Образ и характеристика порфирия петровича в романе преступление и наказание достоевского сочинение

Сочинение на тему: ОБРАЗ СЛЕДОВАТЕЛЯ В РОМАНЕ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ»

Порфирий Петрович — это удивительный человек. Он не просто следователь, не просто разыскивает лю­дей, совершивших преступление, но делает из этой грязной и неприятной работы увлекательную игру.

Оно и понятно, ведь недаром Дмитрий Прокофьич Разуми­хин говорил: «Малый умный, очень даже неглупый, только какой-то склад мыслей особенный… Недоверчив, скептик, циник… надувать любит, то есть не надувать, а дурить… А дело знает, знает…» Из этой характеристи­ки следует обратить особое внимание именно на то, что у Порфирия Петровича особенный склад мысли и он любит дурачить. Да, действительно — дурачить своих оппонентов, расставляя для них ловушки, изучать их, как подопытное насекомое в микроскоп, и при этом уверенно вести уголовное дело к раскрытию — вот об­раз действия этого незаурядного человека.

И это делает ему честь, потому что в условиях се­редины XIX века, когда еще не было практически ни­какой технической базы для раскрытия преступления, умственные качества и свойства характера дознавате­ля играли чрезвычайно важную роль.

Обратите внимание

В те времена да­же отпечатки пальцев еще снимать не умели, а все ос­мотры места преступления велись скорее по наитию, нежели по методике. И потому в полицейской работе особенно остро нужны были настоящие таланты, и именно здесь они могли ярко и значительно проявить себя.

И публичная известность тут почти совершенно ни при чем — она даже вредна для следователя.

Таким образом, Порфирий Петрович — талантлив, и не только потому, что способен раскрыть трудное де­ло, пользуясь «материальным методом» исключитель­но для сухой поисковой работы. Он — игрок, причем игрок отнюдь не пассивный. Больше всего Порфирий Петрович напоминает кота, охотящегося на крыс.

Кот не только знает, как броситься на жертву и закогтить ее, он порой способен заманить ее в хитроумную ло­вушку. Так и Порфирий Петрович — он добивается  того, что убийца сам запутывается в охотничьих при­емах следователя и, если даже замечает, что с ним бесцеремонно играют, все равно ничего не может поде­лать.

А искусство навязать свои правила игры оппо­ненту — это признак высочайшего мастерства.

Иногда даже создается впечатление, что Порфирий Петрович с самого начала прекрасно знал, кто убил старуху-процентщицу и Лизавету.

Читатель понимает, что Раскольников столкнулся с серьезнейшим противником, сразу, едва заканчивает читать портретную характеристику Порфирия Петро­вича.

Опуская детали его в общем-то неказистой внешности, заострим внимание на том, что выпадает из облика увальня: лицо его «было бы даже и добродуш­ное, если бы не мешало выражение глаз, с каким-то жидким водянистым блеском… Взгляд этих глаз как-то странно не гармонировал со всею фигурою, имевшей в себе даже что-то бабье, и придавал ей нечто гораздо

Важно

более серьезное, чем с первого взгляда можно было от нее ожидать». Вот оно — глаза! Именно они зачастую играют важнейшую роль в создании впечатления от человека. Недаром их называют «зеркалом души». Именно акцент на необычности взгляда Порфирия Пе­тровича заставляет быть настороже и знать: Расколь­ников обречен.

Поединок между следователем и убийцей завязы­вается буквально на первых минутах их знакомства. Для того чтобы одержать победу в схватке, нужно знать своего противника досконально.

И Порфирий Петрович, уже успевший составить некоторое впе­чатление о Родионе Романовиче по его статье, опуб­ликованной в газете, приступает к дальнейшему изу­чению Раскольникова, к познанию души и нрава по­дозреваемого.

Разумеется, он подозревает Раскольникова. Ведь к моменту их встречи Порфирий Петрович уже при­шел к выводу, что старуху убил именно закладчик. Значит, Родион Романович автоматически попадает в круг подозреваемых.

Пока что он — не главный по­дозреваемый, но статья — очень смелая и почти ци­ничная, допускающая право на совершение злодеяния для некой категории «необыкновенных» людей, — де­лает свое дело, и следователь присматривается внима­тельнее. Разумеется, он отдает себе отчет в том, что сама по себе эта публикация не только не улика, но да­же не зацепка.

Однако галочку в памяти ставит навер­няка сразу же после ее прочтения. А при первом удоб­ном случае, то есть едва познакомившись с Родионом Романовичем, вступает с ним в дискуссию. И дискус­сию Порфирий Петрович завязывает не только потому, что не согласен с развиваемыми в статье идеями, но и потому, что хочет понять, насколько автор статьи готов этим самым идеям следовать.

Игра ведется не из простых — на основании очень спорного материала следователь должен самому себе ответить на вопрос: способен ли этот нервный, лихорадочный юноша на убийство — самое страшное злодеяние?

Порфирий Петрович задает меткие, хлесткие во­просы и наверняка следит не только за каждым словом Раскольникова, но и за интонацией, и за реакцией на вопрос вообще. Достоевский не заостряет на этом вни­мание, но наверняка даже мимика Родиона Романовича фиксируется следователем со всем старанием.

Совет

Это не­обходимо, ведь материальных улик не осталось и вся надежда на психологию: никак иначе это убийство не раскрыть.

Венцом хитрой психологической конструк­ции, разумеется, является последний вопрос Порфирия Петровича: «Ведь вот-с, когда вы вашу статейку-то со­чиняли, — ведь уж быть того не может, хе, хе! чтобы вы сами себя не считали, — ну хоть на капельку, — то­же человеком «необыкновенным» и говорящим новое слово, — в вашем то есть смысле-с… Ведь так-с?» По­ходив вокруг жертвы, хищник показывает когти. Пока еще только показывает. Ведь каким бы ни был ответ Раскольникова, все равно он не стал бы для Порфирия Петровича знаковым. Следователь и сам потом скажет, что психология — это палка о двух концах. Но вопрос он задает, и не только потому, что ответ Родиона важен для него как деталь расследования, но и оттого, что сам он живет по другим принципам.

Порфирий Петрович по роду службы видит жертв злодеяния и ищет тех или того, кто это злодеяние со­вершил. Искать людей, преступивших закон, — его работа. Чтобы хорошо делать ее, следователь никогда не должен оказываться на стороне преступника.

Даже мимолетное согласие с ним, неохотное допущение пра­воты злодея могут погубить все. Настоящий следова­тель неизменно находится на стороне жертвы, кем она ни была.

В данном конкретном случае старуху-процентщицу, сколь отвратительной личностью она ни яв­лялась, остается человеком, над которым совершили преступление. И Порфирий Петрович выступает ее за­щитником, пусть и запоздалым.

Статья Раскольникова именно поэтому не может найти одобрения у Порфирия Петровича.

Разве он мо­жет понять это странное деление людей на «обыкновен­ных» и «необыкновенных»? И вообще: «Чем же бы от­личить этих-то необыкновенных от обыкновенных? При рождении, что ль, знаки такие есть?» Да! Где он — кри­терий отбора, фактически закрепляющий за подавляю­щим большинством людей положение именно жертв? Раскольников обосновывает его неубедительно и даже цинично. Вроде бы именно в широте мышления и готов­ности выступать за рамки кроется этот знак, но сколько «обыкновенных» людей мнят себя не такими и готовы ошибаться и — совершить преступление, чтобы затем не вынести этого бремени. Следователь возражает про­тив того, что обыкновенные люди — лишь материал, сырье для решительных поступков некоторого, очень небольшого количества избранных, которых в придачу еще и определить невозможно. Порфирий Петрович не принимает взглядов Раскольникова потому, что всю жизнь занимается борьбой с такими вот якобы избран­ными, которые творят зло направо и налево.

Здесь мы видим не только стычку следователя и по­дозреваемого, но и столкновение двух совершенно раз­ных идеологий. Ведя дискуссию по статье, игрок Порфи­рий Петрович небывало серьезен, он почти не играет

Однако только демонстрацией когтей дело не огра­ничивается. Следователь продолжает заниматься рас­крытием убийства, и потому подозреваемый получает от него каверзный вопрос о красильщиках.

Ловушка шита белыми нитками; разумеется, Порфирий Петрович не рассчитывает на возможность попадания в нее Расколь­никова. Однако другой цели он блестяще достигает: психически неуравновешенный молодой человек все сильнее начинает терзать себя.

Обратите внимание

И снова Порфирий Пет­рович не преминет приоткрыть нам позже завесу над своей профессиональной методикой: преступник должен выдать себя сам — это наилучший способ закончить де­ло. Кстати, вот и еще одно качество Порфирия Петрови­ча: тяга к честной игре.

Ведь преступник, сознаваясь в злодеянии, сдается победителю. Тем самым он при­знает, что следователь достоин этой победы. Изящность этого подхода может послужить примером любому, кто избирает для себя карьеру сыщика.

Ведя с Раскольниковым свою игру, следователь кое-чем рискует. Например, испортить отношения с Разумихиным, который убежден в невиновности Ро­диона Романовича и за друга готов кому угодно вце­питься в горло. Однако риск не так уж велик.

Расколь­ников уязвим из-за своей нервозности, сцена с Заметовым это великолепно показывает. Так что Порфирий Петрович может спокойно отнести этот риск к допусти­мому: либо Родион невиновен и однажды следователь это с облегчением признает, либо он — убийца. Тогда Разумихин все поймет.

Вот еще один поступок настоя­щего игрока, не боящегося вести игру по-крупному.

Итак, Порфирий Петрович понимает, что наверняка сумел изрядно задеть Раскольникова и своими вопроса­ми о статье, и демонстративной ловушкой в конце разго­вора.

После ухода Родиона и Дмитрия Прокофьича он позволил себе довольную улыбку: семя пало на благо­датную почву, нужно ждать скорых и обильных всхо­дов. Но пассивность не в его традиции, он делает игру, а не только играет в нее. И потому он рассчитывает на очную ставку с мещанином.

Наверняка это был бы силь­нейший удар по Родиону Романовичу, особенно если учесть, насколько старательно и навязчиво Порфирий Петрович по ходу их второй беседы убеждал его в том, что даже не мыслит об обвинении. Раскольников уже пляшет на самой грани нервного срыва, а именно того и нужно следователю.

Остается только определить мо­мент, когда последнее равновесие будет потеряно подо­зреваемым, и тогда — ударить. Наверняка, на пораже­ние, не оставляя противнику ни малейшего шанса.

Важно

И если бы не внезапное «признание» красильщика Николая, спутавшее все планы и вообще поставившее под угрозу следствие в отношении Раскольникова, на­верняка во вторую их встречу все бы и закончилось. Правда, Родион Романович не только нервозен и из­дерган. Он еще и умен — чего не отнять, того не от­нять. И впоследствии Порфирий Петрович сам замеча­ет, что были у Раскольникова пути к бегству.

Однако именно в момент громкого признания Нико­лая Порфирий Петрович оказывается в смятении. Его ловушка, которая с таким тщанием строилась для Рас­кольникова, оказывается растерзанной и развеянной по ветру. И на некоторое время он теряется, оттого и ведет себя вначале сумбурно.

Но ум следователя гибок, и почти сразу приходит к Порфирию Петровичу осознание того, что напрасно его паника, что на самом-то деле только что он смог раскрыть убийство старухи и Лизаветы. И далее он уже вполне держит себя в руках и снова ироничен, как прежде.

Ведь неспроста следователь догнал Расколь­никова, неспроста он желал ему здоровья и намекал, что видятся они не в последний раз. И наверняка Пор­фирий Петрович знал, что Родион тоже понял: все кончено, признание Николая неминуемо расставит все по своим местам.

И на последнюю встречу Порфирий Петрович яв­ляется уже победителем, который не только не наме­рен скрывать свой триумф, но даже рад, что можно чуть-чуть покрасоваться перед проигравшим.

Но не только затем он является к Раскольникову. Он прихо­дит рассказать, что поединок завершился, что до арес­та Родиона Романовича уже день-полтора, но не того нужно следователю.

Читайте также:  Анализ рассказа одна ночь быкова сочинение

Мы ведь помним, что он ищет признания от преступника.

Но и не только в этом дело. У Порфирия Петровича есть еще одна примечательная черта: человечность. Он нисколько не считает себя вправе относиться к пре­ступнику, как к отбросу. Иначе не был бы он таким хо­рошим следователем. Ведь он, ведя расследование, по­знает злодея, изучает его.

А это неизбежно влечет за собой глубокое, настоящее понимание мотивов любого поступка. Но ведь это означает и то, что невозможно относиться к преступнику не по-человечески, если ты постиг причины, побудившие его к нарушению закона. Порфирий Петрович приходит к Раскольникову, чтобы сказать о возможности смягчения наказания в случае явки с повинной.

Значит, он считает Раскольникова до­стойным такой поблажки. Наверняка в своих размыш­лениях следователь примерил на себя шкуру этого ис­теричного идейного студента, измученного нищетой. Он и впрямь понял, каково это — жить на шее у лю­дей, настолько же бедных, как и ты сам.

Совет

Порфирий Петрович действительно знал о мерзком характере процентщицы Алены Ивановны и представлял себе, каким чудовищем старуха выглядела в глазах Родиона Романовича. Так что убийство, совершенное Расколь­никовым, для следователя не только злостное преступ­ление. Это — еще и поступок отчаявшегося, избитого жизнью человека.

И душевных мук следом за пре­ступлением человек этот испытывает множество — так нужны ли ему излишние муки на каторге? «А я вам, вот самим Богом клянусь, так «там» подделаю и устрою, что ваша явка выйдет как будто совсем нео­жиданная.

Да известно ли вам, какая за это воспосле­дует сбавка? Ведь вы когда явитесь, в какую минуту? Вы это только рассудите! Когда другой уже на себя преступление принял и все дело спутал». Раз Порфи­рий Петрович говорит это, значит, он считает Расколь­никова достойным поблажки, не верит, что Родион Ро­манович — конченый человек.

Даже нежелание Раскольникова получать какие бы то ни было поблажки не мешает следователю прини­мать живейшее участие в решении его судьбы. Он дер­жит свое слово вопреки воле Раскольникова. И он бе­зусловно прав. Иначе этот странный молодой человек запросто был бы способен подвести себя не то что под каторгу, а даже под виселицу.

Следователь как бы добавляет к измышлениям Раскольникова одну очень важную деталь: вовсе не обязательно быть преступником, чтобы стать настоя­щим «необыкновенным» человеком.

И если уж так сло­жилась твоя судьба, что ты хотя бы отчасти вершишь судьбы других людей, то совсем не обязательно эти судьбы разрушать.

Созидание и понимание — эти чер­ты более приличествуют «необыкновенному» человеку, чем пренебрежение к чужим жизням и готовность на все, даже на «кровь по совести».

Обратите внимание

Так что свою главную победу Порфирий Петрович одерживает именно тем, что своим поведением и жиз­ненными принципами демонстрирует недоработанность теории Раскольникова. В этом его главная заслуга и еще один аспект наказания для Родиона Романовича.

Таков он, пристав следственных дел, правовед Порфирий Петрович — один из самых приятных геро­ев романа «Преступление и наказание».

На этой странице искали :

  • Образ Порфирия Петровича в романе Преступление и наказание
  • следователь преступление и наказание
  • следователь в романе преступление и наказание
  • следователь РІ преступлении Рё наказании
  • образ следователя в романе преступление и наказание

Сохрани к себе на стену!

Источник: http://vsesochineniya.ru/sochinenie-na-temu-obraz-sledovatelya-v-romane-f-m-dostoevskogo-prestuplenie-i-nakazanie.html

Порфирий Петрович («Преступление и наказание»): характеристика персонажа

Порфирий Петрович («Преступление и наказание») — «следователь», который ведет следствие по делу об убийстве старухи-процентщицы и Лизаветы. Среди вещей, заложенных у Алёны Ивановны, он обнаруживает кольцо и часы, сданные ей Раскольниковым.

Кроме того, за два месяца до описываемых событий Порфирий прочел анонимную газетную статью «О преступлении», автором которой является Раскольников (Порфирий узнает об этом через редактора).

На основании этих косвенных улик он делает однозначный вывод, что преступником является Раскольников.

В упомянутой статье Раскольников утверждает: если человек замыслил великое дело и если для этого требуется принести в жертву множество людей, он должен сделать это. В пример он приводит Магомета и Наполеона.

И пусть эти «необыкновенные» люди попирают закон, им это позволено. Для «необыкновенных» людей люди обычные являются лишь материалом.

Порфирий чувствует, что Раскольников квалифицирует себя именно как такого «необыкновенного» человека.

Между Порфирием и Раскольниковым происходят три знаменательных разговора. Порфирий — дальний родственник Разумихина, товарища Раскольникова. Через Разумихина Порфирий собирает данные о преступнике.

Сам Раскольников понимает, что если он станет скрывать, что сдавал вещи в залог старухе-процентщице, то это только усилит падающие на него подозрения, а потому, едва справляясь с дрожью, он сам отправляется к Порфирию.

Он идет к нему домой вместе с Разумихиным и заявляет: я — один из клиентов Алёны Ивановны; часы — память об отце; хотя процентщица и убита, но он хотел бы выкупить часы. Какое заявление ему следует подать? Это — первый разговор между Раскольниковым и Порфирием.

Порфирий с самого начала раскусил замысел Раскольникова. Он радушно встречает его и говорит, что ожидал его визита. Он — притворщик, до которого Раскольникову далеко. В нужную минуту он как ни в чем ни бывало вдруг и ненароком намекает — выражением лица, интонацией, жестом — что знает, кто был у процентщицы в роковой час. При этом он вроде бы и не пытается уличить Раскольникова.

Важно

Относительно статьи о преступлении он с невинным видом просит дать ему некоторые разъяснения.

И тут вдруг спрашивает, будто бы открывая свои карты, считает ли Раскольников сам себя «необыкновенным человеком»? Но это не официальный допрос, Порфирий извиняется за свои глупые вопросы, принимает простодушный вид, говорит, что статья Раскольникова интересует его только в «литературном» отношении.

Вторая встреча происходит в кабинете Порфирия Петровича. Точно так же, как и при визите Раскольникова в его квартиру, Порфирий («Преступление и наказание») прикидывается дурачком. Он ведет себя совсем не так, как человек, расследующий дело об убийстве.

Он говорит Раскольникову, что «казенная квартира, это славная вещь», говорит, что «в России-с, если два умные человека сойдутся вместе, то целых полчаса никак не могут найти темы для разговора», жалуется, что род его занятий предполагает сидячий образ жизни, а потому он старается хотя бы ходить для «моциону» в своем кабинете.

Он бросается от одной темы к другой, меняет позы и выражение лица, болтает без умолку. Совершенно невозможно понять, что у него на уме.

Речи Порфирия приобретают все больше напора, временами кажется, что он даже симпатизирует Раскольникову.

Он говорит о том, что понимает обстоятельства Раскольникова: он душевно болен, а оттого и вообразил себе, что убил человека, а странные его речи вызывают подозрения у полиции…

После кажется, что все эти речи—дьявольская хитрость, чтобы вывести Раскольникова на чистую воду, но в тот момент, когда Порфирий произносит свои речи, мнится, что он симпатизирует подозреваемому.

Совет

Третья встреча происходит в том же самом ключе. На сей раз Порфирий Петрович («Преступление и наказание») сам является в каморку Раскольникова.

И снова мы видим, как его энергичная речь обращается от одного предмета к другому: табак — яд, но бросить курить не могу, поскольку я не пью, то вместо этого курю, прошу прощения за прошлую встречу, для того, чтобы попросить прощения, я и пришел сюда…

И тут же вдруг признается, по какому плану он проводил разговор с Раскольниковым в своем кабинете, он говорит, что Раскольников ему нравится, ему не хотелось бы, чтобы Раскольников думал о нем дурно. Порфирий настолько чистосердечен, что главному герою кажется: Порфирий не подозревает в нем убийцу. «Неужели же в самом деле за невинного меня принимает?»

Порфирий продолжает говорить, критикует статью Раскольникова, отпускает колкие замечания по адресу Разумихина и маляра Миколки, а потом обращается к убийству старухи-процентщицы и Лизаветы. И тут он вдруг говорит, что признание Миколки в убийстве — ложь.

Его вывод совершенно не вяжется с ходом предыдущих рассуждений. Раскольников задыхающимся голосом спрашивает: «Так… кто же… убил?» И тогда Порфирий отвечает ему: «“Как кто убил?… да вы убили, Родион Романыч! Вы и убили-с», — произнес он почти шепотом, совершенно убежденным голосом».

Алогичность поведения Порфирия, его постоянное фиглярство выводят Раскольникова из себя, хотя он и не оставил никаких реальных улик. Тактика Порфирия Петровича («Преступление и наказание») — заставить Раскольникова явиться с повинной — приводит к тому, что главный герой начинает думать, что у Порфирия и вправду есть доказательства его преступления.

Однако эксцентрическое поведение Порфирия Петровича не может быть объяснено исключительно из практических соображений. Попробуем внимательно перечесть довольно длинную сцену их третьей встречи с Раскольниковым и убедимся, что его «фокусы» — это не только и не просто приемы следователя.

Он действительно обладает такой натурой, которая заставляет прибегать его к выдумкам, он не может не актерствовать. Как сам признается Порфирий во время третьей встречи, ему уже не нужно оказывать психологического давления на Раскольникова. Он мог бы сразу выложить то, что у него на уме и прямо высказать свой вердикт.

Обратите внимание

Тем не менее, он поначалу говорит так, как будто бы ему ничего не известно, давая понять, что преступник — совсем другой человек. И только потом переходит к своему выводу. Первая часть разговора представляется совершенно излишней, но в том-то все и дело, что это «излишество» непременно нужно ему.

Порфирий Петрович («Преступление и наказание») попросту не может существовать без своих актерских эффектов.

При всем своем пристрастии к таким эффектам Порфирий не преследует ими собственной выгоды. Другой человек давно бы опротивел сам себе, но Порфирий — по собственной воле — полностью поглощен беспрестанной сменой масок, лица, подобий. И эта переменчивость составляет его суть.

Может быть, кому-то и покажется алогичным, но в этом отношении следователя можно признать человеком намного более больным, чем сам Раскольников. Когда Раскольников предстает перед Порфирием, у него голова идет кругом.

Он не знает, где правда, а где ложь, он думает, что попал в ловушку, но оказывается, что он на свободе, он не может «уловить» Порфирия. Он уже вроде бы понял, что следователь паясничает и врет, но в очередной раз поддается на его фокусы.

Раскольников испытывает перед сыщиком не то чтобы страх, ближе к истине было бы сказать, что голова его затуманена странными выходками Порфирия. Этому низенькому и вертлявому человечку всегда приятно провести кого-нибудь за нос, даже если в этом нет никакой необходимости.

С омерзительной гордостью он заявляет вслух о своем фиглярстве, и он прав: он шут, который наслаждается своим шутовством.

Сыщик Порфирий играет с преступником Раскольниковым, как кошка с мышкой, он издевается над ним, но одновременно, как это ни странно, он подает ему и добрые советы — настолько искренние, что это ставит в тупик.

Он пытается спасти Раскольникова и облегчить ему наказание, чтобы в будущем он смог возродиться для другой жизни.

Важно

Именно поэтому он старается не изобличить его, но сделать так, чтобы Раскольников сам явился с повинной.

Во время третьего, последнего разговора Порфирий Петрович поворачивается именно этой стороной. Получается, что под личиной шута следователь прячет глубокие человеческие чувства. Однако читателя не оставляет недоумение по поводу того, почему сыщик думает о будущем преступника, зачем он отказывается от почестей по расследованию трудного дела и поимке преступника. Попробуем разобраться.

Читайте также:  Сочинения по произведениям островского

Преступник Раскольников для Порфирия — человек совершенно чужой. К тому же следователь не предстает на страницах романа как человек с каким-то особо сочувственным характером.

Порфирий Петрович («Преступление и наказание») не подходит для того, чтобы быть действительно «добрым» человеком: он слишком вертляв, чтобы его глаза сумели по-настоящему увидеть жизнь человека.

Со спокойной душой он врет добродушному Разумихину и использует его в своих полицейских целях. И, вместе с тем, он настроен крайне сочувственно по отношению к Раскольникову.

Порфирий признается Раскольникову, что в его статье он остро почувствовал дыхание молодости, и в его словах ощущается ностальгия по молодости собственной.

Порфирию тридцать пять лет, он в полном расцвете умственных сил, но, тем не менее, он говорит с Раскольниковым (и с читателем) как отживший свое многоопытный старец: он признает, что еще способен чувствовать и сочувствовать, но все равно он — человек «поконченный» и свое отживший.

Обращает на себя внимание и несколько архаизированная временами речь следователя. Благодаря ей он выглядит человеком прежнего поколения.

Совет

И вот этот Порфирий Петрович — человек с опытом и понимающий, что такое человеческая жизнь, — встречает Раскольникова — человека молодого, пребывающего в юношеских заблуждениях, незрелого.

Для Порфирия время юношеских страданий и надежд уже прошло, но ему понятны ошибки и страдания молодости. Тэрада Тору в своей книге «Читая Достоевского» говорит, что Порфирий любит Раскольникова, словно сына.

И нельзя не согласиться с ним в этой оценке.

Порфирий уже выбрался из чащи на открытое поле, а Раскольников — еще нет. И следователь готов поделиться своим опытом с молодым человеком. Тот же тип связи характеризует и отношения между Свидригайловым и Раскольниковым.

Только вместо человеческого опыта здесь фигурируют грязное стариковское распутство и чистый юношеский идеализм.

Диалоги между Порфирием и Раскольниковым вписываются в ту же парадигму: это разговоры между человеком многоопытным и юнцом

Молодой Раскольников испытывает крайнее раздражение по поводу несправедливости устройства этого мира, ради «великого дела» он убивает алчную старуху-процентщицу.

«Старый Шиллер» Порфирий, считающий свою жизнь «поконченной», хорошо понимает подноготную нетерпеливого, импульсивного «Шиллера молодого» — именно поэтому он и употребляет все усилия для того, чтобы убедить того: будь терпелив, у тебя есть будущее, ты можешь стать «солнцем», признайся в содеянном.

Главная тема «Преступления и наказания» — это преодоление одиночества и возрождение к жизни «мертворожденного» Раскольникова, возрождение, достигнутое силой сострадания. Это возрождение обеспечивается не только «сестрами во Христе» —Лизаветой и Соней. Порфирий Петрович («Преступление и наказание») тоже внимательно наблюдает за Раскольниковым и подготавливает его к этому возрождению.

Диалоги между умудренным опытом человеком и человеком молодым, присутствующие в «Преступлении и наказании», получат развитие в «Бесах», «Подростке» (старик Макар и Аркадий), «Братьях Карамазовых» (старец Зосима, Дмитрий и Алёша).

Обратите внимание

Там они выйдут за рамки чисто поколенческих проблем, там они превратятся в разговоры молодого человека, ищущего образец для «правильной» жизни, с многомудрым стариком, выводящим его на верный путь.

Таким образом, в произведениях Достоевского будет нарастать дидактическая составляющая воспитательного романа.

https://www.youtube.com/watch?v=xaH-yS_fJMs

Сводя человека пожившего и человека молодого, Достоевский как бы разговаривает сам с собой. Валковский, Порфирий, Зосима — это Достоевский, умудренный знанием жизни. Иван, Раскольников, Дмитрий — это Достоевский молодой. Молодой Достоевский — это всегда идеалист Шиллер. Достоевский — это писатель, который занимается интерпретацией своей жизни.

Источник: Словарь персонажей произведений Ф.М. Достоевского / Накамура Кэнноскэ; пер. с яп. А.Н. Мещерякова. — СПб.: Гиперион, 2011

Источник: http://classlit.ru/publ/literatura_19_veka/dostoevskij_f_m/porfirij_petrovich_prestuplenie_i_nakazanie_kharakteristika_personazha/66-1-0-959

Порфирий Петрович

«Преступление и наказание» – важное произведение в творчестве Федора Михайловича Достоевского и знаковая веха в истории мировой литературы. Два антагониста – убийца Родион Раскольников и следователь Порфирий Петрович – сталкиваются в судебном и идеологическом конфликте.

История создания

Писатель Федор Достоевский

Произведение создано в 1866 году. Достоевский работал над сочинением, находясь на каторге.

Первоначально повествование в романе должно было преподноситься в виде исповеди писателя, но замысел претерпел модернизацию.

Направляя анонс своего творения редактору «Русского вестника» (журнала, в котором впоследствии был издан роман), автор дает ему характеристику «психологического отчета одного преступления».

«Преступление и наказание» соединяет в себе психологическую направленность и философский подтекст. Роман относится к течению под названием реализм. При этом автор сравнивает идеи героев-антиподов, не превознося свое мнение над точкой зрения персонажей, а соседствуя с ними.

Порфирий Петрович – главное действующее лицо в произведении, наравне с центральным персонажем Родионом Раскольниковым.

Он занимает должность в петербургском следственном комитете, верой и правдой служит государству.

Героя отличают положительные профессиональные качества: интуиция, отличная память, прозорливость, сосредоточенность, внимательность и острый ум. Мужчина 35 лет, он называет себя конченым человеком и стариком.

Внешность Порфирия Петровича

Внешность следователя малопривлекательна. Он пухловат, кожа имеет болезненный оттенок, а в фигуре прослеживается что-то женоподобное и мягкое.

Его образ заводит в тупик преступников, которых детектив обводит вокруг пальца, расследуя очередное дело. Порфирий Петрович честен и справедлив, знает цену слову, отличается цинизмом и недоверием к посторонним.

Важно

При необходимости следователь примеряет на себя любую маску, чтобы выведать необходимую информацию.

Идеология Раскольникова стала известна Порфирию Петровичу задолго до личного знакомства с безжалостным студентом. Следователь читал статью Родиона, опубликованную в газете. В ней освещалась идеология, в соответствии с которой выделялись люди «высшей расы» и «низшего разряда». Студент рассуждал о возможности убийства первыми вторых, оправдывая свои доводы.

«Преступление и наказание»

Порфирий Иванович взялся вести расследование убийства старухи-процентщицы Алены Ивановны и ее родственницы Лизаветы. У героя не говорящее имя, но о фамилии следователя любопытно рассуждать.

На протяжении всего романа автор не упоминает о ней ни разу.

Зато в произведении «Братья Карамазовы» фигурирует тезка слуги закона с фамилией Знаменский, что свидетельствует о своеобразной отсылке, сделанной Достоевским.

Иллюстрация к роману «Преступление и наказание»

Причина противостояния Порфирия Петровича и Родиона Раскольникова кроется в разнице их теорий. Спор о сути преступления демонстрирует жизненные позиции оппонентов.

Раскольников формирует собственную идеологию, его метод основывается на идее существования особенных людей, для которых убийство не считается преступлением. Порфирий Петрович не находит улик против преступника.

Его роль в романе – выявление нигилизма, атеизма и дуалистичности главного героя. Разоблачение происходит вопреки отсутствию доказательств.

Словесные поединки героев привели к тому, что следователь догадался о вине Раскольникова. Только приход с повинной Миколки мешает свершению суда. Но Порфирий Петрович уверен, что предположения верны.

Он чувствует связь с преступником, так как понимает его убеждения. В понимании следователя Родион – «страшный боец», который способен на поиск веры.

Спокойствие, которое можно обрести, только признавшись в грехе, Раскольников обретает благодаря своему оппоненту.

Родион Раскольников

Биография Порфирия Петровича мало описана в произведении. Сложно предположить, каким образом формировался метод работы детектива. Он демонстрирует знание психологии, особенный метод ведения допроса с применением подслушивания. Анализ каждой встречи героев позволяет понять, что натолкнуло следователя на верный путь дознания.

Первый разговор Раскольникова с представителем закона состоялся, когда следователь был одет по-домашнему, в халате и туфлях, без бакенбард и усов. Родиону казалось, что Порфирий Петрович видит его насквозь, а детектив решил блефовать. Речь в диалоге идет о причинах, по которым совершаются преступления, и их сути. Следователь припоминает студенту его статью в газете.

Второе свидание инициировано Родионом, проникшимся ненавистью к своему оппоненту. Герой рассчитывал на возможность развеять подозрения, возникшие, по его мнению, из-за отсутствия предосторожностей.

При встрече Порфирий Петрович дает герою понять, что догадывается о совершенном убийстве и грабеже, заводит разговор о свободе, душевном спокойствии и строит беседу таким образом, что Раскольников невольно признается в содеянном.

Родион Раскольников на допросе у Порфирия Петровича

Победа следователя в споре с преступником заключается в возможности принизить идею, пропагандируемую Раскольниковым. Это и становится причиной узнавания в романе.

Совет

Официальное признание происходит при третьей встрече мужчин. Придя на квартиру, где жил Раскольников, Порфирий Петрович дает понять, что не испытывает к тому личной неприязни.

К удивлению читателя, следователь демонстрирует сострадание и симпатию к преступнику. Раскольникову это непонятно, равно как и способ изъяснения собеседника.

Детектив посмеивается над подозреваемым, и в такие минуты он одновременно и злодей, и добродетель. Два героя существуют как взаимно притягиваемые и отталкиваемые магниты.

Устав от необходимости вилять и выкручиваться, Раскольников понимает, что следователь говорит с ним серьезно. Крах теории Раскольникова происходит у него на глазах.

Герой убеждается в том, что у него нет качеств сродни наполеоновским. Совесть оказывается сильнее собственного воспевания.

Стыд, осознание того, что его принцип оказался неверным, не позволяют Раскольникову перешагнуть через содеянное и двигаться дальше по жизненному пути.

Экранизации

Иннокентий Смоктуновский в роли Порфирия Петровича

Являясь примером классической литературы, роман «Преступление и наказание» неоднократно был экранизирован. Первая лента вышла под руководством Василия Гончарова. Фильм не сохранился, кто исполнил роль Порфирия Петровича – осталось загадкой. В фильме Ивана Вронского, вышедшего в 1913 году, в образе следователя предстал сам режиссер.

Андрей Панин в сериале «Преступление и наказание»

За ними последовали французские экранизации 1934 и 1956 года, поставленные Пьером Шеналем и Жоржем Лампеном.

В советской ленте 1969 года роль Порфирия Петровича режиссер Лев Кулиджанов отвел Иннокентию Смоктуновскому.

Александр Сокуров, работая над проектом «Тихие страницы», пригласил к сотрудничеству петербургского артиста Сергея Барковского, а роль в кинокартине 2007 года Дмитрия Светозарова стала вехой в карьере Андрея Панина.

Цитаты

Чуткий и проницательный следователь быстро раскусил подозреваемого. В его душе соседствуют противоречивые чувства по отношению к студенту. Отчасти он презирает своего оппонента, считая его преступником, бесстыжим бандитом, поставившим себя выше других:

И в то же время Порфирий Петрович восхищается качествами, которые проявляет Раскольников. Для детектива они очевидны на уровне статьи Родиона:

Искренность и безоглядная вера в собственную правоту не дают Порфирию Петровичу оставаться хладнокровным. В финале романа он не арестовал Раскольникова. Слугу закона настигает смерть. Единственное, что он может произнести в последние минуты жизни – это мудрые слова в адрес Раскольникова. Философская мысль мужчины обрывается на полуслове:

Автор предоставляет читателю возможность додумать финал фразы самостоятельно.

Фото

Источник: https://24smi.org/person/6382-porfirii-petrovich.html

Сочинения на Getsoch.ru

Характеристика Порфирия Петровича

       Порфирий Петрович – это герой самого известного романа Ф. Достоевского «Преступление и наказание». Он является приставом следственных дел при одной из полицейских частей Петербурга, ведущий дело об убийстве и ограблении старухи-процентщицы Алены Ивановны и ее сестры Лизаветы. 

       Фактически Порфирий Петрович находится по другую сторону баррикад от Родиона Раскольникова, совершившего страшное преступление.

На протяжении всего романа мы видим Порфирия Петровича как человека проницательного и умного.

Обратите внимание

Он является очень тонким психологом и с первого момента под его пристальный взгляд попадает Раскольников, против которого нет совершенно никаких улик, и которого не подозревает буквально никто.

       Однако Порфирий Петрович обращает внимание на главного героя сразу. Одной из главных причин становится публикация статьи Раскольникова в газете, где тот рассуждает о том, что люди делятся на обыкновенных и необыкновенных.

Необыкновенные люди способны совершать любые поступки ради достижения своих целей, в том числе могут жертвовать жизнями других людей. Такое мировоззрение Раскольникова сразу привлекает следователя. Он уверен, что  юноша способен на совершение преступления.

Читайте также:  Почему повесть называется выстрел? сочинение по пушкину

Но у пристава нет улик, и он отпускает юношу в надежде, что добрая натура победит в нем заблуждения ума и сама приведет его к признанию в преступлении.

       Во вторую встречу Порфирий Петрович фактически сумел добиться признания Раскольникова, но в самый последний миг они узнают о том, что Миколка сам признался в убийстве процентщицы и ее сестры. Дело оказывается решенным, Раскольникова никто не подозревал и не подозревает. Никто, кроме Порфирия Петровича, все более удостоверившегося в виновности юноши.

       Но, даже несмотря на то, что следователь сразу противопоставляет себя главному герою и его принципам, он испытывает у нему уважение, как к личности. Раскольников привлекает Порфирия Петровича своим умом и волей воплотить в реальность свои идеи. Но Порфирий Петрович не может принять принципы Раскольникова, потому что стоит по другую сторону «закона».

       В последней, третьей, встрече пристав окончательно разоблачает главного героя. Он прямо обвиняет его в убийстве, тем самым вводя Раскольникова в безумие. Порфирий Петрович обличает юношу и уходит, когда в том уже поселилось зерно страха.

       И впоследствии Раскольников идет в контору – и признается в содеянном.

       Таким образом, несмотря на то, что эти два персонажа, Порфирий Петрович и Родион Раскольников, изначально противопоставлялись как идейные враги, такого отношения между ними не чувствуется.

Важно

Раскольников боится проницательного следователя. Но в то же время он не может его не уважать. В свою очередь Порфирий Петрович уважает Раскольникова.

И он надеется спасти в нем доброго человека, пусть даже и ценой признания им своей вины.

Источник: http://getsoch.ru/po-literature/literatura-xix-veka/171-kharakteristika-porfiriya-petrovicha.html

Анализ речи героев романа Ф. Достоевского «Преступление и наказание»

Сочинения › Достоевский Ф.М. › Преступление и наказание

Готовые Домашние Задания

Для понимания человека у Достоевского очень важную роль играют речевые характеристики персонажей. Каждый персонаж выделяется своей манерой говорить. Что же узнаем мы о герое Достоевского посредством речевой характеристики? Проследить это попробую на “Преступлении и наказании”.

Речевая характеристика персонажей складывается из двух аспектов. Во-первых, из пояснений, которые даются самим автором сразу же после прямой речи и в которых речь персонажей характеризуется автором прежде всего с эмоциональной стороны. Например: “Э, черта еще этого недоставало,, — бормотал он, скрипя зубами, — нет, это мне теперь… некстати… Дура она, — прибавил он громко”.

Или Раскольников “проговорил нехотя и сурово”. Или: “Это правда”, — процедил Зосимов. “Врешь ты, деловитости нет”, — вцепился Разумихин”.

Во-вторых, это собственно прямая речь: построение фраз, использование стилистически окрашенных слов, восклицания, междометия, повторы, типы обращений, использование различных частиц (типа -с: “Да, нумера-с”, -то: “Алена-то Ивановна”, -тко: “Приходите-тко” и т. д.).

В романе “Преступление и наказание” диалоги занимают центральное место. Именно в диалогах раскрываются характеры героев, их душевное состояние и мысли.

Важно то, что Достоевский высказывает свои мысли, свои идеи не через авторскую речь, а через речь своих героев. Он как бы проверяет истинность этих идей, заставляя своих героев вести “словесные поединки”. Ведь роман Достоевского — это роман идей, и каждый герой является носителем определенной идеи, воплощением определенной темы.

Основная тема романа, как мне кажется, — борьба добра и зла. В диалогах Раскольникова с Свидригайловым проходит основное развитие идейной линии романа. Наиболее отчетливо идейная борьба проявляется в разговорах Порфирия Петровича и Раскольникова. Именно в речевой характеристике проявляется идея Порфирия и Раскольникова.

С Порфирием Петровичем Раскольников старается расчетливо и точно играть, но Порфирий, пожалуй, единственный персонаж романа, который до конца понимает Раскольникова. Порфирий пытается свести Раскольникова к его идеям. Достоевский три раза сталкивает Раскольникова и Порфирия. В первом диалоге происходит столкновение идей.

Совет

Раскольников и Порфирий как бы изучают друг друга. Порфирий начинает понимать, что Раскольников близок ему, и пытается вызвать Раскольникова на откровенность, в то время как Раскольников, чувствуя, что Порфирий способен проникнуть в его тайну, стремится всеми силами “закрыться” и не дать Порфирию проникнуть в его идейный мир.

Посмотрим, как это выражается в их речи.

Автор, характеризуя речь Порфирия Петровича, употребляет такие выражения, как: говорит “с умишкой”, “смеясь”, “спокойно”.

Это говорит о том, что Порфирий чувствует некоторое превосходство по отношению к Раскольникову, он внутренне спокоен, уравновешен и методично изучает своего собеседника.

Эти характеристики автора подчеркиваются самим построением речи Порфирия: она в основном правильная, плавная. В то же время нельзя сказать, что она эмоционально нейтральная. В ней достаточно много восклицаний. Иногда даже она прерывается:

“— Да зачем же стулья-то ломать, господа, казне ведь убыток! — весело закричал Порфирий Петрович”.

“— Пожалуйте-е, напротив, на-а-против! если бы вы знали, как вы меня интересуете! Любопытно и смотреть и слушать… и ”, признаюсь, так рад, что вы изволили наконец пожаловать…”

Однако эмоциональность речи Порфирия какая-то наигранная. Он говорит подчеркнуто весело, раскованно, а на самом деле напряженно изучает Раскольникова. Своей веселостью он пытается, как мне кажется, усыпить бдительность Раскольникова и подтолкнуть его к непроизвольной откровенности. Его речь полна намеков, он как бы поддразнивает Раскольникова, пытаясь вывести его из равновесия.

“— И неужели в совершенном бреду? Скажите пожалуйста, — с каким-то особым жестом покачал головой Порфирий”..

Иначе построена речь Раскольникова. Первое, что бросается в глаза, — это оценка Раскольниковым своих слов и слов собеседника. Почти все его высказывания, а также многие высказывания Порфирия сопровождаются внутренними репликами, в которых Раскольников как бы оценивает каждый отдельный шаг, отдельный этап беседы и прикидывает, как ему вести себя дальше.

“Хорошо ли? Натурально ли? Не преувеличение ли? — причитал про себя Раскольников”. Или: “Знает! — промелькнуло в нем как молния”. “Глупо! Слабо! Зачем я это прибавил!”

Эти внутренние реплики подчеркивают напряжение Раскольникова, его страх перед Порфирием. Внешняя речь также довольно напряженна и натянута. Раскольников не принимает веселый тон беседы, предложенный Порфирием. Он отвечает ему сдержанно, опасаясь произнести лишнее слово, иногда — видимо, когда напряжение достигает высшего предела, — Раскольников пытается его скрыть развязной речью.

“— Надоели они мне еще вчера, — обратился вдруг Раскольников к Порфирию с нахально вызывающей усмешкой…” Об огромном внутреннем напряжении свидетельствует неловкость речи Раскольникова: “— Как это вы так заметливы?.. — неловко усмехнулся было Раскольников…”

Борьба за идею, начавшаяся при первой встрече, продолжалась во второй встрече и завершилась в третьей признанием Раскольникова, то есть победой над ним Порфирия.

Обратите внимание

В последней встрече Порфирий снимает маску, в которой играл с Раскольниковым в предыдущих беседах. Он предлагает Раскольникову откровенный и серьезный разговор.

“— Я рассудил, что нам по откровенности теперь действовать лучше, — продолжал Порфирий Петрович, немного откинув голову и опустив глаза, как бы не желая более смущать своим взглядом свою прежнюю жертву и как бы пренебрегая своими прежними приемами и уловками, — да-а, такие подозрения и такие сцены продолжаться долго не могут”.

Это находит отражение и в речи Порфирия. Она становится более сбивчивой и прерывистой, это подчеркивает искренность его слов.

Раскольников в начале встречи продолжает все так же оценивать ход борьбы, мы видим все те же внутренние реплики, он говорит как бы с оглядкой, но, поняв, что Порфирий все знает, Раскольников замолкает, и их диалог превращается в монолог Порфирия, который лишь изредка прерывается репликами Раскольникова, показывая его реакцию на услышанное. Внутренние реплики Раскольникова на протяжении всего романа обращают внимание на одну особенность данного персонажа. Он не мыслит о явлениях, людях, а говорит с ними.

“Гм… Так, значит, решено уж окончательно: за делового и рационального человека изволите выходить, Авдотья Романовна…”

Именно поэтому в своей внутренней речи он нередко говорит за других, как бы споря с самим собой.

В тексте романа внутренняя речь героя занимает не меньшее, а, может, даже и большее значение, чем речь, обращенная к людям, поэтому мы можем сделать вывод, что для Раскольникова главным оппонентом является он сам.

Построение речи способно показать не только внутренний мир героя, раскрыть его идеи, душевное состояние, отношение к другим людям, но и показать или подчеркнуть какие-то иные черты, характеризующие личность, например умственное развитие, степень образования, социальное положение и т. д.

Ярким примером того, как речь характеризует умственное развитие человека, является короткая сцена у харчевни, в которой подчеркивается некоторая умственная отсталость Лизаветы.

Интересно, что Достоевский сначала характеризует персонаж, а потом иллюстрирует данную характеристику диалогом.

“Это была высокая, неуклюжая, робкая и смиренная девка, чуть не идиотка…”

“— Завтра? — протяжно и задумчиво сказала Лизавета, как будто не решаясь…”

“— Аль зайти?..”

“— Хорошо, приду, — проговорила Лизавета, все еще раздумывая, и медленно стала с места трогаться”.

Важно

На живые и элементарные предложения мещанина Лизавета отвечала “протяжно, раздумчиво, как будто не решаясь”.

Речь Сони подчеркивает ее набожность, смиренность перед Богом, верность религиозным принципам.

“— С Полечкой, наверное, то же самое будет…” — говорит Раскольников.

“— Нет! Нет! Не может быть, нет! — как отчаянная, громко вскрикнула Соня, как будто ее ножом ранили. — Бог, Бог такого ужаса не допустит”. Соня очень боится, что Полечка может пойти по ее пути, но она верит, что Бог не допустит этого ужаса. Или: “ — А тебе Бог что за это делает? — спросил Раскольников”. Соня долго молчала, как бы не могла отвечать.

“Молчите! Не спрашивайте! Вы не смеете!..” По-моему, в этих двух принципах очень ярко показано благоговение перед Богом.

Также речь характеризует некоторых персонажей и с точки зрения их образованности. Например, Лужин. Он получает наслаждение от звука собственной речи. Говорит правильно, последовательно (разговор о молодежи), старается показать свою ученость: “…спешили отрекомендовать о своих познаниях…”

Речь является важным показателем социального положения героев. Достоевский дает яркие социальные характеристики практически всех персонажей романа, и эти характеристики иллюстрируются их речью.

Мармеладов говорит солидно, с достоинством. Маленький человек — тоже человек.

Речь Лужина нарочно вежливая, высокомерная, подчеркивающая более высокое положение над Раскольниковым (из грязи в князи).

Таким образом, анализ речи героев романа показывает, что речевая характеристика является одним из наиболее важных способов раскрытия внутреннего мира героев, их душевного состояния, социального положения, умственного развития и т. д.

Достоевский умело пользуется этим приемом для написания портретов своих героев. Можно сказать даже, что он в ряде случаев предпочитает этот способ описательному и поэтому строит свой роман в форме развернутой системы диалогов, где внутренняя речь сочетается с внешней, в репликах уточняются отдельные черты героев и показано отношение автора к своим героям.

Сочинения по теме:

  • Любовь Родиона Раскольникова и Сони в романе Ф. Достоевского «Преступление и наказание». сочинение
  • Чему учит в роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»? сочинение
  • Для чего Ф. Достоевский в романе «Преступление и наказание» рисует двойников Раскольникова? сочинение
  • Что хотел вложить Достоевский в образ Сони Мармеладовой в романе «Преступление и наказание»? сочинение

Источник: http://1soch.ru/dostoevskiy-fm/prestuplenie-i-nakazanie/analiz-rechi-geroev-romana-f-dostoevskogo-prestuplenie

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector