Анализ повести Распутина «Последний срок»
Тема современного восприятия нравственности является фундаментальной для большинства его произведений. Чаще всего упоминается его повесть «Последний срок», которую автор называет самой главной в собственном творчестве.
Его произведения наполнены живыми образами и мыслями, которые помогают раскрывать изменения, происходящие в психологии современного человека.
Глазами Распутина мы видим утрату многих ценных человеческих качеств, писатель показывает, как постепенно доброта, милосердие и совесть уходят из сердец людей, и как это влияет на жизнь общества в целом, и в частности на жизнь и судьбу каждого человека.
Смысл повести «Последний срок»
Темы, которые затрагивает Распутин в повести «Последний срок», более глубокие и многогранные, чем может показаться на первый взгляд.
Отношения между членами семьи, отношение к родителям, алкоголизм, старость, понятия совести и чести все эти мотивы сплетены в единое отображение смысла жизни человека в «Последнем сроке»; и затрагивая эти темы, Распутин лишь отображает действительность.
Главное действующее лицо повести это восьмидесятилетняя старуха Анна, которая живет у своего сына. Ее внутренний мир наполнен переживаниями о детях, которые уже давно разъехались и ведут жизнь отдельно друг от друга. Анна думает лишь о том, что ей хотелось бы увидеть их счастливыми до того, как она умрет. А если и не счастливыми, то просто увидеть их всех в последний раз.
Но ее выросшие дети это дети современной цивилизации, занятые и деловые, у них уже свои семьи, и они могут думать о многих вещах — и на все им хватает времени и сил, кроме матери. Почему-то о ней они почти не вспоминают, не желая понимать, что для нее ощущение жизни осталось только в них, мыслями о них она только и живет.
Когда Анна чувствует приближение смерти, она готова потерпеть до конца еще несколько дней, ведь ей очень хочется увидеть свою семью. До своей последней минуты она любит их всей душой и жизненной силой, что еще осталась в ней, но дети находят время и внимание для нее только ради приличия.
Распутин раскрывает их жизни так, что кажется, что они вообще живут на белом свете ради приличия. Причем сыновья погрязли в пьянстве, а дочери заняты своими «важными» делами.
Они нелепы и неискренни в своем последнем желании уделить внимание умирающей матери. Ведь в последние дни жизни матери они могли бы хоть что-то подправить, могли просто искренне поговорить с ней и уделить ей внимание, достойное матрие, но и на это их не хватило.
Анализ замысла «Последний срок» — смысл названия
Валентин Распутин указывает современному обществу и человеку на их нравственное падение, на ту черствость, бессердечие и эгоизм, которые завладели их жизнями и душами.
Ради чего живут такие люди? Ради злости и ненависти, зависти и неуважении к другим людям? Если они не могут даже по-человечески проститься с умирающей матерью, что можно говорить об их отношении к окружающему миру, об их жизненном предназначении и роли…
Писатель показывает, насколько жалкой может быть жизнь таких людей, насколько бездуховной и мрачной, и главная мысль состоит в том, что они своими руками создали такой мир вокруг себя.
И остается лишь один вопрос, касающийся названия повести и какой смысл в него вложил Распутин.
На первый взгляд, последний срок это последние дни жизни Анны, но на самом деле, это последний срок для ее детей, последний шанс что-то исправить для них, собраться духом и достойно проводить их мать. И несмотря на всю любовь и внимание Анны, они так и не использовали свой последний срок.
Нужна помощь в учебе?
Предыдущая тема: Анализ стихотворений «Гой ты, Русь, моя родная», «Русь советская»
Следующая тема: Трифонов «Дом на набережной»: образ Глебова и образ времени в повести
Источник: http://www.nado5.ru/e-book/rasputin-poslednii-srok
Последний срок Анализ произведения Распутина | Инфошкола
Завязка повести «Последний срок» незамысловата: Михаил, сын старухи Анны, давно не встающей, высохшей, только дыханием своим напоминающей, что ещё жива, телеграммой созывает родню. Собирается большая семья: сыновья, дочери, сами уже немолодые, ставшие родителями.
Ждут задержавшуюся сестру Татьяну и, сами себе боясь признаться, ждут смерти матери. И это тягостное ожидание раскрывает каждого.
Дети старухи Анны — Илья, Люся, Варвара, — приехавшие кто на попутке из соседнего села, а кто и на пароходе и самолёте за сотни километров, невольно хотят, чтобы всё скорее совершилось.
Они сами, себя стесняясь и своего ожидания, объясняют, что оторвались от своих дел и от работы, ведь приехали «в не ближний свет»), выполнили свои обязанности. Смерть матери как трагедия воспринимается только автором, герои этого лишены. Вот старшая, Варвара «открыла ворота, никого не увидела во дворе и сразу, как включила себя, заголосила:
« Матушка ты моя-а-а-!»
А дальше Распутин добавит: «Варвара поднялась и отошла плакать к столу — где удобнее». Нет, она не бездушная, не чёрствая, она «рыдала долго, пристукивая головой о стол, зашлась слезами и уже никак не могла остановиться». Но автор параллельно этой картине плача (скорее уже ритуального, обрядового) даёт его восприятие глазами ребёнка.
Пятилетняя Нинка, дочь Михаила, всё никак не поймёт, что происходит, она «пригибалась, чтобы заглянуть, почему Варварины слёзы не бегут на пол». Ребёнок в русской литературе — образ особый, знаковый. Это та чистая, ангельская душа, которой дано видеть или чувствовать истину или нести её другим героям.
Появляется чувство, что эта пятилетняя Нинка увидела (и мы с её помощью это почувствовали) что-то нестрашное, неестественное в причитаниях Варвары.
Сама Анна смерти не боится, она даже сердится, когда её в очередной раз «уколы фельдшерицы, за которой бегала Нинка, доставали с того света». Она причитала, упрашивала внучку:
— Сколько раз я вам говорила: не трогайте меня, дайте мне самой на спокой уйти … Ты не бегай боле за ней, не бегай … спрячься за баню, подожди, потом скажи: нету её дома.
И бабка бесхитростно заканчивала наставления внучке:
— Я тебе за это конфету дам — сладкую такую.
Передавая неспешные, тягучие мысли Анны, её воспоминания, Распутин выстраивает нехитрую историю её жизни.
А жила она просто, как речка бежит: работала, детей растила, годы друг за дружкой летели … и так же было с её матерью, и с матерью матери … Что это, растительная, разумом не одухотворённая жизнь, без единой мысли, жизнь-привычка? Или то самое естественное, гармоничное соединение жизни с вечным движением природы, слияние с миром, когда твоё место в этом вечном круговороте не требует осознания? Потому что оно именно твоё?! Сама Анна, размышляя, считает, что хорошую жизнь прожила, и мы понимаем, откуда у неё это чувство: у неё есть куда уйти и есть от кого уйти. Её жизнь видится звеном в бесконечной цепочке бытия, и потому она, выполнив предназначенное (была работницей, женой и матерью) ей природой и самим мирозданием, сольётся с этим вечным порядком и покоем. Не страшно!
А вот дети не знают, что делать, и растерянность эта, утверждает автор, не от страха потерять мать, а оттого, что они из вечного круга привычных забот и хлопот вырваны, а что делать перед ликом такого вот явления мира и не знают.
И если мы чувствуем, что автор с несомненным уважением рисует последние дни старухи Анны и её мысли, то поведение детей воспринимается как ложное (просится слово «суетное»). Причём мы всё острее чувствуем, что эта суетность выделяется в тех героях, кто порвал с деревней (и с матерью тоже).
Так возникает в повести тема матери и матери-природы, разрыв с которыми трагичен для человека. Острее всего мы видим это в образе Люси (а я ещё раз напомню, что для русской литературы именно героини-женщины были носителями особых, очень важных черт, передающих душевный склад, высшие ценности национального характера, и Распутин эту традицию подхватывает).
Город наложил печать на Люсю вовсём: в характере, в поведении, в образе мышления, привычках. Всё ненатурально в ней, неестественно. Вот мать попросила поесть, в первый раз за несколько дней глотает жиденькую кашу, и дочь не находит иных слов, кроме уныло-казённых:
— Сейчас желудок перегружать нельзя.
Пусть он сначала это переварит …
А её письма из города?! «Скажите маме, что лекарства помогают при любой болезни в любом возрасте … Следите, чтобы мама зимой одевалась лучше … » Вроде бы и забота, внимание, но какой казённостью веет от этих прописных истин! Кто же не знает, что лекарства лечат, а зимой холодно? И с сестрой Люся говорит так же казённо: «С тобой, Варвара, совершенно невозможно стало разговаривать. Не забывай, пожалуйста, мы тоже достаточно взрослые и, наверно, пони маем, что делаем». Варвара обижается — городская сестра загордилась, но Распутин убеждён, что дело совсем в другом. Люся уже иная, чужая этому миру, где всё просто и мудро, а она живет теперь не душой, а какими-то иными правилами. Распутин даёт Люсе шанс вернуться в мир естественных чувств и естественных слов, когда она вспоминает детство, ягодные места, остров Лиственичник, грибы … «А помните, как мама всех нас отправляла рвать дикий лук за Верхнюю речку? Все вымокнем, вымажемся, пока нарвём И ещё соревновались, кто больше нарвёт. «Оставшись в лесу, наедине с собой, со своей памятью, Люся вдруг остановится, словно пытаясь вернуть что-то очень важное, покажется, что ещё немного, и она откроет душу тому естественному, что вот-вот охватит её, поймёт она что-то в нахлынувших чувствах, разберётся в воспоминаниях… Но жизнь Люси лишена смысла.
Автор готовит неожиданный поворот сюжета.
Дети ожидают горя, прислушиваются к дыханию матери, Варвара плачет и плачет, Люся подносит к губам умирающей зеркальце — есть ли дыхание … А мать открывает глаза, просит кашки, той, «которую маленькой Нинке варила», а потом встанет, выйдет из избы, а Люся платье чёрное, траурное по ночам дошивает, а братья уже ящик водки на поминки купили, и писатель показывает, как эта водка помогает найти выход из неловкой ситуации: готовились пить за упокой, теперь решили во здравие! Сначала мужики в баньке прятались, а потом и во двор, осмелев, выйдут, ведь радость! И эти сцены, откровенно комичные, особенно неподдельный ужас Михаила, узнавшего, что дочь-глупышка едва не снесла в магазин бутылки, чтобы сдать и на вырученные деньги конфеток купить, эти забавные события накапливаются незаметно, словно собирается что-то неприятное, увеличивается, нагнетается тревога, стыдное, недостойное человека — и такое обыденное. Это суета, та мелочная суета жизни, которая явно несёт опенок пошлости, какой-то нравственной глухоты. И дело даже не в пьянке сыновей, не в скандале, который разгорится у постели матери, не в бессмысленных, пустых препирательствах братьев и сестёр … Зазвучат наигранно бодрые и такие фальшивые слова детей, которым нужно уезжать, как мать ни упрашивает. Почему-то страшными покажутся слова, которые скажут на пороге родного дома дети своей матери:
— И не обижайся на нас. Так надо.
Да, надо, только не по человеческим правилам, а по тому же закону суеты, который изломал, под себя перестроил души детей. Мать живёт по-другому. До сих пор она казнит себя за то, что виновата перед детьми. В голод, когда умирала маленькая Варвара, мать тайком доила Зорьку, бывшую свою, а теперь колхозную корову.
Этим-то молоком дочку выходила, а себе грех этот (чужое взяла!) до сих пор простить не может, даже считает искренне, что неудавшаяся жизнь Варвары — с мужем нелады, дочка непутёвая — это следы того греха давнего, и себя казнит. Дети другие: они твёрдо знают, что живут правильно.
И лишь один человек в доме, младший сын Михаил, пьющий, непутёвый, вдруг почувствует что-то очень важное и произнесёт, оставшись наедине с матерью:
— Ты не сердись на меня. Я, конечно, дурак … Не сердись на меня сильно. Дурак я.
И подберётся к бабушке после отъезда городских гостей внучка, пятилетняя Нинка, и, словно поняв что-то, почувствовав, сунет ей в руку свою самую большую ценность — конфету, и губы у старухи шевельнутся в улыбке. Старый, малый и дурак остались вместе, а умные, образованные, культурные уехали, так ничего и не поняв.
Но мы-то понимаем, как важно Распутину показать, что всё то, что делает человека действительно человеком, всё ещё живо, живо в сердце, но только в том, которое умеет сопереживать, сострадать, чужую беду воспринимать так же остро, как свою.
Вот только способность эта, по мнению Распутина, утрачиваются теми, кто разрывает духовную связь с землёй, с природой, с естественной жизнью. Вот как заканчивается «Последний срок»: «Старуха слушала не отвечая и уже не знала, могла она ответить или нет. Ей хотелось спать. Глаза у неё смыкались.
До вечера, до темноты, она их ещё несколько раз открывала, но ненадолго, только чтобы вспомнить, где она была». Ни эпитетов, ни диалектизмов, просторечий, воспроизводящих говор Анны, ни сложного синтаксиса, ни разветвлённых конструкций.
Самые простые языковые средства использует Распутин, чтобы сказать о смерти старухи Анны, понимая, что любое усложнение фразы, украшательство в такой ситуации стало бы отступлением от художественного вкуса, от правды, даже каким-то кощунством. Последнее предложение повести будет предельно простым: «Ночью старуха умерла».
Так же просто, как жила, в той великой естественности) которая одна сохраняет человека и которая оказалась недоступна её детям, оторвавшимся от земли, от почвы) которой питается всё живое. Оторвались от матери, но вместе с тем и от матери-земли, от материнских корней.
Источник: https://info-shkola.ru/analiz-poslednij-srok/
Нравственная проблематика в повести В. Распутина «Последний срок»
В основе многих произведений современных русских писателей лежат нравственно-этические проблемы. Ведь несмотря на социальные, политические, экономические перемены, духовные ценности как инрода в целом, так и отдельно взятой личности, должны оставаться вечными.
Одним из писателей современности, поднимающим эти темы в своих произведениях, является В. Распутин. Его перу принадлежат такие известные произведения, как «Деньги для Марии», «Пожар», «Прощание с Матерой».
Но самой главной из своих книг писатель называет повесть « Последний срок ».
В основе этого произведения лежит бесхитростная ситуация — у постели умирающей матери встречаются братья и сестры, давно покинувшие ее в поисках лучшей доли. Настроившись на подобающий моменту скорбно-торжественный лад, предстают они перед лицом старухи-матери, доживающей последние дни в доме одного из сыновей — Михаила.
Только ведь час смерти не запланируешь, и старуха Анна, вопреки всем прогнозам, не спешит умирать. «Чудом это получилось или не чудом, никто не скажет, только увидав своих ребят, старуха стала оживать». Находясь на грани, она то слабеет, то вновь возвращается к жизни.
Взрослые дети, предусмотрительно приготовившие и траурную одежду, и ящик водки на поминки, обескуражены. Однако они не спешат воспользоваться выпавшими на их долю часами отсрочки смерти и пообщаться с матерью. Сковавшее всех в первые минуты пребывания рядом с больной Анной напряжение, постепенно спадает.
Нарушается торжественность момента, разговоры становятся вольными — о заработках, о грибах, о водке. Возрождается обыкновенная жизнь, выявляющая и сложность в отношениях, и разность взглядов. В повести переплетаются трагические и комические моменты, возвышенное, торжественное и заурядно-бытовое.
Автор намеренно воздерживается от комментария к происходящему, передавая лишь течение событий. Да и вряд ли к этой ситуации могут потребоваться пояснения. А что же Анна, доживающая последние дни? Дни подведения итогов, наполненные размышлениями о пережитом. Перед глазами умирающей проходит вся жизнь с ее радостями и страданиями.
Хотя много ли у нее было радостей? Разве, что это, запомнившееся с молодых лет: теплая парная после дождя река, потемневший песок. «И до того хорошо, счастливо ей жить в эту минуту, смотреть своими глазами на его красоту,… что у нее кружится голова и сладко, взволнованна ноет в груди». Вспоминаются и грехи, как на исповеди.
А самый тяжкий грех — это то, что в голодное время доила она потихоньку бывшую свою корову, по привычке забредающую на старый двор. Сдаивала то, что оставалось после колхозной дойки. Да разве же для себя? Ребят спасала.
Так и жила: работала, терпела несправедливые обиды от мужа, рожала, оплакивала сыновей, погибших на фронте, выживших и выросших детей провожала в дальние края. Одним словом, жила так, как жили миллионы женщин того времени — делала то, что было необходимо. Она не боится смерти, потому что выполнила свое предназначение, не зря прожила на свете.
Невольно удивляешься мастерству писателя, сумевшего так тонко отразить переживания старой женщины.
Повесть «Последний срок» — произведение неоднозначное по своей тематике. Смерть матери становится моральным испытанием для ее взрослых детей. Испытанием, которое они не прошли.
Черствые и равнодушные, они не только не испытывают радость при неожиданной надежде на выздоровление матери, но и досадуют, словно она их обманула, нарушила планы, использовала время. Как результат этой досады, возникают ссоры.
Сестры обвиняют Михаила в недостаточно хорошем обращении с матерью, срыная на нем нервное напряжение, демонстрируя снос прспосходство над необразованным братом. И Михаил устраивает сестрам и брату беспощадный экзамен: «А что,— кричит он,— может кто-нибудь из вас заберет ее? Кто из вас больше всех любит мать?».
И никто не принял этого вызова. И предательство это имеет свои корни — черствость, равнодушие, эгоизм. Ради собственных интересов люди, для которых мать принесла в жертву свою жизнь, отказались от того, что делает человека человеком — добра, гуманности, сострадания, любви.
На примере одной семьи писатель раскрыл черты, присущие всему обществу, напомнил нам о том, что, предавая своих близких, отказываясь от идеалов добра, завещанных нам предками, мы, в первую очередь, предаем себя, своих детей, воспитывающихся на примере нравственного вырождения.
Источник: http://5litra.ru/soch/347-nravstvennaya-problematika-v-povesti-v-rasputina-posledniy-srok.html
Анализ повести “Последний срок” Распутина В. Г
В повести – катастрофа ухода из жизни, вернее, ее ожидание, смягчена: старуха Анна действительно многое пережила, вырастила детей, она умирает в родном доме, она видит круг близких ей людей (кроме загадочно не явившейся любимой дочери Таньчоры). Да и сама смерть ее случилась как бы за кулисами: дети не дождались ее и разъехались до смерти матери.
Повесть в целом порой вовсе не выглядит трагичной. Сыновья Анны Михаил и Илья, запасшись водкой для поминок, не выдержали “простоя”, затянувшегося ожидания и крепко выпили. Дочери – эгоистка Люся и простодушная Варвара – едва не поссорились из-за своей доли у постели матери: Варваре кажется, что Люся совсем не заботилась о матери, а все заботы возложила на нее и брата Михаила.
Это чисто бытовые неполадки, раздоры среди своих.
Кстати, мотив ссоры даже
у гроба сближает повесть
В. Распутина с рассказом А. Платонова “Третий сын” (1938). У Платонова собрались на похороны матери шестеро сыновей (“громадные мужчины – в возрасте от двадцати до сорока лет”) и после встречи, воспоминаний о детстве начали веселую возню, передразнивая друг друга, их охватила радость свидания.
Платонов – тоже христианская душа, даже более строгая, аскетичная – сурово “окрикнул” расшалившихся детей: один из них, “третий сын”, вернулся во тьму комнаты, где стоял гроб, и упал безмолвно (“голова его ударилась, как чужая, о доски пола”), а другие среди ночи оделись, разбрелись по двору и заплакали, “точно мать стояла над каждым”…
У Распутина такого нажима на души нет, его печаль светла и снисходительна к слабостям детей. Старуха Анна не умеет осуждать детей, нависать над их душами, она, может быть, даже не видит их грехов. Ее заветы предельно просты, и к встрече с обителью вечной жизни она готовится, как хозяйка к празднику: она простилась с подругой, такой же старой, Миронихой,
научила дочь Варвару, как следует ей оплакать мать по обычаю, “обвыть”. Единственная загадка для нее: почему не приехала самая добрая, нежная, любящая дочь Татьяна (Таньчора). Что случилось? Почему душевный зов словно не дошел до нее?
Еще трагичнее, двойственнее состояние души сына Михаила (в его доме мать и жила и умирает). С одной стороны, он смутно догадывается о глубине чувств, прозрений матери, о ее великой роли и в его жизни: “Скажем, от нашей матери давно уже никакого проку, а считалось, первая ее очередь, потом наша.
Вроде загораживала нас, можно было не бояться… Вроде как на голое место вышел и тебя видать…” С другой стороны, ему уже и страшно за нынешнее поколение, за своих детей: кого он защитит, загородит, если он и работу уже не чувствует (не работа пошла, а “лишь бы день оттрубить”), и безнадежно сдается в плен водке.
Как и целые семьи других, “унесенных водкой”, живущих не в жизни, а в деградации псевдожизни: “Жизнь теперь совсем другая, все, посчитай, переменилось, а они, эти изменения, у человека добавки потребовали… Организм отдыха потребовал.
Это не я пью, это он пьет…”
Валентин Распутин объективно запечатлел ситуацию, весьма драматичную для русского человека конца XX в.
: он утратил опору в незыблемой, как казалось до этого, официозной идеологии, предписанной морали, на него надвинулись новые, непонятные ему силы – власть денег, тупого волюнтаризма всяких перестроек, ломок, “затоплений”, “пожаров”, осветивших облик “нелюдей”… Как устоять, где взять силы, веру, сберечь себя? Или вымаливать помощи у Бога, или вносить “добавку” – в виде водки – в организм, как Михаил, т. е. медленно убивать себя?
(Пока оценок нет)
Источник: https://ege-essay.ru/analiz-povesti-poslednij-srok-rasputina-v-g/
Краткое содержание повести Распутина “Последний срок”
Сюжет повести В. Распутина строится вокруг подготовки к смерти старухи Анны. У её постели собрались почти все её дети. Не приехала только любимая дочь Татьяна, которую мать ласково называет Танчорой.
https://www.youtube.com/watch?v=JPC6VMBSFhs
Анна хочет, чтобы все её дети успели с ней проститься. Неожиданно для окружающих старой женщине становится легче. Она уже может выходить из дома и есть. Дети Анны, ожидавшие самого худшего, чувствуют недоумение. Сыновья Илья и Михаил решают напиться, чтобы приготовленная для поминок водка не «простаивала».
Опьянев, братья начинают рассуждать о жизни. Оказывается, что она перестала приносить им радость. Работа больше не доставляет удовольствия. Надежды на светлое будущее давно оставили, рутина всё больше и больше поглощает с каждым днём. Михаил и Илья любят и умеют работать.
Но почему-то именно теперь труд не приносит желаемого удовлетворения. Их сестра Люся, пользуясь тем, что мать временно перестала нуждаться в посторонней помощи, отправляется на прогулку по окрестностям. Она вспоминает своё детство и любимого коня. Став взрослой, женщина уехала из родных мест.
Люсе кажется, что она оставила в родной деревне что-то очень важное, без чего невозможно прожить.
Анна продолжает ждать любимую дочь Танчору. Она опечалена тем, что Таня не приехала. Танчора резко отличалась от своих сестёр Вари и Люси. У любимой дочери был очень добрый мягкий характер. Не дождавшись, старуха решает умереть. Она не хочет задерживаться на этом свете. Анна не находит себе места в новой жизни.
Характеристика персонажей
Старуха Анна
Пожилая женщина прожила долгую и трудную жизнь. Многодетная мать вырастила своих детей достойными людьми. Она уверена в том, что до конца выполнила своё предназначение.
Анна – настоящая хозяйка своей жизни. И не только жизни, но и смерти. Старуха сама приняла решение о том, когда ей уйти из этого мира. Она не трепещет перед смертью, не умоляет её продлить земное существование. Анна ждёт смерть, как гостью, и не испытывает перед ней никакого страха.
Старуха Анна считает детей своим главным достоянием и гордостью. Женщина не замечает, что давно стала им безразлична. У каждого из них своя жизнь, каждый занят собой.
Больше всего старуху огорчает отсутствие любимой дочери Танчоры. Ни главной героине, ни читателю так и не стала известна причина, по которой она не приехала. Несмотря ни на что, Таня остаётся для матери любимой дочерью.
Если она не смогла приехать, значит, на то есть веские причины.
Невидимая подруга
Смерть – невидимая и безмолвная собеседница Анны. Читатель ощущает её присутствие в течение всего повествования. Анна не видит в смерти врага, от которого нужно прятаться или обороняться. Старуха успела подружиться со своей постоянной спутницей.
Невидимая подруга проявляет милость к тому, кто не отвергает и не проклинает её. Она согласна пойти на уступки каждому своему новому другу. Мудрая Анна понимает это. Дружба с самым страшным для каждого человека явлением даёт старухе право выбора.
Анна выбирает, каким образом покинуть этот мир. Смерть охотно соглашается прийти к ней во сне и осторожно заменить сон мирской на сон вечный. Старуха просит отсрочку, чтобы успеть попрощаться с любимой дочерью.
Смерть вновь уступает старой женщине и даёт необходимое количество времени.
Несмотря на то, что каждому читателю понятно, чем закончится повесть, автор оставляет одну из главных участниц своего произведения за его кулисами, что ещё больше позволяет подчеркнуть отсутствие трагизма ухода из жизни.
Дети Анны
Сыновья и дочери Анны давно живут собственной жизнью. Приближающаяся смерть старухи заставляет обратить внимание на мать. Однако никто из детей не смог удерживать это внимание слишком долго.
Заметив, что Анне стало лучше, они стремятся вернуться к своим мыслям и занятиям. Братья немедленно выпивают оставленную для поминок водку и начинают жаловаться друг другу на жизнь.
Сёстры, делившие у постели умирающей наследство, расходятся в разные стороны, чтобы также погрузиться в свои заботы.
Дети Анны стараются добросовестно выполнять свои обязанности перед матерью. Люся шьёт старухе погребальное платье. Варвара оплакивает мать, как того хотела сама Анна. Сыновья также готовы выполнить всё необходимое, чтобы проводить старуху в последний путь.
В глубине души каждый из них ожидает того мгновения, когда самое неприятное останется в прошлом и можно будет вернуться к своим повседневным делам и обязанностям. Илья и Михаил не столько опечалены предстоящей смертью матери, сколько обеспокоены своей собственной.
После ухода родителей они станут следующим поколением, которому предстоит уйти из жизни. Эта мысли настолько ужасает братьев, что они опустошают одну бутылку водки за другой.
Главная идея
В жизни нет хороших или плохих событий. Каждому событию человек сам даёт ту или иную оценку. Несмотря на своё нелёгкое существование, полное страданий и лишений, Анна не стремится сгущать краски. Она намерена покинуть этот мир спокойной и умиротворённой.
Анализ произведения
Основная тема повести – уход из жизни пожилого человека, подведение итогов. Однако есть в произведении другие темы, о которых автор предпочитает говорить менее открыто.
Не только о личных чувствах героев хочет поведать читателю Валентин Распутин.
«Последний срок», краткое содержание которого рассказывает лишь о том, как каждый персонаж относится к смерти, это, в первую очередь, повесть о смене исторических эпох. Анна и её дети наблюдают разрушение старого строя.
Колхозы прекращают своё существование. Молодёжь вынуждена покидать село из-за отсутствия работы, отправляться на поиски заработков в неизвестном направлении.
На смену человеколюбивому социализму грядёт безжалостный капитализм. Прежние ценности обесценены. Сыновья Анны, привыкшие трудиться ради всеобщего блага, должны теперь работать ради выживания своих семей.
Не принимая новую действительность, Илья и Михаил пытаются заглушить свою боль алкоголем. Старуха Анна чувствует своё превосходство над своими детьми. Её смерть уже пришла к ней и лишь ожидает приглашения, чтобы войти в дом. Михаил, Илья, Люся, Варвара и Татьяна молоды.
Им ещё долго придётся жить в незнакомом для них мире, который так не похож на тот, в котором они когда-то родились. Им придётся стать другими людьми, отказаться от прежних идеалов, чтобы не погибнуть в новой реальности.
Никто из четырёх детей Анны не изъявляет желания меняться. Только мнение Танчоры остаётся неизвестным для читателя.
Недовольства людей новой жизнью не способны изменить ход событий. Безжалостная рука истории всё расставит по своим местам. Молодое поколение обязано адаптироваться, чтобы воспитать своё потомство иначе, чем было воспитано оно само. Старое поколение не сможет принять новые правила игры. Ему придётся покинуть этот мир.
Источник: https://r-book.club/modern-russian-writers/valentin-rasputin/posledniy-srok.html
Последний срок
Повесть В. Распутина это история об умирающей старухе Анне и ее последней встречи с детьми. Образ крестьянки сквозной для всего творчества писателя. Сам Распутин говорил, что его поражало спокойное отношение старух к смерти, писатель видел в этом большой жизненный опыт и мудрость.
Анна выполнила свой долг перед детьми, вырастила их, вырвав из послевоенного голода. 3 сына ее полегли в войну и Анна, как любая мать мучается вопросом — а могла ли она как-то помешать смерти, оградить и защитить сыновей? Природная совестливость заставляет ее вспоминать и другие «стыдные» моменты.
Например, о корове, уже отданной в колхоз, но украдкой выдаиваемой для голодных детей. Старуха чувствует вину и перед сыном Михаилом, считает себя обузой и призывает смерть вновь и вновь. Характер этой женщины сформирован из вековечных народных традиций и представлений о зле и добре. Готовясь уйти, она не докучает детям, не читает им наставлений.
Единственная ее цель напомнить им кто они есть, объединить и опять сделать семьей.
Сыновья и дочери Анны полные антиподы друг другу.
Безликий Илья, которого жизнь побила и сделала неспособным на поступки и чувства.
Самолюбивая, полная собственного достоинства Люся. Городская жительница, добровольно забывшая о своих корнях. Впрочем, этот персонаж не столь однозначен. В сцене, где Люсю посещает воспоминание о чудесном спасении, героиня даже симпатична.
Варвара — старая по возрасту и по состоянию души. В какой-то степени она даже старше матери. Безвольная, задавленная тяжелой крестьянской работой и многочисленными родственниками, не имеющая материнской воли и широты души.
Михаил самый противоречивый из всех детей. Он любит мать, по-своему заботится о ней. Даже берет на себя ответственность за неприезд Таньчоры. Им движет сострадание к матери, и он готов стерпеть претензии брата и сестер. В то же время это классический русский мужик, который в состоянии опьянения позволяет себе куражиться и шутить над матерью.
И, наконец, та самая не приехавшая Таньчора. О не сказано немного: добрая, мягкая, любящая мать, даже лично пишущая ей письма, но… Распутин перечеркивает все эти черты одним последним ее проступком, страшнее которого трудно себе представить. «Не приехать к умирающей матери, это кем надо быть?»
Мастерски выписанные характеры, глубокий анализ человеческой природы, многообразие выразительных средств и простой язык делают книгу легко читаемой и интересной всем возрастным категориям.
Рецензент: nikoladze
Прощание с Матёрой
Последний срок
Источник: https://knigoobzor.ru/poslednij_srok.php
Образовательный портал
В каждой культуре есть текcты, которые необходимо знать, и эта необходимость распространяется на всех представителей данной культуры.
Представителю русской культуры наряду с русской классической литературой необходимо читать литературу советского периода, но читают её школьники, как выясняется, без энтузиазма; сложность заключается, как они говорят, в непонимании текстов, и как следствие – нежелание читать художественную литературу, осваивать её для себя лично.
Поэтому преподаватель находится в постоянном поиске новых методов подхода к данной проблеме. Одной из возможностей решения этой проблемы является самостоятельная работа учащихся, где каждый из них на определённом этапе станет «исследователем» художественного текста.
Самостоятельная работа, как способ приобретения теоретических знаний и практических навыков должна носить развёрнутый и глубокий характер. Здесь обучающиеся обязаны уметь анализировать факты, делать сравнения и выводы, оценивать работу товарищей, обосновывать выдвинутые тезисы.
Отсюда следует, что самостоятельное выполнение заданий в 10 – 11 классах в виде анализа текста должно иметь место во время всего периода обучения, в содержание, которого входят общий смысл произведения, его идейная направленность, сюжет. Анализ художественного произведения занимает важное место в системе уроков литературы.
Такие уроки способствуют активации познавательной самостоятельности учащихся, их цель – развитие углубленного изучения художественного текста. При анализе раскрываются отдельные художественные детали: композиция, язык.
Для достижения целостного восприятия литературного произведения необходимо обращать внимание учащихся на то, что каждый отдельный компонент, являясь частью художественного текста, помогает раскрыть идею автора. Важную роль в определении жанровой специфики произведения и раскрытии авторской идеи играют такие понятия как время и пространство.
Для исследования на уроке предлагается повесть В.Распутина “Последний срок». Творчество В.Г.Распутина изучается в 11 классе в разделе «Русская проза в 50 – 90-е годы», тема: «Деревенская проза 60 – 80-х гг.». В.
Распутин, писатель-«деревенщик», как принято его считать, поднимая самые мучительные вопросы современности, остается верен традициям русской классической литературы, темы и идеи его произведений удивительно перекликаются с традиционными мотивами отечественной классики. И нельзя не согласиться с В.
Крупиным, утверждавшим, что в произведениях Распутина можно найти «все признаки классики: она современна и вневременна. Она стоит на плечах гигантов русской прозы, оттого и видит дальше» (Крупин, 1983, №1).
Цель данного урока – постижение мира писателя через осмысление времени и пространства, то есть хронотроп. Хронотроп – как определил М.Бахтин – это «взаимосвязь временных и пространственных отношений, художественно освоенных в литературе» (Бахтин, М., 1975, с.235), где ведущим началом является время.
В повести «Последний срок» говорится о последних днях старухи Анны и её детях, которые собрались у постели умирающей. Смерть высвечивает характеры всех персонажей и в первую очередь самой матери.
В произведении явно выражено ощущение ухода целой эпохи русской культурной жизни, и время (в данном случае время СССР) способствует разрушению вековых традиций, утрате определенного уклада жизни.
Как выражение авторской позиции Распутин высвечивает черты духовного и поведенческого облика персонажей, меру душевного оскудения своих героев он показывает через их отношение к прошлому, к дому, к матери.
И конфликт, который присутствует в повести, имеет как бы две ипостаси первая – это конфликт как факт, знаменующий нарушение гармонического и совершенного миропорядка. Вторая – это конфликт как черта самого миропорядка, свидетельство его несовершенства и дисгармонии.
Разделим повесть условно на «два мира»: городской, где живут Илья, Люся и Татьяна и деревенский, в котором автор оставил Варю и Михаила, и с этой позиции будем рассматривать повесть.
Причём город будем рассматривать не как географический объект, а как «силу» влияющую на сознание человека, способствующую разрушению таких понятий как нравственность, чувство долга, ответственность перед людьми.
Деревня – это некий «сосуд» — хранитель вековых традиций, укладов, то есть культурного богатства народа.
А вольный мир деревенской природы, богатый свежестью легкого ветерка, запахами полей, красотою леса, переносит среднюю дочь старухи в далёкое детство, воспоминание о котором «вдруг вспыхнули» не надолго: «Люся всё забыла – и воскресники по весне, когда заготавливали дрова, и поля где работала (…) – забыла совсем, до пустоты.(…) Давным-давно уже она не трогала воспоминания о деревне, и они окаменели, слежались в одном отринутом неподвижном комке, затолканном в дальний пыльный угол, как узел с отслужившим своё старьём». «Окаменелость», «слежалость» воспоминаний «затолканных» в дальний угол подтверждаются бездуховной казённой речью: «…мне совсем не хочется обсуждать этот вопрос» и лишают её способности думать и чувствовать.
Временные и пространственные представления в повести многообразны и значимы.
Здесь существуют образы космического времени: «И тогда же как следует, по-взрослому и наедине с собой он понял, что смертен, как смертно в жизни все, кроме земли и неба»; биографического: «Она росла слабой и пошла работать позже своих подружек – только в последние военные годы.
А до того мать жалела её и оставляла дома с Танькой, с нынешней Танчорой из Киева»; исторического «Тепери ни ребёнка ко сну укачать, ни человека в могилу проводить – ничё не умею»; представлены явления суточные (утро, засветившее в «свой черед», день, ночь).
Образы пространства представляют собой своеобразные расширяющиеся круги.
Замкнутый мир комнаты, и даже постели, где последнее время лежит старуха, являются частью целого – частью не только дома, деревни, но и частью неповторимой русской природы, на которую старуха смотрела уже невидящим взглядом, «смотрела в огород, в лес – на что натыкались глаза, — смотрела и ничего не видела, не находила».
Важную роль играет хронотроп порога, здесь его можно определить как некую черту, через которую старуха «перелезла на четвереньках – иначе его было не взять», крыльца, ещё одного порога, на который старуха «так, на четырех подпорках, как собака, и вылезла» и смежной с ними улицы. И порог, и крыльцо, и улица символичны и метафоричны и являются главным местом действия. Символичен пароход, на котором когда-то уехала, а теперь приехала Люся и который некстати «гуднул» где-то на реке. Символичны и слова Люси: «Сигнал кому-то подаёт». Река – образ дороги соединяющей город с деревней, тоже имеет символическое значение.
Итак, проследим, как расселил дочерей Анны автор по возрасту, на каком расстоянии от родного дома и, наблюдая за каждым из них, можно определить степень душевной глухоты.
Простодушная Варя, старшая из детей живет в районном центре и чуть ли не каждый месяц приезжает в родительский дом, «разменяла шестой десяток» и, как мать, нарожала много детей.
Люся средняя дочь живет в городе, лет пять не была дома, ей больше сорока, детей нет, а младшая Татьяна – «совсем далеко – в Киеве», о ней ничего не известно.
Источник: http://ext.spb.ru/index.php/2011-03-29-09-03-14/110-foreignlang/3927—r-l-r.html
Анализ повести Распутина «Последний срок»
Анализ повести Распутина «Последний срок»
Творчество Распутина — отображение ценностей современного человека. Валентин Распутин является одним из самых известных и талантливых писателей современной русской литературы.
Тема современного восприятия нравственности является фундаментальной для большинства его произведений. Чаще всего упоминается его повесть «Последний срок», которую автор называет самой главной в собственном творчестве.
Его произведения наполнены живыми образами и мыслями, которые помогают раскрывать изменения, происходящие в психологии современного человека.
Глазами Распутина мы видим утрату многих ценных человеческих качеств, писатель показывает, как постепенно доброта, милосердие и совесть уходят из сердец людей, и как это влияет на жизнь общества в целом, и в частности на жизнь и судьбу каждого человека.
Смысл повести «Последний срок»
Темы, которые затрагивает Распутин в повести «Последний срок», более глубокие и многогранные, чем может показаться на первый взгляд.
Отношения между членами семьи, отношение к родителям, алкоголизм, старость, понятия совести и чести все эти мотивы сплетены в единое отображение смысла жизни человека в «Последнем сроке»; и затрагивая эти темы, Распутин лишь отображает действительность.
Главное действующее лицо повести это восьмидесятилетняя старуха Анна, которая живет у своего сына. Ее внутренний мир наполнен переживаниями о детях, которые уже давно разъехались и ведут жизнь отдельно друг от друга. Анна думает лишь о том, что ей хотелось бы увидеть их счастливыми до того, как она умрет. А если и не счастливыми, то просто увидеть их всех в последний раз.
Но ее выросшие дети это дети современной цивилизации, занятые и деловые, у них уже свои семьи, и они могут думать о многих вещах — и на все им хватает времени и сил, кроме матери. Почему-то о ней они почти не вспоминают, не желая понимать, что для нее ощущение жизни осталось только в них, мыслями о них она только и живет.
Когда Анна чувствует приближение смерти, она готова потерпеть до конца еще несколько дней, ведь ей очень хочется увидеть свою семью. До своей последней минуты она любит их всей душой и жизненной силой, что еще осталась в ней, но дети находят время и внимание для нее только ради приличия.
Распутин раскрывает их жизни так, что кажется, что они вообще живут на белом свете ради приличия. Причем сыновья погрязли в пьянстве, а дочери заняты своими «важными» делами.
Они нелепы и неискренни в своем последнем желании уделить внимание умирающей матери. Ведь в последние дни жизни матери они могли бы хоть что-то подправить, могли просто искренне поговорить с ней и уделить ей внимание, достойное матрие, но и на это их не хватило.
Анализ замысла «Последний срок» — смысл названия
Валентин Распутин указывает современному обществу и человеку на их нравственное падение, на ту черствость, бессердечие и эгоизм, которые завладели их жизнями и душами.
Ради чего живут такие люди? Ради злости и ненависти, зависти и неуважении к другим людям? Если они не могут даже по-человечески проститься с умирающей матерью, что можно говорить об их отношении к окружающему миру, об их жизненном предназначении и роли…
Писатель показывает, насколько жалкой может быть жизнь таких людей, насколько бездуховной и мрачной, и главная мысль состоит в том, что они своими руками создали такой мир вокруг себя.
И остается лишь один вопрос, касающийся названия повести и какой смысл в него вложил Распутин.
На первый взгляд, последний срок это последние дни жизни Анны, но на самом деле, это последний срок для ее детей, последний шанс что-то исправить для них, собраться духом и достойно проводить их мать. И несмотря на всю любовь и внимание Анны, они так и не использовали свой последний срок.
Источник: http://stud24.ru/literature/analiz-povesti-rasputina-poslednij-srok/477313-1818123-page1.html
Последний срок
Старуха Анна лежит без движения, не открывая глаз; она почти застыла, но жизнь ещё теплится. Дочери понимают это, поднеся к губам кусок разбитого зеркала. Оно запотевает, значит, мама ещё жива.
Однако Варвара, одна из дочерей Анны, полагает возможным уже оплакать, «отголосить её», что она самозабвенно делает сначала у постели, потом за столом, «где удобнее». Дочка Люся в это время шьёт скроенное ещё в городе траурное платье.
Швейная машина стрекочет в такт Варвариным всхлипам.
Анна — мать пятерых детей, двое сыновей её погибли, первенькие, рождённые один для Бога, другой для паря. Варвара приехала проститься с мамой из районного центра, Люся и Илья из близлежащих провинциальных городков.
Ждёт не дождётся Анна Таню из далёкого Киева. А рядом с ней в деревне всегда был сын Михаил вместе с женой и дочкой. Собравшись вокруг старухи утром следующего после прибытия дня, дети, видя воспрянувшую мать, не знают, как им реагировать на её странное возрождение.
«Михаил и Илья, притащив водку, теперь не знали, чем им заняться: все остальное по сравнению с этим казалось им пустяками, они маялись, словно через себя пропуская каждую минуту».
Забившись в амбар, они напиваются почти без закуски, если не считать тех продуктов, что таскает для них маленькая дочь Михаила Нинка. Это вызывает законный женский гнев, но первые стопки водки дарят мужикам ощущение неподдельного праздника. В конце концов мать жива.
Не обращая внимания на девочку, собирающую пустые и недопитые бутылки, они уже не понимают, какую мысль на этот раз они хотят заглушить, может быть, это страх.
«Страх от сознания, что мать вот-вот умрёт, не похож на все прежние страхи, которые выпадают им в жизни, потому что этот страх всего страшнее, он идёт от смерти… Казалось, смерть уже заметила их всех в лицо и уже больше не забудет».
Продолжение после рекламы:
Напившись основательно и чувствуя себя на следующий день так, «будто их через мясорубку пропустили», Михаил и Илья основательно опохмеляются и на следующий день. «А как не пить? — говорит Михаил. — День, второй, пускай даже неделю — оно ещё можно. А если совсем до самой смерти не выпить? Подумай только, ничего впереди нету. Сплошь одно и то же.
Сколько верёвок нас держит и на работе, и дома, что не охнуть, столько ты должен был сделать и не сделал, все должен, должен, должен, должен, и чем дальше, тем больше должен — пропади оно все пропадом. А выпил, как на волю попал, все сделал, что надо. А что не сделал, не надо было делать, и правильно сделал, что не делал».
Это не значит, что Михаил и Илья не умеют работать и никогда не знали другой радости, кроме как от пьянства.
В деревне, где они когда-то все вместе жили, случалась общая работа — «дружная, заядлая, звонкая, с разноголосицей пил и топоров, с отчаянным уханьем поваленных лесин, отзывающимся в душе восторженной тревогой с обязательным подшучиванием друг с другом.
Такая работа случается один раз в сезон заготовки дров — весной, чтобы за лето успели высохнуть, приятные для глаза жёлтые сосновые поленья с тонкой шелковистой шкуркой ложатся в аккуратные поленницы». Эти воскресники устраиваются для себя, одна семья помогает другой, что и сейчас возможно. Но колхоз в селе разваливается, люди уезжают в город, некому кормить и выращивать скот.
Вспоминая о прежней жизни, горожанка Люся с большой теплотой и радостью воображает любимого коня Игреньку, на котором «хлопни комара, он и повалится», что в конце концов и случилось: конь сдох. Игрень много таскал, да не сдюжил.
Бродя вокруг деревни по полям и пашне, Люся понимает, что не сама выбирает, куда ей идти, что её направляет какая-то посторонняя, живущая в этих местах и исповедующая её сила. …
Казалось, жизнь вернулась назад, потому что она, Люся, здесь что-то забыла, потеряла что-то очень ценное и необходимое для неё, без чего нельзя…
Пока дети пьют и предаются воспоминаниям, старуха Анна, съев специально сваренной для неё детской манной каши, ещё больше взбадривается и выходит на крыльцо. Её навешает долгожданная приятельница Мирониха. «Оти-моти! Ты, старуня, никак, живая? — говорит Мирониха. — Тебя пошто смерть-то не берет?.. Я к ей на поминки иду, думаю, она как добрая укостыляла, а она все тутака».
Горюет Анна, что среди собравшихся у её постели детей нет Татьяны, Танчоры, как она её называет. Танчора не была похожа ни на кого из сестёр. Она стояла как бы между ними со своим особым характером, мягким и радостным, людским. Так и не дождавшись дочери, старуха решает умереть.
«Делать на этом свете больше ей было нечего и отодвигать смерть стало ни к чему. Пока ребята здесь, пускай похоронят, проводят, как заведено у людей, чтобы другой раз не возвращаться им к этой заботе. Тогда, глядишь, приедет и Танчора… Старуха много раз думала о смерти и знала её как себя.
За последние годы они стали подружками, старуха часто разговаривала с ней, а смерть, пристроившись где-нибудь в сторонке, слушала её рассудительный шёпот и понимающе вздыхала.
Они договорились, что старуха отойдёт ночью, сначала уснёт, как все люди, чтобы не пугать смерть открытыми глазами, потом та тихонько прижмётся, снимет с неё короткий мирской сон и даст ей вечный покой». Так все оно и выходит.
Источник: https://briefly.ru/rasputin/posledny_srok/