Сочинение семейный и социальный конфликт в драме гроза островского

Основной конфликт драмы «Гроза» А. Н. Островского

Свою пьесу «Гроза» Островский написал еще в 1859 году, еще до того, как отменили крепостничество. В своей работе автор показывает, как общество съедает себя изнутри, живя по установленному укладу жизни и затрагивает несколько конфликтов.

В драме «Гроза», где затронуты конфликты разной природы, авто произвел расстановку действующих лиц, разделив их на тех, кто с удовольствием живет в патриархальном Калинове и тех, кто не согласен с его устоями и законами.

К первым мы относим Кабаниху и Дикого, которые по природе являются деспотами, самодурами, представителями «Темного царства.

Обратите внимание

Ко второй группе относится молодое поколение, где Варвара уходит из дома, Тихон становится безвольным, а Катерина, вопреки всему, вопреки деспотизму, решается на самоубийство, лишь бы не жить по правилам, которые перечат ей, как личности.

Героиня с новыми взглядами на жизнь не желает принимать домодедовские нравы. Так, с помощью небольшого количества героев, которые проживают в Калинове на берегу Волги, автор раскрывает несколько своеобразных конфликтов драмы «Гроза», среди них семейный конфликт, который проявляется столкновением Катерины со своей свекровью.

Социальный конфликт в драме Гроза

Автор также затронул социальный конфликт в драме «Гроза», который представлен столкновением разных мировоззрений, где старое борется с новым, где купец и купчиха являются обобщенными образами тирании и невежества, которые процветали в те времена. Они противники прогресса, все новое воспринимается в штыки.

Они хотят всех держать на коротком поводке, чтобы их «темное царство» не разрушилось. Однако новое мировоззрение, что имеется у Катерины – это альтернатива старому. Оно отличное от взглядов, устоев, традиций, что придерживаются в темном царстве.

Катерина – это обобщенный персонаж иного склада ума, с другим характером, который уже начинает зарождаться в гнилом обществе и становится лучом света в этом темном мире.

В чем заключается основной конфликт драмы Гроза

Среди социального и семейного конфликта можно выделить и основной конфликт. В чем заключается основной конфликт драмы «Гроза»? Я считаю, что главным здесь является конфликт, что разворачивается внутри самой героини. Это противостояние личности и общества.

Здесь мы видим, что Катерина хочет быть собой, свободной, ей неприемлема жизнь среди насилия, вот только в Калинове по-другому невозможно. Здесь либо так, либо никак. Но, не мирится героиня с таким раскладом, и если невозможно жить, как хочется, лучше умереть.

Не смогла она убить в себе свободолюбивую личность в угоду установленным порядкам.

Почему именно такое название автор выбрал для своего произведения? Наверное потому, что изображенная жизнь в Калинове пребывает в предгрозовом состоянии, в том состоянии, когда грядет катастрофа.

Это гроза, как предвестник будущих перемен, гроза, как стихийное чувство, что возникло между Катериной и Борисом, гроза – это несогласие с устоями.

А чтобы подчеркнуть мертвый быт калиновцев, автор использует образ и описание красивой природы.

Это отличная работа Островского, которая заставляет задуматься и сделать свои выводы.

  • в чем суть конфликта в пьесе островского гроза
  • драма гроза почему такое название и какой конфликт произошел между героями
  • конфликт бориса с окружающим миром

Источник: http://sochinyshka.ru/osnovnoj-konflikt-dramy-groza-a-n-ostrovskogo.html

Центральный конфликт драмы а.н. островского «гроза»

10 класс

Сочинения по русской литературе

Центральный конфликт драмы а.н. островского «гроза»

В основе любого драматического произведения всегда лежит драматический конфликт — столкновение противоположных идей, взглядов, нравственных принципов, характеров. Существует такой конфликт и в драме А.Н. Островского «Гроза».

Однако в произведении Островского он приобретает необычайную многогранность и сложность. Дело в том, что, начинаясь с противостояния главной героини и окружающего ее «темного царства», этот конфликт проникает в душу самой Катерины Кабановой.

То есть Катерина становится центральным образом, вовлеченным как во внешний, так и во внутренний конфликт. Высокие устремления героини сталкиваются с нравственными принципами и устоями общества. В то же время в сердце Катерины идет отчаянная борьба между страстью и долгом. Как отмечает критик А.

Важно

Анастасьев, «стремление к воле, к свободному существованию, постоянно жившие в Катерине и обострившиеся до предела, когда пришла любовь… было необходимым требованием ее натуры. Но осуществиться это требование — в силу объективных условий жизни — не могло. Здесь и заключена трагедия».

Трагическая безысходность положения главной героини пьесы Островского состоит именно в том, что в существующем мире не могут быть удовлетворены естественные потребности ее личности.

Основным злом, парализующим разум и волю обитателей Калинова, в драме выступает самодурство сильных этого мира. Оно подавляет всех персонажей, делая их безвольными, апатичными, сломленными.

Попав в этот страшный мир, Катерина, резко отличающаяся от всех остальных жителей города, мучается, задыхается в атмосфере зла, жестокости, грубости. И, что еще ужаснее, она не имеет возможности вырваться из этого «темного царства», вынуждена оставаться в тяжелой зависимости от него.

В доме деспотичной свекрови Катерина чувствует себя птицей, которую заперли в клетку, навсегда лишив ее возможности летать.

С первых же страниц мы видим, как нарастает, усиливается центральный конфликт драмы. Столкновение главной героини с обществом словно бы складывается из отдельных столкновений ее с каждым из обитателей города.

Прежде всего, это конфликт между Катериной и ее свекровью. В отличие от грубой, властной и резкой Кабанихи, Катерина — натура глубоко поэтическая, тонкая, добрая, с чуткой и отзывчивой душой.

К тому же она оказывается полной противоположностью не только свекрови, но и собственному мужу.

В Тихоне есть и доброта, и отзывчивость, и способность к здравому суждению. Но его основная черта — забитость, безвольность, робость. Он полностью покоряется своей матери, будучи не в силах противостоять ее деспотизму.

Совет

Катерина же не может мириться с таким положением и не желает беспрекословно выполнять все требования Кабанихи.

Она ужасно страдает, а муж оказывается неспособным понять ее страдания, ее устремления, не может проникнуть в ее душевный мир, прийти ей на помощь.

Стремясь вырваться из удушливой атмосферы семьи Кабановых, мечтая что-то изменить в своей жизни, встретить настоящую любовь, Катерина влюбляется в Бориса, который хоть и обладает душевной мягкостью, деликатностью, скромностью, добротой, все же очень отличается от нее самой. Он оказывается таким же безвольным человеком, как и Тихон. Борис находится в рабской зависимости от своего дяди, безропотно подчиняется его капризам и сознательно терпит его самодурство.

Волевой, свободолюбивой, исполненной лиризма Катерине в пьесе противопоставлены и другие персонажи, такие как Варвара, от которой веет духовной примитивностью, или Кулигин — проповедник терпения и покорности.

Конфликтность пронизывает каждую строчку драмы Островского, где постоянно происходят столкновения между всеми персонажами, а также между мечтами, стремлениями героев и реальной жизнью. Таким образом, центральный конфликт драмы «Гроза» обостряется и приобретает глобальные масштабы после супружеской измены главной героини.

Поступок Катерины является грехом и в глазах общества, и, что трагичнее всего, в глазах самой героини. В ее душе страсть, любовь, настоящее чувство сталкиваются с чувством долга.

Полюбив Бориса, она нарушила не только нравственные устои общества, но и те принципы, которые сама признает и считает божественными, святыми. Она сознает греховность этой связи, но и поступиться своей любовью не в состоянии.

Тем более что влечение к Борису ассоциируется у нее с ощущением свободы, о которой она так мечтала, к которой так стремилась всю свою жизнь. Однако жить обманом Катерина тоже не может.

Обратите внимание

Она испытывает жестокие нравственные мучения и потому принимает решение раскаяться, но своим раскаянием она только осложняет свое дальнейшее существование. Шаг за шагом Катерина приближается к неизбежному, единственно возможному выходу — самоубийству.

Таким образом, в драме «Гроза» А. Н. Островский наиболее ярко обнажил главный конфликт, решительно, диаметрально противопоставив стороны и показав невозможность такого выхода из сложившейся ситуации, который бы не был по своей сути трагичным.

Здесь перед нами и конфликт между чувством и долгом в душе героини, и непримиримая борьба Катерины со свекровью, и разочарование в любимом мужчине. Но конфликт «Грозы» не ограничивается рамками семейных отношений.

В драме также раскрываются и социальные противоречия — противостояние богатых и бедных, которое накладывает свою печать на жизнь всего города, на взаимоотношения между всеми его обитателями. Поэтому конфликт произведения носит уже и межклассовый характер.

Мастерство Островского как выдающегося писателя, драматурга заключается в том, что он в одном произведении сумел вынести конфликт из семейной сферы на улицу, площади, паперти церквей, бульвар города. Он столкнул властителей «темного царства» и подчиненных, хозяев, носителей порока, и их жертв.

Но в то же время он показал противоборство отдельно взятой личности с окружающей средой, с ее мертвящими установками, с ее губительными принципами и уничтожающим влиянием. Поэтому трудно говорить о центральном конфликте драмы Островского «Гроза» как о каком-то отдельно взятом явлении.

Этот конфликт представляет собой цепь многообразных конфликтов, переходящих один в другой, тесно связанных друг с другом, которые вместе отражают кризис сложившихся форм жизни. Именно эта цепь конфликтов, объединенных в одну всеобщую трагедию, и создает «грозовую» атмосферу произведения.

Да, гроза вовсе не случайно введена в пьесу — она наилучшим образом передает всю катастрофичность человеческого существования, то трагическое состояние расколотого надвое мира, в котором нет места полету, нет места настоящей свободной жизни.



Источник: https://scribble.su/work/zolotaya/409.html

Сущность социального конфликта в драме А.Н. Островского «Гроза»

Пьеса А.Н. Островского «Гроза» вышла в свет в 1860 году, накануне отмены крепостного права. В это непростое время наблюдается кульминация революционной ситуации 60-х годов в России.

Уже тогда рушились основы самодержавнокрепостнического строя, но еще не созрели новые, прогрессивные силы, способные сдвинуть страну с рутинных позиций.

В драме Островского очень ярко и полно отразились общественные противоречия той эпохи.

В основе «Грозы» лежит глубокий социальный конфликт, возникший в результате непримиримой вражды двух типов мировоззрения: отживающего старого и зарождающегося нового, «темного царства» самодуров и гордого протестующего, свободолюбивого характера.

Рассмотрим вначале первый тип мировоззрения, весьма типичный для 50-х годов XIX века и воплощенный в образах Дикого и Кабанихи.

Эти персонажи — влиятельные купцы — олицетворяют собой власть богатства, которая распространяется почти на всех жителей провинциального городка.

Важно

В период создания пьесы расстановка политических и экономических сил российского общества была такова, что богатство, привилегии давали возможность людям, подобным Дикому и Кабанихе, безнаказанно попирать права и свободу тех, кто стоял ниже их по происхождению и социальному положению.

И герои не без успеха используют эту возможность, что наглядно подтверждается «слезами видимыми и невидимыми», которые обильно льются «за замками да запорами». Эти народные слезы проливались тогда по всей России, во всех городах, где власть «самодуров» приобрела столь ужасающие формы.

Да и дикие р кабанихами существовали тогда в ту жестокую пору практически во всех провинциальных российских городках. Поэтому этих персонажей можно считать обобщенными образами тирании и невежества, процветавших тогда в стране.

Положение Дикого и Кабанихи, людей недалекого ума, невежественных и духовно ограниченных, предписывало им держать в такой же темноте непросвещенности остальных жителей Калинова, чтобы не потерять своего влияния, поддерживавшегося преимущественно на необразованности, незнании. Поэтому им было выгодно, чтобы калиновцы слушали рассказы Феклуши-странницы о людях с песьими головами и «огненном змее»; чтобы, сравнивая другую жизнь с собственным существованием, считали жизнь в Калинове самой лучшей и справедливой.

Воспитанные в вековой рутине, Кабаниха и Дикой являются противниками всего нового, прогрессивного. Всякая попытка отступить от старых, давно отживших традиций встречается ими в штыки. «Сами самодуры…

добродетельны и даже умны по-своему, в пределах, предписанных им рутиною и поддерживаемых их положением; но положение это таково, что в нем невозможно полное, здоровое человеческое развитие», — писал Н.А.

Добролюбов.

Казалось бы, будучи полноправными хозяевами своего «темного царства», Дикой и Кабаниха должны чувствовать себя в абсолютной безопасности. Но на самом деле это далеко не так. Появляется альтернативный персонаж — Катерина, которую Добролюбов назвал «новым типом, создаваемым русской жизнью».

И действительно, мировоззрение Катерины представляет собой нечто новое, совершенно отличное от тех установок, взглядов, традиций, которых придерживаются столпы «темного царства».

Совет

Это человек совершенно иного склада ума, характера, уже начинавшего формироваться в народной среде в 50-е годы XIX века.

Воспитанная на религиозных основах, Катерина жила в узком, обособленном мирке, отчасти придуманном ею самою и отчасти отражавшем патриархальный уклад провинциального городка.

Но, в отличие от замкнутого и неподвижного пространства, отгороженного от внешней кипучей жизни, каким был Калинов, мир Катерины был своеобразной моделью идеального справедливого общества, в котором нет насилия над личностью человека, нет униженных и возвышенных.

Попав в среду самодуров, Катерина по-своему протестует против неволи, насилия, жестокости, косности.

Ей тесно в четырех стенах мужниного дома, и потому она горько вопрошает: «Почему люди не летают, как птицы?» Героиня рвется на волю, разрывая вековые узы рутинных традиций, на которых зиждется вся власть «темного царства».

Именно своим протестом, непримиримостью к жестокости и страшна Катерина для Дикого, Кабанихи и им подобных, в отличие от других жителей городка Калинова — Кулигина, Шапкина, Бориса, безропотно сносящих любые выходки тиранов.

Самодуры чувствуют, что приходит конец их «царству», что зарождаются новые силы, способные им противостоять. Внутренняя, духовная сила Катерины являет собой реальную угрозу самому существованию и процветанию диких и кабаних. В этом смысл названия драмы «Гроза» и сущность социального конфликта пьесы.

Психологическая драма Катерины напрямую обусловлена социальными противоречиями. Ведь Кабаниха не просто ее свекровь, она представитель иного мира, носитель противоположных нравственных и общественных убеждений.

Обратите внимание

На примере Катерины Островский показывает, как в человеческой драме раскрываются социальные противоречия.

Поэтому можно сказать, что сущность конфликта «Грозы» заключается не только в столкновении старого мира с миром зарождающимся, но и в столкновении личных убеждений с общественным мнением, которое и подтолкнуло Катерину Кабанову к самоубийству.

Таким образом, в пьесе Островского сделано необычайно точное и емкое обобщение характерных особенностей и противоречий крепостнической России XIX века. Городок Калинов — это уменьшенная и упрощенная модель российского общества дореформенного периода, глядя на которую, мы видим основную особенность русского жизни того времени — «необходимую потребность в людях деятельных и энергичных».

Источник: http://lit-helper.com/p_Sushnost-_social-nogo_konflikta_v_drame_A_N__Ostrovskogo_Groza

Методическая разработка по литературе (10 класс) на тему

Открытый урок литературы по теме: «Семейный конфликт» в драме А.Н.Островского «Гроза» и его современное разрешение.

Цели урока:

1. Раскрыть суть отношений персонажей пьесы;

2. Подвести к пониманию семейного и социального конфликтов   и назвать пути выхода из них.

Задачи:

Дидактические:

  1. Продолжить формирование умений анализировать художественный текст; аргументировать собственное суждение;
  2. Обозначить  актуальность произведения.

Развивающие:

Читайте также:  Сочинение иван берестов и григорий муромский в барышне-крестьянке пушкина

1. Развивать творческую речевую деятельность учащихся через выражение своего представления о героях пьесы;

2. Совершенствовать умения анализировать, доказывать, сравнивать, формулировать обобщенные выводы;

3. Расширить круг ассоциаций;

4. Развивать эмоциональную восприимчивость.

Воспитательные цели:

  1. Воспитывать уважение к традиционным ценностям семьи.
  2. Показать вневременные рамки классического художественного произведения;
  3. Воспитывать художественный вкус.

Тип урока: урок усвоения знаний( изучение драматургического произведения )

Форма урока:  урок-дискуссия.

Оборудование: компьютер,   слайд-презентация (как сопровождение урока), видеофрагмент.

Ход урока:

Сегодня на уроке мы продолжим изучение и анализ драмы А.Н.Островского «Гроза».

Как вы понимаете значение слова СЕМЬЯ?

Семья — это группа людей, живущих вместе и объединённых общими интересами и родственными связями.

Все мечтают о дружной и счастливой семье. Как вы думаете, что необходимо, чтобы семья была счастливой?

Любовь

Доверие

Взаимопонимание

Компромисс (соглашение на основе взаимных уступок)

Тестирование. Задание: расставьте приоритеты. Учитель ставит магниты напротив каждого слова по количеству поднявших руки. Выводы сделаем в конце урока .Определите тему сегодняшнего урока.

Любовь —

Доверие —

Взаимопонимание —

Компромисс —

Итак, тема урока  — О семье..

Ученик диктует тему урока и цели.

Запись темы урока в тетради.

Вступительное слово: Полтора века тому назад А. Н. Островский написал свою «Грозу», ставшую, по словам Добролюбова, «самым решительным произведением» драматурга.

С тех пор каждое новое поколение читателей пытается разобраться в конфликтах драмы, главной героиней которой является молодая купеческая жена Катерина Кабанова.

 Несколько интересных фактов из истории создания пьесы расскажет Гребенюк Екатерина

 (Рассказ о купчихе Клыковой, долгое время считавшейся прототипом Катерины Кабановой)

Важно

Вывод учителя: Катерина в финале пьесы сделала свой выбор. Читателю 21 века непросто понять этот  поступок.  Вы предварительно получили задания разобраться в причинах гибели Катерины. Каждая группа работала  с материалами пьесы в своём направлении. Но все отвечали на два основных вопроса:  что привело главную героиню к гибели и

 какие пути выхода из  семейного конфликта можно предложить?

В ходе урока каждый из вас  должен записать в тетрадь ответы на эти вопросы. Предлагаю таблицу:

Что привело главную героиню к гибели? Какие пути выхода из  семейного конфликта можно предложить?
1группа
2группа
3 группа
Общее мнение, выводы

1 группа собирала материал о Домострое. Что интересного узнали?  (Все выводы подкрепляйте примерами из текста)

(Ответы каждого члена группы) Выводы, которые должна сделать 1 группа: Домостроевские порядки, царившие в 19 веке в купеческих семьях, стали тормозом в семейных отношениях. Множество женщин  стали открыто бороться за равенство )

2  группа анализировала  отношения в семье Кабановых  и нравы города Калинова.  (Все выводы подкрепляйте примерами из текста)

Выводы после ответов 2-й группы: Жизнь в доме Кабановых внешне мало чем отличается от жизни в доме Катерины. Однако, по признанию самой Катерины, там «всё как будто из-под палки», то есть по принуждению. Из мира Кабановых уходят главные христианские добродетели: любовь, свобода. И потому в их доме царит грубость и тирания.

Воспитанная в атмосфере любви, Катерина стремится к тому, чтобы быть любимой другими людьми и дарить свою любовь окружающим. Это желание она не может реализовать в доме Кабановых, что обуславливает её внутренний конфликт и трагическую развязку.

Почему молодая купеческая жена несчастлива в семье мужа? замуж за Тихона Катерина пошла по любви?

Ответы учащихся.

Тихон в свою очередь любил Катерину или стал её мужем по указке маменьки?

Ответы учащихся.

Вывод учителя: В XIX веке браки заключались по воле родителей. Можем предположить, что и Тихон, и Катерина не имели права выбора, за них всё решили другие люди, их родители.  Живя в браке, они  должны были полюбить  друг друга.

Совет

3 группа  готовила материал о Катерине. (Все выводы подкрепляйте примерами из текста)

Катерина бросает реплику Варваре: «Я скоро умру». Она уверена в своей скорой смерти, так как у неё грех на уме. Грех – любовь к другому человеку. Варвара говорит Катерине, что «ты, Катя, не любишь Тихона». Варвара настаивает на этом и предполагает, что Катерина любит другого человека. Катерина соглашается и называет имя Бориса Григорьевича.

Любит ли Тихон Катерину?

Выразительное чтение по ролям и анализ сцены прощания Тихона и Катерины. (Действие 2, явл.4)

Тихон не понимает Катерину, когда та просит взять её с собой или взять с неё страшную клятву. Тихон отталкивает Катерину, так как думает только о себе.

Свекровь запилила, муж оттолкнул, Варвара предлагает ночевать в саду и даёт ключ от калитки, который Катерина берёт.

Катерина решается пойти на свидание с Борисом Григорьевичем.

Почему Катерина выбрала Бориса?

Борис – новый человек, одет по-европейски, в церкви смотрит ласково.

Что обещает Борис Катерине на первом свидании? Анализ сцены свидания (Действие 3,сцена 2,явл.3)

Борис Катерине ничего не обещает и не хочет подумать, что с ней будет потом. Ему не хватает смелости и решительности, качеств, которые, безусловно, есть у его возлюбленной.

Дайте характеристику Борису.

Борис способен на глубокое чувство, однако не может защитить свою любовь, пойти против воли Дикого, от которого зависит его материальное положение. Он такой же, как и Тихон, только хорошо образованный.

Почему Катерина изменяет мужу с Борисом?

Катерина решается на измену, так как она несчастна в семье мужа, но она молода, ей хочется любить и быть любимой хоть на мгновение – и тогда уже и умереть не страшно.

Обратите внимание

После выступления 3 группы выводы по основным вопросам урока и заполнение таблицы, если кто-то не успел заполнить.

В чём суть семейного конфликта?

В центре семейного конфликта – измена Катерины мужу.

Но в драме присутствует и социальный конфликт, основанный на неравенстве мужчины и женщины.

Почему Катерина не нашла счастья в семье? Почему она решается на самоубийство?  В таблицу:

В семье не было доверия, любви, понимания .

Для Катерины идти домой -все равно что в могилу.

Катерина сделала свой трагический выбор,  и другого пути для неё не было.

 Учитель: Мне интересно было услышать ваше мнение о семейном конфликте в пьесе. Думаю, тема интересна для вас. Тем более, всем абсолютно ясно, что, если бы Катерина жила в наше время,  финал был бы совсем другим.

А вот что пишет о семейных конфликтах известный психолог Михаил Лабковский: «Тот, кто психически здоров, ориентируется на свои чувства и всегда выбирает себя. Ни  красота, ни любовь не требуют жертв. Нет такой цели, ради которой надо что-то терпеть в отношениях.

Если отношения заканчиваются, это не значит, что вся жизнь теряет смысл. Находятся и другие дела.»

Итак, мы рассмотрели отношения основных героев драмы «Гроза». Пути развязки отношений в любовном треугольнике разные. Главное – не задерживаться на пути к разрешению конфликта.

 Рефлексия.  Предлагаю сыграть в игру.

 У меня разноцветные сердечки. Выбор сердечка по желанию.

Красное сердце.

Как бы вы поступили на месте Катерины?

Ответы учащихся.

Желтое  сердце.

Как бы вы поступили на месте Бориса?

Ответы учащихся.

Синее сердце.

Как бы вы поступили на месте Тихона?

Ответы учащихся.

Д/з : Конспект статьи  Добролюбова «Луч света в тёмном царстве» — подготовить выписки о Катерине

Подведение итогов, выставление отметок.

Анализ урока.

Важно

На «Грозу» привыкли смотреть, как на нечто неинтересное, из патриархальных времен, то есть как на произведение, не интересное молодому поколению

Изучая русскую классику, мы формируем нравственные ориентиры, нравственные качества учеников. Моделируем поведение каждого как члена семьи (сына, мужа, отца и т. д. ), чтобы каждый поставил себя на место героя и подумал, а как бы я поступил на его месте.

Считаю, что цели достигла, так как был проанализирован текст, учащиеся свободно высказывали своё мнение, присутствовали элементы дискуссии. В результате учащиеся поняли, что в классической литературе отражены мысли и чувства, которые волнуют и их тоже.

Чтобы добиться цели, использовала методы: дифференцированное задание, групповая работа,   монологическое чтение; подготовка презентации к уроку, а также психологические методы (метод ранжирования нравственных категорий ).

Источник: https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2017/11/27/urok-literatury-po-teme-semeynyy-konflikt-v-drame-a-n

Особенности конфликта в пьесе а. н. островского “гроза”

В пьесе Островского “Гроза” поднимается проблема перелома в общественной жизни, произошедшего в 50-х годах XIX века, смены общественных устоев, а также проблема положения и роли женщины в семье и обществе.

В пьесе “Гроза” можно выделить несколько конфликтов. С одной стороны, показаны два уклада жизни, старый, “домостроевский” и новый, представленный молодым поколением. Поэтому можно сказать, что пьеса посвящена социальному конфликту поколений, где новое наступает на пятки старому, старое не хочет уступать новому.

Взаимоотношения невестки и свекрови, неволю женщины в купеческой семье тоже можно рассматривать как часть социального конфликта. Но пьеса гораздо сложнее, чем это может показаться на первый взгляд. Ведь Катерина борется сама с собой, конфликтуют разные стороны ее личности. Это духовныйконфликт. В этом отношении “Гроза” по своему жанру близка к трагедии.

Попробуем разобраться во всех этих конфликтах по отдельности.

Представителями старого времени, эпохи “Домостроя” являются Кабанова и Дикой. Уже одни имена рисуют характеры этих людей. Кабанова – последняя блюстительница “домостроевского” уклада в городе. Она придерживается старых порядков, взглядов и стремится навязать их своим домочадцам: “…никакого порядка, проститься-то путем не умеют.

Так-то вот старина-то и выводится… Что будет, как старики перемрут, как будет свет стоять, уж и не знаю. Ну, да уж хоть то хорошо, что не увижу ничего”. Кабаниха деспотична и своевольна, требует полного себе подчинения. И добилась этого прежде всего от собственного сына, который не отваживается пойти против воли матери.

Ее еще больше заставляет держаться за старый мир вера в то, что за пределами Калинова творится невероятное, там “просто содом”, люди в суете друг друга не замечают, запрягают “огненного змия” и сам дьявол ходит между них, никем не замеченный. Старых порядков придерживается и Дикой.

Для него главное в жизни – деньги и богатство, недаром он, разбогатев, даже городничего может “потрепать по плечу”.

Кабанихе и Дикому противопоставлен в пьесе Кулигин – человек прогрессивных взглядов, изобретатель. Каждый из противников старается отстоять свои идеалы. В арсенале Дикого дикое церковное суеверие. Кулигин защищает свое человеческое достоинство ссылками, на авторитет Ломоносова и Державина.

Символична в этом отношении сцена спора Кулигина с Диким. Если присмотреться к ней повнимательнее, то мы увидим в спорящих не просто жадного купца и талантливого механика-самоучку, но человека, рьяно отстаивающего патриархальные устои, и лицо, пытающееся их опрокинуть. С этой точки зрения роли Кулигина и Дикого очень важны.

В этом заключается суть социального конфликта.

Другой конфликт – духовный. Он развивается внутри главной героини пьесы – Катерины. Катерина выросла в мире, где царили любовь, доброта, нежность. Мать в Катерине “души не чаяла”. Девушка ходила в церковь, слушала богомолок, жила в единении с природой.

Совет

Катерина воспитана так, что не может нарушить моральные и нравственные законы, всякое отклонение от них приводит ее в смятение. Из этого мира Катерина попала совсем в другую среду, где людей заботят иные ценности.

Свекровь Катерины, Кабаниха, делает вид, что ее семья – образец благополучия: ее боятся и уважают невестка и сын, Катерина боится своего мужа.

Но на самом деле ей все равно, что происходит в действительности, для нее важна только видимость. Старый уклад жизни разрушается внутри самой Катерины. Большую роль здесь играет и Варвара – представительница молодого поколения, но носительница других взглядов, отличных от взглядов Катерины. Именно Варвара подбивает Катерину на свидание с Борисом.

Без Варвары вряд ли Катерина решилась бы на это. Мир Варвары устроен гораздо проще, она может закрыть на все глаза. Следуя этой весьма упрощенной морали, Варвара не видит ничего предосудительного во встречах Катерины с Борисом. Для Катерины же измена мужу что-то постыдное, она в глаза ему потом не может глядеть.

Но и Тихон, муж, не соответствует ее понятиям об идеальном супруге. Муж – это опора, поддержка, властелин. Тихон же не оправдывает ожиданий Катерины. Это разочарование приводит ее к Борису. Это новое чувство для Катерины – грех, оно порождает укоры совести. Если бы она продолжала жить в патриархальном мире, этого не случилось бы.

Да и если бы Тихон настоял на своем и взял ее с собой, она бы забыла о Борисе навсегда. Трагедия Катерины в том, что эта чистая, с высокими нравственными требованиями натура не умеет приспосабливаться к жизни. Катерина не смогла жить дальше, нарушив один раз моральные законы “Домостроя”.

Замученная укорами совести, она признается во всем мужу, но и в прощении мужа не находит избавления от душевных страданий. В этом суть духовного конфликта.

Таким образом, в пьесе показаны два основные конфликта – социальный и духовный. Гибель Катерины доказывает ее моральное превосходство над “темным царством” и невежественными людьми.

(No Ratings Yet)

Источник: https://goldsoch.info/osobennosti-konflikta-v-pese-a-n-ostrovskogo-groza/

Конфликт и его разрешение в драме «гроза»

Замысел произведения А. Н. Островского «Гроза» появился в результате экспедиции по городам Волги, организованной морским департаментом для изучения быта и традиций этих городов. В числе исследователей оказался и А. Н.

Островский, который в своей пьесе «Гроза», написанной в тысяча восемьсот пятьдесят девятом году, изобразил город Калинов, в нем писатель отразил уклад жизни всех городов на Волге. Впоследствии многие города спорили о том, что именно их город был прототипом Калинова.

То есть город Калинов — собирательный образ, своеобразное кривое зеркало, в котором отражаются «быт и нравы» мещанского общества. А сюжет пьесы был придуман после огласки дела Клыковых. В этой семье, как и в семье Кабановых, в Волге утопилась сноха из-за тяжелого характера свекрови.

Главными героями произведения являются Катерина и Марфа Игнатьевна Кабанова. Катерина вышла замуж за сына Кабанихй не по любви, а потому, что так хотели ее родители, ведь понятия «брак» и «любовь» имели совершенно разные значения.

Брак — это достойная жизнь, а любовь — это нечто грешное и запретное. С первых минут появления Катерины в доме Кабановых Марфа Игнатьевна невзлюбила свою сноху. Катерина и Кабаниха совершенно разные люди, которые не могут ужиться вместе.

Кабаниха — самая властная женщина в городе, она привыкла к тому, что все должны ей подчиняться, причем не только в доме, но и за его пределами. Марфа Игнатьевна постоянно конфликтует с Диким, который также является представителем «сильных» этого города. Кабаниха приверженица Домостроя, то есть считает, что традиции являются неотъемлемой частью жизни.

Обратите внимание

Также Марфа Игнатьевна ханжа, так как свои безнравственные поступки она прикрывает религией. Искренние чувства для нее ничего не значат, для нее важнее традиционное, а значит, во многом показное выражение чувств Кабаниха попрекает Катерину тем, что та во время отъезда своего мужа не рыдает на пороге дома так, чтобы слышала вся округа. Марфа Игнатьевна высокомерна, она говорит Дикому: «…

Читайте также:  Сочинение по картине село хмелевка ромадина 9 класс описание

найди себе кого подешевле, а я тебе дорога!»

Катерина пытается противостоять Кабанихе, то есть между ними нарастает конфликт, ведь Катерина не может мириться с тем, как относится к ней Марфа Игнатьевна. «Напраслину терпеть кому ж приятно?!» Также Катерина выросла совсем в другой семье и не привыкла к унижениям и оскорблениям.

В семье она привыкла чувствовать только любовь, так как мать ее очень любила, одевала и наряжала, как куклу, работать не заставляла. Так же, как и Кабаниха, Катерина верит в бога.

Но это другая вера, ведь если Марфа Игнатьевна только прикрывается религией и ей важна не столько вера в бога, сколько обряды, то главная героиня верит в бога всей душой, ей важно то, что она испытывает, а не то, что она делает, поэтому Катерина душевная; мягкая, искренняя натура.

Также она добрая, терпеливая, настойчивая и решительная. Решившись утопиться; она не отступила и не испугалась.

Этот конфликт разрешился тем, что Катерина лишилась своей семьи и погибла. Но развитие внешнего конфликта произошло под влиянием внутреннего конфликта. Внутренний конфликт — это конфликт в душе героини, между дьяволом и богом, любовью и долгом, чувствами и предрассудками, зарожденными в мещанском быту. Катерина замужняя женщина, а значит, не должна думать о ком-то еще, кроме мужа.

Но появился Борис, племянник Дикого, который приехал из другого города, в другой одежде, с другими манерами. Для Катерины он был человеком из какого-то иного мира, то есть она не могла не полюбить Бориса. Но Катерина дала обет мужу и теперь не может ему изменить.

Главная героиня пытается найти понимание в окружающих её людях, например в Варваре. Но Варвара не такая тонкая душа, как Катерина, Варвару не терзают муки совести. Для нее самое главное, чтобы никто ничего не узнал, то есть, «лишь бы шито-крыто было».

Важно

Также Катерина просит Бориса увезти ее с собой, но тот боится своего. дядю Дикого и отказывает ей. Не найдя ни в ком поддержки и не найдя в себе силы жить с духовной изменой мужу, она решается на самоубийство. «Что ж: уж все равно, душу свою я ведь погубила».

То есть внутренний конфликт разрешается ее смертью.

Также в этом произведении существует еще один конфликт. Конфликт в семье Кабановых. Кабаниха относится к своей семье так же, как и к другим людям. Ей все равно, что Варвара и Тихон ее дети, что Тихон переживает из-за того, что Марфа Игнатьевна плохо относится к Катерине, даже доводит ее до могилы («…мне что домой, что в могилу — все равно», — говорит Катерина).

Но Тихон не сопротивляется матери, в отличие от Варвары, которая живет, как себе удобно, но не ставит мать в известность, что вечерами без ее спросу гуляет с Кудрящом. Разлад семьи зреет в самом конце пьесы, после смерти Катерины. То есть конфликт завершается крушением семьи Кабановых.

Варвара убежала вместе с Кудряшом, а Тихон обвиняет мать в убийстве жены: «Маменька, вы ее погубили!»

Смерть Катерины является как развязкой самого произведения, так и разрешением конфликта, ведь смертью главной героини разрешается внешний и внутренний конфликт, а семейный конфликт разрешается в результате смерти-Катерины.

У главной героини не было иного пути, как смерть, потому что если бы она не изменила своему взгляду на жизнь, то ее бы все равно изжила из дома Кабаниха и она бы рано или поздно умерла.

А если бы поменяла мировоззрение, тогда бы она не была той Катериной, какой она является в произведении.

Смерть является своеобразным ключом к пониманию произведения.

Совет

Потому что, с, одной стороны, смерть — это избавление от страданий и мук жизни, а с другой стороны, очень трудно решиться на самоубийство. Хотя Тихон кричит: «…

хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на свете да мучиться!» Но сам он боится повторить подобное. И хотя Тихон живой, но он выглядит намного жалче мертвой Катерины.

Также Катерина — любимая героиня Островского, и он не мог оставить ее жить в таком мире среди Кабановых и Диких. Островский хотел видеть главную героиню свободной, ведь свобода очень важна для писателя. И, умерев, Катерина стала свободной.

Источник: http://www.testsoch.com/konflikt-i-ego-razreshenie-v-drame-groza/

В чём заключается конфликт поколений в драме а. н. островского «гроза»?

Есть что добавить?Присылай нам свои работы, получай litr`ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru!

/ Сочинения / Островский А.Н. / Гроза / В чём заключается конфликт поколений в драме а. н. островского «гроза»?

  Скачать сочинение
Тип: Обзорная тема (по произведениям нескольких авторов)

    Проблема отцов и детей актуальна во все времена. Жизненные устои зависят от многих вещей и постоянно меняются. Из-за этого происходит столкновение позиций детей и родителей, что приводит к возникновению конфликтов между ними. В зависимости от людей и исторических условий такие конфликты имеют разную степень тяжести и последствия.

     Весьма значительные конфликты старшего и младшего поколений можно наблюдать в драме А. Н. Островского «Гроза». Старшее поколение – Кабаниха и Дикой — живут по домостроевским порядкам, требуя полного подчинения со стороны младших. Понятие «уважение» они считают синонимом «подчинению». Так кабаниха подавляет чувства собственных детей, лишает их свободы и разрушает их личность.

Тихон и Варвара, с детства привыкшие к такому контролю, реагируют на него по-разному. Слабовольный Тихон вырастает «маменькиным сыночком», абсолютно не способным к принятию решений, и не находит лучшего выхода, чем заливать свою контролируемую и бесцельную жизнь алкоголем.

Более сильная духом Варвара в результате тирании матери приобретает негативные черты характера: лживость, притворство и даже некоторое равнодушие.      Попавшая в «тёмное царство» Катерина не была готова к такой жизни. Её родители, хотя и были старшим поколением, разделяли другие жизненные устои, в следствие чего их дочь выросла хорошим человеком с чистой душой.

Она готова уважать свекровь и относиться к ней как к родной матери, но Кабановой это не нужно, ей нужно полное подчинение.      В похожей ситуации под властью Дикого оказался и Борис, тоже выросший в других условиях. Но почему-то он позволяет Дикому тиранить себя, хоть и понимает, что его шансы получить наследство ничтожно малы.

А Катерина не может так свыкнуться с общепринятыми нормами, жизнь для неё без свободы хуже смерти. Она первая сопротивляется устоям старших, её самоубийство – это протест против порядков. Оно даёт толчок для молодого поколения – Тихон впервые перечит матери, Варвара и вовсе сбегает из дома.

     Таким образом, разные люди по-разному проявляют себе в одних и тех же конфликтах, и от этого зависит не только их судьба, но и судьбы их ближних. Для того чтобы жить в гармонии с семьёй, и родители, и дети должны проявлять понимание, терпение и уважение друг к другу и принятым устоям обоих поколений.

Добавил: TheOwl

134130 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Смотрите также по произведению «Гроза»:

Заказать сочинение      

Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.

100% гарантии от повторения!

Источник: http://www.litra.ru/composition/get/coid/00838141456935243517

Конфликтные линии драмы «Гроза»

Сочинения › Островский А.Н. › Гроза

Готовые Домашние Задания

Пьесу А. Н. Островского “Гроза”, написанную в 1859 году, рассматривают в русской литературе как социально-бытовую драму и как трагедию. Некоторые критики ввели даже понятие, объединяющее эти два жанра, — бытовая трагедия.

Но чтобы точнее определить жанр “Грозы”, надо разобраться в сути драматического и трагического.

Драматизм в литературе, в художественном произведении порождается противоречиями реальной жизни людей. Обычно он создается под влиянием внешних сил или обстоятельств.

Жизнь людей в драматичных ситуациях часто оказывается под угрозой гибели, повинны в которой бывают внешние силы, не зависящие от людей. Определение жанра также зависит от оценки основного конфликта в произведении. В статье Н. А.

Обратите внимание

Добролюбова “Луч света в темном царстве” показано, что основной конфликт “Грозы” — это конфликт между Кабанихой и Катериной. В образе Катерины мы видим отражение стихийного протеста молодого поколения против сковывающих условий “темного царства”.

Гибель главной героини является результатом столкновения с самодуркой-свекровью. С этой точки зрения, данное произведение можно назвать социально-бытовой драмой. Примечательно, что сам автор назвал свое произведение драмой.

Но пьеса Островского может восприниматься и как трагедия. Что же такое трагедия? Для трагического жанра характерен неразрешимый конфликт между личными стремлениями героя и законами жизни. Конфликт этот происходит в сознании главного персонажа, в его душе.

Герой трагедии зачастую борется с самим собой, испытывая глубокие страдания. Видя основной конфликт в душе самой героини, ее гибель как результат столкновения двух исторических эпох (заметим, что именно так воспринимался этот образ современниками Островского), жанр “Грозы” можно определить как трагедию.

Пьесу Островского отличает от классических трагедий то, что его героем является не мифологический или исторический персонаж, не легендарная личность, а простая купеческая жена. В центр повествования Островский помещает купеческую семью и семейные проблемы.

В отличие от классических трагедий, в “Грозе” частная жизнь простых людей является предметом трагедии.

События в пьесе происходят в небольшом волжском городке Кали-нове, где быт еще во многом патриархален. Действие драмы разворачивается перед реформой 1861 года, оказавшей во многом революционизирующее влияние на жизнь русской провинции. Жители недалеко ушедшего от деревни Калинова все еще живут по “Домострою”.

Но Островский показывает, чти патриархальный уклад начинает разрушаться на глазах у жителей. Молодежь города не хочет жить по “Домострою” и уже давно не придерживается патриархальных порядков. Кабаниха, последний блюститель этого умирающего уклада, сама ощущает его близкий конец: “Хорошо еще, у кого в доме старшие есть, ими дом-то и держится, пока живы.

Что будет, как старики перемрут, как будет свет стоять, уж не знаю”.

Глядя на отношения сына и невестки, Кабаниха понимает, что все меняется: “Не очень-то нынче старших почитают… Я давно вижу: вам воли хочется. Ну что ж, дождетесь, поживете на воле, когда меня не будет…”

Важно

У Кабанихи нет никаких сомнений в правильности патриархальных порядков, но уверенности в их нерушимости тоже нет.

Поэтому чем острее она чувствует, что люди живут не по-домостроевски, тем яростнее она пытается блюсти форму патриархальных отношений.

Кабаниха выступает только за обряд, она пытается сохранить лишь форму, а не содержание патриархального мира. Если Кабаниха — это блюстительница патриархальной формы жизни, то Катерина — это дух этого мира, его светлая сторона.

По рассказам Катерины о прежней жизни мы видим, что она приходит из идеального патриархального домостроевского мира. Главный смысл ее прежнего мира — любовь всех ко всем, радость, восхищение жизнью. И прежде Катерина была частью именно такого мира, ей не нужно было противопоставлять себя ему: Она по-настоящему религиозна, связана с природой, с народными поверьями.

Знания об окружающем она черпает из бесед со странницами. “Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле”, — вспоминает она. Но в итоге Катерина оказывается все-таки невольницей этого патриархального мира, его обычаев, традиций, представлений. За Катерину выбор уже сделали — выдали за безвольного, нелюбимого Тихона.

Калиновский мир, его умирающий патриархальный уклад нарушил гармонию в душе героини. “Все как будто из-под неволи”,-передает она свое мироощущение. Катерина входит в семью Кабановых, готовая любить и почитать свекровь, ожидая, что ее муж будет ей опорой.

Но Кабанихе вовсе не нужна любовь невестки, ей нужно лишь внешнее выражение покорности: “Тебя не станет бояться, меня и подавно. Какой же порядок в доме будет? ”

Катерина понимает, что Тихон не соответствует ее идеалу мужа. Отношения между нею и мужем уже не домостроевские, ведь Тихону свойственна идея милосердия и прощения. А для Катерины эта черта по домостроевским законам является недостатком (Тихон — не муж, не глава семьи, не хозяин дома). Тем самым рушится ее уважение к мужу, надежда найти в нем опору и защиту.

Совет

Постепенно в душе Катерины зарождается новое чувство, которое выражается в желании любви. Но одновременно это чувство воспринимается Катериной как несмываемый грех: “Как, девушка, не бояться!.. Мне умереть не страшно, а как я подумаю, что вот вдруг я явлюсь перед богом такая, какая я здесь с тобой…

Какой грех-то! Страшно вымолвить!” Катерина воспринимает свою любовь к Борису как нарушение правил “Домостроя”, нарушение тех моральных законов, в которых она воспитывалась. Измену мужу Катерина воспринимает как грех, в котором надо каяться “до гробовой доски”.

Не прощая себя, Катерина не способна простить и другого за снисхождение к ней. “Ласка-то его мне хуже побоев”, — говорит она о простившем ее, готовом все забыть Тихоне. Трагический конфликт Катерины с самой собой неразрешим. Для ее религиозного сознания непереносима мысль о совершенном грехе.

Чувствуя раздвоение своего внутреннего мира, героиня уже в первом действии говорит: “Я от тоски что-нибудь сделаю над собой!” Феклуша с россказнями о том, что “люди с песьими головами” получили свой облик в наказание за неверность, и старая барыня, предрекающая молодости и красоте “омут”, гром с неба и картина геенны огненной для Катерины означают чуть ли не страшные “последние времена”, “конец света”, “судилище Божье”. Душа женщины рвется на части: “Все сердце изорвалось! Не могу я больше терпеть!” Наступает кульминация и пьесы, и душевных терзаний героини. Наряду с внешним развивается и внутреннее действие — борьба в душе Катерины разгорается все сильнее. Каясь прилюдно, Катерина заботится об очищении души. Но страх перед геенной продолжает владеть ею.

Покаявшись, облегчив душу, Катерина все же самовольно уходит из жизни. Она не может жить, нарушив те нравственные законы, которые были заложены в нее с детства. Ее сильная и гордая натура не может жить с сознанием греха, утратив свою внутреннюю чистоту.

Она не хочет ни в чем себя оправдывать. Она судит себя сама. Ей даже не так уж нужен Борис, отказ его взять ее с собой уже ничего не изменит для Катерины: душу свою она уже погубила.

Читайте также:  Сочинение природа в творчестве фета и тютчева

Да и калиновцы немилосердны к Катерине: “Казнить-то тебя, так с тебя грех снимется, а ты живи да мучайся своим грехом”. Героиня Островского, видя, что никто ее не казнит, в конце концов казнит себя сама — бросается с обрыва в Волгу.

Ей кажется, что она воздает себе за грехи, но воздать за грехи может только Бог, но она сама отказывается от Бога: “Свет божий мне не мил!”

Обратите внимание

Таким образом, если рассматривать центральный конфликт пьесы как конфликт в душе героини, то “Гроза” — это трагедия совести. Со смертью Катерина избавляется от мук совести и от гнета невыносимой жизни.

Патриархальный мир умирает, а вместе с ним умирает и его душа (в этом плане образ Катерины символичен). Даже Кабаниха понимает, что уже ничто не может спасти патриархальный мир, что он обречен.

К публичному раскаянию невестки добавляется и открытый бунт сына: “Вы ее погубили! Вы! Вы!”

Нравственный конфликт, происходящий в душе Катерины, превосходит по глубине социально-бытовой и общественно-политический конфликты (Катерина — свекровь, Катерина — “темное царство”). В итоге Катерина борется не с Кабанихой, она борется сама с собой.

И губит Катерину не самодурка-свекровь, а переломная эпоха, рождающая протест против старых традиций и привычек и желание жить по-новому. Являясь душой патриархального мира, Катерина должна погибнуть вместе с ним. Борьба героини с самой собой, невозможность разрешения ее конфликта- это признаки трагедии.

Жанровое своеобразие пьесы Островского “Гроза” заключается в том, что социально-бытовая драма, написанная автором и охарактеризованная так Добролюбовым, является и трагедией по характеру основного конфликта.

Сочинения по теме:

  • Людской суд в драме «Гроза» сочинение
  • Народная социально-бытовая трагедия «Гроза» сочинение
  • Трагедия или драма? Жанр пьесы «Гроза» сочинение
  • Сказка с печальным концом сочинение

Источник: http://1soch.ru/ostrovskiy-an/groza/konfliktnye-linii-dramy-groza

Гроза островский сочинение спор поколений

Проблема отцов и детей актуальна во все времена. Жизненные устои зависят от многих вещей и постоянно меняются. Из-за этого происходит столкновение позиций детей и родителей, что приводит к возникновению конфликтов между ними. В зависимости от людей и исторических условий такие конфликты имеют разную степень тяжести и последствия.

Весьма значительные конфликты старшего и младшего поколений можно наблюдать в драме А. Н. Островского «Гроза». Старшее поколение – Кабаниха и Дикой — живут по домостроевским порядкам, требуя полного подчинения со стороны младших. Понятие «уважение» они считают синонимом «подчинению». Так кабаниха подавляет чувства собственных детей, лишает их свободы и разрушает их личность.

Тихон и Варвара, с детства привыкшие к такому контролю, реагируют на него по-разному. Слабовольный Тихон вырастает «маменькиным сыночком», абсолютно не способным к принятию решений, и не находит лучшего выхода, чем заливать свою контролируемую и бесцельную жизнь алкоголем.

Важно

Более сильная духом Варвара в результате тирании матери приобретает негативные черты характера: лживость, притворство и даже некоторое равнодушие. Попавшая в «тёмное царство» Катерина не была готова к такой жизни. Её родители, хотя и были старшим поколением, разделяли другие жизненные устои, в следствие чего их дочь выросла хорошим человеком с чистой душой.

Она готова уважать свекровь и относиться к ней как к родной матери, но Кабановой это не нужно, ей нужно полное подчинение. В похожей ситуации под властью Дикого оказался и Борис, тоже выросший в других условиях. Но почему-то он позволяет Дикому тиранить себя, хоть и понимает, что его шансы получить наследство ничтожно малы.

А Катерина не может так свыкнуться с общепринятыми нормами, жизнь для неё без свободы хуже смерти. Она первая сопротивляется устоям старших, её самоубийство – это протест против порядков. Оно даёт толчок для молодого поколения – Тихон впервые перечит матери, Варвара и вовсе сбегает из дома.

Таким образом, разные люди по-разному проявляют себе в одних и тех же конфликтах, и от этого зависит не только их судьба, но и судьбы их ближних. Для того чтобы жить в гармонии с семьёй, и родители, и дети должны проявлять понимание, терпение и уважение друг к другу и принятым устоям обоих поколений.

30429 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Островский А.Н. / Гроза / В чём заключается конфликт поколений в драме А. Н. Островского «Гроза»?

Смотрите также по произведению «Гроза»:

Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.

конфликт поколений (Островский А. Н.)

Русские писатели затрагивали в своих произведениях вечные проблемы:о любви ,смысле жизни,культуре речи, взаимодействие природы и человека и другие. Одной из них является конфликт поколений. Как же раскрывается эта проблема в драме «Гроза»?

В драме «Гроза» как нельзя лучше можно наблюдать конфликт поколений. Старшее поколение пытается подчинить себе младшее. Мы видим семью Кабановых,Марфа Игнатьевна обладает сильным и влаственным характером,женщина считает, что только её мнение имеет право на существование, поэтому всё должно соответствовать её представлениям.

Она унижает, оскорбляет остальных членов семьи.Сын ее Тихон,муж Катерины, ни в чем не смеет перечить матери,он не пытается не только с ней спорить , но даже не делает попыток защитить жену ,которую постоянно,днем за днем,за дело и без дела ест свекровь.

Но в лице Катерины Марфа Игнатьевна встречает сильную соперницу ,девушка считает,что каждый имеет право на свое собственное мнение, и не готова подчиняться Кабановой. Однако Кабаниха снисходительна по отношению к своей дочке Варваре.Она прекрасно знает,что за жизнь предстоит Варе,когда та выйдет замуж,поэтому она охотно отпускает ее погулять с молодежью.

Здесь мы видими ,что Марфа Игнатьевны явный представитель класса взрослого поколения ,которое навязывает свое мнение младшим.

Рядом выстраивается еще одна конфликтная социальная группа, семья Бориса и его дяди.

Дикой типичный самодур,то есть человек ,который действует сугубо по своей прихоти,не считаясь с другими. Он глумиться над племянником и над всеми своими домашними ,но отступает перед теми,кто может дать ему отпор. Борис, напротив-добрый, хорошо образованный и воспитанный,но по своей натуре слабый человек.

Совет

Он вынужден слушаться своего дядю, ради надежды на наследство. Хотя сам герой знает, что этого никогда не будет, тем не менее, Борис унижается перед самодуром, терпя его выходки. Он подчиняется дяде, даже когда тот велит ему бросить Катерину и уезжать в Сибирь.

Возможно, не будь Борис столь слабохарактерным, жизнь его сложилось бы совершенно иначе.

Не смотря на то ,что произведение написано в 19 веке , а сейчас на дворе 21 век,конфликт поколений продолжает оставать одной из главный проблем человечества.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) — начать подготовку

Проблема отцов и детей (конфликт поколений) в пьесе Островского «Гроза». Аргумент (Островский А. Н.)

Главная причина возникновения конфликта между поколениями – это нежелание или неспособность людьми принять принципы друг друга, даже если они различны. Для того, чтобы избежать конфликта нужно относиться к старшим и младшим поколениям с уважением и пониманием.

Так, например, в произведении «Гроза» А. Н. Островского представлен конфликт отцов и детей. Суть конфликта в том, что старшее поколение считает свое мнение – единственно правильным. Из-за их несостоятельности страдают другие люди и становятся «жертвами» старших.

Так, например, произошло в семье Кабановых. Кабаниха – в семье является главой, своего рода матриархат; под ее надзором находятся все обитатели дома. Можно предположить, что Марфа и сама воспитывалась в подобных условиях, потому что дети обычно устраивают свою семью по подобию семьи своих родителей.

Это и Катерина, Варвара и, конечно, Тихон. Влияние Кабанихи на формирование личности ее детей неизгладимое. Тихон вырос безвольным и не способным на благородный поступок человеком. Тихон всю жизнь боялся высказывать свое мнение и из-за этого, в пьесе он признается, у него вообще нет своей точки зрения.

Он смирился с мыслью о том, что за него все решает мама и перестал думать. Противоположная ситуация с Варварой. Скорее всего девушка хитрее и умнее Тихона, она смогла понять и подстроиться под законы матери и всего общества.

Научилась лгать и изворачиваться, про не можно сказать: «хочешь жить? Умей вертеться» и она умеет.

Таким образом, люди по-разному проявляют себя в одних и тех же ситуациях и для того, чтобы жить в гармонии с семьей и родители и дети должны относиться друг к другу с терпением и принимать принципы обоих поколений.

Сочинение на тему Конфликт старого и нового в пьесе Гроза, Островский читать бесплатно

­Конфликт старого и нового

Уважение к старшим почиталось во все времена. Мудрость и опыт старших призваны помогать молодому поколению, а не подчинить его себе. В пьесе А. Н.

Островского «Гроза» мы видим, как пережитки «старого» патриархального уклада осложняют жизнь «новому», молодому поколению. Эта тема была всегда актуальна, но не всегда она стояла острой проблемой.

Автор просто передал общественные настроения второй половины 19-го века, когда на смену старым устоям болезненно и медленно приходили новые.

В драме «Гроза» описывается маленький провинциальный городок, жители которого главной ценностью в жизни считают деньги и беспрекословно подчиняются тем, у кого они есть. Городом управляют такие богатые купцы как Дикой и Кабаниха.

Они являются представителями старшего поколения и представлены с самой худшей стороны. Автор показал, как их жестокость и деспотизм воздействовали на окружающих. Савел Прокофьевич любил недоплачивать подчиненным, угнетать родных и просто бесчинствовать, за что его в городе называли самодуром.

Человек для него что червяк: «захотел – раздавил, захотел – помиловал».

Еще хуже обрисован образ Кабанихи (Кабановой Марфы Игнатьевны). Это богатая вдова, которая своей авторитарностью давно подавила не только рабочих, но и собственных детей. Её интересует только беспрекословное подчинение.

Обратите внимание

Ради достижения своих целей она готова надеть маску добродетели и притворятся набожной. В результате под видимым благочестием и соблюдением старых традиций прячутся нетерпимость, злоба и жестокость. Большинство персонажей, описанных в драме, боятся перечить этим «хозяевам мира».

Они предпочитают также притворяться и лицемерить, лишь бы не проявлять силу характера.

Единственным сильным человеком в этом «темном царстве» показана невестка Кабанихи – Катерина. Она представитель «нового» в произведении и тот самый проводник, который пошатнет положение деспотов в их патриархальной среде. Даже Борис, человек неглупый и образованный, позволяет дядьке тиранить себя.

В купеческом мире нормой становятся жестокие, человеконенавистнические отношения. Вырваться из этого замкнутого круга никто не может, а Катерине это удается самым печальным образом. Не выдержав осуждения домочадцев и отстранения Бориса, она бросается в Волгу.

Её самоубийство становится протестом против установленных нравов патриархального города.

На самом деле в драме показан конфликт изжившего себя старого с новым, молодым веянием и стремлением к свободе.

Узнав о любви Катерины к Борису, Кабаниха говорит сыну: «Куда воля-то ведет!» Для нее проявление любых искренних чувств это бесстыдство, а вот кланяться прилюдно мужу в ноги и демонстрировать фальшивые слезы, это идеал к которому нужно стремиться. Кабаниха не хотела и не могла осознать обреченность своих воззрений.

В глубине души и она, и Дикой понимали, что их время уже прошло, но сдавать позиции не хотели. Однако смерть Катерины пошатнула их авторитет в обществе, таким образом, заложив фундамент для новых порядков.

Cочинение «Конфликт поколений в драме Островского «Гроза»»

В произведении Островского под благочестием, набожностью и соблюдением старых традиций прячутся жестокость, нетерпимость, злоба. «Темное царство» особенно жестоко и отвратительно, потому что прячется под масками порядочности. В каждом обществе есть свое понятие нормы.

В купеческом патриархальном обществе «нормой» становятся дикие, человеконенавистнические отношения. В такой атмосфере можно задохнуться, что, в общем-то, и происходит. Только Катерина находит в себе силы, чтобы вырваться из замкнутого круга. Но она уходит в никуда.

Ее самоубийство — это протест против порядков, которые царят в обществе.

Судьба Катерины вызывает жалость и возмущение. Бесправие, беспомощность купеческой жены представляется несомненным.

Важно

Катерина ничего не может предпринять именно потому, что связана по рукам и ногам различными «правилами» и «условностями». Мораль против нее.

Измена мужу, которую допустила Катерина,— это настоящее преступление с точки зрения патриархального общества. Но «преступная» Катерина кажется нам во сто крат более человечной, чем «благочестивые» окружающие.

Мы узнаем, что жители города Калинова оделяют нищих, часто ходят в церковь, читают молитвы, соблюдают заповеди. Однако в связи с этим становится непонятно, почему же они нарушают главную заповедь: «Возлюби ближнего своего как самого себя». Жителям города Калинова не свойственно милосердие. Зло так многолико, оно «охотно» прячется.

Но не только купцы-самодуры являются настоящими преступниками, творящими зло. Равнодушие всех вокруг также становится причиной трагедии. Смерть Катерины не только на совести Кабанихи и ей подобных. Вина есть и на Борисе, и на Тихоне, и на всех остальных. Их равнодушие и боязнь даже малейшего неповиновения старшим приводят к трагедии. Они творят зло, даже не сознавая этого.

Говоря о том, что настоящее зло всегда ходит на костылях добродетели, Пришвин подразумевал, что пороки, скрытые под маской благочестия, таят в себе гораздо большую угрозу, нежели открыто проявляемые негативные качества. И пьеса Островского — прямое тому подтверждение.

«Конфликт поколений в драме Островского «Гроза»»

Уважение к старшим считалось добродетелью во все времена. Нельзя не согласиться с тем, что мудрость и опыт тех, кто относится к старшему поколению, обычно помогает молодежи.

Но в некоторых случаях уважение к старшим и абсолютное им подчинение может быть неправильным. Если вспомнить высказывание М. М. Пришвина: «Настоящее зло.

ходит всегда на костылях добродетели», то драма Островского «Гроза» как нельзя более этому соответствует.

Совет

Драма Островского «Гроза» всем хорошо известна. Здесь как нельзя лучше можно наблюдать конфликт старшего и младшего поколений. Старшее поколение требует покорности и подчинения со стороны младших. Домостроевские порядки запрещают какое бы то ни было неповиновение.

И поэтому молодые безоговорочно слушаются старших. А старшее поколение живет по своим законам, им свойственно лицемерие, притворство, скаредность, жестокость, самодурство. Они толкают на гибель в прямом и переносном смысле.

Именно из-за старшего поколения, в частности, из-за необходимости им подчиниться, спивается слабый и безвольный Тихон, гибнет Катерина.

В драме Островского притесняемые люди боятся проявить даже малейшее не-повиновение. Все они безропотно становятся «жертвами». Борис позволяет Дикому тиранить себя, хотя прекрасно понимает, что бабушкиного наследства он так и не увидит. Вся семья Кабановых позволяет матери и свекрови проявлять свой деспотизм. Казалось бы, кто мешает этим людям воспротивиться? Почему все безропотно терпят?

Источник: http://oscar-tm.ru/groza-ostrovskij-sochinenie-spor-poko/

Ссылка на основную публикацию