств художественной характеристики, состоящее в том, что писатель раскрывает типический характер своих героев и выражает своё идейное отношение к ним через изображение внешности героев: их фигуры, лица, одежды, движений, жестов и манер.

27

Часть I, гл. 3. Часть II, гл. 5. Часть IV, гл. 2, 3 Часть V, гл. 3.

28

Внешность: «Это был господин немолодых уже лет, чопорный, осанистый , с осторожною и брюзгливою физиономией, который начал тем, что остановился в дверях, озираясь кругом с обидно – нескрываемым удивлением и как будто спрашивая глазами : «Куда ж это я попал?» Лицо свежее и моложавое, на вид и не дашь 45 лет. Предпочитает одежду светлых «юношеских» тонов, носит сиреневые настоящие жувеневские перчатки.

29

Характер: Преуспевающий деловой человек. Достаточно прямолинеен, рационален и практичен. Не поддается эмоциям, интуиции не верит. Подл, морально не брезгует ничем для достижения своих целей. Из-за этого не признает в людях бескорыстной честности, не верит в благородство. Любит сплетни. Себя относит к людям «нового времени», уверен, что в изменяющиеся времена будет успешен.

30

Жизненная позиция: Главное его стремление – сколотить капитал, упрочить свое положение в обществе, сделать быструю успешную карьеру. На жизнь смотрит сквозь призму своей теории. Он уверен, что каждый человек должен быть эгоистом. Только заботясь о себе, он сможет впоследствии помочь другим.

31

Отношение к любви: Очарован красотой Дуни Раскольниковой. В некотором смысле, даже любит ее.

Однако больше любви ему приятна мысль о том, что Дуня – из бедной семьи, а значит, он сможет ее облагодетельствовать, за что она будет ему благодарна до конца жизни.

Важно

Кроме того, воспринимает этот брак как еще одну ступеньку к упрочению своего положения – Дуня красива и умна, она явно понравится людям из общества, тем самым улучшив отношение и к нему, Лужину.

32

Герои испытывают друг к другу взаимную неприязнь, не понимая, насколько внутренне они похожи. Видя в другом свои худшие черты, исковерканную теорию самопревозношения, герои сердятся. Ставя себя выше других людей, Лужин в этом сближается с Раскольниковым, хотя оба они не понимают сходства.

33

Часть I, гл. 3. Часть IV, гл. 2. Часть VI, гл. 5.

34

Это был человек лет пятидесяти, росту повыше среднего, дородный, с широкими и крутыми плечами, что придавало ему несколько сутуловатый вид. Был он щегольски и комфортно одет и смотрел осанистым барином. В руках его была красивая трость, которою он постукивал, с каждым шагом, по тротуару, а руки были в свежих перчатках.

Широкое, скулистое лицо его было довольно приятно, и цвет лица был свежий, не петербургский. Волосы его, очень ещё густые, были совсем белокурые и чуть-чуть разве с проседью, а широкая, густая борода, спускавшаяся лопатой, была ещё светлее головных волос. Глаза его были голубые и смотрели холодно-пристально и вдумчиво, губы алые.

Вообще это был отлично сохранившийся человек и казавшийся гораздо моложе своих лет…

35

Это было какое-то странное лицо, похожее как бы на маску: белое, румяное, с румяными, алыми губами, с светло-белокурою бородой и с довольно ещё густыми белокурыми волосами.

Читайте также:  Три поединка раскольникова и порфирия петровича сочинение

Глаза были как-то слишком голубые, а взгляд их как-то слишком тяжёл и неподвижен. Что-то было ужасно неприятное в этом красивом и чрезвычайно моложавом, судя по летам, лице.

Одежда Свидригайлова была щегольская, летняя, легкая, в особенности щеголял он бельём. На пальце был огромный перстень с дорогим камнем…

36

Совет

Аркадий Иванович Свидригайлов Свидригайлов спокойный, уравновешенный в общении человек. Образован, воспитан. Имеет двойственный характер.

С одной стороны, он обычный, нормальный, трезвомыслящий человек, каким он и предстает перед Раскольниковым, с другой стороны, мать Раскольникова, Дуня и Лужин говорят о нём как о человеке бесконечно развратном, сладострастном, злом и циничном.

С одной стороны, он насильник, отравитель и губитель, с другой стороны, жертвует деньги Соне и сиротам Мармеладовым, предлагает помощь Раскольникову. Говорит обычно монотонно, но будто с какой-то ухмылкой, как человек много повидавший, вкусивший и знающий цену себе и людям.

Несколько суеверен, возможно, стал таковым в последнее время жизни, после смерти жены, которую, как считают многие, он отравил и дух которой является к нему.

37

Свидригайлов Жизненная позиция: «Все дозволено». Отношение к любви: Любыми путями будет добиваться необходимого ему результата.

38

Человек с огромной внутренней силой, способный на большие дела, в этом мире – преступник. Поступившись однажды совестью, он уже не может вернуться к чистой, честной жизни. Но чувство жалости, совесть не совсем заглохли в нем.

Смерть Свидригайлова – это нежелание жить «по-прежнему». Он «двойник» Раскольникова, потому что он смог «переступить через кровь». Жизнь Свидригайлова – это путь Раскольникова после преступления, если бы он выдержал испытания совестью.

39

Общий вывод: Отражаясь в «людях-зеркалах», Раскольников получает возможность посмотреть на себя и на свои поступки со стороны, а читатель находит ключ к пониманию авторской позиции: путь к счастью лежит не через насилие, а через жертвенное смирение…

40

«Вечный спор Ангела и Демона происходит в нашей собственной совести, и ужаснее всего то, что мы иногда не знаем, кого из них больше любим, кому больше желаем победы…» Д. С. Мережковский

41

Обратите внимание

Как вы понимаете высказывание Д. С. Мережковского «Вечный спор Ангела и Демона происходит в нашей собственной совести, и ужаснее всего то, что мы иногда не знаем, кого из них больше любим, кому больше желаем победы…»

42

Интерес: что интересного было на уроке? Творчество: какие творческие работы вы выполняли? Обучение: чему вы научились? Главное: что сегодняшний урок принес мне?

43

1)Существительное: 2)Прилагательное (2): 3)Глагол (3): 4) Предложение из четырех слов: 5) Существительное (вывод, обобщение):

44

По группам.  1. История жизни Р. Раскольникова и Сони Мармеладовой (сообщение). 2.Поединки Раскольникова с Порфирием Петровичем. Перечитать: часть III, глава 5,часть VI, главы 5–6,часть VI, глава 2 (анализ эпизодов). 3.Финал  романа.  Каково  место  Сони  в  раскрытии  образа  Раскольникова? (сочинение).

45

Источник: https://botana.biz/prezentaciya/russkii_yazyk_literatura/pdh4w8ij.html

Лужин и Свидригайлов

Роман «Преступление и наказание» был задуман Достоевским еще на каторге. Тогда он назывался «Пьяненькие», но постепенно замысел романа трансформировался в «психологический отчет одного преступления».

Достоевский в своем романе изображает столкновение теории с логикой жизни. По мнению писателя, живой жизненный процесс, то есть логика жизни, всегда опровергает, делает несостоятельной любую теорию — и самую передовую, революционную, и самую преступную.

Значит, делать жизнь по теории нельзя.

И потому главная философская мысль романа раскрывается не в системе логических доказательств и опровержений, а как столкновение человека, одержимого крайне преступной теорией, с жизненными процессами, опровергающими эту теорию.

Раскольников окружен в романе персонажами, которые являются как бы его «двойниками»: в них снижается, пародируется или оттеняется какая-либо сторона личности главного героя.

Благодаря этому, роман оказывается не столько судом над преступлением, сколько (и это главное) судом над личностью, характером, психологией человека, в которых отразились черты русской действительности 60-х годов прошлого века: поиски правды, истины, героические стремления, «шатания», «заблуждения».

Родион Раскольников связан с многими людьми в произведении. Одни из них — Лужин и Свидригайлов, которые являются «двойниками» главного героя, потому что они создали теории схожие теорией о «избранных» и «тварей дрожащих». «Мы одного поля ягоды», — говорит Свидригайлов Родиону, подчёркивая их сходство.

В плену ложной теории находится Свидригайлов — один из наиболее сложных образов Достоевского. Он, как и Раскольников, отверг общественную мораль и растратил свою жизнь на развлечения.

Важно

Свидригайлов, виновный в смерти нескольких людей, заставил свою совесть надолго замолчать, и только встреча с Дуней разбудила в его душе какие-то чувства. Но раскаяние, в отличие от Раскольникова, пришло к нему слишком поздно.

Он даже помог Соне, своей невесте, детям Катерины Ивановны, чтобы заглушить угрызения совести. Но не хватает ни времени, ни сил, чтобы справиться с собой и он пускает себе пулю в лоб.

Свидригайлов — человек без совести и чести — как бы предостережение Раскольникову, если он не послушается голоса собственной совести и захочет жить, имея на душе преступление, не искупленное страданием.

Свидригайлов — самый мучительный для Раскольникова «двойник», потому что в нем раскрываются глубины нравственного падения человека, из-за душевной опустошенности пошедшего по пути преступлений.

Свидригайлов — это своеобразный «черный человек», который все время тревожит Раскольникова, который убеждает его, что они «одного поля ягоды», и с которым поэтому особенно отчаянно борется герой.

Свидригайлов — зажиточный помещик, ведет праздный образ жизни. Свидригайлов человека и гражданина в себе уничтожил.

Отсюда у него цинизм, с которым он формулирует суть раскольниковской идеи, освободив себя от смятения Родиона, оставшись пребывать в безграничном сладострастии. Но, наткнувшись на препятствие, кончает жизнь самоубийством.

Смерть для него — освобождение от всех преград, от «вопросов человека и гражданина». Это и есть результат идеи, в котором хотел убедиться Раскольников.

Совет

Другим «двойником» Родиона Раскольникова является Лужин. Он — герой, преуспевающий и ничем не стесняющий себя. Лужин вызывает отвращение и ненависть Раскольникова, хотя он признает нечто общее в их жизненном принципе спокойного переступания через преграды, и это обстоятельство еще больше терзает совестливого Раскольникова.

Лужин — деловой человек со своими «экономическими теориями». В этой теории он оправдывает эксплуатацию человека, и она построена на выгоде и расчете, она отличается от теории Раскольникова бескорыстием помыслов.

И хотя теории и одного и другого приводят к мысли, что можно «проливать кровь по совести», мотивы Раскольникова благородны, выстраданы сердцем, им движет не просто расчет, а заблуждение, «помрачение ума».

Лужин — прямолинейно-примитивный человек. Он — сниженный, почти комический двойник, по сравнению с Свидригайловым. В прошлом веке умы многих людей были подвластны теории «наполеонизма» — возможность сильной личности повелевать над судьбами других людей. Пленником этой идеи и стал герой романа Родион Раскольников.

Автор произведения, желая изобразить безнравственную идею главного героя, показывает её утопический результат на образах «двойниках» — Свидригайлова и Лужина. Установление социальной справедливости насильственным путём Раскольников объясняет как «кровь по совести». Писатель дальше развил эту теорию.

Свидригайлов и Лужин исчерпали идею отказа от «принципов» и «идеалов» до конца. Один потерял ориентиры между добром и злом, другой проповедует личную выгоду — всё это логическое завершение мыслей Раскольникова.

Не зря на себялюбивые рассуждения Лужена Родион отвечает: «Доведите до последствий, что вы давеча проповедовали, и выйдет, что людей можно резать».

В своем произведении «Преступление и наказание», Достоевский убеждает нас в том, что не всегда борьба добра и зла в душе человека оканчивается победой добродетели. Через страдания люди идут к преображению и очищению, это мы видим на образах Лужина и особенно Свидригайлова.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.bobych.spb.ru/

Источник: http://diplomba.ru/work/99382

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector