Анализ произведения шолохова смертный враг

Анализ рассказа Смертный враг Шолохова

Произведение Шолохова «Смертный враг» происходит во времена, когда стали появляться и образовываться колхозы. Секретарем данного колхоза является один солдат по имени Ефим, который много времени находился в армии, а потом когда получил ранение, то был демобилизован. Но одному ему не справиться с таким бизнесом и поэтому в помощники он взял Прохора.

Вот только после образования данного колхоза город как будто разделился на две части. В одной части люди жили очень богато и ни в чем себе не отказывали. Они были рады, что здесь живут и ни за что не хотели отсюда уезжать. И командовал этим всем Игнат. А вот где командовал всем Ефим, там люди жили очень бедно, и постоянно им не хватало денег.

Они старались работать как можно больше, но денег все равно не хватало.

Ефим старался заставить каждого человека работать самостоятельно и добиваться всего только своим трудом, а не чужим. И он надеялся, что если каждый человек будет работать, то постепенно их жизнь измениться в лучшую сторону и они будут жить также богато. Кроме этого он постоянно всем говорил, что кулаками дело нельзя решить и нужно научиться договариваться.

Обратите внимание

И тогда многие люди стали пытаться договориться мирным путем. И для этого они старались купить людей, от которых им что-то было нужно. А если быть точным, то они пытались купить им большое поместье или квартиру. А вот если люди не соглашались, то тем самым они шли совсем другим путем.

Они старались сделать все для того чтобы выселить этого человека и для этого использовали разные пути. Сначала они подкидывали ему под дверь шкуры разных опасных и диких животных. Немного погодя сюда приходили другие животные и съедали весь скот хозяев. Для того чтобы отомстить Ефим убил дорогую собаку.

И теперь они настоящие враги, которые только ищут способы отомстить друг другу и как можно сильнее.

У Ефима уже давно работала одна очень красивая девушка и во всем ему помогала. А поскольку у него денег нет, то и расплатиться ему с ней было нечем. И тогда он решил все другим путем. Он просто выгнал ее на улицу и не расплатился с ней.

Тогда она пошла к его заклятому врагу, и он предложил ей написать на него заявление и они обязательно с ним разберутся. Для начала они решили выстрелить из оружия в него, когда он подойдет к окну. Но ничего не получилось, а все, потому что он заметил неладное, и вовремя успел нагнуться, и пуля попала в стену.

И хотя это все с первого раза не получилось, они решили не сдаваться и пробовать дальше, делать попытки его убить. Ведь он очень сильно им мешает и если они его не уберут, то не смогут проворачивать свои делишки, о которых задумано уже давно.

Теперь они постоянно путешествовали за ним, и делали так, чтобы рядом с ним не было людей, а также свидетелей. И вот однажды все получилось просто превосходно. Он отправился за город и там его и убили.

Из этого произведения можно понять, что даже один человек может сделать так, чтобы целая толпа пошла не только за ним, но и согласилась решать все проблемы, которые только появляются у них на пути. А ведь вместе можно решить намного больше проблем, чем поодиночке.

Источник: http://sochinite.ru/sochineniya/sochineniya-po-literature/sholohov/analiz-rasskaza-smertnyj-vrag

Анализ произведения Шолохова Смертный враг

Произведение посвящено теме коллективизации и борьбе между разными слоями сельских жителей поддерживающих или отвергающих это нововведение Советской власти.

Главным героем является член правления, секретарь недавно образованного в местах расселения казаков колхоза Ефим Озеров. Он сторонник коллективизации.

Автор все же делает упор не на политических взглядов своего положительного героя и не на его лояльности новой власти, а на его стремлении к социальной справедливости.

Важно

Вокруг него группируется беднота, желающая перемен к лучшему и более справедливого распределения обязанностей и благ.

Противником нового секретаря правления Игнат Борщов, объединивший вокруг себя богатых казаков. Они стремятся помешать Озерову сделать жизнь лучше и справедливее.

В данном случае отчетливо видна работа писателя на официальную пропаганду: во времена коллективизации и первые годы существования колхозов власть все беды и неудачи списывала на замаскированных и недобитых кулаков. В произведении фигурирует Прохор Рвачев – враг колхозного строя пробравшийся в правление.

В процессе противостояния двух социальных групп и их лидеров, Шолохов демонстрирует положительные качества Озерова. Когда зажиточные казаки просто пытались подкупить вождя бедноты, то он отверг их предложения, что было введено в повествование для того, чтобы показать высокий моральный уровень сторонников новой жизни.

После того, как волчицей был истреблен скот Ефима из-за того,  что враги подложили к нему на двор убитых волчат, он переходит к ответным, но соизмеримым действия – убивает дорогую собаку Борщова. Этот эпизод должен повести читателя к выводу, что жесткие методы Советской власти, включая массовое лишение имущество и переселение кулаков, оправданы – это лишь необходимая самозащита общества.

Развязкой служит убийство Ефима зажиточными казаками. Автор и его показывает не просто как очередной ход в борьбе, а как возмездие кулаков за девку Дуняшу, которой один из них не заплатил положенных денег, а Озеров вступился и помог. Этот эпизод является не просто развязкой, но и делает убитых противниками сторонников коллективизации мучениками.

Кроме того, убийство происходит не с первой попытки, поэтому его можно трактовать, как умышленную террористическую деятельность группы лиц.

Произведение (кроме оправдания политики коллективизации) учит тому, что даже один человек может вести массу людей к лучшей, по его представлениям, жизни.

← Анализ произведения Пастух ← Анализ рассказа Родинка↑ ШолоховИстория создания романа Тихий Дон → Анализ рассказа Чужая кровь →

  • Волков в романе Обломов характеристика и образ (Гончаров)Волков – это тот человек, который подвержен порокам практически так же, как и Обломов. Волков – ленивый человек, но лень у него своеобразная. Можно сказать, что он лениться по-своему.
  • Сочинение по картине Подвиг молодого киевлянина Иванова 5 классДанная картина написана талантливым живописцем Ивановым Андреем Ивановичем. Творец писал картину, основываясь на древние летописи Нестора, о важных событиях которые происходили в 968 году
  • Сочинение по картине Айвазовского Бриг Меркурий, атакованный двумя турецкими судамиОдна из выдающихся композиций И.К.Айвазовского «Бриг «Меркурий», атакованный двумя турецкими судами» была задумана еще в далеком детстве, которое прошло в окружении, будоражившем фантазию художника
  • Анализ романа Приключения Гекльберри Финна Марка ТвенаПроизведение является натуралистичным, жестким романом, написанным в стилистике разговорного жанра.
  • Сочинение по рассказу Толстого После бала рассуждениеВ своем небольшом рассказе автор раскрывает три «вечные темы»: тема «отцы и дети», темы «любви» и тема «добра и зла».

Источник: https://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/sholohov/analiz-proizvedeniya-smertnyj-vrag

Краткое содержание Шолохов Смертный враг

В книге рассказывается о времени становления колхоза. Основным персонажем книги считается Ефим Озеров, которого демобилизовали в военные годы. По общему голосованию Озерова назначили главным секретарем колхоза.

Кроме него уполномоченную должность получил Прохор Рвачев. При голосовании было проведено собрание. После окончания собрания весь народ хутора разделился на 2 части. В одной части жили бедные жители под руководством Озерцова.

Во второй части хутора жили богатые казаки. Им руководил Игнат Борщев. 

Озеров уговаривал народ быть сплоченным и вместе трудиться. По мнению Ефима сплоченный труд должен уменьшить гнет состоятельных и дать всему населению достойную жизнь. А вот богатых хуторян такое мнение не нравилось. В начале богатые казаки пожелали подкупить Озерова.

Совет

Они предложили дом в соседней деревне. После отказа они начали ему вредить. Для начла они убили волчат и подкинули их в сарай к Ефиму. Волчица по запаху обнаружила волчат в сарае и погубила все стадо овец. В ответ Озеров убил собаку Борщева.

После чего Борщев затаил в душе злость.   

Вскоре в дом Ефима пришла Дуняша, которая работала у Борщева. Ее выгнали с работы, при этом не заплатив ни копейки. Ефим написал от ее имени заявление. За такие действия Борщев приказал его убить. В первый раз на Ефима покушались в его доме. На следующий раз казаки твердо решили убрать его. Ефим был убит за деревней зимой.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

  • МаркесГабриэль Гарсия Маркес – талантливый, величайший писатель – прозаик мирового значения. Кроме литературной деятельности он так же занимался журналистикой и издательством, являлся политическим деятелем.
  • Краткое содержание Флобер Госпожа БовариОднажды в класс привели ученика, на вид он был старше всех, но посадили его в пятый класс. Его звали Шарль Бовари, но разобрать имя никто сразу не мог. Это оказался спокойный, послушный и достаточно усердный в учении
  • Краткое содержание Шукшин Миль пардон, мадам!Жил в одном селе Бронислав Пупков. На его правой руке не хватало двух пальцев, на войне он служил санитаром, но пальцы потерял не там. Во время охоты он ружьем долбил лед на реке, чтобы попить
  • Краткое содержание Куприн СлонРассказ повествует нам о том, что девочка по имени Надя больна. Целыми днями она лежит в кровати и ничего ее не интересует. Периодически к ним домой приходят врачи ,они о чем то советуются с друг с другом, потом осматривают ребенка
  • Краткое содержание Житие Стефана Пермского Епифания ПремудрогоЗдесь рассказывается о том, что родители его были честными людьми, и не было ни разу такого, чтобы они кого-то обманули. А вот родился Епифаний в Великом Устюге.
Читайте также:  Народ и власть в истории одного города салтыкова-щедрина

Источник: https://2minutki.ru/kratkie-soderzhaniya/sholohov/smertnyj-vrag-kratko

Смертный враг

СМЕРТНЫЙ ВРАГ. Рассказ опубликован в журнале «Комсомолия» в марте 1926 года,.№ 3; затем выходил в сборниках: «Лазоревая степь»,  Новая Москва, М., 1926; «Донские рассказы», Московский рабочий, М., 1929; «Донские рассказы» , ЗИФ, М.-Л., 1930; «Лазоревая степь», Московское оварищество писателей, М., 1931.

Рассказ посвящен острой классовой борьбе в середине 20-х годов в хуторе Подгорное, закончившееся трагической гибелью секретаря исполкома Ефима Озерова. Конфликт четко обозначил кулак Игнат Борщев: « Я знаю, куда Ефим крутит . Он хочет уравнять всех.

Слыхали, что он у Федьки-сапожника напевал? Будет, мол, у нас общественная запашка, будем вместе землю обрабатывать, а может, и трактор купим…Нет, ты сперва наживи четыре пары быков , а посля и  со мной равняйся, а то, кроме вшей в портках, и худобы нету! По мне , на трактор ихний наплевать.

Деды наши и без него обходились!»

Так возникли две враждебные стороны: одна из них бедняцкая во главе с Ефимом Озеровым, в прошлом красноармейцем, воевавшим против белых в Царицыне; другая кулацкая во главе с Игнатом Борщевым, который придерживался старинных , дедовских, обычаев, протестуя против  уравниловки.

БОРЩЕВ ИГНАТ, кулак, имел четыре пары быков, имел борзых собак, держал в работницах  Дуньку и ни копейки ей не платил, она получала за работу только харчи, давал взаймы, а потом требовал отработать в огороде или на полях. На выборах исполкома Игнат наметил в председатели Ефима Озерова, но только при условии , если он будет исполнять кулацкую волю.

Но потом в разговоре с Ефимом высказал ему свою позицию: «…Таких, как ты, нам и даром не надо!..Кто против мира прет? Ефим! Кто народу, как кость, поперек горла становится? Ефим! Кто выслуживается перед беднотой? Опять же Ефим!..»  Под общий смех и гогот пообещали Ефиму выбрать его «скотину стеречь либо на бахчи».

Игнат согласен, что он кулак, а кто дает бедноте возможность пахать, дает «до нови мерку просца», а беднота тут же напишет на него заявление, что кулак укрыл посев от обложения. « — Попомни, Ефим: кто мира не слушает, тот богу противник!…Поперек дороги не становись нам!..Как жили, так и будем жить, а ты отойди в сторону!..

  Не отойдешь – уберем! С корнем выдернем, как поганую траву!.. Ты нам не друг и не хуторянин, ты- смертный враг, ты – бешеная собака!!

Все это Игнат высказал до хуторского собрания, а собрание выбрало Ефима секретарем.

Игнат Борщев на охоте подобрал двух волчат , задушил и бросил на подворье Ефима, пришла волчица и зарезала двух его овец, потом зарезала корову.Дважды стреляли ночью в окно Ефима, но  неудачно. Надеялись выпроводит Ефима из хутора, подобрали ему хорошее место, но он не уехал,  тогда решили его убить как смертного врага. И убили.Среди убийц был и Игнат Борщев.

ОЗЕРОВ ЕФИМ, красноармеец, секретарь  хуторского исполкома. Активный участник борьбы советской власти против кулачества, против местных кулаков Игната Борщева, Власа Тимофеевича, говорившего, что у нас кулаков нет, а есть босяки, против председателя Прохора Рвачева, зятя Игната Борщева.

Ефим Озеров грубоват, прямолинеен, говорит то, что думает. Раз он за советскую власть, то она его защитит. Но не защитила. В то время общество не требовало уничтожать кулака, а только ограничить в его требованиях. А Ефим Озеров пришел на двор Игната Борщева и топором убил его борзую.

Нет, он не сбесился, а мстит Игнату за то, что он бросил мертвых волчат к нему во двор: « — У тебя восемь коров…одну потерять- убыток малый. А у меня последнюю волчиха зарезала,дите без молока осталось…Ты, Игнат, меня не трожь!Я тебе не свойский, терпеть обиду не буду. За зло – злом отквитаю. Прошло время, когда перед тобой спину гнули!..

» После покушения Ефим не сообщал в милицию. Ушел в станицу по делам, а возвращался поздно вечером, за ним шли трое.Постепенно приближались, потом огромным колом сбили Ефима, он встал и побежал быстрее, но его настигли и страшным ударом свалили на снег.

«Ефим не чувствовал, как в рот ему, ломая зубы, выворачивая десны, глубоко всадили кол; не чувствовал, как вилы пронзили ему грудь и выгнулись, воткнувшись в позвоночник…

ВАСЬКА ОБНИЗОВ, сверстник, сочувствующий .. Любовно обнимая Ефима Озерова , он сказал: «Попомни, Ефим, убьют тебя – двадцать новых Ефимов будет. Понял? Толком тебе говорю! Знаешь, как в сказке про боагтырей? Одного убьют, а их обратно двое получается…Ну, а нас не двое, а двадцать образуется!»

ДОНСКОВ ИВАН:, сочувствующий. После покушения спросил Ефима,  сообщил ли он в милицию. И заверил Ефима: « — Ну,брат, не робей, в обиду тебя мыне дадим. С Игнатом теперича осталось человек пять, а мы их раскусили! За кулачьем никто уж не пойдет, все откачнулись,будя!..»

Но положение в деревне оставалось сложным и противоречивым.

Источник: http://rummuseum.ru/portal/node/2167

Михаил Шолохов — Смертный враг

Здесь можно скачать бесплатно «Михаил Шолохов — Смертный враг» в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Русская классическая проза.

Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.

На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте

Описание и краткое содержание «Смертный враг» читать бесплатно онлайн.

Шолохов Михаил

Смертный враг

Михаил Шолохов

Смертный враг

Оранжевое, негреющее солнце еще не скрылось за резко очерченной линией горизонта, а месяц, отливающий золотом в густой синеве закатного неба, уже уверенно полз с восхода и красил свежий снег сумеречной голубизной.

Из труб дым поднимался кудреватыми тающими столбами, в хуторе попахивало жженым бурьяном, золой. Крик ворон был сух и отчетлив. Из степи шла ночь, сгущая краски; и едва лишь село солнце, над колодезным журавлем повисла, мигая, звездочка, застенчивая и смущенная, как невеста на первых смотринах.

Обратите внимание

Поужинав, Ефим вышел на двор, плотнее запахнул приношенную шинель, поднял воротник и, ежась от холода, быстро зашагал по улице. Не доходя до старенькой школы, свернул в переулок и вошел в крайний двор.

Отворил дверь в сенцы, прислушался — в хате гомонили и смеялись. Едва распахнул он дверь, разговор смолк.

Возле печки колыхался табачный дым, телок посреди хаты цедил на земляной пол тоненькую струйку, на скрип двери нехотя повернул лопоухую голову и отрывисто замычал.

— Здорово живете!

— Слава богу,- недружно ответили два голоса.

Ефим осторожно перешагнул лужу, ползущую изпод телка, и присел на лавку. Поворачиваясь к печке, где на корточках расположились курившие, спросил:

— Собрание не скоро?

— А вот как соберутся, народу мало,- ответил хозяин хаты и, шлепнув раскоряченного телка, присыпал песком мокрый пол.

Возле печки затушил цигарку Игнат Борщев и, цвиркнув сквозь зубы зеленоватой слюной, подошел и сел рядом с Ефимом.

— Ну, Ефим, быть тебе председателем! Мы уж тут мороковали про это,- насмешливо улыбнулся он, поглаживая бороду.

— Трошки подожду.

— Что так?

— Боюсь, не поладим.

— Как-нибудь… Парень ты подходящий, был в Красной Армии, из бедняцкого классу.

— Вам человек из своих нужен…

— Из каких это своих?

— А из таких, чтоб вашу руку одерживал. Чтоб таким, как ты, богатеям в глаза засматривал да под вашу дудочку приплясывал.

Игнат кашлянул и, сверкнув из-под папахи глазами, подмигнул сидевшим у печки.

— Почти что и так… Таких, как ты, нам и даром не надо!.. Кто против мира прет? Ефим! Кто народу, как кость, поперек горла становится? Ефим! Кто выслуживается перед беднотой? Опять же Ефим!..

— Перед кулаками выслуживаться не буду!

— Не просим!

Возле печки, выпустив облака дыма, сдержанно заговорил Влас Тимофеевич:

— Кулаков у нас в хуторе нет, а босяки есть… А тебя, Ефим, на выборную должность поставим. Вот, с весны скотину стеречь либо на бахчи.

Игнат, махая варежкой, поперхнулся смехом, у печки гоготали дружно и долго. Когда умолк смех, Игнат вытер обслюнявленную бороду и, хлопая побледневшего Ефима по плечу, заговорил:

— Так-то, Ефим, мы — кулаки, такие-сякие, а как весна зайдет, вся твоя беднота, весь пролетарьят шапку с головы да ко мне же, к такому-сякому, с поклонцем: «Игнат Михалыч, вспаши десятинку! Игнат Михалыч, ради Христа, одолжи до нови мерку просца…

» Зачем же идете-то? То-то и оно! Ты ему, сукину сыну, сделаешь уважение, а он заместо благодарности бац на тебя заявление: укрыл, мол, посев от обложения.

А государству твому за что я должен платить? Коли нету в мошне, пущай под окнами ходит, авось кто и кинет!..

Читайте также:  Земляника в комедии ревизор гоголя образ и характеристика сочинение

— Ты дал прошлой весной Дуньке Воробьевой меру проса? — спросил Ефим, судорожно кривя рот.

— Дал!

— А сколько она тебе за нее работала?

— Не твое дело! — резко оборвал Игнат.

— Все лето на твоем покосе гнула хрип. Ее девки пололи твои огороды!..выкрикнул Ефим.

— А кто на все общество подавал заявление на укрытие посева?- заревел у печки Влас.

— Будете укрывать, и опять подам!

— Зажмем рот! Не дюже гавкнешь!

— Попомни, Ефим: кто мира не слушает, тот богу противник!

— Вас, бедноты,- рукав, а нас — шуба!

Ефим дрожащими руками скрутил цигарку, глядя исподлобья, усмехнулся.

— Нет, господа старики, ушло ваше время. Отцвели!.. Мы становили Советскую власть, и мы не позволим, чтоб бедноте наступали на горло! Не будет так, как в прошлом году; тогда вы сумели захватить себе чернозем, а нам всучили песчаник, а теперь ваша не пляшет. Мы у Советской власти не пасынки!..

Игнат, багровый и страшный, с изуродованным лбом, с изуродованным злобой лицом, поднял руку.

— Гляди, Ефим, не оступись!.. Поперек дороги не становись нам!.. Как жили, так и будем жить, а ты отойди в сторону!..

— Не отойду!

— Не отойдешь — уберем! С корнем выдернем, как поганую траву!.. Ты нам не друг и не хуторянин, ты смертный враг, ты — бешеная собака!

Важно

Дверь распахнулась, и вместе с клубами пара в хату протиснулось человек двенадцать. Бабы крестились на иконы и отходили в сторонку, казаки снимали папахи, крякая и обрывая с усов намерзшие сосульки. Через полчаса, когда народу набилось полная кухня и Торница, председатель избирательной комиссии встал за столом, сказал привычным голосом:

— Общее собрание граждан хутора Подгорное считаю открытым. Прошу избрать президиум для ведения настоящего собрания.

x x x

В полночь, когда от табачного дыма нечем было дышать и лампа моргала и тухла, а бабы давились кашлем, секретарь собрания, глядя на бумагу полуопьяневшими глазами, выкрикнул:

Источник: https://www.libfox.ru/50909-mihail-sholohov-smertnyy-vrag.html

В чем видит м. а. шолохов трагедию гражданской войны? (по рассказам сборника “донские рассказы”)

И там, и здесь между рядами Звучит один и тот же глас: “Кто не за нас – тот против нас. Нет безразличных: правда с нами”. А я стою один меж них В ревущем пламени и дыме И времи силами своими Молюсь за тех и за других. М. А.

Волошин Гражданская война – трагическая страница в истории любой нации, потому что если в освободительной (отечественной) войне нация защищает свою территорию и независимость от чужеземного агрессора, то в гражданской войне люди одной нации уничтожают друг друга ради изменения общественного строя – ради свержения прежней и установления новой государственной политической системы.

В советской литературе 20-х годов XX века тема гражданской войны была очень популярна, так как молодая Советская республика только что победила в этой войне, красные войска

разгромили белогвардейцев и интервентов на всех фронтах. В произведениях о гражданской войне советским писателям было что воспевать и чем гордиться.

Первые рассказы Шолохова (позже они составили сборник “Донские рассказы”) посвящены изображению гражданской войны на Дону, но молодой писатель воспринял и показал гражданскую войну как народную трагедию.

Потому, что, во-первых, любая война несет смерть, страшные мучения людям и разрушение стране; а во-вторых, в братоубийственной войне одна часть нации уничтожает другую, в результате нация истребляет саму себя. Из-за этого Шолохов не увидел в гражданской войне ни романтики, ни возвышенной героики, в отличие, например, от А.

А. Фадеева, автора романа “Разгром”. Шолохов прямо заявлял во вступлении к рассказу “Лазоревая степь”: “Какой-нибудь не нюхавший пороха писатель очень трогательно рассказывает о гражданской войне, красноармейцах, – непременно “братишках”, о пахучем седом ковыле. (…) Помимо этого можно услышать

о том, как в степях донских и кубанских умирали, захлебываясь напыщенными словами, красные бойцы. (…) На самом деле – ковыль белобрысая трава. Вредная трава, без запаха. (…) Поросшие подорожником и лебедой окопы, молчаливые свидетели недавних боев, могли бы порассказать о том, как безобразно-просто умирали в них люди”.

Иными словами, Шолохов считает, что о гражданской войне надо писать правду, не приукрашивая детали и не облагораживая смысл этой войны.

Вероятно, чтобы подчеркнуть отвратительную сущность реальной войны, молодой писатель помещает в некоторые рассказы откровенно натуралистические, отталкивающие фрагменты: подробное описание изрубленного тела Фомы Коршунова из рассказа “Нахаленок”, детали убийства председателя хуторского совета Ефима Озерова из рассказа “Смертный враг”, подробности расстрела внуков деда Захара из рассказа “Лазоревая степь” и т. д. Советские критики дружно отмечали эти натуралистически сниженные описания и считали их недостатком ранних рассказов Шолохова, но писатель так никогда и не исправил указанные “недостатки”. Если советские писатели (А. Серафимович “Железный поток”, Д. А. Фурманов “Чапаев”, А. Г. Малышкин “Падение Дайра” и другие) вдохновенно изображали, как части Красной армии геройски бьются с белыми, то Шолохов показал суть гражданской войны, когда члены одной семьи, соседи или односельчане, живущие бок о бок десятилетиями, убивают друг друга, так как оказались защитниками или врагами идей революции. Отец Кошевой, белый атаман, убивает своего сына, красного командира (рассказ “Родинка”); кулаки убивают комсомольца, почти мальчика, Григория Фролова за то, что он послал в газету письмо об их махинациях с землей (рассказ “Пастух”); продкомиссар Игнат Бодягин приговаривает к расстрелу родного отца – первого кулака в станице (рассказ “Продкомиссар”); красный пулеметчик Яков Шибалок убивает любимую женщину, потому что она оказалась шпионкой атамана Игнатьева (рассказ ” Шибалково семя”); четырнадцатилетний Митька убивает отца, чтобы спасти старшего брата-красноармейца (рассказ “Бахчевник”) и т. д. Раскол в семьях, как показывает Шолохов, происходи т не из за вечного конфликта поколений (конфликта “отцов” и “детей”), а из за разных социально-политических взглядов членов одной семьи. “Дети” обычно сочувствуют красным, так как лозунги советской власти представляются им “до крайности справедливыми” (рассказ “Семейный человек”): землю – крестьянам, которые ее обрабатывают; власть в стране – выборным от народа депутатам, власть на местах – выборным комитетам бедноты. А “отцы” хотят сохранить старые порядки, привычные для старшего поколения и объективно выгодные для кулаков: казачьи традиции, уравнительное землепользование, казачий круг на хуторе. Хотя, надо признать, и в жизни, и в рассказах Шолохова так бывает далеко не всегда. Ведь гражданская война затрагивает всю нацию, поэтому мотивация выбора (на чьей стороне воевать) может быть самая разная. В рассказе “Коловерть” средний брат Михаил Крамсков – белоказак, потому что в царской армии дослужился до офицерского чина, а его отец Петр Пахомыч и братья Игнат и Григорий, казаки-середняки, вступают в красноармейский отряд; в рассказе “Чужая кровь” сын Петр погиб в белой армии, защищая казацкие привилегии, а его отец, дед Гаврила, примирился с красными, так как всем сердцем полюбил молодого продкомиссара Николая Косых. Гражданская война не только делает врагами взрослых членов семьи, но не щадит даже малолетних детей. В семилетнего Мишку Коршунова из рассказа “Нахаленок” стреляют, когда он ночью торопится в станицу за “подмогой”. Новорожденного сына Шибалка из рассказа “Шибалково семя” бойцы сотни особого назначения хотят убить, так как его мать – бандитская шпионка, из-за ее предательства погибла половина сотни. Только слезная мольба Шибалка спасает ребенка от страшной расправы. В рассказе “Алешкино сердце” бандит, сдаваясь в плен, прикрывается четырехлетней девочкой, которую держит на руках, чтобы красноармейцы сгоряча не застрелили его. Гражданская война не дает никому остаться в стороне от всеобщей бойни. Справедливость этой мысли подтверждает судьба паромщика Микишары, героя рассказа “Семейный человек”. Мики-шара – вдовец и отец большого семейства, к политике он совершенно равнодушен, для него важны его дети, которых он мечтает поставить на ноги. Белоказаки, испытывая героя, приказывают ему убить двух старших сыновей-красноармейцев, и Микишара убивает их, чтобы самому остаться в живых и заботиться о семерых младших детях. Шолохов изображает крайнее ожесточение обеих враждующих сторон – красных и белых. Герои “Донских рассказов” резко и определенно противопоставлены друг другу, что приводит к схематизму образов. Писатель показывает зверства белых и кулаков, которые безжалостно убивают бедняков, красноармейцев и сельских активистов. При этом Шолохов рисует врагов советской власти, обычно не углубляясь в их характеры, в мотивы поведения, в истории жизни, то есть односторонне и упрощенно. Кулаки и белогвардейцы в “Донских рассказах” жестокие, коварные, жадные. Достаточно вспомнить Макарчиху из рассказа “Алешкино сердце”, которая разбила утюгом голову умирающей от голода девочке – сестре Алешки, или хуторского богатея Ивана Алексеев: он “за харчи” нанял четырнадцатилетнего Алешку в работники, заставлял парнишку работать как взрослого мужика и нещадно бил “за каждую пустяковину”. Безымянный белогвардейский офицер из рассказа “Жеребенок” убивает в спину красноармейца Трофима, который только что спас жеребенка из водоворота. Шолохов не скрывает, что его политические и человеческие симпатии на стороне советской власти, поэтому положительными героями у молодого писателя становятся деревенские бедняки (Алешка Попов из рассказа “Алешкино сердце”, Ефим Озеров из рассказа “Смертный враг”), красноармейцы (Яков Шибалок из рассказа “Шибалково семя”, Трофим из рассказа “Жеребенок”), коммунисты (Игнат Бодягин из рассказа “Продкомиссар”, Фома Коршунов из рассказа “Нахаленок”), комсомольцы (Григорий Фролов из рассказа “Пастух”, Николай Кошевой из рассказа “Родинка”). В этих героях автор подчеркивает чувство справедливости, великодушие, искреннюю веру в счастливое будущее свое и своих детей, которое они связывают с новой властью. Однако уже в ранних “Донских рассказах” появляются высказывания героев, свидетельствующие, что не только белогвардейцы, но и большевики проводят на Дону политику грубой силы, а это неизбежно порождает сопротивление казаков и, значит, еще больше раздувает гражданскую войну. В рассказе “Продкомиссар” отец Бодягин высказывает сыну-продкомиссару свою обиду: “Меня за мое ж добро расстрелять надо, за то, что я в свой амбар не пущаю, я есть контра, а кто по чужим закромам шарит, этот при законе? Грабьте, ваша сила”. Дед Гаврила из рассказа “Чужая кровь” думает о большевиках: “Вторглись в казачий исконный быт врагами, жизнь дедову, обычную, вывернули наизнанку, как порожний карман”. В рассказе “О Донпродкоме и злоключениях замести геля Дон продкомиссара товарища Птицына”, который считается слабым и обычно не анализируется критиками, методы продразверстки во время гражданской войны показаны весьма откровенно. Товарищ Птицын сообщает, как лихо он выполняет приказ своего начальника – продкомиссара Голь-дина: “Иду я обратно и качаю хлеб. И до того докачался, что осталась на мужике одна шерсть. И того бы добра лишился, на валенки обо брал бы, но тут перевели Гольдина в Саратов”. В “Донских рассказах” Шолохов еще не акцентирует внимание на том, что политический экстремизм белых и красных одинаково отталкивает простой на род, но позже, в романе “Тихий Дон”, Григорий Мелехов ясно выскажется на этот счет: “Мне, если направдок гутарить, ни те, ни эти не по совести”. Его жизнь станет примером трагической судьбы обыкновенного человека, оказавшегося между двух непримиримо враждебных политических лагерей. Подводя итог, следует сказать, что Шолохов в ранних рассказах изображает гражданскую войну как время великого народного горя. Обоюдные жестокость и ненависть красных и белых приводят к народной трагедии: ни те, ни другие не понимают абсолютной ценности человеческой жизни, и кровь русских людей льется рекой. Почти все рассказы донского цикла имеют трагическую развязку; положительные герои, нарисованные автором с большой симпатией, погибают от рук белогвардейцев и кулаков. Но после шолоховских рассказов не остается чувства безнадежного пессимизма. В рассказе “Нахаленок” белоказаки убивают Фому Коршунова, но жив его сын Мишка; в рассказе “Смертный враг” кулаки подстерегают Ефима Озерова, когда он один возвращается в хутор, но перед смертью Ефим вспоминает слова своего товарища: “Попомни, Ефим, убьют тебя – двадцать новых Ефимов будет!.. Как в сказке про богатырей…”; в рассказе “Пастух” после смерти девятнадцатилетнего пастуха Григория его сестра, семнадцатилетняя Дунятка, идет в город, чтобы осуществить свою и Григория мечту – учиться. Так писатель выражает в своих рассказах исторический оптимизм: простой народ даже в обстановке гражданской войны сохраняет в душе лучшие человеческие качества: благородные мечты о справедливости, высокое стремление к знаниям и творческому труду, сочувствие слабым и малым, совестливость и т. д.

Читайте также:  Образ и характеристика сережи из рассказа белый пудель куприна сочинение

Можно заметить, что уже в своих первых произведениях Шолохов поднимает глобальные общечеловеческие проблемы: человек и революция, человек и народ, судьба человека в эпоху мировых и национальных потрясений.

Правда, убедительного раскрытия этих проблем в коротких рассказах молодой писатель не дал, да и не мог дать. Здесь нужна была эпопея с продолжительным временем действия, с многочисленными героями и событиями.

Вероятно, поэтому следующим после “Донских рассказов” произведением Шолохова стал роман-эпопея о гражданской войне “Тихий Дон”.

Источник: https://ege-essay.ru/v-chem-vidit-m-a-sholoxov-tragediyu-grazhdanskoj-vojny-po-rasskazam-sbornika-donskie-rasskazy/

«Чужая кровь», анализ рассказа Шолохова

«Донские рассказы» Михаила Шолохова стали предвестниками «Тихого Дона». Написанные в 1925-1926 годах, они передавали трагизм Гражданской войны, кровавой полосой прошедшей через семьи казаков.

Война сталкивала между собой отца и сына – именно такой конфликт объединяет эти рассказы. Шолохов выносит своими рассказами приговор гражданской войне в своем отечестве. Она страшна и противоестественна.

В этой войне нет ни правых, ни виноватых.

Война уводит родных людей навсегда – они не возвращаются. В рассказе «Чужая кровь», который завершает «Донские рассказы», не возвращаются два сына старика Гаврилы — один «белый», другой «красный», один родной, один чужой.

Сначала проводил родного сына Петра – первого и единственного. Работал на него не покладая рук.

Совет

Отправляя на фронт против красных, отец Гаврила продал две пары быков, достал дедовскую уздечку и седло, а на прощанье дал наказ: не срамить тихий Дон и служить, как «деды и прадеды службу царям несли».

Но пропал единственный сын, а в Филипповку пришли красные, «вторглись в казачий исконный быт», «вывернули наизнанку» обычную дедову жизнь, как порожний карман. Зол был Гаврила на новую власть, погубившую его единственного сына, ведь теперь кормильца нет, а сил уже нет, вот и рушилось хозяйство.

А когда вернулся с фронта Прохор Лиховидов, служивший вместе с Петро, узнали страшную правду: «срубили Петра насмерть».  После этого стал примечать хозяин, что левый глаз у жены подергиваться начал и рот покривило – чуть с ума не сошла от горя. Да и сам старик долго не мог принять тяжелую правду.

  Глаза налились кровью и слезами, и застонал, запрокидывая голову: «Одного сына убить?! … Не верю!…»

Так и доживали бы свой век осиротевшие старики, если бы не трагические события, развернувшиеся прямо во дворе.  Злой на новую власть, на продотрядников, забиравших «очищенную, смугло-золотую пшеницу», Гаврила все же был потрясен стычкой, которая произошла прямо на его глазах: кубанские казаки напали на отряд красноармейцев и жестоко расправились со всеми.

Глядя на мертвые тела, старик уже не ощутил в сердце прежней злобы. Вместо сердитого, с колючими глазами, продкомиссара он увидел мальчишку лет девятнадцати, а «сквозь леденящий холодок» голой груди прощупал «потухающее тепло».

Не смог Гаврила оставить умирать на морозе чьего-то чужого сына – приволок в избу, обмыл, растер руки, ноги и грудь. И пусть пока была она для него «гадливо-холодной», но четверо суток не отходили старики от постели молодого парня, «шафранно-бледного, похожего на покойника».

Через камышинку вливали в рот теплое молоко и навар из бараньих костей.

Так выхаживали вновь обретенного сына до самой весны. Понял Гаврила, что невыплаканная любовь матери к Петру, покойному сыну, «пожаром перекинулась на этого смертью зацелованного, чьего-то чужого сына». Да и сам он, поговорив с очнувшимся юношей и узнав, что зовут того Николаем, сказал, что для них он будет Петро, как их рано погибший сын.

Обратите внимание

Далее автору психологически точно удается передать, как Гаврила привязывается к новому сыну, а образ первого, родного, тускнеет. Это вызывает ужас в душе старика, но он не может противиться новому чувству.

При этом жена, неотступно сидящая у постели названого сына, вызывала ревнивое чувство. Когда же встал новый Петро на свои ноги, провожал его Гаврила беспокойным взглядом: как бы не оступился да не упал. Вскоре между Гаврилой и Николаем «увязались простые и любовные» отношения.

Юноша рассказал, что он сирота, родом с Урала и до войны работал на чугунолитейном заводе.

Так потеряв родного сына, старый донской казак Гаврила привязывается сердцем к чужому человеку, заменившему родного сына: «Белокурый, веселый, работящий, заслонил собой образ покойного Петра». Пригласили тогда старики остаться его с ними навсегда, чтобы не бросил их. Ничего не стал обещать им Николай-Петро, но Гаврила с женой надеялись на чудо, даже невесту стали присматривать.

Однако чуда не случилось: с почти принесли конверт, «ревниво хранивший чужую тайну», отчего старый казак «невольно чувствовал нарастающую злобу к этому письму, изломавшему привычный покой».

Даже изорвать хотел, но не смог – отдал нареченному сыну. Предчувствия не обманули: понял старик, что «не жить Петру в станице, не лохматить плугом степную целинную чернозёмь».

Тянет его на завод, который удерживали от Колчака, а теперь рабочие голодают, но снова поднимают его на ноги.

И вновь с поразительной силой передает Шолохов трагедию расставания — старик, «с усилием задушив рыдание» и «кривя изуродованное болью, мокрое лицо» крикнул:

Название рассказа очень точно передает отношение автора к описываемым событиям.

Важно

Когда Гаврила предлагал Николаю стать новым сыном, сказал: «Хучь и чужая в тебе кровь…, сколько горя натерпелись, от этого и полюбился ты нам».

  Так на первый план выступает не кровная, родственная связь, а те человеческие отношения. Всепоглощающая ненависть к красным сменилась в душе старого казака Гаврилы любовью, и он смог изменить свое отношение к врагам.

Рассказ «Чужая кровь» помогает увидеть слезы оставшихся без поддержки стариков, разрушившийся уклад жизни, «прахом дымящееся хозяйство» — всё, что приносит с собой война, где бы она ни происходила.

По писателю: Шолохов Михаил Александрович

Источник: https://goldlit.ru/sholokhov/587-chuzhaia-krov-analiz

Ссылка на основную публикацию