Образ и характеристика валека (в дурном обществе, короленко)

Образ и характеристика Валека в рассказе «В дурном обществе» Короленко: описание в цитатах

Вася и Валек в «подземелье».Иллюстрация Н. Кустова

Валек является одним из центральных персонажей рассказа «В дурном обществе» Короленко. В этой статье представлен цитатный образ и характеристика Валека в рассказе «В дурном обществе»: описание внешности героя, его характера, происхождения и т.д.

Смотрите: Все материалы по рассказу «В дурном обществе»

Валек является маленьким бродягой: «…я – Тыбурций, а он – Валек. Я нищий, и он – нищий…» «…где же запастись на всех нищих?..» «…Я не мог себе представить, чтобы дети могли жить без «дома»…» «…Купить? – усмехнулся Валек. – Откуда же у меня деньги?..

«

Возраст Валека — около 9 лет:

«…Это был мальчик лет девяти…»

О внешности Валека известно следующее:

«…мальчик лет семи, но рослый и развитой не по летам…» «…Это был мальчик лет девяти, больше меня, худощавый и тонкий, как тростинка. Одет он был в грязной рубашонке, руки держал в карманах узких и коротких штанишек. Темные курчавые волосы лохматились над черными задумчивыми глазами…» «…Мальчик, по имени Валек, высокий, тонкий, черноволосый…» «…сверкнула пара черных глаз…»

Валек — «приемный сын» бродяги Тыбурция:

«…Никто не мог бы также сказать, откуда у пана Тыбурция явились дети, а между тем факт, хотя и никем не объясненный, стоял налицо…» «…Мальчика пан Тыбурций привел, или, вернее, принес с собой с первых дней, как явился сам на горизонте нашего города…»


У Валека есть сестра Маруся. Их отцом является нищий пан Тыбурций (судя по всему, Валек и Маруся — его приемные дети):

«…маленькая трехлетняя девочка…»

Валек живет в «дурном обществе» в заброшенной часовне с Тыбурцием, Марусей и другими нищими:

«…мне очень не хотелось спускаться в подземелье, но потом, подумав, что ведь Валек и Маруся живут там постоянно…» «…В подземелье было темно и тихо…» «…Да наши… все: Тыбурций, Лавровский, Туркевич. Профессор… тот, пожалуй, не помешает…»

Бедный Валек голодает и ходит в рваной одежде:

«…он бежал по своей оборванцем‑бесштанником и с пустым брюхом…» «…Она и Валек ели с жадностью, которая ясно показывала, что мясное блюдо было для них невиданною роскошью…» «…мы все, здесь находящиеся, страдаем скорее излишнею худобой, а потому некоторое количество провизии не можем считать для себя лишним…»

Будучи еще ребенком, Валек ведет себя по-взрослому, солидно и серьезно:

«…Валек, вообще очень солидный и внушавший мне уважение своими манерами взрослого человека…» «…Валек серьезно смотрел на меня и на девочку…» «…он противопоставлял грустную солидность и внушал мне почтение своею авторитетностью и независимым тоном, с каким отзывался о старших…»

Валек уважает своего приемного отца Тыбурция. Тот, в свою очередь, искренне любит своих детей, Валека и Марусю:

«…Так говорит Тыбурций… Тыбурций хорошо знает…» «…так, как Тыбурций любит своих детей…» «…Да, любит, – сказал он уже гораздо увереннее. – Он постоянно обо мне заботится, и, знаешь, иногда он целует меня и плачет…»Валек — угрюмый мальчик: «…угрюмо шатался иногда по городу без особенного дела, заложив руки в карманы и кидая по сторонам взгляды, смущавшие сердца калачниц…»

Валек — бойкий мальчик:

«…Мой противник повел плечом, как будто намереваясь вынуть руку из кармана и ударить меня…» (описание Валека) «…Я вот тебе покажу! – погрозил он…» (слова Валека)

Валек знает много интересного:

«…он часто сообщал мне много нового, о чем я раньше и не думал…»

Валек — добрый мальчик, способный сочувствовать чужой беде:

«…он сочувственным оком и с большим участием следил за моею несчастною фигурой, качавшеюся, подобно маятнику, в пространстве…»Валек — самостоятельный мальчик. Так например, он умеет сам готовить еду: «…Валек один умелыми руками принялся за стряпню. Через полчаса на камине закипало уже в горшке какое‑то варево…»

Валек заботится о сестре Марусе. Например, он отдает ей свои конфеты и заплетает ей косы по утрам:

«…принимал эти приношения просто и по большей части откладывал куда‑нибудь, приберегая для сестры…» «…конфеты, которые мы жертвовали в ее пользу…» «…волосы у нее были гораздо больше и роскошнее, чем у Сони, и Валек, к моему удивлению, очень искусно умел заплетать их, что и исполнял каждое утро…»

Валек является воришкой. Он ворует еду на рынке, чтобы накормить голодную сестру Марусю:

«…Я, если уж говорить откровенно, краду, и он будет красть…» (Тыбурций о себе и Валеке) «…Ты, значит, украл?..» «…Маруся плакала, потому что она была голодна…» «…В руках у него была большая еврейская булка, за пазухой что‑то оттопырилось, по лицу стекали капли пота…» «…Нет, брат, я стянул их с лотка еврейки Суры на базаре! Она не заметила…»

После смерти маленькой Маруси Валек с Тыбурцием навсегда исчезают из города, где происходит действие рассказа:

«…Тыбурций и Валек совершенно неожиданно исчезли, и никто не мог сказать, куда они направились теперь, как никто не знал, откуда они пришли в наш город…»

Таков цитатный образ и характеристика Валека в рассказе «В дурном обществе», описание внешности и характера персонажа, его происхождения и т.д.

Смотрите: Все материалы по рассказу «В дурном обществе»

Источник: http://www.literaturus.ru/2015/11/Valek-rasskaz-V-durnom-obshhestve-Korolenko.html

Образ и характеристика Валека (В дурном обществе, Короленко)

Одним из ключевых героев произведения является Валек, представленный писателем в образе девятилетнего мальчика, приемного сына бродяги Тыбурция, друга главного персонажа рассказа Васи.

Валек описывается в рассказе в качестве рослого, высокого, развитого не по возрасту ребенка, отличающегося худобой, темными курчавыми волосами и черноглазым взглядом. В одежде мальчика преобладают грязные, рваные вещи в виде изорванной рубашонки, узких, коротких штанишек.

Вместе с трехлетней сестренкой Марусей под присмотром Тыбурция Валек проживает с другими нищими в здании заброшенной часовни, имеющей славу темного подземелья.

Валек характеризуется в рассказе как серьезный, самостоятельный мальчик, в поведении которого присутствует взрослая солидность, мальчишеская угрюмость и ребячья бойкость, резвость.

Обратите внимание

Мальчик постоянно проявляет заботу в отношении маленькой Маруси, дорожа родным человечком, стремясь накормить голодающую девочку, ухаживая за ее роскошными, густыми волосиками, заплетая их по утрам в косички.

С целью найти пропитание для себя и сестренки Валек не чурается воровства, крадя на рыночных развалах еврейские булки, конфеты и иные продукты. Мясные изделия в рационе Валека и его нищего семейства в основном всегда отсутствуют. 

Несмотря на малолетство, Валек имеет навыки приготовления пищи, умело готовя из подручных средств стряпню для Маруси и Тыбурция. При этом мальчик отличается любознательностью и постоянно уведомляет лучшего друга об интересных событиях и городских новостях.

По отношению к приемному отцу, Тыбурцию, Валек проявляет теплоту, любовь и уважение, осознавая, что мужчина, не являясь их с Марусей кровным родственником, прикладывает невероятные усилия для обеспечения хотя бы незначительных условий для детей.

Несмотря на собственное нищенское положение, Валек не имеет привычки унижаться перед окружающими и всегда гордо и свысока держится в общении с другими людьми. 

После смерти сестренки Валек с приемным отцом покидают заброшенную часовню, исчезнув в неизвестном направлении.

Раскрывая образ Валека в рассказе, писатель демонстрирует взаимоотношения между людьми разных социальных положений, а также подчеркивает положительную сущность главного героя произведения, который проникается сочувствием и жалостью к судьбе обездоленных людей, стремящихся к ежедневному выживанию, готовыми на низкие поступки, но не растерявших тепла, сострадания, сердечности и доброты.

Сочинение 2

Валек считается главным персонажем рассказа «В дурном обществе». Автор представил героя в образе 10-летнего мальчика. Валек был усыновлен бродягой Тыбурцием. Мальчик был лучшим другом Васи. Валек высок и очень развит для своего возраста.

У мальчика черные глаза и кудрявые волосы, и худое тело. Герой ходит всегда в грязной и рваной одежде в виде старой рубашки, коротких и узких штанинах.

Вместе с младшей сестренкой Марусей, Валек жил среди других нищих в доме Тыбурция в заброшенном здании под часовней.

Важно

Автор изобразил героя как самостоятельного и серьезного человека. В поведении мальчика проявляется угрюмость, солидность взрослого человека, резвость и бойкость. Герой проявляет особую заботу по отношению к своей сестре. Он дорожит ею и старается всегда ее накормить.

Каждое утро Валек расчесывал и заплетал Марусе косички. С раннего детства герой испытал на себе настоящую нищету. Чтобы накормить себя и Марусю мальчик мог пойти на воровство. Он ворует хлеб, конфеты и другие виды продуктов.

Валек и его нищая семья не могли себе позволить есть мясо.

Несмотря на свой возраст, Валек готовил еду себе, Тыбурцию и сестре. Герой был любознателен и всегда знал обо всех последних новостях и интересных событиях. Обо всем интересующем он рассказывал своему другу Васе.

К Тыбурцию Валек относился с особой теплотой, уважением и любовью. Тыбурций старался обеспечивать детей в условиях нищеты. Несмотря на нищету, Валек не унижался перед другими людьми и всегда гордо держался при разговоре с другим человеком.

Читайте также:  Сочинение по пьесе вишневый сад чехова рассуждение

После смерти Маруси, Тыбурций и Валек покидают заброшенную часовню.

С помощью Валека, автор хотел показать взаимоотношения между людьми, относящиеся к разным социальным ролям. Писатель подчеркнул все положительные качества. Валек проник с сочувствием и жалостью к судьбам всех нищих людей, живущих в часовне. Валек и другие жители часовни ради выживания были готовы на самые низкие поступки.

← Сочинение Маруся в повести В дурном обществе ← Герои рассказа В дурном обществе↑ КороленкоСравнительная характеристика Васи и Валека из Дурного общества →

Источник: https://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/korolenko/obraz-i-harakteristika-valeka-v-durnom-obshchestve

Сочинение Образ Валека в рассказе В дурном обществе Короленко

Валек это один из главных героев по вести Короленка «В дурном обществе». Точнее сказать это один из интересных образов повести, то есть Валек это лучший друг самого главного героя произведения.

Главный герой повести это Вася, его жители города прозвали бродягой из-за того, что он вечно ходил по городу в полном одиночестве. У Валека было все наоборот, он был поистине настоящим бродягой. Он жил в разрушенной часовни, и у него не было дома. У Валека была сестра Маруся.

За Валиком Марусей присматривал такой же бродяга Тыбурций. Все знали, что это не его родные дети. И не кто так и не узнал, откуда у него дети.

Валек был совсем маленький, ему было всего девять лет. Валек был высокого роста и имел длинный лохматый волос. Из-под его прически виднелись темно-карее глаза. Он всегда носил одну и туже одежду, это грязная рубашка и порванные штаны.

Мальчик, некогда не обращал внимания на свое социальное положение, и не когда не опускался слишком низко перед другими людьми. Наоборот он как бы смотрел на всех свысока. У него некогда не было средств на покупки и он всегда удивлялся когда слышал слово купить. Валек всегда дорожил своей сестрой.

Однажды он даже украл для нее булочку. Вася начал осуждать своего друга, но потом проник всеми тонкостями ситуации Валека. Знакомство с Валеком очень сильно изменило Васю. Он раньше не мог оправдать вора. Но сейчас, когда он познакомился с нищими людьми, у него изменилось мнение.

Совет

Он знал, что все нищие очень худые и любой кусочек еды пойдет им только на пользу. Вася уважал Валека, так как он в свои девять лет умел все, что помогало ему выжить. Он умел готовить и даже стряпать. Также Валек пытался выглядеть серьезно и Вася за это его уважал.

Следует отметить, что Валек заботился о своей сестре Маруси. Он приносил ей конфеты и помогал заплетать ей волосы.

Тыбурций и Валек всегда говорят правду, что они воруют. Вася считает эти низким, так как они это отбирают у других людей. Но спустя время, когда он начинает понимать нищий людей, ему становится жалко их. После этого он понимает, что они это делают, чтобы выжить.   

Образ Валека очень важен в произведение, так как он раскрывает всю сущность главного героя.

Сочинение 2

В. Г. Короленко в своем произведении «Дурное общество» сделал одним из основных героев подростка. Валек – это девятилетний пацан, у него есть приемный отец, бродяга Тыбурция.

Валек по описанию автора обладает высоким ростом и очень худощавым телосложением. Он рослый и развитый не по годам парень. У него глаза черные как уголь и слегка кудрявые темные волосы. Одевается он плохо. Всегда ходит в грязной и рваной одежде. Заношенные рубашки, короткие брюки – это его внешний вид.

У парня есть маленькая сестра, которой всего три года, девочку зовут Маруся. За ними присматривает Тыбурция. Вместе с остальными бездомными они проживают в старом и заброшенном здании бывшей часовни. В народе это место называют темным подземельем.

Валек в свои девять лет ведет себя как серьёзный и самостоятельный парень. По его поведению можно сказать, что он взрослый человек. Но, несмотря на это Валек любит резвиться и баловаться, как и все дети. Он очень любит свою маленькую сестричку и заботится о ней. Он ею очень дорожит, ведь она это единственный родной для него человек на всем белом свете.

Он старается найти для малышки еду, чтобы она не голодала. Валек тщательно следит за Марусиными волосами, ведь они у нее густые и длинные. Он плетет ей косички каждый день. Что бы ни дать умереть от голода себе и своей сестре Валек начинает воровать еду. Он крадет булочки, сладости и другие продукты питания.

Валек и Маруся плохо питаются и практически не употребляют мясные изделия.

В свои годы Валек уже умеет готовить. Он выдумывает различные блюда для того, что бы накормить свою семью. Мальчик интересуется многими вещами. Он находится в курсе всех событий.

Валек с огромным уважением относится к своему не родному отцу. Мальчик ему благодарен за все. Валек хоть и нищий, но никогда не унижается перед другими людьми. У него есть гордость и самоуважение.

Обратите внимание

Когда Валек потерял свою любимую сестру (девочка умерла), он сильно страдал. После этого события мальчик вместе с отцом решил уехать из заброшенного здания.

Автор в своем рассказе на примере Валека показал, какие отношения возможны между людьми разных социальных групп. Так же мы видим, что нищий человек может быть добрым. Валек имеет огромное сердце, он не лишен сострадания. Несмотря на то, что он совершает плохие поступки (ворует), мальчик остается очень честным, открытым и добродушным человеком. Его образ можно считать положительным и милым.

Источник: http://sochinite.ru/sochineniya/sochineniya-po-literature/drugie/obraz-valeka-v-rasskaze-v-durnom-obshchestve-korolenko

О чем заставила меня задуматься повесть в.г. короленко «в дурном обществе»?

/ Сочинения / Короленко В.Г. / В дурном обществе / О чем заставила меня задуматься повесть в.г. короленко «в дурном обществе»?

  Скачать сочинение
Тип: Проблемно-тематический анализ произведения

    Повесть В.Г. Короленко называется «В дурном обществе». Это произведение заставило меня задуматься о многих важных вещах.     В повести рассказывается о сыне судьи, который подружился с детьми, живущими в трущобах. Главный герой Вася еще не задумывался о том, как тяжело живется детям из других – бедных – слоев общества.

Попав в общество Валека и Маруси, он понял, насколько тяжелы нищета и одиночество.     Валеку исполнилось девять лет, но он был «худой и тонкий, как тростинка». Несмотря на это, мальчик вел себя как взрослый. Да это и неудивительно – сама жизнь научила его этому. К тому же у Валеку было о ком заботиться – о его младшей сестре Марусе.

    Девочке было всего четыре года и она была серьезно больна: «Это было бледное, крошечное создание, напоминавшее цветок, выросший без лучей солнца. Несмотря на свои четыре года, она ходила еще плохо, неуверенно ступая кривыми ножками и шатаясь, как былинка; руки ее были тонки и прозрачны; головка покачивалась на тонкой шее, как головка полевого колокольчика…

»     Страшно, что надежды на выздоровление у Маруси не было – потому что у героев не было денег и заботы старших.     Чтобы подчеркнуть контраст между детьми из «хорошего» и «дурного» общества, писатель сравнивает Марусю с сестрой Васи – Соней: «… Соня была кругла, как пышка, и упруга, как мячик.

Она так резво бегала, когда, бывало, разыграется, так звонко смеялась, на ней всегда были такие красивые платья, и в темные косы ей каждый день горничная вплетала алую ленту».     Но, несмотря на тяжелые условия жизни, Вася и Маруся оставались хорошими людьми. Вася сразу почувствовал к ним симпатию и желание дружить.

Герой жалел и сочувствовал брату и сестре, которым приходится воровать, чтобы не умереть с голода, которым приходилось жить в подземелье, высасывающем из них жизнь. Васю преследовала «острая струя сожаления, доходившая до сердечной боли».     Новые друзья не только раскрыли в Васе лучшие черты его характера – умение дружить, сочувствовать, готовность помочь другим.

Благодаря «детям подземелья» герой изменил – в лучшую сторону — свое отношение к отцу. Мальчик думал, что тот его не любит. Слова Валека о том, что судья — лучший человек в городе, заставили Васю по-новому посмотреть на отца.

    Таким образом, повесть Короленко «В дурном обществе» учит любви, добру и пониманию. Читая ее, я думал о том, как ужасно одиночество, как важно иметь свой дом, как необходимо проявлять сочувствие и оказывать поддержку тем, кто в этом нуждается.

человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Короленко В.Г. / В дурном обществе / О чем заставила меня задуматься повесть в.г. короленко «в дурном обществе»?

Смотрите также по произведению «В дурном обществе»:

  • Краткое содержание

Источник: http://www.litra.ru/composition/download/coid/00652021347121086867

Сочинение по рассказу Короленко В дурном обществе 5 класс

Рассказ «В дурном обществе» меня заинтересовал сразу — даже одним своим названием. Что это за общество такое?

Читайте также:  Маленькие люди в романе преступление и наказание достоевского сочинение 10 класс

Оказывается, что рядом со вполне благопристойным городком расположены развалины. Там живут нищие. Однажды их споры и вражда между собой привели к баталиям.

Старый слуга, хозяева которого когда-то жили в развалинах (точней, тогда это был прекрасный замок), решил, что достойны тут остаться «благопристойные». Нищие (не в чепцах) признаны дурным обществом.

Важно

Например, старый ученый или гневный обличитель, или чтец античных трагедий — все «дурные».

Главный герой Вася случайно попадает в это общество. Вася видит, что они воруют, ему это, конечно, не нравится. Но он понимает, что делают это они, чтобы выжить. В этом обществе тоже есть дети и женщины, есть болеющие. Им не позволяют даже просить милостыню! Естественно, не разрешают работать.

А его маленькая знакомая девочка из этого общества умирает, ведь холодные камни забрали ее жизнь, как объясняет ее брат.
Вася, чтобы облегчить ее страдания, просит у своей сестры куклу. Сестра соглашается. Больная девочка, действительно, радуется. Вот только дома отец заметил пропажу куклы.

Все решили, что Вася украл ее, ведь он водится с дурным обществом.

Я думаю, что нужно учитывать не стереотипы и мнение людей, которые могут ошибаться, а смотреть самому — по поступкам людей. Жители городка всего боятся. Им даже нищие нужны «удобные», которые встраиваются в систему и не нарушают общественный покой.

Однако у Васи хватает смелости быть с настоящими людьми. Кстати, на него тоже из-за этой дружбы наговаривают. Он уже и бродяга, и малолетний преступник… Но Вася не сдается, а в итоге его оправдывают перед самым главным для него человеком — перед отцом.

Это серьезный, несколько страшный, но очень хороший рассказ.

Вариант №2

Владимир Галактионович Короленко – великий русский писатель. Выбрав для своего творчества незамысловатый жанр рассказа, он заключает в нем все свои идеи и мысли. Ярый протест против несправедливости жизни звучит во всех его произведениях.

Рассказ «В дурном обществе» также затрагивает жизненные проблемы. Произведение написано от первого лица. Главный герой рассказа мальчик Вася, сын судьи, который рано потерял маму.

Вася обделен вниманием отца, чувствует свою «ненужность», не может найти общий язык с родным человеком. Мальчику необходимо понимание, поддержка со стороны отца. Но получается, что Вася стучится в закрытую дверь.

Отец полностью сосредоточен на своей работе, на собственных мыслях.

Мальчик пытается найти друзей, которые будут способны его услышать. Он находит их на улице. Это нищие дети, обделенные судьбой. Вася понимает, что они родственные с ним души. Между детьми завязывается тесная дружба.

В их отношениях нет лжи, лицемерия. Васе искренне жаль нищих детей. Он старается всеми силами помочь им выбраться из нищеты. Мальчик сострадает своим друзьям, приносит им еду. Он не осуждает их за то, что дети воруют.

Вася понимает и принимает эти поступки от безысходности.

Вася плачет по ночам, потому что ему очень жалко Марусю. Он видит, как она «угасает». Мальчик ворует у своей младшей холеной сестры куклу и приносит ее Марусе, чтобы девочка хоть немного улыбнулась. Вася знает, что это не спасет ее от болезни, но все равно совершает проступок ради нескольких минут радости Маруси.

Совет

Отец приходит в ярость из-за кражи, которую совершил Вася. Но, узнав, почему сын это сделал, он начинает по-другому относиться к Васе. Отец понимает, что сын растет милосердным, понимающим, искренним и сострадающим человеком. Вася осознает, что такое настоящая дружба. Именно таким отец и хотел видеть своего ребенка.

В конце рассказа происходит воссоединение семьи. И Вася, и его отец приходят к выводу о том, что они самые родные друг другу люди, что необходимо ценить это, пока не поздно.

Сочинение рассуждение В дурном обществе по рассказу

Познакомившись с повестью В. Г. Короленко «В дурном обществе», я вдруг понял, какое замечательное у меня детство. Жить в семье, где тебя все любят, понимают и поддерживают, – настоящее счастье!

К сожалению, не всем так везет. Писатель изображает в своем произведении нелегкую жизнь детей различных социальных слоев. Читатель становится свидетелем непростых отношений между отцом и сыном в семье судьи. Но по-настоящему трагичной оказывается судьба детей, живущих в подземелье.

Кто же они, герои повести, прочитав которую, уже никогда не сможешь не задумываться о том, сколько в мире обездоленных детей, страдающих от несовершенства общественного уклада. После прочтения произведения в голове возникает вопрос: «Почему общество так устроено, что одни имеют все, а другие лишены элементарного?»

Основные образы повести – это брат и сестра Валек и Маруся, вынужденные в силу своей нищеты прозябать среди «серых камней», в сырости и убожестве. Их жизнь скорее можно назвать существованием. А возможно, и борьбой за выживание. Каждый новый день несет героям новые испытания.

Маруся – четырехлетняя девочка, страдающая серьезным недугом. Нелегко видеть, как угасает жизнь этого маленького человечка. Маруся всегда грустна, постоянно плачет. Она диковата, потому что не привыкла к обществу посторонних людей. Единственной отрадой девчушки являются брат и Тыбурций.

Валек – подросток, которому суждено рано повзрослеть. Он понимает то, чего не понять другим. Валека нельзя назвать честным мальчиком. Он, например, ворует на рынке булочки.

Но у кого хватит смелости осудить его за это? Он ведь не просто так крадет! Он делает это во имя спасения больной сестренки.

Обратите внимание

Кто из нас не украл бы, чтобы спасти от голодной смерти родного человека?! Думаю, вопрос риторический.

Очень важная роль в повести отведена Васе – сыну судьи. Он рано потерял мать, из-за чего его отец впал в нескончаемую депрессию. Судья словно не замечает сына. А если и обратит на него внимание, то непременно нагрубит ребенку. Мальчик чувствует себя одиноким и никому не нужным. И лишь знакомство с членами «дурного общества» Валеком и Марусей позволяет раскрыться лучшим чертам его характера.

Вася – добрый и смелый мальчик. Он умеет сострадать. Чтобы облегчить страдания Маруси, он выпрашивает у своей сестренки Сони ее куклу. Это была особенная кукла – подарок покойной матери. Вася очень хочет доставить радость больной девочке. Однако его старания тщетны. Маруся умирает.

История с куклой доставила Васе немало неприятностей. Однако закончилось все тем, что отец, узнав всю правду, стал гордиться своим сыном.

Повесть «В дурном обществе» очень интересна и поучительна.

5 класс, 6 класс

В дурном обществе

  • Герасим — главный герой рассказа муму сочинение 5 классБлагодаря произведениям классической литературы мы можем познакомиться с другой эпохой и совершенно отличными от нас людьми, жившими в той эпохе. Так произведение «Муму» знакомит нас со временем жестоким и не вполне справедливым.
  • Сочинение на тему Образ Евгения Онегина 9 классЕвгений Онегин – главный герой одноименного романа А. С. Пушкина. Евгений является образом собирательным, поэтому в нем ярко отражен молодой человек того времени. Эту мысль можно подтвердить,
  • Сочинение Моя подруга (описание внешности)Меня зовут Маша Иванова. Я учусь в пятом классе. Мою лучшую подругу зовут Женя. Она третьеклассница. А еще она моя двоюродная сестра. Но это не важно. Вместе нам очень хорошо
  • Родители Петра Гринева из Капитанской дочки сочинениеГлаву семейства зовут Андрей Петрович Гринев, он в прошлом военнослужащий. Его темперамент схож с характером сына. По натуре своей честный, добрый и справедливый человек, которому ничего чужого не нужно.
  • Сочинение В жизни всегда есть место подвигу 8 классПодвигом называют некий героический поступок, в основе которого лежат благие намерения и цели. Принято считать, что подвиги совершают только герои. Но я с этим не могу согласиться. В жизни каждого человека есть место подвигам. Для этого вовсе
  • Сочинение по пословице Друг познается в беде 7 классУ каждого человека есть самый лучший друг. Одни с самого детства вместе, другие приобрели такого верного товарища в школе или университете, третьи познакомились совсем недавно, но знают друг друга, как будто с самого младенчества. А как же узнать,

Источник: https://uchim-klass.ru/sochineniya/po-literature/korolenko-v-durnom-obshhestve-5-klass

Подготовка к сочинению « Сравнительная характеристика Маруси и Сони» (По повести В.Г. Короленко «В дурном обществе» )

1.Этап мотивации и самоопределение к деятельности

2.Этап актуализации знаний и пробного учебного действия

3.Этап подготовки к изучению новых знаний, постановка учебной задачи

4) Организация деятельности по анализу повести. Обсуждение ответов на вопросы

5) Закрепление материала, самостоятельная работа

6) Этап рефлексии

8) Итоговый этап.

Включение в деловой ритм урока. Устное сообщение учителя.

— Здравствуйте, ребята! Мы продолжаем знакомиться с повестью В. Г. Короленко « В дурном обществе» В.Г.Короленко в своем произведении сумел показать, что самый великий дар человека – чуткое сердце, способное воспринять состояние других людей.

Особое внимание в тексте уделено детям – представителям двух миров: миру нищих и миру обеспеченных, богатых.

Читайте также:  Анализ поэмы некрасова дедушка 6 класс

Писатель показал, что в жизни ребенка бывает не только горе, страдание, но и радость, которую приносят сочувствие, сострадание, дружеская привязанность – все прекрасные и благородные чувства, способные осветить самые темные углы подземелья.

Учитель формулирует проблемную задачу по теме урока. Предлагает записать в тетради эпиграфы к уроку:

«улыбка Маруси стала мне почти так же дорога, как улыбка сестры”. (Вася)

Беда и радость ходят рядом

Вечно –

Людей спасает только человечность

(Пимен Панченко)

Как вы думаете, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке?

О судьбах каких героев мы будем говорить на уроке?

Как вы определите цели нашей сегодняшней беседы?

Чтобы достичь цели, что мы можем сегодня выполнить на уроке?

(работать с текстом, слушать учителя и одноклассников, анализировать, сравнивать, обобщать, оценивать поступки и т.д.)

Сегодня на уроке мы будем сравнивать двух героинь повести – Марусю и Соню.

Учитель сообщает тему и цель урока

Работа с термином «сравнение».

Что такое сравнение? (Сравнение — это художественный прием, при котором образ создается посредством сравнения одного объекта с другим.)

— Ребята, когда вы впервые видите человека, на что сначала обращаете внимание? (Внешний вид, одежда…)

— Чтобы узнать человека лучше, достаточно ли только этих признаков? (Нет)

— На что еще необходимо обращать внимание, чтобы лучше узнать человека? (На поступки, на отношение к окружающим людям…)

— Для чего нужно обращать внимание на все это? (Чтобы, понять: что из себя представляет этот человек, какими нравственными качествами обладает…)

Определяем схему, по которой будем характеризовать героинь повести.

Образ литературного героя (портрет; внутренние переживания поступки героя, влияние на окружающих; жесты, мимика; отношение других действующих лиц к данному герою; имя; обстановка)

Войдя в жизнь Валека и Маруси, наблюдая за ними, Вася невольно начинает сравнивать Марусю с сестрой Соней. Что побудило Васю к такому сравнению?

1.Портреты Маруси и Сони.

Выразительное чтение портретов Маруси и Сони. Чтение отрывка, описывающего Марусю.

Найдите художественные средства выразительности (эпитеты, сравнения), с помощью которых автор выражает свое отношение. (Эпитеты- крошечное создание, белокурые волосы;

Сравнение — …как былинка, … как головка полевого колокольчика)

Можно ли сказать, что автор любуется Марусей, ее красотой (белокурые волосы, бирюзовые глаза, длинные ресницы).

Найдите детали портрета, показывающие сочувственное отношение писателя к своему герою.

(Крошечное создание, кривые ножки, головка, как головка полевого колокольчика, платье грязно и старо, шаталась, как былинка.

Прочитайте описание портрета Сони.

Какой автор показывает эту девочку?

Что явилось причиной того, что девочки выглядят по-разному?

2. Условия жизни героинь.

Важно

Сравните условия жизни Маруси и Сони и как отразились эти условия на внешности и характерах Сони и Маруси.

(Условия жизни: Маруся была нищей, бездомной; Соня из «приличного общества»).

(Самым грустным в этой картине была Маруся, едва выделявшаяся на фоне серого камня странным и маленьким туманным пятнышком. Все это поражает Васю. Он наглядно представляет, как жестокие, холодные камни высасывают из нее жизнь.)

3. «Серый камень»

Как вы понимаете слова о серых камнях, которые высосали из Маруси жизнь? Как называется художественное средство, которое использует автор?

Символом чего является «серый камень»?

(Серый камень- голод, холод, безжалостность, черствость, страх, равнодушие. Серый камень — символ человеческой жестокости, несправедливости законов, которые заставляют страдать.)

Какие выводы мы можем сделать о жизни девочек на основании этих характеристик?

4. Анализ главы «Кукла»

(звучит музыка П.И. Чайковский «Болезнь куклы»)

-Какие игрушки могли окружать Соню?

(У Сони была большая кукла, с ярко раскрашенным лицом и роскошными льняными волосами, подарок покойной матери. На эту куклу я возлагал большие надежды и потому, отозвав сестру в боковую аллейку сада, попросил дать мне ее на время.

Я так убедительно просил ее об этом, так живо описал ей бедную больную девочку, у которой никогда не было своих игрушек, что Соня, которая сначала только прижимала куклу к себе, отдала мне ее и обещала в течение двух-трех дней играть другими игрушками, ничего не упоминая о кукле).

-Почему у Маруси не было игрушек?

-Выделите в описании куклы ключевые слова- эпитеты.

Какую роль сыграла детская игрушка в жизни Маруси?

«Действие этой нарядной барышни на нашу больную превзошло все мои ожидания. Маруся, которая увядала, как цветок осенью, казалось, опять ожила.

Она так крепко меня обнимала, так звонко смеялась, разговаривая со своей новой знакомой… Маленькая кукла сделала почти чудо: Маруся, давно уже не сходившая с постели, стала ходить, водя за собой свою белокурую дочку, и по временам даже бегала, по – прежнему шлёпая по полу слабыми ногами».

1.Заполнение таблицы: «Сравнительная характеристика Маруси и Сони» (работа в парах)

2. Создание синквейна

Работа в группах:

Самостоятельная работа с проверкой.

Составьте небольшую характеристику Маруси и Сони, используя материалы сегодняшнего урока, в виде синквейна.

Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

3.Составление плана сочинения. (используя материал таблицы)

Организация рефлексии учащихся. Учитель просит учащихся каждой группы подумать, с какими заданиями они справились легко и без затруднений, а какие вызвали у них трудности. Просит подумать в чем причины этих трудностей.

Одним предложением записать, что нового и наиболее ценного каждый узнал на уроке.

Сегодня на уроке я научился….

-Своей работой на уроке я….

-Урок заставил меня задуматься….

— А особенно мне удалось…

— Мне показалось важным…

— Мне было интересно, потому что…

-Я понял, что…

— Для меня стало открытием, что…

Заключительные слова учителя.

Люди, я прошу вас, ради Бога,

Не стесняйтесь доброты своей,

На земле друзей не так уж много– опасайтесь потерять друзей!

Домашнее задание.

Написать сочинение: «Сравнительная характеристика Сони и Маруси»

Эмоционально настраиваются на работу.

Записывают в тетради эпиграфы урока.

Участвуют в беседе с учителем, отвечают на поставленные вопросы.

Участвуют в беседе с учителем, отвечают на поставленные вопросы, приводят примеры. Сопоставляют свое понимание термина «сравнение» с трактовкой понятия из «Толкового словаря» С.И.Ожегова и Словаря литературоведческих терминов.

Совет

Определяют роль сравнения героев (это способ более глубокого постижения авторского замысла и понимания художественного произведения)

Анализируют этапы построения сравнительной характеристики.

Составляют таблицу: «Сравнительная характеристика Маруси и Сони» (не заполняют)

Участвуют в беседе с учителем, отвечают на поставленные вопросы, приводят примеры

Читают отрывок, описывающий Марусю.

Работают с лингвистическим словариком (эпитет, сравнение). Анализируют фрагмент текста. Выписывают в тетрадь сравнения, эпитеты.

Читают описание портрета Сони. Аналитическая работа с текстом.

Сравнивают портретные характеристики Сони и Маруси.

Сопоставляют условия жизни двух героинь.

Составляют ассоциативный ряд к словосочетанию «серый камень», определяют лексическое значение, записывают ключевые слова.

Участвуют в беседе с учителем, отвечают на поставленные вопросы, приводят примеры

Работают с языковыми средствами выразительности

Заполняют таблицу сопоставления Маруси и Сони (приложение1)

Выступление 2-3 пар (зачитывание данных, внесенных в таблицу)

Работают в группах.

Составляют синквейны: «Маруся» и «Соня».

Зачитывают синквейны..

Записывают в тетрадь план сочинения.

Зачитывают планы (2-3 плана по выбору).

Учащиеся формулируют и записывают (возможно, отображают графически, в виде рисунка) результат своей рефлексии.

Записывают в дневники

Личностные: самоопределение; выработка учебной мотивации.

Регулятивные: целеполагание;

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий, извлечение необходимой информации и ее использование, постановка и формулирование проблемы.

Регулятивные: целеполагание, самоконтроль знаний

личностные: осознание ответственности за общее дело.

Коммуникативные : построение речевого высказывания в устной форме, формулирование собственного мнения.

Регулятивные: целеполагание, планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий (алгоритма), прогнозирование.

Познавательные: использование имеющихся знаний, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, структурирование знаний, выдвижение гипотез и их обоснование.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

Обратите внимание

Регулятивные: умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.

Познавательные: самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера, умение излагать содержание прочитанного текста сжато, выборочно.

Коммуникативные: владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, формировать умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать.

Регулятивные: умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения

.

Познавательные: умение анализировать литературное произведение, понимать и формулировать тему, идею произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного произведения.

Коммуникативные: создание устных монологических высказываний разного типа, умение вести диалог.

Личностные: развитие самостоятельности и личной ответственности за результаты своей деятельности.

Источник: https://multiurok.ru/files/podghotovka-k-sochinieniiu-sravnitiel-naia-kharaktieristika-marusi-i-soni-po-poviesti-v-g-korolienko-v-durnom-obshchiestvie.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector