Образ и характеристика критика латунского в романе мастер и маргарита булгакова сочинение

Проблема творчества в романе «Мастер и Маргарита» Булгакова М.А

Actionteaser.ru — тизерная реклама

Роман «Мастер и Маргарита» построен чрезвычайно сложно: это роман в романе. В произведении совмещены роман о Мастере и роман Мастера. На первый взгляд образ заглавного героя и история его жизни занимают второстепенное место в произведении, Мастер заслоняется другими, весьма многочисленными яркими и запоминающимися персонажами.

Но, решая вопрос о главном герое, следует признать, что история Мастера, включая его роман о Понтии Пилате и любовь к Маргарите, является сюжетообразующей для всего произведения. Ведь и Воланд со свитой появился в Москве не случайно: он был вызван, но не словом, как в гётевском «Фаусте», а поступком — Мастер сжёг своё творение.

Следовательно, с образом писателя связано и социальное, и философское содержание романа.

Обратите внимание

Вполне естественно, что Булгаков, описывая современную советскую действительность,не ограничился описанием московского магазина Торгсина, роскошного массолитовского ресторана или порядков в театре Варьете.

Для писателя значительно интереснее было изображение духовной жизни советского общества, прежде всего, конечно, литературной и окололитературной среды.

Из этого следует, что тема творчества является одной из главных в романе.

Характерной чертой литературной жизни 20-х годов XX века стало появление многочисленных писательских объединений. В романе изображено одно литературное объединение — МАССОЛИТ.

Так скромно «МАСтера СОветской ЛИТературы» назвали себя его члены (хотя могут быть и другие расшифровки придуманной самим писателем аббревиатуры: Московская АССОциация ЛИТераторов, МАСсовая Советская ЛИТература и т.д.).

Массолитовцев Булгаков награждает многозначительными фамилиями и псевдонимами: московская купеческая сирота Штурман Жорж, новеллист Иероним Поприхин, поэты Павианов, Богохульский, Сладкий, романист Жуколов и другие. Но, как показывает Булгаков, эти «мастера» озабочены совсем не творчеством.

В романе подробно описывается двухэтажный особняк легендарной грибоедовской тётки, где разместился МАССОЛИТ.

Сначала старательно перечисляются все таблички на дверях второго этажа: «Рыбнодачная секция», «Однодневная творческая путёвка», «Запись в очередь на бумагу», «Полнообъёмные творческие отпуска», «Правление», «Редакция», «Председатель», «Бильярдная». У каждой двери стояла очередь, но, как замечает автор, «не чрезмерная, человек в полтораста» (1, 5). Только у двери с табличкой «Квартирный вопрос» очередь была длинная, она кончалась на первом этаже у швейцарской.

Однако особняк грибоедовской тётки славился на всю Москву не литературным объединением, а отличным рестораном в первом этаже, куда пускали только членов МАССОЛИТа.

Важно

Сюда из-за отсутствия членских билетов не допускают Коровьева и Бегемота, которые сразу же начинают препираться, доказывая, что «вовсе не удостоверением определяется писатель, а тем, что он пишет» (2, 28).

Безусловно, мелкие бесы высказывают здесь мысль самого Булгакова, который весьма скептически относился к процветающим литературным союзам.

На деле «мастера советской литературы» занимаются не творчеством, а распределением различных дефицитов, которыми их подкармливают власти, и устройством собственной жизни, по возможности удобной и сытой. Ирония звучит в словах Коровьева, когда он сравнивает писательский дом с оранжереей для ананасов, где «скрывается и вызревает целая бездна талантов», где «поспевает сейчас будущий автор «Дон Кихота», или «Фауста» (…), или, на самый худой конец, «Евгения Онегина» (2, 28).

Нечистая сила сжигает дотла здание МАССОЛИТа, так же как магазин Торгсин, как «нехорошую» квартиру №50 на Садовой.

Почему? Ответ на этот вопрос можно найти в рассуждениях Коровьева: на тепличные ананасы нападает иногда микроб, и они загнивают: «А это бывает с ананасами! Ой-ой-ой, как бывает!» (2,28).

Думается, что Булгаков не случайно сближает в деталях описание двух сцен романа — вечер в ресторане МАССОЛИТа (1, 5) и бал у сатаны (2, 23): яркий свет, грохочущий джаз, богохульные выкрики «Аллилуйя!» («Славьте Бога!»), неистовые пляски литераторов и гостей сатаны.

Иван Бездомный, помешавшийся во время погони за нечистой силой, почему-то решил, что Воланд и его свита спрятались именно в особняке грибоедовской тётки. С помощью таких сближений и сюжетных поворотов писатель демонстрирует своё негативное отношение к МАССОЛИТу.

Так же беспощадно, как с МАССОЛИТом, нечистая сила расправляется и с его председателем Михаилом Александровичем Берлиозом.

Совет

Даже критик Латунский, который довёл Мастера до сумасшествия, отделался всего лишь погромом своей квартиры, а Берлиозу Воланд не только устроил ужасную смерть под колёсами трамвая, но и похитил его голову накануне похорон, чтобы на балу нечистой силы закончить философский спор о Боге и дьяволе, о добре и зле.

Для Булгакова Берлиоз — самый отталкивающий герой в романе. Этот бюрократ от литературы, выполняя указания сверху, помогает подчинить властям духовную жизнь общества. Он не только заказывает антирелигиозную поэму Ивану Бездомному, но и поучает, что и как надо написать о Христе в этой поэме.

Это Берлиоз и ему подобные устроили из литературного объединения контору по распределению жилплощади, бесплатных путёвок и дач. Редактор и наставник литературной молодёжи, он отучает эту молодёжь мыслить самостоятельно и свободно.

В романе присутствуют два воспитанника Берлиоза — поэты-массолитовцы Александр Рюхин и Иван Бездомный. Рюхин пишет «звучные стихи» к Первому мая — «Взвейтесь!» да «Развейтесь!» (1, 6). Но в минуту просветления он понимает, что все его стихи плохи потому, что он не верит ни во что из того, что пишет (1,6).

Булгаков ставит Рюхина рядом с памятником Пушкину на Страстной площади, и герой с завистью и недоумением размышляет о судьбе гения, которому всегда везло, любое событие «шло на пользу, всё обращалось к славе его» (1,6), «белогвардеец» (!) Дантес, стреляя в Пушкина, обеспечил последнему бессмертие.

Это минутное просветление кончается ничем: Рюхин с горя напивается в ресторане МАССОЛИТа, и, надо полагать, его жизнь покатится дальше по прежней дорожке.

Actionteaser.ru — тизерная реклама

Если завистливый поэт Рюхин появляется только в эпизоде, то Иван Бездомный становится одним из центральных героев романа.

Мастер справедливо назвал его невежественным человеком: этот пролетарский поэт пишет поэму о Христе, по сути ничего не зная о своём герое; предлагает отправить на Соловки знаменитого, но давно умершего немецкого философа И.Канта (1724 — 1804) для перевоспитания.

Иван Бездомный, в отличие от Рюхина, сумел изменить свою жизнь, так как в нём сохранилась честность (критическое отношение к себе и к другим), способность сострадать чужому горю.

Он готов признать, что пишет «ужаснейшие стихи» (1, 13); он привязался к Мастеру, когда узнал историю его жизни; он хочет спасти Москву от нечистой силы, предвидя, сколько несчастий обрушится на город, по которому бродят Воланд и его свита.

Обратите внимание

В сцене прощания с Мастером Иван многозначительно заявляет: «Я ведь слово своё сдержу, стишков больше писать не буду. Меня другое теперь интересует… я другое хочу написать» (2, 30). Иван сдержал своё слово: он оставил своё стихоплётство, начал серьёзно учиться и стал по-настоящему образованным человеком — профессором истории. Так ученик повторяет учителя, ведь Мастер тоже был профессиональным историком. От сатирического высмеивания пролетарского поэта в начале романа Булгаков переходит к сочувственному изображению Ивана Николаевича Понырёва в конце произведения.

Положительное, хотя и трагическое решение проблемы творчества автор связал с образом Мастера. Это настоящий писатель, сочиняющий не по заказу сверху, а по велению собственного сердца. Он даже не сочиняет, а «угадывает» (1, 13) благодаря таланту.

Тему для своего «вредного» романа о Понтии Пилате он выбрал, конечно, не из конъюнктурных соображений и написал его, выразив своё отношение к власти зла, которое воплощает прокуратор Иудеи. «Романтический Мастер» (2, 32), как назвал его Воланд, думал, что его книга о вечных истинах будет нужна людям.

Но, с точки зрения советских властей, эта книга очень несвоевременная: Мастер в эпоху самой активной борьбы с религией и церковью пишет не разоблачительный, даже не сатирический, а серьёзный роман о библейских временах и героях.

Судьба Мастера доказывает, что в литературной жизни Советского Союза всем заправляют верноподданные чиновники. Официальная критика быстро и умело разделалась со своевольным писателем-одиночкой: его роман не напечатали, а разгромные критические статьи на ненапечатанный роман сделали своё дело — писатель получил тяжёлое нервное расстройство.

За что же так ополчились против Мастера критики? Они выполняли политический заказ — морально уничтожить человека, который осмелился думать и творить самостоятельно и честно. Мастер рассказывал Бездомному: «Что-то на редкость фальшивое и неуверенное чувствовалось буквально в каждой строчке этих статей, несмотря на их грозный и уверенный тон.

Мне всё казалось (…), что авторы этих статей говорят не то, что хотят сказать, и что их ярость вызвана именно этим» (1, 13). Описывая квартиру Латунского в доме со швейцаром у мраморного подъезда, Булгаков показывает, чем расплачивается власть с «правильным» критиком и за что продаёт он своё вдохновение.

А для Мастера литературная травля сменилась другими методами воздействия: на несколько месяцев герой попал в следственный изолятор. А когда его освободили, у Мастера не было ни дома, ни имени. Единственное, что ему оставалось, — это самому отправиться в психиатрическую клинику Стравинского.

Важно

Узнав историю Мастера, читатель вместе с Воландом может воскликнуть: «Да, его хорошо отделали!» (2, 24).

Мастер не выдержал нравственных и физических испытаний, которые обрушились на него, и сжёг свой роман. Судьба этого писателя — убедительное доказательство того, что никакой свободы творчества в СССР нет.

Когда Воланд предлагает герою продолжить роман, Мастер категорически отказывается: «У меня больше нет никаких мечтаний и вдохновения тоже нет. Ничто меня вокруг не интересует (…

), меня сломали, мне скучно, и я хочу в подвал» (2, 24).

Подводя итог, следует отметить, что «Мастер и Маргарита» — философский роман о добре и зле и о гибели человека в мире, где нет доброты. В отношении главного героя общая тема уточняется так: роман о взаимоотношениях художника и власти.

Булгаков рассматривает два отношения к творчеству: приспособленцев — членов МАССОЛИТа и настоящего художника — Мастера, который не торгует своим умом и талантом, не продаёт высокие идеалы творчества ни за какие жизненные блага.

Так Булгаков продолжает традицию, заложенную в русской литературе Пушкиным, когда духовная свобода творца считается главным условием истинного творчества.

В романе Булгаков доказывает трагическую идею: взаимоотношения честного, самоотверженного художника с властью приводят к гибели художника, что подтверждается судьбой Мастера и его героя Иешуа, а также реальной, невыдуманной жизнью самого Булгакова. И этот печальный вывод не могут сгладить никакие смешные проделки нечистой силы в Москве.

Власть, по мнению Булгакова, не способна творить добро. Казалось бы, римский прокуратор обладает огромной властью и может спасти нищего проповедника Иешуа, лживо обвинённого первосвященником Каифой.

Но нет, различные политические и личные трусливые соображения мешают Понтию Пилату это сделать. Он может только облегчить муки Га-Ноцри на кресте и потом отомстить предателю Иуде из Кириафа.

Совет

Также и всесильный Воланд не может устроить простое земное счастье Мастера и Маргариты, но покарать их обидчиков он в силах.

Actionteaser.ru — тизерная реклама

Источник: https://sochineniya-na5.ru/problema-tvorchestva-v-romane-master-i-margarita-bulgakova-m-a/

Характеристика Мастера в романе «Мастер и Маргарита» » Сочинение на EraInfo.ru

Для создания образа Михаил Булгаков использует достаточно распространенный прием – безымянность героя.

Однако если во многих произведениях отсутствие имени собственного в наименовании персонажа объясняется лишь собирательностью образа, в романе «Мастер и Маргарита» этот прием имеет более расширенную цель и конкретную идею. Безымянность героя подчеркивается в тексте дважды.

Первый раз он принял то, как называла его возлюбленная – мастером. Второй же раз в клинике для душевнобольных в разговоре с поэтом Бездомным он сам подчеркивает отречение от имени. Он признает, что утратил его и стал пациентом № 118 из первого корпуса.

Индивидуальность личности Мастера

Безусловно, в образе Мастера Булгаков показал обобщенный образ настоящего писателя. В то же время наименование героя Мастером подчеркивает и его индивидуальность, особенность, отличие от других.

Он противопоставляется писателям МОССОЛИТа, думающих о деньгах, дачах и ресторанах. К тому же тематика его романа нестандартна. Мастер понимал, что его творение вызовет полемику и даже критику, однако все равно создал роман о Пилате.

Именно поэтому в произведении он не просто писатель, он Мастер.

Однако в рукописях и личных документах, вопреки правилам писать имя персонажа с заглавной буквы, Булгаков всегда указывал его с маленькой, тем самым подчеркивая невозможность героя противостоять системе и ценностям современного ему общества, стать известным советским писателем.

Счастливый билет

Жизнь Мастера в романе «Мастер и Маргарита» имеет несколько этапов. Когда читателю предоставляется познакомиться с этим персонажем, он кажется человеком весьма удачливым. Историк по образованию, он работает в музее. Выиграв 100 тысяч рублей, он оставляет постоянное место работы, арендует уютный подвальчик с садиком за окном и принимается за написание романа.

Главный подарок судьбы

Со временем судьба преподносит ему еще один сюрприз – настоящую любовь. Знакомство Мастера и Маргариты происходит как данность, как неминуемая судьба, почерк которой поняли оба. «Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих! Так поражает молния, так поражает финский нож!» – вспоминал Мастер в клинике.

Период отчаяния и безнадежности

Однако удача исчезает с момента написания романа. Его не хотят брать в печать. Тогда возлюбленная уговаривает его не опускать руки. Мастер продолжает искать возможности выдать книгу.

И когда в одном из литературных журналов вышел отрывок его романа, на него посыпались горы жестокой уничтожающей критики. Когда дело его жизни провалилось, Мастер, несмотря на уговоры и любовь Маргариты, не находит в себе сил бороться.

Он сдается перед непобедимой системой и оказывается в клинике для душевнобольных профессора Стравинского. Там начинается следующий этап его жизни – период смиренности и тоски.

Его состояние читатель видит в диалоге с Бездомным, когда Мастер тайно проник к нему ночью. Он называет себя больным, не хочет больше писать и сожалеет о том, что вообще создал роман о Пилате. Он не хочет восстановить его, и также не стремиться выйти на волю и отыскать Маргариту, чтобы не портить ей жизни, втайне надеясь, что она уже забыла его.

История поэта Бездомного о встрече с Воландом несколько оживляет Мастера. Но он лишь сожалеет, что сам не встретился с ним.

Мастер считает, что он потерял все, ему идти некуда и незачем, хотя у него есть связка ключей, которую он считает своим самым дорогим богатством.

Характеристика Мастера этого периода – описание сломленного и запуганного человека, смирившего со своим бесполезным существованием.

Заслуженный покой

В отличие от Мастера, Маргарита более деятельна. Она готова на все, чтобы спасти своего возлюбленного.

Благодаря ее усилиям Воланд возвращает его из клиники и восстанавливает сожженную рукопись романа о Понтии Пилате.

Однако Мастер даже тогда не верит в возможное счастье: «Меня сломали, мне скучно, и я хочу в подвал». Он надеется, что Маргарита одумается и покинет его нищего и несчастного.

Но вопреки его желанию Воланд дает роман на прочтение Иешуа, который, хотя и не может забрать Мастера к себе, но просит сделать это Воланда.

Хотя в большей степени Мастер предстает пассивным, бездейственным и сломленным, он отличается от общества москвичей 30-х годов самоотверженной любовью, честностью, доверчивостью, добротой и бескорыстием.

Именно за эти моральные качества и уникальный художественный талант высшие силы дарят ему еще один подарок судьбы – вечный покой и общество любимой женщины. Так, история Мастера в романе «Мастер и Маргарита» заканчивается счастливо.

Источник: http://erainfo.ru/xarakteristika-mastera-v-romane-master-i-margarita/

Анализ романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

В 1928 году М.А.Булгаков начинает роман «Мастер и Маргарита» (тогда еще не имевший этого названия). Дове­денный до 15-ой главы, роман в 1930 году был уничтожен самим автором, а в 1932 или 1933 году начат заново. В последующие годы работа шла урывками.

В 1937 году, вернувшись еще раз к началу романа, автор впервые напи­сал на титульном листе название, ставшее окончательным, «Мастер и Маргарита», поставил даты: 1928-1937 — и более не оставлял над ним работу. В 1939 году были внесены важные изменения в конец романа и дописан эпилог.

Читайте также:  Анализ рассказа материнское сердце шукшина 11 класс

Но затем уже смертельно больной Булгаков диктовал жене, Елене Сергеевне, поправки к тексту. Обширность вставок и поправок в первой части и в начале второй говорит о том, что не меньшая работа предстояла и дальше, но выполнить ее автор не успел.

После смерти Булгакова в его архиве остались восемь редакций романа.

Впервые роман был опубликован в 1966-1967 годах в журнале «Москва».

Обратите внимание

В этой книге царят счастливая свобода творческой фантазии и одновременно строгость композиционного за­мысла. Там правит великий бал Сатана и вдохновенный Мастер, современник автора, пишет свой бессмертный роман.

Там прокуратор Иудеи отправляет на казнь Христа, а рядом суетятся, подличают граждане, населяющие Садовые и Бронные улицы Москвы 20-30 годов прошлого века. Смех и печаль, радость и боль перемешаны воедино, как в жизни.

«Мастер и Маргарита» — это лирико-философская поэма в прозе о любви и нравственном долге, о бесчело­вечности зла, об истинном творчестве, которое всегда является преодолением бесчеловечности, всегда стремится к свету и добру.

Замысел книги складывался постепенно. Роман рос медленно. «Завещанием мастера» назвал статью о романе критик И.Виноградов. Сам Булгаков в письме к жене, ставшей прообразом главной героини «Мастера и Марга­риты», еще в 1938 году, почти за два года до смерти, сказал о своем произведении: «Последний закатный роман».

Действие начинается «однажды весной, в час небывало жаркого заката, в Москве, на Патриарших прудах». В белокаменной столице появляются Сатана и его свита. История четырехсуточных гастролей той силы, «что вечно хочет зла и вечно совершает благо», придает роману фа­бульную точку опоры, возможность его стремительного развития во времени.

Дьяволиада — один из любимых булгаковских мотивов — здесь играет роль вполне реалистическую и может служить примером гротескно-фантастического, сатиричес­кого обнажения противоречий живой действительности.

Воланд грозой проносится над булгаковской Москвой, карая глумливость и непорядочность. Потусторонность, мистика с этим мессиром как-то не вяжутся. Если такого Воланда и не было, то его надо было выдумать.

Фантастический поворот дела позволяет писателю раз­вернуть перед нами целую галерею персонажей весьма неприглядного толка. Внезапная встреча с нечистой силой выворачивает наизнанку видимость всех этих берлиозов, латунских, майгелей, алоизиев могарычей, никаноров Ива­новичей и др.

Сеанс черной магии, который Воланд со своими помощниками дает в столичном Варьете, в букваль­ном и переносном смысле «раздевает» некоторых граждан из зала. Но при этом мишени строго избирательны, они внутренне ориентированы авторской этикой. Критик П.

Важно

Палиевский верно заметил: «Нигде не прикоснулся Воданд, булгаковский князь Тьмы, к тому, кто создает честь, живет ею и наступает.

Но он немедленно просачивается туда, где ему оставлена щель, где отступили, распались и вообразили, что спрятались: к буфетчику с «рыбкой второй свежести» и золотыми десятками в тайниках; к профессору, чуть позабывшему Гиппократову клятву; к умнейшему спе­циалисту по «разоблачению ценностей»…

Но дьявол не страшен автору и его любимым героям. В его романе живет иная, глубокая вера в исторического человека и в непреложные нравственные законы.

И Мастер, главный герой булгаковской книги, создав­ший роман о Христе и Пилате, тоже далек от религиозности в христианском смысле этого слова. Им написана на исто­рическом материале книга огромной психологической вы­разительности.

Этот «роман в романе» как бы собирает в себе этические противоречия, которые обязано решать своей жизнью каждое поколение людей, каждая мыслящая и страдающая личность.

Два романа — Мастера и о Мас­тере — зеркально повернуты друг к другу, и игра отражений и параллелей рождает художественное целое, соединяя легенду и быт в историческую жизнь человека.

Среди персонажей книги особенно запоминается Понтий Пилат, пятый прокуратор Иудеи, человек в белом плаще с крова­вым подбоем. История его трусости и раскаяния прибли­жается по своей художественной силе к лучшим страницам мировой прозы.

«Мастер и Маргарита» — сложное произведение. Кри­тика уже отмечала избыточную субъективность булгаковского взгляда на современную ему действительность, что сказалось в сатирических главах романа. К.

Симонов писал: «При чтении «Мастера и Маргариты» людям старших по­колений сразу бросается в глаза, что главным полем для сатирических наблюдений Булгакова послужила москов­ская обывательская, в том числе окололитературная и околотеатральная среда 20-х годов, с ее, как тогда говорили, «отрыжками нэпа».

Следует добавить, что другой Москвы того времени, другого, более широкого поля для наблюдения в романе почти не чувствуется. И это один из примеров, говорящих об ограниченности взглядов писателя на современность.

Мы иногда колеблемся произнести слова: «ограниченность взгляда», говоря о большом таланте. И напрасно.

Совет

Ибо они, не умаляя таланта, отражают реальность; помогают понять действительное место писателя в истории литературы».

Мастер не смог одержать победу. Сделав его победи­телем, Булгаков нарушил бы законы художественной прав­ды, изменил бы своему чувству реализма. Роман оптимис­тичен.

Покидая этот бренный мир, Мастер оставляет в нем своего ученика, который видит те же сны, что и он, бредит теми же образами мировой истории и культуры, разделяет его философские идеи, верует в те же идеалы всемирного общечеловеческого масштаба…

Ученик Мастера, его идейный преемник и духовный наследник, ныне сотрудник Института истории и филосо­фии Иван Николаевич Понырев, бывший Бездомный, «все знает и понимает» — и в истории, и в мире, и в жизни.

«Он знает, что в молодости стал жертвой преступных гипноти­зеров, лечился после этого и вылечился». Теперь он и сам Мастер.

Булгаков показал, что обретение интеллигентнос­ти происходит через накопление знаний, через напряжен­ную интеллектуальную, душевную работу, через усвоение культурных традиций человечества, через избавление от чар «черной магии», «преступных гипнотизеров».

Герои «Мастера и Маргариты» вырвались на простор вечности и очутились в бесконечном пространстве миро­вой истории.

И это свидетельствует о том, что никакие могущественные силы не властны над теми, кто является хозяином своих помыслов и своего дела, кто владеет мас­терством.

Мастер живет в мире без социальных, нацио­нальных и временных границ; его собеседниками являются Иисус Христос, Кант, Гете, Достоевский… Он современник и собеседник бессмертных, потому что он — равный с ними.

Обратите внимание

О «Мастере и Маргарите» еще много будут думать, много писать. Книга противоречива, не со всеми ее идеями согласится читатель. Но он не останется равнодушным. Он будет читать ее, плача и смеясь, и она, быть может, пробу­дит в его душе силы, о которых он раньше и не помышлял.

У Булгакова мир вечных человеческих ценностей, истори­ческой правды, творческого поиска, совести противостоит миру формализма, бездушной бюрократии, корысти, без­нравственности. И прежде всего — любовь. Любовью жив Мастер, любовью жив и Булгаков.

Любовь проповедует и нищий пророк Древней Иудеи — Иешуа Га-Ноцри.

«За мной, читатель! Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? Да отрежут лгуну его гнусный язык!

За мной, мой читатель, и только за мной, и я покажу тебе такую любовь!»

Роман Булгакова, как и все великие, вечные книги человечества, посвящен всесилию и непобедимости любви. Рукописи, вдохновленные любовью, прославляющие лю­бовь, увлекающие за собой порывом любви, — неуничтожимы, вечны.

Поистине, как сказал Воланд, обращаясь к Мастеру, «рукописи не горят». Булгаков пытался сжечь свою рукопись, но это не принесло ему облегчения. Роман продолжал жить, Мастер помнил его наизусть. Рукопись была восстановлена.

После смерти писателя она пришла к нам и скоро обрела читателей во многих странах мира.

Источник: http://5litra.ru/proizvedeniya/russian_classik/408-roman-ma-bulgakova-master-i-margarita.html

Образ характер и характеристика Маргариты по роману Мастер и Маргарита (Булгаков Михайл)

Имя главной героини этого замечательного романа стало нарицательным. Многие исследователи творчества писателя склонны считать, что образу Маргариты Булгаков придал многие черты своей жены – Елены Сергеевны Булгаковой.

После того как в 1967 году была завершена журнальная публикация романа “Мастер и Маргарита”, читателям хотелось увидеть вдову писателя. С этой целью даже устраивались литературные вечера, куда приглашали Елену Сергеевну.

Елена Сергеевна, действительно, очень помогала мужу в работе над романом, записывая некоторые главы под диктовку смертельно больного к тому времени писателя.

Важно

Именно она была первой, кому Булгаков показал место действия первой главы этого произведения. Она вспоминала, как вскоре после их знакомства с Михаилом Афанасьевичем он однажды разбудил ее телефонным

звонком около трех часов ночи, затем без единого слова повел ее на Патриаршие пруды и, указав на одну из скамеек, сказал: “Здесь они увидели его в первый раз”.

Но, ни в коем случае не умаляя роли Елены Сергеевны в личной и творческой судьбе Булгакова, рискнем предположить, что образ Маргариты в романе все-таки сложнее, символичнее и глубже, нежели копия одного, пусть даже самого близкого в то время автору, человека.

Начнем с того, что многие литературоведы признают влияние на мировоззрение Булгакова наследия русского философа В. Соловьева. В философии Соловьева воплощен символ вечной женственности – Софии, который можно также определить как женское начало мира.

Именно женщина, “вечная красота”, по словам Соловьева, должна “явить истину, родить слово”, которыми будет спасен мир. Это положение приняли русские поэты-символисты, в частности Александр Блок.

Соловьевская теологема Софии была положена в основу многих стихотворений Блока, в том числе и “Стихов о Прекрасной

Даме”.

Учитывая то, что в своем романе Булгаков предпринял грандиозную и успешную попытку соединить мир обыденной реальности с миром божественным и миром загробным, вторая отправная точка анализа образа Маргариты кажется более предпочтительной, чем “семейно-бытовая”.

Впервые читатель узнает о Маргарите со слов Мастера, который рассказывает в психиатрической клинике Ивану Бездомному о своей удивительной возлюбленной. Маргарита ко времени встречи с Мастером уже замужем, Мастер также был женат на другой женщине, имя которой он даже затрудняется вспомнить.

По словам Мастера, любовь поразила их обоих – “так поражает молния, так поражает финский нож!” Маргарита влюбилась не только в Мастера, но и в роман, который он писал. Роман этот был посвящен весьма необычной для того времени теме – истории Понтия Пилата.

Влюбленные, казалось, не замечали жизни, которая текла за окнами подвальчика, где Мастер писал свой роман. Вдвоем они мечтали о том, как Мастер станет знаменитым и Маргарита сможет, наконец, уйти от нелюбимого мужа.

Совет

Однако когда роман был закончен, выяснилось, что он не может быть напечатан. Удалось опубликовать лишь несколько глав, и эта публикация вызвала такой гнев критиков, что травля, организованная ими против Мастера, совершенно раздавила его.

Маргарита до глубины души возненавидела наиболее ретивых гонителей Мастера – Латунского, Лавровича, Аримана…

Оказавшись на грани безумия, Мастер решил сжечь злополучный роман в печке, и Маргарите, почувствовавшей, что с ее возлюбленным неладно, и прибежавшей к нему глубокой ночью, удалось спасти лишь одну полуобгоревшую тетрадь.

Кто знает, как бы развивались события, если бы Маргарита не ушла в ту ночь из подвальчика и осталась с Мастером? Да и ушла-то она для того, чтобы вернуться на следующий день, потому что не хотела уходить от мужа ночью, без всякого объяснения.

Здесь важно отметить следующие особенности характера Маргариты: она любит Мастера, но не перестает уважать нелюбимого мужа. “Он не сделал мне никогда никакого зла”, – объясняет Маргарита Мастеру. Уход от мужа она расценивает как неизбежность, однако некое чувство – обостренной справедливости или, может быть, какой-то особой гордости – не позволяет ей сделать это тайком.

И вот Маргарита снова уходит в ночь. И возвращается, как и обещала, на следующий день, по счастью, не успев поговорить с мужем. Но она находит подвальчик пустым. Дело в том, что ночью, через четверть часа после ухода Маргариты, в дверь Мастера постучали…

В окончательном варианте романа ничего не говорится о том, как именно произошел арест Мастера. Читателю предоставлена возможность самому догадаться об этом. В 1930-е годы фраза “ночью в дверь постучали…” с многоточием в конце сама по себе звучала весьма красноречиво.

В итоге Мастер оказался в психиатрической клинике без всякой надежды на то, что когда-нибудь выберется оттуда. В заключение своего рассказа он говорит Ивану: “У меня есть надежда на то, что она забыла меня!” На этом первая часть рассказа о Маргарите, во время которого она незримо присутствует в больничной палате, окончена.

Обратите внимание

Далее на протяжении всей первой части читатель вслед за автором следит за приключениями Воланда и его свиты в Москве, а также за историей Иешуа Га-Ноцри (именно так зовут в романе Иисуса Христа), которого, не желая того, отправил на смерть пятый прокуратор Иудеи Понтий Пилат – герой романа, написанного Мастером.

С Маргаритой мы снова встречаемся в начале второй части романа. “За мной, читатель! Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? Да отрежут лгуну его гнусный язык!” Кстати, именно здесь героиня впервые названа по имени – Маргарита Николаевна. Мастер, рассказывая о ней Ивану, не называл ее имени, так же, как не назвал своего.

Итак, в начале второй части мы узнаем о Маргарите гораздо больше. Оказывается, муж ее является крупным специалистом государственного значения; они живут вдвоем в готическом особняке в арбатском переулке, не зная “прелестей” коммунального быта, не нуждаясь в деньгах… Но, несмотря на внешнее благополучие, Маргарита не была счастлива “ни одной минуты!” И главное – она не забыла Мастера!

В тот день она проснулась с предчувствием того, что сегодня что-то должно, наконец, произойти. Отправившись на прогулку, Маргарита пришла на то самое место, где познакомилась с Мастером, присела отдохнуть на скамейку… и тут к ней подошел посланец Воланда Азазелло.

Поначалу разговор между ними не заладился, да и трудно было бы ожидать обратного. Иностранец? Приглашение в гости? Разумеется, Маргарита отвергает подобные приглашения и собирается уходить.

Более того, она в этот момент вспоминает о своем муже, говоря, что портить ему карьеру считает делом недостойным. Дело в том, что в то время за связь с иностранцами любому советскому человеку грозили самые крупные неприятности.

И тут вдруг неожиданно прозвучал гнусавый голос Азазелло: “Тьма, пришедшая со Средиземного моря, накрыла ненавидимый прокуратором город… “

Маргарита тотчас же возвращается, и, как оказалось, не зря! Таинственный Азазелло намекает, что в гостях у “иностранца” она сможет узнать о Мастере, и холодность и высокомерие Маргариты исчезают без следа.

Ради этого она готова идти куда угодно, поверить во что угодно, намазаться в полночь какой-то непонятной мазью, раздевшись предварительно донага… Если бы кто-нибудь еще несколько минут назад сказал Маргарите, что с ней произойдет такая перемена, она наверняка рассмеялась бы этому человеку в лицо.

И вот, лишь только наступила полночь, Маргарита намазалась загадочным кремом из золотой коробочки, посмотрела на себя в зеркало и ахнула! – на нее смотрело отражение молодой, дерзкой и красивой ведьмы. Она преобразилась не только внешне, но и внутренне. Маргарита поняла, что она больше никогда не вернется в особняк и, отдав все свои вещи домработнице Наташе, вылетела из окна верхом на щетке.

Как повезло критику Латунскому, наиболее ретивому гонителю Мастера, что его не оказалось дома в ту ночь! Прежде чем отправиться на бал к Воланду, Маргарита, полетав немного над городом, учинила в квартире критика полнейший разгром.

Важно

Ненависть Маргариты к этому критику и ему подобным зародилась раньше, в “прошлой жизни”, когда Мастер еще был рядом с ней. Еще тогда она обещала убить Латунского.

Но реальная месть оказалась возможной лишь после преображения Маргариты, когда дополнительный заряд потусторонней силы, заключенной в магическом креме, позволил этой ненависти выплеснуться наружу.

Читайте также:  Сочинение описание по картине неаполитанский залив в лунном свете айвазовского описание

И вот начался великий бал сатаны, и Маргарита была на этом балу королевой. Перед ней прошло множество злодеев, как мужчин, так и женщин, но более всех королева запомнила одну Фриду – ту самую, которой каждое утро приносили платок, которым она задушила своего ребенка.

Когда бал закончился, ни сам Воланд, ни кто-нибудь другой из его свиты не спешили благодарить Маргариту и что-либо предлагать ей. Со слезами на глазах, но гордо, Маргарита сама поблагодарила хозяина за доставленное ей “удовольствие” и собралась уйти, чтобы утопиться.

Ведь обратного пути в особняк для нее уже не было. И тут Воланд произнес замечательную фразу: “Так и надо! Мы вас испытывали. Никогда и ничего не просите! Никогда и ничего, и в особенности у тех, кто сильнее вас.

Сами предложат и сами все дадут! Садитесь, гордая женщина!”

Теперь для Маргариты наступило время просить (нет, даже требовать!) у князя тьмы исполнения одного желания – именно, как подчеркнул Воланд, одного желания. И опять в душе Маргариты проснулось странное чувство, которое заставило ее сказать:

– Я хочу, чтобы Фриде перестали подавать платок.

Воланд оценил благородство Маргариты и спросил, чего она желает для себя?..

Мастер появился прямо из больничной палаты, все еще затравленный и безумный. Поначалу он отказывался верить в реальность происходящего и признался, что ему хотелось бы считать князя тьмы и его приближенных плодом собственной галлюцинации. Слова Мастера заставили Воланда нахмуриться.

Недавний собеседник Мастера, Иван Бездомный, уже поплатился за то, что заявлял дьяволу прямо в глаза, что его не существует… Ситуацию спасла Маргарита. Она убедила своего возлюбленного поверить в реальность происходящего, а Воланда – вылечить его (“Он мастер, мессир… Вылечите его, он стоит этого”).

И сердце Воланда снова, в который раз за ту ночь, смягчилось.

Совет

И далее произошла совсем уж необычная вещь. Узнав, что Мастер написал роман о Понтии Пилате, Воланд, рассмеявшись (“О ком? Вот теперь? Это потрясающе!”), просит: “Дайте-ка посмотреть”.

Мастер отвечает, что сжег роман. Но рукописи, как известно, не горят, и через несколько мгновений Воланд уже держал в руках целый и невредимый рукописный экземпляр романа.

“Всесилен, всесилен!” – воскликнула в восхищении Маргарита.

Краткий пересказ некоторых эпизодов романа понадобился нам для того, чтобы проследить, как образ Маргариты преображается по ходу действия. Сначала мы видим Маргариту, живущую двойной жизнью.

Она любит Мастера, встречается с ним, но от мужа не уходит. Затем Мастер исчезает неведомо куда, и Маргарита убита горем.

Она все это время хранит верность своему возлюбленному, хотя нет никакой надежды отыскать его.

Затем в дело вмешиваются потусторонние силы, и Маргарита превращается в прекрасную и дерзкую ведьму. Под воздействием чар оказалось возможным воплотить давнюю мечту Маргариты – отомстить критику Латунскому.

Это действие крема? Но дело в том, что крем-то этот, похоже, “извлекает наружу” то, что человек носит в своей душе.

Ведь не случайно же сосед Маргариты превратился под действием этого крема в борова, а не в прекрасного рыцаря.

Бал сатаны, казалось, окончательно завершил преображение Маргариты. Но, когда после бала Воланд и его свита изобразили притворное безразличие к дальнейшей судьбе королевы, перед нами предстала та же, даже еще более гордая, Маргарита. Теперь она уже не сможет вести двойную жизнь, возврата домой для нее нет.

Затем эпизод с Фридой. Снова она поступает не как ведьма, а как женщина, притом женщина весьма милосердная. Рискуя упустить свой единственный шанс узнать хоть что-нибудь о Мастере, Маргарита просит Воланда пощадить женщину, которую она и видела-то всего один раз в жизни.

Значит, Маргарита не превратилась в ведьму? И да, и нет. Внешне она действительно стала ведьмой, но в душе ее произошла перемена более высокого порядка – духовное перерождение.

Обратите внимание

Намеренно или невольно Булгаков подтверждает на страницах своего романа выдвинутый В. Соловьевым принцип женского начала мира, о котором мы уже говорили. Именно присутствие Маргариты заставляет Мастера быть сильным, а Воланда – проявлять почти не свойственное ему милосердие. Женщина с большой буквы, коей отныне является Маргарита, облагораживает все и всех, с кем и с чем соприкасается.

Именно благодаря Маргарите мир снова обретает роман, который представляет собой некий великий, вселенского значения пратекст, угаданный гениальным Мастером.

“Вечную красоту”, которая, по словам Соловьева, должна “явить истину, родить слово”, которыми будет спасен мир, олицетворяет в романе именно Маргарита.

А “истина”, “слово”, которые благодаря ей возвращаются в мир, – это и есть возрожденный роман Мастера.

Таким образом, можно говорить о том, что Маргарита борется на страницах романа не только за свою любовь, но и за обновление и спасение всего мира. Ведь, согласно замыслу Булгакова, после того как Мастер дописал свой роман, то есть передал Понтию Пилату дарованное ему Небесами прощение, мир и человечество вступили в новую эпоху.

М. А. Булгаков в изложении для школьников: Мастер и Маргарита. – М.: АСТ, 2005.

Источник: https://ege-essay.ru/obraz-xarakter-i-xarakteristika-margarity-po-romanu-master-i-margarita-bulgakov-mixajl/

«Мастер и Маргарита»: анализ романа, образы героев

''Фантастический роман», который создавался Булгаковым в последние двенадцать лет его жизни, признаётся лучшим произведением писателя, в котором он, как бы «итожа то, что прожито», сумел с поразительной глубиной осмыслить и с глубокой художественной убедительностью воплотить своё понимание коренных вопросов бытия: вера и неверие. Бог и Дьявол, человек и его место в мироздании, душа человека и ответственность ее перед Высшим Судиёй, смерть, бессмертие и смысл человеческого существования, любовь, добро и зло, ход истории и место человека в нём. Можно говорить, что Булгаков оставил читателям роман-завещание, который не просто «преподносит сюрпризы», но и постоянно ставит вопросы, ответы на которые каждый из читателей должен отыскать в соотнесении произведения с собственными представлениями о том, что значат лично для него эти «вечные проблемы».

Очень интересна композиция романа «Мастер и Маргарита», который справедливо называют «двойным романом» — ведь «Роман о Понтии Пилате», созданный Мастером, ювелирно «вписан» в собственно роман, становясь неотъемлемой его частью, делая это произведение в жанровом плане уникальным: противопоставленность и единство двух «романов» образуют некий сплав несовместимых внешне приёмов создания повествования, который можно назвать «стилем Булгакова». Здесь особое значение приобретает образ автора, который в каждом из романов занимает значительное место, но проявляет себя по-разному. В «романе Мастера» о Иешуа и Пилате автор специально самоустраняется, его как бы нет в этом почти хроникально точном изложении событий, его «присутствие» выражается в присущем эпосу авторском взгляде на изображаемое, выражение его нравственной позиции как бы «растворяется» в художественной ткани произведения. В собственно же «романе» автор открыто провозглашает своё присутствие («За мной, мой читатель!»), он подчеркнуто пристрастен в изображении событий и персонажей, но при этом его авторская позиция не может быть понята легко, она особым образом «спрятана» в буффонаде, насмешке, иронии, нарочитой доверчивости и прочих художественных приемах.

Философской основой нравственной позиции писателя являются идеи «доброй воли» и «категорического императива» как обязательных условий существования человеческой личности и разумно устроенного общества, и именно они служат «пробным камнем» для оценки каждого из героев и исторических событий, изображённых в обоих романах, которые роднит общность нравственной ситуации: эпоха Иешуа и эпоха Мастера — это время выбора, который предстоит сделать каждому из героев и обществу в целом. В этом плане очевидно противостояние этих центральных образов.

«Иешуа, по кличке Га-Ноцри» в романе «Мастер и Маргарита» представляет собой человека, изначально несущего в себе добро и свет, и такое его отношение к миру основано на той нравственной силе, которая присуща этому слабому, беззащитному человеку, находящемуся во власти прокуратора Пилата, но стоящему неизмеримо выше всех тех, кто, кажется, властен над ним.

Много спорят о том, насколько образ Иешуа близок к евангельскому Христу, но, при их несомненном сходстве, отличает их то, что герои Булгакова изначально не воспринимает сам себя как Мессию, он прежде всего человек по своему поведению и отношению к себе.

Однако это происходит только потому, что на самом деле он-то и является той высшей силой, которая определяет все происходящее — и именно он «вершит судьбы» героев, именно с ним особым образом спорит Воланд, по-своему восстанавливая попранную в мире «Массолитов» справедливость, в конечном итоге, именно к нему обращены все помыслы героев романа, осознают или нет они это.

Можно сказать, что образ Иешуа в романе «Мастер и Маргарита» — это духовный центр произведения, это то нравственное начало, которое обеспечивает возможность существования мира.

Образ Мастера в романе «Мастер и Маргарита» — это трагический образ человека, которому свыше был вручён «дар Слова», который сумел прочувствовать это, выполнить возложенную на него миссию — но потом оказался не в силах удержаться на той нравственной высоте, на которую он был поднят своим творчеством.

В отличие от Иешуа, носителя и воплощения «доброй воли», Мастер лишь на время проникается идеей служения добру как основой жизни, но реальное столкновение с этой самой «жизнью» (донос Алоизия Магарыча, клиника профессора Стравинского) заставляет его предать самого себя, то лучшее, что в нём было, отречься не только от своего романа, но, по сути, от всего того, что было связано с идеей преобразования жизни. По-человечески можно понять человека, которого «хорошо отделали» (по выражению Воланда) и который признаётся в своем поражении: «Я возненавидел этот роман и я боюсь.. Я теперь никто.. Ничего больше не хочу в жизни… У меня больше нет никаких мечтаний и вдохновений» Однако каждому из людей в жизни определен свои путь, Божий Промысел определяет место каждого из нас в этом мире, и поэтому Мастер, отрекшийся от своего романа (и значит, от себя самого), оказывается, «не заслужил света, он заслужил покой», который, наверное, может излечить его измученную душу для того, чтобы … но куда тогда он сможет деться от воспоминаний о своей капитуляции перед миром обыденности и бездуховности?..

Носителем высшей справедливости в романе Булгакова «Мастер и Маргарита» выступает Воланд, сатана, прибывший со своей свитой в Москву для того, чтобы «повидать москвичей», чтобы понять, насколько «новый строй» изменил людей, которые, как ему это отлично известно, не склоны к тому, чтобы становиться лучше. И действительно, «сеанс», на котором москвичи полностью «разоблачаются» (и не только в прямом смысле слова), Степа Лиходеев и прочие, сатирически изображенные образы, вроде бы убеждают его, что «эти горожане» «внутренне» не изменились, поэтому у него есть все основания для того, чтобы сделать свой малооптимистический вывод: «… люди как люди, … обыкновенные люди…». Однако история Мастера и Маргариты показывает сатане, что и в этом мире «обыкновенных» людей есть нечто, восходящее совсем к иным нравственным категориям — есть самоотверженная, преданная любовь, когда «Тот, кто любит, должен разделять участь того, кого любит».

Важно

Самоотверженность Маргариты, готовой ради спасения любимого человека переступить грань, отделяющую Добро от Зла, очевидна, но здесь Булгаков показывает нам не просто любовь, а любовь, противостоящую общепринятым нормам, возвышающую людей, которые вроде бы эти нормы нарушают.

Ведь отношения Маргариты с Мастером — это нарушение ею супружеской верности, она ведь замужем, и муж ее замечательно относится к ней.

Но этот «брак без любви», превратившийся в мучение, оказывается несостоятельным тогда, когда героиня оказывается во власти настоящего чувства, отметающего все, что мешает людям быть счастливыми.

Вероятно, готовность Маргариты любой ценой спасти любимого вызвана ещё и тем, что она испытывает чувство вины за то, что слишком долго медлила с уходом от мужа, наказанием за что и стала утрата Мастера.

Но, согласившись стать королевой бала Сатаны, пройдя через все, что было ей уготовано, в самый последний момент героиня оказывается не в состоянии сделать то, ради чего она пошла на такие испытания, — она просит Воланда не о том, чтобы ей вернули любимого, а о несчастной Фриде, которой пообещала помощь…

Вероятно, здесь можно говорить о полном торжестве «доброй воли», и именно этим своим поступком Маргарита доказывает, что она, несмотря ни на что, человек по-настоящему нравственный, ведь слова «заветные и приготовленные в душе», она так и не смогла произнести…

И как бы она сама себя не убеждала, что она «легкомысленный человек», прав все-таки Воланд: она «высокоморальный человек». Просто не ее вина в том, что она живёт в том мире, где подлинные нравственные ценности для большинства людей недоступны.

Большое значение в романе «Мастер и Маргарита» имеет образ поэта Ивана Бездомного, ставшего впоследствии профессором Иваном Николаевичем Поныревым. Этот человек, одаренный поэт («изобразительная… сила…

таланта»), после встречи с Мастером понимает свою нравственную неготовность быть служителем Слова, он является как бы учеником Мастера, который сознательно отходит от избранного пути, повторяя тем самым судьбу своего учителя.

Сатирический «пласт» анализируемого романа Булгакова очень убедителен, здесь писатель использует широкую палитру изобразительных средств — от юмора до фарса и гротеска, он рисует общество людей, занятых своими мелкими делишками, устраивающихся в жизни любой ценой, от лести до доносов и предательства. На фоне подлинно нравственных отношений главных героев такая «жизнь» не может не вызывать осуждения, но писатель скорее жалеет большинство своих героев, нежели осуждает их, хотя, разумеется, такие образы, как Берлиоз и критик Латунский, выписаны весьма однозначно.

Совет

Вернемся к образу Воланда. Его «деятельность» в Москве стала особой формой восстановления справедливости — во всяком случае, он покарал тех, кого нельзя было не покарать, и помог тем, кто вправе был рассчитывать на помощь высших сил. Булгаков показывает, что Воланд выполняет волю Иешуа, являясь как бы его посланником в этом мире.

Конечно, с точки зрения христианской этики такое недопустимо. Бог и Сатана — это антиподы, но как быть, если в этом мире все настолько перепуталось, что трудно понять, каким образом можно заставить людей вспомнить о том, что они-то все-таки создания Божьи?..

В этой связи трагическим представляется роль в романе Понтия Пилата, предназначением которого было осуждение на смерть Иешуа, который пытался его спасти и потом мучился содеянным — ведь по сути прокуратор Иудеи играет на земле ту же роль, которая в мироздании (по мысли Булгакова) отведена Воланду: быть судьёй.

Пилат внутренне ощущает невозможность послать на смерть «бродячего философа», но делает это. Воланд, похоже, не испытывает внутренних переживаний и колебаний, но почему же он тогда так эмоционально реагирует на просьбу Маргариты?..

Явная противоречивость образа Воланда, странное родство его с Иешуа и Пилатом делают этот образ во многом трагическим: его кажущееся всемогущество на самом деле не может ничего изменить в этом мире, потому что не в его силах приблизить наступление «царства истины» — не от него это зависит… «Вечно хотеть зла» — и «вечно совершать благо» — вот удел Воланда, потому что этот путь определен ему Тем, кто «подвесил нить жизни»…

Роман «Мастер и Маргарита», анализ которого мы провели, принадлежит к тем произведениям в истории человечества, которые стали неотъемлемой частью его духовной жизни.

«Вечные проблемы» и сиюминутные «истины», исчезающие вместе с закатом солнца, высокий пафос и трагизм и явная сатира и гротеск, любовь и предательство, вера и ее утрата, Добро и Зло как состояние души человека, — вот о чём этот роман.

Каждое обращение к нему — это новое приобщение к миру непреходящих нравственных ценностей и подлинной культуры.

Источник: Гладышев В.В. Краткий справочник по литературе. — М.: ФЛИНТА, 2014

Источник: http://classlit.ru/publ/literatura_20_veka/bulgakov_m_a/master_i_margarita_analiz_romana_obrazy_geroev/12-1-0-1669

Анализ романа Булгакова «Мастер и Маргарита» | Литерагуру

Мастер и Маргарита – легендарное произведение Булгакова, роман, ставший его путевкой в бессмертие.

Читайте также:  Сочинение на тему роль мечты в жизни человека (11 класс егэ)

Он обдумывал, планировал и писал роман 12 лет, и он перетерпел множество изменений, которые сейчас и вообразить сложно, ведь книга приобрела поразительное композиционное единство.

Увы, закончить дело всей своей жизни Михаил Афанасьевич так и не успел, окончательных правок внесено не было. Сам он оценивал свое детище как главное послание человечеству, ка завещание потомкам. Что же Булгаков хотел нам сказать?

Суть романа

Роман открывает нам мир Москвы 30-х годов. Мастер вместе со своей возлюбленной Маргаритой пишет гениальный роман о Понтии Пилате. Его не допускают к публикации, а самого автора заваливает неподъемная гора критики.

В приступе отчаяния герой сжигает свой роман и попадает в психиатрическую лечебницу, оставляя  Маргариту одну. Параллельно с этим в Москву прибывает Воланд, дьявол, вместе со своей свитой.

Обратите внимание

Они учиняют беспорядки в городе, такие как сеансы черной магии, представление в Варьете и Грибоедове и т. д. Героиня тем временем ищет способ вернуть своего Мастера; впоследствии идет на сделку с сатаной, становится ведьмой и присутствует на балу у мертвецов.

 Воланд восхищен любовью и преданностью Маргариты и решает вернуть ей любимого. Также восстает из пепла роман о Понтии Пилате. А воссоединившаяся пара удаляется в мир покоя и умиротворения.

В тексте содержатся главы из самого романа Мастера, повествующие о событиях в Ершалаимском мире. Это рассказ о бродячем философе Га-Ноцри, допрос Иешуа у Пилата, последующая казнь последнего. Вставные главы имеют непосредственное значение для о романа, так как их понимание является ключом к раскрытию идеи автора. Все части составляют собой единое целое, тесно переплетены между собой.

Темы и проблемы

В романе «Мастер и Маргарита» автор затрагивает широкий круг проблем, таких как: свобода художника, проблема выбора, понимание добра и зла и тема воздаяния за совершенные поступки.

Булгаков на страницах произведения отразил свои мысли о творчестве. Он понимал, что художник не свободен, он не может творить лишь по велению своей души. Общество сковывает его, приписывает ему определенные рамки.

Литература в 30-х годах подвергалась строжайшей цензуре, книги часто писались под заказ власти, отражение чего мы и увидим в МАССОЛИТе.

Мастер не смог получить разрешения опубликовать свой роман о Понтии Пилате и о своем пребывании среди литературного общества того времени отзывался как о сущем аду.

Герой, вдохновленный и талантливый, не смог понять его членов, продажных и поглощенных мелкими материальными заботами, так и они в свою очередь не смогли понять его. Поэтому Мастер и оказался за пределами этого богемного круга с неразрешенным к публикации трудом всей своей жизни.

Второй аспект проблемы творчества в романе – это ответственность автора за свое произведение, его судьбу. Мастер, разочаровавшись и окончательно отчаявшись, сжигает рукопись. Писатель же, по мнению Булгакова, должен добиваться правды посредством своего творчества, оно должно нести пользу обществу и действовать на благо. Герой, напротив, поступил малодушно.

Проблему выбора отражают главы, посвященные Пилату и Иешуа. Понтий Пилат, понимая необычность и ценность такого человека как Иешуа, отправляет того на казнь. Трусость – самый страшный порок. Прокуратор боялся ответственности, боялся наказания.

Важно

Этот страх абсолютно заглушил в нем и симпатию к проповеднику, и голос разума, говорящей об уникальности и чистоте намерений Иешуа, и совесть. Последняя мучила его всю оставшуюся жизнь, а так же после смерти.

Только в конце романа Пилату было позволено поговорить с Ним и освободиться.

Композиция

Булгаков в романе применил такой композиционный прием как роман в романе. «Московские» главы сочетаются с «пилатовскими», то есть с произведением самого Мастера.  Автор проводит параллель между ними, показывая, что не время меняет человека, а только он сам способен изменить себя.

Постоянная работа над собой – это титанический труд, с которым не справился Пилат, за что и был обречен на вечные душевные страдания. Мотивами обоих романов являются поиск свободы, истины, борьба добра и зла в душе.

Каждый может совершать ошибки, но человек постоянно должен тянуться к свету; только это может сделать его по-настоящему свободным.

Главные герои: характеристики

  1. Иешуа Га-Ноцри (Иисус Христос) —  бродячий философ, который считает, что все люди  сами по себе добры и что придет время, когда истина будет главной человеческой ценностью, и институты власти перестанут быть нужными. Он проповедовал, поэтому обвинялся в покушении на власть Кесаря и был предан казни.

    Перед своей смертью герой прощает своих палачей; погибает, не предав своих убеждений, погибает за людей, искупая их грехи, за что был удостоен Света. Иешуа предстает перед нами реальным человеком из плоти и крови, способным чувствовать и страх и боль; он не окутан ореолом мистицизма.

  2. Понтий Пилат – прокуратор Иудеи, действительно историческая личность.

    В Библии он судил Христа. На его примере автор раскрывает тему выбора и ответственности за свои поступки. Допрашивая пленника, герой понимает, что тот невиновен, даже чувствует к нему личную симпатию. Он предлагает проповеднику соврать, чтобы спасти жизнь, но Иешуа не преклонен и не собирается отказываться от своих слов.

    Защитить обвиняемого чиновнику мешает его трусость; он боится потерять власть. Это не дает ему поступить по совести, так, как подсказывает ему сердце. Прокуратор осуждает Иешуа на смерть, а себя на муки душевные, что, конечно, во многом страшнее мук физических. Мастер в конце романа освобождает своего героя, и тот вместе с бродячим философом поднимается по лучу света.

  3. Мастер – творец, написавший роман о Понтии Пилате и Иешуа. В этом герое воплотился образ идеального писателя, живущего своим творчеством, не ищущего ни славы, ни наград, ни денег. Он выиграл крупные сумму в лотерее и решил посвятить себя творчеству – так и родилось его единственное, но, безусловно, гениальное произведение.

    В это же время он встретил любовь – Маргариту, которая стала ему поддержкой и опорой. Не выдержав критики со стороны высшего литературного  московского  общества, Мастер сжигает рукопись, его насильно кладут в психиатрическую клинику. Потом он был освобожден оттуда Маргаритой с помощью Воланда, которого очень заинтересовал роман. После смерти герой заслуживает покой.

      Именно покой, а не свет, как Иешуа, потому что писатель предал убеждения и отрекся от своего творения.

  4. Маргарита – возлюбленная творца, готовая ради него на все, даже посетить бал Сатаны. До встречи с главным героем была замужем за обеспеченным человеком, которого, впрочем, не любила.

      Свое счастье она обрела только с Мастером, которого сама так и назвала, прочитав первые главы его будущего романа. Она стала его музой, вдохновляющей дальше творить. С героиней связана тема верности и преданности.

    Женщина верна и своему Мастеру, и его произведению: она жестоко расправляется с критиком Латунским, оклеветавшим их, благодаря ей возвращается сам автор из психиатрической клиники и его, казалось бы, безвозвратно потерянный роман о Пилате. За свою любовь и готовность следовать  за своим избранником до конца Маргарита и была награждена Воландом. Сатана подарил ей покой и единение с Мастером, то, чего больше всего желала героиня.

Образ Воланда

Во многом этот герой походит на Мефистофеля Гете. Само его имя взято из его поэмы, сцены Вальпургиевой ночи, где дьявол единожды был назван таким именем.

Образ Воланда в романе «Мастер и Маргарита» очень неоднозначен: он – воплощение зла, и в то же время защитник справедливости и проповедник подлинных моральных ценностей. На фоне жестокости, алчности и порочности обычных москвичей герой выглядит, скорее, положительным персонажем.

Он же, видя этот исторический парадокс (ему есть, с чем сравнить), заключает, что люди как люди, самые обыкновенные, прежние, только квартирный вопрос  их испортил.

https://www.youtube.com/watch?v=4kNZ6Abgah4

Кара дьявола настигает только тех, кто этого заслуживал. Таким образом, его возмездие очень избирательно и построено по принципу справедливости.

Взяточники, неумелые писаки, заботящиеся только о своей материальном достатке, работники общепита, ворующие  и реализующие просроченные продукты, бесчувственные родственники, воюющие за наследство после смерти близкого человека,- вот те, кого наказывает Воланд.

Не он подталкивает их к греху, лишь обличает пороки общества. Так автор, используя сатирические и фантасмагорические приемы, описывает порядки и нравы москвичей 30-х годов.

Мастер — по настоящему талантливый писатель, которому не дали возможности реализоваться, роман просто «задушили» массолитовские чиновники. Он не был похож на своих коллег, имеющих удостоверение писателя; жил своим творчеством, отдавая ему всего себя, и искренне переживая за судьбу своего произведения.

Мастер сохранил чистое сердце и душу, за что и был награжден Воландом. Уничтоженная рукопись была восстановлена и вернулась к своему автору. За свою безграничную любовь была прощена за свои слабости дьяволом Маргарита, которой сатана даже предоставил право просить у него исполнения одного ее желания.

Свое отношение к Воланду Булгаков выразил в эпиграфе: «Я – часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо» ( «Фауст» Гете).  Действительно, обладая неограниченными  возможностями, герой карает человеческие пороки, но ведь это можно считать наставлением на путь истинный. Он – зеркало, в котором каждый может увидеть свои грехи и измениться.

Самая дьявольская его черта – все разъедающая ирония, с которой он относится ко всему земному. На его примере мы убеждаемся, что сохранить свои убеждения наряду с самообладанием и не сойти с ума можно только с помощью юмора. Нельзя принимать жизнь слишком близко к сердцу, ведь то, что нам кажется незыблемой твердыней, так легко рассыпается при малейшей критике.

Воланд ко всему равнодушен, это и отделяет его от людей.

Добро и зло

Добро и зло неразрывны; когда люди прекращают творить добро, на его месте тут же возникает зло. Оно – отсутствие света, тень, приходящая ему на смену. В романе Булгакова две противоборствующие силы воплощены в образах Воланда и Иешуа.

Автор, чтобы показать, что участие этих абстрактных категорий в жизни всегда актуально и занимает важные позиции, Иешуа помещает в максимально отдаленную от нас эпоху, на страницы романа Мастера, а Воланда же – в современность.

Иешуа проповедует, рассказывает людям о своих идеях и понимании мира, его сотворении. Позже за открытое изречение мыслей он будет судим прокуратором Иудеи.

Совет

Его смерть — это не торжество зла над добром, а, скорее, предательство добра, ведь Пилат не в силах был поступить правильно, а значит, открыл дверцу злу. Га-Ноцри умирает несломленным и не побежденным, его душа сохраняет в себе свет, противопоставляемый тьме трусливого поступка Понтия Пилата.

Дьявол, призванный творить зло, прибывает в Москву и видит, что сердца людей наполнены тьмой и без него. Ему остается только обличать и насмехаться над ними; в силу своей темной сущности Воланд не может творить суд иначе. Но не он подталкивает людей к греху, не он заставляет зло в них победить добро.

По Булгакову, дьявол не является абсолютной тьмой, он совершает акты справедливости, что очень сложно считать плохим поступком.

В этом заключается одна из главных идей Булгакова, воплощенных в «Мастере и Маргарите»- ничто, кроме самого человека, не может заставить его поступить так или иначе, выбор добра или зла лежит на нем.

Также можно говорить об относительности добра и зла. И хорошие люди поступают неправильно, малодушно, эгоистично. Так Мастер сдается и сжигает свой роман, а Маргарита жестоко мстит критику Латунскому. Однако доброта заключается не в не совершении ошибок, а в постоянной тяге к светлому и их исправлению. Поэтому влюбленную пару ждет прощение и покой.

Смысл романа

Существует много трактовок смыслов этого произведения. Безусловно, нельзя говорить однозначно. В центре романа – извечная борьба добра со злом. В понимании автора эти две составляющие находится на равных правах и в природе, и в сердцах человеческих.

Этим объясняется и появление Воланда, как сосредоточение зла по определению, и Иешуа, уверовавшего в природную людскую доброту. Свет и тьма тесно переплетены, постоянно взаимодействуют друг с другом, и уже невозможно провести четких границ.

Воланд карает людей по законам справедливости, а Иешуа прощает их вопреки. Таково равновесие.

Обратите внимание

Борьба происходит не только непосредственно за души людские. Необходимость человека тянуться к свету проходит красной нитью через все повествование. Настоящую свободу можно получить только благодаря этому.

Очень важно понять, что героев, скованных житейскими мелочными страстями, автор всегда наказывает, либо как Пилата — вечными муками совести, либо как московских обывателей — посредством проделок дьявола.

Других же превозносит; Маргарите и Мастеру дарит покой; Иешуа заслуживает Свет за свою преданность и верность убеждениям и словам.

Также этот роман о любви. Маргарита предстает идеальной женщиной, которая способна любить до самого конца, невзирая на все преграды и трудности. Мастер и его возлюбленная – собирательные образы преданного своему делу мужчины и верной чувствам женщине.

Тема творчества

Мастер живет в столице 30- х годов. В этот период строится социализм, устанавливаются новые порядки, резко перезагружаются моральные и нравственные нормы.

Здесь рождается и новая литература, с которой на страницах романа мы знакомимся посредством Берлиоза, Ивана Бездомного, членов Массолита.

Путь главного героя сложен и тернист, как и у самого Булгакова, однако он сохраняет чистое сердце, доброту, честность, способность любить и пишет роман о Понтии Пилате, содержащий все те важные проблемы, которые должен решать для себя каждый человек поколения нынешнего или же будущего. В основе его лежит нравственный закон, скрывающийся внутри каждой личности; и только он, а не страх божьего возмездия, способен определять поступки людей. Духовный мир Мастера тонок и прекрасен, ведь он истинный художник.

Однако истинное творчество гонимо и зачастую становится признанным только после смерти автора. Репрессии, касающиеся независимого художника в СССР, поражают своей жестокостью: от идеологической травли до фактического признания человека сумасшедшим.

Так затыкали рты многим друзьям Булгакова, ему и самому пришлось нелегко. Свобода слова оборачивалась тюремным заключением, а то и вовсе смертельной казнью, как в Иудее. Эта параллель с Древним миром подчеркивает отсталость и первобытную дикость «нового» общества.

Хорошо забытое старое стало основой политики в отношении искусства.

Два мира Булгакова

Миры Иешуа и Мастера связаны теснее, чем кажется на первый взгляд. В обоих пластах повествования затрагиваются одни проблемы: свободы и ответственности, совести и верности своим убеждениям, понимании добра и зла. Не зря здесь так много героев двойников, параллелей и антитез.

«Мастер и Маргарита» нарушает неотложный канон романа. Это рассказ не о судьбе отдельных личностей или их групп, он обо всем человечестве, его судьбе. Поэтому автор соединяет две максимально отдаленные руг от друга эпохи.

Люди во времена Иешуа и Пилата не сильно отличаются от людей московских, современников Мастера. Их также заботят личные проблемы, власть и деньги. Мастер в Москве, Иешуа в Иудее.

Оба несут истину в массы, за это же оба страдают; первый гоним критиками, задавлен обществом и обречен окончить жизнь в психиатрической лечебнице, второй подвергается более страшному наказанию — показательной казни.

Важно

Главы, посвященные Пилату, резко отличаются от глав московских. Стиль вставного текста отличается ровностью, монотонностью, и только в главе казни переходит в возвышенную трагедию.

Описание Москвы полно гротескных, фантасмагорических сцен, сатиры и насмешки над ее жителями, лирических моментов, посвященных Мастеру и Маргарите, что, конечно, обуславливает и наличие разнообразных стилей повествования.

Лексика тоже разнится: она может быть низкой и примитивной, наполненной даже руганью и жаргонизмами, а может быть возвышенной и поэтичной, наполненной красочными метафорами.

Хоть оба повествования и значительно отличаются друг от друга, при прочтении романа остается чувство цельности, так крепка нить, связывающая прошлое с настоящим, у Булгакова.

Источник: https://LiteraGuru.ru/analiz-romana-bulgakova-master-i-margarita/

Ссылка на основную публикацию