Образ и характеристика мальчика манолина в рассказе старик и море хемингуэя сочинение

Характеристика героев по произведению Хемингуэя «Старик и море»: Сантьяго

Старик и море — работа, написанная американским писателем Эрнестом Хемингуэйем в 1952 году. Рассказ знакомит нас со стариком Сантьяго, который уже восемьдесят четыре дня выходит в море и ничего не может поймать.

Из-за этого его считают невезучим, никто с ним не хочет общаться, лишь мальчик Манолин продолжает навещать его и помогать старику рыбачить. И вот на 85 день, уйдя подальше в Гольфстрим, он поймал огромную рыбину.

Боролся с ней чтобы она не сорвалась, хотел, чтобы все увидели его улов. Вот только не довез его. Израненные руки в кровь привлекли акул, с которыми ему пришлось побороться. Он многих убил, но при этом они успели съесть пойманную стариком рыбу.

Обратите внимание

Приплыл Сантьяго только со скелетом. Все сочувствовали рыбаку. Придя домой, он уснул и тут ему снилась далекая Африка, юность и львы на африканском побережье.

Прочитав работу и ознакомившись с сюжетом, мы можем без проблем сделать характеристику героя, раскрыв образ Сантьяго из рассказа Старик и море. Сантьяго — герой повести, рыбак из Кубы, живущий на берегу моря.

Это уже старый мужчина, худой и изможденный жизнью. Читая повесть, мы видим его израненные руки, ведь много раз ему приходилось тянуть рыбу ис помощью бечевы. Однако мы видим и сильного героя, с могучими плечами, сильной волей.

Хоть и стар он, но глаза до сих пор полны голубизны и молодости.

Читая Старик и море, мы понимаем, что некогда он был юнгой и плавал в Африку. Была у него и жена, но это было так давно, что она уже даже не снится старику, как не снится и рыба. Снится Сантьяго лишь Африка. Старик бедный.

Всю жизнь он был рыбаком, этим и жил. Он вынослив, у него огромная сила воли, достаточно вспомнить момент, когда он поймал рыбу, которую держал несколько дней на крючке. Или эта битва с акулами.

Так мог вести себя только смелый человек, бесстрашный и целеустремленный.

Сантьяго одинокий рыбак, чье одиночество немного развевает мальчик Манолин. Ему наш герой рассказывает истории, у них общие увлечения, его Сантьяго научил рыбачить. Для мальчика старик пример мужества и мастера своего дела.

При этом Сантьяго стремится не только брать у природы, он пытается жить с ней в гармонии. Его рыбалка подобна священнодействию или определенному ритуалу. Он уважает всех жителей моря.

Убив рыбу, ему ее жалко, он сочувствует, но оправдывает свой поступок тем, что ее туша накормит многих и это важно.

Важно

Создавая произведение писатель показывает жизнь, как она есть, как она устроена, где рыбак и рыба не враги, они друзья, вот только смысл жизни рыбака в убийстве рыбы и от этого никуда не уйти. Ведь для многих рыбалка — это возможность существовать и выживать в этом сложном мире, как выживает в нем и старик.

Источник: http://sochinyshka.ru/xarakteristika-geroev-po-proizvedeniyu-xemingueya-starik-i-more-santyago.html

Сочинение по повести «Старик и море» Хемингуэя

Без американского писателя Эрнеста Хемингуэя невозможно представить себе литературное наследие XX века. Большую популярность этому автору принёс своеобразный стиль его произведений. В нём, как мне кажется, отражены особенности неординарной личности Э. Хемингуэя: его отношение к действительности, манера мыслить и даже образ жизни, который он считал приемлемым для себя.

В произведениях этого писателя практически не встречаются описания внутреннего мира героев, их мыслей и переживаний. Гораздо чаще в них звучит обычный, на первый взгляд, диалог персонажей. Но за скупыми репликами скрывается ёмкий смысл. Иногда даже кажется, что ты лично присутствуешь при этом разговоре или сам являешься одним из его участников.

Повесть «Старик и море» рассказывает о жизни совершенно обычной, мирной, далёкой от глобальных катастроф и значительных происшествий.

«Золотые берега и высокие белые горы», которые грезятся в повести старику Сантьяго, во многом, как мне кажется, являются мечтой самого писателя: почти пол века он был свидетелем беспрерывных войн, а в некоторых из них участвовал лично в качестве военного корреспондента.

Первая мировая война, гражданские войны в Испании и в Эфиопии, Вторая мировая война… Все эти схватки относятся к разряду событий, от которых человек — пусть даже и писатель, постоянно жаждущий новых впечатлений — мог устать безмерно.

«Боже мой, неужели это когда-нибудь повторится?», — устами Фредерика Генри вопрошал Хемингуэй в романе «Прощай, оружие!».

Мне кажется, что в послевоенные годы в сознании писателя сработала естественная система самозащиты: он переключил своё внимание на простую жизнь, в которой тоже есть свои испытания, но они ни в коей мере несравнимы с трагедиями войны.

Сюжет повести «Старик и море» мог иметь место в любом прибрежном уголке планеты.

Как я узнал из воспоминаний современников о писателе, сам Хемингуэй как-то обмолвился, что и старик, и море в его произведении — это просто старик и море, а потому не стоит искать в повести какие-либо символы и аллегории, связывать её сюжет с событиями планетарного масштаба, видеть в её образах нечто большее, чем просто старого человека, мальчика, рыбу и океан, который, как живое существо, также является полноправным героем книги.

Однако не будем забывать, что при всех обмолвках всё творчество Эрнеста Хемингуэя пронизано духом мужества. Встречи его героев с трудностями и опасностями по своей сути являются проверкой их основных человеческих качеств.

Столкновение старика с рыбой, со стихийной силой, которую он, невзирая ни на что, сумел подчинить себе, свидетельствует о том, что возможности человеческого духа беспредельны.

И пусть старик так и не получил желанную добычу, а от встречи со смертельной опасностью не почувствовал ничего, кроме усталости да саднящей боли в покалеченных руках, но разве в этом главное?

Совет

На мой взгляд, большое значение имеет опять-таки то обстоятельство, что это произведение написано именно после полосы войн. Отнюдь не случайно в 1953 году за книгу «Старик и море» Хемингуэй был удостоен Нобелевской премии. Писатель хотел показать, что жизнь сама по себе является высшей ценностью.

Наслаждение жизнью, её красотой было естественным ощущением человека в XIX столетии. Страшные войны и человеконенавистнические идеи, порождённые XX веком, привели к тому, что люди в большинстве своём утратили вкус к жизни. Своей повестью Эрнест Хемингуэй постарался вернуть им забытое ощущение.

Такой мне представляется основная цель этой книги.

Источник: Школьные сочинения на «пятерку». Для школьников и абитуриентов. — М.: ООО «Мир книги», 2004

Источник: http://classlit.ru/publ/zarubezhnaja_literatura/kheminguehj_eh/sochinenie_po_povesti_starik_i_more_kheminguehja/49-1-0-1858

«Старик и море» Хемингуэй анализ

«Старик и море» — повесть-притча американского писателя Эрнеста Хемингуэя о кубинском рыбаке Сантьяго, ее борьбу с гигантской рыбой, которая стала самой крупной добычей в ее жизни.

Год написания: 1952 (в 1953 году за свою повесть Эрнест Хемингуэй получил Пулитцеровскую премию, в 1954 году — Нобелевскую премию по литературе)

Главные герои «Старик и море»

Сантьяго — старый рыбак
Манолин — соседский мальчишка

Темы и проблемы «Старик и море»: человек и природа; внутреннее наполнение жизни, обусловливает чувство человеческого достоинства, самоощущение человека; смысл жизни; преемственность поколений; человек среди людей, человеческие сообщества.

В повести речь идет о борьбе старого рыбака с огромной морской рыбой — марлином. Такая, казалось бы, простая история, но как сумел ее рассказать Хемингуэй!

С бытовой точки зрения в повести все логично, причинно обусловлено, и границы реального мира нигде не нарушаются. Размеры марлина не превышают пределов возможного, в самой рыбе нет ничего мистического или «рокового». Подчеркнуто реальный характер имеют и все действия старого, мальчика Манолино и других персонажей, все детали быта тоже реальны.

Итак, сюжет «Старик и море» достаточно «жизнеподобный». Но вспомним о «теории айсберга» Хемингуэя. Основной философский смысл произведения скрытый, «под водой». И выражается он в тех проблемах, которые мы только что определили.

Речь в повести идет не только о старом или мальчике, но и о человеке и человечестве. То, что происходит с рыбаком, оказывается важным для людей вообще, независимо от рода занятий. Сама бедность «реквизита» как бы подчеркивает общечеловеческое значение повести, раскрывает основы человеческого существования. Именно поэтому каждое слово здесь важно, насыщенное смыслом.

Писатель следит за каждым движением своего героя, за течением каждой мысли в его сознании. Старый воплощает судьбу человека среди стихии. Сантьяго окружают море, рыбы, звезды, небо. Все наполнено символами. Море для него — женщина, и звезды — сестры. И рыба — не просто реальная рыба, в ней скрыта сила, пронизывающая весь мир. В образе Сантьяго символически сливаются человек и мир.

Возможно, это первое произведение Хемингуэя, в котором человек счастлив, потому что чувствует примирение с жизнью. То, что у одинокого Сантьяго есть мальчик, которого он любит, мальчик, который будет продолжать его дело, делает финал повести оптимистичным.

Человек непобедим, он способен выстоять и преодолеть все препятствия. Поэтому символическим становится сновидения старика: молодые львы — воспоминания о молодости, путешествия в Африку. Его сон охраняет Манолино.

Юность рядом с ним — в образе мальчика и в образе львов.

Обратите внимание

Повесть-притча требовала особого художественного воплощения. Поэтому ее отрывистый, лаконичный ритм меняется медленными, развернутыми пейзажными картинами, как, например, описания ночного и утреннего моря.

Характерные для повести монологи старого полны мудрости и покоя. Благодаря необычному мастерству автора, эта история-притча стала, по словам У. Фолкнера, «поэзией, переведенной языком прозы».

Источник: http://ktoikak.com/starik-i-more-heminguey-analiz/

Повесть «Старик и море» Эрнеста Хемингуэя: краткое содержание

«Старик и море» – самая знаменитая повесть американского писателя Эрнеста Хемингуэя. Замысел произведения вынашивался автором долгие годы, но в окончательном варианте повесть была опубликована только в 1952 году, когда Хемингуэй переехал на Кубу и возобновил литературную деятельность после участия во Второй мировой войне.

На тот момент Эрнест Хемингуэй уже был признанным писателем. Его романы «Прощай, оружие», «По кому звонит колокол», сборники короткой прозы «Мужчины без женщин», «Снега Килиманджаро» пользовались неугасаемым спросом у читателей и успешно издавались.

«Старик и море» принес Хемингуэю две самые престижные награды в области литературы – Пулитцеровскую и Нобелевскую премии. Первая была вручена писателю в 1953 году, вторая – годом позже, в 1954-м.

Формулировка нобелевского комитета звучала следующим образом: «За повествовательное мастерство, в очередной раз продемонстрированное в «Старике и море».

Повесть в самом деле является шедевральной. Она вдохновила многих деятелей культуры на создание новых произведений, в частности художественных экранизаций.

Первый фильм был снят в 1958 году. Выпускающая страна – США. Режиссерское кресло занял Джон Стерджесс, роль старика Сантьяго исполнил Спенсер Трэйси.

Экранизация произведения

В 1990 году Джад Тейлор срежиссировал очередную ТВ-версию культового произведения. А в 1999-м Россия пошла на смелый эксперимент, выпустив мультипликационную версию «Старика и море». Короткометражная анимация была удостоена премий BAFTA и Оскар.

Самый свежий проект, снятый по мотивам повести, вышел в 2012 году. Это фильм «Старик» от казахского режиссера Ермека Турсунова. Он был тепло встречен критикой и номинирован на отечественную премию «Ника».

Давайте вспомним сюжет этого реалистичного и волшебного, жестокого и трогательного, простого и бесконечно глубокого произведения.

Старик и мальчик

Куба. Гавана. Старый рыбак по имени Сантьяго готовится к очередному выходу в море. Этот сезон для Сантьяго неудачный. Вот уже восемьдесят четвертый раз он возвращается без улова. Старик давно не тот, каким был прежде.

Его руки утратили былую силу и ловкость, глубокие морщины испещрили лицо, шею, затылок, от постоянного физического труда и бедности он исхудал и высох.

Неизменными остались только по-прежнему могучие плечи и глаза цвета моря, «веселые глаза человека, который никогда не сдается».

Важно

Сантьяго в самом деле не имел привычки впадать в отчаяния. Несмотря на жизненные невзгоды, он «никогда не терял ни надежды, ни веры в будущее». Вот и сейчас накануне восемьдесят пятого выхода в море Сантьяго не намерен отступаться.

Вечер перед рыбалкой с ним проводит его верный товарищ – соседский мальчик Манолин.

Раньше мальчик был напарником Сантьяго, но из-за неудач, постигнувших старого рыбака, родители Манолина запретили ему выходить в море со стариком и отправили на более успешную лодку.

Несмотря на то что у юного Маноло теперь есть стабильный заработок, он скучает по рыбалке со стариком Сантьяго. Тот был его первым учителем. Кажется, тогда Манолину исполнилось лет пять, когда он впервые отправился со стариком в море. Маноло едва не погиб от могучего удара рыбы, что поймал Сантьяго. Да, тогда старику еще сопутствовала удача.

Добрые приятели – старик и мальчик – немного поговорили о бейсболе, спортивных знаменитостях, рыбном промысле и тех далеких временах, когда Сантьяго еще был также юн, как Манолин, и плавал на рыбацком судне к берегам Африки. Заснув на стуле в своей бедной хижине, Сантьяго видит африканское побережье и красавцев-львов, вышедших поглядеть на рыбаков.

Старик и el mar

Попрощавшись с мальчиком, Сантьяго отправляется в море. Это его стихия, здесь он чувствует себя вольно и спокойно, как будто в хорошо знакомом доме. Молодежь называет море el mar (мужской род), относится к нему, как к сопернику и даже врагу.

Старик же всегда величал его la mar (женский род) и никогда не испытывает неприязни перед этой порой капризной, но всегда желанной и податливой стихией.

Сантьяго «постоянно думает о море, как о женщине, которая дарит великие милости или отказывает в них, а если и позволяет себе необдуманные или недобрые поступки, – что поделаешь, такова уж ее природа».

Совет

Старик разговаривает с морскими обитателями – летучими рыбами, морскими ласточками, огромными черепахами, разноцветными физалиями. Летучих рыб он любит и считает своими лучшими друзьями, верными спутниками во время продолжительных заплывов.

Морских ласточек жалеет за их хрупкость и беззащитность. Физалий ненавидит за то, что их яд погубил множество моряков. Он с наслаждением смотрит, как их пожирают могучие черепахи.

Старик ел черепашьи яйца и пил акулий жир все лето, чтобы набраться сил перед осенним сезоном, когда пойдет по-настоящему крупная рыба.

Читайте также:  Почему повесть называется выстрел? сочинение по пушкину

Сантьяго уверен, что сегодня ему обязательно улыбнется удача. Он специально заплывает далеко в море на большую глубину. Здесь его, наверняка, ждет рыба.

Вскоре леска в самом деле начинает шевелиться – кто-то клюнул на его угощение. «Ешь, рыба. Ешь. Ну, ешь же, пожалуйста, – приговаривает старик, – Сардины такие свеженькие, а тебе так холодно в воде, на глубине в шестьсот футов… Не стесняйся, рыба. Ешь, прошу тебя».

Рыба насытилась тунцом, теперь пришло время дернуть леску. Тогда крючок вонзится в самое сердце добычи, она всплывет на поверхность и будет добита гарпуном. Такая глубина – рыба, наверняка, огромная!

Но, к удивлению старика, рыба не появилась над морской гладью. Мощным рывком она потянула за собой лодку и принялась утаскивать ее в открытое море. Старик с силой вцепился в леску. Эту рыбу он не отпустит. Не так просто.

Старик и рыба

Уже четыре часа рыба тянула лодку со стариком, подобно огромному буксиру. Сантьяго истомился не меньше своей добычи.

Он хотел пить и есть, соломенная шляпа врезалась в голову, а рука, сжимающая леску, предательски ныла. Но главное – рыба так и не показалась на поверхности.

«Хотелось бы мне поглядеть на нее хоть одним глазком, – рассуждает вслух старик, – Тогда бы я знал, с кем имею дело».

Огни Гаваны давно пропали из виду, морское пространство окутала ночная тьма, а поединок рыбы и человека продолжался. Сантьяго восхищался своим противником. Ему еще никогда не попадалась такая сильная рыба, «она схватила наживку, как самец, и борется со мной, как самец, без всякого страха».

Обратите внимание

Если бы только эта чудо-рыба осознавала свое преимущество, если бы она только видела, что ее противник – один человек, да и тот старик. Она могла бы рвануть со всей силой или камнем помчаться на дно, и погубить старика. К счастью, рыбы не такие умные, как люди, хотя более ловкие и благородные.

Теперь старик счастлив, что ему выпала честь сражаться с таким достойным противником. Жаль только, что рядом нет мальчика, он бы непременно захотел увидеть этот поединок своими глазами. С мальчиком было бы не так трудно и одиноко. Человек не должен оставаться в старости один – вслух рассуждает Сантьяго – но это, увы, неизбежно.

На рассвете старик съедает тунца, которого ему дал мальчик. Ему нужно набраться сил для продолжения поединка. «Следовало бы покормить большую рыбу, – думает Сантьяго, – ведь она моя родня».

Но делать этого нельзя, он ее поймает, чтобы показать мальчику, и доказать, на что способен человек и что он может вытерпеть.

«Рыба, я тебя очень люблю и уважаю, но я тебя убью прежде, чем настанет вечер».

Наконец, могучий противник Сантьяго сдается. Рыба выпрыгивает на поверхность и предстает перед стариком во всем своем ослепительном великолепии. Ее гладкое тело переливалось на солнце, по бокам проходили темно-фиолетовые полосы, а вместо носа у нее был меч, огромный, словно клюшка для бейсбола, и острый, словно рапира.

Собрав остатки сил, старик вступает в финальную схватку. Рыба кружит вокруг лодки, в предсмертной агонии норовя перевернуть хлипкое суденышко. Изловчившись, Сантьяго вонзает гарпун в тело рыбы. Это победа!

Привязывая рыбу к лодке, старику кажется, что он прицепился к борту огромного корабля. За такую рыбу можно получить кучу денег. Теперь пора спешить домой, к огням Гаваны.

Рыба моей мечты: после боя

Беда явилась совсем скоро в обличье акулы. Ее привлекла кровь, что текла из раны на боку рыбы. Вооружившись гарпуном, старик заколол хищницу. Та уволокла на дно кусок рыбы, что успела отхватить, гарпун и всю веревку. Этот бой был выигран, но старик прекрасно знал, что за акулой последуют другие. Сперва они съедят рыбу, а потом примутся и за него.

В ожидании хищниц мысли старика путались. Он вслух размышлял о грехе, определения которого не понимал и в который не верил, думал о силе духа, границах человеческой выдержки, спасительном эликсире надежды и о рыбе, которую он убил сегодня днем.

Может, зря он убил эту сильную благородную рыбу? Он взял над ней верх благодаря хитрости, она же вела поединок честно, не готовя ему никакого зла. Нет! Он убил рыбу не из-за мелочного желания наживы, он убил ее из гордости, потому что он – рыбак, а она – рыба. Но он любит ее и теперь они плывут рядом, как братья.

Важно

Следующая стая акул начала атаковать лодку еще более стремительно. Хищницы набрасывались на рыбу, отхватывая куски ее плоти своими мощными челюстями. Старик привязал к веслу нож и пытался таким образом отбиться от акул. Нескольких из них он убил, других покалечил, но справиться с целой стаей было выше его сил. Сейчас он слишком слаб для такого поединка.

Когда старик Сантьяго причалил к берегу Гаваны, у борта его лодки был огромный скелет – акулы обглодали его целиком. Никто не решался заговорить с Сантьяго. Какая рыба! Наверняка, она была настоящей красавицей! Только мальчик пришел навестить своего товарища.

Теперь он снова будет ходить в море со стариком. У Сантьяго больше нет удачи? Ерунда! Мальчик снова принесет ее! Не сметь отчаиваться, ведь ты, старик, никогда не падаешь духом. Ты еще принесешь пользу.

И пусть твои руки уже не такие сильные, как прежде, ты можешь учить мальчика, ведь ты знаешь все на свете.

Солнце безмятежно светило над побережьем Гаваны. Группа туристов с любопытством рассматривала чей-то огромный скелет. Большая рыба, наверное, это акула. Никогда не думали, что у них такие изящные хвосты. А в это время мальчик охранял спящего старика. Старику снились львы.

Источник: https://r-book.club/zarubezhnye-pisateli/ehrnest-kheminguehjj/starik-i-more.html

«Старик и море»: философский смысл повести, сила характера старика

А ведь эти темы необычайно важны в жизни каждого человека.

Гениальность писателя состоит в том, что он показывает эти темы, как две стороны одной медали, и ключевой смысл повести заключается в том, что Хемингуэй позволяет читателю самостоятельно выбрать то, на какую из сторон смотреть.

Именно это и можно назвать творческой философией Хемингуэя – противоречивость и двойственность его произведений. А «Старик и море» называют самым яркой и потрясающей повестью писателя.

Образы повести «Старик и море»

Прежде всего, стоит обратить внимание на главный образ в повести – на старика Сантьяго, который терпит постоянные неудачи на протяжении всего повествования. Парус его лодки старый и недееспособный, а сам герой — это изнеможенный жизнью старик с веселыми глазами. Глазами человека, который не сдается. В этом и заключается философский символизм повести.

Когда читатель наблюдает за тем, как старик борется с рыбой, в действиях и словах главного героя он видит фатализм извечной борьбы человека. Сантьяго напрягает все свои силы и несмотря ни на что продолжает поединок, в конце которого он побеждает.

Именно в этом моменте раскрывается одно из основных философских задумок произведения, которая заключается в том, что «человека можно уничтожить, но его нельзя победить».

Сила характера старика

Поединком старого Сантьяго и большой рыбы Хемингуэй обращает наше внимание на истинную натуру человеческой души и смысл человеческой жизни. Символическая борьба личности Сантьяго продолжается тогда, когда акулы нападают на его рыбу.

Герой не отчаивается, не сдается, и несмотря на усталость и изнеможенность, продолжает бороться, защищать то, что он добыл таким большим трудом. Ни раны на его руках, ни поломанный нож не мешает ему в этом. И в момент, когда становится очевидно, что Сантьяго не смог спасти рыбу, раскрывается ключевой символ философии писателя.

Герой не сберег рыбу, но герой не проиграл, потому что – он боролся до последнего.

Совет

Обессиленный и ослабевший герой все-таки возвращается в порт, где его дожидается мальчик. Хемингуэй показывает нам старика, как победителя и раскрывает силу его характера.

Ведь образ Сантьяго вобрал в себя черты настоящего героя, человека, который никогда не изменяет самому себя и своим принципам.

Задумкой писателя было показать философскую сторону принципов человеческого существования, и он делает это на примере единственного персонажа и его отношении к жизни.

Смысл человеческой жизни в повести

В этой повести отсутствует трагическая концовка, финал можно назвать полностью открытым для воображения читателей. В этом и заключена сокрушительная сила философии Хемингуэя, он предоставляет нам возможность самостоятельно подвести моральный итог повести.

Личность Сантьяго – это символ силы героического начала в человеке и символ настоящей человеческой победы, которая не зависит от обстоятельств и событий. Используя этот образ, писатель раскрывает смысл человеческой жизни, которую можно назвать борьбой.

Главный герой несокрушим, благодаря силе своего характера, духа и жизненных позиций, именно эти внутренние качества помогают ему побеждать, несмотря на старость, убыток физических сил и неблагоприятные обстоятельства.

Нужна помощь в учебе?

Предыдущая тема: Горький «Симплонский туннель»: история создания и великая сила маленького человека
Следующая тема:   Шаламов «Последний бой майора Пугачева»: борьба героя за свое человеческое Я

Источник: http://www.nado5.ru/e-book/starik-i-more-smysl-povesti-sila-kharaktera-starika

Краткое содержание романа “Старик и море” Хемингуэя Э

“Старик рыбачил совсем один на своей лодке в Гольфстриме. Вот уже восемьдесят четыре дня он ходил в море и не поймал ни одной рыбы. Первые сорок дней с ним был мальчик.

Но день за днем не приносил улова, и родители сказали мальчику, что старик теперь явно salao, то есть самый что ни на есть невезучий, и велели ходить в море на другой лодке, которая действительно привезла три хорошие рыбы в первую же неделю.

Мальчику тяжело было смотреть, как старик каждый день возвращался ни с чем, и он выходил на берег, чтобы помочь ему отнести снасти или багор, гарпун и обернутый вокруг мачты парус. Парус был весь в заплатах из мешковины и, свернутый, напоминал знамя наголову разбитого полка”.

Такова предыстория событий, которые развертываются в маленьком рыбачьем поселке на Кубе. Главный герой – старик Сантьяго, он был “худ,

изможден, затылок его прорезали глубокие морщины, а щеки были покрыты коричневыми пятнами неопасного кожного рака, который вызывают солнечные лучи, отраженные гладью тропического моря”. Это он научил мальчика Манолина рыбачить, а мальчик любил старика. Он исполнен жалости к старику, хочет ему помочь.

Он готов наловить ему сардин в качестве насадки для его завтрашнего выхода в море. Вместе они поднимаются к бедной хижине Сантьяго, выстроенной из крепких трилистников королевской пальмы. В хижине лишь стол, стул, а в земляном полу выемка для готовки пищи на древесном угле.

Старик одинок и беден: его трапеза – миска желтого риса с рыбой. Они беседуют с мальчиком о рыбалке, о том, что старику обязательно должно повезти, а также о последних спортивных новостях, результатах бейсбольных матчей и знаменитых игроках, таких, как Ди Маджио.

Когда утомленный старик ложится спать, ему снится Африка его юности, “длинные золотистые ее берега и отмели, высокие утесы и громадные белые горы.

Ему не снятся более ни драки, ни женщины, ни великие события. Но часто в его снах возникают далекие страны и львы, выходящие на берег”. На следующий день рано утром старик отправляется на очередную рыбалку. Мальчик помогает ему снести парус, подготовить лодку. Старик говорит ему, что на этот раз он “верит в удачу”. Одна за другой рыбацкие лодки отчаливают от берега и уходят в море.

Обратите внимание

Гребя веслами, старик чувствует приближение утра. Он любит море, он думает о нем с нежностью, как о женщине, которая “дарит великие милости”. Любит он и птиц, и рыб, обитающих в бездонной зеленой толще. Насадив на крючки приманку, он медленно плывет по течению. Он мысленно общается с птицами, с рыбами. Привыкший к одиночеству, вслух разговаривает сам с собой.

Природа, океан воспринимаются им как живое существо. Он знает разных рыб и обитателей океана, их повадки, у него к ним свое нежное отношение.

“Он любил зеленых черепах за их изящество и проворство, а также за то, что они так дорого ценились, и питал снисходительное отношение к одетым в желтую броню неуклюжим и глупым ложным карет-там, прихотливым в любовных делах и поедающим с закрытыми глазами португальских фезалий”.

Но вот начинается серьезный лов, и все его внимание сосредоточивается на леске, ее состоянии: он чутко улавливает, что происходит в глубине, как реагирует рыба на наколотую на крючок наживку. Наконец один из зеленых прутьев дрогнул: это значит, что на глубине ста морских саженей марлин стал пожирать сардин.

Леска начинает уходить вниз, скользя у него между пальцев, и он ощущает огромную тяжесть, которая влечет ее за собой. Разворачивается драматический многочасовой поединок между Сантьяго и огромной рыбой. Он знает, когда надо тянуть леску. “Клюнула, – сказал старик. – Пусть теперь поест как следует.

Он позволил лесе скользить между пальцами, а левой рукой привязал свободный конец запасных мотков к петле двух запасных мотков второй удочки. Теперь все было готово. У него в запасе было три мотка лесы, по сорок саженей в каждом, не считая той, на которой он держал рыбу”. Старик пытается подтянуть бечеву, но у него ничего не получается.

Наоборот, она тянет, как на буксире, лодку за собой, медленно смещаясь к северо-западу. И старик горько сожалеет, что рядом с ним нет мальчика. Но хорошо, что еще рыба тянет в сторону, а не вниз, на дно. Проходит около четырех часов. Близится полдень. Так не может продолжаться вечно, размышляет старик, скоро рыба умрет и тогда ее можно будет подтянуть. Но рыба оказывается слишком живучей.

“Хотелось бы мне на нее взглянуть, – думает старик. – Хотелось бы мне на нее поглядеть хоть одним глазком, тогда я бы знал, с кем имею дело”. Проходит ночь. Рыба тянет лодку все дальше от берега. Вдали меркнут огни Гаваны. Старик устал, он крепко сжимает веревку, перекинутую через плечо. Ему нельзя отвлекаться. Ему очень жаль, что рядом нет Манолина, который бы ему помог.

Читайте также:  Анализ рассказа шолохова нахаленок

“Нельзя, чтобы в старости человек остался один, – внушает он себе. – Но это неизбежно”. Мысль о рыбе ни на секунду не покидает его. Иногда ему становится ее жалко. “Ну не чудо ли эта рыба, один Бог знает, сколько лет она прожила на свете. Никогда еще мне не попадалась такая сильная рыба. И подумать только, как странно она себя ведет. Может быть, потому не прыгает, что уж очень умна”.

Вновь и вновь сожалеет он, что рядом с ним нет его юного помощника. Подкрепившись выловленным сырым тунцом, он продолжает мысленно разговаривать с рыбой. “Я с тобой не расстанусь, пока не умру”, – говорит ей старик. Рыба начинает тянуть не так мощно, она явно ослабела. Но силы старика на исходе. У него немеет рука.

Наконец леса неожиданно начала идти вверх и на поверхности океана впервые показывается рыба. Она горит на солнце, голова и спина у нее темно-фиолетовые, а вместо носа – меч, длинный, как бейсбольная бита. Она на целых два фута длиннее лодки.

Важно

Появившись на поверхности, она начинает вновь, видимо испуганная, уходить в глубину, тянуть за собой лодку, и старику приходится мобилизовать все силы, чтобы не дать ей сорваться. Впервые ему приходится сражаться с такой огромной рыбой в одиночку. Не веруя в Бога, он читает десять раз молитву “Отче наш”. Он чувствует себя лучше, но боль в руке не уменьшается.

Он понимает, что рыба – огромная, что надо беречь силы. “Хоть это несправедливо, – убеждает он себя, – но я докажу ей, на что способен человек и что он может вынести”. Он называет себя “необыкновенным стариком” и должен это подтвердить. Проходит еще один день. Чтобы как-то отвлечься, он вспоминает об играх в бейсбольных лигах.

Вспоминает, как когда-то в таверне Касабланки мерился силой с могучим негром, самым сильным человеком в порту, как целые сутки просидели они за столом, не опуская рук, и как он, в конце концов, взял верх. Он еще не раз участвовал в подобных поединках, побеждал, но потом бросил это дело, решив, что правая рука ему нужна для рыбной ловли. Еще долгие часы продолжается битва с рыбой.

Он держит лесу правой рукой, зная, что, когда силы иссякнут, ее сменит левая. Как нужен ему в этот момент мальчик. Но он один в огромном океане, ведущий поединок с невиданных размеров рыбой. Наконец рыба, сделав несколько кругов, начинает выходить на поверхность. Она то приближается к лодке, то отходит от нее. Старик готовит гарпун, чтобы добить рыбу. Но она отходит в сторону.

От усталости мысли путаются в голове у старика. “Послушай, рыба, – говорит он ей. – Ведь тебе все равно умирать. Зачем же тебе надо, чтобы я тоже умер”. Наступает последний акт их поединка.

“Он собрал всю свою боль, и весь остаток сил, и всю свою давно утраченную гордость и бросил все это против мук, которые терпела рыба, и тогда она перевернулась и тихонько поплыла на боку, едва не доставая мечом до борта лодки; она чуть было не проплыла мимо, длинная, широкая, серебряная, перевитая фиолетовыми полосами, и казалось, что ей не будет конца”.

Подняв гарпун, он изо всех сил, какие только в нем были, вонзает его рыбе в бок. Он чувствует, как железо входит ей в мякоть, и всаживает его все глубже и глубже… Его одолевают тошнота и слабость, у него туманится в голове, но он все-таки подтягивает рыбу к борту. Теперь старик привязывает рыбу к лодке и начинает движение к берегу.

Мысленно он прикидывает: рыба весит не менее полутора тысяч фунтов, которые можно продать по тридцати центов за фунт. Имея в виду знаменитого игрока бейсбола, он говорит себе: “Думаю, что великий Ди Маджио мог бы сегодня мною гордиться”. И пусть у него руки еще кровоточат, он устал, измучен, но он одолел рыбу. Направление ветра указывает ему, в какую сторону плыть, чтобы добраться до дома.

Проходит час, прежде чем показывается первая акула. Учуяв запах крови, она, то появляясь, то исчезая в глубине, устремляется вслед за лодкой и привязанной к ней рыбой. Она спешит, потому что добыча близко. Она приблизилась к корме, ее пасть впилась в кожу и мясо рыбы, стала ее раздирать. В ярости и злобе, собрав все силы, старик ударил ее гарпуном.

Совет

Вскоре она погружается на дно, утащив с собой и гарпун, и часть веревки, и огромный кусок рыбы. “Человек не для того создан, чтобы терпеть поражение, – произносит старик слова, ставшие хрестоматийными. – Человека можно уничтожить, но нельзя победить”. Он подкрепляется куском мяса выловленной рыбы в той ее части, где побывали зубы акулы.

И в этот момент он замечает плавники целой стаи пятнистых хищниц. Они приближаются с огромной скоростью. Старик встречает их, подняв весло с привязанным к нему ножом. С яростью акулы набрасываются на рыбу. Они рвут ее тело. Старик вступает с ними в битву. Одну из акул он убивает. “…В полночь он сражался с акулами снова и на этот раз знал, что борьба бесполезна. Они напали на него целой стаей, а он видел лишь полосы на воде, которые прочерчивали их плавники, и свечение, когда они кидались рвать рыбу. Он бил дубинкой по головам и слышал, как лязгают челюсти и как сотрясается лодка, когда они хватают рыбу снизу. Он отчаянно бил дубинкой по чему-то невидимому, что только мог слышать и осязать, и вдруг почувствовал, как что-то ухватило дубинку и дубинки не стало”. Наконец акулы отстали. Им было уже нечего есть. Когда он входил в бухту, все уже спали. Сняв мачту и связав парус, он ощутил всю меру усталости. За кормой его лодки вздымался огромный хвост рыбы. От нее остался лишь белый скелет. На берегу мальчик встречает уставшего, плачущего старика. Он успокаивает Сантьяго, уверяет, что отныне они будут рыбачить вместе, ибо ему надо еще многому научиться у старика. Он верит, что принесет старику удачу. Наутро на берег приходят богатые туристы. Они удивлены, заметив длинный белый позвоночник с огромным хвостом. Официант пытается им объяснить, но они очень далеки от понимания той драмы, которая здесь произошла.

Заключительные слова повести: “Наверху в своей хижине старик опять спал. Он снова спал, лицом вниз, и его сторожил мальчик. Старику снились львы”.

Источник: https://ege-essay.ru/kratkoe-soderzhanie-romana-starik-i-more-xemingueya-e/

Творческий метод Эрнеста Хемингуэя на примере повести «Старик и море» | Литерагуру

В 1951 году Хемингуэй заканчивает повесть «Старик и море», ставшую шедевром мировой литературы.  «В “Старике и море”, — отмечал Хемингуэй, — я пытался создать реального старика, реального мальчика, реальное море, реальную рыбу и реальных акул».

Основная проблема данного произведения, а также конфликт, связаны с главным героем  – Сантьяго, у которого давным-давно нет улова, и которого уже нарекли «неудачником». На что готов пойти человек ради своей цели, и какие резервы открываются, благодаря мечте и вдохновению?

Итак, Сантьяго отправляется в открытое море, чтобы доказать всем, и в первую очередь самому себе, что он способен делать дело, которому посвятил всю свою жизнь.

Море в повести играет конкретную роль, оно является метафорой нашего мира, в котором одинокий человек страдает и борется, пытаясь исполнить своё предназначение.

Также, море является символом бедствия, человек в нём находится между жизнью и смертью.

Поначалу старик ловит мелкую рыбу, через некоторое время он почувствовал, что клюнуло нечто огромное, тянущее лодку вперёд. Это была огромная рыба-меч, с которой в одиночку Сантьяго справиться не мог. Много часов рыбак борется с рыбой: его руки в крови, а своенравный улов тянет его всё дальше и дальше, и тогда он обращается к богу.

Хотя до этого момента Сантьяго не считал себя верующим, он наивно и искренне молит небеса о смерти рыбы. Но если бы он знал, сколько бед ему принесёт эта просьба. Старик убивает морскую тварь гарпуном, а за ней тянется шлейф крови, на которую сплываются акулы. С такими противниками старик не готов сразиться и ничего не может поделать.

Обратите внимание

В конечном итоге, старик возвращается в родную бухту, изнеможённый, но не сломленный. Он вернулся с останками огромной рыбы (позвоночником и гигантским хвостом), и их наутро рыбаки будут с изумлением их рассматривать.

Это не просто повесть, Хемингуэй хотел создать философскую повесть-притчу, и,  разумеется, в ней нет деталей, которые не несут смысла. Например, парус — это символ фортуны, с энергией воздуха, говорящий о её непостоянности. Сам старик — символ мудрости.

Сделав Сантьяго стариком, Хемингуэй уже заведомо сказал нам, что все его действия в повести праведны и правильны. А имя Сантьяго (сант-святой), (яго-эго),  переводится как «святой человек» .  Во сне старику снится Африка,  львы. Львы символизируют счастье и силу.

Сантьяго счастлив и закален в бою за существование, который из покон веков держит людей в форме.

По другой интерпретации, главный герой – олицетворение сильного духа мальчика – верного друга Сантьяго. Они всегда вместе, юный рыбак многому научился у патрона и не хочет отказываться от него, несмотря ни на какие уговоры старших, потерявших веру в способности старика.

Если принять во внимание, что человек, уходящий в море, почти не ест, обходится аскетически малым количеством благ и удобств, почти ни с кем не общается и говорит только с напарником, то можно подумать, что он и вовсе нематериален.

Он – действующее лицо метафоры жизни, рыбной ловли, на которую отправился в одиночку, как и любой из нас отправляется в жизненный путь один. Реальный рыбак его возраста не смог бы, почти не питаясь даже на суше, повторить такое плавание, но Сантьяго – человеческий дух, он, по мнению Хэмингуэя, способен на все.

Именно он толкает безвольное тело на подвиг деятельности. Скорее всего, изображена духовная сущность мальчика, в которого никто еще не верит, поскольку он не поймал ни одной крупной рыбы. Однако он проявляет силу воли (в образе Сантьяго) и пускается в отчаянную авантюру, отплывая слишком далеко от берега.

Важно

В итоге, акулы обглодали даже остов богатого улова, но уважение в деревне юный добытчик приобрел. Все вокруг оценили его упорство и целеустремленность.

Говоря о символах, нельзя забыть о том, что говорил о них сам Хемингуэй: «Очевидно, символы есть, раз критики только и делают, что их находят. Простите, но я терпеть не могу говорить о них и не люблю, когда меня о них спрашивают.

Писать книги и рассказы и без всяких объяснений достаточно трудно. Кроме того, это значит отбивать хлеб у специалистов… Читайте то, что я пишу, и не ищите ничего, кроме собственного удовольствия.

А если вам еще что-нибудь надо — найдите, это уж будет ваш вклад в прочитанное».

Действительно,  нелепо это выглядело бы, если бы Эрнест сам начал расшифровывать эти символы, или, ещё хуже, если бы писал, отталкиваясь от них.

Он сочинил рассказ о настоящей жизни, такую историю можно перенести на любую историческую эпоху, на любого человека, который добивается желаемого.

А так как в жизни часто всё не просто так, и по прошествии лет, мы находим символы в собственной жизни, то в художественном произведении они есть и подавно.

Образ главного героя прост. Это старик, живущий в Кубинской деревушке под Гаваной. Всю жизнь он зарабатывает деньги своим навыком ловли рыбы. Главное то, что он счастлив, ему не нужно богатств, Сантьяго достаточно моря и его любимого дела. Наверно именно так в глазах Хемингуэя выглядит «святой человек». Тот, кто нашёл себя и понимает, что не деньги делают тебя счастливым, а самореализация.

Главной чертой стиля Хемингуэя является правдивость. Сам он говорил об этом так:  «Если писатель хорошо знает то, о чём он пишет, он может пропустить много чего из того, что знает, и если он пишет правдиво, читатель почувствует всё пропущенное так же сильно, как если бы писатель сказал об этом.

Совет

Величие движения айсберга в том, что он только на одну восьмую возвышается над поверхностью воды.» Приём, который автор использовал в повести, известен в литературе под названием «принцип айсберга». Он основан на большой роли подтекста и символов.

Язык при этом демонстративно сух, сдержан, не изобилует средствами художественной выразительности. Произведение – кратко, с кажущейся простотой и незатейливостью сюжета.

В диалогах о будничных мелочах раскрывается суть героев, но никто из них не произносит о ней ни слова: все открытия читатель совершает на уровне интеллектуальной интуиции.

Таким образом, стиль Хемингуэя отличает  точность и лаконичность языка, холодное спокойствие в описаниях трагических и экстремальных ситуаций, предельная конкретность художественных деталей и важнейшее умение опустить необязательное.

Эту манеру называют еще «стиль сквозь зубы»: смысл уходит в детали, ощущается недосказанность, текст скуп и местами груб, диалоги исключительно естественны. Телеграфное письмо, которым Хэмингуэй овладел, работая репортером, выражается в сознательном повторе слов и своеобразной пунктуации (короткие предложения).

Автор пропускает рассуждения, описания, пейзажи, чтобы сделать речь яснее и конкретнее.

Эта повесть есть пример для каждого человека любого возраста, пола, физического состояния, национальности, мировоззрения. Старик не привёз целую рыбу и это говорит о том, что победа человека не должна быть материальна, главное — победа над собой, и каждый, имея цель, может совершить подвиг, подобно старику Сантьяго.

Источник: https://LiteraGuru.ru/tvorcheskij-metod-ernesta-hemingueya-na-primere-povesti-starik-i-more/

Мир был взбудоражен великолепной повестью «Старик и море» — Сочинение по произведению Э. М. Хемингуэя «Старик и море»

Теперешний его герой стар и мудр. И хотя он совсем не похож на молодых людей из первых книг Хемингуэя, он сохраняет мужество в трудную минуту. «…Человек создан не для того, чтобы терпеть поражения. Человека можно уничтожить, но нельзя победить».

Читайте также:  Образ и характеристика ленского в романе евгений онегин пушкина сочинение

История о рыбаке Сантьяго, о его сражении с огромной рыбой превратилась под пером мастера в подлинный шедевр.

В этой притче проявилась магия хемингуэевского искусства, его умение при внешней простоте сюжета удержать читательский интерес.

Обратите внимание

Повесть на редкость гармонична: сам автор назвал ее «поэзией, переложенной на язык прозы». Главный герой не просто рыбак, похожий на многих кубинских рыбаков.

Он Человек, сражающийся с судьбой. Внешне конкретное, предметное повествование имеет философский подтекст: человек и его отношения со Вселенной. К раздумьям о смысле жизни располагает и сама ситуация, когда старый рыбак оказывается один на один с природой.

Притчевый характер повести вписывался в общий контекст тогдашней американской литературы.

В начале пятидесятых годов откровенно политизированные произведения «красного десятилетия» сменились книгами философско-аллегорическими, отошедшими от сиюминутной актуальности («Медведь» и «Притча» Фолкнера, «Заблудившийся автобус» Стейнбека, «Человек-невидимка» Эллисона, «Человек, который жил под землей» Райта).

Естественно, что столь многоплановая, насыщенная нюансами повесть вызвала самые разные толкования. Кем считать Сантьяго? Победителем или побежденным? Много было споров о том, пессимистично это произведение или, напротив, оптимистично. Однако из «открытого» финала ясно, что герой, как в классических трагедиях, остался несломленным.

И тут весьма важен образ ученика старика, мальчика Манолина, он словно бы принимает из рук Сантьяго эстафету. Жизнь со всеми ее печалями и радостями продолжается. «Старик и море» — это последний творческий взлет писателя. Повести присуждена престижная Пулитцеровская премия.

Ее успех убедил наконец Нобелевский комитет в том, что Хемингуэй (чья кандидатура была в поле зрения комитета с конца 30-х годов) достоин Нобелевской премии, которую писатель и получил в 1954 году.

В решении комитета отмечалось «яркое стилевое мастерство Хемингуэя, явившееся вкладом в современное повествовательное искусство». Повесть «Старик и море», оказалась крупным событием литературной жизни и по уровню художественного мастерства, и по своей проблематике.

Важно

Эта небольшая по объему, но чрезвычайно емкая повесть стоит особняком в творчестве Хемингуэя.

Ее можно определить как философскую притчу, но при этом образы ее, поднимающиеся до символических обобщений, имеют, подчеркнуто конкретный, почти осязаемый характер.

Можно утверждать, что здесь впервые в творчестве Хемингуэя героем стал человек-труженик, видящий в своем труде жизненное призвание. В старике Сантьяго есть подлинное величие — он ощущает себя равным могучим силам природы.

Старик Сантьяго говорит о себе, что он рожден на свет для того, чтобы ловить рыбу.

Такое отношение к своей профессии было свойственно и самому Хемингуэю, который не раз говорил, что он живет на земле для того, чтобы писать. Сантьяго все знает о рыбной ловле, как знал о ней все Хемингуэй, многие годы проживший на Кубе и ставший признанным чемпионом в охоте на крупную рыбу.

Вся история того, как старику удается поймать огромную рыбу, как он ведет с пей долгую, изнурительную борьбу, как он побеждает ее, но, в свою очередь, терпит поражение в борьбе с акулами, которые съедают его добычу, написана с величайшим, до тонкостей, знанием опасной и тяжкой профессии рыбака.

Море выступает в повести почти как живое существо. «Другие рыбаки, помоложе, говорили о море, как о пространстве, как о сопернике, порою даже как о враге.

Старик же постоянно думал о море, как о женщине, которая дарит великие милости или отказывает в них, а если и позволяет себе необдуманные пли недобрые поступки,— что поделаешь, такова уж ее природа».

Совет

Его борьба с рыбой, вырастая, до апокалипсических масштабов, приобретает символический смысл, становится символом человеческого труда, человеческих усилий вообще.

Старик разговаривает с ней, как с равным существом. «Рыба,— говорит он,— я тебя очень люблю и уважаю. Но я убью тебя прежде, чем настанет вечер».

Сантьяго настолько органично слит с природой, что даже звезды кажутся ему живыми существами. «Как хорошо,— говорит он себе,— что нам не приходится убивать звезды! Представь себе: человек, что ни день пытается убить луну? А луна от него убегает».

Мужество старика предельно естественно — в нем нет аффектации матадора, играющего в смертельную игру перед публикой, или пресыщенности богатого человека, ищущего па охоте в Африке острых ощущений (рассказ «Недолгое счастье Френсиса Макомбера»).

Старик знает, что свое мужество я стойкость, являющиеся непременным качеством людей его профессии, он доказывал уже тысячи раз. «Ну, так что ж? — говорит он себе.— Теперь приходится доказывать это снова. Каждый раз счет начинается сызнова: поэтому, когда он что-нибудь делал, то никогда не вспоминал о прошлом».

Сюжетная ситуация в повести «Старик и море» складывается трагически— Старик, по существу, терпит поражение в неравной схватке с акулами и теряет свою добычу, доставшуюся ему столь дорогой ценой,—но у читателя не остается никакого ощущения безнадежности и обреченности, тональность повествования в высшей степени оптимистична.

И когда старик говорит слова, воплощающие главную мысль повести,— «Человек не для того создан, чтобы терпеть поражения.

Человека можно уничтожить, по его нельзя победить», — то это отнюдь не повторение идеи давнего рассказа «Непобежденный». Теперь это не вопрос профессиональной чести спортсмена, а проблема достоинства Человека.

Обратите внимание

В ней нашел свое воплощение тот подлинный гуманистический идеал, который Хемингуэй искал на протяжении всего своего литературного пути.

Этот путь был отмечен исканиями, заблуждениями, через которые прошли многие представители творческой интеллигенции Запада.

Как честный художник, как писатель-реалист, как современник XX века, Хемингуэй искал свои ответы на главные вопросы века — так, как он их понимал,— и пришел к этому выводу — Человека нельзя победить.

Они, старик и мальчик, — старый и малый.

В старости люди приближаются к детству, они так же беспомощны, как дети, они смиряются и становятся детьми Бога, то есть они и раньше были ими, но забывали каждый день надеяться только на Его милость.

Мальчик в тексте — ученик старика. Сказки нужны старикам и детям. Старики рассказывают сказки, дети узнают законы мира в обобщенной сказочной форме. Старики уже знают эти законы, они их прожили, поэтому понимают сказки.

Им уже не нужно знать что-то конкретное, а какое-то конкретное мастерство, — им нужно уже жить не для общества, а для Бога. Имя старика — Сантьяго. Его имя тоже символично, хотя, с другой стороны, оно и делает его реальным, менее обобщенным “стариком”. Сантьяго: сант — святой, яго — эго (шекспировский Яго как суперэгоист).

Сантьяго — святой человек. Произведение “Старик и море” — о том, как Сантьяго приближается к пути, который ведет к “святости”. Только старики могут просить у моря, про себя называя его “la mar”, женского рода, ждать чуда и не удивляться неудачам. Море — это символ жизни, сама жизнь. Старик уже не может сам бороться с морем, как те, которые считают море мужчиной и врагом.

У него уже нет сил. Поэтому он считает море матерью (богиня-мать, рождающая и убивающая), женщиной, и просит у нее. Гордость старика не позволяет просить у мальчика, а только у нее, у матери, у женщины. И тот факт, что он просит, означает, что к нему уже начало приходить смирение. Но гордость еще осталась в его душе — гордость своей силой, волей, выдержкой.

Важно

Его лески висят прямее, чем у других, он не брезгует пить рыбий жир, он стесняется показать мальчику свою бедность, он пытается быть великим, как Ди Маджио. Обращение к великому бейсболисту Ди Маджио служит и для старика, и для мальчика эталоном настоящего мужчины. Сантьяго соотносит себя с ним, когда хочет доказать «на что способен человек и что он может вынести».

Источник: http://sochbox.com/mir-byl-vzbudorazhen-velikolepnoj-povestyu-starik-i-more-sochinenie-po-proizvedeniyu-e-m-xemingueya-starik-i-more/

Человек и природа в рассказе Хемингуэя «Старик и море» | Свободный обмен школьными сочинениями 5-11 класс

Эрнест Хемингуэй – классик мировой литературы, лауреат Нобелевской и Пулитцеровской премий. Будущий писатель родился в 1899 году в Оук-Парке, привилегированном пригороде Чикаго. Его отец был врачом.

Он постарался привить сыну любовь к окружающему миру. Также на мировоззрение писателя повлиял его дед. В 12-летнем возрасте Эрнест получил от него подарок – однозарядное ружье.

Именно с этого началось увлечение Хемингуэя охотой.

Первые рассказы будущего классика были напечатаны в школьном журнале «Скрижаль». Также в школьные годы Хемингуэй начинает писать спортивные репортажи и желчные заметки о светской жизни.

Во время Первой мировой войны Хемингуэй ушел добровольцем на фронт – из-за плохого зрения ему досталась должность водителя транспорта Красного Креста. Впоследствии он не только управлял санитарной машиной, но и доставлял продукты солдатам – прямо в окопы.

Во время одного из таких визитов Хемингуэй спасал от минометного огня раненого итальянского солдата и сам был посечен осколками. Из его ран извлекли 26 кусочков стали.

В Америку Эрнест вернулся героем с серебряной медалью «За доблесть» и Военным крестом на груди – обе награды вручил ему король Италии. Впоследствии он признавал, что первая поездка на фронт была юношеской ошибкой.

Однако этот поступок во многом показывает характер Хемингуэя: до конца жизни он также стремился быть в центре событий, познать все на собственном опыте, увидеть происходящее своими глазами.

Совет

Это устремление бросает писателя в постоянные вояжи и переезды. Пришедшее в 30-е годы литературное признание Хемингуэй отмечает путешествием в Африку – здесь он полностью отдается охоте, убивает нескольких львов, множество антилоп и другой дичи.

Повесть «Старик и море» относится к более позднему периоду творчества писателя, когда позади остались Вторая мировая война и Гражданская война в Испании. Именно это произведение принесло Хемингуэю Пулитцеровскую премию и стало основным мотивом для присуждения ему премии Нобеля.

Старик Сантьяго живет рыбным промыслом. Действие повести относится к периоду, когда он доходит до крайней черты бедности – у рыбака даже нет сети для поимки мелкой рыбешки, которая могла бы стать наживкой при ловле крупной добычи. Однако гордость не дает ему просить взаймы и даже принимать помощь.

Он полагается лишь на свои убывающие силы – в повести старик не раз высказывает мысль, что жизнь – это постоянная борьба. И он продолжает бороться, не теряя надежды на улов. Восемьдесят четыре дня подряд старик выходит в море и возвращается ни с чем.

Неудачи нисколько не озлобили его – у этого человека своя философия. Море он воспринимает как одушевленную и весьма своенравную стихию.

Хемингуэй говорит, что старик «постоянно думал о море, как о женщине, которая дарит великие милости или отказывает в них, а если и позволяет себе необдуманные или недобрые поступки, – что поделаешь, такова уж ее природа».

Старик живет уединенно, единственным его товарищем является мальчик Манолин. Старик привязан к мальчику, он считает его не только учеником и собеседником, но и настоящим другом. Но, несмотря на то что круг общения старика формально ограничивается мальчиком, его нельзя назвать одиноким: «старик понял, что человек в море никогда не бывает одинок».

Старик чувствует единство со всеми живыми существами, в каком-то смысле обитатели океана для него – тоже люди. Он с нежностью смотрит и на ласточек, и на летучих рыб. В этом плане характерны его мысли о морских свиньях: «Они хорошие… Играют, дурачатся и любят друг друга. Они нам родня, совсем как летучая рыба».

Обратите внимание

По мнению старика, человечество – лишь одна из разновидностей живых существ в природе, в которой все существа разумны.

Огромная меч-рыба, с которой старик сражается посреди океана в своей маленькой рыбацкой лодке, – серьезный и уважаемый противник. Старик относится к ней как к существу, наделенному разумом. Он разговаривает с рыбой и выражает ей свое восхищение: «Ни разу в жизни я не видел существа более громадного, прекрасного, спокойного и благородного, чем ты».

Поимка этой огромной рыбы становится для старика выполнением жизненного предназначения. Он говорит себе: «Теперь время думать только об одном. О том, для чего я родился.

Где-нибудь рядом с этим косяком тунцов, может быть, плывет моя большая рыба».

Когда этот самый важный в его жизни поединок заканчивается потерей добычи, ход мыслей старика почти не меняется: «Может быть, мне не нужно было становиться рыбаком, – думал он. – Но ведь для этого я родился».

Силой своего упорства старику удается одолеть рыбу. Но впереди его ждет бой с совсем иным противником – подлыми акулами, которых привлекла к его лодке кровь большой рыбы. Исход этой схватки ясен – акул слишком много и ничто не отпугнет их от привязанной к лодке рыбы. Старик это понимает, но сражается до последнего.

Потеряв гарпун, он привязывает к веслу нож, атакует акул деревянными обломками – всеми средствами защищает рыбу, которую он убил «для того, чтобы не умереть с голоду и накормить уйму людей». Старик уверен, что «человек не для того создан, чтобы терпеть поражения… Человека можно уничтожить, но его нельзя победить».

Ему удается лишь отсрочить неизбежное. Он обращается к рыбе: «Мне жалко, рыба, что так получилось». Меч-рыба достается акулам – подлым хищникам, которые были не в состоянии тягаться с ней, когда рыба была жива.

Старик думает о своем поражении спокойно – он даже не уверен, можно ли это назвать поражением: «А как легко остановиться, когда ты побежден! – подумал он.

 – Я и не знал, что это так легко… кто же тебя победил, старик? – спросил он себя… – Никто, – ответил он. – Просто я слишком далеко ушел в море».

Важно

Эрнесту Хемингуэю удалось создать уникальную повесть, показывающую силу духа, которая дает человеку возможность выполнить свое предназначение наперекор всем обстоятельствам, одержать блистательную победу при кажущемся поражении. Нужно лишь до конца честно делать дело, для которого человек и создан. «Старик и море», вероятно, сильнейшее произведение великого писателя.

Источник: http://resoch.ru/chelovek-i-priroda-v-rasskaze-xemingueya-starik-i-more/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector