Теория раскольникова суть и смысл в романе преступление и наказание достоевского сочинение

Смысл теории Раскольникова и причины ее крушения в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

Смысл теории Раскольникова и причины ее крушения. Главный герой романа «Преступление и наказание», бедный студент Родион Раскольников, убежден, что весь род человеческий делится на две неравные части.

Смысл теории Раскольникова и причины ее крушения в своей статье, написанной за полгода до преступления, он говорит, что «люди, по закону природы, делятся на два разряда: на низших (обыкновенных), так сказать, на материал, служащий единственно для зарождения себе подобных, и на собственно людей, то есть имеющих дар или талант сказать в своей среде новое слово». Смысл деления на два разряда — утверждение «права сильного» преступать закон и совершать преступления. Раскольников говорит об одиночках, возвышающихся над толпой: это — «сверхчеловек, живущий по закону, им самим себе данному. Если ему надо, для своей идеи, перешагнуть хотя бы и через труп, через кровь, то он внутри себя, по совести, может, по-моему, дать себе разрешение перешагнуть через кровь».

Раскольников берется на деле доказать, что он — необыкновенная личность. Он тщательно обдумывает и приводит в исполнение ужасный замысел: убивает и грабит старую, скупую и ничтожную процентщицу Алену Ивановну.

Обратите внимание

Правда, при этом принимает смерть и ее тихая кроткая сестра Лизавета, никому не причинявшая зла. Раскольников не сумел воспользоваться плодами своего преступления, его замучила совесть.

Но сам он верит в свою теорию даже тогда, когда идет признаваться в убийстве, считая, что это он сам не оправдал надежд.

В России переломных шестидесятых многие были склонны считать себя людьми, стоящими над другими. В частности, стремление обогатиться одним ударом было закономерным проявлением духа наживы, обуявшего крупную и мелкую буржуазию (в романе эта стихия именуется Лужиным).

Раскольников добивается не богатства и комфорта, он хочет осчастливить человечество. В социалистические идеи и революционную борьбу он не верил. Он хотел стать таким властелином, который употребил бы силу и власть на то, чтобы вывести человечество из унижения в светлый рай.

Для него власть — не самоцель, а лишь средство воплощения идеала.

При этом Раскольников сам не замечает, как нарушает собственные правила. Для сильной личности не существует других, а он все время пытается что-то делать для людей (то отдает скудные деньги Мармеладовым, то пытается спасти пьяную девочку на бульваре). В нем слишком сильно развито сострадание.

И хотя он доводит замысел до конца, в душе Раскольникова сражаются совесть, протестующая против пролития крови, и разум, оправдывающий убийство. Эта раздвоенность и привела к крушению идеи Раскольникова. Он желал стать Наполеоном и Мессией, Спасителем, в одном лице. Но тиран и добродетель не совмещаются.

Идея Раскольникова не оправдала себя именно потому, что задавленный голодом, болезнью, нищетой Родион оказался живым и совестливым человеком, готовым нести ответственность за свои поступки.

Источник: https://prepodka.net/smysl-teorii-raskolnikova-i-prichiny-ee-krusheniya-v-romane-f-m-dostoevskogo-prestuplenie-i-nakazanie/

Сочинение «Теория Раскольникова (по роману Достоевского «Преступление и наказание»).»

Социально-философский роман «Преступление и наказание» был написан в 1866 году. Федор Михайлович Достоевский воспроизводит картину жизни в России середины 19 века, когда началась активная борьба новых революционных сил, еще больше углубились социальные противоречия.

В своем романе автор выступает против существующего социального устройства общества, которое толкает человека на преступление. Достоевский показывает не просто преступление, а чувства, мысли, переживания человека и причины его злодеяния.

Главным героем романа является Родион Раскольников, бывший студент, разночинец, который живет в глубокой нищете без всякой надежды на улучшение своего положения. Он наделен многими положительными качествами: умом, добротой, отзывчивостью.

Важно

В нем немало добрых начал, но нужда, тяжелые жизненные обстоятельства доводят его до изнеможения.

И вокруг себя Раскольников видит нищету и бесправие. Именно в такой обстановке, где вынужден обитать герой, и могла зародиться его бесчеловечная теория.

Согласно теории Раскольникова, люди делятся на «тварей дрожащих» и на особых людей, которые «право имеют» на совершение преступления ради великих задач. «Необыкновенные» — это те люди, которые управляют миром, достигают высот в науке, технике, религии.

Они могут и обязаны уничтожать все на своем пути к достижению цели, необходимой всему человечеству.

В основе теории лежит утверждение, что счастье для большинства возможно путем уничтожения меньшинства. Сам главный герой пытается выяснить, кто же он: «тварь дрожащая» или «право имеющий».

Себя Раскольников пытается отнести к последней категории. Он решает совершить пробу, чтобы убедиться в своей принадлежности к сильным личностям. Раскольников идет на убийство старухи-процентщицы.

Желая сделать мир лучше, избавить его от несправедливости, герой становится убийцей.

Содеянное зло никому не приносит пользы. Достоевский начинает опровержение теории Раскольникова. Убийство стало началом всех нравственных страданий Родиона. Его мучает совесть, он боится быть пойманным, боится выдать себя и сделать лишний шаг. Герою не удался эксперимент над собой. Он не смог без угрызений совести «переступить через кровь».

Раскольников приходит к выводу, что он такая же »тварь дрожащая», как и все остальные люди. Сознание бессмысленности совершенного злодеяния тяжелым гнетом ложится на душу Родиона. Но пока он никак не хочет разувериться в своей теории, продолжает считать свои идеи правильными. Смерть старухи отрезала его от окружающих.

Теория, которая должна была вывести его из тупика, завела его в еще более беспросветный тупик. Раскольников чувствует свою полную отгороженность от мира и людей.

Совет

Понять истину случившегося в таком одиночестве невозможно: сознание героя не может самостоятельно вырваться из круга идей, определенных теорией. Он мечется в поисках живой души, которая смогла бы выслушать его и облегчить страдания.

Родион открывается Соне Мармеладовой, которая является также преступницей, нарушившей нравственный закон, погубившей свою душу.

Под влиянием Сони Раскольников сознается в убийстве и получает справедливое наказание. Даже на каторге он не хочет отступить от своей теории. Осознание вины и покаяние дается Родиону не сразу. Именно доброта, вера в людей и в бога Сонечки Мармеладовой помогают герою отказаться от своей бесчеловечной теории.

Окончательный крах идеи происходит в его последнем сне, в котором люди убивают друг друга во имя счастья всего человечества. Пустынная земля—вот логический итог теории Раскольникова.

И только после этого сна начинается освобождение его из-под власти идеи, начинается его постепенное возвращение к людям. Родион начинает понимать, что все люди одинаковы и все достойны счастья, к которому каждый должен стремиться, помогая другим.

Он отказывается от своей теории, приходит к христианским ценностям, понимает, что счастье не может быть построено на преступлении.

Источник: https://shdo.net/sochinenie-teoriya-raskolnikova-po-romanu-dostoevskogo-prestuplenie-i-nakazanie/

Смысл теории Раскольникова

Автор: Достоевский Ф.М.

В своем социальном, психологическом и философском романе “Преступление и наказание”, написанном в 1866 году, Федор Михайлович Достоевский воспроизвел жизнь России в 60-е годы XIX столетия, когда страна переживала мощные социальные сдвиги и перемены.

Резкой критике Достоевский подвергает буржуазную цивилизацию, которая порождает не только видимое зло, но и то худшее, бесчеловечное, что таится в глубине человеческого сознания.

Главным героем романа является Родион Раскольников, бывший студент, который живет в глубокой нищете без всякой надежды на какое-то улучшение своего положения. Но, несмотря на то что Раскольников является всего лишь “маленьким человеком”, он — яркая индивидуальность. Он умен, наделен выдающимися способностями, склонен к самоанализу, любит ближних.

Обратите внимание

Но нищета, из которой уже не способен подняться человек, комната, похожая на гроб, постоянные крики и стоны людей — все это повлекло за собой рождение теории Раскольникова.

Он понимал: для того, чтобы изменить свою жизнь, судьбу матери и сестры, надо изменить весь существующий порядок вещей. В нем рождается чувство протеста, и он восстает против всего мира в одиночку, по своей, им самим выработанной программе.

Анализируя причины существующего в мире несправедливого порядка вещей, Раскольников приходит к выводу, что на свете существует два разряда людей: “материал”, годный лишь для воспроизводства себе подобных, и гении, такие как Магомет и Наполеон, которые имеют право жертвовать ради своих интересов жизнями других людей, не останавливаясь при необходимости и перед преступлениями.

Для того чтобы избавить мир от несправедливости и доказать себе, что он не “тварь дрожащая”, Раскольников идет на убийство старухи-процентщицы. Он одержим идеей всеобщего блага. Желая сделать мир лучше, он становится убийцей и несет наказание за содеянное преступление.

Жизнь преподносит ему урок, заключающийся в нравственных муках, которые он испытывает после совершения убийства. Достоевский исследует сознание и подсознание героя. Подсознание подсказывает герою, что он убил не старуху, а себя, свою душу.

Для этого писатель вводит в текст романа сны и видения героя.

Содеянное зло никому не принесло пользы. После совершения преступления герой постоянно подвержен и болезни физической: он часто впадает в беспамятство, его лихорадит. Он ослаблен, порой не может даже подняться с кровати. Он уже и сам осознает, что напрасно уверил себя в высшей целесообразности и оправданности своего “эксперимента”.

В этот момент он решается открыть свою тайну Сонечке Мармеладовой, которая также является преступницей, нарушившей нравственный закон, погубившей свою душу. Именно Соня, ее жертвенность, милосердие, смирение, покорность судьбе сыграли ведущую роль в развенчании теории Раскольникова.

Он осознает, что его эксперимент ни к чему не привел: он не реализовал себя как сверхчеловек.

Предпринятая им проба доказала, что Наполеон и Мессия в одном лице несовместимы, что тиран и благодетель рода человеческого несоединимы в одном лице.

Его попытка привести мир к справедливости и доказать себе свое высокое назначение в мире людей терпит крах. При этом терпит крах и теория Раскольникова.

Осознав неправильность своих суждений, он сознается в убийстве и получит справедливое наказание, которое явится для него освобождением от нравственных мук.

Важно

Родион Раскольников, осознав гибельность своей теории, ее античеловеческую, антигуманную сущность, возрождается к новой жизни — “впрочем, — говорит Достоевский, — это уже совсем другая история”.

Таким образом, писатель в своем романе проводит мысль, что преступление, какую бы благородную цель оно ни преследовало, недопустимо в человеческом обществе, что теория, направленная на уничтожение даже одного человека, не имеет право на существование.

Источник: http://MirZnanii.com/a/358951/smysl-teorii-raskolnikova

Сочинение на тему: Смысл и истоки теории Раскольникова в романе «Преступление и наказание»

В романе «Преступление и наказание» Достоевский продол­жил тему униженных и оскорбленных, соотнеся ее с темой бун­та человека, не желающего быть «тварью дрожащей». В центре произведения история преступления студента Родиона Раскольникова, убившего старуху-ростовщицу. Почему умный, честный молодой человек совершает это преступление?

Раскольников беден, бедна его семья. Он видит жертвенность сестры, готовой идти замуж за нелюбимого, но богатого Лужи­на, чтобы помочь брату. С состраданием он наблюдает нищен­скую трагическую жизнь семьи Мармеладовых. В тесных, затх­лых квартирах и подвалах Петербурга мучаются задавленные бо­лезнями, нищетой, несправедливостью «бедные люди».

Страш­ная картина социального неравенства заставляет героя искать причины его, размышлять, анализировать. Раскольников пыта­ется найти выход. Но собственная бедность, желание помочь своим ближним — не главные причины совершенного преступ­ления. Сам герой признается: «… Если б только я зарезал из того, что голоден был… то я бы теперь… счастлив был».

Раскольников делит всех людей на две категории: одни могут лишь покорно следовать сложившемуся порядку — их большин­ство; другие способны нарушать установленные законы и при­знанные нормы морали, становиться владыками судьбы, не ос­танавливаясь перед преступлениями, — это «избранные», «необыкновенные» люди, среди них величайший — Наполеон. В этих индивидуалистических идейных построениях Раскольников хочет найти свое место. Он одержим идеей на практике прове­рить, «тварь ли я дрожащая или право имею…» Он должен дока­зать, что законы морали существуют для других, ему же дано право преступать их. Убийство старухи — не импульсивное движе­ние, а продуманный шаг. Раскольников рассматривает его как эксперимент, как моральное испытание. Он понимает, что со­вершает зло, но он сознательно преступает свою натуру. «Имею ли право?» — этот вопрос волнует Раскольникова больше стару­хиных денег.

Достоевский выделяет в преступлении Раскольникова преж­де всего факт нарушения нравственных законов, а не юридиче­ских. Бунт героя против бесчеловечности сам бесчеловечен. Рас­кольников переживает мучительный кризис. «Я не старуху убил, я себя убил», — говорит он Соне Мармеладовой.

Раскольников считал, что за свои действия он ответствен только перед собой, а суд людей, их мнение для него не важны, но оказалось, что «разомкнутость и разъединенность с челове­чеством» очень тяжелы и мучительны.

Читайте также:  Тема рассказа господин из сан-франциско бунина сочинение

В развенчании идеи сверхчеловека, преступающего нравст­венные законы, большое значение имеют другие персонажи, особенно «двойники» Раскольникова.

Совет

С некоторым изумлением и с отвращением Раскольников уз­нает себя в Лужине — расчетливом и бессердечном дельце. Лу­жин все свои действия оправдывает политической экономией, которая отбрасывает мораль, а на ее место ставит голый расчет.

Согласно рассуждениям Лужина, человек должен заботиться о «личном интересе», и только. «Экономическая» мораль Лужина приводит к мысли, что «людей резать можно». Это низменный вариант принципа Раскольникова «все дозволено».

Другим «двойником» Раскольникова является Свидригайлов, аморалист и циник, потерявший различие между добром и злом. В восприятии Свидригайлова идеи Раскольникова выглядят по­шлыми и банальными.

Презрение к нравственным нормам, рас­пущенность ведут к нравственной опустошенности и в конеч­ном счете к оправданию преступления.

Раскольникову невыно­сима мысль о том, что его теория сходна с теориями Лужина и Свидригайлова, что она «как все».

Можно сказать, что многие персонажи романа — это овеще­ствленные проекции души Раскольникова: каждый, вплоть до забитой насмерть лошади из сна Раскольникова, несет в себе частичку его личности. Они все — осколки души героя, которые он не может собрать воедино. И это будет происходить до тех пор, пока Раскольников не вынесет сам себе приговор.

Сюжет «Преступления и наказания» проходит через две куль­минации. Первая точка — преступление, вторая — наказание. Раскольников должен пройти оба состояния, чтобы обрести цельность. Путь от преступления к наказанию намеренно затя­нут. Каждый из окружающих знает о преступлении Раскольни­кова. Но ни один не может решить дело наказания. И все длится собственный суд.

Достоевский не показывает нравственного возрождения ге­роя, так как его целью было развенчать идею о праве сильного на преступление, идею «сверхчеловека».

Дополнительная литература

Белов С.В. Роман Достоевского «Преступление и наказание». Комментарий. Л., 1985.

Гус М. С. Идеи и образы Достоевского. М., 1971.

Карякин Ю. Самообман Раскольникова. М., 1976.

Кирпотин В.Я. Разочарование и крушение Родиона Раскольникова. М., 1986.

Кулешов В.И. Жизнь и творчество Достоевского. М., 1984.

Станюта А.А. Лицо и лик в мире Достоевского. Мн., 1999.

На этой странице искали :

  • смысл названия романа преступление и наказание
  • теория раскольникова в романе преступление и наказание сочинение
  • сочинение на тему теория раскольникова
  • сочинение теория раскольникова в романе преступление и наказание
  • теория раскольникова в романе преступление и наказание

Сохрани к себе на стену!

Источник: http://vsesochineniya.ru/sochinenie-na-temu-smysl-i-istoki-teorii-raskolnikova-v-romane-prestuplenie-i-nakazanie.html

Анализ романа Достоевского «Преступление и наказание» | Литерагуру

Произведения Ф.М. Достоевского входят в золотой фонд мировой литературы, его романы читают во всем мире, до сих пор они не теряют своей актуальности.

«Преступление и наказание» — одно из таких вечных произведений, затрагивающих темы веры и неверия, силы и слабости, униженности и величия.

Автор мастерски рисует обстановку, погружает читателя в атмосферу романа, помогая лучше понять героев и их поступки, заставляя задуматься.

В центре сюжета Родион Раскольников, студент, который погряз в бедности. И это не просто отсутствие денег на какие-то удовольствия, это нищета, которая разрушает, сводит с ума.

Обратите внимание

Это каморка, похожая на гроб, лохмотья и незнание, поешь ли ты завтра.

Герой вынужден уйти из университета, но не может никак поправить свои дела, он чувствует несправедливость своего положения, видит вокруг таких же обездоленных и униженных.

В чем суть теории раскольникова?

Раскольников самолюбив, чувствителен и умен, атмосфера нищеты и несправедливости давит на него, вот почему в его голове рождается страшная и разрушительная теория. Она заключается в том, что люди делятся на низших («обыкновенных») и высших («собственно людей»).

Первые нужны лишь для поддержания популяции людей, они бесполезны. Зато вторые двигают цивилизацию вперед, выдвигают совершенно новые идеи и цели, которых можно добиваться любыми средствами.

К примеру, герой сравнивает себя с Наполеоном  и приходит к выводу, что тоже способен менять мир и выставлять изменениям свою цену. В этом смысле он ничем не отличается от старухи-процентщицы, которая оценивала принесенные ей вещи.

Как бы там ни было, эту теорию Родион решил проверить на себе («Тварь я дрожащая или права имею?»), убив старуху-процентщицу и не только, избавив тысячи людей от ее произвола, и поправив собственное материальное положение.

Почему Раскольников все-таки убил старуху-процентщицу?

Герой долго колеблется и все-таки утверждается в своем решении после встречи с чиновником Мармеладовым, который пьет по-черному, вводя в нищету себя, свою жену Катерину Ивановну, ее детей, и дочь Соню (она вообще вынуждена работать проституткой, чтобы помогать семье).

Мармеладов понимает свое падение, но ничего не может с собой поделать. А когда его пьяным задавила лошадь, положение семьи оказалось еще бедственнее. Вот этим погубленным нищетой людям он и решил помочь.

Важно

Сравнивая их бедственное положение с несправедливым довольством Алёны Ивановны, герой пришел к выводу, что его теория верна: общество можно спасти, но это спасение потребует человеческих жертв.

Решившись и совершив убийство, Раскольников заболевает и чувствует себя потерянным для людей («Я не старушонку убил… я себя убил»). Герой не может принимать любовь матери и сестры Дуни, заботы приятеля Разумихина.

Двойники Раскольникова: Лужин и Свидригайлов

Дуня готова пожертвовать собой, выйдя замуж за Лужина, которого она не любит и не уважает. Этот человек – нравственный двойник Раскольникова: он тоже готов достигать своих целей любыми средствами. Его «теория целого кафтана» — зеркальная противоположность теории Родиона.

Герой полагает, что разорвать рубашку ради того, чтобы поделиться с ближним, — нелепый поступок. По его мнению, лучше наживать себе целый кафтан, ни с кем не разделяя своего имущества.

Половина рубашки ведь все равно никого не согреет, а вот если каждый из нас будет стремиться к целому кафтану, зная, что никто ему не поможет, тогда сформируется здоровое и счастливое общество разумных эгоистов.

Если Родион хотел отнять кафтан и разделить его между теми, у кого и рубахи нет, то Лужин и куска рубахи пожалеет для неимущих и уж точно не будет разбойничать во благо общества. Жениха Дуни интересовало только собственное благо, поэтому он и хотел взять бедную девушку в жены: она была бы бессловесной его рабой, ведь у самой ни гроша за душой не было. Кроме того, баловать такую жену и угождать ее родителям было лишними хлопотами.

Также двойником является и Свидригайлов, который пытался соблазнить Дуню. Он такой же преступник, руководствуется принципом «единичное зло позволительно», если конечная цель хороша».

Казалось бы, похоже на теорию Родиона, но не тут-то было: цель его должна быть хороша только с гедонистической точки зрения и для самого Свидригайлова. Если герой не видел в ней удовольствия для себя, то ничего хорошего не примечал. Получается, зло он творил во благо себя самого, причем, во благо своей порочности.

Если Лужин хотел кафтан, то есть материального благополучия, то этот герой жаждал удовлетворить свои низменные страсти и только.

Раскольников и Соня Мармеладова

Мучаясь и томясь, Раскольников сближается с Соней, которая также преступила закон, как и герой. Но девушка осталась чистой в душе, она больше мученица, чем грешница. Она продала свою невинность за символические 30 рублей, как Иуда продал Христа за 30 серебряников. Такой ценой она спасла семью, но предала себя.

Порочная среда не помешала ей оставаться глубоко религиозной девушкой и воспринимать происходящее, как необходимую жертву. Поэтому автор отмечает, что порок не коснулся ее духа. Своей робкой манерой держаться, своим непрекращающимся стыдом девушка противоречила вульгарности и наглости представительниц ее профессии.

Соня читает Родиону о воскресении Лазаря, и он признается в убийстве, веруя и в свое воскрешение. Он не признался следователю Порфирию Петровичу, который и так знал о его вине, не признался матери, сестре, Разумихину, а выбрал именно Соню, чувствуя в ней спасение. И это интуитивное чувство подтвердилось.

Смысл эпилога в романе «Преступление и наказание»

Однако Раскольников вовсе не раскаялся, он лишь расстроился, что не выдержал нравственных мук и оказался обыкновенным человеком. Из-за этого он вновь переживает духовный кризис. Оказавшись на каторге, Родион свысока смотрит на заключенных и даже на Соню, которая последовала за ним.

Каторжане отвечают ему ненавистью, но Соня пытается облегчить жизнь Раскольникова, ведь она его любит всей чистой душой. Заключенные чутко отозвались на ласку и доброту героини, они без слов поняли ее молчаливый подвиг.

Совет

Соня осталась мученицей до конца, пытаясь искупить и свой грех, и грех своего возлюбленного.

В конце концов, герою открывается правда, он кается в преступлении, его душа начинает возрождаться, и он проникается «бесконечной любовью» к Соне. Готовность героя к новой жизни символически выражена автором в жесте, когда Родион приобщается к таинствам Библии. В христианстве он находит утешение и смирение, необходимые его гордому характеру для восстановления внутренней гармонии.

«Преступление и наказание»: история создания романа

Ф.М. Достоевский не сразу придумал название своему произведению, у него были варианты «Под судом», «Рассказ преступника», а известное нам заглавие появилось уже в конце работы над романом. Смысл названия «Преступление и наказание» раскрывается в композиции книги.

В начале Раскольников, охваченный заблуждениями своей теории, убивает старуху-процентщицу, преступая нравственные законы. Далее автор развенчивает заблуждения героя, сам Родион мучается, потом попадает на каторгу. Это его наказание за то, что он поставил себя выше всех окружающих. Только раскаяние дало ему шанс на спасение души.

Автор также показывает неотвратимость кары за всякое преступление. И это наказание не только юридическое, но и нравственное.

Кроме вариативности в названии, у романа изначально была другая концепция. Будучи на каторге, писатель задумал роман как исповедь Раскольникова, желая показать духовный опыт героя.

Далее масштаб произведения становился больше, он не мог ограничиваться ощущениями одного героя, поэтому Ф.М.Достоевский сжег почти законченный роман.

И начал заново, уже таким, каким его знает современный читатель.

Тематика произведения

Главные темы «Преступления и наказания» — темы бедности и угнетенности большей части общества, на которою всем наплевать, а также темы бунта и заблуждений личности под гнетом социальной неустроенности и удушающей нищеты.

Писатель хотел донести до читателей свои христианские представления о жизни: для гармонии в душе нужно жить нравственно, по заповедям, то есть не уступать гордыне, эгоизму и похоти, а делать добро людям, любить их, жертвуя даже своими интересами во благо общества. Именно поэтому в конце эпилога Раскольников кается и приходит к вере.

Проблема ложных убеждений, поднятая в романе, актуальна и поныне. Теория главного героя о вседозволенности и преступлении нравственности ради благих целей ведет к террору и произволу. И если Раскольников преодолел раскол в душе, покаялся и пришел к гармонии, преодолев проблему, то в более масштабных случаях это не так.

Обратите внимание

Войны начинались из-за того, что одни правители решили, что жизнями тысячей людей ради их целей можно с легкостью пожертвовать. Вот почему роман, написанный в XIX веке, не теряет остроты смысла и поныне.

«Преступление и наказание» — одно из величайших произведений мировой литературы, проникнутое гуманизмом и верой в человека. Несмотря на кажущуюся депрессивность повествования, в нем есть надежда на лучшее, на то, что всегда можно спастись и спасти.

Источник: https://LiteraGuru.ru/analiz-romana-dostoevskogo-prestuplenie-i-nakazanie/

Смысл теории Раскольникова в романе «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского

За несколько месяцев до преступления, Раскольников из-за крайней нужды оставил университет.

На вынужденном досуге он написал статью, в которой изложил давно занимавшую его мысль о природе преступления, но газета, куда он послал статью, закрылась, и, не зная, что статья напечатана в другом издании, что за нее можно получить деньги, Раскольников, уже две недели не обедая, живет впроголодь в своей конурке, похожей на гроб, с низким, «теснившим душу» потолком.

Его мучит, по словам Свидригайлова, «раздражение от голода и тесной квартиры».

Избегая всех знакомых, «гордо и надменно» скрывая от них свою нищету, Раскольников в своем уединении с болезненным постоянством передумывает засевшую ему в голову мысль, и она под влиянием внешних впечатлений постепенно принимает конкретную форму, овладевает всем его существом. Мысль эта своими корнями уходит в почву общественного неравенства.

Отрешившись от крепостнического обоснования, которое веками выдвигалось в защиту неравенства, Раскольников думает, что «по закону природы» существуют два разряда людей: одни «живут в послушании и любят быть послушными», а другие «все преступают закон, разрушители», и если им нужно «для своей идеи», могут даже «дать себе разрешение перешагнуть через кровь». Ликурги, Солоны, Магометы, Наполеоны пользовались этим правом. И Кеплеры с Ньютонами имели бы право «устранить» десять или сто человек, если бы эти десять или сто мешали остальному человечеству воспользоваться их научными открытиями.

Читайте также:  Сочинение внешность пьера безухова в романе война и мир

Гибель одного, десяти, ста человек — и благополучие остального человечества… да тут простая арифметика подтверждает право «преступить». Это, по выражению следователя Порфирия Петровича, «книжные мечты, теоретически раздраженное сердце». Но к этому присоединяются и иные влияния, влияния эпохи, «когда помутилось сердце человеческое, когда цитируется фраза, что «кровь освежает».

В мрачных тайниках наследственной крепостнической жестокости и «закоренелого безделья» у Раскольникова копошится и дразнит его просто желание «попробовать», к какому разряду людей он сам принадлежит, «вошь» он или «право имеет» преступать. Но и теоретически-холодные размышления о ньютоновском праве «преступить», и жгучее любопытство испытать свои собственные «права» застилаются в сознании Раскольникова более реальными и глубоко проникающими ему в душу впечатлениями.

Мармеладов «пьяненький» на деньги, вырученные таким страшным путем; Соня и за ней ее следующая сестра с перспективой развратной жизни, отвратительных болезней и смерти на улице, а там, в «далекой и зверской» провинции сестра Дуня, готовая продать себя Лужину.

В воспаленном мозгу Раскольникова какой-то навязчивой идеей стоит сравнение сестры и Сони Мармеладовой. Обе не уйдут от злой ямы. Именно потому, что у самого Раскольникова под поверхностью чистой теории таилась и еще какая то старая нечисть, он боится всякого даже внешнего соприкосновения с пороком.

«Ко всему подлец человек привыкает». Нет, нужно или отказаться от жизни, задушить в себе все, отказаться от всякого права действовать, жить и любить, или… или «надо решиться».

Решиться на то, чтобы преступить преграды, стать «миллионером» и, сделав одно зло, потом устроить сотню человеческих благополучий.

Важно

Самому Раскольникову деньги не нужны. Порфирий Петрович едва ли кстати заговорил о любви к комфорту, имея его в виду; Раскольников способен был последнюю мелочь отдать другому, не подумав о себе. Но все-таки и для помощи другим нужны деньги.

Так однажды мысль Раскольникова останавливается на существовании старушонки ростовщицы, и постепенно около этого существования сосредоточивается конкретное воплощение всей его теории.

Мысль была необыкновенно проста, и к удивлению Раскольникова, она приходила в голову и другим.

Как будто внушение гипнотизера, как голос «предопределения», стучали в его сознании слова из услышанного им случайно разговора: «Убей ее и возьми ее деньги, с тем чтобы с их помощию посвятить потом себя на лужение всему человечеству и общему делу…»

И этот разговор, и некоторые другие случайные совпадения обстоятельств толкают Раскольникова на убийство старухи процентщицы.

Источник: http://biblioman.org/compositions/dostoyevsky/prestuplenye-i-nakazanie/smisl-teorii-raskolnikova-v-romane-prestuplenie-i-nakazanie-dostoevskogo

Теория Раскольникова в романе «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского. Суть теории Раскольникова, цитаты :

Сегодня мы поговорим о теории, с которой нас знакомит Ф. Достоевский в романе «Преступление и наказание». Какие идеи хотел донести автор и в чём ошибочность теории Раскольникова?

О книге

Федор Михайлович Достоевский создал замечательную книгу о человеческом безумии под названием «Преступление и наказание». Она была написана в далеком 1866 году, но актуальной остается по сегодняшний день. Писатель приподнимает завесу над жизнью обычных людей в России XIX века.

В это время активизируется борьба между различными революционными течениями, а социальные противоречия становятся всё острее. В своей книге Достоевский не преследовал цели создать негативного героя: он выносит на первый план проблемы общества, которое создаёт причины, заставляющие человека идти на преступление.

Чтобы показать это, он подробно описывает мысли, сомнения, терзания и причины Родиона.

Главный герой

Главным героем является Родион Раскольников — скромный человек, бывший студент, который подрабатывает где придётся и живет в поразительной нищете. Какого-либо просвета в жизни ему не видать, он это прекрасно понимает.

Теория Раскольникова в романе «Преступление и наказание» раскрывается перед читателями постепенно для того, чтобы передать всю глубину и обреченность. Стоит понимать, что Родион не последний негодяй и бестолочь, он довольно умён, что ясно видно в процессе прочтения книги. Парень не лишен даже таких качеств, как отзывчивость и доброта.

Разве в этом нет парадокса преступности? Ведь единицы со всего мира, которых можно посчитать по пальцам, обладают действительно животной необъяснимой жесткостью, которая не продиктована ничем, кроме жажды крови. Таких людей невероятно мало, а преступления совершаются повсеместно.

Совет

Как же так? Каждый преступник тоже имеет в себе что-то хорошее, как бы порой трудно ни было это признавать. Рассуждать об этом легко, на практике дело обстоит не так просто, но всё же суть от этого не меняется. Мы понимаем, что Родион обладает рядом положительных качеств, но окружающая его бедность сильно задевает чувства.

Кроме того, он видит полное бесправие и обреченность таких же, как он сам. Всё это доводит героя до полного духовного изнеможения, в условиях которого и зарождается его бесчеловечная теория.

Суть теории Раскольникова

Какими же мыслями пытался успокоить себя Родион? Удалось ли ему это? Теория Раскольникова в романе «Преступление и наказание» заключается в том, что делит людей на два типа: полностью бесправных людей и тех, кто может преступать закон в своих личных целях.

Это основная мысль, которую развивает по ходу книги главный герой. С течением времени она немного видоизменяется, появляются какие-то новые черты двух категорий людей.

Самое забавное, что поначалу самому Раскольникову его теория казалась шуткой, он не воспринимал её всерьез, а считал просто развлечением для того, чтобы не думать о делах насущных.

Чем больше Родион «развлекается» таким способом, тем более правдивой, рациональной и верной кажется ему собственная теория. Он начинает всех и вся под неё подводить и размышлять о людях только исходя из этой позиции.

Поиск себя

В чём заключается теория Раскольникова, мы уже знаем, но какое место в ней отведено ему самому? На протяжении книги он и сам пытается ответить себе на этот вопрос. Теория Раскольникова в романе «Преступление и наказание» утверждает, что для счастья и благополучия большинства необходимо уничтожение меньшинства.

Посредством трудных размышлений и анализа своего ума Родион решает, что он относится к категории людей, которая имеет право совершать любые поступки ради достижения цели. Для того чтобы проверить удачу и убедиться в своей принадлежности к «элите», Родион решается на убийство старой процентщицы.

Суть теории Раскольникова обманчива, ведь он, пытаясь сделать мир лучше, совершает ужасное преступление – убийство.

Последствия

Желая улучшить мир вокруг себя, Раскольников через время понимает, что совершенное преступление не приносит пользы никому. Он осознаёт бессмысленность своего поступка. На этом моменте Фёдор Михайлович Достоевский начинает опровергать уже известную теорию.

В книге это происходит на фоне сильных мучений Родиона, которые он испытывает после убийства.

Теория Раскольникова в романе «Преступление и наказание» терпит крах, а сам главный герой ощущает себя загнанным зверем, ведь, с одной стороны, его терзает совесть, а с другой – он боится совершить ошибку и выдать себя.

Осмысление

Главной герой проводит очень неудачный эксперимент над собой, который приводит к апатии и депрессии, ведь проблемы остались нерешенными, а кроме того, каждую ночь мучает совесть.

В чем заключается теория Раскольника после преступления? Для него она оставалась такой же, но ему пришлось принять тот факт, что и он, судя по всему, бесправная дрожащая тварь. До последнего он старается держаться своих взглядов. Смерть старухи отрезает его от окружающего мира, он полностью погружается во внутреннюю жизнь.

Теория Раскольникова, цитаты которой поражают жестокостью даже взрослых людей, должна была помочь молодому человеку обрести покой, но завела его в ужасные дебри собственной совести.

Он пытается найти какое-то спасение, ибо чувствует, что гнет мыслей скоро погубит его. Раскольников хочет найти человека, которому сможет поведать свою страшную тайну.

Он решает довериться Соне Мармеладовой — девушке, которая нарушила законы морали. Раскольников облегчает душу. Молодой человек продолжает общаться с девушкой и под её влиянием раскаивается в преступлении перед законом.

Теория Раскольникова (кратко в статье она описана) терпит фиаско.

Крах

Отказ от взглядов даётся Родиону очень тяжело. Большое влияние на него оказывает вера в людей в бога и безмерная доброта Сони Мармеладовой.

Теория Раскольникова (кратко изложена выше) терпит полнейший крах только после того, как он видит сон, где все убивают друг друга, и в результате земля становится опустошенной. Полный абсурд. Наконец-то Родион понимает ошибочность своей теории, ведь суть её состоит в том, что не останется людей.

После сна главный герой постепенно начинает возвращать себе веру в людей и в добро. Дается это непросто, он упорно отказывается от прошлых взглядов. Родион начинается понимать, что каждому должно быть доступно счастье. Он также придет к глубокому пониманию христианских ценностей.

Обратите внимание

Счастье и благополучие невозможно построить на преступлении. Недопустимо убийство даже одного человека, ведь люди по своей природе абсолютно равны. Ниже приведем некоторые цитаты из книги:

• «Власть даётся лишь тому, кто посмеет наклониться и поднять её. Тут одно только, одно: надо только посметь!»

• «Чем хитрей человек, тем он меньше подозревает, что его собьют на простом. Хитрейшего человека именно на простейшем надо брать».

• «…И дойдешь до черты, что не перешагнешь ее — несчастна будешь, а перешагнешь, — может, еще несчастнее станешь…»

Итак, сегодня мы узнали, в чём заключается теория Раскольникова.

Источник: https://www.syl.ru/article/302588/teoriya-raskolnikova-v-romane-prestuplenie-i-nakazanie-f-m-dostoevskogo-sut-teorii-raskolnikova-tsitatyi

Смысл и истоки теории Раскольникова (по роману «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского)

В романе «Преступление и наказание» Достоевский продолжил тему униженных и оскорбленных, соотнеся ее с темой бунта человека, не желающего быть «тварью дрожащей». В центре произведения история преступления студента Родиона Раскольникова, убившего старуху-ростовщицу. Почему умный, честный молодой человек совершает это преступление?

Раскольников беден, бедна его семья. Он видит жертвенность сестры, готовой идти замуж за нелюбимого, но богатого Лужина, чтобы помочь брату. С состраданием он наблюдает нищенскую трагическую жизнь семьи Мармеладовых. В тесных, затхлых квартирах и подвалах Петербурга мучаются задавленные болезнями, нищетой, несправедливостью «бедные люди».

Страшная картина социального неравенства заставляет героя искать причины его, размышлять, анализировать. Раскольников пытается найти выход. Но собственная бедность, желание помочь своим ближним — не главные причины совершенного преступления. Сам герой признается: «… Если б только я зарезал из того, что голоден был… то я бы теперь… счастлив был».

Раскольников делит всех людей на две категории: одни могут лишь покорно следовать сложившемуся порядку — их большинство; другие способны нарушать установленные законы и признанные нормы морали, становиться владыками судьбы, не останавливаясь перед преступлениями, — это «избранные», «необыкновенные» люди, среди них величайший — Наполеон. В этих индивидуалистических идейных построениях Раскольников хочет найти свое место. Он одержим идеей на практике проверить, «тварь ли я дрожащая или право имею…» Он должен доказать, что законы морали существуют для других, ему же дано право преступать их. Убийство старухи — не импульсивное движение, а продуманный шаг. Раскольников рассматривает его как эксперимент, как моральное испытание. Он понимает, что совершает зло, но он сознательно преступает свою натуру. «Имею ли право?» — этот вопрос волнует Раскольникова больше старухиных денег.

Достоевский выделяет в преступлении Раскольникова прежде всего факт нарушения нравственных законов, а не юридических. Бунт героя против бесчеловечности сам бесчеловечен. Раскольников переживает мучительный кризис. «Я не старуху убил, я себя убил», — говорит он Соне Мармеладовой.

Раскольников считал, что за свои действия он ответствен только перед собой, а суд людей, их мнение для него не важны, но оказалось, что «разомкнутость и разъединенность с человечеством» очень тяжелы и мучительны.

В развенчании идеи сверхчеловека, преступающего нравственные законы, большое значение имеют другие персонажи, особенно «двойники» Раскольникова.

Важно

С некоторым изумлением и с отвращением Раскольников узнает себя в Лужине — расчетливом и бессердечном дельце. Лужин все свои действия оправдывает политической экономией, которая отбрасывает мораль, а на ее место ставит голый расчет.

Согласно рассуждениям Лужина, человек должен заботиться о «личном интересе», и только. «Экономическая» мораль Лужина приводит к мысли, что «людей резать можно». Это низменный вариант принципа Раскольникова «все дозволено».

Читайте также:  Сочинение три правды в пьесе на дне горького 11 класс

Другим «двойником» Раскольникова является Свидригайлов, аморалист и циник, потерявший различие между добром и злом. В восприятии Свидригайлова идеи Раскольникова выглядят пошлыми и банальными.

Презрение к нравственным нормам, распущенность ведут к нравственной опустошенности и в конечном счете к оправданию преступления.

Раскольникову невыносима мысль о том, что его теория сходна с теориями Лужина и Свидригайлова, что она «как все».

Можно сказать, что многие персонажи романа — это овеществленные проекции души Раскольникова: каждый, вплоть до забитой насмерть лошади из сна Раскольникова, несет в себе частичку его личности. Они все — осколки души героя, которые он не может собрать воедино. И это будет происходить до тех пор, пока Раскольников не вынесет сам себе приговор.

Сюжет «Преступления и наказания» проходит через две кульминации. Первая точка — преступление, вторая — наказание. Раскольников должен пройти оба состояния, чтобы обрести цельность. Путь от преступления к наказанию намеренно затянут. Каждый из окружающих знает о преступлении Раскольникова. Но ни один не может решить дело наказания. И все длится собственный суд.

Достоевский не показывает нравственного возрождения героя, так как его целью было развенчать идею о праве сильного на преступление, идею «сверхчеловека».

Источник: http://www.sochuroki.com/smysl-i-istoki-teorii-raskolnikova-po-romanu-prestuplenie-i-nakazanie-f-m-dostoevskogo/

В чем основная суть теории раскольникова и каковы ее последствия?

Сочинения › Достоевский Ф.М. › Преступление и наказание

Готовые Домашние Задания

В центр романа «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевский поставил вопрос «убийства по совести».

С помощью образа Родиона Раскольникова он проводит эксперимент над человеческой душой, которая находится во власти разрушительной идеи.

Используя детективный сюжет о замысле, исполнении и раскрытии убийства, автор проверяет теорию главного героя и полностью развенчивает её.

Родион Раскольников – недоучившийся студент, приехавший в Петербург из глубинки. Он живёт бедно, одиноко. Но не бедность стала причиной того, что он решился на убийство старухи-процентщицы. За полгода до описываемых событий он напечатал статью, излагавшую его теорию «права сильного на кровь». Именно эта теория стала движущей силой всего романа.

Совет

Суть конфликта – в столкновении этой теории с действительностью. Ф.М. Достоевский подчёркивает, что эта теория зародилась у Раскольникова задолго до того, как он узнал о бедственном положении своей сестры и матери. Следовательно, сначала появилась теория «права сильного», а уже затем необходимость воспользоваться ей для спасения своей семьи.

Раскольников хочет убить, чтобы понять, «тварь» он «дрожащая» или «право имеет». При этом он наивно полагает, что убийство поможет ему совершать впредь лишь добрые дела. Главный герой пришёл к этой мысли во многом от нищеты и отчаяния. Но автор показывает, что это обстоятельство не спасает его от суда совести.

Несправедливость в социальной жизни невозможно искоренить преступлением.

Теория Раскольникова – явление далеко не случайное. На протяжении всего XIX века в русской литературе не прекращались споры о роли сильной личности в истории, ее моральном облике. Особенно остро эта проблема встала перед обществом после поражения Наполеона. Проблема сильной личности неотделима от наполеоновской идеи.

«Наполеону, — утверждает Раскольников, — и в голову не пришло бы мучиться вопросом – можно ли убить старушонку, — он зарезал бы без всякой задумчивости». Главный герой полагает, что все люди от рождения по закону природы делятся на два разряда: «на низший (обыкновенных), так сказать, на материал, и на собственно людей, то есть имеющих дар или талант сказать в своей среде новое слово».

Сильный имеет право преступить закон и совершать преступления во имя «лучшего».

Второй разряд людей – это одиночки, не подчиняющиеся общему закону: «Если ему нужно для своей идеи перешагнуть хотя бы и через труп, через кровь, то он внутри себя, по совести, может дать себе разрешение перешагнуть через кровь».

Для достижения карьеры, власти не существует преград. Раскольников признаётся Соне: «Я додумался до того, Соня, что власть даётся только тому, кто посмеет наклониться и взять её». Ключевое слово этой теории – власть, господство.

Тираны не останавливались не перед чем ради достижения своей цели. Она оправдывает любые средства. Но при этом они прикрывали свои страшные преступления желанием улучшить жизнь человечества.

Недаром ещё в черновиках автор указывал, что «в образе Раскольникова выражается в романе мысль непомерной гордости, высокомерия и презрения к этому обществу».

В итоге Раскольников утверждает: «Свобода и власть, а главное — власть! Над всею дрожащей тварью и над всем муравейником». Его теория захватила не только ум, но и сердце героя.

Обратите внимание

Причина тому – отвлечённость этой теории от жизни. Именно в этом корень зла. Теория малой крови ради счастья других не оправдывает себя с самого начала: вместо одного преступления Раскольников совершает три.

Он убивает не только Алёну Ивановну, но и её беременную сестру.

Жизнь сталкивает его с Мармеладовым, представителем «низшего разряда людей», но сознающего себя личностью и требующим к себе человеческого отношения. Раскольников не может не сочувствовать ему, хотя в соответствии со своей теорией должен презирать подобных людей. Со своей тяжелой судьбой Мармеладов – живое свидетельство того бесчеловечного мира, который породил «теорию двух разрядов людей».

Во-вторых, Раскольников надеялся, что не испытает мук совести за совершённый грех. Но он ошибся. Совершенно случайно ему удалось остаться незамеченным, некоторое время он находился в бессознательном состоянии от потрясения. Убийство перевернуло его жизнь. Раскольников повсюду видел преследование, разучился доверять людям. Он оказался в одиночестве.

Находиться в обществе было для него мучением. Между ним и другими людьми стояла непреодолимая нравственная преграда. Чтобы опровергнуть теорию Раскольникова, Достоевский подвергает его тяжким душевным мукам. Преступление уже содержит в себе наказание. Муки Раскольникова – это не просто муки совести.

Когда мещанин обвинил его в убийстве, Раскольников ослабел физически.

Он сопоставлял в уме деяния своих кумиров: «Те люди не так сделаны: настоящий властелин, кому всё разрешается, громит Тулон, делает резню в Париже, забывает армию в Египте, тратит полмиллиона людей в московском походе и отделывается каламбуром в Вильне: и ему же по смерти ставят кумиры, — а стало быть, и всё разрешается».

Контраст между обычным преступлением и подобными грандиозными разрушениями потрясает Раскольникова. Он делает окончательный вывод: «Я не человека убил, я принцип убил…Я себя убил». Раскольников не ощутил предполагаемой «священной грусти», свойственной великим людям. Даже в своём страдании он видел ещё одно свидетельство того, что он – «вошь», обыкновенный человек.

Главное наказание для Раскольникова – это не только сознание своей непричастности к «особому разряду людей», но и отчуждение от людей вообще, от всего мира. Это последствие его теории оказывается поистине самым мучительным.

Оно и приводит Раскольникова к мысли о признании. Соня Мармеладова доказывает ему необходимость сохранить чистоту души, даже соприкоснувшись с пороком. Она видит спасение в христианстве. Следователь Порфирий Петрович видит спасение Раскольникова в страдании и очищении.

Он советует юноше обрести истинную веру взамен не оправдавшей себя теории: «Отдайтесь жизни прямо, не рассуждая…Страдание – великая вещь. Станьте солнцем, и вас увидят. Солнцу прежде всего надо быть солнцем». К истинной вере Раскольников приходит только на каторге.

Важно

Именно вера приносит ему успокоение и просветленность.

Теория Раскольникова бесчеловечна по своей сути. Она уже изначально была обречена на провал. Породив эту страшную теорию, Раскольников закономерно оказался её жертвой. Он поставил земных кумиров выше нравственности, религии, истины. Его теория явилась ещё одним звеном вечного спора земной человеческой гордости с закономерным мироустройством.

Сочинения по теме:

  • Мотивы, лежащие в основе теории Раскольникова (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание») сочинение
  • Теория Раскольникова как отражение социальной реальности сочинение
  • Суть противоречивости взглядов молодого героя произведения Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» сочинение
  • Философский смысл теории Роскольникова (по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание») сочинение

Источник: http://1soch.ru/dostoevskiy-fm/prestuplenie-i-nakazanie/v-chem-osnovnaya-sut-teorii-raskolnikova

Теория Раскольникова и ее опровержение в романе Достоевского «Преступление и наказание» | Свободный обмен школьными сочинениями 5-11 класс

Бывший студент Родион Романович Раскольников – главный герой «Преступления и наказания», одного из самых известных романов Федора Михайловича Достоевского. Фамилия этого персонажа говорит читателю о многом: Родион Романович – человек с расколотым сознанием. Он изобретает собственную теорию деления людей на два «разряда» – на «высших» и «тварей дрожащих».

Эту теорию Раскольников описывает в газетной статье «О преступлении». Согласно статье, «высшие» наделяются правом переступить через нравственные законы и во имя великой цели принести в жертву любое количество «тварей дрожащих». Последних Раскольников считает всего лишь материалом для воспроизведения себе подобных.

Именно эти «простые» люди нуждаются, по мнению Родиона Романовича, в библейских заповедях и морали. «Высшие» – это «новые законодатели» для серой массы.

Для Раскольникова главный пример такого «законодателя» – Наполеон Бонапарт: «…настоящий властелин, кому все разрешается, – громит Тулон, устраивает резню в Париже, забывает армию в Египте, теряет полмиллиона людей в московском походе и отделывается каламбуром в Вильне; и ему же, по смерти, ставят кумиры, – а стало быть, и все разрешается».

Тем временем сам Раскольников живет на чердаке в убогой каморке и уже дошел до крайней черты бедности. Он вынужден закладывать последние сколько-нибудь ценные вещи процентщице Алене Ивановне. Злую старуху-процентщицу Раскольников считает «вошью», которую он, согласно своей теории, может раздавить без всякой жалости.

Родион Романович уверен, что деньги Алены Ивановны могут принести пользу всему человечеству, если помогут ему, «новому законодателю», преодолеть бедность и начать новую жизнь. Кроме того, эти средства могли бы послужить бедствующей матери и унижаемой сестре Раскольникова.

Поэтому Родион Романович вместо того, чтобы последовать совету своего товарища Разумихина и честно зарабатывать переводами с французского, решается на преступление.

Совет

Убийство кажется Раскольникову куда более простым выходом из тяжелого финансового положения.

Однако в этом решении превратиться в кровавого преступника главную роль играют отнюдь не деньги, а безумная идея Раскольникова.

Во что бы то ни стало он должен проверить свою теорию и убедиться в том, что он – не «тварь дрожащая». Для этого нужно «переступить» через труп и отвергнуть общечеловеческие нравственные законы.

В романе Родион Романович показан как человек, не только охваченный идеей, но и способный иногда озираться по сторонам и сопереживать отверженным.

Это явственно видно из эпизода, в котором он жертвует последние деньги на доктора для раздавленного лошадью Мармеладова.

Раскольников живо сочувствует семье этого спившегося чиновника и впоследствии даже находит духовную близость с дочерью Мармеладова, Соней, вынужденной зарабатывать на панели.

С таким же трепетом относится Родион Романович к судьбе своей сестры Дуни, которая из-за нищеты собирается вступить в заведомо неравный брак. Однако взглянуть на проблемы близких с подлинным участием Раскольникову мешают перекрывающие все собственные духовные терзания.

Зарубив процентщицу Алену Ивановну и ее сводную сестру Лизавету, Родион Романович обнаруживает, что он больше не может нормально общаться с людьми. Ему начинает казаться, что все вокруг знают о его поступке и изощренно над ним издеваются. В романе с тонким психологизмом показано, как под влиянием этого ошибочного убеждения Раскольников начинает подыгрывать своим «обличителям».

Обратите внимание

Например, он нарочно затевает разговор об убийстве старухи-процентщицы с Заметовым, письмоводителем полицейской конторы. Эти странные порывы бедного студента помогают приставу следственных дел Порфирию Петровичу догадаться о личности настоящего преступника.

Подлинных доказательств у следователя нет, но Родион Романович уже «доведен до кондиции» – он охвачен паникой и ищет участия у Сони Мармеладовой.

Раскольников понимает, что его теория оказалась несостоятельной, теперь он предается извращенному удовольствию самоуничижения.

Но Соня дает отчаявшемуся преступнику новый жизненный ориентир – она читает ему библейскую притчу о воскрешении Лазаря. Вскоре Раскольников окончательно отказывается от прежнего образа мыслей.

Его преступление раскрыто, но это больше не пугает Родиона Романовича – он решает самостоятельно покаяться в содеянном и принять заслуженное наказание.

Развенчание теории Раскольникова происходит постепенно, каждый новый поворот сюжета делает ее все менее состоятельной.

Федор Михайлович Достоевский провел своего героя к свету через достигшее пика заблуждение – причем великому писателю удалось воссоздать этот нелегкий путь чрезвычайно убедительно.

Недаром психологическая достоверность поэтапного крушения идеи Раскольникова сделала роман «Преступление и наказание» классикой мировой литературы.

Чем страшна теория Раскольникова (сочинение) ЗДЕСЬ

Источник: http://resoch.ru/teoriya-raskolnikova-i-ee-oproverzhenie-v-romane-dostoevskogo-prestuplenie-i-nakazanie/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector