Сатира и юмор в рассказе чехова хамелеон 7 класс сочинение

План-конспект урока по литературе (7 класс) по теме: А. П. Чехов. «Хамелеон». «Хамелеонство» в рассказе и жизни

Галиуллина Гузэль Кабировна, учитель русского языка и литературы высшей категории МОБУ СОШ с. Ермекеево Ермекеевского района Республики Башкортостан

Класс: 7

Тема. А. П. Чехов. « Хамелеон».

           « Хамелеонство» в рассказе и жизни.

Цели: показать мастерство писателя в изображении « хамелеонства»,

            обратить внимание учащихся на художественные средства  

            изображения смешного в рассказе « Хамелеон»,

            познакомить с идейно — тематическим содержанием рассказа

            «Хамелеон».

I Организационный момент

  1. Сообщение темы и цели урока.

Ребята, мы сегодня продолжаем изучение творчества Антона Павловича Чехова. На пошлых уроках мы с вами изучали биографию великого русского писателя, драматурга, прочитали некоторые рассказы, провели викторину. А сейчас коротко повторим изученное.

  1. Работа по таблице « Жизнь и творчество А. П. Чехова».
  2. Тема сегодняшнего урока: « Хамелеонство» в рассказе и жизни»

II  Работа над новой темой.

1. Беседа

Учитель.

— Какой жизненный принцип избрал для себя А.П. Чехов?

(Перед Богом сознавать свое ничтожество, а достоинство — перед

людьми.)

Учитель. Человеческое достоинство — это та проблема, которая в той или

 иной степени находит отражение почти во всех произведениях А. П. Чехова.

На прошлом уроке мы прочитали рассказ « Хамелеон»/

    — О каком событии повествует рассказ?

— Назовите героев рассказа.

( Героями рассказа являются люди ничем не примечательные, обыкновенные, Событие, о котором рассказывает Чехов, тоже бытовое, обыденное- человека укусила собака.)

— С какой целью Чехов пишет о столь незначительном событии?

( Бытовая сцена для Чехова – лишь повод, чтобы поговорить о вполне серьёзных вещах. Чехов рисует картину нравов, его интересуют мотивы поведения людей, писатель исследует, как проявляют себя люди в зависимости от обстоятельств.)

— Кого из героев можно назвать « хамелеоном»? Какого человека называют «хамелеоном»? ( Готовый в угоду обстоятельствам менять свои взгляды)

    -Что вы можете сказать об Очумелове, Елдырине, Хрюкине? Обратите

внимание на иллюстрации. Кто есть кто?

Вывод.

(Человек, лишенный достоинства,  сознает свое ничтожество перед

сильными мира сего. Очумелое и Хрюкин меняют свое мнение и

соответственно поведение в зависимости от обстоятельств. Хохот толпы —  достойная им награда.)

Учитель. Почему рассказ назван «Хамелеон»?

(Очумелое в зависимости от того,   кто является хозяином собаки, меняет

 свое поведение, демонстрируя угодливость по отношению к возможному

хозяину — генералу. Превращения Очумелова послужили основой для

названия рассказа.)

Учитель. Сколько раз и в связи с чем Очумелов меняет «окраску»?

(Шесть раз полицейский надзиратель меняет свое поведение, показывая

 то деспотическую сущность, то рабскую.)

Учитель. Из персонажей рассказа только ли Очумелов принадлежит к

разряду хамелеонов?

(В соответствии с поведением Очумелова меняется и поведение Хрюкина.

 У читателя создается впечатление, что подобные превращения с людьми

были типичны для того времени.)

Учитель. Сопоставьте название рассказа с характерами Очумелова и

Хрюкина — как характеры связаны с идеей рассказа?

(Все подчинено основной идее: высмеять деспотизм и рабскую угодливость,

 человеческое хамелеонство )  (Слайд)

Деспотизм –1. Самовластное правление. 2. Поведение деспота.

 ( Деспотизм самодура)

Учитель. М. Горький писал А. П. Чехову: «Огромное вы делаете дело

 вашими маленькими рассказиками — возбуждая в людях отвращение к

этой сонной, полумертвой жизни». Можно ли эти слова отнести к

рассказу «Хамелеон»?

(Запуганность, забитость жителей города, отсутствие в нем активной

жизни нарисованы автором в первых же строчках рассказа: «Кругом

 тишина… На площади ни души», т. е. «полумертвая жизнь».)

Учитель. Как изображена толпа? Кому она сочувствует? Над кем смеется?

{Вначале толпа выжидает, боится явно выразить свое отношение. Затем  

   смелеет, а в итоге «хохочет над Хрюкиным»)

Учитель. Что составляет комедийную основу рассказа?

{Смешное в рассказе составляет несоответствие незначительного

 вопроса о принадлежности собаки, но важного для персонажей,

серьезному, страстному тону обсуждения этой «проблемы».)

 Учитель. Что показалось вам смешным в рассказе?

(Сама история, название рассказа, поведение Очумелова и Хрюкина.)

Учитель. Какие художественные средства использует автор для

создания комического текста?

(Комический эффект вызывает уже само название рассказа. Чехов

использовал такой распространенный литературный прием, как «говорящие

фамилии»: Очумелов — от слова «очуметь» — потерять соображение,

 одуреть; Хрюкин — от слова «хрюкать» (не случайно Очумелое о нем

говорит: «… а ежели каждый свинья…») ( Подкрепление из текста)

Учитель. Чехов любил строить свои рассказы на диалогах. Проследите,

как создаются речевые характеристики в «Хамелеоне», как

меняется интонация персонажей.

(Диалоги зачитываются в лицах, проводится работа над выразительным

чтением, над речевой характеристикой действующих лиц.)

-Какими вы увидели героев рассказа?

— Сумели ли ребята через выразительное чтение передать характеры героев?

— Чьё чтение особенно вам понравилось?

Прослушивание чтения мастеров художественного чтения (прослушивание аудиозаписи)

Учитель. А.П. Чехов признанный мастер художественной детали

 ( Определение детали. Слайд.)

 Художественная деталь –изобразительная или выразительная подробность изображённого мира художественного произведения, с помощью которой автор выделяет характерную черту героя, а также выражает свою позицию.

 Какая деталь в рассказе подчеркивает превращения Очумелова?

(Всякий раз, когда Очумелое меняет свое мнение, он снимает или надевает

 свою шинель, которая выполняет в рассказе как бы роль окраски

хамелеона.)

Учитель. Какие еще художественные детали в рассказе обращают на себя

 внимание, помогают создать комический эффект?

(Изображение виновника скандала — «белого борзого щенка с острой

мордой и желтым пятном на спине». Щенок с выражением «тоски и ужаса»

 в слезящихся глазах явно не мог никого серьезно укусить. Один его вид

вызывает сочувствие и свидетельствует о комичности создавшейся

ситуации.)

Учитель. У А.П. Чехова все детали значимы. Писатель был убежден, что

краткость — сестра таланта. Поэтому в предельно краткой форме ему

 хотелось многое сказать, отсюда внимание к художественной детали.

 Какая деталь в самом начале рассказа помогает в большой степени

раскрыть образ Очумелова?

( Описание Очумелова с узелком в руках и городового Елдырина с «решетом,

 доверху наполненным конфискованным крыжовником», свидетельствует о   том, что представители власти, пользуясь своим служебным положением,

 выполняют свои обязанности небескорыстно.)

Учитель. Особенность творчества Чехова заключается в том, что « мир для него смешон и печален одновременно», а в произведениях писателя сочетаются юмор и сатира.( Слайд)

                                            Виды смеха

Обратите внимание

  Юмор                                                                            Сатира

    ( добрый смех)                                                                 ( злой смех)

( человеческие пороки,                                              ( социальные пороки                                    

слабости)                                                                    общества)

Учитель. Если юмор – это весёлая, но безобидная насмешка, не задевающая достоинства человека, то сатира — это безжалостное обличение пороков.

-Каков характер смешного в « Хамелеоне»: что мы здесь видим- безобидную насмешку или безжалостную сатиру?

( В «Хамелеоне», как и в других рассказах , автор использует сочетание сатиры и юмора, хотя в большей степени он обличает пороки, чем просто весело смеётся над ним.)

-Чем интересен рассказ сегодня? Встречается ли «хамелеонство» в нашей жизни?

( Во все времена актуален вопрос чести и достоинства, холопской угодливости и подлой лести. Поэтому рассказ интересен и современен читателю.)

III. 1. Обобщение.

Выводы. Рассказы Чехова живут и сегодня. Они удивительно современны  и по содержанию и по форме, Автор не ставит в них глобальные проблемы, касающиеся всего человечества. Чехова интересует конкретный человек и его « маленькие проблемы». А они не подвластны времени.

     Тонким юмором,  порой грустью овеяны рассказы писателя. И от этого они становятся добрыми. « Первый русский юморист после Гоголя, заразивший своим чеховским смехом не только современников, но и миллионы их внуков и правнуков»,- писал о Чехове К. Чуковский.

     Будем надеяться, что своим смехом Чехов заразил и вас.

2. Оценивание.

3. Домашнее задание.   Сделать иллюстрацию к наиболее понравившемуся отрывку и подготовиться к выразительному чтению этого отрывка.

Источник: https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2014/12/14/a-p-chekhov-khameleon-khameleonstvo-v-rasskaze-i-zhizni

Юмор и сатира в произведениях Чехова

Юмор и сатира в произведениях Чехова

Автор: Чехов А.П.

На рубеже XIX – XX веков русская литература подарила миру целую плеяду замечательных прозаиков, талантливых драматургов и выдающихся поэтов.

Творчество некоторых из них, как например, Льва Николаевича Толстого и Антона Павловича Чехова, заслуженно считаются вершиной мировой литературы конца XIX – начала XX столетий.

Их произведения, многогранно отражая окружающую действительность, стали художественным свидетельством того, что судьба человека – это прежде всего отражение судьбы общества.

Открытие тесной связи личных и общественных судеб оказалось исключительно важным для определения новых путей и возможностей развития критического реализма рубежа веков. Именно тогда произведения разных жанров стали художественным средством выражения социальных и духовных процессов эпохи, общественной психологии.

Изменения, которые происходили в системе критического реализма тех лет, нашли яркое и самобытное отражение в творчестве Антона Павловича Чехова. Новаторская природа чеховского реализма, пронизанного сатирой, юмором и авторской иронией, была замечена и признана уже современниками писателя.

Читайте также:  Образ и характеристика чичикова в поэме мертвые души гоголя сочинение

Лев Николаевич Толстой подчеркивал, что Чехов «создал новые, совершенно новые» формы письма, и ставил чеховское творчество выше творчества Ивана Сергеевича Тургенева, Федора Михайловича Достоевского и своего собственного.

Важно

Очевидна субъективность этой точки зрения, но полностью не согласиться с Толстым нельзя, потому что Чехов действительно обогатил русскую литературу значительными художественными открытиями.

Так, именно в его творчестве предметом изображения стали внешне незаметные движения души человека, изменения настроения, чувств, образа мысли. Кроме того, А.

Чехов стремился представить человека под разными углами зрения: в самооценке, в оценках окружающих, объективно, в отношениях с обществом, с близкими и посторонними ему людьми.

Поэтому в его лаконичных, внешне незамысловатых произведений человек представлен на фоне своего времени таким, каков он есть на самом деле.

Антон Павлович Чехов не был злым человеком. Его ранние рассказы, подписанные псевдонимом «Антоша Чехонте», проникнуты открытым, задорным, искрящимся юмором жизнелюбивого человека, который, сталкиваясь с несовершенством окружающего мира, весело смеется над ним.

Чехов считал, что «тогда человек станет лучше, когда вы покажете ему, каков он есть». Эти слова можно поставить эпиграфом ко всему творчеству писателя, а также к его знаменитым рассказам «Хамелеон», «Злоумышленник», «Смерть чиновника», «Ионыч», «О любви», «Человек в футляре», «Попрыгунья», «Крыжовник».

Эти небольшие по объему рассказы интересно, а вы сочинения вообще читаете — настоящая энциклопедия современной писателю жизни, на которую он смотрит то отстраненно, то с мудрой иронией, то с едкой сатирой.

При этом за горьким смехом писателя легко угадываются его мучительные размышления над важнейшими нравственными и общественно-социальными проблемами времени.

Совет

Самая большая известность среди чеховских рассказов выпала на долю «Хамелеона» (1884). Главный герой рассказа стал своеобразным символом эпохи, отмеченной теми же чертами двоедушия, лжи, предательства, пустословия и произвола.

Многие эпизоды рассказа «Хамелеон», так же как и многие диалоги, кажутся нам смешными. Однако общее впечатление после прочтения этого небольшого произведения – тяжелое.

Ведь нам средствами сатиры и юмора показана степень нравственного падения человека, а значит, и общества, частью которого он является. Новаторство А.

Чехова при этом проявилось в умении так просто, точно, предельно кратко изобразить правду повседневной жизни.

В рассказе «Смерть чиновника» (1883) умирает мелкий чиновник, привыкший унижаться и трепетать. Смеяться над смертью кощунственно, безнравственно, но писатель находит возможность показать, что умирает не человек, а чиновник, настоящая пародия на человека. Собственно, рассказ этот именно об утрате людьми человеческой сути, а это страшно.

Рассказ «Попрыгунья» (1892) также вызывает у нас гамму противоречивых чувств: сначала смех, тревогу, вызванную грустной иронией автора, а в конце – ужас от столкновения с безнравственностью и беспощадностью обыденной жизни.

В своих произведениях автор смеется над героями, иронизирует по поводу их поступков, едко высмеивает позицию жизни. Но «смех сквозь слезы» не был сверхзадачей автора.

Главное, что увидел писатель в себе, в окружающих, в обществе того времени – это неумение видеть добро и красоту.

Обратите внимание

Чехов поставил «серость» в вину современности и своими произведениями пытался внушить читателям отвращение к подобным явлениям

Источник: https://botanim.ru/content/yumor-i-satira-v-proizvedeniyax-chexova-293.html

Сатира и юмор в рассказе Чехова «Хамелеон»

Антон Чехов — писатель девятнадцатого века, поднимающий в своих великолепных произведениях проблемы современного мира.

Повествователь исследует проблемные вопросы, обличает жизненные явления, показывая неустройство, несовершенство нынешнего общества, где нет духовного развития, и главное место занимает зло и власть. Пошлость в чеховских рассказах высмеивается автором.

Этой теме посвящено знаменитое произведение «Хамелеон». Легко и просто автор смеется над «хамелеонством», которое царит в обществе. Автор постоянно напоминает: приспособленчество стало нормой жизни для людей.

Основной чеховский образ — полицейский. Надзиратель полиции Очумелов целыми днями ходить по городу. В его обязанности входит наводить порядок.

На деле оказывается, что понятие долга у него подменяется умением выслужиться, лебезить перед высшими чинами, подло, низко относиться к низшим сословиям, унижая их. Пошлый мир автор обличает, используя юмор и сатиру.

Высмеивает Чехов основного персонажа, являющийся представителем власти. Чеховское действующий образ унижается перед начальством, теряя свое достоинство, его поведение пошлое, фальшивое.

Очумелов, как кажется, несет ответственно свою службу и является по первому зову. Сразу сообщает толпе, которая собралась на месте происшествия, что укуса бродячей собаки он просто так не оставит.

Утверждает, что пора оштрафовать владельцев, распускающих питомцев, делая из них бродячих. Какое-то время ругается, пытаясь разобрать дело об укусах.

Он полностью в это время на стороне Хрюкина, но эта солидарность с потерпевшим человеком длится недолго.

Вдруг кто-то из народа сообщает, что этот преступник принадлежит генералу. Очумелов, не ожидавший такой развязки, начинает рассматривать собаку. Перед ним малыш породы борзой, окрас которого белоснежный, есть одно пятнышко желтого цвета — на спине. Мордочка у преступника острая, но милая. И тут тон жандарм резко меняется.

Важно

Очумелов прекрасно понимает, что генерал Жигалов просто так не оставит его решение, если будет не в его пользу. И он тут же начинает оправдывать пса. По рассуждениям представителя власти и закона, виноват сам Хрюкин.

Дескать, сам гвоздем поранил свой палец, а потом решил все свалить на маленькую собачонку, которая ему даже до пальца не дотянется.

Антон Чехов показывает, как резко меняется человек, он сам себя унижает, ведь лебезит не только перед генералом, которого-то и рядом нет, но он унижается даже перед щенком. Он старается показать себя так, чтобы выглядеть хорошим и что службу свою знает и несет исправно, чтобы об этом рассказали генералу.

Давая поручение, отвести ее хозяину, напоминает, что обязательно нужно сказать, что нашел и хорошо с ней обошелся Очумелов.

При этом он дает наставление о том, что чтобы аккуратней ее выпускали на улицу, так как много необразованных людей из низшего сословия, которых он грубо называет «свиньи», будут на улице ей сигаретами прямо в мордочку тыкать.

А лучше вообще не выпускать ее на улицу, чтобы держать подальше от этих грубых людей. И тут Очумелов несколько раз проводит сравнение между собакой и человеком. По его мнению, собака — это дорогая и нежная тварь, а человек — это свинья.

Очумелов пытается выслужиться перед генералом, но сомнения его не покидают.

Он все-таки до конца не уверен, что собака принадлежит генералу, что его поступок правильный, поэтому он продолжает разговаривать вслух, обращаясь то ли к себе, то ли к толпе, которая собралась на центральной площади небольшого города.

И когда кто-то из собравшегося народа выкрикивает, что у генерала собака другой породы, то и Очумелов меняет свое мнение. Он начинает говорить о том, что от бродячих собак стоит избавляться. И после того, как на его размышления о том, что всех бездомных собак нужно уничтожат и истреблять, кто-то выкрикивает, то он задумывается. И тут опять голос из толпы меняет все его планы.

Совет

Он сообщает, что животное принадлежит брату генерала, приехавшему вчера в гости. И Очумелов начинает выслуживаться перед генералом. Оказывается, что истина его мало интересует. А больше важно преклонение перед тем, у кого власти больше. И это высмеивает автор.

Карьера для таких людей становится главенствующим в жизни, а все остальные нравственные ценности и качества отходят на второй план.

Есть в повествовании еще один персонаж — потерпевший Хрюкин. Такие люди у читателя не может вызвать сочувствия или жалости. Автор сам объясняет, что у него вздорный характер. К такому человеку, который может безобидной собаке тыкнуть «цигаркой в харю» ради веселья, может быть лишь только презрение.

В рассказе используется диалог, помогающий полно раскрыть характеры основных персонажей.

Так, фразы и слова Очумелова грубы, он неправильно строит предложения и не может подобрать слова, чтобы выразить свои мысли, поэтому многие предложения в его речи неполные.

Слова, которые он использует одинаковые, лексический состав героя скуден и беден. Он видит свое превосходство над толпой, поэтому ко всем обращается на «ты». Тон его речи повелительный, порой устрашающий.

Автор создает комический эффект своего рассказа с помощью фамилий, говорящих об их характере и поведении, помогающих создать впечатление о них, нарисовать образ. Все действующие лица относятся к разным сословным кругам.

У полисмена нет имени, так как он представляет власть, то есть официальный представитель закона. Елдырин в этом похож на полицейского надзирателя. Жигалов тоже имеет только одну фамилию, но это указывает на его высокое сословие. Хрюкину автор тоже не дает имени, есть одна фамилия.

Он описан А.Чеховым как мастер по золоту, но, как человек, он очень плох.

https://www.youtube.com/watch?v=lDWE5A6litg

Все проблемы, которые величайший писатель ставит в своем сатирическом сюжете, актуальны и в наше сложное время. В этом сюжете видно, как автор относится к подлости, презирая ее, высмеивает тунеядство, грубость. Действительность раскрывает пороки человека, которые определяют российскую реальность.

Источник: http://sochinyalka.ru/2016/12/satira-i-jumor-v-rasskaze-chehova-hameleon.html

Сатира и юмор в рассказе А. П. Чехова «Хамелеон»

7 класс. Сочинение на тему «Сатира и юмор в рассказе А. П. Чехова «Хамелеон».»

 Антон Павлович Чехов начал свою литературную деятельность в 80-е года XIX века. Его появление порадовало многих читателей современности, ведь отличительной чертой его работ был глубокий анализ происходящих событий, осмысление насущных проблем того времени.

Он сумел разобраться в всех тонкостях социальной неустойчивости и причинах ее возникновения. Читатель получает не только моральное удовольствие, но и глубокие познания в сфере философии и морали. Антон Павлович Чехов пытался раскрыть глаза людям на нарушения духовности и морального устоя, бездуховность общества и его бесчеловечность.

его главной задачей стало просветительство народа посредством литературного слова.

Обратите внимание

 В своем рассказе «Хамелеон» Чехов проводит основной линией тему приспособленчества и подхалимства. Он критично относится к людям, которые, словно хамелеоны, переходят на выгодную им сторону. Его главный герой — полицейский надзиратель Очумелов. Он олицетворяет пресмыкание перед вышестоящими чинами.

Читайте также:  Анализ романа толстого князь серебряный

Его готовность подсобить каждому, кто имеет над ним хоть малейшее влияние. Но при этом Очумелов позволяет себе унижать людей, которые стоят ниже его в пищевой цепочке и таким способом реализовывает свое эго.

Такой типаж человека встречается и в нынешнее время, ведь слабые духом люди, которые не имеют собственных особенных отличительных качеств, предпочитают возвышаться за счет других более выдающихся личностей. Чехов использует тонкий юмор и сатиру для высмеивания его подлости и пошлости.

Автор акцентирует внимание на негативных чертах данного героя и показывает как его действия влияют на окружающих. Антон Павлович Чехов остро высмеивает политическое влияние на судьбы людей. Он очень негативно откликается о тех, кто готов потерять собственное достоинство ради подхалимства и выгоды.

Его герой готов на все, лишь бы остаться в фаворитах правящего класса, и ему все равно. что при этом он опускает себя ниже плинтуса.

 Очумелов пытается показать важность и самоотдачу в службы: «Я этого так не оставлю. Я покажу вам, как собак распускать! Пора обратить внимание на подобных господ, не желающих подчиняться постановлениям! Как оштрафуют его, мерзавца, так он узнает у меня, что значит собака и прочий бродячий скот! Я ему покажу кузькину мать!»

 Чехов демонстрирует насколько низок его герой, который пытается показать себя лучше, чем он есть на самом деле. Автор на конкретном примере показывает низость человеческой природы.

Источник: https://sochinenija.3dn.ru/publ/7_klass/satira_i_jumor_v_rasskaze_a_p_chekhova_khameleon/7-1-0-29

Сатира и юмор в рассказе Чехова “Хамелеон”

Антон Павлович Чехов пришел в русскую литературу в 80‑е гг. XIX в. В своих рассказах автор изучает проблемы современности, исследует жизненные явления, обнажает причины социального неустройства.

Он показывает, что в обществе господствуют бездуховность, пессимизм, измена идеалам добра. В своих произведениях Чехов беспощадно обличает пошлость, активно защищает здоровые и деятельные начала жизни.

Основная тема рассказа “Хамелеон” – тема приспособленчества и хамелеонства.

Его герой – полицейский надзиратель Очумелов – выражение готовности пресмыкаться перед высшими, унижать низших, выслуживаться и вести себя подло. С помощью юмора и сатиры Чехов обличает мир пошлости.

Важно

Юмор Чехова сатирически заострен, направлен против политической реакции и ее влияния на все живое. В “Хамелеоне” А. П. Чехов

высмеивает полицейского надзирателя Очумелова, который готов унижаться перед начальством, теряя при этом свое достоинство. Автор очень остро видит фальшь, пошлость, умеет выставить их на всеобщее осмеяние.

Очумелов создает видимость добросовестной и успешной службы: “Я этого так не оставлю.

Я покажу вам, как собак распускать! Пора обратить внимание на подобных господ, не желающих подчиняться постановлениям! Как оштрафуют его, мерзавца, так он узнает у меня, что значит собака и прочий бродячий скот! Я ему покажу кузькину мать!” Поначалу он пытается разобраться в деле Хрюкина.

Но как меняется тон надзирателя, когда он узнает о том, что возмутитель спокойствия – “белый борзой щенок с острой мордой и желтым пятном на спине” – принадлежит генералу Жигалову. “Нешто она достанет до пальца? Она маленькая, а ты ведь вон какой здоровила! Ты, должно быть, расковырял палец гвоздиком, а потом и пришла в твою голову идея, чтоб сорвать”, – говорит он.

Чехов показывает,

как унижен человек, ведь он лебезит не только перед другим человеком, но и перед собачонкой. Он пытается выставить свое поведение в лучшем свете, показать свои заслуги перед генералом. “Ты отведешь ее к генералу и спросишь там.

Скажешь, что я нашел и прислал… И скажи, чтобы ее не выпускали на улицу… Она, может быть, дорогая, а ежели каждый свинья будет ей в нос сигаркой тыкать, то долго ли испортить… Собака – нежная тварь!” – говорит Очумелов, пытаясь выслужиться перед генералом.

И в то же время он сомневается, а вдруг он поступает неправильно, вдруг это не генеральская собака: “Она бродячая! Нечего тут долго разговаривать… Ежели сказал, что бродячая, стало быть и бродячая… Истребить, вот и все”.

Совет

А. П. Чехов высмеивает тот факт, что для Очумелова важна не истина, а преклонение перед сильными мира сего. Еще бы, ведь именно от этого зависит его карьера.

Другой герой – Хрюкин, он тоже не вызывает ни жалости, ни сочувствия, лишь презрение. “Он, ваше благородие, цигаркой ей в харю для смеха, а она, не будь дура, и тяпни… Вздорный человек, ваше благородие!” – вот характеристика этого человека.

В рассказе “Хамелеон” герои действуют сами, а значит, преобладает диалог как главное средство характеристики, вернее, самохарактеристики героев.

Очумелов изъясняется грубо и косноязычно: “По какому это случаю тут? – спрашивает Очумелов, врезываясь в толпу. – Почему тут? Это ты зачем палец?..

Кто кричал?” Он ко всем обращается на “ты”, пытаясь таким образом показать свою власть и свое превосходство. Фразы его короткие, отрывистые, с повелительной, устрашающей интонацией и грубой лексикой.

С целью создания комического эффекта в рассказе используются говорящие фамилии. Персонажи рассказа – очень разные люди, представляющие различные слои общества. Автор не может дать им развернутой характеристики, поэтому имя и фамилия должны полностью представлять тех, о ком идет речь. Очумелов и Елдырин именуются только по фамилиям.

Этим подчеркивается, что они лица официальные. У генерала Жигалова также отсутствуют имя и отчество, но этим Чехов показывает то, что генерал находится выше на ступеньках служебной лестницы, чем Очумелов и Елдырин. Хрюкин – “золотых дел мастер”, вздорный человек. Только в сатирическом произведении ювелир может иметь такую фамилию.

Проблемы, которые ставит Чехов в своих произведениях, актуальны и сегодня. Рассказ проникнут презрением к подлости, пошлости, тунеядству, грубости и эгоизму. Чеховский рассказ о хамелеонах создает картину действительности, показывает атмосферу социальной подлости, искажения человеческой личности, определяющую жизнь России.

(Пока оценок нет)

Источник: https://ege-essay.ru/satira-i-yumor-v-rasskaze-chexova-xameleon/

Сатира и юмор в рассказе А. П. Чехова “Хамелеон”

Антон Павлович Чехов пришел в русскую литературу в 80 е гг. XIX в. В своих рассказах автор изучает проблемы современности, исследует жизненные явления, обнажает причины социального неустройства. Он показывает, что в обществе господствуют бездуховность, пессимизм, измена идеалам добра.

В своих произведениях Чехов беспощадно обличает пошлость, активно защищает здоровые и деятельные начала жизни.
Основная тема рассказа “Хамелеон” – тема приспособленчества и хамелеонства. Его герой – полицейский надзиратель Очумелов – выражение готовности пресмыкаться перед высшими, унижать низших, выслуживаться и вести себя подло.

С помощью юмора и сатиры Чехов обличает мир пошлости. Юмор Чехова сатирически заострен, направлен против политической реакции и ее влияния на все живое. В “Хамелеоне” А. П. Чеховвысмеивает полицейского надзирателя Очумелова, который готов унижаться перед начальством, теряя при этом свое достоинство.

Обратите внимание

Автор очень остро видит фальшь, пошлость, умеет выставить их на всеобщее осмеяние. Очумелов создает видимость добросовестной и успешной службы: “Я этого так не оставлю.

Я покажу вам, как собак распускать! Пора обратить внимание на подобных господ, не желающих подчиняться постановлениям! Как оштрафуют его, мерзавца, так он узнает у меня, что значит собака и прочий бродячий скот! Я ему покажу кузькину мать!” Поначалу он пытается разобраться в деле Хрюкина.

Но как меняется тон надзирателя, когда он узнает о том, что возмутитель спокойствия – “белый борзой щенок с острой мордой и желтым пятном на спине” – принадлежит генералу Жигалову. “Нешто она достанет до пальца? Она маленькая, а ты ведь вон какой здоровила! Ты, должно быть, расковырял палец гвоздиком, а потом и пришла в твою голову идея, чтоб сорвать”, – говорит он.

Чехов показывает, как унижен

человек, ведь он лебезит не только перед другим человеком, но и перед собачонкой. Он пытается выставить свое поведение в лучшем свете, показать свои заслуги перед генералом. “Ты отведешь ее к генералу и спросишь там.

Скажешь, что я нашел и прислал… И скажи, чтобы ее не выпускали на улицу… Она, может быть, дорогая, а ежели каждый свинья будет ей в нос сигаркой тыкать, то долго ли испортить… Собака – нежная тварь!” – говорит Очумелов, пытаясь выслужиться перед генералом.

И в то же время он сомневается, а вдруг он поступает неправильно, вдруг это не генеральская собака: “Она бродячая! Нечего тут долго разговаривать… Ежели сказал, что бродячая, стало быть и бродячая… Истребить, вот и все”. А. П. Чехов высмеивает тот факт, что для Очумелова важна не истина, а преклонение перед сильными мира сего.

Еще бы, ведь именно от этого зависит его карьера. Другой герой – Хрюкин, он тоже не вызывает ни жалости, ни сочувствия, лишь презрение. “Он, ваше благородие, цигаркой ей в харю для смеха, а она, не будь дура, и тяпни… Вздорный человек, ваше благородие!” – вот характеристика этого человека.

В рассказе “Хамелеон” герои действуют сами, а значит, преобладает диалог как главное средство характеристики, вернее, самохарактеристики героев. Очумелов изъясняется грубо и косноязычно: “По какому это случаю тут? – спрашивает Очумелов, врезываясь в толпу. – Почему тут? Это ты зачем палец?..

Кто кричал?” Он ко всем обращается на “ты”, пытаясь таким образом показать свою власть и свое превосходство. Фразы его короткие, отрывистые, с повелительной, устрашающей интонацией и грубой лексикой. С целью создания комического эффекта в рассказе используются говорящие фамилии. Персонажи рассказа – очень разные люди, представляющие различные слои общества.

Автор не может дать им развернутой характеристики, поэтому имя и фамилия должны полностью представлять тех, о ком идет речь. Очумелов и Елдырин именуются только по фамилиям. Этим подчеркивается, что они лица официальные.

Важно

У генерала Жигалова также отсутствуют имя и отчество, но этим Чехов показывает то, что генерал находится выше на ступеньках служебной лестницы, чем Очумелов и Елдырин. Хрюкин – “золотых дел мастер”, вздорный человек. Только в сатирическом произведении ювелир может иметь такую фамилию.

Проблемы, которые ставит Чехов в своих произведениях, актуальны и сегодня. Рассказ проникнут презрением к подлости, пошлости, тунеядству, грубости и эгоизму. Чеховский рассказ о хамелеонах создает картину действительности, показывает атмосферу социальной подлости, искажения человеческой личности, определяющую жизнь России.

Читайте также:  Анализ рассказа заячьи лапы паустовского

(No Ratings Yet)
Loading…

Морально етичні теми для твору.

Ви зараз читаєте: Сатира и юмор в рассказе А. П. Чехова “Хамелеон”« Ернест Хемінгуей “Старий і море” – повість-притча про людинуАлла Жабокрик – всі ці дівчатка »

Источник: https://ukr-lit.com/satira-i-yumor-v-rasskaze-a-p-chexova-xameleon/

Юмор и сатира в произведениях Чехова

/ Сочинения / Чехов А.П. / Разное / Юмор и сатира в произведениях Чехова

  Скачать сочинение

    На рубеже XIX – XX веков русская литература подарила миру целую плеяду замечательных прозаиков, талантливых драматургов и выдающихся поэтов. Творчество некоторых из них, как например, Льва Николаевича Толстого и Антона Павловича Чехова, заслуженно считаются вершиной мировой литературы конца XIX – начала XX столетий.

Их произведения, многогранно отражая окружающую действительность, стали художественным свидетельством того, что судьба человека – это прежде всего отражение судьбы общества.      Открытие тесной связи личных и общественных судеб оказалось исключительно важным для определения новых путей и возможностей развития критического реализма рубежа веков.

Именно тогда произведения разных жанров стали художественным средством выражения социальных и духовных процессов эпохи, общественной психологии.      Изменения, которые происходили в системе критического реализма тех лет, нашли яркое и самобытное отражение в творчестве Антона Павловича Чехова.

Новаторская природа чеховского реализма, пронизанного сатирой, юмором и авторской иронией, была замечена и признана уже современниками писателя. Лев Николаевич Толстой подчеркивал, что Чехов «создал новые, совершенно новые» формы письма, и ставил чеховское творчество выше творчества Ивана Сергеевича Тургенева, Федора Михайловича Достоевского и своего собственного.

Очевидна субъективность этой точки зрения, но полностью не согласиться с Толстым нельзя, потому что Чехов действительно обогатил русскую литературу значительными художественными открытиями.      Так, именно в его творчестве предметом изображения стали внешне незаметные движения души человека, изменения настроения, чувств, образа мысли. Кроме того, А.

Чехов стремился представить человека под разными углами зрения: в самооценке, в оценках окружающих, объективно, в отношениях с обществом, с близкими и посторонними ему людьми. Поэтому в его лаконичных, внешне незамысловатых произведений человек представлен на фоне своего времени таким, каков он есть на самом деле.      Антон Павлович Чехов не был злым человеком.

Его ранние рассказы, подписанные псевдонимом «Антоша Чехонте», проникнуты открытым, задорным, искрящимся юмором жизнелюбивого человека, который, сталкиваясь с несовершенством окружающего мира, весело смеется над ним.      Чехов считал, что «тогда человек станет лучше, когда вы покажете ему, каков он есть».

Совет

Эти слова можно поставить эпиграфом ко всему творчеству писателя, а также к его знаменитым рассказам «Хамелеон», «Злоумышленник», «Смерть чиновника», «Ионыч», «О любви», «Человек в футляре», «Попрыгунья», «Крыжовник».

Эти небольшие по объему рассказы интересно, а вы сочинения вообще читаете — настоящая энциклопедия современной писателю жизни, на которую он смотрит то отстраненно, то с мудрой иронией, то с едкой сатирой. При этом за горьким смехом писателя легко угадываются его мучительные размышления над важнейшими нравственными и общественно-социальными проблемами времени.

     Самая большая известность среди чеховских рассказов выпала на долю «Хамелеона» (1884). Главный герой рассказа стал своеобразным символом эпохи, отмеченной теми же чертами двоедушия, лжи, предательства, пустословия и произвола.      Многие эпизоды рассказа «Хамелеон», так же как и многие диалоги, кажутся нам смешными.

Однако общее впечатление после прочтения этого небольшого произведения – тяжелое. Ведь нам средствами сатиры и юмора показана степень нравственного падения человека, а значит, и общества, частью которого он является. Новаторство А. Чехова при этом проявилось в умении так просто, точно, предельно кратко изобразить правду повседневной жизни.

     В рассказе «Смерть чиновника» (1883) умирает мелкий чиновник, привыкший унижаться и трепетать. Смеяться над смертью кощунственно, безнравственно, но писатель находит возможность показать, что умирает не человек, а чиновник, настоящая пародия на человека. Собственно, рассказ этот именно об утрате людьми человеческой сути, а это страшно.      Рассказ «Попрыгунья» (1892) также вызывает у нас гамму противоречивых чувств: сначала смех, тревогу, вызванную грустной иронией автора, а в конце – ужас от столкновения с безнравственностью и беспощадностью обыденной жизни.

     В своих произведениях автор смеется над героями, иронизирует по поводу их поступков, едко высмеивает позицию жизни. Но «смех сквозь слезы» не был сверхзадачей автора.

Главное, что увидел писатель в себе, в окружающих, в обществе того времени – это неумение видеть добро и красоту.

Обратите внимание

Чехов поставил «серость» в вину современности и своими произведениями пытался внушить читателям отвращение к подобным явлениям

26456 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Чехов А.П. / Разное / Юмор и сатира в произведениях Чехова

Смотрите также по разным произведениям Чехова:

Заказать сочинение      

Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.

100% гарантии от повторения!

Источник: http://www.litra.ru/composition/get/coid/00065201184864181409

Средства создания комического в рассказах Чехова

Смеяться умеет только человек. Поэтому не удивительно, что в художественной литературе, которая является одним из высочайших взлетов человеческого духа, широко употребляется смешное, или как еще называют комическое, важнейшими разновидностями которого являются юмор и сатира.

Юмор — это добродушный мягкий смех. Писатель-юморист не противоречит и не уничтожает объект насмешки, а словно снисходительно насмехается над отдельными его чертами, часто не только «извиняясь», но и даже симпатизируя им. Так непревзойдённым мастером юмора был Марк Твен. Герой его повести, проказник Том Сойер, был описан с мягким юмором. В тоже же время юмор, умение посмеяться над собой и с других является признаком внутренней свободы человека, над которой не властны никакие внешние силы.Сатира — смех обличительный, не щадящий. Он направлен на искоренение явления, которые писатель считает унизительным, вредным для общества. Одним из известных сатириков был Антон Чехов. Так в произведении «Хамелеон» он мастерски использовал различные средства создания комического, в частности антитезу. Сначала Очумелов стал на сторону укушенного Хрюкина: «Собаку надо уничтожить. Немедленно! Она, наверное, бешеная». И, услышав предположение, что щенок генеральский, немедленно обвинил Хрюкова в том, что тот сам себе «расковырял палец гвоздем», а обвиняет собаку. В течение коротенького произведения отношение Очумелова к щенку, Хрюкову и до всего конфликта в корне меняется аж шесть раз. Служителя правосудия Очумелова абсолютно не интересует, кто же виноват на самом деле. Он стремится угодить чиновникам и ради этого унижает простых людей. Как видим, антитезой здесь является отношение Очумелова к людям низшего и высшего от него по социальному статусу.

Следующее средство создания комического — речь персонажей. Особенно яркой является речевая характеристика Очумелова. С толпою он разговаривает командным тоном, даже не перетруждая себя связями слов в предложении. Его вещание является своеобразным винегретом из отрывков канцелярско-полицейских штампов; «С которой это случаю тут? — спрашивает Очумелов, врезаясь в толпу.

– Почему тут? Это ты зачем палец?.. Кто кричал?» Но как только речь заходит о генерале, как и выражение лица, и особенно разговор Очумелова в корне меняется: «разве братик их приехал? Владимир Иванович? – спрашивает Очумелов».

Также мы видим, что и разговор Очумелова строится по принципам антитезы: одно — для высших, обратное — для низших, как будто разговаривают два разных человека.

Обратите внимание

Даже Художественные детали в рассказе являются антитезой. Так, Очумелова от страху перед генералом бросает то в холод, то в жар – как видим, все произведение держится на антитезе. Следовательно, оно не только художественный способ а и важный композиционный прием — принцип построения рассказа.

Следует также отметить умелое использование Чеховым фамилий, имен, характеристик. Фамилия Очумелов образовано от глагола «очуметь», то есть очуметь.

Соответственно, он и ведет себя, как очумелый, готовый унизить любого простого человека в собственных интересах. Не лучшею фамилия имеет и укушенный «золотых дел мастер» Хрюкин: от «хрюкать» (намек на его «свинское» поведение).

Потому что и вправду, не свинством есть тыканье щенка «сигаретой в морду для смеха»? 

Антон Павлович Чехов умел так высмеять какой-нибудь общественный недостаток, что именно его герои и названия произведений становились позорной характеристикой. Так название рассказа — «Хамелеон» — является аллегорией. Ящерица-хамелеон чрезвычайно легко меняет свою окраску, пристраиваясь к изменениям к окружающей среде. Но когда человек, да еще и служитель правосудия, как Очумелов, без всякого зазрения совести, беззастенчиво и коренным образом меняет свой взгляд на то же явление по нескольку раз за минуту, — тогда такое «хамелеонство» позорное и его надо вы искоренять. Так с легкой руки Чехова разнообразных приспособленцев и сегодня презрено называют хамелеонами.Еще одним средством создания комического является ирония — скрытая насмешка над кем-то или чем-то. Она заключается в том, что выражение словно «берется в кавычки» — и означает прямо противоположное тому, о чем в нем говорится. Так, в рассказе Чехова «Толстый и тонкий» сказано, что тонкий и его семья были «приятно удивлены» сценой встречи с толстым. Но тот же «отвернулся от тонкого», потому что ему надоело от позорного самоунижения бывшего школьного товарища. Поведение тонкого и его сына удивительно напоминает поведение Очумелова с рассказ «Хамелсон». Если сначала Нафанаил прежде чем снять шапку «немного подумал» (не много ли чести для незнакомца?), то потом — «опустил картуз» от уважения к высокому чину толстого. Поэтому выражение «приятно удивлены» можно считать иронией.

Все эти средства создания комичного играют важную роль в характеристике персонажей и раскрытии идеи произведения – засуженное подлизывание, самоунижение, чинопочитание и слабый дух это проявлений внутреннего рабства человека.

Смех сильное оружие, ведь по высказываниям Вольтера, «все, что стало смешным, то уже не может угрожать».

Источник: https://www.lang-lit.ru/2015/07/sredstva-sozdaniya-komicheskogo-v-rasskazakh-chekhova.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector