Анализ произведения алеша бесконвойный шукшина

«Алёша Бесконвойный», анализ рассказа Шукшина

По классификации Шукшина, «Алёша Бесконвойный» – «рассказ-характер». В странных поведении и мыслях героя читатель должен увидеть мотивы его поступков и угадать черты характера.

Проблематика

Главная проблема – поиск смысла человеческой жизни. Все второстепенные герои смирились с бессмысленностью своей жизни, кроме главного героя, который нашёл утешение в… бане.

Важная проблема рассказа – проблема одиночества и понимания. Алёша не чувствует близости ни с женой, ни с пятью детьми. Его никто не понимает, но и он не пытается ни объясниться с другими, ни понять их.

Одна из проблем рассказа не лежит на поверхности, потому что смелостью была даже её постановка. Это проблема человеческой индивидуальности. Алёша рассуждает о том, что два человека не могут прожить одинаково, как не могут сгореть одинаково два полена. Читатель сразу понимал, в каком месте хотят, чтобы люди жили одинаково.

Сюжет и композиция

Рассказ начинается с личного местоимения, да ещё и в косвенном падеже – его. А из первого предложения читатель узнаёт, что Алёшу Бесконвойного на самом деле зовут Костя Валиков. Почему героя переименовали в Алёшу, неизвестно.

Его прозвище значит «без царя в голове», безответственный, неуправляемый. В экспозиции объясняется, что Алёша не хотел работать ни в субботу, ни в воскресенье. О том, что делал Алёша в воскресенье, Шолохов умалчивает (но преподобным Алёшу обзывает).

Зато в субботу герой топил баню.

Сюжет рассказа – история одной такой субботы. Если бы читатель захотел узнать, как правильно топить баню и в ней мыться, рассказ стал бы лучшей инструкцией.

Обратите внимание

Только парился Алёша 5 часов. Перерывы в мытье (перекуры) заняты размышлениями, ради которых Алёша задумывает баню. Мысли Алёши просты, это житейская философия, но сделанные Алёшей выводы не каждому открываются: люди не могут жить одинаково, перед смертью человек хочет жить и сопротивляется смерти.

Алёша задаётся философскими вопросами: когда главное время жизни, какова тайна жизни, «надо жалеть свою жизнь или нет»? Мимоходом Алёша вспоминал важные эпизоды из жизни, играющие роль ретроспективных: войну и возвращение домой, первую умершую жену, рождение детей, общественную баню, которую посетил из любопытства.

Алёша хочет в баню настолько, что ноет сердце. Есть в отношении Алёши к бане нечто интимное и даже эротическое. Там Алёшу отпускает «всякое вредное напряжение». Жизнь становится понятной.

Кульминация рассказа как бы пропущена. Шукшин подводит читателя к тому моменту, когда главное в бане начнётся, но потом сразу переходит к тому, как Алёша из бани пришёл, не слыша своего тела.

Словно в бане он пережил встречу с возлюбленной.

После бани, как будто после рюмочки, Алёшу тянет на лирику. Нескладное стихотворение, сочинённое маленькой дочерью – квинтэссенция жизни самого Алёши.

Его душа подобна белой берёзке, которая мокнет под дождём жизненных неурядиц. В стихотворении малышки берёзку накрыл лопух, и ей стало тепло и хорошо.

Так и Алёша прячется в бане, но можно ли в ней спрятаться от жизни? Ведь и баня, и суббота кончаются.

Герои рассказа

Главный герой рассказа – Алёша Бесконвойный, достойный экспонат в галерее шукшинских «чудиков». Алёша колхозник, пастух. Он хочет отдыхать в субботу и в воскресенье. Скотина два дня не пастись не может, но Алёшу это не волнует.

Главная черта, из-за которой Алёшу назвали Бесконвойным – безответственность, которая перечёркивает все положительные черты характера героя: он безотказный, старательный, умелый работник. Алёша любящий отец, хороший сосед (даёт взаймы денег).

Он трудолюбив, сам готовит баню, моет её, колет дрова и носит воду.

Алёша доставляет своей жизнью множество неудобств близким. Жене стыдно за его поведение, но она боится с ним ругаться, помня, что его брат застрелился, поссорившись с женой. Старший сын, умный и старательный, стыдится, что его отец пастух. А какой-то колхозник должен делать за Алёшу всю работу в субботу и в воскресенье.

Важно

Алёша много думает о жизни, но никому своих мыслей не открывает. Алёша не показывает своих чувств к детям, а к жене равнодушен. Да и любит ли он детей? Он не беспокоится, когда дети болеют. Вся его любовь заключается в том, что сердце ноет от любви и восторга. Герой пытается найти смысл жизни, ждёт озарения «про людей, про их жизнь». Ведь нельзя же считать смыслом жизни работу пастухом?

Вот для детей Алёша смысл жизни находит: они должны выучиться, уехать в большой город и возвыситься там до почета и уважения. Тогда смысл жизни Алёши состоял бы в том, чтобы суетиться возле приехавших на лето детей и их родни. А городские сразу бы заметили, какой Алёша добрый и заботливый.

Так через несобственно-прямую речь Шукшин передаёт сокровенную мечту Алёши – быть человеком значимым, важным. Эту потребность в признании Алёша никогда не реализует, потому что никак не проявляет ни доброты, ни заботы о других, ни любви.

Читатель понимает, что этих качеств у Алёши и нет. Даже собственное имя он утратил.

Единственный раз Алёша почувствовал свою значимость, когда по дороге с войны встретилась ему ласковая Аля, которая потом его обокрала. Теперь смысл жизни для Алёши заменяет баня. Но даже жена не решается указать Алёше на никчёмность его пристрастия. Потому что ранимость души в их роду, видимо, семейное: брат Алёши застрелился после ссоры с женой.

Стилистические особенности

В основе рассказа лежит ирония. Человек слывёт в деревне странным, потому что не работает в субботу и воскресенье, а в сельском хозяйстве так делать нельзя. Получается, что человека обвиняют в том, что он не готов работать без выходных.

Читатель узнаёт главного героя через авторскую характеристику, слова односельчан и жены, скупые разговоры героя на бытовые темы. Но главное средство характеристики героя – его внутренние монологи и несобственно-прямая речь.

Просторечные слова в монологах указывают на то, что всё происходящее в субботу читатель видит глазами героя: и уход детей в школу, и то, как жена Таисия «усунулась» в сундук за свежим бельём, и такие детали, как «свежий, нутряной, чуть стылый, лесовой» дух от берёзовых поленьев.

  • «Солнце, старик и девушка», анализ рассказа Шукшина
  • «Чудик», анализ рассказа Шукшина
  • «Обида», анализ рассказа Шукшина
  • «Микроскоп», анализ рассказа Шукшина
  • «Сапожки», анализ рассказа Шукшина
  • «Сельские жители», анализ рассказа Шукшина
  • «Критики», анализ рассказа Шукшина
  • «Волки!», анализ рассказа Шукшина
  • «Срезал», анализ рассказа Шукшина
  • «Экзамен», анализ рассказа Шукшина
  • «Горе», анализ рассказа Шукшина
  • «Мастер», анализ рассказа Шукшина
  • «Крепкий мужик», анализ рассказа Шукшина
  • «Калина красная», анализ повести Шукшина
  • «Микроскоп», краткое содержание рассказа Шукшина

По произведению: «Алёша Бесконвойный»

По писателю: Шукшин Василий Макарович

Источник: https://goldlit.ru/shukshin/991-alesha-beskonvoinyi-analiz

Реализация волеизъявления в рассказе в.м. шукшина «алеша бесконвойный»

1Мухтарова Д.Р. 11 ФГБОУ ВПО «Тюменский государственный нефтегазовый университет»Данная работа подтверждает, что исследование творчества В.М. Шукшина должно иметь разносторонний и комплексный характер.

Автор статьи рассматривает рассказ «Алеша Бесконвойный», который являет собой иллюстрацию внутреннего конфликта, несоответствия действительности ожиданиям, борьбы духовного и материального, поиска гармонии. Герой рассказа не вписывается в существующую систему отношений, принципов и ценностей и оказывается непонятым, непризнанным и смешным.

Алеша – чудик, по классификации Шукшина. Внутренние стремления героя к воле не могут сдержать идеологические установки и общепринятые оценки. Отход от нравственно-религиозных установок является главным источником трагедии на личностном и общенациональном уровнях [1; 6].

Вопросы волеизъявления и духовного возрождения особенно актуальны в настоящее время, поскольку материальные ценности вышли на первый план.1. Лишаев С.А.. Банное действо (феноменологический анализ и эстетический комментарий). Mixtura verborum’2002: По следам человека. Сб. ст. – Самар. гуманит. акад. – Самара, 2002. – С. 51–103. [Электронный ресурс].

 – Режим доступа: URL: http://www.phil63.ru/bannoe-deistvo-fenomenologicheskii-analiz-i-esteticheskii-kommentarii (дата обращения 23.12.2013).2. Рыбальченко Т.Л. Творчество В.М. Шукшина: энциклопедический словарь-справочник. – т. 3 – Барнаул: изд. Алт. ун-та, 2007.3. Мухтарова Д.Р. Традиции Н.С. Лескова в творчестве В.М. Шукшина (концепт воля): автореф. дис. … канд. филол.

наук. – Тюмень, 2009. – 19 с.4. В. Шукшин в интернете. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://shuckshin.narod.ru/aphorism.html.5. Шукшин В.М. Алеша Бесконвойный. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://lib.guru.ua/SHUKSHIN/alesha.txt (дата обращения 23.12.2013).

По мнению Шукшина, «в каждом рассказе должно быть что-то настоящее.

Пусть это будет брань, пусть будет пьянка, пусть будет наносная ложь, но где-то, в чем-то – в черте характера, в поступке, в чувстве – проговорилось настоящее. И тогда, к концу своей писательской жизни, написав 1000 рассказов, я расскажу, наконец, о настоящем человеке. А если даже в каком-то рассказе нет ничего от настоящего, то там есть – тоска по нему, по настоящему» [4].

Тема человека и его внутреннего мира является самой важной темой работ Шукшина. Рассказ иллюстрирует жизнь Алеши Бесконвойного, чье существование находится в конфликте с окружением, временем и местом, душа которого ищет покоя и находит не в разрушенной церкви, а в бане, которая и выполняет, по мнению автора, эту функцию, в бане герой, наконец, проходит обряд очищения.

Методы исследования: комплексно используются структурно-типологический и проблемно-тематический методы исследования. Изучение проблематики, тематики и поэтики произведения Шукшина нацелено на последовательное раскрытие различных сторон изучаемого вопроса в его творчестве.

В рассказе центральными являются понятия свободы и воли и определенные ограничения, в том числе и рамками Советского государства. Хотя как уточняется в начале рассказа, герой – ответственный и трудолюбивый работник.

Камнем преткновения героя является «банный день», когда он вместо того, чтобы работать в субботу, проводит весь день в банных хлопотах.

Алеша Бесконвойный, как его прозвали в деревне, не подчиняется всеобщим правилам и вызывает жалость и зависть у людей.

Совет

Рассказ начинается словами: «Его звали-то не Алеша, он был Костя Валиков, но все в деревне звали его Алешей Бесконвойным. А звали его так вот за что: за редкую в наши дни безответственность, неуправляемость» [5].

В то же самое время «…безответственность его не простиралась беспредельно: пять дней в неделе он был безотказный работник, больше того – старательный работник, умелый (летом он пас колхозных коров, зимой был скотником – кочегарил на ферме, случалось – ночное дело – принимал телят), но наступала суббота, и тут все: Алеша выпрягался, два дня он не работал в колхозе: субботу и воскресенье» [5]. Баня в этом рассказе играет особую роль не столько телесного очищения, а духовного. Баня для Алеши не прихоть, не каприз, а потребность. При этом баня начинается с пробуждения. Даже подготовка не уменьшает радости Алеши, которому каждая мелочь в радость. Процесс топки бани расписан очень подробно с целью продемонстрировать значимость этого дня для героя. Она помогает герою обрести душевное равновесие и гармонию. «В субботу он просыпался и сразу вспоминал, что сегодня суббота. И сразу у него распускалась в душе тихая радость. Он даже лицом светлел. Он даже не умывался, а шел сразу во двор – колоть дрова» [5]. Шукшин описывает как Алеша Бесконвойный любовно и обстоятельно готовит баню, и ничего не является для него маловажным, любая мелочь ему дорога, доставляет ему несомненную радость. «Он выбирал из поленницы чурки потолще… Выберет, возьмет ее, как поросенка, на руки и несет к дровосеке.

– Ишь ты… какой, – говорил он ласково чурбаку. – Атаман какой… – Ставил этого «атамана» на широкий пень и тюкал по голове.

Скоро он так натюкал большой ворох… Долго стоял и смотрел на этот ворох. Белизна и сочность, и чистота сокровенная поленьев, и дух от них – свежий, нутряной, чуть стылый, лесовой… » [5].

В рассказе Алеша описан как очень закрытый человек, никто его не понимает, после неудачных попыток приструнить на него махнули рукой и смирились. Несмотря на это, Алеша пронизан любовью и всепрощением к семье, детям, окружающим людям, природе, его любовь немного отстраненная, не показушная, и безответная.

«Алеша любил детей, но никто бы никогда так не подумал, – что он любит детей: он не показывал. Иногда он подолгу внимательно смотрел на какого-нибудь, и у него в груди ныло от любви и восторга».

Некоторое понимание приходит к читателю, когда мы узнаем, что главный герой был на войне, видел смерть, оттого, может, он часто и подолгу задумывается о жизни и смерти и старается прожить свою жизнь со смыслом, решив «спокойно все принимать и “не суетиться перед клиентом”» [5].

Однако его желания эгоистичны и не находят понимания у семьи и окружающих. Показателен с этой точки зрения диалог Алеши с женой. Жена в противовес герою мыслит другими категориями, приземляя и призывая его к ответственности.

«– Помнишь, – сказал Алеша, – Маня у нас, когда маленькая была, стишок сочинила:

Белая березка

Стоит под дождем,

Зеленый лопух ее накроет,

Будет там березке тепло и хорошо.

Жена откачнулась от ящика, посмотрела на Алешу… Какое-то малое время вдумывалась в его слова, ничего не поняла, ничего не сказала, усунулась опять в сундук, откуда тянуло нафталином. Достала белье, пошла в прихожую комнату. На пороге остановилась, повернулась к мужу.

– Ну и что? – спросила она.

– Что?

– Стишок-то сочинила… К чему ты?

– Да смешной, мол, стишок-то.

Жена хотела было уйти, потому что не считала нужным тратить теперь время на пустые слова, но вспомнила что-то и опять оглянулась.

– Боровишку-то загнать надо да дать ему – я намешала там. Я пойду ребятишек в баню собирать. Отдохни да сходи приберись.

– Ладно.

Баня кончилась. Суббота еще не кончилась, но баня уже кончилась» [5].

Обратите внимание

В произведении прослеживается стремление главного героя к единению с другими людьми, стремление поделиться своей мудростью сталкивается с непониманием и осуждением.

Читайте также:  Анализ произведения разноцветная бабочка платонова (рассказа, легенды, сказки)

«Ведь никто же не знает, какой Алеша добрый человек, заботливый, а вот те, городские-то, сразу бы это заметили»; желание жить как все «…Алеше нравилось, что у них можно, например, занять денег – все как-то повеселей в глаза людям смотришь. А то наладились: “Бесконвойный, Бесконвойный”. Глупые» [5].

С точки зрения пространственной организации действия этот рассказ в максимальной степени замкнут. Пространство бани описывается детально, весь мир вне ее дан только в рефлексии героя.

Баня – время наполненной и оттого содержательно долгой жизни, все остальное – почти не жизнь, или материал для «банного» осмысления. Обо всей жизни Кости Валикова – колхозника, скотника, пастуха – говорится в самом общем плане.

Главное духовное событие совершается в замкнутом пространстве бани. В центре действия момент жизни, когда герой «выпрягается», над ним не властны ни социальные рычаги, ни время. Суббота изображается именно как момент остановившегося выключенного времени.

Герой проходит реальный и символический путь внешнего и внутреннего очищения от скверны, накапливающейся в суете дней [2; 17–18].

По мнению С.А. Лишаева, баня Алеши Бесконвойнового не что иное, как эстетическая деятельность, искусство.

Итак, в банном ритуале Алеши Бесконвойного мы имеем дело с локальной эстетической (без явно прослушиваемых фольклорных или религиозных обертонов) практикой весьма далекой как от сознательного продумывания смысла банного действа в целом, так и от сознательной эстетизации каждого элемента банной церемонии, от продумывания в эстетическо-символическом ключе интерьера бани, банной утвари и т.п. Банное действо Алеши Бесконвойного – стихийно сложившийся ритуал, не претендующий на широкое общественное признание, на его включение в уже сложившуюся в русском обществе эстетическую традицию, в общепринятые формы эстетической практики [1].

Чудик – это излюбленный персонаж В.М. Шукшина, использованный в рассказах «Чудик», «Микроскоп», «Срезал» и др.

Важно

В отличие от рассказа «Чудик» неспешное повествование рассказа «Алеша Бесконвойный» наполнено размышлениями и воспоминаниями героя, которыми он дорожит и которые придают смысл его жизни.

Основным приемом создания образа – персонажа является отображение внутреннего мира. Только из внутреннего диалога героя мы узнаем его по-настоящему.

В рассказе «Микроскоп» герой приобретает микроскоп, и такая радость охватывает Андрея Ерина, сопоставимая с радостью Алеши Бесконвойного в «банный день». Покупка вынуждает Андрея идти на хитрость, соврать про потерю денег и «пострадать» от жены. И все же в конце концов герой лишается микроскопа.

Трагичность рассказов состоит в том, что эту радость умаляют, как, например, когда Алеша вынуждает себя не показывать, какое счастье испытывает в субботу, готовя баню, или лишают в угоду материального как героя рассказа «Микроскоп».

Типичные «подкаблучники», тяготятся своим положением и мечтают доказать свою значимость, вызвать уважение окружающих.

Ощущение неполноценности толкает чудиков на поступки, которые еще больше «увеличивают пропасть» между ними и остальными.

Образование кажется им способом заслужить уважение, и они хотят его, если не для себя, так точно для своих детей. Так, Андрей Ерин уже видел себя ученым, когда жена унесла микроскоп скупщику.

Чудик из рассказа «Срезал» немного выбивается из общего ряда своей начитанностью, и все же он – орудие в руках односельчан, испытывающих зависть к людям, достигшим какого-то положения, будь то полковник или кандидат наук.

Глеб Капустин лишь орудие, поскольку единственная его функция «срезать», низвергнуть, то есть доказать односельчанам и приезжим, что он лучше и образованнее. Его боятся и не любят, и, выполнив свою задачу, Глеб остается никому не нужен.

Но что общего у Глеба и Алеши Бесконвойного из одноименного рассказа, так это желание придать жизни смысл, граничащее с одержимостью.

Вывод

Совет

Становится все-таки ясно, как много препятствий для реализации внутреннего стремления к воле стоят перед героем. Это не только «общественный долг», к исполнению которого постоянно призывают героя, но и то, что нередко называют необходимыми связями с миром.

Даже смешки соседок, которые наблюдают, как Алеша с утра спешит наносить воды в баню, выдержать не так просто. А у Шукшина еще идет речь и о том, что героя не понимают самые близкие и любимые люди: жена, сын.

Воспоминания героя о любви одновременно являются размышлениями о предательстве и лжи, которые так трудно распознать в жизни, о том, что красота может маскировать духовное уродство.

Субботние смерть (Алеша представляет себя умершим) и воскресение героя («был он весь новый») показывают и трудности осмысленного вольного бытия, и возможности отстоять право на это, которые все-таки есть у человека с живой душой.

Рецензенты:

Гильфанова Ф.Х., д.фил.н., профессор кафедры иностранных языков и межкультурной профессиональной коммуникации экономико-правовых направлений, Институт государства и права, Тюменский государственный университет, г. Тюмень;

Хвесько Т.В., д.фил.н., профессор кафедры иностранных языков и межкультурной профессиональной коммуникации экономико-правовых направлений, Институт государства и права, Тюменский государственный университет, г. Тюмень.

Библиографическая ссылка

Мухтарова Д.Р. Реализация волеизъявления в рассказе в.м. шукшина «алеша бесконвойный» // Фундаментальные исследования. – 2015. – № 2-25. – С. 5702-5704;
URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=38492 (дата обращения: 05.02.2019).

Источник: https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=38492

Урок литературы на тему: “Поиски смысла жизни – это удел каждого мыслящего и совестливого человека” на примере рассказа В.М. Шукшина “Алеша Бесконвойный” (стр. 1 из 2)

Тема: Поиски смысла жизни – это удел каждого мыслящего и совестливого человека. Рассказ В.М.Шукшина «Алеша Бесконвойный»

Не пропустил он момент, когда народу захотелось чего-то сокровенного. И он рассказал о простом, негероическом, близком каждому так же просто, негромким голосом, очень доверительно… Правда – непреложный закон Шукшина.

М.Шолохов

Василий Макарович Шукшин вспыхнул на горизонте культуры ослепительно чистой, яркой звездой, прямо-таки сказочной россыпью дарований.

Писатель, романист и драматург, режиссер больших народных полотен, удивительный, неповторимый артист, умеющий в самой обыденной интонации сказать такую необходимую правду о простом человеке, что миллионы сердец… замирали в едином порыве. Василию Шукшину было дано такое счастье.

П. Проскурин

Цели и задачи урока : создать условия для:

· Приобретения навыков анализа художественного текста;

· Формирования представлений об особенностях индивидуального стиля автора;

· Приобщения учащихся к творчеству В.М.Шукшина;

· Формирования гуманистического мировоззрения.

Оборудование и материалы

· Фотографии В.М.Шукшина

· ИКТ (Компьютер, слайд-шоу)

· Листы с высказываниями

· Листы с практическими заданиями

План

1. Вводное слово

2. Биография писателя

3. Рассказ «Алеша Бесконвойный»

4. Заключение

5. Подведение итогов урока

Ход урока.

1. Вводное слово учителя (3-5 минут).

– Здравствуйте, ребята. Садитесь.

Обратите внимание

Поиски смысла жизни – это удел каждого мыслящего и совестливого человека. Поэтому лучшие наши писатели всегда напряженно искали художественное решение этого вопроса. Глубоко нравственные и гуманистические проблемы поставлены в произведениях В.М. Шукшина.

Снова и снова мы обращаемся к его произведениям, желая узнать, о чем думал писатель, что завещал своим творчеством? Что объединяет героев Шукшина? Какие черты русского национального характера выделяет в них писатель? Сегодня на уроке мы постараемся найти ответы на эти вопросы, а также узнаем, какие художественные приемы использовал писатель в своем творчестве?

Посмотрите, пожалуйста, на доску. Запишите в тетради тему урока: Правда – непреложный закон Шукшина. И эпиграфы, слова М.Шолохова и П.Проскурина.

Звучит под музыку стихотворение Кондакова:

Разметалось село в предгорьях,

Где Катунь расплескалась светло,

Знало вдоволь и лиха, и горя

Стародавнее это село.

Здесь мальчишка торил дорожку,

Пьяный ветер вдыхал с лугов,

В огороде тяпал картошку,

На Катуни тягал чебаков.

Край сибирский.

Пейзаж неброский,

Бьет о берег Катуни волна.

Знает каждый в России, что

Сростки – это Родина Шукшина.

2. Биография писателя (15-20 минут).

Василий Макарович Шукшин родился 25 июля 1929 года в селе Сростки Бийского района Алтайского края. Его родители: Мария и Макар Шукшины. Когда Василий Макарович родился, отцу было 16, а матери 18 лет. Через 3 года у него родилась сестра Наташа.

Василий Макарович был еще совсем маленьким, когда арестовали его отца по обвинению в пособничестве врагам Советской власти. В 1956 году отец был посмертно реабилитирован. Мария Сергеевна вырастила Василия и Наталью одна. Шукшин пронес нежную и трепетную любовь к матери через всю свою жизнь.

В 1945 военном году он закончил сельскую семилетку и поступил в Бийский авиатехникум, но вскоре вернулся в Сростки и стал рядовым колхозником, мастером на все руки. С 17-ти лет Шукшин работал на стройке в Калуге, на тракторном заводе во Владимире, на стройках в Подмосковье.

Он пробовал поступить в военное авиационное училище, автомобильное, но все попытки были неудачными.

В 1949 году Василия Макаровича призвали на военную службу – на флот. Однако прослужить “от звонка до звонка” Шукшину не удалось – в 1953 году у него обнаружилась язвенная болезнь желудка.

Вскоре медицинская комиссия Главного военного госпиталя Черноморского флота комиссовала Шукшина. После этого он вернулся в Сростки. Сдал экстерном экзамены на аттестат зрелости, изрядно помаявшись с математикой, и считал это своим маленьким подвигом.

«Такого напряжения сил я больше никогда не испытывал», – говорил Шукшин.

В Сростках не хватало учителей, и Шукшин недолгое время преподавал в вечерней школе русский язык и литературу и сохранил светлую память о том, как благодарно его слушали ученики.

Важно

Послушайте, что он пишет по этому поводу: «Учитель я был, честно говоря, неважнецкий (без специального образования, без опыта), но не могу и теперь забыть, как хорошо, благодарно смотрели на меня наработавшиеся за день парни и девушки, когда мне удавалось рассказывать им что-нибудь важное и интересное. Я любил их в такие минуты. И в глубине души не без гордости и счастья верил: вот теперь, в эти минуты, я делаю настоящее, хорошее дело. Жалко, мало у нас в жизни таких минут. Из них составляется счастье». (Из статьи Шукшина «Монолог на лестнице»)

Весной 1954 года Мария Сергеевна собрала сыну денег на дорогу в Москву. Так летом 1954 года Шукшин оказался в Москве. Одет он был в полувоенный костюм, гимнастерку, из-под которой виднелась тельняшка, на ногах были брюки клеш и сапоги.

Придя на сценарный факультет ВГИКа, Шукшин представил на суд экзаменаторов свои рассказы, которые были записаны в толстую амбарную тетрадь. Так как почерк у Шукшина был очень мелкий, а тетрадь была очень толстая, девушки в приемной комиссии читать написанное поленились, решив про себя, что этот абитуриент типичный графоман.

Однако чтобы не обижать его, решили посоветовать: “У вас фактурная внешность, идите на актерский”. Вот что рассказывал бывший сокурсник Шукшина кинорежиссер А. Митта: “Тут от студентов Шукшин узнал, что есть еще и режиссерский факультет. А он понятия не имел, что есть такая профессия – режиссер.

Думал, что для постановки фильма собираются артисты и договариваются между собой, как снимать. Оказалось, что режиссер- хозяин картины, главный человек. Тогда он подал на режиссерский.

Вгиковские педагоги боялись его брать. Он был правдолюбец, совершенно не понимал, что можно говорить, чего нельзя. Педагоги опасались, что он всех перебаламутит и их из-за него выгонят с работы. Но в него поверил Михаил Ромм…

Поступив во ВГИК, Шукшин поселился в общежитии института на Трифоновской улице. В декабре 1955 года, из-за обострения язвы желудка, Шукшин попал в Остроумовскую больницу. В 1956 году состоялся дебют Шукшина в кино: в фильме С. Герасимова “Тихий Дон” (вторая серия) он сыграл в крошечном эпизоде – изобразил выглядывающего из-за плетня матроса.

С этого матроса и началась кинематографическая судьба Шукшина-актера. Параллельно с успехами в кино довольно успешно складывалась и литературная судьба Шукшина. С третьего курса, по совету Ромма, он стал рассылать свои рассказы по всем столичным редакциям в надежде, что какая-нибудь из них обратит внимание на его труды. И он не ошибся.

Совет

В 1958 году в журнале “Смена” был опубликован его рассказ “Двое на телеге”. В 1963 году в издательстве “Молодая гвардия” вышел первый сборник В. Шукшина под названием “Сельские жители”. В том же году в журнале “Новый мир” были напечатаны два его рассказа: “Классный водитель” и “Гринька Малюгин” (цикл “Они с Катуни”).

На основе этих рассказов Шукшин вскоре написал сценарий своего первого полнометражного фильма “Живет такой парень”.

Съемки картины начались летом того же года на Алтае. Летом 1964 года Шукшин отправился в Судак на съемки фильма “Какое оно, море?” (режиссер Э. Бочаров). И там судьба свела его с 26-летней киноактрисой Лидией Федосеевой. Первая встреча Шукшина и Федосеевой произошла в поезде по дороге в Судак. Она ехала в одном купе со своей дочкой Настей и операторами картины. Шукшин пришел к ним в гости.

В скором времени они поженились, и у них родилась дочь Маша. Через год после рождения Маши в семье Шукшиных на свет родилась еще одна девочка – Оля. Это радостное известие застало Шукшина в окрестностях Владимира на съемках очередной картины – “Странные люди”. В основу ее легли три шукшинских рассказа: “Чудик”, “Миль пардон, мадам!” и “Думы”.

В 1969 году В. Шукшину было присвоено звание заслуженного деятеля искусств РСФСР.

Тем временем Шукшин приступил к съемкам очередной своей картины – “Калина красная”. Работа над ней началась весной 1973 года в Вологодской области, под Белозерском. Как и в “Печках-лавочках”, Шукшин в этой картине выступил в трех ипостасях: режиссер, сценарист и исполнитель главной роли.

Фильм “Калина красная” вышел на экраны страны в 1974 году и буквально потряс зрителей.

Последний год жизни Шукшина складывался для него на редкость удачно как в плане творческом, так и личном. В 1973 году вместе с семьей он наконец переехал из тесной комнатки на Переяславской улице в новую квартиру на улице Бочкова.

В свет выходит новый сборник его рассказов “Характеры”. В Большом драматическом театре Г. Товстоногов решается ставить спектакль по пьесе Шукшина “Энергичные люди”.

Читайте также:  История создания поэмы пушкина руслан и людмила

(Это было первое сотрудничество Шукшина с театром – до этого он театр не любил, унаследовав эту нелюбовь от своего учителя М. Ромма.)

И, наконец, он ни на день не забывал о своей давней мечте – поставить фильм о Степане Разине. Несмотря на то, что съемки его все время отодвигались на неопределенное время, надежды снять его он не терял.

Свое твердое обещание помочь ему в этом деле дал С. Бондарчук, но взамен этой помощи он уговорил Шукшина сняться в его новой картине – “Они сражались за Родину”. Шукшину в нем предстояло сыграть роль бронебойщика Лопахина.

Съемки должны были проходить в августе – октябре 1974 года на Дону.

Обратите внимание

Федосеевой-Шукшиной вручили сценарий фильма “Они сражались за Родину”, в котором ей предстояло сыграть одну из ролей. И выяснилось, что сыграть ей предстоит… вдову. И это при живом-то муже! “Да ты играй не вдову, а женщину”, – успокаивал ее Шукшин. Увы, роль оказалась пророческой.

Источник: http://MirZnanii.com/a/176213/urok-literatury-na-temu-poiski-smysla-zhizni-eto-udel-kazhdogo-myslyashchego-i-sovestlivogo-cheloveka-na-primere-rasskaza-vm-shukshina-alesha-beskonvoynyy

О рассказе «алёша бесконвойный»

Перечитывать – это не просто читать, а словно ещё и ещё раз беседовать с человеком знакомым, а порою – близким, открывая в его характере, жизни черты и страницы неожиданные. Каждый человек – глубина. Заглянуть туда очень непросто. Тем более если человек неглупый. Такой ведь не будет на себе прилюдно «рубашку рвать»: глядите, мол, какой я замечательный.

Мне кажется, что даже близких, любимых людей мы понимаем плохо в жизненной суете и спешке. Когда опомнимся, их уже нет, этих людей. Одни – далеко, а другие – очень далеко. А ведь что-то не успел спросить да не успел сказать, словом, не сумел понять. Отсюда все наши беды, малые и большие, от домашних ссор до великих войн.

<\p>

Сейчас вот перечитываю Василия Шукшина, рассказ его «Алёша Бесконвойный». Давайте это сделаем вместе: перечитаем, подумаем.«…все в деревне звали его Алёшей Бесконвойным. А звали его так вот за что: за редкую в наши дни безответственность, неуправляемость… пять дней в неделе он был безотказный работник… умелый… но наступала суббота, и тут всё: Алёша выпрягался…

Что же он делал в субботу? В субботу он топил баню. Всё. Больше ничего».Так говорит автор – Василий Макарович Шукшин. Но это, конечно, писательское лукавство.Суббота для Алёши Бесконвойного – это не просто баня: мытьё да парилка, это для него долгий день жизни человеческой. День раздумий, день мудрости.«В субботу он просыпался и сразу вспоминал, что сегодня – суббота.

И сразу у него распускалась в душе тихая радость. Он даже лицом светлел».Радость у Алёши была вовсе не оттого, что не надо нынче на работу идти. Хотя это ведь тоже счастье – безделье после трудовой недели. Понежиться, полежать в постели, не спеша, позёвывая подниматься. Всякий работающий поймёт эту спокойную радость.

Но у Алёши впереди – не барская праздность, а день немалого труда, может быть, даже большего, чем в будни. Лишь проснувшись, он спешит к делам хоть и банным, но нелёгким: дрова колоть, воду носить из колодца, драить пол… Одно за другим.Эти труды – особые, можно сказать, душевные, с раздумьями, с открытиями, с минутами озарений, радости.

Это, можно сказать, день философа, а точнее – день истинно разумного человека.Вот Алёша колет дрова. Но он не просто их колет, выполняя первый упряг. Он видит белизну и «чистоту сокровенную поленьев», «и дух от них – свежий, нутряной, чуть стылый, лесовой…»Алёша даже разговаривает с дровами.

Не от одиночества, как бывает порой, но от пронзительного понимания, естественного понимания близости, даже родства всего на земле сущего: человека, зверя, живого дерева и даже этого чурбака. «Ишь ты… какой, – говорил он чурбаку ласково. – Атаман какой…» И тюкал его топором, не убивая, но приуготовляя к ещё одному шагу в вечном кругу превращений: «Из праха – в прах».

Важно

Этот закон един для дерева и человека.А потом грядёт следующий акт субботнего праздника: не обыденное разжигание печки, но явление огня человеку.«…разжигать – тоже милое дело. Алёша даже волновался, когда разжигал в каменке. Он вообще очень любил огонь».

Для него это не только «милое дело», но волнующее душу и разум, «очень волнующий момент», который позволяет Алёше снова подняться над буднями. В обычные суетливые дни об этом и помину нет. Дома ли печку затопить или кочегарить на ферме: быстрей да скорей, для дела.Нынче иное. «Алёша всегда много думал, глядя на огонь…» О людях, таких разных.

Даже здесь, в малой деревушке, всего и народу – горсть. Но какие разные. И о днях жизни, тоже разных. «…два полена и то сгорают неодинаково, а вы хотите…» И о смерти, конечно. И всё это, глядя неотрывно в огонь. Вот он, «маленький, робкий, трепетный, – всё становится больше». А в конце концов «догорая, так вдруг вспыхнет, так озарится… диву даёшься: откуда такая последняя сила».А.

Фет не об этом ли думал: «Не жизни жаль… А жаль того огня, что просиял над целым мирозданьем, и в ночь идёт, и плачет, уходя».Вот за что Алёша крепко держался, «не уступил ни на волос».

Вот зачем суббота была нужна «бесконвойному» Алёше!Его ругало и стыдило колхозное начальство: «Нельзя позволять такие вещи!» («Пятилетку» надо в четыре года выполнять! Америку догонять! А он – баня, суббота.)Тем более пятеро ребятишек на шее. И жена поэтому восставала вначале: «…до ругани дело доходило…

не день же целый баню топить!» Но потом сдалась, наверное, что-то почуяв, когда он крикнул в ответ на упрёки: «Что мне душу свою на куски порезать?!»Видимо, поняла подспудно. А ещё испугалась за него, за себя и за ребятишек. Не зря ведь про душу он закричал.Они отступили: начальство, жена. Но неизвестно, поняли ли.

Сумели ли понять, что для Алёши субботний день – не блажь, не лишний час отдыха, но день главный – день человека.Именно в эти дни, в эти часы Алёша пробуждал в себе и созидал человека истинно разумного с великой любовью ко всему живому, с душевным восторгом к миру и с горьким пониманием несовершенства этого же мира.Дети… Конечно, Алёша и в обычные дни любил их, жалел, был хорошим отцом.

Это естественно. Но, думается, что тепло человеческое, отцовское никогда не угасало в нём оттого, что ярко вспыхивало в день субботний, день покоя и мудрости.«Алёша любил детей, но никто бы никогда так не подумал – что он любит детей: он не показывал». Это – будни.Но «…у него в груди ныло от любви и восторга. Он всё изумлялся природе: из чего получился человек?! …

Особенно он их любил, когда они были ещё совсем маленькие, беспомощные…»Это – субботний всплеск, высокий огонь души, которого надолго хватит, до следующей субботы уж точно.Про хорошего человека и о хорошей литературе писать трудно. Вот пишу, но больше сижу, думаю.

За окном лёгкий снег, голые ветви деревьев, земля, прикрытая свежим снегом, чёрные воды реки – конец декабря, морозов пока не было. Солнца который день уже нет. Мерклые короткие дни, ранние сумерки с фонарями. Но всё равно – славно. Хорошая пора. Хорошая жизнь.

Героев Шукшина, причём именно тех, кого он любил, вкладывая в их характеры, поступки, жизнь много личного и наиболее значительное, общечеловеческое и национально-русское, этих людей очень легкомысленно, а может быть, от непонимания стали именовать «чудиками». Даже не чудаками, а именно «чудиками», разумея под этим нечто дурашливое, глуповатое.

Совет

Вот Андрей Ерин из рассказа «Микроскоп» пытается в меру сил познать и понять потаённую земную жизнь, которая рядом с ним. Конечно, он – «чудик»! Или совхозный механик Звягин, слушая, как сын учит наизусть гоголевскую «птицу-тройку», вдруг понимает, кого она несёт, эта тройка. Чичикова, отпетого мошенника! А никто не догадывается. Читают, учат, но понимают ли, как «подсуропил» им Гоголь.

Тоже – «чудик»? Н.Н. Князев о «государстве» и о «смысле жизни» печётся. Сёмка Рысь хочет старую церковь к жизни вернуть, и денег ему за это не надо. Лишь бы красоту сохранить. Оказывается, они всего лишь «чудики». Если такими мерками определять героев Льва Толстого, то там – сплошные «чудики».

Пьер Безухов, с его внешностью, манерами, образом жизни, разве не «чудик»? Старый князь Болконский… А семейство Ростовых? И без того обедневшие, они окончательно разоряются, когда на разграбление французам бросают в Москве всё своё имущество, отдав подводы для раненых солдат. «Люди собрались… не могли поверить такому странному приказанию».

И были будто бы правы, потому что оставлялось «…состояние на сто тысяч добра». «Странное приказание» – разве не чудачество? Умирает старый граф. Молодому графу Ростову умные люди советуют отказаться от наследства, потому что «долгов вдвое больше, чем имение». Но Николай, обрекая себя на долговую яму, на нищету, не делает этого. Причина простая: «священная память отца». На мой взгляд, основание всех «чудачеств» это – всего лишь! – исполнение законов обыденной, человеческой жизни: честность, доброта, порядочность. И ничего более. Пишу про Алёшу Бесконвойного. Порой поглядываю на него. Большая фотография. Взгляд прищуренный, в сторону, точнее – в себя. Морщины на лбу. Волосы ветер раздул. Костистый мужичий кулак подпирает щёку. Это он, Василий Макарович Шукшин. И Алёша тоже.От Бога ли, от природы шукшинский дар: выразить словом, рассказать о душе человеческой, о живой душе, в которой так много всего; о долгой жизни, в которой свет радости и чёрное горе, серые будни и этот снег, что теперь за окном.

Сколько раз слыхал я от земляков своих: «У меня в жизни столько было… Я буду рассказывать, а ты лишь пиши». Они правду говорили и говорят: у них столько всякого в жизни случалось и так много стало понятного, хочется рассказать людям не для того, чтобы выставить себя, но лишь поделиться. Своё сердце – маленькое, в нём всего не удержишь. Оно потому и рвётся порой от счастья и от горя. Хочется рассказать… Но как? Не всем дано.

Василий Макарович Шукшин сумел, успел рассказать о своём народе. О «своём», не только о русском. «Свой» – это всякий человек, на земле живущий. На большой земле и, говорят, круглой. Хотя, может, и врут учёные. Англичанин ли, калмык, чёрный, как печная сажа, африканец. Такие разные. Но у всех есть Алёша Бесконвойный, без них и детишек бы не было.

И за колхозной ли, своей скотиной глядеть некому. С пашней да огородом управляться. Избу держать, семью, хозяйство, налоги платить… В армию кто пойдёт служить? Алёша… и дети его. Это уже про государство.Писательство – всё же редкий дар. Стремятся к писательству многие. Особенно из народа образованного, как говорят, интеллигентного.

Всё верно, для писательства важны образование, культура, опыт литературы прежней. Но главное – всё же в ином. Вот они, рядом: Есенин, Шолохов, Шукшин, Рубцов… Дар божий, видимо, главное. Если высокого дара нет, то начинаются всякие присказки про «сложное» искусство, которое поймёт лишь «избранный» и «оценит век будущий».

Обратите внимание

Под этим соусом напридумано многое: «усложнение литературных задач», «грамматические сдвиги», «партитурность текста», «абсурд», «заумь», «мировая заумь», «текст набегающий», «активно-эволюционное ноосферное видение», «роман-пунктир», «сверхповесть», «метаметафора» и «метаметаметаформа»… Всё это – от лукавого, а если напрямую, то просто враки.

Настоящая литература, она – день сегодняшний, для всех: от академика до прачки. Понятая и принятая сегодня, она будет нужна и дню завтрашнему, в котором будут жить такие же люди.Простой и великий пример – Библия, которую не зря именуют книгой вечной.

Своим детям, внукам, а кому посчастливится и правнукам читаем, рассказываем не «абсурд» да «заумь», а вечно живые сказки, услышанные век назад: «Репку» да «Колобок», «Царевну-лягушку» да «Гуси-лебеди». Слава богу, их много.

И разве постарели они? Баюкаем малышей в веке ХХI не новомодными «текстами», а всё тем же: «Баю-баюшки баю, не ложися на краю…», «Спи, моя родная, рыбка золотая…», «Улетел орёл домой, солнце скрылось за горой…» Всё это создано живыми людьми для живых. От сердца к сердцу.

Когда даровано тебе от природы ли, Бога, когда есть что сказать, тогда нет нужды рядиться в «футуризм», «акмеизм» или «ноосферное видение», тогда просто пишется, порою не в тиши кабинета, а в блокноте, на коленке, как писал свои последние рассказы Василий Шукшин.

Это уж потом начинается восхищённое: «Господи! Как он смог!» А бывает брюзгливо-недоверчивое или, хуже того, завистливое: «Как сумел?.. В такие-то годы… Здесь что-то не так…»

Говорили и говорят, точнее – судачат. О Шукшине, о Шолохове, о Рубцове. А прежде, если припомнить, о Чехове, о Лермонтове… «Как мог?.. В такие молодые годы?..» Или напрямую, в лобовую атаку: «…почему не атакован Пушкин». Это старые-престарые песни. И Шекспира «не было», и великое «Слово» – «обман и подделка». Причина одна: зависть и желчь, или… стремление окололитературной «моськи» кого-нибудь да облаять. Авось услышат…

Но вернёмся к Шукшину и к Алёше Бесконвойному, потому что в конце концов он, конечно, не автопортрет писателя Василия Макаровича Шукшина; Алёша рождён литературой, но вначале – жизнью где-нибудь в алтайском селе или в иных краях земли Русской, к примеру, в Москве.

Читайте также:  Сочинение краски золотой осени 5 класс

Алёша родился, вырос и жил рядом с такими же, как он: плотником Сёмкой Рысью, который умел «топориком песни петь» (это уже из Ивана Шмелёва, но, значит, тоже из жизни нашей), и с дядей Ермолаем, колхозным бригадиром, за долгую трудную жизнь так и не понявшим, отчего это люди могут порою говорить неправду, обманывать; и мальчонкой Юркой, полуголодным грамотеем, твёрдо знающим, что «в науку идут» и в космос летают вовсе не за большими деньгами. А горестный Колька Паратов, который не мучителей своих приговорил к казни, а лишь себя, и умер во слезах… Упорный Маня Квасов. Господи, сколько их… Разный народ. А все вместе – Россия: не только земля и вода, но главное – твёрдая связь людей, на этой земле живущих по законам вечным: трудолюбие, честность, добросердечность, сострадание… Живое тому подтверждение – Алёша Бесконвойный, пятеро его детей (старший уже «вымахал рослый, красивый») и, конечно, жена, Таисья. Семья Алёши – вот она, на ладони. А рядом земляки его: Кузьмовна… которая двадцать кулей картошки лишь на продажу накопала, да ещё себе на долгую зиму, да скотине. Этим жили и живут, своими трудами, на чужого дядю не надеясь. Так положено. Так было и так, слава богу, есть.И когда время от времени в Москве заводят очередную шарманку про «национальную идею», которую, дескать, неплохо бы придумать и этой «идеей» народ наш сплотить и подвигнуть… Когда слышу я скрипучие, а порой визгливые звуки этой шарманки, то приходят мне в голову скучные мысли. Они, эти мысли, о том, что кремлёвские стены слишком высоки, и из-за них не увидеть России. Она ведь, слава богу, жива – тысячелетняя Россия, Русь. И век ХХI начинает на великом просторе земель и с народом великим по числу и по званию – русским народом, именно потому, что не утеряла свою национальную идею, которая очевидна как в обыденной жизни, так и в русской литературе.Нас хоронят из века в век.Год 1851-й. Французский историк Ж. Мишле возвещает о том, что «Россия не существует, что русские не люди, что они лишены нравственного смысла».«Бедный русский народ! – отвечает ему не какой-нибудь «славянофил» ли, «квасной» патриот, но «западник» Александр Иванович Герцен. – Некому возвысить голос в его защиту!»И возвышает: «…могу ли я, по совести, молчать …Трудно было бы… видеть лишь отверженное племя, лишь громадную ложь, лишь случайный сбор существ человеческих только по порокам – в народе, разраставшемся в течение десяти столетий, упорно хранившем свою национальность, сплотившемся в огромное государство…Русский народ, милостивый государь, жив, здоров и даже не стар…»Полвека спустя Лев Толстой ответил чужим и своим: «Читаешь эту историю и невольно приходишь к заключению, что рядом безобразий совершилась история России… Но… Кто и как кормил хлебом весь этот народ?.. Кто добывал золото и железо, кто выводил лошадей, быков, баранов, кто строил дома, дворцы, церкви?.. Кто воспитывал и рожал этих людей единого корня? Кто блюл святыню религиозную, поэзию народную?.. Народ живёт…» Ответил не столько этими короткими строчками, которые прочтёт не всякий, но «Войной и миром», «Воскресением», «Анной Карениной», «Казаками», «Детством», «Алёшей Горшком» – многими страницами и томами, составившими великую правдивую историю России и русских людей.В наши дни, уже в конце XX века, ещё один русский гений – Василий Шукшин повторил для своих и чужих:

«Русский народ за свою историю отобрал, сохранил, возвёл в степень уважения такие человеческие качества, которые не подлежат пересмотру: честность, трудолюбие, совестливость, доброту…» – повторил на исходе века ХХ и как доказательство слов своих представил миру Алёшу Бесконвойного – по натуре мирного пахаря, отца семейства, мудрого человека, при нужде – воина.

https://www.youtube.com/watch?v=qTQy_SpSlws

Здесь они и соединились. Толстой и Шукшин, два великих русских писателя. В разное время жили, и разные у них судьбы, до отчаяния непохожие: граф и мужик. Но выходит, что не это главное, а главное – талант и жизнь на одной земле, под одним небом, в одном народе, который они любовно и бережно показали миру: толстовский Алёша Горшок, шукшинский Алёша Бесконвойный – живая вечная Русь.

Борис ЕКИМОВ

Источник: http://collegy.ucoz.ru/publ/37-1-0-366

Краткое содержание Шукшин Алёша Бесконвойный

Алеша Бесконвойный – так сельские жители зовут скотника Костю Великова за то, что он никогда не давал согласие на работу в воскресные дни. В этот период Алеша растапливает баню. Один из таких субботних дней и описан в рассказе.

Утром Алеша начинает колоть дрова, нося полено, как будто оно живое. Затем носит воду, заливает в деревянные кадушки и большой котел. Устав курит сидя на пороге бани, смотря куда-то вдаль. Топка бани – это целая наука, которую Алеша изучил на отлично. Глядя на разгорающийся огонь, он чувствует тепло трепещущее где-то внутри него.

Ожидая пока дрова, перегорят, Алеша дома наслаждается чаем и беседует с женой Таисьей. Раньше жена устраивала ругань по поводу того, что Алеша весь день занимается своей баней. После того, как Алеша во время этих стычек дико орал, что не даст свою душу изрезать на куски, она решила молчать.

Важно

Попив чаю Бесконвойный идет в баню, готовит веник и кочергой шуршит головешками. В его душе наступает покой, мысли о суете жизни уходят все дальше.  Постепенно к Алеше медленно приходят мысли о смысле жизни.

Насколько ужасна смерть? Можно ли умереть спокойно или нужно беспокоиться? К нему приходят воспоминания о войне. Как однажды он был ранен. В воспоминаниях всплывает случай, как возвращаясь с фронта, он остановился у молодой женщины, которая своими ласками завлекла его, а потом обворовала.

Забрала немецкий трофейный ковер, сапоги и гимнастерку. Но за ту ночь, Алеша бы сам ей все отдал…

С чистым бельем в руках Алеша стоит и наслаждается прохладным воздухом, чтобы потом лучше чувствовать тепло бани.

И вот наступает тот момент, когда вся человеческая злость и суета остаются далеко и распаренный Алеша не спеша парится, негромко напевая частушки.

Теплые струи воду текут по телу, доставляя ни с чем несравнимое удовольствие. Алеша не хлещет себя веником, а мягко трясет, чтобы листочки касались кожи, как нежные ладони.

На улице темнеет. Алеша выходит из бани счастливым, обновленным и спокойным человеком. Лежа на постели, он чувствует, что сердце стучит в так вселенной. Суета вечно занятой жены, возвращает Бесконвойного в мир надоевших дел. Банный день закончился…

Рассказ учит быть верным себе и своим принципам.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

  • СофоклНемало людей слышало имя древнегреческого драматурга Софокла, но вряд ли многие смогут рассказать о нём или перечислить его пьесы.
  • Краткое содержание Кен Кизи Над кукушкиным гнездомПовествование ведется от имени Бромдена. Это здоровый мужчина, но в силу неких обстоятельств, притворяется глухим, слабоумным и немощным человеком. Все действие происходит в психиатрической клинике.
  • Краткое содержание Бианки МурзукСтарый охотник ранил рысь, которая переносила детёнышей. Один – четвёртый остался в норе и мог погибнуть. Так как охотник защищаясь, убивает мать. Когда мать набросилась на охотника, то он ножом нанёс смертельный удар.
  • Краткое содержание Лермонтов ВалерикСтихотворение это стилизованное письмо рассказчика к своей возлюбленной. Начинается оно с намёка на письмо Онегина той самой Татьяне. Здесь герой пишет, что, возможно, после такой долгой разлуки
  • Фицджеральд

Источник: https://2minutki.ru/kratkie-soderzhaniya/vasilij-shukshin/alyosha-beskonvojnyj-kratko

Роль подтекста врассказаВ.Шукшина. Анализ рассказов «Дядя Ермолай», «Думы», «Алеша Бесконвойный»

4. Проблема творческой эволюции писателя. Сравнение одного из первых рассказов – «Светлые души» – и последнего рассказа В.Шукшина «Кляуза» (проследить за изменением авторской интонации, за оценкой писателем нравственного состояния человека).

5. «Чудики» как тип шукшинского героя (рассказы «Чудик». «Раскас». «Миль пардон, мадам!», «Микроскоп»).

Шукшин искал своих героев среди простого народа. Его привлекали обычные люди с необычными характерами. Такие образы всегда сложны для понимания, но, вместе с тем, близки каждому русскому человеку.

Именно такой характер Шукшин рисует в рассказе «Чудик». Чудиком «иногда ласково» называет главного героя жена. Весь рассказ – описание отпускной поездки Чудика к своему брату на Урал. Для него это становится большим, так долго ожидаемым событием – как-никак, с братом они не виделись целых 12 лет.

Чудик – типичный деревенский житель. Но он «обладал одной особенностью: с ним постоянно что-нибудь случалось. Он не хотел этого, страдал, но то и дело влипал в какие-нибудь истории – мелкие, впрочем, но досадные». Первое происшествие случается с героем еще по пути на Урал.

Совет

В районном магазине, где Чудик покупает гостинцы племянникам, он случайно замечает на полу пятидесятирублевую бумажку: «Чудик даже задрожал от радости, глаза загорелись. Второпях, чтоб его не опередил кто-нибудь, стал быстро соображать, как бы повеселее, поостроумнее сказать этим, в очереди, про бумажку».

Молча поднять ее у героя не хватает наглости…

Природная честность, зачастую присущая всем сельским жителям, толкает его на то, чтобы неудачно пошутить. Чудик совсем не умел острить, но ему ужасно хотелось. В этой ситуации герой, обратив на себя внимание всех, оказался непонятым. Очередь молчала. Чудик положил деньги на прилавок и ушел. По дороге он обнаружил, что «бумажка»-то была его. Но он постеснялся вернуться и забрать ее.

А ведь деньги были сняты с книжки, долго копились, и их потеря – большой урон для героя. Настолько большой, что ему приходится вернуться домой. Хотел было Чудик возвратиться в магазин, объяснить очереди, оправдать как-то свою рассеянность.

Но вместо этого он долго ругает себя: «Да почему же я такой есть-то?» Дома Чудик “получил по голове” от жены шумовкой, снял деньги снова и поехал к брату.

Главному герою странна и непонятна та реакция, которую он вызывает почти у всех людей, встречающихся на его жизненном пути. По его представлениям, он ведет себя естественно, так, как надо себя вести. Но люди не привыкли к такой открытости и искренности, поэтому смотрят на героя как на самого настоящего чудика.

И вот Чудик наконец в самолете. Он немного побаивается, так как не совсем доверяет этому чуду техники. Пытается заговорить с новым соседом, но тому более интересна газета. Скоро приземление, стюардесса просит пристегнуть ремни.

Хотя сосед и отнесся к Чудику с недоброжелательностью, герой, осторожно тронув его, говорит, что стоило бы пристегнуться. Но не послушался самоуверенный «читатель с газетой», упал.

… И поблагодарить бы он должен Чудика за заботу, но вместо этого накричал на него за то, что тот, помогая искать его вставную челюсть, потрогал ее руками (чем же еще?). Другой бы на месте героя обиделся – такая благодарность за заботу.

А он приглашает соседа к брату домой, чтобы прокипятить, продезинфицировать челюсть. «Читатель удивленно посмотрел на Чудика и перестал кричать» – не ожидал такого ответа на свою грубость.

Обратите внимание

В аэропорту Чудик пишет телеграмму жене: «Приземлились. Ветка сирени упала на грудь, милая Груша меня не забудь. Васятка». Телеграфистка переправляет текст на короткий «Долетели. Василий». И вновь Чудик не понимает, почему он не должен писать любимой жене подобного в телеграммах. Герой предельно открыт, даже в общении с совершенно незнакомыми людьми.

Знал Чудик, что есть у него брат, что есть племянники, а вот о том, что есть еще и сноха, и подумать не мог. Не мог он также подумать, что невзлюбит она его с первого же дня знакомства. Но герой не обижается.

Он снова желает сделать доброе дело, да такое, чтобы понравилось негостеприимной родственнице. На следующий день после приезда Чудик расписывает детскую коляску.

А потом, довольный собою, идет покупать подарок племяннику.

За это «чудачество» сноха выгоняет героя из дома. Ни ему самому, ни даже его брату Дмитрию непонятно, за что так зла Софья Ивановна на простых людей. Они приходят к выводу, что она «помешалась на своих ответственных».

Похоже, это удел всех городских людей. Должность, положение в обществе – вот мерила человеческого достоинства для «образованных», а душевные качества стоят для них на последнем месте. Чудик уехал… Дмитрий ничего не сказал…

Домой герой приехал, когда шел парной дождик. Чудик вышел из автобуса, снял новые ботинки, побежал по теплой мокрой земле.

И лишь в самом конце рассказа Шукшин говорит, что Чудика зовут Василий Егорыч Князев, что работает он киномехаником в селе, что обожает сыщиков и собак, что в детстве мечтал быть шпионом. Да и не так это важно. Важно то, что поступает он так, как подсказывает ему сердце, ибо именно такое решение – единственно правильное и искреннее.

Все это Шукшин описывает трогательно и предельно просто. На нашем лице может появиться лишь умиленная улыбка, грустная, но добрая. Иногда Чудика становится жаль. Но это не оттого, что автор пытается вызвать сочувствие. Нет, Шукшин никогда не идеализирует своих героев. Он показывает человека таким, каков он есть.

Важно

Герой рассказа взят из деревенской среды, потому что, считает Шукшин, лишь простой человек из глубинки сохранил в себе все положительные качества, данные изначально человеку. Ему больше всего присуща та искренность, доброта и наивность, которой так не хватает современным городским людям, изуродованным прогрессом и так называемой цивилизацией.

6. Место В.Шукшина в русской прозе 60 –70х годов (среди возможных вариантов: «деревенщик»; «промежуточный писатель»; мастер «рассказа – анекдота»; создатель образов «чудиков»; писатель, сумевший отразить русский национальный характер своего времени).

Источник: https://cyberpedia.su/12x6af2.html

Ссылка на основную публикацию