Сочинение анализ произведения песня про царя ивана васильевича, молодого опричника и удалого купца калашникова лермонтова

Сочинение по произведению Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»

Мы живем в столетии, где царствие заменилось на относительно миролюбивое федеративное государство, и кажутся дикими массовые смертельные казни и сожжения при дворе.

Век опричнины, где царила атмосфера страха и угроз под властью величественного и могущественного монарха Ивана Васильевича Грозного, давно миновал вместе со своими нравами. Однако, любовь, преданность и честь – качества, присущие только поистине справедливым и уважающим себя людям, живут и поныне.

Верные солдаты своему царю – опричники, имеющие по тем временам огромные привилегии, не отличались излишком ума и качествами, данными людям только с высокими моральными устоями. Для них ничего не стоило оскорбить и унизить, кого вздумается, а понятие чести – это лишь непоколебимая вера и служба государю.

Обратите внимание

Если они видели что-то желанное, то заполучали это любой ценой, невзирая на чувства других людей. Одним из таких себялюбивых личностей был опричник Кирибеевич.

Увидев привлекательную особу на улице и не подумав о том, что она может быть чьей-то женой или невестой, он просто стал неуместно не только по томустолетию, но и по нашему времени, приставать, обнимать и жадно целовать ее при всем ошеломленном народе.

Невинной голубкой в объятиях жадного ворона оказалась Алена Дмитриевна, молодая жена местного купца Калашникова Степана Парамоновича. Еле-еле смогла отбиться она от ненавистных и неуместных приставаний столь грубого и дерзкого опричника.

В смятении девушка, не помня дорогу, возвращается домой, с болью в душе и сердце, что честь ее семьи запятнана. Не имея сил держать в себе всю боль и обиду за тот позор, который испытала на улице, она доводит до своего любимого мужа все обстоятельства, произошедшие с ней прилюдно.

Не отличающийся особой физической силой, но обладающий высокими нравственными принципами, взбешенный купец Калашников вызывает на честный поединок Кирибеевича.

«На страшный бой, на последний бой» приехал посмотреть даже сам царь. И пришло время битвы, исходом которой стала победа за честь любящей и любимой красавицы-жены.

Да только смерть безнравственного опричника не преподнесла дальнейшего совместного счастья супругам Калашниковым.

За убийство Кирибеевича Степана Парамоновича приговаривают к казни.

Калашников абсолютно понимал, что за плечами битвы роковой его поджидает смерть, либо от руки опричника, либо за посягательство на государева стража.

Но, не испугавшись за жизнь собственную, Степан поборолся за честь и судьбу жены своей, Алены Дмитриевны. Не многие могут и поныне сделать то, на что был способен молодой купец.

(1 votes, average: 5.00

Источник: https://school-essay.ru/sochinenie-po-proizvedeniyu-lermontova-pesnya-pro-carya-ivana-vasilevicha-molodogo-oprichnika-i-udalogo-kupca-kalashnikova.html

Анализ поэмы «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» Лермонтова М.Ю

1)    История создания поэмы. В 1835 году М.Ю. Лермонтов оканчивает Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров и направляется корнетом в лейб-гвардии гусарский полк, расквартированный под Петербургом в Царском Селе. В этот период и написана поэма М.Ю.

Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Именно тогда формируются взгляды поэта на историческую судьбу России. М.Ю. Лермонтова интересует прошлое России как этап в развитии жизни страны.

Первой опубликованной поэмой Лермонтова стала «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» (1837, напечатана в 1838-м). По меткому замечанию Белинского, Лермонтов предпочитал прошлое настоящему, поэтизировал его.

Из грубой действительности прошедшего, согласно Белинскому, Лермонтов вынес «вымышленную быль, которая достовернее всякой действительности, несомненнее всякой истории». «Песня…» была написана во время пребывания Лермонтова на Кавказе — «от скуки, чтобы развлечься во время болезни, не позволявшей ему выходить из комнаты» (свидетельство А.А. Краевского).

Так, не выходя из комнаты, Лермонтов переносится во времени, становится свидетелем давно минувших событий, усваивает склад старинной речи, подслушивает биение пульса иной эпохи. В «Песне…

» отразились размышления Лермонтова о нравственных и политических проблемах своей эпохи, о судьбе и правах человеческой личности, в частности о судьбе и трагической дуэли Пушкина. Современники высоко оценили поэму. Декабрист Н.А. Бестужев писал, брату П.А. Бестужеву 4 июля 1838 г.

Важно

из Петровского завода: «Недавно прочли мы в приложении к «Инвалиду» «Сказку о купеческом сыне Калашникове». Это превосходная маленькая поэма… вот так должно передавать народность и её историю! Если тебе знаком и этот … въ (подпись ¦— анаграмма под «Песней…» в журнальной публикации) — объяви нам эту литературную тайну. Ещё просим сказать: кто и какой Лермонтов написал «Бородинский бой»?» Белинский справедливо отмечал, что «поэт вошёл в царство народности, как её полный властелин, и, проникнувшись её духом, слившись с нею, он показал только своё родство с нею…»

2)    Особенности жанра произведения.

 Поэма — большая форма лироэпической поэзии; крупное стихотворное произведение с повествовательным или лирическим сюжетом, основанное на сочетании повествовательной характеристики действующих лиц, событий и их раскрытии через восприятие и оценку лирического героя, повествователя.

Поэт называет свою поэму песней, гак как он воспевает людей времен Ивана Грозного, с одной стороны, и показывает связь своего произведения с фольклором, — с другой. Уже во вступлении проявляется связь «Песни…» с фольклором; есть характерные выражения для песни — «Ох ты гой еси…»

3)    Историческая основа поэмы. Поэма «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» М.Ю. Лермонтова имеет историческую основу. Лермонтов начинает с описания пира во дворце у Ивана Г розного.

Царь сидит за столом в золотом венце, в расшитой драгоценными камнями, тяжёлой, негнущейся парчовой одежде, величественный и страшный. Человек для своего времени исключительной образованности, Иван IV мечтал о могуществе России. Как позднее Петр I, он хотел «прорубить окно» в Европу.

Исторические условия не дали ему возможности это выполнить. Иван Грозный — лицо историческое.

От мелкой, ничтожной жизни современного ему общества Лермонтов переносит читателей в героическую пору истории — время, когда создавалось могущественное русское государство и выковывались волевые характеры людей. Три различных, но сильных и самобытных человека сталкиваются между собой.

Этим столкновением определяется действие поэмы. Опричник Кирибеевич под влиянием охватившей его страсти оскорбляет достоинство простых людей. Калашников борется за справедливость и убивает Кирибеевича, а царь Иван Грозный казнит Калашникова за то, что он самовольно расправился с его любимцем.

Действие происходит в древней русской столице — Москве.

Реалистический историзм «Песни…» заключается в том, что Лермонтов, воссоздав исторический колорит эпохи, показал социальное противоречие того времени и дал характеры в их социальной обусловленности. «Песня…

» описывает страшное для Руси время опричнины, кровавого правления Ивана Грозного, «бездну ужасов тиранства» (Н.М. Карамзин). XVI век — один из самых ярких и трагических периодов в истории России.

За годы царствования Ивана IV страна изменилась: почти в полтора раза увеличилась её территория, были завоеваны Казань, Астрахань, Сибирь, Русь упрочила своё политическое влияние в мире. Но цена, которую народу пришлось заплатить за эти преобразования, была велика.

Иван Г розный утопил в крови Новгород, сотни людей были казнены или насильно пострижены в монахи, гнев тирана падал на целые семьи.

Совет

Мрачным было правление Ивана Грозного, мрачной была и его жизнь: Иван IV утопал в разврате, беспрерывно менял жён, в приступе ярости убил старшего сына, постоянно подозревал измену. В поэме Лермонтова не отражены эти факты, как и сведения о похищениях красивых жён знатных людей, которые поощрял Грозный. Исторический Грозный конфисковывал имущество казнённых, не заботился о благосостоянии их семей, как это происходит в «Песне…».

XVI век в изображении Лермонтова — высокое героическое прошлое: в поэме нет ни одного ярко выраженного отрицательного персонажа, ужасы опричнины остаются «за кадром». Вместе с тем достоверна вседозволенность Кирибеевича, ужас, охвативший Алёну Дмитриевну при его словах о происхождении из «славной семьи из Малютиной», нарушение царём своей клятвы помиловать победителя.

–    Как пирует царь Иван Грозный? («во славу Божию, в удовольствие своё и веселие»)

–    Как расположены гости за царским столом? (То за трапезой сидит во златом венце, / Сидит грозный Царь Иван Васильевич. / Позади его стоят стольники, / Супротив его все бояре да князья, / По бокам его все опричники…) Что свидетельствует о том, что такое расположение гостей за столом у царя — давно заведенный порядок?

4)    Основной конфликт поэмы. Конфликт — столкновение интересов персонажей, борьба идей, мотивов; основа развития сюжета в художественном произведении; противоречие как принцип взаимодействия между образами литературного (эпического или драматического) произведения.

Конфликт определяет идейную направленность и композиционно организует художественное произведение на всех уровнях, придавая каждому образу его качественную определенность в противопоставлении другим образам.

В поэме конфликт между удалым, благородным, независимым Калашниковым и кро-мешником, «лукавым рабом» царя Кирибеевичем, — безусловно, прочитывается в контексте «лютого времени».

5)    Характеристика героев поэмы.

Образ Ивана Грозного. Обобщенный образ Ивана IV создан Лермонтовым в духе народной традиции — исторических песен об Иване Грозном — и отчасти «Истории государства Российского» Н.М. Карамзина. В поэме личность Ивана Грозного изображена неоднозначно: показано его величие и подозрительность, царский произвол, жестокость и великодушие. Это человек сильных страстей.

Образ Кирибеевича. Кирибеевич — опричник, который ставит собственные желания и интересы выше нравственных и моральных норм, чести и достоинства.

–    Как ведет себя Кирибеевич на пиру у Ивана Грозного? Почему? (Кирибеевич не веселится вместе со всеми, так как «в груди его была дума крепкая».)

–    Какую помощь предлагает Иван Грозный Кирибеевичу? (Иван Грозный хочет лично сосватать полюбившуюся Кирибеевичу девушку.)

–    О чём умалчивает Кирибеевич за столом у царя? Какой нравственный закон он преступает? (Кирибеевич умалчивает царю о том, что Алёна Дмитриевна замужем.)

–    Как ведет себя Кирибеевич на кулачном бою? Как данное поведение характеризует опричника? (Кирибеевич выходит на кулачный бой ради забавы, потешить царя, излишне самоуверен в своих силах.)

Образ купца Калашникова. Героическое начало в поэме связано с образом «смелого купца» Калашникова. В этом образе Лермонтову удалось создать характер, близкий по своим качествам к герою русского эпоса.

Сознание личного и социального достоинства, жажда справедливости, мужество, самоотверженность, честность, прямота, отсутствие холопства в отношении к царю — таковы основные черты Калашникова как истинно народного героя.

Кирибеевичу, поступками которого руководит эгоистическое чувство, Калашников противопоставлен как человек, действующий во имя долга и чести.

Поэтому в сцене поединка, ещё не вступив в бой с Кирибеевичем, он одерживает над своим противником моральную победу: обличающие слова Калашникова заставили «удалого» Кирибеевича побледнеть и замолчать («На раскрытых устах слово замерло»). Заключающая «Песню…

» картина «безымянной могилки», вызывающей сочувственный отклик народных масс, гусляров вдохновляющей на песню, придал подвигу Калашникова, почившего «за святую правду-матушку», народное значение. Носитель чести в «Песне…» — московский купец Калашников, человек независимого, свободного сословия. Жизненные и нравственные принципы Калашникова выражены в его речи перед боем. Не побоявшись угроз Кирибеевича, он с достоинством отвечает:

А зовут меня Степан Калашников,

А я родился от честного отца,

И жил я по закону Господнему:

Не позорил я чужой жены,

Не разбойничал ночью тёмною,

Не таился от свету небесного.

Калашников противопоставляет свою жизненную позицию, своё происхождение, своё независимое занятие разбою, низости и распутству опричников. Он готов «стоять за правду до последнева». Перед боем Степан Парамонович кланяется царю, церквам, «народу русскому», выражая тем самым почтение не столько власти, сколько Богу и людям.

Обратите внимание

Выходя на поединок, Калашников выполняет просьбу жены о заступничестве: «Ты не дай меня, свою верную жену, злым охульникам на поругание!» Степан Парамонович выступает здесь защитником рода, семьи — в случае своей смерти он наказывает братьям вступиться за его честное имя.

Читайте также:  Сочинение делать чудеса своими руками по повести алые паруса грина

Это не просто месть, наказание «бусурманскому сыну», это и не страх «злых охульников»: Калашников наделён высоким моральным сознанием, чувством собственного достоинства. В эпоху бесчестья и террора Калашников отстаивал честное имя и неприкосновенность семьи. За это он был казнён и погребён не по христианскому обряду, а как разбойник — промеж трёх дорог.

Но, несмотря на позорную казнь и погребение в «безымянной могиле», Калашников оставил по себе добрую .память:

Пройдёт стар человек — перекрестится,

Пройдёт девица — пригорюнится/

А пройдут гусляры — споют песенку.

Суд царский разошёлся с судом народным. Калашников, казнённый царём и «оклеветанный молвой», становится народным героем.

–    Дайте характеристику купцу Калашникову. Какой он? (Купец Калашников весь день на работе, в его семье царят домостроевские порядки: жена ждет мужа с работы, дети находятся под её присмотром. Калашников — верующий человек, живущий по общепринятым законам.)

–    Почему, не застав дома молодой жены, купец «смутился тогда думой крепкою»? (Жена, не придя вовремя домой, нарушила раз и навсегда заведённый порядок.)

–    Как отреагировал Капашников на произошедшее с женой? Как это его характеризует? (Калашников возмущён поступком Кирибеевича и вступается за честь своей жены я всей семьи, так как семья очень важна для купца.)

–    Где «удалой купец» ищет помощи и поддержки в трудную минуту? Как этот факт его характеризует? (Купец Калашников ищет помощи в своей семье и обращается к братьям.)

–    Как ведет себя Калашников во время кулачного боя? Как такое поведение характеризует героя? (Калашников выходит на кулачный бой, чтобы отстоять честь своей семьи, он кланяется сначала царю, потом «святым церквам», «а потом всему народу русскому».)

6)    Художественные особенности поэмы. Поэма Лермонтова до сих пор является единственной в своём роде стилизацией фольклора в большой эпической форме, стих «Песни…» приближен к народной поэзии, в ней использованы характерные для фольклора эпитеты, зачины, «перехваты», повторы.

Это была героическая, гуслярная, застольная песня, которая соседствовала в творчестве Лермонтова с ангельскими «тихими песнями», юношескими «романсами» и стилизациями («Колокол стонет», «Не знаю, обманут ли был я», «Светлый призрак дней минувших»). Известный критик начала XIX века В.Г.

Белинский писал, что здесь «поэт от настоящего мира не удовлетворяющей его русской жизни перенёсся в её историческое прошедшее, подслушал биение его пульса, проник в сокровеннейшие и глубочайшие тайники его духа, сроднился и слился с ним всем существом своим, обвеялся его звуками, усвоил себе склад его старинной речи, простодушную суровость его нравов, богатырскую силу и широкий размет его чувства…»

Источник: http://dlrvas.blogspot.com/2016/02/blog-post_2.html

ActionTeaser.ru – тизерная реклама

Доклад 7 класс. 

Поэма «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого оп­ричника и удалого купца Калашникова» М.Ю. Лермонтова имеет историческую основу. Лермонтов начинает с описания пира во дворце у Ивана Грозного.

Царь сидит за столом в зо­лотом венце, в расшитой драгоценными камнями, тяжелой, негнущейся парчовой одежде, величественный и страшный. Человек для своего времени исключительной образованности, Иван IV мечтал о могуществе России. Как позднее Петр I, он хотел «прорубить окно» в Европу.

Исторические условия не дали ему возможности это выполнить. Иван Грозный — лицо историческое. Вот как характеризует личность Ивана Грозно­го известный историк Н.М. Карамзин в своей «Истории госу­дарства Российского»: «Иоанн имел разум превосходный…

», «Хвалился милостью и щедростью», «Но сей государь был ти­ран…», «Если иго Батыево унизило дух россиян, то не возвы­сило его и царствование Иоанново».

Важно

В поэме личность Ивана Грозного изображена неодно­значно: показаны его величие и подозрительность, царский произвол, жестокость и великодушие. Это человек сильных страстей.

ActionTeaser.ru – тизерная реклама

От мелкой, ничтожной жизни современного ему общества Лермонтов переносит читателей в героическую пору исто­рии — время, когда создавалось могущественное русское го­сударство и выковывались волевые характеры людей. Три раз­личных, но сильных и самобытных человека сталкиваются между собой.

Этим столкновением определяется действие по­эмы. Опричник Кирибеевич под влиянием охватившей его страсти оскорбляет достоинство простых людей. Калашников борется за справедливость и убйвает Кирибеевича, а царь Иван Грозный казнит Калашникова за то, что он самовольно расправился с его любимцем.

Действие происходит в древней русской столице — Москве. Еще в правление деда Грозного, Ивана III, Европа, едва подозревавшая о существовании Мос­ковии, была ошеломлена появлением на своей восточной гра­нице огромного государства.

И в центре этого государства была Москва, а в центре Москвы, на горе, точно сказочный замок, высился Кремль. Он был окружен водой и рвами, с подъемными мостами, стенами с башнями. В этой неприступ­ной крепости высились белокаменные златоверхие» храмы, дворцы, палаты, терема.

У Николаевских ворот помещались в клетках живые львы, присланные царю Ивану Васильевичу в подарок английской королевой, и стоял живой слон, вывезен­ный из Аравии.

«Песня про царя Ивана Васильевича» является не только поэмой в народном стиле, это поэма историческая, и ей при­надлежит видное место среди художественно-исторических жанров в русской литературе. Как исторический художник Лермонтов выступает учеником и продолжателем Пушкина, заложившего основу реалистического историзма в русской литературе.

Реалистический историзм «Песни» заключается в том, что Лермонтов, воссоздав исторический колорит эпохи, показал социальное противоречие того времени и дал харак­теры в их социальной обусловленности. «Песня…» описывает страшное для Руси время опричнины, кровавого правления Ивана Грозного, «бездну ужасов тиранства» (Н.М. Карамзин).

XVI век — один из самых ярких и трагических периодов в ис­тории России. За годы царствования Ивана IV страна измени­лась: почти в полтора раза увеличилась ее территория, были завоеваны Казань, Астрахань, Сибирь, Русь упрочила свое по­литическое влияние в мире. Но цена, которую народу при­шлось заплатить за эти преобразования, была велика.

Совет

Иван Грозный утопил в крови Новгород, сотни людей были казнены или насильно пострижены в монахи, гнев тирана падал на це­лые семьи. В своей «Истории государства Российского» Н.М.

Карамзин пишет об «адских вымыслах тиранствах», о «всех способах терзать человечество», о жестоких пытках не­покорных россиян: «Смерть казалась тогда уже легкою: жерт­вы часто требовали ее как милости…

были сделаны для мук особенные печи, железные клещи, острые ногти, длинные иг­лы; разрезы вал и людей по суставам, перетирали тонкими ве­ревками надвое, сдирали кожу, выкраивали ремни из спи­ны…» Дружины опричников с собачьими головами и метлами на седлах наводили ужас на русские города.

Мрачным было правление Ивана Грозного, мрачной была и его жизнь: Иван IV утопал в разврате, беспрерывно менял жен, в приступе яро­сти убил старшего сына, постоянно подозревал измену. В по­эме Лермонтова не отражены эти факты, как и сведения о по­хищениях красивых жен знатных людей, которые поощрял Грозный. Исторический Грозный конфисковывал имущество казненных, а не заботился о благосостоянии их семей, как это происходит в «Песне…».

XVI век в изображении Лермонтова — высокое героическое прошлое: в поэме нет ни одного ярко выраженного отрицатель­ного персонажа, ужасы опричнины остаются «за кадром».

Вме­сте с тем достоверны вседозволенность Кирибеевича, ужас, охва­тивший Алену Дмитриевну при его словах о происхождении из «славной семьи из Малютиной», нарушение царем своей клятвы помиловать победителя.

Да и основной конфликт поэмы — кон­фликт между удалым, благородным, независимым Калашнико­вым и кромешником, «лукавым рабом» царя Кирибеевичем, — безусловно, прочитывается в контексте «лютого времени».

Вопросы по докладу:

1)    Можно ли говорить о поэме М.Ю. Лермонтова «Песня * про царя 1^вана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» как об историческом произведении? До­кажи свою точку зрения.

Обратите внимание

2)            Какое историческое время изображено в поэме М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, моло­дого опричника и удалого купца Калашникова»?

3)       Каким предстает на страницах лермонтовской поэмы царь Иван Грозный?

4)    Чем Иван Грозный М.Ю. Лермонтова отличается от ре­ального исторического лица?

ActionTeaser.ru – тизерная реклама

Источник: https://tvory.info/sochineniya-po-russkomu/index.php/russkaya-literatura/doklady-po-russkoj-literature/doklady-po-russkoj-literature-7-klass/4466-istoricheskaya-osnova-poemy-m-yu-lermontova-pesnya-pro-tsarya-ivana-vasilevicha-molodogo-oprichnika-i-udalogo-kuptsa-kalashnikova

Фольклорные традиции в «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» Михаила Лермонтова на Сёзнайке.ру

Работая над «Песней про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» Михаил Юрьевич Лермонтов изучал сборник былин Кирши Данилова и другие публикации фольклора.

Источником поэмы может быть признана историческая песня «Кастрюк Мастрюкович», в которой рассказывается о героической борьбе человека из народа против опричника Ивана Грозного. Однако Лермонтов не копировал народные песни механически. Его произведение пронизано народной поэтикой.

«Песня про купца Калашникова» представляет собой отражение и воспроизведение поэтом стиля народной поэзии – ее мотивов, образов, красок, приемов песенного народного творчества.

В «Песне про купца Калашникова» сохранена складывающаяся столетиями фольклорная лексика. Это хорошо видно в созданном портрете русской красавицы:

На святой Руси, нашей матушке,

Не найти, не сыскать такой красавицы:

Ходит плавно – будто лебедушка;

Смотрит сладко – как голубушка;

Молвит слово – соловой поет;

Горят щеки ее румяные,

Как заря на небе божием;

Косы русые, золотистые,

В ленты яркие заплетенные,

По плечам бегут, извиваются,

С грудью белою цалуются.

Далее в тексте раскрывается не только внешняя красота Алены Дмитриевны, но и ее человеческие достоинства. Произведение Михаила Юрьевича Лермонтова «Песня про купца Калашникова» написано в традициях народной поэзии, оно содержит устойчивые эпитеты, метафоры.

Не сияет на небе солнце красное,

Не любуются им тучки синие:

То за трапезой сидит во златом венце,

Сидит грозный царь Иван Васильевич.

Атмосфера пира воссоздана почти с документальной точностью. Недоверчивый и грозный царь везде ищет крамолу и измену, а когда веселится, хочет видеть только радостные и счастливые лица. Кирибеевич лишен честного имени – он «бусурманский сын», без роду, без племени.

Не случайно Лермонтов величает Калашникова по имени?отчеству, а Кирибеевича называет только Кирибеевичем. Отличительная черта натуры Кирибеевича – это желание покрасоваться, «нарядом похвастаться», «показать удальство свое». Рабская натура, угодничество Кирибеевича порождают в нем желание властвовать, он ни в чем не должен знать отказа.

Алену Дмитриевну он выбирает не только за красоту: его уязвляет ее независимость, безразличие к нему, «царскому опричнику»:

У ворот стоят у тесовых

Красны девушки да молодушки,

И любуются, глядя, перешептываясь,

Лишь одна не глядит, не любуется,

Полосатой фатой закрывается…

Почему же кручинится верный слуга Кирибеевич? Влюблен? По мнению царя, это дело поправимое. Надо только шаль дорогую, да кольцо поднести понравившейся девушке, она сразу же кинется на шею слуге царскому. Да вот только Кирибеевич не сказал царю, что приглянулась ему замужняя женщина.

…красавица

В церкви Божией перевенчана,

Перевенчана с молодым купцом

По закону нашему христианскому.

Алена Дмитриевна и Степан Парамонович наделены лучшими качествами: честностью, человеческим достоинством. Чтобы очистить имя своей верной жены от несправедливых подозрений, Калашников не жалеет даже собственной жизни.

Важно

Купец вызывает на кулачный бой обидчика. В честном бою он побеждает Кирибеевича, но царь живет по своим законам. Суд царя разошелся с судом народным.

Калашников, казненный царем и «оклеветанный молвой», становится народным героем.

«Песня про купца Калашникова» написана в особом жанре. Лермонтов стремился приблизить поэму к эпическим фольклорным сказаниям. Гусляры, тешащие «Песней…» «доброго боярина и боярыню его белолицую», играют важнейшую роль в структуре поэмы.

Авторского голоса читатель не слышит, перед ним как бы произведение устного народного творчества. Нравственные позиции, с помощью которых оцениваются персонажи «Песни…», не лично авторские, а народные.

Это многократно усиливает торжество правды в произведении.

Источник: http://www.seznaika.ru/literatura/referaty/8713-folklornie-tradicii-v-pesne-pro-carya-ivana-vasilevicha-molodogo-oprichnika-i-udalogo-kupca-kalashnikova-mihaila-lermontova

Анализ поэмы Лермонтова «Песня про купца Калашникова» — Сочинение по произведению М. Ю. Лермонтова «Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»

«Песня про купца Калашникова» (1837) знаменует начало нового этапа в творческом развитии поэта (в том же году были написаны «Бородино» и «Смерть поэта»). Никогда ранее Лермонтов не приближался так близко к народной поэзии.

Читайте также:  Сочинение раскольников и соня мармеладова в романе преступление и наказание достоевского

Близость эта проявляется не просто в определенных формальных особенностях (в языке, стихе), но прежде всего в воспроизведении народного сознания.

Замысел поэмы был связан с идеей, отразившейся в «Бородино»: восхищение героическими подвигами и личностями прошлых эпох и горечь при мысли о ничтожестве нынешнего поколения.

В «Песне… » выражены поэтические размышления не столько об эпохе Ивана Грозного, сколько о своей современности, о правах человеческой личности.

В частности, существует предположение, что в поэме нашли отражение раздумья автора о судьбе и причинах гибели Пушкина.

Смысл поэмы Белинский видел в том, что в нец «…поэт от настоящего мира не удовлетворяющей его русской жизни перенесся в ее историческое прошедшее…

Два крупных, сильных характера, созданные Лермонтовым в этой поэме, прямо противопоставлены друг другу. Их основные свойства были уже намечены в лирике Лермонтова и его ранних поэмах.

Совет

Царский опричник Кирибеевич — продолжение романтического героя-индивидуалиста, не признающего для себя никаких нравственных запретов и готового принести в жертву своим страстям честь и достоинство других людей.

Купец Калашников выражает народное начало, он продолжает линию лермонтовских героев-мстителей. Калашников дорог поэту не только как борец против неправды и произвола.

Не менее дорога его нравственная стойкость, внутренняя убежденность в своей правоте. С ним связано представление о твердых нравственных устоях, народной традиции. Он одерживает моральную победу над своим противником.

Еще недавно Кирибеевич, обнаруживающий способность к сильной любви и во имя страстного чувства нарушающий общепринятые нормы, мог оказаться в центре поэмы как высокий романтический герой.

Теперь концепция Лермонтова заметно меняется.

Байронический герой-индивидуалист развенчивается.

В образе Кирибеевича есть свое поэтическое обаяние, он даже не лишен угрызений совести, но у Лермонтова он прямо противопоставлен Калашникову как носителю народного сознания и, несомненно, уступает ему в нравственном отношении.

В конце поэмы говорится о поклонении народа могиле Калашникова, но не Кирибеевича, хотя погиб и он. Важное место в системе образов поэмы занимает Иван Грозный.

Он дан в духе народных представлений, зафиксированных во многих фольклорных произведениях, в которых отмечалось соединение в характере царя черт справедливости и вместе с тем деспотизма. Так проявляется важнейший идейно-эстетический принцип Лермонтова: он смотрит на своих героев глазами народа, подвергает их контролю и суду с позиций народных представлений о долге, чести и нравственности.

Естественно, что в такой поэме Лермонтов широко использовал систему изобразительных средств, присущих народно-поэтическому творчеству.

Но в «Песне про купца Калашникова» нет прямого, буквального заимствования из каких-то определенных фольклорных текстов. Лермонтов творчески использует народную поэзию, свободно переплавляя ее в соответствии со своим замыслом.

Обратите внимание

Мир устного народного творчества органически входил в художественный мир Лермонтова. «Песня…

» была опубликована анонимно (ссыльный поэт не мог подписать ее своей фамилией). Белинский уже в первом своем отзыве на поэму сразу же отметил появление нового таланта в русской поэзии: «Не знаем автора этой песни, но не боимся попасть в лживые предсказатели, сказавши, что наша литература приобретает сильное и самобытное дарование».

Источник: http://sochbox.com/analiz-poemy-lermontova-pesnya-pro-kupca-kalashnikova-sochinenie-po-proizvedeniyu-m-yu-lermontova-pesn-pro-carya-ivana-vasilevicha-molodogo-oprichnika-i-udalogo-kupca-kalashnikova/

Сочинение на тему: Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова

Жестокие времена опричнины известны нам из истории. В художественной литературе мы их также встречаем, например в «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» М. Ю. Лермонтова.

Произвол и беззаконие были «визитной карточкой» опричников. Простой народ боялся их, знатные люди избегали с ними встреч.

Лермонтову очень точно удалось описать атмосферу царствования Ивана Грозного: Не сияет на небе солнце красное, Не любуются им тучки синие: То за трапезой сидит во златом венце, Сидит грозный царь Иван Васильевич. Заметил царь, что пригорюнился его верный слуга Кирибеевич: не ест, не пьет.

Разгневался царь, «… стукнул палкою, /И дубовый пол на полчетверти/ Он железным пробил оконечником…». Узнал царь, что верный опричник влюблен в красавицу Алену Дмитриевну, но не сказал Кирибеевич, что она — жена купца Калашникова.

Царь Иван Васильевич посоветовал: «… Вот возьми перстенек ты мой яхонтовый Да возьми ожерелье жемчужное… …И пошли дары драгоценные Ты своей Алене Дмитриевне: Как полюбишься — празднуй свадебку, Не полюбишься — не прогневайся».

Опозорил опричник Кирибеевич Алену Дмитриевну перед соседями.

Признался в любви, ласкал, целовал, фату бухарскую, подаренную мужем, сорвал. Возмутился купец Калашников и решил в кулачном бою на Москве-реке в присутствии царя наказать опричника. Призвал купец и братьев своих в случае его смерти отстоять честь семьи. На следующий день зазывалы бросили клич: «Ой, уж где вы, добрые молодцы?…

Кто побьет кого, того царь наградит, А кто будет побит, тому бог простит!» Растеклась толпа в обе стороны — вышел готовый к бою не на жизнь, а на смерть купец Калашников.

Важно

Побледнел Кирибеевич, услыхав имя соперника. Начался «богатырский бой», и победил в нем Калашников.

Честь жены он отстоял, за что и поплатился собственной головой, по приказу царя пошел на плаху за сознательное убийство «верного слуги».

С царской точки зрения Иван Васильевич восстановил справедливость после смерти Кирибеевича и казни Калашникова.

«Песня про удалого купца Калашникова» написана Лермонтовым в стиле песни-повествования певцов-гусляров, которые поют славу казненному Калашникову и осуждают царское решение, разошедшееся с мнением народа. Поэма М. Ю.

Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» является наиболее совершенной и трагичной из исторических произведений поэта. Известный критик В.

Г. Белинский высоко ценил «Песню…», видя ее главное достоинство в народности, верности духу истории. «Здесь поэт от настоящего мира не удовлетворяющей его русской жизни перенесся в ее историческое прошедшее», — писал он. В этом произведении Лермонтов показывает грозную эпоху царя Ивана IV.

Именно здесь поэт находит образец для подражания в лице «удалого купца» Калашникова.

В начале поэмы мы видим богатый пир в царских палатах, где в центре «во златом венце» — сам царь Иван Васильевич, окруженный со всех сторон своими подданными: Позади его стоят стольники, Супротив его все бояре да князья, По бока его все опричники.

На трапезе царит всеобщее веселье. Все пьют во славу царя.

И государь не скупится на угощения для своих преданных опричников. Во времена царствования Ивана Грозного опричники отличались своей жестокостью и беззаконием, они пользовались особым положением и полной безнаказанностью. Вот и в «Песне…

» царь интересуется, чем же опечален его верный слуга Кирибеевич: или истерся кафтан, или измялась шапка соболиная, или «казна поистратилась», или сбил с ног на кулачном бою сын купеческий? В самоуверенном ответе опричника мы слышим отголосок господствовавшего в те времена культа личной храбрости и лихой удали: Не родилась та рука заколдованная Ни в боярском роду, ни в купеческом… Из богатых, роскошных палат царя мы переносимся на гостиный двор, в купеческую лавку, где молодой купец бережно раскладывает свои товары, зазывая покупателей. Однако «баре богатые» проходят мимо.

В задумчивости и печали покидает купец свою лавку в конце дня, заперев накрепко дубовую дверь и спустив сторожевого пса. Купец Калашников, придя домой и не застав там жены, очень удивился.

Дело в том, что по заведенному порядку жена должна была сидеть дома, поддерживать уют, накрывать стол, ожидая своего «государя», главу семьи, кормильца и защитника.

Совет

Именно к мужу как к защитнику своей чести и оскорбленного достоинства обращается за помощью Алена Дмитревна. И тот, как настоящий представитель «честного народа», вступается за жену.

И зовет своих братьев постоять за ее честь, если сам он погибнет в битве. Для младших братьев воля старшего — закон, и они послушно соглашаются идти с ним. В самом поединке мы также видим характерные черты той эпохи: тогда на Руси было заведено, что по праздникам царь устраивал кулачные бои, чтобы потешить себя, своих бояр и опричников.

И вот выходят на смертный бой Кирибеевич и Калашников. И молодой купец, защищающий честь и «закон господний», побеждает бесчестного врага. Образ царя Ивана Васильевича также отвечает исторической правде.

Лермонтов отмечает противоречивость Ивана Грозного: милостив был царь к своему льстивому окружению, но жесток и зачастую несправедлив с прогневившими его.

Безжалостно приказывает он казнить Калашникова, убившего на поединке его лучшего бойца и любимого слугу. Тем не менее он воздает должное удали и высоким нравственным качествам купца, а осиротевшей семье дает привилегии: обещает пожаловать из своей казны «мо-лоду жену и сирот», а его братьям разрешает отныне торговать беспошлинно.

Лермонтов создал своего рода исторический документ. Подробно и точно изобразив эпоху Ивана Грозного, он, по словам Белинского, «вынес из нее вымышленную быль, которая достовернее всякой действительности, несомненнее всякой истории».

»crosslinked«

Источник: http://ruslit.biz/sochinenie-na-temu-pesnya-pro-carya-ivana-vasilevicha-molodogo-oprichnika-i-udalogo-kupca-kalashnikova/

песнь про царя ивана васильевича молодого опричника и удалого купца калашникова. помогите написать сочинение

Alexey Khoroshev Высший разум (1625279) 8 лет назадВ «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» М. Ю. Лермонтов описал один из самых трагических моментов в истории России – правление Ивана Грозного. Иван Грозный опирался на опричников, которым было все дозволено, и никто не смел им перечить, потому что все знали, что за это грозила смерть.

Один из любимых опричников царя, Кирибеевич, полюбил Алену Дмитриевну, жену купца Степана Парамоновича Калашникова. Своими признаниями и поступками он опозорил честь его семьи. Молодой купец не смог безмолвно снести оскорбления, нанесенные ему опричником. Защищая свою честь, он вызвал любимца царя на кулачный бой при всем народе и одолел его.

Купец был казнен, но он отстоял достоинство своей семьи. В образе Степана Калашникова поэт отразил лучшие черты русского национального характера. Калашников очень любит свою семью и близко к сердцу воспринимает оскорбления, нанесенные его жене: Опозорил семью нашу честную Злой опричник царский Кирибеевич; А такой обиды не стерпеть душе Да не вынести сердцу молодецкому.

Эту обиду он не может подавить в себе и молча выдержать оскорбления. Смелость – еще одна характерная черта Степана Калашникова. Несмотря на то, что опричников боялись все, он готов драться с Кирибеевичем: Уж как завтра будет кулачный бой На Москве-реке при самом царе, И я выйду тогда на опричника, Буду на смерть биться, до последних сил… Калашников обладает большой нравственной силой.

Обратите внимание

Основана эта сила на честности перед людьми и самим собой: А родился я от честнова отца, И жил я по закону господнему: Не позорил я чужой жены, Не разбойничал ночью темною, Не таился от свету небесного… Еще перед боем эта моральная сила позволяет одержать нравственную победу над Кирибеевичем: И услышав то, Кирибеевич Побледнел в лице, как осенний снег: Бойки очи его затуманились, Между сильных плеч пробежал мороз, На раскрытых устах слово замерло… Калашников обладает и огромной физической силой: Изловчился он, приготовился, Собрался со всею силою И ударил своего ненавистника Прямо в левый висок со всего плеча. И опричник молодой застонал слегка, Закачался, упал замертво… Но вот обидчик повержен. Купец мог бы все рассказать царю, но честь семьи для него дороже. Позору он предпочитает смерть: Я скажу тебе, православный царь: Я убил его вольной волею, А за что про что – не скажу тебе, Скажу только Богу единому. Таков сильный образ русского человека, созданный М. Ю. Лермонтовым в «Песне…» . И этот образ достоин гордости и подражания.

Сочинения по произведению “Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова” (Лермонтов М. Ю.): http://www.litra.ru/composition/get/coid/00694251253428090404/woid/00019401184773069872/

[ссылка заблокирована по решению администрации проекта]
Читайте также:  Сочинение по картине подвиг молодого киевлянина иванова 5 класс описание

Источник:

даша даха Ученик (125) 2 года назад1.Художественные средства изображения героев.2.Героя из народа и царское приближение.3.Значение образа царя Ивана Васильевича.Уже само название «Песни про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» М. Ю. Лермонтова сближает ее с устным народным творчеством. Почему? Ответ нужно искать в первых строках поэмы:Ох ты той еси, царь Иван Васильевич!Про тебя нашу песню сложили мы,Про твово любимого опричникаДа про смелого купца, про Калашникова;Мы сложили ее на старинный лад,Мы певали ее под гуслярный звонИ причитывали да присказывали.Итак, поэма написана в форме застольной песни, которые на Руси исполнялись на пирах в царском дворце или в домах знатных бояр. Чтобы придать своему произведению народный колорит, Лермонтов использовал слова и выражения, характерные для устного народного творчества: «на святой Руси, нашей матушке», «диво дивное», «удалой», «восплакалась». Соответствующий настрой создают также припевки и повторы, которые часто встречаются в произведениях устного народного творчества, как в поэтических, так и в прозаических (в частности, в сказках). То и дело гусляры, исполняющие песню на пиру у боярина Матвея Ромодановского, повторяют: Ай, ребята, пойте — только гусли стройте!Ай, ребята, пейте —дело разумейте!Уж потешьте вы доброго бояринаИ боярыню его белолицую!Эти слова своего рода припев «Песни…». Нередко Лермонтов использует слова-синонимы, чтобы подчеркнуть значимость высказывания: «не найти, не сыскать такой красавицы», «забегались, заигралися», «сходилися, собирались удалые бойцы московские», «разгуляться для праздника, потешиться». Подобный прием очень распространен в произведениях устного народного творчества. Кроме того, Лермонтов использовал сравнения, характерные именно для фольклорной традиции:…Ходит плавно — будто лебедушка;Смотрит сладко — как голубушка;Молвит слово — соловей поет;Горят щеки ее румяные,Как заря на небе божием…

Силу Калашникова младшие братья сравнивают с ветром, который гонит послушные тучи или с орлом, созывающим орлят на пир, заря над Москвой — с красавицей, умывшейся снегом.

Максим Лейн Знаток (323) 1 год назадВ «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» М. Ю. Лермонтов описал один из самых трагических моментов в истории России – правление Ивана Грозного. Иван Грозный опирался на опричников, которым было все дозволено, и никто не смел им перечить, потому что все знали, что за это грозила смерть. Один из любимых опричников царя, Кирибеевич, полюбил Алену Дмитриевну, жену купца Степана Парамоновича Калашникова. Своими признаниями и поступками он опозорил честь его семьи. Молодой купец не смог безмолвно снести оскорбления, нанесенные ему опричником. Защищая свою честь, он вызвал любимца царя на кулачный бой при всем народе и одолел его.

Купец был казнен, но он отстоял достоинство своей семьи. В образе Степана Калашникова поэт отразил лучшие черты русского национального характера. Калашников очень любит свою семью и близко к сердцу воспринимает оскорбления, нанесенные его жене: Опозорил семью нашу честную Злой опричник царский Кирибеевич; А такой обиды не стерпеть душе Да не вынести сердцу молодецкому.

Эту обиду он не может подавить в себе и молча выдержать оскорбления. Смелость – еще одна характерная черта Степана Калашникова. Несмотря на то, что опричников боялись все, он готов драться с Кирибеевичем: Уж как завтра будет кулачный бой На Москве-реке при самом царе, И я выйду тогда на опричника, Буду на смерть биться, до последних сил… Калашников обладает большой нравственной силой.

Обратите внимание

Основана эта сила на честности перед людьми и самим собой: А родился я от честнова отца, И жил я по закону господнему: Не позорил я чужой жены, Не разбойничал ночью темною, Не таился от свету небесного… Еще перед боем эта моральная сила позволяет одержать нравственную победу над Кирибеевичем: И услышав то, Кирибеевич Побледнел в лице, как осенний снег: Бойки очи его затуманились, Между сильных плеч пробежал мороз, На раскрытых устах слово замерло… Калашников обладает и огромной физической силой: Изловчился он, приготовился, Собрался со всею силою И ударил своего ненавистника Прямо в левый висок со всего плеча. И опричник молодой застонал слегка, Закачался, упал замертво… Но вот обидчик повержен. Купец мог бы все рассказать царю, но честь семьи для него дороже. Позору он предпочитает смерть: Я скажу тебе, православный царь: Я убил его вольной волею, А за что про что – не скажу тебе, Скажу только Богу единому. Таков сильный образ русского человека, созданный М. Ю. Лермонтовым в «Песне…» . И этот образ достоин гордости и подражания.

Сочинения по произведению “Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова” (Лермонтов М. Ю.):

Источник: https://otvet.mail.ru/question/50132017

Песня про купца Калашникова — Анализ

Поэма Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»

Эта поэма, написанная в 1837 году, являет собой произведение не вполне обычное. Лермонтов поставил перед собой своеобразную художественную задачу: обращаясь к далекой истории, стилизовать произведение под фольклорный жанр русской песни. Автор много работал с источниками, обращался к «Истории государства Российского» Н. М.

Карамзина, но, в отличие от Пушкина, Лермонтов прямо не следует Карамзину. Дело в том, что в его историческом труде все особенности эпохи объясняются характером царя. Важную роль в процессе создания «Песни про купца Калашникова» сыграли фольклорные источники. Автор интересовался народными песнями — как историческими, так и разбойничьими.

Ему удалось отыскать труд Кирши Данилова (предполагаемый составитель первого сборника русских былин, исторических, лирических песен, духовных стихов)«Собрание древних российских стихотворений, собранных Киршею Даниловым», написанный в XVII веке.

В книге Лермонтов отыскал схожую по сюжету с «Песней про купца Калашникова» «Песню о Мастрюке Темрюковиче».

Важно

Лермонтов с удивительной точностью описывает не только купеческую жизнь XVI века, показывает мир, который держится на патриархальных устоях и домостроевских порядках, но и раскрывает образ человека из народа, в котором живет природное чувство чести и достоинства.

В «Песне про купца Калашникова» мастерски изображаются крепкие семейные узы, подчеркивается важная роль семьи в жизни любого человека, полный авторитет старшего родственника, беспрекословное подчинение жены мужу и прочие характерные черты семейных отношений того времени.

Композиция «Песни про купца Калашникова» подражает народным песням: перед каждой повествовательной частью присутствует рефрен:

Ай, ребята, пойте — только гусли стройте!

Ай, ребята, пейте — дело разумейте!

Уж потешьте вы доброго боярина И боярыню его белолицую!

Сюжет поэмы довольно распространен: молодой опричник Кирибеевич влюбляется в красавицу Алену Дмитриевну и рассказывает о своей любви на пиру в присутствии царя Ивана Грозного. Царь рад этому известию и говорит Кирибеевичу:

И пошли дары драгоценные Ты своей Алене Дмитревне:

Как полюбишься — празднуй свадебку,

Не полюбишься — не прогневайся.

Но опричник забыл сказать царю, что у Алены Дмитриевны есть муж, купец Степан Парамонович Калашников, с которым она венчалась в церкви и, соответственно, которому она принадлежит.

В тот день, когда Кирибеевич собрался к Алене Дмитриевне, Степан Парамонович возвращается из лавки раньше обычного, но застает дома лишь заплаканных детей. После появляется жена, «сама бледная, простоволосая». Калашников строго приказывает Алене Дмитриевне объяснится.

Она ему рассказывает, как Кирибеевич набросился на нее посреди улицы, надругался над ней и опозорил ее, и просит у мужа не гневаться и защитить ее:

Ты не дай меня, свою верную жену,

Злым охульникам в поругание!

На кого, кроме тебя, мне надеяться?

У кого просить стану помощи?

На следующий день на Москве-реке устраивались праздничные кулачные бои, и Степан Парамонович решил воспользоваться этим случаем, чтобы отомстить обидчику, запятнавшему честь его жены.

Совет

Автор не высказывает свою оценку напрямую, но читатель все равно понимает, на чьей стороне правда в конфликте. Описывая поведение противников, выходящих на поединок, Лермонтов дает понять, что за правое дело выступает именно Калашников, потому что перед состязанием Кирибеевич кланяется лишь царю, а купец и царю, и церквям, и народу:

И выходит удалой Кирибеевич,

Царю в пояс молча кланяется,

Скидает с могучих плеч шубу бархатную,

Подпершися в бок рукою правою,

Поправляет другой шапку алую,

Ожидает он себе противника.

И выходит Степан Парамонович,

Молодой купец, удалой боец,

По прозванию Калашников.

Поклонился прежде царю грозному,

После белому Кремлю да святым церквам,

А потом всему народу русскому .

Автор стремится показать в этом эпизоде, что для Калашникова важен не только царь, но также Бог и народ. Далее Лермонтов замечает, что Степана на поединке защищает даже Бог, то есть сомнений относительно того, кто прав, уже не остается:

Размахнулся тогда Кирибеевич И ударил в первой купца Калашникова,

И ударил его посередь груди — Затрещала грудь молодецкая,

Пошатнулся Степан Парамонович;

На груди его широкой висел медный крест Со святыми мощами из Киева,—

И погнулся крест и вдавился в грудь;

Как роса из-под него кровь закапала;

Поединок заканчивается победой Калашникова, после чего царь подзывает его к себе и спрашивает: «Вольной волей или нехотя ты убил мово верного слугу»? На что купец отвечает: «Я убил его вольною волей», и добавляет: «А за что, про что — не скажу тебе». За такую дерзость Степана Калашникова приговаривают к смертной казни.

Так как это произведение — стилизация под народную песню, то и описания героев даны в фольклорном стиле. Широко употребляется параллелизм, когда внешность героя, значимость его фигуры, а также его внутреннее состояние сравниваются с состоянием природы. Например, царь Иван Грозный описывается следующими строками:

Не сияет на небе солнце красное,

Не любуются им тучки синие:

То за трапезой сидит во златом венце,

Сидит грозный царь Иван Васильевич.

Сцену боя Калашникова и Кирибеевича предваряет мастерское описание зари над Москвой, оно дано по контрасту описываемым событиям и заканчивается вопросом: «Уж зачем ты, алая заря, просыпалася?». Обращение к природе тоже, несомненно, является фольклорным элементом.

Описание героев строится на постоянных эпитетах, традиционных для народных произведений: «солнце красное», «удалой боец», «буйный молодец», «очи темные», «широкая грудь», «брови черные» и т. д. Также используются традиционные сравнения, например, описывая Алену Дмитриевну, Кирибеевич говорит, что она «ходит плавно, будто лебедушка».

Язык произведения напевный, в нем много инверсий, обращений и восклицаний.

Также широко используются просторечия и диалектные слова, например «охульник», «сиротинушка», «старшой брат», «разгоняючи», «подымалася» и многие другие.

Очень часто встречаются троекратные повторения: перед боем Калашников трижды кланяется, выказывая уважение и прося благословения и поддержки; гусляры отмечают что «угощали» их «три дни, три ночи».

Обратите внимание

В народных традициях дана трактовка основных характеров в поэме. Калашников — народный герой, защитник народной нравственности, чести и справедливости. Он отстаивает не только свое имя, но и честь всего народа.

Кирибеевич — полностью отрицательный герой, он не уважает традиции, считает, что ему дозволено все, даже нарушать божественные законы (вступать в связь с венчаной женщиной). По традиции, зло наказано, но тут автор поднимает самую главную проблему произведения.

Обычно царь изображался исключительно положительно, но в «Песне про купца Калашникова» мы этого не видим.

Лермонтов осознанно показывает самодержца с отрицательной стороны, говорит, что царь никогда не вступится за человека из народа, что, даже выступая за правду, можно по царскому велению умереть «смертью лютою, позорною».

Источник: http://sochynenie.ru/pesnya-pro-kuptsa-kalashnikova-analiz/

Ссылка на основную публикацию