«Мои университеты», анализ повести Максима Горького
«Мои университеты» — заключительная часть трилогии Максима Горького о становлении личности молодого Алексея Пешкова.
Работа над ней была завершена в 1923 году, когда писатель находился в эмиграции, по одной из версий, из-за обострения идеологический разногласий с новой властью.
Жизнь в Берлине и Праге дала возможность Горькому в спокойной обстановке переосмыслить свое отношение к событиям, происходящим на родине, в Советской России. Не случайно одной из ведущих сюжетных линий повести является участие героя в революционной деятельности.
Герой последней повести – повзрослевший юноша, навсегда распрощавшийся с сиротским детством и отрочеством. Очень трогательно выглядит прощание Алеши с бабушкой, которая просит его не быть строгим и заносчивым, как его дед Василий Каширин, вышедший, по словам бабушки, в дураки. Оба прекрасно осознают, что больше им не суждено увидеться, отчего расставание имеет привкус горечи.
На новом месте, в Казани, жизнь не сразу устраивается, так как совесть не позволяет Алеше жить на нищенскую пенсию матери своего товарища. Понимая, что с мечтой о поступлении в Казанский университет придется пока распрощаться, юноша начинает самостоятельную трудовую жизнь.
Вскоре судьба сводит его с революционерами. Конечно, эта часть произведения создавалась исключительно по личным впечатлениям самого автора, имевшего к тому времени за плечами опыт работы в нелегальном марксистском кружке рабочих на бумагоделательной фабрике.
Алеша же принимает участие в работе «тайной комнаты», находившейся в булочной, где юноша не только месил тесто, но и разносил хлеб, раздавая его вместе с запрещенной литературой.
Прежде слово «запрещенная» манило его своей таинственностью, но позже он испытал сильное разочарование, попытавшись даже свести счеты с жизнью.
Название повести «Мои университеты», конечно, во многом символично. Так и не поступив в вожделенный университет, Алеша получает более важные знания – свой собственный жизненный опыт. Работая в булочной, в купеческой лавке, грузчиком на пристани, он видит, как оживают на его глазах герои прочитанных когда-то книг.
«Университетами» Алексея становится пестрая, многоликая жизнь. В Казани он познал тяжкий труд и увидел страшный мир трущобы Марусовки, здесь же он понял великую силу труда. Ярче всего это проявилось в сцене разгрузки под Казанью, когда на мель села, проломив днище, баржа с персидским товаром.
В ту ночь герой не просто восхищался работой артели грузчиков — его душу «озарило желание прожить всю жизнь в этом полубезумном восторге делания». А еще он начал посещать нелегальный народнический кружок. Вопрос, что надо делать, чтобы изменить жизнь народа, становится для Пешкова основным.
Надо отметить, что трилогии о детстве, отрочестве и юности в истории литературы уже были, но в основном воссоздавали историю молодого человека из дворянской, буржуазной или разночинской среды. Автобиографическая же трилогии Горького посвящена истории молодого пролетария – выходца из народа, которому предстояло принять активнейшее участие в борьбе против царской власти и буржуазии.
Вообще, с именем Максима Горького в литературе связывают новую концепцию личности. Человек не просто реагирует на окружающую его жизнь, но также созидает ее, реализует себя не в сфере частной жизни, а на общественном поприще.
А еще в реализме нового типа, утверждаемом Горьким, в качестве типичных обстоятельств, оказывающих воздействие на становление личности, проявляется и историческое время, а человеку, герою новой литературы соцреализма, доверено выступать творцом новейшей истории.
Писатель в своем творчестве намечал два возможных типа взаимоотношений с историей: контакт со временем и отчуждение от него. Алеша Пешков на протяжении всего своего личностного становления преодолевает отчуждение и оказывается как будто вровень с ним.
Он распахнут навстречу времени, вбирает его в себя.
Его судьба поставлена в центр повествования каждой части трилогии, но при этом молодой человек вступает в прямой контакт с эпохой, а это, конечно, возлагает на него огромный груз исторической ответственности.
Еще одной особенностью повести «Мои университеты» является изменение мировосприятия главного героя. Когда он жил в доме Кашириных, то часто сталкивался с проявлением отталкивающего и дрянного.
Однако бабушка все же помогла вырасти Алеше настоящим человеком: она воспитала в нем умение не просто уважать – любить людей. Порой в сознании взрослеющего юноши не укладывались противоречия между книжной выдумкой и реальной действительностью.
Но он упорно старался переосмыслить сложные жизненные явления и факты, самостоятельно искал выход из самых трудных ситуаций.
Писатель оставляет открытым финал и повести, и всей трилогии: Алексей даже не пробует поступать в университет, а наоборот, вместе с Бариновым отправляется в самую гущу рабочего люда – в рыболовецкую артель у берегов Каспия. В этом и проявляется способность героя принять время, а не отвергнуть его, что для Максима Горького становится важнейшим критерием оценки личности.
- «Мои университеты», краткое содержание повести Максима Горького
- «Детство», краткое содержание по главам повести Максима Горького
- «На дне», анализ драмы Максима Горького
- «Старуха Изергиль», анализ рассказа Горького
- «Детство», анализ повести Горького
- «Макар Чудра», анализ рассказа Максима Горького
- «В людях», краткое содержание по главам повести Максима Горького
- «Челкаш», анализ рассказа Максима Горького
- «Песня о Соколе», анализ произведения Максима Горького
- «В людях», анализ повести Максима Горького
- «Мещане», анализ пьесы Максима Горького
- «Песня о Буревестнике», анализ произведения Горького
- «Старуха Изергиль», краткое содержание по главам рассказа Горького
- Образ Данко в рассказе Горького «Старуха Изергиль»
- Максим Горький, краткая биография
По произведению: «Мои университеты»
По писателю: Горький Максим
Источник: https://goldlit.ru/gorky/547-moi-universiteti-analiz
Вопросы и ответы к повести М. Горького «Мои университеты»
- Каким вы представляете себе автора повести — Алексеем Пешковым или Максимом Горьким? Важно ли для вас это различие?
- Что меняется в понимании окружающей жизни Алешей Пешковым с каждым новым днем, каждым новым событием? Чем это вызвано? Как вы объясняете это для себя?
- Влияние какого человека на Алешу Пешкова было самым сильным?
- Опишите одного из тех, кто, по вашему мнению, определил дальнейшую жизнь Алеши.
- Найдите описание труда на барже. Какую оценку восторженному рассказу Алеши об этом труде дал вор Башкин? Что вы могли бы ему ответить? Возникло ли у вас желание ему возразить?
- Горький утверждал, что «человека создает его сопротивление окружающей среде». Докажите это, пользуясь текстом повести.
- Объясните смысл названия повести, опираясь на свидетельство одного из современников: «За полудетское революционное озорство я был уволен из гимназии и не без гордости рассказал об этом Горькому.
Максим Горький — литературный псевдоним Алексея Максимовича Пешкова. Его как писателя мы называем Горький.
Под этой фамилией издаются собрания его сочинений. Автора повести о суровой юности Алексея Пешкова, проходящего свои жизненные университеты, автора, анализировавшего собственный поиск смысла жизни в далекие времена юности, мы воспринимаем как Горького.
Установить различие между писателем и его автобиографическим героем важно для понимания тех жизненных и эстетических позиций, с которых он оценивает, будучи ныне человеком с богатым жизненным опытом, своего героя в прошлом и окружающую его реальность.
Происходит взросление, ускоряемое знакомством со сложностями жизни, общением с самыми разными людьми, избавление от иллюзий, получение все новых и новых впечатлений от людей и из книг. Так, пришлось отказаться от попытки поступить в Казанский университет, возникло убеждение, что «человека создает его сопротивление окружающей среде».
От людей он научился ценить народные песни, сочный народный язык, стихоподобное сказывание. «От песни на сердце теплом ложится грусть» — чувствует будущий писатель, и это понимание многое ему даст в период создания рассказов, пьес, повестей.
В среде, в которой вращался Алеша, было нетрудно свернуть на скользкий путь ниспровержения «священного института собственности» и не только, но романтизм юности, присущий ему и отводивший в сторону от циничного, хотя и талантливого профессионального вора Башкина, а также немало прочитанных серьезных книг, возбудивших стремление к духовному осмыслению жизни, уберегли от преступного пути и привели к иным людям, в том числе из революционной среды, и соответственно к другому отношению к жизни.
Очень сильное влияние оказала на своего внука бабушка Акулина Ивановна, хотя ее роль значительнее в повестях «Детство» и «В людях».
Вместе с тем ее наставление при прощании во многом определило отношение Алеши к разным людям, с которыми ему пришлось общаться в самых трудных ситуациях.
Когда мы читаем повесть, порой удивляемся, насколько привлекательными оказываются для него внешне грубые люди, озлобленные, насмешливые, равнодушные к себе. Однако совет бабушки не торопиться с осуждением помогает Алексею увидеть в них иную сущность, проникнуться к ним симпатией.
Пожалуй, самое сильное воздействие на юного Пешкова среди персонажей повести оказал Гурий Плетнев, двадцатилетний ночной корректор в типографии газеты. Он поражал своим шутливым отношением к жизни, рассказывал много интересных историй, заинтересовал Алексея совместной учебой на сельского учителя.
Однако вскоре оказалось, что в силу раннего возраста Пешков еще не может получить учительскую работу и экзамен ему сдавать рано. Главное, в чем проявилось его влияние на Алексея, это его поэтическая сущность. Он обладал мудростью, имя которой — веселье. Плетнев «играл роль доброго духа волшебных сказок.
Душа его, окрашенная яркими красками юности, освещала жизнь фейерверками славных шуток, хороших песен, острых насмешек над обычаями и привычками людей, смелыми речами о грубой неправде жизни». Несмотря на молодость, он всегда мог дать людям умный совет и чем-то помочь. Он привлекал к себе лучших людей, а худшие его боялись.
Гурий был близок к революционной молодежи. Общение с ним оказало большое влияние на отношение Алеши к жизни, на развитие его духовного мира.
В повести обрисованы многие персонажи, которые в той или иной мере определяли жизнь Алеши. Таков Николай Евреинов, молодой гимназист, уговоривший мальчика переехать в Казань и готовиться к поступлению в университет.
Этот милый, красивый юноша с ласковыми глазами женщины, был убежден, что Алексей создан для служения науке и обладает для этого исключительными способностями. Ему нравилось учить и рассказывать много интересного, прочитанного в литературе.
Пешков с жадностью слушал его рассказы, хотя сюжеты пересказываемых произведений часто путались в его голове. Однако «эгоизм и легкомыслие юности не позволяли ему видеть, с каким напряжением сил, с какой хитростью мать вела хозяйство».
Николай Евреинов сыграл определенную роль в судьбе Алеши: благодаря ему состоялся приезд в Казань, появились иллюзии, от которых пришлось избавляться. Казанский период сыграл большую роль в жизни будущего писателя.
Алешу влекла к труду волгарей «музыка трудовой жизни». Горький как писатель даже в период создания повести (1922), когда был далеко от Волги и не занимался физическим трудом, чувствовал, как «приятно охмеляет сердце» эта музыка, которую он до сих пор слышал. Ему хорошо запомнился день, когда он впервые «почувствовал героическую поэзию труда».
По-видимому, образ «музыки трудовой жизни» родился позже, в писательском сознании, и теперь способствует пониманию состояния Алеши во время работы на барже. Горький рисует энтузиазм грузчиков, который противостоял стихии — в сопротивлении ей во многом состояла поэзия труда.
Те же самые рабочие, которые проклинали дождь и холод, лениво ползали по палубе, пытаясь спрятаться от холода и сырости, сейчас спасали погибающий груз, «играя, с веселым увлечением детей». Радостные ощущения юного участника этого труда подчеркиваются такими метафорами, как вихрь работы, бурная пляска.
Поэтически изображена речная стихия, которая затрудняла, с одной стороны, работу, а с другой — побуждала к сопротивлению и победе. Апофеозом эмоционального подъема в душе юноши стало слияние мимолетного поворота в природе, сверкание розоватого луча солнца и радостного дружного рева людей, которых автор сравнил с веселыми зверями, встряхивающими мокрой шерстью милых морд.
«Обнимать и целовать хотелось этих двуногих зверей, столь умных и ловких в работе, так самозабвенно увлеченных ею». Самозабвенная работа на барже вызывает в сознании автора сказочные образы прекрасных дворцов и городов, построенных всего лишь за одну ночь.
Однако столь поэтическое восприятие картины вдохновенного труда свойственно далеко не всем. Примером тому служит вор Башкин, который за восторженный рассказ назвал Алешу дураком и «идиётом».
Вряд ли стоило отвечать циничному человеку, который не в состоянии оценить труд людей, разве только результаты своей «профессии». И совершенно правильно сделал Алеша, что не стал ему возражать.
Материал с сайта //iEssay.ru
Сопротивление окружающей среде началось в повести с момента осознания Алексеем тяжелого положения семьи Евреиновых, и особенно неимоверных усилий Варвары Ивановны, чтобы как-то накормить детей.
Именно он, уже имея определенный жизненный опыт (повесть «В людях»), а не Николай и не его младший брат понимал сложность ее ухищрений и экономии, чтобы вести хозяйство. Не желая быть обузой в семье Евреиновых, Алексей пытается сам прокормить себя и начинает работать.
С мечтой об университете, иллюзорно внушаемой ему Николаем, пришлось расстаться — началась тяжелая трудовая жизнь, которую можно определить как сопротивление окружающей среде.
Он научился не ждать помощи извне и не надеяться на счастливый случай, в нем постепенно развивалось волевое упрямство, и чем труднее слагались условия жизни, тем крепче и даже умнее чувствовал себя. Такую науку юный Пешков постигал в своих университетах.
Такое сопротивление окружающей среде он видел в людях, с которыми общался, — в босяках, грузчиках, жуликах. Примером формирования личности в процессе сопротивления человека окружающей среде является проанализированная выше картина участия Алексея во вдохновенном труде на барже по спасению груза.
— Молодчага, — одобрил он, — так ты, пожалуй, скоро и в университет попадешь.
Я удивился, но рассмеявшись, Горький пояснил, что имеет в виду не тот университет, в котором читают лекции, а тот, в котором построены одиночные камеры с решетками на окнах, и прибавил:
— Этот будет почище!
Заглавие его будущей книги было произнесено».
Смысл названия повести состоит в том, что, кроме университетов как учебных заведений, человек получает образование в жизни, особенно если она складывается не гладко, а требует преодоления трудностей, сопротивления неблагоприятным жизненным обстоятельствам.
Эти университеты (не случайно Горький назвал их во множественном числе) формируют характер личности, закаляют ее, учат выбирать правильную дорогу. Алеша Пешков, не имея средств на образование, проходил свои университеты на пристанях, в ночлежках, в студенческих нелегальных кружках, перебивался случайными заработками.
Он самостоятельно читал книги, которые возбуждали стремление к интересной и содержательной жизни, знакомился и дружил с хорошими людьми.
Опыт и знания, полученные в университетах жизни, дали впоследствии Горькому богатейший материал для его художественного и публицистического творчества.
Источник: http://iessay.ru/ru/writers/native/g/gorkij/kontrolnye-voprosy/moi-universitety/kontrolnye-voprosy-s-vyborochnymi-otvetami-k-povesti-m.-gorkogo-moi-universitety
«Мои университеты» Горького сочинение-рассуждение
Каждый в своей жизни проходит определенный этап, во время которого формируется основа личности человека, его принципы, моральные ориентиры и общественно-политические взгляды. Бесспорно, в течение всей жизни они периодически претерпевают некоторые изменения, но основа, их сформировавшая, остается незыблемой.
В своем автобиографическом произведении «Мои университеты» Максим Горький делает акцент на обстоятельства и причины становления его взглядов. Молодой Алеша Пешков, который с детства имеет тягу к знаниям, мечтает получить образование в университете, переехав в Казань.
Однако его мечтам не суждено сбыться в их первоначальном виде. В университете Алеша так никогда и не учился, зато приобрел колоссальный жизненный опыт, которого хватило бы на несколько дипломов.
Необычайное жизнелюбие, уважение к человеку как личности, чему способствовало воспитание бабушки, нетерпимость к унижению человеческого достоинства – все эти прекрасные черты и душевные поиски нашли отклик в революционных учениях, которыми буквально зачитывался молодой Пешков.
Нищета, жизнь на грани выживания породили и укрепляли в его мыслях идею лучшей жизни для всех и каждого. Именно поэтому Алеша активно участвовал в деятельности революционного общества. Именно эта деятельность стимулировала его к саморазвитию и дальнейшему обучению.
Он читал большое количество литературы, очень часто желая подражать главным героям и мечтая встретить на своем пути такого «простого, мудрого человека, который выведет его на широкий, ясный путь». Одновременно с этим крепла вера в необходимость отстаивать правду и право на справедливое общество.
Можно сколько угодно судить о правильности революции начала ХХ века и ее последствиях, однако нужно четко понимать, что именно угнетение человеческого достоинства, часто приводит к катастрофическим последствиям. И необходимо усвоить основной посыл автора – человек в состоянии изменить свою жизнь, но для этого нужно самому быть справедливым, смелым и уважать других и обладать истинным жизнелюбием.
ActionTeaser.ru — тизерная реклама
-
- Оптимистичное по духу и весьма категоричное по содержанию стихотворение B.C. Высоцкого «Я не люблю» является программным в его творчестве. Шесть из восьми строф начинаются фразой «Я не люблю», а всего этот повтор звучит в тексте одиннадцать раз, завершаясь еще более резким отрицанием «Я это никогда не полюблю». С чем же никогда не сможет смириться лирический герой стихотворения? Какие же…
- Песня «Зарыты в нашу память на века…» написана B.C. Высоцким в 1971 году. В ней поэт вновь обращается к событиям Великой Отечественной войны, ставшим уже историей, но еще живы их непосредственные участники и свидетели. Произведение поэта обращено не только к современникам, но и к потомкам. Главная идея в нем — стремление предупредить общество от ошибок переосмысления истории. «Осторожно с…
-
- Творческое наследие Бунина очень интересно, впечатляюще, однако трудно для восприятия и понимания, так же как сложным и противоречивым было мировоззрение поэта и писателя. Бунин писал на различные темы современной ему русской жизни: быт русского дворянства и крестьян, судьба уходящего в прошлое дворянского уклада жизни, любовь. Легкая грусть пронизывает творчество Бунина, идущая от несколько…
- Поэма Вергилия «Энеида» — это эпическое произведение, базирующееся на римской мифологии. Поэма рассказывает о легендарном Энее, троянце, сыне царя Трои Приама. Эней после падения Трои основал Римскую державу.Поэма полна пафоса величия и гордости за Великий Рим. Эней изображен суровым воином, основная цель которого — построить новое, мощное государство. Основание Рима Энеем подается как воля…
-
- Главный герой романа – Григорий Печорин, личность неординарная, автор нарисовал «современного человека, каким он его понимает, и слишком часто встречал». Печорин полон кажущихся и действительных противоречий в отношении к любви, дружбе, ищет истинный смысл жизни, решает для себя вопросы предназначения человека, выбора пути.Порой главный герой малопривлекателен для нас – он заставляет страдать…
- Иудушка Головлев — гениальное художественное открытие М. Е. Салтыкова-Щедрина. Больше никто не сумел раскрыть образ пустослова с такой обличительной силой.Портрет Иудушки раскрыт “в динамике”. Впервые он предстает в образе несимпатичного, подлизывающегося к матери и подслушивающего ребенка. В конце же книги читатель видит перед собой вызывающее содрогание, отвратительное создание. Образ Иудушки…
- Повесть Николая Васильевича Гоголя «Шинель» сыграла большую роль в развитии русской литературы. «Все мы вышли из «Шинели» Гоголя», — сказал Ф. М.Достоевский, оценивая ее значение для многих поколений русских писателей.Рассказ в «Шинели» ведется от первого лица. Мы замечаем, что рассказчик хорошо знает жизнь чиновников. Герой повести — Акакий Акакиевич Башмачкин, маленький чиновник одного из…
- Н. В. Гоголь раскрыл в своих «Петербургских повестях» истинную сторону столичной жизни и жизни чиновников. Он наиболее ярко показал возможности «натуральной школы» в преображении и изменении взгляда человека на мир и на судьбы «маленьких людей».В «Петербургских записках» 1836 года Гоголь с реалистических позиций выдвигает идею социально значимого искусства, которое замечает общие элементы…
- Андрей Соколов – главный герой рассказа «Судьба человека» Шолохова.Его характер – по-настоящему, русский. Сколько бед он пережил, какие муки вынес, знает только он сам. Герой говорит об этом на страницах рассказа: «Зa что же ты, жизнь, меня тaк покaлечилa? Зa что тaк искaзнилa?» Он не спеша рассказывает свою жизнь от начала до конца встречному попутчику, с которым сел прикурить у дороги.Много…
- Сочинение «Война и мир» Толстой.Л. Н. Толстой был участником Севастопольской обороны. В эти трагические месяцы позорного поражения русской армии он многое понял, осознал, как страшна война, какие страдания она несет людям, как ведет себя человек на войне. Он убедился в том, что истинный патриотизм и героизм проявляется не в красивых фразах или ярких подвигах, а в честном выполнении долга, военного и…
Источник: https://www.shollklass.ru/literatura/3886-moi-universitety-gorkogo-sochinenie-rassuzhdenie
Горький, Мои университеты. Влияние какого человека на Алешу Пешкова было самым сильным?
Мои университеты Горького — это автобиографическое произведение, которое автор пишет в 1923 году. Оно входит в трилогию, что состоит из повестей Детство, В людях и Мои университеты.
Как раз с последней повестью, которая и завершает трилогию, мы познакомились на уроке. Теперь ответим на вопрос: Влияние какого человека на Алешу Пешкова было самым сильным.
Для этого ознакомимся с произведением Мои университеты в кратком содержании, а также с его героями.
Для подробного изучения работы Горького, где описана последняя ступень в формировании личности писателя, мы видим рождение и развитие революционного настроения и советуем познакомиться с полной версией текста. У кого нет времени, может познакомится с кратким содержанием работы.
Мои университеты Горький краткое содержание
Итак, Мои университеты повествуют о дальнейшей жизни Алеши Пешкова — героя повести. В этой книге он по совету молодого гимназиста Евреинова, отправляется в Казань. Там он планирует поступать в университет.
Попрощавшись с бабушкой, герой отправляется в путь. Далее мы узнаем, что в университет герой так и не поступает.
Из-за постоянной нехватки денежных средств, Алеша уже не думает об учебе, он занят тем, как заработать деньги на проживание.
Читая работу Горького Мои университеты, мы видим, насколько сложно живется парню. Он трудится на нескольких работах, при этом не гнушается тяжелого труда, требующего физической выносливости. Живет же сначала у Евреиновых, вскоре Пешков знакомится со служащим из типографии Плетневым, у которого и селится.
Именно Плетнев в дальнейшем свел нашего героя с революционером Деренковым, у которого Алеша работал в булочной. Герой загорелся идеями революции, и они собирались в магазине Деренкова и желая изменить установленный устрой.
Мало того, он даже доставлял с выпечкой запрещенные брошюры, тем самым распространяя идеи революции.
Позже Алеша познакомится с Ромасем по прозвищу Хохол, человеком, что распространял и вел революционную пропаганду среди крестьян. Познакомившись в Хохлом, Пешков переезжает к нему в Красновидово, ведь Ромась пообещал не только работу, но и помощь в поступлении в университет.
Алеша согласился, ведь он не покидал надежду начать обучение. Однако в Красновидове Алеша работает, много читает, но так и не начинает учиться. Вместо этого беседует с крестьянами, знакомится с местным бытом. Далее мы узнаем о пожаре, который спалил много домов.
Рискуя своей жизнью, герой спасает все свои книги.
Ромась уезжает с деревни, давая напутственные слова молодому человеку — герою произведения. Самому же герою на тот момент было 20. Повесть имеет отрытый финал, где Алексей не поступает в университет, а отправляется с Бариновым в рыболовецкую артель к берегам Каспия.
В итоге, мысли об университете Алеша оставил позади, однако он получил большее. Его университетом была жизнь. Путешествуя, знакомясь с самыми разнообразными людьми, наблюдая и даже участвуя в кружках революционной молодежи, герой размышлял о жизни, о человеке в целом и его роли, делал свои умозаключения. Он развивался, обучался и верил, что человек велик и прекрасен.
Герои повести
В повести Горького автор создает многих персонажей. Среди них и бабушка героя, и гимназист Евреинов, и Плетнев — служащий типографии.
Мы знакомимся с Деренковым — владельцем лавочки, который вел революционную пропаганду среди молодежи, здесь же и Ромась Михаил — революционный пропагандист среди крестьян.
Главным же героем является Алеша Пешков, что уже давно попрощался с детством и отрочеством.
Отвечая на вопрос, кто из героев произведения Горького Мои университеты повлиял на Алешу сильнее всего, то можно вспомнить о бабушке, чьи напутственные слова оставались с юношей все время. Они и помогали определять отношение героя к тем или иным людям, что встречались на пути.
Повлиял на судьбу и сам гимназист Евреинов, ведь именно он настоял на поездке в Казань с целью поступать в университет. В итоге герой прошел университет жизни, встречая на пути разных людей, которые в той или иной мере влияли на восприятие Алеши, на ход событий, на мысли и идеи.
Источник: http://sochinyshka.ru/gorkij-moi-universitety-vliyanie-kakogo-cheloveka-na-aleshu-peshkova-bylo-samym-silnym.html
Самостоятельно прочитанная книга (трилогия Горького «Детство», «В людях», «Мои университеты») (рецензия)
/ Сочинения / Горький М. / Разное / Самостоятельно прочитанная книга (трилогия Горького «Детство», «В людях», «Мои университеты») (рецензия)
Скачать сочинение |
Среди прочитанных мною за последнее время книг я как наиболее яркую отметил бы трилогию М. Горького “Детство”, “В людях” и “Мои университеты”. Меня глубоко взволновала история детства Алеши Пешкова, мальчика, прошедшего через столько испытаний. Особенно мне запомнился образ его бабушки. Мне кажется, это один из самых возвышенных женских образов русской литературы.
Прочитав эту книгу, я лучше узнал о жизни людей в дореволюционной России. В “Детстве” Горький талантливо описывает детское видение мира, как будто он запомнил в точности все, что происходило с ним самим в детстве. Окружающий мир открывается перед Алешей отдельными, малосвязанными сценами, смысл и трагическое значение которых он еще не может определить и оценить.
На маленького героя обрушиваются ужасные стечения обстоятельств: умирает его отец, и тут же, у гроба отца, лежит рожающая мать. Все это с первых страниц пронзило меня стихией страшной жизненной правды. Написано с такой достоверностью, что я нисколько не сомневался: эти факты действительно имели место в реальной жизни.
Наверное, эта правда жизни и привлекла мое внимание к книге Горького больше, чем жизнеописание других авторов. Может быть, Горькому удается достичь такой мощной художественной силы в произведении, потому что он специально не привносит в образы и события взрослого понимания людей и своего личного житейского опыта.
При всем этом в его повествовании я не мог обнаружить каких-либо литературных приемов. Примечательно, что после прочтения книги я многого не узнал о судьбе героя: почему ухудшается, например, состояние деда, куда время от времени исчезает мать, почему вдруг приходится переезжать в другой дом.
Из рассказов бабушки кое-что становится ясно, но многое остается как бы за кадром как для читателя, так и для самого героя. Но, как ни странно, такая ограниченность изложения житейских фактов помогла мне лучше видеть мир глазами героя. Большое значение в жизни Алеши имели книги. Они помогли ему познать красоту и огромность мира.
Я считаю, что у героя Горького можно учиться, как надо читать книги. Алеша сам научился отличать хорошую книгу от плохой повторным прочтением. Он тренировал свой ум, был независим от школьных авторитетов.
Так он самостоятельно, без подсказки почувствовал, что Пушкин — гений: “Пушкин до того удивил меня простотой и музыкой стиха, что долгое время проза казалась мне неестественной и читать ее было неловко”. Конечно, здесь Алеше прежде всего надо благодарить свою бабушку. Она привила ему поэтический вкус. Он с детских лет слушал ее песни и сказки. Бабушка показала Алеше красоту родного языка.
Принято считать, что сейчас на дворе не время книгочеев. Информацию поглощают в основном с экранов телевизоров и магнитофонных кассет. Но Аксакова, Бальзака, Сологуба, Тютчева, Гонкура и других классиков, которых взахлеб читал горьковский герой, с кассет не считаешь. А это огромный пласт культуры.
Нравится мне в Алеше и то, что он читал книги целенаправленно: Рокомболь учил его быть стойким, герои Дюма внушали желание посвятить жизнь какому-нибудь значительному делу. Я лично не могу назвать другие произведения, в которых бы герой вот так, как Алеша, находился под влиянием прочитанных книг и которые бы так влияли на его судьбу и даже на судьбу окружающих Алешу людей.
Например, когда Алеше попадался “Демон” Лермонтова, он читал его вслух — и происходило настоящее чудо: в иконописной мастерской люди преображались, ходили потрясенные услышанным и даже тайком плакали. Воодушевленный Алеша устраивал всякие представления. Ему нравилось радовать людей. Он как бы сам преображался в героя книги, с горячим стремлением делать добро людям.
Конечно, я понимаю, что герой Горького читает те книги, которые были характерны для того времени, отвечали вкусам тех, отдаленных от нас временем, читателей. Но это обстоятельство нисколько не делает Алешу далеко отстоящим от нас человеком. Он современен своей жизненной хваткой: ловит птиц для продажи, а бабушка продает их в базарные дни.
Труд в описании Горького читатель ощущает почти физически. Обстоятельно и четко выписаны сцены труда в пекарне и в иконописной мастерской. Трилогия Горького повествует прежде всего о том, как, несмотря на все обиды и разочарования, росла в Алеше Пешкове любовь и вера в человека. Писатель провел своего героя через суровые испытания. Он стал понимать, что думы о жизни не менее тяжелы, чем сама жизнь. Но он от этой тяжести не отказывается. Путь Алеши полон множества заблуждений и ошибок. Он доживает до момента, когда вера покидает его и он готов покончить жизнь самоубийством. Но этим он только больше вызывает во мне симпатию, потому что находит в себе силы подняться и продолжать восхождение.
Кроме всего прочего книга открыла мне писателя с неизвестной стороны, и я не жалею, что прочел ее.
24856 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение. |
/ Сочинения / Горький М. / Разное / Самостоятельно прочитанная книга (трилогия Горького «Детство», «В людях», «Мои университеты») (рецензия)
Смотрите также по разным произведениям Горького:
Заказать сочинение |
Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.
100% гарантии от повторения!
Источник: http://www.litra.ru/composition/get/coid/00060701184864042258
Анализ повести «Мои университеты» М. Горького, сюжет, тема, идея, план (сочинение) — На 5 баллов
Повесть «Мои университеты», написанная Максимом Горьким в 1923 году, является последней частью автобиографической трилогии писателя. В данной повести отражена завершающая фаза его окончательного личностного формирования. Основной тематикой произведения является зарождение и развитие революционных настроений в обществе.
Сюжет повести
Сюжет «Моих университетов» сконцентрирован на молодом Алеше Пешкове, который отправляется в Казань поступать в университет, но вскоре ввиду нехватки средств к существованию, понимает, что учеба там — не для него.
Молодой человек устраивается на несколько работ, не гнушаясь тяжелым физическим трудом. Он живет сначала в семье Евреиновых, которые и себя содержать не могут, не говоря уже о молодом человеке.
Затем, Алеша переезжает к типографскому служащему Гурию Плетневу.
Вскоре один из студентов, с которыми Алеша постоянно общается, сводит его с революционером Андреем Степановичем Деренковым, в тихом магазинчике которого собираются радикально настроенные умы, желающие поменять общественно-политический устрой.
Молодой Алеша Пешков загорается революционной искрой, изучает соответствующую литературу. Позже тайно снабжает подобными брошюрами нужных людей под видом доставки выпечки, тем самым способствуя распространению революционных идей.
Проблематика «Моих университетов»
Здесь необходимо обратить внимание на проблематику произведения, которая заключается в изображении предпосылок революционного движения.
Огромный контраст между сытой и довольной, но «пустой» мещанской жизнью и голодное существование большого пласта общества, потеря и новое обретение надежды на возможную лучшую жизнь, а также возможность и необходимость за нее бороться – это все составляющие единой проблемы раскола общества, как материально-физического, так и идеологического.
Примечателен, тот факт, что автор придерживается идеи, что достичь поставленных целей, изменить мир может каждый, но для этого необходимо правильное образование, причем с классическим университетским оно может не иметь ничего общего.
Так, жизнь Алеши Пешкова сама по себе является университетом – в этом кроется основная мысль произведения. Жажда к знаниям, непрерывному совершенствованию, гора необходимой литературы для собственного просвещения, встречи с интересными людьми, а также единомышленниками – все это позволяет сформировать собственное видение мира лучше любого общеобразовательного заведения.
План:
1. Приезд Алеши в Казань 2. Переезд к Гурию Плетневу 3. Знакомство с Андреем Степановичем Деренковым 4. Начало революциооной деятельности 5. Переезд в Красновидово к Михаилу Антоновичу Ромасю
6. Воспоминания о бабушке и молодости
Схожие материалы:
Источник: http://na5bal.narod.ru/load/literatura/analiz_povesti_moi_universitety_m_gorkogo_sjuzhet_tema_ideja_plan/16-1-0-10090
Краткое содержание Горький Мои университеты
Мечтающий об учебе в университете, о получении высшего образования, Алеша Пешков уезжает в город Казань. Эту идею Алеше подал гимназист Николай Евреинов, который частенько замечал Алешу за чтением книг. Николай решил помочь Алеше, даже позволив для начал жить у него дома.
Приехав в город, Алеша понимает, что обучаться в учебном заведении он не сможет. Николай жил с матерью-вдовой и братом. Жили они скромно, на небольшую пенсию матери. Алексей понимал, что женщине будет тяжело кормить еще одного человека, поэтому уходил их дома перед приемом пищи, сидел в подвале.
Алеша заводит дружбу с Гурием Плетневым, который работал тогда в типографии. Алеша рассказывает ему о своей жизни. Впечатленный этим, Гурий предлагает Леше переехать жить к нему и все-таки начать готовиться к обучению.
Юный Алеша принял предложение и начал проживать в громадном доме со студентами. Гурий трудился в ночную смену, поэтому в дневное время суток он спал. Когда Гурий ночами был на работе, Леша спал на его месте.
А днем, когда Плетнев отсыпался, Алексей шел работать к Волге, надеясь заработать какие-то деньги.
Каждое утро Алеша шел за горячей водой. Каждое утро за питьем чая Плетнев рассказывал об интересных новостях, вычитанных им из газет. Так и проходили дни Леши в Казани.
Осенью Пешков знакомится с Андреем Степановичем Деренковым — владельцем небольшой лавки бакалеи. К тому же, Деренков имел огромную коллекцию запрещенной революционной литературы, поэтому у него дома собирались революционно-настроенная молодежь.
Алексей вскоре вовсе подружился с Деренковым, помогал ему в работе.
Практически каждый вечер в квартире Деренкова был сбор учащихся разных учебных заведений, которые ненавидели богатых мещан, хотели изменений в привычном укладе жизни. Среди них были и бывшие ссыльные революционеры.
Эти люди переживали за судьбу России и своего народа. Пешков был с ними полностью солидарен, и ему иногда казалось, что слова и мысли этих людей взяты из его головы.
Спустя время Алеша устраивается на работу в пекарню, хозяином которого был Семенов. Алексею приходилось работать по 14 часов в сутки в грязном помещении подвала, где был невыносимо жарко. Пешкова удивляло то, как работники пекарни могут это терпеть, и тайно знакомил их с запрещенной литературой.
Бакалейная лавка не приносит прибыли Деренкову, поэтому он открывает булочную, куда приглашает на работу и Пешкова. Весь заработок шел на нужды революции. Каждое утро Алексей разносит в университетские столовые хлеб, которые он готовит ночью. Тайно Пешков проносил в эти заведения листовки и нужную литературу, которые раздавал заинтересованным людям.
Единомышленники собирались в особо отведенном месте булочной, где читали книги, обсуждали свои идеи и замыслы. Полиция начинает подозревать, что не зря просто так в этом помещении собираются молодые люди, поэтому Пешкова начинают допрашивать, пытаясь вытащить от него информацию о деятельности кружка.
Систематически «тайное помещение» посещал Михаил Антонович Ромась, у которого было прозвище «хохол». Михаил Антонович вернулся из якутской ссылки и начал ловить рыбу, открыл небольшую лавку. Но это все было для «прикрытия». В действительности же среди сельского населения проводилась пропаганда революционных идей.
Как-то в летний период хохол предложил Алексею переехать с ним в сельскую местность. Михаил Антонович обещал помочь Алексею с учебой, а тот в свою очередь продавать его товар. Алексей соглашается и с радостью проводит беседы с домовладельцем, читает много книг, участвует в собраниях сельских крестьян.
Представители мещанства и сельский староста недолюбливали Михаила Антоновича. Из-за этого они как-то подожгли лавочку Михаила Антоновича со всем товаром. Во время пожара Алексей находился в чердачном помещении и сначала он спасал книги от пожара, только после чего выпрыгнул из окна сам.
Это происшествие заставляет Михаила Антоновича принять решение о переезде в другой населенный пункт. Прощаясь с Пешковым, он рекомендует ему быть спокойнее, относится ко всему проще, так как все что не делается – все к лучшему. Оттуда Ромась вновь попадает в заключение и его отправляют в новую ссылку.
В тот период Алексею исполнилось двадцать лет. Он был сильным и крепким молодым человеком. Его лицо украшали голубые глаза и мощные скулы. Потеряв близкого товарища и ощущая «косые взгляды» в селе, Пешков решил покинуть село. Оттуда он отправляется на берег Каспия, где устраивается на рыболовецкий артель.
С детства Алексей не любил когда обижали слабых, он не любил жадных людей, и всегда готовы был к бунту, когда встречался с несправедливостью. Бабушка, которая была для него как мать, учила его помнить только хорошее. Он дал себе слово, что он всегда будет честен и добропорядочен во всем и со всеми.
Мечты Алексея Пешкова о поступлении в университет и получении образования не сбылись, с чем ему пришлось смириться. Зато наполненная интересными людьми и событиями жизнь, стала для Алексея своего рода жизненным университетом.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
- Краткое содержание Роллан Жан-КристофВ книге рассказывается о нелегкой жизни молодого музыканта Кристофа Крафта. Мальчик родился в семье музыкантов и имел прирожденный талант к музыке.
- Краткое содержание Брэдбери Мальчик-невидимкаГлавный герой – мальчик Чарли. Его родители уехали, а он, спасаясь от одиночества, пришел к Старухе, которая приходилась ему родственницей. Женщина была очень странной, постоянно колдовала и носилась с разными зельями
- ПаустовскийТворчество Константина Георгиевича Паустовского примечательно тем, что оно вбирает в себя большое количество жизненного опыта, который писатель старательно накапливал годами, путешествуя и охватывая различные сферы деятельности.
- Краткое содержание Мещанин во дворянстве МольераВ книге рассказывается о почтенном гражданине буржуазии Журдену. У господина Журдена было все, счастливая семья, здоровье, богатство. Журден пожелал стать аристократом.
- Краткое содержание Уэллс Остров доктора МороПроизведение повествует нам историю пассажира с корабля «Леди Вейн», потерпевшего кораблекрушение. Главный герой, пробывший некоторое время на необитаемом острове, оформил свои приключения в виде записок, которые рассказал потом его племянник.
Источник: https://2minutki.ru/kratkie-soderzhaniya/gorkij/moi-universitety-pereskaz
Максим Горький, «Мои университеты»: краткое содержание, описание :
Краткое содержание «Моих университетов» Горького приведено в данной статье. Это третья часть знаменитой автобиографической трилогии писателя. Первые две называются «Детство» и «В людях».
Предыстория
Краткое содержание «Моих университетов» начинается с поступления главного героя Алеши в университет в Казани, на это его уговорил сосед по дому, гимназист Н. Евреинов. Тот часто видел парня с книгой в руках. Мужчина был убежден: Алеша призван служить науке.
В Казань юнца проводила бабушка, которая сыграла большую роль в становлении его личности. В последнее время он мало с ней общался, а теперь чувствовал, что, возможно, видит ее в последний раз.
В Казани Алеша поселился в квартире Евреиновых. Было тесно, к тому же семья жила крайне бедно. Алеша чувствовал, что каждый кусок хлеба, который ему доставался, ложился тяжелым бременем на душу.
Евреинов был старшим сыном в семье. Из-за своего легкомыслия и юношеского максимализма он не обращал внимания на то, как тяжело матери выживать на маленькую пенсию, а ведь ей предстояло кормить трех взрослых парней. Гимназисту нравилось заниматься с Алешей и готовить его к поступлению в университет, но много времени этому он уделить не мог.
Тяжелое положение
В кратком содержании «Моих университетов» Горького нельзя упустить эпизод, когда к главному герою приходит осознание острой необходимости самостоятельного поиска средств к существованию. Чтобы прокормиться, Алеша отправляется на пристань Волги: там ему практически всегда подворачивается какая-нибудь копеечная работа.
За последние несколько месяцев парень прочитал несколько десятков бульварных романов, в которых описывались невероятные приключения героев. Собственная жизнь порой ему казалась не менее увлекательной. К слову, Алеша действительно любил приключения. Может быть, поэтому его часто тянуло в подозрительные компании?
Краткое содержание «Моих университетов» включает в себя раздел о знакомстве Алеши с опытным вором по фамилии Башкин. Уголовник оказался умным, образованным человеком и настоящим почитателем женского пола.
Еще один его подозрительный знакомый – Трусов. Тот активно торговал краденым. Часто они проводили время вместе, выпивали, рассуждали о смысле жизни.
Алеша провел в этой компании несколько ночей, которые практически предрекали его дальнейшую судьбу. Однако прочитанные главным героем книги смогли пробудить нем стремление к чему-то большему и возвышенному.
В какой-то степени именно тяга к знаниям помогла Алеше определить для себя верное направление жизненного пути.
Знакомство с Плетневым
В кратком содержании по главам «Моих университетов» Горького важное место занимает знакомство Алеши с Плетневым – студентом, которого звали Гурий. Это был необычайно талантливый человек, но развивать ни одну из своих способностей Плетнев особо не стремился.
Среди проституток, воров и нищих студентов в районе Марусовка, куда переехал и Алеша, тот жил бедно, но весело. Спали они на одной кровати по очереди – по ночам Плетнев трудился в типографии, выполняя работу корректора.
Гурий расплачивался «веселыми шутками» за койко-место (из воспоминаний главного героя). Сам Алеша вечерами бродил по коридорам трущобы и присматривался к людям.
В кратком содержании «Моих университетов» М. Горького стоит упомянуть также, что зимой в Марусовке накрыли подпольную типографию. Тогда Алеше пришлось впервые участвовать в конспиративных делах Гурия, но последний не спешил посвящать его в подробности.
В артели грузчиков
В кратком содержании «Моих университетов» встречается фрагмент, когда Алеша отправился работать грузчиком на баржу. Именно там он узнал реальную цену физического труда. Главный герой ежедневно разгружал товары, испытывая сладостное опьянение от работы, которое было сравнимо с удовольствием от общения с женщиной.
Новым важным знакомым для Алеши стал «народник» Андрей Деренков. Он владел небольшой бакалейной лавкой, а в Казани у него была лучшая библиотека запрещенной литературы.
В доме Деренкова Алеша впервые увидел Марию, которая поправлялась после тяжелой нервной болезни. Девушка произвела на него сильное впечатление. С Деренковым жили также трое братьев.
Каждый вечер у него собирались студенты, обсуждавшие будущее России.
В кратком содержании «Моих университетов» Горького автор описывает, что главный герой понимал, ради чего выступают эти люди и восторженно воспринимал все, что они говорили.
Они относились к нему покровительственно, считая талантливым самородком. Помимо студентов к Деренкову постоянно приходил большой человек с окладистой бородой по прозвищу Хохол.
Недавно он вернулся из 10-летней ссылки, поэтому все окружающие относились к нему с огромным уважением.
Пекарня Семенова
В кратком содержании по главам «Моих университетов» отчается также, что по весне Алеше пришлось искать новую работу. Она нашлась в пекарне Василия Семенова. Работа была тяжелая и трудная, из-за нее главному герою пришлось реже заниматься, он практически перестал читать и посещать вечера у Деренкова.
Даже в очень кратком содержании «Моих университетов» Горького невозможно не упомянуть то, что Алеша, работая с низами, искренне считал себя просветителем народа. Окружающие же относились к нему как к шуту, который рассказывает увлекательные сказки.
Например, раз в месяц они все месте ходили в бордель. Но главный герой в этом компанию не поддерживал. Тогда же он познакомился с новой, враждебной ему идеей. В кратком содержании «Моих университетов» Максима Горького сказано, что поведал ему замерзший человек.
Алеша случайно заметил его на улице, возвращаясь от Деренкова. Мужчину звали Жоржем. Он работал гувернером у помещицы, влюбился в нее и добился развода с мужем. Жорж всерьез считал, что труд и даже технический прогресс абсолютно бесполезны и даже вредны.
Для настоящего счастья человека нужно совсем немного – кусок хлеба, теплый дом и любящая женщина поблизости.
Помощник пекаря
В очень кратком содержании «Моих университетов» раскрываются детали нового занятия Алеши. Парень стал помощником пекаря. Деренков открыл новую лавку, потому что доходов от булочной не хватало, поскольку практически все деньги он направлял на помощь страждущим.
Алеша помогал пекарю Лутоне. На самом же деле Деренков приставил к нему Алексея, чтобы тот не крал. Уследить за Лутоней парню удавалось с трудом.
Пекарь частенько рассказывал о своих снах, а каждый день к нему приходила коротконогая девица, которой он отдавал все, что за день украл из булочной. Девушка была крестницей старшего городового.
Мария, которая так приглянулась Алеше, жила при булочной. Главный герой постоянно ей прислуживал, но заговорить боялся.
Смерть бабушки
Большой трагедией для Алеши стала смерть его бабушки.
Если взять за основу краткое содержание «Детства», «В людях», «Моих университетов», то несложно догадаться, насколько важную и ключевую роль играла эта женщина в воспитании и становлении героя.
Еще больше опечалило Алешу то, что новость о ее смерти он получил лишь спустя несколько месяцев после случившегося из письма двоюродного брата.
Между тем Алешей заинтересовался старший городовой Никифорыч. Он стал регулярно приглашать парня на чай, расспрашивая про Плетнева и остальных студентов. Жена городового флиртовала и пыталась соблазнить Алешу.
Именно Никифорыч рассказал главному герою о теории «незримой нити». Она гласила о том, что некая нить исходит от императора и соединяет между собой всех людей в империи. Царь же, словно паук, чувствовал все волнения народа.
Ткач Рубцов
Алеша много работал. При этом часто задумывался о том, есть ли в его существовании какой-либо смысл. На мировоззрении Алеши свой отпечаток наложила встреча с Никитой Рубцовым, который работал ткачом.
Он был жаден к знаниям, при этом с людьми обращался неласково, но к Алеше относился по-отечески. Часто с ним был его друг слесарь Яков Шапошников, страдавший от чахотки.
Несмотря на то что последний был неверующим человеком, хорошо знал Библию и часто оперировал этим, рассуждая об атеизме.
Но и с ними Алеша виделся редко. Работа занимала практически все его время. К тому же, ему советовали не высовываться. Дело в том, что пекарь тесно общался с жандармами, база которых находилась буквально в нескольких метрах от их подпольного кружка.
Арест Плетнева
Вскоре Никифорыч рассказал Алеше, что Плетнев арестован. Его отправили в Петербург. В душе главного героя возник разлад.
Книги, которые он читал, были пропитаны гуманизмом, но в окружающей жизни он его практически не встречал.
Студенты всегда переживали всей душой за народ, который считали воплощением мудрости и добросердечия. Народ же, который встречал Алеша, был пьяный, жадный и воровитый.
Главного героя постоянно раздирали противоречия. Он дошел даже до того, что решил стреляться из пистолета, купленного на рынке. Целился в сердце, но не попал, только пробил легкое. Месяц провел в больнице, а затем снова вернулся в булочную.
Работа у Хохла
По весне в булочную заявился и Хохол, и предложил работать в его лавке. Алеша переехал в село Красновидово, где никто не знал о его позорной попытке самоубийства. Настоящее имя Хохла – Михаил Ромась. Помещение для лавки и жилье он арендовал у богача Панькова. Сельчане не любили Ромася, он отдавал мужикам товары по заниженной цене, из-за этого те терпели убытки.
В Красновидове Алеша начал общаться с Изотом. Это был красивый и умный мужчина, от которого были без ума все женщины на селе. Ромась учил его читать, а теперь его образованием занялся Алеша.
Хохол считал, что мужика не стоит жалеть, как это делают народовольцы. Вместо этого его нужно учить, как правильно жить. Общение с Ромасем помогло Алеше правильно расставить приоритеты.
Интересные знакомства
В этом же селе главный герой сошелся с еще двумя занятными персонажами – Кукушкиным и Матвеем Бариновым. Последний был неисправимым выдумщиком и обижался, когда его обвиняли во вранье. Он постоянно выдумывал фантастические истории, в которых добро брало верх над злом.
Не отставал от него в сочинительстве и Кукушкин. Причем он был очень искусным и универсальным работником. У себя в бане Кукушкин разводил кошек, стремясь вывести новую, охотничью породу. Но результат был явно не тот, которого он ожидал: кошки тащили цыплят у всех соседей.
Панков, на которого работали Алеша и Хохол, был сыном местного богача. Однако с отцом тот не общался, поскольку женился по любви, но против родительской воли. С Алешей у них сложились взаимно неприязненные отношения.
Покушение на Ромася
Спокойная и размеренная жизнь в селе закончилась, когда однажды утром на их кузне раздался взрыв. В это время кухарка растапливала печь. Выяснилось, что недоброжелатели Хохла начинили порохом одно из полен, подбросив его в поленницу. Ромась и после этого случая остался невозмутимым.
Алеша всегда поражался тому, что Хохол никогда и ни на кого не сердился. Если кто-то его раздражал или злил, он только прищуривал глаза и спокойно произносил какие-то простые, но беспощадные слова, после которых оппоненту делалось не по себе.
Изредка их навещала Мария Деренкова – та самая девушка, которая давно приглянулась Алеше. Но за ней ухаживал Ромась, поэтому главный герой лишь расстраивался и старался избегать с ней даже случайных встреч.
В июле неожиданно для всех исчез Изот. Оказалось, что его убили, проломив череп, а лодку утопили. Тело Изота обнаружили мальчишки под баржей.
Пожар в Красновидово
Когда Хохол объявил, что женится на Марии, Алеша хотел уйти из Красновидово, но не успел. Вечером их подожгли. Изба сгорела практически дотла. Погиб и склад с товаром. Лето было сухое, и огонь перекинулся на соседние дома. Всего сгорело несколько хат в селе.
Мужики заподозрили, что Ромась специально поджег свой товар, который был застрахован. Только убедившись, что Хохол пострадал больше всех, а никакой страховки не было, от него отстали. Ромась уехал в Вятку, продав все вещи, которые удалось спасти от огня. Алеше предложил работу в своей лавке Панков.
Алеша не находил себе места. Ему казалось, что мужики, которые оказывались мудрыми и добрыми по отдельности, вместе ожесточались, превращаясь в серую тучу. Хохол успокаивал его и просил не торопиться с осуждениями и выводами. В следующий раз они увиделись только через 15 лет. Ромася отправили в еще одну 10-летнюю ссылку. На этот раз в Якутию.
Алешу приютил Баринов, с которым они стали искать работу в близлежащих селах. Мужчина скучал, он считал себя великим путешественником и не мог долго сидеть на одном месте. Он уговорил Алешу отправиться на Каспийское море. Их взяли на баржу, которая шла вниз по Волге.
В Симбирске их высадили, так как Баринов замучил всех своими небылицами. До Самары пришлось добираться зайцами, там они снова нанялись на баржу, оттуда уже доплыли до Каспия. Повесть заканчивается тем, что Алеша примыкает к артели рыбаков.
«Детство», «Мои университеты», краткое содержание которых позволяет подробно познакомиться с сюжетом, рассказывает яркую историю становления и взросления выдающегося Алексея Пешкова.
Источник: https://www.syl.ru/article/347231/maksim-gorkiy-moi-universitetyi-kratkoe-soderjanie-opisanie