Сочинение описание по картине неаполитанский залив в лунном свете айвазовского описание

Сочинение-описание картины Айвазовского «Неаполитанский залив утром»

Это полотно было написано в 1843 году. Айвазовский в это время жил в Италии. Великолепная природа этого края вдохновляла художника на написание невероятных по красоте творений. Зрители восхищаются таким изысканным пониманием, с которым мастер мог передать красоту окружающего края.Мы видим Неаполитанский залив, который изображен совсем на рассвете.

Легкий туман еще не исчез над водой. Он сливается в слегка ощутимую дымку. Совсем недавно выглянуло солнце из-за горизонта. Голубая с изумрудными отсветами гладь воды залита теплым солнечным светом. Зритель видит залив, который переполнен особыми переливами красок. Тут и лазоревые, и голубые, и розовые тона. Сегодня будет тепло.Сюжет абсолютно незатейлив.

Но Айвазовский сумел сделать из него полный истинного очарования пейзаж. Вся композиция четко выверена, каждая краска звучит по-особенному, цвета подобраны мастерски. Все творение переполнено солнцем и воздухом.

Обратите внимание

Айвазовский – настоящий мастер в изображении воздуха и особого света, цвета переданы с максимальной точностью, невероятно идеально подобраны оттенки, еле уловимые пиереходы гармонируют с каждой прорисованной деталью.Перед зрителями предстают рыбацкие лодки и парусники, которые тихо скользят по недавно проснувшемуся заливу. Эти детали привносят в пейзаж особую прелесть.

Это творение Айвазовского выполнено в духе романтизма. Все полотно переполнено очень искренним лиризмом. Автор смог не просто увидеть, но и передать красоту утра, а также выразить глубину своего восхищения этой красотой. Вся картина словно светится изнутри.

Художник – истинный мастер, который не просто видит особое очарование в простых вещах, но и может передать свои чувства всем зрителям. Пейзаж настолько живой и яркий, что не создается ощущение статичности, но при этом движение это невероятно тихое и мягкое.

ActionTeaser.ru — тизерная реклама

    • Картина известного русского художника Ивана Билибина, который один из первых рассмотрел проблему иллюстраций детской литературы. На сегодняшний день сложно представить себе книжку без картинок. Самые лучшие иллюстрации были нарисованы еще во времена развития детской литературы, но до сих пор пользуется популярностью.Эта картина является частью цикла сказки А.С. Пушкина «Сказка о Золотом…
    • Билибин постоянно тяготел к иллюстрированию разного рода былин и сказаний. «Иллюстрация к былине Вольга» выполнена в орнаментальном графическо-декоративном исполнении, которая полностью основана на мотивах былин и преданий русского народа.Иллюстрация выполнена тушью подцвеченного акварелью, при этом стоит отметить, что Билибин смог выработать свой неповторимый стиль, основной для которого стали…
    • Иллюстрирование «Белой уточки», ровно как и еще шести сказок, знаменательно тем, что Билибин смог разработать и активно внедрить в свое творчество особую технику рисунка – тушь, подцвеченную акварелью.Билибин был приверженцем использования русского орнамента в оформлении своих произведений. В связи с этим он часто посещал российские глубинки, где подмечал особенности местного фольклора,…
    • Каждый из нас помнит чудесные русские сказки, которые он читал в детстве. Со временем они совершенно изменялись. Люди рассказывали их друг другу, добавляя что-то свое и этим существенно обогащая общее содержание. Сказки сначала не публиковались. Лишь в 17 веке, во второй его половине стали появляться книжки, которые именовались лубком.В них можно было лишь обнаружить отдельные иллюстрации с…
    • Перед нами иллюстрация к знаменитой сказке. Билибин – настоящий мастер, сумевший передать особую красоту этого удивительного жанра. Сказки позволяют нам погрузиться в мир полный чудес. В нем травы. Звери и птицы умеют разговаривать. Человек их прекрасно понимает.Жар-птица – истинное волшебство. С такой героиней не сравниться ни одна птица. Ее перья поражают причудливыми отсветами. Перо может…
    • И.Грабарь один из русских художников-живописцев 19-20 веков, его учителями были такие известные личности как И.Репин и П.Чистяков. Больше всего мастер любил изображать на своих полотнах несравненную красоту родных русских земель.Художник очень трепетно относился к истинно русскому дереву — березе, и именно ее очень часто можно встретить на чудесных пейзажах Грабаря. Его любимым занятием были…
    • Будучи некогда неверующим, психика Гения кардинально изменилась, и он обратился в веру. Эти изменения сразу же выразились в его творчестве – странные образы объединились с христианскими мотивами в купе с мистицизмом.Он сотворил две версии полотна «Мадонна Порт-Льигата». В лике Богоматери прослеживаются черты его любимой супруги Галы, которую он старался изображать на многих своих полотнах….
    • Иван Константинович Айвазовский – знаменитый русский живописец-маринист. В картине “Радуга” нашли отражение романтическое мировосприятие мастера, его восхищение необъятной, вечно изменчивой стихией моря. В центре внимания художника – тема кораблекрушения. Зрительно полотно можно разделить на две части. Задний план более мрачен, преобладают темные краски. Высокие пенящиеся волны подчеркивают…
    • Художники братья Ткачёвы, Сергей Петрович (1922) и Алексей Петрович (1925) приобрели значи­тельную известность ещё в середине прошлого века. Художники имеют многочисленные награды и звания. Ещё с 1948 г. они начали писать картины вместе, в две кисти — такое бывает не так часто, особенно соавторство на столь продолжительный период. Военная тема занимает значительное место в твор­чество…
    • Судьба талантливой художницы Зинаиды Васи­льевны Серебряковой сложилась счастливо и одно­временно трагически. Родившись в семье Лансере-Бенуа, в которой было несколько поколений талантли­вых архитекторов, скульпторов, художников, Зинаида Васильевна не могла избрать иного занятия, не свя­занного с искусством. Счастливое детство, юность, проведённые в Санкт-Петербурге и имении Нескуч­ном под…

Источник: https://www.shollklass.ru/sochineniya-po-kartinam/4603-sochinenie-opisanie-kartiny-ajvazovskogo-neapolitanskij-zaliv-utrom

Сочинение по картине «Лунная ночь. Купальня в Феодосии»

Иван Константинович Айвазовский по праву считается лучшим русским художником-маринистом. Его кисти принадлежат всемирно известные работы, такие как «Девятый вал», «Бриг «Меркурий» после победы над двумя турецкими судами встречается с русской эскадрой», «Неаполитанский залив».

Каждая работа художника признана шедевром изобразительного искусства. Секрет успеха его полотен кроется в том, что живописцу необыкновенно точно удалось передать текстуру и движение моря. На его картинах это не просто вода, а самостоятельный живой организм, имеющий собственные мысли и чувства.

Именно поэтому чаще всего первой картиной Айвазовского, с которой и начинается знакомство с творчеством художника, является «Девятый вал». На ней бурное море представлено во всей красоте и величии. Но иногда спокойный пейзаж более приятен глазу, чем штормовой.

Именно такой является картина «Лунная ночь. Купальня в Феодосии».

Работа над полотном была закончена в 1853 году. Для его создания художник использовал привычные для своих работ материалы — холст и масло, которыми мастер владел в совершенстве.

Тона картины, хоть и тёмные, но не мрачные. Художник не пытался сделать пейзаж гнетущим или пугающим, наоборот, использовал сочетание зелёного, темно-синего и чёрного, которое прекрасно передаёт ощущение спокойствия и умиротворения.

На переднем плане полотна изображено море, спокойное и ровное. Кажется, что оно густое, как жидкое стекло. Среди тёмных оттенков водной глади присутствуют два светлых пятна, привлекающих внимание зрителя — холодное зеленоватое мерцание луны и мягкий свет, льющийся из двери купальни.

Лунная дорожка делит холст на две неравные части. Слева располагаются корабли, нашедшие приют в спокойной бухте. Из-за освещения они похожи на призраков, огромных и мудрых. Мачты кораблей упираются в небо, занимающее значительную часть картины, по которому медленно плывут небольшие облака, окрашенные зеленоватым светом луны.

В правой части полотна художник изобразил купальню. Она выполнена в тёплых тонах и, словно огромный фонарь, освещает бесконечную морскую гладь.

Едва различимая фигура девушки внутри наполнена задумчивой грустью. Не сразу можно заметить её подругу, плавающую недалеко от купальни.

Только она нарушает спокойствие водной глади, но море не противится этому. В лунном свете девушка напоминает одинокую русалку.

Позади домика виднеются очертания города. Благодаря оттенкам белого, он кажется холодным и мёртвым по сравнению с уютной купальней.

Важно

В верхней части картины располагаются черно-синие тучи. Они удивительно выделяются на статичном холсте. При помощи кисти, художник смог передать динамику их движения. Возникает ощущение, что они разбегаются от яркого лунного света, который, как всегда, побеждает тьму.

Айвазовскому удалось создать необыкновенно реалистичную картину. Очертания кораблей, холодный свет луны, бледный город придают полотну мистический оттенок. Но тёплый свет купальни, спокойное море и приветливые фигуры девушек добавляют уют и умиротворение.

Сочетая такие, на первый взгляд, несовместимые вещи, художнику удалось создать картину, наполняющую душу зрителя странным спокойствием.

Такое ощущение появляется после бури, когда тучи наконец-то уходят прочь, и наступает светлое и ровное, как морская гладь, время.

Источник: http://sochinyalka.ru/2017/06/sochinenie-po-kartine-lunnaja-noch-kupalnja-v-feodosii.html

Сочинение по картине И. К. Айвазовского «Лунная ночь. Купальня в Феодосии»

Сочинение по картине И. К. Айвазовского «Лунная ночь. Купальня в Феодосии»

Иван (Ованес) Константинович Айвазовский ро­дился в Феодосии 17 (30) июля 1817 года. Мальчик рано начал интересоваться искусством, особый инте­рес у него вызывали музыка и рисование. В 1833 году Айвазовский был зачислен в Академию художеств в Петербурге.

Читайте также:  Фаддей в рассказе матренин двор солженицына сочинение (характеристика и образ)

Иван Константинович Айвазовский по праву счи­тается выдающимся русским живописцем. Все произ­ведения этого великого художника известны во всём мире.

Многие картины Ивана Константиновича Айва­зовского посвящены морю. Художник подчёркивает характер морской стихии, так точно и реалистич­но передаёт всё, что связано с морем. Одной из самых знаменитых картин является «Лунная ночь. Купальня в Феодосии». Это произведение было созда­но в 1853 году. Картина была написана маслом на холсте.

Мы видим на этом полотне ночное море. Небо, облака, корабль. Свет полной луны освещает окрест­ности. И всё кажется несколько нереальным, эфе­мерным, даже мистическим. Вместе с тем мы можем различить самые мельчайшие детали, поэтому реаль­ность всего, что изображено на картине, несомненна.

На переднем плане картины мы видим тихое спо­койное море. Яркая лунная дорожка кажется такой загадочной и притягательной. Бескрайнее море ухо­дит за горизонт. С правой стороны лунной дорожки плавает девушка. Как ей не страшно здесь одной… Ведь море только выглядит таким спокойным и безмя­тежным.

А на самом деле коварство морской стихии известно всем. Впрочем, может быть это русалка? И морская стихия для неё является родным домом. Сразу вспоминаются легенды об этих удивительно красивых обитателях моря. Может быть, они суще­ствуют на самом деле.

И на картине изображена одна из них? Но тут же становится ясно, что это всего лишь мечты.

Совет!

На берегу расположен домик купальни. Здесь дверь открыта, внутри светло. Мы видим девушку. Наверное, она ждёт свою подругу, которая плавает в море. Если внимательно приглядеться, то в правой стороне картины можно увидеть набережную. Её освещает яркий лунный свет. Чуть дальше находятся дома. Они скрыты в темноте, ни огонька не видно в окнах.

В центре картины мы видим парусники. Один из них ярко освещён лунным светом. У причала стоят корабли. Но их не так легко разглядеть, они скрыты ночной темнотой.

Небо кажется особенным, его ярко освещает лун­ный свет. Облака так отчётливо видны.

Они кажутся такими осязаемыми, как будто их можно коснуться рукой.

Красота ночного моря и неба удивительна. На эту картину хочется смотреть снова и снова. И всякий раз в ней удаётся увидеть что-то совсем новое.

В картине есть нечто необычное, мистическое. Здесь, с одной стороны, ощущается редкостное спо­койствие и гармония.

Но с другой стороны, чувству­ется грозная сила моря, которое в любую минуту может из спокойного и безмятежного превратиться в грозное и опасное. И тогда разгул стихии заставит позабыть обо всём. Ведь человек беззащитен перед силой морской стихии.

Но сейчас об этом не хочется думать. Море такое ласковое, спокойное. Создаёт­ся впечатление, что до нас доносится удивительная морская свежесть.

Данная картина входит в Крымский цикл, создан­ный художником. В настоящее время произведение находится в Таганрогском художественном музее.

На этой странице искали :

  • сочинение по картине айвазовского Море Лунная ночь
  • сочинение по картине айвазовского лунная ночь купальня в феодосии
  • сочинение по картине лунная ночь купальня в феодосии
  • сочинение по картине Айвазовского Лунная ночь
  • сочинение по картине лунная ночь

Сохрани к себе на стену!

Источник: http://vsesochineniya.ru/sochinenie-po-kartine-i-k-ajvazovskogo-lunnaya-noch-kupalnya-v-feodosii.html

Сочинение по картине Айвазовского “Неаполитанский залив в лунном свете” — Сочинения, рефераты, доклады на все темы

Мне очень понравилась картина этой художницы. На мой взгляд она пропитана нежными тонами красок розового и салатового цвета, небо изображено сиреневыми красками. Все эти краски манят нас своей красотой, и притягивают наш взгляд своей проникновенностью. Глядя на произведение мы словно проникаем и становимся участниками этого произведения.

Назаренко выбрала для своего пейзажа довольно обзорное место, и перед нами открывается красивейший вид, и церковь. Те, кто знаком с творчеством этой художницы, могут с уверенностью узнавать ее произведения по нескольким мазкам.

Подробнее…

Сочинение по картине Верещагина “Подавление индийского восстания англичанами”

За две поездки в Индию, Верещагин успел написать ряд картин, посвящая их, культуре, природе и быте ее народов. Верещагин реалистично передает в своем изображении национальные наряды, архитектурные здания, памятники и многие другие мелочи, которые привлекают к себе внимание.

Одной из его задумок, было создать серию картин, рассказывающую о том, как англичане покоряли Индию, но, к сожалению, задумка не удалась, и вместо серии картин, художник нарисовал всего несколько полотен, одним из которых стало полотно под названием “Подавление индийского восстания англичанами”, созданное в 1884 году.

Подробнее…

Сочинение по картине Нестерова “На руси”

Замысел написания картины “На Руси” у автора возник за 10 лет до этого и изначально назывался “Христиане”. Художник размышляет о судьбе русского народа и о судьбе своей страны. Не зря в сюжете наблюдаются перипетии, которые развиваются, начиная от старины и заканчивая современностью.

Здесь мы видим и раскол Руси, и Толстого, и Достоевского, Царя с Патриархом, слепого солдата и сестру милосердия. На фоне русского пейзажа непосредственно к самому Богу все они движутся Крестным ходом.

Подробнее…

Сочинение по картине Перова “Приезд гувернантки в купеческий дом”

В этой картине автор изображает тот момент, когда гувернантку принимает в богатом доме. Хоть эта ситуация была самой обычной, воспринималась она все таки необыкновенно.

Состоятельные люди пригласили в дом девушку, которая будет обучать их детей нужным манерам. Эти зажиточные господа сами далеко не были учеными, но желают всего наилучшего своим детям. И хоть оба родители не видят особого значения в девушке, но стремятся к тому, чтоб у них было все как у людей.

Подробнее…

Сочинение по картине Репина “Портрет Пирогова”

Портрет Н. И. Пирогова был написан в мае 1881 году, за несколько месяцев до смерти великого русского хирурга и ученого. В эти в Москве торжественно отмечался пятидесятилетний юбилей профессиональной деятельности Пирогова. Гениальный хирург согласился позировать Репину, несмотря на плотный график мероприятий.

Впоследствии Репин вспоминал, как захватили его талант и своеобразие личности портретируемого, и как легко и быстро ему работалось. На создание великолепного законченного портрета понадобилось всего три сеанса.

Подробнее…

Сочинение по картине Серова «Портрет А. В. Касьянова»

В число самых известных русских художников входит и талантливый человек Серов Валентин Александрович. Он относился к художникам-передвижникам, которые черпали свое вдохновение в народном быту и традициях. Но многие ценители искусства знают этого художника именно по его портретам. Есть в его арсенале произведение «Портрет А. В. Касьянова».

Касьянов Александр Васильевич был московским коммерсантом и имел пай в фирме действующей на Дальнем Востоке «Чурин и Ко». Также Александр Касьянов занимался благотворительностью и коллекционировал произведения искусства. Последние годы жизни он провел в Китае.

Подробнее…

Сочинение по картине Маковского “Свидание”

На знаменитой картине В. Е. Маковского “Свидание”, созданной во второй половине 19 века, мы видим мальчика лет десяти и его мать. Их фигуры четко выписаны на переднем плане.

Женщина пришла на свидание к сыну, которого, наверное, не видела очень долго. Судя по облику, она простая крестьянка: на ней черный простой тулуп, повязанный по-деревенски платок, снизу виднеется край красной юбки.

Пришла она, скорее всего, издалека, пешком. Рядом с ней художник изобразил небольшой запыленный узелок и посох.

Подробнее…

Источник: http://express5top.ru/index.php/sochineniya-po-kartinam/13396-sochinenie-po-kartine-ajvazovskogo-neapolitanskij-zaliv-v-lunnom-svete.html

Неаполитанский залив

Картина «Неаполитанский залив» написана в 1841 году маслом. К концу первой половины 19 века у романтического пейзажа появилось еще одно течение — маринизм. Основоположником данного жанра в русской живописи был Иван Айвазовский. В морских видах дольше всего жили традиции романтизма.

https://www.youtube.com/watch?v=8OstJrVLK50

Неаполитанский залив — излюбленное место творчества художников — маринистов. Эту часть Тирренского моря у западного побережья Италии, богатого средиземноморскими пейзажами Ованнес Айвазов  писал несколько раз.

«Неаполитанский залив» в 1841 году открыл галерею, в которой «Неаполитанский залив утром», «Неаполитанский залив лунную ночь» и многие другие картины, запечатлевшие в разное время суток рукой выдающегося художника большие острова Иския и Прочида, Капри.

Не обошел вниманием художник и руины античного Баиа, сам Неаполь, тлеющий вулкан Везувий и останки древней Помпеи и Геркуланум. Все эти полотна были раскуплены банкирами, представителями королевских династий, не смотря на молодой возраст автора.

Ивану Айвазовскому (именно так он стал подписывать свои картины) исполнилось только 24 года.

Обратите внимание

Собственная живописная манера Айвазовского складывается именно здесь – в Италии, куда стипендиат российской художественной академии был откомандирован для повышения мастерства.

Читайте также:  Дружба и вражда между дубровским и троекуровым в романе дубровский

Здесь художник посещает знаменитые художественные музеи и  отходит от строгих классических правил построения своих картины, использует опыт Максима Воробьева, Клода Лоррена и создает красочные марины, в которых  переданы различные эффекты воды и неба, теплые золотистые тона лучей солнца за горой.

Покой, нега, великолепие морского пейзажа воплощены в нежных, светлых тонах. Главное внимание художник уделил самому тихому заливу, на поверхности вод которого играют и отражаются лучи то ли восходящего, то ли  заходящего  солнца. Пейзаж наполнен прозрачным  воздухом. Созданию этого полотна предшествовала работа на пленэре.

Композиция строго продумана и уравновешена: традиционный занавес разграничивает правый план от левого и главного, выделенного цветом и светом. Сюжет и колорит характеризуют автора, как прямого представителя романтического направления.

Впечатления от увиденного в Италии переполняли художника. Айвазовский  создает цикл картин, воспевающих красоту и величие моря. По возвращению домой оставшиеся не проданными три великолепные дипломные картины получают высокую оценку совета Академии – ему была вручена Большая Академическая медаль.

Обсудить на форуме

Источник: https://art-on-web.ru/avazovski_ivan/pictures/1545

Иван Айвазовский: биография, картины моря

Иван Айвазовский (Ованес Айвазян, Иван Гайвазовский, Aivazovsky, Ivan. 1817-1900), –  русский живописец, мастер морского пейзажа (маринист). Популярнейшие картины Айвазовского — “Радуга” (.), “Чёрное море” (.), “Волна” (.), “Девятый вал” (.).

В картине “Девятый вал” талант мастера впервые получил наиболее полное воплощение. Картина написана в тёплых тонах, и поэтому появляется иллюзорная надежда на спасение людей. Несмотря на трагичность сюжета, художник любуется красотой моря. Благодаря мастерству Айвазовского, краскам и передаче света, море выглядит естественным и лучезарным.

Своеобразие творчества Айвазовского — в романтическом изображении необъятного величия и буйной мощи морской стихии, огненных закатов, играющего на волнах лунного света, отваги борющихся с морем людей.

Очевидец военных манёвров Черноморского флота, Айвазовский посвятил многие картины подвигам русских моряков («Чесменский бой«, «Наварринский бой«, обе — .). Повышенная яркость цветовой гаммы постепенно сменяется в картинах Айвазовского стремлением к тональному единству.

Важно

В лучших поздних работах, сдержанных по цвету, Иван Айвазовский пользуется тонкими градациями светотени для более точной и естественной передачи морской шири, движения воды и света. Иван Айвазовский писал в основном морские пейзажи; создал серии портретов крымских побережных городов. Его карьера была очень успешной.

В Феодосии на заработанные деньги Айвазовский открыл школу искусств, ставшую впоследствии одним из художественных центров Новороссии, и галерею (.). Айвазовский создал около 6 тыс. картин, много рисунков и акварелей.

Внимание
Изображения в синей рамочке кликабельны.

Коллеги-художники об Айвазовском

Иван Крамской утверждал, что Айвазовский «есть звезда первой величины во всяком случае и не только у нас, а в истории искусства вообще». Великий английский пейзажист Уильям Тернер посвящает ему стихотворение и называет гением.

Биография Айвазовского, особенности творчества

Статья Екатерины Деготь  из книги «Художественный календарь 100 памятных дат», М., .

 Иван Константинович Айвазовский написал за свою долгую жизнь около шести тысяч картин. На протяжении более чем шестидесяти лет развития русского искусства одну из постоянных позиций в жанровом репертуаре занимали морские пейзажи Айвазовского.

Он был и остался художником одной темы, одного мотива; достигнув совершенства внутри поставленных себе рамок, он их практически не преступал. Отношение же к нему менялось, ведь жанр, им избранный, нес на себе печать времени истоков своего формирования — эпохи позднего романтизма.

Море как образ природы вообще, величественной и грозной «стихии», превосходящей человека, — такие идеи лежали в основе морских пейзажей романтиков разных стран Европы.

В России идею романтической «стихии» в пейзаже впервые воплотил учитель Ивана Айвазовского — Максим Воробьев, сделав предметом своего пейзажа бесконечность пространства, «обольщения перспективы», как любили говорить тогда, поразив зрителя «одой из воздуха, воды и света».

Воробьев создал целую школу, оставившую заметный след в истории русского пейзажа; но популярность его померкла перед знаменитостью его, быть может, не самого талантливого (рядом с Михаилом Лебедевым) ученика — Ивана Айвазовского.
Родился Иван Айвазовский в Феодосии, с которой впоследствии оказалась связанной вся его жизнь.

Талант его был замечен городским архитектором, вследствие чего мальчика определили в Симферопольскую гимназию, а позднее в петербургскую Академию художеств. Уже в 1835 году Иван выставил первую работу— «Этюд воздуха над морем». В 1837 в виде исключения курс академического обучения сокращен ему на два года за особые успехи.

Совет!

Затем Иван Айвазовский работает над видами с натуры, как художник участвует в военной экспедиции М.Лазарева, В.Корнилова и П.Нахимова, а в 1840 году он командирован в Италию, где становится необычайно популярным. В каждом магазине, сообщает будущий ректор Академии Ф.Иордан, продаются виды моря «под Айвазовского».

Великий английский пейзажист Тернер посвящает ему стихотворение и называет гением. В 1843 году Иван Айвазовский путешествует со своей выставкой по Европе, покоряя Париж, Амстердам, Лондон… Возвратившись в Россию, он получает звание академика и живописца Главного морского штаба». С 1845 года Иван Айвазовский  живет в Феодосии, помимо чистых пейзажей занимается батальным жанром, в том числе и историческим, запечатлевая в бесконечных вереницах полотен все сколько-нибудь значительные победы русского оружия на море. Подвергаясь в шестидесятые и семидесятые годы суровой критике, Айвазовский не бросает своих излюбленных приемов и сюжетов. Умер Иван Айвазовский 19 апреля 1900 года за работой над картиной «Взрыв турецкого корабля».

Особенности творчества Айвазовского

Творчество Айвазовского, несмотря на эволюционные изменения, предстает перед нами прежде всего как целое. Художник оперирует на протяжении всей жизни узким кругом мотивов. Характерно, что, выходя за пределы этого круга, он создает вещи удивительно неудачные и почти комичные (таковы его жанры, таковы зимние пейзажи).

Его мотивы — эффектные состояния природы, лунные ночи, экзотические восточные виды; это бури и кораблекрушения, но также и идиллические морские пейзажи с одиноким лучом, падающим из-за облаков. Идиллия и драма — две совершенно различные тематические сферы в творчестве Айвазовского, они никогда не переплетаются в пределах одного пейзажа, сложность эмоции ему неведома.

Состояние природы всегда однозначно, рассчитано на вполне определенную эмоциональную тональность. Такая апелляция к эмоциям была характерна для сформировавшейся еще в конце 18 века эстетики «живописного» в природе, того, что обращается не к разуму, но к воображению. Еще более усилилось это в романтическом пейзаже.

«Именно на картинах Айвазовского чувство находит то, что говорится ему прямо, ум остается в прекрасном dolce far niente, не помня о собственном существовании», — писал в сороковые годы славянофил и ценитель искусства Ф. Чижов. Картины Айвазовского были близки веку, который видел себя потрясаемым сильными страстями» и искал «сильных ощущений».

Ведь, как заметил Гоголь, XIX век есть век эффектов». Гоголь, восхищавшийся Айвазовским почти так же, как и Брюлловым, мог бы, вероятно, сказать и о нем, что «он силится схватить природу исполинскими объятиями и сжимает ее со страстью любовника».

Эта эмоциональность вместе с тем предусматривала вполне определенное русло, по которому должно было идти чувствование пейзажа; отсюда та символичность, которой наполнены эти картины природы. Морская стихия выступает в них как «море житейское», затерянный в нем или погибающий корабль — как символ человеческой судьбы.

В пейзажах Айвазовского мы видим различные степени такой аллегоричности: от попытки прямого изображения символа надежды и гибели («Девятый вал») до более повествовательных, более буквальных батальных сцен, в которых аллегория отступает на второй план.

В искусстве Ивана Айвазовского много общего с Брюлловым, который в каком-то смысле определил творческие принципы множества русских художников, вышедших из позднего романтизма. Среди них — стремление представить свой творческий процесс как импровизацию, мифологизируя «волшебную творческую силу».

Обратите внимание

Иван Айвазовский работал действительно быстро, всегда по памяти, полагаясь на свою фантазию и на затверженность тех отдельных элементов, из которых складывалась картина. Стены мастерской художник стремился держать пустыми, дающими простор видениям воображения. Картины Айвазовского часто строятся на контрасте, прежде всего света и тени, нередки формы, данные «на просвет».

Все пронизано светом или погружено во тьму, первенствует стихия, «бездна эфира». Не случайно, что гармония берега и воды, присутствовавшая в пейзажах Сильвестра Щедрина, у Айвазовского нарушается: это все чаще открытое море, берег и скалы не представляют собой счастливого приюта. Даже гроты у Айвазовского не такие, как у Щедрина, это гроты, в которые нужно вплывать на лодке, они также относятся к «морскому», не к «человеческому» пространству. Идеи сверхчеловеческой «бездны» даны и композиционно — наши взгляды художник направляет куда-то далеко к горизонту. Пространство у него всегда подавляет человека, даже если буря не стала сюжетом картины.

Читайте также:  Сочинение спор поколений: вместе и врозь по литературе отцы и дети

«Эстетика эффектов», столь ярым последователем которой был Айвазовский, в шестидесятые годы 19 века начала терять своих сторонников. Признавая безусловную одаренность художника, критики начинают говорить об архаичности и академичности его запоздалого романтизма.

Однако  творчество Айвазовский в эти годы все же несколько меняется: появляются так называемые «голубые марины» с их подчеркнуто цветной «атмосферой», не имеющей, конечно, ничего общего с пленэрной живописью. Помимо этого, большее место начинают занимать в его творчестве городские виды.

Таков был его ответ на требование в искусстве «реальности».
Наступили, однако, времена, когда даже непримиримый противник творчества Айвазовского Крамской не только признал одну из его работ, но и поместил ее в свою собственную картину «Неутешное горе».

Это было полотно «Черное море» (1881): «На картине нет ничего, кроме воды и неба, но вода — это океан беспредельный, не бурный, но колыхающийся, суровый, бесконечный, а небо еще бесконечнее. Это одна из самых грандиозных картин, которые я только знаю».

Синтетические образы моря иногда находили у позднего Айвазовского формы выражения, свободные от «бурных» проявлений, что и понравилось Крамскому.

Бесконечность и величие мира — идея, созвучная неоромантическим устремлениям 1880—90-х годов, в которые влилось и творчество Айвазовского, написавшего в 1897 году: «Я только что окончил большую картину, содержание очень фантастическое: присутствие Вселенной между планетами».

 Картины Айвазовского

Девятый вал 1850.

Черное море 1881.

Чесменский бой в ночь с 25 на 26 июня 1770 года 1848.

Радуга 1873.

Наполи

Аул Гуниб в Дагестане. 1869.

Баржи у морского берега.

Башня. Кораблекрушение 1847.

Берег моря ночью. У маяка. 1837.

Бой в Хиосском проливе 24 июня 1770 года 1848.

Бой парохода Веста с турецким броненосцем Фехти-Буленд в Чёрном море 11 июля 1877 года 1877.

Бриг «Меркурий», атакованный двумя турецкими кораблями 1892.

Бурное море ночью 1853.

Буря на море 1850.

Буря у мыса Айя. 1875.

Бухта Золотой Рог. Турция 1845.

Вдоль крымского берега. 1872.

Венецианская лагуна. Вид на остров Сан-Джорджо 1844.

Венеция 1844.

Вид на венецианскую лагуну 1841

Вид на скалистый берег со стороны моря 1845.

Всемирный потоп 1864.

Гондольер на море ночью 1843.

Десант Н.Н.Раевского у Субаши 1839

Золотой рог. Босфор. 1872.

Константинополь. Вид на бухту Золотой Рог с автопортретом рисующего художника. 1880.

Кораблекрушение 1843.

Кораблекрушение у Афонской горы 1856.

Лазоревый грот. Неаполь 1841.

Лунная ночь в Константинополе. 1862.

Лунная ночь на Босфоре. 1894.

Лунная ночь на Капри 1841.

Море. Коктебель. 1853.

Морское сражение при Выборге 29 июня 1790 года 1846.

Морское сражение при Наварине 2 октября 1827 года 1846.

Морской вид с часовней на берегу 1845.

Морской пролив с маяком 1841.

Неаполитанский залив в лунную ночь 1842.

Неаполитанский залив в лунную ночь. Везувий 1840.

Неаполитанский залив в туманное утро. 1874

Петр I при Красной горке, зажигающий костер для сигнала гибнущим судам своим 1846.

Побережье в Амальфи. 1841.

Посещение Байроном мхитаристов на острове Св. Лазаря в Венеции. 1899.

Пристань в Феодосии 1840.

Сигнал бури 1851.

Синопский бой. Ночь после боя 1853.

Хаос. Сотворение мира 1841.

Источник: http://www.artcontext.info/pictures-of-great-artists/55-2010-12-14-08-01-06/612-ivan-ayvazovskiy.html

Искусство, каким вы его еще не видели

#1

Иван Айвазовский

Неаполитанский залив в лунную ночь

#2

Создавая новую картину, Иван Айвазовский в первую очередь писал небо. Он всегда стремился закончить работу за один сеанс, чтобы сохранить ощущение единого динамичного пространства. Художник говорил, что пишет «воздух».

Меценат Алексей Томилов, который одним из первых поверил в талант Айвазовского, соглашался с такой трактовкой и отмечал, что на картинах Айвазовского «красуется воздух и вода». На этой картине ночное небо и море занимают больше половины холста.

Это главные персонажи пейзажа, которые создают первое впечатление от картины.

#4

Неаполитанский залив в лунную ночь. Фрагмент

#3

Айвазовский работал быстро, большинство картин он создавал в течение одного дня. Но каждой из них предшествовал этап подготовки. Художник не раз приходил на место, которое собирался писать, напитывался впечатлениями, запоминал детали, но с натуры делал только быстрые контурные карандашные наброски. Основная работа проходила не на пленэре, а в мастерской художника.

#7

Важно

Картина практически монохромна. Основной цветовой акцент приходится на луну и лунную дорожку. Выбор палитры определен задачей Айвазовского — запечатлеть ночь в традициях художников-романтиков.

Лунный свет, заливающий Неаполитанский залив на этой картине, так вдохновил английского художника Уильяма Тёрнера, что тот написал Айвазовскому стихотворение на итальянском языке: «На картине этой вижу луну с ее золотом и серебром, стоящую над морем и в нем отражающуюся… Поверхность моря, на которую легкий ветерок нагоняет трепетную зыбь, кажется полем искорок или множеством металлических блесток на мантии великого царя!.. Прости мне, великий художник, если я ошибся (приняв картину за действительность), но работа твоя очаровала меня, и восторг овладел мною. Искусство твое высоко и могущественно, потому что тебя вдохновляет гений!»

#8

Неаполитанский залив в лунную ночь. Фрагмент

#9

Свет помогает зрителям проследить замысел автора. Художник считал, что взгляд смотрящего должен скользить по картине, переходя по лучу от источника света к затемненным участкам картины. В то же время свет на пейзажах Айвазовского передает идею божественного присутствия. Этот образ достигает абсолюта в картине «Хаос». На ней солнечные лучи сливаются в фигуру Бога, сотворяющего мир.

#11

На горизонте справа от спящего Неаполя на картине видны вершины Везувия. Дым из жерла вулкана — единственный элемент пейзажа, который держит в напряжении. Везувий дремлет, но кто знает, когда он проснется снова? Картина была написана в 1842 году, через 20 лет после последнего значимого извержения вулкана. Следующее произойдет через 30 лет, в 1872 году.

#12

Неаполитанский залив в лунную ночь. Фрагмент

#14

Везувий — единственный действующий вулкан Европы. У его подножия лежат руины городов Помпеи и Геркуланум, разрушенных извержением вулкана в 97 году.

#16

Айвазовский пользовался методом лессировки — наносил прозрачные слои краски тончайшими штрихами кисти. Такая живописная манера придавала его морским пейзажам, написанным масляными красками, сходство с воздушными акварелями. Объем и глубину художник создавал сочетанием оттенков синего, серого и зеленого, а ажурную пену волн — лессировочными слоями белой краски.

#17

Неаполитанский залив в лунную ночь. Фрагмент

#18

В отличие от большинства пейзажистов, Айвазовский писал свои картины не на пленэре, а в мастерской.

Еще во время пенсионерской поездки по Италии художник провел эксперимент: несколько картин он написал с натуры, а несколько — в мастерской по памяти.

Во время выставки художник обратил внимание на то, что его «придуманные» картины вызывали больший интерес. С тех пор пейзажист работал только в мастерской, воссоздавая на холсте самые яркие и красивые состояния природы.

#20

На острове, соединенном узкой насыпью с Неаполем, возвышается замок Кастель-дель-Ово. Происхождение названия («замок яйца») связывают с его необычной формой. В 1139 году король Рожер Сицилийский построил замок на месте разрушенной виллы. Сегодня здесь находится музей, посвященный истории острова и Неаполя.

#21

Неаполитанский залив в лунную ночь. Фрагмент

#23

Совет!

Изображенный Айвазовским небольшой парусник в центре картины относится к двухмачтовым парусникам типа «бово». На мачтах закреплены треугольные латинские паруса. Они едва наполнены ветром: на море штиль.

#24

Неаполитанский залив в лунную ночь. Фрагмент

#25

Морские суда интересовали художника не меньше, чем море. Он часто ходил под парусом, бывал в Европе, Турции и Америке. В 1842 году, путешествуя на пароходе по Бискайскому заливу, Айвазовский попал в сильный шторм.

Художник описал свою встречу с морской стихией в журнале «Русская старина»: «Страх не подавил во мне способности воспринять и сохранить в памяти впечатление, произведенное на меня бурею, как дивною живою картиною».

#27

Землю Айвазовский писал, используя свой метод: художник неровно подстригал жесткие кисти, чтобы на красочном слое оставались глубокие рельефные следы от щетины. Затем с помощью лессировочных (прозрачных) слоев краски, положенных тонкими штрихами, Айвазовский добавлял оттенки. Так создавалась фактура песка и камней, эффектно контрастирующая с водной гладью на картине.

#28

Неаполитанский залив в лунную ночь. Фрагмент

#30

Исследователи творчества Айвазовского считают, что справа на картине изображен картезианский монастырь Чертоза-ди-Сан-Мартино. Он был построен в Неаполе на холме Вомеро в 1368 году у замка Кастель-Сант-Эльмо.

#31

Неаполитанский залив в лунную ночь. Фрагмент

#32

В пользу версии о монастыре говорят и фигуры в белых плащах у ступеней здания. Братья монашеского ордена картезианцев Римско-католической церкви носили длинные белые облачения с капюшоном. До 1866 года монастырь был действующим, после в нем создали музей. Иван Айвазовский, писавший картину в 1842 году, мог видеть в этих местах монахов-картезианцев из обители.

#34

Итальянские сосны пинии вместе с каменной башней являются своего рода кулисами и создают классическую пейзажную композицию, разграничивая пространственные планы.

Пинии с картины Айвазовского удивительно похожи на деревья с картины «Вид на Неаполь с дороги в Позилиппо», которую художник Сильвестр Щедрин написал в 1829 году.

Обратите внимание

Исследователи считают, что Айвазовский, знакомый с работами Щедрина, отдал таким образом дань мастеру-пейзажисту.

#35

Сильвестр Щедрин. Вид на Неаполь с дороги в Позилиппо. 1829. Рязанский областной художественный музей

Источник: https://ar.culture.ru/ru/subject/neapolitanskiy-zaliv

Ссылка на основную публикацию