Жизнь и быт казаков в запорожской сечи в повести тарас бульба сочинение

Нравы и обычаи Запорожской Сечи (по повести Н. В, Гоголя «Тарас Бульба»):

Так вот она, Сечь! Вот то гнездо, откуда выле­тают все те гордые и крепкие, как львы! Вот откуда разливается воля и козачество на всю Украину!

Н. Гоголь

В XVI веке на украинских землях западнее Днепра хозяйничала польская шляхта. Часть украинской знати приняла католичество, ополячилась, чтобы сохранить и увели­чить свои привилегии. Но простой люд упорно сопротивлялся, хранил язык, веру, обычаи предков. Опорой всем стремившимся к независимости была Запорожская Сечь — воль­ное казачество, обосновавшееся в низовьях Днепра на острове Хортица.

За полверсты до Сечи находилось предместье, в котором жили кузнецы, кожевни­ки, крамари, люди всех наций. Предместье «одевало и кормило Сечь, умевшую только гулять да палить из ружей».

Обратите внимание

Сечь состояла из шестидесяти с лишком куреней — военных подразделений, «кото­рые очень походили на отдельные, независимые республики». Куренями же назывались

.. жилые помещения. Они были покрыты дерном или войлоком, обнесены небольшими земляными валами, возле некоторых были установлены пушки. Посередине Сечи рас­полагался майдан, где собиралась рада.

В Сечи царил дух демократии. Между запорожцами были товарищеские отношения. Все важнейшие вопросы казацкой общины решались на обшей сходке — раде. На раде казаки выбирали кошевого атамана и старшину: судью, писаря, есаулов. В куренях избирали куренного атамана.

Принимали в Сечь всех, кто сюда приходил. Никто не спрашивал у пришельцев, «откуда они, кто они и как их зовут». Кошевой, к которому они являлись, интересовался только, веруют ли пришедшие во Христа, ходят ли в церковь, и просил их перекреститься.

Казаки не обременяли себя никаким вещами. Всё — «деньги, платья, весь харч, сала­мата, каша и даже топливо» — хранилось у куренного атамана, который «обыкновенно носил название батька».

Законы общежития в этой своевольной республике были довольно суровыми. Воровство даже какой-нибудь безделицы считалось «поношением всему козачеству». Проворовавшегося привязывали к позорному столбу и дубиной забивали насмерть.

Не платившего должника приковывали к пушке, где он сидел до тех пор, пока его не вы­купят. Страшная казнь полагалась за смертоубийство. Убийцу опускали в яму, поставив поверх него гроб с телом убитого, и заживо засыпали землей.

Военному искусству в Сечи обучали во время боя. «Юношество воспитывалось и образовывалось в ней одним опытом, в самом пылу битв». Промежутки же между ними «козаки почитали скучным занимать изучением какой-нибудь дисциплины, кроме разве стрельбы в цель да изредка конной скачки».

Все свободное от битв время «отдавалось гульбе — признаку широкого размета душевной воли». Это было какое-то беспрерывное шумное пиршество.

Важно

Но когда наступало время битвы, «бесшабашные и веселые между сражениями» казаки преображались в «закаленных в битвах рыцарей», для которых дороже всего на свете боевые товарищи, вера во Христа, свобода и неза­висимость родной земли.

Н. В. Гоголь восхищался Запорожской Сечью и был убежден, что только Сечь с ее республиканским строем формирует гордых, храбрых и вольнолюбивых казаков.

Похожие сочинения

Источник: https://sochineniya.info/publ/1/7_klass/nravy_i_obychai_zaporozhskoj_sechi_po_povesti_n_v_gogolja_taras_bulba/17-1-0-658

Жизнь и быт казаков Запорожской Сечи

Игорь Сокуренко. Руководитель ансамбля «Казачий Дюк» на съемке фильма «Училище . Режиссер Павел Лунгин

В Запорожской Сечи отношения между казаками были братские, но субординация тоже имела место, причем в расчет брался не возраст, а время поступления в Сечь.

Кто вступил в товариство раньше, тот звал вновь вступившего «сынком», а последний первого «батьком», хотя бы батьку было 20 лет, а «сынку» — 40.

Новичок становился настоящим казаком лишь тогда, когда выучивался казацкой «регуле» (воинским порядкам и приемам) и умению повиноваться кошевому атаману, старшине и всему товариству.

Приходили в Сечь, конечно, люди разные, в том числе и с темным прошлым, — убийцы, проходимцы, преступники. Никто с них не требовал объяснений о своей прошлой жизни, но им приходилось либо в корне измениться, либо уйти, иначе они быстро знакомились со строгими правилами казачьей демократии. Суд и расправа были быстрыми и безжалостными.

Из преступлений самым великим считалось убийство. Так как казаки считали себя братьями, то убийство расценивалось как «братоубийство»; братоубийц закапывали в землю живыми вместе с убитым.

Смертью карались в Сечи воровство, разбой, укрывательство краденых вещей (даже одной), связь с женщиной и содомский грех (гомосексуализм). В Сечь не разрешалось приводить женщин, будь это даже мать или сестра.

Совет

Каралась, впрочем, и обида женщины, если казак посмеет опорочить ее, ибо это «к обесславлению всего войска простирается».

Смертью карались и те, кто творил насилие в христианских селениях, самовольная отлучка и пьянство во время похода и неповиновение и дерзость командирам. Роль следователя выполнял войсковой есаул, исполнителями приговоров были сами осужденные, если их было несколько, то они должны были поочередно казнить друг друга.

За воровство обычно привязывали или приковывали к позорному столбу, где преступника забивали киями (палками) свои же. За неотдание долга приковывали цепью к пушке, пока должник не вернет долга или за него не внесет кто-то другой.

За великое воровство (хищение в особо крупных размерах) виновных ждала шибеница (виселица). Шибеница стояла за границей Коша, и на казни могли присутствовать и посторонние.

До нас дошли рассказы о том, что от шибеницы могла казака спасти девушка, согласившаяся выйти замуж за преступника. Причем девушка годилась любая, даже незнакомая.

В связи с этим обычаем рассказывали случай, когда коня с преступником подводили уже к виселице, навстречу ему вышла девушка под белым покрывалом в знак того, что она готова выйти замуж за приговоренного.

Осужденный на смерть казак попросил девицу снять покрывало со своего лица, но когда увидел, что она сильно обезображена оспой, заявил: «Як маты таку дзюбу лепше на шибенице дать дубу» и последовал дальше навстречу своей смерти.

Кроме шибеницы, в редких случаях применяли заимствованный у ляхов железный гак (крюк), на который осужденного подвешивали за ребра (как тушу в мясной лавке) и оставляли до тех пор, пока он не умирал.

Пользовались они иногда и острой палей (колом), на который «сажали» осужденного. Хоронили казненных калеки-нищие, просившие в Сечи милостыню у градских ворот.

Обратите внимание

Нищие снимали казненных и погребали на выгоне, за что им разрешалось снимать с мертвых одежду и надевать свою, ветхую.

Ансамбль «казачий Дюк» Заказ концертов 8 917 554 2284 Игорь

В Запорожье существовал издавна обычай — не вешать ни одного вора, пока он не исповедуется, не разрешится от греха и не приобщится к Святым Тайнам, ибо нет суда на том свете для тех, которые здесь уже осуждены, признали свои грехи и раскаялись.

От наказания не могли спасти ни звание, ни высокая должность. Обычаи свои сечевики сохраняли долго. Так, будучи в рядах русской армии (во времена Екатерины Великой), произошел такой случай.

Один чиновный казак в чем-то провинился и Потемкин, командующий армией (в войне против турок), попросил полковника Головатого пожурить виновного.

На другой день Головатый доложил «его светлости», что приказ выполнен:

— Пожурили виновного по-своему. — Как же вы его пожурили? — спросил князь. — А просто: положили, та киями откатали так, что вин едва встал… — Как! Майора? — закричал светлейший. — Да как вы могли?

— И вправду насилу смогли, едва вчетвером повалили: не давался. Однако свалили, а що за бида, що вин майор? Майорство его не при чему, воно за им и осталось!

Войско Запорожское делилось на сечевых и зимовых казаков. Сечевые — казаки самой Сечи, назывались лыцарством или товариством.

Его костяк составляли казаки главным образом славянского происхождения, сильные, хорошо сложенные, отличавшиеся отвагой в бою и обязательно холостые (или порвавшие свои брачные узы).

Только лыцарство имело право выбирать из своей среды старшину (начальников), вершить дела в войске, делить добычу и получать для Сечи хлебное и денежное жалованье.

Семейные казаки, хотя и допускались в Запорожье, но не смели жить в Сечи, а селились в степи по слободам, зимовникам и бурдюгам.

Важно

Там они занимались хлебопашеством, ремеслами и промыслами и назывались в казачьей среде «зимовчаками», «сиднями», «гниздюками».

Кроме казаков на территории Запорожья проживали и просто крестьяне, которые считались подданными — «посполитыми» — товариства Запорожского и именовались поспильством.

В случае войны сечевики и зимовики составляли единое войско.
«Войско днепровское, кошевое, верховое, низовое и все будуче на полях, на лугах, на полянках и на всех урочищах морских, днепровых и полевых» — так именовалось в торжественных случаях полным именем Войско Запорожское.

Войско управлялось по своим демократическим законам, механизм которых был намного совершеннее греческой и римской демократии, не говоря о демократиях современных.

В основе власти на Запорожье лежала громада — казачье товариство. Для решения важных вопросов литавры созывали всех казаков на Сечевую площадь, где и происходила Рада (радиться — советоваться) — казачий Круг или Войсковой совет.

Источник: http://kazaki-marino.ru/istoriya-kazachestva/demokratiya-po-zaporozhski.html

Обычаи Запорожской Сечи

Запорожская Сечь имела свою территорию, которая называлась Кош. По бескрайней степи были разбросаны курени, которыми руководили выборные кошевые атаманы. Их выбирали на Большом Совете и числа запорожских казаков.

Обычаи Запорожской Сечи

Кто селился в Запорожской Сечи

Прийти и поселиться в Сечи мог любой неженатый мужик, который проходил испытание на воинском экзамене. Экзаменовали опытные казаки. Много было беглых крепостных крестьян. Принятый в Сечь, должен был произнести клятву «Верую в Христа и святую Троицу» и перекреститься. В Сечи строились церкви, в которые казаки ходили на молебны, но казаки не постились. 

Кто селился в Запорожской Сечи

Законы Запорожской Сечи

Запорожская Сечь

Законы были малочисленными, но жестокими.

  • За воровство назначалось публичное наказание.
  • За неуплату долга должника привязывали к пушке и держали до тех пор, пока кто-нибудь не выкупал казака, выплатив его долг.
  • За убийство убийцу заживо закапывали в землю вместе с убитым.

Законы Запорожской Сечи

Какую черту характера помогли выработать войны?

Постоянные войны и суровые походные условия выработали у казаков привычку к спартанскому образу жизни, развили такие прекрасные чувства как братство, стойкость, взаимовыручка. Обычаи и обряды передавались от отца к сыну, который свято блюл эти обряды и обычаи.

Характер запорожцев

Общественный строй Запорожской Сечи

Боевые искусства казаков Запорожской Сечии

Казаки всеми силами сопротивлялись веяниям западных стан, особенно панский Польши и вели патриархальный, отсталый уклад жизни.

От сталось запорожских казаков очень ярко проявлялась в отношении к женщинам, которые были абсолютно бесправными членами Запорожской Сечи.

Благополучие и жизнь женщины полностью зависели от воли и желания отца, мужа, свекра. 

Запорожские казаки

Разгульный образ жизни

По праву оценивая подвиги запорожцев, их современники поражались беспечности и разгульному образу жизни казаков. Ратные подвиги казаков поражали своей жестокостью. И, тем не менее Н.В.

Гоголь, описывая вольницу Запорожской Сечи, ее непритязательный быт, признавал, что строгие обычаи и законы закаляли и воспитывали казаков, превращая их в бесстрашных, выносливых и умелых защитников своего народа и веры.

На своем оружие казаки писали «Победить или погибнуть!»

Разгульный образ жизниСовет

Наиболее красочно и достоверно описал запорожцев Гоголь в своей повести «Тарас Бульба». Поэтому стоит ее прочесть.

Читайте также:  Сочинение по картине свидание маковского 4, 7 класс описание

Запорожские казаки

Кто такие казаки?

Казаками называли людей, которые селились в степи и не подчинялись законам государства. Такой зоной свободного казачества стала Запорожская Сечь. В 15-17 веках казачество вело освободительные войны с польскими и турецкими захватчиками, которые стремились завоевать для своих государств новые территории, а пленных казаков, женщин продавали в рабство на турецких рабовладельческих рынках.

Кто такие казаки

Чем занимались казаки вне войны

Традиционным занятием казаков являлось землепашество. Возделывались поля с пшеницей, кукурузой овсом. Особенно в рядах казаков было развито коневодство. Ведь конь был боевым другом казака во время военных походов. Развивалось садоводство и виноградарство. Казаки были искусными резчиками по дереву и прекрасными оружейниками.

Что делали казакиВывод:

До сегодняшнего дня казачество для Украины и России является символом свободы и национального достоинства. В самые тяжелые времена украинцы верили в свою мечту: возрождение казацкой республики.

Свободолюбивое украинское казачество превратилось в ярых сторонников, так возненавиденного прошлом Запада. Никогда не указывайте украинцам, что их пыталась поработить панская Польша. Сегодня дружба между поляками и украинцами переживает свой расцвет.

В обществе, где находятся украинцы, никогда не затрагивайте их национальных чувств.

Запорожская Сечь со своими традициями

Источник: http://www.xn——6kccbwybdaa5d6a1a8df1e.xn--p1ai/obyichai-zaporozhskoj-sechi

Обычаи и традиции казаков в Запорожской Сечи на примере повести «Тарас Бульба»

Столкновение Запорожской Сечи как представительницы всей Украины с панской Польшей Гоголь сводит не только к военным событиям .

Борьба раскрывается в столкновении двух общественных систем — патриархальной демократии Сечи и феодально-королевской Речи Посполитой. Гоголь показал противоречия между суровым и во многом отсталым укладом жизни запорожского казачества и новыми веяниями Запада.

Внимание писателя сосредоточено на изображении патриотизма и героизма запорожских казаков, естественно, что детали быта, домашней обстановки в повести — на заднем плане.

С бытовой жизнью Тараса Бульбы и запорожских казаков писатель знакомит читателей в мирный период их жизни. Он показывает демократическое устройство Сечи, нравы казацкого товарищества, презрение казаков к богатству и роскоши.

Совет

У Запорожской Сечи была своя территория, которая называлась Кош. По полю разбросаны курени, напоминающие отдельные государства. Руководили ими выборные кошевые атаманы, которые избирались Большим советом «из своих же запорожских казаков». Все важные вопросы решали вместе на общем собрании. Был и свой запас провизии, и кашевар.

Прийти на Сечь мог каждый, но тот, кто хотел здесь поселиться, должен был пройти своеобразный воинский экзамен у опытных воинов. Если пришедший был слабым и непригодным к воинской службе, его не принимали и отсылали обратно домой. Прием в Сечь был прост: надо было сказать:

  • «Верую в Христа, в святую Троицу» и перекреститься. На Сечи была церковь, куда казаки ходили на службу, хотя никогда не постились.

Законов на Сечи было мало, но были они жестокими. Воровство на Сечи считалось бесчестием для всего казачества. Вора привязывали к столбу и каждый, кто проходил мимо, обязан был ударить его дубиной.

Не оставались без наказания и казаки, не платившие долг, — должников привязывали к пушке, а потом кто-нибудь из друзей выкупал его. Самая страшная казнь была за смертоубийство — убитого и живого убийцу вместе зарывали в землю.

Войны и суровые условия жизни воспитывали в украинских казаках пренебрежение к комфорту и роскоши, чувство товарищества, братства, мужество и стойкость — все качества, которые должны быть у настоящего воина, готового в любую минуту на самопожертвование.

На Сечи придерживались обычаев, которые передавались от отца к сыну, за чем внимательно следили старые казаки. Каждый из запорожцев готов был умереть за свое отечество. Тарас Бульба, произнося речь перед боем, говорил казакам: «Нет уз святее товарищества».

Но Гоголь не идеализирует Запорожскую Сечь и не приукрашивает жизнь казаков. Он показывает варварские обычаи и нравы запорожцев, их националистические предрассудки, стихийность поведения и непрочность общественного быта.

На Запорожской, Сечи не было военной школы — « юношество воспитывалось и образовывалось в ней одним опытом, в самом пылу битв, которые оттого были почти непрерывны». Никакую дисциплину, кроме «стрельбы в цель да изредка конной скачки и гоньбы за зверем в степях и лугах», казаки изучать не любили.

«Некоторые занимались ремеслами… но большая часть гуляла с утра до вечера».

Сечь была похожа «на школу и бурсу детей, живущих на всем готовом». Отсталость запорожцев особенно ярко проявлялась в бесправном положении женщины, в ее трагической судьбе, что подчеркивается в образе матери Остапа и Андрия.

Все это вместе с антинациональными тенденциями в верхушке украинского казачества было источником ослабления Сечи, нарастания в ней внутренних противоречий. Воспевая запорожскую вольницу, Гоголь осуждал крепостничество, угнетение, любое подавление человеческой личности.

Наиболее яркие, проникновенные страницы посвящены героизму людей из народа, их представлениям о честности, справедливости, долге. Но, прославляя подвиги запорожцев, писатель вместе с тем не скрывает того, что удаль в них сочеталась с беспечностью и разгулом, ратные подвиги — с жестокостью.

Но такое тогда было время: «Дыбом воздвигнулся бы ныне волос от тех страшных знаков свирепства полудикого века, которые пронесли везде запорожцы », — пишет Гоголь. Запорожская вольница, непритязательный быт, разгульные обычаи, строгие законы закаляли и воспитывали казаков. Они становились храбрыми и бесстрашными, выносливыми и умелыми защитниками веры и своего народа.

«Победить или погибнуть» — такой девиз казаки писали на своем оружии.

Нужно скачать сочиненение? Жми и сохраняй — » Обычаи и традиции казаков в Запорожской Сечи на примере повести «Тарас Бульба». И в закладках появилось готовое сочинение.

Источник: http://www.studbirga.info/obychai-i-tradicii-kazakov-v-zaporozhskoj-sechi-na-primere-povesti-taras-bulba/

Быт и обычаи Запорожской Сечи в повести Н. Гоголя “Тарас Бульба”

Запорожская Сечь, удивительный общественный порядок, известный мировой науке как казацкая христианская республика, а запорожские казаки – боевая сила, сформированная на демократических должностях самим народом. Сечь была у всех на устах, о ней говорили как о каком-то царстве воли и права, о ней пели кобзари, составляли песне и легенды. Это был оплот казачества на Украине.

Сюда из всей Украины убегали старые и молодые казаки, искать приюта от позора, заживляя раны. От самого начала своего существования Запорожская Сечь была ячейкой свободолюбия, отсюда, в сущности, начинались все выступления против поневольников. “Запорожская Сечь – это гнездо, откуда вылетают все те гордые и крепкие, как львы, откуда разливается воля и казачество на всю Украину”.

В своей известной повести “Тарас Бульба” Н. Гоголь изображает довольно ярко и достоверно жизнь и обычаи Запорожской Сечи. Давайте же вместе с Тарасом Бульбой и его сынами – Остапом и Андреем – героями повести – отправимся в Запорожскую Сечь.

Запорожская Сечь встретила их трудовым напряжением. При въезде Бульба и его сыны “оглушили пятьдесят кузнечных молотов, которые били в двадцати пяти кузницах”.

Для того чтобы удерживать многотысячное войско, одеть и накормить его, обеспечить военным обмундированием, нужна была работа многих людей; здесь добывали руду, уголь, выпасались стада волов, коней, сооружались лодки, подводы и т. п..

“Могущественные кожемяки сидели под дашками крылец на улице и мяли своими сильными руками воловьи шкуры. Торговцы сидели с грудами кремней, огнивами и порохом”. Сама же Запорожская Сечь представляла собой суровую военную организацию, бастион, где проходили обучение молодые казаки.

“Тем не менее Сечь не любила слишком загружать себя военными упражнениями и терять время; юношество воспитывалось и просвещалось в ней самим опытом, в самом разжигании битв, которые через то почти не прекращались.

А в перерывах казакам скучно было браться за изучение какой-нибудь дисциплины, кроме разве стрельбы в цель и изредка лошадиных гонок”. И все же таки необходимой военной наукой молодые казаки овладевали: обучались сабельному бою, учили метко стрелять, вести рукопашный бой или осаду, руководить лодкой и т. п..

Обратите внимание

Нужно также обратить внимание на суровые обычаи и законы, которым подчинялись абсолютно все казаки, без исключения.

“Когда казак прокрался, хоть за какой-нибудь пустячок, это уже считалось позором для всего казачества: его, как бесчестного, привязывали к позорному столбу и клали около него кий, которым каждый, кто проходил, должен был ударить его, аж пока не забивали до смерти. Должника, который не платил, приковывали цепью к пушке…”

Но наибольшее и самое страшное наказание было определено за смертоубийство. “Тут-таки, при нем, выкапывали яму, спускали туда живого убийцу и на него ставили гроб с телом убитого, потом обоих засыпали землей”. Жестокое наказание определяли и тому, кто поднимал первый закон” – закон верности отчизне и вере. За измену и связь с врагами отчизны предателя сына наказывает отец.

Старший Бульба, хорошо зная Запорожскую Сечь, ее обычаи и порядки, решает подправить сынов именно туда. “На той же таки неделе наряжу я вас на Запорожье. Где наука, то наука! Там вам школа; только там наберетесь ума”.

Он понимает, что именно здесь его сыны станут настоящими казаками-рыцарями, ведь характер человека формируется в жестоких испытаниях, в кровавых боях закаляется воля и мужество, возрастает военная сноровка, верность обязанности и дружбы.

Сегодня, в наше время, период Запорожской Сечи, Казачину мы считаем ярчайшим, самым героичным. Именно с того времени, в сущности говоря, и начал формирование наш национальный менталитет. А немало казацких обычаев следовало бы восстановить, так как они являются достойным образцом для наследования. И прежде всего – наше национальное сознание.

(No Ratings Yet)
Загрузка…

Быт и обычаи Запорожской Сечи в повести Н. Гоголя “Тарас Бульба”

Другие сочинения по теме:

  1. Изображение Гоголем Запорожской Сечи в повести “Тарас Бульба” В изображении Гоголя Запорожская Сечь, в свою очередь, не отделена от всего украинского народа. Запорожские казаки живут мыслями и желаниями…
  2. Тема сочинения Быт и обычаи запорожцев в повести “Тарас Бульба” Романтика казацкого быта и обычаев нашла свое отображение в повести Н. Гоголя “Тарас Бульба”. По словам В. Белинского, Гоголь в…
  3. Вопросы с ответами к произведению М. Гоголя “Тарас Бульба” Назовите главных героев повести “Тарас Бульба”. Центральный персонаж повести казак Тарас Бульбенко (Бульба), его сыны Остап и Андрей. Кто такой…
  4. Образцы сочинений по повести Гоголя “Тарас Бульба” Введение, подойдет к любой теме. Выдающийся русский писатель Николай Гоголь был родом из Украины. Он любил свой край, интересовался его…
  5. Вопросы с ответами по повести Н. Гоголя “Тарас Бульба” Какому периоду истории Посвященная повесть? Как характеризует писателя создание этого произведения? Н. Гоголя очень интересовала история родной ему Украины, он…
  6. Запорожский казак Тарас Бульба – главный герой одноименной повести Гоголя “Тарас Бульба” – это повесть, посвящена ярчайшим страницам истории украинского народа. Главный ее герой, Тарас Бульба, стал воплощением лучших черт…
  7. Кто из героев повести Гоголя “Тарас Бульба”; понравился мне больше? Герои повести “Тарас Бульба” Повесть Гоголя “Тарас Бульба” рассказывает о героических подвигах запорожских козаков, защищающих русскую землю от врагов. Эта…
  8. Урок-игра по теме “По страницам повести Н. В. Гоголя “Тарас Бульба” Цель: проверить знания учеников, развивать дух соревновательности, товарищеской поддержки, прививать интерес к чтению. Оборудование: презентация к уроку, повесть Гоголя. Методическое…
  9. Комментированное изложение первой главы повести “Тарас Бульба” В этой публикации вы познакомитесь с героями. Описание, портрет, диалог. Значение экспозиции в литературном произведении. В первой главе указывается, что…
  10. Тарас Бульба – настоящий боевой товарищ Время, в котором воспитывался такой человека, как Тарас Бульба. В повести изображены события, которые происходили в XVII столетии. Тяжело было…
  11. Работа над сочинением по повести Тарас Бульба Цель: Работа над развитием связной речи учащихся; подведение итогов работы над повестью; про-верка и закрепление знаний учащихся; совер-шенствование навыков работы…
  12. Тарас Бульба – защитник народа Эпиграф: “Думаете, есть что-нибудь в мире, чего бы побоялся казак?” Н. Гоголь, “Тарас Бульба” В 1835 г. увидел мир сборник…
  13. Героїчний образ народу в повісті Гоголя “Тарас Бульба” У центрі “Тараса Бульби” – героїчний образ народу, що бореться за свою волю й незалежність. Ніколи ще в російській літературі…
  14. Работа Гоголя над исторической эпопеей “Тарас Бульба” В совсем иную сферу жизни переносит читателя напечатанная в “Миргороде” историческая эпопея “Тарас Бульба”. Это одно из любимейших произведений Гоголя,…
  15. Урок по роману “Тарас Бульба” Прославление боевого товарищества казаков, осуждение предательства. Глава Х Цель: Показать героические, гражданские мотивы в повести Гоголя, прославление им боевого товарищества; совершенствовать навыки составления плана к тексту, навыки текстологического…
  16. Образы Тарас Бульба и Остапа, как живое воплощение типических черт казачества Тарас Бульба крепкими нитями связан со средой казаков, живет ее интересами и стремлениями, любит их простую суровую жизнь; ему чужда…
  17. Обращение к историческому прошлому в повести “Тарас Бульба” Обращение к историческому прошлому для Пушкина, Гоголя и Лермонтова означало, прежде всего, выяснение движущих начал общественного развития. Совсем не случайно…
  18. Ряд исторических неточностей в поэме “Тарас Бульба” В повести приплывшие на Сечь с “бедою” в изорванных свитках казаки рассказывают о бесчинствах шляхты и ксендзов на украинской земле….
  19. Реальные исторические факты в повести “Тарас Бульба” Общий противоречивый замысел романа, разнородность его отдельных частей, несомненно, давали себя чувствовать по мере развертывания работы над романом. При этом…
  20. Історична повість “Тарас бульба” Твір по літературі: Історична повість “Тарас бульба” Ідеал письменника знайшов вираження в “Тарасі Бульбе”, у повісті, що опоетизувала духовну нерозривність…
Читайте также:  Образ и характеристика генерала в романе капитанская дочка пушкина (андрей карлович)

Источник: https://ege-russian.ru/byt-i-obychai-zaporozhskoj-sechi-v-povesti-n-gogolya-taras-bulba/

Сочинение на тему: Запорожская Сечь: ее нравы и обычаи в повести Тарас Бульба, Гоголь

Запорожская Сечь: ее нравы и обычаи

Повесть “Тарас Бульба”, написанная Н. В. Гоголем, описывает события происходящие, в среде запорожских казаков. Запорожская Сечь представляется казацкой республикой со своими порядками и обычаями.

Это своеобразное царство свободы и равенства. Автор на протяжении всей повести прославляет законы этой земли.

Он называет Сечь “гнездом”, откуда появляются гордые и крепкие воины, а также местом, откуда на всю Украину распространяется воля и казачество.

Важно

Запорожская Сечь в повести описана как место праздного существования. Здесь все время проходят пиршества и гуляния, но при этом сохраняются строгие и справедливые законы. Казаки считались народом вольным и разгульным, и место, где они могли по-настоящему чувствовать себя как дома, было именно в Запорожье. Сюда со

всей Украины приезжали казаки в поисках приюта. Старые казаки приезжали провести время со старыми друзьями. А молодые здесь могли набраться опыта у старшего поколения.

Так поступили и главные герои пьесы – Тарас Бульба с сыновьями Остапом и Андрием. Старый казацкий полковник давно не видел давних боевых товарищей и очень соскучился по ним. Для сыновей же он считал Запорожье лучшей “школой жизни”.

Сечь встретила их дружелюбно трудовыми буднями. Сразу при въезде они увидели более двадцати кузниц, откуда издавался оглушительный стук кузнечных молотов. Это и понятно.

Ведь для того, чтобы обмундировать сотни тысяч казаков требовалась работа многих кузнецов.

Помимо кузнецов на улицах встречались и кожемяки, мывшие своими сильными руками воловьи шкуры. Были и добытчики руды, и торговцы порохом, и строители судов. Сам же город представлял собой суровую крепость, где готовили молодых воинов. Здесь не давалось много времени на обучения. Молодые казаки сразу приступали к сражениям, которые здесь почти не прекращались. В перерывах

они не любили браться за учебные дисциплины, только за стрельбу и иногда за лошадиные гонки. К тому же им нужно было овладеть саблей, меткой стрельбой, рукопашным боем и прочими полезными умениями.

Запорожская Сечь отличалась суровыми нравами и законами. Так, например, за кражу казака могли забить насмерть, за долги могли приковать цепями, пока кто-нибудь из товарищей не выкупит или не отдаст долг. Однако самое страшное наказание было предусмотрено за смертоубийство.

Совет

За это казака могли заживо похоронить с гробом убитого им человека. Считалось, что такие суровые законы учили молодых воинов уважать друг друга, быть мужественными и стойкими. Именно эти качества были необходимы настоящему казаку. Жестокое наказание ждало и изменника веры и родины.

По этой причине Тарас Бульба собственноручно убил своего младшего сына Андрия.

В наше время Запорожская Сечь ассоциируется с былинными богатырями, вошедшими в историю своей храбростью и преданностью родине. Всем известно, как героически они проявляли себя в борьбе с захватчиками. В какой-то мере именно казачество повлияло на формирование национального менталитета. Многие казацкие обычаи не мешало бы восстановить, так как они являются достойным примером наследования.

(Пока оценок нет)

Источник: https://ege-essay.ru/sochinenie-na-temu-zaporozhskaya-sech-ee-nravy-i-obychai-v-povesti-taras-bulba-gogol/

Обычаи и традиции казаков в Запорожской Сечи на примере повести «Тарас Бульба»

Категория: Тарас Бульба

Actionteaser.ru — тизерная реклама

Столкновение Запорожской Сечи как представительницы всей Украины с панской Польшей Гоголь сводит не только к военным событиям . Борьба раскрывается в столкновении двух общественных систем — патриархальной демократии Сечи и феодально-королевской Речи Посполитой.

Гоголь показал противоречия между суровым и во многом отсталым укладом жизни запорожского казачества и новыми веяниями Запада. Внимание писателя сосредоточено на изображении патриотизма и героизма запорожских казаков, естественно, что детали быта, домашней обстановки в повести — на заднем плане.

С бытовой жизнью Тараса Бульбы и запорожских казаков писатель знакомит читателей в мирный период их жизни. Он показывает демократическое устройство Сечи, нравы казацкого товарищества, презрение казаков к богатству и роскоши. У Запорожской Сечи была своя территория, которая называлась Кош. По полю разбросаны курени, напоминающие отдельные государства.

Руководили ими выборные кошевые атаманы, которые избирались Большим советом «из своих же запорожских казаков». Все важные вопросы решали вместе на общем собрании. Был и свой запас провизии, и кашевар. Прийти на Сечь мог каждый, но тот, кто хотел здесь поселиться, должен был пройти своеобразный воинский экзамен у опытных воинов.

Если пришедший был слабым и непригодным к воинской службе, его не принимали и отсылали обратно домой. Прием в Сечь был прост: надо было сказать: * «Верую в Христа, в святую Троицу» и перекреститься. На Сечи была церковь, куда казаки ходили на службу, хотя никогда не постились. Законов на Сечи было мало, но были они жестокими.

Воровство на Сечи считалось бесчестием для всего казачества. Вора привязывали к столбу и каждый, кто проходил мимо, обязан был ударить его дубиной. Не оставались без наказания и казаки, не платившие долг, — должников привязывали к пушке, а потом кто-нибудь из друзей выкупал его. Самая страшная казнь была за смертоубийство — убитого и живого убийцу вместе зарывали в землю.

Войны и суровые условия жизни воспитывали в украинских казаках пренебрежение к комфорту и роскоши, чувство товарищества, братства, мужество и стойкость — все качества, которые должны быть у настоящего воина, готового в любую минуту на самопожертвование. На Сечи придерживались обычаев, которые передавались от отца к сыну, за чем внимательно следили старые казаки.

Обратите внимание

Каждый из запорожцев готов был умереть за свое отечество. Тарас Бульба, произнося речь перед боем, говорил казакам: «Нет уз святее товарищества». Но Гоголь не идеализирует Запорожскую Сечь и не приукрашивает жизнь казаков. Он показывает варварские обычаи и нравы запорожцев, их националистические предрассудки, стихийность поведения и непрочность общественного быта.

На Запорожской, Сечи не было военной школы — « юношество воспитывалось и образовывалось в ней одним опытом, в самом пылу битв, которые оттого были почти непрерывны». Никакую дисциплину, кроме «стрельбы в цель да изредка конной скачки и гоньбы за зверем в степях и лугах», казаки изучать не любили. «Некоторые занимались ремеслами… но большая часть гуляла с утра до вечера».

Сечь была похожа «на школу и бурсу детей, живущих на всем готовом». Отсталость запорожцев особенно ярко проявлялась в бесправном положении женщины, в ее трагической судьбе, что подчеркивается в образе матери Остапа и Андрия. Все это вместе с антинациональными тенденциями в верхушке украинского казачества было источником ослабления Сечи, нарастания в ней внутренних противоречий.

Воспевая запорожскую вольницу, Гоголь осуждал крепостничество, угнетение, любое подавление человеческой личности. Наиболее яркие, проникновенные страницы посвящены героизму людей из народа, их представлениям о честности, справедливости, долге.

Но, прославляя подвиги запорожцев, писатель вместе с тем не скрывает того, что удаль в них сочеталась с беспечностью и разгулом, ратные подвиги — с жестокостью. Но такое тогда было время: «Дыбом воздвигнулся бы ныне волос от тех страшных знаков свирепства полудикого века, которые пронесли везде запорожцы », — пишет Гоголь. Запорожская вольница, непритязательный быт, разгульные обычаи, строгие законы закаляли и воспитывали казаков. Они становились храбрыми и бесстрашными, выносливыми и умелыми защитниками веры и своего народа.

«Победить или погибнуть» — такой девиз казаки писали на своем оружии.



Актуальным в двадцать первом веке стал вопрос о трезвой и активную жизнь. В наше время молодежь получает большое количество информации из всевозможных социальных сетей или телевидение о вредном влиянии алкоголя и табакокурения.

К сожалению, не все воспринимают информацию правильно. По статистике многие подростки стремятся выглядеть взрослее за счет курения или употребления алкоголя. По моему мнению, это неправильно и страшно.Все должны понимать, что это — большая ошибка…

Молодой организм, кото

Почти каждый выходной мы проводим в лесу, там у нашей семьи есть свои заветные тропинки. Входя в лес, мы приветствуем знакомые деревца. Мы даже дали имена полюбившимся нам деревьям. Вековой дуб-богатырь носит имя сказочного царя Берендея, березку назвали Снегурочкой.

В ряду русских поэтов особое место занимает С. А. Есенин. Его ранние стихи полны звуков, запахов, красок.

Звенит девичий смех, раздается “белый перезвон” берез, вызванивают ивы, “со звонами” плачут глухари, заливаются бубенцы, слышится “дремная песня” рыбаков, шумят тростники, играет тальянка. Спас пахнет яблоками и медом, ели льют запах ладана.

Важно

У его героинь “красной рюшкою по белу сарафан на подоле”, а герой — в белой свитке и алом кушаке. Полыхают зори, “рощи кроют синим мраком”, впрочем, мра

Александр Сергеевич Пушкин задумал написать 13 трагедий. Были закончены 4: «Скупой рыцарь», «Каменный гость», Пир во время чумы», «Моцарт и Сальери».      Слово «маленькие» указывает на сокращенный объем — 3 сцены.

Действие трагедии начинается в самый напряженный момент, доводится до кульминации и ставит героев перед лицом смерти, поэтому трагедия заканчивается гибелью одного из них. Показывается самоутверждение героя вопреки всем нравственным устоям.

Характеры не развиваются, а подвергаются исп

Поэтическая сказка «Снегурочка» стоит особняком среди целого ряда других произведений Островского.

Читайте также:  Сочинение на тему мой первый учитель

В других пьесах Островский рисует мрачные картины купеческой среды, критикует суровые нравы и показывает весь трагизм одинокой души, вынужденной существовать в условиях «темного царства».

Произведение «Снегурочка» — это удивительная сказка, в которой показана красота окружающего мира, любви, природы, молодости. Произведение основано на народных сказках, песнях, преданиях и легендах. Островский толь

Лиза – бедная крестьянская девушка. Она живет с матерью («чувствительной, доброй старушкой») в деревне. Чтобы заработать себе на хлеб, Лиза берется за любую работу.

В Москве, продавая цветы, героиня знакомится с молодым дворянином Эрастом и влюбляется в него: «совершенно ему отдавшись, им только жила и дышала». Но Эраст предает девушку и ради денег женится на другой. Узнав об этом, Лиза топится в пруду.

Совет

Главная черта в характере героини – чувствительность, умение преданно любить. Девушка живет н

“Гроза” и “Леди Макбет Мценского уезда” два знаменитых произведения двух великих русских писателей. Они были созданы примерно в одно и то же время (1859 и 1865 гг.). Даже главные героини — обе Катерины.

Очерк Лескова, правда, можно считать своеобразной полемикой с пьесой Островского. Попробуем сопоставить героинь этих произведений.      Так, обе героини являются молодыми женами, выданные под венец не по любви.

Они обе купчихи и поэтому не имеют материальных проблем. В их прошлом осталось беззабо

Своё сочинение я хочу посвятить всем мамам. Мама — это первое слово ребёнка. А сколько тепла, заботы и любви наполняют это слово. Мама дала нам жизнь! Нелёгкий труд ложится на мамины плечи: работа, хлопоты по дому, а главное — воспитание детей.

Любая мать хочет, чтобы её ребёнок стал настоящим человеком. Все препятствия в жизни мы преодолеваем вместе с мамой. Мама о нас заботится всю свою жизнь. В первый класс мы идем за руку вместе с нашими мамами. Вся домашняя работа ложится на маму.

У многих д

В. В. НабоковПодлинная жизнь Себастьяна Найта«Себастьян Найт родился тридцать первого декабря 1899 года в прежней столице моего отечества» — вот первая фраза книги. Произносит её сводный младший брат Найта, обозначенный в романе буквой «В.».

Себастьян Найт, знаменитый писатель, выходец из России, писавший по-английски, умер в январе 1936 г. в больнице парижского пригорода Сен-Дамье. В.

восстанавливает подлинную жизнь брата, собирая её по кусочкам, — так на глазах читателя создается этот запутанн

Обратите внимание

Валентин Григорьевич Распутин — писатель-«деревенщик», последовательно и страстно выступающий за сохранение духовности, традиций народа и культуры.

В «Прощании с Матерой» и особенно в повести «Пожар» остро ставится вопрос об отношении людей к своей земле. «Кто мы,- спрашивает себя и нас писатель,- временщики, не помнящие родства, или люди, способные оставить потомкам плоды своего труда».

Сюжет повести «Пожар» прост. Горят орсовские склады, а прибежавшие на пожар не гасят огонь, а растаскивают ещ

Сейчас смотрят:{module Гоголь:}Actionteaser.ru — тизерная рекламаActionteaser.ru — тизерная реклама

Источник: https://referat567.info/sochineniya-po-literature/gogol-n-v/taras-bulba/2626-obychai-i-traditsii-kazakov-v-zaporozhskoj-sechi-na-primere-povesti-taras-bulba.html

Запорожская Сечь описание быта и традиций казачества — Сочинение по произведению Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»

Ярко, выразительно, правдиво сумел описать Запорожскую Сечь в своей повести «Тарас Бульба» Николай Гоголь.

Перед глазами главных героев этого произведения — Тараса Бульбы и его сыновей Остапа и Андрея — открылась прекрасная картина, когда они подъезжали к знаменитому гнезду запорожского казачества.

Звон кузнечных молотов, сильные казацкие голоса, веселый смех жизнерадостных запорожцев, музыка — так встретила их Сечь. Живописная фигура казака, который, как лев, раскинулся на дороге, а заброшенный гордо чуб его поразил героев.

Не меньшее впечатление оказали на них и законы, по которым жилы эти дети вольницы. На первый взгляд, суровые, даже жестокие, они, в сущности, были справедливые. «Нет уз святее общества», — так считает шалашный атаман полковник Тарас Бульба. Так считает каждый простой запорожец. Смертельно раненный под Дубна, благодарит бога Кукубенко, что пришлось ему умирать на глазах товарищей.

Последние слова Тараса Бульбы обращены к друзьям, которые плывут на лодках по реке: «К берегу! К берегу, ребята! Спускайтесь подгорной тропой, которая по левую сторону!..

Прощайте, товарищи!». Последнее дыхание, последний совет, последнее слово им — братьям по духу. А еще умели запорожцы славно воевать, защищая родину. Чрезвычайным умением воевать отмечались Шило и Бовдюг, Наливайко и Метелица. Иностранный инженер, который руководил защитой Дубна от запорожцев, воскликнул, наблюдая за казаками: «Вот как нужно биться и другим в других землях!

». «Так любить родную землю не то, чтобы душой, умом, а всем, чем Бог дал, так любить никто не может», — пишет о своих знаменитых земляках Николай Гоголь.

Почему человек способен, вспоминая прошлое, видеть в нем только хорошее? Хорошо это или плохо? Наверное, хорошо, что мы не помним зла в прошлом, а может еще и потому, что все плохое, что с нами случается, нас чему-то учит и становится, таким образом, добром для нас.

Какую цель преследовал Г. Гоголь, обращаясь к временам, когда Украина добывала в борьбе право на национальную самостоятельность среди стран-соседей?

Что он хотел поведать своим современникам, к чему призвать, в чем наставить? Изучая те времена, размышляя над событиями, которые происходили на Украине, писатель восхищается могущественными характерами свободного казачества.

Волей и стремлением к ней дышит все, начиная с картины широкой украинской степи, по которой едет Тарас со своими сыновьями в Запорожскую Сечь.

Важно

Вот мы видим всадников, которые будто плывут в море трав, видим голубое небо, где застыли, распростерши крылья, ястребы, видим разноцветные краски цветов, вдыхаем воздух, наполненный благоуханием разнотравья…

Невольно выкрикиваем вслед за писателем слова восхищения, которые рвутся из груди, когда видишь свободные степные пространства… В конце концов, казаки оказались за порогами Днепра, где и расположена была свободная казацкая республика. С первых дней пребывания там сыновей Тараса поражал и пьянил дух свободы.

Никаких кандалов имущества, богатства, хором. Все общественное. Многое поразило сыновей Тараса из неписаных казацких законов. Например, как принимали в казаки, спрашивая: «В Бога веруешь? Перекрестись!

Украину-матушку любишь?» Это главное, что объединяло всех, кто искал воли и желал защищать родную Украину. Смотря на эту разноцветную картину человеческой толпы перед Сечью и в самой Сечи, молодые казаки жадно вбирали в себя все, что их поражало.

«Вся Сечь представляла собой чрезвычайное явление», что напоминало беспрерывный балл. Кое-кто занимался ремеслами, кто торговал. Но большая часть гуляла с утра до вечера.

Ребятам все нравилось здесь, хотя некоторые неписаные законы казались им слишком суровыми для свободолюбивых людей, которые собрались здесь. Свободу необходимо уметь защищать.

Она любит сильных, решительных, бескорыстных рыцарей. Вот почему Тарас хотел видеть своих сыновей там, где тяжелее всего, где пригодится их ловкость и сила воли.

Ведь главное назначение казаков — защищать родную землю, бить врагов христианской веры, утверждать казацкое братство.

Особенно крепнет это братство в затруднительные времена. Нет уже легкомысленности и беззаботного веселья. Каждый казак с умноженной силой бил врага, не давая ему возможности опомниться. Все слушали команды кошевого: и молодые, и видавшие виды казаки. На место погибших становились живые и не давали врагам пощады.

Совет

В бою Остап показал себя верным товарищем. Он пришел на помощь казакам, когда погиб атаман Кукубенко.

И приятно было Тарасу видеть своего сына среди защитников казацких, среди тех, на ком держится запорожское общество. Могущественный дух не предал Остапа в последние минуты.

Он переживал мучения с исполинским терпением и мужеством, поддерживая плененных казаков, вдохновляя их в последние минуты жизни.

Казак умирает с достоинством и не позорит Отчизну. И перед смертью он способен думать не о себе, а о тех, кто рядом с ним.

Вот почему и Тарас, привязанный к дереву, охваченный пламенем, кричал изо всех сил последние советы своим друзьям, которые вубегали от преследователей.

Тарас Бульба в последние минуты своей жизни с радостью смотрел на реку, по которой плыли его друзья в лодках, и где враги не могли уже их достать. И это больше всего придавало силы старому полковнику.

Он гибнет с верой в победу казаков над всеми врагами. Такими сильными характерами прославлялась Запорожская Сечь, украинское казачество. «Где вы, богатыри земли украинской, где вы, ее защитники?

» — будто спрашивает писатель у своих современников и у нас, украинцев XXI века. Умеем ли мы так любить свою землю и отстаивать свою свободу? Историческая справка.

Запорожская Сечь — оплот казачества в Украине XIV—XVII столетий Запорожская Сечь — царство воли, куда из всей Украины стекались старые и молодые казаки, искать приют от позора.

Обратите внимание

Она была ячейкой свободолюбия, отсюда начинались все выступления против поработителей.

«Запорожская Сечь — это гнездо, откуда вылетают все те гордые и крепкие, как львы, откуда разливается воля и казачество на всю Украину». Быт и обычаи Запорожской Сечи. Запорожская Сечь — войско. Сечь представляла собой бастион, расположенный на острове Хортица на Днепре. Казацкие шалаши, кузницы, мастерские были огражденные земляными валами с башнями.

Возле них стояли пушки. Посреди Сечи находилась площадь, на которой собирался совет — сходка. Она решала все важнейшие вопросы казацкого сообщества, избирала кошевого атамана и старшину.

В шалашах, которые были и военными подразделами, избирали шалашного атамана. Молодые запорожцы здесь овладевали военную науку: учились сабельному бою, метко стрелять, вести рукопашный бой.

«Юношество воспитывалось и просвещалось в ней самим опытом, в самом разгаре битв, которые из-за этого почти не прекращались. А в перерывах казакам скучно было браться за изучение какой-нибудь дисциплины, кроме разве стрельбы в цель и изредка конных гонок».

«Все другое время шло на кутеж — признак широкого размаха душевной воли». Трудовой ритм Запорожской Сечи.

Для того чтобы удерживать многотысячное войско, одеть и накормить его, обеспечить военным обмундированием, нужен был труд многих людей: здесь добывали руду, уголь, пасли стада волов, коней, сооружались лодки, подводы.

При въезде в Сечь Бульбу и его сыновей «оглушили пятьдесят кузнечных молотов, которые били в двадцати пяти кузницах».

Могучие кожевники «мяли своими сильными руками воловьи шкуры», «торговцы сидели с грудами кремней, огнивом и порохом».

Суровые обычаи и законы Сечи. Все казаки, без исключения, подчинялись суровым обычаям и законам, которые властвовали в Сечи. «Когда казак украл, стащил какую-нибудь мелочь, это уже считалось позором для всего казачества: его, как бесчестного, привязывали к позорному столбу». «Должника, который не платил, приковывали цепью к пушке».

Самое страшное наказанием было за убийство: «тут-таки, при нем, выкапывали яму, спускали туда живого убийцу и на него ставили гроб с телом убитого, а потом обоих засыпали землей». Первейшим законом в Сечи считали верность отчизне и вере. За измену отчизне и товарищам Тарас Бульба убивает своего сына. Значение традиций Запорожской Сечи для современной Украины.

Важно

Период Запорожской Сечи, казатчина — ярчайший, наиболее героический в истории Украины. Именно тогда начал формироваться наш менталитет. Немало казацких обычаев — достойный образец для наследования, прежде всего — национальное самосознание.

Источник: http://sochbox.com/zaporozhskaya-sech-opisanie-byta-i-tradicij-kazachestva-sochinenie-po-proizvedeniyu-n-v-gogolya-taras-bulba/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector