Образ коршунова в комедии бедность не порок островского сочинение

Своеобразие пьес А.Н.Островского «москвитянинского» периода(«бедность не порок»)

Купеческий мир в ранних комедиях А.Н.Островского(«свои люди – сочтёмся»).

Островский начал свою писательскую деятельность как сатирик. Предметом своей сатиры он избрал купечество. Это сословие привлекало русских драматургов ещё в 18в. Уже в 1-ой пьесе – «картина семейного счастья», опубликованной в 1847г.в газете, но запрещённой в том же году драматической цензурой для постановки в театре, Островский выступ.

как обличитель торгово-промышленной буржуазии, создав жизненно правдивые образы, наделив их индивидуализированной, колоритной речью. Особенности, наметившиеся в «картине семейного счастья», драматург развил и углубил в следующей комедии – «свои люди – сочтёмся!», законченной в 1849 г.и тогда же запрещённой для сценического представления.

В центре комедии – образ купца Большова. Богатство, нажива ставятся им превыше всего, перед блеском золота отступают у него и совесть, и честь, и религия. Рисуя Большова, Остр.показывает, что стремление к наживе любыми средствами, в частности и ложным банкротством, — типичная черта в нравах торгово-промышленной среды.

Обратите внимание

Читая объявления о банкротстве купцов, Большов замечает, что их не перечитаешь до следующего дня. Большов не только хищный стяжатель, но и самодур, деспот, грубо попирающий естественные права, чувства и желания окружающих, своей дочери(за кого велю, за того и пойдёт).

Из поколения в поколение переходят купеческие жульничество и мошенничество, составляющие основу быта и нравов «тёмного царства». Островский прибегает к интересному приёму ступенчатого изображения характеров купеческой среды: мальчик Тишка, живущий в доме Большова, набивая руку на мелком плутовстве, повторяет путь главного приказчика Подхалюзина, кот.

явным мошенничеством овладевает состоянием своего хозяина. Атмосфера разнузданного хищничества, самодурства и обмана, присущая купеческой среде и соответствующая всему самодержавно-крепостническому строю, нравственно уродует и калечит людей. свидетельство тому – Липочка, дочь Большова.

Чёрствая, бездушная, она жестока, деспотична, груба с матерью и совершенно равнодушна к слёзным просьбам отца, попавшего в тюрьму. Зараза жестокости коснулась и Тишки, издевающегося над обманутым Рисположенским. Сатирическое изображение купечества приобретало в «своих людях» такую глубину и силу обобщения, что становилось обличием всей самодержавно-крепостнической системы.

Остр.ярко проявил в комедии способность заглядывать в самую глубь души человека, «отличать натуру от всех извне принятых уродств и наростов» и подмечать «не только образ его мыслей и поведения, но самый процесс его мышления, самое зарождение его желаний».

Его замечательное искусство сказалось и в том, что характеры, переживания и поступки действующих лиц воссоздаются в глубокой обусловленности соц.средой и внешними обстоятельствами. В пьесе «нет ни злодеев, ни извергов, а все люди очень обыкновенные, как все люди» и их преступления, поражающие нас, «вовсе не следствия исключительных натур, по своей сущности наклонных к злодейству, а просто неизбежные результаты тех обстоятельств», среди кот.они живут и действуют.

своеобразие пьес А.Н.Островского «москвитянинского» периода(«бедность не порок»).

Попав в реакционно-славянофильскую среду, Остр.увлекается патриархальной стариной. Новые взгляды Остр.наиб.отчётливо проявились в 3-х пьесах: «не в свои сани не садись»(1853), «бедность не порок»(1854) и «не так живи, как хочется»(1855). В них драматург ставит и решает главным образом уже не соц-е, имущественные, а морально-бытовые в-сы.

В пьесе «не в свои сани не садись» Остр.создал во многом идеализированные образы положительных купцов Русакова и Бородкина как хранителей патриархально-народных, религиозно-нравственных обычаев и традиций. В пьесе «бедность не порок»явно приукрашивается быт купеческой семьи Торцовых. Идеализируя обычаи и нравы старины, Остр.стремился показ.

, что Гордей Торцов, подражая «всякой моде», теряет образ и подобие человека. Пагубное действие цивилизации подчёркивается в этой пьесе и образом Любима Торцова, кот.погиб, изменив старинным традициям, прельстившись новшествами. Как и в пьесе «не в свои сани не садись», Остр.

Важно

нигде не показал различия между ложной цивилизацией и истинным просвещением и этим самым противопоставил патриархальные нравы и традиции образованности и цивилизации вообще. В пьесе «не так живи, как хочется» нашла отражение идея религиозного примирения с жизнью. Влияние реакционно-славянофильских идей на Остр.

было серьёзным, но всё же не настолько сильным, чтобы коренным образом изменить его идейно-эстетические позиции. Это влияние ослабило творческие позиции драматурга, но не превратило его в реакционного писателя. Остр.

привлекали любовь членов «молодой редакции» к народной песне, глубокий интерес к отечественному языку, ко всему русскому, но он никогда не разделял полностью их определяющих идейных положений. Входя в этот кружок, он сохранил свои основные позиции писателя – демократа и остался верен важнейшим принципам критики Белинского.

Это и определило то, что ведущее место в пьесах 1852-1855 годов принадлежит не реакционно-славянофильским тенденциям, а жизненной правде, типическим образам.

В пьесе «»не в свои сани не садись такими образами являются: помещик Вихорев, кутила и мот, ищущий богатую невесту, чтобы поправить своё расстроенное состояние; сестра Русакова, невежественная, с притензиями на образованность, кот.она видит в подражании моде, и беспрестанно «гуляющий» содержатель трактира Маломальский.

В комедии «бедность не порок» типичным лицом предстаёт фабрикант Коршунов, прожжённый мошенник, жестокий стяжатель, развращённый сластолюбец, скрывающий своё истинное лицо под маской цивилизованности. С огромной силой Остр.раскрывает в этом образе бесстыдного-грабительскую сущность поднимавшейся в то время промышленной буржуазии.

Ни в одной из предшествующих пьес Остр.не судил таким беспощадным судом представителей буржуазии, каким он судил здесь Коршунова. Правдивы в комедии «бедность не порок» и образы бедного, честного приказчика Мити, дурашливого, избалованного купеческого сына Разлюляева, доброй няньки Арины.

Жизненно верны самодурство и невежество богатого купца Гордея Торцова, безответная покорность и забитость его жены и дочери и вся история Любима Торцова. В комедии «бедность не порок» органически слиты острая сатира, мягкий юмор, сердечная лирика и высокие гражданские чувства. Соединяя высокое с комическим, Остр.вдохновенно раскрывает в комедии поэтическую одарённость русского народа, красоту его душевного облика, простоту нравов, сердечность простых людей. народные песни, игры естественно вплетаются в развитие действия, происходящего в рождественские праздники. Всем этим, а также критикой купеческого стяжательства и самодурства, активной защитой справедливости комедия приобрела огромную популярность.

Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:

Источник: https://megalektsii.ru/s231t9.html

Пересказ комедии «Бедность не порок» Островского А.Н

План пересказа1. Ссора братьев Гордея Карпыча и Любима Карпыча Торцовых.2. Разговор Гуслина с приказчиком Митей.3. Гуслин поет песню, сочиненную Митей.4. Гордей Карпыч упрекает Митю в вечном отсутствии денег и бранит Разлюляева.5.

К молодым людям приходят девушки.6. Разговор Мити и Любови Гордеевны.7. Любим Карпыч рассказывает Мите свою историю.8. Митя узнает о том, что Любовь Гордеевна его тоже любит.9. Вечеринка в доме Торцовых.10. Гордей Карпыч приводит Коршунова и разгоняет все общество.11.

Читайте также:  Возможна ли гармония между мечтой и реальностью? итоговое сочинение

Коршунов сватает Любовь Гордеевну.12. Митя хочет тайно повенчаться с любимой, но она не может идти против воли отца.13. Коршунов говорит с Любовью Гордеевной.14. Любим Карпыч обвиняет Коршунова в недостойном поведении. «Жених» уезжает.15.

Гордей Карпыч, горячась, кричит, что выдаст дочь за Митю.

16. Глава семьи благословляет молодых людей.

ПересказДействующие лица: Гордей Карпыч Торцов, богатый купец; Пелагея Егоровна, его жена; Любовь Гордеевна, их дочь; Любим Карпыч Торцов, его брат, промотавшийся; Африкан Савич Коршунов, фабрикант; Митя, приказчик Торцова; Яша Гуслин, племянник Торцова; Гриша Разлюляев, молодой купчик, сын богатого отца; Анна Ивановна, молодая вдова; Маша, Лиза, подруги Любови Гордеевны; Егорушка, мальчик, дальний родственник Торцова; Арина, нянька. Действие происходит в уездном городе, в доме купца Торцова, во время святок.

Действие 1

«Приказчичья комната»: кровать, шкаф, стул, стол, конторка, табуретка, около кровати гитара, на конторке и на столе книги и бумаги.

Явление 1Митя бродит по комнате. Егорушка читает книгу «Бова Королевич». Митя: «Что, наши дома?» Егорушка отвечает, что все уехали кататься, дома лишь Гордей Карпыч.

Егорушка прибавляет, что Гордей Карпыч сегодня сердит на дяденьку Любима Карпыча: тот «за обедом-то захмелел, да и начал разные колена выкидывать».

Совет

Гордей Карпыч выгнал дяденьку, а тот в отместку встал с нищими у собора, осрамив Гордея Карпыча на весь город. Митя увидел в окне приехавших Пелагею Егоровну, Любовь Гордеевну и их гостей.

Явления 2, 3, 4

Митя один тоскует: «Праздник, а ты сиди в четырех стенах! Ни родных, ни знакомых! А тут еще… сесть лучше за дело, авось тоска пройдет». Садится к конторке, задумывается, запевает песню: «Красоты ее не можно описать!..», говорит: «Как же, пойдет тут работа на ум! Все бы я думал об ней!..»Появляется Пелагея Егоровна.

Она зовет Митю в гости песенок попеть, с девушками поиграть. Гордея Карпыча дома не будет, он уйдет к Африкану Савичу, человеку «буйному да пьяному». Африкан Савич и директор фабрики англичанин «все пьют». И Гордей Карпыч с ними.

«Мне, говорит, здесь не с кем компанию водить, все, говорит, сволочь, мужики; а тот-то, видишь ты, московский, больше все в Москве… и богатый». После «отъезда» Гордей Карпыч изменился, перенял много новых «штук». «Теперь все ему наше русское не мило», хочет он жить по-новому…

А ведь ему уже под шестьдесят! Любочка «в самой поре», а, по словам Гордея Карпыча, ей нет ровни… «Каково же это материнскому сердцу!» Входит Гуслин, Пелагея Егоровна приглашает на вечер и его. Гуслин берет гитару.

Явления 5, 6

Гуслин спрашивает Митю, почему его не было на катанье. Митя: «Обуяла меня тоска-кручина… что я такое за человек? Родительница у меня в старости и бедности находится, ее должен содержать, а чем? Гордей Карпыч… все бедностью попрекает… а жалованья не прибавляет».

Нужно искать место другое, да без знакомств хорошего не найти, да и не хочет Митя уходить: полюбилась ему Любовь Гордеевна. Гуслин советует выкинуть это из головы. Митя спрашивает, читал ли Яша Кольцова, говорит, что и сам сочинил песню. Гуслин начинает подбирать голос на гитаре. Входит Разлюляев.

Он в веселом расположении духа: «Ая не пьян… Нет, так гуляю… весело… А после праздника женюсь! Возьму богатую». Гуслин начинает петь: «Нетто злей, постылее злой сиротской доли…» Разлюляев слушает с чувством, просит сыграть что-нибудь веселое. Гуслин начинает ему подыгрывать, втроем начинают петь.

Появляется Гордей Карпыч. Все замолкают.

Явления 7, 8

Гордей Карпыч: «Что распелись! Горланят, точно мужичье!» Увидел стихи Кольцова у Мити: «Какие нежности при нашей бедности!» Митя: «Для образования своего занимаюсь».

Обратите внимание

Гордей Карпыч: «Образование! Знаешь ли ты, что такое образование?» Укоряет Митю за старый «сертучишко»: «Куда деньги-то деваешь?». Узнав, что Митя посылает матери: «Ты себя-то бы обра-зил прежде… Коли гол кругом, так нечего о себе мечтать!..

дураками непросвещенными живете, дураками и умрете». Уходит. Митя: «Вот она жизнь-то моя какова!». Входят Любовь Гордеевна, Анна Ивановна, Маша и Лиза.

Явление 9

Анна Ивановна говорит, что им надоело сидеть и скучать одним, решили они к парням прийти. Любовь Гордеевна одергивает ее: «Что ты выдумываешь-то!». Девушки конфузятся, пререкаются. Анна Ивановна заигрывает с Гуслиным. Он шепчет ей на ухо, показывая на Митю и Любовь Гордеевну. Любовь Гордеевна приглашает Митю вечером.

Разлюляев: «И я приду. Я больно плясать горазд. Девушки, полюбите меня кто-нибудь!» Девушки намекают, что кто-то кого-то любит, но надобно самому догадаться. Разлюляев начинает петь развеселые песни. Девушки, Гуслин и Разлюляев уходят. Митя остается. Анна Ивановна пропускает девушек вперед, а Любовь Гордеевну оставляет в комнате.

Явления 10, 11

Любовь Гордеевна стучится в запертые двери, но девушки ее не выпускают. Митя просит ее посидеть с ним. Он очень рад, что они остались наедине. Он вручает ей стихи, а она, скрывая радость, просит его прочесть их. «…Неровнюшку девицу парень любит…

» Послушав стихи, Любовь Гордеевна прячет бумагу: «Я тебе сама напишу». Она пишет что-то и подает Мите: «Прочти после…» Любовь Гордеевна вдет к дверям, из дверей выходит Любим Карпыч: От неожиданности она испугалась, не узнала сразу своего дядю. Уходит.

Явление 12Любим Карпыч замерз, просит приюта у Мити: «Брат выгнал». Пока деньги были, Любим Карпыч «шлялся кой-где по теплым местам; а денег нет — нигде не пускают». Из-за безденежья Любим Карпыч и пить начал. И ведь «нельзя перестать: на такую линию попал».

Любим Карпыч рассказал, что после смерти отца они с братом разделили все: брат забрал заведение, а ему деньги, векселя и билеты достались. Любим Карпыч отправился в Москву по билетам деньги получать. Приоделся, друзей завел, по театрам стал ездить. Пропил все, что было, продал все, что осталось. Приятель, Африкан Коршунов, «всему беспутству заводчик», его надул.

«Выпить не на что, а выпить-то хочется». Люди на улице пальцем стали показывать на него — оборванного, небритого, а был «на лихачах…» Деньги только осталось воровством добывать. Но Любим Карпыч воровать не смог: «…совесть есть, опять же и страшно…» Стал шута разыгрывать, скоморохом прикидываться. Кто пятак даст, кто гривну положит. Ремесло это затянуло.

Простудился однажды и в больницу попал, а там «мысли трезвые» проявляться стали: «Как я жил? Что я за дела делал?» Решил пойти к брату, пусть хоть в дворники возьмет. А брату стыдно стало за Любима Карпыча… После всех переживаний Любим Карпыч снова начал пить. Рассказав свою историю, Любим Карпыч просит у Мити немножко денег. Митя ему дает. Любим Карпыч: «Добрая ты душа, Митя!..

Читайте также:  Сочинение кого можно назвать добрым человеком? 11 класс

я ночевать к тебе приду… А я с братом смешную штуку сделаю». Любим Карпыч засыпает.Митя вынимает письмо из кармана и с волнением и трепетом читает: «И я тебя люблю. Любовь Торцова».

Действие 2

Гостиная в доме Торцовых.

Явления 1—4

Важно

Любовь Гордеевна признается: «Ах, Аннушка, как я его люблю-то, кабы ты знала!..» Анна Ивановна: «А ты, девка, люби, да ума не теряй». Уходит. Входит Митя.

Митя спрашивает Любовь Гордеевну о записке, как ее нужно понять, «в правду или в шутку-с?» Если записка прислана в насмешку, то «лучше мне не жить на свете-с». Она отвечает, что в записке истинная правда.

Митя: «Я за тебя, Люба, душу положу!» Любовь Гордеевна: «А ну как тятенька да не захочет нашего счастия, что тогда?»

Слышатся чьи-то шаги. Митя уходит. Появляется Арина со свечой. Пелагея Егоровна спрашивает Арину, послала ли она кого за девушками, велит, чтобы приготовила угощенье. Пелагея Егоровна зовет молодежь: «По тех пор и веселиться-то, пока молоды…» Входят Любовь Гордеевна, Маша, Анна Ивановна, Лиза, Митя, Разлюляев, Гуслин и две гостьи.

Явления 5, 6

Пелагея Егоровна беседует с гостьями: «Я, матушка, люблю по-старому, по-нашему, по-русскому. Вот муж у меня не любит, а я люблю, я веселая… да… чтоб попотчевать, да чтоб мне песни пели…» А нынче таких не поют, «все новые пошли». Просит Гуслина спеть «песенку старенькую».

Входит Арина с угощением, потчует девушек. Начинаются пляски.Девушки гадают: сняли с рук кольца, положили их на блюдо, запели. Разлюляев вынимает кольцо и протягивает Любови Гордеевне. Входят ряженые: вожак с козой и медведем, старик с гитарой или балалайкой, Егорушка, начинают петь, веселить всех.

Возле Любови Гордеевны стоят Митя и Гуслин. Митя целует девушку и шепчет что-то ей на ушко. Разлюляев подходит к Мите: «Вот я Пелагее-то Егоровне все скажу!» Оказывается, Разлюляев сам хочет жениться на Любови Гордеевне, денег-то у него много. Вдруг слышен стук.

Арина пошла открывать: «Сам приехал!» Все встают.

Явления 7, 8

Входят Гордей Карпыч и Коршунов. Хозяин гонит ряженых: «Это что за сволочь! Вон! Жена! Принимай гостя». Гордей Карпыч извиняется перед Африканом Савичем, мол, жена необразованная; велит подать шампанского. Гостьи раскланиваются и уходят.

Совет

Коршунов: «Где это ты таких красавиц подобрал… Хе! Нынче дни святочные, и поцеловаться можно». Целует Любовь Гордеевну и Анну Ивановну.

Гордей Карпыч гонит Митю: «Разве здесь твое место? Залетела ворона в высокие хоромы!»

Явления 9, 10

Коршунов дарит Любови Гордеевне серьги с бриллиантами: «Я вас ведь очень люблю, хе, хе, хе! А вы меня полюбите, я человек хороший, веселый, хе, хе, хе…Что ж, я еще не стар. Али старенек? Зато будете в золоте ходить». Любовь Гордеевна хочет уйти, но отец ее не отпускает. Коршунов берет Любовь Гордеевну за руку, надевает кольцо с бриллиантом. Но она снимает и отдает его обратно.

Гордей Карпыч потчует Коршунова. А тот подсаживается ближе к Любови Гордеевне. Тут Гордей Карпыч объявляет, что хочет переехать в Москву к своему… зятю Африкану Савичу. Пелагея Егоровна хватает дочь: «Не отдам!» Любовь Гордеевна: «Пожалей ты меня, бедную, не губи мою молодость!..» Но отец неумолим. Девушки поют печальную песню.

Действие 3

Явления 1—4

Небольшая комната в доме Торцовых. Арина сидит у двери в зал, рядом несколько девушек и женщин. Арина грустит о том, что их лебедушку вырвали из семьи: «Красоту-то нашу писаную да за старого, за постылого и сговорили».

Пелагея Егоровна думает: дочке «теперь хоть бедненького, да друга милого… Вот бы и житье… вот бы и рай…»Входит Митя. Чуть не плача, со словами благодарности обращается к Пелагее Егоровне.

Он пришел проститься: едет к матери и думает там остаться, хочет проститься с Любовью Гордеевной. Анна Ивановна пошла за ней.

Явления 5, 6

Пелагея Егоровна жалуется Мите на свое горе. Митя: «Должно быть, Любови Гордеевне за этаким человеком, и притом в отдаленности, совсем погибать надобно-с… За что девичий век заедаете, в кабалу отдаете?» Пелагея Егоровна: «Да говорю ж я тебе, что не моя воля».

Обратите внимание

Митя признается ей, что они с Любовью Гордеевной любят друг друга. Появляется Любовь Гордеевна. Митя прощается с ней, они целуются, оба плачут. И тут Митя просит разрешения у Пелагеи Егоровны увезти дочь и тайно обвенчаться.

Мать и дочка страшатся идти против воли отца и мужа: «Да кто ж это посмеет такой грех на душу взять…» Любовь Гордеевна: «Хоть я, может быть, сердце свое надорвала через это, да по крайности я знаю, что я по закону живу, никто мне в глаза насмеяться не смеет.

Прощай!» Они целуются, Любовь Гордеевна плачет. Митя: «Ну, знать, не судьба!» Прощается и уходит.

Явление 7

Появляется Коршунов, просит оставить его наедине с Любовью Гордеевной. Пелагея Егоровна уходит. Коршунов хвалит старческую любовь: она и бархатом отплатить может, и золотом. А молодая — она сегодня есть, завтра ее нет. Молодые еще и загуливать любят, да на чужих смотреть. А старик всегда дома. Любовь Гордеевна спрашивает о покойной жене Коршунова.

Он говорит, что ее не любил, ведь она из бедных, но в золоте у него ходила. Любовь Гордевна: «Любови золотом не купишь». Коршунов: «Кого я полюблю — тому хорошо жить на свете, а уж кого не полюблю — так не пеняй!… я проходу не дам…» Но внезапно осекается и переводит разговор: «Это я нарочно, так шучу! Я простой, я добрый старик… А уж вас-то я буду на руках носить…

»

Явления 8, 9, 10

Гордей Карпыч хвалится своими официантами, да своим приемом. «Ох, если б мне жить в Москве али бы в Питербурхе, я бы, кажется, всякую моду подражал». Входит Егорушка. Он сообщает, что пришел Любим Карпыч: «Гостей разгоняет…» Все вздыхают: какой стыд, «одно невежество» этот поступок Любима Карпыча. Появляется Любим Карпыч.

Обращается к Коршунову: «Наше вам-с!.. Тысячу лет со днем не видались! Как поживаете?., помнишь ли ты, как мы с тобой погуливали, из трактира в погребок перепархивали? А не знаешь ли ты, кто меня разорил, с сумой по миру пустил?» Коршунов: «А ты сам чего зевал? Ведь тебя за ворот не тянули, любезный. Сам виноват». Входит Гордей Карпыч.

Читайте также:  Смысл названия комедии горе от ума грибоедова сочинение 9 класс

Явление 11

Гордей Карпыч гонит брата из дома. Любим Карпыч: «Брат, погоди, не гони! Ты думаешь, пьян Любим Торцов? Я пришел вам загадки загадывать…

Важно

за кого ты дочь отдаешь? Честный ты купец или нет? Коли ты честный — не водись с бесчестным». Коршунов забеспокоился: «Выгони его или вели ему замолчать».

Но Любим Карпович разошелся: «Не замолчу! Теперь кровь заговорила!» Входят все домашние и гости.

Явление 12

Любим Карпыч: «Обижают Любима Торцова, гонят вон. А чем я не гость? Я не чисто одет, так у меня на совести чисто. Я не Коршунов: я бедных не грабил, чужого веку не заедал, жены ревностию не замучил… Что ж, ничего, ему другую жену дадут: брат за него дочь отдает!» Коршунов кричит: «Не верьте ему, он это по злобе говорит». Любим Торцов говорит: пусть он пьяница, но лучше их.

Уходит. Коршунов насмехается над порядками в доме Гордея Карпыча: «Шалишь, я даром себя обидеть не позволю. Нет, ты теперь приди-ка ко мне да покланяйся, чтоб я дочь-то твою взял». Гордей Карпыч: «Я сам тебя знать не хочу! Я отродясь никому не кланялся… за кого мне вздумается, за того и отдам! С деньгами, что я за ней дам, всякий человек будет…» Входит Митя.

Явления 13, 14

Гордей Карпыч: «Вот за Митьку отдам!» Митя в недоумении. Гордей Карпыч: «Такую свадьбу задам, что ты и не видывал: из Москвы музыкантов выпишу, один в четырех каретах поеду.

Коршунов уходит: «Придешь прощенья просить, придешь!..» Гордей Карпыч: «Назло ему за Митрия отдам». Митя: «Зачем же назло, Гордей Карпыч? Уж вы благословите нас, как следует — по-родительски, с любовию».

Входит Любим Карпыч.

Явление 15

Гордей Карпыч: «Как, чай, не любить! За ней ведь денег много, так тебе голому-то на голодные зубы хорошо». Все просят Гордея Карпыча позволить Мите жениться на Любови Гордеевне. Просит и брат: «Человек ты или зверь? Пожалей ты и Любима Торцова! (Становится на колени.) Отдай Любушку за Митю — он мне угол даст.

Назябся уж я, наголодался. Лета мои прошли, тяжело уж мне паясничать на морозе-то из-за куска хлеба; хоть под старость-то да честно пожить. Мне работишку дадут; у меня будет свой горшок щей… Что он беден-то! Эх, кабы я беден был, я бы человек был. Бедность не порок».

Совет

Сердце Гордея Карпыча не выдерживает: «Ну, брат, спасибо, что на ум наставил, а то было свихнулся совсем». Он в слезах обнимает Митю и дочь, дает им свое благословение.

Тут и Гуслин просит разрешения жениться на Анне Ивановне. Гордей Карпыч и на это соглашается. Пелагея Егоровна: «Ну-ка, девушки, веселенькую…

Уж мы теперь свадьбу-то по душе отпируем, по душе…»

Источник: http://lit-helper.com/p_Pereskaz_komedii_Bednost-_ne_porok_Ostrovskogo_A_N

Н. А. Островский Бедность не порок. Характеристика героев Гордей Карпыч Торцов, Любим Карпыч Торцов, АФрикан Савич Коршунов??

Любим Торцов — герой комедии А. Н. Островского «Бедность не порок» (1853, первонач. назв. «Гордым бог противится») . Духовный облик Любима Торцова стал центром критико-публицистической полемики вокруг пьесы. Славянофилы расценили его появление как «новое слово» в искусстве, связанное с раскрытием национального идеала.

Восклицание героя «Шире дорогу — Любим Торцов идет! » стало для них символом победы национальных начал в искусстве. Промотавшийся брат богатого купца, Торцов ходит по городу «скоморохом» , по копеечке собирает, «шута из себя разыгрывает» . В отместку выгнавшему его брату Гордею он «созорничал» : пошел да с нищими стал у собора, осрамил брата «на весь город» .

На святках, когда «на улице праздник, у всякого в доме праздник» , острее чувствуется одиночество Любима, душа которого «иззябла» . В поведении прослеживаются черты сознательного социального самоуничтожения, роднящие его с юродивыми Древней Руси.

Его «обветшалый бурнус» сродни «худым ризам» , в которых юродивые, «ругался миру» , обличали ничтожество здравого смысла и практических нужд перед ликом Божьей правды.

О ней помнит Торцов когда восклицает: «И моя слеза до неба дойдет! » Он никому не желает и не делает зла, «не заедает чужой век» , сочувственно и любовно относится к хорошим людям, гневно-презрительно — к забывшим стыд и совесть. «Изверг естества», — говорит он об Африкане Коршунове, утратившем в себе образ Божий.

Ключом к образу Торцова является его страстный монолог, в котором он просит брата не губить счастья дочери и выдать ее замуж по любви за бедного приказчика Митю. Важнейшая черта его личности — сознание своего падения. В образе Торцова Островский раскрывает глубоко национальную черту русского характера: способность низко пасть, но не потерять при этом нравственную чистоту, в самом падении сохранить способность различения добра и зла.

http://harakteristik.narod.ru/index-437.htm

http://lib.rus.ec/b/140597/read

Образ Коршунова написан Островским чрезвычайно интересно, совсем по-особому. Решающее значение имеет то, каким он представляется действующим лицам. Пелагея Егоровна считает Коршунова главным виновником «перерождения» Гордея Карпыча. И это понимание как бы реализуется в способе изображения героя.

Коршунов — злой гений, демон Гордея, а если воспользоваться словами более близкими к лексикону изображаемой среды, — враг, нечистый, мурин, который смущает Гордея. «Уж я так думаю, что это враг его смущает! » — сетует жена Гордея. Характерно особое значение слова «враг» , свойственное старинному русскому языку: враг — дьявол, искуситель.

Обратите внимание

Здесь у Островского происходит оживление древнего эвфемистического значения и обыгрывание двух смыслов: Коршунов — враг светлого начала, враг всех положительных героев пьесы и попросту враг семьи Торцовых: брак Любови Гордеевны с Коршуновым явно не сулит ничего хорошего не только для неё — ни для кого из семьи.

И этими героями (исключение — один Любим) Коршунов и воспринимается как нечистый. Чужое и отчасти непонятное, но явно враждебное старому укладу начало дано как загадочное, таинственное. Самое имя Африкана Савича Коршунова — словно и не имя, а прозвище, данное какой-нибудь странницей, ждущей бед из Белой Арапии.

Ореол этой страшной таинственности развеивает Любим. В его судьбе, оказывается, Коршунов тоже играл роль «искусителя» . Но в этой истории Коршунов лишается всякой таинственности, Любим трезво оценивает его как жулика, сознательно разоряющего получившего наследство и загулявшего купеческого сына — самого Любима в молодости.

По сути дела, «искуситель» Коршунов в рассказе Любима превращается просто в вора. Победа Любима над Коршуновым

Источник: https://otvet.mail.ru/question/71352274

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector