Образ и характеристика екатерины ii в романе капитанская дочка пушкина

Образ Екатерины II в романе «Капитанская дочка»

Самозванец говорил правду; но я по долгу присяги стал уверять, что всё это пустые слухи и что в Оренбурге довольно всяких запасов». Соратники Пугачева уличили

Итак, Гринева осудили по подозрению в измене, в «участии в замыслах» Пугачева, осудили на основании ложного доноса.

Обратите внимание

Я подчеркиваю: формула приговора – «участие в замыслах бунтовщиков» – основана на показаниях Швабрина, что Гринев был у Пугачева шпионом, что он изменил присяге и служил самозванцу.

Пушкин не только раскрывал глубокую несправедливость царского суда, но еще и связал воедино ложный донос Швабрина и действия судей; грубая клевета подлого человека и предателя оказалась облаченной в форму приговора суда.

  • «Судьи мои, начинавшие, казалось, выслушивать ответы мои с некоторою благосклонностию, были снова предубеждены противу меня при виде моего смущения. Гвардейский офицер потребовал, чтоб меня поставили на очную ставку с главным доносителем».
  • Да, Гринев выезжал из Оренбурга, чтобы «перестреливаться с пугачевскими наездниками», но он не передавал им никаких письменных известий для Пугачева. Правда, однажды он наехал на казака и «готов был уже ударить его своею турецкою саблею», да узнал в нем урядника Максимыча, передавшего ему письмо Марьи Ивановны, в котором она сообщала о притеснениях Швабрина. Да, Гринев ездил с Пугачевым из Бердской слободы в Белогорскую крепость, но ездил для того, чтобы выручить дочь капитана. Миронова.

  • «- Теперь скажи, в каком состоянии ваш город.
  • Возможность измены Гринева как бы подсказывалась судьям странной судьбой Гринева: его не повесил Пугачев, был он на «пирушке» у «злодеев», принял «от главного злодея подарки, шубу, лошадь и полтину денег».Показания эти были откровенной ложью, грубым оговором. Пушкин сознательно подготовил читателя для восприятия их лживости. Да, Гринев из Оренбурга приезжал в мятежную слободу к Пугачеву, но он не служил у Пугачева, не был его шпионом. Более того, мы знаем, что на вопрос Пугачева о положении в Оренбурге он сказал неправду:

Введение образа Екатерины II в роман «Капитанская дочка» объясняется Ю. М. Лотманом как желание Пушкина уравнять действия самозванца и царствующей императрицы по отношению к Гриневу и Марье Ивановне.

«Подобность» действия состоит в том, что и Пугачев, и Екатерина II – каждый в сходной ситуации выступает не как правитель, а как человек. «Пушкину в эти годы глубоко свойственно представление о том, что человеческая простота составляет основу величия (ср.

, например, «Полководец»), Именно то, что в Екатерине II, по повести Пушкина, рядом с императрицей живет дама средних лет, гуляющая по парку с собачкой, позволило ей проявить человечность. «Императрица не может его простить»,- говорит Екатерина II Маше Мироновой.

Но в ней живет не только императрица, но и человек, и это спасает героя, а непредвзятому читателю не дает воспринять образ как односторонне отрицательный».

Верный своему решению не впутывать в следствие Марью Ивановну, Гринев отказался давать объяснения, почему он ездил с Пугачевым в Белогорскую крепость. Он заявил, что держится «первого своего объяснения и ничего другого в оправдание себе сказать» не может.

В этом сообщении важно то, что судьи были предубеждены против Гринева и что основой этой предубежденности явился донос Швабрина.

Швабрин «повторил обвинения свои»: «по его словам, я отряжен был от Пугачева в Оренбург шпионом; ежедневно выезжал на перестрелки, дабы передавать письменные известия о всем, что делалось в городе: что наконец явно передался самозванцу, разъезжал с ним из крепости в крепость, стараясь всячески губить своих товарищей-изменников, дабы занимать их места и пользоваться наградами, раздаваемыми от самозванца».

Как справедливо писал исследователь, «Капитанская дочка» «настолько общеизвестное произведение», что всякое отступление от текста или «грубое насилие над пушкинским текстом» легко обнаруживаются.

Рекомендуем почитать ►

«Житие Бориса и Глеба». Своеобразие жанра

  • – Слава богу,- отвечал я, – всё благополучно. – Благополучно? – повторил Пугачев. – А народ мрет с голоду!
  • Гринев разъяснил: «как началось мое знакомство с Пугачевым в степи во время бурана; как при взятии Белогорской крепости он меня узнал и пощадил».

    Объяснение уже почти удовлетворило членов Следственной комиссии. Дальше необходимо было сообщить цели поездки к Пугачеву – для освобождения Марьи Ивановны.

    Гринев из чувства такта не захотел, чтобы «комиссия потребовала ее к ответу», и потому замолчал.

    Важно

    На том следствие и суд кончились. Через несколько недель Гринев-отец получил из Петербурга письмо от своего родственника князя Б., который и сообщал о приговоре суда (письмо князя приводится в пересказе Гринева-сына: «…Подозрения насчет участия моего в замыслах бунтовщиков, к несчастию, оказались слишком основательными, что примерная казнь должна была бы меня постигнуть…»).

    Разберемся в предложенных аргументах. Исследователь утверждает, что суд осудил Гринева справедливо. Обратимся к тексту романа.

    Исходное обвинение, послужившее поводом для ареста, было сформулировано членом Следственной комиссии так: «по какому случаю и в какое время вошел я в службу к Пугачеву и по каким поручениям был я им употреблен?» Естественная реакция Гринева: «Я отвечал с негодованием, что я, как офицер и дворянин, ни в какую службу к Пугачеву вступать и никаких поручений от него принять не мог». Негодование Гринева оправданно, и он отвечал суду искренне. Мы знаем, что обвинение это – вымысел, оно не соответствует фактам подлинного поведения Гринева.

    Источник: http://www.getsoch.net/obraz-ekateriny-ii-v-romane-kapitanskaya-dochka/

    Роль автора в повести «Капитанская дочка»

    «В наше время под словом роман разумеем историческую эпоху, развитую в вымышленном повествовании»,— замечает Пушкин.

    Путем параллельного развертывания сюжета «Капитанской дочки» Пушкин получает возможность непосредственно сопоставить между собой двух главных антагонистов — вождя крестьянского восстания и дворянскую императрицу, на столкновении которых основана историческая канва романа, и наряду с этим наиболее полно раскрыть характеры двух главных персонажей «вымышленного повествования».

    Нет никаких сомнений, что в изображении императрицы Пушкин должен был чувствовать себя особенно стесненным политическими и цензурными условиями. Резко отрицательное отношение к «Тартюфу в юбке и короне», как называл он Екатерину II, засвидетельствовано его многочисленными суждениями и высказываниями.

    Между тем так показать Екатерину в произведении, предназначенном для печати, он, понятно, не мог. Пушкин нашел двойной выход из этих затруднений. Во-первых, образ Екатерины дается восприятием дворянина восемнадцатого века, Гринева, который, при всем своем сочувствии Пугачеву как к человеку, остается верным подданным императрицы.

    Во-вторых, в своем описании Екатерины Пушкин опирается, как уже сказано, на определенный художественный «документ». Изображение «дамы» с «белой собачкой», которую встретила в царскосельском саду Маша Миронова, в точности воспроизводит знаменитый портрет Екатерины II Боровиковского: «Она была в белом утреннем платье, в ночном чепце и в душегрейке. Ей казалось лет сорок.

    Лицо ее, полное и румяное, выражало важность и спокойствие, а голубые глаза и легкая улыбка имели прелесть неизъяснимую».

    Вместе с тем Пушкин необыкновенно тонко — без всякого нажима и в то же время в высшей степени выразительно — показывает, как эта привычная «тартюфовская» маска мгновенно спадает с лица Екатерины, когда она узнает, что Маша просит за Гринева.

    От «прелести неизъяснимой» облика незнакомки не остается и следа. Перед нами не приветливо улыбающаяся «дама», а разгневанная, властная императрица, от которой бесполезно ждать снисхождения и пощады.

    Тем ярче по сравнению с этим проступает глубокая человечность в отношении к Гриневу и его невесте Пугачева.

    Именно на этом-то отношении Пушкин   получает   возможность и как художник, и в обход цензурных рогаток развернуть — в духе народных песен и сказаний о Пугачеве — замечательный, с ярко выраженными национально-русскими чертами характер вождя крестьянского восстания, показать, наряду с его суровой беспощадностью по отношению к угнетателям народа и их защитникам, вольный дух, «орлиную» удаль и широту его натуры, глубоко заложенное в нем чувство справедливости, щедрость душевную, благодарность за оказанное ему добро.

    С другой стороны, лучшие черты характера Гринева также особенно рельефно проступают на отношениях его с Пугачевым, которого он покоряет своей отзывчивостью и добротой (все тот же эпизод с «заячьим тулупом»), честностью, смелостью, прямотой, искренностью.

    Наконец, в параллельном эпизоде — встреча Маши с императрицей — по-настоящему раскрывается нам и характер капитанской дочки, простой русской девушки, отец которой, мы знаем, вышел «в офицеры из солдатских детей», в сущности без всякого образования, нашедшей, однако, в себе в необходимую минуту достаточно «ума и сердца», твердости духа и непреклонной решительности, чтобы добиться оправдания своего ни в чем не повинного жениха.

    Замечательный образ вождя крестьянского восстания и пафос конечного торжества простых хороших людей — именно эти черты и сообщают пушкинскому историческому роману присущую ему глубокую внутреннюю демократичность. Наиболее полному и яркому выражению этих черт служат все художественные средства и приемы, применяемые здесь Пушкиным.

    Совет

    Среди них одно из важнейших мест принадлежит, как мы только что могли убедиться, продуманной и стройной, сложной и в то же время в высшей степени простой композиции романа.

    Она реализуется автором не только в замечательном соответствии, но и в тесном взаимодействии с развертыванием сюжета, движением фабулы, развитием характеров, определена всеми этими задачами и вместе с тем помогает их наиболее полному художественному разрешению.

    Необычайная гармоничность «Капитанской дочки» придает пушкинскому роману в прозе исключительную поэтичность, ставит его в ряд величайших образцов мирового искусства слова. Гениальный мастер стиха Пушкин предстает перед нами и как гениальный художник-прозаик.

    Нужно скачать сочиненение? Жми и сохраняй — » Роль автора в повести «Капитанская дочка». И в закладках появилось готовое сочинение.

    Источник: http://www.studbirga.info/rol-avtora-v-povesti-kapitanskaya-dochka/

    Зачем Пушкин вводит в роман «Капитанская дочка» Екатерину II? — Cкачать сочинение

    За многие десятилетия изучения «Капитанской дочки» па эти вопросы давались самые различные и часто противоречивые ответы. В конце XIX века, например, А. Д.

    Галахов объяснял введение сцены свидания Маши с Екатериной II простым «подражанием» Пушкина Вальтеру Скотту: «Дочь капитана Миронова поставлена в одинаковое положение с героиней «Эдинбургской темницы», героиня которой Дженни Дине «выпрашивает прощение» у королевы».

    Толковали изображение Пушкиным Екатерины II и с реакционных позиций, как стремление автора романа продемонстрировать глубокое уважение к самодержице всероссийской.

    Советские пушкинисты долгое время объясняли и введение в роман императрицы, и особенности её изображения цензурными обстоятельствами.

    В свое время Якубович писал: «Попытавшись показать Екатерину «домашним образом», Пушкин в заключение вынужден был все же дать ее образ и в традиционно-официозном, почти лубочном тоне как образ милостивой царицы, видимый глазами героев-дворян.

    Этот образ находится в вопиющем противоречии с обычными резко отрицательными млениями самого Пушкина о «развратной государыне»… Понятно, без условно-сусального лика Пушкин ее мог бы, и думать о проведении своего романа в печать». В последующем мысль об отрицательном и сниженном изображении Екатерины в романе стала господствующей.

    Несомненно, подобные трактовки изображения Пушкиным Екатерины II в силу своей противоречивости и прямолинейности ее могли ее вызвать протеста. Лотман справедливо писал, что «приходится решительно отказаться как от упрощения от распространенного представления о том, что образ Екатерины II дан в повести как отрицательный и сознательно-сниженный».

    Обратите внимание

    Лотман не только отказывается от упрощения, но показывает, что не цензурными, а глубоко идейными соображениями руководствовался Пушкин, когда решил, наряду с фигурой самозванца, изобразить царствующую императрицу.

    Установив необходимость рассмотрения этих двух образов во взаимосвязи, исследователь так определяет смысл и характер этой связи: в «Капитанской дочке» Пушкина «Екатерина И помиловала Гринева, подобно тому как Пугачев — Машу и того же Гринева».

    Основанием уравнения является слово «подобно»— это «подобное» заключается в торжестве человечности: «В основе авторской (пушкинской) позиции лежит стремление к политике, возводящей человечность в государственный принцип, не заменяющей человеческие отношения политическими, а превращающей политику в человечность».

    Исследователь, признавая утопический характер подобных убеждений Пушкина, настаивает па своей точке зрения, полагая, что именно она объяснит и смысл «Капитанской дочки», и причину введения в роман образа Екатерины II. «Во вторую половину 1830-х гг.

    для Пушкина характерны утопические попытки отделить личность царя от государственного аппарата. Отделив его — живого человека — от бездушной бюрократической машины, он надеялся, сам ощущая утопичность своих надежд…

    на помощь человека, стоящего во главе государства, в деле преобразования общества на человеческой основе, создания общества, превращающего человечность и доброту из личного свойства в государственный принцип».

    Введение образа Екатерины II в роман объясняется исследователем как желание Пушкина уравнять действия самозванца и царствующей императрицы по отношению к Гриневу и Марье Ивановне.

    «Подобность» действия состоит в том, что и Пугачев, и Екатерина II — каждый в сходной ситуации выступает не как правитель, а как человек. «Пушкину в эти годы глубоко свойственно представление о том, что человеческая простота составляет основу величия (ср., например, «Полководец»).

    Именно то, что в Екатерине II, по повести Пушкина, рядом с императрицей живот дама средних лет, гуляющая по парку с собачкой, позволило ей проявить человечность. «Императрица не может его простить»,— говорит Екатерина II Маше Мироновой.

    Важно

    Но в ней живет не только императрица, но и человек, и это спасает героя, а непредвзятому читателю но дает воспринять образ как односторонне отрицательный».

    Итак, человечность Екатерины II в том, что она проявляет милость к Гриневу. Как же это доказывается? Гринева, пишет исследователь, суд осудил «с точки зрения формальной законности дворянского государства справедливо». (Запомним это.

    ) Затем дело перешло к императрице. Судьба Гринева в ее руках, она «должна осуществить правосудие и, следовательно, осудить Гринева». (Обратим внимание на логику этого заявления.

    ) И, наконец, вывод: в императрице торжествует человек, и она, проявляя милость, освобождает осужденного Гринева.

    Как видим, утверждение, что Пушкин исповедовал утопическую идею о превращении политики в человечность, зиждется на толковании освобождения Гринева как милости Екатерины II, приравненной к милости Пугачева.

    С этим трудно согласиться.

    Как справедливо писал исследователь, «Капитанская дочка» «настолько общеизвестное произведение», что всякое отступление от текста или «грубое насилие над пушкинским текстом» легко обнаруживаются.

    Источник: http://schooltask.ru/zachem-pushkin-vvodit-v-roman-kapitanskaya-dochka-ekaterinu-ii/

    Сочинения в формате С5 по «Капитанской дочке» А.С.Пушкина

    В повести «Капитанская дочка» А.С. Пушкин не раз затрагивает темы милосердия, великодушия и благодарности. Судьба Петра Гринева, главного героя повести, несколько раз находится в чужих руках: сначала Пугачева, затем Екатерины II.

    Если отбросить все формальности относительно самозванства и законности присвоения титула, то характеристики «великодушный государь» больше заслуживает Пугачев. Есть несколько аргументов в пользу этого суждения, основанных на фабуле произведения.

    В первый раз Пугачев пощадил Гринева в момент захвата Белогорской крепости. Поведение Пугачева в данном эпизоде можно трактовать как проявление благодарности, так как Савельич напоминает бунтарю о подаренном барином заячьем тулупчике.

    Во второй раз Пугачев не наказывает Петрушу, когда тот отправляется на спасение Маши. В этом случае, прежде всего, нужно обратить внимание на то, что Гринев заявляет о своем намерении бороться против восстания. Кроме того, Пугачев своим решением вынужден потеснить интересы Швабрина, который находится на его стороне.

    Однако все это не мешает предводителю восстания совершить великодушный поступок.

    Иначе дело обстоит с помилованием главного героя Екатериной II. Известно, что Гринев был арестован как участник отряда Пугачева, которым он не являлся. Произошло досадное недоразумение.

    После того как Екатерина II узнала от Маши достоверные сведения о том, что Петр Андреевич Гринев не предатель, она не могла не простить его, так как прощать, по сути дела, было не за что.

    Императрица просто восстановила справедливость.

    А.С. Пушкин противопоставляет образ Екатерины II и образ Пугачева, который оказывается более великодушным.

    Совет

    Образ Пугачева объединил в себе две противоположные черты: милосердие, идущее из христианской веры, и беспощадность, дарованную его бунтарской природой.

    Это сочетание, по мнению автора, характерно в целом для русского народа и является еще одним проявлением загадочной русской души, о которой, несомненно, размышляет Пушкин в этой повести. (283 слова)

    Новоселова Ольга, 11 класс, 2009

    С5. Каково место и назначение образа Савельича в романе А.С.Пушкина «Капитанская дочка»?

    Образы слуг часто играют важную роль в системе персонажей художественных произведений русской литературы — они зеркально отражают черты своих хозяев, в их образах отражены порой лучшие черты простого народа.

    Всем известны такие герои, как Еремеевна из фонвизинского «Недоросля», Лиза из комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума», Осип из гоголевского «Ревизора», Захар из романа Гончарова «Обломов», чеховский старик Фирс из «Вишневого сада» и другие. В их ряд можно поставить и героя романа А.С.Пушкина «Капитанская дочка» Архипа Савельева, или, как все его называют, Савельича.

    Савельич — тип патриархального слуги, образ светлый, вызывающий несомненную симпатию читателей. «За трезвое поведение» был произведен в дядьки к Петру Гриневу.

    Он убежден, что крепостные крестьяне существуют лишь для того, чтобы всю жизнь работать на своих господ и находиться в их полном подчинении и не тяготятся своим зависимым положением.

    Такой образ жизни представляется ему единственно возможным: так жили его деды, так живет он, и только так должны жить его дети и внуки.

    В проблематике пушкинского романа центральное место занимает вопрос о взаимоотношении дворянства и народа. В связи с этим совсем не случайно за юным Гриневым, деля с барином все выпавшие на его долю испытания, следует его верный слуга Савельич.

    Обратите внимание

    Сердце «доброго старика» исполнено житейской мудрости и наивной простоты. Савельич бесконечно привязан к своему молодому хозяину. Он практически воспитал Петрушу Гринева, обучил его грамоте. Все лучшее, что есть в Гриневе, создано преимущественно Савельичем.

    Например, присущая Петру Андреевичу доброта сказалась и в щедром подарке неизвестному «мужичку-вожатому», который спас их во время бурана, и в острой жалости к зверски изувеченному башкирцу, и в том, как, рискуя всем, он бросился на выручку захваченному пугачевцами Савельичу.

    А.С. Пушкин создает ситуации, в которых Гринев допускает и оплошности, а Савельич выручает, спасает его, несмотря ни на что. Впервые вырвавшись из-под опеки родных, Петр в первом же кабаке напивается до беспамятства с Зуриным, да к тому же проигрывает ему в карты. Увидя пьяного барина, Савельич ахнул, а Гринев лишь смог ответить: «Молчи, хрыч!».

    Когда Савельич узнает о дуэли Гринева со Швабриным, он мчится к месту дуэли с намерением защитить своего барина: «Бог видит, бежал я заслонить тебя своею грудью от шпаги Алексея Ивановича».

    Гринев не только не поблагодарил старика, но еще и обвинил его в доносе на себя родителям, а Гринев-отец, узнав о дуэли сына, пишет Савельичу грозное и оскорбительное письмо.

    К сожалению, несправедливость данной ситуации в том, что Савельича обвиняют и оскорбляют неоправданно!

    Но главное значение образа Савельича в романе мы можем увидеть в «пугачевских событиях». Злодей, предводитель народного восстания вошел в Белогорскую крепость, убивая всех, кто не желал ему служить.

    Под угрозу смерти попал и Петруша Гринев. Но преданный слуга Савельич вновь борется за жизнь барина. Узнав в убийце мужика-вожатого, он умоляет отпустить Петра.

    («Отпусти его; …, я для примера вели повесить меня старика!»).

    Важно

    В героизме Савельича проявляются высокие достоинства его личности, а также его преданность близкому человеку. «Савельич — чудо!» — писали А.С. Пушкину. Он честно прошел все испытания, выпавшие на его и Гринева долю, и остался верным слугой молодого барина.

    Все это контрастирует с картинами гражданского противостояния дворян и простого народа в истории пугачевщины. Пушкин, изображая Савельича, преданного своим господам, показывает иную логику взаимоотношений сословий.

    Войне противопоставлен союз, и это порождает надежду на лучшее, делает реалистическое изображение исторической действительности того времени более полным. (550 слов)

    Старкова Анастасия, 11 класс, 2013

    С5. Как в романе А.С.Пушкина «Капитанская дочка» раскрывается тема чести и бесчестия?

    Можно смело утверждать, что почти все произведения Александра Сергеевича Пушкина целиком затрагивают нравственные проблемы. Но вопрос о чести и бесчестии особо остро встал в романе «Капитанская дочка». Недаром эпиграфом к нему служит пословица «Береги честь смолоду».

    Произведение является историческим, действие его разворачивается на фоне одного из самых крупных и кровавых, жестоких и беспощадных восстаний в истории России – восстания Емельяна Пугачева. И сюжет «Капитанской дочки» построен так, чтобы каждый герой был прямо или косвенно связан с пугачевским бунтом и проявил свои нравственные ориентиры.

    Герои «Капитанской дочки» находятся в обстоятельствах исключительных, необычных. Автор всячески подчеркивает, что в «старые времена» моральные нормы были гораздо более узкими, нравственные устои – более твердыми, а «честь дворянина» – более ценной.

    Центральный герой романа – Петр Андреевич Гринев – не получает хорошего образования, живет «недорослем, гоняя голубей и играя в чехарду с дворовыми мальчишками». Однако на протяжении повествования он предстает перед читателем как честный и благородный офицер, демонстрируя лучшие черты своего рода.

    Первый раз Петр Гринев поступил по чести, вернув карточный долг Зурину, несмотря на упреки Савельича. Чуть позже отблагодарил мужика-вожатого за помощь, подарив ему заячий тулуп.

    Совет

    Нравственные испытания ожидали Гринева и в Белогорской крепости, где он служил. Петр сталкивается лицом к лицу с предводителем восстания – Пугачевым. Атаман спасает героя от смертной казни, помиловав его.

    Однако Гринев не может признать в нем государя, понимая, кто он есть на самом деле. «Целуй руку, целуй руку!» – говорили около меня.

    Но я предпочел бы самую лютую казнь такому подлому унижению», – вспоминает Гринев.

    Однако далее драматизм и напряжение в романе возрастают. Пугачев спрашивает Гринева, признает ли он своего «государя», обещает ли служить ему.

    Положение молодого человека оказывается очень неоднозначным: он не может признать самозванца государем, и, вместе с тем, не хочет подвергать себя бесполезному риску.

    Но герой преодолевает собственное малодушие и откровенно признается Пугачеву: «… я присягал императрице, тебе служить не могу».

    Тема чести реализуется и в истории взаимоотношений Петра Гринева с Машей Мироновой. Полюбив дочь капитана Миронова, Гринев чувствует свою ответственность за ее судьбу. Он изо всех сил старается уберечь возлюбленную. А ради этого готов пойти на новую встречу с Пугачевым.

    Полной противоположностью Гриневу в произведении является Швабрин, молодой офицер, сосланный в Белогорскую крепость за «смертоубийство». Бесчестие читатель видит во всех его поступках. Это и небылицы про Машу Миронову, и выстрел в спину Гриневу, и служба Пугачеву, и ложные показания против Гринева.

    Обратите внимание

    Интересен финал романа. Казалось бы, связь с Пугачевым станет для Гринева роковой. Его действительно арестовывают по доносу.

    Ему грозит смертная казнь, но Гринев решает из соображений чести не называть имени своей возлюбленной ради её спасения. Однако в самый последний момент справедливость восторжествовала.

    Самоотверженность, решимость отстаивать честь возлюбленного не оставляет и Машу Миронову: она отправляется к императрице и спасает Петрушу.

    Итак, раскрывая тему чести и бесчестия, А.С.Пушкин использует прием антитезы, противопоставляя Швабрину, человеку, лишенному чести, Петра Гринева и Машу Миронову, героев, которые никогда не пойдут против чести и у которых всегда в душе будут звучать слова: «Береги честь смолоду». (501 слово)

    Старкова Анастасия, 11 класс, 2013

    Добавить себе

    Источник: http://ruslitbalandina.ru/?p=526

    Женские образы в романе Пушкина «Капитанская дочка»

    По моему представлению, наиболее яркими и значимыми в романе являются три героини: Марья Ивановна Миронова, ее мать Василиса Егоровна и, безусловно, государыня Екатерина II.

    Также в повествовании присутствуют мать Петра Андреевича Гринева и попадья Акулина Памфиловна, приютившая Машу у себя во время взятия крепости Пугачевым. О матери героя известно не так много, и существенной роли в развитии сюжета она, признаться, не играет.

    Что до Акулины Памфиловны, то следует отметить ее милосердие, вполне, впрочем, свойственное ее образу жизни в качестве матушки.

    Марья Ивановна Миронова — избранница Петра Гринева, прошла с ним весь трудный путь во время пугачевского мятежа. При первой встрече герой не был расположен к ней, благодаря усилиям отвергнутого ей Швабрина, однако вскоре отметил ее благоразумие и чувствительность.

    Юная девушка — дочь капитана Ивана Кузмича и Василисы Егоровны Мироновых, до восстания жила с родителями в Белогорской крепости и жизнь ее, полагаю, мало отличалась от девиц того времени.

    Однако война обнажает многие скрытые качества человеческой натуры, и, подобно тому, как проявились подлость и низость Алексея Швабрина — человека, вхожего в дом Мироновых, — так же открылись самоотверженность и прямодушие главной героини. Марья Ивановна скромна и приветлива.

    Полюбив Петра Гринева, она остается верна своему чувству и под угрозой смерти не принимает спасительного в настоящий момент для ее жизни предложения Швабрина стать его женой.

    Впоследствии, когда все трудности, связанные с выживанием в эпицентре мятежных событий, останутся позади, возникнет новая проблема, даже беда: Петр Гринев арестован, ему грозит в лучшем случае заключение под стражу с последующей ссылкой, в худшем — виселица, как государственному изменнику. Не желая впутывать возлюбленную в судебные стяжательства, связанные с мятежом, герой умалчивает о деталях, которые оправдали бы его имя. Понимая это, Марья Ивановна отправляется в Петербург умолять о спасении любимого саму государыню императрицу.

    https://www.youtube.com/watch?v=aK7LP2ipWQY

    Решающая встреча происходит неожиданно: в Царском селе, где находился в то время Двор, девушка встречает незнакомую даму, которая с интересом расспрашивает о целях ее визита.

    Марья Ивановна горячо рассказывает обо всех событиях, из которых явствуют отвага и мужество ее жениха, равно как его преданность Отечеству и отказ переходить на сторону самозванца.

    Впоследствии выясняется, что случайной дамой оказалась сама Екатерина II, которая полностью оправдывает несправедливо обвиненного Гринева, даруя тем самым ему и Марье Ивановне возможность к полноценному семейному счастью.

    Важно

    Мать Марьи Ивановны Мироновой, Василиса Егоровна — истинный образец верной и самоотверженной жены и матери.

    Незадолго до кровавой расправы в Белогорской крепости имел место эпизод прощания Маши с отцом. Василиса Егоровна не могла не понимать, что их ждет впереди, однако внешне была совершенно спокойна, выполняя свой родительский долг: «Иван Кузмич, в животе и смерти бог волен: благослови Машу».

    Иван Кузмич накануне взятия крепости собирался отправить их с Машей в Оренбург во имя их безопасности, однако Василиса Егоровна наотрез отказалась от такого предложения, решив отправить только Машу:

    — Добро, — сказала комендантша, — так и быть, отправим Машу. А меня и во сне не проси: не поеду. Нечего мне под старость лет расставаться с тобою да искать одинокой могилы на чужой сторонке. Вместе жить, вместе и умирать.
    Собственно, так оно и вышло. Мужественная женщина ненадолго пережила своего супруга.

    Едва успели повесить несчастного Ивана Кузмича, как местные жители стали присягать самозванцу. Мятежники врывались в дома.

    Вытащили бедную Василису Егоровну, которая, взглянув на виселицу, тотчас узнала мужа: «Свет ты мой, Иван Кузмич, удалая солдатская головушка! … не тронули тебя ни штыки прусские, ни пули турецкие; не в честном бою положил ты свой живот, а сгинул от беглого каторжника!» Пугачев такого стерпеть не мог, и отважная женщина была убита.

    Екатерину II А.С. Пушкин описывает так: «Ей казалось лет сорок. Лицо ее, полное и румяное, выражало важность и спокойствие, а голубые глаза и легкая улыбка имели прелесть неизъяснимую».

    Далее показана и душевная красота императрицы: ее тронула история Маши, она ласково расспрашивала ее о подробностях событий в Белогорской крепости и вне ее — о том, что было так или иначе связано с ролью Петра Гринева в пугачевском восстании.

    «Все в неизвестной даме невольно привлекало сердце и внушало доверенность».

    Поначалу государыня обвинила возлюбленного девушки в том, что он безнравственный и вредный негодяй, но, услышав пылкий протест Марьи Ивановны, внимательно ее выслушала. Одно это уже характеризует императрицу как женщину в высшей степени справедливую и лишенную чрезмерных амбиций.

    Совет

    Чуть позднее, когда Екатерина II и Маша познакомились уже, скажем так, в официальном порядке (то есть Маша поняла, с кем откровенничала несколько минут назад), государыня проявила себя человеком чести: «Знаю, что вы не богаты, но я в долгу перед дочерью капитана Миронова. Не беспокойтесь о будущем.

    Я беру на себя устроить ваше состояние».

    Таким образом, можно сказать, что в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка» нет отрицательных женских персонажей. Каждая из героинь достойна уважения и восхищения читателя. В их отношении у меня возникают будто бы три фигуры, три образа: Дочь, Жена и Мать.

    Матушка-императрица, способная проявить великодушие и милосердие к людям своего государства, позаботиться о несправедливо обиженных с долей материнского участия; верная жена, и у гробовой черты не забывшая венчальной клятвы быть вместе и до и после смерти супруга; дочь, не посрамившая светлую память отца и матери подлым или бесчестным поступком.

    Все они подлинные героини, и Петру Андреевичу, честному и благородному юноше, несказанно повезло, что в его жизни встретились три эти бесконечно прекрасные женщины.

    Источник: http://sochinyalka.ru/2017/04/zhenskie-obrazy-v-romane-pushkina-kapitanskaja-dochka.html

    Образ и характеристика Петра Гринева из повести Капитанская дочка Пушкина сочинение 8 класс

    Одно из всемирно известных произведений в прозе Пушкина Александра Сергеевича «Капитанская дочка» рассказывает о жизни дворян при подавлении крестьянского бунта при Екатерине II.

    Пётр Андреевич Гринёв — один из главных героев исторического романа. На момент событий ему семнадцать — восемнадцать лет. Герой не получил достойного образования и остался недорослем. С юных лет он привык проводить время в кругу дворовых мальчишек, играя в чехарду. Несмотря на отсутствие серьёзного образования, молодой человек воспитан.

    Ни разу за всё повествование он не грубит страшим. Также герой уважает своих родителей и ни на минуту не забывает наказ отца. Пётр Андреевич Гринёв — положительный персонаж. Молодой человек добр и милостив.

    Когда он встречает бедняка, которой соглашается показать путь до близлежащей деревеньки, главный герой, пожалев худо одетого проводника, отдаёт ему заячий тулуп.

    Как выяснится позже, вожатый был бунтовщиком Емельяном Пугачёвым. И именно этот подарок в скором времени спасёт жизнь Гринёву. Мужчина не жалеет себя в бою, не прячется за спинами товарищей. Даже когда Петра Андреевича ведут на казнь, молодой человек не трусит и с гордостью готов принять смерть.

    Несмотря на уговоры своего дядьки, Гринёв не просит пощады у главы бунтарского отряда — Пугачёва. Главный герой справедлив и честен, поэтому не льстит преступнику при встрече с ним и открыто говорит, что не хочет переходить на сторону врага. Главный герой всегда готов заступиться за себя и за возлюбленную. Поэтому он и вступает в схватку с Швабриным.

    Честный главный герой противопоставлен Швабрину, который часто играет не по правилам.

    Обратите внимание

    Пётр Андреевич показан честным и ответственным человеком. Автор описывает его именно так, чтобы передать образ дворянина конца 17 века верного присяге.

    8 класс

    Образ и характеристика Петра Гринева

    Первое, что нельзя не отметить, так это безусловно то, что яркий и запоминающийся образ Петра Гринева в знаменитом и известном произведении великого русского писателя Пушкина Александра Сергеевича завораживает и притягивает к себе внимание читателей с первой минуты знакомства с данным героем. Этот герой запоминается многим своей открытостью, разносторонностью и широтой. Создавая данный образ автор произведения воплотил в нем все то, что так близко и знакомо многим людям.

    Если рассматривать данного героя более близко, то вполне легко можно понять насколько его образ разница с образом его отца. Сам по себе это молодой, можно сказать ещё совсем юный парень, который только начинает формироваться как личность, соответственно большую часть своего времени он находится в поиске самого себя, своих идеалов, создании своих принципов и так далее.

    Читая самые первые страницы данного произведения можно легко понять, что данный герой является довольно таки легкомысленным и ещё всерьез не относится к жизни.

    Все его детство протекало достаточно беспечно, именно поэтому начиная взрослеть он очень много не знает, и лишь постепенно начинает узнавать новое, открывая себя и свою душу.

    Нужно отметить, что данному герою приходится довольно таки не просто, так как по своей сути он все детство был своеобразным бездельником и даже некой недорослью. Естественно у такого ребенка и отношение к жизни было соответственное, он считал что можно вот так всю жизнь прожить без особых проблем и трудностей.

    Раскрывая негативные черты данного героя автор в это же самое время старается показать и его положительные стороны. Это очень хорошо заметно особенно на контрасте противопоставлений его поступков.

    Вообще нужно сказать, что данный герой совместил в своем характере как черты своей матери, так и отца. Он по словам автора произведения является как бы «кувшином», в который поровну взяли от одного и от второго родителя.

    Если от матери он взял доброту, порядочность, и прекрасное восприятие окружающего мира, то от отца унаследовал честность, прямохарактерность, твердость в принятии решений и так далее.

    Важно

    Надо сказать, что все эти качества настолько отлично дополняли друг друга, что в итоге получился порядочный юноша, который покорял многих глубиной своей души и её широтой.

    Читатели кстати сказать, именно за это и относились к данному герою особенно, запоминая его и пронося в памяти его образ до конца прочтения данного произведения.

    И так день за днем взрослея Петр Гринев только усовершенствует в себе все унаследованные от родителей качества, более того в это же время он развивает в себе и познает свою личность. Личность, которая с каждым днем становится все лучше и лучше.

    На протяжении всей своей жизни данный герой не разу не изменил своим представлениям и взглядам на этот мир, на его устои, на человеческие чувства и долг перед своей родиной.

    Нужно отметить, что создавая каждый образ и каждого героя в данном произведении автор ни в коем случае не хотел кого-то идеализировать. Он просто хотел показать, что в каждом человеке, без исключения могут совмещаться сразу несколько казалось бы противоположных сторон, и это вполне естественно.

    Что же касается образа Петра Гринева, то он был создан для того, чтобы ярко и контрастно показать, насколько может отличаться человек в разные периоды своей жизни.

    Если в детстве человек живет одними взглядами на жизнь и окружающий мир, то взрослея он меняет свои взгляды, расставляя приоритеты в нужном для себя порядке.

    Самое главное, не перепутать и понять, что действительно является важным, а что второстепенным.

    8 класс

    Характеристика и образ Петра Гринева сочинение

    Пётр Андреевич Гринёв — центральный персонаж исторической повести Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка». В начале произведения Гринёв представлен нам легкомысленным семнадцатилетним недорослем, который только играет с дворовыми ребятишками, гоняет голубей да учится фехтованию.

    Он с малолетства записан в Семёновский полк, однако, по желанию отца, отправляется не в столичную гвардию, а в армейское подразделение глухого села Оренбургской губернии. Петруша разочарован: он грезил службой в престижном полку. По дороге юношу встречают невзгоды взрослой жизни: долги, буран, опасные связи.

    Но Гринёв с честью переносит все трудности. Именно в поездке раскрывается милосердие Петруши. Оно выражается в отношении к крепостному и к бедному вожатому. Несмотря на причитания Савельича, щедрый Гринёв дарит вожатому не только деньги «на водку», но и новенький заячий тулуп.

    Доброе отношение к бедняку чуть позже спасёт жизнь Савельичу и Петру Андреевичу.

    Прибыв в крепость, в которой Петруша должен был служить, главный герой знакомиться со Швабриным. Раскрывается ещё одна черта Петруши — дружелюбие. Он с радостью проводит время в компании нового друга.

    Но когда Швабрин начинает смеяться над чувствами Петруши, тот готов постоять за себя. Именно из-за этого главный герой соглашается на дуэль с подлецом, который не раз уже предавал других. Гринёв не раз предстаёт перед читателем как человек чести.

    Он не желает сдаваться и признавать предателя Емельяна Пугачёва воскресшим правителем. Для него репутация важнее жизни.

    Совет

    Описывая Пётра Андреевича Гринёва, Александра Сергеевича Пушкина пытался создать образ идеального дворянина конца 18 — начала 19 веков, которому присущи милосердие, честность, доброта и другие положительные качества.

    8 класс

    Характеристика Петра Гринёва из повести Капитанская дочка

    Очень часто, говоря о чести, нам ставят в пример Петра Гринёва. Почему именно его?
    Чем так выделяется этот персонаж?

    Петр Гринёв является главным героем повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка». С первых глав мы узнаём историю его жизни. Он, будучи дворянином, должен был получит соответствующее образование, но он «жил недорослем, гоняя голубей», говорит Петр сам про себя.

    Петрушу очень любили и баловали дома, он рос, окруженный добротой и честолюбием. Молодой человек жаждал служить в полку и с удовольствием отправляется на службу. В сцене прощания его с родителями, отец даёт сыну очень важный совет, который в будущем повлияет на жизнь Гринёва.

    «Береги платье снову, а честь смолоду» — таков завет и путь отца.

    Гринёв действительно последовал совету отца. При первой встрече с Емельяном Пугачёвым он повёл себя очень достойно, отдав ему свой тулуп и спася от голода и холода, но не стал присягать ему.

    Пётр достойно ведёт себя и на службе. С рождения он был записан в Семёновский полк, но по желанию отца он едет служить не в Петербург, а в Оренбург в Белогорскую крепость.

    Петра там приняли хорошо, он сразу поладил с семьей Мироновых и остальными обитателями. Ему было приятно общение со Швабриным, но когда Петр понял, что перед ним жадный, завистливый, лишенный своего мнения человек, он разочаровался в нём.

    Зато в Маше Мироновой он увидел доброго, честного человека и не ошибся.

    Жизнь в Белогорорской крепости стала проверкой характера и убеждений Гринёва. Там он столкнулся с обманом, предательством, страхом и лицемерием. Оставаясь верным себе, он смог это преодолеть. Даже такой негодяй как Пугачёв оценил честность и откровенность Петра, за что был помилован и отпущен.

    Обратите внимание

    Гринёв не пытается понравится людям, подстроиться под ним, он всегда остаётся верным своим убеждениям и поэтому нравится людям и так легко находит с ними общий язык.

    Петр не может перебежать на другую сторону в сражении, даже когда это угрожает его жизни, он даже не задумывается о возможности такого решения.

    В нужные моменты Петр может принимать взрослые взвешенные решения, размышлять, как надо поступить и что сказать. Вчерашний недоросль становится ответственным и самостоятельным. Он не боится поступать правильно в отличие от Швабрина.

    Читателю интересно наблюдать за развитием Гринёва, ведь изначально нельзя было сказать, что он будет поступать таким образом. Его характер закаляется по мере того, как он преодолевает жизненные трудности на своём пути.

    Например, в кульминационном моменте его ареста он проявляет высшее благородство. Петр не оправдывается, не ищет защиты в лице кого-нибудь вышестоящего, не придумывает, как получше рассказать о своих обстоятельствах.

    В итоге правда оказывается на его стороне.

    Несмотря на героизм Гринёва Пушкин описывает его, как простого человека, храброго солдата, хорошего сына, верного друга и порядочного дворянина. Он не восхваляет его, не ставит каждому в пример.

    Гринёв изображен со своими минусами и слабостями, ведь ему присущи легкомыслие, мечтательность и небольшая лень. Это наталкивает читателя на мысль, что такие люди должны быть в мире, что они не идеализированы и что, возможно, таких даже много.

    Если задуматься, то поведение Гринёва вполне обычно, такая храбрость и честность должны быть нормой. И хоть не каждый человек ведёт себя, как Пётр, надо верить, что такие люди есть и самим быть такими.

    Важно

    Пушкин хотел видеть такими всех представителей дворянства, но и в наше время нужны такие люди, как Пётр Гринёв. И хорошо бы, если у каждого такого Пётра была своя верная и любящая Маша Миронова.

    8 класс

    Образ и характеристика Петра Гринева из повести Капитанская дочка Пушкина

    • Образ Кутузова в романе Война и мир сочинениеВ романе «Война и мир» гений Кутузова выделен особо. Кутузов – отец армии, он ближе всех высокопоставленных лиц к русскому народу. Он прост и хитёр одновременно, мудр и опытен в сражениях. В первый раз мы отчётливо видим Кутузова на смотре под Браунау.
    • Сочинение на тему Школа моей мечты 5 классЯ учусь в большой, городской школе. Здание нашей школы трехэтажное. Мы учимся в две смены. Я часто думаю о том, какая школа была бы, школой моей мечты. Пофантазируем?.. В городах будущего, школы будут самыми яркими и удобны
    • Сочинение Василий Теркин (рассуждение по поэме) 8 классВсем полезна и интересна литература, которая представлена в произведениях связанных с Великой Отечественной Войной. В таких произведениях хорошо раскрыт ряд патриотических черт.
    • Печорин — герой своего времени 9 класс сочинение-рассуждениеРоман «Герой нашего времени» был написан величайшим русским поэтом XIX века – Михаилом Юрьевичем Лермонтовым. Это был настоящий оплот творчества писателя. Сам роман несёт в себе собрание определённых повестей
    • Образ и характеристика Фамусова в комедии Горе от ума Грибоедова сочинениеПавел Афанасьевич Фамусов — признанный столичный «туз». На первый взгляд, в его фамилии ничего «говорящего» нет – во всяком случае, с точки зрения человека, хорошо владеющего русским языком. Но все дело как раз в том, что корень этой фамилии
    • Сочинение по картине Юона Волшебница-зима 3, 4 классКонстантин Федорович Юон – русский живописец, мастер своего дела. Большинство его картин посвящены родной природе, жизни в деревне. Так в 1912 году он написал картину под названием «Волшебница-зима».

    Источник: https://uchim-klass.ru/sochineniya/po-literature/obraz-i-harakteristika-petra-grineva-iz-povesti-kapitanskaya-dochka-pushkina-8-klass

    Реальность и художественный вымысел в образах Пугачева и Екатерины II в романе А. С. Пушкина “Капитанская дочка”

    В романе Пушкина “Капитанская дочка” образы Емельяна Пугачева и императрицы Екатерины II являются символами власти. Можно сказать, что эти исторические фигуры находятся на разных полюсах, являются кардинально противоположными.

    Известно, что в “Капитанской дочке” Пушкин противопоставил народ и власть. Главной причиной пугачевского бунта он считал оторванность власти от народа, незнание и нежелание властьимущих знать потребности простого мужика.

    Отсюда – национальные трагедии, одной из которых является, по мнению Пушкина, бунт под предводительством Емельяна Пугачева.

    Пугачев – народный герой. Он представляет народную власть, народного избранника. Недаром простые казаки готовы отдать за него жизнь. В основе образа Пугачева – реальный прототип. Романный Пугачев – казак, самозванец,предводитель восставших казаков, называвший себя государем Петром III.

    Чтобы подчеркнуть историзм своего произведения, писатель вводит некоторые события и детали, имевшие место в реальности. Так, в главе “Пугачевщина” приводится казенный приказ о поимке Пугачева, существовавший на самом деле.

    Кроме того, в романе приводятся подлинные исторические факты: поимка и казнь Пугачева, например.

    Но, безусловно, фигура Пугачева в “Капитанской дочке” не приравнивается к его историческому прототипу. В романе это один из самых сложных и многомерных образов, представляющих собой сплав исторических, бытовых, символических и фольклорных элементов.

    В произведении фигура Пугачева перерастает в символический образ, олицетворяющий историю и судьбу.

    Облик Емельяна Пугачева конкретен, глазами Гринева мы видим его портрет, знаем о его происхождении. Но, в то же время, реалистичность Пугачева только кажущаяся.

    С его появлением в роман входит атмосфера чего-то мистического и загадочного. Пугачев

    напоминает оборотня, сущность которого постичь не дано никому. Из бродяги этот герой легко превращается в “государя-императора”. В Пугачеве то проявляются черты плутоватого мужика, то мудрость, сила и величие народного вождя.

    Совет

    В таких главах романа, как “Незваный гость”, “Мятежная слобода”, “Сирота” метаморфозы Пугачева следуют одна за другой: то он властный и грозный государь, то справедливый и милосердный спаситель, то жестокий и скорый на расправу мужик, то мудрый и рассудительный государственный муж. Образ Пугачева в романе трагичен. Причем герой сам осознает эту трагичность.

    Это подчеркнуто и в казачьей песне, которую он поет, и в столь любимой им калмыцкой сказке. Облик Емельяна Пугачева во многом овеян героическим ореолом. Вспомним, что он отвергает возможность милости государыни по отношении к нему, сам при этом милуя своих противников. Для него милосердие – это неприемлемое оскорбление.

    Образ Емельяна Пугачева в романе дан в фольклорном ключе. В сознании Гринева он тесно связан с явлением чуда, с самой судьбой. В начале романа Пугачев появляется из метели, затем он станет главным героем пророческого сна Петра Гринева. В нем лжегосударь предстает в облике вожатого, вождя, который невольно раскрыл мемуаристу глаза на законы жизни, истории, судьбы.

    Таким образом, Пугачев в “Капитанской дочке” одновременно и реален, и фантастичен. Он соединяет два пласта: внешний, жизненный, и мистический, пласт судьбы и истории. Образ Емельяна Пугачева – центральный образ романа. С ним связаны размышления Пушкина об истории и судьбе, о соотношении частной жизни и жизни исторической.

    Образ Пугачева невидимыми нитями связан с образом еще одного “человека власти” – Екатерины II, официальной государыни. В романе возникают смысловые и композиционные параллели, соединяющие этих двух героев. Основная из них: встреча Гринева с Пугачевым в Белогорской крепости – встреча Маши Мироновой с Екатериной II в Петербурге.

    Пушкин дал в этом эпизоде реальный портрет императрицы: “Она была в белом утреннем платье, в ночном чепце и в душегрейке. Ей казалось лет сорок. Лицо ее, полное и румяное, выражало важность и спокойствие, а голубые глаза и легкая улыбка имели прелесть неизъяснимую”.

    Образ Екатерины II, справедливой, милосердной, благодарной, написан Пушкиным с нескрываемой симпатией, овеян романтическим ореолом. Это не портрет реального человека, а некий обобщенный образ. Екатерина – это та святыня, которую защищали дворяне в войне с Пугачевым.

    Екатерина внимательно выслушивает Машу Миронову и обещает разобраться в ее просьбе, хотя отношение императрицы к “предателю” Гриневу резко отрицательное. Узнав все подробности дела и проникшись искренней симпатией к капитанской дочке, Екатерина милует жениха Маши и обещает позаботиться о материальном благополучии девушки: “…но я в долгу перед дочерью капитана Миронова.

    Обратите внимание

    Не беспокойтесь о будущем. Я беру на себя устроить ваше состояние”. На мой взгляд, персонально к Екатерине II у Пушкина не было никаких “претензий”. Известно, что по своим политическим убеждениям писатель был монархистом. Все преобразования, по его мнению, должны были проводиться только в рамках этой системы.

    Но в том, что реформы необходимы, у Пушкина не было никаких сомнений.

    Таким образом, “Капитанская дочка” – исторический роман, в котором действуют два основных исторических лица: Емельян Пугачев и Екатерина II. Попав в ткань художественного произведения, эти реальные фигуры обрели много вымышленных черт, превратились в художественные образы, служащие для выражения авторской позиции, взглядов Пушкина на историю, проблему власти и народа, судьбы. На реальную основу этих персонажей наложился художественный вымысел, авторская воля, в результате чего был создан один из лучших русских исторических романов.

    Источник: https://rus-lit.com/realnost-i-xudozhestvennyj-vymysel-v-obrazax-pugacheva-i-ekateriny-ii-v-romane-a-s-pushkina-kapitanskaya-dochka/

    Характеристика главных героев «Капитанской дочки»

    «Капитанская дочка» — исторический роман, написанный в форме мемуаров. В этом романе автор нарисовал картину стихийного крестьянского бунта. Пушкин сумел донести до нас много интересных фактов из истории восстания Пугачева.

    Описание главных героев «Капитанской дочки» поможет понять их характер, причины поступков.

    Образ Петра Гринёва «Капитанская дочка»

    Петр Андреевич Гринев – главный герой повести «Капитанская дочка». Сын отставного военного, простого, но честного человека, ставящего честь превыше всего. Воспитывает героя крепостной Савельич, учит — мосье Бопре. До 16 лет Петр жил недорослем, гоняя голубей Его отец не может реализовать себя.

    Я думаю, так Пушкин наводит читателя к мысли, что и Петр Андреевич мог бы прожить жизнь самую обыденную, если бы не отцовская воля. В течении всей повести Петр меняется, из безумного мальчишки превращается сначала в утверждающего независимость юношу, а затем мужественный и стойкий взрослый человек.

    В 16 лет он отправляет его с Савеличем в Белогорскую крепость, скорее больше похожую на деревушку, что бы тот «понюхал пороху». В крепости Петруша влюбляется в Машу Миронову, что сыграло немаловажное значение в формировании его характера. Гринёв не просто влюбился, а был готов взять всю ответственность за любимую.

    Когда он попадает в осаду правительственных войск, он отправляет Машу к своим родителям. Когда его возлюбленная осталась сиротой, Петр рискнул своей жизнью и честью, которая для него важнее.

    Доказал он это при взятии Белогорской крепости, когда, отказался от присяги Пугачёву и любых компромиссов с ним, предпочитая смерть малейшему отступлению от велений долга и чести. Оказавшись в этой критической ситуации, Гринёв стремительно изменяется, вырастает духовно и нравственно.

    После встречи с Емельяном в Белогорской крепости Гринев становится более решительным и смелым.

    Важно

    Петр все же молод, поэтому по легкомыслию не задумывается, как его поведение оценивается со стороны, когда они принимает помощь Пугачева в освобождении Марьи Петровны.

    Ради своей любви он просит генерала дать ему пятьдесят солдат и разрешение освободить захваченную крепость. Получив отказ, молодой человек не впадает в отчаяние, а решительно отправляется в пугачевское логово.

    Образ Алексея Швабрина «Капитанская дочка»

    Швабрин Алексей Иванович – дворянин, антипод Гринева в повести. Швабрин смугл, нехорош собою, оживлен. Он служит в Белогорской крепости пятый год. Сюда переведен за «смертоубийство» (на дуэли заколол поручика). Отличается насмешливостью и даже презрительностью (во время первой встречи с Гриневым он очень насмешливо описывает всех обитателей крепости).

    Герой очень умен. Несомненно, он образованнее Гринева. Швабрин ухаживал за Машей Мироновой, но получил отказ. Не простив ей этого, он, мстя девушке, распускает о ней грязные слухи (рекомендует Гриневу подарить ей не стихотворение, а серьги: «знаю по опыту ее нрав и обычай», отзывается о Маше, как о последней дурочке и т. д.) Все это говорит о духовном бесчестии героя.

    Во время дуэли с Гриневым, который защищал честь любимой им Маши, Швабрин. наносит удар в спину (когда противник оглядывается на зов слуги). Затем читатель подозревает Алесей в тайном доносе родителям Гринева о дуэли. Из-за этого отец запрещает Гриневу брак с Машей. Полная утрата представлений о чести приводит Швабрина к измене.

    Он переходит на сторону Пугачева и там становится одним из командиров. Пользуясь своей властью, Швабрин пытается склонить к союзу Машу, держа ее у себя в плену. Но, когда Пугачев, узнав об этом, хочет наказать Алексея, тот валяется у него в ногах. Подлость героя оборачивается его позором. В конце повести, попав в плен к правительственным войскам, Швабрин доносит на Гринева.

    Он утверждает, тот тоже перешел на сторону Пугачева. То есть в своей подлости этот герой доходит до конца.

    Образ Маши Мироновой «Капитанская дочка»

    Маша Миронова – молодая девушка, дочь коменданта Белогорской крепости. Именно ее имел в виду автор, давая название своей повести.
    Этот образ олицетворяет собой высокую нравственность и душевную чистоту. Интересна такая деталь: в повести приводится очень мало разговоров, вообще слов Маши.

    Это неслучайно, так как сила этой героини не в словах, а в том, что слова ее и поступки всегда безошибочны. Все это свидетельствует о необычайной цельности Маши Мироновой. С простотой Маша соединяет высокое нравственное чувство. Она сразу верно оценила человеческие качества Швабрина и Гринева.

    Совет

    И в дни испытаний, которых немало выпало на ее долю (захват крепости Пугачевым, смерть обоих родителей, плен у Швабрина), Маша сохраняет непоколебимую стойкость и присутствие духа, верность своим принципам. Наконец, в финале повести, спасая любимого Гринева, Маша как равная с равной беседует с неузнанной ею императрицей и даже противоречит ей.

    В итоге героиня одерживает победу, вызволяя Гринева из тюрьмы. Т.о., капитанская дочка Маша Миронова является носительницей лучших черт русского национального характера.

    Образ Пугачева «Капитанская дочка»

    Пугачев Емельян – вождь антидворянского восстания, называющий себя «великим государем» Петром III. Этот образ в повести многогранен: П. и злобен, и великодушен, и хвастлив, и мудр, и отвратителен, и всевластен, и зависим от мнений окружения. Образ П. дан в повести глазами Гринева – незаинтересованного лица. По мысли автора, это должно обеспечить объективность подачи героя.

    При первой встрече Гринева с П. внешность бунтаря ничем не примечательна: это 40-летний мужик среднего роста, худощавый, широкоплечий, с проседью в черной бороде, с бегающими глазами, приятным, но плутоватым выражением лица. Вторая встреча с П., в осажденной крепости, дает иной образ. Самозванец восседает в креслах, затем гарцует на лошадях в окружении казаков.

    Здесь он жестоко и беспощадно расправляется с защитниками крепости, не присягнувшими ему на верность. Создается ощущение, что П. играет, изображая «настоящего государя». Он, с царской руки, «казнит так казнит, милует так милует». И только во время третьей встречи с Гриневым П. раскрывается полностью. На казачьем пиру исчезает свирепость вождя. П.

    поет свою любимую песню («Не шуми, мати зеленая дубровушка») и рассказывает сказку об орле и вороне, которые отражают философию самозванца. П. понимает, какую опасную игру он затеял, и какова цена в случае проигрыша. Он не доверяет никому, даже своим ближайшим сподвижникам. Но все-таки надеется на лучшее: «А разве нет удачи удалому?» Но надежды П. не оправдываются.

    Его арестовывают и казнят: «и кивнул ему головою, которая через минуту, мертвая и окровавленная, показана была народу».

    П. неотделим от народной стихии, он ведет ее за собою, но в то же время зависит от нее. Неслучайно первый раз в повести он появляется во время снежного бурана, среди которого он легко находит дорогу. Но, в то же время, он уже не может свернуть с этого пути. Усмирение бунта равнозначно смерти П., что и происходит в финале повести.

     Показав различные мировоззрения главных героев «Капитанской дочки», принадлежащих к разным поколениям, имеющих различное положение в обществе, автор указал на то, что честь и долг в жизни могут пониматься no-разному, в соответствии с эпохой, определенной исторической обстановкой, но при этом главным является моральное, нравственное начало в самом человеке.

    Источник: http://ktoikak.com/harakteristika-glavnyih-geroev-kapitanskoy-dochki/

    Ссылка на основную публикацию