Анализ рассказа легкое дыхание бунина сочинение

Анализ рассказа Легкое дыхание Бунина сочинение

Чарующая и загадочная новелла Бунина рассказывает об истории гимназистки Оли Мещерской. По замыслу автора читатель не должен испытывать интереса к сюжету. Все внимание сосредоточено на стремительном беге времени, обрывающемся вечным покоем. Знакомство с героиней начинается с описания ее могилы на кладбище.

Бунин то и дело смешивает прошлое с настоящим, вводит в текст фрагменты дневниковых записей. Повествование построено на разнице между прошлым и настоящим, веселым и грустным, живым и мертвым.

Читатель получает возможность понаблюдать за обрывочными картинами безрадостной уездной жизни, где возникают и растворяются редкие персонажи. Постепенно приходит осознание того, что существующий мир враждебен красоте.

Обратите внимание

Рассказанная в новелле история Оли Мещерской убеждает в том, что жизнелюбие и молодость обречены на гибель.

В названии рассказа воплощен компонент женского совершенства, который героиня находит у себя и гордится им. Понятно, что такая трактовка красоты указывает на душевную ущербность.

Однако автор не подвергает Олю Мещерскую нравственному суду, наоборот он поклоняется ее страстному жизнелюбию. Ему нравится, что душа героини полна гармонии, она чувствует себя частью мира, природы.

Основная особенность легкого дыхания – освобождение, отрешенность, прозрачность жизни.

Но устрашающая правда бунинского видения мира в том, что все чрезмерно живое обречено на смерть. В сущности, сюжет рассказа прост. Безоглядно счастливой и радостной гимназистке выпало несчастье попасть в сети к престарелому сластолюбцу, а после — превратиться в мишень разочаровавшегося в ней казачьего офицера.

Автор сознательно ломает причинно-следственные связи. Читателю ничего не известно ни о характере их взаимоотношений, ни о мотивах девушки, решившейся на связь с огрубевшим военным. Эти герои в новелле являются орудиями судьбы. Внутренняя сущность Ольги, стихийные порывы делают ее обреченной.

  Простой сюжет нарушается ярким противопоставлением тяжелого креста и радостного живого взгляда на фотографии.

Важно

Трагедия гимназистки Мещерской переворачивает сознание одинокой классной дамы. Оказалось, что сюжет не так прост: в нем затронута бессмысленность и серость бытия еще одной женщины — Олиной учительницы, которая ищет наслаждение в иллюзорных идеях. Теперь она пленилась Ольгой и неотступно о ней думает, навещая могилу и вглядываясь в фотографию.    

Повествование об учительнице приоткрывает окно в вечность. Последние строки говорят о том, что легкому дыханию пришла пора раствориться в холодном ветре и остаться в бесконечности.   

Сочинение по рассказу Бунина Легкое дыхание

В своих рассказах Бунин часто пишет о любви, причем часто о любви трагической, о неразделенных чувствах и драматических ситуациях. Таким является и рассказ Легкое дыхание, которое предлагает историю юной гимназистки Ольги Мещерской.

Ольга представляет собой очаровательное юное создание, абсолютную максималистку и открыто бросает вызов обществу. Она не слушается директрису своей гимназии, она наслаждается развлечениями и одевается как взрослая женщина. Легкое дыхание – тот способ, которым она существует, Мещерская легка как легкий вздох и вдох, она трепетна и нежна.

Основой сюжета является не столько противопоставление Ольги Мещерской обществу, сколько история между девушкой и пожилым офицером Алексеем Малютиным. Этот офицер пользуется популярностью у женщин и часто сам отвергает женское внимание. Он также является другом семьи Мещерской.

Когда родителей Ольги не было дома, на дачу к ней приехал Малютин. Он был после дождя и решил остаться, чтобы обсохнуть, хотя в действительности его целью, вероятнее всего, была юная гимназистка. Он соблазняет девушку, частично пользуется ее беспомощностью и лишает невинности.

Для самой Ольги становление женщиной не было в полной степени принудительным, но она испытывала по большей части только интерес и не более того. Также в определенной степени этот поступок был продолжением юношеского бунта для девушки. Как она потом написала в собственном дневнике, ухаживания Малютина и близость с ним была ей отвратительна.

Трагедия истории заключается в том, как Алексей Михайлович узнает об этой записи в дневнике и затаивает злобу на свою избранницу. На самом деле, на мой взгляд, Малютина также гложет стыд и страх, которые охватывают его после неблаговидного поступка. Он только оправдывает себя аффектом и в этом факт.

Читателям может казаться основным фактором самолюбие офицера, который разозлился просто по причине отвергнутости, но в этом только часть причины.

Совет

На мой взгляд, Малютин понимает, как был прельщен этим легким дыханием молодости и как нелепо выглядела его страсть, которую он проявлял к юной девушке, как он смешно смотрелся с собственными примитивными и пошлыми ухищрениями.

Конечно, Малютину не хватает смелости и честности во всем признаться себе и он не стреляет в себя, он ищет причину во вне, поэтому и стреляет в Мещерскую, пытаясь заглушить внутренние противоречия.

← Анализ рассказа Господин из Сан-Франциско ← Анализ рассказа Сны Чанга↑ БунинАнализ рассказа Поздний час → Анализ рассказа Грамматика любви →

Источник: https://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/bunin/analiz-rasskaza-legkoe-dyhanie

Сочинение по рассказу «Легкое дыхание» Бунина, — Сочинения по литературе

Читайте также:
МИФ О ПИГМАЛИОНЕ краткое содержание краткий пересказ изложение

СМЫСЛ НАЗВАНИЯ И ПРОБЛЕМАТИКА РАССКАЗА И. А. БУНИНА «ЛЕГКОЕ ДЫХАНИЕ»

Рассказ «Легкое дыхание», написанный в 1916 году, заслуженно считается одной из жемчужин бунинской прозы — так лаконично и ярко запечатлен в нем образ героини, так трепетно передано чувство прекрасного.

Что же такое «легкое дыхание», почему это словосочетание давно стало нарицательным для обозначения человеческого таланта — таланта жить? Чтобы разобраться в этом, проанализируем рассказ «Легкое дыхание».

Повествование Бунин строит на контрастах. Уже с первых строк у читателя возникает какое-то двойственное ощущение: грустное, пустынное кладбище, серый апрельский день, холодный ветер, который «звенит и звенит фарфоровым венком у подножия креста».

Вот начало рассказа: «На кладбище, над свежей глиняной насыпью стоит новый крест из дуба, крепкий, тяжелый, гладкий… В самый же крест вделан довольно большой, выпуклый фарфоровый медальон, а в медальоне — фотографический портрет гимназистки с радостными, поразительно живыми глазами».

По принципу контраста описывается вся жизнь Олечки Мещерской: безоблачное детство и отрочество противопоставлены трагическим событиям последнего прожитого Олей года. Автор всюду подчеркивает разрыв между кажущимся и реальным, внешним и внутренним состоянием героини. Фабула рассказа чрезвычайно проста.

Юная, безоглядно счастливая красавица гимназистка Оля Мещерская становится сначала добычей пожилого сластолюбца, а затем — живой мишенью для обманутого ею казачьего офицера. Трагическая гибель Мещер ской подвигает на исступленное, иссушающее «служение» ее памяти одинокую маленькую женщину — классную даму.

Кажущуюся простоту сюжета рассказа нарушает противопоставление: тяжелый крест и радостные, живые глаза, — заставляющее сердце читателя тревожно сжаться. Оно будет преследовать нас на протяжении всего рассказа о короткой жизни Оли Мещерской.

Обратите внимание

Простота сюжета обманчива: ведь это рассказ не только о судьбе юной девушки, но и о безрадостной судьбе классной дамы, привыкшей жить чьей-то чужой жизнью, сиять отраженным светом — светом «живых глаз» Оли Мещерской.

Бунин верил в то, что рождение человека не является его началом, а значит, смерть не является концом существования его души. Душа — ее символом и является «легкое дыхание» — не исчезает безвозвратно. Она — лучшая, настоящая часть жизни. Воплощением этой жизни стала героиня рассказа Оля Мещерская.

Девушка естественна настолько, что даже внешние проявления ее существования вызывают неприятие у одних и восхищение у других: «А она ничего не боялась — ни чернильных пятен на пальцах, ни раскрасневшегося лица, ни растрепанных волос, ни заголившегося при падении на бегу колена.

Без всяких ее забот и усилий и как-то незаметно пришло к ней все то, что так отличало ее в последние два года из всей гимназии, — изящество, нарядность, ловкость, ясный блеск глаз…» На первый взгляд, перед нами обычная гимназистка — красивая, благополучная и немного ветреная девочка, дочь обеспеченных родителей, которую ожидает блестящая партия.

Но наше внимание постоянно и настойчиво направляется к каким-то потаенным пружинам Олиной жизни. Для этого автор затягивает объяснение причин гибели героини, как бы порожденной самой логикой поведения девушки.

Может быть, она сама во всем виновата? Ведь она кокетничает с гимназистом Шеншиным, кокетничает, пусть бессознательно, с Алексеем Михайловичем Малютиным, который ее соблазняет, зачем-то обещает казачьему офицеру выйти за него замуж.

Зачем? Для чего ей все это нужно? И постепенно мы понимаем, что Оля Мещерская прекрасна, как бывает прекрасна стихия. И так же вненравственна, как она. Она хочет во всем дойти до предела, до глубины, до сокровенной сути, не считаясь с мнением окружающих.

В поступках Оли нет ни осмысленного порока, ни чувства мести, ни боли раскаяния, ни твердости решений. Выходит, прекрасное ощущение полноты жизни может быть губительным.

Важно

Даже бессознательная тоска по ней (как у классной дамы) трагична. Поэтому каждая деталь, каждый шаг Олиной жизни грозит катастрофой: любопытство и шалость могут привести к насилию, легкомысленная игра с чужими чувствами — к убийству.

Оля Мещерская живет, а не исполняет роль живого существа. Это ее сущность. В этом ее вина. Быть предельно живым, не соблюдая правил игры, — значит быть предельно обреченным.

Ведь среда, в которой суждено было появиться Мещерской, начисто лишена органического, целостного чувства прекрасного. Здесь жизнь подчинена строгим правилам, за нарушение которых приходится платить.

Оле, привыкшей не то чтобы дразнить судьбу, а просто отважно идти навстречу новым ощущениям и впечатлениям во всей их полноте, не довелось встретить человека, который оценил бы не только ее телесную красоту, но и душевную щедрость и яркость.

Ведь Оля действительно обладала «легким дыханием» — жаждой какой-то особенной, неповторимой судьбы, достойной только избранных. Учительница, не сумевшая спасти свою ученицу, вспоминает ее слова, случайно подслушанные на перемене.

Среди подробного описания женской красоты и полудетской «примерки» этого описания к собственной внешности так неожиданно звучит фраза о «легком дыхании», понятая девочкой буквально: «…Но главное знаешь ли что? — легкое дыхание! А ведь оно у меня есть, — ты послушай, как я вздыхаю…» Автор оставляет миру не красоту девушки, не ее опыт, а лишь эту так и не раскрывшуюся возможность. Она, по мысли Бунина, не может до конца исчезнуть, как не могут исчезнуть тяга к прекрасному, к счастью, к совершенству: «Теперь это легкое дыхание снова рассеялось в мире, в этом облачном небе, в этом холодном весеннем ветре».

«Легкое дыхание» в представлении Бунина — это умение радоваться жизни, принимать ее как светлый дар. Оля Мещерская пленяла окружающих щедрым и яростным жизнелюбием, но в скудном мире маленького городка, к несчастью для нее, не нашлось человека, способного защитить ее «легкое дыхание» от «холодного весеннего ветра».

Внимание! Для получения значительной скидки, заполните поля и следуйте дальнейшим подсказкам.

Источник: https://referatbooks.ru/literature/essay/sochinenie-po-rasskazu-legkoe-dyhanie-bunina/

«Легкое дыхание»: анализ рассказа Бунина, особенности композиции

«Легкое дыхание», как справедливо полагают исследователи, один из самых чарующих и загадочных рассказов Бунина. Его блистательный анализ был предложен известным психологом, занимающимся проблемами художественного творчества, Л. С. Выготским.

Анализ рассказа исследователь начал с названия, которое, по его мнению, и является своеобразной доминантой повествования и «определяет собой все построение рассказа».

Как отмечает исследователь, «это рассказ не об Оле Мещерской, а о легком дыхании; его основная черта — это то чувство освобождения, легкости, отрешенности и совершенной прозрачности жизни, которое никак нельзя вывести из самих событий, лежащих в его основе».

Эти мысли были высказаны Л. Выготским в 1965 году в книге «Психология искусства». Даже сейчас, спустя почти полвека, они вызывают нешуточные споры. Во-первых, исследователи во многом не соглашаются с такой однозначной трактовкой названия рассказа, справедливо полагая, что в тексте «легкое дыхание» служит обозначением одного из слагаемых женской красоты («Я…

Совет

прочла, какая красота должна быть у женщины».) Безусловно, даже принятие такого кодекса красоты говорит о душевной ущербности героини. Однако в рассказе нет никакого нравственного суда над Олей Мещерской: страстное жизнелюбие главной героини очень по душе повествователю.

Ему по душе также и та гармония, которая воцаряется в душе героини, когда она ощущает свое единство с миром, с природой, с собственной душой.

«Быть предельно живым — значит быть предельно обреченным, — заметил однажды современный литературовед С. Вайман. — Такова ужасающая истина бунинского мироощущения». Как видно, приведенные выше комментарии лишь развивают отдельные положения, выдвинутые Л. С. Выготским.

Собственно расхождения между ним и современными исследователями начинаются тогда, когда речь заходит о причинах несостоявшейся жизни Оли Мещерской.

Оппоненты Выготского склонны видеть их в бездуховности существования, в отсутствии нравственно-этических норм и приводят в доказательство разговор в кабинете начальницы, историю с казачьим офицером, а самое глазное — историю классной дамы, которая сначала хотела посвятить себя брату, «ничем не замечательному прапорщику», потом вообразила себя «идейной труженицей» и, наконец, нашла себя в исступленном служении памяти своей воспитанницы. 

Особенности композиции рассказа «Легкое дыхание»

Один из исследователей справедливо заметил, что оригинальность композиции «Легкого дыхания» состоит в том, что она исключает всякий интерес к сюжету как таковому. Действительно, повествование начинается с финала жизни Оли Мещерской, с описания ее могилы и заканчивается, по существу, тем же.

Автор-повествователь переносит действие рассказа из прошлого в настоящее, смешивая два плана повествования, вводя в ткань художественного текста отрывки из дневника Оли Мещерской, строя отдельные фрагменты текста по контрасту: настоящее — прошлое, веселое — грустное, живое — мертвое.

Начинается рассказ как эпитафия, «эпитафия девичьей красоте», по меткому выражению К. Г. Паустовского.

Перед глазами читателей мелькают, как кадры хроники, безрадостные картины убогой провинциальной жизни, появляются и исчезают немногочисленные герои, и постепенно на страницах произведения встает иной мир, мир, враждебный красоте, и возникает «рассказ совсем о другом: об обреченности красоты и молодости на гибель» (Ю. Мальцев).

Источник: В мире литературы. 11 класс / А.Г. Кутузов, А.К. Киселев и др. М.: Дрофа, 2006

Источник: http://classlit.ru/publ/literatura_20_veka/bunin_i_a/legkoe_dykhanie_analiz_rasskaza_bunina_osobennosti_kompozicii/23-1-0-602

Тема любви и смерти в творчестве Бунина («Легкое дыхание») | Свободный обмен школьными сочинениями 5-11 класс

Рассказ «Легкое дыхание» написан И. Буниным в 1916 году. В нем нашли отражение философские мотивы жизни и смерти, прекрасного и безобразного, которые были в центре внимания писателя. В этом рассказе Бунин развивает одну из ведущих для своего творчества проблем: любовь и смерть. По художественному мастерству «Легкое дыхание» считается жемчужиной прозы Бунина.

Читайте также:  Образ и характеристика профессора преображенского в повести собачье сердце булгаков

Повествование движется в обратном направлении, из настоящего в прошлое, начало рассказа является его финалом. С первых строк автор погружает читателя в грустную атмосферу кладбища, описывает могилу прекрасной девушки, жизнь которой нелепо и страшно прервалась в самом расцвете сил: «На кладбище, над своей глиняной насыпью, стоит новый крест из дуба, крепкий, тяжелый, гладкий.

Апрель, дни серые; памятники кладбища, просторного уездного, еще далеко видны сквозь голые деревья, и холодный ветер звенит и звенит у подножия креста.

В самый же крест вделан довольно большой, выпуклый фарфоровый медальон, а в медальоне – фотографический портрет гимназистки с радостными, поразительно живыми глазами.

Это Оля Мещерская».

Обратите внимание

Бунин заставляет нас проникнуться скорбью при виде могилы пятнадцатилетней девушки, светлой и красивой, которая погибла в самом начале весны.

Это была весна ее жизни, а она в ней – как нераспустившийся бутон прекрасного в будущем цветка. Но сказочное лето для нее никогда не наступит.

Исчезла молодая жизнь, красота, теперь над Олей вечность: «звенит-звенит», не прекращая, «холодный ветер фарфоровым венком» на ее могиле.

Автор знакомит нас с жизнью героини рассказа, гимназистки Оли Мещерской, в ее четырнадцать и пятнадцать лет. Во всем ее облике сквозит восхищенное удивление необычайным переменам, которые с ней происходят. Она стремительно похорошела, превращаясь в девушку, душа ее наполнилась энергией и счастьем.

Героиня ошеломлена, она еще не знает, что с собой, новой и такой красивой, делать, поэтому просто отдается порывам молодости и беззаботного веселья. Природа преподнесла ей неожиданный подарок, сделав легкой, веселой, счастливой. Автор пишет, что героиню отличало «в последние два года из всей гимназии, – изящество, нарядность, ловкость, ясный блеск глаз».

Жизнь восхитительно бурлит в ней, и она с удовольствием обживается в своем новом прекрасном обличье, пробует его возможности.

Невольно вспоминается рассказ «Фиалки», написанный другом Бунина и талантливым русским прозаиком А. И. Куприным.

В нем талантливо изображено взрывное пробуждение юности кадета-семиклассника Дмитрия Казакова, который от нахлынувших чувств не может готовиться к экзамену, с умилением собирает фиалки за стенами учебного корпуса.

Важно

Юноша не понимает, что с ним происходит, но от счастья готов обнять весь мир и влюбиться в первую встреченную им девушку.

Оля Мещерская у Бунина – добрый, искренний и непосредственный человек. Своим счастьем и позитивной энергией девушка заряжает все вокруг, притягивает к себе людей. Девочки из младших классов гимназии гурьбой бегают за ней, для них она – идеал.

Последняя зима жизни Оли как будто специально выдалась такой прекрасной: «Зима была снежная, солнечная, морозная, рано опускалось солнце за высокий ельник снежного гимназического сада, неизменно погожее, лучистое, обещающее и на завтра мороз и солнце, гулянье на Соборной улице; каток в городском саду, розовый вечер, музыку и эту во все стороны скользящую на катке толпу, в которой Оля Мещерская казалась самой беззаботной, самой счастливой». Но только казалась . Эта психологическая деталь указывает на свойственное юности каждого человека пробуждение сначала природных сил, когда разум еще спит и не контролирует чувства. Неискушенная, неопытная Оля легко летит по жизни, как бабочка на огонь. А несчастье уже идет по ее следам. Бунин сумел в полной мере передать трагизм этого головокружительного полета.

Свобода в суждениях, отсутствие страха, проявление бурной радости, демонстрация счастья считаются в обществе вызывающим поведением. Оля не понимает, насколько раздражает окружающих. Красота, как правило, вызывает зависть, непонимание, не умеет защитить себя в мире, где все исключительное подвергается гонению.

Кроме главной героини в рассказе фигурируют еще четыре образа, так или иначе связанные с юной гимназисткой. Это начальница гимназии, классная дама Оли, знакомый отца Оли Алексей Михайлович Милютин и некий казачий офицер.

Никто из них не относится к девушке по-человечески, не делает даже попытки понять ее внутренний мир. Начальница, по долгу службы, упрекает Мещерскую за женскую прическу, туфли. Пожилой уже человек, Милютин воспользовался неопытностью Оли и соблазнил ее.

Видимо, случайный поклонник, казачий офицер, принял поведение Мещерской за ветреность и распущенность. Он стреляет в девушку на вокзале и убивает ее. Пятнадцатилетней девочке далеко до роковой соблазнительницы. Она, наивная школьница, показывает ему листок из тетрадки-дневника.

Как ребенок, она не знает выхода из любовной ситуации и пытается отгородиться от назойливого воздыхателя своими же детскими и путаными записями, предъявляя их как некий документ.

Совет

Как можно было этого не понять? Но, совершив преступление, некрасивый, плебейского вида офицер во всем обвиняет убитую им девушку.

Бунин понимал любовь по преимуществу только как вспыхнувшую внезапно страсть. А страсть всегда разрушительна. Любовь у Бунина ходит рядом со смертью. Рассказ «Легкое дыхание» не исключение. Такова была концепция любви великого писателя. Но Бунин утверждает: смерть не всесильна.

Короткая, но яркая жизнь Оли Мещерской оставила след во многих душах. «Маленькая женщина в трауре», классная дама Оли, часто приходит на могилу, вспоминает ее «бледное личико в гробу» и разговор, который однажды она невольно подслушала.

Оля рассказывала подруге о том, что главное в женщине – «легкое дыхание»: «А ведь оно у меня есть, – ты послушай, как я вдыхаю, – ведь, правда, есть?»

Заканчивается рассказ словами автора: «Теперь это легкое дыхание снова рассеялось в мире, в этом облачном небе, в этом холодном ветре». Красоту нельзя уничтожить, она возродится вновь.

Источник: http://resoch.ru/tema-lyubvi-i-smerti-v-tvorchestve-bunina-legkoe-dyxanie/

Краткое содержание рассказа Бунина “Легкое дыхание”

Рассказ «Лёгкое дыхание» – одно из самых сложных и философски наполненных произведений И.А. Бунина. Перед читателем открывается довольно простая история из жизни обычной гимназистки, но именно она заставляет задуматься о многих насущных вопросах не только современности, но и бытия.

«Лёгкое дыхание» по жанровым особенностям относится к новелле, которая ставит перед собой задачу посредством уникального и конкретного события показать не только судьбу своего героя, но и воссоздать картину жизни всего общества, включая его пороки и заблуждения.

Композиция рассказа сложная и необычная. За основу взят приём обратного повествования. В начале произведения читатель узнаёт – главная героиня Оля Мещерская мертва, а далее знакомится с ней и историей её жизни, уже понимая, что она будет трагичной.

Анализ произведения Бунина «Лёгкое дыхание»

Композиционные сдвиги и контрасты встречаются на протяжении всего рассказа. Сначала идёт повествование из настоящего (могила девушка), которое переходит к событиям прошлого (описание жизни в гимназии). Затем читатель возвращается ко времени, близкому к настоящему, – смерть Оли и следствие над офицером, совершившим убийство.

После чего повествование снова перемещается в прошлое, рассказывая о пошлой связи между девушкой и Малютиным. Вот опять описывается настоящее: классная дама по пути к кладбищу, где похоронена героиня.

Заканчивается произведение очередной отсылкой к прошлому – диалогу Оле Мещерской со своей подругой и её размышлениях о «лёгком дыхании» женщины.

Обратите внимание

В каждом эпизоде, рассказывающем об этапе жизни Мещерской (взросление, нравственное падение и гибель) автор обращается к различным формам: повествованию, портрету, речи действующих лиц, пейзажным зарисовкам, записям из дневника и авторским ремаркам.

Время произведения постоянно прерывается или останавливается, а читатель восстанавливает хронологию произошедшего. Повествование размыто, но благодаря этому чтение новеллы не только вызывает интерес, но и придаёт новые смыслы, даёт ответ на главный вопрос: «Почему судьба Оли настолько трагична?»

Виноваты в случившемся все. Это и классная дама, которая не смогла наладить общение со своей ученицей, подсказать ей советом и стать наставницей. Естественно, это Малютин, обольстивший и совративший Олю.

Есть доля вины и на плечах родителей девушки, о которых в рассказе упоминается немного.

Разве они не были обязаны оберегать свою дочь от легкомыслия и как минимум не заводить дружбу с таким человеком, как Малютин.

Трагический исход предопределило и отношение Оле Мещерской к жизни. Человек также ответственен за свою судьбу и то, что происходит с ним. И.А. Бунин говорит об этом в своём произведении предельно отчётливо.

Характеристика главных персонажей рассказа «Лёгкое дыхание»

Оля Мещерская – главная героиня рассказа. Она дочь зажиточных родителей. Лучше всех танцует на балах и катается на коньках.

Девушка отличается от своих сверстниц красотой и женственностью: рано «стала расцветать, развиваться не по дням, а по часам», а «в пятнадцать она слыла уже красавицей». Оля противопоставлена другим гимназисткам своим отношением к жизни.

Если другие тщательно причёсывались, были очень чистоплотны, «следили за своими сдержанными движениями», то героиня рассказа не боялась «ни чернильных пятен на пальцах, ни раскрасневшегося лица, ни растрепанных волос».

Важно

В её образе переплетается детская наивность, искренность, простота с небывалой женственностью и красотой.

Такое губительное сочетание послужило причиной зависти, ревности, появления тысячи слухов о том, что она ветрена, не способна любить и доводит своим поведением любимого человека до самоубийства.

Однако автор отчётливо даёт понять, что эти мнения людей об Ольге Мещерской беспочвенны. Её красота и неповторимость привлекает не только молодых людей, но и зло с роковым исходом.

К героине тянутся дети, которые чувствуют в ней хорошего человека. Рассказчик постоянно упоминает об Оле только в контексте прекрасных пейзажей и гармоничных мест. Когда она катается на коньках, то на улице погожий розовый вечер. Когда девушка на прогулке, то солнце блестит «через весь мокрый сад». Всё это указывает на симпатию автора к своему персонажу.

Ольга всегда тянется к прекрасному, совершенному. Её не устраивает обывательское отношение к себе и жизни.

Однако именно такая позиция главной героини вместе с её неповторимостью и душевной тонкостью предопределяют трагический исход. Разве могло быть по-другому? Нет.

Оля Мещерская противопоставлена всему миру, её поступки неосознанны, а поведение не зависит от современных норм и правил, принятых в обществе.

Остальные персонажи, включая классную даму, Малютина, подругу Оли и прочее окружение, введены автором лишь для того, чтобы акцентировать индивидуальность героини, её необычность и незаурядность.

Главная идея рассказа «Лёгкое дыхание»

Исследователи давно пришли к выводу, что понять замысел автора помогает не столько внешний, сколько внутренний сюжет, наполненный психологическим, поэтическим и философским смыслами.

Героиня рассказа легкомысленна, но в хорошем смысле этого слова. Неосознанно она подвергается любовной связи с Малютиным, другом отца. Но разве в этом есть вина девушки, которая поверила взрослому человеку, говорившему о чувствах к ней, проявлявшему, как оказалось, показную доброту и казавшегося настоящим кавалером?

Оля Мещерская не похожа на всех остальных персонажей, противопоставлена им и в то же время одинока. Эпизод падения и отношений с Малютиным только обострил внутренний конфликт и протест героини.

Другие литературоведы полагают, что одна ошибка, т.е. порочная связь с Малютиным, не заставила девушку задуматься о случившемся. В результате чего, Ольга завела отношения с офицером, не имевшим «ровно ничего общего с тем кругом, к которому принадлежала», совершив вторую по счёту и уже роковую ошибку.

Рассмотрим эпизод прощания с офицером на вокзале с другого ракурса. Ольга отдала ему самое ценное и сокровенное – лист с записью из дневника. Что если она любила своего будущего убийцу и решила рассказать горькую правду о случившемся с ней. Правда, офицер воспринял это не как признание, а как насмешку, обман той, кто «поклялась быть его женой».

При интерпретации рассказа И.А. Бунина «Лёгкое дыхание» читателю открывают не только разные смыслы, но и варианты трактовки событий. Причин случившейся трагедии в произведении много, как и попыток объяснить их.

Совет

С уверенностью можно сказать о том, что образ Ольги Мещерской противоречив, но симпатичен автору. Тогда как окружающий мир показан скудным и серым, не способным на чувства, поступки и понимание происходящего.

Это подтверждают образы Малютина, начальницы гимназии, казачьего офицера.

Окружение героини не просто чуждо, а враждебно красоте, своей глупостью и пошлостью губит то необыкновенное и неповторимое, что есть в человеке – «лёгкое дыхание» или желание жить, отдавшись своим чувствам и эмоциям.

Источник: https://r-book.club/russian-classics/ivan-bunin/lehkoye-dihaniye.html

Сочинени по рассказу Ивана Бунина «Легкое дыхание»

Начало двадцатого века прославилось рождением новой культуры под названием модернизм. Это литературное течение полностью переосмысливает классическую литературу и рвет с ней всевозможные связи. Представители модернизма обращали внимание читателей на враждебное и равнодушное отношение окружающей действительности к человеку, к его чувствам, эмоциям и потребностям.

Именно эта тема ярко и показательно описана в рассказе И. А. Бунина «Легкое дыхание». Русский писатель – классик – И.А. Бунин, который писал и творил на стыке девятнадцатого и двадцатого века. Следовательно, в его творчестве одновременно сосуществуют модернизм и, не оставляющий пока свои позиции, классицизм. Однако, в рассказе «Легкое дыхание» вверх взял модернизм.

Это произведение построено на контрастах: прекрасное и трагическое, любовь и смерть, кладбище и гимназия молодых девушек, страсть и отвращение.

Итак, в данном произведении речь идет о молодой гимназистке Оле Мещерской, девушке с «легким дыханием», которая заметно выделялась на фоне того окружения, в котором находилась, однако в этом обществеона была чужой, так как имела веселый нрав, жажду к жизни и яркие, смеющиеся глаза.

Помимо всего прочего, эта девушка бросала вызов обществу, что, естественно, рано или поздно обернулось бы против нее самой.

Читайте также:  Сочинение антонина характеристика и образ (доктор живаго пастернака)

Образу Оли противопоставляется образ ее классной руководительницы – дамы старых устоев и самых строгих правил, которая постоянно обвиняла Ольгу в ее легкомысленном отношении к жизни.

Именно из-за легкомысленного отношения к жизни, «девушка с легким дыханием» ее и потеряла.

Обратите внимание

Итак, Оля Мещерская была застрелена на вокзале Малютиным Алексеем Михайловичем – другом их семьи. Оля отдалась этому престарелому кавалеру на даче своих родителей, а затем посмеялась над ним, сказав, что он ей совершенно равнодушен. Общество полностью оправдало поступок Малютина, так как она была другой, не такой как все, следовательно – непонятой.

Данное произведение – это описание трагедии человеческой жизни, в которой молодая девушка пострадала от своей же красоты, юности и стремления жить. С помощью контрастов автор очень точно передает внутренний мир главной героини, ее чувства, сомнения и желания.

Легкое дыхание – это символ чистоты, юности, искренности, а также желания победить смерть и жить вечно. Именно этот эффект «легкого дыхания» помогает автору передать читателям ту главную мысль, которую он вложил в свое творение – никогда у человечества не пропадет стремление быть ближе к прекрасному и совершенному.

(2 votes, average: 5.00

Источник: https://school-essay.ru/i-bunin-legkoe-dyxanie.html

Сочинение: Анализ рассказа И. Бунина «Лёгкое дыхание»

Анализ рассказа И. Бунина «Лёгкое дыхание»

Человек — повод к взрыву.

(Почему вулканы взрываются?).

Иногда вулканы взрываются сокровищами.

Дать взорваться — больше, чем добыть.

М. Цветаева.

Начиная писать это сочинение, ставлю перед собой цель разобраться, почему люди неординарные, необычные, люди, «взрывающиеся сокровищами», остаются непризнанными, отвергнутыми обществом. Оля Мещерская — из таких людей.

Излучая негаснущий свет, бодрость духа, жизнерадостность, лёгкость, она у одних вызывала зависть, у других — неприязнь. Хотя все эти люди, как мне кажется, в глубине души восхищались её беззаботностью, смелостью, восхищались её судьбой, поведением, её безудержным счастьем.

Несомненно, личность Оли Мещерской, её характер и образ жизни неоднозначны. С одной стороны, эта сильная личность живёт без страха быть непонятой.

Но с другой стороны, Оля не в силах противостоять обществу, она не выдерживает этой жестокой борьбы с предрассудками, «моральными устоями», которые создаёт толпа, серая и безликая масса людей, не имеющих индивидуальности, не имеющих собственной жизни, осуждающих даже попытки жить так, как нравится.

«Она ничего не боялась — ни чернильного пятна на пальцах, ни раскрасневшегося лица, ни растрёпанных волос, ни заголившегося при падении на бегу колена», — вот чем стоит восхищаться! Вот чему стоит завидовать! Редкий человек сможет так безбоязненно вести себя, не задумываясь о последствиях, делая всё искренне и легко.

Все её слова, действия (то есть поступки) — всё это шло от чистого сердца. Она жила сегодняшним, не боясь будущего, по-настоящему получая удовольствие от жизни. Если честно, я завидую! Я, наверное, не смогла бы так жить, так беспечно вести себя, да и мало кто смог бы.

В этом и состоит уникальность Оли, её индивидуальность, такая судьба как подарок, ею надо гордиться.

Идея рассказа в противоречии двух миров: серого, скучного, безликого общества и светлого, яркого внутреннего мира Оли Мещерской.

Здесь и конфликт межличностный: «…пошли толки, что она (Оля) ветрена, не может жить без поклонников…» Общество не принимало поведение Оли, потому что оно выходило за его рамки, Оля же, в свою очередь, возможно, даже с излишней лёгкостью относилась к повышенному вниманию окружающих. Всякий раз недооценивая противника, человек обречён на поражение в борьбе.

Здесь же, в «Лёгком дыхании», конфликт двух миров находит отражение и в пейзаже: с одной стороны, «…апрель, дни серые; холодный ветер звенит венком у подножия креста», а с другой — медальон, в котором «фотографический портрет гимназистки с радостными, поразительно живыми глазами». И эта лёгкость, радость, живость повсюду.

Важно

Читая рассказ, заражаешься той кипящей, бурлящей энергией Оли, тебя словно пронизывают биотоки, посылаемые гимназисткой Мещерской: «изящество, нарядность, ловкость, ясный блеск глаз», «Оля Мещерская казалась самой беззаботной, самой счастливой», «сияя глазами, побежала наверх», «…глядя на неё ясно и живо», «…так легко и грациозно, как только она одна умела», «…просто, почти весело ответила Мещерская».

Олина беззаботность и желание знать всё завели её в тупик. В этом и состоит главное противоречие: живя своей судьбою, Оля открывала для себя новый мир, но в то же время, желая всего и сразу, не задумываясь о смысле своей жизни, она безнадёжно теряла своё детство, юность, молодость.

Слишком рано она познала пошлую сторону любви, так и не разгадав тайну романтического чувства.

Лишь позже, осознав это, а точнее сказать, почувствовав страх, разочарование и стыд, возможно, первый раз в жизни, Оля испугалась: «Я не понимаю, как это могло случиться, я сошла с ума, я никогда не думала, что я такая! Теперь мне один выход… Я чувствую к нему такое отвращение, что не могу пережить этого!..»

Только сейчас становится понятно, насколько Оля слаба. Она не в состоянии бороться. Спустившись с небес на землю, она испугалась. И единственный возможный для неё выход из этого положения — смерть. Оля хорошо это понимала. Я считаю, смерть стала закономерным итогом её безрассудного поведения.

Множество вопросов возникает, когда вновь и вновь перечитываешь текст. Малютин и этот казачий офицер, убивший Олю, — это одно лицо или нет? А женщина, которую мы видим у могилы Мещерской в конце рассказа, и начальница? Однозначно ответить трудно.

Ясно одно: в принципе, и неважно это, потому как эти люди представляют собой толпу, и совсем не обязательно знать, кто они такие, ведь все они, по сути, одинаковы. Единственный яркий образ в рассказе — Оля Мещерская, и её Бунин рисует нам во всех подробностях, ибо таких людей, как она, — единицы.

«Теперь Оля Мещерская — предмет её неотступных дум и чувств», — речь идёт о поклонении классной дамы Оле как идеалу. За счёт таких людей существует мир: они дарят окружающим ту энергию, ту лёгкость, которой недостаёт миру простых смертных.

Хоть эти люди слабы и неспособны противостоять как своим страстям, так и презрению окружающих, такие, как Оля, проживают отведённое им время с достоинством, в удовольствии. И даже одна такая человеческая судьба, я считаю, способна перевернуть весь мир, что никогда не сможет сделать безликая толпа.

Совет

Гимназистка Оля, молодая девушка, которая только начинала жить, оставила глубокий след в душе каждого, знавшего её историю. За короткий период своей жизни она смогла сделать то, что многим не удаётся за всю жизнь: она выделилась из толпы.

«…Но главное, знаешь ли что? Лёгкое дыхание! А ведь оно у меня есть, — ты послушай, как я вздыхаю, — ведь правда, есть?» Конечно, у неё была эта лёгкость, которую она дарила всем. «Возможно ли, что под ним (под фарфоровым венком) та, чьи глаза так бессмертно сияют из этого выпуклого фарфорового медальона на кресте..

?» Конечно, нет, в земле похоронено лишь тело, но жизнь Оли, её улыбка, чистый взгляд, лёгкость навсегда останутся в сердцах людей: «Теперь это лёгкое дыхание снова рассеялось в мире, в этом облачном небе, в этом холодном весеннем ветре».

Такие люди бессмертны, ибо они дарят жизнь другим, жизнь полноценную, настоящую, неподдельную.

Так почему же Оля была отвергнута обществом? Ответ один: зависть. Все эти безликие существа завидовали ей «чёрной завистью». Понимая, что они никогда не станут ТАКИМИ, как Мещерская, люди сделали её изгоем. Упрямая толпа не хотела принимать что-либо, не вписывающееся в её рамки.

Но главная беда таких, как Оля, не в этом. Они просто, живя своей жизнью, совершенно забывают про жестокую реальность, которой ничего не стоит сломать все их мечты, радости, всю их жизнь. Но тем не менее я восхищаюсь Олей Мещерской, её талантом жить красиво, неправильно, но интересно, мало, но ярко и легко!!!

…Жаль, что лёгкое дыхание встречается нечасто.

Источник: http://www.yurii.ru/ref10/particle-16753.php

Две судьбы в рассказе Ивана Бунина «Лёгкое дыхание». Сочинение

Иван Алексеевич Бунин на протяжении всей своей писательской деятельности был певцом женской красоты. Образы женщин в его рассказах необыкновенно очаровательны, изящны, милы. Рассказ «Лёгкое дыхание», написанный в 1916 году, можно смело назвать гимном женственности.

Главная героиня — Оля Мещерская – девушка необыкновенная, её красота, изящество привлекает внимание всех, рядом с ней нет ни одного человека, который был бы к ней равнодушен: блаженно визжащие первоклассницы, с которыми Оля бегала по коридорам гимназии, поклонники на балах, завистливые ровесницы.

Её жизнь давно стала предметом обсуждения, вокруг её имени ходили толки, сплетни. Так всегда бывает, когда человек неординарен, необычен, когда он – личность. Оля была личностью. Несмотря на её юность, у неё сложилась своя система взглядов, она была естественна, открыта для такого прекрасного чувства, как любовь.

Но она приняла за любовь всего лишь предчувствие. Обожание взрослого мужчины стало для неё роковым.

С первых строк читателя не покидает чувство трагической несправедливости. Как, почему такая очевидная красота погибла? Кто виноват в её смерти? Автор постепенно открывает нам три эпизода из жизни Оли, каждый из которых складывается, как пазл, в одно полотно под названием «влияние окружающей среды на судьбу человека».

Сначала начальница гимназии вызывает Олю для очередного выговора. Автор показывает нам взгляд девушки, который скользит от портрета императора, к тёплой голландке, затем она с любопытством смотрит, как игривый котёнок, на завертевшийся на полу клубок ниток.

Её ощущения здесь абсолютно просты и естественны: она совсем не боится начальницы, более того, дерзко говорит о своём падении, называя виновником Алексея Михайловича Малютина, брата директрисы.

Обратите внимание

Затем мы узнаём трагический эпизод с выстрелом в девушку казачьего офицера плебейского вида, а потом и историю того замечательного летнего дня, когда Малютин обольстил девушку. Как отреагировала начальница гимназии на её признание, мы не знаем.

Но уже через месяц (чем он был наполнен этот месяц?) Оля, прощаясь с тем самым офицером, дала прочитать историю своего падения. Почему её убил этот казачий офицер? Любил ли он её, почему Оля не ответила на любовь Шеншина, который чуть не застрелился сам от любви к героине? Что пережила девочка в этот последний год своей жизни? Все страсти и повышенное внимание к девушке свидетельствует о том, что она жила.

Чего совсем нельзя сказать о её классной даме, маленькой женщине, в чёрных лайковых перчатках, с зонтиком из чёрного дерева, для которой в последние месяцы единственным смыслом жизни стало посещение могилы Ольги.

Как странно звучит это – немолодая девушка. Она каждый праздник приходит на могилу девочки, её ученицы, и вновь вспоминает ещё один эпизод, приоткрывший тайну Оли, её размышление о лёгком дыхании, которое является обязательным атрибутом настоящей женщины. Немолодая классная дама, так и оставшаяся старой девой, преклоняется перед этим буйством юной неугомонной души Ольги.

Лёгкое дыхание «рассеялось в мире, в этом облачном небе, в этом холодном весеннем ветре», — заканчивает повествование Иван Алексеевич. Мир оказался для Ольги таким холодным, таким недобрым, он не принял её естества, чистоты и желания настоящей любви.

Но даже эта свежая насыпь и крест, в центре которого находится портрет такой очаровательной девушки с радостными, поразительно живыми глазами свидетельствует о её победе.

Она прожила короткую, но такую яркую жизнь, но и в смерти она по-прежнему жива, а вот классная дама, несмотря на её способность передвигаться, думать, переживать – мертва, у неё нет жизни, потому что нет женской судьбы и радости быть любимой.

Источник: http://litera.su/learner/all-works/bunin-i-a/two-fates-in-bunins-story-easy-breath

Образ Оли Мещерской в рассказе И.А. Бунина «Легкое дыхание»

Главная героиня рассказа Бунина «Легкоедыхание» — милая пятнадцатилетняя девушка по имени Ольга Мещерская. Писатель показывает ее как весьма раскованную девушку, очень красивую и параллельно относящуюся к мнению окружающих, что в то время считалось непозволительным.

Она была слишком свободна, независима, как будто парила над всем этим суетным миром. Она считала, что жить нужно свободно, подчиняясь своим желанием, и совсем забыть о страхе. Ее взгляды, а также манеру слишком по-взрослому одеваться очень многие осуждали, но ей было все равно на их мнение.

Она жила, так как хотела. Выбирала себе наряды, в которых чувствовала себя свободной и парящей. Читала книги, не те, которые нужно было обязательно прочесть, а те, которые именно для нее были интересными и познавательными.

Важно

Так однажды, прочитав в книге о том, какой красотой должна обладать по-настоящему красивая женщина, она рассказывала подруге, что обязательно темные волосы, темные глаза и «легкое дыхание», да именно это выражение пленило её юношескую душу, и она хотела, чтобы ее дыхание было именно таким.

Но эта легкая и воздушная девушка пережила в своем юном возрасте насилие со стороны пожилого друга ее отца, который силой принудил ее к интимной связи, она кричала, сопротивлялась, боролась, но, к сожалению, ничего не смогла сделать. И с этим грузом ей приходилось жить. Она всей своей девичьей душой ненавидела своего обидчика, но что-либо изменить уже было невозможно. И она пыталась жить с этими ужасными воспоминаниями.

Читайте также:  История создания поэмы василий теркин твардовского (прототипы и история написани)

Она даже описала этот случай в дневнике. Она обладала необыкновенным умением радоваться жизни, она ловила и наслаждалась каждым мгновением, быть может, предчувствуя свою скорую гибель.

Главная героиня рассказа была очень уверенной в себе, она могла четко и даже дерзко отвечать на придирки и претензии своей воспитательнице, которая считала ее слишком легкомысленной, ветреной и чересчур взрослой как в манере одеваться, так и в манере себя вести в обществе.

Ольга была достаточно целостной личностью, может поэтому, она призналась своему ухажеру, любящему ее и желавшему на ней жениться, о том какой страшный случай с ней произошел.

Она разрешила ему, прочесть ее дневник на той странице, где она описывала, как ее изнасиловал друг отца, даже не подозревая, что это приведет ее к столь скорой гибели от пули из револьвера этого ухажера.

Она столь юная, покидая этот свет, была так же счастлива, и ее последнее дыхание было «легким», как у самых красивых женщин.

Источник: http://sochinyalka.ru/2014/02/obraz-oli-meshherskoj.html

Анализ произведения «Легкое Дыхание» И.Бунина

Анализ рассказа И.Бунина «Легкое дыхание».

Первое впечатление от рассказа «Легкое дыхание» ввело  меня в состояние некоего непонятного  чувства, недоумения, ощущения незаконченности событий, словно от меня ускользнула какая-то тайна автора.

Хотелось перечитать снова, углубиться, понять секретный смысл произведения и отследить приемы, которыми пользуется И.Бунин для достижения эффекта таинственности. Для этого нужно проанализировать рассказ.

Начнем с истории создания. Рассказ И.Бунина пишется накануне Первой Мировой войны. В этот период обстановка в стране довольно накаленная. А вопросы «жизни», «смерти» и «смысла жизни» широко обсуждались в журналистике. На смену старым теориям приходят новые.

Наиболее популярной была теория «живой жизни», которую проповедовал известный писатель-реалист В.Вересаев. По его мнению, жить «живой жизнью» — значит следовать природе, проникнуться чувством неисчерпаемой самоценности жизни. Смысл ее – в ней самой, она сама по себе представляет величайшую ценность независимо от ее содержания.

Вот эти теории и споры отразились в некоторых рассказах Бунина, в том числе и в рассказе «Легкое дыхание».

О замысле Бунин пишет  так: «Забрел я однажды зимой  на одно маленькое кладбище на Капри  и натолкнулся на могильный крест  с фотографическим портретом  на выпуклом фарфоровом медальоне какой-то маленькой девушки с необыкновенно  живыми и радостными глазами. Девушку  эту я тотчас же сделал мысленно русской, Олей Мещерской, и, обмакнув перо в чернильницу, стал выдумывать рассказ  с той восхитительной быстротой, которая бывала в некоторые счастливейшие  минуты моего писательства».

Сама по себе фабула (сюжетная линия) — весьма тривиальна.

Провинциальная гимназистка, история ее грехопадения, обозначенная всего одной фразой, адресованной гимназической начальнице, да небольшими выдержками из дневника, беспутная, по сути, и такая недолгая жизнь, и кошмарный финал — убийство девушки казачьим офицером, которому Оля разбила сердце. Примечательно, что вся эта сюжетная линия, несмотря на весь трагизм, подана в спокойном тоне, как бы, между прочим. И ощущения трагизма вовсе не остается в финале.

Совет

Бунин назвал свой рассказ «Лёгкое дыхание». Заглавие настраивает на восприятие чего-то легкого, светлого, радостного. Как дыхание может быть лёгким? Ведь это уже что-то изначально лёгкое, привычное. Дыхание даётся природой, оно естественно для каждого человека и не является сложной работой. Однако, автор хотел подчеркнуть, что лёгкое дыхание — это что-то неуловимое и очень недолговечное.

В рассказе «легкое дыхание» из обычной детали портрета превращается в 'лейтмотив, «музыкальный» ключ, основную лирическую тему, которая  подкрепляется использованием и  других слов с корнем «дых-«: «свежо дует полевой воздух», «кабинет, так хорошо дышавший в морозные дни тёплом блестящей голландки», «сделала только один глубокий вдох». Этот мотив с первых строк врывается в рассказ «холодным ветром» и «звенит фарфоровым венком у подножия креста», совсем не соответствуя настроению начального аккорда рассказа: «лёгкое дыхание» и кладбище.

Бунин сравнивает главную  героиню — Олю Мещерскую — с «лёгким дыханием», ведь всю свою недолгую, но яркую жизнь Оля прожила как бы на одном дыхании — «лёгком дыхании».

Об этом говорят следующие строки: «без всяких забот и усилий как-то незаметно пришло к ней всё то, что так отличало её из всей гимназии, — изящество, нарядность, ловкость, ясный блеск глаз», «она стала расцветать, развиваться не по дням, а по часам», «она вихрем носилась по сборному залу от гонявшихся за ней и блаженно визжавших первоклассниц», «и уже пошли толки, что она ветрена» — природа дала ей то, что хотели бы иметь многие.

Даже имя своей героини  автор дает гармоничное и легкое. Оля Мещерская… Вспомним Паустовского. Мещеры – это дремучесть, нетронутость.                               В применении к главной героине это означает «дремучесть» сознания, его неразвитость и одновременно самобытность.

Фоносемантическая оценка имени показывает, что образ слова производит впечатление чего-то хорошего, красивого, простого, безопасного, доброго, сильного, светлого. На фоне нее смерть кажется нелепостью и не выглядит зловещей. Неслучайно И. Бунин начинает рассказ с сообщения о смерти Оли, это лишает этот факт убийства эмоциональной окраски.

Так читатель озадачивается не результатом жизни, а динамикой самой жизни, истории Оли.

Образ начальницы противопоставлен образу Оли Мещерской. В отличие  от начальницы, девочка мало заботится  о том, как ее воспринимают другие. Помимо этого, противопоставление заключается  и во внешнем облике героинь, сопоставляются прически.

Оля Мещерская обращает внимание на «ровный пробор в молочных, аккуратно гофрированных волосах», на создание которого, видимо, тратится много времени.

А Оля, узнав, что ее вызывает начальница, прихорашивается буквально за несколько секунд: «Она с разбегу остановилась, сделала только один глубокий вздох, быстрым и уже привычным женским движением оправила волосы». И это уже для нее привычно. Начальницу раздражает легкомысленное поведение Оли, ее простые и веселые ответы.

Обратите внимание

 Образ классной дамы  представлен читателю в конце  рассказа. Автор уделяет много  внимания образу классной дамы. Она не имеет имени. Читатель  встречает направляющуюся к кладбищу «маленькую женщину в трауре, в чёрных лайковых перчатках, с зонтиком из чёрного дерева». Подбор автором деталей-символов сказал об этой женщине все.

Она ходит на могилу Оли, не спускает глаз с дубового креста, который с самого начала  символизирует общий жизненный крест. Маленькая женщина не просто глядит на крест, она несет жизненный крест. Она не может быть счастливой.

Траур ее – это не столько траур по Оле, сколько свидетельство того, что жизнь классной дамы  есть нескончаемый траур.

Об Алексее Михайловиче Малютине мы узнаем из дневника Оли Мещерской: «ему пятьдесят шесть лет, но он ещё очень красив и всегда хорошо одет». Малютин, который годится Оле в дедушки, вступает в сексуальные отношения с ребёнком, нарушая тем самым социальные нормы.

Малютин совершил преступление, но для героя это осознанное переступание границ, которое он мотивирует литературными аллюзиями и заигрываниями.

Хочется задать вопрос: о чём только думал этот человек, как он мог позволить себе пойти на столь необдуманный подлый шаг? Ведь он был другом и соседом отца этой юной девушки, а значит, Олю он знал достаточно давно и она ему почти, как родная. Мотивация его поведения раскрывается через портрет.

В своем дневнике Оля несколько раз подчеркивает моложавость (псевдомолодость) героя, причем эта моложавость изображается по нарастающей: сначала Оля отмечает, что Малютин «еще очень красив», а затем описывает «совсем молодые» черные глаза. Также Оля отмечает «…

был очень оживлен и держал себя со мной кавалером, много шутил, что давно влюблен в меня». Эти действия Малютина совершенно не соотносятся с его старческим возрастом! Имя и отчество героя знаменательно совпадает с именем и отчеством державного предка того самого “молодого царя”, чей портрет “очень нравился” девушке; а его фамилия — Малютин — провоцирует читателя вспомнить о любимце царя Ивана Грозного Малюте Скуратове. 

Образ гимназиста Шеншина упоминается в рассказе только один раз “…

Важно

незаметно упрочилась ее гимназическая слава, и уже пошли толки, что она ветрена, что она не может жить без поклонников, что в нее безумно влюблен гимназист Шеншин, что будто бы и она его любит, но так изменчива в обращении с ним, что он покушался на самоубийство…

” Шеншин ждал от Оли постоянства и не мог простить ей изменчивую натуру. Для И.А. Бунина этот образ является важным. Многие детали образа Шеншина остаются читателю неизвестными, например, автор не дает точных сведений о самоубийстве героя, а опирается на слухи, которые ходят в гимназии.

И.А.Бунин излагает события  в рассказе «Легкое дыхание» глазами  сразу нескольких участников. На пяти страницах он освещает жизнь Оли Мещерской с разных точек зрения.

Новелла И.А.Бунина «Легкое  дыхание» давно стала примером необычного, «инвертированного» построения композиции. Как известно, первым эту ее особенность отметил и попытался объяснить еще в 20-ых гг. 20 в. Л.С.Выготский в одной из глав своей книги «Психология искусства»

Композиция произведения имеет кольцевую структуру, т.е. представляет собой рассказ в рассказе.

«Рамкой» является описание кладбища и одной из могил (начало) и женщины, которая посещает эту могилу, размышляя о судьбе девушки, похороненной здесь (конец). Судьба девушки находится в центре повествования.

Рассказ о ней также имеет нестандартную композицию: завязка истории, причины внутренней драмы Оли Мещерской проясняются уже после трагической гибели девушки.

Завязка рассказа, перенесенная в конец, по-новому освещает всю историю, что дает возможность почувствовать  ее особенно остро. Лишь в конце рассказа выявляется, что Оля Мещерская  не пустая и беспутная, а несчастная и жестокая в первую очередь по отношению к себе. И смерть, может быть, — это именно то, к чему она стремилась.

Особенностью композиции «Легкого дыхания» является ее несовпадение с диспозицией (хронологическим  порядком событий). Если выделить смысловые  части текста, то обнаруживается, что каждая часть обрывается в момент наивысшего эмоционального напряжения.

В начале произведения следует отметить сплетение контрастных мотивов жизни и смерти. Описание городского кладбища, монотонный звон фарфорового венка создают печальное настроение. На этом фоне особенно выразителен портрет гимназистки с радостными, поразительно живыми глазами.

Совет

Следующее предложение (Это Оля Мещерская) выделено в отдельный абзац. В рассказе Бунина названное имя еще ни о чем не говорит, однако мы уже вовлечены в действие.

Возникает множество вопросов: «Кто эта девушка? Какова причина ее смерти? Автор сознательно медлит с ответом, поддерживая напряженность восприятия.

Главный композиционный приём, который использует Бунин — это антитеза, то есть противопоставление. Автор использует его с самых первых строк: преобладает в начале рассказа тема жизни и смерти. Бунин начинает с описания креста: «тяжелый, крепкий», символ смерти.

Ясные, солнечные апрельские дни противопоставляет серым дням (угрюмым, неживым). Вместо живых цветов на могиле лежит фарфоровый венок, олицетворяющий собой безжизненность, смерть.

Всему этому мрачному описанию противоречит образ Оли Мещерской: «В самый же крест вделан довольно большой, выпуклый фарфоровый медальон, а в медальоне фотографический портрет гимназистки с радостными, поразительно живыми глазами. Это Оля Мещерская».

Бунин не говорит прямо о том, что это могила Оли Мещерской, будто не хочет связывать эту веселую и жизнерадостную девушку с кладбищем, со смертью.

При описании жизни девушки  в гимназии автор снова обращается к антитезе: «девочкой она ничем  не выделялась в толпе коричневых гимназических платьиц», но в отличии от своих сверстниц, которые очень следили за своим внешним видом и лицом, она «ничего не боялась — ни чернильных пятен на пальцах, ни раскрасневшегося лица, ни растрёпанных волос, ни заголившегося при падении на бегу колена». Бунин постоянно делает акцент на том, что Оля Мещерская была лучшей во всем: в беге на коньках, в танцах, за ней ухаживали так, как ни за какой другой гимназисткой. Никого другого так не любили младшие классы, как ее! Олина жизнь — веселая, без забот, постоянно в движении, — никак не соотносится с образом кладбища. Она пронеслась в этой жизни вихрем, яркой звездочкой. Даже Малютина и казачьего офицера он противопоставляет. Малютин — красивый пожилой мужчина, а казачий офицер — ничем не выделяется внешне.

Бунин постоянно подчеркивает ее глаза: «ясный блеск глаз», «сияя глазами». Свет — символ жизни. Он вводит риторический вопрос: «возможно ли, что под ним та, чьи глаза  так бессмертно сияют из этого  выпуклого фарфорового медальона  на кресте, и как совместить с этим чистым взглядом то ужасное, что соединено теперь с именем Оли Мещерской?». Даже после смерти глаза сияют «бессмертно».

Обратите внимание

Автор отвлекает от казалось бы значимых событий читателя, загромождает их словами. Например, слово «застрелил» гасится автором среди описания офицера и платформы, толпы народа, только что прибывшего поезда. Таким образом, наше внимание настойчиво направляется к каким-то тайным пружинам Олиной жизни.

Мотив женщины красной  нитью проходит через весь рассказ  И. А. Бунина.

Вначале остановимся на его  словесных воплощениях. Слова женщина  и женский упоминаются в рассказе 7 раз. Впервые это слово звучит в разговоре Оли Мещерской и гимназической начальницы. «Это женская прическа!» — с упреком говорит начальница. «…Я женщина», — отвечает ей Оля.

Затем это слово упоминается в дневнике Оли: «Нынче я стала женщиной!» После смерти Оли на ее могилу приходит «маленькая женщина» — классная дама (слово «женщина» упоминается 3 раза).И, наконец, в конце рассказа опять приводятся слова самой Оли о том, «какая красота должна быть у женщины».

Проследив использование этого мотива в рассказе можно прийти к выводу, что Олей Мещерской в ее поступках руководит стремление стать женщиной, но превращение в женщину оказывается совсем не таким, каким его представляла себе девочка.

Автор раскрывает нам не только красоту девушки, разумеется, не ее опыт, а лишь эти не развившиеся прекрасные возможности. Они, по мнению автора, не могут исчезнуть, как никогда не исчезает тяга к прекрасному, к счастью, к совершенству.

  
Красота и смерть, любовь и разлука — вечные темы, получившие столь трогательное и просветленное воплощение в творчестве И. А. Бунина, волнуют нас и сегодня: 

  И ко мне долетает   Свет улыбки твоей.   Не плита, не распятье   Предо мной до сих пор —   Институтское платье  

И сияющий взор.

Источник: http://student.zoomru.ru/lit/analiz-proizvedeniya-legkoe-dyhanie-ibunina/175893.1478941.s1.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector