Сочинение три правды в пьесе на дне горького 11 класс

Три правды в пьесе Горького «На дне» | Литерагуру

Пьеса «На дне» была написана 15 июня 1902 года, на сцене её премьера состоялась 31 декабря того же года.

Она сменила множество названий в процессе разработки и преодолела множество препятствий в связи с цензурой в русских театрах, однако осталась интересной по сей день, ведь в ней можно встретить правду о жизни «бывших людей», то есть социальных низов общества, отсюда и выходит её название, к которому мы так привыкли.

Можно много рассуждать по поводу того, почему Горький не оставил ей название, например, «Без солнца» или же «Ночлежка», но интереснее всего, на мой взгляд, поговорить о конфликте этой пьесы.

Обратите внимание

Хочу начать с того, что в пьесе мы можем заметить три «правды», каждая из которых по-своему верна, именно они составляют конфликт произведения.

«Правда» странника Луки в том, что если для того, чтобы жить, человеку нужна ложь, ему нужно лгать, ибо это будет являться ложью во благо.

Без нее человек может не выдержать тяжёлой правды и умереть вовсе, так как утешение нужно каждому для продолжения борьбы с унынием. Речь героя афористична, и в ней можно увидеть его жизненную позицию.

Например, герой считает, что: «Во что веришь, то и есть».

Также есть вторая «правда», которая отображается в образе Сатина, который является шулером и алкоголиком.

В прошлом он был телеграфистом, но осмелился убить человека и сел в тюрьму, так и оказался в ночлежке, неся свою «правду» о том, что ложь — религия рабов и врать нельзя никому и нигде. Сатин считает, что человека нужно именно уважать, а не унижать жалостью.

По мнению Константина, человек не должен отчаиваться и именно в его монологах наблюдается авторская позиция: «Правда — бог свободного человека!».

Третья «правда» заключается в том, что нужно говорить всё прямо, как есть и это — правда Бубнова. Он считает, что нет смысла врать, так как всё-равно все рано или поздно умрут.

Каждый человек сам для себя решает какая «правда» ему ближе, но самое сложное — сделать правильный выбор, ведь от него может зависеть жизнь человека, а то и сотни людей. Я считаю, что правда, предложенная Сатиным, ближе мне, так как я думаю, что человек всегда должен осознавать свою ценность и быть уважаемым.

Ложь же будет существовать всегда, хотим мы того или нет, ведь без зла, как известно, не было бы и добра. Однако нельзя культивировать ее и превращать в идею, оправдывая иллюзорным благом. У каждого свое понимание «блага», и если мы начнем друг-друга обманывать ради достижения «высшей» цели, то посеем одно лишь зло.

Важно

Спор, чья правда правдивее, решится силой, и будет уже не до уважения и ценности человеческой жизни и личности.

Лука уходит, как и абстрактные идеалы под давлением реальной жизни. Что он, бродяга и нищий, может посоветовать людям? Чем помочь? Только вселить губительную напрасную надежду, которая, уходя, разобьет человека вдребезги.

В заключении хочу написать о том, что честный человек гораздо сильнее и добрее лжеца: он неравнодушен, если пытается найти истину и показать ее вам, а не скрыть или «не заметить» из банального безразличия к вашей судьбе.

Враль безответственно и хладнокровно пользуется доверчивостью и предает ее, а честному человеку приходится пробиваться сквозь броню недоверия и действовать напрямик ради вашего блага. Он не использует вас и не дурит, чтобы развлечься. Лука тоже не был ни расчетлив, ни смешлив, но был далек от реальной жизни и погружен в собственные иллюзии. Сатин – реалист, он повидал на своем веку больше.

Эдакий блудный сын на своем опыте изведал, как человек нуждается в уважении и правде, которая, как знать, могла бы предостеречь его в свое время от фатальной ошибки.

Источник: https://LiteraGuru.ru/tri-pravdy-v-pese-gorkogo-na-dne/

Три “правды” в пьесе М. Горького “На дне”

Сочинение по пьесе Максима Горького “На дне” по теме:

Название пьесы  Максима Горького удивительно точно отражает её содержание. Герои произведения действительно находятся на самом дне жизни, причем не только в плане образа их существования (они живут в ночлежке, пьют, многие не имеют работы), но и в душевном аспекте: люди потеряли надежду и веру.

В пьесе есть три героя-идеолога с четко выраженными позициями в отношении правды. Сатин, первый из них, видит правду в человеке, человека в качестве самой правды.

Он говорит: “Что такое – правда? Человек – вот правда! Ложь – религия рабов и хозяев … Правда – бог свободного человека!” По концепции Сатина люди живут для чего-то лучшего, а истина заключена в них самих.

Совет

Человек свободен, он выше всего, его нужно уважать, а не унижать жалостью, несмотря на то что он вор или аферист.

Позиция второго героя, странника Луки, во многих вопросах схожа с позицией Сатина. Для него тоже важен человек, то, во что он верит. “Человек должен уважать себя, во что веришь, то и есть”. Говорить, что Лука лжет, пожалуй, не совсем верно. Он дает героям надежду, веру, мечту, возвращает способность не сдаваться на пути к своей цели.

Благодаря рассказам Луки даже Актер, несмотря все же на печальный финал, на какое-то время перестает пить и встает на путь исправления. Позицию Луки раскрывает и история “о праведной земле”, которую он рассказывает в ночлежке.

Мораль её в том, что не надо искать эту праведную землю на картах и глобусах, её надо искать в себе, она есть в каждом из нас.

Третья правда в пьесе – правда Бубнова. Его позиция – это правда факта, правда как отсутствие лжи. По его мнению, “люди все живут как щепки по реке плывут” – они не в силах что-то изменить, все люди рождены для смерти. “А я вот не умею врать.

Зачем? По-моему, вали правду, как она есть! Что стесняться”, – говорит Бубнов.

“Как человека ни раскрашивай все сотрется”, человек неизлечим и не стоит ему пытаться что-то в себе изменить, он полностью зависит от среды, из которой ему не выбраться- смысл убеждений Бубнова.

Сталкиваясь и взаимодействуя друг с другом, три правды удивительно органично показывают читателю внутренний мир ночлежки.

В том раскрывается и позиция самого Горького, которая является резким противником позиции непротивления злу Толстого и смирения Достоевского. “Человек – это звучит гордо”, – говорит Горький устами Сатина.

Однако позиция автора сложнее, чем может показаться на первый взгляд. Собственное мировоззрение М. Горького – это соединение утешительной правды Луки и правды – человека Сатина.

Пьеса “На дне” до сих пор есть в репертуарах многих театров, потому что она актуальна во все времена, её проблемы вечны, а взгляд Горького на человека как на того, кто “сам должен стать Богом, если Бог умер” привлекает зрителей своей решительностью и мощью.

Источник: https://otvetto.ru/notes/3982

Сочиненине на тему «Три правды в пьесе «На дне»»

Правда и ложь. Где граница? Трудный и мучительный вопрос для любого человека, который хоть раз в жизни задумывался над своей судьбой. Ах, как тяжело определить, сделать выбор в пользу одного понятия и одним движением перечеркнуть содержание другого определения. Этим движением становится Слово на страницах драмы Максима Горького «На дне». На дне правды или на дне лжи?

У всех без исключения героев пьесы есть своя позиция: от жадного старика Костылева до беспечного пьяницы Алешки, который счастлив потому, что ничего не хочет. У него нет никаких желаний, никаких обязанностей. Все, и даже торговка Квашня, принимают участие в споре о правде и лжи, продолжающемся на протяжении четырех действий.

Это очень серьезный спор, и мы, читатели и зрители, внимательно наблюдаем за его развитием. Интересно, кто окажется прав? Наиболее сильная позиция выражена в поступках и высказываниях Сатина, Бубнова и Луки. Сатин в споре о правде и задаче жизни первым задает тон.

Обратите внимание

Кульминацией этого является монолог Сатина о человеке-правде: человек должен знать истину, ее должны знать все! Уже в первом действии мы кое-что узнаем об этом человеке – когда-то он был телеграфистом, любит непонятные слова и считает себя образованным. Кажется, что его меньше всего угнетает обстановка ночлежки. Сатин постоянно шутит, смеется и верит, что воры – это лучшие люди на свете.

И вроде все идет своим чередом: задыхается от удушья чахоточная Анна, говорит о своей болезни Актер, юродствует Костылев, огрызается Клещ. Всем скучно. И вот появляется он – странник Лука. Даже Васька Пепел говорит Наташе, что она привела «занятного старикашку». А он-то готов всем предложить утешительную мудрость. Лука, как никто другой, внимателен к людям, присматривается к ним.

Он видит, какие они разные. В среде ночлежников такое отношение к человеку само по себе что-то значит. Тем более что за словами Луки следуют добрые дела. Например, он помогает больной Анне.

Жалостливость – главный козырь в руках Луки. Этот окрашивающий яркими красками жизнь странник пытается указать цель. Однако — прозрачную. И вот тут остановимся, потому что стирается грань между правдой и ложью. Да, Лука красноречив.

Он доказывает, что нужно только захотеть – и праведная земля обязательно отыщется. А сам-то ведь так не думает! В его утешительных речах много неправды, иногда он сочиняет очевидные небылицы, например, мифическая лечебница для пьяниц, куда намерен отправиться Актер.

Но это лишь минутное облегчение – и Лука терпит поражение. Его уход говорит об этом. И открывается новая правда. О ней теперь говорит Бубнов. Он удивляется, что же заставляет человека врать. Лука, по мнению Бубнова, «врет без всякой пользы для себя». Он понимает, для чего Настя врет.

А вот для чего врет Лука – непонятно. Бубнов пытается отыскать причину этой лжи. А сам он кто?

У Бубнова была скорняжная мастерская. Он ушел из дому и стал пропойцей. Он в жизни не ищет призрачный мир, как Лука. Поэтому он и становится основным противником «занятного старикашки» в споре о правде — лжи. Бубнова в этом споре поддерживает и Костылев, осуждая Луку как «опасного смутьяна».

Важно

Несмотря на то, что слова Луки действуют на ночлежников «как кислота на старую монету», в споре о правде и лжи открывается скрытая сущность каждого из участников этого спора.

Перед нами нитями тянутся судьбы обитателей ночлежки, однако ничто не вносит такого острого драматичного момента, как смерть Актера. Не просто смерть, а само убийство! А ведь он первым поверил Луке.

Что же получается? А то, что есть ложь утешительная.

Вот и поставлена последняя точка в важном споре. Истина находится в самом человеке, существует для человека, она же – дело рук человека. Ничто так не звучит гордо! Но в этом ли правда? Во всяком случае, она уже не ложь.

Источник: https://best-language.ru/sochineniya/gorkij/na-dne/tri-pravdy-v-pese-na-dne

Сочинение на тему: Три правды в пьесе А.М.Горького «На дне»

         Пьеса А.М.Горького «На дне» была поставлена на сцене Московского Художественного театра в декабре 1902 года и имела огромный успех. Герои этой пьесы — люди, по разным причинам оказавшиеся в ночлежке для нищих. Это деклассированные элементы общества. Они потеряли свой прежний социальный статус, свой дом, свое дело.

Кто-то из них разорился сам, кто-то был обманут, а кто-то с самого начала, уже по своему происхождению был обречен на жалкое нищенское существование. Но мысли этих людей, их отношения, их чувства и переживания те же самые, что и в в обычном обществе на нормальной жизненной почве.

Из уст ночлежников — бродяг, воров и мошенников — мы слышим прекрасные слова о человеке и о его высоком назначении на земле.

         Смысловой центр пьесы – спор о правде. Носителями этой идеи являются три персонажа: Бубнов, Лука и Сатин. Правда Бубнова – это правда факта.

Он считает, что нужно называть вещи своими именами, реально смотреть на жизнь и не обманывать себя иллюзиями. Бубнов видит только негативную сторону событий и разрушает надежды и мечты ночлежников.

Он смеется над Настей, не верит в возможность новой жизни для Наташи с Пеплом, называет все проповеди Луки бесполезным враньем.

         Правда Луки – это «утешительная ложь». Он обещает умирающей Анне счастливую загробную жизнь, делает вид, что верит выдумкам Насти о ее большой любви, рассказывает Актеру о лечебницах, где лечат от алкоголизма.

Совет

Во что веришь, то и правда – такова его философия. Он лжет ради того, чтобы сохранить в людях надежду, и, может быть, это лучше, чем циничная правда Бубнова.

Рядом с Лукой ночлежникам становится теплее и спокойнее, потому что он жалеет и уважает их, видит в каждом человека.

         Самыми яркими в пьесе стали монологи Сатина о человеке, о правде и свободе. Позиция этого героя во многом сходна со взглядами Луки, хотя в пьесе они показаны как антиподы.

Сатин согласен, что человека надо уважать, но жалость, по его мнению, унижает. Лука симпатичен Сатину, он даже защищает старика, когда в критический момент тот исчезает. Но Сатина не устраивает ложь Луки. «Ложь – религия рабов и хозяев.

Правда – бог свободного человека», — провозглашает он.

         Какова же позиция самого Горького? В пьесе нет наивного оптимизма, убежденности в том, что человек может подняться даже с такого «дна», но в ней нет и трагической безысходности .

Мы понимаем, что писатель не принимает «правды» Бубнова, потому что такая правда может сломать или даже убить человека. Но он не отрицает ни «правды» Сатина, ни «правды» Луки.

Он как бы утверждает «правду-истину» и «правду-мечту», ведь именно мечта помогает человеку поверить в себя и в свои силы.

Источник: http://testsoch.ru/na-dne/sochinenie-na-temu-tri-pravdyi-v-pese-a.m.gorkogo-na-dne.html

Урок литературы в 11 классе. «Три правды» в пьесе М.Горького «На дне»

Урок литературы в 11 классе.

«Три правды» в пьесе М.Горького «На дне»: правда факта (Бубнов), правда утешительной лжи (Лука), правда веры в Человека (Сатин). Авторская позиция и способы ее выражения.

Читайте также:  Сочинение по рассказу аня в стране чудес (набоков)

Цели:

  • образовательные – продолжить работу над идейным содержанием пьесы и углубленным анализом произведения;опираясь на текст пьесы, определить авторскую позицию в вопросе: «Что лучше, истина или сострадание? Нужно ли доводить сострадание до того, чтобы пользоваться ложью, как Лука?»;
  • развивающие – развивать навыки вдумчивого чтения, умение рассуждать над вопросами проблемного характера, высказывать и аргументировать свое мнение;
  • воспитательная – воспитывать веру в человека, в его безграничные возможности и исключительные потенциальные силы.

Планируемые результаты:

  • личностные – формирование уважительного отношения к человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; развитие компетентности в решении моральных проблем и формирование нравственных качеств личности;
  • метапредметные – развитие умения формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; владение устной монологической речью;
  • предметные – понимание литературы как особого способа познания жизни; воспитание читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного участвовать в обсуждении прочитанного, аргументировать свое мнение и создавать развернутые высказывания аналитического характера.

Оборудование:

  • текст пьесы «На дне»;
  • портрет Максима Горького;
  • портреты И. Москвина (1902 г.), М. Тарханова (1922 г.), К. Станиславского, артистов МХАТа, исполнителей роли Луки и Сатина.

Эпиграф: Человек – вот правда!

М. Горький. Пьеса «На дне»

Эпиграф под портретом М. Горького: Все — в человеке, все для человека! Существует только человек, все же остальное – дело его рук и его мозга! Человек! Это – великолепно! Это звучит… гордо!.. Надо уважать человека! Не жалеть … не унижать его жалостью … уважать надо!

Словарь:

  • скептик – человек, который во всем сомневается, ко всему относится недоверчиво;
  • притча – нравоучительный рассказ;
  • иллюзия – обман;
  • проповедник – (перен.) распространитель какого-нибудь учения, идей, взглядов (кн.);
  • кредо – чьи-нибудь убеждения, мировоззрение.

Работа на уроке.

  1. Мотивация. Слово учителя.

Один из героев пьесы «На дне» Сатин сказал о Луке, что тот подействовал на него, «как кислота на старую и грязную монету». Такой же резонанс имела пьеса в обществе начала XX века, когда была написана. Через 103 года после ее создания она продолжает волновать умы думающих людей. Не случайно.

Вы читаете пьесу-размышление, все ситуации которой вызваны одним замыслом – ПРАВДА. «Человек – вот, правда!» — провозгласил Горький М. устами Сатина.

Сам писатель так говорил об основном вопросе, поставленном в пьесе: «Что лучше, истина или сострадание? Что нужнее? Нужно ли доводить сострадание до того, чтобы пользоваться ложью, как Лука?»

Обратите внимание

На уроке рассмотрим правду Бубнова, Луки и Сатина и выясним, какую позицию в споре о человеке занимает автор.

  1. Запись темы урока и эпиграфа.

  2. Работа над темой урока.

  1. Вопросно-ответная беседа с элементами рассуждения.

Сложность чтения и понимания драматического произведения в том, что в нем отсутствует авторская речь. Понять персонаж (его отношение к миру, людям и т.д.) можно, если внимательно вчитываться в то, что говорит персонаж и как.

— Что говорит о человеке Бубнов?

(Примерное выступление учащихся. Жизнь сделала Бубнова равнодушным циником, ни во что не верящим человеком. Он констатирует правду жизни: «А я вот не умею врать! Зачем? По-моему, вали всю правду, как она есть! Что стесняться?» и Бубнов не стесняется. Он изрекает свои истины, словно каркающий ворон. Не случайно Пепел так и называет его: ворон.

Вот Анна умоляет ночлежников не шуметь, дать ей возможность умереть спокойно. Бубнов констатирует: «Шум смерти не помеха». Вот Пепел говорит Наташе о своей любви, обещает ее сделать счастливой. А Бубнов изрекает: «А ниточки-то гнилые.

Он вроде говорит о своем, ибо шьет картуз, пользуясь гнилыми нитками, но фраза эта имеет и другой смысл: все, о чем говорит Пепел, шито гнилыми нитками. Настя, задумавшая оставить подвал, восклицает: «Лишняя я здесь!», на что Бубнов реагирует так: «Ты везде лишняя… да и все люди на земле лишние…». Сообщают о смерти Анны.

Бубнов равнодушно говорит: «Кашлять перестала, значит». Мечты всех людей Бубнов объявляет ненужными. «Раскрашивай, ворона, перья… валяй!»- говорит он Насте, мечтающей о счастливой любви.)

— В чем правда Бубнова?

(Примерное выступление учащихся. Все люди на земле лишние. Над человеком властвуют безжалостные законы, которые управляют им.

Человек беспомощно плывет по течению жизни, бессильный что-либо изменить в своей судьбе: «Люди все живут… как щепки по реке плывут…» Для Бубнова человек – вещь, а вещь не может противостоять окружающей действительности, не может переживать чувства: «Все так: родятся, поживут, умирают.

И я помру… и ты… чего жалеть?» Его человек – вещь не более, чем грязное животное, и именно на «дне» открывается его настоящая суть: вор, шулер, сутенер, тунеядец – все остальное лишь румяна, которыми каждый подкрашивает душу, не желая выступить в своей грязной подлинности: «Здесь… все слиняло, один голый человек остался».)

— Учитель. Правда Бубнова – это та правда факта, против которой с самого начала своего творческого пути восставал Горький. В ней – презрение к человеку, скептицизм, в основе которого – отрицание прекрасных задатков в человеке. Правда Бубнова лишена духовности, а это страшно.

— Как относится Лука к правде факта?

(Он ее не признает. «Она, правда-то, может, обух для тебя…» — говорит он Пеплу. Она, правда-то, — не всегда по недугу человеку… не всегда правдой человека вылечишь. И рассказывает притчу о праведной земле. Звучит она после того, как в спор о правде вступил Клещ, только что похоронивший Анну.

Он кричит исступленным голосом: «Какая – правда? Где – правда? (Треплет руками лохмотья на себе).

Важно

Вот – правда! Работы нет… силы нет! Вот – правда! Пристанища… пристанища нету! Издыхать надо… вот она, правда! Дьявол! На… на что мне она – правда? Дай вздохнуть… вздохнуть дай! Чем я виноват? За что мне – правду? Жить – дьявол – жить нельзя… вот она – правда!»

На фоне этого всплеска человеческой ярости от бессилия своего перед обстоятельствами жизни звучит рассказ Луки о человеке, который верил в существование праведной земли, но, разочарованный тем, что на карте ученого такой не оказалось, повесился.)

— В чем смысл притчи о праведной Земле?

(Лука хочет подтвердить свои слова о том, насколько опасна и губительная бывает для людей жестокая правда.)

— В чем правда Луки? Что он говорит о человеке?

(«Надо кому-нибудь и добрым быть… жалеть людей надо! Христос – от всех жалел и нам так велел… вовремя человека пожалеть… хорошо бывает!»

«Человека приласкать – никогда не вредно».

«Он (человек) – каков ни есть – всегда своей цены стоит…»

«Человек все может, лишь бы захотел».

«Кто ищет – найдет… Кто крепко хочет – найдет!»

«Всяко живет человек… как сердце налажено, так и живет… сегодня – добрый, завтра – злой…»

«А все – люди! Как ни притворяйся, как ни вихляйся, а человеком родился, человеком и помрешь… И все, гляжу я, умнее люди становятся, все занятнее… и хоть живут – все хуже, а хотят все лучше – упрямые!»

«Для лучшего люди живут! Потому-то всякого человека и уважать надо… неизвестно ведь нам, кто он такой, зачем родился и чего сделать может…может, он родился-то на счастье нам, для большой нам пользы?.. Особливо же деток надо уважать… ребятишек! Ребятишкам – простор надобен! Деткам-то жить не мешайте… Деток уважьте!»

«Мне – все равно! Я и жуликов уважаю, по-моему, ни одна блоха – не плоха…»

«Все мы на земле странники… Говорят, что и земля-то наша в небе странница».

«Всяк по-своему жизнь терпит».)

— Как относится Лука к обитателям ночлежки: Анне, Насте, Пеплу, Актеру?

— Чем руководствуется Лука, утешая Анну, обещая лечебницу Актеру и новую жизнь Пеплу?

(Облегчить страдания – вот чего хочет старец Лука. Это лучше всех понял Сатин: «Я понимаю старика… Он врал… но – это из жалости к вам… Есть много людей, которые лгут из жалости к ближнему… Красиво, вдохновенно, возбуждающе лгут! Есть ложь утешительная, ложь примиряющая… Кто слаб душой… и кто живет чужими соками – тому ложь нужна… одних она поддерживает, другие – прикрываются ею…»)

— Почему же Луку обвиняют во лжи?

(Пепел:Врешь ты хорошо… сказки говоришь, приятно! Ври, ничего… мало, брат, приятного на свете!

Бубнов:Вот – Лука, примерно… много он врет… и без всякой пользы для себя)

– Согласны вы с этим?

(После высказывания детей. Актер, Наташа, Пепел, Настя тяжело переживают свое существование на «дне» жизни, и Лука стремится помочь им изменить свою судьбу.

Лукавый старец будит в ночлежниках НАДЕЖДУ, так как надежда непременно предполагает, что в мире существуют условия, необходимые для ее осуществления. Но они существуют в мире, а не в самом человеке.

Лука делает ставку не на внутренние силы человека, а ищет ему поддержки вне его.)

— Как относится М. Горький к Луке?

(Поможет найти ответ на этот вопрос еще одно произведение Горького, написанное через год после создания пьесы «На дне». Это поэма «Человек» (1903 г.), которую автор назвал своим кредо.

(Человек, герой поэмы, гордо шествует по просторам Вселенной, вперед и выше. Его бессменно сопровождает враждебная свита: Любовь, Дружба, Вера, Надежда, Ложь и вечный спутник – Смерть.

О Надежде в поэме говорится вот что: «Мысль смотрит зорким, острым глазом и беспощадно освещает все… пугливое бессилие Надежды и Ложь за ней, — сестру ее родную, нарядную, раскрашенную Ложь.

… В союзе с Ложью, робкая Надежда поет ему о радостях покоя, поет о тихом счастье примирения и мягкими, красивыми словами баюкает дремотствующий дух, толкая его в тину сладкой Лени и в лапы Скуки, дочери ее». Итак, Надежда – родная сестра Лжи, она примиряет Человека с жизнью, усыпляет его и обманывает «красивыми словами».

Таким образом, Лука не врет в прямом смысле слова, но, по Горькому, он лжет в принципе. Потому-то Лука – представитель лжи.

Актер несколько раз говорит о необходимости для человека верить в свои силы, по его мнению, из-за отсутствия веры в себя он и погиб.

А вместо того, чтобы укреплять веру в собственные силы, в свою способность изменить жизнь, Лука предлагает героям пьесы жалкие костыли Надежды.Строки стихотворения французского поэта Беранже:

«Господа, если к правде святой

Мир дорогу найти не сумеет,

Честь безумцу, который навеет

Человечеству сон золотой», —

конечно же, адресованы Луке. Лука соблазняет людей надеждой и губит их. Возможно, на этом основана ассоциация: Лука – лукавый).

  1. Работа с иллюстративным материалом.

— Почему писатель дал страннику имя Лука?

(Лука – имя одного из четырех апостолов, создателей Евангелия. Лука — проповедник христианской морали. Лукавый – коварный, хитрый.)

— Какую сторону характера Луки отразили И. Москвин и М. Тарханов?

(К. Станиславский – Сатин. Самые сокровенные мысли о человеке Горький доверил ему. Почему? Эта правда выражена в известном монологе Сатина).

3. Чтение монолога Сатина «Человек – вот правда!» учащимся.

— О каком человеке говорит Сатин?

(Выступления учащихся).

И Сатин, и Лука утверждают, что человека нужно уважать. Для Луки человек не лишний на земле, он центр Вселенной, но все-таки он случайность в мире, всего лишь странник на земле: «Все мы на земле странники… Говорят, — слыхал я, — что и земля-то наша в небе странница». И если это так, то главное – перетерпеть: «Всяк – по-своему жизнь терпит».

Именно здесь на уровне цели человеческого существования и начинается расхождение Луки с Горьким. Как бы ни симпатизировал Горький Луке, их союз невозможен. В основе правды Сатина – Горького лежит глубокая вера в человека, в его безграничные возможности, в его исключительные потенциальные силы. Такая правда – Бог свободного человека.

Такой человек не нуждается в жалости, он достоин уважения. Человек – это звучит гордо.

Совет

Пьеса прочитана, но разговор о ней не закончен. На вопрос: «Что лучше, истина или сострадание?» пьеса не дает однозначного ответа. Но она дает пищу уму, почву для размышлений, поделиться которыми я предлагаю вам в домашнем сочинении.

Написать сочинение «Кто прав в споре о правде?»

Источник: https://kopilkaurokov.ru/literatura/uroki/urok-litieratury-v-11-klassie-tri-pravdy-v-p-iesie-m-gor-kogho-na-dnie

Три правды и их трагическое столкновение (по пьесе м. горького «на дне»)

ТРИ ПРАВДЫ И ИХ ТРАГИЧЕСКОЕ СТОЛКНОВЕНИЕ. Одним из наиболее принципиальных вопросов русской литера­туры является вопрос о человеке, его месте в мире и его подлинной ценности.

Проблема гуманизма становится особенно актуальной в конце XIX — начале XX века, когда история начинает развиваться таким образом, что настоящая ценность человека оказывается утра­ченной.

Многие писатели того времени обращались к теме челове­ка, старались найти истину, понять предназначение человеческой жизни. Одним из таких писателей был и Максим Горький.

Свои представления о человеке писатель раскрывает уже в пер­вых романтических произведениях.

Первый рассказ Горького — «Макар Чудра» — был опубликован в 1892 году, затем последовали другие рассказы о «босяках»: «Дед Архип и Ленька» (1894), «Чел- каш» (1895), «Коновалов» (1897), «Мальва» (1897).

Главные герои этих рассказов — бродяги, «бывшие люди», но вопреки литератур­ной традиции, они изображены не как отверженные, «униженные и оскорбленные», а как люди, которые сами отвергли общество с его моралью и социальными законами, Эти герои презирают мещанс­кую тягу к покою и сытости, любое ограничение свободы. Это вольнолюбцы, которым «хоть голодно, да свободно». «Босяки» горды,ве­селы, они ненавидят страдание, у них нет страха перед жизнью, зато есть чувство собственного достоинства. Поэтому вор Челкаш выгля­дит гораздо привлекательнее жадного крестьянина Гаврилы.

В то же время автор-рассказчик не скрывает того, что уровень самосознания этих «босяков» невысок. Только некоторые из них на­чали по-настоящему задумываться о собственной судьбе и смысле жизни человека («Коновалов»). Но «тяжесть их дум увеличивалась слепотой их ума».

Обратите внимание

Кроме того, Горький прекрасно видел опасность безграничного своеволия таких людей, трагизм их одиночества. Н.

Минский писал по этому поводу: «Горький изображает не просто босяков, а каких-то сверхбосяков и сверхбродяг, проповедников ка­кого-то нового провинциального ницшеанства… Правым оказывает­ся сильнейший, потому что он большего требует от жизни, а вино­ват слабый, потому что он постоять за себя не умеет. Нужно сознать­ся, что в нашей литературе, насквозь пропитанной учением о любви и добре, такая яркая проповедь права сильного является довольно новой и рискованной».

Читайте также:  Характеристика и образ захара в романе обломов гончарова сочинение

Поиски правды жизни писатель продолжал на протяжении все­го творческого пути. Этот поиск нашел отражение в образах героев многих более поздних его произведений. Но наиболее остро спор о правде жизни звучит в пьесе «На дне».

Особенность этого произве­дения заключается в том, что свою правду имеют все персонажи. И каждый из них открыто говорит о своей правде. Бубнов утверждает правду факта, Лука проповедует правду утешительной лжи, Сатин отстаивает правду веры в Человека.

Чья же правда на самом деле является истинной?

«Все так родятся, поживут и умирают. И я помру, и ты… Чего жалеть», — в этих словах Бубнова заключена приземленная, мещан­ская идеология, правда Ужа и Дятла, правда Барона и Клеща. Буб­нов не способен понять правды таких людей, как Сатин. Не доступ­ны для него и рассказы Луки о людях, которые верили в правед­ную землю: «Все выдумки… тоже! — восклицает он. — Хо! Хо!

Праведная земля! Туда же! Хо-хо-хо!» Он сводит «возвышающий обман» до «низких истин», рн признает только правду фактов и жестоких законов жизни.

Барон признает только правду прошлого, поэтому он равнодушен к миру, весь оставаясь в прошлом. Прошлое — вот его единственная правда. Но что дала она ему? «Ты рассуждаешь… — говорит он Сати­ну, — … это, должно быть, греет сердце… У меня нет этого… я — не умею!.. Я, брат, боюсь… иногда… трушу… Потому — что же дальше?..

Никогда и ничего не понимал я… Мне кажется, что я всю жизнь только переодевался… зачем? Не помню! Учился — носил мундир дворянс­кого института…а чему учился? Не помню… Женился — одел фрак, потом — халат… а жену взял скверную… Прожил все, что было, — носил какой-то серый пиджак и рыжие брюки… а как разорился? Не заметил… Служил в казенной палате… мундир, растратил казен­ные деньги — надели на меня арестантский халат… И все… как во сне… А… ведь зачем-нибудь я родился… а?» Барон не верит в иллю­зии. Но и вера в правду фактов в конечном итоге не приносит ему удовлетворения, не показывает ему смысла жизни. В этом — его ос­новная трагедия.

Подобен Бубнову и Барону Клещ. Он не хочет иллюзий: он добро­вольно взвалил на себя правду реального мира. «На что мне она — правда? Чем я виноват?.. За что же мне правду? Жить нельзя… Вот она — правда!..

» Он гордится тем, что он рабочий человек, и потому к обитателям ночлежки относится с презрением. Хозяина же он не­навидит и всей душой стремится вырваться из ночлежки. Но и его ждет разочарование. Смерть жены подкосила Клеща, лишила его веры в правду, какая бы она ни была.

«Работы нет… силы нет! Вот правда! Пристанища-… нету! Издыхать надо… вот она, правда!.. На что мне она, правда?..»

Важно

Этой идеологии противопоставляет свою правду Лука. Он при­зывает всех уважать человека: «Человек, каков он ни есть, всегда своей цены стоит». Позиция Луки — идея сострадания, идея дея­тельного добра, возбуждающая веру в человека, способную повести его дальше. Он пропагандирует идею личного усовершенствования и даже возвышенного обмана.

Но в представлениях Луки поражают нотки приспособленчества и двойственности, которые он облекает в форму идеи о свободе со­знания человека: на вопрос Пепла, есть ли Бог, Лука отвечает: «Коли веришь, — есть; не веришь, — нет… Во что веришь, то и есть…»

Таким образом, он не обманывает людей, он искренне верит в них, верит в свою правду. Вопрос только в том, что правда эта, оказыва­ется, может быть разной — в зависимости от самого человека. «Че­ловек — вот правда. Он это понимал!» — так трактует идеологию Луки Сатин.

И при всем различии во взглядах он восхищается ста­риком: «Он — умница!..

Он… подействовал на меня, как кислота на старую и грязную монету…» Именно под влиянием взглядов Луки, под влиянием разговоров с ним Сатин впоследствии произнес свой монолог о человеке: «Человек — свободен… он за все платит сам, и потому он — свободен!»

Сатин доказывает, что «человек выше сытости», что у человека есть высокие цели, есть более высокие потребности, чем забота о том, чтобы быть сытым: «Я всегда презирал людей, которые слишком заботятся о том, чтобы быть сытыми. Не в этом дело! Человек — выше! Человек выше сытости!»

У Сатина независимый характер. Он не боится хозяина ночлеж­ки. Он может иногда показаться циничным: «Дай мне пятак, — обращается он к Актеру, — и я поверю, что ты талант, герой, кроко­дил, частный пристав*.

Так же цинично звучит его реплика в ответ на сообщение Барона о смерти Актера: «Эх… испортил песню… ду­рак». Такая позиция обусловлена разочарованием героя в самой жизни. Он уже ни во что не верит. Он считает свою жизнь и жизнь остальных обитателей законченной: «Дважды убить нельзя ».

Но ему на самом деле не чуждо сострадание, он хороший товарищ, окружа­ющие относятся к нему с симпатией.

Совет

Именно монологи Сатина подводят итог всему происходящему и формулируют этическую позицию автора: «Человек — вот прав­да!..

Кто слаб душой… и кто живет чужими соками — тем ложь нужна… А кто сам себе хозяин… кто независим и не ждет Чужого — зачем тому ложь? Ложь — религия рабов и хозяев… Правда — бог свободного человека».

Он выражает авторскую уверенность в том, что «Человек… это звучит гордо! Надо уважать человека!»

Правда Луки взбудоражила обитателей ночлежки. Однако ложью, утешительством нельзя помочь никому, даже людям «дна», утвер­ждает Горький. Правда Луки, сталкиваясь с реалиями жизни оби­тателей ночлежки, с правдой Бубнова, Барона, Клеща, приводит к трагическим последствиям. Повесился Актер, когда понял, что чу­десная лечебница для «организмов» — выдумка Луки.

Душевный кризис переживает Настя.

Всплеск иллюзий заслоня­ет истинное положение вещей от несчастных обитателей ночлежки, что в итоге ведет к полному крушению их надежд, и тогда начинает­ся цепная реакция трагедий (избиение Наташи Василисой, арест Пепла, убившего в драке Костылева, потрясение потерявшего все Клеща и т. д.). Постижение истины «Все — в человеке, все для чело­века» завораживает Сатина и других героев пьесы. Тем мучительней для них несовместимость этого открытия с реальностью…

Таким образом, в пьесе «На дне» М. Горький стремился не толь­ко к тому, чтобы изображением ужасной действительности привлечь внимание к участи обездоленных людей. Он создал по-настоящему новаторскую философско-публицистическую драму.

Содержание будто бы разрозненных эпизодов мастерски организовано им в общую картину трагического столкновения «трех правд» о жизни. Это заставляет нас думать и делать определенные выводы.

Если пози­ция Барона, Клеща и Бубнова для нас неприемлема, то с позиция­ми Луки и Сатина мы можем и согласиться, и поспорить.

Все дело в том, что в образе Сатина с его несомненной правдой — правдой человека — перед нами предстает образ человека будуще­го. Его высокие идеи носят пока еще только декларативный харак­тер.

Тогда как Лука, несмотря на двойственность идей, подтверждает свои убеждения делом. Л потому является больше человеком насто­ящего. И Лука, и Сатин стремились открыть людям настоящую правду — правду человеческой личности.

Но пока мир не будет готов к пониманию этой правды — человечество будет обречено на гибель.

Источник: https://sochinenya.com/tri-pravdy-i-ih-tragicheskoe-stolknovenie-po-p-ese-m-gor-kogo-na-dne/

Три правды и их трагическое столкновение (по пьесе м. горького «на дне»)

11 класс

Сочинения по русской литературе

Три правды и их трагическое столкновение (по пьесе м. горького «на дне»)

В пьесе «На дне» М. Горький стремится не только к тому, чтобы изображением страшной действительности привлечь внимание к участи обездоленных людей. Он создал по-настоящему новаторскую философско-публицистическую драму. Содержание на первый взгляд разрозненных эпизодов — трагическое столкновение трех правд, трех представлений о жизни.

Первая правда — правда Бубнова, ее можно назвать правдой факта. Бубнов убежден, что человек рождается для смерти и незачем жалеть его: «Все так: родятся, поживут, умирают. И я помру… и ты… Чего жалеть…

Ты везде лишняя… да и все люди на земле — лишние». Как видим, Бубнов полностью отрицает и себя, и других, его отчаяние порождено безверием.

Для него правда — жестокий, убийственный гнет бесчеловечных обстоятельств.

Обратите внимание

Правда Луки — правда сострадания и веры в Бога. Приглядевшись к босякам, он для каждого находит слова утешения.

Он чуток, добр к тем, кто нуждается в помощи, он вселяет в каждого надежду: рассказывает Актеру о лечебнице для алкоголиков, советует Пеплу уйти в Сибирь, Анне говорит о счастье в загробном мире. То, что говорит Лука, нельзя назвать просто ложью.

Скорее он внушает веру в то, что из любой безвыходной ситуации выход есть. «Все ищут люди, все хотят — как лучше, дай им, Господи, терпенья!» —   искренне говорит Лука и добавляет: «Кто ищет — найдет… Помогать только надо им…» Лука несет людям спасительную веру.

Он думает, что жалостью, состраданием, милосердием, вниманием к человеку можно излечить его душу, чтобы самый последний вор понял: «Лучше надо жить! Надо так жить… чтобы самому себя можно… было уважать…»

Третья правда — правда Сатина. Он верит в человека, как в Бога. Он считает, что человек может верить в самого себя и надеяться на свои силы. Он не видит смысла в жалости и сострадании. «Какая польза тебе, если я тебя пожалею?» — спрашивает он Клеща.

А затем произносит свой знаменитый монолог о человеке: «Существует только человек, все же остальное — дело его рук и его мозга! Человек! Это — великолепно! Это звучит — гордо!» Сатин говорит не просто о сильной личности.

Он говорит о человеке, который способен перестраивать мир по своему усмотрению, творить новые законы мироздания, — о человекобоге.

Три правды в пьесе трагически сталкиваются, что и обусловливает именно такой финал пьесы. Проблема в том, что в каждой из правд есть часть лжи и что само понятие правды многомерно. Яркий пример тому — и одновременно момент столкновения разных правд — монолог Сатина о гордом человеке. Этот монолог произносит пьяный, опустившийся человек.

Важно

И сразу возникает вопрос: этот пьяный, опустившийся человек — тот же самый, который «звучит гордо»? Положительный ответ — сомнителен, а если отрицательный — то как же быть с тем, что «существует только человек» ? Значит, Сатин, говорящий этот монолог, — не существует? Получается, что для того чтобы воспринять правду слов Сатина о гордом человеке, нужно не видеть Сатина, облик которого — это ведь тоже правда.

Страшно, что бесчеловечное общество убивает и калечит человеческие души. Но главное в пьесе то, что М. Горький заставил современников еще острее почувствовать несправедливость общественного устройства, заставил задуматься о человеке, его свободе. Он говорит своей пьесой: надо жить, не мирясь с неправдой, несправедливостью, но не погубить в себе доброту, сострадание, милосердие.



Источник: https://scribble.su/work/zolotaya/544.html

Сочинение на тему: Три правды в пьесе Горького “На Дне”

Три правды в пьесе Горького “На Дне”

Пьеса “На дне”, вышедшая в свет в 1902 году, считается наиболее известной драмой М. Горького. В этом произведении автор затронул один из важнейших вопросов русской литературы – вопрос о человеке и его месте в обществе.

Затронута и проблема гуманизма, столько актуальная на начале XX века. Именно в это время в стране происходили события, при которых ценность человека была утрачена. Даже самые уважаемые люди могли оказаться “на дне”.

Так и герои пьесы, когда-то бывшие уважаемыми людьми, теперь находят себя в убогой ночлежке.

Одним из наиболее раскрытых вопросов в произведении “На дне” является вопрос о правде, ее сущности и роли в жизни каждого человека. На протяжении всей пьесы герои спорят о том, что важнее: правда или ложь, суровая реальность или иллюзии.

Почти все постояльцы на каком-то этапе высказывают свое мнение о правде. Так, например, девица легкого поведения Настя, Актер, больная чахоткой Анна и некоторые другие персонажи предпочитают пребывать в иллюзиях. Ведь, правда итак суровая, и без нее дышать тяжко. Таким образом, они сохраняют в душе веру в лучшее будущее, в котором они смогут стать счастливыми.

Конфликт мечты и реальности обостряется с появлением странника Луки. Этот герой отличается искренней добротой, состраданием и любовью к людям. Его жизненная философия просто необходима этим потерянным людям. Он быстро понимает, что они нуждаются в одобрении и утешении.

Так, умирающей Анне он говорит, что на том свете ее ждет лучшая жизнь. Пьяницу Актера убеждает в существовании лечебницы, где полностью излечивают от алкоголизма. Мечтательной Насте говорит, что если она верит в существование большой и чистой любви, то обязательно ее встретит.

Ваське Пеплу советует поехать на заработки в Сибирь.

Таким образом, с приходом

Луки настроение многих постояльцев улучшается. У них появляется надежда на светлое будущее. Однако с его неожиданным уходом все опять становится как прежде, а Актер, не выдержав суровой реальности, кончает жизнь самоубийством. Сатин видит в этом вину старика и его “утешительной лжи”. У Сатина своя правда.

Он предпочитает говорить неприглядную правду, дабы не принижать человека и не ущемлять его свободу. Он верит в культ человека, который сам может себя реализовать. А утешение доброй ложью подобно унижению. Ложь – для рабов и их хозяев, а Человек должен быть горд.

Такова точка зрения Сатина – в прошлом умного и образованного телеграфиста.

Другую форму правды высказывает персонаж Бубнов – бывший владелец красильной мастерской, ныне картузник, живущий в долг. В связи с определенными обстоятельствами, он стал скептиком и фаталистом.

Совет

Ничего положительного в себе хранить сознательно не хочет и считает, что именно “на дне” проявляется настоящий характер человека, когда стираются все социальные различия. Бубнов уверен, что человек рождается для смерти и зачем тогда его жалеть. Ведь все умрут. В его позиции каждый человек в этом мире лишний.

Читайте также:  Образ и характеристика наташи в мастере и маргарите булгакова сочинение

Он отрицает как себя, так и других. Таким образом, для более эффективного решения острых социально-философских проблем, автор попытался рассмотреть их с разных точек зрения.

(Пока оценок нет)

Источник: https://ege-essay.ru/sochinenie-na-temu-tri-pravdy-v-pese-gorkogo-na-dne/

Три правды в пьесе М. Горького «На дне» — Сочинение по произведению М. Горького «На дне»

В пьесе «На дне» М. Щемящий стремится не только к тому, чтобы изображением страшной действительности замешать внимание к участи обездоленных людей. Он создал по мнению-настоящему новаторскую философско-публицистическую драму.

Содержание получай первый взгляд разрозненных эпизодов — трагическое столкновение трех правд, трех представлений о жизни. Первая то верно — правда Бубнова, ее можно назвать правдой факта.

Бубнов ручаюсь, что человек рождается для смерти и незачем печалиться его: «Все так: родятся, поживут, умирают. И я помру…

и твоя милость… Чего жалеть… Ты везде лишняя… да и все на свете люди на земле — лишние». Как видим, Бубнов окончатель отрицает и себя, и других, его отчаяние порождено безверием.

К него правда — жестокий, убийственный гнет бесчеловечных обстоятельств. Воистину Луки — правда сострадания и веры в Бога. Приглядевшись к босякам, некто для каждого находит слова утешения.

Он чуток, добр к тем, кто именно нуждается в помощи, он вселяет в каждого надежду: рассказывает Актеру о лечебнице исполнение) алкоголиков, советует Пеплу уйти в Сибирь, Анне говорит о ему посчастливилось в загробном мире.

То, что говорит Лука, грешно назвать просто ложью. Скорее он внушает веру в так, что из любой безвыходной ситуации выход убирать. « Все ищут люди, все хотят — как отличается как небо от земли, дай им, Господи, терпенья!» — искренне говорит Луня и добавляет: «Кто ищет — найдет…

Обратите внимание

Помогать только нужно им…» Лука несет людям спасительную веру. Некто думает, что жалостью, состраданием, милосердием, вниманием к человеку имеется возможность излечить его душу, чтобы самый последний скрадыватель понял: «Лучше надо жить! Надо так стоять… чтобы самому себя можно… было уважать…

» Третья правота — правда Сатина. Он верит в человека, как в Бога. Спирт считает, что человек может верить в самого себя и мнить на свои силы. Он не видит смысла в жалости и состра-дании.

«Какая профит тебе, если я тебя пожалею?» — спрашивает он Клеща.. А спустя некоторое время произносит свой знаменитый монолог о человеке: «Существует только лишь человек, все же остальное — дело его рук и его мозга! Из (людей!

Это — великолепно! Это звучит — гордо!» Сатин говорит малограмотный просто о сильной личности. Он говорит о человеке, тот или иной способен перестраивать мир по своему усмотрению, строить новые законы мироздания, — о человеко боге. Три правды в пьесе трагично сталкиваются, что и обусловливает именно такой финал пьесы.

Вопрос в том, что в каждой из правд есть глава лжи и что само понятие правды многомерно. Насыщенный пример тому — и одновременно момент столкновения разных правд — речуга Сатина о гордом человеке. Этот монолог произносит лоск(уты), опустившийся человек.

И сразу возникает вопрос: этот (в (доску, опустившийся человек — тот же самый, который «звучит гордо»? Обстоятельный ответ — сомнителен, а если отрицательный — то как а быть с тем, что «существует только человек;? Следственно, Сатин, говорящий этот монолог, — не существует?

Из чего следует, что для того чтобы воспринять правду слов Сатина о гордом человеке, нужно мало-: неграмотный видеть Сатина, облик которого — это ведь также правда. Страшно, что бесчеловечное общество убивает и калечит человеческие души. А главное в пьесе то, что М.

Горький заставил современников до сих пор острее почувствовать несправедливость общественного устройства, заставил помозговать о человеке, его свободе. Он говорит своей пьесой: не грех бы и что-л.

сделать жить, не мирясь с неправдой, несправедливостью, но безвыгодный погубить в себе доброту, сострадание, милосердие.

Источник: http://sochbox.com/tri-pravdy-v-pese-m-gorkogo-na-dne-sochinenie-po-proizvedeniyu-m-gorkogo-na-dne/

Три правды в пьесе М Горького На дне

         «Три правды  в пьесе М Горького «На дне»

Разработка урока литературы с элементами  коммуникативного обучения и технологии РКМЧП;

Цели:

Образовательная – выявить позицию героев пьесы по отношению к вопросу о правде, выяснить значение трагического столкновения разных точек зрения: правды факта  (Бубнов),  правды  утешительной  лжи (Лука), правды веры в человека (Сатин);  создать проблемную ситуацию, пробудить обучающихся  к высказыванию собственного мнения о жизненных принципах Луки,  Бубнова,  Сатина.

Воспитательная – содействовать формированию собственной точки зрения по отношению к такому понятию как  « правда», создать ситуации, которые помогут понять, что из каждого положения есть выход.

Важно

Развивающая – формирование навыков публичного выступления, умения отстаивать свою точку зрения, активизация творческих способностей обучающихся.

Ход урока:

Наш урок я  хочу начать стихами. Послушайте, пожалуйста.

Туман ли? Дымка? Дым ли от костров?… Зловещий мир непознанной эпохи… А был ли правда этот мир таков,

Иль страшен нам, поскольку знаем плохо?..

Мы по спирали времени скользнём
В те времена, где нас не может быть…

Представьте на миг, что волею судьбы вы оказались в Москве без денег, без друзей, без родственников, без сотовых телефонов. Вы переместились в начало века. Как вы попытались бы наладить свою жизнь или изменить ситуацию, в которой вы оказались? Попытаетесь вы наладить свою жизнь или сразу же опустились на «дно»?

Герои пьесы, которую мы изучаем, сопротивляться перестали, она опустились на «дно жизни».

 — Тема нашего урока: «Три правды в пьесе М. Горького «На дне».

 — Как вы думаете, о чём пойдёт речь?

— Какие вопросы мы будем рассматривать?

   (Предполагаемые ответы:  Что такое правда? Какой может быть правда? Почему три правды? Какие мысли о правде высказывают герои? Кто из героев задумывается  над этим вопросом?

Обобщение учителя:  У каждого героя – своя правда. А мы с вами попытаемся выяснить позиции героев, разобраться в них, понять суть спора, возникшего между персонажами и решить, чья правда ближе нам, современным читателям.

 Литературная разминка.

Вы знаете, что нельзя грамотно отстаивать свою точку зрения без знания литературного произведения. Предлагаю вам литературную разминку. Я зачитываю реплику из пьесы, а вы определяете, кому из героев она принадлежит.

— На что совесть? Я не богатый (Бубнов)

-Любить живых надо, живых (Лука)

— Когда труд – обязанность – жизнь рабство (Сатин)

— Ложь – религия рабов и хозяев… Правда – бог свободного человека! (Сатин)

— Люди живут…как щепки по реке плывут…(Бубнов)

— Все люби на земле лишние (Бубнов)

— Христос всех жалел и нам велел (Лука)

— Человека приласкать – никогда не вредно (Лука)

-Чело-век! Это – великолепно! Это звучит гордо! Че-ло-век! Надо уважать человека!

Актуализация знаний. Вызов.

—  Вы продемонстрировали неплохое знание текста. Как вы  думаете,  почему вам были предложены реплики именно этих персонажей? ( Лука, Сатин, Бубнов имеют своё представление о правде).

— Как вы понимаете значение слова «правда»?

ПРАВДА, -ы, ж. 1. То, что существует в действительности, соответствует реальному положению вещей. Сказать правду. Услышать правду о случившемся. Правда глаза колет(посл.). 2. Справедливость, честность, правое дело. Искать правды. Стоять за правду.

Правда на твоей стороне. Счастье хорошо, а правда лучше (посл.). 3. То же, что правота (разговорное).Твоя правда (ты прав). Бог правду видит, да не скоро скажет(посл.). 4. вводн. сл. Утверждение истинности, верно, в самом деле. Я, правда, не знал этого.

Т.е. правда бывает частная, а бывает мировоззренческая

Итак, выясним правду Луки, Бубнова, Сатина.

 «Правда Луки»

— В произведении каждого талантливого писателя имя героя обязательно что-то значит. Обратимся к истокам имени Лука.  Какие значения оно может иметь?

1) Восходит от имени апостола Луки.

2) Ассоциируется со словом «Лукавый», то есть хитрый.

3) «Луковка», пока до середины доберёшься,  снимешь много «одёжек!

—  Как появляется Лука  в пьесе? Какие первые слова он говорит? ( «Доброго здоровья, народ честной», он сразу объявляет свою позицию,  говорит, что он ко всем хорошо относится,  «Я и жуликов уважаю, по-моему, ни одна блоха не плоха».

— Что говорит Лука об отношении к окружающим людям?

Рассмотрим, как ведёт себя Лука с каждым из обитателей ночлежки.

— Как он относится к Анне? (Жалеет, говорит, что после смерти она обретёт покой, утешает, помогает, становится необходимым)

— Что советует Актёру? ( Найти город, в котором лечат от алкоголя, там чисто, пол мраморный, лечат бесплатно,  «Человек всё может, лишь бы захотел»).

— Как предлагает устроить жизнь Ваське Пеплу? ( Уехать в Сибирь с Наташей. Сибирь – богатый край, там можно заработать, стать хозяином).

— Как утешает Настю? ( Настя мечтает о большой светлой любви, он говорит ей: «Во что веришь, то и есть»)

— Как разговаривает с Медведевым? ( Называет его «ундером», т. е. льстит, и тот попадается на его удочку).

Совет

Так как же Лука относится к обитателям ночлежки? ( Хорошо, в каждом видит человека, открывает положительные черты характера, пытается помочь. Он в каждом умеет открыть хорошее и вселить надежду).

 — Прочитайте реплики, в которых отражается жизненная позиция Луки?

— Как вы понимаете слова : «Во что веришь, то и есть?»

— Ещё какие мысли Луки являются созвучными вашим мыслям?

— Кому из героев нужна поддержка Луки? (Актёру, Насте, Наташе, Анне. Им важнее не правда, а слова утешения. Когда Актёр перестал верить в то, что он может излечиться от алкоголизма, он повесился.

— Человек может добру научиться..очень просто,- говорит Лука. Какую историю он приводит в пример? (Случай на даче)

— Как вы понимаете «историю» о праведной земле?

Итак, правда Луки утешительная, он обращается к остаткам человеческого в душах ночлежников, даёт им надежду.

— В чём правда Луки? (Любить и жалеть человека)

«Христос всех жалел и нам велел»

«Во что веришь, то и есть»

«Человек всё может – лишь захотел»

«Любить – живых надо, живых»

«Если кто кому хорошо не сделал, тот и худо поступил»

— Кто из героев (Лука, Сатин или Бубнов  показался  вам наиболее мрачным персонажем?

-Позиция какого персонажа противопоставлена позиции Луки?

  «Правда Бубнова»

— Кто это такой? (Картузник, 45 лет)

— Чем он занимается? ( примеряет на болванки для шапок старые, распоротые брюки, соображая, как кроить)

— Что мы о нём знаем? (Был скорняком, подкрашивал меха, руки были жёлтые от  краски, имел своё заведение, но потерял всё)

— Как он себя ведёт? (Недоволен всем, презрительно обращается с окружающимися, смотрим угрюмо, говорит сонным голосом, ни во что святое не верит. Это наиболее мрачная фигура в тексте).

-Найдите реплики, характеризующие его мировоззрение.

«Шум – смерти не помеха»

«На что совесть? Я – не богатый»

«Люди все живут… как щепки по реке плывут..Строят дом, а щепки – прочь».

«Все так: родятся, поживут, умирают. И я помру…и ты».

Когда умирает Анна, он говорит: «Кашлять перестала, значит». Как вы это оцените?

-Как эти слова характеризуют его?

-В чём правда Бубнова? (Бубнов видит лишь негативную сторону жизни, разрушает в людях остатки  веры и надежды. Скептик, циник, он относится к жизни со злым пессимизмом).

 Выразителем ещё одной жизненной правды становится Сатин.

«Правда Сатина»

— Как этот персонаж появляется в пьесе?

— Что мы понимаем из его первых слов?

( Появляется с  рычанием. Его первые слова говорят о том, что он карточный шулер и пьяница)

-Что мы узнали об этом человеке?  (Когда-то служил на телеграфе, был образованным человеком.  Сатин любит произносить непонятные слова. Какие?

Органон – в переводе означает «орудие», «орган зрения», «разум».

Сикамбр – древнегерманское племя, означает «тёмный человек».

Сатин чувствует превосходство над другими ночлежниками.

— Как он оказался в ночлежке? (Попал в тюрьму, так как заступился за честь сестры).

-Как он относится к труду? ( «Сделай так, чтобы работа была мне приятна –я, может быть, буду работать…  Когда труд – удовольствие – жизнь – хороша! Труд – обязанность, жизнь — рабство!

— В  чём видит правду жизни Сатин? (Одним из кульминационных моментов пьесы являются знаменитые монологи Сатина о человеке, правде, свободе.

«Ложь – религия рабов и хозяев»

«Человек свободен, он за всё платит сам: за веру, за неверие,  за любовь, за ум…»

«Правда – бог свободного человека».

-Как, по его мнению, надо относится к человеку? (Уважать.  Не унижать жалостью Человек – это звучит гордо, считает Сатин).

-По мнению Сатина жалость унижает человека, уважение возвышает человека. Что важнее?

 -Сатин считает, что человека надо уважать.

-Лука считает, что человека надо жалеть. 

Обратимся к словарю

Жалеть

1)    Чувствовать жалость, сострадание;

2)    Неохотно расходовать, тратить;

3)    Чувствовать расположение к кому-либо, любить

Уважать

1)    1)   Относиться с уважением;

2)   2)   Считаться с кем-либо, чем-либо

3)    3)   Любить

Что общего в их понимании? В чём разница?

Итак, у каждого из героев своя правда.

Лука – утешительная правда

Сатин – уважение к человеку, вера в человека

Бубнов – «циничная» правда

 Итог. Чья правда ближе вам?

Синквейн

Выразите свое отношение к вашей работе на уроке.

1)     11  Тема – ваше имя

2)     2)   2 прилаг – оценка вашей работы на уроке

3)      3) 3 глаг. –  описывающие действия объекта, т. е. как вы работали на уроке

4)     4)  Фраза из 4 слов, выражающая ваше отношение к вашей работе на уроке

5)      5) Резюме – оценка

 Сегодня мы убедились  в том, что правда у каждого своя. Возможно, вы ещё не решили, каких жизненных позиций вы будете придерживаться в дальнейшем. Я надеюсь, что вы выберете правильный путь.

Источник: https://www.metod-kopilka.ru/tri_pravdy_v_pyese_m_gorkogo_na_dne-44905.htm

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector