Сочинения по рассказам грибоедова

Сочинение Горе от ума Грибоедов

Грибоедов был талантливым драматургом, работы которого сегодня изучают в школе. Среди них и бессмертная работа Грибоедова Горе от ума. Несмотря на то, что автор пишет ее в начале девятнадцатого века, даже сегодня Горе от ума не теряет своей актуальности. Давайте порассуждаем об этом в нашем сочинении по произведению Грибоедова в 9 классе.

Работая над комедией, Грибоедов раскрыл пороки современного ему общества. Самое интересное, а может даже страшное, это то, что его персонажи живут и в наше с вами время.

Изучая работу Грибоедова Горе от ума, мы попадаем в дом к Фамусовым и здесь перед нами открывается то самое фамусовское общество, куда входит Фамусов, Молчалин и Скалозуб. Эти образы актуальны и сегодня. Так Фамусов — придерживается старых принципов, где важен страх и покорность. Он зависит от мнения других и считает, что дети должны учиться у своих отцов.

Обратите внимание

В пример он приводит дядю-подхалима, который выслуживался перед императрицей, и прогибался, чтобы добиться высот в своей карьере. Получается что Фамусов, как и его дядя, считает движущей силой общества низкопоклонство, лесть и при этом приветствует протекционизм. Эти люди служат лишь для того, чтобы получать награды и повышения, чему и учит своих детей.

Ничуть не лучше Фамусова Скалозуб и Молчалин, для которых карьера и положение в обществе превыше всего. Чтобы красиво жить они готовы на подхалимство. Чацкий же представляет передовых людей того времени, которым противно невежество, жестокость, карьеризм и чинопочитание.

В качестве своих жизненных приоритетов они берут гуманность, уважение ко всем, и прежде всего, к простому человеку. Эти люди знают, что за просвещением и наукой будущее. И без сомнения Чацкий выделяется среди фамусовсого общества. Он, как тот воин в поле, что один среди врагов.

Другие его не принимают и даже не пытаются понять, ведь проще всего назвать его сумасшедшим. В наше время о таких людях говорят белая ворона, и разве их нет среди нас?

Перечитывая строки комедии, в который раз убеждаешься, что работа писателя с созданными в ней образами бессмертна. Мы ежедневно видим скалозубов, фамусовых и молчалиных. Как и прежде, представители прогрессивной молодежи, подобно Чацкому, вынуждены испытывать горе от ума.

Нам же остается лишь верить и надеяться, что таких людей, как Чацкий станет со временем больше. А это значит, что фамусовское окружение быстрее потерпит поражение. Ну а пока Фамусовым живется неплохо, тогда как честные и совестливые люди страдают, пытаясь изменить существующее общество.

В этом наверное и заключается настоящее бессмертие произведения Грибоедова горе от ума.

  • сочинение на горе от ума 9 класс

Источник: http://sochinyshka.ru/sochinenie-gore-ot-uma-griboedov.html

Сочинение по произведению Грибоедова на тему: Сатира в произведении Горе от Ума — Сочинение

Высокие нравственные и социальные идеалы русской лите­ратуры обусловили ее строгий, критический подход к реальной действительности. Этим объясняется широкое распространение в русской литературе сатиры — отрицания посредством вы­смеивания объекта.

В пафосе сатиры очень важен именно этот момент: не просто неприятие тех или иных явлений, но их ко­мическое осмысление и изображение, установка на смех, вы­смеивание.

Не раз отмечалось, что «смеха боится даже тот, кто ничего не боится», что осмеянный порок становится и вполови­ну не так опасен.

Важно

Сатира в отечественной литературе станови­лась, таким образом, действенным инструментом влияния на социальную действительность, оружием в общественной борь­бе. С другой стороны, необходимо всегда помнить точное вы­сказывание Салтыкова-Щедрина: «Сатира тем более остра, чем выше идеал сатирика».

В русской литературе мы встречаем сатиру еще с момента возникновения отечественной словесности в XVIII веке — в сти­хотворениях Кантемира, в комедиях Фонвизина.

Эта сатира носила просветительский характер, а ее объектами были по пре­имуществу мракобесие, невежество, бесполезность определен­ных лиц и общественных слоев, претензии, не совпадающие с возможностями. Такой была и сатира великого русского бас­нописца Крылова.

Эту традицию просветительской сатиры под­хватил и блестяще развил Грибоедов в комедии «Горе от ума».

Объектом сатиры в грибоедовской комедии становится русское дворянство, вернее, его основная масса, и прежде все­го такие свойства этой общественной группировки, как неве­жество, лицемерие, нравственная неразборчивость, потеря чувства собственного достоинства.

Следует отметить, что главный порок патриархального дворянства — его крепостнические взгляды и крепостническая практика — отрицаются Грибоедовым не в комическом, а в серьезном ключе, здесь мы имеем дело не с собственно сатирой, но с гневной инвективой, выраженной в монологах Чацкого.

В остальном же Грибоедов старается сделать своих героев смешными, для чего пользует­ся очень широкой палитрой изобразительных и выразитель­ных средств.

Прежде всего сами герои в своих монологах до­вольно простодушно обнажают свою комическую сущность: так, например, смех вызывает Фамусов, с важным видом об­суждающий над календарем свои мелкие дела, да еще и пус­кающийся при этом в «философию»: «Ешь три часа, а в три дни не сварится!» Попытки полковника Скалозуба острить также вызывают смех, и именно потому, что его остроты по- армейски тупы: «Мы с нею вместе не служили», «Пожар спо­собствовал ей много к украшенью». Комизм вызывается здесь тем, что с претензией па остроумие выступает пустой и огра­ниченный человек. В речи Скалозуба обнаруживаются и дру­гие черты комизма: так, он наивно проговаривается о своих жизненных идеалах, называя себя при этом «философом»; «Да, чтоб чины добыть, есть многие каналы. Об них как ис­тинный философ я сужу: / Мне только бы досталось в генера­лы». Неожиданно и потому комично признание Скалозуба в том, что он «довольно счастлив» в своих товарищах: читатель ждет объяснения, почему счастлив, и неожиданно получает: «То старших выключат иных, / Иные, смотришь, перебиты». Таким образом, то, что подразумевает Скалозуб под теми или иными понятиями, никак не соответствует сути этих понятий. Вообще, берясь говорить о предметах, в которых они ничего не понимают, персонажи «Горя от ума» то и дело попадают впросак, допускают нелепые и смешные оговорки. Так, Хле­стова, набрасываясь на просвещение, упоминает между про­чим «ланкарточные взаимные обучения» (правильно — ланка­стерские, по имени изобретателя системы). У картежницы Хлестовой слово, конечно, искажается, приобретая более близкий ей смысл. Интересно то, что комизм в этих случаях усиливается тем, что сами герои сохраняют абсолютную важ­ность и серьезность, не замечая, как смешны они со стороны.

Шедевром Грибоедова в этом смысле является Репетилов, с его восторженным рассказом о «секретнейшем союзе».

Начать уже с того, что комическое впечатление производит сам «сек­ретнейший союз», о котором сообщают первому встречному Но и вся речь Репетилова выглядит со стороны смешным са­моразоблачением — разоблачением пустоты, мелочности и ничтожества круга знакомых Репетилова, о которых он гово­рит, однако, как о гениях и выдающихся людях.

В целях усиления комического эффекта Грибоедов вводит в свою комедию смешных персонажей и ставит их в смешные си­туации. Например, Платон Михайлович Горич и его супруга — это почти водевильная пара.

Совет

Комичен сам Горич, попавший под каблук жены, но комизм еще более усиливается тем, что в ко­медии звучат две реплики, очень схожие между собой: «Мой муж — прелестный муж», — говорит Наталья Дмитриевна о Гориче, а немного спустя Молчалин: «Ваш шпиц — прелест­ный шпиц».

Высмеивание московского дворянского общества наиболее сильно в монологах и репликах Чацкого, остроумного человека, который легко замечает нелепости, несообразности в окру­жающих и талантливо их вышучивает.

Его характеристики ко­ротки и метки: «Ваш дядюшка отпрыгал ли свой век?» (здесь комизм вызывается словом «отпрыгал» в применении к пожи­лому и почтенному человеку), «сам толст, его артисты тощи», «Гильоме, француз, подбитый ветерком» и т.п.

Быт и нравы дворянской Москвы подвергаются суду с точки зрения просве­щения и здравого смысла, поэтому в них и обнаруживается столько нелепого, уродливого, смешного. Комедия Грибоедо­ва — один из первых образцов русской реалистической сатиры

Здесь искали:

  • Сочинение по произведению Горе от ума
  • сатира в изображении фамусовского общества

Источник: http://sochineniye.ru/sochinenie-po-proizvedeniyu-griboedova-na-temu-satira-v-proizvedenii-gore-ot-uma/

Сочинение по «Горе от ума» Грибоедова: темы, образы :

Если б Александр Сергеевич Грибоедов жил в настоящее время, то его назвали бы вундеркиндом.

В семь лет мальчика отдали в Московский университетский пансион, а уже в одиннадцать лет он стал студентом словесного отделения философского факультета Московского университета.

Но на этом Александр Сергеевич не успокоился, окончив учебу на философском факультете, он поступил на юридический факультет университета и получил диплом кандидата права.

Домашнее образование позволило мальчику выучить английский, французский, немецкий и итальянские языки, а в годы учебы он овладел арабским, персидским и турецким языками. Кроме того, он был музыкально одарен, играл на фортепьяно и флейте, сочинял музыку.

Служение Александра Грибоедова

Во время Отечественной войны с Наполеоном Грибоедов добровольно записался на фронт корнетом (младшим по званию офицером) в гусарский полк. А впоследствии ушел в отставку и поступил в Коллегию иностранных дел, где в это время служил и А. С. Пушкин.

Не удивительно, что его назначают служить на Кавказ и вести дипломатические отношения с Турцией и Персией.

В итоге он становится жертвой заговора персидских фанатиков. Его гибель — это в некотором смысле символ того, как ограниченность и тьма убивает все живое и талантливое.

Обратите внимание

Как культурный и одаренный человек, Александр Сергеевич Грибоедов смог бы для страны и будущего поколения оставить неизгладимое наследие, но не успел.

С нами остались лишь его два вальса и знаменитая комедийная пьеса в стихах «Горе от ума».

Сочинение по «Горе от ума» Грибоедова

Его бессмертную комедию «Горе от ума» проходят в старших классах средней школы. Содержание известно всем, но каждый раз прочитывая ее, можно открыть что-то новое для себя, особенно в образе Чацкого. Автор показывает, как нравы, умы, взгляды людей разных социальных слоев и поколений сталкиваются друг с другом.

Там Фамусов, представитель аристократического московского общества, живет по принципу: чем богаче, тем лучше.

Он ни во что не ставит моральные качества человека, своих слуг и крепостных он вообще не считает за людей, тем более равными себе. С сильными мира сего он лебезит и знает, как лестью к ним подобраться.

Для единственной дочери он желает такого же жениха, как и он сам, так как для него важны не только деньги, но и положение в обществе.

Фамусовское общество

В школе, задавая сочинение по «Горе от ума» Грибоедова, часто содержание пьесы делят на несколько тем. Есть такая тема, как «Фамусовское общество», название которой уже стало нарицательным.

И сейчас людей, объединенных подобными идеями, называют «фамусовским обществом». Жизненные установки этого общества лишены свободы, для них важно уничтожать вольнодумство, покорно подчиняться начальству и быть материально обеспеченными.

Лишь в деньгах они видят смысл жизни и уважают и ценят сильных мира сего.

В своей ограниченности они не видят ничего предосудительного, наоборот, в образовании они замечают лишь недостатки, отрицательные стороны и всерьез считают, что оно мешает человеческому обществу.

Читайте также:  Сочинение тема любви в рассказе гранатовый браслет куприна 10, 11 класс

Герой своего времени

Помимо «фамусовского общества» учителя дают задание написать сочинение по комедии «Горе от ума», где главный герой — Александр Андреевич Чацкий — противостоит этому социуму. Действительно, комедия начинается с приезда к Фамусовым их друга Александра Чацкого.

Это блистательный человек с огромными знаниями и широкими взглядами. Молодой человек (он отсутствовал три года) приходит в этот дом лишь с одной целью — увидеть Софью — дочь Фамусова, в которую он был влюблен до отъезда, и которую любит до сих пор. Однако Софья встречает его несколько холодно.

Сначала Чацкий не понимает в чем дело, но узнав истинную причину, остается в недоумении.

Софья Фамусова в комедии Грибоедова

Сочинение на тему «Софья. Горе от ума» любят писать девочки.

Но не все из них до конца понимают, как образованная, остроумная Софья Фамусова (не зря же в нее влюбился главный герой) предпочла недалекого Молчалина Чацкому.

Софья в комедии – это один из самых сложных персонажей. С одной стороны, она ближе всех по духу к Чацкому, с другой — она является причиной его бегства из «фамусовского общества».

Софья образована, умна, любит проводить время за чтением книг (особенно французских), не боится высказать свое мнение. Этим качеством она похожа на Чацкого, но, как говорится, любовь зла…

Сочинение «Горе от ума. Образы главных героев комедии»

Софья влюбляется в тихого Молчалина, думая, что он умен и скромен, похож на героев романов, но по неопытности принимает его двуличие за чистую монету, за настоящие чувства. Ведь Молчалину выгодно жениться на ней, у него все продумано и расписано. Девизом Молчалина является «умеренность и аккуратность».

То, что Софья предпочла Молчалина Чацкому, становится понятно потом, после внимательного прочтения бессмертной комедии. Софья выросла в обществе, которое не могло не оставить на ней отпечатка.

В ее кругу доминировал матриархат, женщины были главой семьи, поэтому на бессознательном уровне она остановила свой выбор на том, кем могла бы помыкать (тем более что он беден).

Важно

Сочинение по «Горе от ума» с позиции Софьи писать наиболее трудно, так как ее образ наиболее трагичен в пьесе. Довольно долго молодой девушке приходится защищать свою любовь, свои чувства от нападок Чацкого, который острит по поводу Молчалина.

Именно она распространяет слух о сумасшествии Чацкого и горько потом раскаивается в содеянном. Лишь случай помогает ей разоблачить Молчалина, увидеть его низкую натуру.

Однако и с Чацким она была бы несчастна, ее сильному характеру нужен муж, который стал бы ей во всем угождать и слушаться.

Сочинение на тему «Горе от ума. Чацкий» — это любимая тема школьников. Если и равняться на кого-то в комедии, то только на этого умного, образованного и остроумного человека. Вначале Грибоедов хотел дать своему герою фамилию Чадский от слова «чад», показывая, что он находится в чаду собственных идеалов и потрясений.

Характер Чацкого

Если присмотреться к характеру героя, то можно обнаружить у него такие качества, как вспыльчивость и даже некоторая бестактность (на это указывает ему Софья Фамусова).

Горячность молодого человека можно отнести к юности и неопытности, к тому же он влюблен, и, как затем понимает, влюблен безнадежно.

Обдумывая, как написать сочинение по «Горе от ума» (комедии Грибоедова), некоторые школьники резкий тон Чацкого оправдывают тем, что он видит безнравственность общества, в котором ему приходится жить.

Его вовсе не смешит и не восхищает дядюшка Фамусова, падавший нарочно на приеме у императрицы. Наоборот, это вызывает в нем отвращение, высказывание «служить бы рад — прислуживаться тошно» становится его кредо. Среди дворян он не видит тех, с кого можно было бы брать пример, замечает, что московские дворяне посещают балы лишь с одной целью: завести полезные знакомства.

Темы школьных сочинений

Писать сочинение по комедии «Горе от ума» приходится всем старшеклассникам, зачастую отрывки из комедии включают в экзаменационные билеты или же детям предлагаю описать образ того или иного героя произведения Грибоедова. Поэтому важно разбираться в пьесе, знать наизусть отрывки из монологов Чацкого и Фамусова.

Современным школьникам неспроста предлагают тщательно изучить пьесу «Горе от ума». Темы сочинений этой бессмертной комедии на экзаменах включают в себя приблизительно следующее содержание:

  • «Век нынешний и век минувший».
  • «Чацкий и фамусовское общество — конфликт поколений».
  • «Фамусовская Москва».
  • «Автор и его герой».
  • «Герой и эпоха».
  • «Чацкий и Софья».
  • «Смысл названия комедии».
  • «Художественное новаторство А. С. Грибоедова».

Само название комедии «Горе от ума» пророческое. Для многих людей ум — это синоним счастья, но не все носители разума становились счастливыми, скорее, наоборот. Им пришлось столкнуться с невежеством и ограниченностью, а самих передовых из них зачастую объявляли сумасшедшими.

Источник: https://www.syl.ru/article/300718/sochinenie-po-gore-ot-uma-griboedova-temyi-obrazyi

Образы комедии «Горе от ума». Сочинение по произведению Грибоедова А.С

Грибоедовская комедия «Горе от ума» — произведение поистине гениальное. Иначе не стала бы она столь знаменитой, не оставалась бы актуальной уже почти два столетия, не были бы десятки ее реплик крылатыми выражениями…

А, как и в любом тщательно проработанном художественном произведении, в этой комедии нет ни одного «лишнего» героя — каждый образ здесь необходим. Но все же можно выделить ряд наиболее ярких персонажей. Это, безусловно, Чацкий, а также — Софья. Молчалин, Лиза, Фамусов и Скалозуб. Чацкий наиболее обаятелен.

Он явно симпатичен автору, и Грибоедов наделяет любимого героя острым и злым языком, умением верно все подмечать, точно формировать свои мысли. Вот только помогает ли это Чацкому?..

Совет

Всегда удивляло то, что с его светлым умом, с его необычайным интеллектом он пытается донести свои прогрессивные взгляды и идеи до тех, кто не то что не хочет, а просто-напросто неспособен его понять?! Неужели он не видит, что эти люди, которые:

что эти люди понять его не могут?! Да, Чацкий умен, но направить свой ум в верное русло он пока не в состоянии. Но в финале комедии, когда его объявляют сумасшедшим, Чацкий наконец-то осознает, сколько сил он растратил зря.

Теперь его основное стремление — удалиться от непонимающего общества. Молчалин не таков. Он, напротив, ищет случая как можно прочнее закрепиться в обществе, готов ради этого унижаться и подхалимствовать.

Обладая всего двумя достоинствами — умеренностью и аккуратностью, он признает:

И готов на все ради покровительства какой-нибудь Татьяны Юрьевны. Он хочет угождать всем, даже «собачке дворника, чтоб ласкова была». И Грибоедов явно противопоставляет Чацкого Молчалину.

Два жалких образа — Лиза и Софья. Нас удивляет, как могла Софья — девушка умная и прямая — полюбить такого человека, как Молчалин. Неужели она не поняла, что это за ничтожество?! Но тут же становится ясно, что она и не могла понять — ведь Молчалин насквозь лжив. Он притворяется тем, кем его хотят видеть.

Если Чацкий со всеми одинаков, то Молчалин всегда разный — в зависимости от того, чего он хочет добиться. Поэтому-то и полюбила его Софья, что увидела в нем другого человека… Лиза — классический образ резвой и милой служанки, более умной и сметливой, чем ее госпожа. Эго девушка из народа, и ей свойственен живой юмор и тонкий ум.

Лиза в своих едких репликах, пожалуй, куда язвительнее Чацкого. И она. как и Чацкий, явно дорога автору.

В образе Скалозуба Грибоедов выводит на сцену скудоумного военного. Солдафонство — вот основная черта его характера, достоинства его заключаются всего лишь в том, что он «и золотой мешок, и метит в генералы». Скалозуб не привык мыслить — ему приказывают, и он выполняет. Именно о таких Чацкий сказал:

Такому, как Скалозуб, можно только прислуживаться.

Фамусов — олицетворение старых порядков, старого общества. Его идеалы — Максим Петрович, Марья Алексеевна. Кузьма Петрович… Как и Молчатин, он готов добиваться своей цели — материального благополучия — абсолютно любыми методами… Они странно похожи друг на друга, и это не удивительно: из пробившихся молчалиных получаются Фамусовы.

Грибоедов в каждом образе показал целый тип людей, целый пласт общества. Его комедия современна и в наши дни, и будет она актуальна до тех пор, пока будут жить и здравствовать Скалозубы, Молчалины и Фамусовы.

Источник: http://litera.su/learner/all-works/griboyedov-a-s/the-images-woe-from-wit-comedy

Александр Грибоедов — Сочинения

Здесь можно скачать бесплатно «Александр Грибоедов — Сочинения» в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Русская классическая проза, издательство Художественная литература, год 1988.

Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.

На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте

Описание и краткое содержание «Сочинения» читать бесплатно онлайн.

Настоящее издание включает в себя все художественные (дошедшие до нас) произведения Грибоедова (в том числе наброски и планы их), его публицистику, путевые дневники и все его письма, известные к настоящему времени; в особый раздел вошли произведения, грибоедовское авторство которых весьма вероятно. Таким образом, за пределами издания остались только маргиналии и заметки Грибоедова по поводу прочитанных книг и его деловые бумаги и записки.http://ruslit.traumlibrary.net

Александр Сергеевич Грибоедов

Сочинения

С. Фомичев. Литературная судьба Грибоедова

Великим средь Австралии зыбей

Иль в Севера снегах – везде одно ли

Присуждено? – Искать желанной доли

Путей вражды, препятствий и скорбей!

А. С. Грибоедов. Юность вещего1

В памяти последующих поколений Грибоедов остался автором одного произведения. Столь необычная, редкая, хотя повторяющаяся время от времени писательская судьба всегда связана с выдающимся, из ряда вон выходящим, дотоле невиданным успехом «единственного» произведения.

Комедию «Горе от ума» воскресили к жизни нетерпеливые читатели. Не дождавшись ее публикации, подобно трудолюбивым древнерусским книжникам, они вновь и вновь переписывали для себя и своих друзей строки-откровения в заветные тетради.

Обратите внимание

Надо ли говорить о том, что текст рукописный, в котором каждая буква – твоя, читается иначе, нежели размноженный «типографским снарядом».

Да и позже такая тетрадь читается особо – пусть это не автограф, но автор – вот он, где-то рядом… Не с его ли рукописи был переписан некогда этот текст?

Нам, то ли избалованным, то ли раздраженным «книжным бумом», кажутся ничтожными обычные тиражи книг в эпоху, которая уже в ту пору была названа пушкинской. Необходимо немалое волевое усилие, чтобы представить, поверить, что новые произведения самого Пушкина расходились подчас лишь в сотнях экземпляров. А «Горе от ума» переписывалось тысячи и тысячи раз.

И этот процесс неустанного чтения-сотворчества не был остановлен появлением – после гибели писателя – первых изданий комедии. Читатель желал иметь текст, не искалеченный цензурными купюрами.

Замечателен в этом отношении один из списков «Горя от ума», хранящийся ныне в Пушкинском Доме, выполненный в малом формате и со следующей резолюцией на обороте титульного листа: «Печатать позволяется с тем, чтобы по отпечатании представлено было в Цензурный комитет узаконенное число экземпляров. С.-Петербург, 14 декабря 1838 года. Цензор А. Фрейганг».

Однако здесь же помечено: «помощник его А. Грибоедов», и действительно, скопированное из второго издания комедии цензурное разрешение помещено с явной издевкой: текст в списке лишен цензурных изъятий. Выводя своей рукой день цензурного разрешения, почувствовал ли неведомый нам книжник «странное сближение дат»? Ровно 13 лет назад (чертова дюжина!) произошло восстание декабристов.

Читайте также:  Сочинение семейный и социальный конфликт в драме гроза островского

Наиболее проницательные читатели это сближение наверняка оценили. А. И. Герцену к этому времени было 26 лет, позже он скажет о Грибоедове и его пьесе: «У автора есть задняя мысль, и герой комедии представляет лишь воплощение этой задней мысли.

Образ Чацкого, меланхолический, ушедший в свою иронию, трепещущий от негодования и полный мечтательных идеалов, появляется в последний момент царствования Александра I, накануне восстания на Исаакиевской площади; это – декабрист, это – человек, который завершает эпоху Петра I и силится разглядеть, по крайней мере на горизонте, обетованную землю… которую он не увидит»[1].

Важно

Это личное, особо доверительное отношение к комедии нескольких поколений не иссякло и после прекращения массовой рукописной традиции «Горя от ума», вышедшего в свет в полном виде через год после реформы об отмене крепостного права. Произведение Грибоедова было не только литературным, но и сценическим; оно стало самым репертуарным спектаклем русского театра.

И не смолкавшие на протяжении всей второй половины XIX века споры о том, в каких костюмах надлежит играть грибоедовских героев – современных или исторически достоверных, – только на первый взгляд могут показаться курьезами старой критики.

За этим спором чувствуется та же пристрастность русской публики в восприятии «Горя от ума» – заветную пьесу никак не хотели отдавать прошедшей эпохе, спор Чацкого с фамусовщиной осознавался живым и неисчерпанным. Недаром в своем великолепном критическом этюде «Мильон терзаний» (1872) И. А.

Гончаров предостерегал: «Некоторые критики возлагают на обязанность артистов исполнять и историческую верность лиц, с колоритом времени во всех деталях, даже до костюмов… Но при исполнении «Горя от ума» дело не в костюмах.

Мы повторяем, что в игре вообще нельзя претендовать на историческую верность, так как живой след почти пропал, а историческая даль еще близка. Поэтому необходимо артисту прибегать к творчеству, к созданию идеалов, по степени своего понимания эпохи и произведения Грибоедова. Это первое, то есть главное сценическое условие»[4].

Было бы странным, если бы такая пьеса, как «Горе от ума», встречалась только с восторгом. Нет, реальные Фамусовы и Молчалины были возмущены. Чего, например, стоит отзыв о «Горе от ума» Д. П.

Рунича, члена пресловутого Ученого комитета, затронутого в комедии: «Это не комедия, ибо в ней нет ни плана, ни завязки, ни развязки… Это просто поговорка в действии, в которой воскрешен Фигаро, но, как копия, далек от оригинала… В самой пьесе нет другой цели, чтобы сделать презрительным не порок, а возбудить презрение к одному только классу общества… Ему хотелось высказать свои философско-политические понятия, а о прочем он не думал»[5]. С другой стороны, слишком личное, массовое, бытовое, не лишенное веянья моды восприятие комедии подчас снижало ее политическую остроту. Это особенно заметно в многочисленных стилизаторских перелицовках «Горя от ума». В подвалах русской литературы накопилось огромное количество «переделок» грибоедовской пьесы – прежде всего комедий и комедийных сцен в вольных стихах, стилизованных под грибоедовские. Герой их, обычно неслужащий дворянин, изливался в пылких филиппиках, но был начисто лишен политического свободомыслия и исповедовал либо тощие моральные прописи, либо прямо обскурантистские взгляды. «Грибоедовские котурны» лишь обнаруживали мелочность этих «пророков», выступающих – в противовес авторским замыслам – в окарикатуренном виде. Литература в данном случае своеобразно сближалась с жизнью, наглядно демонстрируя либеральное опошление идей дворянской революционности. Однако на протяжении XIX века сатирическое содержание «Горя от ума» не теряло своей злободневности. Его не только переписывали, не только постоянно цитировали, но образным его масштабом мерили иные исторические времена. Герои Грибоедова впоследствии свободно перешагивали порог фамусовского особняка и продолжали жить по новым законам, старея с годами (как стареют живые люди) и возрождаясь в новых поколениях, в потомках Фамусовых, Скалозубов, Молчалина, Репетилова. Были сатиры Курочкина, в которых поэт на лбах пореформенных «деятелей» обнаруживал клеймо грибоедовских героев. Были «Господа Молчалины» Салтыкова-Щедрина, полемически воссоздававшего возможную эволюцию этих типов в условиях иной исторической эпохи. В начале XX века особо близкой русским поэтам оказалась лирика-трагическая тема «Горя от ума». Блок почувствовал в нем скрытый драматизм судьбы, необратимость рокового исхода – и вместе с тем гениальные прозрения, постоянную неуспокоенность и искания новых путей в искусстве[6].

Таково первое из известных нам произведений Грибоедова, которое требует пристального анализа, позволяющего понять реальную и литературно-пародийную направленность пьесы. Нельзя не отметить в этой связи, что с подобных пародий, перелицовывающих высокие сюжеты, начинали и другие русские поэты его поколения. Десятилетний А.

Совет

Пушкин тогда же, пародируя «Генриаду» Вольтера, «написал целую героикомическую поэму, песнях в шести, под названием «Toliade», в которой героем был карла царя-тунеядца Дагоберта, а содержанием – война между карлами и карлицами»[9].

Что порождало подобные опыты? Вероятно, прежде всего отталкивание от классицистических высоких образцов, пока еще интуитивное, но в высшей степени перспективное и упрочившееся в дальнейшей литературной практике.

Существенно и то, что юность поэтов грибоедовского поколения совпадала с периодом наполеоновских войн, которые в 1807 году вылились в позорный для России Тильзитский мир, породивший широкое общественное недовольство. Не так ли возникла возможность трактовки военной темы как пародийной? Поставленная на сцене в начале 1807 года трагедия В. А.

Озерова «Димитрий Донской» была восторженно принята зрителями, воспринимавшими патриотические тирады героев как живой отклик на события войны с французами. Но наступило тильзитское отрезвление, и вместе с ним возрастало критическое отношение к озеровской пьесе. В лекциях университетского профессора А. Ф.

Мерзлякова подвергались критике исторические несообразности пьесы, сентиментально-элегические мотивы, столь противоречащие высокой героике сюжета, сами стихи, которые прямо объявлялись «дрянными» (не отсюда ли заглавие грибоедовской комедии?). Недаром почти одновременно с Грибоедовым пародию на трагедию Озерова написал другой университетский воспитанник, П. Н. Семенов, под названием

Источник: https://www.libfox.ru/536918-aleksandr-griboedov-sochineniya.html

Сочинение на тему «горе от ума» (По произведению А.Грибоедова «Горе от ума»)

Сочинение на тему «горе от ума» (По произведению А.Грибоедова «Горе от ума»)

«Горе от ума» – известная комедия Александра Грибоедова, знакомая практически каждому читателю.

Несмотря на то, что произведение было впервые напечатано на русском языке в 1833 году, представления о человеческих и социальных ценностях, описанные в пьесе, актуальны и сегодня.

Грибоедов в произведении затрагивает актуальные вопросы своего времени, касающиеся устройства общества, морали, взаимоотношений между людьми.

Современному читателю сложно воспринимать «Горе от ума» как комедию. Объяснением может служить совершенно не комическое амплуа Чацкого – главного героя произведения. Его далеко не комедийные монологи противостоят устоям фамусовского общества, отражающего сущность эпохи.

Александр Чацкий яркий собирательный образ своего времени. Он прекрасно образован, имеет свободные широкие взгляды и собственное мнение. После трехлетнего отсутствия Чацкий приходит в дом Фамусова, чтобы увидеть, наконец, Софью, которую полюбил еще до отъезда и любит по сей день. Но почему Софья так холодна? Александру очень хочется найти причину.

Но все не так просто: приходится противостоять фамусовскому обществу. Обличая век покорности и страха, Александр Андреевич произносит свои страстные монологи. Известный монолог» «А судьи кто» появился, когда Фамусов поставил в пример достойного молодого человека Молчалина.

Обратите внимание

Обличение лицемерия, морального рабства, нравственных образцов того времени звучит из уст главного героя.

Чацкий рассуждает обо всех сферах жизни страны от государственной службы и крепостного права до просвещения и патриотизма. Всюду он усматривает влияние минувшего века.

При этом очень страдает нравственно, испытывая и горе от ума, и горе от любви. Потому что причина холодности Софьи наконец-то проясняется: она влюблена в ничтожного, по мнению Чацкого, Молчалина.

Его оскорбленное самолюбие выразилось в желчном восклицании: «Молчалины господствуют на свете!».

В конце концов, непонятый Александр Андреевич становится чужаком и на балу, и в обществе, которое с радостью подхватывает слух, распускаемый Софьей о сумасшествии бывшего возлюбленного. Свободомыслие Чацкого стало главным камнем преткновения. Очень болезненным было разочарование в Софье, когда открылось ее истинное лицо.

Можно долго спорить о правоте и неправоте Александра Андреевича Чацкого, но если бы в любые исторические времена больше было молодых людей, умеющих отстаивать свою точку зрения, болея за Отечество и принося ему пользу, общество было бы намного здоровее.

Источник: https://formaslov.ru/portal/sochinenie-na-temu-gore-ot-uma-po-proizvedeniyu-a-griboedova-gore-ot-uma/

Материал для подготовки к ЕГЭ (ГИА) по литературе (9 класс) на тему: Темы сочинений по произведению А.С.Грибоедова «Горе от ума»

Почему Чацкому так трудно поверить в то, что Софья выбрала Молчалина? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».)

Против чего и во имя чего борется Чацкий? (По комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума».)

В чём Чацкий принципиально противоположен Молчалину? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».)

Важно

Почему А.С. Грибоедов изменил первоначальное название своей комедии «Горе уму» на «Горе от ума»?

Почему именно Молчалин становится избранником Софии? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».)

Особенности языка комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».

Почему финал комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» принято считать открытым?

Значение женских образов в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».

На каких принципах строятся взаимоотношения людей в «фамусовском обществе»? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».)

Каковы причины столкновения Фамусова и Чацкого? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».)

В чём заключается сложность и противоречивость характера Софьи? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».)

Тема ума и безумия в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».

Какое содержание вкладывают в понятие «ум» герои комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»?

Что объединяет представителей фамусовского общества? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».)

В чём суть противопоставления Чацкого и Репетилова? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».)

С чем борется Чацкий? (По комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума».)

Совет

Сопоставительная характеристика Чацкого и Молчалина? (По комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума».)

Смысл названия комедии А.С.Грибоедова “Горе от ума”.

Художественные особенности комедии А.С.Грибоедова “Горе от ума”.

Образ Софьи в комедии А.С.Грибоедова “Горе от ума”.

Характеристика “фамусовского общества” в комедии А.С.Грибоедова “Горе от ума”.

Фамусов и Чацкий в комедии А.С.Грибоедова “Горе от ума”.

В чем заключается конфликт между представителями “века нынешнего” и “века минувшего”? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».)

Один в поле воин? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».)

Сравнительная характеристика “века нынешнего” и “века минувшего”? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».)

За что Чацкому достается “мильон терзаний”? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».)

Молчалин и Софья – представители одного века? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».)

В чем заключается бессмертие комедии А.С.Грибоедова “Горе от ума?

Читайте также:  Сочинение какова роль матери в жизни ребенка? итоговое

Образ Фамусова в комедии А.С.Грибоедова “Горе от ума”.

Образ Молчалина в комедии А.С.Грибоедова “Горе от ума”.

Почему, по Вашему мнению, “Молчалины блаженствуют на свете”? ”? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».)

Личность А.С.Грибоедова в бессмертной комедии “Горе от ума”.

Чацкий и Софья: возможен ли их союз? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».)

Почему Софья выбрала Молчалина? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».)

Идеи в комедии А.С.Грибоедова “Горе от ума”.

Источник: https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2017/03/27/temy-sochineniy-po-proizvedeniyu-a-s-griboedova-gore-ot-uma

Грибоедов А. С. школьное сочинение по произведению на тему, Горе от ума, Система персонажей в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»

Грибоедов А. С.

Сочинение по произведению на тему: Система персонажей в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»

Комедия “Горе от ума” — величайшее произведение русской литературы. В ней поставлены чрезвычайно важные вопросы эпохи, наступившей после войны 1812 года, — времени зарождения и развертывания декабристского движения в стране.

Специфика конфликта, жанровое своеобразие, особенности языка и стиля комедии использованы автором для достижения главной целя — показа борьбы двух эпох русской жизни — “века нынешнего” и “века минувшего”. Грибоедов — новатор своего времени. Отступая от канонов классицизма, он превышает допустимое количество действующих лиц.

Кроме того, в комедию вводится большое количество внесценических персонажей, число которых превышает сценические, что также является новаторством для классицистического произведения. Все образы в комедии мы можем разделить на три группы: главные герои — они участвуют в личном конфликте (Софья, Молчалив, Чацкий, Фамусов и Лиза), второстепенные и Внесценические.

Обратите внимание

Ко второй группе относятся гости фамусовского танцевального вечера. К третьей относятся все Внесценические персонажи, о которых мы узнаем из диалогов действующих лиц на сцене. Такая система персонажей неслучайна.

Главные герои представлены нам крупным планом, второстепенные дополняют их, помогая наиболее глубокому раскрытию образов, ну а Внесценические персонажи расширяют пространственные и временные рамки пьесы. “Горе от ума” — комедия реалистическая, соответственно все действующие лица — это воплощение типичных черт типичных характеров в типичных обстоятельствах.

Таких героев можно разделить на два больших лагеря — представители “века минувшего” и представители “века нынешнего”. Первым и наиболее ярким представителем “века минувшего” является Фамусов. Барин-крепостник, “как все московские”, мечтающий заполучить для своей дочери зятя “с звездами да с чинами”.

Служба для Фамусова, как и для всех представителей дворянской Москвы, — лишь средство продвижения по служебной лестнице. Он придерживается обычая — “подписано, так с плеч долой”. Фамусов не желает принимать ничего нового. Старые обычаи и порядки устраивают все патриархальное общество, а любые изменения могут привести к утрате их социального и материального благополучия.

Поэтому неудивительно, что Павел Афанасьевич — ярый противник всяких учений, профессоров Педагогического института, которые “упражняются в расколах и безверьи”. “Забрать все книги бы да сжечь”, — заявляет он.

Как и вся грибоедовская Москва, Фамусов ведет праздный образ жизни, “разливается в пирах и мотовстве”: “во вторник зван я на форели”, “в четверг я зван на погребенье”, а в пятницу или субботу должен “у докторши крестить”, которая “по его расчету” “должна родить” — вот как проходит неделя у Павла Афанасьевича.

С одной стороны, Фамусов, как и все герои, типичен, но, с другой стороны, он индивидуален. Здесь у Грибоедова уже нет строгого деления на положительных и отрицательных героев, как было в период классицизма. Фамусов не только барин-крепостник, угнетающий своих крестьян, но и любящий отец, хозяин дома, заигрывающий со своей служанкой. Его дочь Софья выделяется среди прочих лиц.

Увлеченная чтением французских романов, она представляет себя их героиней. Оттого в ее речи много психологических мотивов (“себя я, стен стыжусь”, “упреков, жалоб, слез моих не смейте ожидать, не стоите вы их”). Обладая властным характером и практическим умом, Софья в будущем будет такой же, как Наталья Дмитриевна, помыкающая своим “мужем-мальчиком, мужем-слугой”.

Важно

В речи девушки нет галлицизмов. Она воспитывалась вместе с Чацким. Софья смело высказывает свое мнение: “Кого хочу — того люблю”, — и при •этом не заботится, что “станет говорить княгиня Марья Алексевна”. Потому-то она и отдает свое предпочтение Молчалину.

Софья понимает, что он станет “идеалом московских всех мужей”, будет по гроб жизни благодарен за то, что она подняла его до своего уровня, ввела в общество. Молчалив —.яркий представитель фамусовского общества. Служит в доме Фамусова три года, “числясь по архивам”, уже “три награжденья получил”.

В себе он ценит два качества, “два таланта” — “умеренность и аккуратность”, уверен, что “в его лета не должно сметь свое суждение иметь”, что “надобно ж зависеть от других”. Цель его жизни — оказаться в нужное время в нужном месте, а главное — следовать заветам отца: “угождать всем людям без изъятья”. Он немногословен, использует в своей речи жеманные словечки, что не только соответствует его образу жизни, но и его фамилии — “Молчалин”. Каждое слово и шаг у него продуманы. Он умело притворяется любовником дочери своего хозяина, хотя сам питает симпатии к служанке Лизе (“Ее по должности, тебя.”). Главным героем комедии, представляющим “век нынешний”, является Александр Андреевич Чацкий, образованный, умный. Ясный и острый ум доказывают, что он не просто умный человек, но и “вольнодумец” . Он — герой-любовник и главный резонер одновременно. И если в любви Чацкий терпит полную неудачу, то свою общественно-обличительную миссию он выполняет. Являясь главным выразителем декабристских идей в комедии, герой в своих гневных речах разоблачает невежество, коварство, жесткость и крепостническую основу фамусовского общества.

Немаловажную роль играет Лиза, служанка Софьи, умная, живая, бойкая девушка. С одной стороны, она субретка (традиционное амплуа классицизма), помогает своей хозяйке устраивать любовные свидания. Кроме того, Лиз'а — второй резонер на сцене.

Она дает меткие характеристики героям: “Кто так чувствителен, и весел, и остер, как Александр Андреич Чацкий”, “Как все московские, ваш батюшка таков: желал бы зятя он с звездами да с чинами”, “И Скалозуб, как свой хохол закрутит, расскажет, обморок, прибавит сто прикрас”.

Второстепенные персонажи представлены в третьем действии комедии на танцевальном вечере у Фамусова. Они дополняют картину московского барства. Ярким примером военщины и аракчеевщины является полковник Скалозуб, в образе которого обличены военный карьеризм и увлечение муштрой. Ограниченный и грубый, он пользуется уважением в обществе, ведь он “и золотой мешок, и метит в генералы”.

Речь его, как и всех героев, автори-зирована. Скалозуб говорит односложными и несвязными предложениями, часто строит неправильно фразы: “Мне совестно, как честный офицер!” А Софья говорит, что “он слова умного не выговорил сроду”. Далее перед нами предстает целая галерея представителей московского барства.

Это и Горичи, являющие собой типичную дворянскую семью, где “муж — мальчик, муж — слуга”, и властная самовлюбленная жена, играющая роль опекуна: “Да отойди подальше от дверей, сквозной там ветер дует сзади”.

Совет

Еще в недавнем прошлом Платон Михайлович “носился на борзом жеребце”, а сейчас страдает “рюматизмом и головными болями”, “шум лагерный, товарищи и братья” сменены на иное занятие: “На флейте я твержу дуэт А-мольный”. Это и князь Тугоуховский с женой и шестью дочерьми-бесприданницами, который разъезжает по балам в поисках женихов.

Это и графини Хрюмины: графиня-внучка — старая дева, вечно всем недовольная, и ее бабушка, которая уже ничего не видит и не слышит, но упорно посещает развлекательные вечера. Это и “мошенник, плут” Загорецкий, нашедший “защиту от суда” в лучших домах Москвы. Это и господа N. и О.

, которые нужны только для распространения сплетни о сумасшествии Чацкого, и Репетилов — жалкая пародия на представителей тайного общества. Все они воплощают в себе такое понятие, как “фамусовская Москва”. Наконец, в комедии присутствует большое количество внесценических персонажей, число которых превышает число сценических, что является нарушением канонов классицизма.

Роль этих персонажей велика: они расширяют как временные, так и пространственные рамки комедии. Именно благодаря им Грибоедову удается охватить период времени от императрицы Екатерины II до начала правления Николая I. Без внесценических персонажей картина не была бы такой полной. Как и все сценические, их можно разделить на два противостоящих лагеря — на “век минувший” и “век нынешний”.

Из диалогов, реплик мы узнаем о “Несторе негодяев знатных”, который выменял своих преданных слуг “на борзые три собаки”, о помещике-балетомане, “не согласившем должников к отсрочке”, в результате чего “Зефиры и Амуры все распроданы поодиночке”, о сестре Хлестовой Прасковье, для которой Загорецкий “двоих арапченков на ярмарке достал ”, и о многих других.

Также мы узнаем и об их отношении к службе, их раболепии и чинопочитании.

Это и Максим Петрович, который при надобности “сгибался вперегиб”, и Кузьма Петрович, который “был почтенный камергер, с ключом, и сыну ключ умел доставить; богат и на богатой был женат”, и Фома Фомич, который “при трех министрах был начальник отделенья”, и отец Молчали-на, завещавший сыну “угождать всем людям без изьятья”, и другие. Любимым занятием московских дам являются сплетни.

Так, Татьяна Юрьевна, которая “из Петербурга возвратясь”, рассказывала про “связь с министрами” Чацкого. Множество иностранцев, которые ехали в Россию “со страхом и слезами”, но из-за невежества московского общества нашли, что “ласкам нет конца”.

Это и мадам Розье, и французик из Бордо, и танцмейстер Гильоме, которые благодаря своему иностранному происхождению пользовались большим уважением. Также к “веку минувшему” относятся и представители тайного общества, о котором говорит Репетилов. Все это только жалкая пародия на декабристские собрания.

Англоман князь Григорий, любитель итальянской оперы Воркулов Евдоким, “чудесные ребята” Левой и Боринька, гений-сочинитель Удушьев Ипполит Маркелыч, и их председатель “ночной разбойник, дуэлист” — вот те, кто претендует на роль передовых людей своего времени. Но есть и представители “века нынешнего”. Это и профессора Педагогического института, которые “упражняются в расколах и безверьи”, и двоюродный брат Скалозуба, который “службу вдруг оставил, в деревне книги стал читать”, и племянник княгини Тугоуховской Федор, который занимается химией и ботаникой, и вся передовая молодежь, от имени которой выступает Чацкий в своем монологе “А судьи кто?” И хотя в пьесе много действующих лиц, но в ней нет ничего лишнего: ни одного лишнего героя, сцены, зря сказанного слова, ни одного ненужного штриха. Главные действующие лица в комедии даны крупным планом, второстепенные дополняют картину, а внесценические персонажи расширяют ее временные и пространственные границы. Такая система образов направлена на раскрытие основного конфликта пьесы.

griboedov/goreotuma194

Обратите внимание

История народа и законы развития языка. Вопросы метода в языкознании. Как написать школьное сочинение. Книжные предисловия — сборник сочинений и эссе по литературе

Источник: http://www.testsoch.info/griboedov-a-s-shkolnoe-sochinenie-po-proizvedeniyu-na-temu-gore-ot-uma-sistema-personazhej-v-komedii-a-s-griboedova-gore-ot-uma/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector