Образ и характеристика ивана бездомного в романе мастер и маргарита булгакова

Мастер и Маргарита, Знакомство Ивана Бездомного с Мастером (Анализ главы 13 “Явление героя” части I романа М. А.Булгакова “Мастер и Маргарита”.)

Сочинение по произведению на тему: Знакомство Ивана Бездомного с Мастером (Анализ главы 13 «Явление героя» части I романа М. А.Булгакова «Мастер и Маргарита».)

Роман «Мастер и Маргарита», над которым Булгаков начал работать в 1928 году, а последние строки дописывал в 1940 году, был книгой его жизни. Для русской литературы этот «последний закатный роман», как именовал Булгаков «Мастера и Маргариту», явился новаторским.

Новаторство романа заключалось и в его сюжете, и в композиции, и в философской концепции. Фантастика наталкивается на сугубый реализм, миф на историческую достоверность, теософия на демонизм, романтика на клоунаду.

Здесь сходятся все стихии – смешного и серьезного, философии и сатиры, пародии и волшебства.

Обратите внимание

В романе «Мастер и Маргарита» отточенная, разящая сатира, но не бытовая, а остро — политическая, скрытая от цензуры, жалит и настигает социальное зло. Сам дьявол «с сотоварищи» появился в советской, полностью атеистической Москве. Кстати, сам автор относится к дьяволу со сдержанной иронией.

С кажущимся всемогуществом вершит дьявол свой суд и расправу. Однако стоит отметить, что его чарам и волшебству поддается лишь то, что уже подгнило. Воланд и его помощники не творят зло, они почти не влияют на текущие в людской жизни события.

Роль этих героев – обнажать сущность явлений, высвечивать пороки человека, выводить на всеобщее обозрение черты, которые скрыты от глаз.

За сатирой скрывается сама суть жизни, ее предназначение и смысл – добро и зло в их вечном, абсолютном противостоянии, преступление и возмездие, бессмертие и забвение, любовь и равнодушие. Писателем двигало не талантливое обличение или высмеивание каких-то сторон злободневной действительности – это шло попутно, мимоходом, заодно.

Этот роман более всего обращен к прозревшему Иванушке Бездомному. Едва ли не для него разыгралась вся эта чертовщина, начиная с его встречи с «иностранным профессором» на Патриарших прудах. Окончательное прозрение наступило для Ивана после знакомства с Мастером.

В самом начале романа поэт Иван Бездомный – совершенно неприметный образ, больше похожий на шарж.

Что может быть печальнее для поэта, чем псевдоним «Бездомный» (настоящая его фамилия Понырев)? Более того, он не только «Бездомный», но еще и «бездумный».

Это последний ученик Берлиоза, внимающий его «просвещенным» замечаниям. Однако простодушие и есть та живая стихия, которая в итоге спасет Ивана.

Важно

По иронии судьбы прозрение Ивана происходит в психиатрической лечебнице – именно там он и познакомился с Мастером. Оба они попали в больницу «по вине» одного человека – Понтия Пилата.

Только Бездомному о Пилате рассказал Воланд, «профессор-консультант», Мастеру же Пилат явился в его воображении, когда он писал о нем свой роман. Этот «роман в романе» живет одновременно в воображении и дьявола, и затравленного критиками писателя.

Мастер только удивлялся, слушая Ивана: «О, как я угадал! О, как я все угадал!».

Булгаков не знакомит нас с историей жизни Мастера, мы даже не знаем его фамилии. Он представляется Ивану Мастером, потому что так звала его Маргарита.

Нам известно только, что этот человек, историк по образованию, знает пять языков, и работал когда-то в одном из московских музеев. Однажды он выиграл сто тысяч рублей.

Тогда он бросил свою комнату на Мясницкой, службу в музее, поселился в подвале маленького домика и «начал сочинять роман о Понтии Пилате». Но когда готовый роман должен был «выйти в жизнь», случилась катастрофа.

Ни один редактор не хотел печатать роман на такую «странную тему». После долгих мытарств Мастеру удалось напечатать отрывок романа, но тут на него обрушился целый поток обвинительных критических статей. Он понял, что его роман никогда не увидит свет, и сжег свое творение.

Знакомство Ивана Бездомного с мастером полностью изменило его жизнь. Он вдруг осознал, что его стихи «чудовищны», и сочинять их он больше не будет, он понял, что не в том видел смысл жизни, не различал добро и зло, не имел даже собственного «я».

Он хочет продолжить труд Мастера, в этом он видит теперь свое предназначение, свой жизненный смысл. Мастер не может исчезнуть, быть проглоченным забвением. Хотя за ним и нет никакой вины, он не смог удержаться на той духовной высоте, которой достигает у Булгакова лишь Иешуа. Значит, в судьбе Мастера была ошибка.

По всей видимости, ошибка эта в слабодушии, в отказе борьбы за истину.

bulgakov/master_i_margarita_93/

Источник: http://www.testsoch.info/master-i-margarita-znakomstvo-ivana-bezdomnogo-s-masterom-analiz-glavy-13-yavlenie-geroya-chasti-i-romana-m-a-bulgakova-master-i-margarita/

Цитатная характеристика Мастера из романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Мастер – один из главных персонажей романа Булгакова, хотя и появляется только в 13 главе: «С балкона осторожно заглядывал в комнату бритый, темноволосый, с острым носом, встревоженными глазами и со свешивающимся на лоб клоком волос человек лет примерно тридцати восьми».

Автор не называет нам его настоящего имени, так и сам герой на просьбу представиться, отвечает: «Не будем об этом». Прозвищем Мастер именует его возлюбленная Маргарита, в знак признания его литературного таланта.

Сам же он считает себя недостойным этого прозвища, говорит, что Маргарита из каприза преувеличивает его гениальность.

Образ Мастера несет автобиографические черты самого Булгакова. Ему 38 лет – возраст Булгакова в год начала написания романа и знакомства с будущей женой. В клинике Стравинского Мастер рассказывает Бездомному, что ранее был профессиональным историком, работал в музее, имел семью (что совпадает с прошлым автора романа).

Затем герой случайно выигрывает в лотерею сто тысяч рублей, оставляет работу в музее, снимает квартирку в арбатском подвале и начинает писать роман о Понтии Пилате и Иешуа Га-Ноцри, по-своему интерпретируя евангельские события.

В это же время он знакомится с Маргаритой: «Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих! Так поражает молния, так поражает финский нож!»

Совет

Невозможность опубликования романа из-за травли критиков приводит Мастера к нервному срыву и депрессии.

По ложному доносу «друга» Алоизия Могарыча, который мечтает занять комнаты Мастера, он попадает в тюрьму на несколько недель, выходит оттуда полностью сломленным и раздавленным, сам приходит в клинику Стравинского, считая себя неизлечимым душевнобольным.

В клинике он знакомится с поэтом Иваном Бездомным, которого впоследствии называет своим «учеником» и поручает ему закончить роман о Понтии Пилате, и которому будет являться во сне в ночь весеннего полнолуния.

По просьбе Маргариты Воланд «извлекает» Мастера из клиники. Однако он совершенно подавлен и сломлен морально: «…Я, знаете ли, не выношу шума, возни, насилий и всяких вещей в этом роде.

В особенности ненавистен мне людской крик, будь то крик страдания, ярости или иной какой-нибудь крик. У меня больше нет никаких мечтаний и вдохновения тоже нет, ничто меня вокруг не интересует, кроме нее, — он …

положил руку на голову Маргарите, — меня сломали, мне скучно, и я хочу в подвал.»

Воланд возвращает Мастера и Маргариту в арбатский подвал. Будучи отравленными Азазелло, они присоединяются к свите Воланда.

По словам Левия Матвея, Мастер «не заслужил света, он заслужил покой». Этот покой он и обретает в конце романа, покой и полное забвение.

Образ Воланда в романе «Мастер и Маргарита» М. Булгакова. Цитатная характеристика Воланда

Описание героев «Собачье сердце»

«Собачье сердце» анализ кратко

Цитатная характеристика Маргариты из романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Источник: https://www.ycilka.com/article.php?id=180

Образ художника в романе М.Булгакова Мастер и Маргарита

Тема художника в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита»

«Из всех писателей 20-х — 30-х гг. XX века, наверное, Михаил Булгаков в наибольшей мере сохраняется в российс­ком общественном сознании. Сохраняется не столько своей биографией, из которой вспоминают обычно его письма Ста­лину и единственный телефонный разговор с тираном, сколь­ко своими гениальными произведениями, главное из кото­рых — «Мастер и Маргарита».

Каждому следующему поколе­нию читателей роман открывается новыми гранями. Вспом­ним хотя бы «осетрину второй свежести», и придет на ум печальная мысль, что вечно в России все второй свежести, все, кроме литературы.

Булгаков это как раз блестяще дока­зал», — вот так в нескольких словах Борис Соколов, извест­ный исследователь творчества Булгакова, сумел показать, ка­кой вклад внес писатель в русскую и мировую литера­туру.

Слово «мастер» не случайно вынесено Булгако­вым в заглавие его знаменитого романа «Мастер и Маргарита». Он действительно является одной из цент­ральных фигур булгаковского произведения. Мастер — историк, сделавшийся писателем. Мастер — человек талантливый, но крайне непрактичный, наивный, робкий в житейских делах.

Обратите внимание

Он написал гениальный роман о Понтии Пилате и наивно верил, что роман этот будет кому-то нужен, что его будут печатать и читать просто потому, что это хороший роман.

При этом в своё дело, в свой роман он вкладывает всю душу, и когда оказывается, что труд его никому не нужен, за исключением одной лишь Маргариты, что он вызывает лишь озлобление и нападки критиков, для Мастера жизнь теряет всякий смысл.

Мастер — во многом автобиографический герой. Его возраст в момент действия романа («человек примерно трид­цати восьми лет») — это в точности возраст Булгакова в мае 1929 года.

Газетная кампания против Мастера и его романа о Понтии Пилате напоминает газетную кампанию против Булгакова и его повести «Роковые яйца», пьес «Дни Турбиных», «Бег», «Зойкина квартира», «Багровый остров» и роман «Белая гвардия».

Судьба Мастера складывается под воздействием разнонаправленных могущественных сил, каждая из которых пытается увлечь его за собой. Божественной волей ему дарован писательский талант, который де­лает безвестного сотрудника музея Мастером.

Рабо­тая над своим произведением о «жестоком пятом прокураторе Иудеи всаднике Понтийском Пилате», Мастер тем самым выполняет завет Бога. Но живет он в мире, где злые, пошлые, скудоумные ничтоже­ства пришли к власти, где, по великолепному определению Булгакова, «чего ни хватишься, ничего нет».

В этом мире божественный дар Мастера оказывает­ся под запретом как нечто очень опасное. Мастер — человек, не созданный для той жестокой борьбы, на которую его обрекает общество.

Важно

Он не понимает, что, став писателем, он тем самым превращается в конкурента латунских-берлиозов, бездарей и демагогов, захвативших “литературную ниву” и считающих её своей законной кормушкой, своей вотчиной. Они бездарны и потому ненавидят всякого талантливого конкурента.

Читайте также:  Сочинения мой любимый предмет в школе

Они приспособленцы и подлецы, и потому у них страшную злобу вызывает человек внутренне свободный, человек, который говорит только то, что думает. И они стараются его уничтожить. Это вполне естественно и не может быть иначе, но Мастер этого не понимает. Он к этому не готов. Ненависть и злоба этих людей его угнетает. К этому прибавляется ощущение безысходности, ненужности его дела, его романа. И Мастер отчаялся, сломался.

Однако Мастер был единственным в Москве человеком, который выбрал верный творческий путь. Он решил служить великому, божественному искусству, он не стал писать на заказ, о том, «что можно». Но его неприспособленность и слабость не могли не сказаться на его идеалах. Неудивительно, что Мастер, ощутив безысходность и свою ненужность, по собственной воле приходит в клинику для душевнобольных.

“У меня больше нет никаких мечтаний и вдохновения тоже нет, — говорит он Воланду, — ничто меня вокруг не интересует, кроме неё, меня сломали, мне скучно, и я хочу в подвал”. “А ваш роман, Пилат?” — “Он мне ненавистен, этот роман, я слишком много испытал из-за него”.

Но возникает вопрос: мог ли главный герой поступить по-другому? Безусловно, мог. Мастер мог продолжить свою борьбу или же, если он сам отверг свой роман, мог найти другую цель в жизни. Его поступок лишь усилил душевные страдания и его самого, и Маргариты. Он возненавидел и роман, и себя самого.

Булгаков не соглашается с выбором Мастера и считает, что его герой не заслужил света. Но все-таки после встречи с Воландом автор дает шанс своему герою завершить дело своей жизни словами: «Свободен! Свободен! Он ждет тебя!»

На примере судьбы Мастера Булгаков в своем романе помещает важнейшие для него мысли, суж­дения и размышления о месте художника, творче­ской личности в обществе, в мире, о его взаимо­отношениях с властью и своей совестью. Булгаков приходит к выводу о том, что художник не должен лгать ни себе, ни другим людям. Художник, который лжет, не в ладу со своей совестью, теряет всякое пра­во на творчество.

В связи с этим фигура Мастера в романе неодноз­начна: он остается внутренне верен себе, но в то же время у него нет сил творить на земле, лживо согла­шаясь или настойчиво сопротивляясь существующей общественной морали, его творчество лишено комп­ромиссов, поэтому он «не заслужил света, но заслу­жил покой». И именно Воланд и его свита восстанав­ливают справедливость по отношению к Мастеру, делая его рукописи «негорящими», что означает, по мысли самого Булгакова, что только истинное твор­чество бессмертно!

Для писем:

katerina-post@yandex.ru

Источник: http://MirZnanii.com/a/355343/obraz-khudozhnika-v-romane-mbulgakova-master-i-margarita

Иван Бездомный в романе «Мастер и Маргарита» Булгакова: образ, характеристика, описание (Иван Понырев)

Иван Бездомный в ресторане «Грибоедов».Художник Николай Королев

Иван Бездомный является одним из ярких второстепенных персонажей выдающегося романа  «Мастер и Маргарита» Булгакова.
Юный поэт Иван Бездомный (Понырев) становится одной из жертв сатаны Воланда и его свиты.
Ниже представлен цитатный образ и характеристика Ивана Бездомного в романе «Мастер  Маргарите», описание внешности и характера, а также ответ на вопрос о том, почему у Ивана Бездомного такой псевдоним.

Смотрите: 
Краткое содержание романа
Все материалы по «Мастер и Маргарита»

Настоящие имя героя — Иван Николаевич Понырев. «Бездомный» является его псевдонимом:
«…поэт Иван Николаевич Понырев, пишущий под псевдонимом Бездомный…»

Иван Бездомный является известным поэтом. Его фотография и стихи печатаются на первой странице «Литературной газеты»: «…известный поэт Иван Бездомный…» «…Иван Николаевич Бездомный – известнейший поэт…» «…Помилуйте, Иван Николаевич, кто же вас не знает? – здесь иностранец вытащил из кармана вчерашний номер «Литературной газеты», и Иван Николаевич увидел на первой же странице свое изображение, а под ним свои собственные стихи. Но вчера еще радовавшее доказательство славы и популярности на этот раз ничуть не обрадовало поэта…»

Иван Бездомный — член литературного общества «МАССОЛИТ» (это — вымышленная организация):

«…исчезло удостоверение МАССОЛИТа, с которым он никогда не расставался…» «…Члена МАССОЛИТа Ивана Николаевича Бездомного…»

Возраст Ивана Бездомного — 23 года:

«…Мне двадцать три года, – возбужденно заговорил Иван…»

Иван Бездомный — это еще юноша, мальчик:

«…этот мальчик, Иван Бездомный…» «…Она смотрела на лежащего юношу…» «…встретиться с этим молодым человеком…»

Внешность Ивана Бездомного:

«…плечистый, рыжеватый, вихрастый молодой человек в заломленной на затылок клетчатой кепке – был в ковбойке, жеваных белых брюках и в черных тапочках…» «…уставив на него свои бойкие зеленые глаза…» «…Рыжеватый, зеленоглазый…»

У Бездомного сиплый голос:

«…Пиво есть? – сиплым голосом осведомился Бездомный…»Бездомный любит выражаться вычурно и фигурально: «…На все сто! – подтвердил тот, любя выражаться вычурно и фигурально…»

Он является малообразованным, невежественным человеком:

«…Ну вы, конечно, человек девственный, – тут гость опять извинился…»

«– …ведь, я не ошибаюсь, вы человек невежественный?

– Бесспорно, – согласился неузнаваемый Иван…»

Иван Бездомный имеет вредные привычки (он курит папиросы и любит выпить):

«…мрачно спросил поэт, у которого папиросы кончились…» «…Ну, «Нашу марку», – злобно ответил Бездомный…» «…Нет, выпивал, но не так, чтобы уж…» «…А тут еще алкоголизм…»

Иван — холостой мужчина:

«…Холост, – испуганно ответил Рюхин…»

Бездомный является атеистом: он не верит в Бога. Также он не верит в дьявола:

«…Да, мы не верим в бога, – чуть улыбнувшись испугу интуриста, ответил Берлиоз…» «…Да, мы – атеисты, – улыбаясь, ответил Берлиоз…»

Поэт Бездомный — человек, способный сочувствовать и сострадать:

«…молчаливый Иван сочувствовал гостю, сострадал ему.

Он умеет держать свое слово:

«…Я ведь слово свое сдержу, стишков больше писать не буду…»Бездомный любит трогать предметы без надобности: «…По привычке трогать предметы без надобности, Иван нажал ее…»
Однажды поэт Иван Бездомный и литератор Берлиоз знакомятся с сатаной Воландом: «…Слушайте меня все! Он появился! Ловите же его немедленно, иначе он натворит неописуемых бед!..» (о Воланде)Воланд наказывает Ивана Бедомного за то, что тот не верит ни в Бога, ни в дьявола: «…Это он свел с ума бедного поэта Ивана Бездомного, он заставлял его грезить и видеть в мучительных снах древний Ершалаим и сожженную солнцем безводную Лысую Гору с тремя повешенными на столбах…» «…Вы были одним, по‑видимому, из первых, кто от него пострадал…»После встречи с Воландом и смерти Берлиоза Бездомный сходит с ума: «…И вы и я – сумасшедшие, что отпираться! Видите ли, он вас потряс – и вы свихнулись, так как у вас, очевидно, подходящая для этого почва…» «…Товарищ Бездомный успокойтесь! Вы расстроены смертью всеми нами любимого Михаила Александровича… нет, просто Миши Берлиоза…»

Бездомного помещают в сумасшедший дом:

«…меня, здорового человека, схватили и силой приволокли в сумасшедший дом!..»

Иван Бездомный лежит в комнате (палате) №117 в сумасшедшем доме:

«…Ванна, сто семнадцатую отдельную и пост к нему, – распорядился врач, надевая очки…» «…Дверь Иванушкиной комнаты N 117 отворилась под вечер пятницы…»

Доктор ставит Бездомному диагноз — шизофрения:

«…Двигательное и речевое возбуждение… Бредовые интерпретации… Случай, по‑видимому, сложный… Шизофрения, надо полагать. А тут еще алкоголизм…»

В сумасшедшем доме Иван Бездомный лежит в соседних комнатах с Мастером. Мастер лежит в 118-ой палате, а Бездомный — в 117-ой:

«…в 118-ю, где забеспокоился неизвестный мастер и в тоске заломил руки…»

Бездомный знакомится с Мастером и клянется ему, что больше не будет писать стихи: «…Нет, – тихо ответил Иван, – я больше стихов писать не буду…» «…вспомнившиеся ему тут же собственные его стихи показались почему‑то неприятными…» «…– Не пишите больше! – попросил пришедший умоляюще. – Обещаю и клянусь! – торжественно произнес Иван…» В конце романа автор рассказывает о том, как складывается судьба Ивана Бездомного. Известно, что Иван больше не пишет стихов, как и обещал Мастеру:Иван становится профессором истории и философии. Теперь он работает под своей настоящей фамилией Понырев:
Иван Николаевич женится. Появляются ли у него дети — неизвестно:
Хотя Иван Николаевич и вылечивается от своего сумасшествия, но он все-таки продолжает быть «жертвой луны». Каждое полнолуние Иван выходит на улицу, чтобы посетить Патриаршие пруды и двор, где жила Маргарита:
Проведя полнолуние на улице, Иван возвращается домой совершенно больным человеком. В эту ночь за ним ухаживает жена. Находясь в бреду, Иван видит во сне Понтия Пилата и Иешуа. Так проходит каждое полнолуние в жизни героя:
Иван Николаевич Понырев носит псевдоним «Бездомный» неспроста. Во времена Булгакова такие громкие, говорящие псевдонимы были популярны среди народных поэтов. Пример тому — поэт Демьян Бедный и др. Такие псевдонимы, как «Бедный» или «Бездомный», указывают на народные корни поэта, его простое происхождение, возможную «нищету» и «бездомность». Иван Понырев очевидно воплощает в себе образ «крестьянского» поэта, человека «из низов», поэтому выбирает себе такой псевдоним. По словам исследователей, Булгаков также предполагал дать Ивану такие псевдонимы, как Антоша Безродный, Иванушка Безродный и др.

Псевдоним «Бездомный» взят Булгаковым из жизни: такой псевдоним использовал коллега Булгакова по газете «Гудок». По другой версии, это псевдоним самого Булгакова времен его работы в газете «Гудок».

Это был образ и характеристика Ивана Бездомного в романе «Мастер  Маргарите» Булгакова, описание внешности и характера героя, а также ответ на вопрос, почему у Ивана Бездомного такой псевдоним.

Смотрите: Все материалы по роману «Мастер и Маргарита»

Источник: http://www.literaturus.ru/2015/12/Ivan-Bezdomnyj-Ponyrev-Master-i-Margarita-Bulgakov.html

Сочинение: Образ Ивана Бездомного в романе “Мастер и Маргарита”

В чем состоит роль Ивана Бездомного в романе “Мастер и Маргарита”? Как этот образ помогает по­нять иных персонажей?

Писатель проводит в романе важную для него мысль о том, что власть в своих качествах и проявлениях соот­ветствует запросам, возможностям и потребностям лю­дей.

К этому призывал наивный, слабый и непобедимый странствующий проповедник Иешуа сво­их учеников – простых и бесхитростных.

https://www.youtube.com/watch?v=4kNZ6Abgah4

Один из таких людей, Иван Бездомный-Понырев, проходит через все произведение, участвует во всех ключевых сценах современной части. Ему одному среди рядовых, не обладающих особыми качествами людей, открывается содержание истории Пилата и Иешуа. Ма­стер перед уходом назвал его своим учеником,

но при этом потребовал не писать больше стихов. Значит, име­лось в виду ученичество не как продолжение писатель­ской работы, завершение, например, истории о Пилате, а нечто иное. Иван из писателя стал историком. А Ма­стер был историком и зарабатывал на хлеб в музее до того, как судьба дала ему возможность писать.

Мастер только мечтал о славе. Иван от известности, которая у него уже была (фото на первой полосе центральной газеты), ушел в полную безвестность.

Судьба Ивана Николаевича Понырева потому столь важна и так подробно описана, потому ему посвящены последние страницы произведения, что он представляет обыкновенных, никакими особыми талантами не одаренных людей. Он один из тех, кто мог бы оказаться в толпе попирающих духовные истины.

Для этого были все предпосылки и были учителя на этом пути – со смертью Берлиоза их количество не уменьшилось. Но Иван, пройдя череп потрясение и страдание, сумел стать иным, оставшись обыкновенным, рядовым. Он обрел духовные потребности, муки, озарения. Он стал человеком.

Может быть, обращение на последних страницах закатного романа к образу обычного, но духовно ищуще го человека – это обращение Булгакова к читателю. Завет мастера должен в таком случае привести к мыс ли о непростом, но необходимом духовном поиске как единственно возможном основании подлинно человеческого бытия.

Глоссарий:

  • иван бездомный в романе мастер и маргарита
  • образ ивана бездомного в романе мастер и маргарита
  • судьба ивана бездомного

(Пока оценок нет)
Loading…
Проблема роли родины в жизни человека.
Сочинение: Образ Ивана Бездомного в романе “Мастер и Маргарита”

Categories: Сочинения по литературе

Источник: https://ege-essay.ru/sochinenie-obraz-ivana-bezdomnogo-v-romane-master-i-margarita/

Kwoman.ru: Иван Бездомный в романе «Мастер и Маргарита»: характеристика образа | Отдых и развлечения за 06.02.2019 (Февраль 2019 год)

Иван Бездомный – герой романа «Мастер и Маргарита», на судьбу которого встреча со свитой Воланда оказала влияние скорее благоприятное, нежели губительное. Он оказался в психиатрической лечебнице, в дальнейшем сменил род деятельности, перестал сочинять стихи, увлекся историей, стал профессором.

Характеристика

Иван Бездомный – член МАССОЛИТа. В отличие от своих коллег, он был посвящен в тайну Мастера, осведомлен о муках Понтия Пилата. Характерная черта этого героя – невежество. За неё он и был наказан. Однако наказание это было не столь жестоким, как то, например, что настигло Берлиоза.

В начале романа «Мастер и Маргарита» Иван Бездомный – неприметный образ. И в некотором роде непривлекательный. Ведь он не только «Бездомный», но и «бездумный». Иван – последний ученик Михаила Берлиоза, внимающий его верным с идеологической точки зрения замечаниям.

Автор к этому персонажу относится с некоторой долей симпатии. А потому позволяет ему исправиться, избавиться от глупости и самоуверенности. В эпилоге несколько абзацев посвящено Ивану. Читатель видит, что это уже совершенно другой человек. Вспомним о событиях, произошедших в судьбе поэта.

Встреча на Патриарших

В романе Булгакова две сюжетные линии. Каждая из них развивается самостоятельно. Действия и первой, и второй происходят в мае, но в разные эпохи. Иван Бездомный в «Мастере и Маргарите» – первый житель Москвы тридцатых годов, встретившийся с Воландом, если не считать Берлиоза, погибшего под колесами трамвая.

Однажды поэт сочинил антирелигиозную поэму, посвящённую Иисусу Христу. На Патриарших прудах Иван Бездомный встретился с Михаилом Берлиозом, дабы обсудить произведение.

По мнению председателя МАССОЛИТа, поэма молодого литератора требовала доработок. В ней автор высмеял Иисуса Христа, представил его перед читателями в образе отрицательного героя.

Обратите внимание

А должен был доказать, что личности этой и вовсе не существовало.

Председатель МАССОЛИТа читает малообразованному коллеге небольшую лекцию на тему мировой истории и культурологии. Тем временем мечтает о поездке в Кисловодск, которую совершить ему, как известно, не суждено. В диалог Берлиоза и Ивана Бездомного неожиданно вмешивается незнакомый иностранец, после чего в Москве начинают происходить невероятные события.

В «Грибоедове»

После встречи с Воландом и его приспешниками Иван пытается разобраться в случившемся. Он совершает беспорядочные поиски злодеев, что ни к чему не приводит, затем отправляется в «Грибоедов».

В ресторан Иван является со свечкой в руках и иконкой на груди, говорит грубости коллегам, проявляет агрессию.

У литераторов складывается впечатление, что после трагических событий, произошедших с Михаилом Берлиозом, сознание молодого человека помутилось.

Шизофрения

После рассказа о встрече с профессором, который некогда беседовал с Понтием Пилатом, а позже завтракал с Кантом, Бездомного окружающие принимают за сумасшедшего и заключают в психиатрическую лечебницу. Впрочем, здесь же оказываются и прочие герои, в том числе и председатель товарищества.

Вернемся к первой главе романа. Читателю известно, что временное безумие Ивана есть не что иное, как наказание за глупость, дерзость, самоуверенность.

«Взять бы этого Канта, да в Соловки», – выкрикивает возмущенно Бездомный, не ведая о том, что философа уже более ста лет нет в живых.

Затем задира-поэт задает странному собеседнику вопрос, дерзость которого выходит за всякие рамки приличия, предусмотренного правилами общения с силами потустороннего мира.

«Не приходилось ли вам бывать в лечебницах для душевнобольных?», – спрашивает Иван. На что Воланд невозмутимо сообщает, что приходилось, однако о том, что такое шизофрения, у профессора он забыл спросить. Это предстоит узнать Ивану. Спустя несколько часов Бездомный оказывается в клинике Стравинского.

Знакомство с Мастером

В первые дни пребывания в психиатрической лечебнице Иван начинает прозревать. В клинике поэт знакомится с Мастером, который здесь оказался из-за Понтия Пилата. Впрочем, как и Иван Бездомный.

Разница лишь в том, что молодой сочинитель о пятом римском прокураторе Иудеи узнал от эксцентричного профессора-консультанта. Мастеру никто ничего не рассказывал.

Всё, что он написал в романе, – его догадки и предположения, которые впоследствии оказались предельно достоверными.

Мастер Ивану поведал о своей жизни. Бывший поэт узнаёт о том, что его новый знакомый знает пять языков, является историком по образованию, когда-то работал в одном из столичных музеев.

Однажды он выиграл крупную сумму, после чего снял комнату в хорошем районе и начал работу над романом о Понтии Пилате.

Иван, конечно, узнает и о женщине, с которой его ночной собеседник встретился однажды на Тверской.

Раздвоение Ивана

Имени своего Мастер не называет. Но это не столь важно. Знакомство с этим человеком полностью изменило жизнь Ивана Бездомного. Он осознал, что его произведения чудовищны, и принял решение больше никогда не писать. Прежний Иван не отличал добра от зла, не имел собственной точки зрения. Всё, что он делал, было продиктовано обществом.

О дальнейшей судьбе Ивана Бездомного, точнее, Понырева (именно такова настоящая фамилия нашего героя) автор рассказывает лишь вскользь. В эпилоге говорится о том, что он стал историком, поэзией не увлекается. Правда, раз в год терзают душу профессора смутная тревога и беспокойство, словно напоминание о случившемся.

«Мельмот Скиталец»

Роман Михаила Булгакова, как и прочие его произведения, наполнен реминисценциями. Это вовсе не значит, что творчество русского писателя сводилось к перепевам традиционных литературных мотивов.

Его произведения были актуальными, затрагивали самые болевые точки современного ему общества. Не утратили они злободневности и сегодня.

Важно

В образе Ивана Бездомного литературоведы видят сходство с персонажем романа «Мельмот Скиталец», написанного Чарльзом Мэтьюрином.

Герой этого произведения тоже оказывается в психиатрической лечебнице. В отличие от Бездомного, он еще и продает душу дьяволу. Персонаж Мэтьюрина отправлен в сумасшедший дом, причем происходит это после безрассудной погони за посланцами Сатаны и рядом странных поступков. В лечебнице он сперва буйствует, затем становится покорным, полагая, что именно так ему будет легче бежать.

Профессор Иван Понырев

Стоит сказать, что в ранней редакции романа Булгакова в психиатрической лечебнице к Ивану является не Мастер, а сам Воланд. Бездомный имеет общие черты с героем английского писателя.

Но его образ более глубокий. После встречи на Патриарших Иван словно очищается. У него были слава, положение в обществе.

От всего этого он отказался после того, как узнал от Мастера историю о Понтии Пилате.

Истина открыта для каждого, у кого хватает мужества ее искать. Возможно, эта мысль стала основной при создании образа Ивана Бездомного. Бывший поэт, конечно, не написал продолжения романа об Иешуа. Более того, о том, что он услышал от Мастера, впоследствии благополучно забыл. Однако он исправился, стал лучше, искреннее.

Александр Безыменский

Прототипов Ивана Бездомного множество. Некоторые исследователи даже увидели в его образе намек на Сергея Есенина, полагая, что скандальная сцена в ресторане «Грибоедов» имеет под собой вполне реальный эпизод.

Многие критики считают прототипом Бездомного Александра Безыменского – поэта, популярного в двадцатые годы. Этот литератор активно выступал против «Дней Турбиных» и даже написал на произведение Булгакова пародию.

Творчество Безыменского, в свою очередь, было высмеяно не раз Владимиром Маяковским.

Роль персонажа в сюжете

По мнению некоторых литературных критиков, именно Иван Бездомный является главным героем романа Булгакова. Ведь в нём автор выразил надежду на то, что человек, являющийся частью советского общества, способен переродиться. Однако в Спасителя Бездомный верит лишь в дни, когда в Москве происходят события, связанные непосредственно с появлением Сатаны и его приспешников.

Поэты-самородки, взращенные революцией, по мнению Булгакова, слишком далеки были от понимания связи человека с христианскими идеями. А то, что они смогут когда-нибудь стать творцами новой национальной культуры, есть не что иное, как утопия.

Источник

Источник: https://kwoman.ru/ivan-bezdomnyi-v-romane-master-i-margarita-harakteristika-obraza.html

Сочинения на Getsoch.ru

Образ Мастера в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»

       Мастер — ключевая фигура романа Булгакова. Это писатель, который решает написать роман и выразить в нем свои мысли о времени и о вечных ценностях. У Мастера даже нет имени, так как он олицетворяет собой талантливых писателей, которым не удалось достичь признания.

Читайте также:  Анализ произведения шолохова червоточина

       Автор придал герою некоторые свои черты характера — те страдания, которым подвергнулся Мастер, были знакомы и Булгакову. Они оба уничтожили первый вариант рукописи.

Такие же метания испытывал сам Михаил Афанасьевич во время травли его критиками (он даже просился уехать из СССР).

Совет

Невозможность писать по зову сердца — это проблема, которая была знакома многим творческим людям в 30-е годы.

       В описании Мастера больше всего бросается в глаза больной и встревоженный вид. Писатель одержим своей идеей (впрочем, как и остальные герои романа). Деньги для него, по сути, не представляют ценности, главное —заниматься любимым делом, говорить о том, что волнует.

Однако издание нескольких глав нового произведения приводит к волне критики в адрес Мастера.

И потому, что тема оказалась слишком злободневна (уже поднималась волна трусливых доносов и безразличия), и потому, что в обществе лицемерных людей произведение, написанное по зову сердца, не могло не вызвать протеста.

       Психика Мастера не выдерживает такой волны негатива, и мужчина постепенно начинает сходить с ума.

Он отрекается от всего: своего романа (сжигая его в печи), Маргариты (заявляя, что она достойна лучшей жизни, а он в таком состоянии принесет лишь несчастья) и самостоятельно ложится в психиатрическую клинику.

Может, поэтому за свою слабость он и не заслуживает света, а лишь только покой. Но среди ничтожных людей Мастеру точно нет места.

       У каждого булгаковского героя в романе множество отражений. Не избежал этой участи и главный персонаж. Своеобразный антипод Мастера — Иван Бездомный, который затем становится его учеником.

Иван пишет ужасные стихи на заказ, но получает за это деньги.

Обратите внимание

Темы поэтических произведений совершенно не интересуют Ивана и даже часто ему незнакомы, но ему кажется, что это-то и есть настоящее творчество.

       Явную параллель можно проследить между Мастером и его главным персонажем, Иешуа. Их идеи добра и справедливости способны возвысить человека, а трагическое существование героев лишь усиливает величие их образов. Они оба внутренне независимы, верны убеждениям, бездомны и не умеют врать. Чутко откликаясь на чужие страдания, оба героя живут одинокой жизнью, полной трагизма.

       Но между ними есть и различия: подвергнувшись травле, Мастер ломается и отказывается от своего творения. В этом он близок к другому своему герою – Понтию Пилату, ведь он тоже отрекается от своего убеждения. И еще Мастер не всегда разделяет идею Иешуа о всепрощении и человеческой доброте, может, поэтому ему и была уготована встреча с Воландом.

       Трагизм героя заключается в том, что он пытался найти признание в обществе трусливых лицемеров, которым не нужно было талантливое произведение. Поэтому оценить роман смогли лишь единицы.

Но истинное искусство не получится уничтожить никому, и оно обязательно найдет все место в истории.

  Классическая фраза романа «рукописи не горят» еще не раз вспомнится историкам литературы, изучающим те тяжелые для творческих людей годы…

Источник: http://getsoch.ru/po-literature/literatura-xix-veka/428-obraz-mastera-v-romane-m-a-bulgakova-master-i-margarita.html

Образ Маргариты в романе С. Булгакова «Мастер и Маргарита» — Сочинения

Одной из центральных тем в романе С. Булгакова «Мастер и Маргарита» является тема любви. Мастер – сломанный жизнью, больной, измученный писатель. Его считают сумасшедшим, потому что он не похож на остальных, мыслит иначе и остро чувствует несправедливость жизни.

Судьба дарит ему встречу с удивительной женщиной, которая, кажется, создана для него, беззаветно любящая Мастера и все, что связано с его жизнью и творчеством.

В этой светлой и печальной истории любви Булгаков отразил историю взаимоотношений со своей последней женой, Еленой, которая была прототипом Маргариты.

Маргарита считает встречу с любимым – настоящим подарком, посланным ей в жизни. До встречи с Мастером она была благополучной и… одинокой, хотя была замужем с 19 лет, и ее брак казался благополучным со стороны.

С момента встречи, о которой Мастер рассказывает Ивану Бездомному в палате сумасшедшего дома, Маргарита обретает смысл в жизни. Она предчувствовала встречу, недаром в руках у нее были желтые цветы, символ расставания с прошлым, которые она выбрасывает только потому, что они не нравятся Мастеру.

Отныне каждая минута ее жизни посвящена возлюбленному, которого она боготворит. Любовь Маргариты – огромна, жертвенна. Ее облик, поступки, слова — все кажется ангельским. Разлука с любимым, беда, которая с ним стряслась, делает ее несчастной, и от горя она превращается в ведьму.

Важно

Ради того, чтобы быть вместе с Мастером, Маргарита не останавливается перед сговором с самим Сатаной.

В конце романа, где все получают прощение, героиня романа остается с возлюбленным – по ту сторону жизни. Оба они не заслужили света, им заказана дорога в рай, но зато у них есть место, напоминающее земной домик с вишней у порога, и покой, и вечность.

Любящим друг друга, уставшим от жизненных страданий, героям романа этого достаточно для счастья. Они получили то, о чем мечтали – благодаря невероятной любви героини к своему спутнику, который гораздо слабее характером.

И лишь фантастическая смелость, отвага и поразительная энергия любви Маргариты спасает героя от всех несчастий, а его роман – от забвения.

Образ Маргариты в романе – один из главных. На поступках Маргариты, продиктованных любовью, держится сюжет. Именно в этом образе воплощено представление об идеальной женщине, о вечной любви и женственности. Образ Маргариты воплощает глубочайшую философию любви, и даже имя героини – не случайно.

Так звали возлюбленную Фауста, которого жизнь столкнула с Сатаной, как и героев булгаковского романа. В европейской литературе образ Маргариты стал воплощением Вечной Женственности.

Отсвет мировой культуры и вечных образов трагедии Гете ложится на историю героев романа, делая Мастера и его возлюбленную такими же вечными, бессмертными, как и Фауст с его вечной возлюбленной Гретхен.

Источник: https://sochinenienatemu.com/sochinenie-master-i-margarita-bulgakova/obraz-margarity-v-romane-s-bulgakova-master-margarita/

Знакомство Ивана Бездомного с Мастером (анализ эпизода из романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита»)

Одним из центральных образов романа М. А. Бул­гакова «Мастер и Маргарита» является образ Масте­ра, глубинный смысл которого во многом раскрывает­ся в эпизоде знакомства героя с поэтом Иваном Без­домным.

Знакомство происходит в клинике Стравинского. Уже в первых репликах разговора довольно полно раскрывается характер Бездомного. Только услышав его фамилию, Мастер вздыхает, морщась, и откровен­но говорит Ивану, что его стихи «ужасно не нравят­ся». Сам же Бездомный тут же признается, что его творения на самом деле «чудовищны».

Он искренне обещает своему гостю не писать больше и сдерживает свое обещание. Ученик Мастера сам не становится мастером, но он отрекается от заказных стихов, обре­тает вместо жалкого псевдонима подлинное имя, об­ращается к истории, и все это свидетельствует о сде­ланном им нравственном выборе.

Проблема выбора — одна из важнейших проблем, раскрываемых Булгако­вым в романе.

Совет

Встретившись с Бездомным, Мастер не только рас­сказал ему о Воланде, но и поведал собственную исто­рию, связанную с написанием его романа и любовью к Маргарите.

Обстановка, в которой Мастер создавал свое произ­ведение — это обстановка полной творческой свобо­ды: «совершенно отдельная квартирка… маленькие оконца над самым тротуарчиком…

Напротив, в четы­рех шагах, под забором, сирень, липа и клен… и в печ­ке… вечно пылал огонь». Здесь полное уединение, ми­нимум комфорта, природа за окном.

Присутствие в жилище Мастера огромного количества книг говорит, прежде всего, о важности для героя духовной пищи.

Называя Мастера «мастером», Булгаков противо­поставляет его пошлому писательскому миру, опи­санному в романе. В слово «мастер» он вкладывает особое значение. Для него это человек, наделенный творческой свободой, силой слова, пониманием жиз­ни. Кроме того, мастер понимается писателем как на­ставник, образец для подражания.

Встреча с Маргаритой наполняет жизнь героя но­вым смыслом. Он вдруг понимает, что «всю жизнь лю­бил именно эту женщину». Любовь поразила обоих ге­роев, как «поражает молния», как «поражает фин­ский нож».

Замужняя Маргарита осознает, что жила не с тем человеком, что жизнь ее была пуста, а некогда женатый Мастер даже не может вспомнить имени сво­ей бывшей супруги. С образом Маргариты связана из­любленная булгаковская тема любви к семейному очагу.

Комната Мастера становится еще уютнее после появления здесь Маргариты. Она приходит к нему ка­ждый день, готовит завтрак, окружает его теплом и заботой. Маргарита принимает самое живое участие в написании романа.

«Она сулила славу, она подгоняла его», она-то именно и стала называть его Мастером. Любовь Булгаков описывает как высшее проявление человеческого духа.

Обратите внимание

Когда Мастер вышел в жизнь со своим романом в руках, его «жизнь кончилась», случилась катастро­фа. О мире литературы нынешний пациент клиники Стравинского вспоминает с ужасом. Этот мир поразил его. Поразил ложью, идеологической обусловленно­стью, жестокостью. Статьи критиков, донос Алоизия Могарыча сломили Мастера.

Они породили в герое страх, покорность, отвращение к своему роману, от­речение от него, привели к утрате имени. Но им овла­дела отнюдь не та трусость, которая толкает человека на зло и подлость. Мастер поддался отчаянию, не вы­держал враждебности, клеветы и одиночества. Он добровольно пришел в клинику Стравинского.

Герой не борется, и этим писатель подчеркивает, что пред­назначение художника в творчестве, а не в борьбе.

«»Древние» главы романа «Мастер и Маргари­та»,— утверждает литературовед Л. М. Яновская,— лучшие страницы, написанные Булгаковым,— роман Мастера. Булгакову удалось то, что почти никогда не удается художнику: показать сочинение героя и убе­дить читателя, что сочинение действительно высо­ко». Мастер сжигает свой роман, но для читателей он жив.

В литературоведении неоднократно отмечалась близость образа Мастера личности Михаила Булгако­ва. «Мастер — лишь один из моментов в судьбе Булга­кова,— отмечал исследователь Н. П. Утехин,— отра­жение тех его слабостей, которые он изжил и осудил в воссозданном им характере своего героя»

Источник: http://5litra.ru/soch/311-znakomstvo-ivana-bezdomnogo-s-masterom-analiz-epizoda-iz-romana-m-bulgakova-master-i-margarita.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector