Анализ произведения разноцветная бабочка платонова (рассказа, легенды, сказки)

А. П. Платонов «Разноцветная бабочка (Легенда)»

Литературное чтение 3 класс.(Колотилина Т.И.)

Тема: А.П. Платонов «Разноцветная бабочка (Легенда)»

Цель: Задействовать эмоциональные чувства для размышления между отношениями матерью и ребенком; обогащать словарный запас; воспитывать чувство любви ко всему, что окружает человека.

Задачи: Совершенствовать навыки чтения. Формировать правильное осознанное чтение. Научить детей не только читать, но и думать. Развивать у детей способность воспринимать текс, эмоционально откликаться на прочитанное.

Развивать умения анализировать, обобщать, делать выводы, выражать свои мысли и чувства. Развивать навык работы с информацией, Воспитывать уважение и любовь к матери. Воспитывать доброту, отзывчивость, чуткость к окружающим, к природе, всему живому.

Создавать благоприятные условия на уроке.

Тип урока: изучение нового материала. Оборудование: выставка книг для детей А.Платонова, презентация, текст, картинка «Бабочки»,

Ход урока:

Первая стадия — вызов (актуализация имеющихся знаний, повышение мотивации к изучению материала, пробуждение к получению новой информации)

Мы читаем с вами произведения, которые объединены одной темой в раздел. Какой? (“Кто родителей почитает, тот вовек не умирает”.)

Как вы думаете, почему именно так назван раздел учебника? Чему учат произведения, которые вы прочитали?

Сегодня мы познакомимся с легендой.

Легенда — поэтический рассказ, о каком – то событии, произошедшем в давние времена.(слайд 1)

— Прежде чем знакомится с легендой, давайте познакомимся с автором. Произведения этого автора мы не читали.Как вы думаете, почему на доске две фамилии? (слайд)

Псевдоним — вымышленное имя или фамилия, используемые деятелями культуры для замены собственных имен.

А.П.Платонов (1899-1951) Русский советский писатель. Платонов – псевдоним, настоящая фамилия Климентов. Псевдонимом стало имя отца – Платон. Видимо, отец много значил в его жизни. Родился в семье слесаря. Андрей Платонович — старший сын, где было десять детей.

Уже с 13 лет пришлось разделить заботы отца о семье. Мальчик начал рано работать, чтоб помочь отцу прокормить семью. Ещё подростком писал стихи, которые печатались в местных газетах. Платонов участник гражданской войны. Окончил Воронежский политехнический институт.

В 1927 году переезжает в Москву, где выходит первый сборник рассказов. Во время войны был специальным корреспондентом газеты «Красная звезда», находился на фронтах Отечественной войны. Писал Платонов и для детей, и для взрослых. Каждая книга Платонова дарила радость и счастье новых открытий.

Обратите внимание

Нам еще предстоит познакомиться с рассказами Платонова:» Неизвестный цветок», “Безручка”, рассказ “Никита”.

А название легенды вы определите сами, разгадав загадку:

Шевелились у цветка все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел, он вспорхнул и улетел.

О чем будет это произведение? (Прогнозирование по названию)

Сообщение темы урока. Легенда называется «Разноцветные бабочки».

Ассоциация — Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово «бабочка»? Дети отвечают: Насекомое порхает, летает.

Прогнозирование по названию — Судя по названию, о чём будет произведение? А.П.Платонов «Разноцветная бабочка» Дети отвечают: О красивой бабочке.

После чтения посмотрим, оправдались ли ваши предположения.

Вторая стадия — осмысление содержания (Получение новой информации,

продвижение от знания «старого» к «новому»)

Сейчас я предлагаю посмотреть фильм о бабочках. Какие бывают бабочки? (Составление кластера) Бабочки самые красивые и нарядные, полюбуйтесь на них. Бабочки, должно быть, одни из самых красивых существ на земле! Они похожи на ожившие цветы, причудливость и яркость окраски их крыльев поистине сказочные.

Бабочки бывают более 140 тысяч видов. Разделяются на более чем 100 семейств. Самыми мелкими бабочками вялятся разнообразные моли и мешочницы (размах крыльев 1-2см), самая крупная — южноамериканская совка агриппа, с размахом крыльев в 30см.

Крылья покрыты чешуйками, содержащими разнообразные пигменты. Они образуют на крыльях бабочек яркий и сложный рисунок. Одним из наиболее красивых бабочек мира считаются орнитоптеры, живущие в Новой Гвинее». Главный враг бабочек сегодня это человек.

Многие виды занесены в Красную книгу.

А как вы думаете, символом чего являются бабочки? (Ответы детей)

Бабочка — символ души, бессмертия, возрождения и воскресения, способности к превращениям, к трансформации, так как это крылатое небесное существо появляется на свет, преображаясь из мирской гусеницы.

Чудо переходящих одно в другое состояний, это чудо превращения вялой гусеницы, тупой куколки в нежно-прекрасную бабочку, глубоко трогало человека, стало для него подобием собственных душевных превращений, подарило ему надежду на то, что когда-нибудь он оторвется от земли и поднимется в озаренные светом сферы вечности» (Э. Эппли).

Бабочки начинают жить как куколки, питаясь листьями или другими частями растений. Взрослые бабочки имеют трубчатый рот и питаются сладкими жидкостями, нектаром из цветов. Просмотр фильма.

Физминутка. ( под музыку фильма)

Утром бабочка проснулась

Улыбнулась, потянулась.

Раз-росой она умылась,

Два-изящно покружилась,

Три-тихонько присела,

На четыре улетела.

Физминутка “Бабочки”

Ветер бабочек качает,

Влево, вправо наклоняет. Раз наклонились, Два наклонились,

И на коленки они приземлились.

Физминутка (под «Вальс бабочек»).

Учитель показывает движения, дети повторяют.

Бабочка летала, над цветком порхала (медленный бег на носочках, руки делают взмахи вверх – вниз)

Села, посидела и нектар поела

(присесть, покачать головой вниз – вверх)

Два своих больших крыла опустила, подняла

(встать, опускать и поднимать выпрямленные руки)

Полетела дальше, чтобы мир был краше

(медленный бег на носочках, руки делают взмахи вверх – вниз).

Давайте вспомним «золотые правила работы на уроке»

Мы должны активно работать на уроке. Высказывать свое мнение, слушать мнение другого. Не смеяться над высказываниями других. Читать громко, выразительно. Следить.

3. Лексическая работа по словарю С. И. Ожегова.

Хижина – небольшой сельский домик, избушка.

Черепица – кровельный материал, которым кроют крышу в виде глиняных или цементных желобчатых пластинок.

Почтенный – внушающий почтение, заслуживающий его.

Знакомство с текстом. — Ребята, сегодня мы будем читать с остановками.

Физминутка для глаз.(слайд)

Сверим свои предположения.(слайд)

О чем говорят тихие слова матери, обращенные к Тимоше? Как вы их понимаете? –

Важно

Как вы понимаете слова Анисьи: “Пусть будут и бабочки и горы, и звезды, и ты будешь со мною! А то ты ловишь бабочек, а они умирают от тебя, ты поймаешь звезду, а она потемнеет. Не надо, пусть все будет, тогда и ты будешь!”

Можно ли легенду назвать притчей?

Какая концовка у притчи? (трагическая или счастливая)

– О чем эта легенда? (Духовное и нравственное перерождение.)

– Что больше всего запомнилось в легенде?

Как вы думаете, о чём хотел сказать нам писатель?: (Слайд)

О Разлуке матери с сыном? О призрачной мечте, которая уводит сына от матери? О материнской вечной любви? О прозрении сына, оценившего силу любви матери?

Учитель: «… Никто не может любить так преданно и всепрощающе как мать…» Сухомлинский.(слайд)

Сердце матери– неиссякаемый источник чудес.

Сердце матери– это бездна, в глубине которой найдётся прощение.(Слайд)

В жизни у каждого из вас появится мечта, как та разноцветная бабочка, что увлекла Тимошу, какой бы ни была ваша мечта, не забывайте, что нет ничего на земле сильней и преданней, чем материнская любовь. Только она даёт силу каждому из нас.

Почему легенда «Разноцветная бабочка» размещена авторами в разделе «Кто родителей почитает, тот вовек не погибает»?

Р.Гамзатов

Не оставляйте матерей одних,

Они от одиночества стареют.

Среди забот, влюбленности и книг

Не забывайте с ними быть добрее

В жизни у каждого из вас появится мечта, как та разноцветная бабочка, что увлекла Тимошу, какой бы ни была ваша мечта, не забывайте, что нет ничего на земле сильней и преданней, чем материнская любовь. Только она даёт силу каждому из нас.

Итог урока– А. Платонов пытается найти ответ на вопрос: что для человека главное, в чем состоит основа жизни, ее смысл. Сформулируйте главную мысль легенды. (Любое существо, будь то человек, растение или животное, борется за жизнь, жизнь на земле порой трудная, безрадостная, но все равно дорогая для любого живого существа.)

Домашнее задание: Выразительно читать легенду «Разноцветная бабочка» (с.102-113);Печатная тетрадь «Разноцветная бабочка»

  • По желанию – нарисовать рисунок или подобрать пословицы о маме.
  • Напишите пятистишье по своим переживаниям. 1. мама 2. добрая, нежная, ласковая 3. любит, надеется, стареет 4. всегда простит своих детей 5. Счастье.

Оценивание.

Самооценка (Выбирают цветной квадратик)Прикрепляют на бабочку.

(Желтый) На уроке работал активно. Урок подарил хорошее настроение.

(Зеленый) Я стараюсь, но не всегда получается.

(Синий) На уроке было интересно, сделал для себя открытие

Оценивание учителем. А урок хочу закончить словами……(слайд)

(Слайды ) Как рисовать бабочку.

Анализ содержания.

  1. Кто является главным героем легенды?
  2. Где жила старуха Анисья?
  3. Почему никто не знал, сколько ей лет?
  4. По какому поводу произошла ссора между Анисьей и дедом Ульяном?
  5. Почему старуха прогнала из своего дома Ульяна? Какие слова были сказаны ею?
  6. Для чего Тимоша – убегал каждый день в горы
  7. Почему бабочки, пойманные Тимошей, больше не летали? Зачитайте.
  8. Зачем Тимоша ловил бабочек?
  9. Кем, согласно местным поверьям, была проложена тропинка к небу? Подтвердите словами из текста.
  10. Какую бабочку увидел Тимоша однажды, возвращаясь поздно вечером домой? Почему Тимоша думал, что эта бабочка была не доброй?

Источник: http://uverenniy.ru/a-p-platonov-raznocvetnaya-babochka-legenda.html

А.П. Платонов «Разноцветная бабочка»

1.Орг.момент (3 мин)

Создание комфортной атмосферы

Психологический настрой.

Этап «А»  (3 мин)

Первая стадия – вызов.

Сообщение темы урока.

Ассоциация

Этап «В» (3 мин)

Прогнозирование по названию

Вторая стадия — осмысление содержания.

Составление кластера

Этап «С»  

Задание № 1  Исследовательская работа.

Задание № 2.

Работа в группе.

Знакомство с биографией Платонова А.П.

Физ.минутка. 3 мин.

Знакомство с текстом.

Чтение первой части (Никита читает).

Чтение второй части (Яна читает)

Чтение третей части (Данил читает)

Чтение четвертой части (учителем).

Словарная работа.

Чтение текста учащимися с выделением главного в тексте.

Работа по содержанию текста.

Обратная связь.

Итог урока (5 мин)

Работа в рефлективных дневниках.

Приветствие детей.

— Настроение у нас?

— А улыбки?

— Пожелаем друг другу добра ведь урок начинать пора!

Посмотрите на наших гостей подарите им свои улыбки.

Закройте глазки, поблагодарите всех своих родных за заботу, любовь, которую они вам дарят,

пожелайте им здоровья и добра.

Консультирование (работа в группах (УСУ+УНУ):

Цель: повторить правила работы в группе.

О чем мы сегодня будем говорить на уроке, вы узнаете, разгадав загадку:

На цветок пахучий

Сел цветок летучий.

-Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово «бабочка»?

-Судя по названию А.П.Платонов «Разноцветная бабочка», о чём будет произведение?

 — После чтения посмотрим, совпали ли ваши предположения.

  — Какие бывают бабочки?

1. Из дополнительной литературы найти информацию о разновидностях бабочек.

Критерии:

— уметь работать с книгой;

— уметь находить необходимую информацию;

— уметь делать выводы;

— уметь выделять главное;

— уметь правильно и доступно излагать материал.

— Значит, какую цель поставим на уроке?

— В конце урока проверим, кто понял основную мысль этого произведения?

— Найдите в литературном словаре и прочитайте про себя лексическое значение слова «притча». И обсудите в группе, как вы понимаете, что такое «притча»?

 — уметь выражать свои мысли;

— уметь четко и грамотно говорить свое мнение.

Прежде чем знакомится с притчей, давайте познакомимся с автором.

Учащимся раздается текст с информацией об авторе. Выписать главное:

  1. Годы жизни;
  2. Образование;
  3. Творчество.

Утром бабочка проснулась.

Потянулась, улыбнулась,

Раз – росой она умылась,

Два — изящно покружилась,

Три — присела, посидела,

На четыре – полетела

И за парту тихо села.

— Положите текст перед собой и внимательно следим, какие слова вам не понятны, подчеркиваете простым карандашом. (Читают текст заранее подготовленные ученики)

— уметь следить по тексту;

— уметь выделять не понятные для себя слова.

Остановка:

— Что вас поразило?

— Что вы почувствовали?

— Было ли с вами подобное?

— Как вы думаете, как дальше будут развиваться события?

— Подтвердились ли ваши предположения? (Сверяем)

— Какая бабочка была? (Опишите внешний вид)

— Почему мальчик решил, что бабочка недобрая?

— Что произойдет дальше?

— Подтвердились ли ваши предположения?

Читайте также:  Образ и характеристика дарьи в рассказе мороз красный нос некрасова сочинение

 — Какое чувство стало главным для Тимоши?

— Что он понял?

— Что же для сына  стало главным в его жизни?

— Какое чувство дает ему силу «протереть камень и сквозь гору уйти к матери»?

— О чём говорят тихие слова матери, обращенные к Тимоше?

— Какая же концовка у притчи? Трагическая или счастливая?

Вывод:

 — Сверим ваши предположения. Что подтвердилось, а что нет?

— Как вы думаете, о чём хотел рассказать нам писатель?

— А теперь в группе с помощью словаря Ожегова, найдите определения слов, которые вы подчеркнули, то есть непонятные для вас слова.

 — уметь работать со словарем;

— уметь находить определение слов;

— уметь выделять главное.

Учащиеся читают текст самостоятельно.

 -уметь бегло и осознанно читать;

— уметь выделять главное в тексте;

— уметь делать выводы.

Карточка с вопросом для каждой группы.

1 группа — Зачем Тимоша каждое утро убегает в горы?

2 группа — Чем опасно увлечение Тимоши?

3 группа — Что предпринял Тимоша, чтобы вернуться к матери?

4 группа – Что увидел Тимоша в конце тропинки?

5 группа — Как жила все  время мать, пока ждала сына?

 6 группа — Как произошла встреча?

 — Напишите пятистишье по своим переживаниям.

— уметь подбирать подходящие слова и словосочетания;

— уметь описывать предметы;

— уметь выражать свои чувства о прочитанном произведении.

 Оценивание.

Д/з:

1.Прочитать текст.

2. Составить кардиограмму жизни Тимоши.

3.* Написать сказку или рассказ о силе материнской любви.

— Мальчик не поймал свою бабочку, а я вам предлагаю выбрать бабочку – разноцветную и необычную. Она будет вашей и обязательно принесёт вам удачу.

— В жизни каждого из вас появится мечта, как та разноцветная бабочка, что увлекла Тимошу, какой бы ни была мечта, не забывайте, что нет ничего на земле сильней и преданней, чем материнская любовь.

— Сегодняшний урок я хотела бы закончить прекрасными словами Расула  Гамзатова: Не оставляйте матерей одних, Они от одиночества стареют. Среди забот, влюбленности и книг

Не забывайте с ними быть добрее .

Auf Wiedersehen!

Guten Tag! Guten Tag!

Sagen alle Kinder.

Grosse Kinder, kleine Kinder

Dicke Kinder, dunne Kinder.

Guten Tag! Guten Tag!

Sagen alle Kinder.

— Отличное.

— Дело привычное!

(Бабочка)

Дети отвечают: насекомое, порхает, летает.

 —  О красивой бабочке.

Учащиеся составляют кластер, использую дополнительную литературу.

Стратегия  «Взаимопроверка».

Группы проверяют работы, учитывая доступность, правильность изложения материала. Смайликом оценивают работу.

— Познакомиться с произведением А.П.Платонова «Разноцветная бабочка»

Знакомятся с целью урока (висит  на доске).

Притча — краткий иносказательный поучительный рассказ

Обсуждение в группе.

Стратегия «Взаимопроверка»

Учащиеся проверяют друг у друга правильность написания правила в тетрадь.

   Учащиеся выписывают из предложенного материала, только главные моменты жизни писателя по схеме:

  1. Годы жизни;
  2. Образование;
  3. Творчество.

Стратегия «Проверка по ключу».

Учащимся предлагается проверить написанную информацию по ключу. Оценивает работу спикер группы.

 Дети следят по тексту и подчеркивают непонятные слова.

 — Сила материнской любви.

— Страдание матери, любовь матери к сыну.

 — Мама дождется своего сына.

— Мама так и не дождется своего сына, так как она уже в возрасте.

— Она была велика, словно птичка; крылья были в цветах, такие, каких Тимоша никогда не видел…

  — Она не говорила, не смотрела на него.

— Сверяем.

— Чувство любви к матери, забота о маме.

— Он понял, что мама – единственное счастье.

— Увидеть свою маму.

— Чувство долга, любви к матери.

— О том, что мама надеется и ждет, когда к ней вернется ее сын.

— Мнение учеников.

— О разлуке матери и сына.

— О материнской вечной любви.

Учащиеся работают в группе со словарем, и находят определение непонятных слов.

Спикер группы отмечает активно работающих учеников на листе оценивания.

Учащиеся читают текст, и выделяют главные моменты.

— «…чтобы играть там, разговаривать с камнями гор, отзывающихся на его голос, и ловить разноцветных бабочек»

-«Тимоша падает в пропасть»

— Карябал стену ногтями; бил и крошил гору, пробивая себе путь.

— Все небо, а близко от него сияла большая добрая жмурящаяся звезда.

— В ожидании сына, считала время, смотрела в звездное небо, ей чудилось, что видит своего сына бегущего в Млечном пути, просила вернуться, говоря: «Не надо, пусть все будет, тогда и ты будешь».

— Услышал изнутри каменной горы, как загремело ведро. По звуку узнал, что это ведро его матери и закричал.

Мама

Добрая, ласковая

Любит, надеется, стареет

Всегда простит своих детей

Счастье

Пока учащиеся составляют пятистишье, спикеры групп выставляют оценки ученикам за работу на уроке — «5», «4».

— Учащиеся выбирают бабочку, наклеивают в дневник и записывают свою мечту.

1,2 – Polizei

3,4 – Offizier

5,6 – alte Hex

7,8 – gute Nacht

9,10 – Auf Wiedersehen!

Источник: https://worldofteacher.com/2670-1157.html

Разноцветная бабочка (легенда)

РАЗНОЦВЕТНАЯ БАБОЧКА

(Легенда)

1

На берегу Черного моря, там, где Кавказские горы подымаются от берега к небу, жила в каменной хижине одна старушка, по имени Анисья. Хижина стояла среди цветочного поля, на котором росли розы.

В старину здесь тоже было цветочное поле, и тогда Анисья работала в цветоводстве, а теперь она уже давно не работает, а живет на пенсии и ест хлеб, который ей привозят из колхоза, как старому почтенному человеку. Невдалеке от цветочного поля находился пчельник, и там также издавна жил пчеловод дедушка Ульян.

Однако дедушка Ульян говорил, что когда он еще молод был и приехал на кавказскую сторону, то Анисья уже была старой бабушкой и никто тогда не знал, сколько Анисье лет и с каких пор живет она на свете. Сама Анисья тоже не могла этого сказать, потому что забыла.

Совет

Помнила она только, что в ее время горы были молодые и не покрыты лесом. Так она сказала когда-то одному путешественнику, а тот напечатал ее слова в своей книге. Но и путешественник тот давно умер, а книгу его все забыли.

Дедушка Ульян приходил раз в год в гости к Анисье; он приносил ей меду, чинил ей обувь, осматривал, не худым ли стало ведро, и перекладывал черепицу на крыше хижины, чтобы внутрь жилища не проникал дождь.

Потом они садились на камень у входа в жилище и беседовали по душам. Старый Ульян знал, что едва ли он придет в гости к Анисье на следующий год: он уже был очень стар и знал, что ему наступала пора помирать.

В последний раз, как виделся Ульян с Анисьей, он рассмотрел, что железная дужка очков, которые носила Анисья, стала тонкой, слабее нитки, и вот-вот сломится, — дужка истерлась от времени о переносицу Анисьи. Тогда Ульян укрепил дужку проволокой, чтоб очки еще служили и через них можно было смотреть на все, что есть на свете.

— А что, бабушка Анисья, нам с тобой срок жизни весь вышел, — сказал Ульян.

— Ан нету, у меня срок не вышел, — отозвалась Анисья, — у меня тут дело есть, я сына ожидаю. Покуда он не вернется, я жить должна.

— Ну живи, — согласился Ульян. — А мне пора.

— Раз пора, так чего даром-то живешь! — произнесла Анисья. — Я тут по делу, а ты чего?

— А может, и ты напрасно сына ожидаешь, — сказал Ульян. — Ведь когда он у тебя был- то и куда ушел! Никто и не помнит его. Должно, и кости его в пропасти сотлели, и ветер давно унес его прах. Где теперь ты сыщешь своего сына?

Ветхая Анисья здесь осерчала и велела Ульяну уйти от нее.

— Мой сын далеко, а сердце мое чувствует его и умереть не может, пока он жив. Он сам вернется ко мне, и я дождусь его. А ты иди домой, ты по-пустому живешь.

https://www.youtube.com/watch?v=8-geB5xa5og

Ульян ушел и вскоре умер от старости лет, а Анисья осталась жить и ожидать своего сына.

2

Сын ее Тимоша убежал из дому, когда был еще маленьким, а Анисья была молодой, и с тех пор Тимоша не вернулся к матери. Он каждое утро убегал из дому в горы, чтобы играть там, разговаривать с камнями гор, отзывающихся на его голос, и ловить разноцветных бабочек.

К полудню Анисья выходила на тропинку, идущую в горы, и звала своего сына:

— Тимоша, Тимоша!.. Ты опять заигрался и забегался, и ты забыл про меня.

И сын отзывался ей издали:

— Сейчас, мама, я только бабочку одну поймаю.

Он ловил бабочек и возвращался к матери. Дома он показывал бабочку и горевал, что она больше не летает, а только ходит тихо, понемногу.

— Мама, чего она не летит? — спрашивал Тимоша, перебирая крылышки у бабочки. — Пусть она лучше летает. Она умрет теперь?

— Не умрет и жить не будет, — говорила мать. — Ей надо летать, чтобы жить, а ты ее поймал и взял в руки, крылышки ей обтер, и она стала больная… Ты не лови их!

— А мне надо, — сказал сын Тимоша. — Я хотел поглядеть, отчего она такая.

— Какая она тебе! — говорила мать. — Бабочка и бабочка, их много.

— А эта такая, лучше всех.

— А есть небось и еще лучше, еще нарядней, чем эта.

— А я их, как увижу, догоню и поймаю, — пообещал сын Тимоша.

Каждый день Тимоша бегал в гору по старой тропинке. Мать Анисья знала, что та тропинка через малую гору идет на большую, а с большой на высокую, где всегда на вечер собираются облака, а с той высокой горы — на самую лютую, самую страшную вершину всех гор, и там тропинка выходит к небу.

Анисья слыхала, когда приехала жить с мужем на Кавказ, что тропинку проложил неизвестный человек, который ушел по ней на небо через самую высокую гору, — ушел и более не вернулся; он был бездетный, никого не любил на свете, земля ему была не мила, и все его забыли; осталась от него лишь тропинка, след его бегущих ног, и по тропинке той мало кто ходил после него. Только Тимоша бегал по этой тропинке за бабочками.

Внизу около моря, на теплой земле, бабочек было много. Но они все были похожие, белые и желтые, одного бедного цвета, и Тимоша привык к ним и не ловил их.

А в горах летали разноцветные большие бабочки; там было прохладней, бабочки летали редко, зато они были разные, неизвестные, и напоминали мальчику цветы, которые ветер сорвал с земли и уносит с собой в свой далекий дом.

Обратите внимание

И Тимоша гнался по тропинке за бабочкой, гонимой ветром к небу, пока не ухватывал ее рукою. Затем он рассматривал бабочку — какая она есть — и видел, что она увядает в его руках и в разноцветных крыльях ее темнеет свет. Он клал ее на землю, чтобы она ожила и улетела.

Но бабочка ползла по земле, шевелила крыльями, а лететь более не могла. Тимоша ложился животом на землю и близко рассматривал бабочку. Он не понимал, почему бабочка теперь не летает, ведь он только поймал ее и потрогал, потому что ему надо было увидеть, почему бабочка такая.

— Лети, я больше тебя трогать не буду, — говорил Тимоша бабочке.

Бабочка не улетала и молчала.

— Давай поговорим! — сказал Тимоша, разглядев у бабочки лицо.

Бабочка вползла на маленький камешек, а ветер дунул, камешек шевельнулся и свалился в пропасть вместе с бабочкой. Тогда Тимоша поймал другую бабочку; он подержал ее и отпустил, но бабочка тоже не могла летать и поползла, как червяк. К бабочке подлетел воробей и склевал ее.

Тимоша увидел, что делает воробей, и рассерчал на него; он схватил камень, погнался за воробьем и бросил в него камень.

Камень попал в голову воробья, воробей упал на тропинку и перестал дышать, а во рту его осталась раздавленная клювом, непроглоченная бабочка, тоже мертвая теперь.

Тимоша поднял воробья и положил его к себе за пазуху рубашки.

Читайте также:  Сочинение анализ рассказа бывшие люди горького

— Я нечаянно, — сказал он. — Зачем вы все от меня умираете?

Он пошел домой; наставало вечернее время, и цветы уже дремали в сумерках на склоне горы. Возле тропинки росла одинокая былинка, ее головка выглядывала из-под обрыва на того, кто шел по земле, и на лице ее блестел маленький чистый свет. Тимоша увидел, что это села капля росы на былинку, чтобы она испила ее, потому что сама былинка ходить пить не умеет.

«Это добрая капля!» — подумал Тимоша.

Здесь разноцветная большая бабочка села на эту былинку и затрепетала крыльями. Тимоша испугался: он никогда еще не видел такой бабочки. Она была велика, словно птичка, и крылья ее были в цветах, каких Тимоша не видел нигде на земле и не видел на небе, когда горит утренняя и вечерняя заря.

Важно

С крыльев бабочки светились разноцветные огни, а от дрожания ее крыльев мальчику казалось, что свет отходит от нее отдельно и звучит, как зовущий его тихий голос. Тимошу влекла к себе эта трепещущая бабочка, и он захотел схватить ее, чтобы она была с ним и чтобы лучше рассмотреть ее крылья, на которых нарисовано было, чего нет на свете.

Эта бабочка совсем не похожа была на ту бедную бабочку, которую вместе с камешком сдунул ветер, и на ту, которую склевал воробей.

https://www.youtube.com/watch?v=7xakZnXmfLc

Тимоша протянул руку за сияющей, дрожащей бабочкой, но она перелетела на большой камень и села на него. Тогда Тимоша сказал ей издали:

— Давай поговорим!

Бабочка не говорила и не смотрела на Тимошу; она только боялась его. Должно быть, она была недобрая, но она была так хороша, что ей не надо было ни с кем говорить и не надо быть доброй.

Бабочка поднялась с камня и полетела над тропинкой в гору. Тимоша побежал за ней, чтобы еще раз поглядеть на нее, потому что он не нагляделся.

Он бежал за бабочкой по тропинке в горах, а ночь уже потемнела над ним. Он не сводил глаз с бабочки, летящей перед ним, и лишь по памяти не сбивался с тропинки и не упал в пропасть. Мертвый воробей колотился у Тимоши за пазухой; он его вынул и бросил, не жалея его.

Бабочка летела вольно, как хотела; она летела вперед, назад, в одну сторону и сразу в другую, как будто ее сдувал невидимый ветер, а Тимоша, задыхаясь, бежал за нею следом; ему надо было помнить тропинку, ему нельзя было оступиться, и он боялся, что бабочка улетит от него в пропасть или высоко на небо, а он останется один без нее.

И вдруг он услышал голос матери, который произнес в его сердце:

— Ты опять заигрался, ты опять забегался, и ты забыл про меня!

— Сейчас, мама, — вслух ответил Тимоша. — Я одну только бабочку поймаю, самую хорошую, последнюю.

— Ты заблудишься, — услышал он материнский голос. — Скоро ночь — и бабочка улетит от тебя во тьму.

— А я тогда звезду поймаю с неба! — скоро сказал Тимоша. — Они близко летают ночью!

Бабочка пролетела мимо самого лица Тимоши; он почувствовал теплое дуновение ее

крыльев, а потом бабочки не стало нигде. Он искал ее глазами в воздухе и около земли, он побежал назад и вернулся обратно, но бабочки не отыскал.

Наступила ночь. Тимоша бежал по тропинке в гору, куда улетела бабочка. Ему казалось, что бабочка светится крыльями невдалеке от него, и он протягивал руки за нею. Он миновал уже малые и большие горы и подымался на самую страшную, голую вершину всех гор, где тропинка выходит к небу.

Совет

Тимоша добежал до конца тропинки и оттуда сразу увидел все небо, а близко от него сияла большая, добрая жмурящаяся звезда. Тимоша увидел здесь, что бабочки нету нигде.

«А я звезду схвачу! — подумал Тимоша. — Звезда еще лучше, а бабочки мне теперь не надо».

Он забыл о земле, потянулся руками к небу со звездами и ступил ногами в пропасть. Сначала он падал без дыхания, потом он коснулся шелестящих листьев кустарника, росшего по скату горы, ветви удержали Тимошу, и он не разбился о камни внизу.

Наутро Тимоша огляделся, где он есть. Кустарник рос по отвесу горы и выходил к берегу маленького ручья.

Ручей тот начинался родником у подножия горы, потом протекал недолго внизу по земле и впадал в небольшое озеро, а из озера вода подымалась туманным душным паром, потому что и утром было жарко в этом месте.

Кругом стояли голые стены гор, уходящих до высокого неба, по которым никому нельзя взойти, а можно только взлететь по воздуху, как бабочка.

Горы огораживали дно пропасти, где очутился маленький Тимоша. Он весь день ходил по дну этой пропасти, и везде вокруг была одна каменная стена гор, по которым нельзя подняться и уйти отсюда. Здесь было жарко и томительно; Тимоша вспомнил теперь, что дома у матери было прохладней.

По берегу ручья в траве и кустарнике жужжали и жили стрекозы, и всюду летали такие же светящиеся, разноцветные бабочки, какую видел вчера Тимоша и которую он хотел поймать и разглядеть. Здесь эти бабочки трепетали над жаркой землей, и слышен был шум их крыльев, но Тимоша не хотел их ловить, и скучно ему было смотреть на них.

— Мама! — позвал он в каменной тишине и заплакал от разлуки с матерью.

Он сел под каменной стеною горы и стал царапать ее ногтями. Он хотел протереть камень и сквозь гору уйти к матери.

3

Обратите внимание

С тех пор, как мальчик Тимоша очутился на дне каменной пропасти, прошло много лет. Тимоша вырос большим, он научился, как надо долбить и крошить каменную гору.

Для этого он нашел куски самого крепкого камня, упавшего когда-то с вершины горы, и наточил их о другие такие же крепкие камни, чтобы они были острыми.

Этими камнями он бил гору и крошил ее, но гора была велика и камень ее тоже крепок.

И Тимоша работал целые годы, а выдолбил в кремнистой горе лишь неглубокую пещеру, и ему было еще далеко идти сквозь камень домой. Оглядываясь, Тимоша видел дно пропасти, куда он упал в детстве, и видел тех же разноцветных бабочек, которые летали целым облаком в жарком воздухе.

Ни разу с самого детства Тимоша не поймал более ни одной той бабочки, и когда бабочка нечаянно садилась на него, он снимал ее и бросал прочь.

Все реже и реже он слышал голос матери, звучавший в его сердце:

— Тимоша, ты забыл меня! Зачем ты ушел и не вернулся?..

Тимоша плакал в ответ на тихий голос матери, слышный только ему одному, и еще усерднее долбил и крошил каменную гору.

Просыпаясь в каменной пещере, Тимоша иногда забывал, где он живет, он не помнил, что уже прошли долгие годы его жизни; он думал, что он еще маленький, как прежде, что он живет с матерью на берегу моря, и он улыбался, снова счастливый, и хотел идти ловить бабочек. Но потом он видел, что возле него камень и он один. Он протягивал руки в сторону своего дома и звал мать.

https://www.youtube.com/watch?v=L_bk69TBIH4

А мать не слышала, что сын зовет ее, что он точит гору и каждый год немного приближается к ней. Она смотрела в звездное небо, и ей казалось, что маленький сын ее бежит среди звезд. Одна звезда летит впереди него, он протянул к ней руку и хочет поймать ее, а звезда улетает от него все дальше, в самую глубину черного неба.

Мать считала время. Она знала, что если бы Тимоша бежал только по земле, он бы уже давно обежал всю землю кругом и вернулся домой. Но сына не было, а времени прошло много.

Значит, Тимоша ушел дальше земли, он ушел туда, где летят звезды, и он вернется, когда обойдет весь круг неба. Она выходила ночью, садилась на камень около хижины и глядела в небо.

Мать тихо говорила:

— Вернись, Тимоша, домой, уже пора… Зачем тебе бабочки, зачем тебе горы и небо? Пусть будут и бабочки, и горы, и звезды, и ты будешь со мною! А то ты ловишь бабочек, а они умирают от тебя, ты поймаешь звезду, а она потемнеет. Не надо, пусть все будет, тогда и ты будешь!..

А сын ее в то время по песчинке разрушал гору, и сердце его томилось по матери.

Важно

Но гора была велика, жизнь проходила, и Тимоша, ушедший из дому в детстве, стал стариком.

4

Он работал по-прежнему, чтобы пробиться сквозь гору; однако от старости и долгого времени разлуки Тимоша все реже и реже слышал зовущий его голос матери и сам стал уже забывать, кто он такой и куда идет через камень. Но он привык работать и каждый день понемногу шел домой, может быть всего на шаг муравья.

И вот однажды он услышал изнутри каменной горы, как загремело ведро, опускаемое за водою в горное озеро. Тимоша по звуку узнал, что это было их ведро, ведро его матери, и закричал, чтоб его услышали. И правда, это была мать Тимоши, пришедшая за водой; она брала теперь всего четверть ведра, потому что больше не могла унести.

Мать услышала, что кто-то кричит из горы, но не узнала голоса своего сына.

— Ты кто там? — спросила она.

Тимоша узнал голос матери и ответил:

— Мама, я забыл, кто я.

Мать опустилась на каменную землю и прильнула к ней лицом.

Сын обрушил последние камни в горе и вышел на свет к матери. Но он не увидел ее, потому что ослеп внутри каменной горы. Старая Анисья поднялась к сыну и увидела перед собой старика. Она обняла его и сказала:

— Родила я тебя, а ты ушел. Не вырастила я тебя, не попитала и поласкать не успела…

Тимоша припал к маленькой, слабой матери и услышал, как бьется ее сердце, любящее его.

— Мама, я теперь всегда с тобой буду!

— Да ведь старая я стала, полтора века прожила, чтоб тебя дождаться, и ты уж старый. Умру я скоро и не налюбуюсь тобой.

— А я опять маленький стану! — сказал Тимоша.

Мать прижала его к своей груди; она хотела, чтобы все дыхание ее жизни перешло к сыну и чтобы любовь ее стала его силой и жизнью.

И она почувствовала, что Тимоша ее стал легким. Она увидела, что держит его на руках, и он был теперь опять маленьким, каким был тогда, когда убежал за разноцветной бабочкой. Жизнь матери с ее любовью перешла к сыну, и он вновь стал ребенком.

Старая мать вздохнула последним счастливым дыханием, оставила сына и умерла.

А маленький Тимоша остался жить один на земле. Разноцветная бабочка пролетела над его головой, и он посмотрел на нее.

1946

Источник: https://librolife.ru/g2169166

Кто главные герои рассказа «Разноцветная бабочка», их характеристика?

Сформировать представление о силе материнской любви, о нравственном поиске главного героя. Закреплять навыки выразительного чтения, умение давать характеристику герою и анализировать произведение.

·         Развивать навык грамотной устной речи учащихся, ее   обогащения с  помощью других литературных жанров; навыки смыслового и беглого чтения, умение работать с текстом, развивать эстетический вкус, творческое воображение, внимание, память.

Вечные вопросы о смысле жизни, о достижении мечты пронизывали многие произведения Андрея Платонова. Краткое содержание «Разноцветной бабочки» (одного из рассказов писателя), как и полная его версия, включает размышления на эту тему.

Подобные «вечные» вопросы были весьма актуальными во времена расцвета творчества писателя. Они нашли свое отражение и в легенде «Разноцветная бабочка».

Читайте также:  Сочинение по картине рокотова портрет а.п. струйской 8, 9 класс описание

Совет

Хоть рассказ и достаточно короткий, можно обратиться к краткому содержанию «Разноцветной бабочки» Платонова.

Рассказ «Разноцветная бабочка». Герой рассказа- Тимоша, который еще в детстве убежал из дома, гоняясь за бабочкой.

Отца в семье не было, Тимошу растила мама, которая всю жизнь прождала его и не хотела умирать, не увидев своего сына.

Любопытство Тимоши заставило его преследовать бабочку, это и привело к тому, что он оказался в пропасти, откуда можно выбраться только пробив стену. Долгие годы он потратил на это, но все-таки смог еще раз увидеть свою мать.

Вечные вопросы о смысле жизни, о достижении мечты пронизывали многие произведения Андрея Платонова. Краткое содержание «Разноцветной бабочки» (одного из рассказов писателя), как и полная его версия, включает размышления на эту тему.

Подобные «вечные» вопросы были весьма актуальными во времена расцвета творчества писателя. Они нашли свое отражение и в легенде «Разноцветная бабочка».

Совет

Хоть рассказ и достаточно короткий, можно обратиться к краткому содержанию «Разноцветной бабочки» Платонова.

На морском побережье проживала бабушка Анисья. Окружающие не знают о ее возрасте. Живет она исключительно ожиданием собственного сыночка Тимоши, однажды побежавшим в горы за бабочкой.

Всегда устремлявшийся за легкокрылыми созданиями, которые казались для него чрезвычайно привлекательными, он всегда приходил домой. Но на этот раз этого не произошло. Бабочка была настолько замечательной, что ребенок убежал очень далеко.

Решив, что поймает звезду, он случайно угождает в пропасть.

Подробнее: chitatelskij-dnevnik.ru

главные героиплатоноврассказ разноцветная бабочкахарактеристика героев0Пожаловаться—>ОтветитьХороший вопрос? Ставь лайк! 0Поделись вопросом с друзьями: ЗнайчикЗа каждый ответ — большое спасибо, +1 к рейтнгу и +100500 в карму! =)24.06.2018 14:060—>Ответов на вопрос: 0—>Форма для ответаВнимание! Вы можете оставить ответ без регистрации.

Подробнее: aznaetelivy.ru

Этот рассказ рассказывает о смысле жизни, стремление человека, которые зачастую бывают сложными и кажется, что выхода нет, но он есть всегда. Жила – была на берегу моря бабушка и звали ее Анисья. Никто не знал ее возраст.

Но как оказалось, она живет только потому, что ждет своего сыночка, по имени Тимоша, который побежал в горы за бабочкой. Он всегда бегал за бабочками, уж очень они ему нравились, но всегда приходил домой.

Обратите внимание

Но на этот раз бабочка была просто великолепной, и он убежал за ней очень далеко, потом решил, что поймает звезду, но случайно упал в пропасть.

Главные герои рассказа-легенды Андрея Платонова «Разноцветная бабочка» — старушка по имени Анисья и ее сын Тимоша. Еще когда Анисья была молодой, её сын Тимоша любил ловить бабочек на лугу неподалеку от дома. Порой в погоне за бабочкой мальчик терялся из виду. Однажды он не вернулся домой, и с тех пор Анисья ждала его возвращения.

Подробнее: MadameLaVie.ru

Вечные вопросы о смысле жизни, о достижении мечты пронизывали многие произведения Андрея Платонова. Краткое содержание «Разноцветной бабочки» (одного из рассказов писателя), как и полная его версия, включает размышления на эту тему.

Подобные «вечные» вопросы были весьма актуальными во времена расцвета творчества писателя. Они нашли свое отражение и в легенде «Разноцветная бабочка».

Совет

Хоть рассказ и достаточно короткий, можно обратиться к краткому содержанию «Разноцветной бабочки» Платонова.

Цель: Задействовать интеллектуальные и эмоциональные силы для размышления над отношениями между матерью и ребёнком. Совершенствовать навыки чтения.Формировать правильное, осознанное чтение.Активно формировать речевые умения учащихся.Научить детей не только читать, но и думать.Развивающие:

В чём заключается смысл названия произведения «Загадочная натура»? Почему названо именно так? Почему не иначе? Синонимы и антонимы к словам ?ткір, айбынды, батыр, к?шті, ?ос, сол?ын бірлік, ба?, жауыз, ба?асыз, белгі, ?за?, тарау, тарту ПОМОГИ ПОЖАЛУЙСТО

Подробнее: napyaterku.com

Елена Блудова Особый мир детства в рассказах А.

Платонова «Разноцветная бабочка» и «Цветок на земле» В произведении «Разноцветная бабочка» изображена человеческая трагедия: мать теряет своего единственного сына. Количество персонажей в рассказе невелико –их четыре.

Каждый из них несёт свою коммуникативную функцию: Анисья – мать, потерявшая сына, дед Ульян, помогающий Анисье, Тимоша – потерянный сын Анисьи и Разноцветная бабочка.

Еще по теме: Globus последние новости

Источник: http://www.chsvu.ru/kto-glavnye-geroi-rasskaza-raznocvetnaya-babochka-ix-xarakteristika/

Учебное занятие по литературному чтению по теме «Разноцветная бабочка»

Тема: А.Платонов. Разноцветная бабочка.

Цель: формирование представлений учащихся о силе материнской любви.

Задачи: формировать умение давать нравственную оценку человеческим поступкам;

совершенствовать умения работать с текстом;

развивать познавательную активность, творческие способности, умение анализировать, делать выводы;

воспитывать трепетное отношение к матери, чувство уважения к мнению одноклассников.

Оборудование: презентация, текст легенды, карточки с заданиями для групп, оценочные листы, словарь синонимов, толковый словарь, слова для характеристики героя и его поступков, принадлежности для выполнения творческой работы.

1.Мотивирование к учебной деятельности

Важно

Коммуникативные УУД – способствует созданию состояния психо -эмоциональной стабильности, внешней мотивации;

Личностные УУД – внутренняя позиция ученика на уровне положительного отношения к процессу обучения.

Пожелаем друг другу добра,

Ведь урок начинать пора.

Посмотрите на наших гостей,

Подарите им свои улыбки.

Закройте глазки, поблагодарите своих родных за заботу, любовь, которую они вам дарят, пожелайте им удачи и добра.

2.Актуализация

Познавательные, регулятивные УУД – обеспечивает высокий уровень вовлечённости учащихся в учебную деятельность, создание ситуации речевого высказывания

Прочитайте слова.

БАБОЧКА

ЗВЕЗДА

ПРОПАСТЬ

ТИМОША

Что их объединяет?

Сегодня заключительный урок по произведению А.Платонова.

Как вы думаете, какой итог работы над произведением, мы должны подвести?

Правильно, нужно выявить идею произведения, или главную мысль,

ответить на вопрос: Почему А.Платонов назвал произведение «Разноцветная бабочка»?

Цель перед нами поставлена.

Сформулируем учебные задачи сегодняшнего занятия.

3.Анализ условий решения задачи.

Регулятивные УУД – принимать установленные правила взаимодействия, выполнять заданные ориентиры учебных действий.

Коммуникативные УУД – создание ситуации речевого высказывания, участие в диалоге.

Познавательные УУД – выделение необходимой информации, применение полученных знаний.

Работа в группах. В каждой группе есть координатор, который направляет работу группы.

Чтобы работа удалась, напомним правила урока:

  • Быть активным.

  • Высказывать своё мнение.

  • Выслушивать мнение другого.

  • Быть внимательным и аккуратным.

  • Читать громко и выразительно.

— Как развиваются события, описанные в легенде? (краткий пересказ)

— Перед вами несколько утверждений.

— Какое утверждение, по вашему мнению, определяет главную мысль произведения?

  1. О разлуке мамы с сыном.

  2. О мечте, которая увела сына от мамы.

  3. О вечной материнской любви.

  4. Каждая группа работает по индивидуальному заданию.

  5. О прозрении сына, оценившего силу материнской любви.

— В ходе работы, вам предстоит подтвердить предположение или опровергнуть.

4.Собственно решение задачи, конструирование нового способа действия. Познавательные, регулятивные, коммуникативные УУД – формирование умения доказывать свою точку зрения, умения работать с источником информации, сохранение учебной задачи.

Каждая группа работает по индивидуальному заданию.

1 группа – Составить характеристику героя.

2 группа – Проследить взаимосвязь между словами- бабочка, звезда, пропасть.

3 группа — Составить характеристику поступков героя.

4 группа – Что для Тимоши стало главным.

5 группа – Жизнь матери без сына.

ФИЗМИНУТКА (способствует снятию эмоционального и физического напряжения, способствует поддержанию активной мыслительной функции)

Коммуникативные, познавательные УУД – использование речевого средства для решения заданной задачи, формулирование собственного мнения, выявление познавательного интереса.

— Какие черты характера выделили у Тимоши? (жестокость, упорство, упрямство, любознательность)

— Нужны ли человеку такие качества?

— Какую роль сыграла в судьбе Тимоши бабочка?

— Какими качествами должен обладать человек, чтобы добиться своей мечты? ( доброта, целеустремлённость, настойчивость, трудолюбие)

— Как вы оценили поступки Тимоши? (безразличие, эгоизм, жестокость, жалость, сострадание)

Работа со словарями.

Значение слов – любознательность, любопытство;

Синоним к слову жалость.

— Почему Тимоша больше не ловил бабочек?

— Что предпринял он, чтобы вернуться к маме?

— Почему плакал? Какие сны видел?

— Сумел ли Тимоша понять, что жил неправильно?

— Какие черты открылись в нём? (любовь, раскаяние, трудолюбие)

— Как жила мама, пока ждала сына? Считала ли она время? Куда по её мнению ушёл Тимоша? Что ей чудилось в ночном небе? О чём говорят её тихие слова, обращённые к сыну? Кого увидела мать перед собой? Что она сказала ему? Что в этот момент желала мать? Что она почувствовала, когда обняла сына?

Рефлексия.

— Какое чувство стало главным для мальчика?

— Какую роль сыграла бабочка в этом произведении? (помогла понять, что нет ничего важнее чем мама)

— Какова главная мысль произведения?

— Сумели ли вы подтвердить предположение о том, какое утверждение определяет главную мысль легенды?

Обобщение учителя: В жизни каждого из вас появится мечта, как та разноцветная бабочка, что увлекла Тимошу, но какой бы ни была мечта, не забывайте, что нет ничего на земле дороже, сильнее и преданнее, чем материнская любовь.

Составление синквейна.

Мама

Добрая, нежная (ласковая, единственная)

Любит, ждёт (надеется, стареет)

Всегда простит своих детей (защитит своих детей)

Счастье, что есть мама! (Мама — самое дорогое!)

— О чём заставило задуматься произведение А.Платонова «Разноцветная бабочка»?

Творческое задание

Выполните работу для своих мам. Бабочка, изображённая на сердечке.

— Что для вас значит мама?

4.Рефлексия

Регулятивные, личностные УУД – осознание своего участия в организации учебной деятельности, формирование самооценки.

— Что было интересным на уроке?

— Когда возникли затруднения?

— Что помогло в работе?

— Оцените работу группы. (на оценочных листах)

Обведите свою ладошку, запишите пять качеств, которые вы считаете самыми важными в человеке, которыми должен обладать человек.

5.Домашнее задание

Составить синквейн о Тимоше.

Литература:

1. Литературное чтение. Учебник для 3 класса в 2-х частях. Часть 2. (сост. Э.Кац) — М.: АСТ: Астрель: Москва, 2013

2. Обучение в 3-м классе по учебнику «Литературное чтение». Э.Кац. Методические рекомендации. – М.: АСТ: Астрель: Владимир: ВКТ, 2011 – (Планета знаний)

Совет

3.Словарь синонимов и антонимов для школьников / сост .О.Михайлова. – М.:АСТ Москва, 2010

4.Толковый словарь для школьников /сост.Ю.Алабугина. – М.: АСТ: Астрель, 2012

5. http: // yandex.ru / images / search

Приложение 1

Оценочный лист работы группы

Имя ученика

Правильное изложение материала

Умение сотрудничать

Активность в работе

Приложение 2

Индивидуальные задания для групп

1-я группа. Характеристика героя.

— Для чего Тимоша убегал из дома?

— Как вёл он себя после прогулок?

-Что говорила и советовала ему мама?

— Слушал ли Тимоша советы мамы?

— Какие черты характера вы выделили у Тимоши?

Выбрать нужные слова: жестокость, упорство, упрямство, любознательность.

2-я группа. Проследить взаимосвязь между словами БАБОЧКА, ЗВЕЗДА, ПРОПАСТЬ.

— Куда увлекла Тимошу бабочка?

— Какое желание оказалось сильнее желания вернуться к маме?

— Что увидел Тимоша в конце тропинки?

— Как был наказан мальчик за своё непослушание?

— Какую роль сыграла в судьбе Тимоши эта бабочка?

— А как Тимоша себя повёл?

— Как эти поступки раскрывают для нас героя?

Выбрать нужные слова: непослушный, непостоянный, забыл родных, добрый, целеустремлённый, настойчивый, трудолюбивый.

3-я группа: Характеристика поступков героя.

— О чём напоминали Тимоше разноцветные бабочки?

— Для чего Тимоша ловил бабочек?

— Как случилось, что Тимоша убил бабочку7

— Какой вопрос мучает Тимошу?

Выбрать нужные слова: безразличие, любовь, эгоизм, жестокость, жалость, доброта.

4-я группа: Что для Тимоши стало главным?

— Почему Тимоша больше не ловил бабочек?

— Что предпринял Мальчик, чтобы вернуться к маме?

— Почему плакал?

— Какие сны видел?

— Сумел ли понять Тимоша, что жил неправильно?

— Какие черты характера открылись в Тимоше?

Выбрать нужные слова: любовь, раскаяние, трудолюбие, непонимание.

5-я группа: Как жила всё время мать, пока ждала сына?

Приложение 3

Слова для характеристики героя и его поступков

ЖЕСТОКОСТЬ

УПОРСТВО

УПРЯМСТВО

ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ

ЛЮБОВЬ

БЕЗРАЗЛИЧИЕ

ЭГОИЗМ

ЖАЛОСТЬ

ДОБРОТА

СОСТРАДАНИЕ

НЕПОСЛУШНЫЙ

НАСТОЙЧИВОСТЬ

ЦЕЛЕУСТРЕМЛЁННОСТЬ

ТРУДОЛЮБИЕ

РАСКАЯНИЕ

Приложение 4

Шаблоны для выполнения творческого задания

Источник: https://videouroki.net/razrabotki/uchebnoe-zanyatie-po-literaturnomu-chteniyu-po-teme-raznotsvetnaya-babochka.html

Ссылка на основную публикацию