Сочинение по картине свидание маковского 4, 7 класс описание

Сочинение по картине Маковского “Свидание”

На знаменитой картине В. Е. Маковского “Свидание”, созданной во второй половине 19 века, мы видим мальчика лет десяти и его мать. Их фигуры четко выписаны на переднем плане.

Женщина пришла на свидание к сыну, которого, наверное, не видела очень долго. Судя по облику, она простая крестьянка: на ней черный простой тулуп, повязанный по-деревенски платок, снизу виднеется край красной юбки.

Пришла она, скорее всего, издалека, пешком. Рядом с ней художник изобразил небольшой запыленный узелок и посох.

Обратите внимание

Ее сынишка, видимо, отдан в город для обучения ремеслу. Он работает в каком-нибудь цехе. Это тоже видно по тому, как мальчик одет. На нем – грязный промасленный фартук, старая выцветшая рубашка. Он стоит босиком и жадно ест принесенный матерью калач. Мальчик крепко держит хлеб обеими руками и видно, что он голоден.

Легкоможно понять, что жизнь и у матери, и у сына – несладкая, бедная. Приходится много и тяжело трудиться, но денег все равно мало. От бедности ребенка и отдали так рано в чужие люди. Дома, в деревне, наверное, остались еще маленькие дети, а прокормить всех их родителям очень трудно.

В те времена, которые изобразил В. Е. Маковский, дети из бедных семей часто жили в чужом доме как прислуга или подмастерья. Им нередко давали самую грязную и тяжелую работу, били их, плохо кормили. Конечно, при такой жизни ребята частенько болели, а то и умирали.

Наверное, показанная здесь мать и пошла-то в далекий город прежде всего затем, чтобы убедиться, что ее сын жив и здоров, подкормить и приласкать его. Но дома у женщины много дел, да и мальчик должен возвращаться к работе, а потому они скоро опять надолго расстанутся.

Положение героев этой картины как бы подчеркивается убогостью комнаты, в которой проходит их короткое свидание. Она грязная, полупустая. Я думаю, что это – комната, где обычно отдыхают и обедают рабочие. В углу стоит деревянная бочка, а на ней – кувшин для питья. Сквозь небольшое окно на мать и сына падает солнечный свет. Он как будто радуется их долгожданной встрече.

Пока мальчик ест, мать молча смотрит на него и о чем-то думает. По выражению лица ясно, что мысли у нее невеселые. Крестьянке до слез жалко своего сына – усталого, плохо одетого и голодного. Она представляет, как ему нелегко в большом и неласковом городе. Особенно тяжело то, что она ничем не может ему помочь.

Матери, наверное, хочется забрать сынка домой, но этого нельзя сделать, потому что тогда им будет не на что жить. Сердце матери буквально рвется на части от любви, жалости и невозможности хоть что-то изменить. Эти драматические чувства очень хорошо переданы автором картины. Именно их я и считаю здесь основными. В будничном сюжете В. Е.

Маковский правдиво и талантливо показал проблемы людей своего времени.

(2

Источник: http://schoolessay.ru/sochinenie-po-kartine-makovskogo-svidanie/

Сочинение по картине В.Е. Маковского «Свидание»

     Очень теплая и трогательная картина Маковского В.Е., она затрагивает глубину души, где человеку свойственно прятать нежность, ставя ее в ранг слабых качеств. «Свидание» напротив, доказывает, как сильна любовь, а значит и необходима каждому, жизненно важна. Здесь прославляется особенность материнского чувства. Но можно многое почерпнуть и из образа ребенка.

     Какие подробности картины интересны были мне? Я долго не могла оторваться от лица матери. Кажется, что это еще не старая женщина. Но жизнь как надломила ее. Она не просто печальная, она уставшая. Забота обо всех, и обо всем сделала ее понурой, с грустными от боли глазами. Она не может не думать и не заботиться о своем сыне.

Жизнь так сложилась, что она вынуждена была отдать его в подмастерье. Думая о его будущем, чтобы у родного ребенка была профессия, а значит и кусок хлеба, она вынуждена была вырвать его из привычной среды. Даже растение, когда его пересаживают, болеет. Мать сознательно лишила сына дома, своей любви, которую только урывками теперь может уделять.

Важно

Она понимает, что ее маленький ребенок сейчас живет в холоде и голоде. И как может, она пытается заботиться о нем. Вот и сейчас изображена очередная встреча. Каждый из них соскучился друг по другу, им есть о чем поговорить, многое хочется сказать. Им хочется обняться, почувствовать тепло. Но сейчас нет ни времени, ни возможности.

Только выражение лица матери пытается передать всю накопившуюся теплоту и боль.  

     Мастер портрета изобразил женщину, великую силой и славой, описанную поэтами как могущую творить разные дела, и даже подвиги, беспомощной. Это тот момент, когда она не в силах изменить ничего. При этом внешний вид малыша совсем не указывает на его возможность тяжело физически трудиться.

И только обреченный и упрямый взгляд говорит, что он стал на путь страданий и готов идти до конца, чего бы это ему не стоило. Это сейчас он босой и голодный, в порванной одежде и боящийся даже взгляд поднять на родного человека, чтобы по-детски не расплакаться. Но он все выдержит. И когда-нибудь сам будет мастером. Сейчас он обещает себе это, а иначе ему не выдержать.

А еще он обещает, что никогда не будет таким же жестоким, как его мастер. Он будет уважать работников и учеников, и не допустит, чтобы они были голодны. Будет ли это? Вряд ли. Когда он станет взрослым, от тяжести его детства душа станет грубее, черствее. Мать смотрит на него и кажется все это понимает и видит своим материнским чутьем.

И ей печально, что ее ребенок обречен на несчастье, не смотря ни на что. Нет такого чуда, который исправит это. И ей очень и очень жаль его.

     Спасибо огромное живописцу, который так просто изобразил образы, а вместе с тем, начертал путь к истинному счастью – это любовь и доброта. А иначе не получится.

Источник: https://isoch.ru/makovskii_v_e/153-ve-makovskogo-svidanie.html

Сочинение по картине В. Е. Маковского «Свидание»

Сочинение по картине В. Е. Маковского «Свидание»

Владимир Егорович Маковский — талантливый русский живописец середины XIX — начала XX века. Художник создавал жанровые произведения, каж­дое из которых является зарисовкой реальной жизни людей. Особенное внимание Маковский уделял изоб­ражению простых людей и крестьянского быта.

На его полотнах мы видим незнатных и небогатых людей, лучше понимаем их беды и печали. Каждая картина великого художника — это не просто фрагмент из жизни, это своеобразное литературное произведение, которое можно «прочитать». На самом деле Маков­ский не раз сравнивал искусство живописи и силу литературного слова.

Совет

По его мнению, необходимо заставить читателя и зрителя сопереживать героям, изображённым на картине или описанным в лите­ратурном произведении. Сам художник считал, что картину можно назвать состоявшейся только тогда, когда в ней есть настоящая жизнь.

Для Владимира Егоровича особый интерес представлял бытовой пей­заж, который давал возможность передать настроение, показать и подчеркнуть самое важное. В произведе­ниях великого художника отражена целая эпоха.

Картина «Свидание» была создана в 1883 году. Это произведение можно назвать характерным для русской живописи. Драматизм ситуации очевиден. На картине мы видим встречу матери и сына. Скорее всего, они не виделись долгое время. Мальчик был отдан в учение. Он уже достаточно взрослый, чтобы оставить родной дом, обучаться какой-то профессии.

Читайте также:  Сочинение про спорт

Это было обычным делом для подростков из бедной семьи в то время.

На вид мальчику примерно 12-13 лет. У него старая и грязная одежда. Штаны из серой грубой ткани, поверх рубахи повязан фартук. Мальчишка жадно ест булку, которую принесла ему мать. Да­же такое нехитрое лакомство, по-видимому, мальчик видит нечасто.

Возраст матери трудно определить. Видно, что она измучена тяжёлой жизнью и непосильным трудом. Она смотрит на своего сына с любовью и жалостью. На голове крестьянки тёмный платок. Сама женщина одета в чёрный кожух и красную юбку. Возможно, это её лучшая одежда, которую крестьянка надела, чтобы отправиться в город.

Сама фигура матери вызывает жалость к ней са­мой и её сыну. Их встреча состоялась в холодном помещении. Наверное, это сени. Чуть дальше мы видим двери, которые ведут в другое помещение — мастерские или жилые комнаты.

Вся обстановка свидетельствует о бедности, убо­гости. Здесь ничего не напоминает о тепле, уюте, душевном комфорте и благополучии.

Стены сложены из потемневших брёвен. Пол зем­ляной, грязный и холодный. Всё это создаёт мрачное настроение. В углу мы видим бочку с водой, накры­тую крышкой. На ней стоит глиняный кувшин.

Это свидетельствует о том, что, несмотря на убогость обстановки, здесь часто бывают люди. Рядом с бочкой стоит палка. С ней пришла мать мальчика. Эта деталь также может о многом свидетельствовать.

Обратите внимание

Наверное, женщина шла издалека, палка ей была необходима, чтобы опираться в дороге. А, может быть, у женщины больные ноги, поэтому ей трудно ходить.

Зрители поневоле проникаются настроением карти­ны. Нельзя остаться равнодушным к судьбе главных героев, их горе и страдания очевидны, им начинаешь сопереживать.

Мальчик и мать не смотрят друг на друга. Ра­зумеется, это не означает, что им нечего сказать. Вполне возможно, что они не хотят огорчать друг друга рассказами о своих бедах и неприятностях. Ли­цо женщины очень грустно. Она понимает, насколько тяжела жизнь её сына вдали от дома. Но забрать его домой она не может. Бедность и нужда заставляют людей разлучаться со своими детьми.

Владимир Егорович Маковский в этом произведе­нии создал типичный образ русской крестьянки. Это самая обычная женщина, и облик её реален и правдив. Сцена, которая изображена на картине, рассказывает о настоящей жизни русского народа. Художник сам сопереживает простым людям, на долю которых с ран­него детства выпадало множество бед и испытаний.

Можно попытаться представить себе, как раньше жили мальчик и его мама. Мне кажется, что они жили в деревне. С детства мальчик был привычен к крестьянскому труду, во всём помогал родителям.

Но в свободное время у него была возможность поиг­рать на свежем воздухе, насладиться красотой леса, реки, поля. Так было, пока мальчик был ещё совсем маленький.

Теперь он может только вспоминать то счастливое время, потому что у него нет возможно­сти вырваться из этой убогой обстановки хотя бы на время. Остаётся только надеяться, что вскоре он вырастет, и его жизнь хотя бы немного станет лучше.

Художник показывает фрагмент из жизни простых людей. И подчёркивает, что это было самым обыч­ным явлением в то время. Деревенские жители были настолько бедны, что их дети вынуждены были сыз­мальства зарабатывать себе на кусок хлеба. Мальчик выглядит хмурым, несчастным, голодным. Его жизнь тяжела и беспросветна.

Важно

В то время прогрессивные люди задумывались о социальном неравенстве и справедливости. Для несчастной матери уже не будет другой жизни. Она привыкла к тяжёлой работе и вопиющей бедности. Но будет ли жизнь её сына хотя бы немного счастливее? Такие вопросы ставились в произведениях передо­вых людей девятнадцатого столетия. Нелёгкая жизнь простого народа не могла оставить их равнодушными.

Картина «Свидание» — это настоящий шедевр русской живописи, позволяющий задуматься об исто­рии нашей страны и о жизни людей в позапрошлом столетии.

На этой странице искали :

  • сочинение по картине владимира егоровича маковского свидание
  • легкое сочинение по картине Свидание Маковский

Сохрани к себе на стену!

Источник: http://vsesochineniya.ru/sochinenie-po-kartine-v-e-makovskogo-svidanie-2.html

Сочинение по картине Маковского «Свидание»

В.Е. Маковский — один из лучших художников 19 века. Своими картинами автор заставлял людей задуматься о проблемах, которые были актуальны в то время.

Большинство его произведений изображают ту или иную ситуация, в которой отображены реалии его времени. Одна из лучших его картин называется «Свидание».

Давайте разберемся, что на ней изображено и почему её считают одной из лучших в его творчестве.

На переднем плане располагаются основные действующие лица: мать и сын. Долгое время они не видели друг друга и вот наконец-то встретились.

По глазам матери можно понять, насколько она рада видеть своего сына.

Видно, она проделала нелегкий путь, чтобы встретиться с ним. Художник акцентирует внимание зрителей на трости и пыльном мешке. Мы понимаем, что женщина больна, но все равно готова на все, ради встречи со своим ребенком.

Её нос покраснел от мороза, однако она все равно рада видеть своего ребенка.

Сын жадно вгрызается в булку, которую принесла ему мама. Мальчик полностью сконцентрирован на еде. В этом нет ничего удивительного. В конце 19 века, дети часто уходили из дома в юном возрасте на подработки. Чаще всего, они становились подмастерьями — помогали в самой тяжелой работе мастерам. Они таскали тяжелые предметы, выполняли все работы по дому. Часто это приводило к смерти.

О том, что мальчику трудно, можно судить по его внешнему виду. Его одежда вся в пыли. Видно, что она старая и изношенная. К тому же, он босой. Наверное, ему безумно трудно в холодные времена года.

В глазах матери можно увидеть грусть. Это не удивительно, ведь, скорее всего, она сама отправила сана на подработку. Она могла бы забрать его, но тогда у их семьи не будет средств на то, чтобы прокормить себя.

Этой простой картиной В.Е. Маковский поднимает проблему бедности крестьянства в 19 веке. Не смотря на отмену крепостного права, жизнь населения не стала легче. Денег не хватало даже на еду, не то что на одежду. Каждый выживал, как мог. Кто-то старался зарабатывать, выращивая продукты в огороде. Некоторые отправлялись в город на заработки.

Также и главный герой картины, зарабатывает деньги черным трудом ради своей семьи. Он отдал свое счастливое детство ради благополучия близких людей.

Совет

Место, в котором встречаются герои, похоже на комнату отдыха рабочих. Она грязная и темная. Все, что в ней есть — это кувшин с водой для того, чтобы утолить жажду. Окно очень маленькое, поэтому света в помещении мало.

Вся картина нарисована в темных тонах, что задает нужную атмосферу. Зритель сопереживает героям, ведь осознает, возможно, герои встретятся не скоро. Матери все труднее навещать своего сына. Мальчика же в любой момент может погубить тяжелый труд.

Подводя итог, хочется сказать В.Е. Маковский — настоящий гений. Он парой движений кисточки способен создать полотно, которое заставит сердце любого человека трепетать. Не смотря на мрачность картины «Свидание», она заслуженно имеет звание шедевра русской живописи. Без слез трудно смотреть на встречу печальной матери с её голодного сыном.

Источник: http://sochinyalka.ru/2017/03/sochinenie-po-kartine-svidanie.html

Сочинение по картине Маковского «Свидание»

Маковский известный русский художник-сподвижник средины девятнадцатого века.

Читайте также:  Сочинение на тему курение вредит здоровью

Маковский предпочитал изображать быт, поэтому на его картинах преобладают крестьянские сюжеты, раскрывающие всю их нищенскую жизнь, с ее печалями и бедами. Он пытался изображать подлинную жизнь людей такой, какая она есть.

Вот и картина Маковского Свидание рассказывает зрителю о жизни людей, которым приходилось выживать любыми способами, даже отдавая своих детей на подработку.

Свое полотно Свидание Маковский создает в 1883 году. В период крепостного права уже не было, и казалось бы, жизнь крестьян должна наладиться, но нет. Люди столкнулись с бедностью и проблемой выживания, так как кроме вольной они ничего не получили.

Чтобы не умереть от голода, детей в раннем возрасте отдавали ремесленникам, где бы они научились какому-то ремеслу и могли заработать копеечку. В качестве подмастерья, дети выполняли черную работу. Работая за кусок хлеба, они чаще не доедали, а из-за плохих условий труда, часто болели и умирали.

И это была реальная жизнь, о которой нам рассказывает Маковский через свою картину Свидание. Мы же напишем сочинение по картине Свидание Маковского за 7 класс.

Описание картины

Картина В.Е. Маковского Свидание рассказывает нам о нелегкой жизни мальчика подросткового возраста. Ему только 10-13 лет, а он уже выполняет работу, посильную только взрослому. Мальчик забыл, что такое детство.

Да и знал ли он вообще, как это быть ребенком, бегать, резвиться и играть с другими детьми? Думаю, вряд ли.

Скорее всего уже с малого возраста, ему приходилось помогать родителям, а став подростком, пришлось идти в подмастерье, чтобы помогать прокормить семейство.

Обратите внимание

На картине мы видим момент, когда к мальчику ушедшему на заработки, пришла мать. Эта встреча и печальна, и радостна одновременно. Радостна, так как мать и сын встретились. Мать убедилась, что ее ребенок жив. Печальная, потому что ситуацию невозможно изменить.

Как бы того ни хотелось, мать понимает, что забрать ребенка она не сможет. Ведь без его заработка семья умрет с голода. Вот им и остаются лишь такие мимолетные встречи.

Скорее всего мальчик работает в городе, а мать живет в деревне и это расстояние ей приходится преодолевать пешком.

Женщина еще не старая, но жизнь уже успела ее потрепать и забрать здоровье. Она одета в теплую одежду, ее взгляд устремлен на сына, как будто хочет впрок на него насмотреться. А еще создается впечатление, что мама хочет что-то сказать своему сыну, но не решается.

А в это время ребенок с жадностью поглощает хлеб. Это говорит, насколько сильно он голодает. Но вместо того, чтобы нежиться в объятьях матери, он предпочел сначала утолить голод, так как неизвестно, когда еще он сможет полакомиться едой из маминых рук. А нежности можно оставить и на потом.

Картина Маковского Свидание, что мы описываем в нашем сочинении, изображается в мрачных, черных тонах. Мы видим мать и ее ребенка в какой-то небольшой темной комнате, где кроме кувшина с водой на столе и небольшой скамейки, ничего нет. Возможно это комната, в которой дети отдыхают после работы, а может это специальная комната для свидания.

В целом работа выполнена мастерски, а ценность картины Свидание в том, что автор изображает настоящую реальность прошлого времени. Она трагична и не вызывает радости, только переживание и жалость.

Ведь становится очень жаль как ребенка, так и его мать. А страшно оттого, что это не единственный случай. Ведь такая судьба была у всех крестьян и их детей, которым пришлось жить в девятнадцатом веке.

Источник: http://sochinyshka.ru/sochinenie-po-kartine-makovskogo-svidanie.html

Cочинение по картине В.Е. Маковского “Свидание”

Методическая разработка

урока русского языка по теме «Сочинение по картине В.Е.Маковского

«Свидание» (7 класс)

Цели урока:

  • подготовить обучающихся к написанию сочинения по картине;

  • продолжить работу по раскрытию творческих способностей и образного мышления обучающихся;

  • повторить смысловые группы наречий;

  • формировать навык построения связного рассказа;

  • вырабатывать умение отбирать материал и работать с черновиком.

Тип урока: урок развития речи

Оборудование: учебник русского языка(7 класс), репродукция картины В.Е.Маковского «Свидание», мультимедийная установка, раздаточный материал (таблица, текст задачи)

Ход урока

Речевая ситуация «Исчезнувшая пуля».

Полиция прибыла на место преступления через полчаса после убийства. Убитый лежал в комнате, в которую после его смерти никто не входил. Убийство совершено выстрелом из окна соседнего дома – там даже обнаружена гильза. А вот пулю найти никак не могут. Причем на убитом виден след от пули. Куда же она могла пропасть? (Ответ: пуля была из сухого льда).

– Выскажите, ребята, свои предположения, обосновав их.

– Сегодня нам предстоит провести своеобразное следствие по картине

Владимира Егоровича Маковского «Свидание» и написать сочинение.

  1. Слово учителя о художнике. (Слайд3)

Маковский, Владимир Егорович

Владимир Маковский родился в семье видного деятеля искусств Е. И. Маковского в 1846 году, одного из основателей Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Мать Владимира — Любовь Корнилиевна (урождённая Моленгауэр).

Квартира Маковских находилась на набережной Москвы-реки с видом на Кремль. С детства Владимира окружала атмосфера искусства. В доме отца собирались известные люди — Глинка, Гоголь, Пушкин, Щепкин, Брюллов, Тропинин. Устраивались литературные, рисовальные и музыкальные вечера.

В семье было четверо детей (Константин, Николай, Владимир и дочь Александра), и все они стали известными художниками. От матери Владимир унаследовал красивый голос, учился играть на гитаре и скрипке, довольно рано начал рисовать. Первые уроки изобразительного искусства Маковский брал у В. А. Тропинина.

В пятнадцать лет он написал жанровую картину «Мальчик, продающий квас» (1861).

Важно

Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, закончил его с серебряной медалью и званием классного художника III степени за работу «Литературное чтение».

В 1869 за картину «Крестьянские мальчики стерегут лошадей» Маковский получил звание «классного художника первой степени с золотой медалью Виже-Лебрень за экспрессию. Картина «Игра в бабки» стала первой картиной Маковского, купленной П. М. Третьяковым для своей галереи, что означало признание его как художника.

В 1873 за картину «Любители соловьев» Маковский был произведён Академией художеств в академики. Картина была выставлена на Всемирной выставке в Вене, где привлекла всеобщее внимание.

Фёдор Достоевский писал о ней: «…если нам есть чем-нибудь погордиться, что-нибудь показать, то уж, конечно, из нашего жанра… в этих маленьких картинках, по-моему, есть даже любовь к человечеству, не только к русскому в особенности, но даже и вообще».

Тема народной жизни, поднятая еще в первых его работах, достигает больших социальных и жизненных обобщений в картинах-обличениях зрелого периода творчества («Свидание», 1883; «На бульваре», 1886-1887). (Слайд 2)

В 1892 году ему присвоили звание профессора. Вплоть до 1894 года он жил и работал в Москве в доме Дворцового ведомства у Каменного моста близ Храма Христа Спасителя, для росписи которого сделал несколько эскизов.

С 1894 по 1918 Маковский преподавал в петербургской Академии художеств, куда его пригласили на должность руководителя жанровой мастерской в Высшем художественном училище. В 1895 он был назначен ректором Академии. Учениками Маковского были А. Е. Архипов, В. Н. Бакшеев, Е. М. Чепцов.

Умер Владимир Маковский 21 февраля 1920 и был похоронен в Петрограде на Волковском кладбище.

  1. Подготовка к написанию сочинения по картине.

  1. Беседа по картине. (Учебник русского языка, упр.240 (стр.106-107), вклейка №5) (Слайд 4)

Цель беседы по картине: раскрыть содержание картины, показать на ее примере тяжелую жизнь детей в царской России и сравнить ее с жизнью детей в наше время, пояснить художественный язык картины.

  • Работа с названием картины.

Читайте также:  Сочинение образ русской земли в слове о полку игореве (образ руси) 9 класс

– Картина – всегда диалог художника со зрителем. Этот диалог начинается с её названия.

– Почему живописец назвал свою картину «Свидание»? Как название произведения помогает осмыслить её содержание?

– О каких чувствах, переживаниях героев сумел рассказать художник?

( Художник запечатлел свидание матери с сыном, отданным “в учение” к ремесленнику, “в люди”. Жалость и горечь вызывает образ забитого мальчугана, торопливо жующего принесенный матерью калач, и молчаливое понимание бедной деревенской женщины, с любовью и болью смотрящей на сына.)

  • Работа с афоризмом. (СЛАЙД 5)

Georg Christoph Lichtenberg

Георг Кристоф Лихтенберг (нем. Lichtenberg, 1742—1799) – выдающийся немецкий учёный и публицист; род. в 1742. г. близ Дармштадта в семье деревенского пастора.

А) – Перед вами афоризм Г.К.Лихтенберга. «Самая занимательная поверхность на земле – это…»

Задание:

– Закончите афоризм. ( Это лицо).

-Как вы думаете, почему Г.К.Лихтенберг именно так закончил свою мысль? Считаете ли вы, что автор прав? Если – да, то почему?

Б) – А вот что говорит о лицах поэт Николай Заболоцкий.

Чтение ученицей стихотворения Николая Заболоцкого «О красоте человеческих лиц»:

Есть лица, подобные пышным порталам,

Где всюду великое чудится в малом.

Есть лица – подобия жалких лачуг,

Где варится печень и мокнет сычуг.

Иные холодные, мёртвые лица

Закрыты решётками, словно темница.

Другие – как башни, в которых давно

Никто не живёт и не смотрит в окно.

Но малую хижинку знал я когда-то,

Была неказиста она, небогата,

Зато из окошка её на меня

Струилось дыханье весеннего дня.

Поистине мир и велик и чудесен!

Есть лица – подобья ликующих песен.

Из этих, как солнце, сияющих нот

Составлена песня небесных высот.

– Согласны ли вы, что многое можно прочесть, вглядываясь в лица мальчика и женщины?

– Что можно прочитать, вглядевшись в лицо мальчика?

– Как одет мальчик? О чем говорит его одежда? (Мальчик одет в заплатанную розовую рубаху, синие, засученные внизу штаны, в длинный грязный передник. По одежде мальчика видно, что он подмастерье у сапожника, живется ему плохо, голодно. Хозяин жестоко обращается с ним.

Вид у него жалкий, забитый.) – Как одета мать? Что можно сказать о ней? (Мать одета в старую шубу, цветной сарафан, на голове платок. Рядом с ней на полу лежит котомка, у бочки стоит палка. Значит, пришла она издалека. Вид у нее грустный— она понимает, что сыну живется плохо.

) – Где происходит свидание мальчика с матерью? (В полутемном холодном коридоре, в углу стоит бочка с питьевой водой, покрытая досками, на них стоит кувшин, из окна падает серый тусклый свет.) – Почему же они встречаются в коридоре? (Хозяин не пустил их в теплую комнату.

Он жестокий и безжалостный человек.)

– Молчаливая сцена много говорит о жизни.

– Молчаливая сцена много говорит о жизни. Попытайтесь рассказать друг другу:– О чем мальчик может рассказать матери, когда доест булку? (Он, наверно, расскажет, как плохо ему живется, и попросит мать взять его с собой в деревню.)

– Возьмет ли его мать, как вы думаете? (Не возьмет, в деревне бедно и голодно, потому и отдала она сына в ученье к сапожнику.)

Таблица

Мальчик

Лицо

Глаза

Одежда

Поза

Его лицо раскраснелось

не смотрит на мать, все внимание он сосредоточил на вкусной румяной булке, глаза его опущены вниз

Заплатанная розовая рубаха, синие, засученные внизу штаны из грубого серого полотна, длинный рваный и грязный передник (фартук), у мальчика нет обуви

Стоит

Женщина

Лицо

Глаза

Одежда

Поза

сосредоточенно-грустное лицо

с нежностью и умилением смотрит на сына

старая темно-синяя старинного покроя шуба, цветной сарафан, на голове коричневый платок, ноги обуты в валенки

Совет

Сидит на деревянной табуретке, вся ее поза выражает горечь и сострадание, бессознательным жестом она касается своих губ

Комната

полутемный холодный коридор, в углу стоит бочка с питьевой водой, покрытая досками, на них стоит кувшин, из окна падает серый тусклый свет

Словарь: полотно, картина, колорит картины, цвет, свет, фон, передний план, задний план, деталь, композиция, описание внешности

  • – Какую мысль утверждает живописец своей картиной?

(У мальчика-подмастерья жизнь тяжелая, безрадостная, голодная)

– Какое литературное произведение заставляет вас вспомнить картина В.Е Маковского «Свидание»?

(Образ мальчика, созданный художником, напоминает Ваньку Жукова из рассказа А. П. Чехова).

– Сравните жизнь этого мальчика с жизнью маленького подмастерья с картины «Свидание», с жизнью Ваньки Жукова из рассказа А. П. Чехова.(Рассказ «Ванька» А.П.Чехов написал в 1886 году, спустя три года после написания Маковским картины «Свидание»).

  • Работа с отрывками из текста рассказа. (Зачитываем отрывки из письма Ваньки Жукова).

Подмастерья надо мной насмехаются, посылают в кабак за водкой и велят красть у хозяев огурцы, а хозяин бьет чем попадя. А еды нету никакой.

Утром дают хлеба, в обед каши и к вечеру тоже хлеба, а чтоб чаю или щей, то хозяева сами трескают.

Милый дедушка, сделай божецкую милость, возьми меня отсюда домой, на деревню, нету никакой моей возможности… Кланяюсь тебе в ножки и буду вечно бога молить, увези меня отсюда, а то помру…

Хотел было пешком на деревню бежать, да сапогов нету, морозу боюсь…

Вывод: На примере картины «Свидание» и рассказа «Ванька» мы можем представить себе, как жили дети до революции, как хозяева, к которым отдавали детей в учение, жестоко обращались с ними, заставляли выполнять тяжелую работу, плохо кормили и одевали, грамоте не учили.

– А как теперь живут дети? Где они учатся? Где получают специальность?

– Одним из средств правдивого и выразительного изображения действительности в живописи является КОЛОРИТ. Великий русский художник Репин подчёркивал: «Краски у нас орудие, они должны выражать наши мысли. Колорит наш – не изящные пятна, он должен выражать нам настроение картины, её душу, он должен расположить и захватить всего зрителя, как аккорд в музыке».

– Какой цвет преобладает в картине «Свидание»? Почему?

(Мягкий и задушевный тон картины сказался и на ее колорите, на том гармоничном единстве, к которому приведены скупые и скромные краски убогой обстановки и простой крестьянской одежды. Теплые тона: зеленый, красный, серый коричневый).

– Художник пользуется серым колоритом, создающим впечатление безрадостной обстановки. Через окно слева в коридор едва проникает тусклый дневной свет. Серый колорит еще больше усугубляет гнетущее впечатление,— тяжела жизнь мальчика, безысходно горе его матери.

Задание: – Составьте синквейн, отвечающий на вопрос: «Какой вы увидели картину В.Е.Маковского «Свидание»? (Слайд6)

Картина

Яркая, впечатлительная

Выражает, заставляет, создает

Заставляет зрителей сопереживать горю и страданиям

Жизнь

(Изображая рядовые случаи, которые встречались на каждом шагу, художник заставлял зрителя задуматься над жизнью, пробуждал сочувствие к участи многих простых людей, заставляя горевать вместе с ними и радоваться их радостями.)

V. Работа с черновиками.

– Опишите картину Маковского «Свидание», используя по своему усмотрению словосочетания, данные в упр.240 и материал таблицы.

– А какие группы наречий вы можете использовать при написании сочинения по картине? (Наречия места, времени, образа действия).

– Свое сочинение вы можете закончить фразой: «Я смотрю на эту картину и понимаю, что…»

Источник: https://kopilkaurokov.ru/russkiyYazik/uroki/cochinieniie-po-kartinie-v-ie-makovskogho-svidaniie

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector