Сочинение печорин и ундина в романе лермонтова герой нашего времени

Вопросы и ответы к роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» (№1)

  1. Как можно объяснить название романа?
  2. Сравните стихотворение «Дума» и роман «Герой нашего времени».

    В чем сходство и различие лирического героя «Думы» и Печорина?

  3. Что привлекает в главном герое романа и что вызывает осуждение?
  4. В Печорине привлекают прежде всего его незаурядность, самобытный характер, критический склад ума, способность трезво оценивать не только чужие, но и свои поступки, сила и независимость, способность ничего не принимать на веру. У него широкий кругозор. Печорин получил хорошее образование. Он, несомненно, выше той среды, с которой вынужден общаться, поэтому презирает свет, видит его пошлость, узость интересов, лицемерие. Поэтому Григорий Александрович остается чужим в «водяном обществе», отказывается от маленького благополучия ради больших, хотя и неясных целей. Эти черты личности привлекают к Печорину.

    Отталкивают его холодность, индивидуализм, эгоизм, нежелание считаться с другими людьми, в которых он часто видит лишь средство для достижения своих целей (его «роман» с княжной Мери).

    Богатая натура Печорина не находит применения, он «кипит в действии пустом», играя чужими жизнями.

    Не только эпоха, но и он сам повинен в том, что оказался «лишним человеком» и несет несчастья тем, с кем сталкивает его жизнь.

  5. С какой целью Лермонтов сталкивает своего героя с людьми, принадлежащими к различным слоям общества?
  6. В чем простота и сложность композиции романа?
  7. Цель автора — как можно глубже и всестороннее показать своего героя. Отсюда и особенности композиции: отсутствие единого сюжета, «эпизодическая отрывочность» частей, нарушение хронологической последовательности в их расположении, наличие в романе трех рассказчиков: автора, Максима Максимыча и самого Печорина.

    Сначала мы узнаем о герое от простого человека, не разобравшегося в его сложном характере, — Максима Максимыча («Бэла»); затем слово берет автор, который гораздо лучше понимает Печорина («Максим Максимыч»); наконец, рассказчиком становится сам герой («Княжна Мери», «Тамань») — его исповедь расставляет все точки над i, ибо она искренна и откровенна.

    Все сложно и в то же время просто, логично, объяснимо.

  8. Какова роль портрета и пейзажа в романе?
  9. Как помогают раскрыть образ Печорина героини романа?
  10. Сопоставьте Онегина и Печорина. Почему каждый из них стал «лишним человеком»?
  11. К кому ближе Печорин: к Чацкому или к Онегину? Почему вы так думаете?
  12. Какую оценку дал Печорину Белинский?
  13. Из истории работы над «Героем нашего вре­мени» известно, что все главы, составляющие ро­ман, создавались как отдельные произведения, первоначально не были связаны общим замыслом. Исследователи определяют жанр «Тамани» как но­веллу или очерк-новеллу. Вспомните жанровые признаки новеллы, отличающие ее от рассказа или повести. Можно ли считать «Тамань» новеллой? Дайте развернутый ответ.
  14. Новелла отличается острым, часто па­радоксальным сюжетом, отточенностью композиции, неожиданной развязкой. «Тамань» правомерно относить к новелле, так как в ней названные признаки при­сутствуют. Так, к примеру, начало «Та­мань — самый скверный городишка из всех приморских городов России.

    Я там чуть-чуть не умер с голода, да еще вдоба­вок меня хотели утопить» характерно для новеллы, так как в нем сконцентрированно все ее содержание.

    Дальнейшее повест­вование не только не добавляет чего-либо нового к намеченным здесь событиям, но одно из них даже отбрасывает («чуть не умер с голоду»), чтобы все внимание со­средоточить на другом («меня хотели уто­пить»).

    Обратите внимание

    Совершенно неожиданно Печо­рин оказывается благодаря своему любо­пытству свидетелем странных занятий хозяев дома и решает найти разгадку. И это любопытство героя привело к ново­му, неожиданному сюжетному развитию новеллы.

    Начавшиеся было романтиче­ские отношения Печорина с ундиной, сви­дание в лодке приобрели совершенно нео­жиданное для читателя продолжение. Де­вушка попыталась устранить Печорина как свидетеля их занятий контрабандой. И возможность развития любовного сю­жета была полностью исключена. Особой остротой и напряженностью, характерной для новеллы, отличается сцена борьбы в лодке.

    Печорин разгадал тайну контрабандис­тов, но от этой разгадки ему стало груст­но — он разрушил жизнь честных контрабандистов. Концовка новеллы нам также представляется неожиданной, но вытекающей из логики характера ге­роя.

    Активно и настойчиво пытаясь уз­нать, чем занимаются Янко, ундина, сле­пой мальчик, он вдруг потерял интерес к их жизни и завершил записи фразой: «Да и какое мне дело до радостей и бедствий человеческих, мне, странствующему офи­церу, да еще с подорожной по казенной надобности!»

    Известнейший российский лингвист академик В. В. Виноградов, углубленно занимавшийся изучением языка и стиля художественных произведений, считал «Тамань» пограничным жанром «разбой­ничьей новеллы» и путевых заметок.

  15. Как вы оцениваете поведение и личностные качества героя?
  16. Печорин — человек противоречивый. Он смел, храбр, создает ситуацию риска. Он даже бравирует своей храбростью и ве­рой в рок. Он в Тамани оказался во власти неосознанного порыва и действовал им­пульсивно. Ему нужно было раскрыть тайну контрабандистов, и он в своем ри­ске идет на прямой разговор с ундиной и даже угрожает донести коменданту горо­да.

    Вместе с тем он не против завести и банальный роман с девушкой из просто­го люда и поступает доверчиво и неосмот­рительно. Принятые им меры безопас­ности оказываются слабыми и недейст­вующими. Однако Печорин сам понимает, что его роль в жизни людей, с которы­ми он встречается, большей частью отри­цательная.

    Важно

    Окружающая жизнь в Тама­ни кажется ему скучной, неинтересной, и он начинает раскручивать опасную иг­ру, чтобы сделать эту жизнь ярче, ин­тереснее. Однако его намерения, дейст­вия — и он сам это понимает — по своему результату оказываются мелкими и нич­тожными.

    В этом суть противоречий характера умного, ироничного, одаренно­го, волевого, смелого и рискованного офицера Григория Александровича Печо­рина.

  17. Можно ли обвинить Печорина в том, что он разрушил жизнь «честных контрабандистов»?
  18. Он сам сделал этот вывод после того, как услышал сцену прощания Янко со слепым мальчиком. Плакал слепой, ос­тавшийся без средств к существованию, печальна судьба оставленной старухи, должен искать новые пути зарабатывать средства на жизнь Янко.

  19. Произведение «Герой нашего времени» в ли­тературоведении считают реалистическим социаль­но-психологическим романом. Можно ли это ут­верждение целиком отнести к новелле «Тамань»? Какие социально-психологические проблемы в ней поставлены?
  20. «Тамань» в большей степени является новеллой, сочетающей в себе романтиче­ское и реалистическое начала. Одна из ведущих социально-психологических проб­лем всего романа, и «Тамани» в частнос­ти, это проблема нравственной ответ­ственности человека за свои поступки и выбор жизненного пути, за свою судьбу.

    Другая проблема новеллы — жизнь «есте­ственного» человека и противоречие меж­ду миром «природных людей», в данном случае — контрабандистов, и людей циви­лизованного мира, которых представляет Печорин.

    Борьба этих двух начал в че­ловеке проявляется и в поведении Печо­рина, составляя его внутренние противо­речия.

  21. Найдите в тексте картины и сцены романтиче­ского и реалистического планов. Как они между со­бой связаны?
  22. В «Тамани» сталкиваются романтиче­ская и реалистическая стихии романа: необыкновенная прелесть и очарование тонкого романтического колорита и реалистичность, выразившаяся в безукориз­ненном жизненном правдоподобии. Так, Печорин с самого начала понимает безрас­судность тех отношений, в которые он вступает с контрабандистами и ундиной.

    Но в этом и есть странность Печорина, что, несмотря на присущий ему здравый смысл, он не подчиняется ему полностью, выходит за рамки житейского благоразу­мия.

    Несмотря на полученные прозаиче­ские впечатления из истории с ундиной, все же для него, как и самого Лермонтова, реальный мир контрабандистов сохраня­ет некий романтический ореол как об­раз вольной, исполненной тревог и битв жизни.

    В романтическом ключе выписан мор­ской пейзаж, начало свидания в лодке. Однако борьба Печорина и ундины уже представляет реалистическую сцену с гру­быми деталями (схватил одной рукой за косу, другой — за горло). Сочетание ро­мантического и реалистического мы нахо­дим в сцене приглашения Печорина на ночное свидание.

    Тихо и безмолвно уст­ремленный на него взгляд вдруг показал­ся ему чудно-нежен, в старые годы подоб­ные взгляды играли его жизнью. Ее лицо выписано в стиле романтических повес­тей того времени, но уже воспринималось героем как комедия, которая стала ему надоедать.

    Стадия восприятия романтиче­ского в жизни Печорина, надо понимать, уже прошла. Но как только ундина обня­ла его и страстно поцеловала, то романти­ческое вновь возвращается к герою «со всей силой юношеской страсти». Эта кар­тина представляет собой кульминацию в столкновении романтизма и реализма в рамках новеллы.

    И Печорин постоянно мечется между этими двумя мирами.

    В новелле также есть сугубо реалисти­ческие образы, призванные создать социально-бытовой фон повествования. Это урядник, десятник, денщик. Последний появляется в самые напряженные, роман­тические моменты, чтобы, как справедли­во высказывается Б. Т.

    Удодов, своим земным, реальным обликом сдержать по­вествование и не дать ему сбиться на от­крытую романтику. Своей медлительно­стью и пассивностью он оттеняет беспо­койную натуру Печорина.

    Вспомним, как денщик «выполнил» наказ Печорина, данный ему перед уходом на свидание к ундине.

  23. Проследите, как сочетается реальное и роман­тическое в изображении девушки-контрабандистки (ундины). Материал с сайта //iEssay.ru

    В литературном портрете у Лермонтова сочетаются подробное описание внешнос­ти персонажа с его индивидуально-психологической характеристикой, что придает особую жизненную достоверность, убеди­тельность и глубину. По этому принципу создается и портрет ундины. Сначала в ее внешности выделяется нечто романтиче­ское.

    «Решительно я никогда такой жен­щины не видывал» — так приподнято начинает описание Печорин. Затем посте­пенно он начинает снижать романтиче­ское начало и наполнять портрет реалис­тическими деталями, даже с помощью весьма прозаического сравнения: «Она была далеко не красавица, но я имею свои предубеждения также и насчет красоты.

    В ней много было породы… порода в жен­щинах, как в лошадях, великое дело… Она… в большей части изобличается в по­ступи, в руках и ногах; особенно нос очень много значит. Правильный нос в России реже маленькой ножки». Характер де­вушки (почему так по-разному воспри­нимает ее Печорин) построен на неожи­данной смене поступков, настроений, контрастов.

    Она также изменчива и не­уловима, как и ее жизнь, вольная, испол­ненная неожиданностей, в которой име­ются свои романтические глубины и про­заические заботы.

  24. В предисловии к роману заявлено, что ге­рой — это «портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии». Какие же типические для всего поколения черты показаны в поведении и личности Печорина в новелле «Та­мань»?
  25. Противоречивость натуры, жажда нео­бычных впечатлений, богатейшие умст­венные и физические возможности, сила воли и т. д., применяемые для достиже­ния малозначимых целей, легковесное от­ношение к любви.

  26. Охарактеризуйте особенности языка, которым написана новелла.
  27. Сочетание романтического и реалисти­ческого начал в новелле проявилось и в ее языке. Степенное и горько-ироническое начало и конец повести уступают место эмоционально-выразительной речи в кар­тинах и сценах романтического характе­ра.

    Лермонтов в этом случае обращается к инверсии, ставит эпитеты после опреде­ляемых слов.

    Есть и некоторое пародий­ное использование романтической лекси­ки, особенно когда Печорин вдруг воспри­нимает поведение девушки как комедию (трепетный разговор глаз, тусклая блед­ность и т. д.).

    Совет

    Передача динамичности сцен достигает­ся сочетанием обилия глагольных форм. В той же сцене приглашения на свида­ние в море: вскочила, обвила, прозву­чал, потемнела, закружилось, сжал, скользнула — целая буря чувств, ощу­щений, отрывочных мыслей. А дальше утверждается проза жизни народной реп­ликой денщика: «Экой бес девка!»

Источник: http://iessay.ru/ru/writers/native/l/lermontov/questions/geroj-nashego-vremeni/kontrolnye-voprosy-k-romanu-m.-yu.-lermontova-geroj-nashego-vremeni

Печорин и контрабандисты (По роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)

    В романе Лермонтова «Герой нашего времени» повесть «Тамань» стоит особняком. Открывая «Журнал Печорина», то есть его дневниковые записи, эта повесть вместе с тем открывает нам внутренний мир героя. «Чужая душа – потемки» – эта пословица как нельзя лучше характеризует общую мрачно-таинственную атмосферу «Тамани».

    Хронологически эта повесть располагается самой первой, но в романе она – третья. Читатель уже знаком с Печориным, с его непонятными окружающим поступками и холодным сердцем. И тут Лермонтов помещает героя в экстремальную, удивительную, полуфантастическую ситуацию. Герой попадает в круг контрабандистов. Как же это произошло? 

    Печорин приезжает в Тамань «на перекладной тележке поздно ночью». Новое место сразу произвело удручающее впечатление на Печорина: «Тамань – самый скверный городишко из всех приморских городов России». К тому же, после долгих поисков казенной квартиры, выяснилось, что свободных нет. Кроме одной, но там, как доложил Печорину десятник, «нечисто».

    Григорий Александрович все-таки решил отправиться на эту «фатеру», так как выбирать не приходилось. Очутившись в странном месте, герой встречается с не менее странными людьми. Сначала он знакомится со слепым мальчиком.

При знакомстве его не покидает чувство, что слепота мальчика – это обман.

«В голове моей родилось подозрение, что этот слепой не так слеп, как оно кажется; напрасно я старался уверить себя, что бельмы подделать невозможно…»

    В первую же ночь в «нечистом месте» начинают происходить удивительные события: Печорин невольно становится свидетелем ночного перевоза товара контрабандистами. Так впервые он видит Янко: «Отважен был пловец, решившийся в такую ночь пуститься через пролив на расстояние 20 верст…» Янко – отважный разбойник, не боящийся бури.

    На следующий день главный герой знакомится с еще одной участницей ночной сцены – девушкой, подругой Янко. Она не была красавицей, но «в ней было много породы», «в ее косвенных взглядах» было «что-то дикое и подозрительное», «в ее улыбке было что-то неопределенное». Печорин был зачарован.

И более всего, не внешней красотой девушки, а какой-то внутренней тайной, постичь и раскрыть которую, ему было не под силу. И вправду, поведение девушки было довольно загадочно: «…быстрые переходы от величайшего беспокойства к полной неподвижности,…загадочные речи,…прыжки, странные песни».

Обратите внимание

    Поведение девушки оправдывалось тем, что наш герой пытался выведать у слепого мальчика подробности об их контрабандной деятельности. Уговорив Печорина ночью совершить прогулку на лодке, ундина, как он ее называл, попыталась утопить Григория Александровича. Но ей это не удалось. Ундина и Янко, испугавшись возможного разоблачения, спешно скрылись.

    Первое, что бросается в глаза при прочтении повести «Тамань», – это удивительно красивые описания природы. Так как эта повесть является частью «Журнала Печорина», мы понимаем, что рассказчик в ней – сам главный герой.

Подобные пространные описания природы раскрывают нам печоринскую душу с новой стороны. Он тонко, почти поэтически чувствует красоту окружающего мира.

И обладает определенным литературным талантом для того, чтобы найти точные определения для описания природы: «Берег обрывом спускался к морю… и внизу с беспрерывным ропотом плескались темно-синие волны.

Луна тихо смотрела на беспокойную, но покорную ей стихию…»; «Между тем луна начала одеваться тучами, и на море поднялся туман; едва сквозь него светился фонарь на корме ближнего корабля; у берега сверкала пена валунов, ежеминутно грозящих его потопить».

    Принципиальное отличие «Тамани» от других повестей – ее жанр. Это романтическая повесть, написанная в традиции романтических разбойничьих повестей и поэм Шиллера.

Мы находим тут следующие черты романтизма: таинственность, героические фигуры (Янко), описания природы, странная песня ундины.

Но в «Тамани» есть и реалистические черты: двуплановость пейзажа (он в деталях зрим и реалистичен), описание быта хаты. 

Важно

    Зачем же судьба бросает Печорина в круг «честных контрабандистов»? Зачем в романе появляется образ Янко? 

    Очевидна параллель между этим образом и стихотворением Лермонтова «Белеет парус одинокий…». Мы помним, как после побега контрабандиста с возлюбленной «долго при свете месяца мелькал белый парус между темных волн…» А так как стихотворение повествует более о душевном мире, то можно предположить, что образ Янко также является отображением духовного мира главного героя.

    Янко концентрирует в себе такие качества Печорина как безрассудную храбрость, жажду бури и опасности, стремление к деятельности.

Но Янко выступает еще и антиподом Печорина, потому что на поверку оказывается, что активность Печорина – лишь плод его любопытства, попытка заполнить пустоту своей жизни проблемами и интересами других людей. Но, к сожалению, главный герой не просто интересуется чужой жизнью.

Он вмешивается в нее и разрушает. «Как камень, брошенный в гладкий источник, я встревожил их спокойствие, и как камень едва сам не пошел ко дну!»

    Почему же деятельность Печорина никогда не приносит людям счастья, почему она обладает такой разрушительной силой? 

    Потому что главный герой не преследует своей деятельностью какой-то цели. В ней нет смысла. И от этого отсутствия главной задачи рождается поразительное равнодушие к окружающим людям: «Да и какое дело мне до радостей и бедствий человеческих, мне, странствующему офицеру, да еще с подорожной по казенной надобности!..»

    В этом заключается парадокс души Печорина: он тонко чувствует природу, но равнодушен к людям, он жаждет бури, но для его душевной бури нет даже такой примитивной цели, как контрабанда товаром, которая движет Янко и другими контрабандистами.

Источник: http://reshebnik5-11.ru/sochineniya/lermontov-m-yu/geroj-nashego-vremeni/4454-pechorin-i-kontrabandisty-po-romanu-m-yu-lermontova-geroj-nashego-vremeni

Женские образы в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

Роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» является одним из первых реалистических романов в русской литературе.

Лермонтов в своем произведении рисует образ человека, в судьбе которого отразилась трагедия всего лермонтовского поколения.

Напряженный поиск ответов на вопросы что есть жизнь, в чем смысл и назначение человека характеризует не только главного героя романа, но и многих молодых людей того времени.

«Герой нашего времени» – моногеройный роман. Все образы, созданные Лермонтовым, сгруппированы так, чтобы как можно более полно и глубоко раскрыть внутренний мир одного главного героя.

Совет

Печорин не развивается, а раскрывается на страницах романа. Наиболее полное представление о характере Печорина можно получить, проследив истории его «любовных похождений».

В любовной теме особое значение имеют женские образы.

В каждой последующей повести Печорин оказывается в определенной социальной среде. Поэтому и женщины, с которыми он встречается, принадлежат к разным социальным классам и представляют разные типы сознания. Вера и Ундина, Бэлаи княжна Мери – женщины совершенно разные, но ни с одной из них Печорин не постиг настоящего счастья, которого искал.

Ундина – молодая, здоровая и энергичная девушка из маленького провинциального города, единственная, над кем Печорин не смог возобладать, даже не наделена именем. Ундиной ее называет Печорин, подчеркивая ее близость к природе (ундина – существо, соответствующее славянской русалке).

Напуганная способностью Печорина донести и разрушить ее мир, Ундина решается на смелый и жестокий поступок. Из-за одного только подозрения она, как существо истинно природное, готова убить человека. Порывистость, решительность и естественность ее поведения свидетельствуют о силе характера Ундины.

Умение притворяться (признается Печорину в любви, чтобы выманить его ночью на берег) говорит о способности добиваться своих целей любыми способами. Способы Ундины оказываются эгоистичными и жестокими. Примечательно то, что Печорин ни в чем не винит Ундину, пытавшуюся его утопить.

Встреча с этой девушкой доказывает чуждость Печорина миру «честных контрабандистов», живущих по своим законам, которые неизвестны герою, его отторженность от них.

Схож с образом Ундины образ Бэлы, черкешенки, похищенной Печориным. Бэла жила и воспитывалась среди «естественных» людей, «детей природы». Характерной чертой этого народа является гармония с окружающим миром. Видя гармоничность его жизни, Печорин тоже стремится обрести ее в любви к Бэле. Однако ему, человеку с развитым самосознанием, не дано ее обрести.

Образ Бэлы, в основе которого лежит гармония, строящаяся, не дано ее обрести. Образ Бэлы, в основе которого лежит гармония, строящаяся на традициях и обычаях народа, символизирует явную чуждость Печорина и этому миру. Кроткая и в то же время сильная, любящая и не желающая покориться Бэла привлекает Печорина. Однако это лишь страстное увлечение, а отнюдь не любовь.

Обратите внимание

Старый и добрый Максим Максимыч не понимает, как можно не любить эту «славную девочку». Восторгаясь ее прелестью и веселостью, Максим Максимыч осуждает Печорина, охладевшего к Бэле после того, как услышал заветное «да». Бэла, также заметившая перемену в Печорине и плачущая в его длительное отсутствие, не упрекает его ни одним словом.

Ее поведение – признак силы ее характера, способного скорее умереть, чем признать свое поражение. Ее смерть – счастье для нее и трагедия для Печорина, лишний раз убедившегося в том, что в погоне за личным счастьем он губит чужое.

Находя в себе черты, сближающие его с народом, к которому принадлежит Бэла (порывистость, горячность, страстность), Печорин в то же время понимает, что этих качеств недостаточно, чтобы обрести гармонию с миром. История с Бэлой – яркое тому подтверждение.

Княгине Мери посвящена Лермонтовым самая обширная из повестей, образующих роман, но в жизни Печорина Мери занимает место несравненно меньше, чем Бэла.

которой посвящена небольшая повесть, и чем Вера, которой посвящена повесть, и чем Вера, которая лишь мелькает в некоторых записях Печорина.

В то время как Бэле была отдана вспышка настоящей страсти, а чувство свое к Вере Печорин осознал, в конце концов, как любовь, встреча Печорина с Мери и искание им ее любви были скорее главным приемом его борьбы с Грушницким, чем проявлением зарождающегося чувства к ней.

Рисуя Мери, Лермонтов чрезвычайно отчетливо изображает ее как человека своего времени, социального положения и своей культурной среды. Жизнь Мери – соблюдение правил светского общества, от которых она может отступить, только будучи уверенной в том, что общество об то не узнает.

Прямое человеческое движение княжны – помочь больному Грушницкому поднять стакан – сразу же осуждается ею же самой с точки зрения общественной морали и закона приличий: великосветской девушке не подобает снисходить до нужд незнакомого разжалованного солдата (не зная, что он на самом деле юнкер). Образ Мери словно бы раздваивается: с одной стороны.

Важно

это холодная светская дама, умеющая скрывать свои чувства. пряча их за маской томности. а с другой стороны, чувствительная и ранимая натура, способная переступить через приличия и первой признаться в любви молодому человеку («Вы, может быть, хотите, чтоб я первая вам сказала, что я вас люблю?»).

Однако любовь светской женщины так же быстро надоедает Печорину, как и любовь дикарки, а разговор о женитьбе и вовсе отталкивает Печорина от Мери.

Запись Печорина 6 июня («зачем она [Вера] не хочет дать мне случай видеться с нею наедине?») многое объясняет в поведении его по отношению к Мери. Вера медлит назначить встречу с Печориным, и он надеется, что ее ревность к Мери поможет ему сломить сопротивление Веры.

Уже 11 июня Печорин ловит себя на том, что он едва ли не влюблен в Мери. В Кисловодске его влечение к ней становится еще сильнее, он целует при переезде через Подкумок и доводит ее до признания в любви.

Но как только ему удается добиться желаемого свидания с Верой, он охладевает к Мери и признается ей, что не любит ее, а Вера становится ему «дороже жизни, чести, счастья».

Таким образом, Мери оказывается лишь кратковременным увлечением Печорина, с ее помощью он добивается своих целей: доказывает свое превосходство над Грушницким и вызывает ревность Веры. Княгиня Мери же принимает это известие стойко и находит в себе силы сказать Печорину на прощание: «Я вас ненавижу!», хотя по-прежнему его любит.

В то время как в образе Мери отображены внешние стороны характера Печорина: его принадлежность к высшему обществу, его светскость, то, рисуя Веру, Лермонтов оставляет в тени все, что касается ее психологических и культурных связей с ее средой и обществом: она вся раскрывается перед нами только со стороны своего чувства к Печорину. Страницы, посвященные Вере, доказывают, что она живет одною этой любовью. Вера – единственная женщина, полностью понявшая Печорина. И любит она не его привлекательную внешность или умение держать себя в обществе, а за сложность и противоречивость его характера. Ситуации, в которых показана Вера, – это только свидания с Печориным или безмолвное присутствие в гостиной Лиговских, когда он там бывает. Ничего не известно ни об ее образе жизни, ни об отношениях с людьми, ни о ее умственном кругозоре, мы не слышим ее разговоров ни с кем, кроме Печорина. Кажется, что она существует вне среды, почти вне быта. Но «Вера такою и должна быть, ибо она – образ самой любви, беззаветной, самозабвенной, не знающей границ, переступившей через запреты среды, ничего не теряющей от сознания недостатков и пороков возлюбленного» (Е.Н. Михайлова). И только такая любовь может растопить ожесточенное и жаждущее сердце Печорина. В облике Веры нет светского колорита, так как светскость и искренность – понятия взаимоисключающие, а Вера – само чувство, не знающее противоречий. Однако сознание того, что Вера единственная любовь Печорина, приходит к нему слишком поздно, когда он теряет ее навсегда. И в этом трагедия Печорина. Также трагедия в том, что все-таки даже Вере он не готов жертвовать своей свободой.

Женские образы в романе «Герой нашего времени» совершенно разные и противоположные.

Увлечение Печорина такими разными характерами свидетельствуют о сложности и противоречивости его характера, в котором присутствуют черты, свойственные естественной среде и в то же время светскому обществу.

Совет

Его чуждость любой социальным и культурным средам обуславливает невозможность счастья ни с одной женщины, какое бы социальное положение она ни занимала и представительницей какого бы типа сознания ни была.

Источник: https://school-essay.ru/zhenskie-obrazy-v-romane-myu-lermontova-geroj-nashego-vremeni.html

ActionTeaser.ru — тизерная реклама

В литературе нередко используется прием противопоставления главному герою другого персонажа с тем, чтобы еще более четко выделить характеры.

Этим приемом пользуется и Лермонтов в романе “Герой нашего времени”. Главный герой — Печорин — личность яркая, однако раскрыть многие его качества помогает появление на сцене Грушницкого.

    Противостояние Печорина и Грушницкого показано в главе “Княжна Мери”.

Повесть ведется от лица Печорина. Он склонен к анализу ситуаций, людей и самого себя, поэтому его рассказ в большей или меньшей степени можно считать объективным. Он умеет подмечать в людях характерные черты и в двух-трех словах передать их. Но при этом безжалостно высмеиваются все недостатки и изъяны.     Встречаются оба героя как старые приятели.

В душе они не питают особенно теплых чувств друг к другу. Слишком много у каждого из них именно тех черт характера, которые неприемлемы для другого.     Печорин уверен в себе, рассудителен, эгоистичен, беспощадно язвителен (иногда сверх меры). При этом он видит Грушницкого насквозь и смеется над ним.

А тот, в свою очередь, слишком экзальтирован, восторжен и многословен. Он больше говорит, чем делает, и слишком романтизирует людей (в первую очередь — себя самого). Тем не менее эта непохожесть и неприятие друг друга не мешают им общаться и проводить много времени вместе.     Они почти одновременно увидели княжну Мери в первый раз.

С этого момента между ними пролегла тоненькая трещина, которая в конце концов превратилась в пропасть. Грушницкий — провинциальный романтик — не на шутку увлекается княжной. Вечный же враг Печорина — скука — заставляет его приводить княжну в бешенство различными мелкими выходками. Все это делается без тени неприязни, а исключительно из желания развлечь себя.

    Поведение обоих героев в отношении княжны Мери не вызывает особой симпатии. Грушницкий — пустозвон, он любит красивые слова и жесты. Ему хочется, чтобы жизнь напоминала сентиментальный роман. Именно поэтому он приписывает другим те чувства, которые ему хотелось бы, чтобы они испытывали. Он видит жизнь в какой-то туманной дымке, в романтическом ореоле.

Обратите внимание

Но в чувстве его к княжне нет фальши, хотя, может быть, он несколько преувеличивает его.

    С другой стороны, Печорин — человек здравомыслящий, изучивший женщин, к тому же циник. Он забавляется с Мери. Ему доставляет удовольствие эта игра, как доставляет удовольствие и наблюдение за развитием отношений Грушницкого и княжны.

Печорин, в отличие от Грушницкого, прекрасно предвидит дальнейшее развитие событий. Он молод, но успел разочароваться в людях и в жизни в целом. Флирт неинтересен ему, ибо ведет к заранее известному результату.

Обольстить княжну Мери для него не составляло труда, стоило только казаться непонятным и таинственным и быть дерзким.

    Печорин ведет двойную игру. Он возобновил свои отношения с Верой. Эта женщина, несомненно, сильнее и жестче, чем княжна Мери. Но любовь к Печорину сломала и ее. Она готова растоптать свою гордость, репутацию. Она знает, что их отношения несут только боль и разочарование. И все равно стремится к нему, потому что иначе не может. Вера способна на куда более сильные чувства, чем Мери. Ее любовь сильнее, а горе безнадежнее. Она саморазрушается ради любви и не жалеет об этом.     Грушницкий никогда не будет вызывать таких чувств. Он слишком мягкотел и не обладает яркими чертами характера. Он не смог заставить Мери полюбить себя. Ему не хватает напористости и самоиронии. Его напыщенные речи могут произвести только первоначальное впечатление. Но речи начинают повторяться и становятся в конце концов невыносимы.     Чем больше княжна увлекается Печориным (ведь с ним ей куда интереснее, чем с простодушным мальчиком), тем шире становится пропасть между ним и Грушницким. Обстановка накаляется, взаимная неприязнь растет. Пророчество Печорина, что они когда-нибудь “столкнутся на узкой дороге”, начинает сбываться.     Дуэль — это развязка отношений двух героев. Она приближалась неотвратимо, поскольку дорога стала слишком узкой для двоих.     В день дуэли Печорин испытывает холодную злобу. Его пытались обмануть, а он этого простить не может. Грушницкий же напротив, очень нервничает и пытается всеми силами отвратить неотвратимое. Он вел себя в последнее время недостойно, распуская про Печорина слухи и пытаясь всячески выставить его в черном свете. Можно за это ненавидеть человека, можно наказать его, презирать, но нельзя лишать его жизни. Ведь она только началась и наполнена мыслями о будущем. Но все это не волнует Печорина, для него подобные рассуждения — пустой звук. Он убивает Грушницкого и, не оглядываясь, уходит. Смерть бывшего приятеля не пробуждает в нем никаких эмоций.     В тот же день Печорин убивает княжну Мери. Не физически но все же убивает. Он знает о ее любви, однако это не мешает признаться, что он смеялся над ней, и уйти с вежливым поклоном.

    Так заканчивается история отношений Печорина и Грушницкого. Нельзя судить, кто прав, а кто виноват. И неизвестно, кого больше жаль: погибшего Грушницкого или уехавшего Печорина.

Первый никогда не сможет осуществить своих романтических мечтаний, а у второго их никогда и не было. Грушницкий не хотел быть убитым, а Печорину было все равно.

Пожалуй, Печорину было лучше умереть, потому что он не видит смысла в своем существовании. В этом его трагедия.

ActionTeaser.ru — тизерная реклама

Источник: https://moitvoru.ru/index.php/home/sochineniya-po-proizvedeniyam/lermontov-m-yu/geroj-nashego-vremeni/4053-pechorin-i-grushnitskij-v-romane-m-yu-lermontova-geroj-nashego-vremeni

Сочинение Печорин и горцы в романе М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”

Печорин и горцы в романе М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени” Роман «Герой нашего времени» — первый русский психологический и реалистический роман в прозе. В центре произведения – «история души человеческой». Лермонтов исследует мысли, порывы, причины и последствия поступков такой сложной личности, как Печорин.

В каждой главе автор показывает различные стороны психической жизни героя, рассматривает проявление его инстинктов, страстей, воли, духа, разума. Остальные действующие лица оттеняют характер Печорина – по контрасту и по сходству – и иллюстрируют его размышления о людях. В «Бэле» показаны горцы – люди страсти в чистом виде.

Азамат, Казбич – действенные, волевые, решительные, порывистые натуры.

Печорин имеет много общего с этими персонажами. У горцев Азамата и Казбича наследственная традиционная страсть к лошадям. «В первый раз, как я увидел твоего коня… в моей душе сделалось что-то непонятное, и с тех пор все мне опостылело… Я умру, Казбич, если ты мне не продашь его! – сказал Азамат дрожащим голосом».

Так порабощен своим желанием иметь чудесного коня пятнадцатилетний мальчик. Взрослый горец переживает такие же сильные чувства. Вот как он рассказывает о погоне казаков за его Карагезом, в то время как сам он был вынужден притаиться на дне оврага: «… я слышал, как они бросились ловить моего коня.

Сердце мое облилось кровью…» Потерю любимого коня Казбич воспринимает как трагедию: он «… повалился на бок и зарыдал, как ребенок… » Максим Максимыч, потрясенный силой страданий горца, сочувственно рассказывает, как Казбич «… никого не замечал… лежал себе ничком, как мертвый. Поверите ли, он так пролежал до поздней ночи и целую ночь?.. » Как и «дети природы», Печорин тоже способен страстно увлечься. Он действительно полюбил Бэлу, а после ее смерти «был долго нездоров».

Важно

Главного героя с горцами сближает то, что ради удовлетворения своих прихотей они идут на все, проявляя при этом не только отчаянную смелость, решимость, но и дерзость, жестокость, коварство. И Печорин, и горцы – похитители.

Григорий Александрович помогает Азамату украсть коня, а Азамат содействует похищению Бэлы. Казбич, убивая Бэлу, мстит обоим и за коня, и за девушку. В Печорине живут те же инстинкты, что и у горцев.

Он не боится опасностей, риска, упрямо добивается поставленной цели, не может отступать от своих желаний. Печорин говорит о Бэле: «Дьявол, а не женщина!..

Только я вам даю мое честное слово, что она будет моя…» Препятствия только распаляют Печорина.

Он, как азартный игрок, делает последнюю ставку в игре с Бэлой: «Я виноват перед тобой и должен наказать себя; прощай… » Максим Максимыч, тайно наблюдавший эту сцену, видел, как Печорин дрожал, и понимал, что он непременно осуществит задуманное.

А когда Казбич на глазах у офицеров мчался на коне с похищенной Бэлой в седле, «Григорий Александрович взвизгнул не хуже любого чеченца». Итак, в Печорине живет и джигит, и охотник.

Не случайно автор отмечает, что Печорин был вынослив, как горец, и «ходил на кабана один на один».

Смысл сопоставления главного героя с Азаматом и Казбичем в том, что дикие нравы горцев в какой-то степени можно оправдать силой обычаев, традицией, наследственностью, особенностями темперамента.

Совет

Печорина же нужно осудить за то, что он охотится не только на кабана, но и на человеческие сердца. Главный герой – человек, умеющий играть на чувствах людей. Он научился использовать окружающих для удовлетворения своих капризов. Печорин не имеет никаких нравственных ограничений.

В среде простых людей Печорин показан как разрушитель. Именно он толкает на путь преступлений Казбича и Азамата. Своей игрой на недостатках людей главный герой увеличивает зло: Азамат убегает из дома, побоявшись мести Казбича.

Отец Бэлы теряет покой после исчезновения сына и дочери, а затем погибает от руки все того же Казбича. Автор представляет нам чеченца как убийцу. Однако все его кровавые дела предопределены действиями Печорина. Я думаю, что даже в физической смерти Бэлы больше виноват Печорин.

Именно из-за его поспешного выстрела Максим Максимычу не удалось захватить Казбича, и тот ударил Бэлу кинжалом.

Печорин сам никого не убивает, но страшнее то, что это убийца интеллектуальный. Герой грубо вторгается в чужую жизнь и приносит людям несчастья. Не случайно глава романа названа именем горянки.

Образ Бэлы – один из самых ярких и трагических женских образов романа. Это глубокая, цельная натура. В Бэле есть то, чего не хватает Печорину.

Она обрела смысл жизни в любви, а Печорин так и не понял своего предназначения.

Страсть Печорина – инстинктивное влечение, а порывы сердца девушки глубоко человечны и разумны. Верность в чувствах и постоянство Бэлы выгодно отличают ее от Печорина, который не способен на самозабвенную любовь. И дело даже не в том, что между героями существует социальная и интеллектуальная пропасть.

Лермонтов показывает, как морально искалечен «герой нашего времени», ведь он сам признается: «я любил для себя, для собственного удовольствия…» Я думаю, что автор осуждает крайний индивидуализм и эгоизм своего героя.

Обратите внимание

Печорин так объясняет свое охлаждение к Бэле: «Я опять ошибся: любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни; невежество и простосердечие одной так же надоедают, как и кокетство другой». Однако за ошибки и эксперименты главного героя расплачиваются живые сердца

Источник: http://www.testsoch.info/sochinenie-pechorin-i-gorcy-v-romane-m-yu-lermontova-geroj-nashego-vremeni/

Готовые школьные сочинения

Авг 02 2015

Женские образы в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

Роман “Герой нашего времени”, написанный Лермонтовым в 1839-1840 годах, представляет собой копирование запрещено © 2005 первое реалистическое прозаическое социально-психологическое и философское произведение в русской литературе.

Время написания романа пришлось на период реакции, наступившей в стране после разгрома декабрьского восстания. Основной задачей Лермонтова было нарисовать портрет человека той эпохи, то есть героя своего времени, образ которого составлен из пороков всего современного автору поколения.

Новаторством Лермонтова стало изображение центральной фигуры романа Печорина изнутри.

Особое внимание уделено внутреннему миру героя, его душе, поэтому автор пишет в предисловии, что “история души человеческой… едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа” . Все многообразие художественных средств направлено на более глубокое раскрытие образа Печорина. Эту же цель Лермонтов преследовал, создавая женские образы.

Они играют большую роль в романе: позволяют более глубоко раскрыть характер Печорина, его внутренний мир, а также его отношение к любви.

Все женские персонажи представительницы разных миров: Бэла одна из “детей природы”, в мир которых попадает Печорин в повести “Бэла”; ундина представляет в романе романтический мир беззаконной вольности, к которой стремится Печорин; княжна Мери и Вера социально родственны главному герою.

Первой перед читателями предстает кавказская девушка Бэла, от которой веет душевной чистотой, добротой и искренностью. Но ее характер не лишен и таких национальных черт, как гордость, чувство собственного достоинства, неразвитость и способность к страсти. Обидевшись на Печорина за уход на охоту, гордо подняв голову, она говорила: “Я не раба я княжеская дочь!..

” Лермонтов не дает подробного описания внешности черкешенки, но обращает внимание на ее глаза, которые, “как у горной серны, так и заглядывали… в душу”. Она так страстно и горячо любит Печорина, что его любовь к ней кажется неглубокой и несерьезной.

Образ Бэлы нужен был Лермонтову для того, чтобы показать, что и такой чистой и нежной любви Печорину мало для ответного и искреннего чувства.

Ему все надоедает, и он делает вывод: “Любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни; невежество и простодушие одной так же надоедают, как и кокетство другой”.

Следующая героиня ундина помогает автору показать стремление Печорина познать тот романтический, загадочный мир, к которому она принадлежит.

Важно

Это мир беззаконно вольной жизни, и это притягивает Печорина, как и все новое и непознанное в жизни. Героиня новеллы “Тамань” является типично романтическим образом: белые длинные волосы, гибкий тонкий стан и глаза, обладающие какой-то магнетической властью.

Она постоянно находится в движении, порывиста, как ветер. В “Тамани” Лермонтов использовал такой художественный прием, как романтическая ирония: Печорин бросается в лодку за ундиной, но, только отплыв 50 сажен от берега, вспоминает о том, что плавать не умеет.

Это подтверждает его увлеченность таинственностью ундины и миром “честных контрабандистов”. Но и в этом романтическом мире Печорин оказывается лишним и не находит себе пристанища.

Но и в мире, к которому принадлежит герой по рождению, он также чувствует себя одиноким и бесполезным.

Так, в повести “Княжна Мери” представлены женские образы, которые помогают раскрыть причины такого состояния героя.

Княжна Мери умна, начитанна, благородна и нравственно чиста. Она романтик по натуре, причем наивный, так как она еще молода и неопытка.

Печорин хорошо разбирается в людях, и особенно в женщинах, он сразу понял сущность Мери: ей интересно и нравится то, что таинственно, загадочно и недостижимо, ей хочется, чтобы мужчины забавляли ее.

Так было с Грущницким, который сначала заинтересовал ее своими пышными фразами, а потом надоел.

Совет

Все внимание переключилось на Печорина, появившегося как романтический герой, так непохожий на других. Печорин, сам не зная почему, старается увлечь молодую девушку, и она, по своей наивности и неопытности, влюбляется в него.

Княжна Мери нужна была Лермонтову, чтобы показать страсть Печорина властвовать над людьми, возбуждать чувство любви, принося другим только страдания. Мы видим, что “молодая, едва распустившаяся душа” Мери не способна пробудить в главном герое настоящие и искренние чувства.

И любовь наивной Мери ему также не нужна.

Другая героиня повести “Княжна Мери” Вера играет большую роль в раскрытии характера Печорина. Она единственный женский образ, который сопоставляется с главным героем, а не противопоставляется. Ее образ начертан неясно: Лермонтов не описывает ее жизнь подробно, не раскрывает подробно и ее характер.

Но при этом указывает на то, что Вера единственный человек, полностью понявший сущность Печорина, любящая его со всеми достоинствами и недостатками.

Эту проницательность и верность чувству не мог не оценить и сам Печорин: “Она единственная женщина в мире, которую я не в силах был бы обмануть”, и только она одна вызывает настоящие и искренние чувства, хотя и мимолетные.

Чувства Веры настолько сильны, что она прощает все страдания, принесенные ей Печориным, продолжая любить его, зная, что они никогда не будут вместе.

В образе Веры мы видим покорность, жертвенность, у нее нет ярко выраженного чувства собственного достоинства, она снова признается в любви Печорину после того, как он уже один раз ее оставил.

Обратите внимание

Все это нужно было автору, чтобы еще более показать эгоизм героя, его отношение к окружающим, боязнь потерять свободу главное, по его мнению, в жизни.

Итак, все женские персонажи романа играют важную роль: с их помощью Лермонтов показывает, что Печорин одинок в любой среде, он не может найти успокоения даже Ъ Таком глубоко интимном чувстве, как любовь. Любовь женщины, к какому бы кругу она ни принадлежала, лишь на мгновение может увлечь его, но полностью отдаться этому чувству он не может, и в этом его трагедия.

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани — » Женские образы в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» . Литературные сочинения!

Источник: http://www.testsoch.net/zhenskie-obrazy-v-romane-m-yu-lermontova-geroj-nashego-vremeni-2/

Любовь в романе «Герой нашего времени» – факты для сочинения по теме произведения Лермонтова » Сочинение на EraInfo.ru

Попробуем рассмотреть основные любовные линии этого произведения.

Печорин – Бэла – Казбич

Один из литературоведов, анализируя содержание этого произведения, справедливо отметил, что композиционная структура романа строится на бесконечных любовных треугольниках.
Действительно, любовных треугольников здесь очень много.

В первой части романа «Бела» мы узнаем, что Печорин похищает у родного отца молодую черкешенку Белу и делает ее своей любовницей. Гордая Бела умна, прекрасна и добра.

Она всем сердцем полюбила русского офицера, однако поняла, что в его душе нет ответного чувства к ней. Печорин похитил ее ради забавы и скоро потерял к своей пленнице всякий интерес.

В итоге Бела несчастна, ее любовь не принесла ей ничего кроме глубокой скорби.

В одной из прогулок около крепости, в которой она живет вместе с Печориным, ее похищает влюбленный в нее черкес Казбич. Увидев погоню, Казбич смертельно ранит Белу, и та умирает спустя два дня в крепости на руках у Печорина.

В итоге этот любовный треугольник не приносит никому из героев удовлетворенности и радости.

Казбич, увившей свою любимую, мучится угрызениями совести, Печорин понимает, что любовь Белы не смогла пробудить его к жизни и осознает, что погубил молодую девушку напрасно, движимый чувством самолюбия и эгоизма.

В своем дневнике он позже написал: «Я опять ошибся, любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни; невежество и простосердечие одной так же надоедает, как и кокетство другой».

Печорин – Мери – Грушницкий

Тема любви в романе «Герой нашего времени» представлена еще одним любовным треугольником, в котором находятся Печорин, княжна Мери Лиговская и влюбленный в нее Грушницкий, которого Печорин, сам того не желая, убивает на дуэли.

Данный любовный треугольник также трагичен. Он приводит всех его участников либо к бесконечному горю, либо к смерти, либо к осознанию своей душевной никчемности.

Можно сказать, что главным действующим лицом этого треугольника является Григорий Александрович Печорин.

Важно

Именно он постоянно подсмеивается над влюбленным в Мери юношей Грушницким, что в итоге приводит последнего к ревности и к роковому для него вызову на дуэль.

Именно Печорин, заинтересовавшись княжной Лиговской, доводит эту гордую девушку до того, что она сама признается ему в любви. А он отвергает ее предложение, чем вызывает с ее стороны чувство тоски и обманутых надежд.

Печорин недоволен сам собой, однако он, пытаясь объяснить мотивы своего поведения, лишь говорит о том, что свобода ему дороже любви, он просто не хочет изменять свою жизнь ради другого человека, даже такой девушки, как княжна Мери.

Печорин – Вера – муж Веры

Любовь в произведении Лермонтова «Герой нашего времени» находит свое выражение в еще одни страстном любовном треугольнике.
В него входят Печорин, светская замужняя дама Вера и ее муж, о котором романе лишь говорится. С Верой Печорин познакомился еще в Петербурге, он был в нее страстно влюблен, однако ее замужество и страх перед светом помещали дальнейшему развитию их романа.

В Кисловодске Вера и Печорин случайно встречаются, и прежние отношения вновь вспыхивают с былой силой.

Печорин проявляет Вере нежность, когда она внезапно уезжает из Кисловодска, он до смерти загоняет коня, чтобы успеть за ней, что ему, однако, не удается. Однако эти любовные взаимоотношения не приносят счастья ни Вере, ни Печорину. Это подтверждают слова героини: «С тех пор, как мы знаем друг друга, – говорила она, – ты ничего мне не дал, кроме страданий».

Фактически, данный любовный треугольник предвосхищает любовную коллизию, описанную в романе Л.Н. Толстого «Анна Каренина». Там ведь тоже светская замужняя дама встречает молодого офицера, влюбляется в него и понимает, что ее муж ей стал неприятным. В отличие от Веры Анна Каренина идет на разрыв с мужем, уходит к любовнику, но обретает только несчастья, что и приводит ее к самоубийству.

Печорин – Ундина – Янко

И, наконец, последним любовным треугольником романа является история, которая произошла с Печориным на Тамани. Там он случайно раскрыл банду контрабандистов, которые его за это чуть не лишили жизни.

На этот раз участниками любовного треугольника стали Печорин, девушка, которую он прозвал «ундиной», то есть русалкой, и ее возлюбленный контрабандист Янко.

Однако эта любовная коллизия являлась скорее авантюрой, в которой Печорин решил отвлечься от своих переживаний. Ундина не была влюблена в него, а завлекла его только ради того, чтобы утопить как нежелательного свидетеля. Девушка пошла на такой опасный шаг, повинуясь чувству влюбленности к Янко.

https://www.youtube.com/watch?v=9qsdW3Xho6I

Печорин осознал всю опасность своего положения и пришел к выводу, что он зря подвергнул себя такому риску.

Как мы видим, любовная тема в романе «Герой нашего времени» представлена достаточно ярко. При этом в произведении нет примеров счастливой любви. И это неудивительно, ведь любовь и дружба в творчестве Лермонтова – это всегда трагические темы.

По мнению писателя и поэта, на земле человек никогда не сможет обрести настоящей любви, потому что он сам несет в себе печать несовершенства.

Совет

Поэтому люди будут любить и страдать от того, что их любовь не может принести им ни счастья, ни радости, ни покоя.

С описанием основных любовных линий романа будет полезно ознакомиться учениками 9 классов перед написанием для сочинения на тему «Тема любви в романе «Герой нашего времени»».

Источник: http://erainfo.ru/lyubov-v-romane-geroj-nashego-vremeni-fakty-dlya-sochineniya-po-teme-proizvedeniya-lermontova/

Любовь в жизни Печорина (по роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)

Окружение Печорина, героя романа Лермонтова, составляют лицемерные офицеры. Его не любят в обществе. Он презирает пустых и мелочных людей. Отношения складываются лишь с доктором Вернером: они друг друга понимают.

Исцеления и покоя Печорин искал в любви, жаждал чистого, сильного, бескорыстного чувства, но не находил. Прошлый печальный опыт ожесточил его.

Отсюда — скепсис, колкие замечания в адрес женщин, показные рассуждения о том, что он «давно не живет сердцем», а «живет одной головою».

Не хочется верить герою, который как-то замечает: «Некстати было бы мне говорить о них с такой злостью, — мне, который кроме их на свете ничего не любил, мне, который всегда готов был им жертвовать спокойствием, честолюбием, жизнию…»

Три женщины проходят через сердце Печорина, любя его, но оставаясь несчастными…

Горянка Бэла, похищенная нашим героем, но сохранившая чувство внутреннего достоинства, отдается любви к Печорину со всей силой страсти. Когда любовь «дикарки» наскучила Григорию Александровичу, гордая, но чуждая индивидуализму и собственности Бэла смиряется со своей участью («Я его не принуждаю») и мечтает быть свободной. Горец Казбич мстит за нанесенную ему обиду: убивает Бэлу.

Печорин очень переживает гибель полюбившей его горянки («Она была без памяти… напрасно Печорин целовал ее холодные губы…»).

Виноват ли герой? Мог ли он предвидеть, чем закончатся такие отношения? Эти вопросы посильны только для Печорина, а он объясняет так: «…Я опять ошибся: любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни; невежество и простосердечие одной так же надоедают, как и кокетство другой; если вы хотите, я ее еще люблю, я ей благодарен… только мне с нею скучно…».

Обратите внимание

Внутренний облик героя неисчерпаем, но он не растет духовно. Поэтому и испытывает Печорин настоящую «скуку», неудовлетворенность…

Давняя любовь к Вере оставила в душе героя неизгладимый след, хотя чувствуется, что и здесь было больше печали, чем радости. Бывшие любовники встретились на кавказских водах.

Теперь Вера больна, но воздух Кисловодска на время возвращает ей «цвет лица и силы». Ее муж — дальний родственник княгини Лиговской. Вера вышла за него из-за сына и дорожит своей репутацией — не из-за себя.

Вера не подозревает об интриге с Мери, когда уговаривает Печорина познакомиться с Лиговскими, чтобы чаще видеться.

Иногда герой чувствует силу любви Веры, сам готов ответить на эту глубокую привязанность. Ему кажется тогда, что она — «единственная женщина в мире», «которую он не в силах был бы обмануть». Однако даже в минуты нежности Печорин заставляет страдать ее, думая о привлекательности зла.

Не только горе принес Вере герой. Он дарил ей беспредельное чувство, когда тусклой, ничтожной кажется любовь «прочих мужчин». Сам же Печорин никогда не испытывал полноты чувства.

Теперь же любимая женщина страдает и от ревности к Мери, и от того, что пришлось признаться мужу в тайной своей связи.

Потеряв Веру, герой осознает, что именно она могла принести ему то счастье, которое он искал и не находил. Он не наполнял душу любимой чувством, истощая ее…

Важно

Большого сочувствия достойна молодая княжна Мери. И влюбленность в Грушницкого, и любовь к Печорину — иллюзии… Оставшееся без взаимности чувство к Григорию Александровичу перерастает в ненависть…

Печорин умеет понимать чужие страдания. Когда на вечере у княгини он увидел, как Мери «с глубоким напряженным, даже нежным вниманием» слушает его, ему становится «совестно».

Герой внутренне честен. Он сам признается, что не любит княжну. С одной стороны, это жестоко, с другой — лучше для Мери. Когда ее честь оказалась задетой, Печорин ограждает невинную девушку от клеветы.

Беда Мери в том, что она, чувствуя разницу между душевным порывом и светским этикетом, не отличает истинного от ложного.

Наблюдательный Печорин убежден, что «светскость» в ней победила. Герой решается показать княжне, как она ошибается в людях, считая любовью волокитство. Однако и Печорин ошибся, принимая Мери за обычную светскую девушку. Глубокая натура открылась герою, который больше не иронизирует. Шутка оборачивается низостью. Первое чувство Мери растоптано.

Да, княжна обманывается, но неожиданно для себя обманулся и Печорин: Мери не вместилась в те рамки, в которые заключил ее Печорин.

Трагедия в том, что скепсис Печорина уничтожил в нем непосредственность чувства. Любовь к горянке Бэле и Вере взаимна, но непродолжительна, влюбленную в него княжну Мери Печорин не любит сам. Была еще «ундина» (глава «Тамань»), влюбленность в которую осталась без ответа: девушка верна Янко, а «влажный огненный поцелуй» ее — это хитрость, служащая поводом для расправы с Печориным.

Источник: http://velib.com/sochinenie/ljubov_v_zhizni_pechorina_po_romanu_m_ju_lermontova_gerojj_nashego_vremeni/

Ссылка на основную публикацию