Образ и характеристика доктора старцева в рассказе чехова ионыч

Образ и характеристика Дмитрия Ионыча Старцева в рассказе «Ионыч»: описание внешности и характера, этапы жизни в цитатах

Художник С. Алимов

Ионыч является главным героем одноименного рассказа «Ионыч» великого русского писателя А. П. Чехова.

В этой статье представлен цитатный образ и характеристика Дмитрия Ионыча Старцева в рассказе «Ионыч»: описание внешности и характера героя, этапы жизни в цитатах.

Смотрите: 
Краткое содержание рассказа
Все материалы по рассказу «Ионыч»

Полное имя главного героя — Дмитрий Ионыч Старцев:
По профессии Старцев является доктором. Он служит земским врачом в селе Дялиж недалеко от губернского города С.:
По происхождению Старцев является сыном дьячка.

Судя по всему, он вырос в простой бедной семье:
Дмитрий Ионыч — добрый, благородный и умный человек, «лучший из людей», по мнению Екатерины Ивановны:Доктор Старцев — интеллигентный человек, по мнению жителей города:
Дмитрий Ионыч — трудолюбивый человек:

Ниже представлено описание этапов жизни Дмитрия Ионыча Старцева. Этапы условно носят следующие названия:

  • Доктор Старцев в начале службы
  • Доктор Старцев спустя 4 года после разрыва
  • Доктор Старцев еще несколько лет спустя

Доктор Старцев в начале службы

В начале службы земским доктором Старцев живет бедно. У него нет своих лошадей, поэтому он ходит пешком:
Молодой доктор Старцев интересуется литературой и искусством:

В начале карьеры Старцев любит говорить о своей работе:

Молодой доктор Старцев безгранично и страстно влюбляется в Екатерину Ивановну Туркину.

Он делает ей предложение, но получает отказ:
Отработав год земским врачом, Старцев наконец заводит себе пару лошадей и кучера:



Доктор Старцев спустя 4 года после разрыва  Спустя 4 года после разрыва с Екатериной Ивановной Старцев уже является востребованным врачом, у него много клиентов («большая практика»). От обеспеченной жизни господин Старцев полнеет.

Теперь он уже ездит на тройке лошадей: У доктора Старцева нет друзей. Он ни с кем не сходится близко:
Жизнь Старцева проходит тускло:
Спустя 4 года после разрыва Старцев и Екатерина Ивановна вновь встречаются. Девушка раскаивается и пытается сблизиться со Старцевым. Но он больше не хочет быть с ней.

Обратите внимание

В конце концов он перестает ездить к Туркиным и отношения прекращаются:Старцев остается доволен, что не женился на Екатерине Ивановне:

Доктор Старцев еще несколько лет спустя Теперь доктора Старцева все зовут просто Ионычем: Ионыч становится еще полнее:
Разбогатев, Ионыч покупает себе имение и два дома:

По вечерам Ионыч любит считать деньги, полученные им за день от пациентов:

Характер Ионыча меняется в худшую сторону.

Теперь он обычно сердится и кричит на пациентов:
Ионыч ведет одинокую жизнь и ничем не интересуется:
Любовь к Екатерине Ивановне остается единственным радостным событием за всю время жизни в Дялиже.

Это был цитатный образ и характеристика Дмитрия Ионыча Старцева в рассказе «Ионыч» Чехова: описание внешности и характера героя, этапы жизни в цитатах.

Смотрите: Все материалы по рассказу «Ионыч»

Источник: http://www.literaturus.ru/2016/12/dmitrij-ionych-starcev-obraz-harakteristika-jetapy-zhizni.html

Образ доктора Старцева в рассказе Чехова «Ионыч»

Отчего-то в большинстве случаев А.П. Чехов воспринимается читателем как гениальный комедиограф, в то время как комедийных произведений в его творчестве очень и очень немного. Куда больше творчеству классика соответствуют слова «драматург», «новеллист» — трагик.

В своих рассказах писатель часто оставляет своих героев «у разбитого корыта» с той лишь разницей, что некоторым из них он даёт шанс на спасение себя и собственной жизни. К сожалению, главный герой рассказа «Ионыч», одной из частей «Маленькой трилогии», такой возможности не получил.

Но почему?

Подобно таким титанам русской литературы «золотого века» как Л.Н. Толстой и Ф.М. Достоевский, Антон Павлович стремился изучить психологию человеческой жизни, суть и сущность его бытия.

Но если уже упомянутым «титанам» объём их произведений позволяли пространно анализировать волнующие их проблемы, распластывая душу героя перед читателем, точно лягушку на анатомическом столе, то Чехову приходилось изобретать новые, крайне лаконичные формы психологизма.

Да и его герои есть люди обыкновенные, не исключительные. Сам классик посвятил себя изучению нравственного движения так называемого обыденного сознания. И писатель пришёл к выводу, что в некоторых случаях это движение происходит, а в некоторых — нет.

Этим и объясняется то, как безжалостно Чехов уничтожает господина Старцева, превратившегося в человека, уничижительно называемого просто «Ионыч».

Чехов на страницах рассказа старательно боролся с «пошлостью пошлого человека». Именно поэтому для него так важна тема отказа от полноценности человеческой жизни. В рассказе «Ионыч» Чехов рассуждает о том, что может привести к нравственному разложению личности.

В самом начале произведения Дмитрий Ионыч предстаёт перед читателем человеком деятельным, трудолюбивым, самоотверженным. Пусть автор не даёт описания его внешности, кажется, будто это сильный, полнокровный человек, стремящийся «светить другим, сгорая самому».

Он много ходит пешком и не гонится за прибылью. В городе его очень уважают, ценят, им восхищаются. Доктор живёт полноценной жизнью, полной новых открытий и впечатлений. Однако чем больше этот человек вливается в обыденное общество, скучное и безынтересное, тем больше его захлёстывают тоска, отчаяние.

В его душе поселяется гнилостное семя разложения — и Дмитрий Старцев начинает превращаться в Ионыча. Человек, призванный служить людям, начинает… служить самому себе. Неспроста Чехов показывает нам сцену на кладбище, служащую переломным моментом в жизни доктора.

Важно

Именно там человек понимает, что его засасывает в болото, в трясину обыденности, «футлярности».

Уже в следующих сценах читатель видит, что Старцева куда больше волнует прагматическая сторона жизни, нежели духовная, нравственная, религиозная. Он, например, размышляет, дадут ли за Котика большое приданое. Именно из-за прагматических убеждений доктор так быстро находит утешение после отказа Катерины Ивановны в азартных играх, чревоугодничестве и алчности.

Физическим проявлением деградации Ионыча становится его полнота. Он жиреет, кажется всё более и более бесформенным. Он ищет утешения в низменных, никчёмных удовольствиях — играх, покупках, прибыли. Ионыча не интересует духовная сторона жизни. В своём грехопадении он отказывается от традиционных нравственных категорий, отворачивается от Бога — и лишает свою душу возможности спастись.

В литературе 19 века принято обращаться к теме «маленького человека». Дмитрий Ионыч Старцев — один из представителей этой плеяды литературных героев. Однако у Гоголя и Пушкина, например, «маленький человек» — это несчастный персонаж, измученное существо, не имеющее возможности изменить общество, в котором живёт.

Однако «маленький человек» борется с судьбой, он противостоит целому миру — и неизменно погибает. Так, например, Акакий Акакиевич отбирает шинель у своего обидчика, а пушкинский Евгений бунтует против самого Медного Всадника. Общество погубило героев, но они остались нравственно чистыми и, как ни странно, сильными.

А что же Ионыч? Этот человек, оказавшийся в угнетающей среде, всего-навсего покорился ей, позволил выплыть самым худшим своим чувствам, привычкам. Его гибель есть внутреннее гниение его нравственности, своего рода самоубийство. Причём Ионыч убивает не своё тело — он убивает бессмертную душу в тот самый миг, как презирает Бога.

Именно таким отношением к теме «маленького человека» отличается А. П. Чехов. Заполонивший русскую литературу низменный герой у него больше не является объектом жалости и сострадания. Это бесхребетное, жестокое, безликое существо, серая масса, которая определяет, как правильно и как неправильно жить.

Такие «маленькие люди» не собираются расти нравственно — им хочется загнать целый мир в рамки своей «футлярности». Несмотря на то, что у них исчезло раболепие, они не сумели «выдавить из себя раба». Их низость компенсируется бесконечной мстительностью всему, что выше их в этом мире. «Маленький человек» — враг общества, а не его жертва.

Именно поэтому так трагичен и омерзителен финал чеховского рассказа «Ионыч».

Источник: http://sochinyalka.ru/2017/01/obraz-doktora-starceva-v-rasskaze-chehova-ionych.html

Ионыч харктеристика, Анализ рассказа Ионыч | Инфошкола

30 Январь 2013       админ      Главная страница » Критика      Просмотров:   12929

Удивительная вещь — классика! Перечитывая произведения мастеров слова на новом этапе своей жизни, не перестаешь удивляться тому, что заново открывается в процессе чтения. Примером могут стать рассказы Чехова.

Они дают возможность оценить нынешнее время, критерии, которыми определяются жизненные интересы, действия, когда материальные ценности берут верх над духовностью, когда ради наживы человек не жалеет даже себя самого. Особенно интересен в этом плане рассказ «Ионыч».  Написан он в 90-е годы XIX века.

В это десятилетие в творчестве Чехова все слышнее мотивы движения, перемен.

Совет

Герои Чехова испытываются причастностью к жизни, своей способностью услышать время, понять вопросы времени, определяются качеством мечты и способами ее реализации. Но ведь все это проблемы и нашего времени. Поэтому подходы к изучению рассказа -Ионыч», пониманию сути главного героя могут быть разными.

Если каждое художественное произведение мы оцениваем с позиции единства содержания и формы, то, говоря о содержании, можно поставить следующую цель: проследить, как человек, поднимаясь по ступеням вверх по лестнице материального благополучия, еще быстрее катится вниз к моральному опустошению; проследить, как меняется его отношение к людям; увидеть картины падения человека, чтобы не повторять его ошибок.

Сегодняшняя жизнь дает очень много конкретных примеров подобной деградации. До этого рассказа мы видели, как Чехов осуждал паразитизм, жизнь за чужой счет, считая, что этот образ жизни уродует душу человека, ведет к духовной смерти.

А в рассказе -Ионыч» ситуация иная: человек работает, не жалея себя, забыв про отдых, но все это он делает ради наживы. Такой образ жизни и мыслей тоже ведет к духовной смерти, к оскудению личности.

 Рассказ состоит из пяти глав, и каждая из них раскрывает новый этап в жизни героя по имени Дмитрий Ионыч Старцев — в первых главах и по прозвищу Ионыч — в последней.

События излагаются в хронологической последовательности, их разделяют незначительные сроки, но за эти маленькие промежутки времени происходят большие перемены в жизни и облике героя.

Сюжет развивается тем быстрее, что фон (город С. и семейство Туркиных), на котором развертывается действие, остается совершенно неподвижным от начала до конца.

Время идет, а жизнь в доме Туркиных стоит, как заколдованная, точно время минует их.

Уже в первой главе настораживает замечание автора о главном герое, что он поддается общему увлечению, оценивая мастерство Котика.

Обратите внимание

Кажется, ничто пока еще не предвещает краха, но это слово невольно обращает на себя внимание, как другие замечания автора: своих лошадей у него еще не было; «Когда еще я не пил слез из чаши бытия … » (строки из романса).

Будут и лошади, притом тройка с бубенчиками, и кучер в бархатной жилетке, и будут слезы. Но это потом. А пока он молод, здоров, у него интересная работа, благородная цель — помогать страдальцам, служить народу. Он полон надежд, ожидания счастья, не чувствует усталости.

Это то, что называют ароматом молодости. Хотя эпиграфом по всему повествованию лучше всего подойдут слова самого Ионыча: «Как мы поживаем тут? Да никак. Старимся, полнеем, опускаемся».

Их скажет герой чуть позже, когда еще не потеряет способности давать честную оценку своим действиям. В рассказах Чехова часто встречаются интересные характеристики жизни: сонная, куцая, бескрылая, бесцветная. Думается, что все они точно выражают тот процесс, что происходил с молодым доктором.

Если в 1 главе, которую можно назвать экспозицией, дается только намек, то во второй он уже жертва, хотя до гибели еще далеко. Сцена несостоявшегося свидания на кладбище дает понять, что иллюзия кончилась. «Я устал», — говорит он, и читателю становится грустно, обидно и жаль Старцева, который еще так недавно возвращался домой улыбаясь.

Нам не хочется прощать ему ни его рассудительности, ни его солидности, и становится досадно, что он утратил прежнюю свежесть и непосредственность.

Глава 3 — это новый и переломный момент в жизни доктора: начало заката его молодости и обозначившейся меркантильности, когда он думает не о любимой, а о приданом, когда предает юношескую мечту и идею, заложенную в его профессии («К тому же, если ты женишься на ней, < … > то ее родня заставит тебя бросить земскую службу и жить в городе … Ну, что ж? В городе, так в городе»). Автор обращает внимание и на то, как был одет Старцев («Одетый в чужой фрак и белый жесткий галстук, который как-то все топорщился и хотел сползти с воротничка, он в полночь сидел в клубе … »), Автор не щадит Старцева, потому что он больше не любит своего героя, вступившего в новую фазу своей жизни. Его слова о любви, сказанные Котику, совсем не сходились с мыслями о приданом, которые крутились в его голове, когда он нанес визит Туркиным, чтобы сделать предложение.

Страдал Старцев после отказа Котика всего три дня: «Сердце его перестало беспокойно биться и, видимо, навсегда».

Важно

 Четыре последующих года (всего четыре!) принесли Старцеву большую практику, тройку лошадей с бубенчиками. Он не ходит среди людей, а ездит мимо них.

 В Пантелеймоне, как в зеркале, расплывчато отражается Старцев: чем больше (Пантелеймон) рос в ширину, тем печальнее вздыхал, — не то же ли происходило и со Старцевым?

Читайте также:  Сочинение анализ рассказа весна тэффи

Только Старцев молчал, не вздыхал и не жаловался — жаловаться было некому и даже просто поговорить было не с кем.

В гостях «Старцев избегал разговоров, а только закусывал и играл в винт, и когда заставал в каком-нибудь доме семейный праздник и его приглашали откушать, то он садился и ел молча, глядя в тарелку; и все, что в это время говорили, было неинтересно, несправедливо, глупо. Он чувствовал раздражение, волновался, но молчал».

Каковы его новые развлечения, если от театра, концертов он уклонялся? Самым сильным, кроме карт, было развлечение, в которое он втянулся незаметно, это — по вечерам вынимать из карманов бумажки, добытые практикой.

Семь строк, — а какая картина нравственного падения человека! А каков запах денег! Здесь и горе, и страдание, и слезы, и тревоги, и надежды, и смерть. Он копит деньги, а не впечатления от жизни. Он не читает в них страницы человеческих судеб, он их считает.

В этом полное отчуждение от людей. И это страшно. Что пока еще осталось от прежнего  Старцева?

Безусловно, ум, который выделяет его из числа обывателей; остались убеждения, но он их хоронил в глубине души; осталось трудолюбие, но оно теперь стимулировалось не благородными стремлениями, а интересами наживы, о чем он сам говорит так: «Днем нажива, а вечером клуб».

Совет

Лечение сельских больных стало второстепенным, здесь он принимал спешно, а главное — городские больные, которые платят наличными. Осталась энергия, но она обратил ась в суету в погоне за наживой (каждое утро уезжал, а возвращался домой поздно ночью). Осталась способность наслаждаться.

Но чем? В молодости — природой, беседами с Котиком, любовью к ней, позднее — удобствами, а теперь пороками: игрой в карты и стяжательством.

Понимает ли Старцев, что с ним происходит? Дает ли отчет своим действиям? Пожалуй, да.

Когда Котик, вернувшись из Москвы, стала говорить, что она неудачница, что жила иллюзиями, а у него настоящая работа, благородная цель в жизни, что она помнит, как он любил говорить о своей больнице, что это счастье — быть земским врачом, помогать страдальцам, служить народу, он вспомнил про бумажки, которые он по вечерам вынимал из карманов с таким удовольствием, и огонек в душе погас. Теперь уж точно навсегда.

В последней главе автор показывает нам, насколько изменился Старцев не только внешне, но и внутренне. Он потерял всякое уважение к людям, он бесцеремонен, когда обходит дом, назначенный к торгам, когда кричит на пациентов и стучит палкой в пол. Десятиклассники хорошо понимают, зачем он купил два дома и присматривается к третьему.

Но на вопрос, совместимы ли труд врача и коммерция в том виде, что показана через Ионыча, не все могут ответить, так как нынешние дети не видят минусов в таком союзе.

А Чехов еще в 90-е годы XIX века заставлял думать об активной гражданской позиции, об ответственности человека за свой труд, профессию, место в жизни и обществе.

Это хорошо понимал Горький и писал Чехову: «Огромное Вы делаете дело Вашими маленькими рассказиками — возбуждая в людях отвращение к этой сонной, полумертвой жизни … » Рассказ «Ионыч» актуален по всем статьям. Труд врача и нажива — понятия несовместимые.

Так должно быть, хотя обратных примеров наша сегодняшняя жизнь дает много. Отсюда и равнодушие, доходящее до бездушия, черствость — до жестокости, грубость до хамства. В эпоху нынешних перемен можно увидеть все, и задача учителя состоит в том, чтобы ученики поняли и оценили не только героя, не только его принципы, но и соотнесли бы с тем, что встречается в жизни все чаше и чаще.

Обратите внимание

Но при осмыслении рассказа «Ионыч» можно продумать и другой аспект, связанный с его художественным своеобразием, построив разговор на изучении времени. Категория времени может быть выделена даже как основная. Если ученик поймет движение времени, то все, что происходит со Старцевым, он тоже поймет.

Итак, в рассказе использовано время в 10 лет. На поверхности ясно видно будто бы поступательное движение: молодой герой -возмужание — старость. А в глубине обратное движение: от живых реакций к омертвению, потере нормальных человеческих чувств.

И заглавие предвосхищает финал. Повествование рассказа ведется в главе V, последней, в настоящем времени, а в главах I-IV — в прошедшем. Это композиционное построение тоже интересно, так как именно в главе V временной центр повествования. Здесь наиболее ярко выражено отношение автора к герою. В главах I-IV — экскурс в прошлое, где анализируется обстановка жизни и

внутренние ресурсы доктора Старцева, которые привели его к Ионычу.

Как подчеркивает автор наличие двух временных пластов — прошлого и настоящего?

В рассказе постоянно повторяются слова: еще, уже, прежде, теперь, повторяются ситуации, поступки, движения и мысли.

Например, время оставляет свою печать на внешнем облике Веры Иосифовны; Иван Петрович совсем не меняется, он застыл и физически, и духовно.

Более сложными оказались отношения со временем у Котика: меняется и ее внешность, и внутренний мир, произошла переоценка ценностей. Она смогла понять свою ординарность, но отношение ее к Старцеву прежнее: желаемое принимается за действительное.

Почему наибольшему испытанию временем подвергается главный герой? Старцев не выдерживает испытания временем, не
выдерживает проверки на сопротивляемость футлярной среде, хотя считает, что на обывателей не похож (глава IV: «Старцев бывал в разных домах и встречал много людей, но ни с кем не сходился близко.

Обыватели своими разговорами, взглядами на жизнь и даже своим видом раздражали его». И в конце главы IV — о семье Туркиных: «Все это раздражало Старцева.

Важно

Садясь в коляску и глядя на темный дом и сад, которые были ему так миль! и дороги когда-то, он вспомнил все сразу — и романы Веры Иосифовны, и шумную игру Котика, и остроумие Ивана Петровича, и трагические позы Павы, и подумал, что если самые талантливые люди во всем городе так бездарны, то каков же должен быть город).

Имел ли он право на такое мнение в 1 главе? Да. В главе 1 отношение автора к происходящему совпадает с отношением Старцева. Он упоения в отношении к Туркиным не испытывает. У него есть свои идеалы, мечты. А вот в главе IV Старцев теряет это право, он только по инерции отличает себя.

Он не видит изменений в себе. Он застывает во времени, как и каламбуры Ивана Петровича. Именно в этот период жизни проходит Старцев испытание на любовь.

Из всего потока времени, отпущенного на жизнь Старцева (10 лет), автор выделяет два дня, страницы из глав 2-3, где он рассказывает о любви героя.

Именно в эти два дня проявились те свойства натуры, которые могли бы вывести его из среды обывателей, и те, которые не смогли противостоять («Я не видел вас целую неделю, < … > а если бы вы знали, какое это страдание! < … > я не слышал вас так долго.»). Я страстно хочу, я жажду вашего голоса».

«Она восхищала его своею свежестью, наивным выражением глаз и щек … она казалась ему очень умной … С ней он мог говорить о литературе, об искусстве, о чем угодно … ».

И в этой же главе чуть дальше: » … К лицу ли ему, земскому доктору, умному, солидному человеку, вздыхать … делать глупости …

К чему поведет этот роман? Что скажут товарищи, когда узнают?»). Когда человек начинает задавать подобные вопросы, значит, в отношениях что-то не так, как должно быть, если это любовь.

И не удивляет финал главы 2: «Я устал … Ох, не надо бы полнеть!», Невелика глава, но как емко сказано о переменах в докторе Старцеве, об обозначившихся противоречиях.

Совет

 В главах 2-3 автором внимательно исследуется кульминационный момент, связанный с любовью героя, потому что для чеховских героев именно любовь часто становится испытанием на прочность, на звание личности.

Любовь — это выход в мир, так как в любви человек становится внимательнее к жизни вообще. Так и влюбленного Старцева начинают волновать философские вопросы, состояние души. Он не только открывает мир, но и сам доступен миру. Но огонек гаснет.

Кто повинен в том, что кусочек рассудка погасил этот огонек? Екатерина Ивановна? Старцев? Нет. Причина тому — обедненность чувств. Рядом с его восторженным состоянием стоят прозаические вопросы. Это готовит читателя к тому, что гармонии не будет.

И еще интересна повторяемость ситуаций, когда герои меняются ролями: Старцев — Котик, Котик — Старцев. Это помогает понять иллюзорность мечтаний и реальность. Десять лет вместил рассказ. И целую жизнь.

Если жизнь можно вместить в рассказ, то чего она стоит? Теперь даже Иван Петрович смотрится более живым и способным на проявление чувств, чем доктор Старцев.

Источник: https://info-shkola.ru/ionych-harkteristika-analiz-rasskaza-ionych/

Образ доктора Старцева в рассказе А. П. Чехова «Ионыч»

Чтоб жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать и бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие — душевная подлость.

Л. Н. Толстой

Образ доктора Старцева. Во многих своих рассказах А. П. Чехов показыва­ет образы в развитии. Это относится и к рассказу «Ионыч», где показана жизнь одного человека. В этом рассказе А. П. Чехов изображает, как моло­дой человек постепенно утрачивает свои прежние ус­тремления, превращается в типичного обывателя.

С одной стороны, «Ионыч» — это комедия, так как писатель высмеивает все отрицательные стороны се­мьи Туркиных, смеется над тем, как низко пал Стар­цев. Но, с другой стороны, — это трагедия.

Трагична не только судьба Старцева, который превратился из врача, образованного и интеллигентного человека, просто в Ионыча, но трагична и обстановка, которая царила в России.

Антон Павлович Чехов обличает обывательскую, пустую жизнь дворян. Он негодует, говоря о том, что семья Туркиных была самая образованная в городе. Ведь автор заведомо хотел, чтобы читатель обратил внимание на их бездарную и безыдейную жизнь.

На фоне этой семьи писатель показал, насколько ин­тересы русского дворянства были пусты и однообраз­ны.

В рассказе «Ионыч» перекликаются две очень важные темы: тема сытости и ненужности обыва­тельской жизни и тема моральной и нравственной деградации человека.

Обратите внимание

А. П. Чехов обращает свое пристальное внимание на Старцева. В начале рассказа мы видим его жизне­радостным, деятельным человеком, который работа­ет с интересом, вкладывая в свою работу всю душу. Он молод, полон энергии и идей. Но что же с ним про­исходит, когда он первый раз появляется в доме у Туркиных? Он увидел своими глазами всю неле­пость их существования.

Их интересы показались ему безынтересными. Но вскоре он полюбил Екате­рину Ивановну, Котика, которая казалась ему милой и смешной. Старцев объяснился ей в любви, но полу­чил отказ. Что же он почувствовал? Облегчение, ос­вобождение и спокойствие — все это показалось ему гораздо важнее, чем пылкие чувства, страстная лю­бовь.

Он вспомнил, как ночью блуждал по кладбищу и искал Котика, которая не пришла. Он сам себе гово­рит, что любовь приносит только хлопоты и беспокой­ство. Ему стало уже неинтересно испытывать те вол­нующие моменты, характерные для любви. Он уже втянулся в обывательскую жизнь. Перестал ходить пешком, а ездил на лошадях, тяжело дышал, так как сильно потолстел.

У него появилась частная практи­ка: он лечил больных, но теперь уже безучастно, не вкладывая душу в свою работу. И душа его очерстве­ла. Старцев больше не заботился о своих пациентах так, как прежде. Его дело стало для него источником накопительства. Круг его интересов сузился. Он уже не считал увлечения Туркиных глупыми.

Старцев стал рассчетлив, вялм ,пустым, речь его уже не такая восторженная, да и помогает он больным только по обязанности, без личного участия. Все вокруг стали

называть его Ионычем.

Больше всех меня потрясла в Старцеве неспособность. противостоять «обывательщине». Он незамет­но для самого себя стал таким же фальшивым, как и большинство обывателей. Он стал призраком самого себя. А. П.

Чехов умело показал жизнь Старцева, изображая лишь отдельные ее этапы и опуская неко­торые подробности. Мы видим падение Старцева как личности, омертвение его души.

По моему мнению, автор хотел через образ Ионыча передать свое отно­шение к тем, кто ни к чему не стремился, кто боялся борьбы, затаившись перед реакцией, кто опустился на дно жизни, не желая ничего менять, ничего знать.

Несмотря на все, мне жаль Старцева, он стал жер­твой своей нерешительности, лени. На него пагубно повлияло его окружение. Печальна и грустна исто­рия Ионыча, но в то же время поучительна. Это при­мер всем тем, кто не может справиться с дурным, рас­тлевающим влиянием общества, которое может в любую минуту безжалостно погубить и твою жизнь, и твои надежды, и твои идеалы.

Важно

В этом рассказе мы видим, как может переродить­ся человек. Как ничтожна и пуста может быть жизнь человека! Как много равнодушных и безжалостных людей окружает нас! Как мне кажется, каждый, кто прочитал рассказы Чехова, должен почерпнуть для се­бя что-то очень важное, что-то, чего в повседневной жизни мы не замечаем.

Читайте также:  Сочинение детство моей мамы

Источник: https://prepodka.net/obraz-doktora-starceva-v-rasskaze-a-p-chexova-ionych/

Образ доктора Старцева в рассказе Чехова «Ионыч»

Категория: Сочинения по рассказу «Ионыч» (Чехов А.П.)

Actionteaser.ru — тизерная реклама

Антон Павлович Чехов был непримиримым врагом умственной лени, пошлости, примиренческого отношения к обывательской жизни. Все это он показывал в своих рассказах, емких по объему, но масштабных по содержанию     В рассказе «Ионыч» Чеховым изображена «самая образованная и талантливая» семья городе С. — семья Туркиных.

Изо дня в день они только и делают, что демонстрируют всём свои таланты, благодаря чему, конечно, и «прославились» С этой семьей автор знакомит главного героя — Дмитрия Ионыча Старцева. В их взаимоотношениях автор раскрывает и показывает нам духовное развитие Старцева. Но какое это развитие? Наверное, в данном случае уместнее было бы говорить о нравственном разложении, деградации.

    Каким же Старцев был вначале, пока еще не превратился в Ионыча? Автор не дает нам подробной характеристики героя, но мы замечаем одну важную деталь: «Своих лошадей у него еще не было» Он ходит пешком, напевает романсы, гуляет в саду. Казалось бы, что и солнце светит над ним каждый день, если бы не это маленькое, но очень многозначительное слово «еще».

Да и говорящая фамилия Старцева его никогда не оставит.     Обратимся к его первому посещению дома Туркиных. Как мы знаем, «у каждого члена семьи был какой-нибудь талант». Они все были представлены и Старцеву. Герой сперва воспринял этот спектакль так же, как и все. «Недурственно», — говорил он словами Ивана Петровича о новом бездарном творении его супруги.

И, несмотря на то, что игру Екатерины Ивановны Старцев сравнивал с камнями, бесконечно падающими со скалы, несмотря на то, что он от всей души желал, «чтобы они поскорее перестали сыпаться», по окончании музицирования герой вторил всем голосам — «Прекрасно». Выйдя на улицу, Старцев сделал общую оценку всему произошедшему: «Занятно «.

Он приемлет данную обстановку, но только лишь потому, что это для него ново. Старцев не осознает еще, что увиденное им в доме Туркиных происходит постоянно, изо дня в день.     Новая встреча с Котиком — Екатериной Ивановной — пробуждает любовь молодого врача.

Его восхищало все, что было с ней связано: «Даже в том, как сидело на ней платье, он видел что-то необыкновенно милое, трогательное своей простотой и наивной грацией» Казалось, это было настоящее, сильное чувство. И действительно, огонь в душе Старцева разгорался.

Совет

Не любовь ли заставляет человека творить безумные вещи? Ведь именно из-за любви земский врач, интеллигентный человек, пошел ночью на кладбище, надеясь увидеть там ее… Этот момент — несостоявшееся свидание — оказывается очень важным в жизни героя.     На кладбище Старцеву открывается «мир, не похожий ни на что другое». Пейзаж поражает его.

Таинственное безмолвие охватывает все вокруг: лунный свет, тополя, могилы, опавшие листья и даже небо со звездами. Когда Старцев гулял по аллеям кладбища, ему «хотелось закричать, что он хочет, что он ждет любви во что бы то ни стало».     Это нестерпимое желание самого светлого в мире чувства оказалось высшим проявлением в жизни героя. Выше уже не могло быть.

Ведь даже этот порыв, пусть даже омраченный обманом Котика, закончился слишком быстро: «Садясь с наслаждением в коляску, он подумал «Ох, не надо бы полнеть»     Несколько минут назад Старцев уносился мыслями к высоким мечтам, его одолевало желание страсти, а теперь он думает о лишнем весе.

Что может быть зауряднее и обыденнее? Композиция рассказа позволяет нам лучше осознать всю мимолетность состояния героя. В одной главе автор показал, как огонек в душе героя вспыхнул — и тут же погас. С этого момента Старцев начинает соответствовать своей фамилии. К тому же у него появились лошади и даже коляска к ним в придачу. Он теперь может не утруждать себя ходьбой.

А процесс деградации начал уже набирать обороты.     На следующий день Старцев поехал делать Котику предложение. Но о любви он и думать забыл. Его уже посещают мысли о приданом. Пара ли она ему или нет — вот о чем печется герой. А после отказа «у Старцева перестало беспокойно биться сердце», он «сорвал с себя жесткий галстук и вздохнул всей грудью».

Кажется, что и любовь его тяготила, как этот галстук, он стыдился ее. «Хлопотным» делом оказалась она для Старцева. Мы понимаем, что герой не выдержал испытания любовью.     За четыре года Старцев постарел, кажется, лет на двадцать: «пополнел, раздобрел и неохотно ходил пешком, так как страдал одышкой».

Он опустился до того, что завел себе еще одну лошадь, «уезжал уже не на паре, а на тройке с бубенчиками». Теперь жизнь Старцева — не жизнь, а бессмысленное праздное существование. Единственным плюсом для него было то, что он не терпел обывателей: они «своими разговорами, взглядами на жизнь и даже своим видом раздражали его». Но, если разобраться, этот плюс ничего не стоит.

Он подавляется большим минусом: Старцев не пытался уйти из этой среды. Напротив, он мало-помалу сам стал втягиваться в такие развлечения, как игра в винт, и совсем сторонился театров и концертов. Герой с наслаждением стал считать свои деньги — страсть к накопительству завоевала и его душу.     Старцева снова пригласили к Туркиным. Там он вновь встретился с Екатериной Ивановной.

Обратите внимание

К несчастью опускающегося доктора, это уже была не Котик: в ней не было «прежней свежести и выражения детской наивности». Таланты Веры Иосифовны, Ивана Петровича и кривляния Павы уже только раздражали Старцева. Он теперь ощущал, насколько они пошлы. Одна Екатерина Ивановна осознавала, что ее талант — не больше, чем обыденное, заурядное увлечение.

Она, вероятно, хотела намекнуть Старцеву, что хотела бы жить по-другому, с ним вместе, с «лучшим из людей», который «помогает страдальцам служить народу»… Но что сам Ионыч думает о своем существовании? «Старимся, полнеем, опускаемся… Жизнь проходит тускло, без впечатлений, без мыслей…

Днем нажива, а вечером клуб, общество картежников, алкоголиков, хрипунов, которых я терпеть не могу», — вот что говорит герой Екатерине Ивановне. Старцев сам осознавал бессмысленность всего этого, но, как мы уже сказали, бороться не захотел. Он смирился.     Во время разговора с Екатериной Ивановной в душе Старцева теплился огонёк, ему было «жаль прошлого».

Но к этому времени герой деградировал уже изрядно, и страсть к накопительству вытеснила из его сердца другую страсть… Он «вспомнил про бумажки, которые … по вечерам вынимал из карманов с таким удовольствием, и огонек в душе его погас». Надежды Екатерины Ивановны рухнули, она искала опоры в Старцеве — и не нашла. Она останется в рутине и будет «играть на фортепьянах» до самой смерти: у нее, как и у доктора, нет воли.     Старцев точно подметил: «Если самые талантливые люди во всем городе так бездарны, то какое же должен быть город». Но, как говорится, кто бы говорил… Через несколько лет Старцев сам становится не лучше самого заурядного обывателя. Он «еще больше пополнел, ожирел, тяжело дышит…» Когда он, «пухлый и красный», едет на тройке с бубенчиками, то похож на языческого бога. А языческий бог, идол — мёртвая душа. Старцев полностью превратился в Ионыча, у которого и имени-то нет — одно прозвище. А человек без имени уже не человек. Он ноль, часть толпы, несмотря на то, что стал такой же достопримечательностью города, как и семья Туркиных.

    Старцев мог изменить свою жизнь. Но он был слаб. Путь духовного становления казался ему «беспокойным» — и он выбрал дорогу к материальному благополучию. Герой достиг высокого положения в обществе — но что оно ему дало? Безрадостное одинокое существование — вот, в сущности, чего достиг Ионыч. Он не смог противостоять влиянию среды — она убила в нем человека.



Недавно я прочитала рассказ М.А.Шолохова «Судьба человека». Вообще, мне никогда не нравились произведения на военную тему, поэтому начало рассказа я открыла неохотно. Но буквально через пару страниц меня уже будоражил интерес.

мне очень понравился стиль, слог писателя. Он очень понятен, даже прост, что вызывает лишь симпатию.

Построение рассказа — рамочное, начинает повествование рассказчик, затем «бразды правления» переходят в руки главного героя, а после вновь возвращаются к рассказчику.      Г

«Заговори, об я тебе побачив»…Цю видатну фразу, яка давно перетворилася на афоризм, промовив  якось  Сократ, коли  до нього привели  хлопчика  для навчання  ораторському мистецтву.Глибину цього вислову важко переоцінити.

Дійсно,саме манера мовлення, словарний запас та грамотність речі дозволяють зробити висновок про рівень освіти та інтелектуального розвитку  людини.Високорозвинена особистість володіє певною культурою мовлення та мовним етикетом.  Вона.

ніколи не  допустить використання  образли

Каждый писатель в своем произведении создает мир (который принято называть художественным), отличающийся не только от других художественных миров, но и от мира реального.

Важно

Причем давно замечено, что в разных произведениях одного и того же писателя “миры” могут быть тоже разными, варьируясь в зависимости от характеров изображаемых героев, от сложности социальной или духовной обстановки, изображаемой автором.

Сказанное относится в первую очередь к творчеству таких оригинальных и самобытных писателе

Есть книги, которые надо читать медленно, как можно медленнее, потому что они заставляют размышлять над каждой фразой и любоваться целыми страницами. Особый дух есть у этих книг, своя душа. “Доктор Живаго” Б. Пастернака — одна из таких книг.

Роман этот — тончайшее сочетание поэзии и реальности, высокая и чистая музыкальная нота; он наполняет красотой и смыслом жизнь обыкновенных людей, и мастерство автора не может не вызывать восхищения. Б. Пастернак прежде всего поэт, поэт во всем.

И даже в про

Наш двор образован домами довоенной постройки. Двор большой, в нем много старых деревьев, которые возвышаются над крышами четырех- и пятиэтажных домов. Недавно засохший тополь, который, как говорят старожилы, был посажен сразу после войны, спилили.

Одно из деревьев посреди двора само рухнуло. Жильцы решили благоустроить свой двор: посадить молодые деревца, разбить цветники у подъездов. В выходные дни благоустройством двора занимались и стар и млад.

Мои дедушка и папа вкапывали скамейки; из ЖЭКа

В своем романе “Отцы и дети” И. С. Тургенев отобразил общественные процессы в России 59-60-х годы XIX столетия.

В это время главным вопросом был вопрос о будущем России, о том, какими должны быть преобразования, чтобы улучшить жизнь народа, ибо все приходили к пониманию необходимости изменить существующие и изживающие себя порядки.

Совет

По отношению к этому вопросу общество разделилось на два лагеря: революционеров-демократов и либералов в союзе с консерваторами.     В романе И. С. Тургенев представи

Максим ГорькийСтаруха ИзергильРассказчик слушал эти истории в Бессарабии, на морском берегу. Он тогда работал с группой молдаван. Они вечером ушли к морю, а рассказчик остался в винограднике со старухой Изергиль.

Молдаване шли и пели, они были веселы и красивы в лучах заходящего солнца. Старуха спросила своего собеседника, почему он не пошел со всеми молодыми, тот отговорился усталостью. Она недовольно сказала: «У!., стариками родитесь вы, русские.

Мрачные все, как демоны. Боятся тебя девушки, а

Ален Роб-ГрийеВ лабиринтеМесто действия — небольшой городок накануне пришествия в него вражеских войск.

По выражению автора, события, описываемые в романе, неукоснительно реальны, то есть не претендуют ни на какую аллегорическую значимость, однако действительность изображается в нем не та, что знакома читателю по личному опыту, а вымышленная.

Повествование начинается с того, что некий солдат, изможденный и закоченевший от холода, стоит на зимней стуже под непрерывно падающим снегом возле фонаря и

Как много описана в произведениях великих художников человеческая красота… Сколько сложено стихов, изображенных картин, вылеплено статуй. Каждый пытается передать наилучшие очертания лица и фигуры как можно удачнее. Женскую красоту изображали на своих полотнищах Рафаэль, Ботичелли, Руссо… Немало писателей восхищались красотой своих избранниц в строках своих непревзойденных произведений.

 Ситников – псевдонигилист, считающий себя учеником Базарова. Он пытается, так же, как и его кумир, быть свободным и дерзким. Однако его подражание выглядит комичным. «Нигилизм» С. понимает как преодоление своих комплексов.

Обратите внимание

Он стыдится, например, своего отца-откупщика, который наживается на спаивании народа, страдает от незначительности и никчемности своей личности. А «нигилизм» позволяет герою почувствовать свою значительность, причастность к «великому» делу. С.

Читайте также:  Как вы понимаете словосочетание «блудный сын»? сочинение

свойственно «тревожное и тупое н

Сейчас смотрят:{module Чехов:}Actionteaser.ru — тизерная рекламаActionteaser.ru — тизерная реклама

Источник: https://referat567.info/sochineniya-po-literature/tvorchestvo-chekhova-a-p/sochineniya-po-rasskazu-ionych/15541-obraz-doktora-startseva-v-rasskaze-chekhova-ionych.html

Образ доктора Старцева в рассказе А. П. Чехова “Ионыч”

Герой рассказа, Дмитрий Ионыч Старцев, – молодой врач, назначенный в земскую больницу в Дялиже, недалеко от губернского города С. Это был пылкий юноша с высокими идеалами и желанием служить на пользу людям и Отечеству.

Он с воодушевлением рассуждал о счастье и любви (“О, как мало знают те, которые никогда не любили!”), о пользе труда и счастливом будущем государства. Молодой Старцев полностью отдавался своей работе и даже в праздники не имел свободного времени.

Своими убеждениями он выгодно отличался от жителей города, которые раздражали его “своими разговорами, взглядами на жизнь и даже своим видом”. Он понял, что с обывателями можно играть в карты, закусывать и говорить только о самых обычных вещах.

А если заговорить с ними “о чем нибудь несъедобном, например о политике или науке”, то обывательстановится в тупик или “заводит такую философию, тупую и злую, что остается только рукой махнуть и отойти”. В городе С. он познакомился с семьей Туркиных, “самой образованной и талантливой”, по мнению остальных обывателей.

Иван Петрович Туркин играл в любительских спектаклях, показывал фокусы, острил, Вера Иосифовна писала романы и повести “о том, чего никогда не бывает в жизни”, и читала их гостям. Их дочь Екатерина Ивановна, молодая миловидная девушка, которую все по домашнему звали Котик, играла на рояле и мечтала о блестящем будущем пианистки. Когда Дмитрий Ионыч посетил Туркиных впервые, то был очарован этим милым семейством. Он влюбился в Екатерину.

Казалось, что ради своей любви он был готов на многое. Но после отказа Котика выйти за него замуж он страдал ровно три дня, а потом успокоился и зажил по прежнему, и, вспоминая о своих ухаживаниях и высоких рассуждениях о чувствах, он только лениво говорил: “Сколько хлопот, однако!” Старцев не выдержал испытания чувством,

он просто оказался неспособным к настоящей, сильной любви. Он восхищался Котиком, но в то же время размышлял про себя: “А приданного они дадут, должно быть, немало”.

Важно

Старцев – человек, всем своим внутренним миром отвергавший мелкие обывательские интересы, – в итоге из за стремления к спокойной и удобной жизни стал таким же развращенным и мелочным, как все жители города С. Он привык к пошлой и бессмысленной обывательской жизни и втянулся в нее. Со временем охладел и его пыл в работе.

И теперь он каждый вечер проводит в клубе, играет в винт. Котик вернулась домой, избавившись от заблуждений по поводу своего таланта, теперь уже она живет надеждой на любовь Старцева, но это уже не прежний молодой человек, который мог прийти ночью на свидание на кладбище. Он сам понимает, что обленился и опустился духовно и нравственно, чтобы любить и иметь семью.

Он думает: “Хорошо, что я тогда не женился”. В результате его одолевает только жадность и страсть к приобретению капитала (у него есть усадьба, два дома в городе, и он присматривает третий). Он стал “своим” среди обывателей, которые раньше держались с ним отчужденно и называли “поляк надутый”. Теперь доктора зовут просто Ионычем.

Он растерял все лучшее, что было в нем, и больше ничем не выделяется среди обывателей, ведущих сытое, самодовольное существование. Его жизнь так же пуста и бессмысленна.

Если мы обратим внимание на пейзаж в рассказе, то заметим, что любовь Дмитрия Старцева и Екатерины Туркиной сопровождает мотив увядания природы: “Приближалась осень, и в старом саду было тихо, грустно, и на аллеях лежали темные листья. Уже рано смеркалось”. Было темно и шел дождь, когда Старцев провожал Котика в клуб, собираясь сделать ей предложение.

Было темно, когда они встретились через четыре года и Екатерина говорила Старцеву о своих чувствах. И в душе Старцева было темно так же, как и вокруг.

Чехов считает, что только благородные устремления, труд и любовь могут победить пошлость и противостоять пагубному влиянию среды. Утрата этих высоких целей привела Старцева к духовному падению, деградации личности. Над этим должно задуматься наше поколение, чтобы сохранить в себе человечность, доброту, способность любить и быть любимыми.

(No Ratings Yet)
Loading…

Речення про героічне минуле украінського народу.

Ви зараз читаєте: Образ доктора Старцева в рассказе А. П. Чехова “Ионыч”Антонич Богдан-Ігор – Зельман »

Источник: https://ukr-lit.com/obraz-doktora-starceva-v-rasskaze-a-p-chexova-ionych/

Характеристика Ионыча Старцева в рассказе Чехова

Рассказ “Ионыч”, относящийся к позднему периоду творчества Антона Павловича Чехова, наполнен драматизмом, глубокой грустью и одиночеством. Главный герой в самом начале произведения предстает перед читателями молодым земским врачом. Старцев Дмитрий Ионович только что начал врачебную практику и еще не имеет большого количества пациентов.

Он еще не имеет уважения в обществе, также как не имеет хороших знакомых в городе. Но зато он имеет цель в жизни. Старцев непременно хочет стабильности и надежности. Поэтому он работает, зарабатывает деньги и откладывает их на будущее. По ходу развития сюжета, читатель может наблюдать за тем, как меняется главный герой, за тем, как он идет к своей цели.

Совет

Через год пребывания в городе и медицинской практики, у него появляется столько клиентов, что он обзаводится лошадью и повозкой,через некоторое время, у него двойка лошадей, затем тройка.

Это говорит о том, что он хороший врач, который качественно выполняет свою работу, который помогает больным людям, излечивая их от болезней, тем самым завоевывая их доверие.

Персонаж Чехова Ионыч Старцев является простым во всех отношениях человеком. Он не кривит душой, не склонен обманывать и лицемерить. Все его мысли легко читаемы и понятны. Он не строит воздушных замков и не верит в несбыточные мечты. Старцев знает, на что способен и не стремится достичь большего.

Этот персонаж предпочитает иметь то, что дает ему судьба. Он не торопится успеть все сразу. За эту неспешность и размеренность мужчина получает награду: становится популярным врачом, к которому выстраиваются очереди. Его узнают, о нем говорят и даже считают его близким человеком. Ведь не просто так его называют Ионыч.

В данном случае, это не знак пренебрежения, а знак дружелюбия.

Характеристика Ионыча не может быть полной без такого его качества, как проницательность, которая была у героя благодаря интеллекту и образованию. Он мог рассказать о жителях города С очень много, лишь взглянув на них. Сразу же после первого ужина в доме Туркиных он понял, что представляют собой его обитатели.

Влюбившись в Катю Туркину, думая о свадьбе, Дмитрий Ионович понимал, что жить наверняка придется переехать в город, а, следовательно, нужно будет отказаться от практики в земской больнице. Он знал, что довольно трудно будет ужиться с Катей, пылкий характер которой сложно было бы укротить одной лишь любовью. Девушка была красива, талантлива, но слишком своенравна.

Старцев все предвидел и мог просчитать на будущее, но чувства были сильней разума, поэтому он рискнул поддаться им.

Отрицательные черты

Своего героя Чехов не стремится показать только с положительной стороны и рассказать читателю, как несправедливо распорядилась судьба по отношению к Старцеву. Образ Ионыча собирательный в нем есть как положительные черты, так и отрицательные. Например, его апатичность.

То, как он легко расстался с мыслью потерять Катю Туркину, то, как он смирился со своей скучной, однообразной жизнью. С каждым разом, как автор рассказывает о герое, переносясь при этом на несколько лет вперед, мы видим, что персонаж становится отрешенным, ленивым и с каждым годом только толстеет.

Заметная деградация персонажа происходит из-за его нежелания что-либо менять в своей жизни.

Обратите внимание

Образ доктора Старцева в рассказе Чехова “Ионыч” в самом начале произведения выглядит гораздо положительней, чем в конце.

Если в первых главах рассказа он предстает перед читателями деятельным, целеустремленным, увлеченным человеком, который откровенно презирает жителей города, считая, что с ними можно только выпить и сыграть в карты, то постепенно, он превращается в среднестатистического горожанина.

Доктор редко вступает в беседы, никогда не устраивает приемы, не посещает званые вечера. Будто бы с любовью, которая ушла из его сердца, ушла и вся тяга к жизни. О том, что он постепенно становится своим человеком, среди жителей города является и то, что фамилия Ионыча постепенно забывается. Нельзя сказать, что Герой не замечает постепенной деградации.

В своем разговоре с Екатериной Туркиной он прямо отвечает: “Как мы тут поживает? Да никак. Старимся, полнеем, опускаемся. День да ночь – сутки прочь, жизнь проходит тускло, без впечатлений, без мыслей… Днем нажива, а вечером клуб, общество картежников, алкоголиков, хрипунов, которых я терпеть не могу. Что хорошего?”

Старцев осуждает людей, но, тем не менее, говорит ” мы”, отождествляя себя с толпой, которую “терпеть не может”.

Возможно, Чехов хотел показать тем самым двуличность персонажа: с одной стороны он человек безвольный, с другой стороны, обладатель пресвященного ума.

Постепенно из положительного образа, обиженного девушкой, он превращается в черствого и равнодушного человека, которому без любви будет еще и проще. Не придется ничем жертвовать. Характер Ионыча меняется на глазах.

(No Ratings Yet)
Loading…

Характеристика Ионыча Старцева в рассказе Чехова

Источник: http://home-task.com/xarakteristika-ionycha-starceva-v-rasskaze-chexova/

ActionTeaser.ru — тизерная реклама

План1. Окружение доктора Старцева.2. Деградация персонажа.3. В чем заключается трагедия доктора Старцева.

Образ доктора Старцева в рассказе Антона Павловича Чехова «Ионыч» является неоднозначным, как и многие другие характеры, появляющиеся на страницах сатирических произведений писателя.

Чехов старался уделять максимально возможное внимание психологической характеристике персонажей, причем для этого ему вовсе не обязательно было подробно и в деталях описывать все мельчайшие переживания или душевные метания человека.

Наоборот, живые, словно набросанные быстрой и точной кистью художника, портреты героев чеховских рассказов удивительно ярко и объемно, рождаются из небольших штрихов и акцентов, мастерски расставленных автором. Описывая окружение доктора Старцева в рассказе «Ионыч», Чехов дает нам понять, на каком фоне происходила эволюция героя.

Важно

Скучные и постные, не наделенные никаким особенным талантом люди из окружения Старцева (яркий пример – семья Туркиных) контрастируют с молодым, энергичным, эмоциональным доктором. Несмотря на то, что каждый член семьи Туркиных старается подчеркнуть собственную неординарность, их обыденность и пошлость только сильнее бросаются в глаза.

Что же сам Старцев? В начале повествования он отличается от многих людей своего круга мечтательностью, активной жизненной позицией, интересом к жизни. Старцев – молодой и перспективный земский врач, человек искренний и увлекающийся.

Герою присущ и трезвый, рациональный взгляд на вещи, которые его окружают (в частности, перед тем, как сделать предложение руки и сердца своей избраннице Екатерине Иванове, он весьма трезво оценивает перспективы такого союза).

Но Старцев еще молод, чувствителен, эмоционален, поэтому доводы рассудка отходят на второй план – и он все-таки делает предложение.

Но отказ Екатерины Ивановны, которая настолько уверена в глубине и силе своего таланта, что не желает видеть очевидных фактов (читателю уже становится понятно, что пианистка из этой дамы может получиться весьма посредственная), выбивает Старцева из колеи.

Он на несколько дней погружается в пучину страданий, а потом теряет интерес к жизни – к той жизни, которую вел до этого, к жизни насыщенной и яркой, эмоциональной и пылкой. Вскоре доктор Старцев из интересного и увлекающегося человека превращается в замкнутого, необщительного, жадного, ленивого «поляка надутого», как его называют окружающие. Меняется и внешний вид героя – он становится обрюзгшим и расплывшимся.

Трагедия доктора Старцева заключается в том, что его жизнь прошла практически впустую, не принося особой радости ни ему, ни окружающим его людям.

Он сам замечает, что «опускается», ленится, становится скучным и инертным человеком, обывателем в самом худшем смысле этого слова, но не имеет ни сил, ни стимула для того, чтобы с этим бороться.

Что может быть трагичнее, чем деградация человека, осознаваемая им самим?

ActionTeaser.ru — тизерная реклама

Источник: https://moitvoru.ru/index.php/home/russkaya-literatura/11644-obraz-doktora-startseva-v-rasskaze-a-p-chekhova-ionych

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector