Сочинения по произведениям островского

Сочинения по произведениям А. Н. Островского

Одной из главных героев драмы «Гроза», написанной Островским, является Катерина. Ее можно охарактеризовать как «луч света в темном царстве», потому что эта героиня воплощает в себе сильный, чистый и светлый русский характер. Однако, несмотря на твердость характера и душевную силу, Катерину постигает печальная участь, она погибает. 

Читать далее…

«Гроза» стала одной из самых популярных пьес Островского. Успех данного произведения обусловлен тем, что в нем описывается совершенно иной женский образ, отличающийся глубиной и силой. Катерина как бы олицетворяет сопротивление душному и затхлому патриархальному укладу, который диктовал условия жизни практически всему тогдашнему обществу.

Читать далее…

В своей «Грозе» писатель Островский переносит читателя в расположенный возле реки Волги маленький городок. Он так описывает его: «…весь в зелени, с крутых берегов видны далекие пространства, покрытые селеньями и нивами…». Улавливается связь этого места с русскими сказками.

Читать далее…

Темным царством Островский представляет русское купечество, застрявшее во лжи и жадности. Действие пьесы происходит в вымышленном провинциальном городке. Это сделано для того, чтобы показать типичность происходящего для всей страны.

Читать далее…

Обратите внимание

Человек – сложное существо, поведение которого порой довольно сложно предугадать. Разум выбирает наиболее оптимальные пути, но душа нам дана не просто так и часто случается, что она вмешивается в процесс принятия решений, создавая тем самым внутренний конфликт. Веления чувств и веления разума нередко расходятся.

Читать далее…

Александра Николаевича Островского по праву можно назвать одним из самых выразительных представителей русской драматургии. Его считают родоначальником театра, а увлекательные произведения называют «пьесами жизни».

Читать далее…

Проблема человеческого достоинства актуальна во все времена и во все эпохи. В середине XIX века, когда провинция переживала кризис, а устаревшие порядки купечества так или иначе задевали достоинство простого народа, этот вопрос стоял особенно остро.

Читать далее…

Два мужских образа возникают перед нами в пьесе Островского «Гроза»: смирный, безвольный муж Катерины Тихон и приехавший в их городок из Москвы племянник Дикого Борис.

Читать далее…

Появление пьесы «Гроза» приходится на период активного общественно-политического противостояния в России перед отменой крепостного права. Критик Добролюбов написал о «Грозе» статью и назвал ее «Луч света в тёмном царстве». Другой литературный критик Писарев, спустя четыре года, также выразил свое мнение о пьесе, написав статью «Мотивы русской драмы».

Читать далее…

Александр Николаевич Островский – один из тех выдающихся писателей, которые оставили невероятно яркий, громадный по своему значению след в истории развития русской литературы. И если Александр Сергеевич Пушкин подарил нам всем поэзию, раскрывшуюся под его мастерским пером в наивысшей своей степени, то Островский стал достойным отцом русской национальной драматургии.

Читать далее…

Я простой механик-самоучка. Пятьдесят лет я живу в городе Калинов и очень люблю его за красивую природу, на которую просто невозможно насмотреться. Наш город стоит на полноводной прекрасной реке Волге, он утопает в зелени, летом здесь всегда витает запах полевых трав и цветов.

Читать далее…

Источник: http://sdam-na5.ru/a-n-ostrovskij

Готовые школьные сочинения

июня 19 2011

Творчество А. Н. Островского

Александр Николаевич Островский – это явление необычное. Его роль в истории развития русской драматургии, сценического искусства и всей отечественной культуры трудно переоценить. Для развития русской драматургии он сделал столь же много, как Шекспир в Англии, Лоне де Вега в Испании, Мольер во Франции, Гольдони в Италии и Шиллер в Германии.

Несмотря на притеснения, чинимые цензурой, театрально-литературным комитетом и дирекцией императорских театров, вопреки критике реакционных кругов, драматургия Островского приобретала с каждым годом все большие симпатии и среди демократических зрителей, и в кругу артистов.

Александр Николаевич Островский родился в Москве в культурной, чиновничьей семье 12 апреля (31 марта по старому стилю) 1823 года. Корнями своими семья уходила в духовенство: отец был сыном священника, мать – дочерью пономаря. Более того, отец, Николай Федорович, и сам закончил Московскую духовную академию.

Важно

Но промыслу священнослужителя предпочел карьеру чиновника и преуспел в ней, так как добился и материальной независимости, и положения в обществе, и дворянского звания.

Это был не сухой чиновник, замкнутый только на своей службе, а широко образованный человек, о чем свидетельствует хотя бы его увлечение книгами – домашняя библиотека Островских была весьма солидной, что, кстати, сыграло не последнюю роль и в самообразовании будущего драматурга.

Развивая лучшие традиции русского драматического искусства, используя опыт прогрессивной зарубежной драматургии, неустанно познавая жизнь родной страны, непрерывно общаясь с народом, тесно связываясь с наиболее прогрессивной современной ему общественностью, Островский стал выдающимся изобразителем жизни своего времени, воплотившим мечты Гоголя, Белинского и других прогрессивных деятелей литературы о появлении и торжестве на отечественной сцене русских характеров.

Творческая деятельность Островского оказала большое влияние на все дальнейшее развитие прогрессивной русской драматургии. Именно от него шли, у него учились лучшие наши драматурги. Именно к нему тянулись в свое время начинающие драматические писатели.

О силе воздействия Островского на современную ему писательскую молодежь может свидетельствовать письмо к драматургу поэтессы А. Д. Мысовской. “А знаете ли, как велико было Ваше влияние на меня? Не любовь к искусству заставила меня понять и оценить Вас: а наоборот, Вы научили меня и любить, и уважать искусство.

Вам одному обязана я тем, что устояла от искушения попасть на арену жалких литературных посредственностей, не погналась за дешевыми лаврами, бросаемыми руками кисло-сладких недоучек. Вы и Некрасов заставили меня полюбить мысль и труд, но Некрасов дал мне только первый толчок, Вы же – направление.

Читая Ваши произведения, я поняла, что рифмоплетство – не поэзия, а набор фраз – не литература, и что только обработав разум и технику, художник будет настоящим художником”.

Островский оказал мощное воздействие не только на развитие отечественной драматургии, а и на развитие русского театра. Колоссальное значение Островского в развитии русского театра хорошо подчеркнуто в стихотворении, посвященном Островскому и прочтенном в 1903 году М. Н. Ермоловой со сцены Малого театра:

На сцене жизнь сама, со сцены правдой веет,

И солнце яркое ласкает нас и греет;

Звучит живая речь простых, живых людей,

На сцене не “герой”, не ангел, не злодей,

А просто человек Счастливый лицедей

Спешит скорей разбить тяжелые оковы

Условности и лжи. Слова и чувства новы,

Но в тайниках души на них звучит ответ,-

И шепчут все уста: благословен поэт,

Сорвавший ветхие, мишурные покровы

И в царство темное проливший яркий свет

О том же знаменитая артистка писала в 1924 году в своих воспоминаниях: “Вместе с Островским на сцену явилась сама правда и сама жизнь. Начался рост оригинальной драматургии, полный откликами на современность; Заговорили о бедных, униженных и оскорбленных”.

Совет!

Реалистическое направление, приглушаемое театральной политикой самодержавия, продолжаемое и углубляемое Островским, поворачивало театр на путь тесной связи с действительностью. Лишь оно давало театру жизнь как национальному, русскому, народному театру.

“Литературе Вы принесли в дар целую библиотеку художественных произведений, для сцены создали свой особый мир.

Вы один достроили здание, в основание которого положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов, Гоголь”.

Это замечательное письмо получил среди прочих поздравлений в год тридцатипятилетия литературно-театральной деятельности Александр Николаевич Островский от другого большого русского писателя – Гончарова.

Но намного раньше о первом же произведении юного еще Островского, напечатанном в “Москвитянине”, тонкий ценитель изящного и чуткий наблюдатель В. Ф.

Одоевский написал: “Если это не минутная вспышка, не гриб, выдавившийся сам собою из земли, просеченной всякой гнилью, то этот человек есть талант огромный.

Я считаю на Руси три трагедии: “Недоросль”, “Горе от ума”, “Ревизор”. На “Банкроте” я поставил номер четвертый”.

Читайте также:  Анализ произведения толстого юность

Источник: http://www.testsoch.net/tvorchestvo-a-n-ostrovskogo/

Сочинение на тему “Гроза” (А. Н. Островский). Школьные сочинения :

Сочинение на тему «Гроза» Островского А. Н. – непременный атрибут учебной программы по русской литературе для десятого класса средней школы. И данное произведение действительно заслуживает такого признания.

Пьеса, заложившая краеугольный камень в репертуар национального театра, не может быть забытой. Само появление на русской сцене произведений Островского, взамен иноземным водевилям, было знаковым. Оно вызвало ощутимый резонанс в обществе.

О восприятии драмы

Школьникам, пишущим сочинение на тему «Гроза», важно пояснить, что пьеса создавалась в предреформное время, накануне отмены крепостного права.

В то время одним из наиболее актуальных вопросов общественной жизни являлось положение женщины в семье и обществе. Они не только были полностью бесправны, но и постоянно подвергались насилию.

Потребность эмансипации (в правильном смысле этого слова) была весьма яркой.

Учителю не стоит упускать из виду, что для большинства школьников это одно из первых прочитанных ими драматических произведений. Возможно, что у учащихся, в большей степени привыкших читать и анализировать рассказы, повести, романы, восприятие пьесы вызовет некоторые трудности.

Как писал Максим Горький о жанре драмы, такое произведение – наиболее сложно для понимания. Оно лишено, в отличие от других форм литературы, прямой подсказки (комментария автора, описания внешности, события). Драматург также не рассказывает своему зрителю (читателю) о личности героя драматического произведения, о его жизни.

Все это читатель (зритель) узнает, следя лишь за действиями персонажей, их репликами и жестами. Поэтому сочинение на тему «Гроза» достаточно трудоемко для школьников.

Краткое содержание драмы «Гроза»

Чтобы сформировать мнение о произведении, важно понимание самого сюжета драмы.

Для пьесы «Гроза» он общеизвестен. Невестка Катерина до своего замужества проживала в любви и ласке в доме родителей. Выйдя замуж за Тихона, она попадает в дом его матери, купчихи Кабанихи. Здесь царит домострой и практикуется жесткая дискриминация, особенно касательно молодой жены. Тихон, человек безвольный и регулярно пьянствующий, полностью подконтролен и подчинен матери.

Катерина, разочаровавшись в муже, влюбляется в образованного племянника купца Дикого Бориса. Затем испуганная грозой и случайной встречей с сумасшедшей старухой невестка, на свою беду, признается об измене мужу в присутствии свекрови. Вместо прощения молодая женщина получает немилосердное отношение.

Ее любовник вскоре уезжает по приказу Дикого по делам купеческим в Сибирь. Катерина же сводит счеты со своей несчастной жизнью, бросаясь в Волгу.

Об образе грозы

Школьное сочинение на тему «Гроза» посвящается различным персонажам, однако в любом случае в нем должен отражаться основной конфликт произведения. Созданный автором уникальный образ грозы этому способствует.

Само это природное явление, начавшись в первом действии, длится непрерывно и параллельно всему раскрытию автором основного конфликта сюжета. К четвертому акту драмы набирает свою максимальную силу гроза.

Островский сочинение свое (а не только название драмы) снабдил сквозным символом.

Это гроза.

Она, словно бич Божий, не внушает ужас порядочному человеку и талантливому самоучке-инженеру Кулигину, который уверен «убивает не гроза, убивает благодать» (под «благодатью» этот образованный человек понимает патриархальность, домострой, одним словом – все душащее ростки нового в жизни России). Благодать в понимании Кулигина – это сам город Калинов, с его Кабанихами и Дикими, в котором жители не могут жить по-человечески.

Обратите внимание

Во-вторых, гроза у Островского – это то, что происходит в жизни Катерины. Она, полюбив Тихона и надеясь на счастливую жизнь, совершила фатальную ошибку, попытавшись жить совместно с его матерью. Несчастная сталкивается с удушающей атмосферой этой семьи, предельно бессердечным, немилосердным домостроем, а затем и с предательством любовника.

В-третьих, гроза символизирует предвестие социальных перемен полуфеодальной страны, загнавшей себя в тупик развития безоглядным и безголовым угнетением народа.

Художественно, актуально и взвешенно показал современникам неизбежность социальных перемен своим произведением «Гроза» Островский. Сочинение подобной пьесы потребовало от драматурга крайне глубоких и выразительных художественных средств. И такие нашлись: мощный разлив реки Волги, яркие и характерные персонажи, трогающий душу русского человека сюжет.

Автор повергнул театрального зрителя средины XIX века в шок, заставил узнать в окружающем его мире безнадежный, безысходный город Калинов.

Катерина Кабанова

Главной героине трагически заканчивающейся пьесы уделил основное внимание Добролюбов в своей статье «Луч света в темном царстве». Под влиянием удушающего гнета Кабановых (как считает Добролюбов) в Катерине возникает протест, выраженный знакомой всем любителям фразой «Отчего люди не летают?».

Затем отчаявшаяся героиня наивно надеется, что любовь к Борису (племяннику Дикого) вырвет ее из удушающего кабановского дома. Но молодой человек, ее последняя надежда, предает ее, что окончательно сломило героиню.

Заметим: мнение Николая Александровича Добролюбова о главном образе драмы не может быть воспринято абсолютно верным. Хотя оно и хрестоматийно, но не единственно. Это закономерно.

Как резонансный посыл всему российскому обществу писал свое сочинение Островский («Гроза»). Катерина, соответственно, (как персонаж) рассматривается столпами литературной критики не единодушно. И отзыв на этот посыл поступил, и весьма достойный.

В отличие от Николая Добролюбова, Дмитрий Писарев воспринял героиню как угнетаемую, страдающую часть того же «темного царства». Он определил образ невестки Кабановых как меланхоличный, не умеющий сладить со своими заблуждениями и страхами.

Критик утверждал: несмотря на подкупающую душевность, истинную христианскую кротость, открытое и душевное отношение к окружающим, не может Катерина, лишенная ориентиров в жизни, быть «лучом света».

Соответственно, не могут русские читатели (следуя выводам Добролюбова) ее считать «героем времени».

Кабанова Марфа Игнатьевна

Нередко посвящается отрицательным персонажам драмы школьное сочинение по пьесе «Гроза». Учащиеся пишут о купчихе Кабанихе и о купце Диком. Характерно, что мать Тихона выступает в драме как более изощренный, более опасный апологет махровой человеконенавистнической патриархальщины.

По словам Добролюбова, она «грызет постоянно и неотступно» чуждую себе по воспитанию и по духу Катерину, фактически единолично доводя молодую женщину до самоубийства. Кабаниха – безжалостный и последовательный тиран в своей семье, добивающийся абсолютного повиновения и подчинения.

Дикой Савел Прокофьевич

Сочинение по пьесе «Гроза» (касательно отрицательных героев), кроме матери Тихона, упоминает и нахрапистого, беспредельничающего, всесильного в Калинове тирана – купца Савла Прокофьевича Дикого. Вся власть города подкуплена им.

Он унижает мещан и домашних, преследует их, да так немилосердно, что те от него «по чердакам да подвалам прячутся». Причем весь его гнев – искусственный, напускной.

Важно

Хитрый купец давно понял, что, инсценируя неадекватную жестокость, он добивается своих целей.

Однако сам Дикой, защищая «темное царство» Калинова, все же признает первенство Кабанихи в мастерстве угнетения. И это неслучайно, ведь он действует не по наитию, а купчиха – опираясь на довольно стройную старозаветную мораль и превратно истолкованные постулаты веры. Кабаниха в драме выступает ханжой масштаба шекспировского.

Заключение

Драматическое произведение как жанр лишено авторских комментариев. Поэтому не всем школьникам просто удается написать по нему сочинение по литературе.

«Гроза» Островского вскрывает не просто отдельную остроумную историю (как «Ревизор» Гоголя). Она – более глобальна и трагична. Созданный воображением Александра Николаевича город Калинов – это условная модель всей России средины XIX века. Его люди несчастны, угнетаемы.

Однако в воздухе над ними витает гроза, для одних она – воплощение кары Божьей за грехи, для других – символ грядущих перемен.

Источник: https://www.syl.ru/article/299122/sochinenie-na-temu-groza-a-n-ostrovskiy-shkolnyie-sochineniya

Сочинение по пьесе А.Н. Островского “Доходное место”

На уроках литературы я встретился со многими произведениями, достойными внимания и размышления о проблемах, которые поднимает тот или иной автор на страницах книги. Но самый глубокий след в моей жизни оставила пьеса А.Н. Островского “Доходное место”. Почему же именно она?

Этот год юбилейный для автора пьесы, а изучение творчества основателя русского театра на уроках в школе совпало с гастролями в нашем городе артистов русского драматического театра им. М. Горького. На сцене ялтинского театра имени А.П. Чехова в их исполнении состоялся спектакль по комедии А.Н.

Читайте также:  Сочинение образ автора в слове о полку игореве

Островского “Доходное место”. Ученики нашего класса побывали на театральном представлении. Среди них был и я. Я сидел на первом ряду возле сцены. Все притихли, занавес открылся, начался спектакль. Каждый актер работал профессионально, сразу стало заметно, что они очень хорошо чувствуют характер своего героя.

Артисты вошли в роль на все сто процентов. 

В центре действия мы видим старого важного чиновника Аристарха Владимировича Вишневского, который не брезгует ничем для увеличения своего капитала. Его женитьба на молодой женщине была не по любви, а по расчету. Зрители понимают, насколько они разные люди.

Разоблачая жену в измене, он узнает о том, что своим отношением к ней как к вещи, которую можно купить, продать, выгодно распорядиться ею, этот человек уже давно ненавистен Анне Павловне, хотя это было до определенного времени ему незаметно. Но наступает момент, когда его обман в документах делает его банкротом.

Кажущееся незыблемым и прочным его материальное положение терпит крах, и рассыпается как карточный домик и его семейное счастье. 

Только настоящие и искренние человеческие чувства могут лежать в основе прочного брака между людьми. Эту мысль драматург передает нам на примере молодого племянника Вишневского, Василия Николаевича Жадова, который стремится создать семью по любви и достичь благополучия честным трудом.

Совет!

В сопоставлении двух мировоззрений и основной конфликт пьесы, который заставляет и современных зрителей переосмыслить свою собственную жизнь, свое отношение к окружающему миру, и в этом помогает нам русский драматург XIX века Александр Николаевич Островский.

После спектакля все зрители еще долго оставались под впечатлением, увиденного на сцене, были благодарны артистам за прекрасное исполнение ролей действующих лиц. 

Мне очень понравился спектакль “Доходное место”, вся обстановка театрального действия поразила меня необыкновенной точностью, достоверностью.

Я убедился, что и в двадцать первом веке пьесы Островского – это настоящие “пьесы жизни”, ведь и сегодня основные темы комедии – взяточничество, коррупция, неумение молодого человека найти свое место в жизни, круговая порука чиновников – звучит очень и очень злободневно.

Источник: https://www.lang-lit.ru/2016/06/sochinenie-po-pyese-dokhodnoe-mesto.html

Сочинение: Смысл пьесы «Гроза» Островского | Литерагуру

(389 слов)

В молодости А.Н. Островский совершил поездку по реке Волге. Посетив множество провинциальных городов России, он увидел, как живут простые люди в Российской империи, их быт и нравы. Именно эти впечатления и вошли в его самое известное произведение под названием «Гроза».

Место действия пьесы — расположенный на берегу Волги маленький городок Калинин. Описываемые события происходят в первой половине XIX века, который вошёл в историю, как век промышленной революции, век прогресса. Однако всё это обошло стороной провинциальное захолустье, которое как будто застряло во времени.

Его жители не терпят никаких нововведений вроде поездов, которые вызывают у них неподдельный ужас. В них намертво сидит желание делать всё так, как делали их предки.

Закостенелый в своём укладе прошлого века Калинин подавляет своей атмосферой всех, ещё не утративших ясность и живость ума, даже самый прогрессивный человек в городе, механик Кулигин, вынужден был смириться с этим, и теперь может мечтать разве что о городских часах, а не о коренном изменении жизненного уклада.

Ещё хуже дело обстоит с нравами, царящими в этой, на первый взгляд, тихой гармоничной идиллии. Купец Дикой — чёрствый и жадный старик, который ни за что не хочет отдавать родному племяннику его законную долю наследства, хоть и знает, как тяжело живётся Борису с сестрой без денег.

Он безжалостно тиранит и мучает всех, кто ниже его, называет Кулигина, который попросил у него совсем немного денег на общественно полезное дело, ничтожеством и червём, при этом лебезит и унижается перед теми, кто стоит выше него на социальной лестнице.

Обратите внимание

То же самое мы видим и в семье Кабановых, вдова Марфа Кабанова всячески унижает своих родственников, держит под железной пятой сына Тихона, дочь Варвару и сноху Катерину. Все они считают величайшим счастьем хоть ненадолго оказаться от грозной матери как можно дальше и сбросить с себя её постоянный контроль.

За внешней благообразностью и стабильностью скрываются постоянные склоки и ненависть, о чём рассказывает Кулигин, всей душой ненавидящий этот порядок вещей, но не способный изменить его.

Всю гниль и низость жителей Калинина мы видим, когда изменившая Тихону Катерина чистосердечно кается в своём грехе, но вместо понимания и прощения получает лишь ненависть и насмешки.

В конце концов, доведённая постоянной травлей до полного отчаяния героиня кончает жизнь самоубийством. Характерно, что после этого всегда покорный Тихон в первый раз в жизни восстаёт против деспотичной матери. Ещё раньше сбегает из дома Варвара.

Эти первые проблески борьбы дают определённую надежду на то, что заскорузлый мир Калинина будет когда-нибудь побеждён.

Источник: https://LiteraGuru.ru/sochinenie-smysl-pesy-groza-ostrovskogo/

Нравственные проблемы в пьесе Островского Гроза сочинение

Произведение Островского «Гроза», без сомнения, скрывает в себе множество проблем, которые должны заставить читателя задуматься о своей жизни, о жизни своих родных и о жизни общества, в котором живет личность. Среди проблем писатель выделает следующие.

Во-первых, в произведение поднимается проблема свободы человека, как внутренней, так и внешней. Эта проблема является в пьесе одной из главных. Лишь главной героине произведения, Катерине, суждено быть «белой вороной» среди общества этого городка.

С самого начала она проявляет смелость, показывает всем, что является сильной личностью, а не робкой девушкой. Катерина заявляет: «У вас все как будто из-под неволи. Завяла я у вас совсем».

При помощи этой фразы героиня показывает, что она хочет свободы, ей не хочется быть в полном управлении.

Во-вторых, по моему мнению, основной проблемной произведения является проблема выбора, проблема трудности выбора. Конкуренция душевных ощущений и обязанностей уничтожила душевное равновесие главной героини, при которой жила Катерина.

Главная героиня произведения приходит с следующему: «Думать стану – мыслей никак не соберу, молиться – не отмолюсь никак». Катерина не может продолжать существовать такой жизнью, ибо для нее такая жизнь является лишь существованием.

Поэтому и решается покинуть этот мир.

В-третьих, с помощью Катерины Островский поднимает следующую проблему – возможность человека свободно любить другого человека. С Катериной случается порыв к тому, чего нет в доме Кабанихи. Порыв к счастью. Этот порыв связан с существованием Бориса. В чувствах главной героини было нечто независимое, но и трагичное.

Важно

Ведь, не просто так, её рассказ о чувствах начинается словами, что она скоро умрет. Варваре главная героиня упоминает следующее: «Быть греху какому-нибудь! Такой на меня страх, такой-то страх! Точно я стою над пропастью, и меня кто-то туда толкает, а удержаться мне не за что».

Возможно, Катерина предчувствует, что скоро будет вынуждена покинуть этот мир.

В заключение хочу сказать, что Островский стремиться показать читателю всю суть произвола и то, как тяжело некоторым при этом произволе жить, ведь жизнь перестает быть жизнью, а превращается в существование. Островский пытается показать, что человек без прав и свобод перестает быть личность, становится рабом своего существования. Человеку нужна свобода, без нее он перестает развиваться.

Нравственные проблемы в пьесе Островского Гроза

  • Сочинение День моей мамы (рабочий и выходной день) 4 классМоя мама для меня – это настоящий герой! Наверняка каждый ребёнок своей мамы считает так же как и я. Почему? Сейчас расскажу! День моей мамы начинается в половину шестого утра. Очень рано. Так рано она встаёт, потому что каждый будний день ей нужно идти
  • Сочинение на тему Золотая осень 2, 3, 4 классРазное время года несет с собой разное настроение. Кто-то любит белый снег и все, что с ним связано, кто-то расцветает и по-настоящему живет, и хорошо себя чувствует только весной, кто-то очень ждет теплого лета с купанием на море.
  • Сочинение по картине Тропинина Портрет сына 7 классВеликий русский художник Тропинин считался мастером реалистического портрета. Каждая из его работ это подлинный шедевр, которая остается в сердце надолго. Василий Андреевич любил тех людей, что писал на своих холстах, и показывал их самые яркие,
  • Основной конфликт в пьесе Гроза сочинениеСамо по себе название произведения “Гроза” уже предполагает, что в нём будет освещен какой-то конфликт. Ведь если задуматься, то гроза – это природное явление, которое редко у кого вызывает положительные эмоции. Поэтому дав именно такое название
  • Фамусовская Москва в комедии Горе от ума сочинениеК середине 30-х годов 19 века А.С. Грибоедов заканчивает свою главную комедию “Горе от ума”. В это время в обществе происходят значительные изменения: появляются декабристские идеи, возникает конфликт между дворянским и старым обществом.
  • Обломов сочинение рассуждение по романуКаждый из нас, устроен по-особенному, но есть одно, что объединяет всех людей, это чувство собственной лени, которое иногда нам мешает жить и выполнять свои определенные обязанности. Самое страшное, что человек стесняется себе признаться
Читайте также:  Сочинение мцыри как романтический герой в поэме лермонтова 8 класс

Источник: https://uchim-klass.ru/sochineniya/po-literature/nravstvennye-problemy-v-pese-ostrovskogo-groza

Сочинение по пьесе Александра Островского «Гроза»

Это произведение было написано автором в преддверии крестьянской реформы, именно поэтому можно считать, что пьеса несёт в себя ярые революционные настроения. Название пьесы подобрано очень символично. Гроза бушует не только в природе, но и душе каждого из героев пьесы.

Особое внимание уделил автор отношению к природному явлению каждого героя. Становится понятным, что именно это отношение к грозе и символизирует самого героя. Для кого-то гроза предвещает страшную бурю, он чувствует приближение трагедии.

Другой герой ассоциирует это явление как возможность очиститься, будто новая жизнь начинается после окончания грозы. Кто-то видит в грозе голос сверхъестественного разума, предупреждающего человечество о чём-либо важном, или предостерегающего от будущих возможных ошибок.

В душе Катерины разразилась невидимая человеческому глазу гроза. Гроза бушует в виде чувства вины за супружескую измену. Она ждёт, что будет наказана за это кем-то свыше.

Складывается впечатление, что она боится, и одновременно ждёт этого наказания. Она представляет, как будет гореть в аду за ошибку,которую ей пришлось совершить. Отягощает её также любовь к Борису.

Чувство вины превратилось в страх, который оглушает как гром и бьёт, как молния.

Очень интересно относится к грозе механик Кулигин. Для него это всего лишь проявление человеческого невежества. Он мечтает обрести власть на громом. Для этого необходимо соорудить громоотвод, который избавит людей от страха перед грозой и воздействия этого страшного явления природы.

Нелегко пришлось Тихону. Для него гроза – это его мать. Она таит злобу на своего сына, ненавидит и угнетает его. Но он вынужден ей подчиняться, она ведь его мать. А для Дикого наоборот, гроза – это символ покорности. Он считает неправильным противостоять силам природы – им надо просто покориться.

Такое отношение к природному явлению вполне соответствует его жизненной позиции. Он покорен Кабанихе несмотря на свой коварный характер.Борису не так страшна гроза, как людская молва. Он боится что это молва разразится пуще грозы, потому бросает Катерину на месте моления и убегает.

Совет!

В заключении можно сказать, что пьеса имеет свой смысл, хоть и не столь глубокий. Всем героям предстоит преодолеть свой страх и боязнь грозы в том понимании, в котором она существует для каждого из них. Ведь после грозы тучи рассеиваются и вновь воцаряется спокойствие.

(1 votes, average: 5.00

Источник: https://school-essay.ru/sochinenie-po-pese-aleksandra-ostrovskogo-groza.html

Образ Катерины (сочинение по пьесе “Гроза” Островского)

Драма «Гроза» явилась новаторским произведением не только в контексте творчества А.Н. Островского, но и во всей русской литературе. В ней впервые был изображён характер, который разительно отличался от традиционных персонажей классических пьес.

До тех пор он был неведом читателю, но уже вызревал в реальной жизни, в российской провинции.

Появление героев, подобных Катерине, стало потребностью времени: душная атмосфера застоя требовала очистительной грозы, находящей своё выражение в протесте наиболее сильных личностей против постылых условий среды.

В своей известной статье А.Н. Добролюбов назвал Катерину «лучом света в тёмном царстве». В самом деле, её характер, вся её жизнь с самого начала находятся в резком контрасте с обстановкой, в которую она попала после замужества.

Юность Катерины ассоциируется со свежим утром, восходом солнца, светлыми надеждами и радостными молитвами. Она воспитывалась в любви и холе, росла весёлой, живой, жизнерадостной. Ей трудно жить в семье мужа, где «всё как будто из-под неволи». Взамен жизнелюбивого христианского мироощущения здесь царит ханжество, которое противно искренней душе Катерины.

Катерина не любит лгать, притворяться, всякое душевное проявление отражается у неё внешне. Она и молится так же — с ангельской улыбкой на лице, а «от лица-то как будто светится». «Домострой» предписывал на церковной молитве «очи долу имети», а Катерина устремляет свои очи горе. А ведь по старым канонам молиться надлежало «со страхом и трепетом, с воздыханием и слезами».

Искренность сочетается в характере Катерины с вольнолюбием, которое было свойственно ей с детства. Взрослая героиня сравнивает себя с птицей: «…Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь…».

Обратите внимание

В доме Кабановых, где гасится всякий человеческий порыв, Катерину одолевает тоска по утраченной гармонии, которую она понимает как присутствующую в мире любовь.

Она искренне старается полюбить мужа, свекровь, но эта её готовность остаётся невостребованной — в этой семье от неё ждут безоглядного подчинения, а не живого чувства.

Желание любить и быть любимой находит у Катерины выход в её чувстве к Борису, в отношениях с которым она так же искренна и простосердечна, как и во всех своих словах и поступках.

Будучи натурой мягкой и поэтичной, Катерина в то же время обладает недюжинной силой характера, что и позволяет ей остаться верной себе до самого конца.

Жить так, как ей предлагают (как учит, например, золовка Варвара), лицемерить и малодушествовать она не хочет, а жизнь, о которой мечтается, в этих условиях для неё невозможна.

Её любовь к хорошему, но, увы, бесхарактерному человеку оборачивается для неё страданием, поскольку на протяжении всего времени её не оставляет сознание греховности этого чувства. Ответственность за него Катерина несёт в одиночку: герой её романа не способен противиться обстоятельствам.

В характере Катерины есть ещё одна черта, которая вызывает уважение: она мужественна как в своём «преступном» любовном увлечении, так и в принародном покаянии, хотя редкий человек, на мой взгляд, может переживать подобные моменты с достоинством.

В душе её, кажется, не остаётся ни одного уголка, который не был бы высвечен, открыт для понимания.

Важно

Подвергая себя суду собственной совести, Катерина оставляет последнее слово за собой, что позволяет видеть в ней сильную, хотя и подавляемую условиями среды личность.

Её уход из жизни был предрешён («В окно выброшусь! В Волгу кинусь!» — сказано задолго до развязки). По большому счёту, Катерину трудно в чём-либо упрекнуть — цельность её натуры восхищает.

Источник: Школьные сочинения на “пятерку”. Для школьников и абитуриентов. – М.: ООО “Мир книги”, 2004

Источник: http://classlit.ru/publ/literatura_19_veka/ostrovskij_a_n/obraz_kateriny_sochinenie_po_pese_groza_ostrovskogo/65-1-0-1789

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector