Женские образы в романе тихий дон шолохова сочинение

Сочинение: «Женские образы в романе Тихий Дон»

Тихий Дон Шолохова — произведение, где автор затронул жизнь казаков в годы гражданской войны.

Автор показал суть характера казаков, создавая самобытных героев своей работы, которых невозможно забыть после прочтения и знакомства с ними.

Обратите внимание

Идея романа — это человек прежде всего, таким и нужно оставаться независимо от условий жизни, пусть даже нечеловеческих. Большую роль в своей работе писатель отводит героиням в Тихом Доне.

Роль женских образов огромная. Они в произведении Тихий Дон являются воплощением любви и дома. Они воплощают в себе семью и родную землю. Эти образы яркие и индивидуальные, однако всех их объединяет трагическая судьба. Сами же женские образы строятся на контрастах. Из всех созданных личностей, работая над нашим эссе, хотелось бы выделить Наталью и Аксинью.

Образ Аксиньи

Аксинья — женщина с трудной судьбой. Уже в шестнадцать лет ей достается от отца, а позже выдают замуж за Астахова. Муж ее избивает, свекровь на плечи девушки переложила все дела по хозяйству. Семейная жизнь была каторгой и только после рождения дочери жизнь немного окрасилась в краски, но радость была не долгой. Ребенок умирает, не дожив до года.

И вот на девушку обратил внимание Григорий Мелехов. Их чувства разгорелись, а любовь стала настолько сильной, что ничто не страшило Аксинью и за свое счастье она готова бороться до победного конца несмотря на то, что у Григория была жена.

Она поставила цель отнять казака у всех, и ее желание понятно, ведь до этого времени не видела девушка счастья и любви. Это героиня с упрямым характером, смелая, открытая, которая идет на поводу у страстей и ее не волнует мнение общества.

Она отстаивает свое право на счастье, на самостоятельность, показывая бурный протест против униженной роли женщин. Аксинья любит, и несмотря на преграды, ее любви хватает и на детей Григория, хватает любви и на то, чтобы не бояться пойти за любимым хоть на край света.

Так Аксинья бежит с Григорием, вместе с ним терпит лишения и у него же на руках умирает от пули. На этом заканчивается ее жизненный путь.

Образ Натальи

Еще одна яркая героиня романа — Наталья. Это жена Григория. Женщина любит мужа прекрасно зная, что чувства ее безответные. Когда читаешь произведение, то очень сочувствуешь девушке, которая очень хотела и надеялась вытеснить из сердца Григория Аксинью. Но, безуспешно.

Ни ее преданная и верная любовь к мужу, ни ее забота, ни общие дети не смогли заставить Григория не идти на измены. Однако я осуждаю ее в какой-то степени из-за того, что она решается убить не родившегося ребенка только потому, что ее муж изменяет.

А ведь в итоге это лишило жизни не только малыша, но и унесло за собой жизнь Натальи, оставив двух детей без материнской любви и ласки.

Важно

Делая вывод, мы видим, что все женские образы, а это и хранительница тепла Ильинична, и бунтарка Дарья, и Евдокия, и Наталья с ее преданной любовью, и противоречивая Аксинья, это женщины смелые, честные, гордые и отчаянные в борьбе за счастье, любовь, семью.

Источник: http://sochinyshka.ru/sochinenie-zhenskie-obrazy-v-romane-tixij-don.html

Женские образы Тихого Дона: сочинение | Литерагуру

Краткое сочинение-рассуждение по литературе на тему: Женские образы в романе «Тихий Дон». Женские судьбы казачек «Тихого Дона» 

Для всех любителей литературы давно уже не секрет, что женские персонажи в романах и образы женщин в произведениях в целом — это не просто возможность разнообразить сюжетную линию или разбавить затянувшееся повествование. Женский образ приходит в книгу так же, как это происходит в нашей жизни — внезапно, эффектно, впечатляюще, и непременно несёт с собой множество перемен…

Роман Михаила Шолохова «Тихий Дон», безусловно, не изменяет лучшим традициям: в произведении мы видим настоящий «цветник» из женских образов, что добавляет лишнего шарма и без того приятному с точки зрения атмосферы произведению.

Тем не менее, выделить в особую категорию стоит, конечно же, двух персонажей — Аксинью и Наталью.

Добавив сюда Григория, мы получаем типичный (но такой любимый, классический) любовный треугольник, через который, как через театральный бинокль, хорошо прорисовывается психологизм и внутренний мир героев.

Итак, Аксинья. Это центральный персонаж, который привлекает нас, прежде всего, гармонией всех аспектов своей сущности: она сильна духом и при этом красива и самодостаточна, способна на самые глубокие чувства. Именно в её образе мы видим, как это — пылко любить, оставаясь независимой, и оставаться независимой, принося себя в жертву.

Своим образом Аксинья опровергает несправедливые стереотипы об опрометчивости и необдуманности действий прекрасного пола — она знает, что делает, предполагая и просчитывая последствия, и в последствие готова за них ответить (вспомним, как она без колебаний призналась мужу в измене).

Совет

Аксинья — определенно чувственная натура, которая признает лишь то, что диктует ей сердце. За её беззаветное чувство и за стремление отстаивать его перед всем миром нам хочется её уважать. Тем не менее, не стоит забывать, что Аксинья, прежде всего, — слабый и несовершенный человек.

Шолохов напоминает нам об этом, раскрывая её с другой стороны, показывая её несовершенства, делая её заложницей собственных страстей и подталкивая к измене Григорию.

Несмотря на то, насколько психологически силён этот образ для восприятия читателя, автор хочет предостеречь нас от подобной линии поведения и всячески даёт понять, что любовь, сметающая всё на своём пути, нарушает природное равновесие, а, значит, не может иметь счастливого будущего.

Что же касается Натальи — второй немаловажной героини, — то в ее образе перед нами открывается одна из главных нравственных опор произведения. Наталья — полная противоположность Аксиньи: она — верная жена и хорошая хозяйка, покладиста и трудолюбива, добра и терпелива. Прежде всего, она мать и хранительница очага.

Наталья не из тех женщин, что, подобно Аксинье, бросаются в омут, погружаясь с головой в бурю страстей и создавая вокруг себя настоящую эмоциональную драму. Её любовь к Григорию не напоминает тайфун, страшной волной обрушивающийся на предмет обожания, но это не значит, что она любит его меньше Аксиньи.

Просто её чувство покорно и высоконравственно, а сама героиня — идеал высшей женской добродетели.

Помимо Натальи и Аксиньи, как уже говорилось, роман богат другими образами женщин. Это и мать Григория Мелехова, которая изображена с невероятной душевной теплотой; и Дарья — жена старшего брата Григория, — которая олицетворяет распутство, лень, хитрость; и Дуняша со своим строптивым характером…

Каждый женский образ в литературе — это отдельная история, отдельная психологическая драма, отдельный конфликт. Это то, что делает любое произведение чуточку интереснее, немного сложнее, капельку сумбурнее и экспрессивнее.

Роман Шолохова, конечно, не о женщинах, но как наглядно он демонстрирует нам всю женскую сущность, раскрывая её с разных сторон! Все женщины в романе «Тихий Дон» — украшения, которые повышают его художественную ценность.

Ведь кто, как не женщина, может одним своим присутствием изменить то, что много лет оставалось нетронутым и скрытым от человеческого взора?..

Источник: https://LiteraGuru.ru/zhenskie-obrazy-tihogo-dona-sochinenie/

Сочинение: «Женские образы в романе Тихий Дон»

«Женские образы в романе Тихий Дон» — сочинение на данную тему пишут школьники в ходе изучения произведения Шолохова. В нем они анализируют характеры, внешность и судьбы главных героинь романа, пытаются определить их роль в раскрытии идейного содержания. Предлагаем вашему вниманию сочинение не тему «Женские образы Тихого Дона».

В своем романе-эпопее «Тихий Дон» Михаил Шолохов подарил читателю знакомство с очень колоритными женскими образами, без которых сложно представить не только данное произведение, но и жизнь кубанских казаков. Особенно сильное впечатление на меня произвели три героини: Аксинья, Наталья и Ильинична. Каждая из них – личность с большой буквы.

И у каждой – неординарная судьба.

Эти три женщины неразрывно связаны с главным героем романа Григорием Мелиховым, которого все они по-настоящему любят. Аксинья – страстно и пылко; Наталья – робко, преданно и безответно; Ильинична – нежно и беззаветно, по-матерински.

Тяжелую жизнь прожила яркая красавица-казачка Аксинья. В ранней юности изнасилованная собственным отцом, выданная замуж за нелюбимого, потерявшая двоих детей, она могла бы сломаться под такими ударами судьбы, но не сломалась.

Любовь к Григорию, ворвавшаяся в жизнь Аксиньи внезапно и озарившая ее ярким пламенем, стала тем спасением, которое вознесло женщину над всеми ее бедами. И сделало бессмертной. И хоть даже это чувство испытало на своем пути множество проблем, но Аксинья успела испытать настоящее счастье.

Ведь любимый, пусть и не долго, был рядом с ней. И отвечал взаимностью.

Обратите внимание

А вот жизнь Натальи вызывает больше сочувствия. Красивая, робкая, добрая девушка, выбранная в супруги Григорию его отцом, превратилась в женщину, съедаемую ревностью. В женщину, решившуюся на большой грех – убийство своего еще не рожденного ребенка, и погибшую от этого.

Григорий никогда не любил Наталью и изменял ей с Аксиньей, о чем знали все вокруг. Конечно, женщина чувствовала себя униженной и растоптанной. Но продолжала испытывать к мужу нежные чувства… Никого, кроме Григория, у нее не было.

И ничего, кроме неразделенной любви, в жизни Наталья не испытала.

Ильинична – мать главного героя – вызывает неподдельное уважение. Она мудра и умна, умеет построить отношения с каждым. Даже мужа своего, отличающегося чересчур горячим, склочным и хулиганистым нравом, умеет упокоить. Ильинична любит и его, и сыновей своих, и невесток, и внуков. Ей удается разумно вести хозяйство, создавать уют, заботиться о домочадцах. Она – идеальная жена и мать.

У каждой из этих трех героинь судьба оказывается трагичной. Аксинья и Наталья погибают молодыми. А Ильинична теряет мужа, сына Петра и двух невесток.

Почему же автор оказался столь безжалостен к казачкам? Я думаю, жестоким был не Шолохов, а время, описанное им в романе. Кровавый период революций и войн, бед и лишений.

У этого времени было не женское «лицо». И поэтому автор не оставил шансов своим героиням. Они, словно прекрасные цветы, пали под тяжелым солдатским сапогом.

Их любовь, преданность и вера оказались не у дел в «сошедший с ума» век.

На этой странице искали :

  • женские образы в романе тихий дон сочинение
  • сочинение на тему женские образы в романе тихий дон
  • сочинение на тему женские образы в романе тихий дон шолохова
  • сочинение женские образы в романе тихий дон
  • женские образы в романе тихий дон сочинение краткое

Сохрани к себе на стену!

Источник: http://vsesochineniya.ru/zhenskie-obrazy-v-romane-tixij-don.html

Женские образы в романе «Тихий Дон» (сочинение) | Свободный обмен школьными сочинениями 5-11 класс

Образы женщин-казачек стали художественным открытием Шолохова в русской литературе. В «Тихом Доне» женские образы представлены широко и ярко. Это Аксинья, Наталья, Дарья, Дуняшка, Анна Погудко, Ильинична. У всех у них вековечная бабья доля: страдать, ждать мужчин с войны.

Сколько молодых, сильных, работящих и здоровых казаков забрала Первая мировая война! Шолохов пишет: «И сколько ни будут простоволосые казачки выбегать на проулки и глядеть из-под ладоней, – не дождаться милых сердцу! Сколько ни будет из опухших и выцветших глаз ручьиться слез, – не замыть тоски! Сколько ни голосить в дни годовщины и поминок, – не донесет восточный ветер криков их до Галиции и Восточной Пруссии, до осевших холмиков братских могил!»

На женщинах держится мир. Именно они дают жизнь, создают дом, семью, заботятся, жалеют, выхаживают больных, в тяжкие военные годы выполняют всю мужскую работу. Поэтому в романе гибель пулеметчицы Анны Погудко, матери Кошевого, Натальи, Аксиньи осмысливается как обвинение жестокому, безумному веку. В их лице война уничтожает саму жизнь.

Аксинью Астахову автор выделяет особо. Он описывает героиню как женщину с сильным характером, цельную в своих чувствах, бесстрашную в любви и в жизни. Своей всепоглощающей любви она отдается без остатка, не боится людской молвы.

Честность и открытость, чувство правоты и собственного достоинства отталкивают от нее всякую грязь: «Так необычайна и явна была сумасшедшая их связь, так исступленно горели они одним бесстыдным полымем, людей не совестясь и не таясь, худея и чернея в лицах на глазах у соседей».

Односельчане, со злорадством ожидавшие развязки, застывшие «в поганеньком выжиданьице», поняли, что «вязало их что-то большое, не похожее на короткую связь».

Важно

Аксинья гордится своей любовью, она, наконец, почувствовала себя счастливой. До этого видела она в жизни только горе.

Читайте также:  Белогорская крепость в жизни петра гринёва сочинение

Молоденькой девочкой подверглась насилию со стороны отца, которого за это забили до смерти ее мать с братом, потом замужество не по любви, садистские издевательства мужа Степана, безвыходность положения.

В ответ на упреки она с вызовом кричит Пантелею Прокофьевичу, отцу Григория: «За всю жизнь за горькую отлюблю!..

А там хучь убейте! Мой Гришка! Мой!» За свою любовь Аксинья готова вынести любые мучения: побои и ревность Степана, злые сплетни, домогательства Листницкого, разлуку с Григорием и тяжелую болезнь, смерть дочки, постоянные скитания, всеобщее осуждение. Она следует за любимым по дорогам войны, вместе с ним терпит лишения. Смертью на руках Григория заканчивается ее скорбный и счастливый жизненный путь.

Желая прекратить порочную связь Григория с Аксиньей, Пантелей Прокофьевич женит сына на Наталье Коршуновой. Шолохов представляет ее молодой, красивой, сдержанной девушкой, которая будет хорошей женой, хозяйкой и матерью. Григорий не любит ее, и сам говорит ей об этом. Не выдержав разлуки с Аксиньей, Григорий бросает жену. Вернувшись к отцу, в дом родителей, Наталья тоскует по мужу.

Она решает ждать, пока Григорий сам не вернется к ней, хотя бы ради детей. Родители Григория прекрасно относятся к невестке, любят внуков. Наталья пробует договориться с Аксиньей, повлиять на нее, но слышит в ответ: «В силах ты будешь – возьмешь его, а нет – не обижайся. Добром я от него тоже не откажусь.

<…> У тебя хоть дети есть, а он у меня один на всем белом свете! Первый и последний…»

Читатели проникаются сочувствием к Наталье, любящей Григория так сильно и безответно. Наталья окончательно понимает, что счастья с мужем ей не будет.

Она проклинает его, а затем неудачно избавляется от ребенка и от этого умирает. Сына она просит передать отцу, чтобы жалел детей.

Совет

Григорий, сумевший приехать только через три дня после похорон, узнает от матери, что Наталья перед смертью простила его, но его не отпускает чувство вины в ее смерти.

Третья женщина, которая беззаветно любит Григория, – это его мать Ильинична. Она показана как оплот казачьей семьи. На ней держится весь дом. Ильинична сумела стать матерью всем невесткам. Ее авторитет в семье непререкаем. Это основывается на глубоком знании жизни, мудрости и справедливости советов и решений.

Запутавшийся в круговороте войны Григорий не раз вспоминал слова матери: «Ты Бога-то… Бога, сынок, не забывай! Слухом пользовались мы, что ты каких-то матросов порубил… Господи! Да ты, Гришенька, опамятуйся! У тебя ить вон, гля, какие дети растут, и у энтих, загубленных тобой, тоже, небось, детки поостались… ну как же так можно? В измальстве ты был ласковый да желанный, а зараз так и живешь со сдвинутыми бровями. У тебя уж, глядикось, сердце как волчиное исделалось…»

Ильинична всеми силами пытается сохранить брак Григория с Натальей. Она надеется, что детская любовь примирит родителей. Так и получилось: будущее Григорию – детей – оставила Наталья.

Мудрость Ильиничны заключается еще и в том, как она смогла построить свою семью, отношения в ней.

Ее муж Пантелей Прокофьевич отличался безудержной вспыльчивостью, в гневе был страшен: «Припадки ярости повторялись у него не раз, но Ильинична, наученная горьким опытом, избрала другую тактику вмешательства: как только Пантелей Прокофьевич, изрыгая ругательства, начинал сокрушать какой-нибудь предмет хозяйственного обихода – старуха смиренно, но достаточно громко говорила: “Бей, Прокофич! Ломай! Мы ишо с тобой наживем!”» И даже пробовала ему помогать. Для прижимистого крестьянина это был весомый аргумент к прекращению погрома.

Множество смертей близких людей выпало пережить Ильиничне. Погибли старший сын, две невестки, муж. Эта мужественная женщина никогда не жаловалась, переживала горе в собственной душе. Она была потомственной казачкой, знала, что их мужчины – воины и почти в каждой семье – горе.

Обратите внимание

Когда у нее остался на войне один Григорий, она говорила: «А я не верю! Не может быть, чтобы лишилась я последнего сына! Не за что Богу меня наказывать». Старая и больная, изломанная горем и непосильной работой, она по вечерам ходит на гумно и, вглядываясь в сгущающуюся темноту, негромко зовет своего сына.

Зов материнской души обязательно найдет сердце ребенка, где бы он ни был, притянет его к дому, напомнит об осторожности. Любовь матери совершает чудеса.

Благодаря Шолохову весь мир узнал, какие сильные, красивые, яркие и мужественные женщины у казаков, откуда черпает внутреннюю силу этот талантливый народ.

Источник: http://resoch.ru/zhenskie-obrazy-v-romane-tixij-don-sochinenie/

Женские образы в романе М. Шолохова «Тихий Дон»

Роман М. А. Шолохова «Тихий Дон» — грандиоз­ная эпопея. В нем перед читателем встают судьбы лю­дей, захваченных водоворотом исторических событий в трагическом XX веке. Автор рисует колоритные, яр­кие характеры казаков и казачек.

Большое место в романе занимают женские обра­зы. Многие свои сокровенные мысли связывает писа­тель с образами Натальи Коршуновой, Ильиничны и Аксиньи.

В «Тихом Доне» перед читателем предстают про­стые малообразованные люди, сила чувств которых ничуть не уступает переживаниям просвещенных ге­роев классических произведений.

Образы и судьбы Аксиньи Астаховой и Натальи Коршуновой — это противопоставление «любви-стра­сти» и «любви семейной».

Наталья заранее была обречена на несчастливую семейную жизнь. На нелюбимой женился Григорий, женился тогда, когда его возлюбленная Аксинья «не­истовствовала в поздней горькой своей любви». И ни­какие, даже самые неоспоримые, достоинства Ната­льи не могли разорвать связи Григория с Аксиньей.

Портрет Натальи обращает на себя внимание такой деталью, как «раздавленные работой руки». С годами Наталья меняется, но автор все же подчеркивает в ней черты, говорящие о ее работоспособности и трудолю­бии. В дом Мелеховых Наташа вошла сразу во многом потому, что покорила Ильиничну своим трудолюбием (чего не было у другой ее невестки — Дарьи).

«Работя­щая Наталья вошла свекрам в душу»,— говорит о ней автор.

Огромное терпение, стеснительность и целомудрие отличают Наталью. Она не целуется до свадьбы с му­жем, потому что «совестно», а сама, озаренная счасть­ем, высчитывает в уме дни, оставшиеся до свадьбы.

Важно

Наталья — однолюбка. Ее любовь непонятна горя­чему по нраву Григорию, она холодна и медлительна, глубоко скрыты чувства Натальи. «Ты — как этот ме­сяц,— говорит ей Григорий,— не холодишь и не гре­ешь».

С рождением детей Наталья меняется. Она стано­вится увереннее. «Расцвела и похорошела диковин­но»,— замечает о ней автор. Любовь ее стала согре­вающей. Наталья полна глубочайшего достоинства, хотя ей приходится очень нелегко.

Героиня ведет сложный поединок со своей судьбой. Оскорбительно для нее поведение мужа, тайком встречающегося с Аксиньей, унизительны насмешки хуторян. Мучаясь от роковой отрешенности Григория, Наталья идет вымаливать его у Аксиньи в Ягодное.

Ее любовь жерт­венная, она любит до самозабвения.

Отчаявшись в своих попытках вернуть мужа, На­талья бунтует и уходит из дома Мелеховых. От безыс­ходности она испытывает огромное горе: «металась в своей девичьей горенке, как подстреленный чибис по ендовой куге»,— говорит о ней автор.

Постепенно Наталья понимает, что при жизни в доме Мелеховых у нее еще остается надежда на воз­вращение мужа, на восстановление семьи, рождение детей, а вне его она обречена на одиночество. Важны для Натальи поддержка Ильиничны, Пантелея Прокофьича. Она сроднилась с ними. Любимы ею стены, в которых вырос ее возлюбленный.

Наталья превосходит Аксинью талантом удиви­тельной верности, нескончаемого терпения. Ее огром­ная страждущая душа — самая крепкая ограда для всего дома.. Это чувствуют и ценят все Мелеховы, а Ильинична находит в невестке надежную Союзницу в борьбе за домашний очаг, потому что это для них обе­их — одна из высших ценностей.

Наталья пытается и не может понять Григория, его невольные отступления от нравственных норм, пово­рот от дома, семьи, хотя он всегда искренен, открыт перед ней. «Чужая ты какая-то…»,— прямо говорит Григорий.

Наталье безумно трудно, она противостоит не толь­ко Аксинье, против нее восстает война, забирающая Григория, ей приходится бороться и со всеобщим не­уважением к чистоте и хрупкости. Наталья немного­словна, хотя ее терзают острые внутренние боренья.

Совет

О глубине и силе ее переживаний говорят не слова, а по­ступки. Не выдержав нелюбви Григория и презри­тельного отношения хуторян, она пытается покон­чить с собой и даже идет на огромный страшный грех — избавляется от ребенка.

Она не упрекает Григория, узнав о его поведении в походе, а лишь сурово молчит. Великое чувство любви к Григорию пронесла Наталья через всю жизнь. Этим она вызывала зависть легкомысленной гулящей Дарьи. За это любили и це­нили ее Ильинична, Пантелей Прокофьич, Дуняшка.

Умирая, Наталья «простила Григорию все… и вспо­минала о нем до последней минуты».

Традиционное народное понимание предназначе­ния любви — это, прежде всего, продолжение рода. А значит, по народным меркам, правильный выбор все­гда остается за семьей, долгом, детьми. Любовь к мужу у Шолохова неразрывно связана с материнст­вом, и не случайно говорится о Наталье: «Всю жизнь вбивала в детей».

Ильиничну и Наталью многое объединяет. Им обе­им присуще мудрое спокойствие хранительниц се­мейного очага. Обе они терпеливые продолжательни­цы мелеховского рода. Обеих отличает глубоко запря­танная способность к духовной жизни.

Ильинична, как и Наталья — великая труженица. Весь ее день проходит в заботах по дому. Семья и дети — смысл ее жизни.

Большая хлопотунья, Ильи­нична, несмотря на возраст, сохраняет дородный стан, «гусыней плавает» по двору и дому. Она тоже не­мало натерпелась от мужа, но молчит об этом, не роп­щет.

Глубокая женская мудрость помогает ей сохра­нить верность долгу, сохранить настоящую счастли­вую семью, стать ее центром, родить и воспитать троих детей.

Великое чувство материнства заложено как в Ната­лье, так и в Ильиничне. Наталья всю себя посвящает детям, Ильинична до последнего издыхания неистово ждет Григория. Как матери, обе эти женщины осуж­дают насилие. Их отличает необыкновенная мягкость и доброта. Ильинична не делит мир на красных и бе­лых.

Она способна на проявление любви к самым разным людям. В ее сердце не находится места для мести и ненависти. Теплом она согревает даже тех, кто при­чинил ей боль. Она сближается с Аксиньей, жалеет Кошевого.

Поразительная внутренняя сила Ильинич­ны — она ни слезинки не выронила, узнав о смерти мужа, хотя внутренние ее переживания были глубоки.

Обратите внимание

Аксинья — полная противоположность и Ильи­ничне, и, прежде всего, Наталье. В Григории борются два чувства — страстная любовь к Аксинье и тоска по семейной жизни. Не случаен такой выбор имен писа­телем: Аксинья означает «чужая», а «Наталья — «родная».

Аксинья — воплощение непосредственной жизни, бурного протеста. «Не таюсь — грех на мне. Бей, Сте­пан!», говорит она, глядя в глаза мужу, и снова, улу­чив момент, идет на встречу с Григорием.

Автор подчеркивает в Аксинье силу, цельность, го­рячность чувства, удивительное стремление к сча­стью. У нее пламенное сердце. «За всю жизнь за горь­кую отлюблю!.. А там хучь убейте! Мой Гришка! Мой!» — неистово восклицает она. Любовь Акси­ньи — это глубокий, страстный порыв, утверждаю­щий право на личную свободу человека. Нет оков, ко­торые могли бы сковать его.

Григория и Аксинью многое объединяет. Это мя­тежные, ищущие души. В них неискоренима тяга к чему-то запредельному, безумному, бушующему. Григорий любит Аксинью, но изломана судьба не только у Натальи, но и у Аксиньи тоже.

Любовь гуля­щей солдатки в отсутствие мужа, «жалмерки», како­вой стала во всеобщем представлении Аксинья после близости с Мелеховым,— обычное дело для казачьего хутора, и Григорий не воспринимает вначале всерьез предложение Аксиньи бежать с хутора. Обидными словами отвечает он на ее упреки. Горько Аксинье от ощущения растоптанности чувства.

Постепенно Гри­горий понимает, что по-настоящему привязан к Аста­ховой, чувствует он «сосущую тоску». Глядя на нелю­бимую Наталью, он постоянно вспоминает Аксинью, сравнивает их, и сравнение это не в пользу Натальи.

Большое значение имело в развитии отношений Григория и Аксиньи рождение дочери. Даже неуго­монный Пантелей Прокофьич перестал настаивать на возвращении сына домой. Меняется портрет Акси­ньи, она предстает уже не порочной «жалмеркой», а женщиной-матерью.

Тоска по умершему ребенку, по ласке, теплу не по­зволила Аксинье противостоять напористым ухажи­ваниям Листницкого. Не смогла она, в отличие от На­тальи, хранить верность любимому. Виной этому и ее горячий нрав, страстная натура, неумение сопротив­ляться наплыву чувств, сдерживать их, прятать глу­боко в себе.

Важно

В финале книги любовь Аксиньи и Григория при­обретает трагически возвышенный, совершенно иной, эпический характер. Горяча и страстна любовь Аксиньи, она готова идти за возлюбленным хоть на край света, не боясь никаких трудностей.

Читайте также:  Образ и характеристика порфирия петровича в романе преступление и наказание достоевского сочинение

Поражает необыкновенная ее внутренняя сила. Аксинья прони­кается к Григорию почти материнской нежностью. Она окружает лаской и заботой Полюшку и Мишатку. Любовь к Григорию помогает ей сблизиться с Ильи­ничной.

Это уже совсем другая Аксинья.

Григорий забирает Аксинью, чтобы бежать с ней на Кубань. Нет над ними больше никакой власти, духов­ная, крепкая, ничем не объяснимая связь осталась их единственным богатством. Теперь им предоставилась никем и ничем не ограничиваемая возможность жить чистой, открытой, свободной жизнью. «А я все бо­юсь — не во сне ли это? » — говорит Аксинья, боясь по­верить своему счастью.

Несмотря на разность, Аксинья и Наталья — обе одинаково дороги и близки читателю. Они очень жен­ственны и прекрасны, каждая по-своему.

В романе возникают и другие женские образы. Это и Дарья, это и Лиза Мохова, являющиеся примером того, какой не должна быть женщина.

Женские образы проходят через литературу разных времен и народов. Наташа Ростова, Элен Безухова, тургеневская Ася и другие — все они стали воплоще­нием писательских представлений о женских доброде­телях и пороках. Женщина — продолжательница рода, это очень высокая миссия, поэтому женские об­разы находят в творчестве художников такое широкое осмысление.

Источник: http://5litra.ru/soch/284-zhenskie-obrazy-v-romane-m-sholohova-tihiy-don.html

Сочинение на тему Женские образы в романе Тихий Дон, Шолохов читать бесплатно

Женские образы

Роман-эпопея «Тихий Дон» был написан М. А. Шолоховым в сложнейшее время в истории России, на переломе эпох. Перед читателями встают судьбы донских казаков, захваченных водоворотом­ гражданской войны. В романе нет ни одной семьи, которую бы пощадила революция.

Большое внимание автор уделяет женщине-казачке, хранительнице домашнего очага и верной помощнице мужа. Незабываем образ Ильиничны – матери Григория и Петра. Эта женщина всю жизнь посвятила семье и детям.

Совет

Немало она натерпелась от буйного и своенравного мужа, в жилах которого текла турецкая кровь, но все сносила ради семейного очага. Годы войны принесли ей много горя и потерь, но человечность и доброта в ней жили до последнего дня.

Эта мудрая женщина сразу осознала всю бессмысленность гражданской войны, в которой люди убивали не врагов, а родных им людей, с которыми еще недавно жили бок о бок.

Истинной донской казачкой была и Наталья Коршунова, жена Григория. Она всем сердцем любила мужа, хоть и знала, что он любил другую. До замужества Наталья была дочерью зажиточных родителей, красавицей и завидной невестой. Она могла сама выбирать себе жениха и выбрала Григория Мелехова. Наталью отличали скромность и целомудрие.

Тем временем ее муж предпочитал проводить время со страстной Аксиньей – женой Степана Астахова. Натерпевшись от Григория нелюбви и обид, она даже пыталась покончить жизнь самоубийством. Сильные изменения произошли в ней после рождения близнецов Мишатки и Полюшки. Материнство пошло ей на пользу. Казалось, именно в этом и было ее главное предназначение.

Она похорошела, расцвела, даже Григорий почувствовал к ней неожиданный прилив нежности.

Однако самоотверженная и преданная любовь Наталья не помогла ей понять тяжелые думы и терзания Григория. Одна только Аксинья понимала его и принимала таким, какой он есть. Через всю свою нелегкую жизнь Аксинья пронесла любовь к Григорию.

Когда Наталья упрекнула ее за то, что та отнимает отца у детей, Аксинья ей ответила: « У тебя хоть дети есть, а он у меня… один на всем белом свете!». От Григория у нее родилась одна дочь Танюшка, которая умерла от скарлатины в раннем возрасте. Мужа своего Аксинья презирала.

Степан много пил, гулял, ходил на игрища и жестоко избивал ее. Мелеховы часто за нее заступались. Муж никак не мог простить ей того, что в юности она была изнасилована собственным отцом. За это он считал Аксинью порочной.

Она прожила тяжелую жизнь, так и не познав спокойного человеческого счастья, но свое женское предназначение она исполнила сполна, благодаря любви к Григорию.

Обратите внимание

Не менее несчастны и другие героини романа: Дарья и Дуняша. Дарья Мелехова, жена Петра, хоть и была легкомысленна, но не лишена нравственности. Несмотря на то, что она всегда изменяла мужу, она тяжело пережила его потерю и даже впоследствии убила человека, виновного в смерти Петра.

Узнав, что она неизлечимо больна сифилисом, Дарья предпочла утопиться. Дуняша, младшая сестра Григория, с малых лет была влюблена в Мишку Кошевого, чье «кровавое» прошлое не изменило ее отношения к нему. В начале романа автор рисует угловатого подростка с большими глазами и тонкими косичками.

Со временем она превращается в красивую, гордую казачку с непреклонным характером. В конце романа именно Дуняша остается за хозяйку в доме Мелеховых, потеряв отца, мать, брата, невестку, племянницу.

Она тяжело переживает смерть каждого близкого человека, но жизнь на этом не заканчивалась, и надо было продолжать жить дальше.

см. также:
Другие сочинения по произведению Тихий Дон, Шолохов

Характеристики главных героев произведения Тихий Дон, Шолохов

Краткое содержание Тихий Дон, Шолохов

Краткая биография Михаила Шолохова

Источник: http://www.sdamna5.ru/zhenskie_obrazy_tihiy_don

Прекрасные русские женщины, обречённые на страдания (по роману М. Шолохова «Тихий Дон»)

Сочинения › Шолохов М.А. › Тихий Дон

Готовые Домашние Задания

Чувство единения с вечно обновляющимся миром позволяет Шолохову в своем романе отобразить жизнь во всем ее многообразии, не разделяя героев на положительных и отрицательных. В «Тихом Доне» писатель равно объективно изображает любовь и ненависть, душевное благородство и жестокость, трагическое и комическое.

В романе эпопее Шолохов создает яркие женские образы Аксиньи, Дарьи, Натальи, Дуняшки, Ильиничны. При всей индивидуализации описания их объединяет щемящая душу острота страданий.

Трагическая судьба этих героинь становится обвинением страшному, непостижимому времени.

Поэтому гибель красной пулеметчицы Анны Погудко, матери Кошевого, Натальи, Аксиньи воспринимается как уничтожение вечно животворящей силы.

Главной и любимой героиней автора является, как мне кажется, Аксинья Астахова. Она напоминает реку, которая то спокойно течет, то будто взбунтуется и поворачивает вспять.

К этой героине не пристает грязь, несмотря на то, что сам Шолохов, описывая красоту женщины, не раз характеризует ее как «порочную».

Никакие жизненные ошибки Аксиньи не способны убить ту любовь, которая зародилась у нее к Григорию.

Давая портрет своей героини, автор мельком указывает особенности ее характера. Противоречивость во внешности, в чертах лица является особенностью Аксиньи. Плетется в ее «душе ненависть с великой любовью».

Важно

Желание Аксиньи любить и быть любимой, конечно, оправданно. Но видела ли она счастье на своем веку? Замужняя женщина, Аксинья отнимает у Натальи Коршуновой, «ни горя, ни радости не видевшей», милого. Но она же отталкивает от себя Григория в Вешках, когда просит его не ездить в Татарское.

Гордость и открытость характера Аксиньи сказываются в том, что, полюбив Григория, она не лжет ни самой себе, ни другим. Героиня не скрывает своей любви от Ильиничны и не принимает упреков, когда та выговаривает ей за смерть Натальи. Аксинья пронесла свою любовь через оскорбления, непонимание, ужасы войны и революции.

И каждый раз как будто открывалось в ней для Григория что-то новое, что заставляло его возвращаться к своей Аксинье.

Наталья Коршунова – жена Григория, которая пришлась по сердцу семье Мелеховых. Автор любуется ее молодостью, нравственной силой, гармонией внешнего и внутреннего содержания ее личности. Трагедия жизни этой героини заключается в том, что ее не любит Григорий, и он сам признается Наталье в этом.

Брошенная Григорием, она возвращается к отцу, но и в своем доме, где была когда-то весела и счастлива, не находит покоя. Наталья идет назад, к Пантелею Прокофьевичу и Ильиничне, где будет дожидаться своего мужа.

На какое-то время Григорий вернется к ней, потому что знает, что Наталья — хранительница его дома, мать его детей.

Наталья беззаветно любит Григория и твердо знает, что так, как любит она, не любит никто. Неразделенная любовь к мужу и горькая обида на него толкает героиню на страшное. Сначала она проклинает отца своих детей, а затем избавляется от ожидаемого ребенка. В результате Наталья умирает. Страшным исходом завершается ее жизнь.

Невиданной мощью материнского чувства и женской мудрости награждает Шолохов Ильиничну. Эта женщина знает жизнь и порядок в ней. Она принимает сноху обратно в дом и советует молодой жене ждать мужа.

Ильинична не меньше Натальи ждет появления ее детей, потому что знает, что детская любовь способна соединить родителей. Так и произошло.

Григорий после смерти Натальи понял то, что издавна было известно его матери.

Как свидетельство редкостного умения Ильиничны поддерживать мир в семье, являются ее отношения с Пантелеем Прокофьевичем. Только она умела укрощать припадки его ярости, терпела его измены и рукоприкладство.

Совет

Ильинична мужественно перенесла смерть своего старшего сына, обеих снох, мужа. Никогда она не роптала на Бога, потому что была казацкой дочерью, казацкой женой и казацкой матерью.

Свою судьбу эта героиня приняла как данность этого мира: «А я верю! Не может быть, чтобы лишилась я последнего сына».

Писатель восхищается этой старой мужественной женщиной, которая, с трудом добравшись до гумна, всматривается в сумерки степи и негромко зовет своего младшенького, зная, что он обязательно услышит.

Женские образы в романе Шолохова «Тихий Дон» олицетворяют собой Россию – прекрасную, но обреченную на страдания.

В романе много второстепенных образов казачек: юных и пожилых, наивных и умудренных житейским опытом. Все они красивы, все они стремятся к любви и сохранению собственной семьи и очага. По мнению Шолохова, женщины – это хранительницы самобытной культуры казачества, хранительницы народной нравственности и животворящей силы Вселенной.

Сочинения по теме:

  • Наталья и Аксинья в жизни Григория Мелехова по роману М. Шолохова «Тихий Дон» сочинение
  • Сила России в женщинах, по роману М. Шолохова «Тихий Дон» сочинение
  • Судьбы главных героинь романа М. Шолохова «Тихий Дон» сочинение
  • Раскрытие темы романа «Тихий Дон» М. Шолохова с помощью главных героинь романа сочинение

Источник: http://1soch.ru/sholohov-ma/tihiy-don/prekrasnye-russkie-jenshhiny-obrechennye-na-stradaniya

Женские образы в романе м. а. шолохова «тихий дон»

ЖЕНСКИЕ ОБРАЗЫ В РОМАНЕ М. А. ШОЛОХОВА. В центре романа М. Шолохова «Тихий Дон» — история семьи Мелеховых, и ключевое место в ней отведено судьбе Григория. Его биография отразила судьбу казачества, оказавшегося между молотом и наковальней — между белыми и красными.

Герой Шолохова не принимал ни новую, ни старую власть, он стремился найти что-то среднее, что-то свое, что подходило бы казакам, «всем, которые есть». Его душа металась в поисках какого-то особого пути. Больше всего в жизни он страшился безневинно пролитой крови, но семь долгих лет проливал ее.

После всех мытарств Мелехов вернулся домой, он выбросил оружие, он готовился к мирной жизни на родной земле, к жизни, где была бы любимая женщина, дети, любовь и мирный труд. Но его ждали арест и расстрел за участие в Донском восстании.

Обратите внимание

Спа­саясь от неминуемой гибели, Григорий оказывается в банде Фоми­на, но бежит и оттуда. В конце романа Мелехов возвращается в свой родной хутор… Сквозь призму его личной судьбы мы видим все важнейшие события жизни донского казачества накануне Первой мировой войны и позже — в гражданскую войну.

Сквозь призму его судьбы видим мы и судьбы казачек — женщин, которые любили Григория и сыграли большую роль в его судьбе.

Нелегкая судьба досталась главной и любимой героине Шолохо­ва — Аксинье Астаховой. Первую трагедию она пережила в шест­надцать лет — ее изнасиловал отец, «пятидесятилетний старик». Потрясенные этим, мать и брат Аксиньи избили его до смерти («Лю­дям сказали, что пьяный упал с арбы и убился»).

Через год Акси­нью выдали замуж за Степана Астахова, но в семье мужа Аксинью приняли неласково, свекровь сразу же объявила девушке, что взя­ли они ее «не кохаться да не вылеживаться», и заставила взять на себя все заботы по хозяйству.

Степан в первый же день совместной жизни незаслуженно наказал ее за отцовскую вину: «обдуманно и страшно избил молодую жену». Нелегко складывались супружес­кие отношения, скупа была судьба Аксиньи на женское счастье. Редкие моменты согласия наступали между супругами, когда они «играли песню».

Аксинья «привязалась к мужу после рождения ребенка, но не было у нее к нему чувства, была горькая бабья жа­лость да привычка». Радость материнства также длилась недолго: «Ребенок умер, не дожив до года».

Читайте также:  Образ и характеристика лизы бричкиной в рассказе а зори здесь тихие сочинение

Неожиданно на Аксинью обращает внимание Григорий Мелехов. Он начинает с нею заигрывать, и Аксинья «с ужасом» чувствует, что «ее тянет к черному, ласковому» Григорию.

Жизнь Аксиньи напоминает реку, которая то спокойно течет, то будто взбунтуется и поворачивает вспять. Несмотря на то что сам автор, описывая красоту героини, не раз характеризует ее как «по­рочную», грязь не пристает к Аксинье.

Никакие жизненные ошиб­ки Аксиньи не способны убить ту любовь, которая зародилась у нее к Григорию: «Так необычайна и явна была сумасшедшая их связь, так исступленно горели они одним бесстыдным полымем, людей не совестясь и не таясь, худея и чернея в лицах на глазах у соседей».

И хуторяне, которые недавно еще прижухли в «поганеньком выжиданьице», поняли: «вязало их что-то большое, не похожее на корот­кую связь».

Важно

Описывая свою героиню, Шолохов мельком подчеркивает особен­ность ее характера: «Аксинья ходила, не кутая лица платком, тра­урно чернели глубокие ямы под глазами; припухшие, слегка вы­вернутые, жадные губы ее беспокойно и вызывающе смеялись».

Противоречивость во внешности, в чертах лица — особая черта ха­рактера. Соединяется в ее «душе ненависть с великой любовью». Ее желание любить и быть любимой («одно решила накрепко: Гришку отнять у всех, залить любовью, владеть им») оправдано — не виде­ла она счастья на своем веку.

Замужняя женщина, она отнимает у Натальи Коршуновой, «ни горя, ни радости любовной не видавшей», своего милого («обвилась вокруг Григория, как хмель вокруг дуба»). Но она же и отталкивает от себя Григория в Вешках, когда просит его не ездить в Татарское: «Не ездий!..

Ну ступай! Езжай! Но ко мне больше не являйся! Не приму! Не хочу я так!.. Не хочу!»

Главная черта характера Аксиньи и главная его красота — гор­дость и открытость: полюбив Григория, она не лжет ни самой себе, ни другим. Со страхом, но прямо говорит Аксинья мужу: «Не та­юсь — грех на мне. Бей, Степан!» Она не скрывает своей любви от Ильиничны, матери Григория, и не принимает ее упреков, когда та выговаривает ей за смерть Натальи.

Свою великую любовь Аксинья пронесла через оскорбления, непонимание, ужасы революции и гражданской войны. О муже она «вспоминала с неохотой, и почему-то ей казалось, что он не вернет­ся». Душа ее была обращена лишь к Григорию.

Свою любовь к нему Аксинья перенесла и на его детей. После смерти Ильиничны она забрала детей Григория к себе и выплеснула на них всю нерастра­ченную материнскую нежность и неутоленную любовь. Но в душе Аксиньи нет покоя.

Новый приезд Григория означает для нее новые тревоги и новые сомнения, поскольку «много раз в жизни не оправ­дывались, не сбывались ее надежды и чаяния».

«Как-то сложится теперь ее жизнь? Что ждет ее в будущем? И не слишком ли поздно улыбается ей горькое бабье счастье?» Тем не менее, каждая встре­ча с Григорием становится для Аксиньи праздником, «полновесным счастьем».

Совет

Григорий чувствует в Аксинье главное — она сумеет заменить его детям мать. «Она ласковая, добрая баба. Из любви к нему она будет любить и детей ».

Да и Дуняша советует брату жениться: « Бери ее, брат, она хорошая… Покойница маманя говорила, что тебе толь­ко ее в жены и брать».

Григорий вместе с детьми перебирается к Аксинье, но их совместную жизнь отравляет тревога за судьбу Гри­гория, ранее воевавшего с казаками против красных.

Когда к Мелеховым приходят из Вешенской красноармейцы, Григорий покидает дом, где он жил с Аксиньей. Теперь любимый является Аксинье только во сне.

Лишь через много месяцев суждено им свидеться снова, и встре­ча эта красноречиво говорит о том, что и Аксинью, «такую силь­ную, сломили страдания».

Едва Григорий оказался в доме, она об­нимает его, прижимается лицом к его мокрой шинели, и рыдает: «Пеши пойду, поползу следом за тобой, а одна больше не останусь! Нету мне без тебя жизни… Лучше убей, но не бросай опять!» Акси­нья быстро собирается и пускается вместе с любимым в путь-доро­гу, «охваченная радостным волнением». Любуясь ею, Григорий невольно думает: «Ничто ее не страшит, вот молодец баба!»

Упросив сестру взять детей, Григорий и Аксинья бегут ночью в надежде пробраться на Кубань и начать там новую жизнь. Востор­женная радость наполняет душу женщины при мысли, что она сно­ва рядом с любимым.

Но счастье ее недолго: в дороге их застигает конная застава, и они мчатся в ночи, преследуемые летящими им вдогонку пулями. Одна из шальных пуль оборвала жизнь Аксиньи. Она «умерла на руках Григория незадолго до рассвета».

Обратите внимание

Григорий шашкой выкопал могилу, похоронил «свою Аксинью при ярком утреннем свете», «твердо веря в то, что расстаются они ненадолго».

Сильными, самобытными характерами наделены в романе все женщины, окружающие Григория, — и сестра Дуняша, и жена бра­та — Дарья, и, конечно, жена Наталья, которая пришлась по сердцу всей семье Мелеховых. Автор любуется ее молодостью, нравствен­ной силой, гармонией внешней и внутренней красоты.

Когда мы знакомимся с Натальей, ей только что исполнилось семнадцать лет, она стройна, красива, работяща («Под черной сто­ячей пылью коклюшкового шарфа смелые серые глаза. На упругой щеке дрожала от смущения и сдержанной улыбки неглубокая розо­веющая ямка.

Григорий перевел взгляд на руки: большие, раздавленные работой…»).

«Всем взяла» Наталья: «что на полях, что дома…» На хуторе ее считали завидной невестой, и «еще в прошлый мясоед наезжали сваты издалека… но женихи Наталье не нравились, и пропадала даром сватовская хлеб-соль».

Григорий же приглянулся ей сразу, на первых же смотринах, хотя отец и противился этому браку. Он прямо говорил дочери о дурной славе Григория («потаскун, бабник, по жалмеркам бегает»), но Наталья твердо стояла на своем. Она полюбила Григория сразу и на всю жизнь, доверчиво и беззаветно поверила в свое девичье сча­стье: рядом любимый человек, семья, дети…

Но жизнь повернулась по-другому. В семье Мелеховых Наталью полюбили, свекровь была с ней ласкова, одобрял ее и «строгий по дому» Пантелей Прокофьевич. Только Григорий и Наталья не мог­ли наладить отношения.

С болью и ужасом осознала Наталья, что нелюбима, что Григорий не может забыть Аксинью, тянется к ней. Таясь от людей, она, «убегая в сарай, падала на кизяки, трясясь, сжимаясь в комок, оплакивала заплеванное счастье».

Да и сам Гри­горий с присущей ему прямотой жестоко сказал Наталье, что не любит ее.

Брошенная Григорием, Наталья возвращается к отцу, но теперь и в родном доме, где она прежде была весела и счастлива, не нахо­дит покоя. Надежда вернуть мужа не покидала ее, и потому Ната­лья пишет письмо Григорию в Ягодное.

Важно

Но когда пришел ответ, «Наталья прочла и посерела. В четыре приема вошло в сердце зубчато-острое… Четыре расплывшихся слова на бумажке: «Живи одна. Мелехов Григорий». И тогда робкая, нежная, молодая женщина решается на самоубийство.

Все девичьи мечты ее растоптаны, жизнь потеряла всякий смысл…

Но тогда Наталье не суждено было умереть, она выжила, попра­вилась и решила снова вернуться в мелеховский курень. Там и до­жидается она своего мужа, постепенно возрождаясь.

Здесь, в доме Мелеховых, она «законная» жена Григория, а в душе ее по-прежне- му живет бессознательная надежда на его возвращение. «Она ниче­го це писала Григорию, но не было в семье человека, кто бы с такой тоской и болью ожидал от него письма».

И Григорий вернется к ней, потому что знает: она — хранительница его дома, мать его детей.

Нравственная чистота, сдержанная стыдливость чувства — глав­ные свойства характера Натальи. Она сторонится Дарьи, которая после отъезда мужа на войну стала особенно наряжаться и ходить на «игрища».

Петро, встретив Григория на чужой стороне, с одоб­рением вспоминает о Наталье: «Человек своей надеждой живет. Слав­ная бабочка. Строгая. Себя дюже блюдет.

Чтоб баловство какое аль ишо чего — нету за ней этого».

Наталья безответно любит Григория и по-прежнему пытается бороться за разрушенное счастье.

Она твердо знает, что так, как любит она, не любит никто, и потому в душе ее рождается решение «схо­дить в Ягодное к Аксинье — вымолить, упросить ее вернуть Григо­рия…» Она не задумывается над тем, осуществимо ли это и как примет Аксинья ее странную просьбу, без страха идет она на разго­вор с Аксиньей: «Одно я знаю: не любишь ты его, а тянешься за ним по привычке. Да и любила ль ты его когда-нибудь так, как я?».Ак­синья на это отвечает: «В силах ты будешь — возьмешь его, а нет — не обижайся. Добром я от него тоже не откажусь… У тебя хоть дети есть, а он у меня один на всем белом свете! Первый и последний…» Услышав такие слова, Наталья с горечью приняла чужую любовь. Вот тогда и навалилась на нее обида на мужа: «Все, что так долго копилось у Натальи на сердце, вдруг прорвалось в судорожном при­падке рыданий. Она со стоном сорвала с головы платок, упала ли­цом на сухую, неласковую землю и, прижимаясь к ней грудью, рыдала без слез».

Совет

Любовь к Григорию и забота о детях — смысл всей жизни Ната­льи. Она привыкла к постоянному труду, покорно переносила тяже­сти наступившего лихолетья, но понять мучительный надлом в душе Григория, его тяжелые раздумья о жизни, о будущем она не могла.

Неразделенная любовь к мужу и горькая обида на него толкают Наталью на тяжкий грех: сначала она проклинает отца своих детей, а затем избавляется от ожидаемого ребенка. Наталья умирает, страшно завершается ее жизнь.

Одному Григорию отдала Наталья свое верное сердце. Мир се­мейного счастья, который она создавала с таким трудом, который был единственным смыслом всей ее жизни, — разрушился, и она погибла.

С ее смертью в жизнь Григория вошло новое страдание: он «страдал не только потому, что по-своему любил Наталью и свыкся с ней за шесть лет, прожитых вместе, но и потому, что чувствовал себя виноватым в ее смерти… со слов Ильиничны он знал, что Ната­лья простила ему все, что она любила его и вспоминала о нем до последней минуты».

На фоне яркой, нелегкой, истинно трагической любви Аксиньи неяркая внешне любовь Натальи остается в тени, но от этого она не становится менее сильной. Чувство Натальи было освещено внутрен­ней красотой и нравственной чистотой. В образе этой героини Шо­лохова воплотилась высокая народная нравственность.

Невиданной красотой и мощью материнского чувства и женской мудрости награждает Михаил Шолохов Ильиничну — мать главно­го героя. Она принимает в дом молодую сноху и советами помогает ей.

Она не меньше Натальи ждет появления детей, потому что зна­ет: детская любовь способна соединить родителей, что и произош­ло.

Григорий после смерти Натальи понял то, что было известно матери: «Детская любовь возбудила и у Григория ответное чувство, и это чувство, как огонек, перебросилось на Наталью».

Обратите внимание

Свидетельством редкостного умения Ильиничны поддерживать мир в семье являются ее отношения с Пантелеем Прокофьевичем: «Припадки ярости повторялись у него не раз, но Ильинична, научен­ная горьким опытом, избрала другую тактику вмешательства: как только Пантелей Прокофьевич… начинал сокрушать какой-нибудь предмет хозяйственного обихода — старуха смиренно, но достаточ­но громко говорила: «Бей, Прокофич! Ломай! Мы ишо с тобой нажи­вем!» и даже пробовала ему помогать».

Ильинична мужественно перенесла смерть старшего сына, обе­их невесток, мужа. Но она никогда не роптала на Бога, потому что была казацкой дочерью, казацкой женой и матерью казаков. Свою судьбу Ильинична принимала как данность этого мира. Жила чес­тно, по закону: «А я не верю! Не может быть, чтобы лишилась я пос­леднего сына! Не за что Богу меня наказывать».

Писатель восхищается старой, мудрой, мужественной женщиной, которая, с трудом добравшись до гумна, всматривается в сумерки степи и негромко зовет своего «младшенького», зная, что он обяза­тельно ее услышит…

Все женские образы, выведенные Шолоховым в романе-эпопее «Тихий Дон», заслуживают читательского внимания. Все они — яркие, колоритные личности.

Главную роль в исторических собы­тиях играют, конечно, мужчины, но женщинам отведена роль бо­лее почетная: они — хранительницы семейного очага, народных традиций, устоев, обладающие несомненной внутренней и внешней красотой, гордые, трудолюбивые, жизнестойкие, волевые.

В образах своих героинь писатель постарался воплотить лучшие черты жен- щин-казачек, которые мужественно делили со своими мужьями тяготы и лишения буреломной эпохи.

Источник: https://prepodka.net/zhenskie-obrazy-v-romane-m-a-sholohova-tihij-don/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector