Сочинение описание местности 6 класс

Сочинение-описание местности

Под описанием местности понимается описание любого места, где живет человек: деревня, поселок, город, улица, двор, площадь. Основа описания — перечисление предметов, характерных для данного места, и описание этих предметов. При описании местности нужно уметь находить «исходную точку зрения». Например, вы смотрите с пригорка вниз на город и его окрестности.

При описании местности можно использовать следующие словосочетания и слова: недалеко, в нескольких шагах, чуть поодаль, недалеко, вблизи, напротив, комплекс многоэтажных домов, новая планировка, ажурные арки мостов, живописные уголки и т.д. Глаголы лучше употреблять в одном времени, они должны помогать рисовать предмет: раскинулся, вытянулся, тянется, возвышается, прячется. Глагол можно и опустить: рядом лес, вдали купол церкви.

Обратите внимание, какое говорящее описание местности даёт Н.В. Гоголь в поэме «Мертвые души»:

«Деревня Маниловка немногих могла заманить своим местоположением. Дом господский стоял одиночкой на юру, то есть на возвышении, открытом всем ветрам, каким только вздумается подуть; покатость горы, на которой он стоял, была одета подстриженным дерном.

Обратите внимание

На ней были разбросаны по-английски две-три клумбы с кустами сиреней и желтых акаций; пять-шесть берез небольшими купами кое-где возносили свои мелколистные жиденькие вершины.

Под двумя из них видна была беседка с плоским зеленым куполом, деревянными голубыми колоннами и надписью «храм уединенного размышления»; пониже пруд, покрытый зеленью, что, впрочем, не в диковинку в аглицких садах русских помещиков.

У подошвы этого возвышения, и частию по самому скату, темнели вдоль и поперек серенькие бревенчатые избы, которые герой наш, неизвестно по каким причинам, в ту ж минуту принялся считать и насчитал более двухсот; нигде между ними растущего деревца или какой-нибудь зелени; везде глядело только одно бревно.

Вид оживляли две бабы, которые, картинно подобравши платья и подтыкавшись со всех сторон, брели по колени в пруде, влача за два деревянные кляча изорванный бредень, где видны были два запутавшиеся рака и блестела попавшаяся плотва; бабы, казалось, были между собою в ссоре и за что-то перебранивались. Поодаль, в стороне, темнел каким-то скучно-синеватым цветом сосновый лес.

Даже самая погода весьма кстати прислужилась: день был не то ясный, не то мрачный, а какого-то светло-серого цвета, какой бывает только на старых мундирах гарнизонных солдат, этого, впрочем, мирного войска, но отчасти нетрезвого по воскресным дням. Для пополнения картины не было недостатка в петухе, предвозвестнике переменчивой погоды, который, несмотря на то, что голова продолблена была до самого мозгу носами других петухов по известным делам волокитства, горланил очень громко и даже похлопывал крыльями, обдерганными, как старые рогожки».

Источник: http://www.oshibok-net.ru/for-all/183/186/190/

Описание местности на основе личных впечатлений

Мир, в котором я живу, — прекрасный. Он бесподобно красивый, изысканный и изящный. Влюбиться в его совершенную красоту можно с первого взгляда, с первой птички, которую встретишь на своем пути.

Как на меня, особенно заметной эта красота становится именно весной, она приобретает какой-то нежности и женственности, которая просто завораживает и остается в твоем сердце на долгие-долгие годы.

Я люблю наблюдать за тем, что происходит вокруг меня. Сегодня я проснулась от того, что в мое окно ярко светило весеннее солнышко, оно переливалось, перекрашивала стены комнаты в разные цвета, дарило радость и тепло.

Важно

Такой утренний подарок заставил меня быстренько выбежать на улицу и наконец, насладиться этим чудесным днем, настоящей сказкой, созданной самой природой. Я живу в обыкновенном частном доме на улице, где полно таких же похожих между собой небольших, аккуратных домиков. Но весна все меняет.

Моя улица сейчас выглядит как кадр из волшебного мультфильма, в котором описывается вымышленный мир.

Вокруг все начинает цвести: молодые абрикосы уже демонстрируют свои первые розово-беленькие цветочки, на яблонях и вишнях уже появляются зеленые почки, которые вот-вот превратятся в зеленые листочки, у окон уже распускаются тюльпанчики, и кое-где еще до сих пор можно найти маленькие подснежники. Красота сейчас повсюду. Неприметные до этого домики сейчас только дополняют, удачно вписываются в общую картину, они уже не кажутся такими серыми и бесцветными, хотя именно такими были только несколько дней назад. 

Находиться сейчас на свежем воздухе — это просто мечта. Я в восторге от зеленой травки; от детей, которые постоянно суетятся и придумывают себе все новые развлечения; от птичек, которые придают здешней природе еще большего количества разнообразных цветов и красок.

Стою я на улице, а меня окружают благоухающие цветы, зеленые деревья, всевозможные травы и певучие звуки птичек. Стою и удивляюсь, как в один момент серый квартал сумел настолько измениться, улучшить свой внешний вид. Поражает еще и то, что люди вокруг начали убирать мусор, приводить свои избушки в порядок.

Поэтому теперь вокруг чисто и ухоженно, что просто не может не радовать меня.

Еще я хочу описать реку, которая недалеко находиться от моего дома. Зимой она становится для всех детей катком, а летом — самым любимым местом для отдыха. В этот период года чистый берег — это место, где можно уединиться, почувствовать природу, побыть наедине со своими мыслями.

Сейчас там тоже невероятная красота: кто-то неравнодушный построил игровую площадку, поставил несколько скамеек для удобства, скосил лишнюю травку. Находиться возле реки — это огромное наслаждение, поэтому, я и считаю, что это место является одним из лучших в моем городе, моим личным тайником и даже каким-то определенным собственным достоянием.

Итак, я люблю свою улицу, люблю то место, в котором живу. Оно самое родное и лучшее. Все, что окружает меня здесь, стало дорогим: и люди, которые каждый день здороваются со мной и улыбаются в ответ, и деревья шепчут свои сказки на ушко птичкам, которые прилетают к ним в гости, и цветы, которые наполняют воздух новыми, очень приятными ароматами.

Я благодарна тому, что весна пришла на мою улицу и принесла сюда вместе с собой тепло, радость и неповторимую красоту.

Источник: https://www.lang-lit.ru/2016/09/opisanie-mestnosti.html

План-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме: Описание природы (работа над сочинением) урок в 6 классе

Описание природы

(работа над сочинением)

Обучающие цели:

— дать понятие о пейзаже, познакомить детей с видами описания местности, природы

— показать назначение, композицию и языковые особенности пейзажа

— познакомить с ролью прилагательных в описании природы

— научить понимать роль описания в повествовании

Развивающие:  развивать наблюдательность, речевое чутье, воображение

Воспитательные:  воспитывать чувство прекрасного

Оборудование: учебник, дидактический материал, иллюстрации разных видов пейзажа

Ход урока:

  1. Введение понятия «пейзаж».

–Послушайте стих М.Лисянского «Пейзаж», определите основную мысль, которую хотел выразить в этом стихотворении поэт.

Почему стихотворение называется «Пейзаж»?

Зима всю землю в снег одела,

Проникла в каждый уголок.

Стоит в лесу под шапкой белой

Пенёк, похожий на грибок.

Не шелохнут ветвями елки,

Такая тишина вокруг,

Что слышно, как летят иголки

На чистый снег из белых рук.

— Что такое пейзаж? Прочитайте об этом в учебнике (упр. №  253)

— Какие виды описания видите вы на этих иллюстрациях?

   Какие из них ближе и роднее для вас? Почему?

— Почему сердце каждого человека трогают картины родной природы?

  Прослушайте стих З.Александровой и подумайте, почему у человека бывает

   только одна родина?

    2.   Если скажут слова «родина»

Сразу в памяти встает

Старый дом, в саду смородина,

Толстый тополь у ворот.

У реки березка скромница

И ромашковый бугор…

А другим, наверно, вспомнится

Свой родной московский двор.

В лужах первые кораблики,

Над скакалкой топот ног.

И большой соседней фабрики

Громкий радостный гудок.

Или степь: от маков красная,

Золотая целина…

Родина бывает разная,

Но у всех она одна!

  1. Наблюдение над употреблением прилагательных в художественном описании природы (упр. № 254, 255).

— Прослушайте отрывок из повести А.Толстого «Детство Никиты». Чем отличается описание зимнего дня в этом отрывке от тех описаний, над которыми мы работали при выполнении упр. № 254, 255?

…Широкий двор был весь покрыт сияющим, белым, мягким снегом. Синели на нем глубокие человечьи и частые собачьи следы. Воздух, морозный и тонкий, защипал в носу, уголочками уколол щёки. Каретник, сараи и скотные дворы стояли приземистые, покрытые белыми шапками, будто вросли в снег. Как стеклянные, бежали следы полозьев от дома через весь двор…

        Никита повернул направо, к речке, и и старался идти по дороге, по чужим следам, в тех же местах, где снег был нетронутый, чистый, — Никита шел задом наперед, чтобы отвести глаза Аркадию Ивановичу.

        На крутых берегах Чагры намело за эти дни большие пушистые сугробы. В иных местах они свешивались мысами над речкой. Только стань на такой мыс- и он ухнет, сядет, и гора снега покатится вниз в облаке снежной пыли.

        Направо речка вилась синеватой тенью между белых и пустынных полей. Налево, над самой кручей, чернели избы, торчали журавли деревни Сосновки. Синие высокие дымки поднимались над крышами и таяли.

— Выпишите из текста прилагательные, эпитеты + существительные.

— Зачем писатель ввел описание природы в рассказ о зимних забавах Никиты?

  1. Редактирование сочинения «Танькина калоша». (Дидактич. мат. , к № 407).

— Прочитайте рассказ ученицы, определите основную мысль. Соответствует ли название рассказа основной мысли?  Как следовало назвать этот рассказ?

— К какому типу речи вы отнесете этот текст? Почему?

— Найдите в рассказе описание природы. Какую роль играет это описание для выражения основной мысли?

-Отредактируйте сочинение.

V. Подведение итогов урока.

— Что такое пейзаж? Какие виды описания природы вы знаете?

— Какую роль играют прилагательные в художественном описании природы?

— Какова роль описания природы в повествовании?

II – вариант.

Онегин и Печорин – «герои своего времени»

  1. Причины появления «лишних» людей в русской литературе XIX в.
  2. Онегин и Печорин – «герои своего времени».

— дворянское происхождение;

— светское образование и воспитание;

— праздное существование, отсутствие высоких целей и идеалов в жизни;

— понимание людей;

— неудовлетворенность жизнью.

      2)   Различия между ними:

            — глубина страданий Печорина, поверхностное переживание Онегина;

            — пренебрежение законами «света» у Печорина и боязнь светской молвы у Онегина;

            — безмолвие Онегинаи сила воли у Печорина;

            — противоречивость, двойственность натуры, скептицизм Печорина, «резкий,

Читайте также:  Афраний в романе мастер и маргарита булгакова образ и характеристика сочинение

              охлажденный ум» Онегина.

  1. Место Печорина и Онегина в галерее «лишних людей» XIX в.

III- вариант.

  1. Прочитать статью В.Г.Белинского «Герой нашего времени» и подготовить сообщение, опираясь на вопросы:

— Какова основная мысль романа?

— О каких отрицательных чертах в характере Печорина говорит Белинский и чем

  объясняет их появление?

— Какие положительные черты в характере Печорина отмечает критик?

— В чем сходство и различие между Печориным и Онегиным?

— Каковы особенности композиции романа?

— Почему «роман исполнен высочайшего интереса»?

Задание к роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени».

I – вариант.

Подготовить сообщение по плану.

Печорин – герой своего времени.

  1. Печорин – герой переходного времени («Печорин – представитель дворянской молодежи, вступивший в жизнь после разгрома декабристов», «Отсутствие высоких общественных идеалов – яркая черта исторического периода»).
  2. Трагизм судьбы и жизни Печорина.
  3. Происхождение и общественное положение.
  4. Несоответствие жизни Печорина его внутренним возможностям и запросам:

— незаурядность его натуры, проявляющаяся в богатстве интересов, сложности духовного мира, критического склада ума;

— жажда действий и постоянные поиски применения своих сил – отличительная черта Печорина;

 — противоречивость его и разлад с самим собой;

5.  Печорин – один из представителей передовой дворянской интеллигенции 30-х г. XIX в.:

— близость его людям 30-х г. и Лермонтову;

— черты, роднящие Печорина с героями «Думы».

6.  Причины гибели Печорина:

— отсутствие общественных запросов и чувства родины;

— воспитание и влияние света.

7.  Значение образа Печорина в общественно-политической борьбе 30-40-х г.

Источник: https://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2012/12/20/opisanie-prirody-rabota-nad-sochineniem-urok-v-6-klasse

Сочинение-описание помещения (6 класс)

Cлайд 1

Тема: «Сочинение-описание помещения» Урок по развитию речи в 6 классе Цели урока: Повторить типы речи и виды сочинений-описаний. 2. Формировать речевые умения, обогащать речь детей. 3. Воспитывать терпимость к чужому мнению, внимательное, доброжелательное отношение к ответам и рассказам других ребят. Зверева Тамара Александровна

Cлайд 2

I.Повторение. Какие вы знаете типы речи? ПОВЕСТВОВАНИЕ ОПИСАНИЕ РАССУЖДЕНИЕ Человек нашел слова для всего, что обнаружено им во вселенной. С.Л. Маршак. ?

Cлайд 3

2. Определите тип речи. Плохо Собака яростно лаяла, припадая на передние лапы. Прямо перед ней, прижавшись к забору, сидел маленький взъерошенный котёнок. Он широко раскрывал рот и жалобно мяукал. Неподалёку стояли два мальчика и ждали, что будет. В окно выглянула женщина и поспешно выбежала на крыльцо. Она отогнала собаку и сердито крикнула мальчикам: Как вам не стыдно! А что стыдно? Мы ничего не делали! – удивились мальчики. Вот это и плохо! – гневно ответила женщина. (В.Осеева) Повествование

Cлайд 4

Слово – дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их, словом можно служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти. Берегись такого слова, которое разъединяет людей. (Л.Н.Толстой) Рассуждение

Cлайд 5

Первый мороз Ночь прошла под большой чистой луной, и к утру лёг первый мороз. Всё было седое, но лужи не замерзали.

Совет

Когда явилось солнце и разогрело, то деревья и травы обдались такой сильной росой, такими светящимися узорами глянули из тёмного леса ветки елей, что на эту отделку не хватило бы алмазов всей нашей земли.

Особенно хороша была сверкающая сверху донизу королева-сосна. Молодой собакой прыгала в груди моей радость. (М.Пришвин) Описание

Cлайд 6

? 3. Что представляет собой такой тип речи, как описание? Этот тип речи, который предполагает одновременность изображаемых событий, предметов, явлений, действий

Cлайд 7

? 4. Какие виды описательных текстов вы знаете? Описание природы

Cлайд 8

Описание местности

Cлайд 9

Описание предмета

Cлайд 10

Описание состояния

Cлайд 11

Описание животного

Cлайд 12

Описание помещения

Cлайд 13

II. Изучение новой темы. 1. Особенности сочинения-описания помещения. Основа описания – перечень признаков этого помещения и находящихся в нём предметов. Небольшая, светлая комната с одним, но широким окном. Письменный стол. Два стула. Диван-кровать. Книжная полка. Карта полушарий. Перечень предметов, находящихся в помещении, может сопровождаться указанием на их местоположение. Небольшая, светлая комната с одним, но широким окном. Перед ним – письменный стол, рядом – два стула. Слева – диван-кровать; справа, в углу, — книжная полка; на стене – карта полушарий. Каждый предмет можно не только назвать, но и описать. Справа, в углу, — книжная полка. Большую часть её занимают учебники для 6 класса и книги о великих музыкантах мира. Здесь же – «Детский альбом» и «Времена года» П.И.Чайковского, сборники песен.

Cлайд 14

Вывод. Виды сочинений-описаний помещения Краткое, т. е. его можно сжать, «свернуть» Подробное, т. е. его можно распространить, «развернуть»

Cлайд 15

2. Задание: внимательно посмотрите вокруг и опишите то место, где вы находитесь. Используйте слова – помощники. ГДЕ ? ЗДЕСЬ ГДЕ-ТО КОЕ-ГДЕ ТУТ ЖЕ ГДЕ ? В ШКОЛЕ В ЛЕСУ В СЕЛЕ В КАБИНЕТЕ ГДЕ ? СПРАВА СЛЕВА НАПРАВО НАЛЕВО НАПРОТИВ ГДЕ ? ОКОЛО НЕЕ ВБЛИЗИ НЕДАЛЕКО ОТ ПОБЛИЗОСТИ В НЕСКОЛЬКИХ ШАГАХ

Cлайд 16

3. В художественном описании помещения иногда используется приём очеловечивания вещей: предметы обстановки изображаются как живые существа, обладающие своим «лицом», своим «характером». Задание: прочитайте тексты из упражнения 99. ? Как вы думаете, чем они интересны?

Cлайд 17

III. Подготовка к написанию сочинения 1. Что такое интерьер? Интерьер (из франц., «внутренний») — внутреннее пространство здания. общественный (театр, концертный зал) жилой Описывая интерьер, мы создаём описание помещения. При этом мы можем показать его красоту или убожество, особенности самой архитектуры, вкусы и интересы хозяина помещения.

Cлайд 18

2. Словарная работа Задание: вставьте пропущенные буквы Комн…та б…тарея (парового отопления) порт…ера д…ван кр…вать п…анино т…левизор т..лефон п..лас т..ршер п…ртрет к…ртина к…мпьютер а а ь и о и е е а о о а о

Cлайд 19

3. Знакомство с сочинением «Моя комната». Внимательно послушайте, сделайте вывод: интересно ли оно? Я живу в двухкомнатной квартире. Хочу рассказать о зале. Наш зал большой, его окно выходит на западную сторону. Рядом с окном стоит диван – кровать, а на другой стороне стоит тумбочка с телевизором. Левее телевизора находится дверь в спальню. А рядом стоит аквариум с рыбками. Когда выходишь из прихожки, то прямо перед тобой круглый стол, рядом с ним четыре стула. Позади стола сервант. Его нижняя часть состоит из трёх отделений, в которых держат посуду. А дальше стоит холодильник и платьевой шкаф. Вот и вся мебель, которая есть в нашей комнате. ? Вам понравилось сочинение? Почему? Вы обратили внимание на глагол «стоит»? Что ещё снижает качество работы?

Cлайд 20

4. Пример сочинения Я живу в просторной трёхкомнатной квартире. Самая большая комната принадлежит нам с братом. В ней большое окно, зашторенное бледно-зелёными портьерами. Их недавно повесила мама, и они придают комнате особый уют. В углу у окна стоит наш старенький, но милый диван-кровать, на котором мы спим с братом. А по воскресеньям мы на этом диване читаем книги или просто отдыхаем. Рядом с диваном журнальный столик, крышка которого разрисована под шахматную доску. За этим столиком мы частенько играем в шахматы или шашки. Напротив – сервант, в котором очень много интересного: здесь и подарки наших родителей, сувениры, привезённые нами из других городов. В нижних шкафах серванта мы храним книги о приключениях, детективы, фантастику, здесь же лежат и детские журналы. Около окна стоит наш письменный стол, за которым мы делаем уроки. На столе красивая настольная лампа, подаренная бабушкой. Недавно мы поставили недалеко от этого стола аквариум: решили заняться рыбками. В нашей комнате всегда чисто и уютно. Для отдыха есть небольшой телевизор. Хорошо после школы возвращаться домой, где тебя ждёт твоя любимая комната.

Cлайд 21

5. Задание: напишите сочинение, основную часть которого должно составлять описание вашей комнаты или любимого уголка вашей квартиры в художественном стиле. Если приём очеловечивания вещей вам по душе, попробуйте использовать его в своём сочинении.20.11.2018 скрыт20.11.2018 скрыт20.11.2018 скрыт20.11.2018 скрыт20.11.2018 скрыт20.11.2018 скрыт20.11.2018 скрыт20.11.2018 скрыт20.11.2018 скрыт20.11.2018 скрыт20.11.2018 скрыт20.11.2018 скрыт

539535395453955539565395753958539595396053961539625396353964

Скачать эту презентацию

Источник: http://bigslide.ru/russkiy-yazik/41996-sochinenieopisanie-pomescheniya-klass.html

Сочинение-описание местности

Моя улица

У каждого человека есть самые памятные, самые дорогие места в жизни. Для меня — это мой родительский дом, мой дом, моя улица.

Когда я была совсем маленькой, мои родители получили квартиру в новом районе на улице Дружбы Народов.

Я считаю, что это название символическое, ведь именно дружба между людьми является залогом наилучших чувств: дружба перетекает в любовь, без дружбы нет верности, с дружбы начинается человечность.

Двенадцать лет тому назад на месте кукурузного поля и колхозных ферм «вырос» молодой жилищный массив. Белые многоэтажки возвышались над землей, будто касаясь туч рогачами телеантенн, и сами напоминали тучи. Я и мои ровесники росли вместе с этим районом, здесь нам все близкое и знакомое.

Наша улица прямая и широкая. Летом здесь много зелени, ведь на один бок пришлась лесополоса, превращенная на уютную аллею.

Из другого, солнечного бока, — всегда много цветов, однако и деревья за двенадцать лет уже успели подрасти. Край улицы выходит в поле.

Из окон верхних этажей открывается замечательный пейзаж — необъятные зеленые поля, которые в начале лета золотятся подсолнечным сиянием.

Другой край улицы упирается в широкую автомобильную магистраль, за которой начинаются частные застройки. Хотя одноэтажные домики и претендуют на оригинальность архитектуры, я люблю многоэтажки.

Особенно приятно смотреть на девятиэтажки с узорами около крыш — это дома улучшенного планирования. Они выделяются своей оригинальностью. Улица очень длинная, а из обоих ее краев расположились «Универсамы».

Они проектированы почти одинаково, потому улица приобретает своеобразное обрамление.

Обратите внимание

Для обслуживания жителей на территории нашего микрорайона запланированы необходимые общественные и государственные заведения.

В большей степени они располагаются на первых этажах многоэтажных домов, за исключением разве что магазинов и кафе. Кафе «Лотта» стало любимым местом отдыха молодежи.

А между домами в уютных дворах расположились детские садики и школы. В окружении жилых домов — моя школа.

Это трехэтажное сооружение построено так, что много ее окон выходят во внутренний дворик с клумбой посередине, на которой растет большая ель. Перед центральным входом пламенеют на клумбах цветы, а березовая аллея, которая ведет к школе, создает уют, подносит настроение.

Я люблю свою улицу любой поры, но особенно осенью. Это время, когда все залито золотом, которое перемежевывается с багрянцем.

Из окна моего дома хорошо прослеживается весь микрорайон, а легкий ветерок ранней осени наполняет комнату ароматами увядших листьев.

Читайте также:  Смысл названия комедии горе от ума грибоедова сочинение 9 класс

Родительский дом

Вспоминая детство, прозаниматься странными ощущениями. Как-то грустно становится на душе, когда вспоминаешь двор, на котором предпринял первые шаги.

Небольшое, уютное, укутанное виноградной лозой, оно едва пропускало солнечные лучи. Летом защищало от жары, зимой — от снегопадов. Осенью листопад застилал землю пышным ковром, на котором кувыркались мы, деть.

А поднимешь голову вверх — налитые гроздья винограда.

Важно

Едва прибитые утренней изморозью, которая стекала днем прозрачной каплей, виноградные гроздья казались прозрачными, даже семена проступали сквозь бледно-розовую оболочку и манили детское воображение.

Тогда папочка брал меня на руки, поднимал вверх и я доставал губами спелые виноградины. А на дверях, прислонившись к дверному косяку, стояла мама и притворно сердилась, увидев мое чумазое личико. А затем мы все весело смеялись.

Весной отец обрезал лозу — и двор светлел, чтобы уже в мае зазеленеть снова.

Наш дом был расположен на околице поселка и одним боком смотрел на буерак. А на другом боку оврага возвышались многоэтажные дома. Наш небольшой переулочек состоял из одноэтажных домиков частной застройки и был небольшим островком красоты и гармонии посреди большого шумного города.

Нашей семье принадлежала одна часть домика, с другой стороны возвышался соседский забор. Бабушка считала, что этот забор портит красоту, и засаживала его вьющимися цветами. Цветы изменялись в зависимости от сезона, наполняя двор ароматами лета, но бабушкиной гордостью всегда считались розы.

Мне сильнее всего нравилась белая сирень, которая росла под окном моей комнаты. Бабушка посадила его в честь моего рождения, но он обогнал меня в росте.

Ежегодно на День Победы мы с бабушкой ломали сирень и шли к Мемориалу Славы. Бабушка поднимала меня на руки, и я клал белый букет к вечному огню.

А возвращаясь домой, я видел, как белели сиреневые цветы на фоне красного кирпичного дома и едва касались моего окна.

Весной наш дом изменялся, потому что изменялся сад за ним. Сначала он бурлил белой вьюгой яблоневого и вишневого цвета, немного погодя потопал в зелени, а еще позже — в багрянке налитого плода. Небольшие окошки блестели чистыми оконными стеклами, которые влекли разным теплом.

Совет

Оттуда я пошел в первый класс, а когда родители получили квартиру в многоэтажном доме в другом районе города, я отказался с ними переезжать, оставшись жить у бабушки.

А теперь, когда бабушки не стало, я хожу в школу в новом районе, где живут мои родители. Мне нравится и мой дом, и новая школа, и мои новые друзья. Но там, в старом районе, осталось не только мое детство, но и частица меня самого.

Иногда даже представляю, что отворяю калитку, а там на пороге стоит бабушка и ожидает меня. Знаю, что чудес не бывает, что прошлое не возвращается.

Но в сердце на всю жизнь останутся воспоминания о стареньком нарядном домике, окутанный дымкой сада, — мой родительский дом.

Источник: http://vip-gdz.ru/sochinenie-opisanie-mestnosti/

Речевая деятельность. Сочинение-описание местности по собственным наблюдениям

УРОК № 30

Тема. Речевая деятельность. Сочинение-описание местности по собственным наблюдениям

Цель: подготовить учащихся к написанию сочинения-описания местности на основе собственных наблюдений; развивать письменную речь школьников, воспитывать у них любовь к родному городу.

Ожидаемые результаты: учащиеся составляют монологическое высказывание-описание по совместно разработанному плану; определяют тему и основную мысль текста; составляют высказывание, соблюдая логическую последовательность; ищут, анализируют и отбирают необходимую информацию для сочинения; умеют использовать жизненный опыт.

Оборудование: виды Харькова, тексты.

Тип урока: применение знаний, умений и навыков.

Ход урока

I. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

—  Беседа с учащимися.

— Что такое описание местности?

— Как строится любое описание?

— Как строится повествование с элементами описания?

II. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

—  Чтение учителем стихотворения С. Погреб.

Суровый дом на Рымарской,

Где наш этаж — шестой.

Он был, как замок рыцарский,

Приметен высотой.

Мы жили в узкой комнате,

Но фонарем — окно.

До трещин в подоконнике

Запомнилось оно.

Там стол под скатерть прячется,

И я под ним сама.

Как плачется! Как плачется!

Намокла бахрома.

Впервые там — по Оводу

Река любви текла…

Пошла я к ней не по воду,

А за водой пошла.

Течет великая река.

Длиннее жизни. Сквозь века.

—  Задания к тексту.

— Определите основную мысль стихотворения.

— Найдите описание дома на Рымарской.

— Выпишите неполные предложения и сделайте их синтаксический разбор.

III. ВОСПРИЯТИЕ И УСВОЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

—  Слово учителя.

Вы прослушали стихотворение харьковской поэтессы Сары Погреб и отметили, что оно дышит любовью к родному городу.

Описывая местность (и сегодня это будет улица детства или любимый уголок Харькова), важно помнить о передаче своего настроения, состояния, отношения к тому, о чем вы пишите.

Каждый город уникален, каждый хранит историческую память, в каждом городе — свой культурный ансамбль. Город учит нас, он воспитывает, приобщает нас к истории, к культурным ценностям. «Любовь к своей Родине — это не нечто отвлеченное, это — любовь к своему городу, к своей местности, к памятникам ее культуры, гордость своей историей». (Д. Лихачев)

—  Работа над составлением плана сочинения.

Образец плана

1. История улицы — история города.

2. Описание любимой улицы:

а) местонахождение улицы;

б) достопримечательности;

в) особенность этого уголка.

3. Чувства, вызываемые архитектурой улицы.

—  Сбор материала для сочинения.

Подбор опорных слов и словосочетаний: архитектура, величественный, незабываемый, центральная часть, обширная площадь, озеленить, зеленые посадки, распланировать, тротуар, деревянный, каменный, устремленный ввысь, фасад, многоэтажные дома, палисад и др.

—  Чтение учителем образцов сочинений.

(Образцы сочинений см. в Приложении к уроку № 30.)

—  Написание сочинений.

IV. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1. Закончить сочинение.

2. Повторить теоретический материал, подготовиться к контрольной работе.

V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

—  Слово учителя.

У каждого из вас свой Харьков, свои любимые места, свои воспоминания. Родной город с вами навсегда, даже если вы в нем не останетесь жить, но ведь «все мы родом из детства». Пусть в каждом сердце навсегда останутся воспоминания о Харькове.

Как Первомай богат подарками!

Гремит оркестр под окном.

Ты помнишь Рымарскую в Харькове

И рядом с оперой — наш дом?

Мы знаем цену хлебной корочке,

Конфетке малой — «монпансье».

Нам сшила мама гимнастерочки,

Подстригла ровно наши челочки,

И мы — нарядные, как все.

Поют впервые про кудрявую,

Про свежесть утра на реке

И что страна встает со славою,

А ты стоишь с флажком в руке.

Стоишь, малышка быстроглазая,

Я ж в старшие не подхожу:

Растяпа, все теряю сразу я

И ключик на шнурке ношу

На шее…

Коридор огромнейший.

Соседей не пересчитать.

Фонарь окна в столовой помнишь ты,

Где до звезды — рукой подать?

(С. Погреб)

ПРИЛОЖЕНИЕ К УРОКУ № 30

УЛИЦА МОЕГО ДЕТСТВА

Улица моего детства — это Полтавский шлях, где сейчас живут мои бабушка и дедушка. Я приезжаю сюда на выходные, на каникулы, это моя самая любимая улица. Одна из главных в городе, она соединяет центр города с Холодной горой и Залютино.

Обратите внимание

Возникла улица в конце XVII века как дорога на Полтаву и называлась Полтавкой. А после еще несколько раз менялось ее название: Екатеринославская, Свердлова, Полтавский шлях. Трудно представить, что когда-то дорога была замощена хворостом, а дома были укрыты соломой.

А та часть улицы, где жила я (район станции метро), как, впрочем, и вся Холодная Гора, были за чертой города.

Мой дом — девятиэтажный, построенный из кирпича. В нем располагался магазин «Киевский». Я часто выходила из магазина с игрушкой в руках, довольно улыбаясь.

Рядом с домом — здание поликлиники для взрослых, а на другой стороне — детская поликлиника. Конечно, главная достопримечательность улицы — Свято-Озерянский храм, построенный в 1901 году по проекту архитектора С. П.

Нелехина. А за ним находится школа № 18, где училась моя мама.

К сожалению, воздух на нашей улице сильно загрязнен, потому что по ней проезжает большое количество транспорта. Поэтому и мою маму, и меня водили гулять в парк «Юность», который также находится на нашей улице. Когда-то там был чудесный детский городок. Сейчас, к сожалению, он находится в полуразрушенном состоянии. Мне очень хочется, чтобы там навели порядок.

Каждая улица, я думаю, связана с жизнью города, с жизнью страны. Моя семья любит вспоминать лето 1980 года, когда в Москве состоялась Олимпиада.

Тогда через Харьков, и именно по нашей улице, несли олимпийский огонь. Наши окна выходят как раз на дорогу, поэтому к нам пришли друзья, знакомые, чтобы посмотреть, как будут нести олимпийский факел.

Людей было очень много. Я, к сожалению, этого не видела, я тогда еще не родилась.

Я очень люблю улицу моего детства, потому что на ней всегда шумно, людно, кипит жизнь. Я люблю наблюдать, как меняется улица в течение дня: от первых солнечных лучей до зажженных фонарей. Я люблю ее и зимой, и летом, и весной, и осенью. Она такая разная, но всегда родная.

ЛЮБИМЫЙ УГОЛОК ХАРЬКОВА

Я очень люблю центр нашего города, старую его часть. Нигде так близко мы не соприкасаемся с историей, как здесь. Если бы умели говорить не только люди, но и дома, как много они бы нам рассказали!

Мои бабушка и дедушка когда-то жили на улице Гоголя, дом № 6, потом переехали на Салтовку, но бабушка говорит, что душа ее осталась там, на улице Гоголя. Поэтому любит гулять со мной именно здесь.

Улица Гоголя получила свое название в 1909 году, когда праздновалось 100-летие со дня рождения писателя. А до этого она называлась Мало-Сумская. Возникла она во второй половине XVIII века. Украшение улицы — Собор Успения Пресвятой Девы Марии.

Важно

Он построен в готическом стиле: стрельчатые порталы и окно, высокая колокольня с острым шпилем. Бабушка говорит, что когда храм закрыли, тут была база кинопроката. Здание возвратили верующим в 1990-х годах.

И теперь Собор Успения Пресвятой Девы Марии — одна из жемчужин архитектурного ансамбля нашего города.

На улицу также выходит сценическая часть Харьковского государственного академического театра им. А. С. Пушкина. Рядом — новое здание гостиницы «Чичиков». Знаменательно, что гостиницу назвали именем одного из героев Н. В. Гоголя.

Читайте также:  Сатира и юмор в рассказе чехова хамелеон 7 класс сочинение

К сожалению, некоторые дома на улице в плачевном состоянии и нуждаются в реставрации. Зато с обеих сторон к этой небольшой улице примыкают парковые зоны: сквер Театральной площади и сквер Победы. На Театральной площади, у входа, установлен памятник Н. Гоголю.

Памятник был открыт в честь столетия со дня рождения писателя. В конце сквера — бронзовый бюст А. С. Пушкина, первый памятник великому русскому поэту в Украине. Мы любим гулять, как говорит бабушка, «от гения к гению».

Правда, мешает нам теперь непонятное здание, построенное на Сумской и совершенно не вписавшееся в ее ансамбль.

И все же я очень люблю этот уголок Харькова. Здесь не ощущается городской шум, здесь тишина и удивительное спокойствие. Тут можно погрузиться в атмосферу города и мечтать.

Источник: https://subject.com.ua/lesson/rus/8klas_1/31.html

Урок развития речи по русскому языку по теме «Сочинение-описание общего вида местности по собственным впечатлениям»

  1. Урок развития речи по русскому языку по теме «Сочинение-описание общего вида местности по собственным впечатлениям» учителя Васильевой Н.И. МОУ СОШ №34 г.

    Воронежа

Пояснительная записка к урокуУрок развития речи по теме «Сочинение-описание общего вида местности по собственным впечатлениям» в тематическом планировании уроков русского языка в 7 классе проводится в I четверти в разделе «Повторение изученного в 6 классе» (в 6 классе дети учились писать сочинения-описания природы), поэтому такой урок можно провести в условиях естественной природной среды.Найти естественную природную среду не вызовет затруднений в сельской школе. В городе есть тоже много зон с естественной природной средой (парки, аллеи, скверы и т.п.). В микрорайоне нашей школы есть замечательные уголки природы: берег водохранилища, Шиловский лес. Поэтому найти подходящее место для проведения уроков за стенами классной комнаты возможно.Домашним заданием к уроку было: 1) повторить изобразительно-выразительные языковые средства (сравнение, метафора, олицетворение, эпитет); 2) подобрать цитаты об осени.

Русский язык. 7 класс.

Урок развития речи по теме «Сочинение-описание общего вида местности по собственным впечатлениям»

Я уверен, что для полного овладения русским языком …

нужно общение с пажитями и лесами, водами,

старыми ивами, с пересвистом птиц и с каждым

цветком, что кивает головкой из-под куста лещины.

К.Паустовский

Цели: — выработка умения писать сочинение-описание общего вида местности по собственным впечатлениям;- совершенствовать умение собирать материал к сочинению и систематизировать его;- совершенствовать навыки монологической речи (в художественном стиле);- совершенствовать речемыслительную деятельность;- совершенствовать умения работать с текстом в программе Microsoft Word (ввод и форматирование текста, вставка картинок в документ);- развивать воображение, внимание, навыки устной и письменной речи;- способствовать воспитанию чувства прекрасного, бережного отношения к природе, любви к своей малой родине.Оборудование: — памятки-алгоритмы действий при работе в программе Microsoft Word;- ПК (нетбук)- 20 шт.;- фотоаппараты — 10 шт.;- материал к уроку в электронном виде (вопросы и задания, тексты русских поэтов и писателей об осени, подбор цитат об осени, материал для словарной работы и др.).

Микро-цель Ход занятия Организация творческой образовательной среды Место и роль ПК и его составляющих Результат
Вспомнить правила поведения и безопасности.Сообщить цель занятия.Мотивация (внешняя). Учитель напоминает правила поведения и безопасности. Сообщает цель занятия, что мы должны сделать к концу занятия (создать собственный текст-описание общего вида местности в художественном стиле со вставкой в документ фотографии), как будем использовать на занятии ПК и фотоаппарат. (Лучшая работа будет опубликована в школьной газете, также работу можно использовать в качестве подарка близким и друзьям) Готовность детей к работе, понимание конечной цели урока (что должны сделать).Мотивация (внешняя).
Активизация наглядно-образного мышления. Развитие внимания, воображения, чувства прекрасного.Совершенствование навыков монологической речи (в художественном стиле).Мотивация (внутренняя).Учить «улавливать» настроение пейзажа и передавать его с помощью изобразительно-выразительных языковых средств, учить чувствовать красоту.Закрепить умение составлять простой план к сочинению-описанию.Развивать внимание и наблюдательность.Развитие умения анализировать, обобщать и систематизировать.Развитие умения учащихся соотносить воспринимаемую информацию и действительность.Развитие умения преобразовывать и творчески представлять воспринятое.Формирование умения выбирать необходимые языковые средства для выражения своей главной мысли и своего отношения в художественном стиле.Развитие умения представлять сделанную работу.
  1. Погружение в тему. Подготовка материалов к блиц-сочинению.

Объяснение учителя:

«Природа, мир, тайник Вселенной», — сказал великий поэт России Б.Л.Пастернак. Действительно, в природе есть всё: красота и уродство, живое и мёртвое, мудрость и безумие, зрячесть и слепота, отзывчивость и равнодушие. Стремление проникнуть в её тайны и наполниться её красотой необходимо каждому из нас, т.к. человек слит с окружающим миром природы и является частью этого мира.Подготовьте к работе ПК, откройте на рабочем столе папку «Материалы к уроку», документ «Вопросы».

Беседа по вопросам:

  • Какие слова возникают у вас в воображении при слове осень? Запишите их после вопроса, выделив красным цветом.
  • Какая она, осень, для вас – золотая, серая, грустная, разноцветная или… Выделите красным цветом эпитеты, отвечающие вашему восприятию осени и (или) добавьте свои.

Чтение отрывков из художественных произведений. Работа над словом в художественном тексте:

В папке «Материалы к уроку» откройте документ «Художественные тексты» с художественными текстами А.С.Пушкина, Ф.И.Тютчева, К.Г.Паустовского, И.А.Бунина (приложение №1). Прочитайте описание осени у разных художников слова и ответьте на вопросы.

Беседа по вопросам. Работа над словом в художественном тексте:

  • Какими чувствами проникнуто каждое произведение? Чьё восприятие осени вам ближе и почему?
  • Какими красками вы бы нарисовали каждый осенний пейзаж?
  • В каждом тексте красным цветом выделите ключевые слова и сочетания слов, характеризующие осень.
  • Почему Пушкин называет это время унылой и чарующей порой? Чем в осени очарован поэт?

Осмотритесь вокруг, вглядитесь внимательно в пейзаж, который вас сейчас окружает, и заполните таблицу, записав ряд эпитетов к каждому слову по собственным впечатлениям от картины осени, которую мы с вами сейчас наблюдаем:

Какой (-ая,-ое,ие)? Что делает (-ют)?
Осень
Листья
Деревья
Небо
Земля
Воздух
Если необходимо, добавьте другие слова
  1. Составление плана к сочинению.

Основа описания – перечисление предметов, характерных для данного места. Перечисление может сопровождаться указанием на местоположение предметов. И наконец, предметы могут быть не только названы, но и описаны.В описании места обычно выделяют:

  1. часть, где говорится о позиции наблюдателя;
  2. часть, в которой в определённой последовательности перечисляются или описываются характерные для данного места предметы.

Исходя из вышесказанного, составьте план к своему сочинению. (Самостоятельная работа)

  • Создайте папку под своим именем. В папке создайте документ в программе Microsoft Word. Запишите вид работы «Сочинение».
  • Придумайте заголовок, отразив в нём тему или основную мысль сочинения.
  • После заголовка подберите и запишите эпиграф к сочинению. Эпиграф к сочинению можно подобрать из цитат в папке «Материалы к уроку», документ «Цитаты» (приложение №2) или взять какую-либо из цитат об осени, заготовленных вами в качестве домашнего задания.
  • ВНИМАНИЕ!!! Прежде чем писать сочинение, определите его общее настроение, четко сформулируйте тему и основную мысль, отберите необходимые языковые средства: эпитеты, сравнения, метафоры и олицетворения.
  • Произведите фотосъёмку наиболее понравившегося вам вида местности.
  • ВНИМАНИЕ!!! Отберите самые удачные снимки, отвечающие замыслу вашего сочинения.
  • Сохраните сделанный(ые) снимок(и) в вашей папке.
  • Используя предыдущий материал, опираясь на собственные наблюдения, напишите после эпиграфа текст вашего сочинения-описания вида местности.
  • В описании места все глаголы обычно употребляются в форме одного времени (настоящего или будущего).
  • Слова, сочетания слов, выделенные красным цветом в документах «Вопросы» и «Художественные тексты», а также эпитеты и глаголы в заполненной таблице используйте в своем сочинении.
  • После написания сочинения вставьте свою фотографию в начале или в конце сочинения. Или примените обтекание картинки текстом.

Выборочное представление работ с обсуждением.

Работа над зрительными и словесными ассоциациями.Чтение отрывков из художественных произведений.Работа над словом в художественном тексте.Восприятие осенней природы.Восприятие осенней природы.Фотосъёмка пейзажа.Словесное рисование картин природы.Анализ сделанных работ по определенным критериям. Работа с текстовым редактором Microsoft Word (набор текста, форматирование текста).Создание папки.Отбор и распределение информации (материала) к сочинению.Работа с текстовым редактором Microsoft Word (набор текста, форматирование текста).Работа с текстовым редактором Microsoft Word (набор текста, форматирование текста). Мотивация (внутренняя).Восприятие осенней природы.Развитие построения мыслительного образа.Подготовка материала к сочинению.Развитие умений видеть, фиксировать.Подготовка плана сочинения.Развитие умений видеть, фиксировать, иллюстрировать, обобщать и представлять, используя возможности ПК.

Приложение

Художественные тексты

Унылая пора! Очей очарованье!Приятна мне твоя прощальная краса – Люблю я пышное природы увяданье,В багрец и в золото одетые леса,В их сенях ветра шум и свежее дыханье,И мглой волнистою покрыты небеса,И редкий солнца луч, и первые морозы,И отдаленные седой зимы угрозы…А.С.

ПушкинЕсть в осени первоначальнойКороткая, но дивная пора – Весь день стоит как бы хрустальный,И лучезарны вечера…Где бодрый серп гулял и падал колос,Теперь уж пусто все – простор везде, — Лишь паутины тонкий волосБлестит на праздной борозде.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,Но далеко ещё до первых зимних бурь – И льется чистая и теплая лазурьНа отдыхающее поле…Ф.И.ТютчевМного было примет осени, но я не старался запомнить их. Однако я знал твердо – что никогда не забуду этой осенней горечи, чудесным образом соединенной с легкостью на душе и простыми и ясными мыслями.

Совет

Чем угрюмее были тучи, волочившие по земле мокрые обтрепанные подолы, чем холоднее дожди, тем свежее становилось на сердце…Важно было ощущение осени, тот строй чувств и мыслей, какой она вызвала.К.Г.ПаустовскийЛес, точно терем расписной,Лиловый, золотой, багряный,Весёлой, пёстрою стенойСтоит над светлою поляной.

Берёзы жёлтою резьбойБлестят в лазури голубой,Как вышки, ёлочки темнеют,А между клёнами синеютТо там, то здесь в листве сквознойПросветы в небо, что оконца.Лес пахнет дубом и сосной,За лето высох он от солнца,И Осень тихою вдовойВступает в пёстрый терем свой.И.Бунин

Цитаты к эпиграфу

Уж румянит осень клёны…А.МайковВ саду горит костёр Рябины красной…С.ЕсенинВсе деревья блистают В разноцветном уборе.К.БальмонтРоняет лес багряный свой убор…А.ПушкинКак птицы, скачут и бегут, как мыши,Сухие листья клёнов и берёз.С.

МаршакЦветная вьюга листопада – Предзимья пышный карнавал.Л.ТатьяничеваУж небо осенью дышало…А.ПушкинОтговорила роща золотаяБерёзовым , весёлым языком.С.ЕсенинНеизъяснимую печальТаят в себе красоты осени.А.Дементьев

В помощь учителю.

Материал для справок.

Унылая – скучная, тоскливая, невесёлая.

Чарующая – обаятельная, пленительная, привлекательная.

Багровый – красный, густого, тёмного оттенка. Багряный (книжн.)

Дивная – чудная, чудесная, волшебная, сказочная, феерическая, фантастическая; поражающая, удивляющая своей красотой, прелестью, своим великолепием, роскошью.

Праздный – ничем не занятый, без дела, без полезных занятий; перен. – бесцельный, пустой.

Грустить – печалиться, унывать, тосковать, кручиниться (нар.-поэт.)

Радоваться – ликовать

Гулять – прогуливаться, разгуливать (разг.), прохаживаться

Чувствовать – ощущать, чуять

Заколдовывать – зачаровывать, очаровывать, заворожить, околдовать

Источник: http://literature-edu.ru/geografiya/17755/index.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector