Образ и характеристика генерала в романе капитанская дочка пушкина (андрей карлович)

Главные герои повести А.С. Пушкина “Капитанская дочка”: описания и характеристики

Повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка» повествует о событиях второй половины XVIII века. В основе сюжета лежит крестьянское восстание под предводительством Емельяна Пугачева. Данное историческое событие называют одним из масштабнейших и кровопролитнейших народных войн.

В «Капитанской дочке» Пушкин наглядно демонстрирует читателю, сколько страданий приносит «бессмысленный и беспощадный русский бунт» не только «врагам народа» — дворянам, но и самим бунтовщикам. В произведении раскрываются истории героев таким образом, что мы можем им сопереживать, изучая новые стороны этого конфликта.

  Предлагаем вам список главных героев «Капитанской дочки» с харктеристиками.

Петр Гринев — главный герой, от лица которого ведется повествование. Сын богатого помещика. С самого рождения готовился к военной службе в Петербурге, но, к своему разочарованию, в 16 лет был отправлен отцом в Оренбург, в Белгородскую крепость. Здесь начинается его новая жизнь, наполненная значимыми встречами, пугающими событиями и утратами.

Петруша Гринев — человек добрый и умеющий помогать. Эта черта характера раскрывается в эпизоде с заячьим тулупом, который он дарит Пугачеву. Гринев становится хорошо исполняет свой военный долг (командиры хвалят его за заслуги), увлекается поэзией, и легко сходится с людьми.

Маша Миронова — персонаж заглавный. Это и есть та самая капитанская дочка, 18-ти лет от роду. В нее влюбляется Гринев по приезду в крепость, она же отвечает ему взаимностью.

Обратите внимание

Маша, в отличие от Петра, несостоятельная дворянка, «девка без приданого».  Одевается «просто и мило». Гринев отмечает наличие у нее ангельского голоска. Она умна, добра и обладает завидным мужеством (эпизод с прошением у Екатерины).

Крестьянский бунт отнимает у нее родителей — Пугачев убивает их во время захвата крепости.

Емельян Пугачев — реальная историческая личность, донской казак, главный зачинщик бунта.

В романе он представлен одновременно и как кровавый разбойник, беспощадный злодей и мошенник, и как смекалистый, умный, свободолюбивый человек.

Его отношение к жизни представлено в эпизоде с орлом и вороном: «чем 300 лет питаться падалью, лучше раз напиться живой кровью». В конце романа его казнят.

Алексей Швабрин — второстепенный персонаж. Молодой человек из состоятельной семьи. В начале романа сходится с Гриневым, последний считает его своим другом.

Разжалованный гвардеец, за убийство сослуживца оказался переведен в Белгородскую крепость. В ходе действия романа сходится с Пугачевым, предав тем самым русскую армию, а в конце становится арестантом.

Швабрин привлекает Гринева своим умом, но отталкивает тягой к клевете и злобным насмешкам.

Швабрин —  персонаж больше отрицательный, чем положительный. В его характере больше дурного: он наделен бесстыдством и жестокостью. Он зол, самовлюблен и подл: «…Алексей Иванович принуждает меня выйти за него замуж Он обходится со мною очень жестоко…» (слова Маши).

Архип Савельев (Савельич) — слуга Петра Гринева, отправленный вместе со своим барином в Белгородскую крепость. Этот старик верой и правдой служит Гриневым уже много лет. Он типичный крепостной, добрый, привыкший слушаться приказаний и подчиняться хозяевам. Савельич  пытается учить Петра жизни, иногда спорит с ним, но всегда прощает.

Основываясь на характеристику основных персонажей романа, можно составить более менее полное представление о Крестьянской войне.

Важно

Безусловно, все это авторская интерпретация, а не документальная хроника, поэтому слепо верить в правдивость нельзя. Но созданная Пушкиным атмосфера, переданное настроение эпохи и человеческие чувства справедливы и верны.

Возможно, прочитав «Капитанскую дочку», читателям будет проще понять мотивы действий крестьян, организовавших столь беспощадную войну.

Источник: https://PoetPushkin.ru/proza/kapitanskaya-dochka/geroi-kapitanskoj-dochki.html

Капитанская дочка характеристика образа Гринев Петр Андреевич (Петруша)

КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА

(Повесть, 19 окт. 1836)

Гринев Петр Андреевич (Петруша) — главный герой последнего крупного произведения Пушкина, провинциальный русский дворянин, от чьего имени (в форме «записок для памяти потомства», составленных в эпоху Александра I об эпохе пугачевского бунта) ведется повествование.

В исторической повести «Капитанская дочка» сошлись все темы пушкинского творчества 1830-х гг.

Место «обычного» человека в великих исторических событиях, свобода выбора в жестоких социальных обстоятельствах, закон и милосердие, «мысль семейная» — все это в повести присутствует и связано с образом главного героя-рассказчика.

Первоначально Пушкин, как то было в незавершенной повести «Дубровский», собирался поставить в центр повествования дворянина-ренегата, перешедшего из одного лагеря в другой (тут прототипом ему служил реальный офицер Екатерининской эпохи Шванвич); или пленного офицера, который бежит от Пугачева.

Здесь также имелся прототип — некто Башарин, именно такую фамилию должен был носить герой, позже переименованный в Буланина, Валуева — и, наконец, в Г. (Это имя в другой огласовке — Гранев — встречается в планах незавершенного «Романа на Кавказских водах», 1.831.

) Имя это тоже взято из действительной истории пугачевщины; его носил дворянин, арестованный по подозрению в измене и позже оправданный.

Так окончательно определился замысел рассказа о человеке, волей Провидения оказавшемся между двумя враждующими лагерями; о дворянине, который незыблемо хранит верность присяге, не отделяет себя от сословия в целом и от сословных представлений о чести в частности, — но который при этом смотрит на мир непредвзято.

Замкнув сюжетную цепь именно на Г. (и «перепоручив» роль дворянина-ренегата Швабрину), Пушкин воспроизвел принцип исторической прозы Вальтера Скотта, в чьих романах (особенно из «шотландского» цикла — «Уэверлей», «Роб Рой», «Пуритане») такой тип героя встречается постоянно — равно как сама ситуация: два лагеря, две правды, одна судьба.

Таков и непосредственный «литературный предшественник» Г., Юрий Милославский из одноименного «вальтер-скоттовского» романа М. Н. Загоскина (с той огромной разницей, что Милославский — князь, а не «обычный» человек). Вослед Гриневу и другие персонажи «Капитанской дочки» приобретают вальтер-скоттовские черты. Образ верного слуги Г.

Савельича (чье имя со-впадает с именем «патриотического» ямщика, свидетеля пугачевского бунта в «вальтер-скоттовском» романе М. Н.

Загоскина “Рославлев») восходит к Калебу из романа «Ламмермурская неместа»; эпизод, в котором невеста Гринева Марья Ивановна Миронова добивается у Екатерины II оправдания возлюбленного, повторяет эпизод с Дженни Джине из «Эдинбургской темницы» и др.

Жанр «записок для потомства» давал возможность изобразить историю «домашним образом» — и предполагал, что жизнь героя будет разворачиваться перед читателем с самого детства, а смерть героя останется за пределами непосредственного повеет -вования (иначе некому было бы составлять записки).

Читайте также:  Белогорская крепость в жизни петра гринёва сочинение

«Предыстория» Г. проста: он сын премьер-майора Андрея Петровича Гринева, живущего после отставки в небольшом (300 душ) имении в Симбирской губернии Воспитывает Петрушу крепостной «дядька», Савельич, учит — мосье Бопре, бывший парикмахер и охотник до русской наливки. Пушкин прозрачно намекает на то, что ранняя отставка отца была связана с дворцо-вым переворотом времен Анны Иоанновны.

Совет

Причем первоначально предполагалось (и с сюжетной точки зрения это было бы куда более «красиво») объяснить отставку событиями 1762 г., екатерининским переворотом, — но тогда хронология нарушилась бы окончательно.

Как бы то ни было, отец героя словно «исключен» из истории; он не может реализовать себя (и потому всякий раз гневается, прочитывая придворный адрес-календарь, где сообщается о наградах и о продвижении по службе его бывших товарищей).

Так Пушкин подготавливает читателя к мысли, что и Петр Андреевич мог бы прожить жизнь самую обыденную, не раскрыть заложенные в нем качества, если бы не общероссийская катастрофа 1770-х гг. и если бы не отцовская воля. На семнадцатом году недоросль, еще до рождения записанный в гвардию сержантом, Г.

прямо из детской отправляется служить — причем не в элитный Семеновский полк, а в провинцию. (Еще один «отвергнутый» вариант судьбы — попади Г. в Петербург, он к моменту очередного дворцового переворота 1801 г. был бы офицером полка, сыгравшего ключевую роль в антипавловском заговоре. То есть зеркально повторил бы судьбу отца.) Сначала он попадает в Оренбург, затем в Белогорскую крепость.

То есть туда и тогда, где и когда осенью 1773 г. разгуляются пугачевцы — вспыхнет «русский бунт, бессмысленный и беспощадный» (слова Г.). (Нечто подобное должно было происходить с героем незавершенной пушкинской повести из другой эпохи — юным прапорщиком из «Записок молодого человека», который в мае 1825 г. держит путь в Черниговский полк, где в январе 1826 г. вспыхнет восстание декабристов «Васильковской управы».)

С этой минуты жизнь провинциального дворянина смыкает-ся с потоком общероссийской истории и превращается в великолепный набор случайностей и зеркально повторяющихся эпизодов, которые заставляют вспомнить как о поэтике Вальтера Скотта, так и о законах построения русской волшебной сказки.

В открытом поле гриневскую кибитку случайно застигает снежный буран; случайно на нее натыкается чернобородый казак, который и выводит заблудившихся путников к жилью (эта сцена связана с эпизодом с Юрием, его слугой Алексеем и казаком Киршей в романе М. Н. Загоскина «Юрий Милославский»).

Случайно проводник оказывается будущим Пугачевым.

Столь же случайно сцепление всех последующих встреч Г. и поворотов его судьбы.

Попав в Белогорскую крепость, в 40 верстах от Оренбурга, он влюбляется в дочь капитана Ивана Кузьмича Миронова, восемнадцатилетнюю Машу (в которой повторены некоторые черты героини повести А. П.

Крюкова «Рассказ моей бабушки», 1831, капитанской дочери Насти Шпагиной) и дерется из-за нее на дуэли с поручиком Швабриным; ранен; в письме к родителям просит благословения на брак с бесприданницей; получив строгий отказ, пребывает в отчаянии. (Естественно, Маша в конце концов поселится у родителей Г., а Швабрин, перейдя на сторону Пугачева, сыграет в судьбе героя роль злого гения.

) Пугачев, захватив крепость, случайно узнает Савельича, вспоминает заячий тулупчик и полтину на водку, после бурана пожертвованные ему Петрушей от чистого сердца, — и милует барчука за миг до казни. (Зеркальное повторение эпизода с тулупчиком.) Мало того, отпускает его на все четыре стороны.

Но, случайно узнав в Оренбурге, что Маша, спрятанная белогорской попадьей, теперь в руках у предателя Швабрина, Г. пробует уговорить генерала выделить ему полсотни солдат и отдать приказ об освобождении крепости. Получив отказ, самостоятельно отправляется в пугачевское логово.

Обратите внимание

Попадает в засаду — и случайно остается цел; случайно оказывается в руках Пугачева, именно в тот момент, когда он в хорошем расположении духа, так что кровожадному капралу Белобородову не удается «попытать» дворянина. Пугач тронут рассказом о девушке, насильно удерживаемой Швабриным; отправляется вместе с героем в Белогорскую — и, даже узнав, что Маша — дворянка, невеста Г.

, не меняет своего милостивого решения. Больше того, полушутливо предлагает их поженить — и готов принять на себя обязанности посаженого отца. (Так случайно сбывается сон, который привиделся Г. сразу после бурана: отец при смерти; но это не отец, а чернобородый мужик, у которого почему-то нужно просить благословения и который хочет быть посаженым отцом; топор; мертвые тела; кровавые лужи.)

Отпущенные Пугачевым, Г., Маша, Савельич попадают в засаду правительственных войск (зеркальное повторение эпизода с пугачевцами); случайно командиром отряда оказывается За-урин, которому Г. еще по пути к месту службы, до бурана, проиграл 100 рублей на бильярде. Отправив Машу в отцовское имение, Г.

остается в отряде; после взятия Татищевой крепости и подавления бунта он арестован по доносу Швабрина — и не может отвести от себя обвинения в измене, поскольку не желает вмешивать в судебное разбирательство Машу.

Но та отправляется в Петербург, случайно сталкивается с царицей на прогулке в Царском Селе; случайно не узнает ее — и простодушно рассказывает обо всем (зеркальное повторение эпизода «ходатайства» Г. за Машу перед Пугачевым).

Екатерина случайно помнит о геройской гибели капитана Миронова (и, может быть, Машиной матери, Василисы Егоровны). Если бы не это, как знать, смогла бы государыня столь непредвзято подойти к делу и оправдать Г.? Случайно офицер Г., отпущенный в 1774 г.

и присутствовавший при казни Пугачева, который его узнал в толпе и кивнул (еще одно зеркальное повторение эпизода с виселицами в Бело-горской), не гибнет в многочисленных войнах конца XVIII — начала XIX в. и составляет записки для юношества; случайно эти записки попадают в руки «издателя», под маской которого скрывается сам Пушкин.

Но в том и дело, что все «случайности» сюжета подчинены высшей закономерности — закономерности свободного выбора личности в обстоятельствах, предложенных ей историей.

Эти обстоятельства могут складываться так или иначе, благополучно или неудачно; главное не в этом, а в том, насколько свободен человек от их власти.

Пугачев, в чьих руках громадная власть вершить человеческие судьбы, не свободен от той стихии, что привел в движение; оренбургский генерал, отказывающийся послать Г.

Читайте также:  Анализ рассказа любовь к родине или путешествие воробья платонова

на бой за Белогорскую крепость, не свободен от своей осторожности; Швабрин не свободен от своего собственного страха и своей душевной подлости; Г. свободен до конца и во всем. Ибо действует он по велению сердца, а сердце его свободно подчинено законам дворянской чести, кодексу русского рыцарства, чувству долга.

Законы эти неизменны — и тогда, когда нужно оплатить огромный бильярдный долг не слишком честно игравшему Заури-ну; и когда нужно отблагодарить случайного проводника тулупчиком и полтиной.

Важно

И когда следует вызвать на дуэль Швабрина, выслушавшего гриневские «стишки» в честь Маши и презрительно отозвавшегося как о них, так и о ней. И когда пугачевцы ведут героя на казнь. И когда помиловавший героя Пугачев протягивает руку для поцелуя (Г., естественно, не целует «ручку злодею»).

И когда самозванец прямо спрашивает пленника, признает ли тот его государем, согласен ли послужить, обещает ли хотя бы не воевать против него, — а пленник трижды, прямо или косвенно, отвечает «нет». И когда Г.

, однажды уже спасенный судьбою, в одиночку возвращается в расположение пугачевцев — чтобы выручить возлюбленную или погибнуть вместе с нею. И когда, арестованный собственным правительством, не называет имени Марьи Ивановны.

Именно эта постоянная готовность, не рискуя понапрасну, тем не менее заплатить жизнью за свою честь и любовь, — делает дворянина Г. до конца свободным. Точно так же, как его крепостного слугу Савельича до конца (хотя и в иных формах) свободным делает личная преданность Г.

То есть следование неписаному кодексу крестьянской чести, тому общечеловеческому началу, которое может быть присуще любому сословию и которое, по существу, религиозно, — хотя Савельич не слишком «церковен» (и лишь восклицает поминутно «Господи Влады-ко»), а Г. в казанской тюрьме впервые вкушает «сладость молитвы, излиянной из чистого, но растерзанного сердца».

(Тут пушкинский современник должен был не только вспомнить о «вечном источнике» тюремной темы в европейской культуре — эпизод тюремного заключения небесного покровителя Г., апостола Петра — Деян., 12, 3—11, — но и опознать парафраз записок итальянского религиозного писателя и общественного деятеля 1820-х гг. Сильвио Пеллико, который в книге «Мои темницы» — рус.

перевод, восторженно отрецензированный Пушкиным, 1836 г., — рассказал о том, как в австрийской тюрьме впервые обратился с молитвой к Богу.)

Такое поведение превращает самого простодушного из героев «Капитанской дочки» в самого серьезного из ее персонажей. Эта серьезность Гриневского образа оттенена легкой усмешкой, с какой автор описывает «жизненное пространство» других героев.

Пугачев царствует в избе, оклеенной золотой бумагой; генерал планирует оборону от пугачевцев в яблоневом саду, утепленном соломкой; Екатерина встречает Машу как бы «внутри» пасторали: лебеди, парки, белая собачка, «срисованная» Пушкиным со знаменитой гравюры художника Уткина, изображавшей Екатерину «домашним образом»… И только Г. и Савельич окружены открытым пространством судьбы; они постоянно устремлены за ограду — дворянского ли Оренбурга, пугачевской ли крепости; туда, где они не защищены от обстоятельств, но внутренне свободны от них. (В этом смысле и тюрьма для Г. — тоже открытое пространство.)

Именно Г. и Савельича вместе — двух этих персонажей, крепостного и дворянина, нельзя отделить друг от друга, как Санчо Пансу нельзя отделить от Дон Кихота. А значит, смысл повести состоит не в том, чтобы «перейти» на одну из сторон исторического конфликта.

И не в том, чтобы отказаться от верности любой «власти» (ср. образ Швабрина). И даже не в том, чтобы «покинуть» узкие пределы сословной этики, поднявшись до общечеловеческих начал.

А в том, чтобы внутри своего «лагеря», своей среды, своего сословия, своей традиции обнаружить общечеловеческое — и ему служить не за страх, а за совесть. В этом залог утопической надежды Г.

(и суфлирующего ему Пушкина, который переосмысляет тезис Карамзина) на то, что «лучшие и прочнейшие изменения суть те, которые происходят от одного улучшения нравов, без всяких насильственных потрясений».

Образ Г. (и сама «вальтер-скоттовская» поэтика случайности и зеркально повторяющихся эпизодов) оказался необычайно важным для русской литературной традиции, вплоть до Юрия Андреевича Живаго из романа Б. Л. Пастернака.

Источник: http://lit-helper.com/p_Kapitanskaya_dochka_harakteristika_obraza_Grinev_Petr_Andreevich_Petrusha

Капитанская дочка | Театр Галактика

«КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА»

(Записки Петра Андреевича Гринева)
по одноименной повести А.С.Пушкина

в двух действиях, продолжительность 2:20

Хорошо знакомое с детства произведение классика русской литературы впервые после долгих лет забвения вновь предстанет перед московской публикой.

Самобытная работа режиссера Народного артиста России, Заслуженного деятеля искусств Сергея Ивановича Яшина.

Яркие, исторические костюмы, созданные Заслуженным художником России Еленой Федоровной Качелаевой, музыка Свиридова, и конечно же талантливый актерский ансамбль – создают уникальный спектакль, который будет интересен не только подросткам, изучающим это произведение в школе, всем почитателям творчества А.С.Пушкина, а также и любителям добротных, классических театральных постановок.

Автор сценической версии: Сергей Яшин
Режиссер — постановщик: Сергей Яшин
Режиссеры: Вячеслав Сорокин,Александр Бордуков
Художник по костюмам: Елена Качелаева
Музыкальное сопровождение: Сергей  Яшин
Звук: Ася Перелякина
Свет: Максим Дудник
Помощник режиссера: Наталья Юнашкина
Продюсер: Лиана Бальдясова
Действующие лица и исполнители:
Гринев Петр Андреевич:
Савельич: Янис Якобсонс
Пугачев: Андрей Алексеев,
Швабрин Алексей Иванович: Алексей Сафонов,Сергей Иванюк
Хозяин на постоялом дворе: Алексей Сафонов,Сергей Иванюк
Маша(Мария Ивановна Миронова): Евгения Лапина-Порватова,Мария Померанцева
Отец Андрей Петрович: Александр Бордуков
Иван Игнатьевич: Владимир Прянчин,Виктор Гунин
Ямщик (встреча с Пугачевым) Владимир Прянчин,Виктор Гунин
Мать — Авдотья Васильевна: Екатерина Айсина
Палашка: Екатерина Айсина
Ротмистр Зурин Иван Иванович: Андрей Умнов
Урядник: Андрей Умнов
Андрей Карлович(Генерал в Оренбурге): Андрей Зайков,Николай Дроздовский
Генерал на допросе в Казани: Андрей Зайков,Николай Дроздовский
КапитаншаВасилиса Егоровна Миронова: Ирина Выборнова
Екатерина — царица: Ирина Выборнова

Аннотация:

«Капитанская дочка»…решительно лучшее русское
произведение в повествовательном роде».

Н.В. Гоголь

После долгого изучения темы крестьянских волнений и издания серьёзного научного труда «История Пугачевского бунта», Пушкин-историк уступает место Пушкину-художнику: он возвращается к своему давнему замыслу–«Капитанской дочке».

Один их подлинных шедевров пушкинской прозы, повесть «Капитанская дочка» была закончена 19 октября 1836 года и за три месяца до гибели поэта была опубликована в журнале «Современник». Повесть стала последним большим законченным творением А.С. Пушкина.

Впервые вождь кровопролитной и долгой войны Емельян Пугачев изображен могучей, противоречивой личностью, воплотившим в себе многие черты русского характера: мятежную жажду воли, широкую удаль, живой насмешливый ум. Но «Капитанская дочка» — не только рассказ об исторической личности.

Совет

Это и поэтическое повествование о нежной и верной любви юного офицера Петра Гринева и дочери капитана Миронова Маше, и напоминание потомкам о главных человеческих ценностях: чести, достоинстве, благородстве. Герои «Капитанской дочки» оживут сегодня перед вами.

Читайте также:  Сочинение хоровод муз (о блоке и его творчестве)

Источник: http://teatrgalaktika.ru/glavnaya/kapitanskaya-dochka

Характеристика героев повести “Капитанская дочка” А С. Пушкина

Сочинения › Пушкин А.С. › Капитанская дочка

Готовые Домашние Задания

Ещё с 20-х годов 19 века А.С.Пушкин проявлял интерес к прошлому своей страны («Борис Годунов», «Полтава» и др.). В 30-е годы в России возросло количество крестьянских волнений. В это время Пушкин приступил к собиранию архивных материалов о восстании Е. Пугачева, он посетил места, охваченные крестьянской войной 70-х годов XVIII века.

В итоге работы появилась повесть «Капитанская дочка», в которой объединён труд историка и поэта. В художественных образах повести Пушкин показал неизбежность и народный характер Пугачёвского восстания. Но повесть не только об этом. В.Г. Белинский называл её «Онегин в прозе», считал своеобразной «энциклопедии русской жизни» XVIII века, т.к.

в ней описывается и бытовая сторона жизни.

Обе эти стороны повести составляют единое целое, связанное образом Пугачёва. Предводитель крестьянского мятежа является главным героем, хотя внешне им выступает П. А. Гринёв, от его лица ведётся повествование. Но Пугачёв вершит судьбы действующих лиц, с ним связаны все сюжетные линии.

В произведении Гринев – дворянин и офицер – рассказывает историю своих встреч с Пугачевым, в его отношении к предводителю сквозит авторская позиция.

Если дворянские публицисты описывали Пугачева как «изверга, вне законов природы рожденного», то в «Капитанской дочке» он стал воплощением цельности и удали натуры, талантливости – черт народа, которыми восхищался Пушкин.

Уже первое знакомство с героем вызывает чувство симпатии. Он появляется, когда Гринев заблудился в степи. «Сметливость его и тонкость чутья меня изумили», – признается рассказчик. Этот человек не чувствует себя потерянным. Автор устами Гринева называет его «вожатым».

Портретные характеристики позволяют судить о Пугачеве как о страстном, горячем, смелом человеке: «живые большие глаза так и бегали», «с удивительным выражением плутовства и насмешливости».

Пугачёв связан с народом, пользуется его любовью. Раскрывая его образ, автор обширно использует фольклор. Речь Пугачёва сдобрена пословицами и поговорками, отображающими народные взгляды: «Долг платежом красен», «Утро вечера мудренее». Пугачёв любит народные песни.

Обратите внимание

В главе «Незваный гость» описывается застолье, где Пугачев и казацкие старшины поют бурлацкую песню про виселицу.

Во время сражений он личным примером смелости ободряет бойцов: «…по его повелению четыре человека отделились и во весь подскакали под самую крепость», «остался один впереди …Он махал саблею и, казалось, с жаром их уговаривал».

Образу Пугачева противопоставлен образ оренбургского генерала, он оторван от народа, он бессердечно отнесся к осиротевшей дочери коменданта. Данное сравнение позволяет определить авторскую позицию.

Пугачёв благороден, ему обязаны Гринёв и Маша своим счастьем. Он великодушнее Екатерины II, которая в конце повести выступает в роли благодетельницы. Поэтизируя образ Пугачева, Пушкин не призывает к восстанию, а создаёт нравственный идеал человека, который лишь в борьбе реализует себя.

Образ Пугачева раскрывается в его взаимоотношении с Петром Гриневым. Это сын помещика, говорящий о себе: «Я рос недорослем, гоняя голубей и играя в чехарду с дворовыми мальчишками». Отправляя его на военную службу, отец завещал: «…береги платье снову, а честь смолоду».

Петр стремится выполнить заветы отца. Во время обороны Белогорской крепости он ведёт себя как храбрый офицер: «отпустишь меня—спасибо; казнишь — бог тебе судья». Прямодушие и открытость располагают к нему Пугачева, привлекают читателя.

Он не поддерживает восстания, при этом видит в бунтовщике заступника бедных и сирот. Гринев верен в своей любви к Маше Мироновой, самовольно отправляется в Белогорскую крепость спасать любимую. В этом проявляется его горячность, но при этом и преданность. Образ Гринёва дан в развитии.

Черты его характера развиваются и постепенно раскрываются перед читателем.

Образу Петра противопоставлен образ Швабрина. Он – воплощение бесчестия и беспринципности. Гриневу он несимпатичен: «…беседа его становилась для меня менее приятною». Швабрин клевещет на Марию, доносит на Гринева, предает офицерскую честь, переходя на сторону Пугачева. Авторская оценка этого персонажа резко негативная, в повести он называется по фамилии, либо указываются лишь инициалы: А.И.

Важно

Семья коменданта крепости Ивана Кузьмича Миронова – «старинные люди», близкие к народу. В нравственном отношении Мироновы противостоят аристократическому дворянству. Чувство долга, офицерской чести живёт в душе коменданта. Он не признает в Пугачеве государя и гибнет, не запятнав чести.

Василиса Егоровна испытала на себе влияние крепостнической действительности, она управляет крепостью, «как своим домком». Полно раскрывается в повести образ Маши, «капитанской дочки». В главах, посвященных раскрытию её образа, эпиграфами взяты строки из народных песен. Этим подчеркивается цельность натуры героини, её близость народу.

Её простоватая внешность подкупает и вызывает симпатию: «круглолицая, румяная, с светло-русыми волосами». Гринев видит в ней «благоразумную и чувствительную» девушку.

В повести раскрывается скрытая сила её характера: «трусиха Маша» решительно борется за спасение Гринева, она «с трепетом пошла по лестнице» ради того, чтобы встретится с императрицей. Машин образ – воплощение чистоты и бескорыстия.

Народная масса показана в повести Пушкина не одноликой. Среди крестьян были и активные участники пугачёвского движения (караульные крестьяне, захватившие Гринёва возле Бердской слободы), но были и такие, как Савельич. Образ Савельича, верного своим господам дворового, был необходим Пушкину для правдивого отображения жизни того времени.

Итак, на страницах повести сопоставлены два враждующих лагеря: народный, возглавляемый Е. Пугачевым, и дворянский, во главе которого стоит императрица Екатерина II. По воле автора все истинно человеческое отдано миру народному.

Сочинения по теме:

  • Достоверное описание Оренбургской губернии 1773 г. в повести “Капитанская дочка” и его роль в тексте. сочинение
  • Взаимоотношения в семье на примере Мироновых (“Капитанская дочка”) сочинение
  • Белгородская крепость и служба в ней сочинение
  • Сказка про Орла и Ворона в романе Пушкина: лирический отступ или мотивированная смена настроения сочинение

Источник: http://1soch.ru/pushkin-as/kapitanskaya-dochka/harakteristika-geroev-povesti-kapitanskaya-dochka

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector