Обломов и манилов сравнительная характеристика сочинение

Сравнительная характеристика Обломова и Манилова: сравнение в таблице (сходство и различия)

Помещик Манилов.Художник П. Боклевский

Помещики Обломов и Манилов являются героями разных произведений, но при этом у них много общего.

В этой статье представлена сравнительная характеристика Манилова и Обломова в таблице с цитатами.

Смотрите:

Все материалы о «Мертвых душах»
Все материалы по роману «Обломов»

Сравнительная характеристика Обломова и Манилова
Илья Обломов Манилов
Возраст «…человек лет тридцати двух‑трех от роду…» «…еще вовсе человек не пожилой…»
Внешность «…среднего роста, приятной наружности, с темно‑серыми глазами…» «…Он улыбался заманчиво, был белокур, с голубыми глазами…»
Социальное положение Помещик:«…барин столбовой…» Помещик:«… Помещик Манилов…»
Характеры Обломов и Манилова
Образование «…Он учился, жил в свете…» «…считался образованнейшим офицером…”<\p>
Оба героя -скромные и деликатные «…А я что такое? Обломов – больше ничего…» (о себе) «…считался скромнейшим, деликатнейшим офицером…”
Оба ленивые «…Лентяй ты, лентяй! Пропадешь, брат, Илья Ильич, ни за копейку!…» «… все время сидел он и курил трубку, что тянулось до самого ужина…»
Оба задумчивые, много размышляют «…Обломов опять погрузился в задумчивость…» «…Дома он говорил очень мало и большею частию размышлял и думал, но о чем он думал, тоже разве Богу было известно…»
 «…Я двенадцать лет не был там…» (Обломов не был у себя в имении целых 12 лет) «…Хозяйством нельзя сказать чтобы он занимался, он даже никогда не ездил на поля, хозяйство шло как-то само собою…»
Оба бесхарактер-ные, безвольные «… все понимаю, но силы воли нет…» «… Один Бог разве мог сказать, какой был характер Манилова. Есть род людей, известных под именем: люди так себе, ни то ни се…»
Оба доверчивые «…Староста твой мошенник […] а ты веришь ему, разиня рот…» «… «Ступай», – говорил он, куря трубку, и ему даже в голову не приходило, что мужик шел пьянствовать…»
Оба нежадные «…Дай сюда мой черный фрак! – приказывал Илья Ильич…» (одалживает свой фрак Тарантьеву) «…Неужели вы полагаете, что я стану брать деньги за души я передаю их вам безынтересно и купчую беру на себя…» (Манилов дарит Чичикову мертвые души)
Оба романтики «… нежностью, какой она не видала никогда в глазах мужчины…» «… Несмотря на то что минуло более восьми лет их супружеству, из них все еще каждый говорил трогательно-нежным голосом, выражавшим совершенную любовь…»
Оба добрые, гуманные «…пылкой головы, гуманного сердца…»«…Барин добрый, видно по всему…» «…Манилов с такою же любезностью рассказал дело кучеру и сказал ему даже один раз «вы»…»
Оба не любят порядок «…Не платили месяца три…» (мяснику, зеленщику и т.д.) «… В доме его чего-нибудь вечно недоставало…»
Оба не читают книги «…страницы, на которых развернуты были книги, покрылись пылью и пожелтели; видно, что их бросили давно; нумер газеты был прошлогодний…» «…В его кабинете всегда лежала какая‑то книжка, заложенная закладкою на четырнадцатой странице, которую он постоянно читал уже два года…»
Оба курят трубки «…Я тоже курю, слушаю, как канарейки трещат…» «… куря трубку, которую курить сделал привычку…»
Различия между Обломовым и Маниловым
Обломов – чиновник в отставке:«…канцелярскими чиновниками служили…» Манилов – офицер в отставке:«… В нашем полку был поручик …»
Обломов давно живет в Петербурге Манилов живет в деревне где-то в глубинке России
У Обломова обрюзгшее тело:«…сам Илья Ильич обрюзг…» У Манилова видная внешность:«…На взгляд он был человек видный…»
Обломов не умеет говорить комплименты:«…Тут следует сказать какой-нибудь комплимент Я не умею, да если б и умел, так не решился бы…» Манилов может заискивать и льстить:«… в приемах и оборотах его было что-то заискивающее расположения и знакомства…»
Обломов – страшный домосед. Он неделями не выходит из дома:«…Когда он был дома – а он был почти всегда дома, – он все лежал…» Манилов – более легок на подъем. Он бывает на людях, чтобы не одичать:«… Иногда, впрочем, приезжаем в город для того только, чтобы увидеться с образованными людьми. Одичаешь, знаете, если будешь все время жить взаперти…»
У Обломова один ребенок:сын Андрей У Манилова двое детей: старший сын Фемистоклюс и младший сын Алкид

Это были материалы о сравнительной характеристике Обломова и Манилова в таблице в цитатами: сходство и различия героев, сравнение персонажей. 

Смотрите:
Все материалы о «Мертвых душах»

Все материалы по роману «Обломов»

Источник: http://www.literaturus.ru/2015/10/oblomov-manilov-sravnitelnaja-harakteristika-sravnenie-tablica.html

Сочинение на тему: «Обломов и Манилов»

Сочинение на тему: «Обломов и Манилов» 4.05/5 (80.91%) 22 votes

В русской литературе существует множество образов, которые можно с уверенностью называть чем-то похожими.

Всегда интересно их сравнивать, анализировать, это позволяет понимать, как разные люди, великие писатели, видели жизнь, воспринимали людей и, соответственно, описывали их в своих произведениях.

Именно это я и сделаю в данном сочинении, сравнивая Обломова, главного героя одноименного произведения Ивана Гончарова, и Манилова, героя произведения Николая Гоголя «Мертвые души».

Обратите внимание

Думается, что между Обломовым и Маниловым существует множество общего, каких-то похожих качеств характеристик. Прежде всего, они схожи своим образом жизни. У них не было необходимости сильно трудиться для обеспечения своей жизни.

Обломов имел собственные владения, которые обеспечивали ему доход до определенного времени, а вот Манилов поставлял мертвые души, что тоже никак нельзя называть уж очень сложным трудом. И такая деятельность позволяла двум людям вести праздный образ жизни, не работать и не сильно напрягаться.

Это можно объяснить как ленью, так и рядом других факторов.

Впрочем, между Маниловым и Обломовым существуют и отличия. Главное отличие, как мне кажется, кроется в том, что Обломов был человеком полностью несчастным, что вряд ли можно сказать о Манилове.

У Обломова не было семьи, иногда он понимал необходимость жить более активной жизнью, заниматься делами, которых у него было достаточно много. Но у него ничего не получалось, и это вводило его в еще более аморфное и унылое состояние.

Единственная возможность внести разнообразие в свою жизнь появилась у Обломова тогда, когда он познакомился с девушкой Ольгой, он почувствовал к ней некоторые нежные и романтические чувства. Впрочем, все это как-то само собой прошло и ушло.

И после этого главный герой романа Гончарова погрузился в глубокую депрессию, вскоре после чего и умер, что выглядит его закономерным концом.

Что же до Манилова, то этот человек, кажется, получал искреннее удовольствие от жизни, увлекался своим ничегонеделанием.

Впрочем, наверное, он был более приспособлен к существованию, что проявляется в том, что Манилов все-таки занимался поставкой мертвых душ и имел семью.

Важно

Если говорить чисто о моих эмоциях, Обломова мне жаль намного более, чем Манилова, потому что первый был не лишен определенной человечности, моральности и нравственности, что, впрочем, не помогло ему выстроить нормальную жизнь.

Оба рассмотренных героя очень интересны и заслуживают внимательного анализа. Не претендуя на истину в последней инстанции, я все же прихожу к выводу, что для человека лучше быть вот таким Маниловым, нежели Обломовым, пусть это и касается лишь трактовки авторов.

Источник: https://online-urok.ru/sochinenie-na-temu-oblomov-i-manilov/

Манилов: характеристика (Мертвые души). Сравнительная характеристика Обломова и Манилова

Фамилия Манилов заставляет подумать о чем-то сладком, безмятежном. Она происходит от слова «манить», что иронически обыгрывает автор. В этом образе Н. В. Гоголь создает пародию на особенность русского характера, склонность к мечтам и бездействию.

Манилов, характеристика которого занимает существенную часть повествования, тем не менее, может быть описан очень коротко и емко: человек ни то ни се.

Характер героя

Его характер нельзя определить однозначно.

Манилов непрактичен и добродушен, плохо ведет хозяйство, вопросами поместья у него ведает пьющий приказчик. Это привело к тому, что он не извлек выгоды из деликатного вопроса, по которому к нему обратился Чичиков. Манилов просто подарил ему мертвые души, потешив, правда, свое тщеславие тем, что смог оказать человеку неоценимую услугу. Этот герой – полный антипод материалиста Собакевича.

Манилов, характеристика которого может быть определена такими словами, как отрешенность, безразличие, любит витать в облаках, при этом его мечты абсолютно не имеют отношения к действительности.

Первоначально он производит очень приятное впечатление, но потом собеседнику открывается его пустота. С ним становится скучно и приторно, так как Манилов не имеет своей точки зрения, а лишь поддерживает беседу банальными фразами.

Он не обладает жизненными силами, которые заставляют совершать поступки.

Существует мнение, которое высказал Д. Лихачев, что прототипом Манилова стал сам Николай Первый. Возможно, академик имел в виду не доведенный до логического завершения вопрос об отмене крепостного права, по которому, тем не менее, очень часто проводились заседания комиссий.

Внешность Манилова

Даже внешность этого героя излучает сладость, приторность. Как отмечает автор, черты его лица были приятными, но приятность эта была слишком сахарной.

Первое впечатление этот помещик производит положительное, но лишь до тех пор, пока не заговорит. Манилов, характеристика которого, казалось бы, не имеет ничего отрицательного, неприятен автору, который дает почувствовать нам свое ироничное отношение к нему.

Образование и воспитание героя

Этот сентиментальный помещик, в приятность которого «чересчур было передано сахару», считает себя человеком образованным, благородным и воспитанным. Это не мешает ему, однако, два года подряд держать закладку в книге на 14-й странице.

Речь Манилова наполнена любезными словами и, скорее, напоминает щебетание. Его манеры, можно было бы назвать хорошими, если бы не чрезмерная утонченность и деликатность, доведенные до абсурда. Манилов злоупотребляет такими словами, как «позвольте», «любезная», «препочтеннейший», излишне положительно говорит о чиновниках.

Также нельзя не заметить в его речи обилия неопределенных наречий и местоимений: этакое, какой-нибудь, этак, какое-то.

Совет

Когда он говорит о чем-то, становится понятно, что его планам не суждено сбыться. Характер рассуждений Манилова дает понять, что его фантазии не имеют никакого отношения к реальности.

Так, он мечтает о соседе, который мог бы беседовать с ним «о любезности, о хорошем обращении».

Думать о реальной жизни, а тем более, действовать, он не способен.
Вычурные имена детей Манилова, Фемистоклюса и Алкида, также лишний раз подчеркивают желание казаться изысканным и утонченным.

Таков помещик Манилов. «Мертвые души» − характеристика русского общества 19-го века. Сравнение автором этого героя со «слишком умным министром» указывает на лицемерие представителей высшей государственной власти.

Положительные качества Манилова

Этого героя повести Гоголя все-таки нельзя назвать отрицательным. Он полон искренней восторженности, симпатии к людям, гостеприимен.

Манилов любит свою семью, жену и детей. С супругой у него теплые и, конечно, слишком сладкие отношения: «Разинь, душенька, свой ротик, я тебе положу этот кусочек», — так говорит супруге Манилов. Характеристика этого героя невозможно пропитана сладостью.

Досуг героя

Все занятия Манилова сводятся к пребыванию в мире фантазий. Он предпочитает проводить время в «храме уединенного размышления» и строит проекты, которые никогда не смогут претвориться в жизнь. Например, он мечтает провести подземный ход из дома или выстроить каменный мост через пруд.

Дни напролет мечтает помещик Манилов. «Мертвые души» − характеристика омертвевших героев-помещиков, образ жизни которых говорит о деградации человечества. Стоит отметить, что этот герой, в отличие от остальных, обладает некоторой привлекательностью.

Сравнительная характеристика Обломова и Манилова

В отличие от Манилова, персонаж Гончарова не является новым в русской литературе. Обломова можно поставить в один ряд с Онегиным и Печориным, которые также имели большой потенциал, но не могли реализовать его.

Как герои Пушкина и Лермонтова, так и образ, воссозданный Гончаровым, вызывают симпатию читателя. Герой Гоголя, конечно, в чем-то похож на Илью Ильича, но сострадания и расположения к себе не вызывает.

Обломов и Манилов, сравнительная характеристика которых так часто проводится учениками в школе, действительно во многом похожи.

В образе героя романа Гончарова, пожалуй, еще меньше внешней динамики: он с утра до ночи лежит на диване, строит проекты по улучшению дел в своем имении, размышляет, мечтает.

Его планы не доходят до реализации, ведь он ленив настолько, что иногда даже не встает утром с дивана, чтобы умыться.

Понятия «маниловщина» и «обломовщина» ставят в один ряд, но они не обозначают одно и то же. Синонимом слова «обломовщина» является «лень». «Маниловщина» лучше всего определяется понятием «пошлость».

Чем отличаются Обломов и Манилов? Сравнительная характеристика этих двух персонажей не может обойти такой пункт, как различие в интеллекте и уровне глубины личности этих двух героев. Манилов поверхностен, пытается всем угодить, у него нет собственного мнения.

Обратите внимание

Илья Ильич, напротив, глубокая, развитая личность. Герой Гончарова способен на очень серьезные суждения, он не боится быть непонятым (сцена с Пенкиным), кроме того, он по-настоящему добрый человек. Манилова правильнее будет охарактеризовать словом «добродушный».

Характеристика Обломова и Манилова схожа в отношении героев к вопросам ведения хозяйства. Илья Ильич обдумывает ответ на неприятное письмо старосты, полученное несколько лет назад, размышляет над планами преобразований в делах поместья. Надо сказать, что такие письма, нарушающие его покой, Обломов получает ежегодно.

Манилов хозяйством тоже не занимался, оно ведется само собой. На предложения приказчика ввести какое-либо преобразование, барин отвечает: «да, недурно». Очень часто Манилов погружается в пустые мечтания о том, как хорошо было бы…

По какой же причине читателям симпатичен герой повести Гончарова? Дело в том, что первоначально Манилов, как отмечает Гоголь, кажется приятным человеком, но стоит с ним поговорить чуть дольше, как начинаешь чувствовать смертельную скуку. Обломов, напротив, первоначально производит не очень приятное впечатление, но впоследствии, раскрываясь с лучших сторон, завоевывает всеобщую симпатию и сочувствие читателей.

В заключение нужно отметить, что Манилов – счастливый человек. Он доволен своим безмятежным образом жизни, у него есть любимая жена и дети. Обломов глубоко несчастен. В своих мечтах он ведет борьбу с клеветой, ложью и другими пороками человеческого общества.

Источник: https://autogear.ru/article/174/608/manilov-harakteristika-mertvyie-dushi-sravnitelnaya-harakteristika-oblomova-i-manilova/

Сравнительная характеристика Обломова и Манилова. — презентация

1 Сравнительная характеристика Обломова и Манилова<\p>

2 Цель: Сравнить характер Манилова («Мертвые души» Гоголь) и характер Обломова («Обломов» Гончаров)<\p>

3 Задачи: Найти сходства в характерах героев Найти различия в характерах героев<\p>

4 Внешность героев Обломов Лет от роду среднего роста приятной наружности с тёмно-серыми глазами Но с отсутствием всякой определённой идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица Цвет лица «безразличный» Манилов Черты лица – приятны Белокур С голубыми глазами «Сладость» в лице и глазах<\p>

5 Манилов Обломов<\p>

6 Характер героев Обломов Ленив, любит «поваляться» и поспать Консервативен во вкусах и взглядах Мечтатель Не занимается хозяйством Главное для него – покой, не терпит суеты Не любит заниматься делами Дружелюбен с друзьями Капризен, может вспылить Манилов Человек «ни то, ни сё» Дружелюбен «до тошноты» «От него не дождешься никакого живого слова» Много думает, мало говорит Хозяйство идет «само собой» Спокоен, умиротворен, мягок «Сахарное» удовольствие Обо всех хорошего мнения, всем старается угодить<\p>

Важно

7 Занимаемая должность Обломов Дворянин родом, коллежский секретарь чином, безвыездно живет двенадцатый год в Петербурге» «В Гороховой улице, в одном из больших домов» По наследству досталась деревня Манилов Помещик Женат, двое детей (жена – под стать мужу) Живет в 16 верстах от уездного города NN в деревне Маниловке<\p>

8 Наличие слуг у героев и ведение хозяйства Обломов Слуга Захар Деревня ( всем заправляет староста, хозяин ничего не знает о доходах и расходах) Манилов «Хозяйство идет само собой»: помещик не знает о судьбе своих крестьян (приказчик) Его крестьяне живут в нищете, в доме царит беспорядок<\p>

9 Друзья и светская жизнь героев Обломов Волков, Судьбинский, Пенкин; Алексеев Иван Алексеевич, Михей Андреевич Тарантьев, Андрей Иванович Штольц («человек действия») Не любит выезжать из дома, «не подъёмный» Манилов Чиновники уездного города, помещики (Ноздрев, Собакевич и т. д.) Предпочитает домашний уют, но не против поехать в город, в гости Не наговаривает на друзей<\p>

10 Мечты героев Обломов Мечты о собственном благоустройстве, размышления о человечестве и искусстве Сожаления о бесцельной жизни Манилов Он предается мечтам, бесплодным и фантастическим, которые никогда не сможет осуществить, так как всякий труд, любая деятельность ему чужды. мечтает о том, как хорошо бы построить через пруд каменный мост или от дома повести подземный ход<\p>

11 Общий вывод: оба помещики, оба не любят заниматься хозяйством, вести приходные книги, у обоих родовые имения находятся в запустении (деревни Маниловка и Обломовка) У обоих героев — «отсутствие всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности» Гоголь характеризует Манилова как отрицательного персонажа: «мёртвая душа», за «сладостью» скрывается безразличие и даже жестокость Обломов в изображении Гончарова не мнимо (как Манилов), а действительно приятный, и действительно добрый, мягкий, откровенный и сердечный человек. И он вызывает в окружающих людях совсем иные (чем Манилов) чувства.<\p>

12 Общие выводы: Обломов, несомненно, и гораздо умнее Манилова, и совершенно лишен той восторженности и слащавости, которые в Манилове преобладают. Назначением Обломова станет смерть. Вечный покой, вечная тишина и ленивое «переползанье» изо дня в день тихо остановили машину его жизни. Используя выражение Белинского, можно сказать, что Манилов- «старший брат» Обломова, в котором эта помещичья лень достигла крайней степени.<\p>

13 Источники: / / Н. В. Гоголь «Мёртвые души» И. А. Гончаров «Обломов»<\p>

Источник: http://www.myshared.ru/slide/904567/

Характеристика Обломова

Характеристика Ильи Ильича Обломова  весьма неоднозначна. Гончаров создал его сложным и таинственным.   Обломов отделяет себя от внешнего мира, отгораживается от него. Даже его жилье мало похоже на обитаемое.

С раннего детства он видел подобный пример у своих  родных, которые также отгораживались от внешнего мира и оберегали его. В его родном доме было не принято работать.

Когда он, будучи еще ребенком, играл с крестьянскими детьми в снежки, то его потом несколько дней отогревали.

В Обломовке с опаской относились ко всему новому – даже письмо, пришедшее от соседа, в котором тот просил рецепт пива, боялись открывать три дня.

Совет

Но Илья Ильич с радостью вспоминает свое детство. Он боготворит природу Обломовки, хотя это обычная деревня, ничем особо не примечательная. Он воспитан деревенской природой. Эта природа привила ему  поэтичность и любовь к красоте.

Илья Ильич ничего не делает, только все время на что-то жалуется и занимается словоблудием. Он ленив, ничего не делает сам  и ничего не ждет от других.  Он принимает жизнь такой как она есть и не пытается ничего в ней изменить.

Когда к нему приходят люди и рассказывают про свою жизнь, он чувствует, что в суете жизни они забывают о том, что они напрасно растрачивают жизнь…  А ему не нужно суетиться, действовать, не надо никому и ничего доказывать. Илья Ильич просто живет и наслаждается жизнью.

Его трудно представить в движении, он выглядит смешно. В покое, лежа на диване, он естественен. Выглядит непринужденно  — это его стихия, его природа.

Подведем итоги прочитанного:

  1. Внешность Ильи Обломова. Илья Ильич — молодой мужчина 33 лет приятной внешности, среднего роста, полноватый. Мягкость выражения лица выдавали в нем человека слабохарактерного и ленивого.
  2. Семейное положение. В начале романа Обломов не женат, живёт со своим слугой Захаром. В конце романа женится и счастлив в браке.
  3. Описание жилища. Илья живёт в Петербурге в квартире на Гороховой улице. Квартира запущена, в ней редко пробирается слуга Захар, который также ленив, как и хозяин. В квартире особое место занимает диван, на котором круглые сутки лежит Обломов.
  4. Поведение, поступки героя. Илья Ильич сложно назвать деятельным человеком. Только его другу Штольцу удаётся вывести Обломова из дремы. Главный герой лежит на диване и только мечтает, что скоро встанет с него и займется делами. Он не может решить даже насущные проблемы. Его имение пришло в упадок и не приносит денег, поэтому Обломову даже нечем заплатить за квартиру.
  5. Отношение автора к герою. Гончаров с симпатией относится к Обломову, он считает его добрым, душевным человеком.  В то же время он сочувствует ему: жаль, что молодой, способный, не глупый человек потерял всякий интерес к жизни.
  6. Моё отношение к Илье Обломову. На мой взгляд, он слишком ленив и безволен, поэтому не может вызывать уважения. Местами он меня просто бесит, хочется подойти и встряхнуть его. Мне не нравятся люди, которые так бездарно проживают свою жизнь. Возможно я так остро реагируют на этого героя, потому что чувствую такие же недостатки в себе.

Источник: https://info-shkola.ru/harakteristika-oblomova/

Сравнительная характеристика Обломова и Штольца

/ Сочинения / Гончаров И.А. / Обломов / Сравнительная характеристика Обломова и Штольца

  Скачать сочинение

    Я знаю немало людей, которые любят, чтобы им мешали.     Помехи служат для них оправданием     собственного бездействия или неудач.     Не будем искать новых слов:     в основном это лентяи.     А. Крон     Иван Александрович Гончаров — замечательный писатель-реалист, творчество которого прочно вошло в русскую классическую литературу. Его своеобразие состоит, по словам Н. А.

Добролюбова, в “уменье охватить полный образ предмета, отчеканить, изваять его”. В своем романе “Обломов” автор осуждает дворянскую бездеятельность и приветствует деловитость нарождающегося класса предпринимателей. В характере Обломова для Гончарова наиболее существенна его барская избалованность и следующая из нее бездеятельность, бессилие ума и воли.

Под рукой именитого мастера изображение Обломова вылилось в широкую картину предреформенной жизни русского поместного дворянства. Роман написан более ста лет назад, но до сих пор привлекает к себе внимание читателей.     “Обломов” — произведение классическое, написанное прекрасным русским языком.

Я с удовольствием его прочитала, а теперь хочу разобраться, кто мне ближе по духу: Илья Ильич или Штольц. Обломов появляется в романе человеком не первой молодости, в прошлом пытавшимся служить, но уже отошедшим от всякой деятельности и не способным к ней вернуться.

Он не желает не только заниматься чем-нибудь, но даже вставать с дивана, одеваться, выходить на прогулку, бывать в обществе.     Антиподом Обломова в романе является Штольц. Он изображен Гончаровым как своего рода “новый человек”.

Это делец, чуждый и дворянской лени, и служебного карьеризма, отличающийся такой активностью и таким уровнем культуры, которые не были свойственны тогда русскому купечеству.

Не зная, видимо, где найти такого человека среди русских деловых людей, Гончаров сделал Штольца отпрыском полунемецкой семьи, получившим, однако, воспитание у своей русской матери-дворянки и в столичном университете.

Обратите внимание

По мнению Штольца, с помощью устройства “школ”, “пристаней”, “ярмарок”, “шоссейных дорог” старые, патриархальные “обломовки” должны превратиться в благоустроенные имения, приносящие доход. Характер Обломова не исчерпывается одной апатией. Илья Ильич пытается “философствовать”.

Доброту и искренность патриархальной жизни он противопоставляет нравственной испорченности столичного чиновничье-дворянского общества. Он осуждает его за отсутствие серьезных интересов, за стремление к карьеризму, за взаимное недоброжелательство, прикрытое показной любезностью. В этом отношении я согласна с Обломовым, впрочем, как и автор романа.

    Обломов — романтик, мечтающий о тихом семейном счастье. Штольц же — враг “всякой мечты”, всего “загадочного и таинственного”. Но под “мечтою” он разумеет не только розовую романтику, но и всякий идеализм.

“То, что не подвергается анализу опыта, практической истины, было в глазах его оптический обман, то или иное отражение лучей и красок на сетке органа зрения, или же, наконец, факт, до которого еще не дошла очередь опыта”,— так разъясняет автор убеждения Штольца.     Гончаров вводит своих главных героев в любовный конфликт, чтобы самой жизнью испытать, чего стоит каждый из них.

Поэтому героиня “Обломова” должна была явиться незаурядной личностью. В Ольге Ильинской нет ни барских причуд, ни светского кокетства, ничего манерного, сделанного с умыслом для успеха в жизни. Она отличается “красотой и естественной свободой взгляда, слова, поступка”.

В любовных отношениях с такой женщиной оба главных героя Гончарова, Обломов и Штольц, каждый по-своему, терпят поражение. И это обнаруживает несостоятельность авторских иллюзий в оценке каждого из них.

“Золотое”, “честное и верное” сердце Обломова оказывается под сомнением, как и его порядочность, впрочем, этот человек с “глубоким, как колодезь, сердцем” позорно лукавит перед девушкой, ссылаясь на то, что он ее “предупреждал” о своем характере. Ольга понимает, что Обломов “уже давно умер”.     Штольц вновь появляется в романе, чтобы встать на место Ильи Ильича. Показывая парижскую жизнь Штольца с Ольгой, Гончаров хочет раскрыть широту его взглядов, а фактически снижает героя, потому что интересоваться всем — значит ничем не интересоваться всерьез, углубленно, систематически, значит все брать из чужих рук, узнавать с чужих слов. Штольца едва-едва хватало поспевать за томительной торопливостью мысли и воли Ольги. Повествование о жизни с Ольгой Ильинской, которое должно было стать хвалой Штольцу, оказалось, вопреки воле автора, средством разоблачения этого “положительного” героя. В конце романа Штольц представляется мне самоуверенным резонером, и только. Я не верю этому герою, не сумевшему дать счастья любимой женщине, спасти друга. Лишь тенденциозность Гончарова спасает Штольца от полного краха.     Помимо своего желания, автор сумел показать, что вырождается не только старое русское барство, но и добропорядочные предприниматели исторически не могут стать преемниками старого барства, так как они ограниченны, слабы и не способны взять на себя разрешение коренных вопросов национальной жизни.

    Вот и получается, что ни Обломов, ни Штольц не могут вызвать симпатию, каждый по-своему. А вот Ольга Ильинская — это прообраз русской просвещенной женщины, который еще встретится в произведениях многих писателей XIX века.

87600 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Гончаров И.А. / Обломов / Сравнительная характеристика Обломова и Штольца

Источник: http://www.litra.ru/composition/get/coid/00075901184864035294

Сравнительная характеристика Манилова и Собакевича

Николай Васильевич Гоголь — замечательный русский писатель. Его талант сатирика и обличителя крепостного права достиг вершины в поэме «Мертвые души». Писателю удалось создать незабываемую галерею образов крепостников: безответственных и лживых, жадных и беспринципных, неспособных организовать даже свою жизнь, но наделенных властью над крестьянами.

Белинский назвал поэму «истинно национальным произведением». Гоголь сумел показать, что крепостное право калечит не только крестьян, делая из них бессловесных рабов, но и помещиков, превращая их в тунеядцев, живущих за чужой счет. Рассмотрим двух героев поэмы — Манилова и Собакевича, полярно противоположных образа, но объединенных одной общей чертой — они помещики-крепостники.

Манилов — бесплодный мечтатель, рисующий воздушные замки и бесполезные прожекты.

«Глядя с крыльца на двор и пруд, говорил он о том, как бы хорошо было, если бы вдруг от дома провести подземный ход или через пруд выстроить каменный мост, на котором бы были по обеим сторонам лавки, и чтобы в них сидели купцы и продавали разные мелкие товары, нужные для крестьян…» Будто бы видимая забота о собственных крестьянах. Но на самом деле он совершенно не интересуется состоянием дел, никогда не ездит на поля и не вникает в доклады приказчика, просьбы крестьян. Это бесплодный мечтатель, живущий в довольстве и тепле, потому что пользуется природным правом: присваивать труд крепостных. Внешне он даже приятный человек, но, разобравшись в его сущности, понимаешь, что он едва ли не отвратительнее других.

Собакевич — прямая противоположность Манилову, он крепкий хозяин, прекрасно знающий свое имение, ценящий крестьян за их мастеровитость и трудолюбие. Именно Собакевич рассказывает Чичикову о прекрасных мастерах-крестьянах, умеющих печь сложить и экипаж рессорный соорудить не хуже иностранного.

Важно

Но хвалит своих крестьян Собакевич не из человеколюбия, а набивая на них цену. Помещика совершенно не смущает тот факт, что торгует он мертвыми.

Зная цену крестьянам, Собакевич печется о них не ради человеколюбия, он понял свою выгоду: если не разорять крестьян, они приносят большую пользу помещику, и свято соблюдает это правило.

Манилов же только создает видимость культурного человека. Своих сыновей он назвал Фемистоклюсом, в честь греческого полководца, и Алкидом, в честь Геракла. Но это скорее рисовка, чем истинная культура. В его кабинете уже три года лежит книга, раскрытая на одной и той же странице.

На предложение Чичикова продать ему мертвые души Манилов любезно соглашается. Более того, он дарит их, переписывая их собственноручно на красивой бумаге, перевязывая все шелковой лентой. Что это? Глупость? Желание отгородиться от жизни, ее проблем? Скорее всего, и то и другое.

Манилов — пустозвон, порхающий по жизни, старающийся не замечать ее трудностей.

Собакевич же, напротив, прекрасно чувствует наступление «нового времени», когда будут властвовать деньги, большие капиталы, и готовится к этому заранее, чтобы не быть застигнутым врасплох.

При кажущейся разности характеров оба помещика отвратительны автору своей иждивенческой психологией.

Образы, созданные Гоголем, перешагнули то время, для которого писались. Огромная сила сатирического обличения уродства собственнического мира, заключенная в творениях писателя, не потеряла своей актуальности и в наши дни.

Источник: http://velib.com/sochinenie/sravnitelnaja_kharakteristika_manilova_i_sobakevicha/

Сочинение на тему Обломов и Штольц сравнительная характеристика в романе Обломов Гончаров читать бесплатно

Обломов и Штольц сравнительная характеристика

В романе И. А. Гончарова «Обломов» одним из частых приёмов является антитеза. Путём противопоставления автор сравнивает главного героя И. И. Обломова с его другом детства А. И. Штольцем. Первый является настоящим русским барином, а другой – практичным немцем. На протяжении всего романа прослеживаются сходства и различия этих двух героев.

Обломов Илья Ильич – главный герой романа, дворянин, живущий в Петербурге. Он ведёт ленивый образ жизни, любит всё время проводить на своём диване и ничего не делать. Любит только мечтать. Андрей Иванович Штольц – друг детства Ильи Ильича, наполовину русский, наполовину немец. Любит активный образ жизни, всегда находится в действии. Штольц является полным антиподом Обломова.

Различия главных героев просматриваются в первую очередь по детским воспоминаниям. Если И. И. Обломова с детства баловали вниманием и лаской, то А. И. Штольц рос в более строгой педантичной атмосфере под зорким присмотром отца-немца. За Обломова всё делали няни, а мать постоянно опекала его.

Совет

Мать Штольца также беспокоилась за сына, однако отец не давал баловать и растил в строгости и справедливости, был даже немного хладнокровен и равнодушен к сыну, а порой мог надавать ему тумаков за непослушание.

Таким образом, будучи ровесником Обломова, Штольц мог сам постоять за себя и заработать себе капитал.

Другие различия просматривались в отношении к учебе и труду. Обломов с детства не проявлял особого интереса к школе и школьным предметам. Он не понимал, зачем нужны все эти тетрадки, бумаги, книги, чернила. К любому виду деятельности мгновенно охладевал. Такое же отношение было к работе. Штольца приучали к кропотливой учебе и труду уже с детства.

Отец с ним часто сидел за географической картой, мать читала священную историю и учила басням Крылова. Поэтому интерес к учебе и чтению книг у него проснулся довольно рано. А труд в его понимании являлся смыслом существования любого человека. Он не только учился, но и служил, а затем работал, не щадя сил. В перерывах ещё и успевал путешествовать.

Отличалось и отношение главных героев к мыслительной деятельности. Несмотря на то, что Обломов не прикладывал никаких усилий в учебе, он был вовсе не глуп. В его голове часто возникали дельные мысли, но каким-то удивительным образом все время откладывались на потом. Штольц был реалистом до мозга и костей. Он был отъявленным скептиком и боялся мечтать.

Жизненные цели и способы их достижений у героев были также разными. В голове у И. И. Обломова всегда было много идей и целей. Однако ни одна из них не материализовалась.

Его жизнь однообразна и лишена практических целей. Решением любых проблем является переминание с бока на бок. А. И. Штольц остается реалистом во всем.

Он старался всегда твердо идти к цели, жить по бюджету и просто следовать прямо по избранному пути.

см. также:
Другие сочинения по произведению Обломов, Гончаров

Характеристики главных героев произведения Обломов, Гончаров

Краткое содержание Обломов, Гончаров

Краткая биография Ивана Гончарова

Источник: http://www.sdamna5.ru/oblomov_i_shtolz

II. Подведение итогов работы групп экспертами

Домашнее задание

Домашние сочинения по темам:

— Это «ядовитое» слово «обломовщина».

— Есть ли сатира в романе «Обломов»?

— В чем состоит трагедия жизни Обломова?

— Обломов — общечеловеческий тип.

— Обломов и Манилов.

— Ольга Ильинская и Татьяна Ларина.

— «Старое» и «новое» в русской жизни.

— Особенности жанра и композиции романа «Обломов».

Информация для учителя

О письменных работах по роману И. А. Гончарова «Обломов»[21]

В процессе изучения романа Гончарова «Обломов» целесообразно предлагать учащимся небольшие письменные работы, которые, с одной стороны, не займут много учебного времени, а с другой — позволят накопить материал для большого сочинения, еще раз потрудиться над достаточно объемным и сложным текстом романа.

Первая работа— «Жизнь в Обломовке и в воображаемом имении Обломова».

Тема предполагает сравнение двух отрывков: сна Обломова и разговора Обломова и Штольца в 4-й главе 2-й части, перешедшего в спор о двух противоположных системах жизни. Работа выполняется на уроке.

При встрече со Штольцем Обломов рассказывает ему о своих мечтах, о своей идеальной будущей жизни. Вначале он долго отрицает деловую жизнь Петербурга, которую ему навязывает Штольц.

Обратите внимание

Затем, рассказывая о деревне (вот и главная параллель с Обломовкой!), где он будет жить, Обломов «извлекает из воображения давно уже нарисованные картины»; рассказанное им вполне можно считать его настоящей мечтой.

Будущее его место обитания действительно очень похоже на Обломовку: «погода прекрасная, небо синее-пресинее», везде тишина. Жизнь Обломова идет не торопясь, он смакует медленные утренние прогулки по саду, купание, чай.

Прогулки с женой по «бесконечной темной аллее» — тоже неторопливость. Обломов хочет слияния с природой, идет «тихо, задумчиво», «ищет в природе сочувствия». В общем, прав Штольц, сказавший в этом месте, что Обломов — поэт.

Последующее наблюдение за обедом — «стук ножей» точно как в Обломовке; чтение; гости — «все одни и те же лица» говорят о постоянстве этой жизни («так до гробовой доски»). Об Обломовке заставляют вспомнить простота и естественность этой жизни, ее замкнутость.

Однако воображаемое имение — все же не Обломовка. Не такая уж простота эти «ноты, книги, рояль, изящная мебель».

«Идеал женщины Обломова тоже не прост, в нем есть два начала, причем одно из них встретится в Ольге, другое — в Пшеницыной. Сразу же после гуляния жена ждет Обломова на балконе, в блузе и чепце, и дарит ему роскошный поцелуй.

Но тут же: «Чай готов!» Все это уравнивается: «Какой поцелуй! Какой чай!» Потом молчаливые прогулки по аллее и в лодке, чтение. Но нет здесь яркой страсти, которой Обломов боялся, — лишь спокойная любовь.

» (Роман Рубинштейн)

Вторая работа — сравнение Обломовки с городом Калиновом.

У этих двух мест очень много общего: замкнутость, отграниченность от мира, особое течение времени внутри — и одновременно имеются существеннейшие различия.

Связаны они с различным авторским отношением к изображаемой жизни (весьма характерно, что и Обломовка, и Калинов при этом выступают как микромодели русской жизни вообще).

Важно

Если для Островского мир города Калинова страшен и давящ, то для Гончарова в обломовской жизни присутствует большая доля поэзии.

Выполняя письменную работу, ученики находят весьма любопытные детали, делают подчас весьма тонкие наблюдения, которые необходимо обобщить при последующем обсуждении работ.

«Обломовку — это замкнутый идиллический мир, который очень гармоничен. Все, что в нем происходит, является естественным для ее обитателей; здесь протекает спокойная, размеренная, обыденная жизнь. Все, что не принадлежит к этому миру — письмо из города, неизвестный мужик в овраге, — непривычно и чуждо обломовцам.

В этом смысле Обломовка очень похожа на Калинов, только жизнь в ней счастлива, а в Калинове — разрушительна.

Поэтому и конец обоих миров будет разным: замкнутость Обломовки кончится постройкой дороги, связывающей ее с внешним миром, а «начало конца» Калинова, связанное с самоубийством Катерины и реакцией на это народа, свидетельствует о внутреннем разрушении Калинова.

Автор относится к Обломовке со смешанным чувством иронии и восторга перед ее тихой жизнью. Калинов же является и представляется автором миром зла. Но в Калинове жизнь накалена, а в Обломовке она всегда тиха и может скоро наскучить…» (Михаил Кузьмин)

Вариант урока 45. Историко-философский смысл романа «Обломов»

Цели урока: рассмотреть роман в историко-философском аспекте; выявить особенности русского национального характера.

Оборудование урока: репродукции картин, изображающих русскую природу и русских людей: Ф. Васильев «Мокрый луг», А. Венецианов «Спящий пастушок», М. Клодт «На пашне», В. Максимов «Приход колдуна на крестьянскую свадьбу», Ф. Малявин, «Вихрь», Г. Мясоедов «Земство обедает», А. Попов «Утро в деревне», картины И. Левитана «Плес», «Золотая осень», «Вечерний звон», «Над вечным покоем».

Предварительное домашнее задание: выбрать из текста цитаты, иллюстрирующие жизненную философию Обломова и Штольца.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя

— Как вы представляете себе понятия идеальная жизнь и идеальный человек?

— Для чего приходит в этот мир человек, в чем смысл его жизни?

Это вопросы, над которыми размышляет И. А. Гончаров в романе «Обломов». Сложность, многослойность и жанровое своеобразие социально-бытового романа «Обломов» проявились в ироническо-сатирическом и философском характере произведения. Поднимаемые автором проблемы охватывают вопросы истории, национального самосознания и социально-философские искания человека.

Любая эпоха, любой народ ищут свой путь и свои ответы на вопросы предназначения и национальной самоидентификации человека. В романе «Обломов» автор пытается выявить корни национального характера, осмыслить особенности национальных черт и подходов к жизни и ответить на вечные вопросы с позиций русских людей.

На уроке мы вспомним русский фольклор, рассмотрим репродукции картин русских художников, изображающих русскую природу, образ жизни и лица русских людей. Все это не может оставить равнодушным и вызывает в душе широкую гамму чувств. Этим мы приобщаемся к великой истории нашей родины, осознаем свою принадлежность и единство с родной культурой.

II. Аналитическая беседа

— Каким же образом И. А. Гончаров в своем романе показывает особенности национального характера русского человека?

(Представление об идеальных чертах русских людей, об идеальной русской жизни формируется автором во всем тексте романа путем сравнения разных по психологическому складу Обломова и Штольца прежде всего как людей, воплощающих русскую и немецкую национальную культуру.)

— Каким образом характеризуется Штольц? Можно ли сказать, что это русский или что это немец?

(Автор характеризует Штольца как полурусского-полунемца. При этом постоянно акцентирует внимание на его немецких корнях.)

— Автор размышляет о Штольце в духе традиций изображения немцев русской литературой. Каких персонажей-немцев вы помните? Можно ли найти среди них положительного героя?

(Вральман из комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль», гости Андрияна Прохорова в повести «Гробовщик» Германн в «Пиковой даме», Андрей Карлович в «Капитанской дочке» А. С. Пушкина. Трудно найти среди них в полном смысле слова положительного героя.)

— Можно ли сказать, что Штольц — обобщенный образ немца? За счет чего складывается этот образ?

(Да, Штольц — воплотитель обобщенных черт немца. Он складывается из высказываний персонажей романа «Обломов».)

— Кто из персонажей романа делает отзывы о немцах?

(Автор вложил характеристику немцев в уста персонажей, формирующих все свои представления только понаслышке, в готовом виде заимствующих расхожие точки зрения.)

— Как эти персонажи представляют себе немцев?

(По их мнению, немцы — люди скупые, жадные, расчетливые, думающие только о своей выгоде и способные предать во имя нее. Они во всем следуют правилам, строго выполняют все предписания, не отличаются хорошим воспитанием, деликатностью, благородными манерами.)

— Чем отличается взгляд автора на немецкий характер?

(Слова самого автора проникнуты чувством уважения: он говорит о «дельности» и «педантической строгости» немцев.)

Комментарий учителя.

Совет

А вот как характеризует литературовед Уте Данненманн Штольца: «В этом романе герою, ленивому и ничем не интересующемуся русскому барину, противопоставляется немец Штольц. Это подвижный, деятельный, рассудительный человек.

Он, получивший строгое, трудовое и практичное воспитание от отца-немца, честолюбив, целеустремлен и энергичен. Для него… важен рациональный подход к жизни, ему чужды страсти… Немец в романе организован, трудолюбив, экономен, серьезно относится к своему делу, педантичен.

В сознании русского общества такое представление превращается в штамп».

— Что еще, кроме типичных черт немецкого характера мы увидели в образе Штольца?

— Является ли образ Обломова набором типичных черт русского человека?

(Нет и Штольц и Обломов — настоящие люди, воплощающие общечеловеческие стремления. Герои наделены только самыми существенными чертами национального характера: в Обломове это леность, пассивность, погруженность в сон, в Штольце — деятельность, решительность.)

— Почему автор тесно переплетает судьбы Обломова и Штольца?

(Обломов и Штольц были необходимы друг другу для раскрытия как национальных типов, так и образов, представлений и подходов к решению общечеловеческих, философских вопросов бытия. В этом они дополняют друг друга. Эти образы — контрастны.)

— Что было бы, если человек соединял в себе черты обоих героев?

(Это и есть замысел автора — показать совершенного человека, тип личности, который бы получился, если соединить в одном человеке душевную глубину и чуткость, искренность и непосредственность Обломова и волю, собранность, целеустремленность Штольца.)

— Возможно ли это?

(Нет. Ведь природа человека — несовершенна. Именно это и показывает автор финалом романа. Человек есть таков, как есть. Возможно обогащение, развитие способностей, имманентных личности любого, но соединение противоположных, взаимоисключающих черт, изменение характера саморазвития — невозможно.)

— Насколько глубоко в историю формирования русского национального характера уходят корни обломовского образа?

(В образе Обломова легко угадываются черты, сближающие его с образами героев русских сказок. Обломов бесхитростен и простодушен, как Иванушка-дурачок, ленив и доверчив, как Емеля.)

— Каким образом автор доносит мысль о том, что в каждом из героев есть положительные моменты?

(Это реализуется введением в роман образа Ольги, впитавшей в себя что-то от каждого героя, и за счет этого сумевший раскрыться.)

— Каково восприятие мира Обломовым с позиций фольклора?

(Обломов в детстве впитавший сказочное восприятие окружающего мира, в зрелом возрасте пытается создать в своем окружении особый мир. Его представление о жизни базируется на существовании законов сказочного добра и зла, а сам он отождествлял себя с героями сказок и легенд.)

— Как сопоставление с героями сказок обогащает читательское понимание образа Обломова?

(Обломов наделен чертой сказочного героя — верой в возможность чуда. Он внутреннее готов и ждет этого чуда. Это добавляет образу ленивого и неспособного к созиданию Обломова особое обаяние и симпатию.)

— О чем мечтает Обломов? Как эти мечты характеризуют героя?

(Учащиеся ищут соответствующие отрывки в тексте романа.)



Источник: https://infopedia.su/1x9f9a.html

Ссылка на основную публикацию