Анализ произведения фауст гете

Анализ произведения «Фауст» Гете

Тема трагедии «Фауст» Гете: духовные поиски главного героя, доктора, вольнодумца и чернокнижника Фауста.

Ему стало мало познания обычного человека, и он заключил договор с дьяволом Мефистофелем о том, чтобы продлить свою жизнь на время существования человечества.

Это время Фауст хочет использовать для ценных открытий. Он хочет подняться над действительностью не только духом, но и своими делами.

В центре произведения – проблема добра и зла и их противоборства в человеке. Человек, то есть сам Фауст, находится между этими силами. Помыслы доктора Фауста благородны и высоки, он стремится помочь людям.

Обратите внимание

Но он все время сталкивается со злом, силой разрушения, силой отрицания. Фауст оказывается в ситуациях выбора между добром и злом, верой и цинизмом. Часто он сам причиняет другим зло, не желая этого. Так он губит жизнь Маргариты, толкает ее на грех.

Все же Фауст так и не утрачивает чистоты своей души.

Именно в борьбе зла и добра проходит жизненный путь героя, развивается и крепнет невидимый духовный мир его личности. Мефистофель говорит об этом: «Будете, как Бог, знать добро и зло». Эта борьба направляет Фауста на поиски, именно она открывает ему истины. В финале трагедии в душе героя побеждает разум, свет, добро.

Идея «Фауста» Гете в том, что без существования зла, тьмы, сомнений и пустоты рядом с добром, творчеством, верой, не было бы и движения героя вперед, не было бы ценности познания.

Фауст — не просто персонаж, он олицетворение всего человечества, всех его стремлений в одном лице. Поэтому борьба добра и зла для Гете — это то, что движет мир человечества вперед, к новым знаниям.

Вторая главная идея «Фауста» Гете – в утверждении величия человека. В трагедии Фауст проходит через испытания, сомнения, грехи, разочарования, искушения, горе, пустоту и чувство вины.

Из-за него погибает Маргарита, он теряет Елену прекрасную. Однако в финале Фауст оказывается человеком, в которой побеждают именно высокие помыслы: человечность, любовь, неутомимый ум, вера в прекрасное.

Гете утверждает возможности развития человека, силу и красоту человеческого разума.

Смысл «Фауста» Гете , точнее, его написания – воплотить в образе доктора высшие духовные порывы человека.

Тема любви в «Фаусте» также присутствует. Она раскрывается с разных сторон. Это одновременно большое счастье, великое чувство, а вместе с тем и роковое. Любовь Фауста и Маргариты страстная и большая, но в нашем мире такую любовь лучше скрывать, ей нет места. История же наших героев заканчивается трагически. Любовь и страсть приводят героиню к гибели.

Образы «Фауста» Гете

Образ Бога . Добро и свет в произведении олицетворяет Господь, который ведет спор с Мефистофелем в прологе. Бог верит в человека, в то, что чистота, добро и истина победят в человеческой душе. «И посрамлен да будет сатана»

Образ Мефистофеля. Отрицание и неверие в трагедии олицетворяет дьявол Мефистофель, спутник Фауста. В человеческом обличье дьявол выглядит весьма рассудительным, здравомыслящим. Он вежлив и даже галантен.

Зло Мефистофеля не во внешнем его поведении. Он считает человеческую жизнь ничтожной и ограниченной, а мир — безысходным. Мефистофель не верит ни во что хорошее в этом мире, на все у него есть свое циничное объяснение.

Это и есть зло, как его видит Гете.

Образ Фауста в трагедии Гете: доктор является человеком высоких духовных стремлений. Он -деятельный, умный, эрудированный человек.

В своих поисках Фауст хочет найти такой способ существования, при котором мечта и действительность, небесное и земное, душа и плоть сольются, будут в гармонии. «Две души живут во мне» — признается Фауст.

Одна из них — земная и пылкая, любит земную жизнь. Другая тяготеет к небесной чистоте, подальше от тела.

Важно

Фауст — врач, за это его любят и уважают простые люди. С одной стороны, Фауст ценит это. Он стремится помогать людям. Но жажда неограниченного творчества и громадных свершений, важных поступков не оставляют его:

«Я людям руки распростер.

Я грудь печалям их открою

И радостям — всему, всему,

И все их бремя роковое,

Все беды на себя возьму…»

В любви Фауст страстный и эмоциональный. Увидев очаровательную Маргариту на улице, он мгновенно увлекается ею.

Его желание новых знаний, познания истин, деятельности не могут быть насыщены. Поэтому ум Фауста не бывает в покое, герой находится в постоянном поиске. Фауст договаривается с дьяволом продлить свою жизнь «до конца человечества», не только для того, чтобы получить безграничное познание мира для самого себя, он надеется также помочь людям преодолеть несовершенство этого мира.

Образ Маргариты в «Фаусте» Гете

Один из ярчайших образов трагедии «Фауст» — это образ Маргариты, возлюбленной доктора Фауста. Маргарита стеснительная, целомудренная и по-детски верит в Бога. Она живет честным трудом, иногда довольно тяжелым.

Маргарита, наверное, стала бы хорошей женой. «Вы созданы для радостей семейных» — говорит ей Мефистофель при первой встрече.

Как почти ангельское существо, Гретхен чувствует скрытую дьявольскую сущность Мефистофеля и боится его.

Однако Маргарита способна и на большую любовь, большую страсть. Полюбив Фауста, она способна пожертвовать для него всем в своей жизни. Их любовь противопоставляется отношениям Мефистофеля и Марты, рассудительным и лицемерным.

Фауста в Маргарите привлекает чистота и невинность, в том числе душевная. Эта милая девушка, почти ребенок, напоминает ему ангела. Фауст честно верит в то, что его любовь будет вечной. При этом он понимает, что близкие отношения с этой девушкой могут разрушить ее тихую и мирную жизнь.

В городке, где живет Маргарита, внебрачные отношения для девушки — большой позор. Но Фауст дает волю своей страсти, подталкиваемый Мефистофелем. Семья девушки разрушена, ее брат гибнет от руки Фауста в уличной стычке. Фауст и Мефистофель после убийства бегут из города, оставив девушку одну.

Опозоренная, она оказывается в нищете, сходит с ума и топит в пруду новорожденную дочь.

Но даже после того, как жизнь и разум Гретхен загублены, в ее душе остается что-то святое, «светлый мир ребенка». Ожидая казни в тюрьме, она снова видит своего любимого Фауста.

Тот опомнился и с помощью Мефистофеля пытается ее выручить. Маргарита отказывается от побега из тюрьмы: «Я покоряюсь Божьему суду … Спаси меня, Отец мой, в вышине!».

Душа Маргариты, несмотря ни на что, будет спасена.

Творчество Гейне: темы и мотивы поэзии

Источник: https://www.ycilka.com/article.php?id=27

Анализ пьесы «Фауст» Гёте

Пьеса «Фауст», анализ которой мы сейчас проведем,- это трагедия, над которой Иоганн Гёте работал большую часть своей жизни, а именно, шестьдесят лет. Произведение вошло в золотой фонд литературы.

Мы также предлагаем вам прочесть краткое содержание «Фауста» в том случае, если вы прочитали полную версию и хотите вспомнить основные моменты сюжета или образы героев.

Начнем анализ с того, что рассмотрим историю создания этого знаменитого произведения.

История создания

В 1744 году у Гёте появилась идея сюжета, он хотел поведать о сущности человеческого бытия. Завершено творение было за полтора года до его смерти. Реальная судьба поэта повлияла на создание пьесы. Он пережил несколько любовных романов и считал, что любовь — это высшая сила.

Прототип главного героя — реальный персонаж, чернокнижник. При анализе пьесы «Фауст» следует учесть и жанровое своеобразие произведения. Это трагедия. Пьеса «Фауст» разобрана современниками на цитаты, которые стали фразеологизмами.

Композиция и проблематика

Произведение состоит из двух частей. В первой 25 сцен, во второй 5 действий. В первой части установлены чёткие временные рамки — действие происходит в средневековой Германии. А во второй пространство значительно расширяется до античной эпохи. Своей необычностью поражает вступление, которое состоит из 3 сцен, они же и являются завязкой. В них мы узнаем последующие линии сюжета.

В пьесе «Фауст» поднимаются не только извечные вопросы, но и общественные. Фауст яро критикует нынешнее общество корыстолюбивых людей, живущих эмоциями. Поднимается вопрос немецкой системы образования, которая, по мнению автора, не приведет ни к чему хорошему.

Раскрывается извечный конфликт добра и зла.

Тематика

Анализ пьесы «Фауст» Гёте был бы неполным без четкого понимания тематики трагедии. Рассмотрим эти моменты подробнее.

1. Тема любви. Любовные терзания автора нашли отражение и в трагедии. Фауст считал Маргариту тенью любви и она была для него всего лишь мгновением. Хотя после ее смерти он испытал опустошенность.

Совет

Вторая любовная линия с Гелен. Всё происходящее казалось Фаусту сном и чем-то невероятным. Именно тогда он понял, что его земная любовь была к Маргарите, а Гелен всё так же казалась ему недосягаемой.

2. Тема нравственности. Фаусту было недостаточно знаний обычного человека, он терзал себя, искал душевный покой и заключил сделку с Мефистофелем. Она заключалась в том, что Фауст жив, пока живо человечество.

Основные герои

Поскольку вы, наверняка, читали произведение целиком, вы помните всех главных геров, но обратим внимание, все-таки, на ключевых персонажей и их краткую характеристику. Используйте эти образы при анализе.

Фауст — доктор, интеллектуально развитый человек, стремящийся к небесным познаниям. Ради которых он готов на всё.

Мефистофель — дьявол и спутник Фауста. Циник.

Маргарита — возлюбленная доктора, робкая девушка с большим и добрым сердцем.

Анализ пьесы «Фауст»

Любовная линия подчеркнула личные качества Фауста. Их отношения с Маргаритой были страстными, но и неузаконенными, что считалось недопустимым в их деревне.

После драки Фауста с братом девушки, который был убит, Доктор и дьявол бегут из деревни, оставляя Маргариту совсем одну. Будучи брошенной и раздосадованной, она топит младенца в пруду.

Но разум возвращается к Фаусту, когда его возлюбленная оказывается в тюрьме. В тот момент она уже отказывается от его помощи и отдает свою жизнь на волю Божью.

Фауст не может насытиться тем, что он уже знает. Но он отдает свою душу не только ради себя, но и чтобы остальные смогли постичь истины бытия. На протяжении всего произведения доктор — борец со злом. Лишь в финале трагедии в его душе наступает покой.

Будем рады, если анализ пьесы «Фауст» окажется полезным для вас. Заходите почаще на наш литературный Блог. Кроме того, у нас на сайте есть раздел с краткими содержаниями, посетите его.

Источник: https://reedcafe.ru/blogs/analiz-pesy-faust-gyote

Фауст И. Гёте

Трагедия «Фауст» была делом всей жизни Иоганна Вольфганга Гете. Величайший художественный памятник Германии, как и мировой литературы, «Фауст» подводит итог развитию просветительской мысли XVIII века и предваряет проблематику XIX века.

Произведение было начато в 1773 году и закончено за полтора года до смерти поэта. В обработке сюжета Гете опирался на народную книгу о Фаусте (1587). Первая часть трагедии была завершена в 1808 году, вторая была написана в период с 1825 по 1831 год.

Гете ставит вопрос о достоинстве и назначении личности, ее освобождении от сковывающих социальных и этических норм средневековья, утверждавших ничтожество человека и бессилие разума.

В образе Фауста воплощена вера в безграничные творческие возможности человека. Пытливый ум и дерзания Фауста противопоставлены бесплодным усилиям сухого педанта Вагнера, отгородившегося от жизни, от практики, от народа.

Гете передает свою мысль в формуле: «Сера теория, мой друг. Но вечно зелено дерево жизни».

Первая часть трагедии является рассказом о чувственных искушениях, которым поддается Фауст, рассказом о его заблуждениях и страшной цене, которой приходится за них расплачиваться. Фауст убеждается в том, что смысл жизни заключается не в удовлетворении личных желаний, а в служении людям, в осознании человеком своей ответственности за других.

Во второй части конкретность бытовых сцен уступает место веренице эпизодов символико-аллегорического характера. Сцены при императорском дворе говорят о неотвратимом крахе феодальной системы. Итогом исканий Фауста становится убеждение, что идеал надо осуществлять на реальной земле.

Обратите внимание

При этом Гете уже понимает, что новое буржуазное общество, создаваемое на развалинах феодальной Европы, далеко от идеала. «Разбой, торговля и война. Не все ль равно? Их цель одна!» — заявляет Мефистофель.

Но для Гете, в отличие от романтиков, характерно не разочарование и трагический разлад с буржуазным миром, а вера в возможность преодоления социального зла на земле.

Поставленный перед сложным комплексом проблем XIX века, Гете сохраняет оптимизм, но обращает его к будущим поколениям, когда станет возможным свободный труд на свободной земле. Во имя этого светлого будущего человек должен действовать, бороться, не успокаиваясь на достигнутом.

Лишь тот достоин жизни и свободы,

Кто каждый день за них идет на бой! —

таков конечный вывод, вытекающий из оптимистической трагедии Гете.

Согласно договору между Господом и Мефистофелем, Фауст должен был попасть в ад. Однако ангелы возносят душу Фауста в рай: по духу (не по «букве») договора Мефистофель оказывается посрамленным, ибо зло не смогло завладеть Фаустом, человеком, нашедшим истину в самоотречении ради других людей.

Никогда и нигде — и не только в творчестве Гете, но и во всей немецкой и мировой литературе той эпохи — великая вера в жизнь и борьбу за человеческое счастье на земле не нашла такого гениального художественного выражения, как в «Фаусте». Всю исполинскую мощь своего гения, всю мудрость и глубину своего познания жизни Гете с наибольшей поэтической силой и драматическим совершенством воплощает в этом произведении.

В России творчество Гете изучалось и переводилось с XVIII века. В переводах стихов принимали участие В.А.Жуковский, поэты пушкинской поры, Ф.И.Тютчев, К.Аксаков, Н.П.Огарев, М.Ю. Лермонтов. Перевод «Фауста» сделан в 1838 году Э.И.Губером, в 1844 году был опубликован перевод М.А.Вронченко. В советское время полный перевод «Фауста» сделал Б.Л.Пастернак.

Читайте также:  Поэзия 60-х годов 20 века

Источник: https://avosya.ru/sochinenij/analiz-proizvedenij/faust-i-gjote/

Фауст Гете. Анализ произведения

Творчество великого немецкого мыслителя, ученого и поэта Иоганна Вольфганга Гете выпадает на период завершения эпохи европейского Просвещения. Современники молодого поэта говорили о его гениальном проявлении как личности, а в преклонном возрасте его называли «олимпийцем». Речь пойдет о самом известном произведении Гете — «Фауст», анализ которого мы проведем в данной статье. 

Подобно повестям Вольтера, ведущей стороной здесь являются философские идеи и размышления.

Важно

Только, в отличие от Вольтера, у поэта данные идеи воплощаются в живых, полнокровных образах первой части произведения. «Фауст» Гете относят к жанру философской трагедии.

Общефилософские проблемы и вопросы, к которым обращается автор, приобретают характерную для творчества того времени просветительскую окраску.

Сама история о Фаусте неоднократно обыгрывалась в современной Гете литературе. Будучи пятилетним мальчиком, он сам впервые познакомился с ней на спектакле народного кукольного театра, который показывал инсценировку старой немецкой легенды. Впрочем, эта легенда имеет историческую подоснову. 

Доктор Фауст был странствующим лекарем, предсказателем, алхимиком, астрологом и чернокнижником. Его современники-ученые, такие, как Парацельс, говорили о нем как о самозванце и шарлатане.

А его студенты (Фауст в свое время преподавал на должности профессора в университете), напротив, характеризовали своего учителя как бесстрашного искателя знаний и неизведанных путей. Сторонники Мартина Лютера считали Фауста нечестивцем, который при помощи дьявола творил мнимые и опасные вещи.

После его внезапной кончины в 1540 году жизнь этой загадочной личности обросла множеством легенд, сюжет которых был подхвачен авторской литературой.

«Фауст» Гете по объему можно сравнить с эпосом Гомера «Одиссея». Произведение, работа над которым велась на протяжении шестидесяти лет, вобрало в себя весь жизненный опыт автора, гениальное постижение всех исторических эпох человечества.

Трагедия «Фауст» Гете основывается на художественных приемах и способах мышления, которые были далеки от распространенных в то время в литературе.

Поэтому лучший способ проникнуться идеями, заложенными в произведение, — это неспешное комментированное чтение.

«Фауст» Гете — это философская трагедия, в центре которой главные вопросы человеческого бытия, определяющие сюжет, художественную и образную системы.

По замыслу автора, главный герой проходит по разным странам и эпохам. Фауст является собирательным образом всего человечества, поэтому сценой его действий выступает вся глубина истории и пространство мира.

Поэтому особенности быта и общественной жизни описаны довольно условно.

Совет

Трагедия «Фауст» Гете, цитаты из которой уже давно стали фразеологизмами, оказала огромное влияние не только на современников писателя, но и на последователей. Оно отобразилось во множественных вариациях продолжения первой части, самостоятельных произведениях таких авторов, как Дж. Байрон, А.С. Пушкин, Х.Д. Граббе и т.д.

Источник: https://autogear.ru/article/688/38/faust-gete-analiz-proizvedeniya/

Анализ «Фауст» Гете И.В

Для читателя, который впервые приобщается к художественному миру «Фауста», многое покажется необычным. Перед нами — философская драма, жанр, характерный для века Просвещения. Особенности жанра проявляются здесь во всем: в характере и мотивировке конфликта, в выборе и расстановке действующих лиц.

Острота конфликта определяется не просто столкновением человеческих характеров, а столкновением идей, принципов, борьбой разных мнений. Место и время действия условны, то есть лишены точных исторических признаков.Следует обратить внимание на особенности сюжета в «Фаусте». Сюжет, как известно, отражает взаимоотношения персонажей.

Но «Фауст» — не бытовая драма, а философская трагедия. Поэтому главное здесь — не внешний ход событий, а движение гетевской мысли. С этой точки зрения очень важен и необычный пролог, действие которого происходит на небесах.Гете пользуется привычными для того времени образами христианской легенды, но, конечно, вкладывает в них совершенно иное содержание.

Гимны архангелов создают своего рода космический фон. Вселенная величественна, все в природе находится в непрерывном движении, в борьбе.

Звуча в гармонии Вселенной

И в ходе сфер гремя как гром,

Златое солнце неизменно

Идет предписанным путем.

Есть глубокий смысл в том, что сразу по окончании этого гимна мирозданию начинается спор о человеке, о смысле его существования.

Поэт как бы приоткрывает перед нами величие космоса, а затем спрашивает: что же такое человек в этом огромном, бесконечном мире?Мефистофель отвечает на этот вопрос уничтожающей характеристикой человека. Человек, даже такой как Фауст, по его мнению, ничтожен, беспомощен, жалок.

Мефистофель издевается над тем, что человек гордится своим разумом; он же считает, что это пустое самомнение. Этот разум, утверждает Мефистофель, служит лишь во вред человеку, ибо делает его «еще более животным, чем любое животное».

Обратите внимание

Гуманистическую программу Гете вкладывает в уста Господа, который противопоставил Мефистофелю свою веру в человека. Порт убежден, что Фауст преодолеет временные заблуждения и найдет! дорогу к истине.

И посрамлен да будет сатана!Знай: чистая душа в своем исканье смутном

Сознаньем истины полна!

Важную роль в «Фаусте» играет Мефистофель. Он воплощает в себе сомнение, отрицание, разрушение. Становясь спутником Фауста, он стремится сбить его с намеченного пути, вселить в него сомнение, повести его «путем превратным за собою».

Чтобы отвлечь Фауста от высоких стремлений, Мефистофель ведет его в кухню ведьмы, опьяняет волшебным зельем, увлекает его за собой в погребок Ауэрбаха, устраивает его встречи с Маргаритой, чтобы волнение страсти заставило ученого забыть о долге перед истиной.

Маргарита как бы воплощает в себе мир простых чувств, простых людей, естественного, здорового существования. Фаусту показалось, что именно здесь он обретет всю полноту счастья. Маргарита поверила в его возможность.

Всю силу большого женского чувства Гете передает в проникновенном монологе Гретхен за прялкой. И хотя вся сцена состоит из одного лирического монолога, она обозначает целый этап в судьбе героини.

Гетевский Фауст вошел в мировую культуру как один из «вечных образов». В наше время проблемы, поставленные Гете, не толь ко обрели новый смысл, но и необычайно усложнились.

Источник: http://lit-helper.com/p_analiz_faust_gete_i_v

И.-В. Гете. «Фауст». Анализ произведения

О докторе Иоганне Фаусте существовала старинная легенда. Этот человек — реальное историческое лицо. По преданию, он путешествовал по городам Герма­нии в эпоху Реформации.

О нем сохранились противоречивые сведения: некото­рые считали его великим врачом и астрологом, другие — шарлатаном. Доктор Фауст занимался черной магией и творил удивительные чудеса.

Гениальные способности Фауста легенда приписывает его сделке с дьяволом.

Этот человек не раз становился героем фантастических рассказов. В 1587 году во Франкфурте-на-Майне вышла анонимная народная книга о докторе Фаусте.

Спустя некоторое время английский драматург Кристофер Марло создал свою трактовку этой истории — пьесу «Трагическая история доктора Фауста».

Для него герой представлялся титаном эпохи Ренессанса, писатель подчеркивал в нем жажду неограниченных знаний.

Гете познакомился с пьесой Марло, увидев спектакль английской странствую­щей труппы, которая разыгрывалась на подмостках кукольного театра.

Сначала он задумал это произведение как сатиру на студенческую жизнь. По мере углубления в материал и размышлений над образами драмы замысел писателя менялся.

«Фауст» становится для Гете произведением всей жизни: он работал над тра­гедией около 60 лет. Работа происходила в несколько этапов.

Важно

I   этап — время возникновения замысла, первых набросков. В 1773 году Ге­те начинает работу над «Фаустом». В 1773—1775 годах готов так называемый «Прафауст» — прописана основа сюжета первой части.

II   этап относится к 1788—1790 годам, когда Гете живет в Италии. Он допол­няет начатое произведение несколькими сценами и публикует его под названи­ем «Фауст. Фрагмент».

III    этап — Гете работает над первой частью в 1797—1808 годах и завершает ее. Она полностью выходит в печати.

IV   этап — период 1825—1831 годов, работа писателя над второй частью «Фау­ста». При жизни Гете публиковались отдельные отрывки этой части. В оконча­тельном варианте она увидела свет, согласно воле автора, только после его смерти.

Сюжет

Трагедия начинается со сцены, не имеющей отношения к основному сюже­ту. Происходит спор между директором театра и писателем о том, как надо писать пьесу.

Директор утверждает, что зритель бестолков и не имеет собствен­ного мнения, его не интересует искусство. Спектакль для зрителя — развлече­ние и повод щегольнуть своим нарядом на публике.

Зрителя надо развлекать и удивлять, а создавать великое произведение не имеет смысла: публика не в состоянии его оценить.

Дальнейшее развитие сюжета и есть ответ поэта: он создает произведение как философское высказывание, затрагивая самые глубокие основы бытия человека, его отношения с Богом и мирозданием.

Совет

В прологе трагедии происходит еще один спор — между Богом и дьяволом о человеке, о его роли, о его способности к познанию. Так возникает имя доктора Фауста — человека, посвятившего всю свою жизнь знанию, но не нашедшего в этом удовлетворения и смысла.

Герой Гете Фауст, ученый преклонных лет, появляющийся вслед за этим про­логом в произведении, смотрит на мир пессимистично, он разочарован в своем труде, в стремлении постичь Божий замысел. Он проклинает все существующее в мире.

Его разочаровывают человеческие пороки: во всем он видит проявление лжи и самомнения. Он разуверился во всем: в ценности знания, помощи, состра­дания, в семейных радостях, в любви.

Доктор Фауст потерял надежду и смысл жизни, он готов покончить с собой.

Герою в облике черного пса является Мефистофель — олицетворение циниз­ма и ненависти. Он заключил пари с Господом о том, сможет ли Фауст спастись от него, и явился искушать мудреца.

Мефистофель предлагает Фаусту сделку: он делает его молодым и дает возможность испытать все человеческие радости и соблазны, пока тот не найдет смысл и не произнесет магические слова: «Оста­новись, мгновенье, ты прекрасно». За эту возможность и надежду Фауст продает ему душу и подписывает договор.

По условию соглашения, душа Фауста отходит Мефистофелю в тот момент, когда Фауст возвеличит какой-либо миг своей жизни.

Мефистофель дает Фаусту возможность испытать славу, богатство, многие другие радости и соблазны. Но самым главным искушением для Фауста стано­вится любовь.

Обратите внимание

Происходит встреча героя с чистой и невинной девушкой Марга­ритой. Между ними возникает сильное чувство. Мефистофель помогает Фаусту сблизиться с Маргаритой.

Сам же он относится к чувствам Фауста с крайним ци­низмом, считая, что человеческая любовь сводится лишь к плотскому влечению.

По наущению Мефистофеля Фауст передает Маргарите снотворное, которое та должна подсыпать своей матери, чтобы влюбленные имели возможность ви­деться наедине. Мать девушки умирает от этого снадобья.

Маргарита беременна, ей грозит позор. Брат Маргариты Валентин полон желания отомстить Фаусту за гибель матери и надругательство над сестрой. Он бросается в погоню за обидчи­ком.

Фауст и Мефистофель убивают в драке Валентина и покидают город.

Фауст стремится забыть свою несчастную возлюбленную. Но однажды, при­сутствуя на шабаше в Вальпургиеву ночь, видит ее призрак. Маргарита явля­ется к нему в виде девушки с колодками на ногах и тонкой красной линией на шее.

Фауст бросается на помощь Маргарите, которая находится в тюрьме за то, что убила ребенка, зачатого ею от Фауста. От перенесенных страданий девушка сходит с ума. Фауст, пробравшийся к ней в камеру с помощью Мефистофеля, не в силах убедить ее бежать с ним.

Он оставляет сошедшую с ума девушку уми­рать в тюрьме. Грешную душу Маргариты принимает Господь.

Во второй части трагедии действие переносится в Античный мир. Фауст встречается с героями Троянской войны. Происходит столкновение двух миро­воззрений: античного и средневекового. К концу трагедии Фауст по-прежнему разочарован, он проклинает Заботу, за что та его ослепляет.

В то же время Фауст понимает, что его опыт жизни, знания, пережитые страдания, его работа могут принести большую пользу людям. Подходит к завершению его контракт с Мефистофелем.

Важно

По договору его душа должна попасть в ад. Пари, заключенное между Мефистофелем и Богом, о том, сможет ли Фауст спастись, также, казалось, проиграно.

Но все же трагедия заканчивается тем, что ангелы забирают душу Фауста у Мефистофеля и уносят ее в рай.

Поэтика, композиция, идея

Жанр произведения — характерный для века Просвещения: философская драма.

Острота конфликта произведения определяется не только столкновением человеческих характеров, а противостоянием жизненных позиций, ценностей, идей, принципов.

Герои, время и место действия драмы абстрактны, условны. В них нет кон­кретных исторических признаков. Герои драмы — Фауст, Мефистофель, Марга­рита, Господь — это воплощенные идеи.

Сюжет драмы также строится по особым законам, поскольку это произведе­ние не бытовая драма, а философская. Он не отражает взаимоотношения персо­нажей.

Главное в этом произведении не события и поступки героев, являющие внешний ход событий, а движение гетевской мысли.

Читайте также:  Сочинение анализ рассказа старуха изергиль горького

С этим связаны и «внесю- жетные» сцены: пролог, в котором беседуют поэт и директор театра, пролог на небесах, шабаш во время Вальпургиевой ночи и другие сцены.

Так в прологе на небесах хор архангелов создает космический фон для про­исходящего на земле:

Совет

Звуча в гармонии Вселенной И в ходе сфер гремя как гром, Златое солнце неизменно Идет предписанным путем.

Звучит мысль о величии и бесконечности Вселенной, о вечном движении, в котором находится все сущее, об извечной борьбе светлых и темных начал, вызывающих это движение.

В этом гимне мирозданию звучит вопрос о том, что же такое человек перед величием Творца? Спор о человеке, о смысле его существования и есть основное содержание драмы.

Гете с помощью своих героев дает разные ответы на вопрос о том, какова же роль человека в мироздании. Мефистофель отвечает на этот вопрос однозначно: человек беспомощен, жалок, ничтожен, даже такой мудрец, как Фауст.

Для Ме­фистофеля человек — раб страстей. Он гордится своим разумом, но это пустое самомнение, ведущее человека в пропасть цинизма и гордыни.

Разум, утвержда­ет Мефистофель, служит человеку лишь для того, чтобы делать его «еще более животным, чем любое животное».

Другая точка зрения на место и роль человека принадлежит в драме Гете Господу. Он убежден, что Фауст, пройдя путем заблуждений и страданий, пре­одолеет их и найдет дорогу к истине:

И посрамлен да будет сатана!

Знай: чистая душа в своем исканье смутном

Сознаньем истины полна!

В драме Гете Бог позволяет Мефистофелю искушать Фауста, то есть все, что происходит с героем, делается по воле Божьей. Он не вмешивается в экспери­мент, который ставит над человеком циничный Мефистофель, поскольку знает, что человек благ по своей природе.

Обратите внимание

Для Господа земные муки и поиски способствуют совершенствованию челове­ка, его движению к истине, его возвышению.

Главный герой трагедии Гете Фауст не игрушка в руках высших сил. Он на­делен разумом, волей, глубокими чувствами. Он проходит в своей жизни серь­езные испытания.

Источник: https://soch67.info/index.php/podgotovka-k-gia/4021-i-v-gete-faust-analiz-proizvedeniya

Образ Фауста в трагедии Гете «Фауст»

Фауст — учёный, который ищет смысл человеческого существования, связь всего в природе. Он выучил философию, юриспруденцию, медицину, богословие и много других наук, чтобы ответить на свои главные вопросы. Он учит и познаёт новое на протяжении многих лет, но не может приблизиться к разгадке. Он начинает понимать ограниченность человеческого мышления, видит — люди не идеальны.

Образ Фауста

В трагедии есть ещё один учёный, которые абсолютно не похож на образ Фауста. Его зовут Вагнер. Он не любит жизнь, людей и природу, его интересует только слава и наука. Гете показывает на его примере человека недальновидного с плоским мышлением, ведь он завидует Фаусту, не понимая, что жизнь последнего очень сложна.

Фауст находится в угнетённом состоянии: он видит, как много он уже сделал, но всё равно многого не понимает.

Он готов убить себя, чтобы избавиться от душевных мук, но слышит церковный звон в честь Христа и останавливается. Позднее в его жизни появится Мефистофель, тот — кто изменит его жизнь навсегда.

Мефистофель — образ дьявола, который не любит людей и всё живое, считая их глупыми, недостойными и неспособными понять великое.

Однажды, между Богом и дьяволом, (Мефистофелем) произошёл спор: первый утверждал, что человек «божественное создание», второй — «тварь из тварей». И они поспорили: если Мефистофель сумеет «переманить» Фауста, то он докажет свою правоту и получит его душу. Этим поступком Гете хотел показать, что из двух учёных именно Фауст является правильным, а Вагнер находится в плену у тёмных сил.

Смыслом искушений Мефистофеля должно было стать то, что Фауст бы отрёкся от своих взглядов и перестал искать истину. Но Фауст был твёрд: он не любил выпивать, он не хотел предавать свою возлюбленную Маргариту, он не хотел делать подлости людям.

Мефистофель рвал и метал: сколько бы усилий он не прикладывал, чтобы не придумывал — у него не получалось искусить Фауста. Да Фауст совершал ошибки, но он жалел о содеянном, а любовь помогала ему держаться.

Он доказал дьяволу, что человек способен на «высокие» чувства.

Под конец своей жизни Фауст понял, что смыслом его жизни есть работа на благо других. И Гете согласен с ним, но утверждает, что настоящую истину найти невозможно. В конце Фауст ослеп, он слышит, как лемуры копают ему могилу.

Важно

Дьявол думает, что он, наконец-то, победил. Но Господь забирает душу Фауста к себе. Ведь на самом деле победил человек: он не остановился, несмотря на все тяготы и продолжал искать ответы.

На небесах Фауст, встречает Маргариту, которая становится для него символом любви, верности и милосердия.

Гете на примере этой трагедии и на примере своей жизни хотел показать, что смысл жизни человека лежит в познании нового. И если человек будет следовать этому правилу, он будет счастлив.

Источник: https://www.lang-lit.ru/2016/01/obraz-fausta-v-tragedii-gete-faust.html

И. В. Гёте пишет трагедию «Фауст» более 60 лет…

Викентьев И.Л.

Youtube

Работу над трагедией «Фауст» юный И. В. Гёте начал в 1771 году, неоднократно публиковал отдельные фрагменты и завершил в год своей смерти, запечатав рукопись в конверт и завещав опубликовать её только после его смерти.

«Когда-то Гёте задался мыслью переложить для просвещенной европейской публики книгу Иова. Он начал это в юности, а кончил в глубокой старости. Получился всем известный «Фауст», тот самый, которым восторгаются наши интеллигенты, большей частью и не подозревая, что это переложенная для них книга Иова».

Ухтомский А.А., Интуиция совести: Письма. Записные книжки. Заметки на полях, СПб, «Петербургский писатель», 1996 г., с. 286.

В первых вариантах Фауст – молодой бунтарь,  стремящийся к проникновению в тайны природы, к утверждению власти своего «Я» над окружающим миром…

Сверхкратко содержание окончательного варианта трагедии «Фауст» таково: Господь и Мефистофель заключают пари: сможет или не сможет последний завладеть душой Фауста. Фауст – учёный. Он утомлен достигнутым (здесь и далее текст дан в переводе  Н.А. Холодковского)

Я философию постиг, Я стал юристом, стал врачом… Увы! с усердьем и трудом И в богословье я проник — И не умней я стал в конце концов, Чем прежде был… Глупец я из глупцов! Магистр и доктор я — уж вот Тому пошел десятый год; Учеников и вкривь и вкось Вожу я за нос на авось — И вижу все ж, что не дано нам знанья.

Изныла грудь от жгучего страданья! Пусть я разумней разных простаков — Писак, попов, магистров, докторов, — Пусть не страдаю от пустых сомнений, Пусть не боюсь чертей и привидений, Пусть в самый ад спуститься я готов — Зато я радостей не знаю, Напрасно истины ищу, Зато, когда людей учу, Их научить, улучшить — не мечтаю! Притом я нищ: не ведаю, бедняк, Ни почестей людских, ни разных благ… Так пёс не стал бы жить! Погибли годы! Вот почему я магии решил Предаться: жду от духа слов и сил, Чтоб мне открылись таинства природы, Чтоб не болтать, трудясь по пустякам, О том, чего не ведаю я сам, Чтоб я постиг все действия, все тайны, Всю мира внутреннюю связь; Из уст моих чтоб истина лилась —

Не слов пустых набор случайный! 

Гёте, Фауст, СПб, «Азбука-классика», 2009 г., с. 19-20.

Обычно сомнения и поиски Фауста трактуются как поиски смысла жизни. Приведем знаменитый фрагмент, который часто цитируется и приводится как пример редукционизма в научном поиске:

Мефистофель:

Совет

Цените время: дни уходят бевозвратно!  Но наш порядок даст привычку вам  Распределять занятья аккуратно.

  А потому, мой друг, на первый раз,  По мне, полезен был бы тут для вас  Курс логики: хоть опыт и рискован,  Начнут дрессировать ваш ум,  Как бы в сапог испанский зашнурован,  Чтоб тихо он, без лишних дум  И без пустого нетерпенья,  Вползал по лестнице мышленья,  Чтоб вкривь и вкось, по всем путям,  Он не метался там и сям. Затем внушат вам ради той же цели,  Что в нашей жизни всюду, даже в том,  Для всех понятном и простом,  Что прежде сразу делать вы умели –  Как, например, питьё, еда, —  Нужна команда «раз, два, три» всегда.  Так фабрикуют мысли. С этим можно  Сравнить хоть ткацкий, например, станок.  В нём управленье нитью сложно:  То вниз, то вверх снуёт челнок,  Незримо нити в ткань сольются;  Один толчок — сто петель вьются.  Подобно этому, дружок,  И вас философ поучает:  «Вот это — так и это — так, А потому и это так,  И если первая причина исчезает,  То и  второму не бывать никак».  Ученики пред ним благоговеют,  Но ткань соткать из нитей не сумеют.  Иль вот: живой предмет желая изучить,  Чтоб ясное о нём познанье получить,  Учёный прежде душу изгоняет,  Затем предмет на части расчленяет  И видит их, да жаль: духовная их связь 

Тем временем исчезла, унеслась!

Гёте, Фауст, СПб, «Азбука-классика», 2009 г., с. 71-72.

Далее. 

Фауст выставляет собственные  условия  договора:  Мефистофель должен ему служить вплоть до  первого  мига,  когда  он,  Фауст, успокоится, довольствуясь достигнутым… Мефистофель проводит Фауста через серию приключений-испытаний, многие из которых — любовные…  В конце трагедии, постаревший и слепой Фауст, получив полосу побережья, решает осушить его, сделать пригодным для жизни людей, вот его последний монолог: 

До гор болото, воздух заражая,  Стоит, весь труд испортить угрожая.  Прочь отвести гнилой воды застой —  Вот высший и последний подвиг мой!  Я целый край создам обширный, новый,  И пусть мильоны здесь людей живут,  Всю жизнь ввиду опасности суровой,  Надеясь лишь на свой свободный труд.

  Среди холмов, на плодоносном поле,  Стадам и людям будет здесь приволье;  Рай зацветет среди моих полян,  А там, вдали, пусть яростно клокочет  Морская хлябь, пускай плотину точит:  Исправят мигом каждый в ней изъян.

  Я предан этой мысли! Жизни годы  Прошли недаром, ясен предо мной Конечный вывод мудрости земной: 

Лишь тот достоин жизни и свободы,  Кто каждый день за них идет на бой! Всю жизнь в борьбе суровой, непрерывной Дитя, и муж, и старец пусть ведет,  Чтоб я увидел в блеске силы дивной  Свободный край, свободный мой народ! Тогда сказал бы я: мгновенье, Прекрасно ты, продлись, постой!И не смело б веков теченье Следа оставленного мной!  В предчувствии минуты дивной той  Я высший миг теперь вкушаю свой.

Гёте, Фауст, СПб, «Азбука-классика», 2009 г., с. 456-457.

Обычно этот монолог трактуется как мудрость Фауста осознавшего, что не удовольствия, не знания, не богатство, не слава,  не любовь, испытанные им,  дарует высший миг существования…

Финал:

Ангелы возносят Фауста – под носом у Мефистофеля – на небо.

Источник: https://vikent.ru/enc/337/

Трагедия Гете “Фауст”. Образ Фауста. Анализ произведения

Центральный образ трагедии — Фауст — последний из великих «вечных образов» индивидуалистов, рожденных на переходе от Возрождения к Новому времени. Он должен быть поставлен рядом с Дон Кихотом, Гамлетом, Дон Жуаном, каждый из которых воплощает какую-то одну крайность развития человеческого духа.

Фауст обнаруживает больше всего моментов сходства с Дон Жуаном: оба стремятся в запретные области оккультного знания и сексуальных тайн, оба не останавливаются перед убийством, неуемность желаний приводит обоих в соприкосновение с адскими силами.

Обратите внимание

Но в отличие от Дон Жуана, чей поиск лежит в сугубо земной плоскости, Фауст воплощает искание всей полноты жизни. Сфера Фауста — безграничное познание. Так же, как Дон Жуана дополняет его слуга Сганарель, а Дон Кихота — Санчо Панса, Фауст получает завершение в своем вечном спутнике — Мефистофеле.

Черт у Гете утрачивает величественность Сатаны, титана и богоборца — это дьявол более демократических времен, и с Фаустом его связывает не столько надежда получить его душу, сколько дружеская привязанность.

История Фауста позволяет Гете по-новому, критически подойти к ключевым вопросам просветительской философии. Вспомним, что нервом просветительской идеологии была критика религии и идеи Бога. У Гете Бог стоит над действием трагедии.

Господь «Пролога на небесах» — символ положительных начал жизни, истинной человечности. В отличие от предшествующей христианской традиции, Бог Гете не суров и даже не воюет со злом, а напротив, общается с чертом и берется доказать ему бесплодность позиции полного отрицания смысла человеческой жизни.

Когда Мефистофель уподобляет человека дикому зверю или суетливому насекомому, Бог спрашивает его:

— Ты знаешь Фауста?

— Он доктор?

— Он мой раб.

Мефистофель знает Фауста как доктора наук, то есть воспринимает его только по его профессиональной принадлежности к ученым, для Господа Фауст — его раб, то есть носитель божественной искры, и, предлагая Мефистофелю пари, Господь заранее уверен в его исходе:

Когда садовник садит деревцо,

Плод наперед известен садоводу.

Читайте также:  Сочинение о-90 в романе мы замятина

Бог верит в человека, только поэтому он позволяет Мефистофелю искушать Фауста на протяжении его земной жизни. У Гете Господу нет нужды вмешиваться в дальнейший эксперимент, потому что он знает, что человек благ по своей природе, а его земные поиски только способствуют в конечном счете его совершенствованию, возвышению.

Фауст же к началу действия в трагедии утратил веру не только в Бога, но и в науку, которой отдал жизнь. Первые монологи Фауста говорят о его глубоком разочаровании в прожитой жизни, которая была отдана науке. Ни схоластическая наука средневековья, ни магия не дают ему удовлетворительных ответов о смысле жизни.

Но монологи Фауста созданы на исходе эпохи Просвещения, и если исторический Фауст мог знать лишь средневековую науку, в речах гетевского Фауста звучит критика просветительского оптимизма в отношении возможностей научного познания и технического прогресса, критика тезиса о всемогуществе науки и знания.

Важно

Сам Гете не доверял крайностям рационализма и механистического рационализма, в молодости много интересовался алхимией и магией, и с помощью магических знаков Фауст в начале пьесы надеется постичь тайны земной природы. Встреча с Духом Земли впервые открывает Фаусту, что человек не всесилен, а ничтожно мал по сравнению с окружающим его миром.

Это первый шаг Фауста на пути познания собственной сущности и ее самоограничения — в художественном развитии этой мысли и состоит сюжет трагедии.

Гете публиковал «Фауста», начиная с 1790 года, частями, что затрудняло его современникам оценку произведения. Из ранних высказываний обращают на себя внимание два, наложившие отпечаток на все последующие суждения о трагедии.

Первое принадлежит основоположнику романтизма Ф. Шлегелю: «Когда произведение будет закончено, оно воплотит в себе дух мировой истории, оно станет подлинным отражением жизни человечества, его прошлого, настоящего и будущего.

В Фаусте в идеале изображено все человечество, он станет воплощением человечества».

Создатель романтической философии Ф. Шеллинг в «Философии искусства» писал: «…в силу своеобразной борьбы, которая возникает сегодня в знании, это произведение получило научную окраску, так что, если какая-нибудь поэма может быть названа философской, то это приложимо лишь к «Фаусту» Гете.

Блестящий ум, соединяющий глубокомыслие философа с силой незаурядного поэта, дал нам в этой поэме вечно свежий источник знания…» Интересные интерпретации трагедии оставили И. С. Тургенев (статья «»Фауст», трагедия», 1855 г.), американский философ Р. У. Эмерсон («Гете как писатель», 1850 г.).

Крупнейший отечественный германист В. М. Жирмунский подчеркивал силу, оптимизм, мятежный индивидуализм Фауста, оспаривал истолкования его пути в духе романтического пессимизма: «В общем замысле трагедии разочарование Фауста [первых сцен] — лишь необходимый этап его сомнений и исканий истины» («Творческая история «Фауста» Гете», 1940 г.).

Показательно, что от имени Фауста образовано такое же понятие, как от имен других литературных героев того же ряда. Существуют целые исследования донкихотства, гамлетизма, донжуанства. В культурологию понятие «фаустовский человек» вошло с публикацией книги О.

Совет

Шпенглера «Закат Европы» (1923 г.). Фауст для Шпенглера — один из двух вечных человеческих типов, наряду с аполлоновским типом.

Последний соответствует античной культуре, а для фаустовской души «прасимволом является чистое беспредельное пространство, а «телом» — западная культура, расцветшая на северных низменностях между Эльбой и Тахо одновременно с рождением романского стиля в X столетии…

фаустовские — динамика Галилея, католически протестантская догматика, судьба Лира и идеал Мадонны, начиная с Беатриче Данте до заключительной сцены второй части «Фауста»».

В последние десятилетия внимание исследователей сосредоточилось на второй части «Фауста», где, по словам немецкого профессора К. О. Конради, «герой как бы исполняет различные роли, которые не объединяются личностью исполнителя. Этот зазор между ролью и исполнителем превращает его в фигуру чисто аллегорическую».

«Фауст» оказал огромное воздействие на всю мировую литературу. Еще не был завершен грандиозный труд Гете, когда под его впечатлением появились «Манфред» (1817 г.) Дж. Байрона, «Сцена из «Фауста»» (1825 г.) А. С. Пушкина, драма Х. Д.

Граббе «Фауст и Дон Жуан» (1828 г.) и множество продолжений пер — вой части «Фауста». Австрийский поэт Н. Ленау создал своего «Фауста» в 1836 году, Г. Гейне — в 1851 году. Наследник Гете в немецкой литературе XX века Т.

Манн создал свой шедевр «Доктор Фаустус» в 1949 году.

Увлечение «Фаустом» в России выразилось в повести И. С. Тургенева «Фауст» (1855 г.), в разговорах Ивана с чертом в романе Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы» (1880 г.), в образе Воланда в романе М. А.

Булгакова «Мастер и Маргарита» (1940 г.). Гетевский «Фауст» — произведение, подводящее итоги просветительской мысли и выходящее за рамки литературы Просвещения, пролагающее пути будущего развития литературы в XIX веке. .

Итоги Просвещения: «Фауст» И. В. Гете.

Страницы: 1 2

Источник: http://soshinenie.ru/tragediya-gete-faust-obraz-fausta-analiz-proizvedeniya/2/

О символизме «фауста» гёте

Разговор об оккультных символах в литературе следует начинать с «Фауста» Гете, потому что «Фауст» — уникальный текст, который по сути можно считать одним из самых сложных и самых глубоких описаний процесса «внутренней алхимии», целью которой является преображение.

Если задуматься «Фауст» это очень мятежная и смелая книга. Проблема современного человека в том, что под тяжестью безусловного обожествления классиков, он оказывается не способен понять исконный смысл классических текстов, видя в них назидание. О классике у нас принято рассуждать в тяжелом «сатурническом» контексте назидания, чем благополучно отбивается всякий интерес.

Но нет ничего более чуждому сатурническому назиданию, чем великолепия восторга жизни который прославлял Гете. Гете не назидатель, но мятежник метафизического нонконформизма, и именно в этом контексте следует рассматривать «Фауста».

Обратите внимание

Мне очень запомнилась история описанная Клаудио Наррано, где в приватном разговоре один аналитик изложил один интересный разговор, в котором его немецкий друг подспудно противопоставил чтению Библии, чтение «Фауста».

И, как мы увидим дальше, это противопоставление далеко не случайно.

Как это чаще всего бывает оккультные мотивы находятся практически на виду у читателя, однако понять это могут очень немногие. Его рассматривают, в социальном, историческом, просвященческом ракурсе, но основной смысл – герметико-оккультный упорно проходит мимо большинства исследователей.

Это не просто оккультное произведение, это первое в истории литературы произведение «метафизического нонконформизма», о чем мы более подробно говорили в статье «Течение Абракс». Почему? Для этого нам следует понять, кто такой исторический «Фауст» и с какими смыслами он традиционно связывался.

Исторический Иоганн Фауст, это ученый, алхимик и Маг, раннего средневековья. О его жизни сохранилось крайне немного информации, но вокруг него сразу сложилось множество мифов и легенд. Так в «народной книге» Фауст изображается дерзким грешником заключившем союз с дьяволом. Книга повествует «о страшном и ужасном конце» нечистивца, которого разрывают бесы» (по материалам Википедии).

Для нас особенно важно, что образ Фауста тесно пересекается с образом другой историко-мифологической персоналией, важной для нашего исследования. Я говорю о Симоне Маге.

Согласно сведениям Ересиологом, Симон Маг был «отцом всех ересей», и проповедовал вместе с женщиной Еленой, которая, по его утверждению, была инкарнацией Троянской Еленой и физическим проявлением Эпинойи Софии.

Что особенно важно, Симон и Елена видели в сексуальном соединении форму искупления и способ освободиться от власти ложных архонтов. То есть, для них сексуальность была сакральна. Симон Маг представлял одну из самых радикальных гностических школ вектора Абраксаса.

Внимательно рассмотрев мифы о Симоне и Фаусте, мы найдем немало общего – факт договора с дьяволом (без которого по мнению ортодоксов невозможно получить Знание, потому что любое познание относится к дьяволу), который являлся в образе черного пса, Елена Прекрасная, которая сопровождала Фауста и Симона. Ортодоксия во все времена стремилась всячески очернить образ своих противников – гностиков, представив их как черных колдунов. Но речь идет не о колдовстве, а о альтернативной теологии, центром которой является не вера но знание, не покорность, но мятеж, не горизонталь но вертикаль.

Важно

Так, до Гете, Фауст представлялся либо нечистивым колдуном, либо заранее обреченным Героем. И в том и в другом случае, его смерть и низвержение в Ад оставалась неизменным атрибутом мифа о Фаусте. Гете полностью повернул колесо истории радикально поменяв Акценты – Фауст в финале получает не проклятие а благословение и устремляется в объятия вечной женственности, как истинный Гностик.

Интересна и роль Мефистофеля. В самом известном переводе он определяется как «Часть то силы, что вечно зла желая, творит благое». Падение здесь – условие искупления, а противостоя Мефистофелю, цель которого дать Фаусту полное успокоение, остановиться, прекратить непрерывное превосхождение самого себя, Фауст по сути создает себя из ничего.

«Фауст» — Алхимический роман. И дело тут не только в Гомункулусе, который создается в середине второй части.

Дело в том, что главным объектом алхимической операции является душа самого Фауста, а его проводником и одновременно противником является Мефистофель, «дух отрицания», «тень» или «Черная земля» алхимиков.

Но Мефистофель только часть процесса главным является постоянное взаимодействие Фауста с своей женской ипостасью, называемой у Юнга Анимой. И все женские персонажи «Фауста», это разные уровни его Анимы.

Самый первый уровень Анимы – Маргарита. «Тот кто не перегорел в своих страстях, никогда не преодолеет их», сказал Юнг в «Мистерии объединения». Маргарита – это предисловие к мистерии, первая попытка взаимодействия которая заканчивается катастрофой.

Она представляет уровень Тела, первый и исходный уровень гностической трансформации. Интересно что практически всегда, когда «Фауста» Гете ставили в кино или на сцене обращение шло прежде всего к первой части этого произведения, заканчивающееся гибелью Маргариты, оставляя простор для моралистических спекуляций.

Дальнейшее это уже пространство мистерии, оказывается непонятым и сокрытым для большинства.

Елена Троянская, которую вызывает Фауст представляет второй уровень мистерии – мистерии души. Очень важно, что для того чтобы достичь Елены, Фаусту необходимо опуститься в глубины глубин, которые страшны даже для Мефистофеля. Эти глубины он называет миром матерей:

«Я эту тайну нехотя открою

Богини высятся в обособленье,

От мира и пространства и времен,

Предмет глубок, я трудностью стеснен.

То – Матери.

Фауст: «Где путь туда?»

Мефистофель: Нигде. Их мир незнаем.

Нехожен девственен недосягаем,

желаньям не доступен. Ты готов,

Не жди иных затворов и замков.

Слоняясь без пути пустынном краем,

Ты затеряешься в дали пустой,

Достаточно знаком ли с пустотой».

Совет

Далее звучит очень важная реплика Фауста, где он говорит что он надеется в этом ничто и пустоте добыть «все». Дальнейшее продолжение позволяет нам делать свои выводы:

Мефистофель: «вот ключ, ты видишь?

Фауст: Жалкая вещица

Мефистофель: «возьми не брезгуй малым. Пригодится».

Фауст: «Он у меня растет в руках, горит!»

Мефистофель: «Нетак он прост как кажется на вид.

Волшебный ключ твой верный направитель.

При нисхожденье к матерям в обитель».

Для знающего человека приведенные цитаты не нуждаются в комментарии. Пустота которая одновременно и Полнота, имеет много имен.

Но что едино для всех традиций, от Китая и до Англии, от шаманских религий до современных тайных обществ, это утверждение, что условием посвящения является соприкосновение с этим изначальным небытием, которое на поверку оказывается «всебытием».

Неудивительно, что ключ здесь так похож на мужской половой член («увеличивается» «горит»), поскольку тайные традиции отождествляли силу сознания с фаллической силой порождения. Сила адепта определяется силой его фаллической мощи, и целью этого спуска является познание и соединение со своей андрогинной половиной, в данном случае символизируемой Троянской Еленой.

Говоря языком современного оккультизма, речь идет о «достижении знания и собеседования САХ», то есть Елена, является САХ Фауста, и их союз есть высочайшее духовное достижение, реализация первого уровня магистерия. Символ Сфиры Тифарет, в которой происходит это соединение – Андрогин, и именно таким андрогинном является Эвфирион – дитя Фауста и Елены.

Но второй уровень не является предельным. Эвфирион гибнет, Фауст Теряет Елену, и возвращается в привычные пенаты. Парадокс оккультного пути в том, что нельзя цепляться ни за какие уровни достижения.

В последнем испытании пересечении Пропасти, адепт должен отказаться от всего и даже от своего САХ.

Пересечение пропасти начинается с гибели Эвфирион, которая воспринимается как добровольное самоубийство:

«В ширь беспросветную,

Крылья простер,

Смелый бросается,

В битвы разгар

Хор: «это кончается,

Новый Икар».

Обратите внимание

Рождение и смерть Эвфириона это пик реализации уровня Психе или САХ. После начинается медленный спуск, который заканчивается смертью Фауста. Однако вместе падения смерть неожиданно приводит к спасению, и душа Фауста изливает себя в мир Софии. Прохождение поссмертия в трагедии это и есть пик третьей стадии или реализации Духа, которая заканчивается жертвованием себя Софии.

Последние строки «Фауста» известный каждому прилежному ученику, особенно подчеркивают гностический характер этого произведения – от культа патриархального Бога, Гете уносит мир к «вечной женственности», но только немногие могут постичь смысл и масштаб этого призыва. Современное «возрождение Богини» от «Кода Да Винчи» и до культа Лилит, берет свое начало в «Фаусте» Гете.

Источник: https://castalia.ru/issledowanija/igra-v-biser/335-o-simvolizme-fausta-gyote.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector