Образ и характеристика агафьи пшеницыной в романе обломов гончаров сочинение

Характеристика образа Пшеницыной Агафьи Матвеевны — Сочинение по произведению И. А. Гончарова «Обломов»

Пшеницына Агафья Матвеевна — вдова чиновника, оставшаяся с двумя детьми, сестра Ивана Матвеевича Мухоярова, кума Тарантьева. Именно Тарантьев поселяет Обломова, вынужденного искать новую квартиру, в домике П. на Выборгской стороне.

«Ей было лет тридцать. Она была очень бела и полна в лице, так что румянец, кажется, не мог пробиться сквозь щеки.

Бровей у нее почти совсем не было, а были на их местах две немного будто припухлые, лоснящиеся полосы, с редкими светлыми волосами.

Глаза серовато-простодушные, как и все выражение лица; руки белые, но жесткие, с выступившими наружу крупными узлами синих жил». П. неразговорчива и привыкла жить, не задумываясь ни над чем: «Лицо ее принимало дельное и заботливое выражение, даже тупость пропадала, когда она заговаривала о знакомом ей предмете.

Обратите внимание

На всякий же вопрос, не касавшийся какой-нибудь положительной известной ей цели, она отвечала усмешкой и молчанием». А ее усмешка была не более чем форма, прикрывавшая незнание предмета: не ведая, что она должна сделать, привыкшая, что все решает «братец», только в умелом ведении дома достигла П. совершенства.

Все остальное годами и десятилетиями проходило мимо неразвитого ума. Почти сразу после переезда Обломова на Выборгскую сторону П. начинает вызывать у Ильи Ильича некий интерес, который можно расценить как чисто эротический (постоянно привлекающие внимание Обломова круглые белые локти хозяйки).

Но разгадка ждет в конце романа, когда незадолго до смерти Илье Ильичу снится сон, где мать, указывая ему на П., шепчет: «Милитриса Кирбитьевна».

Она называет имя его мечты, навеянной Илье Ильичу в раннем детстве няниными сказками. Образ П. никогда не вызывал у критиков романа особенного интереса: натура грубая, примитивная, на которую привыкли смотреть лишь глазами Штольца, как на ужасную женщину, символизирующую глубину падения Ильи Ильича.

Но не случайно Гончаров дает этой простой женщине имя, близкое имени его горячо любимой матери — Авдотьи Матвеевны Гончаровой, купеческой вдовы, на протяжении многих лет прожившей в одном доме с крестным Гончарова, дворянином Н. Н. Трегубо-вым, который воспитал ее сыновей и дал им образование. П.

находится в постоянном движении, в отличие от Обломо-ва осознавая, что «работа всегда есть» и именно она является подлинным содержанием жизни, а вовсе не наказанием, как считали в Обломовке.

Ее беспрестанно мелькающие локти привлекают внимание Обломова не только красотой, но и не до конца осознаваемой им активностью героини. Внешне П. воспринимается неким перпетуум-мобиле, без мысли, без проблеска чувства, «братец» называет ее не иначе как «корова» или «лошадь», видя в сестре только даровую рабочую силу.

«Ее хоть ударь, хоть обними — все ухмыляется, как лошадь на овес», — говорит он о ней куму Тарантьеву, готовясь по совету последнего выследить отношения П. с Обломовым и стребовать с Ильи Ильича деньги «за бесчестие».

Постепенно, по мере того как Обломов понимает, что стремиться ему больше некуда, что именно здесь, в домике на Выборгской стороне, обрел он вожделенный строй жизни родной Обломовки, в судьбе самой П. происходит серьезнейшая внутренняя перемена.

Важно

В постоянных трудах по устроению и обиха-живанью дома, в хлопотах по хозяйству находит она смысл своего существования. В П. начало пробуждаться нечто неведомое ей прежде: тревоги, проблески размышлений.

Иными словами — любовь, все более и более глубокая, чистая, искренняя, не умеющая выразить себя словами, но проявляющаяся в том, что П. хорошо знает и умеет: в заботе о столе и одежде Обломова, в молитвах о его здравии, в сидении по ночам у постели больного Ильи Ильича.

«Все ее хозяйство… получило новый, живой смысл: покой и удобство Ильи Ильича.

Прежде она видела в этом обязанность, теперь это стало ее наслаждением. Она стала жить по-своему полно и разнообразно… Она как будто вдруг перешла в другую веру и стала исповедовать ее, не рассуждая, что это за вера, какие догматы в ней, а слепо повинуясь ее законам». Обломов для П. человек из другого мира: прежде она никогда таких людей не видела.

Зная о том, что где-то живут барыни и барины, она воспринимала их жизнь примерно так же, как Обломов слушал в детстве сказку о Милитрисе Кирбитьевне.

Встреча с Обломовым послужила импульсом к перерождению, но сам виновник этого процесса «не понимал, как глубоко пустило корни это значение и какую неожиданную победу он сделал над сердцем хозяйки… И чувство П.

, такое нормальное, естественное, бескорыстное, оставалось тайною для Обломова, для окружавших ее и для нее самой». Обломов «сближался с Агафьей Матвеевной — как будто подвигался к огню, от которого становится все теплее и теплее, но которого любить нельзя».

П. является единственным абсолютно бескорыстным и решительным человеком в окружении Обломова.

Не вникая ни в какие сложности, она делает то, что необходимо в данный момент: закладывает собственные жемчуг и серебро, готова занять деньги у родни покойного мужа, только чтобы Обломов не чувствовал ни в чем недостатка. Когда интриги Мухоярова и Тарантьева достигают пика, П.

решительно отрекается и от «братца», и от «кума». Посвятив себя заботам об Обломове, П. живет так полно и многообразно, как никогда прежде не жила, а ее избранник начинает чувствовать себя словно в родной Обломовке: «…

Совет

он тихо и постепенно укладывался в простой и широкий гроб остального своего существования, сделанный собственными руками, как старцы пустынные, которые, отворотясь от жизни, копают себе могилу». У П. и Обломова рождается сын.

Понимая разницу между этим ребенком и детьми от первого мужа, П. после смерти Ильи Ильича безропотно отдает его на воспитание Штольцам. Смерть Обломова вносит в существование П.

новую краску — она вдова помещика, барина, чем постоянно попрекают ее «братец» и его жена.

И хотя образ жизни П.

ни в чем не изменился (она по-прежнему прислуживает семье Мухоярова), в ней портоянно пульсирует мысль о том, что «проиграла и просияла ее жизнь, что Бог вложил в ее жизнь душу и вынул опять… теперь уж она знала, зачем она жила и что жила не напрасно… На всю жизнь ее разлились лучи, тихий свет от пролетевших, как одно мгновение, семи лет, и нечего ей было желать больше, некуда идти». Бескорыстие П. дано понять в финале романа и Штольцу: ей не нужны его отчеты в управлении имением, как не нужны и доходы от Обломовки, приведенной Штольцем в порядок.

Свет жизни П. угас вместе с Ильей Ильичом.

Источник: http://sochbox.com/xarakteristika-obraza-pshenicynoj-agafi-matveevny-sochinenie-po-proizvedeniyu-i-a-goncharova-oblomov/

Образ Агафьи Пшеницыной в романе “Обломов”

Введение Особенности образа Агафьи в “Обломове” Разрушительна ли любовь Пшеницыной? Заключение

Введение

В романе ” Обломов ” Гончаров изобразил два противопоставляемых и совершенно разных женских образа – Ольги Ильинской и Агафьи Пшеницыной.

И если Ольга с самого выхода произведения в свет привлекала критиков своей активной позицией, непрерывным саморазвитием и внутренней красотой, то Агафья получала неоправданное осуждение как современников, так и потомков писателя.

Однако образ Пшеницыной в “Обломове” обладает не меньшей глубиной, чем образ Ильинской, ведь именно с по сюжету романа ней Илья Ильич обрел свое долгожданное, хотя и иллюзорное счастье.

На важность Агафьи в системе персонажей романа также указывает и то, что прототипом героини была родная мать Гончарова

– Авдотья Матвеевна, такая же добрая, верующая и всем своим естеством своим направленная на заботу о семье.

Пшеницына привлекает своей истинно русской красотой: полными локтями, пышными формами, которые могли бы послужить живописцу или скульптору натурой для шедевра, серовато-простодушными глазами и ярким румянцем на полных щеках.
Она – словно идеал русской женщины-крестьянки, сошедший с картин художников.

Особенности образа Агафьи в “Обломове”

Характеристика Пшеницыной в романе “Обломов”, как, впрочем, и остальных персонажей, неоднозначна.

С одной стороны автор изображает перед читателями простую необразованную женщину, интересы которой ограничиваются хозяйством, кухней и общением со слугами и продавцами продовольствия.

У нее словно нет собственного мнения, внутреннего стержня и сильной воли – для Агафьи мнение брата, а затем и Обломова, заменяет ее собственное и она начинает жить другим человеком, всецело отдавая себя ему. На любой вопрос,

Обратите внимание

который касался далекой для нее сферы жизни, женщина отвечала усмешкой либо молчанием – они были для нее принятой формой, за которыми Пшеницына прикрывала свою неосведомленность и необразованность.

С другой же стороны, Агафья изображается Гончаровым как некое подобие светлого ангела, оберегающего своего возлюбленного каких-либо невзгод, огорчений и печалей. Пшеницына – прекрасная хозяйка, добрая, скромная, тихая и глубоко верующая женщина, однако не скорее не в христианском, а истинно православном понимании.

Для Агафьи основным счастьем в жизни становится благополучие Обломова, ради которого она и продолжает жить, по сути, принеся себя в жертву другому человеку, его идеалам и представлениям о счастье. Но именно эта жертвенность и посвящение себя другому являются для героини истинным счастьем, позволяя ее женской природе раскрыться и найти смысл своей жизни.

Примечательно, что из всех персонажей только Пшеницына обретает истинное, не иллюзорное счастье, тогда как ни Штольц с его расчетом, ни Ольга с ее высокими требованиями к возлюбленным, ни мечтательный Обломов не обретают его либо не живут им в полной мере.

Гончаров словно подводит читателя к парадоксу: умные, образованные, успешные в обществе и карьере люди уступают перед простой верующей женщиной, живущей всеохватывающим чувством любви.

Разрушительна ли любовь Пшеницыной?

Отношения Обломова и Пшеницыной становятся для героя после разрыва с Ольгой тихой гаванью, обретением спокойствия, умиротворения и того “обломовского” счастья, о котором он мечтал многие годы. Агафья окружила его заботой и любовью, беспрекословно выполняя все его пожелания и готовая на все ради мужа.

Ее любовь была основана не на дружбе или уважении к Обломову, а на полном его обожании, чуть ли не обоготворении.

Женщина любила его не за что-то (как это было в отношениях с Ольгой, которая любила в Обломове только определенные черты, не принимая другие), а просто за то, что может быть рядом с мужем и чувствовать его благодарность за ее заботу.

Важно

По мнению литературных критиков, характер любви Пшеницыной может иметь разное оттеночное определение в зависимости от того, как читатель относится к Обломову и в чем видит смысл его жизни.

Если рассматривать Илью Ильича как прообраз истинного русского человека, того мифического “Емели”, который сидит на печи и ждет прорыва, способного перевернуть его жизнь, то, конечно, любовь Агафьи – отрицательное явление в жизни героя.

Умиротворяющая, псевдосчастливая атмосфера “обломовщины” и бездействия, царящая в доме Пшеницыной, и становится причиной быстрой кончины героя, который отказывается даже выполнять рекомендации врача, все сильнее погружаясь в иллюзорный, прекрасный мир мечтаний и полудремы.

Однако Обломов может рассматриваться и как типичный человек, обыватель, которому на самом деле чужды стремления и необходимость постоянно развиваться, присущие Штольцу и Ольге, а близки привычные семейные ценности, рутинные спокойствие и благополучие. В таком случае Агафья является той самой женщиной, о которой Обломов всегда мечтал, а ее любовь становится целебным бальзамом для измученного после отношений с Ольгой героя.

Заключение

Агафья Матвеевна Пшеницына в романе “Обломов” – самый добрый и по-христиански любящий персонаж. Несмотря на ее простоту и необразованность, женщина является носителем бесконечно нежного, всеохватывающего и не требующего ничего взамен чувства, ставшего основным смыслом ее жизни.

В конце произведения автор не делает окончательных выводов по поводу образа Агафьи, но очевидно, что для Гончарова она является привлекательным и бесспорно положительным персонажем, введенным в роман для контраста с постоянно что-то ищущими внутри себя или в окружающем мире Обломовым, Штольцем и Ольгой.

(Пока оценок нет)

Источник: https://ege-essay.ru/obraz-agafi-pshenicynoj-v-romane-oblomov/

Объяснение Обломова с Агафьей Матвеевной Пшеницыной (анализ эпизода из 1-ой главы IV части романа И.А. Гончарова «Обломов»)

    Роман И.А. Гончарова «Обломов» можно назвать повествованием о русском национальном характере, размышлением о русской душе. Что для русского человека главное в жизни? В чем смысл его существования? Что повлияло на формирование его характера? 

    В романе автор раздумывает над этими вечными вопросами на примере жизни главного героя произведения, Ильи Ильича Обломова. Он сознательно выбирает полное бездействие, лежание на диване, духовное и физическое угасание.

Почему? Ведь изначально Обломов умен, довольно образован, обладает прекрасными душевными качествами. У героя, по определению его друга Штольца, «золотое сердце». Но Обломов совершенно не приспособлен к современной ему, «холодной» жизни.

Идеал Ильи Ильича – Обломовка его детства, спокойная, бездеятельная, окутывающая теплом и уютом. Все это герой нашел в доме на Выборгской стороне, у Агафьи Матвеевны Пшеницыной.

    В 1-ой главе IV части романа повествуется о возникновении отношений между Обломовым и Пшеницыной. После болезни Илья Ильич постепенно приходил в себя, мечтал о поездке в Обломовку, где дела потихоньку налаживались. Там герой думал найти покой и уединение. Но, наблюдая за жизнью в доме, за хозяйством Агафьи Матвеевны, герою становилось так уютно и хорошо, что он не спешил с отъездом. 

    Пшеницына была великолепной хозяйкой, «хозяйственная часть» в ее доме процветала. За Ильей Ильичом ухаживали наилучшим образом. Его никто не беспокоил, в своих мыслях герой был предоставлен самому себе. 

    Постепенно Обломов начал все больше сближаться с Агафьей Тимофеевной. Хозяйка дома тоже привязалась и полюбила Илью Ильича, даже не подозревая об этом. Просто «она с некоторых пор стала сама не своя». Свое чувство Пшеницына проявляла, как умела — она полностью взяла на себя заботу об Обломове.

Совет

Если обед Ильи Ильича не удавался, хозяйка, вся в слезах, гневно распекала прислугу. Если герой надолго задерживался в гостях, Агафья Матвеевна не могла уснуть, все прислушивалась, не скрипнут ли ворота.

А уж когда Обломов заболел, Пшеницына ночи напролет дежурила у его постели, приходила в ярость от малейшего шума в доме, исступленно молила Бога о здравии Ильи Ильича. 

Читайте также:  Сочинение по пьесе островского гроза рассуждение

    Любовь преобразила Агафью Матвеевну. Ее повседневный труд приобрел «новый, живой смысл: покой и удобство Ильи Ильича. Прежде она видела в этом обязанность, теперь это стало ее наслаждением. Она стала жить по-своему полно и разнообразно».

    Пшеницына не задумывалась о своем чувстве: «Она как будто вдруг перешла в другую веру и стала исповедовать ее, не рассуждая…, а слепо повинуясь ее законам». Агафья Тимофеевна чувствовала, что Обломов – совсем другой человек, не такой, как ее умерший муж или братец.

Илья Ильич – барин, «глядит…на всех и на все так смело и свободно, как будто требует покорности себе». Холеный и изнеженный, он говорит красиво и умно.

Илья Ильич очень добр и мягок, «дотронется до руки – как бархат…» Словом, Обломов, по мнению Агафьи Тимофеевны, был замечательный и не любить его было нельзя.

    Илья Ильич совсем не догадывался о чувствах хозяйки к нему. Он считал, что ее заботливость и теплота так же присущи ей, как и домовитость, хозяйственность, работоспособность.

«В вечно двигающихся локтях,…во всезнании всех домашних удобств» Агафьи Тимофеевны воплощался для Обломова идеал его детства, его родная Обломовка.

Под покровительством Пшеницыной герой чувствовал, что «есть в доме вечно ходящее…и промышляющее око и непокладные руки, которые…обошьют, накормят, напоят, оденут и обуют и спать положат, а при смерти…закроют… глаза…»

Обратите внимание

    Илья Ильич каждый день все больше сближался хозяйкой. Его чувство к ней было спокойно и уютно. Обломову было приятно посидеть рядом с Пшеницыной, наблюдая за ее работой, пошутить с ней, поиграть с ее детьми.

Но и без Агафьи Тимофеевны он не чувствовал тоски или скуки, «у него не было ни опухоли у сердца, ни разу он не волновался тревогой…, что она подумает о нем, что сказать ей, как отвечать на ее вопрос, как она взглянет, — ничего, ничего».

    Признавая превосходство Обломова, Агафья Тимофеевна никогда ни в чем не упрекала барина, не предъявляла к нему никаких требований. Что бы Илья Ильич ни делал, все хорошо, все так, как нужно. Поэтому герой не испытывал никаких сомнений, терзаний, уколов совести за свою бездеятельность, неиспользованные возможности. Обломов наслаждался покойной жизнью, ничего больше не желая.

    В один прекрасный момент между героями произошло некое подобие объяснения. Обломов намекнул Пшеницыной о своей симпатии к ней и пытался ее поцеловать.

Невозмутимая Агафья Тимофеевна и бровью не повела: конечно, она любит Обломова, как и всех остальных людей, а поцеловаться можно будет на Пасху. Романтическое мгновение тут же перешло в бытовое.

Разговор героев свелся на хозяйственные дела, повседневные заботы.

    Илья Ильич пригласил Пшеницыну жить вместе с ним в Обломовке. На это героиня ответила: «Здесь родились, век жили, здесь и умереть надо». И мы понимаем, что герой тоже уже никогда не вернется в Обломовку, потому что он нашел ее здесь, под крылом своей хозяйки Агафьи Тимофеевны.

    Таким образом, проанализировав данную главу, становится ясно, что не умственная, а комфортная душевная жизнь привлекают Обломова больше всего. Он страшится жизненных волнений, терзаний, упреков совести, — в общем, любого неспокойствия. 

    Мирная, сонная жизнь в атмосфере любви, доброты, заботы и довольства – вот предел мечтаний героя. Все это он нашел в доме Агафьи Тимофеевны Пшеницыной.

Источник: http://reshebnik5-11.ru/sochineniya/goncharov-i-a/oblomov/2464-oblomov-5

Агафья Пшеницына

Роман «Обломов», принадлежащий перу Ивана Александровича Гончарова, представляет читателю разносторонних действующих лиц. Женские образы в произведении – полные противоположности.

Ольга Ильинская и Агафья Пшеницына – антиподы. Литературоведы отмечают жизненную позицию Ольги, стремление к самосовершенствованию и постоянному развитию.

Внутренняя красота героини в произведении противопоставлена мещанской любви к дому и семье Агафьи Пшеницыной.

Иван Гончаров

Агафья снискала отрицательные отзывы современников писателя и публики, которая впоследствии знакомилась с романом.

Важно

Пшеницына близка главному герою по духу, но симпатии аудитории всегда оказывались на стороне Ильинской. При этом образ второго персонажа не менее глубок и многогранен.

Иллюзорное счастье и любовь, которые стремился обрести Илья Обломов, настигли его в браке с Агафьей.

Биография и сюжет

Агафья Матвеевна Пшеницына – вдова чиновника и незаконная супруга главного героя. Характеристика персонажа начинается с внешнего описания. С виду ей было не более 30 лет. Фигура отличалась полнотой и белизной кожи.

Лицо не выделялось ничем примечательным: брови невзрачны, глаза малопривлекательны, выражение не отображало эмоций. Только руки женщины выдавали ее склонность к труду. До момента появления Обломова ее жизнь была однообразна и лишена ярких событий.

Домохозяйка не обладала образованием, талантами или интересами. Главной ценностью являлся дом, который она содержала безукоризненно.

Илья Обломов и Агафья Пшеницына

Агафья фанатично вела хозяйственные дела, понимая, что работа всегда найдется. Ее активность не давала скучать и тратить время попусту. Характер героини и самоотверженная преданность идеалам пробудили в Обломове любовь. Став квартирантом, Илья Ильич продемонстрировал, как может влиять на женскую натуру.

Леность не стала препятствием для того, чтобы зародилась новая история любви. Пшеницына преобразилась. Она не просто стала вдумчивой, но и старалась всячески угодить возлюбленному. Одежда Обломова всегда была чиста, стол накрыт в соответствии с его пожеланиями, а в моменты болезни Ильи Агафья Матвеевна не отходила от постели больного.

Агафья Пшеницына у кровати умирающего Обломова

Автор писал, что с появлением любви в жизни Пшеницыной все хозяйство, как организм, обрело новый смысл жизни.

Специфика образа Агафьи Пшеницыной заключается в том, что она оказывается единственным решительным и бескорыстным человеком среди знакомых Обломова.

Героиня готова на жертвы, чтобы выручить мужа: закладывает драгоценности, берет в долг у семьи покойного супруга, разрывает связи с братом, который пытается вовлечь Обломова в интриги.

В союзе Пшеницыной и Обломова рождается сын. Мальчик не похож на других детей Агафьи Матвеевны. Ему не место в семье и, понимая это, после смерти Обломова ребенка передают на воспитание Штольцу.

Андрей Штольц

Любовь женщины не нуждалась в материальных подкреплениях и не требовала изменений личности Ильи Ильича. Он был лучшим мужчиной для нее. Связь между героями строилась не на вымышленных привязанностях, а на осознанной схожести характеров и мировоззрения.

Гончаров, описывая героиню, представляет двойственный образ. Это недалекая женщина без амбиций и интересов, круг общения которой – слуги и торговцы. Безвольный персонаж, готовый прожить чужую жизнь в отсутствие собственных идеалов и амбиций.

С другой стороны, Пшеницына предстает спасителем в ситуации, в которой оказался главный герой. Это тихая хозяйственная особа, старающаяся скрыть безграмотность, верующая домашняя женщина, оберегающая покой Обломова.

Способная на жертвы, она отдает себя всю, проявляя природную женственность и обретая счастье от возможности быть рядом с любимым человеком.

Ольга Ильинская и Агафья Пшеницына

Отношения с Агафьей Матвеевной становятся для Обломова лечебным бальзамом после перипетий связи с Ильинской. Он получает долгожданные умиротворение и гармонию. Его боготворят и любят вопреки натуре и привычкам.

Совет

Персонаж Пшеницыной, в зависимости от восприятия главного героя произведения читателем, вызывает разные чувства. Обломов-лентяй провоцирует появление отрицательного образа Агафьи, потворствующей его недостаткам. Обломов-обыватель, не ищущий движения и развития, счастлив с Агафьей.

Для простого мещанского бытия Пшеницына оказывается подходящей пассией.

Сравнение Пшеницыной и Ильинской показывает, что первая – персонаж, демонстрирующий христианскую любовь. Задаваясь вопросом, почему оказалась для Обломова ближе не смелая Ольга, а тихая Агафья, легко получить ответ:

Истязаемая потребностями сущность Обломова чувствовала себя в неге и обожании комфортно. Герой, не способный на борьбу, оказался расположен к простому пути существования.

Актрисы

Роль Агафьи Матвеевны в кинокартинах исполняли разноплановые артистки. В одноименной ленте 1965 года роль последней любви Обломова исполнила Тамара Алешина.

Главной ролью в карьере актрисы стал персонаж фильма «Небесный тихоход» – Маша Светлова. Внешность исполнительницы располагала к назначению на роль.

Режиссер Александр Белинский сделал ставку на драматическое дарование артистки театральной сцены, благодаря чему образ получился глубоким и достоверным.

Тамара Алешина в роли Пшеницыной

В 1966 году итальянский кинорежиссер Клаудио Фино выпустил проект под названием «OBLOMOV». Роль Агафьи Пшеницыной досталась Пине Чеи. Артистка известна исполнением заглавных женских ролей в проектах по классической литературе.

Актриса Пина Чеи

В 1972 году советские постановщики Оскар Ремез и Галина Холопова взялись за экранизацию романа. Образ Агафьи Пшеницыной воплотила Марина Кузнецова.

Марина Кузнецова в роли Пшеницыной

Актрисы, исполнявшие роль названной супруги Обломова, отличались приятными, но типичными чертами лица. Это соответствовало описанию героини в романе.

Тонкий нюанс режиссерского замысла подчеркивал идею Гончарова о том, что для Обломова Пшеницына не была простой домохозяйкой.

Она была скорее ангелом-хранителем, взявшим на себя ответственность за чужую жизнь и благополучие.

Интересные факты

  • Агафья Пшеницына – не случайный персонаж в романе. Его прототипом выступает образ, придуманный автором для изображения матери Обломова. Авдотья Матвеевна, как и Агафья, имеет старорусское имя и аналогичное отчество. Верующая и добрая женщина олицетворяла заботу о своем сыне и доме.
  • Несмотря на желание трактовать персонаж Пшеницыной как отрицательный, примечательно, что он описан в традициях русской красоты. Полная женщина, хранящая семейный очаг, – символ плодородия русской земли и всего, что привлекает Обломова в родной стране.
  • Система образов в романе любопытна: два противопоставленных друг другу мужчины и две женщины обретают счастье, основанное на схожести характеров. Образованные интеллигенты находят друг друга, руководствуясь амбициями и стремлениями. Их счастье кажется наигранным и неполноценным. В то же время простые обыватели обретают спокойствие и гармонию в семье, где царит уважение друг к другу.

Фото

Источник: https://24smi.org/person/1308-agafia-pshenitsyna.html

Образ и характеристика Агафьи Пшеницыной в романе И. Гончарова «Обломов»

Меню статьи:

Образ Агафьи Матвеевны Пшеницыной в романе Ивана Гончарова «Обломов» принято считать второстепенным, однако, если вдуматься глубже, начинаешь понимать, насколько важную роль она играет в произведении.

Эта женщина входит в жизнь Ильи Ильича тихо и незаметно и становится для него добрым ангелом. Благодаря ей герой почувствовал себя счастливым, и пусть это счастье было в какой-то степени иллюзией, последние годы жизни с Агафьей Илья Ильич прожил хорошо и ладно. Чтобы понять намерения и стремления этой простой, но доброй женщины, нужно ознакомиться с ее характеристикой.

Агафья Пшеницына – вдова с двумя детьми

Со страниц романа мы узнаем, что Агафья Пшеницына осталась вдовой с двумя детьми – восьмилетним Ваней и шестилетней Машей. Ее прежним мужем был коллежский секретарь Пшеницын, к которому женщина не испытывала особенных чувств.

Агафья не отличается умом

Приземленная и туповатая Агафья Пшеницына – это полная противоположность стремящейся к саморазвитию Ольги Ильинской. Все интересы женщины сводятся к тому, чтобы вкусно накормить Обломова и остальных домочадцев, чисто убрать дом и двор.

Агафья не посещает театр, не интересуется искусством, ум героини ограничен, у нее не получается воспринимать то, что выходит за рамки привычного понимания: “…Она тупо слушала, ровно мигая глазами…” На любой вопрос, касающийся далекой для нее сферы, женщина отвечала улыбкой или молчанием, за которыми старалась спрятать свою необразованность и неосведомленность.
Однако, если эта женщина заговаривала о знакомом предмете, пропадала даже тупость.

Отличительная черта Агафьи – хозяйственность

И на кухне, где она чувствует себя как рыба в воде, и на огороде, и в доме эта женщина трудится непокладая рук. Ни одного незаштопанного носка, всегда выглаженная и зашитая одежда, умело помолотый и сваренный кофе, превосходная выпечка, вкусная еда, чисто убранные комнаты – все это характеризует Агафью Матвеевну как отличную, даже гениальную хозяйку.

Складывается впечатление, что эта женщина никогда не отдыхает. К тому же она – большая аккуратистка. «Агафья Матвеевна — сама опрятность!» – с восторгом отзывается о ней Обломов при разговоре с Андреем Штольцем.

Дом Агафьи Пшеницыной

В Петербурге на Выборгской стороне находится старый домик с большим огородом, который принадлежит Агафье Пшеницыной.

Здесь, несмотря на маленькие комнаты с низким потолком и старыми окнами, всегда царит идеальный порядок.

«По стенам жались простые, под орех, стулья; под зеркалом стоял ломберный стол; на окнах теснились горшки с еранью и бархатцами и висели четыре клетки с чижами и канарейками…”

Обстановка на кухне Агафьи Пшеницыной говорит о том, что она – настоящая хозяйка. Здесь «есть все, что только может понадобиться в хозяйстве.

Обратите внимание

На кухне была большая и небольшая посуда, круглые и овальные блюда, соусники, чашки, груды тарелок, чугунные, медные и глиняные горшки. Кладовка Агафьи была полна разных продуктов.

Чего здесь только ни было – и сыр, и масло, и мясо, и сахар, и грибы, и орехи, и сметана, и яйца, а также многие другие продукты.

Четыре из всех комнат занимает заселившийся в дом Обломов, в двух непарадных живет Агафья с детьми и наверху дома обитает брат хозяйки – чиновник Мухояров.

Агафья и Обломов

Когда Илья Ильич Обломов появился в жизни Агафьи Матвеевны, она потекла по другому руслу. Совместное хозяйство сблизило этих героев. У Пшеницыной появился тот, ради кого можно жить, отдавая свои способности и умения и наслаждаясь ответной благодарностью.

«Все в доме Пшеницыной дышало таким обилием и полнотой хозяйства, какой не бывало и прежде, когда Агафья Матвеевна жила одним домом с братцем». «Прежде она видела в этом обязанность, теперь это стало ее наслаждением.

Она стала жить по-своему полно и разнообразно» – характеризует автор героиню с этой стороны.

Но только Обломов начал выздоравливать, «она опять пополнела, опять хозяйство ее пошло живо, бодро, весело, с маленьким оригинальным оттенком».

Простодушная женщина, Агафья даже не знала, что полюбила Обломова, она не отдавала отчет своим чувствам, просто жила для этого дорогого сердцу человека. И была счастлива. Отношения Агафьи и Ильи Ильича, развиваясь, постепенно переросли в брак.

Обломов женился на Пшеницыной, и у супругов родился совместный сын, Андрюша. Жизнь текла мирно и тихо, по-обломовски, но вдруг в их уютный дом постучалась беда.

Читайте также:  Анализ произведения толстого юность

Агафья после смерти Обломова

К большому сожалению, счастье Агафьи и Ильи продлилось недолго. Обломов умер, и жизнь Пшеницыной будто остановилась. Безутешная вдова постоянно плакала и молилась в церкви.

Автор описывает этот период времени так: «…Вон она, в темном платье, в черном шерстяном платке на шее, ходит из комнаты в кухню, как тень, по прежнему отворяет и затворяет шкафы, шьет, гладит кружева, но тихо, без энергии, говорит будто нехотя, тихим голосом…” Единственной радостью для женщины стал сын Андрюша, но и его отдала она на попечение Штольца, ведь такова была воля покойного мужа.

Героиня романа была уверена, что поступила правильно, ведь считала, что младшему сыну не место среди черни, ведь он – «барчонок». «Вот он какой беленький, словно наливной» – восхищалась Агафья.

Важно

А что же со взрослыми детьми? Может, они стали для несчастной матери утешением? Но нет.

Сын и дочь пошли по жизни каждый своим путем: Ваня окончил «курс науки» и поступил на службу, а Маша вышла замуж за смотрителя казенного дома.

После смерти Обломова полгода несчастная Агафья прожила в одном доме с Анисьей и Захаром, убиваясь горем. Она поняла, что «засветилось в ней солнце и померкло опять».

И только когда, приезжая к Штольцам, видела сына, заливалась горькими слезами, и Ольга, проникаясь болью бедной женщины, плакала с ней. Несчастная Агафья, которая испытала, что такое любовь, но потеряла дорогого человека навсегда.

Увы, так случается, порой судьба преподносит горькие уроки. Но все-таки надо жить, вопреки всему.

Отзывы о героине романа

Агафья Пшеницына, на мой взгляд, противоречивый персонаж романа.

С одной стороны, она простая, даже недалекая женщина, не обладающая высоким интеллектом, не проявляющая интереса ни к культуре, ни к искусству, но с другой – сколько доброты и заботы проявляет она к любимому человеку, как ухаживает за ним во время болезни, как самоотверженно любит и отдает себя ему.

Это настоящая русская женщина, с добрым сердцем и замечательными намерениями. Жаль, в ее жизнь внезапно ворвалось горе и разрушило то хрупкое счастье, которому Агафья радовалась и которое, как могла, старалась беречь. Мне искренне жаль героиню романа «Обломов» – Агафью Пшеницыну.

«Сердце обливается слезами, когда я читаю, как тяжело перенесла Агафья смерть своего второго мужа – самого дорогого и любимого человека. И почему счастье так кратковременно? Но таковым был замысел автора, ведь в этом сюжете скрыт глубокий смысл. Только жаль, что похожие ситуации происходят и в реальной жизни».

Источник: https://r-book.club/russian-classics/ivan-goncharov/oblomov-agafya-pshenicyna.html

Женские образы в романе и. а. гончарова «обломов»

Критики отмечают, что И. А. Гончаров- «художник чистый и независимый, художник по призванию и по всей ценности того, что им сделано. Он реалист, но его реализм постоянно согрет глубокой поэзией…

» Думается, что это высказывание вполне справедливо и для всей системы образов в романе «Обломов», и для женских образов в частности. Особенно интересны Ольга Ильинская и Агафья Матвеевна, Эти женщины сыграли значительную роль в жизни главного героя произведения.

Можно сказать, что они воплощают в себе два идеала, два представления о женщине.

Ольга — это то светлое, радостное, что было в жизни Ильи Ильича Обломова. Без нее, без ее драмы читатели не могли бы понять героя. Ильинская — натура необыкновенно глубокая, тонкая.

Именно Ольга смогла увидеть прекрасные качества Обломова, осознать, что он «озаряется через любовь». Отнюдь не случайно образ Ольги Ильинской привлекал внимание критиков. Так, Н. А.

Добролюбов подчеркивал, что «Ольга по своему развитию представляет высший идеал, какой только может теперь русский художник вызвать из теперешней русской жизни».

Ильинская не только ясный, светлый, чуткий человек, но и чрезвычайно цельная натура, поражающая гармонией «сердца и воли». На протяжении всего произведения она верна себе. Познакомившись с Обломовым, полюбив его, Ольга искренне старается изменить его существование, пробудить его к жизни.

Героиня весьма своеобразна, мнения людей о ней иногда диаметрально противоположны. То что одним кажется достоинством, другие считают чуть ли не недостатком. Так, Андрей Штольц «говорил с ней охотнее и чаще, нежели с другими женщинами, потому что она, хотя и бессознательно, шла простым, природным путем жизни. Ни жеманства, ни кокетства, …

ни умысла!» А чуть позже автор отмечает, что некоторые считали ее простой, недалекой, неглубокой, потому что не сыпались с языка ее ни мудреные сентенции о жизни, … ни вычитанные или подслушанные суждения о музыке и литературе…» Вероятно, именно эти качества привлекли Илью Ильича к Ольге.

Совет

Под ее влиянием он оживает, даже способен совершать поступки, которые для него — почти подвиг. Обломов уже не лежит после обеда, выезжает с Ольгой в театр, обсуждает с ней книги. Но чем ближе решающий момент, тем менее способен на него герой. Он отказывается от ее любви во имя ее же счастья. Ольга соединяет свою судьбу с Андреем Штольцем.

Именно отношение к Ильинской показывает, насколько различны Илья Обломов и Штольц. Если Обломов уверен, что она та любящая женщина, которая способна создать безмятежную жизнь, то Штольц пытается развить ее ум, воспитать в ней деятельное начало. Однако Ольга Ильинская глубже, умнее, тоньше, чем люди, окружающие ее.

Отнюдь не случайно в финале романа она осознает, что ее деятельная жизнь со Штольцем, вероятно, не менее пуста и бесполезна, чем жизнь Обломова.

Мне кажется, что Агафья Матвеевна Пшеницына — воплощение иного идеала женщины. В жизни главного героя романа «Обломов» она сыграла не менее значительную роль, чем Ольга. На первый взгляд эта женщина — полная противоположность Ильинской. Простая, не очень образованная, Агафья Матвеевна знала лишь жизнь, полную самых обыденных забот.

Но в ней, как и в Ольге, была способность понимать, сочувствовать и заботиться. Илья Обломов поразил ее не только тем, что «он барин) он сияет, он блещет», но и тем, что он добр, мягко! Пшеницына «молча приняла на себя обязанности отношении к Обломову».

Она совершенно искренне заботится о нем, хранит его покой, не пытается что либо в нем менять. Она счастлива уже тем, что может служить Илье Ильичу. Для Обломова же Агафья Матвеевна — «идеал того необозримого, как океан,  ненарушимого покоя жизни, картина которого неизгладимо легла на его душу в детстве…

» Илья Ильич не испытывает столь бурных чувств, «не рвался душой на высоту, на подвиги», но ему необычайно спокойно, уютно с этой женщиной. Можно сказать, что герой обрел свое счастье. Он будто вновь вернулся  милую Обломовку, ему не надо ни о чем волноваться, ни о чем заботиться.

Однако, вероятно, он не забыл высокого чувства, которое на миг осветило его жизнь. Отнюдь не случайно он просит Штольца ни чего не рассказывать Ольге Ильинской о его теперешней жизни.

Агафья Матвеевна лишь в заботах об Илье Ильиче обрела настоящую жизнь: «она жила и чувствовала, что жила полно, как прежде никогда не жила…» Она молила бога, «продлить веку Илье Ильичу», думая только о его покое и удобствах.

Многие критики считали, что этот образ является отрицательным, что Пшеницына- олицетворение пошлости и обыденности жизни. Но в ней есть и самопожертвования, и искренность и доброта. Она освещает жизнь Обломова, пусть иначе, чем Ольга Ильинская.

Хотя свет этот неярок, но не будь его, во что превратилось бы существование Ильи Ильича на Выборгской стороне, вдали и от Штольца, и от Ольги! После смерти обожаемого Ильи Ильича Агафья Матвеевна с особой нежностью заботится об Андрюше, соглашается отдать его на воспитание Штольцу, понимая, что «там его настоящее место». Она делает это из любви к сыну, в память о его отце.

Думается, что именно образ Агафьи Матвеевны послужил источником, например, для героини чеховского рассказа «Душечка». Основной чертой характера Пшеницыной является вечная способность к незаметной, ничего не требующей любви.

Обратите внимание

Ольга Ильинская и Агафья Пшеницына, по-видимому, и объединены тем, что способны освещать жизнь других людей, дарить им любовь. Но эти женщины значительно отличаются друг от друга.

Если Ольга — поэзия жизни, человек, идущий вперед, жаждущий нового, то Агафья Матвеевна — милый сердцу многих покой, воплощение нерушимости самого уклада существования.

И. А. Гончарову удалось создать не только реалистические, но и яркие, психологически верные женские образы. Во многом этим обусловлена счастливая литературная судьба произведения.

Источник: http://sochinenya.ru/iagoncharov/14-oblomov/75-ytfop

Любовь в жизни Обломова. Обломов и Агафья Пшеницына

Автор: Гончаров И.А.

Отношения между Обломовым и Агафьей Пшеницыной были дружеские. Обломов видел, что хозяйка участвует в его делах, и предложил ей заняться всеми заботами о его продовольствии, тем самым избавляя барина от хлопот. Агафья согласилась, она была даже рада, что Обломов сделал ей такое предложение. Поэтому они жили одной дружной семьей.

После расставания Ольги и Обломова, Агафья стала сама не своя, бранила Акулину и Анисью, если они сделают что-то не так, как надо. Потом, на следующий день, сама сходит и проверит, так ли сделали что-либо девушки.

Когда Обломов уезжал куда-нибудь и долго не возвращался, она могла всю ночь не сомкнуть глаз, «ворочаться с боку на бок» и креститься. А когда что-либо застучит на улице, она могла подбежать к окошку и посмотреть, не он ли это идет.

Когда Обломов болел, она никого не пускала к нему в комнату, а сама с ним сидела и лечила его, даже когда ребятишки начнут шуметь, она будет на них браниться и ругать.

Внешне Агафья менялась, когда менялось отношение Обломова к ней. Когда он был молчалив и мрачен, она становилась другой – задумчивой, грустной, она худеет и бледнеет. А когда он веселый и добрый, хозяйка меняется на глазах, и вся жизнь становится такой же бодрой и размеренной.

Агафья Матвеевна раньше почти никогда не видела таких людей, как Обломов, скорее всего он и понравился ей потому, что не был из ее круга, и им не приходилось никогда встречаться. Она сравнивает его с покойным мужем и с Тарантьевым, но он, по ее мнению, совершенно другой человек, у него другие движения, позы, фразы, он будто сияет спокойствием, красотой и добротой.

Агафья скрывала свои чувства ото всех, не могла пококетничать с Обломовым, невидимая рука держала все тайны Пшеницыной в ее душе.

Важно

Но Обломов относился к ней иначе, она напоминала ему картину детства, деревню Обломовку. Она внушала ему спокойствие и умиротворенность, он мог бесконечно лежать на диване и наблюдать за ее белыми локтями, когда она что-нибудь вышивала.

Он был благодарен ей за все: за то, что она простегала ему все подушки и одеяла, за ее радушный прием, за заботу, за то, что она напоминала ему его детство, за то, что она угадывала его желания. «Он каждый день все более дружился с хозяйкой: о любви и в ум ему не приходило», вернее о любви, которую он испытывал к Ольге.

Может, он любил Агафья, но эти чувства были дружеские, она стала ему матушкой. Его удовлетворяло и то, что она ухаживает за ним, лелеет, такую жизнь он видел в своих мечтах.

Женившись на Агафье, Обломов не поменял своего отношения к ней, он также с дружеской признательностью благодарил ее, ведь она внесла в его душу спокойствие и умиротворенность, чего он так долго искал. Казалось, он опять вернулся в Обломовку, где жители отделились от внешнего мира, где царит тишина и вечный сон, который окутывает и оставляет в своих объятиях Обломова.

Источник: http://MirZnanii.com/a/357938/lyubov-v-zhizni-oblomova-oblomov-i-agafya-pshenitsyna

Женские образы в романе И. А. Гончарова «Обломов»

Роман И. А. Гончарова «Обломов» согрет двумя ис­ториями любви: Ольги Ильинской и Агафьи Матвеев­ны Пшеницыной.

Знакомство Ильи Ильича с Ольгой перевернуло всю его жизнь. Эта девушка — деятельная, страстная натура — много сделала для спасения Обломова от его лени и апатии. Образом этой героини И. А. Гончаров решал проблему равенства женщины. Эта целеуст­ремленная, волевая девушка стоит в ряду лучших ге­роинь русской литературы.

Автор подчеркивает простоту и естественность своей героини: «… В редкой девице встретишь такую простоту и естественную свободу взгляда, слова, поступка. У ней никогда не прочтешь в глазах: «Теперь я подожму немного губу и задумаюсь – я так недурна». Взгляну туда и испугаюсь, слегка вскрикну, сейчас подбегут ко мне.

Сяду у фортепьяно и выставлю чуть-чуть кончик ноги»… Ни жеманства, ни кокетства, никакой лжи, никакой мишуры, ни умысла!».

Внешность ее тоже не была примечательной: «Ольга в строгом смысле не была красавица, то есть не было ни белизны в ней, ни яркого колорита щек и губ, и глаза не горели лучами внутреннего огня; ни кораллов на губах, ни жемчугу во рту не было, ни миньятюрных рук… Но если б ее обратить в статую, она была бы статуя грации и гармонии.

Несколько высокому росту строго отвечала величина головы, величине головы – овал и размеры лица; все это в свою очередь гармонировало с плечами, плечи – со станом… Но образовал чуть заметно выпуклую, грациозную линию; губы тонкие и большею частью сжатые: признак непрерывно устремленной но что-нибудь мысли.

То же присутствие говорящей мысли светилось в зорком, всегда бодром ничего не пропускающем взгляде темных, серо-голубых глаз. Брови придавали особенную красоту глазам: они не были дугообразны, не округляли глаз двумя тоненькими, нащипанными пальцем ниточками – нет, это были две русые, пушистые, почти прямые полоски, которые редко лежали симметрично: одна на линию была выше другой, от этого над бровью лежала маленькая складка, в которой как будто что-то говорило, будто там покоилась мысль. 

Ходила Ольга с наклоненной немного вперед головой, так стройна, благородно покоившейся на тонкой гордой шее; двигалась всем телом ровно, шагая легко, почти неуловимо…»

Совет

Несмотря на такую непосредственность героини отношение к ней в обществе было неоднозначным: «…глядя на нее, самые любезные из молодых людей были неразговорчивы, не зная, что и как сказать ей

Читайте также:  Сочинение про байкал (на русском языке) 2, 3, 5, 6 класс

Одни считали ее простой, недальней, неглубокой потому что не сыпались с языка ее ни мудрые сентен­ции о жизни, о любви, ни быстрые, неожиданные и смелые реплики, ни вычитанные или подслушанные суждения о музыке и литературе: говорила она мало и то свое, неважное — и ее обходили умные и бойкие «кавалеры»; небойкие, напротив, считали ее слиш­ком мудреной и немного боялись»'.

Зато Ольгу ценил Штольц, и именно ей он доверил своего друга Обломова. Ольга, стремясь к активной деятельности, желая принести пользу людям, свобод­ная от личных стремлений, с энтузиазмом взялась «пробуждать» Обломова от его вечной спячки.

Ей нра­вилось устремлять на него любопытный взгляд, «доб­родушно уязвлять его насмешками над лежанием над ленью, над неловкостью… У ней, в умненькой го­ловке, развился уже подробный план… она мечтала как «прикажет» ему прочесть книги…

потом читать каждый день газеты и рассказывать ей новости, пи­сать письма в деревню, дописывать план устройства имении, приготовиться ехать заграницу…»

Девушке нравилось сознавать себя властной над Обломовым: «И все это чудо сделает она, такая роб­кая, молчаливая, которой до сих пор никто не слу­шался, которая еще не начала жить! Она — виновни­ца такого превращения!.. Она даже вздрагивала от гордого, радостного трепета; считала это уроком, назначенным свыше».

И ей удается пробудить Обломова к жизни Если раньше мы видели его в засаленном халате, постоянно лежащим на диване, обрюзгшим не по летам, то после знакомства с Ольгой его образ жизни резко изменился: «Встает он в семь часов, читает, носит куда-то кни­ги. На лице ни сна, ни усталости, ни скуки.

На нем появились даже краски, в глазах блеск, что-то вроде отваги или по крайней мере самоуверенности Халата не видать на нем… Обломов сидит с книгой или пишет в домашнем пальто; на шее надета легкая косынка-воротнички рубашки выпущены на галстук и бле­стят, как снег.

Обратите внимание

Выходит он в сюртуке, прекрасно сши­том, в щегольской шляпе… Он весел, напевает…»

Но изменился не только Обломов. Изменилась и Ольга: постоянно общаясь с Ильей Ильичом, она влюбляется.

«Она любит меня, в ней играет чувство ко мне. Воз­можно ли? Она обо мне мечтает; для меня пела она так страстно…» — такие мысли пробудили в Обломове гордость за себя. Но одновременно рождается мысль о том, что такого не может быть: «Любить меня, смеш­ного, с сонным взглядом, с дряблыми щеками…»

Но Обломов, как в прежней своей службе и увлече­ниях, и в любви также не настойчив и не уверен в себе Стоило ему предположить, что Ольга равнодушна к нему, как он снова готов погрузиться в прежнюю спячку: «Нет, это тяжело, скучно! — заключил он. — Переду на Выборгскую сторону, буду читать, буду за­ниматься, читать, уеду в Обломовку… один! — приба­вил потом с глубоким унынием. — Без нее! Прощай, мои рай, мой светлый, тихий идеал жизни!»

Он не пошел ни на четвертый, ни на пятый день; не читал, не писал, отправился было погулять, вышел на пыльную дорогу, дальше надо в гору идти.

«Вот охота тащиться в жар!» — сказал он сам себе, зевнул и воротился, лег на диван и заснул тяжелым сном, как, бывало, сыпал в Гороховой улице, в запы­ленной комнате, с опущенными шторами».

Постепенно их взаимоотношения определились: «любовь делалась строже, взыскательнее, стала превращаться в какую-то обязанность, явились взаим­ные права». Но вместе с тем оставалось и прежнее про­тивостояние: «… она перешла к деспотическому про­явлению воли, отважно напоминала ему цель жизни и обязанностей и строго требовала движения, беспре­станно вызывала наружу его ум…

И он бился, ломал голову, изворачивался, чтоб не упасть тяжело в глазах ее…

Иногда только соберется он зевнуть, откроет рот — его поражает ее изумленный взгляд: он мгновенно сомкнет рот, так что зубы стукнут. Она преследовала малейшую тень сонливости даже у него на лице…

Еще сильнее, нежели от упреков, просыпалась в нем бодрость, когда он замечал, что от его усталости уставала и она, делалась небрежною, холодною. Тогда в нем появлялась лихорадка жизни, сил, деятельно­сти…»

Наконец Обломов приходит к мысли, что любовь Ольги к нему — ошибка, «… это только приготовление к любви, опыт, а он — субъект, который подвернулся первый, немного сносный, для опыта, по случаю…» Илья Ильич честно доносит свою мысль до Ольги в письме, заодно прощаясь с ней.

Важно

Но и это испытание Ольга выдержала, сумев разобраться и в своих чувст­вах, и в чувствах Обломова.

После объяснения в аллее наступило время безоблачного счастья, но Ольга ино­гда «впадала в тягостную задумчивость: что-то холод­ное, как змея, вползало в сердце, отрезвляло ее от меч­ты, и теплый, сказочный мир любви превращался в какой-то осенний день…

Она искала, отчего происходит эта неполнота, не­удовлетворенность счастья? Чего недостает ей? Что еще нужно?..

Что ж за дело, что не на всякий взгляд ее он отвеча­ет понятным взглядом, что не звучит иногда в его голосе, что ей как будто уже звучало однажды, не то во сне, не то наяву…»

А что же Обломов? А он «… не учился любви, он за­сыпал в своей сладостной дремоте… По временам он начинал веровать в постоянную безоблачность жиз­ни, и ему опять снилась Обломовка…

» А если мы вспомним разговор Ильи Ильича со Штольцем, то увидим тот идеальный образ спутницы жизни, кото­рый рисуется в его воображении: «… Кругом его само­го резвятся его малютки, лезут к нему на колени, ве­шаются на шею; за самоваром сидит…

царица всего окружающего, его божество… женщина! жена!.. По­том, обняв жену за талию, углубиться с ней в беско­нечную, темную аллею; идти с ней тихо, задумчиво, молча или думать вслух, мечтать, считать минуты счастья как биение пульса; слушать, как сердце бьет­ся и замирает…

» Мы видим, что идеал будущей жизни Обломова — созерцательный. Это та же Обломовка, но с нотами, книгами, роялем и изящной мебелью.

Как заметил Р. Рубинштейн, в идеале женщины, жены Обломова «два начала, причем одно из них встретиться в Ольге, другое — в Пшеницыной. Сразу же после гуляния жена ждет Обломова на балконе, в блузе и чепце, и дарит ему роскошный поцелуй. Но тут же: «Чай готов!»… нет здесь яркой страсти, кото­рой Обломов боялся, — лишь спокойная любовь».

Не думаю, что Ольгу устроил бы тот образ жизни, который виделся Обломову. Да он до женитьбы дело так и не довел. Даже те «странные» взгляды на него (как на жениха) со стороны гостей Ильинских наво­дят на него ужас.

Совет

Обломов беспокоится о репутации Ольги, боится скомпрометировать ее, понимая при этом, что он должен сделать предложение.

Ругая За­хара за то, что тот распространяет слухи о предстоя­щей женитьбе, Обломов описывает ему все те сложно­сти, которые связаны с этим шагом и… сам ужасается!

Безденежье, неустроенность имения, долги — все это представляется неразрешимым Илье Ильичу и поро­ждает уже другие мысли: «Господи! Зачем она любит меня? Зачем я люблю ее? Зачем мы встретились?.. И что это за жизнь, все волнения да тревоги! Когда же будет мирное счастье, покой?» Он «все доискивался… такого существования, которое было бы исполнено со­держания, и текло бы тихо, день за днем.

, капля по ка­пле, в немом созерцании природы и тихих, едва пол­зущих явлениях семейной, мирно-хлопотливой жиз­ни. Ему не хотелось воображать ее широкой, шумно несущейся рекой, с кипучими волнами, как вообра­жал ее Штольц».

Поэтому Обломов избегает встреч с Ольгой, незаметно возвращаясь к своему прежнему образу жизни, но теперь уже на Выборгской стороне, в доме Агафьи Матвеевны Пшеницыной; Ольга пони­мает, что ошиблась в Обломове, что ни сейчас, ни че­рез год он не устроит свои дела, и расстается с ним: «… Я думала, что я оживлю тебя, что ты можешь еще жить для меня, — а ты уж давно умер…

Камень бы ожил от того, что я сделала… Я узнала недавно толь­ко, что я любила в тебе, что я хотела, чтоб было в тебе, что указал мне Штольц, что мы выдумали с ним. Я любила будущего Обломова!»

Агафья Матвеевна Пшеницына — полная противо­положность Ольге. «Ей было лет тридцать. Она была очень бела и полна в лице, так что румянец, кажется, не мог пробиться сквозь щеки. Бровей у ней почти со­всем не было, а были на их местах две немного будто припухлые, лоснящиеся полосы, с редкими светлыми волосами.

Глаза серовато-простодушные, как и все выражение лица; руки белые, но жесткие, с высту­пившими наружу крупными узлами синих жил». Не­далекая, она находит счастье в хлопотах по дому, за­боте о детях и… Обломове. Она — воплощение той «об­ломовской»   жены-хозяйки,  одно  из  начал  мечты Ильи Ильича: « Она все за работой, все что-нибудь гла­дит, толчет, трет…

» Получив в свои руки еще и хозяй­ство Обломова, «Агафья Матвеевна выросла… и жизнь закипела и потекла рекой».

«Постепенная осадка дна морского, осыпанье гор, наносный ил, с прибавкой легких вулканических взрывов — все это совершилось всего более в судьбе Агафьи Матвеевны, и никто, всего менее она сама, не замечал это» — так пишет автор о зародившемся лю­бовном чувстве к Обломову этой героини.

Хлопоты ее — это уже не просто заботы хозяйки о жильце.

Она бурно переживает неудавшееся блюдо, не спит, если Илья Ильич задержался в театре или засиделся у Ива­на Герасимовича, просиживает ночи напролет у его постели, когда Обломов сделался болен; похудела и сделалась «точно каменная», когда Обломов всю зиму «был мрачен, едва говорил с ней, не заглядывал к ней».

Обратите внимание

Причину любви Агафьи Матвеевны автор видит в том, что Илья Ильич не был похож на тех людей, кото­рых эта женщина видела прежде. «Илья Ильич ходит не так, как ходил ее покойный муж,., глядит он на всех и на все так смело и свободно, как будто требует покорности себе. Лицо у него не грубое, не краснова­тое, а белое, нежное; руки не похожи на руки братца…

Белье носит тонкое, меняет его каждый день, моется душистым мылом, ногти чистит — весь он так хорош, так чист, может ничего не делать и не делает… Он ба­рин, он сияет, блещет! Притом он так добр: как мягко он ходит, делает движения… И глядит он и говорит так же мягко, с такой добротой… ». Теперь «все ее хо­зяйство, толченье, глаженье, просеванье и т. п.

— все это получило новый, живой смысл: покой и удобство Ильи Ильича».

А Обломов с присущим ему «барским» эгоизмом как должное воспринимал заботы о нем хозяйки и «не понимал,.. какую неожиданную победу он сделал над сердцем хозяйки». «Его отношения к ней были гораз­до проще: для него в Агафье Матвеевне, в ее вечно дви­жущихся локтях,.

, во всезнании всех домашних и хо­зяйственных удобств воплощался идеал того необо­зримого как океан и ненарушимого покоя жизни, картина которого неизгладимо легла на его душу в детстве, под отеческой кровлей».

Ему нравилось шу­тить с этой женщиной, смотреть на нее, но не было скучно, если он не видал ее. «Тоски, бессонных ночей, сладких и горьких слез — ничего не испытал он». Живя у Пшеницыной, «…

у него не рождается ника­ких самолюбивых желаний, позывов, стремлений на подвиги, мучительных терзаний о том, что уходит время, что гибнут его силы, что ничего не сделал он, ни зла, ни добра, что празден он и не живет, а прозяба­ет».

Именно к такой жизни всегда стремился наш ге­рой и, наверное, именно такая женщина нужна ему была после «воспитания» его требовательной Ольгой. Обломову не нужно было переживать о том, что поду­мает о нем Агафья Матвеевна, «… что сказать ей, как отвечать на ее вопросы, как она взглянет…»

Весь смысл жизни для Агафьи Матвеевны настоль­ко стал заключаться в Обломове, что в трудный период (когда все доходы уходили за долги братцу) она пере­живает не из-за своих детей, а о том, «… как вдруг ба­рин…

станет кушать вместо спаржи репу с маслом, вместо рябчиков баранину, вместо гатчинских форе­лей, янтарной осетрины — соленого судака, может быть, студень из лавочки…» Автор с неприкрытой иро­нией повествует о том, как Агафья Матвеевна решает­ся поехать к мужниной родне, чтобы взять у них денег.

Важно

Она твердо уверена, что «они сейчас дадут, как узнают, что это для Ильи Ильича. Если б это было ей на кофе, на чай, детям на платье, на башмаки или на другие по­добные прихоти,… а то на крайнюю нужду, дозарезу: спаржи Илье Ильичу купить, рябчиков на жаркое, он любит французский горошек…

» Получив отказ, она решается заложить жемчуг, полученный в приданое, потом серебро, салоп… В лице Агафьи Матвеевны Об­ломов обрел свое счастье: «Вглядываясь, вдумываясь в свой быт..

, он, наконец, решил, что ему некуда больше идти, нечего искать, что идеал его жизни осуществил­ся, хотя без поэзии, без тех лучей, которыми некогда воображение рисовало ему барское, широкое и беспеч­ное течение жизни…» После смерти Обломова жизнь Агафьи Матвеевны потеряла всякий смысл: «Она по­няла, что проиграла и просияла ее жизнь, что бог вло­жил в ее жизнь душу и вынул опять; что засветилось в ней солнце и померкло навсегда…»

И Ольга Ильинская, и Агафья Матвеевна очень много сделали для Обломова. Но нельзя думать (при всей кажущейся бездеятельности Ильи Ильича), что он только брал. Он духовно обогатил Ольгу, помог ей повзрослеть, подготовил к будущим отношениям с Андреем; своим существованием Обломов составил тихое счастье Агафьи Матвеевны.

Источник: http://5litra.ru/soch/187-zhenskie-obrazy-v-romane-i-a-goncharova-oblomov.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector