Сочинение по картине кустодиева земская школа в московской руси 6 класс описание

Сочинение по картине Кустодиева “Земская школа в Московской Руси””

Знаменитый русский художник Борис Михайлович Кустодиев живо интересовался историей своей родины. И не просто интересовался, а в своих полотнах воссоздавал быт и нравы русичей. Известны его исторические портреты. Не менее знаменита картина “Земская школа в Московской Руси”, написанная художником в 1907 году.

На картине изображена обычная земская школа. В старой Руси устройство школ было таково, что на одного учителя определялось от 6 до 12 учеников. Вот и здесь мы видим семерых мальчиков, которые старательно обучаются грамоте. Пятеро из них сидят за столом и старательно перьями выводят буквы. Лица ребят сосредоточены. Видно, что они стремятся познать основы наук.

Но другая группа, изображенная на картине, говорит о том, что не все дети прилежны в своих занятиях. Два мальчика стоят на коленях рядом с учителеми читают книгу. Они, вероятно, наказаны за непослушание. Может быть, их наказал строгий учитель за нерадение. Сам учитель изображен на картине справа.

Обратите внимание

Он чинно сидит под образами. Вся его поза и лицо говорят о серьезности того дела, которое он выполняет. Перед учителем лежит раскрытая книга, но он в нее не смотрит.

Он внимательно наблюдает за всем, что делают его ученики, готовый в любую минуту либо похвалить за старание, либо наказать за неаккуратность.

На Руси осознавали значение грамоты, и потому стремились дать детям образование, отправляя их в земские школы. Обустройству учебного заведения уделяли не мало значения. Обстановка в земской школе, изображенной Кустодиевым, хоть и строга, но окружена каким-то теплом.

Это тепло излучает дерево, из которого сделано все вокруг: и пол, и стены, и потолок, и нехитрая мебель. В школе удивительная чистота. Некрашеный деревянный пол натерт до блеска. Из небольших оконцев льется солнечный свет.

Отражаясь от натертого пола от гладкой поверхности стола, он заливает всю комнату, отчего она кажется уютной. На одном из подоконников мирно дремлет кошка.

На картине много зеленого цвета различных оттенков. Б. М. Кустодиев любил этот цвет. Она создает впечатления покоя и размеренности школьной жизни, где нет места суете и лени. Знания несут свет, которого так много на полотне. Б. М. Кустодиеву удалось показать всю важность учения. Это понимает учитель. Это понимают и дети.

(Пока оценок нет)
Loading…

Вы сейчас читаете сочинение Сочинение по картине Кустодиева “Земская школа в Московской Руси””« Краткое содержание “Виноваты звезды”Сочинение взаимоотношение родителей и детей »

Источник: http://schoolessay.ru/sochinenie-po-kartine-kustodieva-zemskaya-shkola-v-moskovskoj-rusi/

Сочинение по картине Б. Кустодиева «Земская школа в Московской Руси» в 3 классе

Частное общеобразовательное учреждение

«ПРАВОСЛАВНАЯ ГИМНАЗИЯ В ЧЕСТЬ

КАЗАНСКОЙ ИКОНЫ БОЖЬЕЙ МАТЕРИ»

г. Нижневартовска

Сочинение

по картине Б. Кустодиева

«Земская школа в Московской Руси»

в 3 классе

Методическая разработка

урока русского языка

Шмелева Татьяна Васильевна,

учитель начальных классов

г. Нижневартовск

2017 год

Тема: Обучающее сочинение по картине Б. Кустодиева «Земская школа в Московской Руси»

УУД:

Учить писать сочинение по картине; формировать умение строить текст в определённой композиционной форме, систематизировать собранный материал, определять основную мысль сочинения, формировать навыки самоконтроля, речевая подготовка уч-ся с целью предупреждения речевых недочётов и грамматических ошибок в сочинениях.

Знакомить с жизнью и творчеством Б. Кустодиева.

Воспитывать умение работать в группах, творческую активность, эстетическое восприятие произведений искусства, любовь к русской истории. .

Развивать способность внимательного отношения к значению слов и их употреблению в устной и письменной речи.

Оборудование: репродукция картины, карточки –помощники у каждого ученика.

Ход урока

– Как вы думаете: какова тема нашего урока? Почему?

– А чему вы хотите научиться на этом уроке?

– Какие виды работ вы бы хотели использовать на уроке?

  • работа в группах
  • знакомство с художником
  • игра «Магнит»
  • синонимы: цветовая палитра
  • творческие вопросы
  • цветные рассказы
  • контрольно-оценочная деятельность

Вывод: С какой целью провели данный этап урока?

– Борис Кустодиев назвал свою картину «Земская школа в Московской Руси»

( название – открываю на доске)

-Давайте подумаем, почему именно земская?

– Как по-другому можно озаглавить картину?

– Как вы думаете: к какому жанру относится данная картина:

  • портрет;
  • сюжет;
  • пейзаж;
  • натюрморт?

– Данную картину художник написал в 1907 году?

– Сколько лет картине?

– А что вы можете сказать про художника, который написал картину?

(Он очень любил историю Руси, русские праздники, русский быт.)

– Как вы думаете: как называют людей, которые исследуют картины? (искусствоведы)

  1. Знакомство с творчеством Б. Кустодиева:

а) интересные факты из жизни Б. Кустодиева;

-Какие нтересные факты из жизни Б. Кустодиева вы узнали при подготовке к уроку?

б) показ картин художника: видео «Кустодиев Б.: Картины и их фрагменты»;

в) картины художника – (православный компонент).

Показ картин – видео «Кустодиев Б.: Картины и их фрагменты»;

Вывод:Как жизнь и творчество Б. Кустодиева связаны с Русью православной?

  1. Цветовая палитра; игра «Цветные синонимы»

( По 2 чел. От группы

– Какие цвета преобладают на картине?

Группы выполняют задания: ( по 2 чел от группы, а все другие: игра «Магнит»)

1гр.- подобрать синонимы к слову коричневый;

2гр.- подобрать синонимы к слову жёлтый;

3гр.- подобрать синонимы к слову салатный;

Группам даны слова:

Коричневый, бежевый, шоколадный, кофейный, бурый, каштановый;

Жёлтый, желтоватый, канареечный, соломенный, яичный, лимонный, песочный;

Зелёный, светло-зелёный, оливковый, зеленоватый, травяной, болотный.

На доске выставляют синонимы к данным словам.

Вывод: С какой целью определили цветовую палитру и подобрали синонимы?

– Подберите слова и словосочетания к слову магниту – школа, используя данные синонимы, картину и ваши наблюдения.

Читайте также:  Образ и характеристика клеща в пьесе на дне горького сочинение

Вывод: С какой целью провели данную игру?

  1. Творческие вопросы задают группы «по цепочке» и ответы дают учащиеся (класс разбит на 3 группы).

  • 1 группа – творческие вопросы к изображённым в центре картины

мальчикам, сидяшими за столом;

  • 2 группа – творческие вопросы к изображённым в центре картины учителю и мальчикам, сидящими на полу;
  • 3 группа – творческие вопросы к обстановке комнаты.

– А вам хотелось бы оказаться в том месте, которое изобразил художник? Почему?

Походить по классу, услышать скрип пера, погладить кошку.

Вывод: С какой целью провели данный этап урока?

  1. Составление плана сочинения

Какое это сочинение? (описание)

– Сколько частей обычно мы выделяем в сочинении?

(Три части: вступление, основная часть, заключение)

– О чём можно написать во вступлении? (О художнике и его творчестве, о картине).

Составьте устно вступление вашего сочинения. (Учащиеся предлагают различные варианты).

Каким будет первый пункт нашего плана?

1.Название картины и автор Б. Кустодиев «Земская школа в Московской Руси»

– О чём вы должны написать в основной части? (Описать то, что изображено на картине).

2.Описание картины

– Вспомните, в какой последовательности мы описывали картину:

• мальчики, изображённые в центре картины, сидяшие за столом;

• учитель и мальчики, сидящие на полу;

• обстановка избы в которой учатся ребята

.

– Что вы напишите в заключение? (Что понравилось в картине; какие чувства вызывает картина; о чувствах художника, переданных в картине; о своих впечатлениях).

Как можно озаглавить заключительную часть?

3.Мои впечатления от картины.

  1. Словарно – орфографическая работа.

-Обратите внимание на написание следующих слов, которые вы можете использовать в своих работах.

(Слова написаны на доске. Учащиеся читают их, обращая внимание на орфограммы).

-Подберите синонимы к слову художник. (Мастер кисти, живописец).

Эти слова вы будете использовать в сочинении, чтобы не было повторов.

Изобразил – продолжите ряд синонимов. (Показал, передал).

На доске записаны слова:

в творчестве художника Бориса Кустодиева

картины, с изображением быта народа Руси

на переднем плане картины

видим учителя и семерых его учеников

пятеро прилежно за столом перьями выводят буквы

двое стоят на коленях перед учителем, читая

плохо себя вели

получили наказание

может быть они читают молитву перед иконой

висит в углу школы

может это “Псалтырь”, “Евангелие”, а также “Житие святых”.

учитель сидит в «красном» углу комнаты, над его головой укреплены образа

на заднем плане картины – комната земской школы

в углу — русская печь

рядом с ней рукомойник

На лавке, на платке стоит корчага с кашей.

Выглядит уютно, полностью деревянная.

в комнате очень чисто

Некрашеный деревянный пол натерт до блеска.

Сквозь светло-жёлтые окна в комнату падает свет.

Теплые цвета картины передают спокоствие.

Мирно дремлющая на подоконнике кошка завершает эту великолепную картину.

Картина просто прекрасна. Ведь умели же художники тех времён так передать свою мысль при помощи кисти и холста! Смотря на неё, у меня возникает чувство восторга.

Словарь «выражения отношения»

меня радует

мне нравится

по-моему

меня тронуло

меня удивило

меня поразило

я любуюсь

я считаю,что

на мой взгляд

меня восхищает

Слева, вдали, внизу

  1. Рассказ по цветовой палитре картины с использованием плана.

  1. Самостоятельная работа по написанию сочинения ( использование словарей)

Одна из наиболее интересных тем в творчестве художника Бориса Кустодиева – это его картины, посвященные быту народа Руси. Картиной такой тематики является его произведение «Земская школа в Московской Руси», год написания которой 1907.

На переднем плане картины мы видим учителя и семерых его учеников. Пятеро из них прилежно что-то пишут за столом, а двое стоят на коленях перед учителем, читая. Скорее всего, они плохо себя вели и получили такое незамысловатое наказание. Сам учитель выглядит даже немного величественно. Он осознает всю благодатность того, что обучает детей грамоте.

На заднем плане картины – комната земской школы. Выглядит она довольно уютно, полностью деревянная. В комнате очень чисто, видно, что порядку уделяют здесь большое внимание. Сквозь небольшие окна в комнату попадает свет. Кажется, что его едва ли хватает для того, чтобы ребята разглядывали буквы.

Теплые цвета картины передают то спокойствие и тишину, которые царили на таких уроках. На картину можно смотреть долго, замечая небольшие детали, например, кошку, дремлющую на подоконнике.

Сразу бросается в глаза, что школа-это, скорей всего, дом, в котором жил учитель, а не отдельное здание, как в наше время.Ученики очень уважают и почитают учителя, но в тоже время очень бояться его. Провинившиеся в чем-то стоят на коленях перед учителем.

А может быть они читают молитву перед иконой, которая висит в углу школы. Дети читают книги, скорей всего это “Псалтырь” и “Евангелие”, также может быть и “Житие святых”. Эти три книги ученики в то время читали каждый день.

Учитель внимательно слушает всех, при этом читая сам.

Учитель-это старец, который уже “пожил и все повидал, набравшись ума”.

Важно

Помещение, которое очень напоминает обыкновенную русскую избу. Здесь вдоль стен расположены лавки, а в центре большой деревянный стол, за которым сидят ученики и их строгий учитель. В углу — русская печь, рядом с ней рукомойник. На самом видном месте, на стене, висят розги — гроза нерадивых учеников.

Историческая живопись традиционно привлекала Кустодиева как рьяного блюстителя народных традиций Руси. Он не просто на словах любил свою родину, он интересовался ее историей, о чем свидетельствуют хотя бы исторические знаменитые портреты. Здесь много оттенков любимого цвета Бориса Кустодиева – зеленого.

Читайте также:  Сочинения по произведениям островского

Цвета надежды, веры в будущее, которое обязательно будет намного лучше. Умиротворяющее воздействие оказывает на всех, кто находится в комнате, тепло настоящего дерева, это придает школе общие черты с домашним очагом, от которого оторвали детей. Ученики земских школ не только вместе учились, в перерывах ученики вместе ели кашу.

Отсюда и слово “однокашник”

Однокашник – это товарищ по воспитанию, учению, выросший вместе.

9. Чтение сочинений

10. Контрольно – оценочная деятельность.

– Достиг ли наш урок цели? Докажите.

– Какие виды работ вам понравились?

– С кем было приятно работать на уроке?

– С какими источниками работали?

словарь синонимов;

словарь «выражения отношения»;

интернет;

энциклопедия – Википедия;

Источник: https://multiurok.ru/files/sochinieniie-po-kartinie-b-kustodiieva-ziemskaia-s.html

Урок развития речи “Подготовка к сочинению – описанию по картине Б.Кустодиева “Школа в Московской Руси”

Подготовка к сочинению  описанию по картине. Небольшой экскурс в историю школы на Руси.

Тема: Подготовка к сочинению – описанию картины Б.М.Кустодиева «Школа в Московской Руси»

Цель деятельности учителя

Повторение правила написания, оформления сочинений, разработки плана; развитие письменной речи учащихся, воспитание интереса к тексту описательного характера.

Тип урока Урок развития речи

Планируемые образовательные результаты

Предметные: знакомство с картиной и художником; учить описывать картину; создавать текст-описание.

Личностные: осознание ценности русского языка; уважительное отношение к русскому языку; стремление к речевому самосовершенствованию.

Методы и формы обучения

Наблюдение над языком; фасилитированная дискуссия; индивидуальная; фронтальная

Оборудование

Компьютер, мультимедийный проектор

Наглядно-демонстрационный материал

Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная учителем

Технологическая карта урока

Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Осуществляемая деятельность учащихся

Формы организации взаимодействия

Формируемые умения (базовые учебные действия)

Промежуточный контроль

1

2

3

4

5

6

7

1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Вступительное слово

-Давайте определим настрой на работу, свое настроение:

1.отличное-

2.хорошее-

3.не совсем готовы-

Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем, демонстрируют готовность к уроку

Фронтальная

Познавательные: понимают познавательную задачу.

Регулятивные: планируют необходимые действия, операции.

Коммуникативные: работают в парах

Смайлики с настроением

2.Актуализация и пробное учебное действие

Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях. Просмотр мультимедийной презентации, сопровождающей ход урока

– Сегодня нам предстоит сложная, но увлекательная работа. Мы должны подготовиться к художественному сочинению-описанию картины.

– Начать я бы хотела со стихотворения В.Кончаловского «Наша древняя столица». Прочитайте стихотворение. О чём говорит поэт? (показ слайда)

– Поэт говорит здесь о школе на Руси, о том, что учились только мальчики. Название букв было необычным (аз, буки, веди). За невыполнение задания детей пороли, писали пером, учил их церковный дьяк. Еще раз прочитайте 2-е четверостишие. Какое значение имеет в нем слово «чудное»? (устар. Необычное, не такое, как сейчас).

– Рассказ учителя о древнерусской школе (просмотр слайдов).

– Нам предстоит работа с картиной Б.Кустодиева «Школа в Московской Руси»

Воспринимают на слух информацию, смотрят презентацию, принимают участие в диалоге с учителем

Фронтальная

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: слушают, задают вопросы, отвечают на вопросы;

высказывают и свою точку зрения

Задают вопросы для уточнения информации. Устные ответы.

3.Выявление места и причины затруднения

Фасилитированная дискуссия

Анализ изображенного на репродукции, предложенной учителем

– Рассмотрите картину. (30 секунд тишины)

(показ слайда)

Что вы видите на картине?

– Что происходит на этой картине?

(Что еще вы видите? Кто видит что-то, о чем еще не говорили?)

– Как вы думаете, где это происходит? Почему вы так решили?

– Как вы думаете, какое настроение (ощущение) хотел передать художник?

Как бы вы назвали эту картину? (Что позволяет тебе так сказать, назвать…)

Обобщение всего сказанного учащимися

Итак, картина открывает перед нами класс земской школы. Деревянные стены, лавки и стол. На высоких полках стоят книги, которые были в большой редкости. Справа в глаза бросается блестящий чайник с золотистыми украшениями.

Класс очень просторный и светлый. На одном из подоконников спит кошка. Пять ребят сидят за столом и что-то пишут. Еще двое мальчиков стоят на коленях возле учителя. Видимо, они наказаны за какую-то шалость и теперь читают вслух книгу. С торца стола сидит учитель.

Он очень серьезен. У него ровная осанка, седые волосы и борода. Недалеко от него на лавке стоит горшок с кашей. В перерыв детей нужно будет покормить, потому что учение долгое. Ученики очень внимательные и сосредоточенные.

Они понимают всю важность учения и стараются не подвести родителей.

Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

Групповая, индивидуальная

Личностные: имеют желание осознавать свои трудности и стремятся к их преодолению

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы

Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают свою точку зрения

Устные ответы

4.Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения

Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся.

Эта картина написана известным русским художником Борисом Михайловичем Кустодиевым и называется она «Школа в Московской Руси».

– Про обучение на Руси мы уже сказали и сделали вывод, что для детей это было очень важным и ответственным делом, потому что не каждый мог позволить себе отправить ребёнка учиться.

Отвечают на вопросы. Строят понятные высказывания.

Фронтальная, индивидуальная

Личностные: осознают свои возможности в учении

Совет

Познавательные: извлекают необходимую информацию объяснений учителя, высказываний одноклассников, Регулятивные: планируют необходимые действия, операции

Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания

Устные ответы. Задают вопросы для уточнения информации

5.Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта

Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Обсуждение картины. Составление плана сочинения-описания картины

– Используя ключевые слова, составьте план описания картины. (показ слайда)

План-образец

1.Школа в древней Руси.

2.Описание картины

А) просторный класс (деревянные стены, стол, лавки, полки с книгами, чайник, спящая кошка )

Б) ученики (пять мальчиков пишут, двое стоят на коленях и читают книгу, строгий учитель с седой бородой, внимательные и сосредоточенные ученики)

3.Настроение на картине. Какие чувства картина вызвала у вас? (важность процесса обучения, ответственность перед родителями)

(показ слайда)

Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками составляют план работы над сочинением

Фронтальная, индивидуальная

Личностные: читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят ее в предложенных материалах

Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки

Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы

Задают вопросы для уточнения информации

6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи

Обратите внимание

Обобщение и систематизация знаний, формирование рациональных способов применения их на практике

Контролирует правильность выполнения задания.

Составление черновиков сочинения.

– Для того чтобы сочинение получилось образным, чтобы его интересно было читать другим, продумайте сначала, что бы вы хотели написать, проговорите про себя предложение целиком и только потом записывайте.

– Неотъемлемой частью подготовки к хорошему сочинению является предупреждение ошибок. Для этого необходимо заранее подобрать слова, в правописании которых вы не уверены, и проверить по словарю.

Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

Индивидуальная

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме, осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи

Устные ответы

7.Самостоятельная работа учащихся с самопроверкой

Составление связных сообщений-описаний. Обобщение и систематизация знаний и формирование рациональных способов применения их на практике.

Организует и сопровождает деятельность детей по подготовке и написанию сочинения, контролирует правильность выполнения задания. Создает условия для устранения перегрузки учащихся и овладения новым учебным материалом непосредственно на уроке.

Озаглавливают рассказ в соответствии с темой и основной мыслью сочинения; работают над предупреждением ошибок с помощью словарей, пишут сочинение.

Индивидуальная

Личностные: нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цель, осуществляют поиск необходимой информации

Регулятивные: самостоятельно планируют необходимые действия, операции, работают по плану

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

Письменная работа

8.Включение в систему знаний и повторение

Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание работы на уроке

Важно

Учитель просит учеников ответить на ряд вопросов, связанных с написанием сочинения:

  1. Что необходимо делать, чтобы не повторяться?

  2. Подберите синонимы к слову «художник».

  3. Подберите синонимы к слову «картина».

  4. Почему в сочинении по картине нельзя писать «нарисовал»?

  5. Что необходимо использовать в своей речи, чтобы речь была выразительной?

Отвечают на вопросы. Определяют уровень приобретенных знаний.

Индивидуальная, групповая

Личностные: понимают, в чем значение знаний для человека

Познавательные: приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

Оценивание работы учащихся на уроке

9.Рефлексия учебной деятельности на уроке

Заключительная беседа по вопросам

Продолжите предложения:

  1. Мне показалось интересным…

  2. Меня удивило…

  3. Мне бы хотелось…

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке.

Индивидуальная, групповая

Личностные: приобретают мотивацию процесса образования, стремятся к приобретению новых знаний и умений

Регулятивные: оценивают свою работу

Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания

Листы обратной связи

К талантливым художникам России относится имя Кустодиева Бориса Михайловича. Его работы разного жанра поражают своей красотой и яркостью. Он любил передавать на своих полотнах жизнь русских людей. Таким пронзительным и простым является его картина «Школа в Московской Руси».

         Умение читать и писать в давние времена было редкостью и имело большое значение. Перед грамотными людьми открывались большие пути. Не все родители могли себе позволить отдать детей в школу. Так и изображенные на картине дети одеты лучшие одежды, которые могли позволить себе родители учеников.

         Картина открывает перед нами класс земской школы. Деревянные стены, лавки и стол. На высоких полках стоят книги, которые были в большой редкости. Справа в глаза бросается блестящий чайник с золотистыми украшениями. Класс очень просторный и светлый. На одном из подоконников спит кошка. Пять ребят сидят за столом и что-то пишут. Еще двое мальчиков стоят на коленях возле учителя.

Видимо, они наказаны за какую-то шалость и теперь читают вслух книгу. С торца стола сидит учитель.

Он очень серьезен. У него ровная осанка, седые волосы и борода. Недалеко от него на лаве стоит горшок с кашей. В перерыв нужно покормить учеников, потому что учение долгое. Ученики очень внимательные и сосредоточенные. Они понимают всю важность учения и стараются не подвести родителей.

         Полотно рассказывает нам о школе на Руси. Автор показал простые будни того времени во всей красоте и искренности.

Источник: https://kopilkaurokov.ru/russkiyYazik/uroki/urok_razvitiia_riechi_podghotovka_k_sochinieniiu_opisaniiu_po_kartinie_b_kustodi

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector