Суть, смысл и идея рассказа старуха изергиль горького

Тема и идея произведения «Старуха Изергиль»

Великий русский писатель Максим Горький много путешествовал по родной земле. Он встречался с разными людьми, изучал их жизнь, вникал в проблемы.

Встреченные писателем люди делились с ним своими горестями и радостями, рассказывали истории, случившиеся в их жизни, легенды и сказки. Внимательный слушатель, писатель брал их рассказы в основу сюжетов своих произведений.

Таким образом был создан и рассказ «Старуха Изергиль», краткий анализ произведения которого приводится ниже.

Краткий анализ

Год написания — 1894 г.

История создания — Мысль о создании рассказа посетила писателя в результате путешествий по землям Бессарабии еще в 1891 году. Писатель долго вынашивал идею произведения, которая вылилась в «Старуху Изергиль».

Тема — Тема любви, свободы, времени и личностных отношений с обществом.

Композиция — Интересно построение композиции в этом повествовании. По сути, это рассказ в рассказе. Старуха рассказывает путнику три истории. Первая история является противопоставлением третьей, а вторая часть — история жизни самой Изергиль.

Жанр — Эпический рассказ.

Направление — Интересно и направление этого произведения, если две крайние части принадлежат к романтизму, с элементами мифологии и фантастики, то вторая часть — ярко выраженный реализм.

История создания

Долгое время Алексей Пешков проводил в путешествиях по родной земле. Каждое из таких хождений было плодотворным для творчества русского писателя. Встречи с разными людьми давали пищу для размышлений, писатель черпал вдохновение в этих простых людях, которые делились с ним своими историями.

Возможно, вам также будет интересна статья:  Анализ произведения «Антоновские яблоки»

Историей создания «Старухи Изергиль» также явилось хождение писателя по Бессарабии. Замысел «Старухи Изергиль» пришел в голову писателя еще весной 1891 года.

Обратите внимание

Горький в это время работал над романтическим циклом произведений, где между собой ведут борьбу низость и возвышенность.

Плодом его четырехлетних размышлений явилась «Старуха Изергиль», проблематика которого состоит в нравственных отношениях, год написания всего рассказа — 1894, в 1985 году рассказ был опубликован.

Самому писателю нравился процесс работы над «Старухой Изергиль», нравился результат получившегося произведения. В письме Чехову, автор признавался, что этим произведением он сумел выразить свои собственные взгляды на роль человека в обществе, что явилось основной мыслью рассказа.

Тема

В произведении М. Горького охвачена большая и разносторонняя тематика вопросов, волновавших автора.

Во — первых, это тема свободы. В каждом из трех рассказов есть главный герой: Ларра, Данко, Изергиль. Все эти герои по — своему вступают в конфликт с обществом, оставаясь независимыми и свободными от стадного понятия.

Данко — положительный герой, который мечтает привести племя к свободе и свету, не обращая внимание на его ропот. Старуха Изергиль так же свободна от предрассудков, навязываемых обществом. Она свободна и независима до такой степени, что на закате жизни сожалеет об этом. Ларра — считается отрицательным героем.

Это чрезмерно гордый и самоуверенный человек, своей свободой и независимостью поправший свободу других людей, и остался один, свободный и независимый, но несчастный.Каждого из героев произведения касается и тема любви.

Данко всем сердцем любил народ, ради этой любви он был готов пожертвовать собой, что и он сделал. Ларра тоже любил, но только себя. Это самовлюбленный человек, которому любовь не дала счастья.

Старуха Изергиль не всегда была старухой, когда — то и она была молодой. Она любила много и многих, но больше всего любила себя. В конце концов, она просто растеряла свою любовь по мелочам, и тоже не получила ничего взамен.

Возможно, вам также будет интересна статья:  Куприн «Олеся » (краткое содержание для читательского дневника)

Важно

Тема отношений человека с обществом. Невозможно человеку находится вне социума. Все три героя играют разные роли в обществе. Данко — лидер, и общество идет за ним. Он все делает для общества. Ларра отвергает общество, он ставит себя выше его, и превращается в изгоя. Изергиль растеряла себя впустую, никому не принеся пользы, и жизнь ее растрачена напрасно.

В легенде о Данко писатель показал историю развития общества. Из темноты невежества и дикарства народ пришел к свету. Ценой жизни Данко дал народу свет и свободу.

Композиция

Композиция построена, как рассказ в рассказе. В первой главе старуха рассказывает легенду о Ларре. Гордый и самоуверенный человек, противопоставивший себя обществу, стал изгоем. Он даже не может умереть, и бродит тенью, ища успокоения. Это история, как и последняя, имеет элементы фантастики, и похожа на сказку.

Во второй части старуха Изергиль делится историей своей прошлой жизни. Бурной и насыщенной была ее молодость, она прожила долгую жизнь, многое видела и знала, но так и не нашла смысл жизни, прожив бесцельно.

Третья история — легенда о Данко. Здесь также присутствуют фантастические мотивы. История о человеке, старавшегося для людей, и погибшего, чтобы жили они.

В «Старухе Изергиль» анализ произведения показывает, что две части произведения, фантастические, противопоставлены друг другу, имеют романтическое направление. Вторая часть — чисто реалистическое направление. Таковы особенности композиционного построения рассказа.

Старуха Изергиль — это реальный образ в рассказе, который может выражать свои мысли, излагать свои суждения, в этом и смысл названия произведения.

Жанр

Алексей Пешков начинал свой творческий пусть с создания небольших рассказов, характерной особенностью которых является краткость формы, малое количество персонажей.

Возможно, вам также будет интересна статья:  Анализ произведения «Сон смешного человека»

Старуха Изергиль включает в себе все эти характеристики, и жанр этого произведения определяется как рассказ. Его можно назвать и поучительной притчей, из которой читатель черпает для себя жизненные уроки и делает определенные выводы.

В «Старухе Изергиль» содержатся три истории, и повествование получается «рассказ в рассказе», два из них имеют романтическое направление, а среднее — направление реализма, где ярко выражены реальные события и герои.

Источник: https://factstore.ru/staruha-izergil-analiz-proizvedeniya/

В чем смысл жизни? (по рассказу м. горького «старуха изергиль»)

В чем смысл жизни? Литературная критика из всех ранних произведений Максима Горь­кого выделила рассказ «Старуха Изергиль» как самый романтический и поэтичный. Его герои — смелые, сильные духом люди. На их примере писатель рассуждает о добре и зле, о смысле и мудрости жизни. Очень интересно и построение рассказа.

Повествование о жизни старухи Изер­гиль обрамлено двумя легендами — о Ларре и о Данко.

Перед нами не­сколько человеческих судеб — выбирайте! Судите сами о смысле жизни! В чем же он заключается? В индивидуализме Ларры или в беззаветном служении людям, которому посвятил себя Данко? А может, нужно стре­миться прожить свободную, богатую приключениями жизнь?

Совет

Немало горя и радостей испытала старуха Изергиль, разных людей встретила она на своем долгом жизненном пути. Образы тех, кого она любила, навсегда остались в ее памяти.

Это и надменный шляхтич, и «достойный пан с изрубленным лицом», и юноша — «бледный и хруп­кий цветок востока, отравленный поцелуями».

Годы отняли у Изергиль былую красоту, потушили блеск ее глаз, сгорбили стройный стан, но дали ей мудрость, знание жизни и подлинную духовность.

На мой взгляд, Горький не случайно вкладывает в уста именно этой женщины легенды о Ларре и Данко. Есть в ней что-то общее с обоими героями.

Изергиль приходилось жертвовать собой ради возлюбленных, проявлять самоотверженность, и вместе с тем она прожила жизнь для себя, свободная от каких-либо обязанностей и обязательств.

Писатель не осуждает ее: идеальные люди действительно встречаются только в сказ­ках, а в реальном — может сочетаться и плохое, и хорошее. Однако вряд ли легенда о Данко могла прозвучать из уст человека духовно убогого, трусливого или подлого.

В легенде о Ларре Горький развенчивает индивидуализм тех, кто от­вергает людей, не хочет считаться с общечеловеческими законами. Кто- то может возразить, чго именно в этом и заключается под линная свобода — делать то, что хочется, идти, куда угодно, не считаться ни с кем, то есть, «сохранить себя целым».

Однако того, кто изберет этот путь, ждет трагический и печальный удел — одиночество. Действительно, «за все, что человек берет, он платит собой: своим умом и силой, иногда — жиз­нью». Другими словами, нельзя только потреблять, ничего не давая вза­мен. Ларра пренебрег этим законом, и его ждало страшное наказание.

Обратите внимание

Казалось бы, он ни в чем не испытывал недостатка: «похищал скот, де­вушек — все, что хотел» и при этом был вольным, как птица.

Тогда по­чему же, в конце концов, он стал мечтать о смерти и «в его глазах было столько тоски, что можно было бы отравить ею всех людей мира»? По- видимому, тому, кто «кроме себя не видит ничего», трудно быть счаст­ливым и достойно пройти жизненный путь.

Безусловно романтическим антиподом Ларры является Данко — сме­лый красавец, сердце которого загорелось великой любовью к людям. В его образе Горький воплотил свое представление о подлинных героях, о тех, в ком он видел идеал. Не случайно даже пейзаж создает у читателя ощущение чего-то необычного, фантастического.

Он помогает нам перей­ти из реальной жизни (рассказ Изергиль о себе) в романтический мир легенды: «Ив степной дали, теперь уже черной и страшной, как бы при­таившейся, скрывшей в себе что-то, вспыхивали маленькие голубые огоньки.

То там, то тут они на миг являлись и гасли, точно несколько людей, рассыпавшихся по степи далеко друг от друга, искали в ней что- то, зажигая спички, которые ветер тотчас же гасил. Это были очень стран­ные голубые языки огня, намекавшие на что-то сказочное».

Как голубые искры оживляют черную степь, словно таящую в себе что-то недоброе, так и люди, подобные Данко, способны внести в жизнь добро и свет.

Данко прекрасен, как внешне, так и внутренне: «Посмотрели на него и увидели, что он лучший из всех, потому что в глазах его светилось много силы и живого огня»

Энергия и сила Данко противопоставляется безволию и трусости тол­пы. Усталые и злые люди, раздраженные своим бессилием, теряют чело­веческий облик: «Данко смотрел на тех, ради которых он понес труд, и видел, что они — как звери. Много людей стояло вокруг него, но не было на лицах их благородства, и нельзя было ему ждать пощады от них».

Но Данко сумел победить вспыхнувшее в нем негодование, потому что жа­лость и любовь к людям оказались в нем сильнее. Чтобы спасти их, он совершает духовный подвиг. «Что сделаю я для людей?» -сильнее грома крикнул Данко. И вдруг он разорвал руками себе грудь и вырвал из нее свое сердце и высоко поднял его над головой.

Важно

Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факелом великой любви к людям… » Пылающее сердце Данко — это символ жер­твенного служения людям, а сам герой — воплощение всего лучшего в человеке.

Читайте также:  Анализ произведения шукшина миль пардон, мадам!

И каким жалким и низким на его фоне кажется «осторожный человек», который, боясь чего-то, наступил на гордое сердце ногой… »

Я думаю, что в легенде о горящем сердце Данко выражается автор­ская позиция по вопросу о смысле жизни. Другими словами, весь смысл жизни по Горькому, в жертвенном, бескорыстном служении людям.

Правда, в настоящее время такая позиция вряд ли будет популярной. Мне кажется, что большинство из нас уподобляются «осторожному че­ловеку», наступившему ногой на пылающее сердце.

Не потому ли нам приходится переживать мучительный нравственный кризис?

Легенда о Данко — это духовная гипербола, и великие подвиги не каждому по плечу. Но даже если мы будем стараться стать добрее, отзыв­чивее, помогать тем, кто в этом нуждается, то мир наверняка изменит­ся к лучшему. А жизнь человека, дарящего людям душевное тепло, мож­но назвать прекрасной и имеющей смысл.

Источник: https://sochinenya.com/v-chem-smysl-zhizni-po-rasskazu-m-gorkogo-staruxa-izergil/

Идейно-художественное своеобразие рассказа М. Горького «Старуха Изергиль»

В рассказе «Старуха Изергиль» сама старуха рассказывает «проходящему» о своей жизни, как на исповеди она раскрывает всю свою душу. Сквозь все свои страдания, испытания и радостные события Изергиль сохранила, то великое стремление к свободе, которое свойственно почти всем героям М. Горького.

Композиция самого рассказа очень необычна, она состоит как бы из трех самостоятельных эпизодов: Первый эпизод — это легенда о Ларре, второй — рассказ старухи о своей жизни и третий — легенда о Данко.

Причем обе легенды о Ларре и о Данко абсолютно противопоставлены друг другу, они как бы показывают разное мировосприятие и представления о жизни.

Совет

Структура рассказа, соединяющая две легенды и историю жизни старухи, подчеркивает существование связи между легендой и реальной жизнью. Еще одна особенность этого рассказа заключается в том, что повествование ведется от двух лиц.

Один из рассказчиков это сам автор, он выступает со своими рассуждениями, дает определенные оценки героям и событиям. Вторым же рассказчиком является старуха Изергиль, которая повествует о добре и зле в человеческой жизни.

Ларра — это гордец, эгоист, индивидуалист и себялюбиц. Он рожден от отца орла и земной женщины, поэтому он ставит себя выше всех, противопоставляет себя всему обществу. Он чрезмерно высокомерен и неуважительно относится к простым людям. В легенде Ларра убивает девушку, которая отвергла его, за что в ответ получает презрение со стороны людей.

Получеловек Ларра стремился к свободе и в итоге он все же ее получает, но в виде изгнания из общества. Завоевание свободы за счет несчастья других людей является преступлением, и то одиночество, которое получает в итоге Ларра, есть самое страшное наказание в жизни. Он остался один, а в тоске и пустоте все сразу же вокруг обесценивается и теряет смысл.

Судьба Ларры и наказание, которое он получил, абсолютно справедливо. Нравственно-философская основа этой легенды заключается в том, что прежде чем требовать каких либо благ себе необходимо вначале сделать, что-то полезное для других.

Именно эту точку зрения высказывает старая и мудрая Изергиль, когда оценивает Ларру: «за все, что человек берет, он платит собой: своим умом и силой, иногда — жизнью».

По мнению М. Горького, подлинным героем является не тот, кто ставит себя выше других, а тот, кто способен пожертвовать самим собой и своей жизнью ради народа.Таким героем является Данко. Это человек, который способен на подвиг: он готов отдать всего себя без остатка, пойти на все ради блага народа. Через всю легенду прослеживается идея верного служения народу.

Путь главного героя тяжелый и очень сложный. Мужественный юноша повел свой народ через тьму и непреодолимые препятствия. Устав от всех испытаний этого пути, люди уже были готовы повернуть назад, как вдруг Данко разорвал руками грудь, и вынул свое сердце: «Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освященный этим факелом великой любви к людям…

— Идем! — крикнул Данко и бросился вперед на свое место, высоко держа горящее сердце и освещая им путь людям». Так героической смертью Данко показал бессмертие подвига в памяти народа, он смог доказать всем, что он действительно свободен. Основная идея этой легенды — безграничная любовь к народу и готовность к самопожертвованию ради счастья народа.

Обратите внимание

В рассказе важную роль играет и сама старуха Изергиль. Героиня рассказывает о своей жизни, которая на первый взгляд состоит из многих любовных похождений. Изергиль — это героиня, по словам самого М. Горького «мятежной жизни», которая стремиться найти свое счастье и свободу. Она прошла через многие жизненные невзгоды и трудности, но все же осталась верной свободе.

Изергиль с восхищением говорит о людях, которые способны к подвигу, и имеют сильную волю и характер: «…он любил подвиги. А когда человек любит подвиги, он всегда умеет их сделать и найдет, где это можно. В жизни знаешь ли ты, всегда есть место подвигам». Героиня знает, что она оставила свой след на земле, он сохраниться в памяти людей, которым она дарила свою любовь.

Ради достойного человека Изергиль так же была готова пожертвовать собой — это и есть главный смысл жизни героини.

Во многих произведениях М. Горького для описания волевых характеров героев, эмоционального напряжения различных жизненных ситуаций писатель использует описание самой природы. Вот каков пейзаж, на фоне которого Старуха Изергиль ведет свой рассказ о Ларре и о Данко: по небу гуляют тучи «пышных, странных очертаний и красок». М.

Горький в своих пейзажах одновременно пытается показать красоту, возвышенность и необычайность, как самой природы, так и человека в целом: «Все это — звуки и запахи, тучи и люди — было странно красиво и грустно, казалось началом чудной сказки». Через пейзаж писатель как бы объединяет природу и человека, реальность перемешивается с вымыслом.

Обе легенды о придуманных писателем героях Ларе и Данко, ведутся на фоне яркой и сказочной природы. Здесь М.

Горький как бы очеловечивает саму природу, наделяет ее человеческими качествами: Могучие деревья, огромные великаны плотно стоят друг к другу, чтобы не пропустить человека «великаны-деревья скрипели, и гудели сердитые песни», «деревья, охваченные холодным огнем молний, казались живыми, простирающимися вокруг людей, уходивших из плена тьмы, корявые, длинные руки, сплетая их в густую сеть…». Такими же сильными, могучими и одновременно почти сказочными выглядят и реальные люди, которые окружают старуху Изергиль. Но главное, что мрачные картины природы всегда сменяется радостными: «…сияло солнце, вздыхала степь, блестела трава в брильянтах дождя, и золотом сверкала река…».

В результате М. Горький своим рассказом «Старуха Изергиль» показал необходимость в сильной и волевой личности, которая возникает в период социальных перемен.

2. В. Я. Брюсов как теоретик русского символизма. Худ. совершенство поэзии Брюсова. (1 стихотворение.)В литературе «серебряного века» важное место занимала поэзия. Наступила эпоха бурного развития лирики, в поэзии появились яркие творческие индивидуальности, среди которых одно из первых мест принадлежит В. Я. Брюсову.

Валерия Брюсова называют вождем русского символизма. Для его творчества были характерны беззаветная преданность своему призванию поэта, страстное служение литературе, невзирая на общественный строй. Он утверждал, что мастерство — важнейший элемент художественного творчества.

В 1894—1895 гг. вышли три сборника стихотворений «Русские символисты». Как выяснилось позже, автором большинства стихотворений был Брюсов, выступивший под разными псевдонимами, чтобы создать впечатление существования большого объединения поэтов-единомышленников. Мистификация удалась — читатели и критики заговорили о русском символизме.

Важно

В. Я. Брюсов был одним из теоретиков русского символизма. Свое понимание искусства он выразил в статье «Ключи тайн» (1904). Для него искусство — «постижение мира иными, не рассудочными путями».

В момент творческого озарения, считал Брюсов, поэты интуитивно постигают окружающий мир. Рационально передать созерцаемые тайны нельзя, поэтому поэт вынужден прибегать к помощи образов-символов.

Поэзия Брюсова и передает это его понимание искусства, в ней выражено сложное и утонченное восприятие мира «новым человеком» XX века.

Первые стихотворения Валерия Брюсова были опубликованы в 1894—1895 годах и сразу привлекли внимание читателей своей необычностью, дерзостью, экзотичностью. Молодой поэт стремится увидеть необычное в повседневном, зафиксировать преходящие чувства в ярких образах. Отсюда непривычные слова, странные картины, необычные сравнения.

В своих поэтических сборниках начала XX века В. Брюсов затрагивает множество исторических тем: древняя Ассирия, Египет, Греция, Рим, средневековье и Возрождение, наполеоновская эпоха. Обращаясь к героям истории, Брюсов пытается найти в их мыслях и поступках то, что созвучно современности.

Героев Брюсова объединяет целеустремленность, преданность избранному пути, вера в свое историческое предназначение. Брюсова привлекает сила ума и духа, позволяющая встать над будничными заботами, открыть неведомое. Но они всегда одиноки, они не способны на самопожертвование, в них нет чувства служения людям.

Разъединенность героев с окружающими людьми, отчужденность приводят Брюсова к некоторой картинности, риторичности, холодности стихов. Посвящая свои стихи «всем богам», автор, по существу, остается безразличным к содержанию их дела.

Брюсов всегда тяготел к урбанистической лирике — был певцом города, который представлялся ему центром цивилизации и вместе с тем неким спрутом. Брюсов предчувствовал, что на этот город-спрут обрушится Рок. Это предчувствие поэта символически выражено в стихотворении «Конь блед».

Совет

Темой одиночества, жизненного неустройства, беззащитности и слабости человека окрашены строки, посвященные городской жизни. В воображении поэта все чаще возникает «близ яркой звезды умирающий город». «Унылый и усталый мир» близится к концу. За роковой чертой возможна либо рабская покорность установленным порядкам, либо взрыв стихийных сил протеста.

Брюсов ощущает обреченность цивилизации. Он считает приближающуюся революцию неизбежной, исторически закономерной, поэтому в нем нет страха, нет ненависти.

Силы будущей революции представляются ему стихией, валом, который движется «по еще не открытым Памирам». Будущий мир станет «общим даром идущих поколений».

Но как будет он построен, на каких основах, кто будет тот «вольный человек», который будет в нем жить, — все это для Брюсова в высшей степени туманно и неопределенно.

С первых своих поэтических шагов Брюсов тщательно работал над «отточенной и завершенной фразой». Человек энциклопедической образованности и высокой культуры поэт побуждает читателя расширять свои знания, учит уважению к человеческой мысли, дает наслаждение уму.



Источник: https://infopedia.su/10x5cd2.html

Сюжет, композиция и проблематика рассказа М. Горького «Старуха Изергиль» » Шпоры для студентов

Рассказ «Старуха Изергиль» (1894) относится к шедеврам раннего творчества М. Горького. Композиция этого произведения более сложна, чем композиция других ранних рассказов писателя.

Повествование много повидавшей на своем веку Изергиль делится на три самостоятельные части: легенда о Ларре, рассказ Изергиль о своей жизни, легенда о Данко.

Вместе с тем все три части объединены общей идеей, стремлением автора выявить ценность человеческой жизни.

Легенды о Ларре и Данко раскрывают две концепции жизни, два представления о ней. Одна из них принадлежит гордецу, который никого не любил, кроме себя.

Когда Ларре сказали, что «за все, что человек берет, он платит собой», себялюбец ответил, что этот закон его не касается, ибо он хочет остаться «целым». Надменный эгоист вообразил, что он, сын орла, выше других людей, что ему все дозволено и дорога только его личная свобода.

Читайте также:  Анализ произведения машенька (романа набокова)

Это было утверждение права на господство сильной личности, противостоящей массе. Но вольные люди отвергли индивидуалиста-убийцу, осудив его на вечное одиночество.

Себялюбцу Ларре контрастно противопоставлен герой второй легенды — Данко. Ларра ценил только себя и свою свободу, Данко же решил добыть ее для всего племени. И если Ларра не хотел отдать людям даже частицу своего «я», то Данко погиб, спасая своих соплеменников. Освещая путь вперед, смельчак «сжег для людей свое сердце и умер, не прося у них ничего в награду себе».

Обратите внимание

Изергиль, скрипучий голос которой «звучал, как будто это роптали все забытые века», рассказала две древние легенды. Но Горький не хотел связать ответ на вопрос: «В чем смысл жизни и настоящей, а не мнимой свободы?» только с мудростью прошлых лет.

Трехчастная композиция позволила художнику установить связь между легендами, рассказанными героиней, и реальной действительностью. Повествование Изергиль о собственной судьбе, поставленное в центре произведения, служит как бы связующим звеном между преданием и реальной жизнью.

Изергиль сама встретила на своем пути свободолюбивых и мужественных людей: один из них сражался за свободу греков, другой оказался среди восставших поляков.

И потому не только легенды, но и собственные наблюдения привели ее к знаменательному выводу: «Когда человек любит подвиги, он всегда умеет их сделать и найдет, где это можно. В жизни, знаешь ли ты, всегда ест место подвигам». Не менее важен и второй вывод Изергиль: «Каждый сам себе судьба!»

Вместе с воспеванием подвига во имя счастья людей в рассказе проявилась и другая, не менее характерная черта горьковского творчества, – обличение трусливой косности обывателя, мещанского стремления к покою.

Когда Данко умер, его смелое сердце продолжало пылать, но «осторожный человек заметил это и, боясь чего-то, наступил на гордое сердце ногой».

Что же смутило этого человека? Подвиг Данко мог воодушевить других юношей в их неустанном стремлении к свободе, и потому мещанин постарался погасить пламя, освещавшее дорогу вперед, хотя сам воспользовался этим светом, оказавшись в темном лесу.

Заканчивая рассказ размышлениями «о великом горящем сердце», Горький как бы пояснял, в чем заключено истинное бессмертие человека. Ларра отторг себя от людей, и о нем в степи напоминает лишь темная тень, которую даже разглядеть трудно. А о подвиге Данко сохранилась огненная память: перед грозой в степи вспыхивали голубые искры его растоптанного сердца.

В рассказе явственно ощущается связь с традициями романтизма.

Важно

Они проявились в контрастном противопоставлении двух героев, в использовании традиционных романтических образов (тьма и свет в легенде о Данко), в гиперболизированном изображении героев («Что сделаю я для людей!?» — сильнее грома крикнул Данко»), в патетике, напряженной взволнованности речи. Связь с романтической традицией ощущается и в трактовке отдельных тем, например, в понимании личной свободы у Ларры. В романтических традициях даны в рассказе и картины природы.

Источник: http://shporiforall.ru/shpory/otechestvennajaj-lit/syuzhet-kompoziciya-i-problematika-rasskaza-m-gorkogo-staruxa-izergil.html

Горький М. Старуха Изергиль, Роль композиции в раскрытии основной идеи рассказа «Старуха Изергиль»

Горький М.

Сочинение по произведению на тему: Роль композиции в раскрытии основной идеи рассказа «Старуха Изергиль»

Рассказ “Старуха Изергиль” относится к ранним романтическим произведениям А. М. Горького. Писатель считал эту работу самой красивой и стройной в своем творчестве. Я не сразу поняла, почему он так ее охарактеризовал, но после внимательного изучения эта мысль стала близка и мне. И вот почему.

По форме это произведение представляет собой три новеллы, соединенные между собой общей идеей.

Первая, начинающая повествование, — легенда о Ларре, сыне женщины и орла. Он пришел в мир людей жестоким и эгоистичным. “Все смотрели с удивлением на сына орла и видели, что он ничем не лучше их, только глаза его были холодны и горды, как у царя птиц. И разговаривали с ним, а он отвечал, если хотел, или молчал, а когда пришли старейшие племени, он говорил с ними, как с равными себе.

Это оскорбило их.” Все новые и новые черты его самолюбивого характера раскрываются перед нами. Яркое подтверждение сказанному мной — эпизод, в котором Ларра без особых колебаний убивает девушку, не пожелавшую быть с ним.

“Она оттолкнула его, да и пошла прочь, а он ударил ее и, когда она упала, встал ногой на ее грудь, так, что из ее уст кровь брызнула к небу, девушка, вздохнув, извилась змеей и умерла”. Но он не остался без наказания. Расплата наступила. Юноша был проклят людьми, которые назвали его отверженным и небесами.

Он обрек себя на вечные муки, и, когда Ларра захотел умереть, земля не принимала его: “.он упал на землю и долго бился головой об нее. Но земля отстранялась от него”. В третьей новелле, которая так же, как и первая, является легендой, Горький повествует о Данко, человеке, выбравшем самопожертвование своим жизненным долгом. Действие — основное состояние романтического героя.

И Данко действовал, спасая обессилевших людей, которые уже не могли продолжать свой путь через лес, в котором деревья сплетали “.корявые, длинные руки. в густую сеть, пытаясь остановить.” их. И тогда он взял на себя роль Провидения. Данко смог вывести людей, лишь пожертвовав своим сердцем, которое освещало спасительный путь. “Что сделаю я для людей?!” — сильнее грома крикнул Данко.

И вдруг он разорвал руками себе грудь и вырвал из нее свое сердце и высоко поднял его над головой. Оно пылало так ярко, как солнце.”. Ценой собственной жизни этот человек освободил людей, которые пошли за ним. “.Кровь била горячей струей из разорванной груди Данко. Кинул взор вперед себя на ширь степи гордый смельчак. А потом упал и — умер”. Но те, увы, оказались неблагодарными.

“Люди же, радостные и полные надежд, не заметили смерти его и не видели, что еще пылает рядом с трупом Данко его смелое сердце. Только один осторожный человек заметил это и, боясь чего-то, наступил на гордое сердце ногой. И вот оно, рассыпавшись в искры, угасло.” Герои первой и третьей новелл являются по характерам противоположными. друг другу.

И в этом противопоставлении содержится глубокая горьковская мысль: показано^ что смысл человеческой жизни — служение людям, готовность в любой момент отдать свою жизнь окружающим.

Окончательно разобраться в образах Ларры и Данко помогает вторая новелла, в которой повествуется о старухе Изер-гиль.

Совет

Своенравная и гордая в молодые годы, в старости она настолько одряхлела, что при каждом ее движении “.можно было ждать, что сухая. кожа разорвется вся, развалится кусками.”. Но эта женщина, в отличие от главных героев легенд, включенных в рассказ, — реальная героиня.

Это подтверждается тем, что она четко указывала на время и место тех или иных событий, которые происходили с ней. Изергиль была и осталась, я считаю, женщиной гордой. “Я была счастлива. никогда не встречалась после с теми, которых когда-то любила. Это нехорошие встречи.

” Она любила многих, но ее чувство не было озарено душевным светом, хотя Изергиль жила тем, что чувствовала, и так, как подсказывало ей сердце. Через весь рассказ проходит мысль: во имя чего живет человек? Во имя себя? Во имя людей? Ответить на этот вопрос помогает образ сердца.

Ведь сердце — это именно тот метафорический образ, который объединяет все три новеллы в единое целое. Именно его образ органически завершает повествование и помогает наиболее полно раскрыть идею, заложенную в рассказе Горьким: осуждение индивидуализма и утверждение героического подвига во имя свободы и счастья народа.

Итак, действительно, “Старуха Изергиль” оказалась по композиции самым красивым и стройным произведением в творчестве А. М. Горького. И я полностью согласна с этим его мнением.

http://vsekratko.ru/gorkiy/starukhaizergil10

Источник: http://www.school-essays.info/gorkij-m-staruxa-izergil-rol-kompozicii-v-raskrytii-osnovnoj-idei-rasskaza-staruxa-izergil/

Размышления над рассказом М. Горького «Старуха Изергиль» Старуха Изергиль Горький М

Размышления над рассказом М. Горького «Старуха Изергиль» «Я слышал эти рассказы под Аккерманом, в Бессарабии, на морском берегу», — так начинает Максим Горький одно из своих лучших произведений.

В «Старухе Изергиль» отразились незабываемые впечатления автора от его скитаний по южной Бессарабии ранней весной 1891 года.

Рассказ относится к ранним произведениям Горького и продолжает романтическую линию («Макар Чудра», «Челкаш»), в которой наиболее сильно сказалось авторское восхищение цельной и сильной человеческой личностью. Композиция рассказа достаточно сложна.

Повествование много поведавшей на своем веку Изергиль делится на три как бы самостоятельные части (легенда о Ларре, рассказ о собственной жизни, легенда о Данко), каждая из которых целиком подчинена одной цели создать — наиболее полный образ главного героя.

Поэтому все три части представляют собой единое целое, пронизанное общей идеей, которая заключается в стремлении автора выявить истинную ценность человеческой жизни. Композиция такова, что две легенды как бы обрамляют повествование о жизни Изергиль, которое и составляет идеологический центр произведения. Легенды раскрывают две концепции жизни, два представления о ней.

Система образов полностью подчинена стремлению автора наилучшим образом раскрыть тему произведения: вопрос о свободе и несвободе человека. К наиболее ярким образам рассказа, несущим на себе основную идейную нагрузку, можно отнести образы Ларры, Данко и старухи Изергиль.

Ларра, ведущий образ первой легенды, представлен читателю в наихудшем свете. Непомерная гордыня, огромное себялюбие, крайний индивидуализм, оправдывающий любую жесткость, — все это вызывает в людях только ужас и гнев.

Сын орла и земной женщины, он, посчитав себя воплощением силы и воли, ставит свое «я» выше окружающих его людей, чем обрекает себя на вечное одиночество. Его непомерная свобода обернулась своей противоположностью: герой ищет смерти, но не может умереть. Ларре противопоставлен герой второй легенды, выражающий высшую степень любви к людям.

Обратите внимание

Гордость Данко — это сила его духа, уверенность в себе. Он, пожертвовав своей жизнью ради освобождения людей, заслуживает истинное бессмертие за подвиг, совершенный во имя жизни и счастья народа.

Отношение автора к отверженному Ларре, на мой взгляд, однозначно. Осуждая жизненную позицию этого героя, Горький показывает, к какому результату приводит человека индивидуалистическая мораль. В образе же Данко писатель воплощает свой идеал сильной личности, способной на самопожертвование. Одним из менее заметных, но не менее значимых образов является образ повествователя.

Именно этот образ человека, странствующего по Руси, встречающего на своем пути самых разных людей, заключает в себе важнейшие средства выражения авторской позиции. Именно глазами автобиографического героя видит читатель Изергиль.

Ее портрет сразу же выявляет очень значимое противоречие. О прекрасной и чувственной любви должна была бы рассказывать юная девушка, а перед нами же предстает глубокая старуха. Изергиль уверена в том, что ее жизнь, исполненная любви, прошла совсем иначе, чем жизнь Ларры.

Она не может даже представить ничего общего с ним, но взгляд повествователя находит эту общность, парадоксально сближая их портреты.

Особое место в рассказе занимают элементы детализированного описания Изергиль, как то: «тусклые глаза», «потрескавшиеся губы», «сморщенный нос, загнутый, словно нос совы», «черные ямы щек», «прядь пепельно-седых волос».

Читайте также:  Анализ сказки о мертвой царевне и о семи богатырях пушкина

Они повествуют о нелегкой жизни главной героини задолго до того, как она рассказывает свою историю. Довольно легко определяется смысл названия данного произведения. Дело в том, что образ старухи Изергиль максимально приближен к образу «человека, живущего среди людей».

Только она наделена правом и возможностью в доступной форме выражать собственный взгляд на жизнь.

Важно

Поэтому именно ее сознание, характер, подчас таинственные противоречия оказываются основным предметом изображения, из чего можно сделать вывод, что рассказ написан ради создания образа, именем которого и названо произведение.

Проблемы, затронутые в рассказе, заставили меня глубоко задуматься над смыслом жизни, а многочисленные образы «свободных» людей натолкнули на мысль, что свобода — это такое же неопределенное и безграничное понятие, как жизнь.

Источник: http://historylib.net/razmyshleniya-nad-rasskazom-m-gorkogo-staruxa-izergil-staruxa-izergil-gorkij-m/

В чем смысл жизни? (по рассказу м. горького “старуха изергиль”) (2)

Богатейший жизненный опыт дал М. Горькому большой материал для его первых произведений. В эти ранние годы вырабатываются главные темы и идеи творчества поэта, которые остаются с ним на всю жизнь.
На мой взгляд, из всех ранних произведений Максима Горького рассказ “Старуха Изергиль” – самый романтический и поэтичный.

Герои смелые и сильные духом люди. На их примере писатель рассуждает о добре и зле, о смысле и мудрости жизни. Очень интересно и построение рассказа. Повествование о жизни старухи Изергиль обрамлено двумя легендами – о Ларре и Данко.

Перед нами несколько человеческих судеб – выбирайте! Судите сами о смысле жизни! В чем же он заключается? В индивидуализме Ларры или в беззаветном служении людям, которому посвятил себя Данко? А может, нужно стремиться прожить свободную, богатую приключениямижизнь? Немало горя и радостей испытала старуха Изергиль, разных людей встретила она на своем долгом жизненном пути. Образы тех, кого она любила, навсегда остались в ее памяти. Это и надменный шляхтич, и “достойный пан с изрубленным лицом”, и юноша – “бледный и хрупкий цветок востока, отравленный поцелуями”. Годы отняли у Изергиль былую красоту, потушили блеск ее глаз, сгорбили стройный стан, но дали ей мудрость, знание жизни и подлинную духовность. Горький неслучайно вкладывает в уста именно этой женщины легенды о Ларре и Данко. Есть в ней что-то общее с обоими героями. Изергиль приходилось жертвовать собой ради возлюбленных, проявлять самоотверженность, и вместе с тем она прожила жизнь для себя, свободная от каких-либо обязанностей и обязательств. Писатель не осуждает ее: идеальные люди, действительно, встречаются только в сказках, а в живых, реальных людях может сочетаться и плохое, и хорошее.

Однако вряд ли легенда о Данко могла прозвучать из уст человека духовно

убогого, трусливого и подлого. В легенде о Ларре Горький развенчивает индивидуализм тех, кто отвергает людей, не хочет считаться с общечеловеческими законами. Кто-то может возразить, что именно в этом и заключается подлинная свобода – делать то, что хочется, идти, куда угодно, не считаться ни с кем, то есть “сохранить себя целым”.

Однако того, кто изберет этот путь, ждет трагический и печальный удел – одиночество. Действительно, “за все, что человек берет, он платит собой: своим умом и силой, иногда жизнью”. Другими словами, нельзя только потреблять, ничего не давая взамен. Ларра пренебрег этим законом, и его ждало страшное наказание.

Казалось бы, он ни в чем не испытывал недостатка: “похищал скот, девушек – все, что хотел”, и при этом был вольным как птица.

Тогда почему же, в конце концов, он стал мечтать о смерти и “в его глазах было столько тоски, что можно было бы отравить ею всех людей мира!” По-видимому, тому, кто не умеет отдавать, дарить душевное тепло, кто “кроме себя не видит ничего”, трудно быть счастливым и достойно пройти жизненный путь.

Романтическим антиподом Ларры является Данко – смелый красавец, сердце которого загорелось великой любовью к людям. В его образе Горький воплотил свое представление о подлинных героях, о тех, в ком он видел идеал. Неслучайно даже пейзаж создает у читателя ощущение чего-то необычного, фантастического.

Он помогает нам перейти из реальной жизни (рассказ Изергиль о себе) в романтический мир легенды: “И в степной дали, теперь уже черной и страшной, как бы притаившейся, скрывшей в себе что-то, вспыхивали маленькие голубые огоньки.

То там, то тут они на миг являлись и гасли, точно несколько людей, рассыпавшихся по степи далеко друг от друга, искали в ней что-то, зажигая спички, которые ветер тотчас же гасил. Это были очень странные голубые языки огня, намекавшие на что-то сказочное”.

Совет

Как голубые искры оживляют черную степь, словно таящую в себе что-то недоброе, так и люди, подобные Данко, способны внести в жизнь добро и свет. Данко прекрасен как внешне, так и внутренне: “Посмотрели на него и увидели, что он лучший из всех, потому что в очах его светилось много силы и живого огня”. Энергия и сила Данко противопоставляется безволию и трусости толпы.

Усталые и злые люди, раздраженные своим бессилием, теряют человеческий облик: “Данко смотрел на тех, ради которых он понес труд, и видел, что они – как звери. Много людей стояло вокруг него, но не было на лицах их благородства, и нельзя было ему ждать пощады от них”.

Но Данко сумел победить вспыхнувшее в нем негодование, потому что жалость и любовь к людям оказались в нем сильнее. Чтобы спасти их, он совершает духовный подвиг. “Что сделаю я для людей?” – сильнее грома крикнул Данко. И вдруг он разорвал руками себе грудь и вырвал из нее свое сердце и высоко поднял его над головой.

Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факелом великой любви к людям”. Пылающее сердце Данко – это символ жертвенного служения людям, а сам герой – воплощение всего лучшего в человеке.

И каким жалким и низким на его фоне кажется “осторожный человек”, который, “боясь чего-то, наступил на гордое сердце ногой… ” Я думаю, что в легенде о горящем сердце Данко выражается авторская позиция по вопросу о смысле жизни. Другими словами, весь смысл жизни, по Горькому, в жертвенном, бескорыстном служении людям. Правда, в настоящее время такая позиция вряд ли будет популярной. Мне кажется, что большинство из нас уподобляется “осторожному человеку”, наступившему ногой на пылающее сердце. Не потому ли нам приходится переживать мучительный кризис, как нравственный, так и в области материального положения героев.

Конечно, нельзя требовать от людей жертв не по своей воле, ведь совершение великих подвигов должно идти глубоко из души. Подвиг чаще всего незаметен. Иногда надо отказаться от сотни важных дел, чтобы закончить одно самое важное, которое можешь сделать только ты и никто больше. И это, на мой взгляд, самый важный подвиг. А жизнь человека, дарящего людям душевное тепло и покой, можно назвать прекрасной и имеющей смысл. И если вся жизнь состоит из таких поступков, то она сама становится подвигом.

(No Ratings Yet)
Loading…

Партизанская война война и мир.

Ви зараз читаєте: В чем смысл жизни? (по рассказу м. горького “старуха изергиль”) (2)« В. В. Маяковский – основоположник поэзии нового типаМій улюблений герой – Шерлок Холмс »

Источник: https://ukr-lit.com/v-chem-smysl-zhizni-po-rasskazu-m-gorkogo-staruxa-izergil-2/

Анализ рассказа «Старуха Изергиль» Максима Горького

Горький написал это произведение под впечатлениям от путешествия по южной Бессарабии в 1891 году. Сам же писатель считал этот рассказ одним из самых лучших и красивых в своем творчестве.

Композиция «Старухи Изергиль»

Рассказ состоит из трех новелл, которые соединены между собой общей идеей. Подобная композиция «Старуха Изергиль» довольно сложна, так как новеллы представлены как самостоятельные произведения, которые повествуют о историях, которые лишь отчасти связаны между собой.

Но новеллы пронизаны единой идеей, которая заключается в том, чтобы показать настоящую ценность человеческой жизни. С помощью трех разных легенд, Горький полноценно раскрывает образ главных героев и их представлений о жизни.

Обратите внимание

Писатель создает интересную и сложную систему образов, которая представляет собой основное средство для раскрытия темы «Старухи Изергиль» — человеческой свободы и несвободы.

Идейное содержание рассказа заключено в трех основных, различных и ярких образах – Ларры, старухе Изергиль и Данко.

Образы героев – ключевого к смыслу произведения

Основной образ первой новеллы – это эгоистичный индивидуалист Ларра, навлекший на себя бремя одиночества. Горький показывает героя в наихудшем свете. У людей Ларра вызывает страх и гнев.

Его натуру писатель использует для того, чтобы продемонстрировать к чему может привести непомерное желание свободы, полностью исключающее понятие справедливости и любви. Ларра знает только собственное «я», считает себя самым сильным и волевым, и отвергает все остальное, в том числе и людей.

Второй образ, созданный Горьким, противоположен Ларе, это милосердный Данко-альтруист. Он любит людей больше всего на свете и самопожертвование ради них — норма жизни для Данко.

Таким образом, Горький показывает истинную силу, что может быть в человеке – не ту, которая давит своей волей всех вокруг, а та, которая способна не только любить, но и полноценно выражать любовь, не страшась последствий и жертв.

Наиболее сложным для анализа представляет собой третий образ рассказа – старуха Изергиль. Она не является персонажем легенды, как два других героя, она – реальный человек, и ее история больше всего напоминает действительность

Она рассказывает историю любви, показывая какой гордой и непримеримой с самой собой она была. Она рассказывает о тех, кого она любила, но нет ощущения того, что любовь старухи Изергиль была наполнена светом и искренностью.

Важно

Тем не менее, она совершала поступки, которые были близки именно ей, чувствуется, что она поступала так, как ей указывало сердце. Ее история больше напоминает образ Ларра, и именно новелла о ней помогает лучше понять ключевую тему первого отрывка рассказа.

Образ старухи Изергиль дополняет образ двух других героев, делая их более доступными для понимания и более определенными. И истории трех героев приводятся к одной мысли, к извечному для литературы вопросу о смысле человеческой жизни, к тому, во имя чего человек проживает целую жизнь.

Нужна помощь в учебе?

Предыдущая тема: Анализ романа Преступление и наказание — Ф.М. Достоевский
Следующая тема:   Камю «Чума»: образы и анализ

Источник: http://www.nado5.ru/e-book/gorkii-starukha-izergil

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector