Образ княжны алины в романе евгений онегин пушкина сочинение

Тема сочинения: Образ главной героини в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин»

  • Одним из главных персонажей романа Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин» является Ольга, которая появляется перед читателями в словах романтического Ленского: «Невинной прелести полна, В глазах родителей, она Цвела, как ландыш потаенный, Незнаемый в траве глухой Ни мотыльками, ни пчелой».

    Ленский восхищается Ольгой и вместе с тем, наряду с восхищением, он говорит о том, что ее образ  ему просто надоел: «Глаза, как небо, голубые, Улыбка, локоны льняные, Движенья, голос, легкий стан, Все в Ольге… но любой роман Возьмите и найдете, верно, Ее портрет: он очень мил, Я прежде сам его любил, Но надоел он мне безмерно».

    Оценку героине дает и Онегин, который говорит о не так: «Кругла, красна лицом она, Как эта глупая луна На этом глупом небосклоне».  Онегин показал недостаток героини: ее прекрасный образ, ее красота и бедный внутренний мир.

    Онегин говорит об отсутствии жизни в чертах героини, что является следствием ее пребывания в самодовольном и ограниченном мире. Ольга — потребитель в этом мире.

    С мнением Онегина можно не согласиться, ведь Ольга является непосредственным и простым человеком. В ее поведении присутствуют игривость и кокетство, свойственные молодой девушке. Ольга хочет наслаждений, она энергична. Ей хочется праздника, поклонения. Как и любая женщина, она любит и хочет слышать комплименты в свой адрес.

    Обратите внимание

    Показателен в этом плане эпизод, который произошел во время бала в доме Лариных, когда Онегину очень легко удалось привлечь внимание Ольги: «…проворно Онегин с Ольгою пошел; Ведет ее, скользя небрежно, И, наклонясь, ей шепчет нежно Какой-то пошлый мадригал, И руку жмет — и запылал В ее лице самолюбивом Румянец ярче…».

    На этом же балу, пообещав танцевать с Онегиным, Ольга отвергает знаки внимания, которые ей оказывает Ленский. Причиной этому является то, что Ольга не в состоянии оценить истинные чувства, которые питает к ней Ленский, а от обычных слов, хоть и приятных ей, сказанных Онегиным.

    Внимание, оказанное Онегиным, для нее в этот момент важнее, чем искренняя любовь Ленского. 

    Увидев Ольгу перед дуэлью, Ленский слышит от Ольги вопрос: почему он исчез с бала? И сказано это было ею настолько непринужденно, что Ленский

    • «…повесил нос.
    • Исчезли ревность и досада
    • Пред этой ясностию взгляда,
    • Пред этой нежной простотой,
    • Пред этой резвою душой!».

    Ленский понял, что его ревность была слепа, он напрасно подозревал в чем-то Ольгу. Просто ее натура такова, как есть. И в этом Ленский уже счастлив.

    Но, Ольга не любит его таким же сильным чувством, каким ее любит Ленский. Ольга не может испытывать такое же сильное чувство.

    Гибель Ленского недолго расстраивала Ольгу, и вскоре у нее появился новый поклонник. Который «успел ее страданье любовной лестью усыпить».

    • «И вот уж с ним пред алтарем
    • Она стыдливо под венцом
    • Стоит с поникшей головою,
    • С огнем в потупленных очах,
    • С улыбкой легкой на устах».

    Александр Сергеевич Пушкин в образе Ольги показал красивую женщину, которая весела, игрива, не знает забот. Женщину, которая обладает естественным кокетством. Ольга немного легкомысленна и не воспринимает происходящее вокруг поверхностно, порой не замечая, что своей беззаботностью она приносит страдания окружающим.

  • Источник: http://soshinenie.ru/tema-sochineniya-obraz-glavnoj-geroini-v-romane-as-pushkina-evgenij-onegin/

    ActionTeaser.ru — тизерная реклама

    Образ Татьяны Лариной, созданный Пушкиным в его романе, имеет не меньшее значение, чем образ Онегина. Автор в своем произведении старается как можно точнее показать нам простую русскую «провинциальную барышню» с ее чувствами и мыслями.

    По описанию Пушкина можно понять, что внешность героини лишена каких-либо прекрасных черт, какими наделяли действующих лиц писатели классических и сентиментальных произведений:

    Ни красотой сестры своей,Ни свежестью ее румянойНе привлекла она очей. 

    Но в конце романа Татьяна предстает перед нами знатной дамой Петербурга и, сидя за столом рядом с красавицей того времени Ниной Воронской, ничем не уступает ей, «беспечной прелестью мила». Ее прелесть — чистая душа, простота, ум.

    Все это и богатство душевных качеств наша героиня сохранила на протяжении всего романа. В семье росла дикой, неласковой девочкой, с детства не любила куклы и общение с подругами.

    С раннего возраста начала увлекаться романами сентиментальных писателей:

     Ей рано нравились романы;        ,Они ей заменяли все… Татьяна верила им безраздельно, думала, что жизнь и люди, которые описаны в книгах, существуют на самом деле. Пушкин говорит: Она влюблялася в обманы,И Ричардсона, и Руссо. 

    Ее натура мечтательна и романтична, наделена богатым «воображением мятежным». С любимыми персонажами своих книг могла уйти от реальности в мир, принадлежащий только ей, который способна понять только она. Вот почему она влюбилась в Онегина. Татьяна считала, что он не похож на других знакомых ей мужчин.

    В своем воображении она создала героя, который способен на подвиги, в ее представлении он благородный, честный человек. Татьяну посетило чувство, неизвестное ей до этого момента. Любовь девушки чистая и искренняя. Вот почему она решается написать письмо Евгению. До встречи с ним никого не любила.

    Можно представить, какое глубокое разочарование Татьяна испытала при разговоре с Онегиным, но он ей оставляет маленькую надежду на будущее счастье:

     Я вас люблю любовью братаИ, может быть, еще нежней. 

    Важно

    Узнав о гибели Ленского, жениха ее сестры, она должна была Евгения возненавидеть, но из-за своей глубокой любви не может разлюбить. После его отъезда Татьяна начинает читать его книги. В них она видит совершенно другой мир.

    Она понимает, что все эти произведения были интересны ему, здесь он мог найти знакомые чувства и мысли.

    На основе принадлежащих Онегину книг Татьяна делает скоропостижный вывод о том, что он мало подражает героям любимых произведений.

    Но вот судьба вновь соединила их на балу. Татьяна уже не та деревенская наивная девушка, а знатная дама. Когда Онегин пришел к ней после болезни и застал ее плачущей над его письмом, они долго говорили.

    За время отъезда Евгения она вышла замуж без любви, очень изменилась в своем поведении, манерах и общении, научилась «властвовать собой». Но ее любовь к нему не Исчезла, в душе она осталась все той же простой Таней со своим внутренним миром. За тихий уголок дикого сада она готова отдать все, что имеет.

    Героиня не может ответить взаимностью Онегину, потому что не может предать, обидеть кого-либо. Ничто не смогло изменить душу простой русской девушки.

    ActionTeaser.ru — тизерная реклама

    Источник: https://moitvoru.ru/index.php/home/sochineniya-po-proizvedeniyam/pushkin-a-s/12278-plenitelnyj-zhenskij-obraz-v-romane-a-s-pushkina-evgenij-onegin

    Женские образы в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»

    В романе “Евгений Онегин”, опубликованном в 1831 году, А. С. Пушкин отразил современную ему русскую жизнь. Действие романа начинается весной-летом 1819 года и заканчивается весной 1825 года, за полгода до восстания декабристов на Сенатской площади.

    “Евгений Онегин” является центральным произведением А. С. Пушкина, его основным “литературным подвигом”. Именно с этим романом связано утверждение реализма в творчестве великого поэта.

    <\p>

    Картину жизни русского общества периода, предшествовавшего восстанию декабристов, поэт изобразил в своем романе с подлинно энциклопедической насыщенностью. Недаром В. Белинский назвал роман “энциклопедией русской жизни”.

    Важное место в системе образов романа занимают женские образы.

    Главной героиней романа является Татьяна Ларина. В ней автор развил русский дамский характер, созданный Жуковским в балладе “Светлана”. О связи этих двух характеров говорит разговор Онегина с Ленским:

    — Скажи: которая Татьяна?

    — Да та, которая грустна

    И молчалива, как Светлана.

    О Светлане автор упоминает и в эпиграфе к пятой главе романа: “О, не знай сих страшных снов, ты, моя Светлана”. Сны девушек очень близки по содержанию. Близость к народу, русскому миропониманию, а также искренность, бесхитростность, непосредственность роднят Татьяну со Светланой, героиней баллады Жуковского “Светлана” (1813).

    Высоко оценил образ Татьяны и критик В. Г.

    Белинский: “Велик подвиг Пушкина, что он первый в своем романе поэтически воспроизвел русское общество того времени и в лице Онегина и Ленского показал его главную, то есть мужскую, сторону; но еле-еле ли не выше подвиг нашего поэта в том, что он первый поэтически воспроизвел, в лице Татьяны, русскую женщину”. Критик подчеркивает цельность натуры героини, ее исключительность в обществе. В то же пора Белинский обращает внимательность на то, что образ Татьяны являет собой “тип русской женщины”.

    Рекомендуем почитать ►

    Петербург Достоевского

    Сам автор романа так выражает отношение к своей героине: “Я так люблю Татьяну милую мою”, “Татьяны милой идеал”, “Татьяна, милая Татьяна”. Пушкин все пора подчеркивает отсутствие в ней черт, которыми постоянно одаривают своих героинь авторы классических и сентиментальных произведений: красота, поэтическое имя. Автор прямо говорит:

    Ни красотой сестры своей,

    Ни свежестью ее румяной

    Не привлекла б она очей.

    Это же подчеркивается в последней главе романа, где Татьяна — петербургская знатная леди, “равнодушная княгиня, непреступная богиня роскошной, царственной Невы”, “законодательница зал”. И при этом Пушкин замечает:

    Никто б не мог ее прекрасной

    Назвать…

    Совет

    И в то же пора она, сидя за столом рядом с “блестящей Ниной Воронскою”, знаменитой петербургской красавицей, ничем не уступает ей, “беспечной прелестью мила”. Очевидно, эта прелесть была в ее душевном благородстве, уме и простоте, богатстве душевного содержания.

    Рисуя в своем романе образ простой русской девушки, не очень красивой, с простонародным именем, поэт и в характеристике ее душевного склада, и в изображении ее поведения нисколько не приукрашивает и не идеализирует ее.

    Татьяна растет в семье одинокой девочкой, не любящей игрывать с подругами, большей частью она погружена в себя, в свои переживания:

    Она в семье своей родной

    Казалась девочкой чужой.

    О людях, о жизни она привыкла судить по прочитанным ею романам:

    Ей рано нравились романы;

    Они ей заменяли все.

    В них она искала соответствий своим переживаниям и поэтому:

    Она влюблялася в обманы

    И Ричардсона, и Руссо.

    Татьяна таким образом создала в своем воображении образ возлюбленного, не похожего на других, таинственного. Именно таким и явился в ее глазах Онегин.

    Рекомендуем почитать ►

    Любовь и природа в творчестве Ф. И. Тютчева

    Татьяна близка к русской природе:

    Она любила на балконе

    Предупреждать зари восход,

    Когда на бледном небосклоне

    Звезд исчезает хоровод.

    Отношение к природе помогает глубже раскрыть характер героини. От природы она одарена:

    Воображением мятежным,

    Умом и волею активный,

    И своенравной головой,

    И сердцем пламенным и нежным.

    Этим она выделяется среди помещичьей среды и светского общества. Татьяна мечтала о человеке, который бы вписал в ее жизнь смысл и высокое содержание, но любовь принесла Татьяне лишь разочарование и страдание. Будучи “законодательницей зал” в Петербурге, она сохранила свою непосредственность и искренность. Так, она заявляет Онегину:

    Сейч
    ас отдать я рада,

    Всю эту ветошь маскарада,

    Весь тот самый блеск, и шум, и чад

    За полку книг, за бешеный сад,

    За наше бедное жилище.

    Душевные качества Татьяны раскрываются ещё глубже в сцене последнего свидания с Онегиным: верность долгу одерживает верх над ее чувством:

    Я вышла замуж. Вы должны,

    Я вас прошу меня оставить;

    Я знаю: в вашем сердце есть

    И гордыня, и прямая честь.

    Я вас люблю (к чему лукавить?),

    Но я другому отдана;

    Я буду век ему верна.

    Типичными являются и образы Ольги и матери Татьяны Лариной. Отношение автора к ним двойственное. С одной стороны, семья Лариных, где главную роль играла мать, хлебосольна, проста, гостеприимна, радушна, с прочий – мать-Ларина – крепостница, “открывшая тайну, как супругом самодержавно управлять”, а Ольга быстро забывает убитого Ленского, выйдя замуж за проезжего улана.

    Мать Татьяны прошла типичный путь девушки своего времени: от светской девушки до жены деревенского помещика. Ее выдали замуж, “не спросясь ее совета”. Она “рвалась, и плакала сначала”, потом “хозяйством занялась”, привыкла и “довольна стала”:

    Привычка усладила горесть.

    Она вела жизнь типичной русской барыни:

    …брила лбы,

    Ходила в баню по субботам,

    Служанок била осердясь –

    Все это мужа не спросясь.

    Но сообща с тем она – хранительница “привычек милой старины”, столь дорогих автору:

    У них на масленице жирной

    Водились русские блины;

    Два раза в год они говели.

    Также с известной долей иронии начертан образ Ольги. Пушкин рисует портрет красавицы:

    Всегда скромна, вечно послушна,

    Всегда как утро весела,

    Как жизнь поэта простодушна,

    Как поцелуй любви мила;

    Глаза, как небо, голубые,

    Улыбка, локоны льняные,

    Читайте также:  Женские образы в романе тихий дон шолохова сочинение

    Движенья, звук, легкий стан,

    Все в Ольге…

    Обратите внимание

    Но одновременно с этим автор подчеркивает типичность ее образа и так выражает к нему отношение:

    …но любой роман

    Возьмите и найдете, верно,

    Ее портрет: он очень мил;

    Я прежде сам его любил,

    Но надоел он мне безмерно.

    “Не длительно плакала” Ольга после смерти Ленского. Автор осуждает это непостоянство Ольги:

    Увы! Невеста молодая

    Своей печали неверна.

    Другой увлек ее вниманье…

    Улан умел ее пленить.

    В романе присутствуют и образы других представительниц прекрасного пола: дочек провинциальных помещиков, которых “прочили за полурусского соседа”. Сатирически изображена и московская “ярманка невест”. Особо следует отметить и образ няни Филипьевны, которая сыграла большую роль в формировании душевного мира Татьяны.

    Женские образы играют большую роль в романе. Они помогают глубже раскрыть образы Онегина и Ленского, автора, который также является полноправным героем романа. Кроме того, женские образы имеют совершенно самостоятельное важность. Они дополняют “картину русского общества, взятого в один из интереснейших моментов его развития”.

    Источник: http://www.getsoch.net/zhenskie-obrazy-v-romane-a-s-pushkina-quot-evgenij-onegin-quot-2/

    Образ Татьяна Ларина в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»

    Татьяна — существо исключительное, натура глубокая, любящая, страстная … В. Г. Белинский

    200 лет прошло со дня рождения гения русской литературы, всеми любимого поэта Александра Сергеевича Пушкина. Хочется снова и снова возвращаться к пушкинского слова и его замечательному роману в стихах «Евгений Онегин», где представлен молодежь 20-х годов XIX века. Существует очень красивая легенда. Один скульптор изваял из камня прекрасную девушку.

    Она выглядела настолько живой, что, казалось, сейчас заговорит. Но скульптура молчала, а творец ее заболел от любви к своему чудесного создания. Ведь в ней он выразил свое сокровенное представление о женской красоте, вложил свою душу и терзался, что никогда не станет эта мраморная девушка живой. Эта странная любовь была настолько сильна, что боги сжалились и оживили камень.

    Очевидно, что в искусстве возможно такое чудо, когда художник всерьез увлекается своим собственным творением. Вероятно, и Пушкин, работая над романом «Евгений Онегин», любовался чудесной девушкой, оживает под его пером. Он с любовью описывает ее внешность, силу чувств, «милую простоту». На многих страницах невольно признается: «… я так люблю Татьяну милую мою !..

    «,» Татьяна, милая Татьяна! С тобой теперь я слезы лью … «

    Часто говорят о «тургеневский девушек» Эти образы будут вечно тревожить воображение своей женственностью, чистотой, искренностью и силой характера. Но мне кажется, что «пушкинские девушки» не менее интересны и привлекательны. Маша Троекурова из «Дубровского», Мария Гавриловна с «Метель».

    Но привлекательная и «знаменитая» из всех героинь Пушкина — Татьяна Ларина. В романе мы встречаемся с ней в поместье ее родителей. Село Лариных, как и Онегина, верно, тоже «волшебный уголок», которые попадаются в средней полосе России. Пушкина много раз подчеркивает, как Татьяна любила природу, зиму, катание на санках.

    Российская природа, сказки няни, старинные обычаи, соблюдаемы в семье, сделали Татьяну «русской душе». Татьяна во многом похожа на других девушек. Так же «верила предсказанням простонародной старины, и снам, и карточным гаданием», ее «тревожили приметы».

    Но уже с детства в Татьяне было много такого, что выделяло ее среди других, она даже «в семье своей родной казалась девочкой чужой». Она не любовалась к родителям, мало играла с детьми, не занималась рукоделием.

    Но куклы даже в эти годы Татьяна в руки не брала; Провести города, о моды Беседы с нею не вела. С ранних лет она отличалась мечтательность, жила лицом внутренней жизнью. Автор подчеркивает, что девушка была лишена кокетства и притворства — качеств, которые так не нравились ему в женщинах.

    Много строк в романе посвящено роли книг, которые дя Татьяны были особым миром, сформировали ее мировоззрение, душевные качества. Так Пушкин подводит нас к пониманию того, что Татьяна — натура поэтическая, высокая, одухотворенная. А разве такая может не нравиться? По душе автору и открытость, прямота его героини.

    Важно

    Хотя девицы признаваться в любви всегда считалось неприличным, Татьяну трудно осуждать за это.

    Поэт спрашивает:

    ? За что же вина Татьяна? За то, что в милой простоте Она не ведает обмана И верит собственной мечте?

    Мы не можем не заметить постоянства характера Татьяны, присущего ей с раннего детства. А когда он становится знатным дамой, то с грустью и тоской вспоминает прежнее сельскую жизнь.

    света ненавидит; ей душно здесь … она мечтой стремится к жизни полевой «. И любовь к Евгению Татьяна прежнему хранит в душе.

    Нельзя не отметить еще одно место, раскрывающее отношение поэта к его «милого идеала»:

    o Она была нетороплива, Не холодная, не разговорчивая, Без взгляда наглого для всех, Без притязаний на успех, Без этих маленьких ужимок, Без подражательный выходок … Все тихо, просто было в ней …

    Пушкина — «истинный гений» в науке «страсти нежной» — хорошо знал женскую натуру. В его произведениях вырисовывается собирательный портрет девушки, который он предпочитает. Главные ее черты — благородство и верность супружеской долга.

    Маша Троекурова, принесшая любовь в жертву святости брак, Мария Гавриловна, который отказывает всем поклонникам, потому что случай обвенчал ее с неизвестным офицером, Маша Миронова, не отвернулась от своего опального жениха и сумевшая попасть ради его спасения к самой царице.

    Наконец, Татьяна, по-прежнему любя Онегина, с твердостью отвечает ему:

    Но я другому отдана, И буду век ему верна.

    Проходят эпохи, меняются мода, увлечения, общественные условия и законы, но всегда будут в чести те душевные качества, которые делают Татьяну Ларину и других «пушкинских девушек» милая и привлекательными: благородство, чистота, верность. Татьяна Ларина открыла собой галерею прекрасных образов русских женщин, морально безупречном, верных долгу, ищущих содержательной жизни.

    Такая Ольга Ильинская в романе Гончарова «облом», Наталья с «Рудина», Елена из «Накануне», жены декабристов, воспетые Некрасовым.

    Я считаю, что «Татьяны милый идеал» и в наше время не потерял своей свежести и чистоты. Образ пушкинской героини учит современных девушек верности избраннику, нравственной чистоте, жертвенности во имя любви. Не сомневаюсь, что немало молодых людей и сегодня восхищаются нежным образом Татьяны за ее светлый ум, чистоту души, красоту помыслов и поступков.

    Источник: http://www.1kessay.ru/read/2149

    Сочинения

    Александр Сергеевич Пушкин, работая над романом «Евгений Онегин», любовался чудесной девушкой, оживающей под его пером. Поэт с любовью описывает ее внешность, силу чувств, «милую простоту». На многих страницах он невольно признается: «Я так люблю Татьяну милую мою», «Татьяна, милая Татьяна! С тобой теперь я слезы лью…»

    Часто говорят о «тургеневских девушках». Эти образы тревожат воображение своей женственностью, чистотой, искренностью и силой характера. Но мне кажется, что «пушкинские девушки» не менее интересны и привлекательны.

    Маша Троекурова из «Дубровского», Маша Миронова из «Капитанской дочки»,.. Видимо, Мария — любимое женское имя Пушкина. Ведь он назвал свою старшую дочь Машей.

    Но самая «знаменитая» из всех героинь Пушкина — Татьяна Ларина.

    Совет

    Впервые мы встречаемся с [rkey]Татьяной в поместье ее родителей. Деревня Лариных, как и Онегина, тоже была «прелестный уголок», какие часто попадаются в средней полосе России. Поэт много раз подчеркивает, что Татьяна любила природу, зиму, катание на санках. Природа, старинные обычаи, соблюдаемые в семье, и создали «русскую душу» Татьяны.

    Отец Тани «был добрый малый, в прошедшем веке запоздалый», как иронизирует Пушкин. Все хозяйство самоуправно вела мать. Жизнь семейства, которая описывается с любовной иронией, протекала мирно и спокойно. Собирались часто соседи «и потужить, и позлословить, и посмеяться кой о чем». Татьяна во многом похожа на других девушек. Также   «верила   преданьям   простонародной

    • старины, и снам, и карточным гаданьям», ее
    • «тревожили приметы». Но было уже с детст
    • ва много такого, что отличало ее от других.
    • Ока ласкаться не умела
    • К отцу, ни к матери своей;
    • Дитя сама, в толпе детей
    • Играть и прыгать не хотела
    • И часто целый день одна
    • Сидела молча у окна.          

    Татьяна с детства отличалась мечтательностью, жила особой внутренней жизнью. Автор подчеркивает, что девочка была лишена кокетства и притворства — тех качеств, которые ему не нравились в женщинах. Много строк посвящено книгам, которые сыграли немалую роль в формировании личности Татьяны. Так Пушкин подводил нас к пониманию того, что Татьяна — натура поэтическая, высокая, одухотворенная.

    В одной из повестей Пушкин пишет, что уездные барышни — просто прелесть. Они воспитаны на свежем воздухе, в тени яблонь, знание света черпают из книг. Уединение, свобода и чтение рано в них развивают чувства и страсти, которые неизвестны рассеянным красавицам большого света. Существенное достоинство этих девушек — самобытность.

    Сказано как будто о Татьяне.  По душе автору открытость  и  прямота  его  героини. Хотя девице первой  признаваться  в любви считалось неприличным, но Татьяну трудно осуждать за это.

    Поэт спрашивает: За что ж виновнее Татьяна? За то ль, что в милой простоте Она не ведает обмана И верит избранной мечте? Пушкин особо подчеркивает постоянство характера Татьяны. Оно присуще ей с раннего детства.

    Когда Татьяна становится знатной дамой, то с грустью и умилением вспоминает прежнюю сельскую жизнь, когда она моложе и «лучше, кажется,  была». А на самом деле она нисколько не изменилась. И любовь к Евгению по-прежнему хранит в себе.

    Пушкин любил свою Татьяну… Существует древнегреческая легенда о том, как один скульптор изваял из камня девушку. Каменная дева была настолько красива, что мастер влюбился в собственное творение.

    Любовь к девушке была так сильна, что скульптор потерял покой оттого, что это прекрасное изваяние никогда не оживет.

    Обратите внимание

    Видя мучения и тоску замечательного мастера, боги сжалились над ним и оживили статую, тем самым обрекая мастера и его создание на вечную любовь.

    Но это легенда. А Пушкин создал вечный образ прекрасной русской женщины. Трудно даже представить, что Татьяна поэтом придумана. Хочется верить, что она была в жизни, что подобные ей и теперь встречаются. О любви поэта к своему созданию говорят и следующие строки:

    Ока было нетороплива, Не холодна, не говорлива, Без взора наглого для всех, Без притязаний на успех, Без этих маленьких ужимок, Без подражательных затей… Пушкин описывает ее такой, какой видел идеал женщины.

      Поэт ведь ‘«истинный был гений» в науке «страсти нежной», хорошо знал женскую натуру. Но в его произведениях вырисовывается тот собирательный портрет девушки, которому он отдает предпочтение.

    Главные ее черты — благородство, верность супружескому долгу.

    Маша Троекурова, принесшая любовь в жертву святости брака. Марья Гавриловна, отказывающая всем поклонникам, потому что случай повенчал ее с неизвестным офицером. Маша Миронова, не отрекшаяся от жениха и сумевшая ради него попасть к самой царице. И, наконец, Татьяна, которая с твердостью говорит: «Но я другому отдана; я буду век ему верна». [/rkey]

    Как мучила, как занимала Александра Сергеевича тема супружеской верности!

    Сочинение! Обязательно сохрани — » Судьбы женских образов (по роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин») . Потом не будешь искать!

    Источник: http://www.vse-znayka.ru/sudby-zhenskix-obrazov-po-romanu-a-s-pushkina-evgenij-onegin.html

    Женские образы в романе а. с. пушкина «евгений онегин» (вариант 2):

    В романе «Евгений Онегин» А. С. Пушкина наиболее полно представлены два женских образа — Татьяны и Ольги Лариных, которые соответствуют двум женским типам.

    Татьяна — старшая дочь провинциального дворянина — с детства отличалась мечтательностью, серьезностью, замкнутостью и склонностью к размышлениям.

    Ее никогда не интересовали детские шалости и забавы, куклы, игры в горелки, разговоры о моде, а «страшные рассказы зимою в темноте ночей пленяли больше сердце ей».

    Выросшая на лоне природы и в гармонии с ней, девушка «любила на балконе предупреждать зари восход», любила слушать пение

    253

    деревенских девушек, верила в гадания на Рождество.

    Татьяну нельзя назвать красавицей:

    Ни красотой сестры своей,

    Ни свежестью ее румяной

    Не привлекла б она очей.

    Дика, печальна, молчалива,

    Как лань лесная боязлива,

    Она в семье своей родной

    Казалась девочкой чужой. Но в ней было то, чего нельзя было не заметить и тем более не оценить: ум и духовное богатство, которые освещали внешний облик девушки; в ней чувствовалась личность, мучительно и неутомимо ищущая свое место в жизни.

    Считавший книги «пустой игрушкой» отец Татьяны, которого автор с иронией называет «добрый малый в прошедшем веке запоздалый», никогда не интересовался чтением дочери и «не заботился о том, какой у дочки тайный том дремал до утра под подушкой».

    Читайте также:  Сочинение по картине васнецова снегурочка 3 класс описание

    И, предоставленная самой себе, Татьяна рано увлеклась романами, герои которых пленяли сердце девушки, заставляли его биться сильнее. Молодые люди, которых Татьяна часто видела у себя в доме, не были похожи на романтических героев: больше всего их интересовал быт, а в женщине они ценили внешнюю красоту.

    Важно

    И потому Онегин, впервые посетивший своих соседей по поместью, нашел, что Татьяна «грустна и молчалива, как Светлана».

    Зато она уже в вечер знакомства с Онегиным, благодаря проницательности своей натуры, поняла и никогда больше потом не сомневалась, что он — красивый, умный, так непохожий на других, отрешенный от суеты, — он и есть ее герой. Заледеневшее от ожиданий сердце растаяло — Татьяна влюбилась.

    Любовь открывает нам новые черты Татьяны: благородство, верность, постоянство, открытость, нежность… Не привыкшая кокетничать и заигрывать, задыхающаяся от любви и сгорающая от стыда, Татьяна открывается в письме Онегину. Поразительно трогательно передана поэтом глубина переживаний девушки, впечатляет ее уверенность в силе своих чувств:

    Другой!.. Нет, никому на свете Не отдала бы сердца я!

    То в вышнем суждено совете… То воля неба: я твоя; Вся жизнь моя была залогом Свиданья верного с тобой; Я знаю, ты мне послан Богом, До гроба ты хранитель мой…

    После объяснения, когда главный герой отказывался от Татьяны, по его словам, ей же во благо, девушка нашла в себе силы не уронить  своего достоинства,   не  плакала, не умоляла ответить на любовь, отчаянному крику сердца не дала вырваться наружу.

    Но словам, сказанным в письме: «Нет, никому на свете не отдала бы сердца я!», — Татьяна осталась верна. В этом мы убеждаемся, когда героиня говорит Онегину на последнем свидании: «Я вас люблю (к чему лукавить?)».

    Цельную натуру Татьяны не смогло изменить ни высокое положение в обществе, ни богатство князя. Светскую жизнь, к которой так стремились многие, она называет «постылой жизни мишура» и признается, что готова отдать

    Всю эту ветошь маскарада, Весь этот блеск, и шум, и чад За полку книг, за дикий сад, За наше бедное жилище… Татьяна, с детства впитавшая устои народной морали, не способна предать человека, который верит ей и любит ее. Долг, честь, добродетель для нее выше личного счастья. «Но я другому отдана; я буду век ему верна», — был ее ответ Онегину.

    Совет

    Полной противоположностью Татьяны является ее младшая сестра. Ольга — писаная красавица, со всеми традиционными атрибутами:

    Глаза, как небо, голубые, Улыбка, локоны льняные, Движенья, голос, легкий стан…

    Внутренний мир Ольги уютен и бесконфликтен: она «всегда скромна, всегда послушна, всегда как утро весела, Как жизнь поэта простодушна…». Кажется, она совершенство, в нее невозможно не влюбиться.

    Говоря о портрете  Ольги,  Пушкин признается, что «прежде сам его любил», но тут же добавляет: «Но надоел он мне безмерно».

    Что не дает автору влюбляться в таких, казалось бы, идеальных женщин, как Ольга? На этот вопрос он отвечает устами Онегина,

    254

    который, едва узнав Ольгу, сразу отметил ее главный недостаток:

    В чертах у Ольги жизни нет. Точь-в-точь в Вандиковой Мадоне; Кругла, красна лицом она, Как эта глупая луна На этом глупом небосклоне. Ольга бедна духовно. В ней нет гармонии между внешностью и внутренним миром. Ее привлекательность не освещается светом души.

    У Ольги нет принципов, в силу своей духовной ограниченности она не способна на сильные чувства, как ее сестра, которая, однажды полюбив, осталась верна своей любви.

    После смерти Ленского Ольга не долго плакала, грустила, вскоре она увлеклась другим молодым человеком, уланом:

    И вот уж с ним пред алтарем Она стыдливо под венцом Стоит с поникшей головою, С огнем в потупленных очах, С улыбкой легкой на устах, ЕСЛИ Татьяна Ларина воплотила в себе пушкинский идеал женской красоты: умная, кроткая, благородная, духовно богатая натура, — то в образе Ольги он показал другой тип женщин, встречающийся довольно часто: красивые, беззаботные, кокетливые, но духовно ограниченные и не способные на сильные, глубокие чувства.

    Похожие сочинения

    Источник: https://sochineniya.info/publ/1/drugoe/zhenskie_obrazy_v_romane_a_s_pushkina_evgenij_onegin_variant_2/25-1-0-2255

    Женские образы в романе «Евгений Онегин»

    Женские образы в романе «Евгений Онегин»

    Александр Сергеевич Пушкин — величайший русский поэт-реалист. Его лучшим произведением, в котором …вся жизнь, вся душа, вся любовь его; его чувства, понятия, идеалы, является Евгений Онегин.

    Пушкин ставит задачу дать реальное изображение жизни молодого человека светского общества. В романе отражены последние годы царствования Александра 1 и первые годы царствования Николая 1, то есть время подъема общественного движения после Отечественной войны 1812 года, В это время для значительной части образованной молодежи было характерно неумение и неспособность найти свой путь в жизни.

    В основе романа лежит история любви Евгения Онегина и Татьяны Лариной. Образ Татьяны как главной героини романа является наиболее совершенным среди остальных женских образов. В то же время Татьяна — любимая героиня Пушкина, его милый идеал (…я так люблю Татьяну милую мою).

    В образ Татьяны Пушкин вложил все те черты русской девушки, совокупность которых представляет для автора совершенный идеал. Это те особенные черты характера, которые делают Татьяну истинно русской. Формирование этих черт у Татьяны происходит на основе преданий простонародной старины, верований, сказаний. Заметное влияние на ее характер оказывает увлечение любовными романами.

    Обратите внимание

    О преобладании таких настроений у Татьяны свидетельствует ее реакция на появление у них в доме Онегина, которого она сразу делает предметом своих романтических мечтаний. В нем Татьяна видит сочетание всех тех качеств героя, о которых она читала в романах.

    Своему чувству Татьяна отдается целиком и полностью. О глубине чувств Татьяны говорит ее письмо к Онегину. В нем Татьяна, действуя против всех правил приличия, открывает свою душу и полностью отдает себя в руки Онегина, полагаясь на его честь и благородство (Но мне порукой ваша честь…).

    Глубокие чувства Татьяны проявляются в момент приезда Онегина в поместье Лариных после получения письма. В ее душе поднимается целая буря противоречивых чувств, надежд и желаний, которые она не в силах подавить.

    Татьяна без возражений принимает отповедь Онегина, но ее чувства не только не проходят, но еще больше разгораются.

    Благодаря постоянному общению со своей няней Филипповной, она знает большое количество старинных народных верований, примет, в которые безоговорочно верила:

    Татьяна верила преданьям

    Простонародной старины,

    И снам, и карточным гаданьям,

    И предсказаниям луны.

    Ее тревожили приметы;

    Таинственно ей все предметы

    Провозглашали что-нибудь.

    Поэтому, чтобы узнать свою дальнейшую судьбу, Татьяна прибегает к гаданию. В итоге ей снится сон, который частично определяет дальнейшее развитие событий.

    После смерти Ленского и отъезда Онегина, Татьяна начинает часто посещать дом Онегина. Там она, изучая обстановку, в которой жил Онегин, его круг интересов, приходит к выводу, что Онегин есть лишь поэтический призрак, пародия.

    Далее Татьяна отправляется в Москву, где тетушки возят ее по балам и вечерам в поисках хорошего жениха. Обстановка московских гостиных, царя щий в них порядок и светское общество — все это внушает Татьяне лишь отвращение и скуку. Воспитанная в деревне, душой она стремится к природе:

    …в деревню, к бедным поселянам, В уединенный уголок, Где льется светлый ручеек…

    Важно

    Татьяна получает в мужья военного, богатого генерала и становится светской дамой. В этом положении и застает ее Онегин, вернувшийся через несколько лет из путешествий. Теперь, когда Татьяна достигла одного с ним уровня общественного положения, в нем пробуждаются любовь и страсть. Далее история любви Онегина к Татьяне приобретает зеркальное отражение истории любви Татьяны к нему.

    Став светской дамой, Татьяна постепенно изменяется в соответствии с обществом, в котором ей приходится постоянно находиться. Она становится равнодушною княгиней, неприступной богиней. В ответ на признания Онегина Татьяна, хоть и любит его, дает прямой и безоговорочный ответ:

    Но я другому отдана, Я буду век ему верна.

    В этих словах заключена вся сила характера Татьяны, ее сущность. Несмотря на сильную любовь к Онегину, она не может нарушить обет, данный ею мужу перед богом, не может поступиться моральными принципами.

    Полной противоположностью Татьяны является ее сестра Ольга. Ее веселый нрав, простота, спокойный, беспечный характер были, по словам самого автора, неотъемлемой частью образа героини любого романа того времени.

    Онегин, как истинный знаток женской души, дает Ольге нелестную характеристику:

    В чертах у Ольги жизни нет,

    Точь-в-точь в Ван-Дейковой Мадонне:

    Кругла, красна лицом она;

    Как эта глупая луна

    На этом глупом небосклоне.

    О беспечном нраве Ольги также свидетельствует ее отношение к любви. Она как будто и не замечает всей полноты и глубины чувств Ленского, готового пойти на все ради нее. Именно из-за нее он сражается на дуэли с Онегиным и погибает.

    Дуэль происходит из-за легкомысленного и пренебрежительного отношения Ольги к Ленскому на балу Она веселится и танцует с Онегиным, не замечая, какую боль она причиняет Ленскому своим поведением.

    При их последнем свидании Ленский смущен и растерян перед той нежной простотой и наивностью, с которой предстает перед ним Ольга:Подобно ветреной надежде, Резва, беспечна, весела, Ну точно та же, как была.В последние часы жизни Ленский поптощен мыслями об Ольге. В душе он

    Источник: https://www.studsell.com/view/44073/

    Образ татьяны лариной в романе пушкина «евгений онегин» — сочинение для 9 класса

    Белинский назвал роман в стихах «Евгений Онегин» «самыми задушевным произведением» Александра Сергеевича Пушкина. Да и сам автор считал этот роман лучшим своим творением.

    Пушкин работал над ним с огромным увлечением, отдавая творчеству всю свою душу, всего себя. И, несомненно, образы главных героев романа очень близки автору. В каждом из них он отразил какие-то присущие ему самому черты.

    Образы из романа стали для Пушкина почти родными.

    Наиболее близок автору образ Татьяны, которая, по сути своей, является идеалом русской женщины для Пушкина. Именно такой представлял он себе истинную русскую женщину —  искренней, пламенной, доверчивой и, в то же время, обладающей душевным благородством, чувством долга и сильным характером.

    В портрете Татьяны Пушкин дает не внешний облик, а скорее внутренний ее портрет: «…Дика, печальна, молчалива…». Это нетипичный образ, привлекающий не красотой своей, а внутренним миром.

    Пушкин подчеркивает разницу между Татьяной и Ольгой:

    Ни красотой сестры своей,

    Ни свежестью ее румяной

    Не привлекла б она очей, — говорит он о Татьяне и далее еще не раз повторяет, что Татьяна некрасива. Но образ этой кроткой, задумчивой девушки притягивает читателя и самого автора своей прелестью и необычностью.

    Во второй главе романа мы встречаем девушку, чей любимый круг жизни составляют природа, книги, деревенский мир с рассказами и сказками няни, с ее теплотой и сердечностью.

    Совет

    Читая роман, можно заметить, что в тех строфах, где речь идет о Татьяне, обязательно присутствует описание природы.

    Недаром Пушкин много раз передает душевное состояние Татьяны через образы природы, он подчеркивает этим ту глубокую связь, которая существует между деревенской девушкой и природой.

    Например, после суровой проповеди Онегина «меркнет милой Тани младость: так одевает бури тень едва рождающийся день”.

    Прощание Татьяны с родными местами, родными полями, лугами сопровождается трагическим описанием осени: “Природа трепетна, бледна, Как жертва пышно убрана”. Весь внутренний мир Тани созвучен с природой, со всеми ее изменениями.

    Такая близость является одним из признаков глубокой связи с народом, которую Пушкин очень ценил и уважал.

    Песня детушек, утешающая Таню, привязанность к «Филиповне седой”, гаданье — все это снова говорит нам о живой связи Тани с народной стихией.

    Одиночество, отчуждение от окружающих, доверчивость и наивность позволяют»мечтательнице нежной” представлять Онегина героем романа, присваивать себе ’’чужой восторг”, «чужую грусть”.

    Но, увидев вскоре, что герой ее мечтаний вовсе не такой, каким она себе его вообразила, пытается понять Онегина. Девушка пишет Онегину пылкое, страстное письмо и получает в ответ суровую проповедь.

    Обратите внимание

    Но эта холодность Евгения не убивает Танину любовь, «строгий разговор» в саду лишь открыл Тане жестокосердечность Онегина, его способность безжалостно отвечать на искренние чувства. Вероятно, уже здесь начинается рождение «той равнодушной княгини”, которая так поразила Онегина впоследствии.

    Но, между тем, даже смерть Ленского не разрушила то глубокое чувство, которое Татьяна испытывала к Онегину:

    Онегин уехал, и, кажется, безвозвратно. Но Татьяна до посещения его дома продолжает отказывать, когда к  ней сватаются другие. Лишь побывав в «молодой келье», увидев как и чем жил Евгений, она соглашается ехать на «рынок невест» в Москву, потому что начинает подозревать нечто страшное для себя и для своей любви:

    Читайте также:  Тема рассказа господин из сан-франциско бунина сочинение

    Хотя внутренний мир Евгения и не исчерпывается книгами, которые он прочел, Таня этого не понимает и, делая ошибочные выводы, разочаровывается в любви и в своем герое. Теперь ей предстоят скучная дорога в Москву и шумная суета столицы.

    В «уездной барышне» Татьяне «все наруже, все на воле”. В восьмой же главе мы встречаем “равнодушную княгиню” «законодательницу зал». Прежняя Таня, в которой было «все тихо, все просто», теперь стала образцом «безупречного вкуса», «верным слитком» благородства и изысканности.

    Но нельзя сказать, что теперь она действительно «равнодушная княгиня», не способная испытывать искренние чувства, и что от прежней наивной и робкой Тани не осталось и следа. Чувства есть, просто теперь они хорошо и прочно спрятаны. И та «беспечная прелесть» Татьяны — маска, которую она носит с искусством и естественностью.

    Свет внес свои коррективы, но только внешние, душа Татьяны осталась прежней. В ней все еще живет та доверчивая девочка, любящая «русскую зиму», холмы, леса, деревню, готовая отдать «весь этот блеск, и шум, и чад за полку книг, за дикий сад…».

    Теперь порывистость и безоглядность чувств сменилась в ней самообладанием, которое помогает Тане выдержать тот момент, когда смущенный, «неловкий» Евгений остается с ней один ни один. Но все-таки главное достоинство Татьяны — это душевное благородство, ее истинно русский характер.

    Важно

    Татьяна обладает высоким чувством долга и собственного достоинства, именно поэтому она нашла в себе силы подавить свои чувства и сказать Онегину:

    Пушкин восхищался образом, столь искусно созданным им самим. Он воплотил в Татьяне идеал настоящей русской женщины.

    Писатель видел жен многих декабристов, которые из любви своей и чувства долга отправлялись в Сибирь за мужьями. Вот таким душевным благородством наделил он свою героиню. Образ Татьяны является самым глубоким и серьезным в романе. Высота, одухотворенность, глубина Татьяны Лариной позволили Белинскому назвать ее «гениальной натурой».

    Источник: https://sochinenie-rus.ru/obraz-tatyanyi-larinoy-v-romane-pushkina-evgeniy-onegin-sochinenie-dlya-9-klassa/

    Сочинение «Женские образы в романе Пушкина «Евгений Онегин»»

    Роман «Евгений Онегин», созданный Пушкиным в первой половине ХIХ века, на фоне современной автору романтической и классицистской литературы был, бесспорно, произведением новаторским: его называют первым русским реалистическим романом. Необычным и новым было многое: например, особая детализация и объективность в описаниях быта героев, правдоподобность сюжета (Пушкин избирает как основу романа вполне возможную в обычной жизни того времени любовную историю).

    Но наиболее значимым новшеством был характер системы образов: герои этого произведения не идеальные персонажи, наделенные сверхкачествами, их образы не схематичны и не однозначны – это реальные люди, каждый со своим жизненным путем и своими особенностями.

    И поэтому в центре романа наряду с главным героем Онегиным стоит образ Татьяны, девушки из типичной семьи русских помещиков.

    Важно заметить, что у Пушкина Татьяна Ларина не просто типичная уездная дворянка, она – героиня, в которой воплотились лучшие национальные черты.

    Татьяна не единственный женский персонаж в романе, но благодаря силе и глубине ее натуры этот образ выходит на первый план в произведении и вокруг него выстраивается вся система женских образов. В противопоставлении и сопоставлении Татьяны с матерью, сестрой, московской княжной Алиной и няней раскрываются две основные темы и антитезы романа: «Национальное и европейское», «Город и деревня».

    Для раскрытия характера Пушкину, как реалисту, важно показать влияние среды, в которой живет персонаж, и поэтому образ главной героини показан на фоне ее окружения. Татьяна с детства отличалась от своих сверстниц: круг подруг ее не привлекал, ей чужды были их легкомысленные и шумные игры.

    Задумчивость, ее подруга

    От самых колыбельных дней,

    Теченье сельского досуга

    Мечтами украшала ей.

    Воспитанная в атмосфере национальной русской культуры, традиции которой свято соблюдала ее семья, Татьяна близка к простым людям, к народу и обладает особой душевной чуткостью, свойственной им. Она любит народные сказки и следует поверьям, доверяя им без всякого сомнения:

    Татьяна верила преданьям

    Простонародной старины,

    И снам, и карточным гаданьям,

    И предсказаниям луны.

    Ее тревожили приметы;

    Таинственно ей все предметы

    Провозглашали что-нибудь,

    Предчувствия теснили грудь.

    Совет

    Примечательно, что сны Татьяны в романе наполнены традиционными фольклорными образами и символами: разъяренный медведь пугает ее, сучья цепляются за ее одежду, мешая ей идти, свет в одиноком доме обнадеживает ее, чудища с рогами и страшными мордами – испытание.

    Татьяна – естественная, искренняя и импульсивная девушка. Любое чувство – будь то суеверный страх, томление или любовь – наполняет ее всю:

    …Татьяна любит не шутя

    И предается безусловно

    Любви, как милое дитя.

    С одной стороны, это положительное качество, ведь следуя своим чувствам, Татьяна раскрывает лучшие свои стороны, но в то же время, последовав своим чувствам, признавшись и выслушав отповедь Онегина, она получает большое потрясение, с которым не сразу справляется.

    Татьяна – сильный человек, ей удается взять себя в руки и критически посмотреть на то, что произошло. Посещая дом Онегина, Татьяна читает его книги с целью понять, кого она так сильно полюбила, и не боится взглянуть правде в глаза ради истины, задаваясь вопросом: «Уж не пародия ли он?».

    Но сила Татьяны не только в этом: она способна, подстраиваясь под жизненные обстоятельства, меняться, не теряя себя. Выйдя по желанию матери замуж, Татьяна оказывается в высшем светском обществе, но столица не деформирует ее искреннюю, глубокую натуру. Это подчеркнуто и тем, как дается само описание замужней Татьяны – оно построено на отрицаниях типичных черт светского человека:

    Она была не тороплива,

    Не холодна, не говорлива,

    Без взора наглого для всех,

    Без притязаний на успех,

    Без этих маленьких ужимок,

    Без подражательных затей…

    Все тихо, просто было в ней.

    Пройдя через испытания и потрясения, Татьяна строит в новом месте с другими людьми новую жизнь, и ради сохранения ее целостности и стабильности она, пронеся через годы безответную любовь к Онегину, отказывается от минутного счастья, способного повлечь за собой беду. Татьяна проявляет не только благоразумие, но и ответственность за честь мужа, решив сохранить ему верность.

    История Татьяны во многом схожа с историей ее матери, и это не случайно: дети часто наследуют черты своих родителей. То, что Пушкин показал это, бесспорно, свидетельство реалистичности романа.

    В юности мать Татьяны была обычной московской барышней:

    Бывало, писывала кровью

    Она в альбомы нежных дев,

    Звала Полиною Прасковью

    И говорила нараспев,

    Корсет носила очень узкий,

    И русский Н как французский

    Произносить умела в нос, –

    такова она была в описании Пушкина. Но ее против воли выдали замуж, и она была увезена в деревню.

    Рвалась и плакала сначала,

    С супругом чуть не развелась, –

    Обратите внимание

    но потом привыкла и, занявшись хозяйством и забыв старые столичные привычки, стала настоящей русской помещицей, простой, естественной, может, немного грубоватой:

    Она езжала по работам,

    Солила на зиму грибы,

    Вела расходы, брила лбы,

    Ходила в баню по субботам,

    Служанок била осердясь…

    За время совместной жизни она привязалась к мужу, и, когда он умер, искренне оплакивала его. И матери, и дочери – обеим пришлось приспосабливаться к новой, нелегкой жизни, и обе они после всех трудностей сохранили лучшее в себе: мать Татьяны стала естественней и обрела семейное счастье, и дочь нашла свое место в свете, оставшись чистой и сильной натурой.

    Но для формирования такого характера, как у Татьяны Лариной, недостаточно влияния семьи. Для этого основа человека должна отличаться исключительными, индивидуальными качествами. И это автор подчеркивается, вводя еще один женский образ – сестры Татьяны Ольги.

    Всегда скромна, всегда послушна,

    Всегда как утро весела,

    Как жизнь поэта простодушна,

    Как поцелуй любви мила… –

    таков легкий характер сестры Татьяны. Ольга естественна и «резва», но в целом она слишком обыкновенна и поверхностна: благосклонно принимает ухаживания Ленского, но при этом, не задумываясь, кокетничает с Онегиным, что приводит впоследствии к смерти ее жениха, которого она совсем недолго оплакивает:

    Другой увлек ее вниманье,

    Другой успел ее страданье

    Любовной лестью усыпить,

    Улан умел ее пленить

    Улан любил ее душою…

    И даже когда она «любит», вся ее любовь выражается в улыбке. «Улыбкой Ольги ободренный,» – вот единственное, что позволяет Ленскому почувствовать ответную любовь Ольги. Ее обычность и заурядность подчеркнута портретом:

    Глаза как небо голубые;

    Улыбка, локоны льняные,

    Движенья, голос, легкий стан…

    Это стандартный образ прекрасный девушки, ставший литературным шаблоном: «…любой роман / Возьмете и найдете верно / Ее портрет…».

    Татьяна полностью противопоставлена Ольге, сравнением двух сестер в романе поэт подчеркивает глубину характера Татьяны, ее неординарность и серьезность. Сопоставление же ее с няней и анализ их взаимоотношений показывает их душевную близость, близость дворянки и крестьянки, но и одновременно указывает на их различия.

    Татьяна пытается поговорить с няней как с самым близким ей человеком о своей любви, о чувствах, но няня ее просто не понимает. С одной стороны, это свидетельство чрезмерного увлечения Татьяны романтическими мечтами.

    Важно

    Но с другой стороны, их диалог демонстрирует разницу между дворянством и крестьянством вообще. Как показал исследователь Ю.М.

    Лотман в комментариях к роману, Татьяна и няня вкладывают принципиально разное значение в слово «любовь»: для Татьяны это высокое романтическое чувство, а для простой крестьянки – грешная любовь к мужчине.

    Сопоставление женских образов играет большую роль не только в обрисовке характеров героев, но и в раскрытии важных тем романа: «Город и деревня», «Национальное и европейское». Достигается эта цель за счет явных и скрытых противопоставлений персонажей.

    Так сравниваются Татьяна и Ольга. Татьяна, несомненно, героиня национальная. Она «русская душою», по выражению Пушкина; любит природу России, ее традиции и фольклор. Ольга же никак не связана с национальной темой в романе.

    Хоть косвенно, но автор подчеркивает ее «иностранность»: у нее есть «уездной барышни альбом» на французский манер, ее жених – оторванный от реальности молодой человек, учившийся в Германии и в деревне считавшийся «полурусским соседом».

    Она равнодушна к природе, и об отношении ее простому народу не сказано ни слова, хотя очевидно, ее тоже воспитывала няня.

    Противопоставлена также мать сестер Лариных самой себе, только юной, московской барышне, причем явно не в пользу последней.

    Судить об авторской позиции в вопросе о том, что лучше: национальное или европейское, – можно по оценке поэтом отдельных персонажей.

    Совет

    Татьяна – его «милый идеал», а ее мать намного более счастлива, будучи русской помещицей, нежели если бы она осталась в деревне «московской барышней».

    Образ матери Татьяны работает также и на раскрытие темы «Город и деревня».

    В деревне Прасковья Ларина имеет семью, занимается хозяйством, а ее московская кузина Алина, ни капли не изменившись (при их встрече последняя чуть ли не сразу начинает говорить о давно забытом Лариной общем знакомом), по видимости, не имеет семьи и, тем более, своего дела, что явно говорит не пользу городской жительницы.

    Эта же идея подтверждается при сопоставлении Татьяны и московских барышень, Татьяны и петербургских красавиц. Татьяна с ее чтением книг, любовью к природе и серьезностью характера кажется на порядок выше столичных обитательниц, даже столь блестящих, как «Клеопатра Невы» Нина Воронская. Что и говорить о московских девушках, которые только и заняты тем, что

    …поверяют нараспев

    Сердечны тайны, тайны дев,

    Чужие и свои победы,

    Надежды, шалости, мечты.

    Но все же категорично судить о том, что для Пушкина лучше или хуже, нельзя, так как система женских образов – лишь один из инструментов для выражения авторской мысли, а «Евгений Онегин» – произведение многосторонне, сложное и неоднозначное.

    В романе «Евгений Онегин» Пушкин поставил в центр сильный женский образ, сосредоточив на нем решение главных нравственно-философских задач, и наделил свою героиню национальными, русскими чертами.

    Новаторство поэта оказало огромное влияние на литературу всего ХIХ века и положило начало традиции реализма в России, определило особенности создания женских образов и их специфическую роль в произведениях последующих русских писателей.

    И конечно, можно лишь согласиться со словами Белинского, который сказал: «Едва ли не весь подвиг поэта в том, что он первый поэтически воспроизвел в лице Татьяны русскую женщину».

    Источник: http://litsochinenie.ru/zhenskie-obrazyi-v-romane-pushkina-evgeniy-onegin.html

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector