Тема любви в рассказе легкое дыхание бунина сочинение

Тема любви и смерти в рассказе И. А. Бунина “Легкое дыхание”

Рассказ “Легкое дыхание” написан И. Буниным в 1916 году. В нем нашли отражение философские мотивы жизни и смерти, прекрасного и безобразного, которые были в центре внимания писателя. В этом рассказе Бунин развивает одну из ведущих для своего творчества проблем: любовь и смерть. По художественному мастерству “Легкое дыхание” считается жемчужиной прозы Бунина.

Повествование движется в обратном направлении, из настоящего в прошлое, начало рассказа является его финалом. С первых строк автор погружает читателя в грустную атмосферу кладбища, описывает могилу прекрасной девушки, жизнь которой нелепо и страшно прервалась в самом расцвете сил: “На кладбище, над своей глиняной насыпью, стоит новый крест из дуба, крепкий, тяжелый, гладкий.

Апрель, дни серые; памятники кладбища, просторного уездного,еще далеко видны сквозь голые деревья, и холодный ветер звенит и звенит у подножия креста.

Обратите внимание

В самый же крест вделан довольно большой, выпуклый фарфоровый медальон, а в медальоне – фотографический портрет гимназистки с радостными, поразительно живыми глазами.

Это Оля Мещерская”.

Бунин заставляет нас проникнуться скорбью при виде могилы пятнадцатилетней девушки, светлой и красивой, которая погибла в самом начале весны.

Это была весна ее жизни, а она в ней – как нераспустившийся бутон прекрасного в будущем цветка. Но сказочное лето для нее никогда не наступит.

Исчезла молодая жизнь, красота, теперь над Олей вечность: “звенит-звенит”, не прекращая, “холодный ветер фарфоровым венком” на ее могиле.

Автор знакомит нас с жизнью героини рассказа, гимназистки Оли Мещерской, в ее четырнадцать и пятнадцать лет. Во всем ее облике сквозит восхищенное удивление необычайным переменам, которые с ней происходят. Она стремительно похорошела, превращаясь в девушку, душа ее наполнилась энергией и счастьем.

Героиня ошеломлена, она еще не знает, что с собой, новой и такой красивой, делать, поэтому просто отдается порывам молодости и беззаботного веселья. Природа преподнесла ей неожиданный подарок, сделав легкой, веселой, счастливой. Автор пишет, что героиню отличало “в последние два года из всей гимназии, – изящество, нарядность, ловкость, ясный блеск глаз”.

Жизнь восхитительно бурлит в ней, и она с удовольствием обживается в своем новом прекрасном обличье, пробует его возможности.

Невольно вспоминается рассказ “Фиалки”, написанный другом Бунина и талантливым русским прозаиком А. И. Куприным.

Важно

В нем талантливо изображено взрывное пробуждение юности кадета-семиклассника Дмитрия Казакова, который от нахлынувших чувств не может готовиться к экзамену, с умилением собирает фиалки за стенами учебного корпуса.

Юноша не понимает, что с ним происходит, но от счастья готов обнять весь мир и влюбиться в первую встреченную им девушку.

Оля Мещерская у Бунина – добрый, искренний и непосредственный человек. Своим счастьем и позитивной энергией девушка заряжает все вокруг, притягивает к себе людей. Девочки из младших классов гимназии гурьбой бегают за ней, для них она – идеал.

Последняя зима жизни Оли как будто специально выдалась такой прекрасной: “Зима была снежная, солнечная, морозная, рано опускалось солнце за высокий ельник снежного гимназического сада, неизменно погожее, лучистое, обещающее и на завтра мороз и солнце, гулянье на Соборной улице; каток в городском саду, розовый вечер, музыку и эту во все стороны скользящую на катке толпу, в которой Оля Мещерская казалась самой беззаботной, самой счастливой”. Но только казалась. Эта психологическая деталь указывает на свойственное юности каждого человека пробуждение сначала природных сил, когда разум еще спит и не контролирует чувства. Неискушенная, неопытная Оля легко летит по жизни, как бабочка на огонь. А несчастье уже идет по ее следам. Бунин сумел в полной мере передать трагизм этого головокружительного полета.

Свобода в суждениях, отсутствие страха, проявление бурной радости, демонстрация счастья считаются в обществе вызывающим поведением. Оля не понимает, насколько раздражает окружающих. Красота, как правило, вызывает зависть, непонимание, не умеет защитить себя в мире, где все исключительное подвергается гонению.

Кроме главной героини в рассказе фигурируют еще четыре образа, так или иначе связанные с юной гимназисткой. Это начальница гимназии, классная дама Оли, знакомый отца Оли Алексей Михайлович Милютин и некий казачий офицер.

Никто из них не относится к девушке по-человечески, не делает даже попытки понять ее внутренний мир. Начальница, по долгу службы, упрекает Мещерскую за женскую прическу, туфли. Пожилой уже человек, Милютин воспользовался неопытностью Оли и соблазнил ее.

Видимо, случайный поклонник, казачий офицер, принял поведение Мещерской за ветреность и распущенность. Он стреляет в девушку на вокзале и убивает ее. Пятнадцатилетней девочке далеко до роковой соблазнительницы. Она, наивная школьница, показывает ему листок из тетрадки-дневника.

Совет

Как ребенок, она не знает выхода из любовной ситуации и пытается отгородиться от назойливого воздыхателя своими же детскими и путаными записями, предъявляя их как некий документ.

Как можно было этого не понять? Но, совершив преступление, некрасивый, плебейского вида офицер во всем обвиняет убитую им девушку.

Бунин понимал любовь по преимуществу только как вспыхнувшую внезапно страсть. А страсть всегда разрушительна. Любовь у Бунина ходит рядом со смертью. Рассказ “Легкое дыхание” не исключение. Такова была концепция любви великого писателя. Но Бунин утверждает: смерть не всесильна.

Короткая, но яркая жизнь Оли Мещерской оставила след во многих душах. “Маленькая женщина в трауре”, классная дама Оли, часто приходит на могилу, вспоминает ее “бледное личико в гробу” и разговор, который однажды она невольно подслушала.

Оля рассказывала подруге о том, что главное в женщине – “легкое дыхание”: “А ведь оно у меня есть, – ты послушай, как я вдыхаю, – ведь, правда, есть?”

Заканчивается рассказ словами автора: “Теперь это легкое дыхание снова рассеялось в мире, в этом облачном небе, в этом холодном ветре”. Красоту нельзя уничтожить, она возродится вновь.

(No Ratings Yet)

Источник: https://goldsoch.info/tema-lyubvi-i-smerti-v-rasskaze-i-a-bunina-legkoe-dyxanie/

Сочинение по рассказу «Легкое дыхание» Бунина, — Сочинения по литературе

Читайте также:
МИФ О ПИГМАЛИОНЕ краткое содержание краткий пересказ изложение

СМЫСЛ НАЗВАНИЯ И ПРОБЛЕМАТИКА РАССКАЗА И. А. БУНИНА «ЛЕГКОЕ ДЫХАНИЕ»

Рассказ «Легкое дыхание», написанный в 1916 году, заслуженно считается одной из жемчужин бунинской прозы — так лаконично и ярко запечатлен в нем образ героини, так трепетно передано чувство прекрасного.

Что же такое «легкое дыхание», почему это словосочетание давно стало нарицательным для обозначения человеческого таланта — таланта жить? Чтобы разобраться в этом, проанализируем рассказ «Легкое дыхание».

Повествование Бунин строит на контрастах. Уже с первых строк у читателя возникает какое-то двойственное ощущение: грустное, пустынное кладбище, серый апрельский день, холодный ветер, который «звенит и звенит фарфоровым венком у подножия креста».

Обратите внимание

Вот начало рассказа: «На кладбище, над свежей глиняной насыпью стоит новый крест из дуба, крепкий, тяжелый, гладкий… В самый же крест вделан довольно большой, выпуклый фарфоровый медальон, а в медальоне — фотографический портрет гимназистки с радостными, поразительно живыми глазами».

По принципу контраста описывается вся жизнь Олечки Мещерской: безоблачное детство и отрочество противопоставлены трагическим событиям последнего прожитого Олей года. Автор всюду подчеркивает разрыв между кажущимся и реальным, внешним и внутренним состоянием героини. Фабула рассказа чрезвычайно проста.

Юная, безоглядно счастливая красавица гимназистка Оля Мещерская становится сначала добычей пожилого сластолюбца, а затем — живой мишенью для обманутого ею казачьего офицера. Трагическая гибель Мещер ской подвигает на исступленное, иссушающее «служение» ее памяти одинокую маленькую женщину — классную даму.

Кажущуюся простоту сюжета рассказа нарушает противопоставление: тяжелый крест и радостные, живые глаза, — заставляющее сердце читателя тревожно сжаться. Оно будет преследовать нас на протяжении всего рассказа о короткой жизни Оли Мещерской.

Простота сюжета обманчива: ведь это рассказ не только о судьбе юной девушки, но и о безрадостной судьбе классной дамы, привыкшей жить чьей-то чужой жизнью, сиять отраженным светом — светом «живых глаз» Оли Мещерской.

Бунин верил в то, что рождение человека не является его началом, а значит, смерть не является концом существования его души. Душа — ее символом и является «легкое дыхание» — не исчезает безвозвратно. Она — лучшая, настоящая часть жизни. Воплощением этой жизни стала героиня рассказа Оля Мещерская.

Девушка естественна настолько, что даже внешние проявления ее существования вызывают неприятие у одних и восхищение у других: «А она ничего не боялась — ни чернильных пятен на пальцах, ни раскрасневшегося лица, ни растрепанных волос, ни заголившегося при падении на бегу колена.

Без всяких ее забот и усилий и как-то незаметно пришло к ней все то, что так отличало ее в последние два года из всей гимназии, — изящество, нарядность, ловкость, ясный блеск глаз…» На первый взгляд, перед нами обычная гимназистка — красивая, благополучная и немного ветреная девочка, дочь обеспеченных родителей, которую ожидает блестящая партия.

Важно

Но наше внимание постоянно и настойчиво направляется к каким-то потаенным пружинам Олиной жизни. Для этого автор затягивает объяснение причин гибели героини, как бы порожденной самой логикой поведения девушки.

Может быть, она сама во всем виновата? Ведь она кокетничает с гимназистом Шеншиным, кокетничает, пусть бессознательно, с Алексеем Михайловичем Малютиным, который ее соблазняет, зачем-то обещает казачьему офицеру выйти за него замуж.

Зачем? Для чего ей все это нужно? И постепенно мы понимаем, что Оля Мещерская прекрасна, как бывает прекрасна стихия. И так же вненравственна, как она. Она хочет во всем дойти до предела, до глубины, до сокровенной сути, не считаясь с мнением окружающих.

В поступках Оли нет ни осмысленного порока, ни чувства мести, ни боли раскаяния, ни твердости решений. Выходит, прекрасное ощущение полноты жизни может быть губительным.

Даже бессознательная тоска по ней (как у классной дамы) трагична. Поэтому каждая деталь, каждый шаг Олиной жизни грозит катастрофой: любопытство и шалость могут привести к насилию, легкомысленная игра с чужими чувствами — к убийству.

Оля Мещерская живет, а не исполняет роль живого существа. Это ее сущность. В этом ее вина. Быть предельно живым, не соблюдая правил игры, — значит быть предельно обреченным.

Ведь среда, в которой суждено было появиться Мещерской, начисто лишена органического, целостного чувства прекрасного. Здесь жизнь подчинена строгим правилам, за нарушение которых приходится платить.

Оле, привыкшей не то чтобы дразнить судьбу, а просто отважно идти навстречу новым ощущениям и впечатлениям во всей их полноте, не довелось встретить человека, который оценил бы не только ее телесную красоту, но и душевную щедрость и яркость.

Ведь Оля действительно обладала «легким дыханием» — жаждой какой-то особенной, неповторимой судьбы, достойной только избранных. Учительница, не сумевшая спасти свою ученицу, вспоминает ее слова, случайно подслушанные на перемене.

Среди подробного описания женской красоты и полудетской «примерки» этого описания к собственной внешности так неожиданно звучит фраза о «легком дыхании», понятая девочкой буквально: «…Но главное знаешь ли что? — легкое дыхание! А ведь оно у меня есть, — ты послушай, как я вздыхаю…» Автор оставляет миру не красоту девушки, не ее опыт, а лишь эту так и не раскрывшуюся возможность. Она, по мысли Бунина, не может до конца исчезнуть, как не могут исчезнуть тяга к прекрасному, к счастью, к совершенству: «Теперь это легкое дыхание снова рассеялось в мире, в этом облачном небе, в этом холодном весеннем ветре».

«Легкое дыхание» в представлении Бунина — это умение радоваться жизни, принимать ее как светлый дар. Оля Мещерская пленяла окружающих щедрым и яростным жизнелюбием, но в скудном мире маленького городка, к несчастью для нее, не нашлось человека, способного защитить ее «легкое дыхание» от «холодного весеннего ветра».

Внимание! Для получения значительной скидки, заполните поля и следуйте дальнейшим подсказкам.

Источник: https://referatbooks.ru/literature/essay/sochinenie-po-rasskazu-legkoe-dyhanie-bunina/

Сочинени по рассказу Ивана Бунина «Легкое дыхание»

Начало двадцатого века прославилось рождением новой культуры под названием модернизм. Это литературное течение полностью переосмысливает классическую литературу и рвет с ней всевозможные связи. Представители модернизма обращали внимание читателей на враждебное и равнодушное отношение окружающей действительности к человеку, к его чувствам, эмоциям и потребностям.

Именно эта тема ярко и показательно описана в рассказе И. А. Бунина «Легкое дыхание». Русский писатель – классик – И.А. Бунин, который писал и творил на стыке девятнадцатого и двадцатого века. Следовательно, в его творчестве одновременно сосуществуют модернизм и, не оставляющий пока свои позиции, классицизм. Однако, в рассказе «Легкое дыхание» вверх взял модернизм.

Это произведение построено на контрастах: прекрасное и трагическое,любовь и смерть, кладбище и гимназия молодых девушек, страсть и отвращение.

Совет

Итак, в данном произведении речь идет о молодой гимназистке Оле Мещерской, девушке с «легким дыханием», которая заметно выделялась на фоне того окружения, в котором находилась, однако в этом обществе она была чужой, так как имела веселый нрав, жажду к жизни и яркие, смеющиеся глаза.

Помимо всего прочего, эта девушка бросала вызов обществу, что, естественно, рано или поздно обернулось бы против нее самой.

Образу Оли противопоставляется образ ее классной руководительницы – дамы старых устоев и самых строгих правил, которая постоянно обвиняла Ольгу в ее легкомысленном отношении к жизни.

Именно из-за легкомысленного отношения к жизни, «девушка с легким дыханием» ее и потеряла.

Итак, Оля Мещерская была застрелена на вокзале Малютиным Алексеем Михайловичем – другом их семьи. Оля отдалась этому престарелому кавалеру на даче своих родителей, а затем посмеялась над ним, сказав, что он ей совершенно равнодушен. Общество полностью оправдало поступок Малютина, так как она была другой, не такой как все, следовательно – непонятой.

Данное произведение – это описание трагедии человеческой жизни, в которой молодая девушка пострадала от своей же красоты, юности и стремления жить. С помощью контрастов автор очень точно передает внутренний мир главной героини, ее чувства, сомнения и желания.

Читайте также:  Сочинение раскольников и соня мармеладова в романе преступление и наказание достоевского

Легкое дыхание – это символ чистоты, юности, искренности, а также желания победить смерть и жить вечно. Именно этот эффект «легкого дыхания» помогает автору передать читателям ту главную мысль, которую он вложил в свое творение – никогда у человечества не пропадет стремление быть ближе к прекрасному и совершенному.

(2 votes, average: 5.00

Источник: https://school-essay.ru/i-bunin-legkoe-dyxanie.html

Две судьбы в рассказе Ивана Бунина «Лёгкое дыхание». Сочинение

Иван Алексеевич Бунин на протяжении всей своей писательской деятельности был певцом женской красоты. Образы женщин в его рассказах необыкновенно очаровательны, изящны, милы. Рассказ «Лёгкое дыхание», написанный в 1916 году, можно смело назвать гимном женственности.

Главная героиня — Оля Мещерская – девушка необыкновенная, её красота, изящество привлекает внимание всех, рядом с ней нет ни одного человека, который был бы к ней равнодушен: блаженно визжащие первоклассницы, с которыми Оля бегала по коридорам гимназии, поклонники на балах, завистливые ровесницы.

Обратите внимание

Её жизнь давно стала предметом обсуждения, вокруг её имени ходили толки, сплетни. Так всегда бывает, когда человек неординарен, необычен, когда он – личность. Оля была личностью. Несмотря на её юность, у неё сложилась своя система взглядов, она была естественна, открыта для такого прекрасного чувства, как любовь.

Но она приняла за любовь всего лишь предчувствие. Обожание взрослого мужчины стало для неё роковым.

С первых строк читателя не покидает чувство трагической несправедливости. Как, почему такая очевидная красота погибла? Кто виноват в её смерти? Автор постепенно открывает нам три эпизода из жизни Оли, каждый из которых складывается, как пазл, в одно полотно под названием «влияние окружающей среды на судьбу человека».

Сначала начальница гимназии вызывает Олю для очередного выговора. Автор показывает нам взгляд девушки, который скользит от портрета императора, к тёплой голландке, затем она с любопытством смотрит, как игривый котёнок, на завертевшийся на полу клубок ниток.

Её ощущения здесь абсолютно просты и естественны: она совсем не боится начальницы, более того, дерзко говорит о своём падении, называя виновником Алексея Михайловича Малютина, брата директрисы.

Затем мы узнаём трагический эпизод с выстрелом в девушку казачьего офицера плебейского вида, а потом и историю того замечательного летнего дня, когда Малютин обольстил девушку. Как отреагировала начальница гимназии на её признание, мы не знаем.

Но уже через месяц (чем он был наполнен этот месяц?) Оля, прощаясь с тем самым офицером, дала прочитать историю своего падения. Почему её убил этот казачий офицер? Любил ли он её, почему Оля не ответила на любовь Шеншина, который чуть не застрелился сам от любви к героине? Что пережила девочка в этот последний год своей жизни? Все страсти и повышенное внимание к девушке свидетельствует о том, что она жила.

Чего совсем нельзя сказать о её классной даме, маленькой женщине, в чёрных лайковых перчатках, с зонтиком из чёрного дерева, для которой в последние месяцы единственным смыслом жизни стало посещение могилы Ольги.

Как странно звучит это – немолодая девушка. Она каждый праздник приходит на могилу девочки, её ученицы, и вновь вспоминает ещё один эпизод, приоткрывший тайну Оли, её размышление о лёгком дыхании, которое является обязательным атрибутом настоящей женщины. Немолодая классная дама, так и оставшаяся старой девой, преклоняется перед этим буйством юной неугомонной души Ольги.

Важно

Лёгкое дыхание «рассеялось в мире, в этом облачном небе, в этом холодном весеннем ветре», — заканчивает повествование Иван Алексеевич. Мир оказался для Ольги таким холодным, таким недобрым, он не принял её естества, чистоты и желания настоящей любви.

Но даже эта свежая насыпь и крест, в центре которого находится портрет такой очаровательной девушки с радостными, поразительно живыми глазами свидетельствует о её победе.

Она прожила короткую, но такую яркую жизнь, но и в смерти она по-прежнему жива, а вот классная дама, несмотря на её способность передвигаться, думать, переживать – мертва, у неё нет жизни, потому что нет женской судьбы и радости быть любимой.

Источник: http://litera.su/learner/all-works/bunin-i-a/two-fates-in-bunins-story-easy-breath

Сочинение «Анализ рассказа И. Бунина Лёгкое дыхание»

Человек — повод к взрыву.(Почему вулканы взрываются?).Иногда вулканы взрываются сокровищами.Дать взорваться — больше, чем добыть.М. Цветаева.Начиная писать это сочинение, ставлю перед собой цель разобраться, почему люди неординарные, необычные, люди, «взрывающиеся сокровищами», остаются непризнанными, отвергнутыми обществом.

Оля Мещерская — из таких людей. Излучая негаснущий свет, бодрость духа, жизнерадостность, лёгкость, она у одних вызывала зависть, у других — неприязнь. Хотя все эти люди, как мне кажется, в глубине души восхищались её беззаботностью, смелостью, восхищались её судьбой, поведением, её безудержным счастьем.

Несомненно, личность Оли Мещерской, её характер и образ жизни неоднозначны. С одной стороны, эта сильная личность живёт без страха быть непонятой.

Но с другой стороны, Оля не в силах противостоять обществу, она не выдерживает этой жестокой борьбы с предрассудками, «моральными устоями», которые создаёт толпа, серая и безликая масса людей, не имеющих индивидуальности, не имеющих собственной жизни, осуждающих даже попытки жить так, как нравится.

«Она ничего не боялась — ни чернильного пятна на пальцах, ни раскрасневшегося лица, ни растрёпанных волос, ни заголившегося при падении на бегу колена», — вот чем стоит восхищаться!

Вот чему стоит завидовать! Редкий человек сможет так безбоязненно вести себя, не задумываясь о последствиях, делая всё искренне и легко. Все её слова, действия (то есть поступки) — всё это шло от чистого сердца. Она жила сегодняшним, не боясь будущего, по-настоящему получая удовольствие от жизни.

Если честно, я завидую! Я, наверное, не смогла бы так жить, так беспечно вести себя, да и мало кто смог бы. В этом и состоит уникальность Оли, её индивидуальность, такая судьба как подарок, ею надо гордиться.

Идея рассказа в противоречии двух миров: серого, скучного, безликого общества и светлого, яркого внутреннего мира Оли Мещерской.

Совет

Здесь и конфликт межличностный: «…пошли толки, что она (Оля) ветрена, не может жить без поклонников…

» Общество не принимало поведение Оли, потому что оно выходило за его рамки, Оля же, в свою очередь, возможно, даже с излишней лёгкостью относилась к повышенному вниманию окружающих. Всякий раз недооценивая противника, человек обречён на поражение в борьбе.

Здесь же, в «Лёгком дыхании», конфликт двух миров находит отражение и в пейзаже: с одной стороны, «…апрель, дни серые; холодный ветер звенит венком у подножия креста», а с другой — медальон, в котором «фотографический портрет гимназистки с радостными, поразительно живыми глазами».

И эта лёгкость, радость, живость повсюду.

Читая рассказ, заражаешься той кипящей, бурлящей энергией Оли, тебя словно пронизывают биотоки, посылаемые гимназисткой Мещерской: «изящество, нарядность, ловкость, ясный блеск глаз», «Оля Мещерская казалась самой беззаботной, самой счастливой», «сияя глазами, побежала наверх», «…глядя на неё ясно и живо», «…так легко и грациозно, как только она одна умела», «…

просто, почти весело ответила Мещерская».Олина беззаботность и желание знать всё завели её в тупик. В этом и состоит главное противоречие: живя своей судьбою, Оля открывала для себя новый мир, но в то же время, желая всего и сразу, не задумываясь о смысле своей жизни, она безнадёжно теряла своё детство, юность, молодость.

Слишком рано она познала пошлую сторону любви, так и не разгадав тайну романтического чувства.

Лишь позже, осознав это, а точнее сказать, почувствовав страх, разочарование и стыд, возможно, первый раз в жизни, Оля испугалась: «Я не понимаю, как это могло случиться, я сошла с ума, я никогда не думала, что я такая! Теперь мне один выход…

Я чувствую к нему такое отвращение, что не могу пережить этого!.

Источник: https://shdo.net/sochinenie-analiz-rasskaza-i-bunina-lyogkoe-dyxanie-2/

Сочинение на тему «Любовь в творчестве Бунина»

Эта тайна бытия становится темой бунинского рассказа “Грамматика любви”(1915).

Герой произведения, некто Ивлев, заехав по пути в дом недавно умершего помещика Хвощинского, размышляет о “ любви непонятной, в какое-то экстатическое житие превратившей целую человеческую жизнь, которой, может, надлежало быть самой обыденной жизнью”, если бы не странное обаяние горничной Лушки.

Мне кажется, что загадка таится не в облике Лушки, которая “совсем нехороша была собой”, а в характере самого помещика, боготворившего свою возлюбленную. “Но что за человек был этот Хвощинский? Сумасшедший или просто какая-то ошеломленная, вся на одном сосредоточенная душа?” По мнению соседей-помещиков. Хвощинский “слыл в уезде за редкого умницу.

И вдруг свалилась на него эта любовь, эта Лушка, потом неожиданная смерть ее, — и все пошло прахом: он затворился в доме, в той комнате, где жила и умерла Лушка, и больше двадцати лет просидел на ее кровати…” Как можно назвать это двадцатилетнее затворничество? Помешательство? Для Бунина ответ на этот вопрос вовсе не однозначен.

Обратите внимание

Судьба Хвощинского странно завораживает и беспокоит Ивлева. Он понимает, что Лушка вошла навсегда в его жизнь, пробудила в нем “чувство сложное, похожее на то, какое испытал он когда-то в одном итальянском городке при взгляде на реликвии одной святой”.

Что заставило Ивлева купить у наследника Хвощинского “за дорогую цену” маленькую книжку “Грамматика любви”, с которой не расставался старый помещик, лелея воспоминания о Лушке? Ивлев хотел бы понять, чем была наполнена жизнь влюбленного безумца, чем питалась долгие годы его осиротевшая душа.

И вслед за героем рассказа раскрыть тайну этого необъяснимого чувства попытаются “внуки и правнуки”, услышавшие “преданье сладострастное о сердцах любивших”, а вместе с ними и читатель бунинского произведения.

Попытка понять природу любовного чувства автором и в рассказе “Солнечный удар”(1925). “ Странное приключение”, потрясает душу поручика. Расставшись с прекрасной незнакомкой, он не может обрести покой.

При мысли о невозможности вновь встретить эту женщину “он почувствовал такую боль и ненужность всей своей дальнейшей жизни без нее, что его охватил ужас, отчаяния”. Автор убеждает читателя в серьезности чувств, переживаемого героем рассказа. Поручик ощущает себя “страшно несчастным в этом городе”.

“Куда идти? Что делать?” — потерянно думает он. Глубина духовного прозрения героя ясно выражена в финальной фразе рассказа: “Поручик сидел под навесом на палубе, чувствуя себя постаревшим на десять лет”.

Как объяснить то, что случилось с ним? Может быть, герой соприкоснулся с тем великим чувством, которое люди называют любовью, и ощущение невозможности потери привело его к осознанию трагичности бытия?

Мучения любящей души, горечь потерь, сладкая боль воспоминаний – такие незаживающие раны оставляет в судьбах бунинских героев любовь, и время не властно над ней.

В рассказе “Темные аллеи”(1935) изображена случайная встреча людей, любивших друг друга тридцать лет назад. Ситуация достаточно заурядная: молодой дворянин легко расстался с влюбленной в него крепостной девушкой Надеждой и женился на женщине своего круга.

Важно

А Надежда, получив от господ вольную, стала хозяйкой постоялого двора и так и не вышла замуж, не имела семьи, детей, не узнала обыкновенного житейского счастья. “Сколько ни проходило времени, все одним жила, — признается она Николай Алексеевичу. – Все проходит, да не все забывается.

… Простить я вас никогда не могла. Как не было у меня ничего дороже вас на свете в ту пору, так и потом не было”. Она не могла изменить самой себе, своему чувству. А Николай Алексеевич понял, что потерял в Надежде “самое дорогое, что имел в жизни”. Но это минутное прозрение.

Покидая постоялый двор, он “со стыдом вспоминал свои последние слова и то, что поцеловал у ней руку, и тотчас стыдился своего стыда”. И все-таки ему трудно представить Надежду своей женой, хозяйкой петегбугского дома, матерью своих детей.

Читайте также:  Критика о слове о полку игореве (отзывы критиков о произведении)

…Этот господин придает слишком большое значение сословным предрассудкам, чтобы предпочесть им подлинное чувство. Но он расплатился за свое малодушие отсутствием личного счастья.

Как по-разному осмысливают происшедшее с ними герои рассказа! Для Николая Алексеевича это “история пошлая, обыкновенная”, а для Надежды — не умирающие воспоминания, многолетняя преданность любви.

Страстное и глубокое чувство пронизывает последнюю, пятую книгу романа”Жизнь Арсеньева” – “Лика”. В основу ее легли преображенные переживания самого Бунина, его юношеская любовь к В.В.Пащенко. В романе смерть и забвение отступают перед силой любви, перед обостренным чувством – героя и автора – жизни.

Да, любовь многолика и часто необъяснима. Это вечная загадка, и каждый читатель бунинских произведений ищет собственные ответы, размышляя над тайнами любви.

Восприятие этого чувства очень личностно, и поэтому кто-то отнесется к изображенному в книге как к “пошлой истории”, а кто-то будет потрясен великим даром любви, который, как и талант поэта или музыканта, дается отнюдь не каждому. Но одно, несомненно: бунинские рассказы повествующие о самом сокровенном, не оставят равнодушными читателей.

Каждый юный человек найдет в бунинских произведениях что-то созвучное собственным мыслям и переживаниям, прикоснется к великой тайне любви. Именно это делает автора “Солнечного удара”, всегда современным писателем, вызывающим глубокий читательский интерес.

Источник: https://doc4web.ru/literatura/sochinenie-na-temu-lyubov-v-tvorchestve-bunina.html

«Разум и чувство» в рассказе Бунина «Легкое дыхание»?

Тематика разума и чувств, в романе Бунина легкое дыхание, отображено в оценки обществом главной героине произведения и в ее легком чувственном образе, который вызывал негодование у многих чопорных женщин, ее общества.

При чем в силу того что они стояли над ней как над гимназисткой и порицая ее, создали ей определенно негативный образ, за счет ложного впечатления от которого, в последствии, было оправдано вопиющие зло, совершенное над главной героиней.

Начнем с того, что в образе этой девушке, которая являлась главной героиней и которую звали Ольга Мещерская, совершенно не было никакого формализма не в плане одежды, не в плане поведения. Как известно всем, формализм во всем, как правило всегда в той или иной мере отягощает человека, загоняя его в свои рамки и диктуя свое видение того как стоит себя вести и одеваться.

Совет

Если брать те моменты, когда пред его оковами предстает человек легкий, который находится непосредственно на пути своего созревания и хочет радоваться жизни, ощутив его то самое легкое дыхание, которым автор назвал все свое произведение, тем самым, только обострил ту проблематику вызванную зверством, ради поддержания собственного самолюбия и реноме, которые подтолкнули одного человека, убить другого.

Однако сама Ольга Мещерская к тому времени еще и подумать не могла, что ей, как легкому и свободному человеку, который живет, радуется и наслаждается жизнью что то может угрожать. Она жила, радовалась, флиртовала, легко дыша в обе ноздри и при этом, всегда была искренней в своих отношениях как с людьми, так и с поклонниками.

За счет этого, к ней обществом, помимо ярлыка вульгарной особы, которая демонстрирует все это, просто на гране не приличия и даже разврата, прикрепился еще один страшный и отталкивающий ярлык. За счет своей прямоты, ее посчитали жестокой разбивательнецей сердец, что по тем меркам в купе с ее якобы вульгарность, делал из нее однозначно отрицательную героиню.

На самом деле обращаясь вновь к названию произведения, мы видим, что именно в описании героини, автор и показывает то самое легкое дыхание и стремление жить. Причем в легкости и есть по мнению Бунина этот смысл, который он показывал и в остальных своих произведениях.

В частности в произведении «Господин из Сан Франциско», он так же осуждал порочное общество и так же с особым трепетом и яркими красками, описывал танцы полудиких людей на островах, которые были предельно непосредственными.

Тут подчеркивается и само отношение Бунина к этим оковам и тискам общества, который хоть и был дворянином по происхождению, но всегда пытался отдалится от своего окружения и выйти за за границы этих рамок и оков формализма.

Трагедия, которая случилась с девушкой, по сути получилась опять же в силу всех тех порочных связей ее окружения и ее семьи. Все потому, что как то раз, когда она одна была дома, к ней в дверь постучал друг их семьи, звали которого, Алексей Михайлович Малютин.

Обратите внимание

Естественно как по нынешним социальным нормам, которые регулируют общественные отношения, так и по тогдашним, что девушка, пусти его к себе в гости.

В какой то момент их общения, когда Ольга почувствовала недомогание и прилегла на кровать, Малютин обрушил на нее все свои чары обольстителя, которые стоит сказать он ценил и считал что они у него находятся на запредельном уровне, что потом в итоге и приведет к роковой развязки. Пока же, у Ольги, которой на тот момент было 15 и у Малютина, которому было 56 лет, случилась близость.

Тут стоит сказать только одно: «О времена, о нравы!

Если брать наш век и переносить действия романа на него, то у нас бы Малютина, несомненно бы осудили за изнасилования и педофилию, как на его месте реально судили людей, которые быть может и не насиловали, но вступали в контакт с женщинами, которым не было и 16.

Однако в то время, все развивалось куда стремительнее, хотя несомненно, законы, это тот же формализм, который порой доведен до абсурда или вообще не доработан, а от того, и портится жизнь у людей, чьи отношения он регулирует.

После этой близости, мужчина как казалось бы, либо должен залечь на дно, либо со всей пылкостью чувств, предложит даме руку и сердце.

Однако поворот в произведении Бунина, реально становится настолько крутым, что просто шокирует, так как этот самый престарелый и сам по себе ничтожный Малютин, на вокзале, убивает девушку, которую он в силу своей беспринципности добился, как показывается в романе, просто что бы доказать себе свою состоятельность которая бы отображалось в том, что юная дитя, начала бы им восхищаться.

При этом, то чего он ждал, обернулось для него обратной стороной в виде презрения юной прелестнице, что вызвало как оказалось у крайне закомплексованного человека, последнюю стадию агрессии, под влиянием которой он пошел на убийство.

При этом что же мы видим в развязки романа, когда прекрасное дитя Ольга, которую оставило ее легкое дыхание, отошла в мир иной. Здесь уже Бунин однозначно показывает, насколько абсурдно общество его дней.

Все потому, что лишившего человека жизни, за субъективную оценку уровня привлекательности Малютина, который как передает через свои мысли Бунин был ей мерзок и до крайности неприятен.

Важно

Именно за это, этот ничтожный человек, которому Бунин как видится из содержания этого романа дал фамилию Малютин, так как он был слишком мал для больших свершений и даже для восприятия критики.

Так вот на фоне всей этой нравственной абсурдности, Бунин показывают еще более острую, в лице оправдания Малютина, которого посчитали правым, в силу предрассудков, которые окутывали образ Ольги в начале романа.

Главная мысль очищающая в обществе априори в высшей степени преступника, который лишил жизни 15 летнее дитя, было то, что именно она его соблазнила и в свои 15 лет им воспользовалась, а потом еще и в довесок бросила.

Оправдания человека, причем официальные, который пошел на убийство, да еще и с таки мотивом, наводят меня на мысль тех философов и социологов, которые изучая общественные отношения в разные времена полного и целостного исторического периода в который живут люди, считают что век в который мы живем, реально самый гуманный.

Источник: http://www.bolshoyvopros.ru/questions/2250427-razum-i-chuvstvo-v-rasskaze-bunina-legkoe-dyhanie.html

Готовые школьные сочинения

Дек 24 2015

Тема любви в творчестве И. А. Бунина

Трагедия и поэзия любви воспеты А. И. Буниным во многих произведениях. Надолго остаются в памяти читателя «Солнечный удар» и «Легкое дыхание», «Митина любовь» и, конечно, сборник рассказов «Темные аллеи».

Прекрасные женские образы, глубокий психологизм автора, проникновение в тайны Алл С о ч.

Р У человеческой души, нежность и трепетность чувства, соединение, казалось бы, несовместимых в человеческой душе проявлений любви и ненависти, страдания и счастья — вот то, что делает произведения Бунина особенно яркими для восприятия читателей.

Один из наиболее типичных таких рассказов, объясняющих представления автора о любви, — «Солнечный удар». Сюжет обычен и зауряден: дорожное приключение замужней дамы и молодого офицера. Поручик привык к легким победам над женщинами, и его мотивы чисто потребительские, эгоистичные.

О женщине он знает лишь то, что она замужем, у нее маленькая дочь, к ней она возвращается после отдыха в Анапе. Они всего одну ночь провели в гостинице и расстались.

Но писателя интересует не история пошлого «романа», а то, что случилось дальше.

Настояв на том, чтобы поручик задержался в этом городе, героиня уезжает одна, на прощание сказав ему странные для него слова о том, что их обоих постигло «что-то вроде солнечного удара». Почему она уехала первая?

Да, ее ждала семья, долг, возможно, она боялась разочарования в случае продолжения отношений. Но возможно и то, что женщина поняла первая: произошло чудо, и возвращение к обыденной жизни после необыкновенной ночи не только испугало ее, но и показалось единственным выходом — оставить эту ночь ярким воспоминанием своей жизни.

Совет

А герой испытывает совершенно необычную гамму чувств, выражаясь словами А. С. Пушкина, «душе настало пробужденье». Автор подробно рисует страдание героя, как мучительно для него равнодушие и счастье окружающего мира, какой бессмысленной кажется ему жизнь без любимой женщины.

У него обострены все чувства: зрение, слух, обоняние, он остро ощущает все запахи и звуки, сердце его переполняет страдание.

Измученный, он заснул и, проснувшись, чувствует себя постаревшим на десять лет. Сила любви пробудила в нем духовное начало. Любовь представляется писателю как гармония духовного и плотского, земного и неземного, и позднее прозрение героя привело к перерождению его души.

Сила любви — в духовной значимости ее для человека, она превращает быт в бытие, существование — в подлинную жизнь, жизнь человеческой души, оставляя глубокий след в духовном мире человека. И здесь возникает еще одно противоречие: по мысли Бунина, всякая любовь — великое счастье, но она кратковременна, трагична.

Счастье не может быть длительным, оно всегда ярко и недолговечно.

Короткое счастье Мити, героя рассказа «Митина любовь», сменяется муками ревности и разлуки и ожиданием письма от любимой девушки. Надо отметить, что Бунин — один из первых художников, кто так тонко и целомудренно-показал чувственную сторону любви, не переступая грани прекрасного и возвышенного. Причем сама по себе физическая любовь мало что дает человеку.

В отсутствие Кати староста устраивает Мите свидание с Аленкой, но ничего, кроме разочарования, ему это не приносит. Тем более опошляющими их близость звучат слова Аленки о том, где и почем можно купить поросят, что приземляет чувства героя, усиливая его страдания.

Физиология не заменяет любви, мир реальной жизни противопоставлен миру чувств в душе героя как нечто пошлое, грязное, обыденно-серое. И трагедия Мити и Кати, соблазненной директором театральной школы, — торжество этой грязной прозы жизни.

Единственный способ прекратить страдание, раздирающее его душу, Митя видит в самоубийстве.

Грубая и грязная проза жизни торжествует в рассказе «Легкое дыхание», где Оля Мещерская, чистая и юная душа, готовая любить и быть счастливой, становится жертвой этого мира.

Ее переживания не показаны детально, дана лишь страничка из дневника, где она вначале описывает свою радость и счастье от окружающего ее мира и отвращение после того, как ее соблазнил немолодой уже человек.

Ей кажется, что жить после этого невозможно, и ее смерть представляется не случайной — впечатление такое, что она сама стремится к этому. Пронзительный холодный весенний ветер, звон фарфорового венка на кладбище — и живые радостные глаза девушки на фотографии.

Обратите внимание

Такой контраст оставляет ощущение трагичности происходящего, горькое сожаление о гибели души, чье «легкое дыхание» теперь рассеяно в холодном весеннем ветре. Чистая любовь противопоставлена грязи, прозе жизни и быта.

Читайте также:  Образ и характеристика лизы бричкиной в рассказе а зори здесь тихие сочинение

Герои рассказа «Темные аллеи» давно расстались, но Надежда, сохранившая любовь в своем сердце, сумела и сохранить себя как личность, многого добиться в жизни. Николай Алексеевич, бросивший ее из-за предрассудков общества, наказан жизнью: его оскорбительно обманула жена, негодяем вырос сын.

Надежда не прощает его, не забывает обиду именно потому, что жива в ее сердце старая любовь. Герои не властны над собой так же, как человек не волен в своей любви, потому они не могут контролировать свои чувства, несчастны.

Ведь жизнь души неподвластна разуму, неизъяснима. Единственная сила, достойная соперничать с любовью, — это сила веры, религии. У героини рассказа «Чистый понедельник» в жизни есть все — комфорт, изящество, независимость, возможность наслаждаться жизнью. Но в душе нет счастья и покоя, она чувствует неудовлетворенность и потому избирает иной путь в жизни — путь служения Богу.

Возлюбленный ее не понимает, долго мучается их разрывом, пока однажды не встречает ее во время богослужения. Один лишь ее взгляд дает понять герою, что есть чувства не менее высокие и сильные, чем любовь, но это тоже загадка, тайна, неподвластная человеческому разуму.

Итак, любовь в произведениях И. А. Бунина предстает как огромная, грозная сила, способная перевернуть всю жизнь и мироощущение героев.

Она трагична и приносит человеку страдание, но она же и дает ему незабываемые минуты счастья, возвышая его, поднимая его над миром житейской суеты и запоминаясь на всю жизнь.

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани — » Тема любви в творчестве И. А. Бунина . Литературные сочинения!

Источник: http://www.testsoch.net/tema-lyubvi-v-tvorchestve-i-a-bunina/

Бунинская философия любви (по рассказу «Легкое дыхание») — Пример сочинения

О любви писали, наверное, все писатели и поэты, но насколько разными являются люди, настолько разным возникает это чувство в художественных произведениях. Выдающийся русский писатель Иван Бунин тоже создал собственную «философию любви».

По его мнению, любовь — это «темные аллеи», наполненные чем-то таинственным и неожиданным, это замечательный миг, который часто ведет к трагическому финалу и который очень легко потерять или не узнать своевременно. Потом могут прийти тяжелые разочарования, грусть, и даже гибель иногда является избавлением для чувства.

В произведениях Бунина случаются трагические финалы из-за конфликта между идеальным и реальным, но гибель героев почему-то довольно часто возникает у него светлой, по крайней мере, имеет вид лучшей из возможных развязок.

Важно

С подобным противоречием реального и идеального мы сталкиваемся и в рассказе «Легкое дыхание». События произведения на первый взгляд могут показаться грязными и залосненными.

Молодую девушку соблазняет старый развратник, сама она ведет непонятную игру в любовь с казачьим офицером, который был «некрасивый и плебейского вида, который не имел ровно решительно ничего общего с тем кругом, к которому принадлежала Оля Мещерская». Но на самом деле грязи или «чернухи» в рассказе нет, наоборот, он насыщен особой лирической атмосферой.

В «Легком дыхании» Бунин использует прием, который можно назвать «доказательством от обратного» — даже при таком развитии событий любовь будет оставаться чем-то светлым и неприкосновенным, она выше будничной грязи.

Рассказ начинается и заканчивается описанием кладбища, на котором похоронена девушка. Возле могилы Оли, смотря на фотокарточку умершей, классная наставница сама себе задает риторический вопрос: как совместить с этим чистым взглядом то ужасное, что соединилось теперь с именем Оли Мещерской?.

Он не нуждается в ответе, но ответ присутствует вне слов во всем тексте рассказа. Оля Мещерская воспринимается как воплощение юной женственности, жажды любви, мечтательности. Вопреки установкам общественной морали, ее поступки и ее образ почти у всех вызывают увлечение.

почему-то «никого не любили так младшие классы, как ее», почему-то классная наставница, которая раньше старалась остановить Олю и осуждала ее «преждевременную» женственность, соблюдая общепринятые моральные ценности, после гибели девушки каждое воскресенье приходит на ее могилу, живет мыслями о ней, да еще и ощущает себя счастливой «как все отданные какой-то страстной мечте люди».

Оля Мещерская создана для счастья, поэтому и находит его в безобразной действительности. Именно это дает ощущение «легкости дыхания», которую невозможно сохранить в залосненной действительности. Окружающие подсознательно ощущают эту ее особенность, поэтому и тянутся к ней. Она будто заражает других своей радостью.

Олю Мещерскую убивает упомянутый выше офицер, невольно введенный в заблуждение игрой девушки. Убивает, так как был близок с ней, верил в ее любовь и не смог смириться с потерей своей иллюзии. Но не каждый человек может вызвать такую сильную страсть. Много кого бросают любимые, и очень редко влюбленные доходят до таких крайностей.

Это снова же таки свидетельствует о яркости личности Оли.

Ее поступок был жестоким, но можно догадаться, что, имея такую особую натуру, она одурманила голову этому офицеру неумышленно. Возможно, в отношениях с ним Оля сама искала свою мечту, но не могла найти. Она ощущала отвращение к отцовскому другу Малютину, который повел себя с ней, мягко говоря, не благородно.

То, что состоялось между ними, могло просто сломать ее, как это было со многими девушками. Она могла погрузиться в бездну страданий и прожить в них остаток жизни, могла начать ненавидеть весь мир.  Но этого не произошло: запас любви и стремление к счастью в душе Оли оказались чрезвычайно большими.

Совет

Вместо этого она «совсем обезумевшая от радости», компенсируя этим собственное отвращение и унижение.

Энергия молодости, мечты, жажда любви были у нее несравненными, но не находили достойного выхода, а поэтому она и начинала «романы» то с офицером, то с гимназистом Шеншиным, не могла жить без поклонников, но вопреки всему глубина души этой девушки осталась нетронутой. Мечты своим светом одухотворяли все ее извне аморальные поступки. Поэтому, наверное, и общее впечатление от ее образа остается преисполненным чем-то светлым и прекрасным. «Легкое дыхание» не угасло под давлением обстоятельств. Не уничтожила его даже смерть Оли:

«Теперь это легкое дыхание снова рассеялось в мире, в этом омраченном небе, в этом холодном весеннем ветре». Такими лирическими строками заканчивается рассказ.

Они же передают идею автора: любовь, даже такая «рассеянная», которая не нашла своего настоящего героя, всегда является чудом, всегда найдет ответ в душах других людей.

Пусть действительность не позволила девушке воплотить мечты, и разногласия с ней привели к трагедии: Оля, однако, принесла в мир что-то одухотворенное, способное вдохновлять.

Источник: http://schooltask.ru/buninskaya-filosofiya-lyubvi-po-rasskazu-legkoe-dyxanie/

Смысл названия и проблематика рассказа «Легкое дыхание» И.А. Бунина

Одним из самых широко известных произведений И.А. Бунина является, несомненно, рассказ «Легкое дыхание».

Можно предположить, что толчком к его написанию послужила поездка писателя на Капри, где во время прогулки писатель увидел на небольшом кладбище надгробие с медальоном.

На нем была изображена совсем еще молодая и необыкновенно красивая девушка со счастливым выражением лица. Трагизм этой страшной противоречивости, видимо, настолько поразил писателя, что он решил «оживить» героиню на страницах своей прозы.

Образ «легкого дыхания», организующий весь рассказ, взят из старинной книги, которую читает главная героиня Оля Мещерская, пересказывая подруге особенно поразивший ее эпизод.

Там говорится о том, что женщина должна уметь быть красивой и самое главное в ней — как раз «легкое дыхание». Героиня радостно заключает, что у нее оно есть и что в жизни ее ждет только счастье.

Однако судьба распоряжается иначе.

Центральный персонаж этого рассказа — гимназистка Оля Мещерская. Она славится своей красотой, милой непосредственностью, очаровательной естественностью.

«Она ничего не боялась — ни чернильных пятен на пальцах, ни раскрасневшегося лица, ни растрепанных волос, ни заголившегося при падении на бегу колена», — с любовью пишет о ней автор рассказа. В Оле есть даже что-то от Наташи Ростовой -такое же жизнелюбие, такая же открытость всему миру.

Никто лучше Оли не танцевал, не катался на коньках, ни за кем так не ухаживали. Это юное существо с блестящими, живыми глазами, казалось, создано лишь для счастья.

Обратите внимание

Но один казачий офицер, добивавшийся близости с ней и получивший отказ, одним выстрелом обрывает эту юную прекрасную жизнь.

Финал этот слишком трагичен, и порою хочется упрекнуть 'писателя за такой тягостный конец. Но вдумаемся: действительно ли выстрел убил героиню? Может быть, офицер лишь нажал на курок, а трагедия случилась гораздо раньше?

Действительно, читая рассказ, удивляешься, почему, кроме Оли, в этом провинциальном городке нет ни одного человека, хоть сколько-нибудь достойного быть изображенным с таким же любованием. Остальные герои просто оставляют нас равнодушными, как, например, подруга Мещерской, или же вызывают отвращение.

Таков друг Олиного отца пятидесятишестилетний Малютин. Весь город словно пропитан удушливой атмосферой пошлости, косности и разврата.

Действительно, чем можно объяснить поведение Оли? Да, она очаровательна, мила, естественна, но, читая сцену, где Мещерская признается начальнице гимназии, что она уже женщина, невольно смущаешься от такой ужасной раздвоенности личности: с одной стороны, Оля — само совершенство, с другой же — она всего лишь девица, слишком рано познавшая радость плотских утех. Эти противоречивые образы одной и той же героини не дают понять ее характер однозначно, и иногда в голову приходит почти хулиганская мысль: не есть ли Оля набоковская Лола, введенная Буниным в литературу задолго до автора «Лолиты»?

На мой взгляд, мотивы поступков героини «Легкого дыхания» очень трудно оценить с логической точки зрения. Они иррациональные, «утробные».

Раскрывая образ такой неоднозначной героини, как Мещерская, не нужно бояться рассматривать разные и даже противоположные точки зрения. Выше мы сказали, что судьба и характер Оли есть порождение косной провинциальной среды, где она выросла.

Теперь же, столкнувшись с поразительной противоречивостью героини, можно предположить совсем иное.

Важно

Бунин, как известно, хоть и считается последним классиком критического реализма, все же не до конца следует его принципам изображения действительности.

Сказать, что Мещерская есть всего лишь порождение среды, растлевающей и убивающей молодую невинность, значит, на мой взгляд, рассматривать рассказ слишком прямолинейно, обедняя тем самым первоначальный авторский замысел.

Исправьте общество, и пороков не будет — так говорили в XIX веке, но в XX все чаще не ищут причин, говоря, что мир непознаваем. Мещерская такова, и больше ничего. В качестве еще одного аргумента можно вспомнить рассказы Бунина

о любви, в особенности — «Темные аллеи», где поступки героев тоже очень сложно мотивировать. Ими словно управляет какая-то слепая, нерассуждающая сила, стихийно дающая людям счастье с горем пополам. В целом для Бунина характерно как раз такое мировосприятие.

Вспомним рассказ «Господин из Сан-Франциско», в котором судьба неожиданнейшим образом распоряжается жизнью героя, не давая никаких объяснений.

В свете этих рассуждений можно составить суждение об Оле, противоположное и в какой-то мере уравновешивающее наши первые выводы: писатель в образе непохожей на других гимназистки хотел показать истинную природу женщины, полностью находящейся во власти слепых, «утробных» инстинктов.

Убеждение в том, что жизнь распоряжается нами исключительно по своему усмотрению, как нельзя лучше иллюстрируется примером юной девушки, слишком рано познавшей жизнь и от того безвременно погибшей.

Наверное, однозначного ответа на вопрос, кто же на самом деле есть Оля, какие проблемы поднимает Бунин в этом рассказе, дать нельзя, да и вряд ли нужно.

Совет

Глубже проникнуть в образ главной героини, лучше понять специфику и проблематику рассказа и попытаться примирить две противоположные точки зрения, изложенные выше, можно, подумав над названием.

«Легкое дыхание», которое «навсегда рассеялось в этом холодном ветре», — это, на мой взгляд, образное выражение того, что есть в человеке духовного, истинно человеческого.

Очаровательная и в то же время развращенная гимназистка, глупый и злой офицер, убывший ее, провинциальный городок со всеми своими уродствами — все это останется на грешной земле, а этот дух, живший в Оле Мещерской, унесется ввысь, чтобы снова воплотиться во что-нибудь и напомнить нам, что кроме наших суетных и мелких помыслов и дел в мире есть еще что-то такое, что неподвластно нам. В этом, на мой взгляд, непреходящее значение выдающегося рассказа Ивана Алексеевича Бунина.

Источник: http://lit-helper.com/p_smisl_nazvaniya_i_problematika_rasskaza_legkoe_dihanie_i_a__bunina

Ссылка на основную публикацию