Три поединка раскольникова и порфирия петровича сочинение

Первая встреча Раскольникова с Порфирием Петровичем

В основе романа Достоевского «Преступление и наказание» лежит история преступления, но сюжет его разворачивается не так, как обычный детектив. Ведь преступление Раскольникова особое — это идейное убийство, основанное на страшной, бесчеловечной теории, созданной героем. Раскрыть такое преступление можно только учитывая его идейную основу и психологию самого преступника.

Именно так и ведет расследование Порфирий Петрович. Первая встреча преступника и следователя, изображенная в 5 главе 3 части романа, построена как идейный диспут и психологический поединок.

Ведь Порфирий Петрович уже догадался, кто убил старуху-процентщицу и ее убогую сестру Лизавету, но, поскольку доказательств у него нет, он хочет вынудить Раскольникова признаться в преступлении. Нервы Раскольникова на пределе, но сознаниеточно фиксирует все то, что грозит ему опасностью.

Обратите внимание

Идя на встречу с Порфирием Петровичем, он готов угадывать ловушки и западни, которые следователь действительно расставляет для своей жертвы. Так, в конце их беседы он чуть не «подловил» Раскольникова на вопросе о малярах, которых убийца мог видеть только в день преступления.

Но главная из этих «ловушек» — обсуждение статьи Раскольникова о преступлении, где он отчасти затронул основы своей теории, — становится для героя полной неожиданностью.

Ведь статью Раскольников написал за полгода до всех событий, а о том, что два месяца назад она была опубликована, он узнал только из разговора со следователем, который уже прочитал ее.

Порфирий Петрович сознательно провоцирует подозреваемого, огрубляя основные мысли этой статьи, чтобы вызвать Раскольникова на подробное объяснение своей позиции и спровоцировать его признание.

Интересно то, что читатель также знакомится с теорией Раскольникова в развернутом виде только в этой части романа — уже после того, как совершено преступление и стали ясны его ужасные последствия. Это создает особую напряженность в развитии интриги, и в то же время помогает постепенно углубляться в психологию героя, чтобы лучше понять подлинную мотивацию его поступков.

Суть теории Раскольникова состоит в следующем. Исходя из представления о неравноценности людей, Раскольников делит их на «тварей дрожащих», коих большинство, и «право имеющих», для которых не действенны законы и мораль большинства, разрешена «кровь по совести», потому что именно они двигают человечество вперед.

Такие великие люди, как Наполеон, Цезарь, Карл Великий, по теории Раскольникова, ради достижения своих грандиозных целей могут совершить преступление, даже убийство. Другими словами, «цель оправдывает средства», правда, с одним уточнением: определить эту цель и достичь ее может только личность исключительная.

Приятель Раскольникова Разумихин, присутствующий при этом разговоре, не верит, что можно всерьез обсуждать такую кошмарную теорию. Но Порфирий Петрович специально вызывает Раскольникова на откровенность.

Важно

Он уверен, что убийство старухи — «идейное», и совершить его должен был тот, кто мог придумать такую извращенную теорию. Человек образованный и умный, Порфирий Петрович легко обнаруживает логическую несостоятельность теории.

Он задает Раскольникову самый опасный для носителя «идеи» вопрос: как отличить, к какой категории принадлежит человек, и что будет, если люди перепутают свою принадлежность тому или другому «типу» и начнут «устранять все препятствия»? Отвечая на этот вопрос, Раскольников должен был бы рассказать о своем преступлении. Пока он просто уходит от ответа, но спор следователя и преступника на этом не закончен.

В дальнейшем муки совести вынудят Раскольникова признаться в содеянном, но полное «излечение» — освобождение от «идеи» — произойдет только на каторге. Именно там Раскольников увидит кошмарный сон, который наглядно покажет ему то, о чем его спрашивал Порфирий Петрович.

На этом и завершится спор двух оппонентов, Раскольников, пробужденной сострадательной любовью Сонечки Мармеладовой, откроет для себя путь к возрождению. Но вопрос, поставленный в этом споре, станет одной из главных проблем не только для России, но и для всего мира.

Достоевский пророчески предчувствовал, что ответ на него и определит дальнейшие судьбы человечества.

(2 votes, average: 3.50

Источник: https://school-essay.ru/pervaya-vstrecha-raskolnikova-s-porfiriem-petrovichem.html

Раскольников и Порфирий Петрович



Обратная связь

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение

Как определить диапазон голоса – ваш вокал

Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими

Целительная привычка

Как самому избавиться от обидчивости

Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам

Тренинг уверенности в себе

Вкуснейший “Салат из свеклы с чесноком”

Натюрморт и его изобразительные возможности

Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.

Как научиться брать на себя ответственность

Зачем нужны границы в отношениях с детьми?

Световозвращающие элементы на детской одежде

Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия

Как слышать голос Бога

Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)

Глава 3. Завет мужчины с женщиной

Оси и плоскости тела человека – Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.

Совет

Отёска стен и прирубка косяков – Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.

Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) – В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Роман Достоевского «Преступление и наказание» – это роман борьбы идей. Раскольникова, помимо всех прочих душевных испытаний, автор «подвергает» еще и нравственной пытке встреч со следователем Порфирием Петровичем.

Весь мир души героя Достоевского, его нравственные принципы, основа его натуры – всё это явственно проявляется во время интеллектуального поединка двух сильных личностей: героев-идеологов Раскольникова и Порфирия Петровича.

Порфирия можно назвать одним из «двойников» Раскольникова: во время их последней встречи следователь признается: «Что вы смелы, заносчивы, серьёзны и…чувствовали, много уж чувствовали, всё это я давно уже знал-с. Мне все эти ощущения знакомы, и статейку вашу я прочел как знакомую». Чтобы всё это понять, это надо пережить самому, хотя бы отчасти, надо и самому когда-то думать о «высших» и «низших» разрядах.

Уже с первой встречи, а точнее даже до нее, следователь Порфирий Петрович определил для себя, что такой человек, как Раскольников (автор статьи «О преступлении», в которой доказывает право сильных на «кровь по совести»), мог бы совершить преступление, однако преступление особого рода – не ради спасения от голода и нищеты, а ради проверки идеи. Порфирий изначально предвидит, что Раскольников – человек, обладающий немалым умом и сильной волей, раздраженный несправедливостью мира и способный восстать против самого Бога с его древнейшим законом «не убий». В первую встречу с Раскольниковым Порфирий словно проводит психологический эксперимент, желая узнать о своем противнике как можно больше, а потому намеренно искажая отдельные идеи его статьи, разжигая огонь в душе Раскольникова – огонь не только раздражения, но и воодушевления от высказывания своих убеждений перед тем, кто может их понять.

Безумное напряжение испытывает во время этой встречи Раскольников: он чувствует, что Порфирий ведет с ним какую-то странную, а то и страшную игру.

«Знает Порфирий или нет? Подозревает ли его? Есть ли доказательства?» – эти вопросы постоянно мучают Раскольникова, заставляя ненавидеть следователя, но при этом держаться так, словно их словесный поединок – всего лишь невинная беседа по поводу статьи. Всё это выматывает Раскольникова, он в постоянном, ни на секунду не отпускающем напряжении.

Вторая встреча – пик столкновения. Следователь всё более и более запутывает Раскольникова, постоянно провоцирует его, говорит в основном Порфирий Петрович, излагая свою манеру «психологического следствия», основанного на глубоком знании человеческой натуры.

Обратите внимание

Словно паук, плетет он словесную сеть, в которой Раскольников всё больше тонет, теряется в муке собственных переживаний, запутывается в этой немилосердной паутине. Раскольников чувствует, что Порфирий всё знает, только мучает его неизвестностью и ожиданием, напрямую заявляя, что именно это и составляет его цель.

О, можно себе представить, как ненавидел Раскольников этого человечка с круглым брюшком, чуть ли не сладострастно произносящего слово «жертвочка»! Раскольников не хочет быть «жертвочкой», что-то в нём восстает против права Порфирия видеть в нем, Раскольникове, преступника, а потому он в бессильной злобе бросается на следователя, защищая свое право оставаться человеком.

Третью встречу Порфирия Петровича и Раскольникова можно назвать парадоксальной, настолько она неожиданна для читателей, но оказывается ожидаемой для героев романа. Раскольников даже не удивился, увидев в своей каморке следователя.

Порфирий не хитрит больше, не расставляет сети, не наслаждается своей победой, даже голос его меняется – становится теплее, тише, мягче. Перед Раскольниковым не столько следователь, сколько сочувствующий ему человек, который знает о его преступлении, но всё же видит и уважает в нем личность.

«Вы», – говорит Порфирий открыто и просто в ответ на вопрос Раскольникова: «Да кто же убийца?» Однако говорит не с тем, чтобы укорить, заклеймить, а с тем, чтобы убедить ненавидящего себя и жизнь, уже ни во что не верящего Раскольникова принять страдание, очиститься, воскреснуть душой.

Жизни впереди много, духовная сила у Раскольникова есть, Бог ждёт его воскресения – нужно лишь уверовать прежде всего в себя. Порфирий чувствует, что всё старое, на что до сих пор опирался Раскольников нравственно, уже сломлено в его душе, а нового еще нет.

«Вам теперь только воздуху надо, воздуху, воздуху», – в этих словах Порфирия – ориентир для Раскольникова. Обрести «воздух» новой веры, новой жизни, найти Бога и любовь – в этом спасение.

Читайте также:  Сочинение добро и зло

Раскольников был даже благодарен в душе Порфирию за его слова, за то, что прозвучало из его уст это «Вы». Раскольников боялся, но боялся иного: что Порфирий его за «невиновного почитает», ведь тогда ему до конца жизни придется нести тяжесть на сердце (а Раскольников не мог не мучиться, такая уж натура у него была, и эту натуру Порфирий разглядел, а потому и поверил в него).

Этот мучительный интеллектуальный поединок был выигран Порфирием Петровичем, но Раскольников и сам не желал бы оказаться в нем победителем.

Ведь победить – значит нравственно погибнуть, остаться со своим душевным хаосом навсегда, извериться в людях, себе и жизни.

Важно

Поражение Раскольникова стало его победой – победой над собой, над своей теорией, над Дьяволом, который завладел его душой, но не сумел навсегда вытеснить в ней Бога.

Авторский идеал гуманизма, любви и бережного отношения к человеческой жизни и судьбе делает этот сложный, драматичный роман одним из наиболее интересных произведений русской классики.

Источник: https://megapredmet.ru/1-45048.html

Роль Порфирия Петровича в судьбе Раскольникова

Судьба – стечение обстоятельств, предопределяющее дальнейшие события в жизни. Каждый человек в картине мира другого может стать тем решающим обстоятельством и поворотной точкой, какими стал для Раскольникова Порфирий Петрович. Его роль – не последняя в судьбе героя.

Мир, в котором разворачивается действие романа, по большей части определяется Петербургом.

Город выступает как почти осязаемый, равный остальным негативный персонаж, ведь он будто руководит мыслями и действиями героев, размаривает их жарой и погружает в подобие транса, затуманивает сознание и превращает в полусумасшедших. Это мрачное и гнетущее пространство, где становится гораздо сложнее самому отвечать за свои поступки и контролировать свои мысли.

Петербург густо населен – система персонажей представляется переполненной эпизодическими героями, дворниками и случайно встреченными людьми.

В основном они представлены актерскими, утрированными фигурами – например, зеркала Раскольникова отражают крайности его теории. Порфирий Петрович же выделяется из общей массы.

В Петербурге невозможно быть полноценным собой и не играть, поэтому он тоже играет, но его игра – сознательная, обусловленная профессией и расследованиями.

Раскольникова, как и многих других, поглощает среда, он увязает в ней, потому что не приучен противостоять ей или использовать ее себе на пользу, подстраивать свою сознательную жизнь под ее течение.

Совет

Встреча с Порфирием Петровичем и его ведение игры позволяют прорваться, преодолеть влияние среды – разрешить внутреннюю двойственность Раскольникова, обозначить его переоценку ценностей и новый ориентир на искупление греха и веру.

Выход из среды приближает Раскольникова к Соне, она становится его проводником во внешнем, широком и открытом пространстве (Сибирь и каторга представляются читателю буквально с высоты птичьего полета), так как и в Петербурге является героиней иного порядка – телом подвергается влиянию среды, но душой остается выше и чище окружающих.

Именно Порфирий Петрович становится решающим этапом в судьбе Раскольникова, ведь он связан с законом. Закон определяется как основание и правило, ограничивающее волю человека. В романе он реализуется в двух вариантах: в законе природы как единственном, которому непреложно следует все вещественное, и в законе человека, установленном сильными мира сего поверх закона природы.

Противоречия Раскольникова отчасти обусловлены борьбой в нем этих двух проявлений закона. Если он оказывается в состоянии переступить искусственный закон человека, то по-прежнему связан законом природы.

Если он может стать убийцей, то по-прежнему не может одолеть свою совесть.

Порфирий Петрович, будучи следователем и работая с психологией преступника, знает оба закона и понимает беду Раскольникова, поэтому только он объективно и может подвести последнего к разрешению личного конфликта.

Так, встреча с Порфирием Петровичем меняет дальнейшую судьбу Раскольникова. Он становится тем обстоятельством, которое позволяет разрешить противоречие и выбрать дорогу, то есть не метаться между двумя направлениями, а остановиться на одном из них.

Если бы не следователь, Раскольников мог бы застрять в закрытом пространстве Петербурга, заплутать в туманных улицах и никогда не найти пути ни к зеленому покою островов, ни к душевному покою и равновесию.

Роль Порфирия Петровича в судьбе Раскольникова можно, полагаю, назвать ключевой, решающей.

Источник: https://owllit.tk/ppfate/

Три встречи Раскольникова с Порфирием Петровичем

Коллекция сочинений: Три встречи Раскольникова с Порфирием Петровичем

Центральными эпизодами романа М. Ф. Достоевского “Преступление и наказание”, раскрывающими борьбу героя со своей “натурой”, являются встречи Раскольникова с Порфирием Петровичем. Не случайно автор сталкивает главного героя со следователем. Именно в этих эпизодах в Раскольникове побеждает человек, “тварь дрожащая”, здесь происходит полное раскрытие преступника и полное его наказание.

После совершения убийства Родион Раскольников все еще верен своей “идее”. Он во что бы то ни стало хочет победить “болезненно раздраженную натуру свою”, побороть ощущение преступности, доказать себе и людям, что он не “тварь дрожащая”, а “право имеет”.Именно с целью “доказать” отправляется Раскольников к следователю Порфирию Петровичу.

Мы видим искусственность и фальшивость его поведения с Разумихиным, когда он думает об отношениях с Порфирием Петровичем: “Этому тоже надо Лазаря петь… и натуральнее петь. Натуральнее всего ничего бы не петь.

Усиленно ничего не петь! Нет, усиленно было бы опять не натурально… Ну, да там как обернется… посмотрим… сейчас… хорошо иль нехорошо, что я иду? Бабочка сама на свечку летит. Сердце стучит, вот что нехорошо!..” Ощущение ловушки, безвыходность тупика – вот что переживает Раскольников.

Обратите внимание

Он понимает, что естественная форма поведения в данной ситуации – молчать, а это возможно только в пустоте одиночества. Раскольников же окружен людьми, поэтому молчание оказывается ненатуральным. И он старается “натуральнее петь” в условиях, когда “натуральнее всего ничего бы не петь”.

В первой встрече героя со следователем Достоевский подчеркивает его неестественность, искусственность поведения в манерах держаться. Большую роль здесь играют авторские ремарки: “начал он усиленно законфузившись”, “тревожно подумал”, “ругнул про себя”, “как можно больше постарался законфузиться”, “поспешил перебить”.

В дальнейшем в разговоре Раскольников не выдерживает фальшивого тона, чувствуются порывы горькой правды о его душевном состоянии: “промелькнуло в нем как молния”, “продолжал… несколько сбившись”, “не вытерпел и злобно сверкнул на него загоревшимися гневом черными своими глазами”.

Но вскоре он берет себя в руки, снова прячет правду о своем состоянии, проявляется “ловко выделанное раздражение”. Эта встреча является доказательством глубокой внутренней борьбы героя, борьбы “идеи” с принципом человечности.

Он то скрывает правду, то раздражается и раскрывает душу, то смеется и твердеет, то становится жалким и беспомощным. Несмотря на все старания Раскольникова победить ощущение своей преступности, “петь натурально”, “рассчитать” свое поведение, его натура выдает себя.

На второй поединок с Порфирием Петровичем Родион идет, преследуя единственную цель: “хоть на этот раз по крайней мере, во что бы то ни стало победить болезненно раздраженную натуру свою”.

Первые мысли героя передают следующие строчки: “Вы, кажется, говорили вчера, что желали бы спросить меня… форменно… омоем знакомстве с этой… убитой? – начал было опять Раскольников, – ну зачем я вставил кажется? – промелькнуло в нем, как молния. – Ну зачем я так беспокоюсь о том, что вставил это кажется?” – мелькнула в нем тотчас же другая мысль как молния.

И он вдруг ощутил, что мнительность его, от одного соприкосновения с Порфирием, от двух только слов, от двух только взглядов, уже разрослась в одно мгновение в чудовищные размеры… и что это страшно опасно: нервы раздражаются, волнение увеличивается. “Беда. Беда!.. Опять проговорюсь”. Эта встреча еще раз доказывает превосходство человечности в человеке, невозможность победить в себе чувства, “натура” уму героя не подвластна.

Важно

Порфирий Петрович разгадал характер Раскольникова. Он не хочет допрашивать его “по форме”, так как понимает, что поймать Родиона с помощью допроса “по форме” логически нельзя. Он делает ставку на живую и сложную душу, неподвластную уму Раскольникова.

Вот почему вместо официального допроса – болтовня, хитрая и расчетливая, ставящая целью вывести Раскольникова из внутреннего равновесия, встревожить, поддержать в нем мучительно-неопределенное самочувствие, которое невыносимо для героя романа.

Так следователь объясняет Раскольникову, почему “преступник не убежит”: “Что такое: убежит! это форменное; а главное-то не то… он у меня психологически не убежит, хе-хе! Каково выраженьице-то! Он по закону природы у меня не убежит, хотя бы даже и было куда убежать.

Ну, так вот он все будет, все будет около меня, как около свечки, кружиться; свобода не мила станет, станет задумываться, запутываться, сам себя кругом запутает, как в сетях, затревожит себя на смерть… Вы, батюшка, Родион Романович, уж извините меня, старика, человек еще молодой-с.., а потому выше всего ум человеческий цените, по примеру всей молодежи.

Игривая острота ума и отвлеченные доводы рассудка вас соблазняют… действительность и натура, сударь вы мой, есть важная вещь и ух как иногда самый прозорливейший расчет подсекают!.. Он-то, положим, и солжет, то есть человек-то-с, частный-то случай-с,..

и солжет отлично, наихитрейшим манером; тут бы кажется и триумф, и наслаждайся плодами своего остроумия, а он хлоп! Да в самом – то интересном, в самом скандальезнейшем месте и упадет в обмарок. Оно положим, болезнь, духота тоже иной раз в комнатах бывает, да все-таки-с! Все-таки мысль подал! Солгал-то он бесподобно, а на натуру-то и не сумел рассчитать.

Читайте также:  Сочинение анализ рассказа куприна суламифь

Вот оно, коварство-то где-с! Другой раз, увлекаясь игривостью своего остроумия, начнет дурачить подозревающего его человека, побледнеет как бы ненарочно, как бы в игре, да слишком уж натурально побледнеет-то, слишком уж на правду похоже, он и опять подал мысль!.. Да чего; сам вперед начнет забегать, соваться начнет, куда т не спрашивают, заговаривать начнет беспрерывно о том, о чем бы надо, напротив, молчать…”

Наказанием для Раскольникова становится само ощущение преступности. Это ощущение усиливает разлад между его расчетами и жизнью. Убедить себя в том, что он не совершил преступления, Раскольников не может. После преступления он вынужден на каждом шагу лгать себе и другим, притворяясь “обыкновенным” человеком.

Совет

Это рождает чувство страха: ему все время кажется, что люди замечают эту фальшь и игру.

Человек душевный и правдивый по своей натуре, Раскольников, для которого “ясно, как день, справедливо как арифметика”, что убийство, совершенное им, – “не преступление”, когда уничтожены все улики совершенного убийства, в споре с Порфирием Петровичем “проговаривается”.

Поведение следователя во время второй встречи с Раскольниковым, когда схватка была особенно ожесточенной, возмущает.

И в манере держаться (“суетясь по комнате”, “беспрерывно хихикая от удовольствия и опять начиная кружить по комнате”), и в том, как он говорит (“закудахтал”, с хихиканьем и подмигиванием, с ужимочками, так и сыплет, не уставая, слова, выпуская их с осиным роем на жертву), и в этом обращении к подследственному (“миленький”, “добрейший”, “голубчик”, вместе с этой частицей –с, “хе-хе-хе”, и такими фразами: “я его и проглочу-с, а это уж очень приятно, хе-хе-хе”) – мы видим и чувствуем злобу, враждебность, стремление Порфирия Петровича унизить, уязвить Раскольникова. Идет не “следствие по делу”, а травля. Пытка. Трудно не разделить с Раскольниковым его чувство: “Полишинель проклятый!”

Теория Раскольникова задевает Порфирия Петровича лично. Следователь в чем-то, может быть, не состоявшийся Раскольников. Не выяснением обстоятельств занят Порфирий, а совсем другим. Самолюбие его уязвлено: у него не вышло, а Раскольников осмелился попасть “в высший разряд”.

Ущемленность порождает желание отомстить. Дознание превращается в борьбу самолюбий, сведение личных счетов. Рождается стремление унизить, уязвить.

Порфирий Петрович с наслаждением любуется своей “жертвочкой”, демонстрирует свою силу: я вот “бедненький следователь”, а вот тебя, Наполеона, слопаю! В первых двух схватках как будто каждый из героев хочет загнать другого “в низший разряд”.

Досыта поиздевавшись над своей “жертвочкой”, “кудахтающий” Порфирий Петрович хочет добить ее до конца: “А сюрпризик-то не хотите разве посмотреть?.. Сюрпризик-с, вот тут, за дверью у меня сидит, хе-хе-хе!”

Страницы: 1 2

Источник: http://www.rlspace.com/tri-vstrechi-raskolnikova-s-porfiriem-petrovichem/

Три встречи Раскольникова с Порфирием Петровичем (По роману Ф. Достоевского «Преступление и наказание»)

Три встречи Раскольникова с Порфирием Петровичем. Против Раскольникова нет материальных улик. Большое значение приобретает нравственная сторона его преступле­ния.

Ему открывается страшная истина — преступление его было бессмысленно: « Не переступил, на той стороне остался. Стало быть, я не имел права разрешить себе этот шаг».

Герой называет себя « эстетическая вошь», потому что еще до престу­пления он ставил себе границы: для настоящих людей этих границ нет.

Очень важны встречи с Порфирием Петровичем — это ум­ный, тонкий психолог. Его роль в романе — постоянное под- смеивание над Раскольниковым. Такая форма ведения допроса сбивает с толку Раскольникова и убеждает, что убий­ца — Раскольников.

Первый раз Раскольников зашел к Порфирию Петровичу со смехом. «Порфирий Петрович был по-домашнему, в халате, в весьма чистом белье и в стоптанных туфлях.

Это был человек лет тридцати пяти, росту пониже среднего, полный и даже с брюшком, выбритый, без усов и бакенбард, с плотно выстри­женными волосами на большой круглой голове, как-то особен­но выпукло закругленной на затылке…» Раскольников уверен, что следователь знает о нем все.

Тот его не разубежда­ет. Они спорят о сущности и причинах преступлений, следова­тель упоминает статью Раскольникова на эту тему.

Обратите внимание

Вторая встреча происходит по инициативе самого Расколь­никова. Хотя «всего ужасней было для него встретиться с этим человеком опять: он ненавидел его без меры, бесконечно, и даже боялся своей ненавистью как-нибудь обнаружить себя».

В беседе Порфирий Петрович намекает Раскольникову, что он подозреваемый.

«Видали бабочку перед свечкой? Ну, так вот он все будет, все будет около меня, как около свечки кружить­ся; свобода не мила станет, станет задумываться, запутывать­ся, сам себя кругом запутает, как в сетях, затревожит себя насмерть!»

Следователь сбрасывает маску только в последний момент, когда приходит к Раскольникову на квартиру. Место следова­теля в романе — это постоянные подсмеивания над главным героем при всей серьезности отношения к нему.

Следователь сострадает Раскольникову, по-своему любит его. Но он же и провокатор, который должен спровоцировать Родиона на при­знание.

Раскольников никак не может уловить, когда Порфи­рий Петрович серьезен, а когда валяет дурака.

Он говорит страшные вещи, подает страшные намеки, но де­лает их в шутейном тоне, форме, и форма-то больше, чем наме­ки, задевает Родиона. Порфирий Петрович призван принизить идею в глазах Раскольникова, прозаически развен­чать ее. Смех следователя превращает гиганта Раскольникова в комика. Против этого принижения Родион восстает и на этом попадается.

Порфирий — это загадка для героя, магнит, к которому он тянется и от которого отталкивается. Следователь воле Рас­кольникова противопоставляет свою волю. Лицо Порфирия Петровича и его «хи-хи», смешанные с состраданием, нетер­пимы для «наполеончика» из Столярного переулка.

И лишь когда следователь приходит к Раскольникову на квартиру, он не смеется, не подхихикивает и этим снимает маску и добивает Раскольникова.

Достоевский следующим образом изложил основное содер­жание романа: «Молодой человек, исключенный из студентов университета, мещанин по происхождению и живущий в крайней бедности, по легкомыслию, по шаткости в понятиях, поддавшись некоторым странным «недоконченным» идеям, которые носятся в воздухе, решился разом выйти из скверного своего положения.

Важно

Он решился убить одну старуху, титуляр­ную советницу, дающую деньги на проценты. Старуха глупа, глуха, больна, жадна, берет жидовские проценты, зла и заеда­ет чужой век, мучая у себя в работницах свою младшую сест­ру. «Она никуда не годна», «для чего она живет?». «Полезна ли она хоть кому-нибудь?» и т. д. — Эти вопросы сбивают с толку молодого человека.

Он решает убцть ее, обобрать, с тем чтоб сделать счастливою свою мать, живущую в уезде, изба­вить сестру, живущую в компаньонках у одних помещиков, от сластолюбивых притязаний главы этого помещичьего семей­ства — притязаний, грозящих ей гибелью, докончить курс, ехать за границу и потом всю жизнь быть честным, твердым, неуклонным в исполнении «гуманного долга к человечеству», чем уже, конечно, «загладится преступление».

На основе этих носящихся в воздухе «недоконченных идей» Раскольников создает свою собственную довольно стройную теорию.

Он так излагает ее основы: «…Люди, по закону приро­ды, разделяются вообще на два разряда: на низший (обыкно­венных), то есть, так сказать, на материал, служащий единственно для зарождения себе подобных, и собственно на людей, то есть имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово.

Подразделения тут, разумеется, бесконечные, но отличительные черты обоих разрядов довольно резкие: пер­вый разряд, то есть материал, говоря вообще, люди по натуре своей консервативные, чинные, живут в послушании и любят быть послушными.

По-моему, они и обязаны быть послушны­ми, потому что это их назначение, и тут решительно нет ниче­го для них унизительного. Второй разряд, все преступают закон, разрушители, или склонны к тому, судя по способно­стям.

Преступления этих людей, разумеется, относительны и многоразличны; большею частию они требуют, в весьма разно­образных заявлениях, разрушения настоящего во имя лучше­го.

Но если ему надо, для своей идеи, перешагнуть хотя бы и через труп, через кровь, то он внутри себя, по совести, может, по-моему, дать себе разрешение перешагнуть через кровь, — смотря, впрочем, по идее и по размерам ее, — это заметьте. В этом только смысле я и говорю в моей статье об их праве на пре­ступление… Впрочем, тревожиться много нечего: масса нико­гда почти не признает за ними этого права, казнит их и вешает (более или менее)… Первый разряд всегда — господин настоя­щего, второй разряд — господин будущего. Первые сохраняют мир и приумножают его численно; вторые двигают мир и ведут его к цели. И те и другие имеют совершенно одинаковое право существовать ».

Совет

Однако при столкновении с живой жизнью теория двух раз­рядов людей начинает рушиться. Измотанный страхом разо­блачения, Раскольников пересматривает если не саму теорию, то свое место в ней: «…Он с омерзением почувствовал вдруг, как он ослабел, физически ослабел.

«Я это должен был знать, — думал он с горькою усмешкой, — и как смел я, зная себя, предчувствуя себя, брать топор и кровавиться. Я обязан был заранее знать… Э! Да ведь я же заранее и знал!..» — прошептал он в отчаянии.

Порою он останавливался неподвижно перед какою-нибудь мыслию: «Нет, те люди не так сделаны; настоя­щий властелин, кому все разрешается, громит Тулон, делает резню в Париже, забывает армию в Египте, тратит полмиллио­на людей в московском походе и отделывается каламбуром в

Вильне; и ему же, по смерти, ставят кумиры, — а стало быть, и все разрешается. Нет, на этаких людях, видно, не тело, а брон­за!»

Читайте также:  Жюли карагина в романе война и мир сочинение образ характеристика

Одна внезапная посторонняя мысль вдруг почти рассмеши­ла его: «Наполеон, пирамиды, Ватерлоо — и тощая гаденькая регистраторша, старушонка, процентщица, с красною уклад­кою под кроватью, — ну каково это переварить хоть бы Порфи- рию Петровичу!.. Где ж им переварить!.. Эстетика помешает: «полезет ли, дескать, Наполеон под кровать к «старушонке»! Эх, дрянь!..»

Главный герой «Преступления и наказания» уже понимает, что он — отнюдь не Наполеон, что, в отличие от своего кумира, спокойно жертвовавшего жизнями десятков тысяч людей, не в состоянии справиться со своими чувствами после убийства одной «гаденькой старушонки».

Раскольников чувствует, что его преступление, в отличие от кровавых деяний Наполеона, — стыдное, неэстетичное. Позднее в романе «Бесы» Достоев­ский развил тему «некрасивого преступления» — там его со­вершает Ставрогин, персонаж, родственный Свидригайлову в «Преступлении и наказании».

Раскольников же пытается оп­ределить, где же он сделал ошибку: «Старушонка вздор! — ду­мал он горячо и порывисто, — старуха пожалуй что и ошибка, не в ней и дело! Старуха была только болезнь… я переступить поскорее хотел… я не человека убил, я принцип убил! Прин- цип-то я и убил, а переступить-то не переступил, на этой сторо­не остался… Только и сумел, что убить. Да и того не сумел, оказывается».

Источник: https://prepodka.net/tri-vstrechi-raskol-nikova-s-porfiriem-petrovichem-po-romanu-f-dostoevskogo-prestuplenie-i-nakazanie/

Три поединка Раскольникова и Порфирия Петровича

Категория: Преступление и наказание

Actionteaser.ru – тизерная реклама

Порфирий Петрович — пристав следственных дел, дальний родственник Разумихина. Это человек умный, хитрый, проницательный, ироничный, незаурядный. Три встречи Раскольникова со следователем — своеобразный психологический поединок.

У Порфирия Петровича нет улик против Раскольникова, но он убежден, что тот — преступник, и свою задачу как следователя видит либо в том, чтобы найти улики, либо в его признании.

Вот как Порфирий Петрович описывает свое общение с преступником: «Видали бабочку перед свечкой? Ну, так он все будет, все будет около меня, как около свечки, кружиться; свобода не мила станет, станет задумываться, запутываться, сам себя кругом запутает, как в сетях, затревожит себя насмерть!..

Обратите внимание

  и все будет, все будет около меня же круги давать, все суживая да суживая радиус, и — хлоп! Прямо мне в рот и влетит, я его и проглочу-с…»Во время первой встречи Порфирий ведет себя то «спокойно и холодно», то «язвительно» и иронично.

Раскольников понимает игру следователя («он меня ощупывает», «В самом деле вы такой притворщик?»), поэтому в его душе появляется раздражение и злоба. Вопросы следователя, темы их разговоров постоянно держат Раскольникова в напряжении. Нашел Порфирий и статью, когда-то написанную Раскольниковым, и вызывает героя на разговор о его теории.

Порфирий проницателен, вопросы, задаваемые Раскольникову, касаются самых существенных положений статьи: как отличить «обыкновенных» людей от «необыкновенных» и какие муки совести должен испытывать преступник.Вторая встреча Раскольникова со следователем еще более напряженная.

Порфирий, не таясь, объясняет свою тактику: всякое преступление — частный случай, необходимо учитывать психологию преступника.

«Да и пусть, пусть его погуляет пока, пусть; я ведь и без того знаю, что он моя жертвочка и никуда не убежит от меня!» Игра Порфирия становится намеренно открытой, в его голосе звучит то откровенная издевка, то нарочитое сочувствие, он то шепчет, то хихикает, то становится совершенно спокойным: «Да уж больше и нельзя себя выдать, батюшка, Родион Романыч».

Оба, и следователь, и преступник, знают правду о преступлении, они вполне объяснились между собой.

Раскольников в исступлении произносит, обнаруживая игру Порфирия:«Ты знал, что я болен, и раздражить меня хотел, до бешенства, чтоб я себя выдал, вот твоя цель!» Лишь нечаянный случай — признание в убийстве красильщика Николая — спасают Расколь-никова от неминуемого поражения. Но он понимает, что это лишь короткая передышка.«Может быть, развязка!» — думает Раскольников, вновь увидев Порфирия. Во время последнего свидания игра заканчивается, Порфирий Петрович откровенно рассказывает Раскольнико-ву о своем расследовании убийства, дает подробный анализ его поведения, указывает на откровенные ошибки и промахи, объясняет и мотивы совершения преступления и «совершенно убежденным голосом» завершает: «Как кто убил?.. да вы убили, Родион Романыч!» В сцене последнего свидания обнаруживаются и положительные человеческие качества Порфирия: сочувствие преступнику, желание помочь. Он искренне советует Рас-кольникову самому «учинить явку с повинной», ибо это облегчит его участь. Он подбадривает Раскольникова, убеждая его, что он «все-таки не безнадежный подлец. Совсем не такой подлец!», что «вам Бог жизнь приготовил», советует ему: «Станьте солнцем, вас все и увидят. Солнцу прежде всего надо быть солнцем».

В поединке Раскольникова и Порфирия Петровича победил последний. Но, не признавая теорию Раскольникова, он не принимает его бунт против жизни и ее установлений.



Чарльз ДиккенсБольшие надеждыВ окрестностях Рочестера, старинного городка к юго-востоку от Лондона, жил семилетний мальчик, прозванный Пипом.

Важно

Он остался без родителей, и его «своими руками» воспитывала старшая сестра, которая «обладала редкостным умением обращать чистоту в нечто более неуютное и неприятное, чем любая грязь».

С Пипом она обращалась так, словно он был «взят под надзор полицейским акушером и передан ей с внушением — действовать по всей строгости закона». Ее мужем был кузнец Джо Гар

Кожна особистість, унікальна, незвичайна та неповторна, отримала найцінніший подарунок від долі – своє життя. Воно дане лише один раз і для кожного своє.

Особливе чи звичайне, щасливе або сумне, довге чи коротке, життя тягнеться від першої днини і до останньої, і не можна цей шлях пройти двічі.

Для того щоб не відчувати провини перед самим собою у літні роки, не кпинити себе за те, що життя прожите даремно, необхідно на самому початку життєвої дороги замислитись: чого я хочу досягти в своєму житт

Повесть «Тарас Бульба» – это одно из самых совершенных творений Николая Васильевича Гоголя. Произведение посвящено героической борьбе украинского народа за национальное освобождение, свободу и равенство.

Большое внимание в повести уделяется Запорожской Сечи. Это вольная республика, где все свободны и равны, где интересы народа, свобода и независимость выше всего на свете, где воспитываются сильные и мужественные характеры.

Замечателен образ главного героя – Тараса Бульбы. Суровый и непреклонный

Сочинение по сказке «Госпожа Метелица» Сказка «Госпожа Метелица » рассказывает о двух девушках. Они были одного возраста, жили в одном доме, но относились к ним по-разному.Одна из них была родной дочерью, поэтому жилось ей очень хорошо.

Совет

Другая была падчерицей. Имела злую мачеху. Родная дочь ничего не делала. Неродная дочь тяжело работала, много пряла. Поэтому и вырастали одна ледащицею, вторая трудолюбивой.Бог наделил падчерицу хорошей красотой, ее названная сестра была некрасивой.

Трудолюбивая

Каждому из нас жизнь дают родители. Их побуждают к этому самые разные причины. Одни желают иметь опору в старости, другие видят в детях цель своей жизни.Антуан де Сент-Экзкшери писал: “Есть такое твердое правило: встал поутру, умылся, привел себя в порядок, – и тут же приведи в порядок свою планету”.

Впервые мы встречаемся с Наташей — тринадцатилетней девочкой, когда она «нечаянно, с нерассчитанного бега» вбежала в комнату, где сидели гости.

Наташа — «порох», она вся переполнена жаждой жизни, за один день своих именин успевает пережить и почувствовать столько, что порой даже удивляешься: разве это возможно? Героиня все стремится сделать сама, чувствовать за всех, все видеть, во всем участвовать.„И вот вторая встреча с героиней Толстого. Князь Андрей приезжает в Отрадное — имение Ростовых. Он

Иван Александрович Гончаров — последовательный и честный художник; в своих произведениях он разоблачает пороки современного ему общества.

Следуя традициям русской классики, Гончаров считает, что литература должна активно вмешиваться в жизнь, делать ее лучше, справедливее.

Его романы: “Обыкновенная история”, “Обломов”, “Обрыв” — относятся к тем произведениям, которые отражали реальную жизнь, старались воздействовать на общественные отношения, могли помочь читателям разобраться в окружающей обстан

Обращаясь к рассказу «Судьба человека», в первую очередь, следует помнить о том, что М. Шолохов через судьбу конкретного героя показывает жизнь целого народа.

Обратите внимание

Это произведение – не просто повествование о военных событиях, но и, конечно же, исследование внутренней трагедии личности.

    Главный герой рассказа Андрей Соколов – это, на мой взгляд, собирательный образ всего русского народа, которого искалечили тяжелые годы войны. Как и тысячи других людей, до Великой Отечественной войны герой вел об

Моя бабушка родилась в далёком 1938 го­ду, а в школу пошла сразу после окончания Великой Отечественной войны. Жила она тог­да в деревне с мамой и двумя братьями, её отец воевал и вернулся только год спустя пос­ле победы, он работал на восстановлении Мос­квы.

Платонов начал писать очень рано. Он относится к писателям со славой, разгорающейся чем дальше, тем больше. При жизни его издавали очень мало.

Платонов писал в своих статьях, рассказах, повестях, романах обо всем: о тяжелом труде рабочих и крестьян, об интеллигенции, о науке, о спорте, о фантастике, о строителях города, о Великой Отечественной войне.     А.

Платонов показал в произведениях тяжелую жизнь людей в тылу, солдат на фронте со всеми ее бытовыми трудностями.     В философской повести “Д

Сейчас смотрят:{module Достоевский:}Actionteaser.ru – тизерная рекламаActionteaser.ru – тизерная реклама

Источник: https://referat567.info/sochineniya-po-literature/sochineniya-po-proizvedeniyam-dostoevskogo/sochineniya-po-proizvedeniyu-dostoevskogo-prestuplenie-i-nakazanie/5508-tri-poedinka-raskolnikova-i-porfiriya-petrovicha.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector