Сочинение хоровод муз (о блоке и его творчестве)

Урок по теме “Хоровод муз”

Урок музыки 1 класс

Дата:_________

урока ________

Тема урока : «Хоровод муз»

Тип урока:

– Открытие новых знаний.

музыкальный язык разных народов мира, разных стран (несмотря на отличие разговорного языка) понятен всем без перевода;

– научиться исполнять песню-хоровод (шаг хоровода).

Планируемый результат:

– Исполнять в унисон песню (хором);

– Осуществлять первый опыт импровизации в пластике;

– Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии и исполнении музыкальных произведений

– Участвовать в совместной деятельности (в группе) при воплощении различных музыкальных образов.

Ууд:

Регулятивные:развитие умения осмысливать полученную информацию.

Познавательные: находить информацию в учебнике.

Коммуникативные: формировать умение участвовать в диалоге; уметь в совместной

учебной деятельности слушать других, высказывать свою точку зрения.

Личностные: чувство сопричастности и гордости за культурное наследие своего народа,

уважительное отношение к культуре других народов.

Ход урока:

Здравствуйте ребята.

Сегодня мы с Вами продолжаем путешествие в удивительный мир музыки! Мы продолжаем учиться слушать и исполнять музыку.

«Послушай, как щебечут птицы,

Послушай, как поет волна.

Как дождь в окно твое стучится.-

Повсюду музыка слышна»

Т.Некрасов

На прошлом уроке мы слушали звуки, которые окружают нас.

– Вспомните, какие бывают звуки?

– Назовите по рисункам музыкальные и немузыкальные звуки ?

Правильно. А еще на прошлом уроке приходила чудесная гостья –Муза.

– Как ее звали? Терпсихора –волшебница, добрая фея, раскрывающая перед людьми чудесный мир звуков, которыми наполнено все вокруг. Терпсихора подарила нам прекрасную музыку, которую мы с вами охарактеризовали словами:

: «Па-де-де» из балета «Щелкунчик» П.И.Чайковского

– Вспомните название этого музыкального произведения?

– Назовите автора музыки?

Правильно, эту музыку написал композитор – Петр Ильич Чайковский.

– Вспомните, кто еще нужен, чтобы зазвучала музыка?

Композитор Исполнитель Слушатель

Правильно. В реальной жизни не всем доведется быть исполнителями музыки или ее композиторами. Для этого необходимо обладать природным музыкальным даром, редкими способностями. А чтобы быть внимательным слушателем необходимо только желание.

Музыка сопровождает нас с самого рождения. Сегодня мы будем знакомиться с музыкой, которая звучит в самых различных жизненных обстоятельствах.

– Вспомните какой-нибудь праздничный день.

– Разве можно в такой день обойтись без музыки?

Обратите внимание

Все поют, танцуют, веселятся. Но песни и танцы словно перестают быть каким-то особым музыкальным искусством, мы просто развлекаемся, отдыхаем. А когда мама поет колыбельную песню, никто не подумает, что она занимается музыкой – музыка становится частью жизни.

– Вспомните добрую фею-волшебницу, которая помогает нам путешествовать по музыкальной стране.

– Как ее зовут?

Верно. Муза поведет нас из страны в страну, будет раскрывать перед нами – слушателями особенности песен и танцев разных народов мира.

Обратите внимание на доску. Давайте все вместе прочитаем тему нашего урока «Хоровод муз»

Кто такие Музы мы уже знаем.

– А что означает слово «хоровод»?

Хоровод – это народная песня-танец, в котором исполнители двигаются по кругу друг за другом.

Посмотрите внимательно на это слово.

ХОР – много певцов: ВОД (водить) – танцевать.

Вот и получается что ХОРОВОД – песня-танец.

Хоровод также древний вид искусства, который есть у каждого народа. Хоровод – это всегда движение, чаще всего по кругу.

Важно

Звучит колокольчик.

– Вы слышали, как прозвенел колокольчик? Это наша фея Терпсихора хочет, чтобы мы отправились в путешествие по разным странам. Песня – хоровод с которой мы будем знакомиться сегодня наверняка известна вам. Попытайтесь ее узнать.

СЛУШАНИЕ: «Во поле береза стояла» р.н.п.

– Узнали? Как называется это произведение?

– Эта музыка народная или композиторская?

– Какой народа написал это произведение?

Первая страна , в которую мы попали – РОССИЯ.

В России существует множество хороводов – по кругу. стенка на стенку, зигзагом.

– Какое настроение передает это произведение?

Попробуем исполнить песню так же нежно, неторопливо.

р .н. п. «Во поле береза стояла».

Но ведь «Во поле береза стояла» не только песня. Это хоровод –песня – танец. И сейчас мы подберем выразительные движения к этому танцу.

«Во поле береза стояла».

Важно

Звучит колокольчик.

Но снова прозвенел колокольчик, а это значит, Муза перенесла нас в новую страну. Это МОЛДОВА. Там тоже существуют известнейшие хороводные пляски с пением. Называются они «Хора и Сырба». Послушаем их.

СЛУШАНИЕ: «Хора и Сырба» молдавский танец.

– Какое настроение вызывает это произведение?

Давайте еще раз прослушаем молдавскую «Хору» и попытаемся украсить ее звучание ритмичными хлопками

Важно

Звучит колокольчик.

Колокольчик снова прозвенел. Мы отправляемся в новую страну, чтобы познакомиться с новым хороводом . Эта страна- ГРЕЦИЯ.

Греция известна всему миру танцем – хороводом под названием «Сиртаки».

СЛУШАНИЕ: «Сиртаки» греческий народный танец- Какое настроение создает эта музыка? (ответы учащихся)

Давайте подберем выразительные движения к этому танцу.

Исполняют под музыку простейшие движения. «Сиртаки».

Звучит колокольчик.

Вот и подошло к концу наше путешествие. С каким древним видом искусства в котором исполнители двигаются по кругу друг за другом мы познакомились?

Муза знакомила нас с песнями – танцами разных народов мира.

– Давайте вспомним .по каким странам мы путешествовали?

– Как назывались эти хороводы?

– Какой из хороводов вам понравился больше всего?

Какую по характеру музыку мы слушали?

Вы познакомились с танцевальными движениями греческого танца «Сиртаки» и молдавского

«Сырба и Хора».

– А кто из вас знает греческий или молдавский язык?

– Язык музыки был вам понятен

Если вы внимательный слушатель – музыка понятна без слов

Завершим наш урок исполнением песни «Песня о школе» Дмитрия Кабалевского на слова Виктора Викторова

Перед началом исполнения вспомним, что музыка возникает из тишины. Поэтому давайте выпрямим спинки, расправим плечи, поднимем голову, послушаем тишину…

ИСПОЛНЯЮТ: «Песню о школе» Д.Кабалевского – вокально –хоровая работа.

: исполнить выразительно «Песню о школе» своим родителям,

нарисовать понравившийся танец в тетради.

Спасибо за урок.

Источник: https://infourok.ru/urok-po-teme-horovod-muz-1245058.html

Сочинение по музыкальному произведению: пример готового сочинения и советы учащимся

Большинство современных родителей, дети которых учатся в школе, задаются вопросом: зачем на уроке музыки писать сочинения? Пусть даже это и будет сочинение по музыкальному произведению! Абсолютно справедливое сомнение! Ведь еще 10-15 лет назад урок музыки предполагал не только пение, нотную грамоту, но и слушание музыки (если у учителя были для этого технические возможности).

Современный урок музыки нужен не только для того чтобы обучить ребёнка правильному пению и знанию нот, но и чувствовать, понимать, анализировать услышанное. Чтобы  правильно описать музыку, необходимо проработать несколько важных пунктов. Но об этом после, а сначала пример сочинения по музыкальному произведению.

Сочинение ученицы 4-го класса

Как написать сочинение по музыкальному произведению?

Подготовка к написанию сочинения

  1. Прослушивание музыки. Нельзя написать сочинение по музыкальному произведению, если его не прослушать хотя бы 2-3 раза.
  2. Обдумывание услышанного. После того как стихли последние звуки, нужно немного посидеть в тишине, фиксируя в памяти все этапы произведения, расставляя всё «по полочкам».
  3. Обязательно нужно определить общий характер музыкального произведения.
  4. Составление плана. В сочинении обязательно должно быть вступление, основная часть и вывод. Во вступлении можно написать о том, какое произведение было прослушано, несколько слов о композиторе.
  5. Основная часть сочинения по музыкальному произведению будет полностью строиться на самой пьесе.
  6. Очень важно при составлении плана сделать для себя пометки, чем музыка начинается, какие слышны инструменты, тихое или громкое звучание, что слышно посредине, какая концовка.
  7. В последнем абзаце очень важно передать свои чувства и эмоции по поводу прослушанного.

И в первом, и во втором классе дети рассказывают о музыке устно. С третьего класса уже можно начинать оставлять свои мысли на бумаге. В 3-4 классе сочинение должно быть от 40 до 60 слов. Ученики 5-6 классов имеют больший запас слов и могут написать около 90 слов. А большой опыт семи- и восьмиклассников позволит описать пьесу при помощи 100-120 слов.

Сочинение по музыкальному произведению нужно поделить на несколько абзацев по смыслу. Желательно не строить слишком большие предложения, чтобы не запутаться в знаках препинания.

Какие слова использовать при написании?

Сочинение должно получиться таким же красивым, как и музыка. Поэтому следует использовать красивые слова и речевые обороты, такие как: «волшебное звучание», «затихающая мелодия», «музыка торжественная, сонная, радостная, плавная». Некоторые слова можно подсмотреть в таблицах характера музыки.

Источник: https://music-education.ru/sochinenie-po-muzykalnomu-proizvedeniyu-primer-gotovogo-sochineniya-i-sovety-uchashhimsya/

Презентация к уроку по музыке на тему: Конспект урока в 1 классе по теме”Хоровод муз”

Урок музыки в 1 классе

«ХОРОВОД МУЗ»

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:       – познакомить с понятиями «хор» и «хоровод»;

                                          – познакомить с характерными особенностями песен и танцев разных

Читайте также:  Сочинение описание по картине неаполитанский залив в лунном свете айвазовского описание

                                             народов;

МУЗ. МАТЕРИАЛ:      «Берёзка» р. хоровод, обр. У. Кузнецова;

                                          «Хора и сырба», молдавские народные наигрыши;

                                          «Сиртаки», М. Теодоракис;

                                          «Осень в гости к нам идет», А. Гомонова;

                                           «Улыбка», В. Шаинский;                     

ХОД УРОКА:   (под песню «Улыбка» дети входят в класс).

Учитель: На прошлом уроке мы с вами начали путешествие в удивительный мир музыки. А сопровождала нас муза.

Вопрос:   1.  Ребята, а кто такие музы? (Покровительницы искусства).

И сегодня мы продолжим наше путешествие, продолжим учиться слушать и слышать музыку.

Послушай, как щебечут птицы,

Послушай, как поёт волна.

Как дождь в окно твоё стучится,-

Повсюду музыка слышна.

(Слайд 2, 3).

  1. Ребята, вспомните, какие бывают звуки? (Музыкальные и немузыкальные).
  2. Чем они отличаются? (музыкальные звуки можно пропеть, проиграть, записать нотами, а немузыкальные – нельзя повторить голосом).
  3. Назовите примеры немузыкальных звуков? 
  4. А если мы будем петь,  какие это  будут звуки? (Музыкальные).

Учитель: Тогда давайте вспомним песню «Улыбка», которую начали разучивать на прошлом уроке.

(Исполнение 1-го куплета).

Учитель: Молодцы! Вы старались петь дружно, слаженно, как настоящий ХОР.

Учитель: Давайте ответ прочитаем в учебнике на 10 странице, где муза приглашает нас в хоровод.   (Читаем учебник).

Хоровод – древнейший вид искусства, который есть у каждого народа. Хоровод это всегда движение, чаще всего по кругу. В нём сочетаются песня, игра и танец.

( СЛАЙДЫ  4, 5).

  1. Как вы думаете, слова «хор» и «хоровод» родственные или нет? 

Посмотрите: ХОР – много певцов; ВОД (водить) – танцевать. Вот и получается, что ХОРОВОД – песня-танец.

(СЛАЙД 6).

Учитель: Но мы что-то заговорились. Муза приглашает нас немного попутешествовать по разным странам, послушать разные хороводы.

Название первого хоровода я пока не буду вам говорить. Послушайте и скажите, какая иллюстрация на 11 странице подойдёт к этой музыке.

(Звучит   «Берёзка»- русский  хоровод)

  1. Какая иллюстрация соответствует этой музыке? (Хоровод русских девушек).

Мы с вами сейчас послушали русский хоровод «Берёзка».

(СЛАЙД  7).

  1. Какие слова помогут нам передать характер этого хоровода? (Неторопливый, плавный, мягкий, певучий).

Но муза приглашает нас отправиться в Молдавию и послушать танец «Хора и сырба». Молдавская хора – это хороводная пляска с пением.

  1. Послушайте и скажите, отличается молдавский танец от русского хоровода или нет?

(Звучит «Хора и сырба»).

(СЛАЙД  8).

  1. Разные танцы по характеру или нет? (Разные).
  2. Какой по характеру молдавский танец? (Быстрый, веселый, задорный, энергичный).

А сейчас мы отправляемся в Грецию, чтобы познакомиться с новым хороводом. Греция известна всему миру танцем-хороводом под названием СИРТАКИ. Представьте себе: мужчины, взявшись за плечи, неторопливо заводят этот танец…..

(Звучит «Сиртаки»).

(СЛАЙД  9).

  1. Ребята, кто-нибудь заметил какие-то изменения в музыке греческого танца «Сиртаки»? (В начале танец звучит медленно, но постепенно ускоряется, становится стремительным).

Вот и подходит к концу наше маленькое путешествие по странам. Музы познакомила нас сегодня с древнейшим видом искусства – песнями-танцами, в которых исполнители двигаются по кругу.

  1. Как называют такие песни-танцы? (Хоровод).
  2. Хороводы каких стран прозвучали сегодня на уроке? (России, Молдавии, Греции/.
  3. Танцы разные были по характеру или отличались друг от друга? (Разные).
  4. Как вы думаете, что между ними общего? /(Это все были Хороводы).
  5. Какой хоровод вам понравился больше всего?
  6. Ребята, а кем мы сегодня были на уроке, когда слушали музыку? (Слушателями).

(СЛАЙД 10).

А сейчас я предлагаю вам стать исполнителями и продолжить разучивать  песню «Осень в гости к нам идет» (по выбору).

Источник: https://nsportal.ru/shkola/muzyka/library/2015/10/16/konspekt-uroka-horovod-muz-1-klass

Конспект урока музыки в 1 классе на тему “Хоровод муз”

Урок 2. ХОРОВОД МУЗ

З а д а ч а: Раскрыть мысль о том, что музыкальный язык разных народов понятен без перевода.

М у з ы к а л ь н ы й м а т е р и а л: Греческий танец «Сиртаки»; молдавская хороводная песня-пляска «Хора», рус. хоровод «Во поле береза стояла»; Па-де-де из балета «Щелкунчик» П.И. Чайковского. Пение – р.н.п. «Во поле береза стояла».

Х О Д У Р О К А

  1. П. Чайковский «Па-де-де» из балета «Щелкунчик» вход в класс

ЗАКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА ПРЕДЫДУЩЕГО УРОКА

УЧИТЕЛЬ. Ребята, когда вы вошли в класс, звучала знакомая музыка. Кто сочинил ее?

Петр Чайковский.

– Как называют человека, сочиняющего музыку?

Композитор.

Как называют коллектив, который исполнил эту музыку?

Оркестр.

А кем вы были, когда слушали эту прекрасную музыку композитора Петра Ильича Чайковского?

Слушателями.

Музыка в жизни сопровождает нас повсюду, она звучит в самых различных жизненных обстоятельствах: при рождении, в будни, праздники. Отдыхает ли человек – напевает любимую песню, работает ли – тоже помогает себе песней. Музыку можно услышать не только в концертном зале, театре, по радио и телевизору. Музыка звучит и в душе человека, и в природе:

Послушай, как щебечут птицы,

Послушай, как поет волна,

Как дождь в окно твое стучится, –

Повсюду музыка слышна.

Вспомните какой-нибудь праздничный день. Разве можно в такой день обойтись без музыки? Все поют, танцуют, веселятся. Но песни и танцы словно перестают быть каким-то особым музыкальным искусством, мы просто развлекаемся, отдыхаем. А когда мама поет колыбельную песню, никто не подумает, что она занимается музыкой, — музыка стала уже частью жизни.

ИГРОВОЙ МОМЕНТ «МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЗВУКИ»

(Затем учитель обращает внимание детей на иллюстрацию из учебника – с.3): Звучит ли здесь музыка?

Птицы на ветке поют, и их слушает девушка с обручем на голове. Кто она такая?

(Рассказываем о музах: волшебницы, добрые феи, раскрывающие перед людьми чудесный мир искусства, в том числе и музыки).

Совет!

На прошлом уроке одна из Муз познакомила нас с песней о школе. Продолжаем разучивать песню. Споем эту песню выразительно, напевно, легким звуком.

РАБОТА НАД «ПЕСНЕЙ О ШКОЛЕ» (МУЗ. КАБАЛЕВСКОГО) И ИСПОЛНЕНИЕ.

(Перед началом исполнения учитель стремится создать в классе атмосферу «концертного зала»: музыка должна звучать в тишине, перед исполнением песни необходимо настроиться на нужный характер – выпрямиться и т.п.)

  1. ВВЕДЕНИЕ В ТЕМУ УРОКА И РАБОТА ПО НЕЙ (БЕСЕДА-ПРЕЗЕНТАЦИЯ)

УЧИТЕЛЬ. Мы исполнили песню. Как можно нас назвать?

– Исполнители.

Поющий коллектив исполнителей называют словом хор.

Хор издавна был одним из действующих лиц спектакля в театральных представлениях Древней Греции (слайд). Позже этим словом стали называть певческий коллектив, а также музыкальное произведение для хорового исполнения. Услышишь слово хор – и сразу представляешь много певцов.

Скажите, как мы исполняли сегодня «Песню о школе»?

– Хором.

Услышишь слово хоровод – и перед глазами возникают девушки и парни, которые двигаются по кругу в танце. Хоровод также древнейший вид искусства, который есть у каждого народа. Хороводы тесно связаны с обрядами и праздниками любого народа.

Хоровод — это всегда движение, чаще всего по кругу. Хоровод – слово греческого происхождения, в переводе означает – групповой танец с пением. Потому в хороводах любого народа сочетаются пение, инструментальная музыка, игра и танец. (Показ слайдов).

Слова хор и хоровод – родственные. Объясните, почему?

– Один корень – «хор».

Что это означает?

– Коллективное исполнение.

УЧИТЕЛЬ. Сегодня наша добрая фея – Муза приглашает в необычное путешествие. Она поведет нас в разные страны: из одной в другую, раскроет перед нами особенности песен и танцев разных народов мира.

Вы услышите в записи музыку и русского хоровода, и греческий танец сиртаки, и молдавскую хору (хороводную пляску с пением).

Сравните эти танцы между собой, обратите внимание на сходство или различие их характера и настроения, выделите характерные интонации и ритмы.

Итак, слушаем песни и танцы разных народов мира. Какие из них вам знакомы?

СЛУШАНИЕ И МУЗЫКАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ:

«БЕРЕЗКА», Р.Н.М.

«СИРТАКИ» (МУЗ. М. ТЕОДОРАКИСА)

«ХОРА», МОЛДАВСКАЯ Н.М.

УЧИТЕЛЬ. Чем схожи и чем отличаются эти мелодии разных народов?

Какими чувствами наполнена музыка русского, греческого и молдавского танцев?

Источник: https://multiurok.ru/files/konspiekt-uroka-muzyki-v-1-klassie-na-tiemu-khorov.html

Произведения о весне: Чайковский, Римский-Корсаков, Рахманинов, Стравинский и другие

Весна вдохновляла многих талантливых людей. Поэты воспевали ее красоту словами, художники пытались запечатлеть буйство ее красок с помощью кисти, а передать ее нежное звучание не раз пробовали музыканты. «Культура.РФ» вспоминает русских композиторов, посвятивших свои произведения весне.

Читайте также:  Сочинение любовь в романе тихий дон шолохова

Петр Чайковский, «Времена года. Весна»

Константин Юон. Мартовское солнце. 1915. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Весна в исполнении выдающегося русского композитора раскрывается в трех из двенадцати картин фортепианного цикла «Времена года».

Идея создания музыкальных сезонов была не новой. Задолго до Петра Чайковского подобные зарисовки создавали итальянский маэстро Антонио Вивальди и австрийский композитор Йозеф Гайдн. Но если европейские мастера создавали сезонную картину природы, то Чайковский посвятил отдельную тему каждому месяцу.

Трогательные музыкальные зарисовки изначально не были спонтанным проявлением Чайковского любви к природе. Идея цикла принадлежала Николаю Бернарду, редактору журнала «Нувеллист».

Именно он заказал его композитору для сборника, в котором музыкальные произведения сопровождались стихотворениями — в том числе Аполлона Майкова и Афанасия Фета. Весенние месяцы были представлены картинами «Март.

Песня жаворонка», «Апрель. Подснежник» и «Май. Белые ночи».

Весна Чайковского получилась лиричной и одновременно яркой по звучанию. Именно такой, как когда-то о ней автор писал в письме Надежде фон Мекк: «Люблю я нашу зиму, долгую, упорную. Ждешь не дождешься, когда наступит пост, а с ним и первые признаки весны. Но зато какое волшебство наша весна своей внезапностью, своей роскошной силой!».

Николай Римский-Корсаков, «Снегурочка»

Исаак Левитан. Март. 1895. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Знакомый многим с детства сюжет весенней сказки обрел музыкальную форму благодаря интересному стечению обстоятельств. Николай Римский-Корсаков познакомился со сказкой Александра Островского в 1874 году, но она произвела на композитора «странное» впечатление.

Только спустя пять лет, как вспоминал сам автор в своих мемуарах «Летописи к моей музыкальной жизни», он «прозрел на ее удивительную красоту». Получив разрешение Островского воспользоваться сюжетом его пьесы, композитор написал свою знаменитую оперу за три летних месяца.

В 1882 году на сцене Мариинского театра состоялась премьера оперы «Снегурочка» в четырех действиях.

Обратите внимание

Островский высоко оценил труд Римского-Корсакова, отметив, что не мог никогда представить «более подходящей и живо выражающей всю поэзию языческого культа» музыки к своему сочинению.

Образы юной дочери Мороза и Весны, пастуха Леля и царя Берендея получились настолько живыми, что сам композитор назвал «Снегурочку» «лучшим своим произведением».

Чтобы понять, какой видел весну Римский-Корсаков, стоит послушать начало «Пролога» и «Четвертое действие» его оперы.

Сергей Рахманинов, «Весенние воды»

Архип Куинджи. Ранняя весна. 1890–1895. Харьковский художественный музей.

Именно эти строки Федора Тютчева легли в основу одноименного романса Сергея Рахманинова «Весенние воды». Написанный в 1896 году, романс завершал ранний период творчества композитора, еще наполненный романтическими традициями и легкостью содержания.

Стремительное и бурлящее звучание весны Рахманинова соответствовало настроению эпохи: к концу XIX века, после господства критического реализма и цензуры второй половины столетия, общество пробуждалось, в нем нарастало революционное движение, а в общественном сознании присутствовала тревога, связанная со скорым вступлением в новую эпоху.

Александр Глазунов, «Времена года: весна»

Борис Кустодиев. Весна. 1921. Художественная галерея Фонда поколений. Ханты-Мансийск.

В феврале 1900 года на сцене Мариинского театра состоялась премьера аллегорического балета «Времена года», в котором разворачивалась вечная история жизни Природы — от пробуждения после долгого зимнего сна до затухания в осеннем вальсе из листьев и снега.

Музыкальным сопровождением задумки Ивана Всеволожского стало сочинение Александра Глазунова, который на тот момент был известным и авторитетным музыкантом. Совместно со своим учителем Николаем Римским-Корсаковым он восстановил и закончил оперу Александра Бородина «Князь Игорь», дебютировал на Всемирной выставке в Париже и написал музыку к балету «Раймонда».

Сюжет «Времен года» Глазунов создал по мотивам собственной же симфонической картины «Весна», которую он написал девятью годами ранее. В ней весна обращалась за помощью к ветру Зефиру для того, чтобы прогнать зиму и окружить любовью и теплом все вокруг.

Симфоническая картина «Весна»

Игорь Стравинский, «Весна священная»

Николай Рерих. Эскиз декорации к балету «Весна священная». 1910. Музей Николая Рериха, Нью-Йорк, США

Другой «весенний» балет принадлежит еще одному ученику Римского-Корсакова — Игорю Стравинскому.

Как записал композитор в своих воспоминаниях «Хроника моей жизни», однажды в его воображении совершенно неожиданно возникла картина языческих ритуалов и девушки, пожертвовавшей своей красотой и жизнью во имя пробуждения священной весны.

Своей задумкой он поделился с художником-сценографом Николаем Рерихом, который был так же увлечен славянскими традициями, и антрепренером Сергеем Дягилевым.

Именно в рамках Русских сезонов Дягилева в Париже в мае 1913 года состоялась премьера балета. Публика языческих плясок не приняла и осудила «варварскую музыку». Постановка провалилась.

Главную идею балета композитор позже описал в статье «Что я хотел выразить в «Весне священной»: «Светлое Воскресение природы, которая возрождается к новой жизни, воскрешение полное, стихийное воскрешение зачатия всемирного». И эта необузданность действительно чувствуется в магической экспрессии музыки Стравинского, полной первозданных человеческих чувств и природных ритмов.

100 лет спустя, в том же театре на Елисейских Полях, где «Весна священная» была освистана, выступали с этой оперой труппа и оркестр Мариинского театра — на этот раз уже с аншлагом.

Часть первая «Поцелуй Земли». «Вешние хороводы»

Дмитрий Кабалевский, «Весна»

Игорь Грабарь. Мартовский снег. 1904. Государственная Третьяковская галерея, Москва

В творчестве Дмитрия Кабалевского, классика советской музыкальной школы, общественного деятеля и педагога, мотивы весны встречались не раз.

Например, весенние ноты звучат на протяжении всей оперетты «Весна поет», поставленной впервые в ноябре 1957 года на сцене Московского театра оперетты. Лихо закрученный сюжет сочинения в трех действиях был посвящен советской весне, символом которой была Октябрьская революция.

Ария главной героини «Опять весна» подытоживала основную идею композитора: счастье заслуживается только борьбой.

Важно

Спустя три года Дмитрий Кабалевский посвятил еще одно произведение этому времени года — симфоническую поэму «Весна», которая сосредоточена вокруг звуков просыпающейся природы.

Симфоническая поэма «Весна», соч. 65 (1960)

Георгий Свиридов, «Весенняя кантата»

Василий Бакшеев. Голубая весна. 1930. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Творчество Георгия Свиридова — один из главных символов советской музыкальной эпохи. Его сюита «Время вперед» и иллюстрации к пушкинской «Метели» давно стали классикой мировой культуры.

К теме весны композитор обратился в 1972 году: он сочинил вдохновленную поэмой Николая Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» «Весеннюю кантату». Это произведение было своеобразным размышлением о выборе духовного пути России, однако Свиридов не лишил его присущего Некрасову поэтического восхищения красотой русской природы. Например, композитор сохранил в «Кантате» такие строки:

Особым настроением обладает инструментальная часть кантаты «Колокола и рожки»:

Источник: https://www.culture.ru/materials/177112/vesennii-pleilist

И муза вечная со мной! хоровод муз

Задачи урока: формирование первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека; развитие интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности, умения выражать своё отношение к исполняемому произведению (в пении, пластическом интонировании); знакомство с народной и профессиональной музыкой различных национальностей на основе её сопоставления и выявления общности жизненного содержания.

Открывая учебник, первоклассники знакомятся с Музой, которая поведёт их по страницам учебника. Это своеобразный символ данной учебной книги, объединяющий художественно-содержательным смыслом жизненные и музыкальные впечатления детей.

Им будет интересно искать её изображение на каждом развороте учебника. Для первоклассников Муза — волшебница, добрая фея, раскрывающая перед ними чудесный мир звуков, которыми наполнено всё вокруг.

Она предстаёт перед ними в разных ролях: древнегреческой богини, оперной певицы, балерины, художницы, музыканта, крестьянки и др.

Путешествие первоклассников в мир музыки начинается с фрагмента из второго акта балета Петра Ильича Чайковского (1840—1893) «Щелкунчик» — «Па-де-де»1. Красота, возвышенность этой музыки обычно производят на детей сильное эмоциональное впечатление.

Насыщенное звучание симфонического оркестра, яркая, запоминающаяся мелодия (кстати, построенная на звуках нисходящей гаммы), светлый, праздничный колорит вызывают у детей непосредственный эмоциональный отклик.

Предложите им подобрать слова, которыми можно охарактеризовать эту музыку, а также те чувства, которые возникают у них.

Совет!

После прослушивания этого фрагмента из балета можно перейти к тем понятиям, которые были названы в учебнике в обращении к первоклассникам: композитор, исполнитель, слушатель. Музыку сочиняют для нас композиторы. Музыку, которую мы только что слышали, написал великий русский композитор Пётр Ильич Чайковский2.

Чтобы научиться слушать и понимать музыку, сделать её неотъемлемой частью своей жизни, нужно стать настоящими слушателями. Музыка всегда «возникает» из тишины. Послушайте и вы тишину в классе перед тем, как зазвучит музыка Чайковского.

• Кто исполнял музыку? • Один исполнитель или много исполнителей? Много различных инструментов сливались в прекрасное, стройное звучание. Это играл оркестр.

А может быть, кто-то из детей знает, как называют того человека, который руководит оркестром? Это дирижёр.

Читайте также:  История создания повести выстрел пушкина (прототипы героев и интересные факты)

Вот так, шаг за шагом, дети вместе с учителем начинают раскрывать тайны Музыки. Чем больше информации они «добудут» самостоятельно, опираясь на свой, пусть небольшой, жизненный и музыкальный опыт, тем ярче будут впечатления от прослушанной музыки.

Чем чаще учитель будет наигрывать главную мелодию «Па-де-де» или напевать её вместе с детьми, предлагая им вслушиваться в яркие, запоминающиеся интонации, ритмы, краски, тем успешнее будет идти процесс накопления музыкально-слуховых впечатлений учащихся.

Не следует забывать о том, что свойство восприятия младших школьников требует постоянной звуковой «подпитки», восстановления в памяти незнакомого музыкального образа.

Уместны всевозможные игровые приёмы музицирования — игра в дирижёра, исполнение мелодии на воображаемых инструментах, пластические этюды и пр.

Конечно, необходимо на первых уроках музыки подчеркнуть новый «социальный статус» детей — они стали школьниками — и предоставить им возможность побывать в роли исполнителей.

Обратите внимание

Например, предложить им спеть знакомые популярные детские песни, начать разучивать с ними одну из песен о школе, азбуке и т. п.

, которые учитель найдёт в хрестоматии музыкального материала к учебнику «Музыка» для 1 класса.

Мы часто обращаемся к детям со словами «прислушайся», «послушай». Как же понимать эти слова? Ведь музыка со страниц учебника не звучит. Пусть попробуют какую-нибудь хорошо знакомую песню пропеть про себя.

При этом можно закрыть глаза — это очень помогает сосредоточиться. Оказывается, мы можем научиться слышать музыку мысленно, внутри себя, слышать «внутренним слухом» даже тогда, когда в действительности она не звучит.

Этот «внутренний слух» есть у каждого, и развить его в себе — значит научиться слышать музыку вокруг и исполнять её.

На развороте «Хоровод муз» дети знакомятся с понятиями «хор» и «хоровод», с музыкой, которая звучит в самых различных жизненных обстоятельствах. Пусть ребята вспомнят какой-нибудь праздничный день.

Разве можно в такой день обойтись без музыки! Все поют, танцуют, веселятся. А когда мама поёт колыбельную песню? Никто не подумает, что она занимается музыкой. Она просто с любовью поёт для своего малыша.

Так музыка становится частью жизни.

Муза, путешествуя из страны в страну, раскрывает перед детьми характерные особенности песен и танцев разных народов мира. Хор издавна был одним из действующих лиц древнегреческого спектакля.

Позже этим словом стали называть певческий коллектив и музыкальное произведение для хорового исполнения. Хоровод также древнейший вид искусства, который есть у каждого народа. Хоровод — это всегда движение, чаще всего по кругу.

Важно

В нём сочетаются пение, инструментальная музыка, игра и танец. Помещённые на страницах учебника иллюстрации подтверждают это.

Источник: https://compendium.su/music/1-4klass/2.html

Конструкт урока музыки на тему ” Хоровод Муз”

Конструкт урока для урока музыки на тему ” Хоровод Муз” для 1 класса

Технологическая карта

Дата:.07.10.2016

Класс: 1

УМК (название, автор):«Школа России», Музыка. Начальная школа, авторы: Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева,Т.С. Шмагина. – М., «Просвещение», 2011 Четверть, номер урока по рабочей программе учителя музыки: 1 класс, 1 четверть, урок № 4

Название раздела: «Музыка вокруг нас»

Тема урока: «Хоровод Муз»

Тип урока: комбинированный урок

Вид урока: урок-путешествие

Цель урока: познакомить детей с разнообразием видов деятельности на уроках музыки.

Задачи:

Образовательная:

  • Учить понимать музыку, рассуждать о ней.

Развивающая:

  • Развивать музыкальный слух, ритмический, вокально-хоровые навыки и умения, развивать память, выразительное исполнение при вокально-хоровой работе.

  • Способствовать активному познавательному поиску, самостоятельному освоению различных учебных действий;

Воспитательная:

  • Воспитывать музыкальную культуру у учащихся, прививать интерес к музыке, потребность в общении с ней.

Планируемый результат:

Предметные: -расширение и обогащение опыта в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности;

-освоение знаний о музыки, овладение практическими умениями и навыками;

-умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению.

Метапредметные: коммуникативные – осваивают диалоговую форму общения;

познавательные – внимательно слушают, формулируют ответы на вопросы, анализируют и делают выводы, строят рассуждения;

– анализируют, выделяют главное и на этой основе делают выводы;

– осуществляют поиск и выделение необходимой информации, усвоение новых полученных знаний;

Личностные: -принимать учебную задачу;

-положительное отношение к музыкальным занятиям, интерес к отдельным видам музыкально – практической деятельности;

– развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке;

– сформированы готовность к саморазвитию, мотивация к обучению и познанию.

Средства обучения: экранно-звуковые – электронная презентация;

технические средства – мультимедийные средства;

дидактические материалы – таблички с изображением разных жанров

Информационные источники: учебник “Музыка. 1 класс” (Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина), Рабочая программа по музыке 1-4 класс. Составитель: Мячева В.И., Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки России.

Этап урока

(дидактические задачи этапа)

Деятельность учителя(осуществляемые действия)

Деятельность обучающихся

Результат(УУД)

Организационный

(Создать позитивный эмоциональный настрой)

1 слайд

(Вход на урок под музыку П. Чайковского «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик».

-Здравствуйте, ребята! Муз. приветствие

– Здравствуйте!

РУУД: проявляют эмоциональный настрой

Мотивационный

Презентация 2 слайд

Сегодня мы с вами начнём путешествие в удивительный мир Музыки. А поведут нас в это прекрасное путешествие музы (Слайд2) – волшебницы, добрые феи, покровительницы искусств. Посмотрите, как похоже слово «муза» и «музыка».

О музах мы узнали из мифов и легенд Древней Греции. Музы вдохновляли художников, музыкантов, поэтов – всех кто дарит людям красоту, любовь, надежду. Покровителем муз был бог Аполлон.

Рассматриваем Аполлона на здании Большого театра

Слайд 3.

Одна из муз поведет нас в чудесный мир музыки. Имя нашей героини Терпсихора( слайд 4)
«любящая танцы» — муза танцев и хорового пения, в ее руке лира – эмблема музыкального искусства.

Определяют цель, обнаруживают и формулируют проблему с помощью учителя;

Излагают свое мнение;

Анализируют и обобщают на основе фактов и абстрактных понятий

РУУД: определяют цель, обнаруживают и формулируют проблему с помощью учителя;

КУУД

ПУУД: сравнивают по заданным основаниям факты, явления, понятия;

Актуализация знаний, выявление проблемы

Презентация

Ребята, кто сочиняет для нас музыку? (Дети отвечают: Композитор).

Музыку, под которую вы вошли в класс, написал великий русский композитор Петр Ильич Чайковский «Вальс цветов» .

Кто нужен для того, чтобы музыка прозвучала? (Исполнители) Слайд 9

Но музыка существует не только для тех, кто её сочиняет и исполняет, а для всех нас – для слушателей. Слайд 10

Принимать и сохранять учебные цели и задачи

Анализируют, выделяют главное и на этой основе делают выводы.

РУУД:

КУУД: умение слышать, слушать и понимать партнера;

правильно выражать свои мысли

ПУУД

Усвоение навыков, знаний и способов действий

Презентация

Слушание музыки

П.И. Чайковский

Балет «Щелкунчик» («Па-де-де»)

Чтобы слушать музыку, нужно учиться быть хорошим слушателем и знать необходимые правила. Слайд 11

Ребята, давайте сядем хорошо и будем внимательно слушать музыку, которую для нас сочинил русский композитор П.И.Чайковский. Слушание «Па-де-де» из балета «Щелкунчик». Слайд12

Проверим, какими вы будете слушателями.

Совет!

Кто исполнял (играл) музыку Чайковского? (один исполнитель или много исполнителей). Как называется коллектив музыкантов, играющих на разных инструментах? (оркестр). Кто руководит оркестром? (дирижер).

Я предлагаю вам представить себя дирижерами оркестра (ведь каждый из вас хотя бы раз в жизни видел в телепередачах, как дирижер управляет оркестром или хором) и откликнуться на музыку с помощью выразительных дирижерских жестов.

Повторное слушание. (свободное дирижирование вне схемы).

Ну, а теперь нам предстоит почувствовать себя певцами-хористами и разучить песню. Вы стали школьниками и первая песня с которой я вас познакомлю будет «Скворушка прощается» Написал её замечательный композитор Т.Попатенко

Слушание песни и исполнение

Вступают в диалог

Выполняют предложенное задание

Воспринимают визуально и на слух музыкальное произведение,

Дают образную характеристику прослушанного произведения

ПУУД:

формирование умений точно интонировать

РУУД: умения оценивать результат своей деятельности, аргументировать своё мнение и позицию, самоконтроль процесса и результатов деятельности

ЛУУД: активизация правил слушания музыки;

формирование знаний моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения

Организация контроля и взаимоконтроля

Презентация 9 слайд

Ребята, наше путешествие в мир музыки подошло к концу. Что нового, интересного вы узнали? (Дети отвечают).

Выход из класса под музыку П.И.Чайковского «Марш Деревянных солдатиков».

Участвуют в диалоге, слушают и слышат другого;

структурируют знания

ПУУД: усвоение новых полученных знаний;

РУУД

КУУД

Рефлексия

11 слайд

Рефлексия «Дерево успеха»

-Сейчас я вам раздам листочки, с помощью которых мы создадим «дерево успеха». Внимание! Зеленый листочек обозначает что все на уроке было понятно, желтый листочек – понятно, но не все, ну а красный – есть проблема, нужна помощь.

-На этом наш урок подошел к концу, кто готов, подходите ко мне за дневниками.

Выполняют самооценку;

Оценка результатов работы

РУУД: выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещѐ нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;

Источник: https://kopilkaurokov.ru/muzika/uroki/konstrukt_uroka_muzyki_na_tiemu_khorovod_muz

Ссылка на основную публикацию