Сочинение по пьесе островского гроза рассуждение

Сочинение на тему «Душевная драма Катерины» по пьесе A.Н. Островского «Гроза»

Перед вами отличное сочинение, в которой автор анализирует душевное состояние Катерины — главной героини пьесы «Гроза» Островского. Надеюсь, данное сочинение поможет вам подготовиться к уроку по русской литературе.

Текст сочинения «Душевная драма Катерины» для 10 класса

Пьеса »Гроза» написана Островским в 1859 г., незадолго до реформы 1861 г. В этой драме автор ярко показывает социально- бытовой и семейный уклад России того времени. На таком фоне зреет и постепенно достигает трагического накала центральный конфликт пьесы, конфликт вольной души главной героини с «самодурной силой» окружающей среды.

В образе Катерины Кабановой, главной героини пьесы, автор запечатлел всю красоту и широкую натуру свободолюбивой русской души, ее тонкую чувствительность, глубокую совестли­вость, религиозность. С первых сцен пьесы мы проникаемся к Катерине вниманием и сочувствием.

Живя в тяжелой атмосфере Кабановского дома, она с тихой тоской вспоминает свою вольную жизнь в родительском доме. Катерина была окружена материнской любовью да лаской, время проводила среди любимых цветов и за вышиванием. С детских лет она привыкла почитать Бога и следовать в жизни его великим заповедям.

Обратите внимание

Религия для Катерины — это и любовь к красоте божьего мира, и глубокая внутренняя совесть, которая не позволяет ей притворяться и обманывать. С чистой и открытой душой, с сердцем, полным любви. Катерина ищет понимания и ответной любви в доме мужа.

Катерина, по мнению Добролюбова, не принадлежит к этому миру и всецело противопоставлена ему.

В доме Кабанихи, где давно уже уклад жизни строится по принципу: «делай, что хочешь, лишь бы все шито- крыто было«, героиня со своей мечтательностью и хрупкой романтической душой становится чужой и одинокой.

Тихон Кабанов — человек недалекий, без характера и воли. Он не умеет и не способен понять внутренние переживания жены, да ему и некогда их заметить. Тихон всегда занят поиском возможности выпить.

Незнакомый с душевными порывами, томясь под давлением матери, не умея и не желая что-либо менять, скользит младший Кабанов по жизни, потихоньку спиваясь.

Выслушать и понять жену ему некогда: он ослеплен счастливой возможностью вырваться из- под вездесущего ока матери. Катерине же остается «терпеть, пока терпится«.

Поэтическая же, вольная натура ее томится неясными желаниями: «лезет в голову мечта какая-то«. Душа ее подсознательно ищет любви, возможности поделиться своей, переполняющей сердце и невостребованной мужем. Героиня всегда естественна и откровенна, в ней нет ни капли фальши: «обманывать- то я не умею, скрыть-то ничего не могу«.

Так в первом действии она признается Варваре, что любит Бориса. При этом Катерина полна смятения и ужаса: «…грех у меня на уме. Сколько я, бедная, плакала, что уж я над собой не делала! Не уйти мне от этого греха!» Так начинается внутренний конфликт Катерины, затрагивающий ее нравственные устои и религиозные взгляды.

Важно

Будучи по натуре смелой и решительной (еще в детстве она не боялась одной уплыть ночью по Волге), Катрина не может побороть свою богобоязненность. «Мне умереть не страшно, а как я подумаю, что вот вдруг я явлюсь перед богом такая, какая я здесь с тобой, после этого, вот что страшно«, — говорит она Варваре.

В этом и состоит главная тема разлада героини с миром и с самой собой.

Катрина воплощает в себе поэтическую сторону патриархального уклада русской жизни, лучшие качества русского национального характера. Но люди, которые ее окружают, в своих душевных свойствах страшно далеки от нее, особенно Кабаниха.

С помощью Варвары Катерина встает на путь свободной любви, которая, по мнению Добролюбова, выше людских предрассудков.

Но такой выбор дается ей нелегко, ведь то, что для человека с убеждениями Добролюбова лишь «предрассудки«, для народной героини – нравственный закон, основа патриархальной морали.

Нарушить этот закон, преступить свои жизненные принципы Катерине удается ценой тяжелых душевных мук и терзаний, ценой непреодолимой борьбы со стыдом и страхом.

Жажда жизни и любви оказывается сильнее – и выбор сделан, и она признается Борису в своем запретном чувстве.

Кроткая и чистая душа Катерины не может смириться со своим грехопадением, она находится в мучительном разладе с совестью. Беспрестанно плача, боится она каждого звука, шороха, каждого взгляда в ее сторону. Катерина, не вынося страданий, жаждет покаяния, стремится облегчить совесть признанием.

Тонкая душа ее созвучна природе, и в тревожном приближений грозы улавливает героиня угрозы и грядущее наказание. Как страшное пророчество звучат слова, обращенные прямо к Катерине: «В омут лучше с красотой… Куда прячешься, глупая? От Бога-то не уйдешь!».

Не выдерживает Катерина и на коленях принародно признается мужу в своем грехе.

Трагическая развязка конфликта обуславливается тем, что естественное чувство Катерины несовместимо с жизнью в обществе Кабановых и Диких, оно не выдерживает давления внешних обстоятельств и малодушия. Борис — заурядный обыватель города Калинова с мелочной и меркантильной душонкой, не достоин

жертвенной любви Катерины. Струсив в последний момент, он бросает свою возлюбленную, уезжая из города, чтобы сохранить за собой наследство бабушки.

Окруженная злобой Кабанихи, всеобщим осуждением и презрением, терзаемая собственными душевными муками, Катерина находит единственный выход в смерти. Как о чем-то неизъяснимо желанном, манящем и сулящем избавление, мечтает она о «могилушке» под деревцем. Очистив душу покаянием, Катерина уже не боится смерти, а пламенно желает ее.

Совет

В трагическом финале пьесы Добролюбов видит проявление высшей формы протеста, победу героини над царством произвола и деспотизма, торжество света над тьмой, и в этом с ним можно согласиться.

Надеюсь, сочинение на тему «Душевная драма Катерины» по пьесе A.Н. Островского «Гроза» вам понравилось и помогла в написании собственного сочинения.

Источник: https://sochinenie-rus.ru/sochinenie-na-temu-dushevnaya-drama-katerinyi-po-pese-a-n-ostrovskogo-groza/

Сочинение по пьесе А. Н. Островского «Гроза»

Сочинение по пьесе А. Н. Островского «Гроза»

 Александр Николаевич Островский — великий русский драматург девятнадцатого века, положивший начало деятельности русскому национальному театру.

В его пьесах отражены практически все стороны русской жизни. Он одним из первых дал широкое описание купечества в России.

 Его творчество стало важнейшим этапом в развитии и становлении театра таким, каким мы его сейчас представляем.

Драма Островского «Гроза» была написана в 1860 году в период общественного подъема, когда старый, крепостнический строй отживал свои последние годы, а народные массы были поглощены идеями реформирования. Жанровой особенностью драмы является противостояние главной героини обществу невежд и самодуров.

 В пьесе главное место занимает описание быта и нравов купечества, но роль пейзажа также немаловажна и значительна. Сама драма начинается с рассказа Кулигина о красоте природы в Калинове: «Вот братец ты мой, пятьдесят лет я каждый день гляжу за Волгу и всё наглядеться не могу».

Но великолепие необъятной русской природы поволжья соперничает с жестокими нравами города. Законы и порядки в городе Калинове устанавливают и вершат два обеспеченных и богатых человека, жадных и злых по своей натуре. Добролюбов называет их представителями «темного царства».

Марфа Игнатьевна Кабанова, или как её ешё называли — Кабаниха, и  Савёл Прокофьич Дикой. Кабанова — богатая купчиха и вдова, властная, жестокая и весьма ограниченная женщина.

Обратите внимание

 И правда, при первом появлении Марфы Игнатьевны на сцене мы замечаем властность и «царское» проникновение хозяйки дома, привыкшей к беспрекословному повиновению ей всех обитателей дома. Она донимает своих близких вечными упреками за непочтительность и непослушание.

Кабанова приходит в неистовство, когда чувствует что вокруг неё идёт жизнь, совершенно чуждая её взглядам и настроениям. По мнению Кабанихи, всё происходящее не по её воле — ей глубоко враждебно. Даже в своей семье, где безропотно ей подчиняются, она видит пробуждение новых чувств, новых отношений, несмотря на то, что ее сын Тихон говорит: «Да я маменька и не хочу своей волей жить.» Кабанова является самой влиятельной женщиной в городе.

Савёл Прокофьич — знатный купец Калинова, значительное лицо в городе, человек чересчур жадный  и скупой. Дикой даже «прикарманил» деньги собственного племянника, обосновав это тем что ему не нравится отношение того к нему, и попросил почтительнее к нему относиться, если племянник хочет получить деньги обратно.

Крестьян Савел Прокофьевич оставлял совсем без денег . Кулигин рассказывал о мужиках, которые пришли к городничему жаловаться на Дикого за то что тот их не рассчитывает. Также, как и Кабаниха, он получает удовольствие, унижая людей, подчиняя их своей воле.

Дикой как-то позволил себе повысить голос на Кабаниху, на что получил резкий, дерзновенный ответ, в котором Кабаниха упрекала его в скупости.

В «Грозе» на путь борьбы с самодурством встает Катерина — невестка Кабановой, девушка из купеческой семьи, которая насильно была выдана замуж. Она с нежностью и грустью вспоминает о своих днях, проведенных в родительском доме, о прошедшем беззаботном времени.

После замужества Катерина оказалась зажатой в неволе, ее светлая и чистая душа все время тянулась на свободу, в то время как её свекровь угнетала её и сжигала изнутри. Несмотря на все то, что ей приходилось терпеть, она говорила: «А уж коли очень мне здесь опостынет, так не удержать меня никакой силой».

Катерина очень тяжело переживала нахождение в доме Кабановой, стремящейся привести к полной покорности всех домашних, а в особенности — невестку. Общеизвестно, чем больше лишать — тем большего хочется тому, кого лишают. Так и с Катериной, чем больше  ее «душили», тем сильнее пробуждался в ней порыв к свободе, любви и счастью.

Важно

Полюбить Тихона она не могла,  потому как он был слабовольным, подавленным матерью и не способным защитить свою жену от нападок матери. Именно поэтому, в её чувстве к Борису выражается и смертельная тоска от однообразной жизни, и горячее желание свободы, простора.

Полюбив всей душой, Катерина не хочет и не может приспосабливаться к «темному царству». Она делает попытку найти помощь, поддержку у любимого человека: «Возьми меня с собой отсюда» — просит она Бориса и слышит в ответ: «Нельзя мне Катя. Не по своей воле еду: «дядя посылает».

Таким образом для Катерины осталось два выхода: один — жить с мужем, покоренной и растоптанной, другой — уйти из жизни. Она выбрала последний — освобождение ценой смерти. После того, как Катерина ушла из жизни, жители города Калинова увидели все, происходящее у них.

Даже послушный и покорный сын Кабанихи Тихон прозрел, он осмеливается обвинить мать в смерти своей любимой жены, склоняясь над ее безжизненным телом: «Маменька, вы ее погубили! Вы, Вы, Вы…» Жители города Калинова как бы сами создали эту трагическую ситуацию, не сумев, побоявшись вовремя выступить против самодурства и зла!

Источник: https://formaslov.ru/portal/sochinenie-po-pese-a-n-ostrovskogo-groza/

Сочинение: Смысл пьесы «Гроза» Островского | Литерагуру

(389 слов)

В молодости А.Н. Островский совершил поездку по реке Волге. Посетив множество провинциальных городов России, он увидел, как живут простые люди в Российской империи, их быт и нравы. Именно эти впечатления и вошли в его самое известное произведение под названием «Гроза».

Место действия пьесы — расположенный на берегу Волги маленький городок Калинин. Описываемые события происходят в первой половине XIX века, который вошёл в историю, как век промышленной революции, век прогресса. Однако всё это обошло стороной провинциальное захолустье, которое как будто застряло во времени.

Его жители не терпят никаких нововведений вроде поездов, которые вызывают у них неподдельный ужас. В них намертво сидит желание делать всё так, как делали их предки.

Закостенелый в своём укладе прошлого века Калинин подавляет своей атмосферой всех, ещё не утративших ясность и живость ума, даже самый прогрессивный человек в городе, механик Кулигин, вынужден был смириться с этим, и теперь может мечтать разве что о городских часах, а не о коренном изменении жизненного уклада.

Ещё хуже дело обстоит с нравами, царящими в этой, на первый взгляд, тихой гармоничной идиллии. Купец Дикой — чёрствый и жадный старик, который ни за что не хочет отдавать родному племяннику его законную долю наследства, хоть и знает, как тяжело живётся Борису с сестрой без денег.

Читайте также:  Анализ рассказа шолохова коловерть

Он безжалостно тиранит и мучает всех, кто ниже его, называет Кулигина, который попросил у него совсем немного денег на общественно полезное дело, ничтожеством и червём, при этом лебезит и унижается перед теми, кто стоит выше него на социальной лестнице.

Совет

То же самое мы видим и в семье Кабановых, вдова Марфа Кабанова всячески унижает своих родственников, держит под железной пятой сына Тихона, дочь Варвару и сноху Катерину. Все они считают величайшим счастьем хоть ненадолго оказаться от грозной матери как можно дальше и сбросить с себя её постоянный контроль.

За внешней благообразностью и стабильностью скрываются постоянные склоки и ненависть, о чём рассказывает Кулигин, всей душой ненавидящий этот порядок вещей, но не способный изменить его.

Всю гниль и низость жителей Калинина мы видим, когда изменившая Тихону Катерина чистосердечно кается в своём грехе, но вместо понимания и прощения получает лишь ненависть и насмешки.

В конце концов, доведённая постоянной травлей до полного отчаяния героиня кончает жизнь самоубийством. Характерно, что после этого всегда покорный Тихон в первый раз в жизни восстаёт против деспотичной матери. Ещё раньше сбегает из дома Варвара.

Эти первые проблески борьбы дают определённую надежду на то, что заскорузлый мир Калинина будет когда-нибудь побеждён.

Источник: https://LiteraGuru.ru/sochinenie-smysl-pesy-groza-ostrovskogo/

Сочинение на тему “Гроза” (А. Н. Островский). Школьные сочинения :

Сочинение на тему «Гроза» Островского А. Н. – непременный атрибут учебной программы по русской литературе для десятого класса средней школы. И данное произведение действительно заслуживает такого признания.

Пьеса, заложившая краеугольный камень в репертуар национального театра, не может быть забытой. Само появление на русской сцене произведений Островского, взамен иноземным водевилям, было знаковым. Оно вызвало ощутимый резонанс в обществе.

О восприятии драмы

Школьникам, пишущим сочинение на тему «Гроза», важно пояснить, что пьеса создавалась в предреформное время, накануне отмены крепостного права.

В то время одним из наиболее актуальных вопросов общественной жизни являлось положение женщины в семье и обществе. Они не только были полностью бесправны, но и постоянно подвергались насилию.

Потребность эмансипации (в правильном смысле этого слова) была весьма яркой.

Учителю не стоит упускать из виду, что для большинства школьников это одно из первых прочитанных ими драматических произведений. Возможно, что у учащихся, в большей степени привыкших читать и анализировать рассказы, повести, романы, восприятие пьесы вызовет некоторые трудности.

Как писал Максим Горький о жанре драмы, такое произведение – наиболее сложно для понимания. Оно лишено, в отличие от других форм литературы, прямой подсказки (комментария автора, описания внешности, события). Драматург также не рассказывает своему зрителю (читателю) о личности героя драматического произведения, о его жизни.

Все это читатель (зритель) узнает, следя лишь за действиями персонажей, их репликами и жестами. Поэтому сочинение на тему «Гроза» достаточно трудоемко для школьников.

Краткое содержание драмы «Гроза»

Чтобы сформировать мнение о произведении, важно понимание самого сюжета драмы.

Для пьесы «Гроза» он общеизвестен. Невестка Катерина до своего замужества проживала в любви и ласке в доме родителей. Выйдя замуж за Тихона, она попадает в дом его матери, купчихи Кабанихи. Здесь царит домострой и практикуется жесткая дискриминация, особенно касательно молодой жены. Тихон, человек безвольный и регулярно пьянствующий, полностью подконтролен и подчинен матери.

Катерина, разочаровавшись в муже, влюбляется в образованного племянника купца Дикого Бориса. Затем испуганная грозой и случайной встречей с сумасшедшей старухой невестка, на свою беду, признается об измене мужу в присутствии свекрови. Вместо прощения молодая женщина получает немилосердное отношение.

Ее любовник вскоре уезжает по приказу Дикого по делам купеческим в Сибирь. Катерина же сводит счеты со своей несчастной жизнью, бросаясь в Волгу.

Об образе грозы

Школьное сочинение на тему «Гроза» посвящается различным персонажам, однако в любом случае в нем должен отражаться основной конфликт произведения. Созданный автором уникальный образ грозы этому способствует.

Само это природное явление, начавшись в первом действии, длится непрерывно и параллельно всему раскрытию автором основного конфликта сюжета. К четвертому акту драмы набирает свою максимальную силу гроза.

Островский сочинение свое (а не только название драмы) снабдил сквозным символом.

Это гроза.

Она, словно бич Божий, не внушает ужас порядочному человеку и талантливому самоучке-инженеру Кулигину, который уверен «убивает не гроза, убивает благодать» (под «благодатью» этот образованный человек понимает патриархальность, домострой, одним словом – все душащее ростки нового в жизни России). Благодать в понимании Кулигина – это сам город Калинов, с его Кабанихами и Дикими, в котором жители не могут жить по-человечески.

Обратите внимание

Во-вторых, гроза у Островского – это то, что происходит в жизни Катерины. Она, полюбив Тихона и надеясь на счастливую жизнь, совершила фатальную ошибку, попытавшись жить совместно с его матерью. Несчастная сталкивается с удушающей атмосферой этой семьи, предельно бессердечным, немилосердным домостроем, а затем и с предательством любовника.

В-третьих, гроза символизирует предвестие социальных перемен полуфеодальной страны, загнавшей себя в тупик развития безоглядным и безголовым угнетением народа.

Художественно, актуально и взвешенно показал современникам неизбежность социальных перемен своим произведением «Гроза» Островский. Сочинение подобной пьесы потребовало от драматурга крайне глубоких и выразительных художественных средств. И такие нашлись: мощный разлив реки Волги, яркие и характерные персонажи, трогающий душу русского человека сюжет.

Автор повергнул театрального зрителя средины XIX века в шок, заставил узнать в окружающем его мире безнадежный, безысходный город Калинов.

Катерина Кабанова

Главной героине трагически заканчивающейся пьесы уделил основное внимание Добролюбов в своей статье «Луч света в темном царстве». Под влиянием удушающего гнета Кабановых (как считает Добролюбов) в Катерине возникает протест, выраженный знакомой всем любителям фразой «Отчего люди не летают?».

Затем отчаявшаяся героиня наивно надеется, что любовь к Борису (племяннику Дикого) вырвет ее из удушающего кабановского дома. Но молодой человек, ее последняя надежда, предает ее, что окончательно сломило героиню.

Заметим: мнение Николая Александровича Добролюбова о главном образе драмы не может быть воспринято абсолютно верным. Хотя оно и хрестоматийно, но не единственно. Это закономерно.

Как резонансный посыл всему российскому обществу писал свое сочинение Островский («Гроза»). Катерина, соответственно, (как персонаж) рассматривается столпами литературной критики не единодушно. И отзыв на этот посыл поступил, и весьма достойный.

В отличие от Николая Добролюбова, Дмитрий Писарев воспринял героиню как угнетаемую, страдающую часть того же «темного царства». Он определил образ невестки Кабановых как меланхоличный, не умеющий сладить со своими заблуждениями и страхами.

Критик утверждал: несмотря на подкупающую душевность, истинную христианскую кротость, открытое и душевное отношение к окружающим, не может Катерина, лишенная ориентиров в жизни, быть «лучом света».

Соответственно, не могут русские читатели (следуя выводам Добролюбова) ее считать «героем времени».

Кабанова Марфа Игнатьевна

Нередко посвящается отрицательным персонажам драмы школьное сочинение по пьесе «Гроза». Учащиеся пишут о купчихе Кабанихе и о купце Диком. Характерно, что мать Тихона выступает в драме как более изощренный, более опасный апологет махровой человеконенавистнической патриархальщины.

По словам Добролюбова, она «грызет постоянно и неотступно» чуждую себе по воспитанию и по духу Катерину, фактически единолично доводя молодую женщину до самоубийства. Кабаниха – безжалостный и последовательный тиран в своей семье, добивающийся абсолютного повиновения и подчинения.

Дикой Савел Прокофьевич

Сочинение по пьесе «Гроза» (касательно отрицательных героев), кроме матери Тихона, упоминает и нахрапистого, беспредельничающего, всесильного в Калинове тирана – купца Савла Прокофьевича Дикого. Вся власть города подкуплена им.

Он унижает мещан и домашних, преследует их, да так немилосердно, что те от него «по чердакам да подвалам прячутся». Причем весь его гнев – искусственный, напускной.

Важно

Хитрый купец давно понял, что, инсценируя неадекватную жестокость, он добивается своих целей.

Однако сам Дикой, защищая «темное царство» Калинова, все же признает первенство Кабанихи в мастерстве угнетения. И это неслучайно, ведь он действует не по наитию, а купчиха – опираясь на довольно стройную старозаветную мораль и превратно истолкованные постулаты веры. Кабаниха в драме выступает ханжой масштаба шекспировского.

Заключение

Драматическое произведение как жанр лишено авторских комментариев. Поэтому не всем школьникам просто удается написать по нему сочинение по литературе.

«Гроза» Островского вскрывает не просто отдельную остроумную историю (как «Ревизор» Гоголя). Она – более глобальна и трагична. Созданный воображением Александра Николаевича город Калинов – это условная модель всей России средины XIX века. Его люди несчастны, угнетаемы.

Однако в воздухе над ними витает гроза, для одних она – воплощение кары Божьей за грехи, для других – символ грядущих перемен.

Источник: https://www.syl.ru/article/299122/sochinenie-na-temu-groza-a-n-ostrovskiy-shkolnyie-sochineniya

Рефераты, дипломные, курсовые работы – бесплатно: Библиофонд!

Русский драматург, театральный деятель. Родился 12 апреля (по старому стилю – 31 марта) 1823, в Москве. Отец Островского окончил курс в духовной академии, но служил, стал в гражданской палате, а затем занимался частной адвокатурой.

Потомственное дворянство было приобретено. Мать, которой он лишился еще в детстве, — родом из низшего духовенства. Систематического образования не получил. Детство и часть юности прошли в центре Замоскворечья.

Благодаря большой библиотеке отца Островский рано познакомился с русской литературой и почувствовал наклонность к писательству, но отец хотел сделать из него юриста.

Окончив в 1840 гимназический курс в 1-й Московской гимназии (поступил в 1835), Островский поступил на юридический факультет Московского университета, но окончить курс ему не удалось (учился до 1843)

По желанию отца, он поступил на службу писцом в суд. В московских судах служил до 1851; первое жалование составляло 4 рубля в месяц, через некоторое время оно возросло до 15 рублей.

К 1846 было уже написано много сцен из купеческого быта, и задумана комедия “Несостоятельный должник” (по другим сведениям пьеса называлась “Картина семейного счастья”; впоследствии – “Свои люди – сочтемся”). Наброски к этой комедии и очерк “Записки замоскворецкого жителя” были напечатаны в одном из номеров “Московского Городского Листка” в 1847.

Под текстом значились буквы: “А. О.” и “Д. Г.”, то есть А. Островский и Дмитрий Горев, провинциальный актер, предложивший ему сотрудничество. Сотрудничество не пошло дальше одной сцены, а впоследствии послужило для Островского источником большой неприятности, так как дало его недоброжелателям повод обвинять его в присвоении чужого литературного труда.

Литературную известность Островскому принесла комедия “Свои люди – сочтемся!” (первоначальное название — “Банкрут”), опубликованная в 1850. Пьеса вызвала одобрительные отклики H.В. Гоголя, И.А. Гончарова.

Совет

К постановке на сцене комедия была запрещена, Влиятельное московское купечество, обиженное за все свое сословие, пожаловалось “начальству”; а автор был уволен со службы и отдан под надзор полиции по личному распоряжению Николая I ( надзор был снят только после воцарения Александра II). На сцену пьеса была допущена только в 1861.

Начиная с 1853 и на протяжении более чем 30 лет новые пьесы Островского появлялись в московском Малом и петербургском Александринском театрах почти каждый сезон. С 1856 Островский становится постоянным сотрудником журнала “Современник”.

В 1856, когда по мысли великого князя Константина Николаевича состоялась командировка выдающихся литераторов для изучения и описания различных местностей России в промышленном и бытовом отношениях, Островский взял на себя изучение Волги от верховьев до Нижнего. В 1859, в издании графа Г.А.

Кушелева-Безбородко, были напечатаны два тома сочинений Островского. Это издание и послужило поводом для той блестящей оценки, которую дал Островскому Добролюбов, и которая закрепила за ним славу изобразителя “темного царства”. В 1860 в печати появилась “Гроза”, вызвавшая статью Добролюбова (“Луч света в темном царстве”).

Со второй половины 60-х годов Островский занялся историей Смутного времени и вступил в переписку с Костомаровым.

В 1863 Островский был награжден Уваровской премией и избран член-корреспондентом Петербургской Академии наук. В 1866 (по другим сведениям – в 1865) в Москве создал Артистический кружок, давший впоследствии московской сцене многих талантливых деятелей. В доме Островского бывали И.А. Гончаров, Д.В. Григорович, И.С. Тургенев, А.Ф. Писемский, Ф.М.

Читайте также:  Анализ произведения отрочество толстого

Достоевский, И.Е. Турчанинов, П.М. Садовский, Л.П. Косицкая-Никулина, Достоевский, Григорович, М.Е. Салтыков-Щедрин, Л.Н. Толстой, И.С. Тургенев, П.И. Чайковский, Садовский, М.Н. Ермолова, Г.Н. Федотова. С января 1866 был заведующим репертуарной частью московских императорских театров.

В 1874 (по другим сведениям – в 1870) было образовано Общество русских драматических писателей и оперных композиторов, бессменным председателем которого Островский оставался до самой смерти.

Обратите внимание

Работая в комиссии “для пересмотра законоположений по всем частям театрального управления”, учрежденной в 1881 при дирекции Императорских театров, он добился многих преобразований, значительно улучшивших положение артистов. В 1885 Островский был назначен заведующим репертуарной частью московских театров и начальником театрального училища.

Не смотря на то, что его пьесы делали хорошие сборы и что в 1883 император Александр III пожаловал ему ежегодную пенсию в 3 тыс. рублей, денежные проблемы не оставляли Островского до последних дней его жизни. Здоровье не отвечало тем планам, какие он ставил перед собой.

Усиленная работа быстро истощила организм; 14 июня (по старому стилю – 2 июня) 1886 Островский скончался в своем костромском имении Щелыкове. Похоронили писателя там же, на погребенье государь пожаловал из сумм кабинета 3000 рублей, вдове, нераздельно с 2 детьми, была назначена пенсия в 3000 рублей, а на воспитание трех сыновей и дочери — 2400 рублей в год.

После смерти писателя, Московская дума устроила в Москве читальню имени А.Н. Островского. 27 мая 1929 перед зданием Малого театра был открыт памятник Островскому (скульптор Н.А. Андреев, архитектор И.П. Машков).

Автор 47 пьес (по другим сведениям – 49), переводов Вильяма Шекспира, Итало Франки, Теобальдо Чикони, Карло Гольдони, Джакометти, Мигеля де Сервантеса.

Среди произведений – комедии, драмы: “Записки замоскворецкого жителя” (1847), “Свои люди — сочтемся!” (первоначальное название — “Банкрут”; 1850; комедия), “Бедная невеста” (1851; комедия), “Не в свои сани не садись” (1852), “Бедность не порок” (1854), “Не так живи, как хочется” (1854), “В чужом пиру похмелье” (1855, комедия), “Доходное место” (1856, комедия), трилогия о Бальзаминове (1857 – 1861), “Праздничный сон до обеда” (1857), “Не сошлись характерами” (1858), “Воспитанница” (1858-1859), “Гроза” (1859-1860, драма), “Старый друг лучше новых двух” (1860), “Свои собаки грызутся, чужая не приставай” (1661), “Козьма Захарьич Минин-Сухорук” (1861, 2-я редакция 1866; историческая пьеса), “Минин” (1862, историческая хроника), “Тяжелые дни” (1863), “Шутники” (1864), “Воевода” (1864, 2-я редакция 1885; историческая пьеса), “Пучина” (1865-1866), “Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский” (1866; историческая пьеса), “Тушино” (1866-1867; историческая пьеса), “Василиса Мелентьева” (1867, трагедия), “На всякого мудреца довольно простоты” (1868, комедия), “Горячее сердце” (1868-1869), “Бешеные деньги” (1869-1870), “Лес” (1870-1871), “Не все коту масляница” (1871), “Не было ни гроша, вдруг алтын” (1872), “Снегурочка” (1873; сказка, опера Н.А. Римского-Корсакова), “Поздняя любовь” (1874), “Трудовой хлеб” (1874), “Волки и овцы” (1875), “Богатые невесты” (1876), “Правда хорошо, счастье лучше” (1877), “Женитьба Белугина” (1878; написана в сотрудничестве с Н.Я. Соловьевым), “Последняя жертва” (1878), “Бесприданница” (1878-1879), “Добрый барин” (1879), “Сердце не камень” (1880), “Дикарка” (1880; написана в сотрудничестве с Н.Я. Соловьевым), “Невольницы” (1881), “На порог к делу”(1881; написана в сотрудничестве с Н.Я. Соловьевым), “Светит, да не греет” (1881; написана в сотрудничестве с Н.Я. Соловьевым), “Таланты и поклонники” (1882), “Без вины виноватые” (1884), “Красавец-мужчина” (1888), “Не от мира сего” (1885; последняя пьеса Островского, напечатана за несколько месяцев до кончины писателя); перевод десяти “интермедий” Сервантеса, комедии Шекспира “Укрощение своенравной”, “Антоний и Клеопатра” (перевод не был напечатан), комедии Гольдони “Кофейная”, комедии Франка “Великий банкир”, драмы Джакометти “семья преступника”.

Источники информации:

•          Энциклопедический ресурс #”#”>http://www.prazdniki.ru/

Мне очень понравилась биография Александра Николаевича! Я родилась почти в один день с ним. (Я родилась 13 апреля). Я считаю, что его пьесы являются отражением его мыслей, воспитания. Снова встречается конфликт поколений.

Ведь каждое новое поколение старается избежать ошибок предыдущего, вносит свою лепту. Его отец, как мне показалось, был духовным, верующим человеком. Однако даже старшее поколение иногда способно допускать ошибки… Искренне мудры те, которые понимают, принимают и искореняют свои ошибки.

Важно

  Но нельзя осуждать тех, кто не могут осознать своих ошибок, просто они еще не «созрели».

Возвращаясь к биографии Александра Николаевича, хочу прежде подчеркнуть его состоятельность, умение справляться с трудностями жизни! Каждый человек способен и должен брать из жизни положительные стороны, учить самые горькие уроки! Боль выпускает тело от тяжких оков, очищает душу!

В заключении этого мини эссе хочу выразить искреннюю, благодарность русским классикам, «Рукописи не горят», Если в своё творчество, сердце, душу, помыслы вкладываешь искренность светлую, святую Любовь, то это отзовётся тебе, самым хорошим, тёплым «призом». Давайте же станем добрее, терпимее друг к другу! Также добавлю, что я вовсе не хочу выпендриваться привлекать чьё-то внимания, просто это звуки моего сердца, моей так рано повзрослевшей души!

План:

1) «Конфликт» поколений.

2) Внутренний стержень.

3)Умение находить положительные стороны жизни.

Источник: https://www.BiblioFond.ru/view.aspx?id=32109

Сочинение по пьесе Александра Островского «Гроза»

Это произведение было написано автором в преддверии крестьянской реформы, именно поэтому можно считать, что пьеса несёт в себя ярые революционные настроения. Название пьесы подобрано очень символично. Гроза бушует не только в природе, но и душе каждого из героев пьесы.

Особое внимание уделил автор отношению к природному явлению каждого героя. Становится понятным, что именно это отношение к грозе и символизирует самого героя. Для кого-то гроза предвещает страшную бурю, он чувствует приближение трагедии.

Другой герой ассоциирует это явление как возможность очиститься, будто новая жизнь начинается после окончания грозы. Кто-то видит в грозе голос сверхъестественного разума, предупреждающего человечество о чём-либо важном, или предостерегающего от будущих возможных ошибок.

В душе Катерины разразилась невидимая человеческому глазу гроза. Гроза бушует в виде чувства вины за супружескую измену. Она ждёт, что будет наказана за это кем-то свыше.

Складывается впечатление, что она боится, и одновременно ждёт этого наказания. Она представляет, как будет гореть в аду за ошибку,которую ей пришлось совершить. Отягощает её также любовь к Борису.

Чувство вины превратилось в страх, который оглушает как гром и бьёт, как молния.

Очень интересно относится к грозе механик Кулигин. Для него это всего лишь проявление человеческого невежества. Он мечтает обрести власть на громом. Для этого необходимо соорудить громоотвод, который избавит людей от страха перед грозой и воздействия этого страшного явления природы.

Нелегко пришлось Тихону. Для него гроза – это его мать. Она таит злобу на своего сына, ненавидит и угнетает его. Но он вынужден ей подчиняться, она ведь его мать. А для Дикого наоборот, гроза – это символ покорности. Он считает неправильным противостоять силам природы – им надо просто покориться.

Такое отношение к природному явлению вполне соответствует его жизненной позиции. Он покорен Кабанихе несмотря на свой коварный характер.Борису не так страшна гроза, как людская молва. Он боится что это молва разразится пуще грозы, потому бросает Катерину на месте моления и убегает.

Совет

В заключении можно сказать, что пьеса имеет свой смысл, хоть и не столь глубокий. Всем героям предстоит преодолеть свой страх и боязнь грозы в том понимании, в котором она существует для каждого из них. Ведь после грозы тучи рассеиваются и вновь воцаряется спокойствие.

(1 votes, average: 5.00

Источник: https://school-essay.ru/sochinenie-po-pese-aleksandra-ostrovskogo-groza.html

Метка: Островский «Гроза» сочинение рассуждение

В пьесе «Гроза» Островский создаёт действительность, свойственную для его времени. А.Н.Добролюбов назвал данное произведение самым смелым для того времени.

Здесь «взаимные отношения самодурства и безгласности доведены…до трагических последствий…». Всё общество в маленьком городе Калинове построено на принципе подчинения слабых сильным, богатых бедным. …

читать далее “Что указывает на недолговечность власти «самодуров» в пьесе Островского «Гроза»”

Персонажи в пьесе «Гроза» живут в кризисном, катастрофическом состоянии мира. Мораль, которую представляет Кабаниха и Дикой, давно уже устарела.

Люди, которых мы здесь видим, живут в благословенных местах: город стоит на берегу Волги, весь в зелени; с крупных берегов видны далекие пространства, покрытыми селеньями и нивами. Жители города живут спокойно, без потрясений. .

..читать далее “Характер конфликта и его развитие в пьесе Островского «Гроза»”

Что представляют собой персонажи драмы Островского “Гроза” Дикой и Кабаниха? Прежде всего следует сказать об их жестокости и бессердечии. Дикой ни во что не ставит не только окружающих, но даже своих родных и близких. Его домашние живут в постоянном страхе перед его гневом.

Точно так же ведет себя и Кабаниха Дикой всячески издевается над своим племянником. Достаточно вспомнить его слова: “Раз тебе сказал, два тебе сказал: “Не смей мне навстречу попадаться”; тебе все неймется! …

читать далее “Дикой и Кабаниха (исключение в русском купечестве или они типичны?)”

Обратите внимание

Пьесы А.Н.Островского “Гроза” и А.П.Чехова “Вишневый сад” различны и по проблематике, и по настроению, и по содержанию, но художественные функции пейзажа в обоих пьесах схожи. Та нагрузка, которую несет пейзаж, отражена и в названиях пьес.

Пейзаж у Островского и Чехова является не только фоном, природа становится действующим лицом, а у Чехова вишневый сад является одним из главных персонажей. …читать далее “Художественные функции пейзажа в пьесах А.Н.Островского «Гроза» и А.П.

Чехова «Вишневый сад»”

Обе они — максималистки, обе никогда не примирятся с человеческими слабостями й не пойдут на компромисс. Обе, наконец, верит одинаково, религия их сурова и беспощадна, греху нет прощения и о милосердии они обе не вспоминают.

Только Кабаниха вся прикована к земле, все ее силы направлены на удержание, собирание, отстаивание уклада, она — блюститель окостеневшей формы патриархального мира. Жизнь она воспринимает как церемониал, и ей не просто не нужно, …

читать далее “Образ Катерины, соотнесен с образом Кабанихи (По пьесе А. Н. Островского «Гроза»)”

“Гроза” выделяется как главное, этапное произведение драматурга. “Гроза” должна была войти в сборник “Ночи на Волге”, задуманный автором во время поездки по России 1856 года, организованной морским министерством.

Правда, Островский затем изменил свое решение и не объединил, как предполагал вначале, цикл “волжских” пьес общим заглавием. “Гроза” вышла отдельной книгой в 1859 году.

За время работы над ней Островского пьеса претерпела большие изменения — автор ввел ряд новых действующих лиц, …читать далее “Жанровое своеобразие драмы «Гроза»”

Две драмы А. Н. Островского посвящены одной и той же проблеме положению женщины в русском обществе. Перед нами проходят судьбы трех молодых женщин: Катерины, Варвары, Ларисы. Три образа, три судьбы.

Катерина отличается по складу характера от всех действующих лиц драмы Гроза. Честная, искренняя и принципиальная, она не способна на обман и фальшь, на изворотливость и приспособленчество. …читать далее “Судьбы трех женщин: Катерины, Варвары, Ларисы”

Конфликт, составляющий основу сюжета драмы Островского «Гроза», выходит за пределы пьесы. Это конфликт между старым — патриархальными принципами, и новым — стремлением к свободе. Этот конфликт очень важен, но не менее значительны противоречия внутренние, между чувствами и принципами человека.

В темном царстве, царстве деспотизма, где «слезы льются за запорами, невидимые и неслышимые», появилась героиня, отличающаяся своей чистотой, …читать далее “Душевная драма Катерины”

Важно

А. Н. Островский в пьесе «Гроза» разделил людей на две категории. Одни — угнетатели «темного царства», другие — забитые ими люди.

Начну с угнетателей. Они тоже очень разные люди и по-разному относятся к ближним. Дикой — человек грубый, невежественный и жадный. О нем говорят: «Уж такого-то ругателя, как у нас Савел Прокофьич, поискать еще! Ни за что человека оборвет». Дикой неуважительно относится к людям, которые от него зависят и которые боятся его. …читать далее “Катерина в кругу героев пьесы «Гроза»”

Пьесу А. Н. Островского «Гроза», написанную в 1859 году, рассматривают в русской литературе как социально-бытовую драму и как трагедию. Некоторые критики ввели даже понятие, объединяющее эти два жанра, – бытовая трагедия.

Читайте также:  Анализ произведения платонова корова сочинение

Но чтобы точнее определить жанр «Грозы», надо разобраться в сути драматического и трагического. …читать далее “Жанровое своеобразие и характер основного конфликта пьесы А. Н. Островского «Гроза»”

Источник: https://sochineniya-na5.ru/tag/ostrovskij-groza-sochinenie-rassuzhdenie/

С5. Сочинения по пьесе А.Н. Островского «Гроза»

С5. Что сближает и что разнит Тихона и Бориса в пьесе А.Н. Островского «Гроза»?

Тихон и Борис являются избранниками главной героини драмы А.Н. Островского «Гроза» Катерины. Чем же похожи и чем отличаются герои-мужчины, посланные судьбой героине?

Первое, что сближает образы Тихона и Бориса, это их принадлежность к поколению «детей», которых в целом не устраивает несвобода патриархального порядка. Однако оба они не пытаются бороться за свои права и находятся под жесткой опекой «отцов».

Можно назвать их обладателями слабых характеров, так как весь протест Тихона выражается в жалобах чужим людям и пьянстве, Борис также рассказывает о своих сложностях только посторонним людям, не находя сил открыто протестовать против деспотизма Дикого.

Эти два героя не имеют принципиальных различий в начале пьесы.

Возникает закономерный вопрос: почему Катерина влюбляется в Бориса? Думается, что чувства, вспыхнувшие в Катерине, вызваны потребностью любить, а Борис оказался рядом в момент, когда эта потребность достигла предела.

Кроме того, Борис был новым человеком в Калинове: он приехал из Москвы, имел другое воспитание и образование, однако все это не позволило ему вести себя по-другому в городе, где царил патриархат.

Не вызывает сомнений, что оба героя любят Катерину, но каждый по-своему. Если Борис испытывает влюбленность, любовь с физиологическим оттенком (ищет встречи, любуется), то Тихон относится к жене с братской любовью и уважением (ему жалко бить Катю, несмотря на указания Кабанихи).

Главное отличие этих героев возникает только в финале пьесы.

По приказу Дикого Борис должен покинуть город, он смиряется с этим и на все уговоры Катерины взять ее с собой отвечает отказом, что свидетельствует не только о трусости, но и о нежелании или неумении бороться за свою любовь. Характер же Тихона эволюционирует: он бросает обвинение своей матери и всему патриархальному миру: «Маменька, вы ее погубили!»

Совет

Такое сильное потрясение, как потеря близкого человека, заставило его сделать первый шаг в борьбе против деспотизма патриархата. Можно предположить, что после пережитого он уже не вернется под каблук матери. Гибель Катерины подтолкнула к изменениям ее тихого мужа, который оказался способней к развитию, нежели Борис.

С5. Какова система персонажей в драме Островского «Гроза»?

Первую важную группу персонажей составляют Кабанова и Дикой. Это «хозяева жизни», носители власти и хранители патриархальных порядков. Оба очень властолюбивы и всю жизнь стремятся к неограниченной власти.

Дикой к людям относится, как к вещам, он видит в них не личностей, а подчинённых. Вещи и деньги он ценит гораздо больше, они являются для него смыслом жизни. Своей власти Дикой добивается прямой и жестокой агрессией.

Он не религиозен, но очень боится всяческих наказаний свыше. Кабаниха ценит скорее людей, чем деньги, но относится к ним не лучше. Она очень любит назидать, отчасти поэтому и достигла такой власти в окружающем её обществе.

Что касается религии, то внешне Кабаниха очень набожна и соблюдает все религиозные предписания, внутренне же ‒ далека от религии, и её смело можно назвать ханжой.

Кабановой и Дикому противопоставлены молодые герои пьесы, пытающиеся вырваться из-под их власти. Например, Кудряш и Варвара. Варвара неверующая, и она всегда поступает так, как захочется ей.

Она не согласна с патриархальным укладом купеческой России, но не решается вступить в открытую борьбу, только говорит: «Делай что хочешь, лишь бы всё шито-крыто крыто было».

Кудряш достаточно свободен в отношениях со своим хозяином – Диким, однако, как и Варвара, склонен хитрить, таиться, искать своей выгоды. Их бунт проявляется в конце пьесы, когда они оба сбегают из дома.

Обратите внимание

Кулигин стоит особняком в ряду героев пьесы. Он прямо осуждает «тёмное царство», но не может ему противиться, поэтому вынужден приспосабливаться к жизни в нём. Кулигин – это герой-резонёр – самый образованный в городе, местный мыслитель и интеллигент.

Тихон и Борис – два противопоставленных друг другу образа. Тихон любит Катерину искренне и нежно, он стоит за равенство и взаимопонимание в семье. Тихон — человек добрый, преданный, честный, только власть и гнёт матери не дают ему жить свободно. А Борис – человек не калиновского мира, он образован, более современен. Во многом благодаря этому Катерина и полюбила его.

Катерина – главная героиня произведения, нежная, романтичная, чуткая, восприимчивая к красоте, одарённая. Она совершает страшный грех – из-за любви. Она делает страшный выбор: верность мужу или любовь? И её выбор влечёт за собой самоубийство.

«Тёмное царство», в котором живёт Катерина, убивает в людях жажду жизни, свободы, а для такой сводолюбивой натуры, как Катерина, лучше смерть, чем жизнь в удушающей атмосфере кабановского дома. Катерина слишком искренна – она не умеет лгать.

«Обманывать-то я не умею, скрыть-то ничего не могу», – говорит она Варваре.

Добавить себе

Источник: http://ruslitbalandina.ru/?p=858

Готовые школьные сочинения

Янв 18 2016

Пьеса А. Н. Островского «Гроза»

ПЬЕСА А. Н. ОСТРОВСКОГО «ГРОЗА» В 1856 году Александру Николаевичу Островскому пришлось ближе познакомиться с Волгой и волгарями.

Морское министерство снарядило в тот год экспедицию для описания жизни, быта и промыслов населения, живущего по берегам морей, озер и больших рек Европейской России. Островский должен был составить описание верхней Волги — от истоков до Нижнего Новгорода.

Под влиянием волжских впечатлений драматург написал немало прекрасных произведений. Самым замечательным из них является драма «Гроза» 1859 года.

Действие пьесы открывается словами Кулигина, любующегося с высокого берега Волги ее вольной ширью: «Чудеса, истинно надобно сказать, что чудеса!.. Пятьдесят лет я каждый день гляжу на Волгу и все наглядеться не могу…» В драме «Гроза» события только во втором действии пр°’ исходят в душной купеческой горнице.

Во всех остальных действиях волжский простор расстилается перед зрителями нний вечер, когда солнце еще золотит его, и в теплую ” ‘ ю полночь, и в грозу, и в суровые сумерки, переходя-В темную ночь, от Волги веет ширью, величием, воль-е расотой.

Тем беднее, ничтожнее и теснее представляет-, которою живут на ее берегах обыватели города ясизн, сЯ нова — Дикие, Кабанихи и все те, кто находится у них ^подчинении.

ТЗыт города Калинова Кулигин обрисовывает в следующих вдивых словах: «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, стокие! В мещанстве, сударь, вы ничего, кроме грубости да и дяости нагольной, не увидите.

Важно

И никогда нам, сударь, не выбиться из этой коры. Потому что честным трудом никогда не заработать нам больше куска насущного хлеба. А у кого деньги сударь, тот старается бедного закабалить, чтобы на его труды даровые еще больше денег наживать…

» «Значительное лицо в городе» по богатству и влиянию на жизнь всего населения купец Дикой так ответил городничему, которому «…мужики пришли жаловаться, что он ни одного из них путем не разочтет»: «Много у меня в год-то народу перебывает; вы то поймите: не доплачу я им по какой-нибудь копейке на человека, а у меня из этого тысячи составляются, так оно мне и хорошо!» Трудно более откровенно и точно объяснить хищнический способ накопления капитала, чем это сделал Дикой.

Самовольство Дикого, властолюбие купчихи — вдовы Кабановой, держащей в трепете и страхе всех домашних, не знают границ. В статье «Луч свете в темном царстве», посвященной драме «Гроза», Добролюбов пишет об Островском, что «у него вы находите не только нравственную, но и житейскую, экономическую сторону вопроса, а в этом-то и сущность дела.

У него вы ясно видите, как самодурство опирается на толстой мошне, которую называют «божьим благословением», и как безответность лк>дей перед ними определяется материальною от него зависимостью». Под гнетом Диких и Кабаних стонут не только их домашние, но и весь город.

«Толстая мошна» открывает перед ними неограниченную возможность произвола и самодурства.

«Отсутствие всякого закона, всякой логики — вот закон и логика этой ^изни», — писал Добролюбов о жизни Калинова, а следователь-н°> и любого другого города царской России.

Для Кабанихи не существует ни независимой мысли, ни сводного чувства; все должны подчиняться старшим и власть мУЩим. Она ненавидит все молодое, новое, живое.

В тот дом, где нет стариков, где не властвует старость, «выведена на», ей и войти не хочется, как в зараженное жилише плюнешь, да вон скорее». Кабаниха гнет всех, кому прихо; с нею столкнуться, но сильнее всех сына Тихона.

Она нем волю, погрузила его ум в глубокий сон. Тихон по-своему горячо и преданно любит жену, но «темного царства» легла и на него. Он мягок по отношению Катерине, но он же бывает и груб с нею, водит компанию Диким. В бессилии и страдании Тихона часто чувствуется корность раба.

И все же под грубым купеческим сюртуком Ти хона бьется человеческое сердце.

Обиженный и оскорбленный он кричит над трупом Катерины: «Маменька, вы ее погубили’ копирование запрещено © 2005 вы, вы, вы…» Лучом света в темном царстве назвал Добролюбов в одноименной статье Катерину.

Дикие и Кабанихи превратили город Калинов в звериную берлогу, где человеку тесно, а им простор-’ но, и вот эту тьму внезапно пронизывает луч света. Правда, он мигом погас, но возвестил свет, показал, что тьма будет разрушена, Дикие и Кабанихи будут побеждены.

Совет

У Катерины вольная душа и сердце, ищущее любви, полное сочувствия ко всему живому, прекрасному, светлому, что есть в природе и человеке. Серая, скучная, темная жизнь, которою живут вокруг нее люди, не удовлетворяет Катерину.

Она молча переносит свою неволю в доме Кабанихи, все ее попреки и укоры, но не покоряется ей.

Никакие наставления свекрови, что спасителен один лишь страх перед старшими и Богом, никакие увещания суровой старухи, что «воля» — это грех, не могут истребить в душе Катерины ни жажды любви, ни порыва к воле.

Дом Кабанихи для нее — темница. Катерина говорит Варваре: «Не знаешь ты моего характеру! Конечно, не дай Бог этому случиться! А уж коли очень мне здесь опостынет, так не удержат I меня никакой силой.

В окно брошусь, в Волгу кинусь. Не хочу • здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь!» Катерина — это сильный русский характер, но «не разрушительный, а созидательный».

В драме «Гроза» есть еще один «светлый» образ героя — это Кулигин.

Прообразом Кулигина, мещанина, часовщика-самоучки, отыскивающего «перпету-мобиль», то есть вечный двигатель, послужил Островскому замечательный русский изобретатель Иван Петрович Кулибин (1735-1818).

Островский наделил своего Кулигина той же любовью к науке, пытливой страстью к знаниям. С открытием «вечного движения» у Кулигина связана мечта не о собственной славе, а ооенном благе: «Я бы все деньги для общества и употре-доддержки.

Работу надо дать мещанству-то. А то руки а’работать неЧ6ГО>>” ес? ь’ у Кулигиным и Катериной существует глубокая внутсвязь.

Обратите внимание

Подобно Катерине, он обладает любящим серд-Pefl П0этической душой; Кулигин так же, как и она, вскорм-оодной Волгой, любит ее, не перестает любоваться ее Лв торами.

Он один способен понять, какие богатства души 0Р ^чены в Катерине, горячо сочувствует ее тоске и стремле-3 ю освободиться от власти «темного царства». «Гроза» — одно из наиболее выдающихся созданий великого аматурга-реалиста.

По мнению Добролюбова, «”Гроза” есть, без сомнения, самое решительное произведение Островского, взаимные отношения самодурства и безгласности доведены в ней до самых трагических последствий».

Не потеряла своей актуальности драма и в наши дни.

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани – » Пьеса А. Н. Островского «Гроза» . Литературные сочинения!

Источник: http://www.testsoch.net/pesa-a-n-ostrovskogo-groza/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector