Анализ рассказа шукшина гринька малюгин

Презентация урока внеклассного чтения по рассказу В.М.Шукшина «Гринька Малюгин» (8 класс)

Слайд 0

Муниципальное специальное бюджетное(коррекционное0 образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная(корреционная) общеобразовательная школа №14 VIII вида» города Губкина Белгородской области Презентация урока внеклассного чтения по рассказу В.М.Шукшина «Гринька Малюгин» (8 класс) Подготовил: Адонина Татьяна Ивановна Учитель МБС(К)ОУ «С(К)ОШ № 14 VIII вида» города Губкина Губкин 2012

Слайд 1

Цель: Дать учащимся сведения из биографии В.М.Шукшина. Обобщить и систематизировать знания по рассказу «Гринька Малюгин»; Корректировать мышление на основе активации мыслительной и творческой деятельности; Создавать мотивацию к учению.

Слайд 2

Определение темы урока (разгадать ребус)

Слайд 3

Василий Макарович Шукшин. «Гринька Малюгин».

Слайд 4

Составление рассказа о В.М.Шукшине по алгоритму.

Слайд 5

Работа с эпиграфом. «…Что есть красота и почему ее обожествляют люди?» (Н.Заболоцкий)

Слайд 6

Работа с пословицами.

Слайд 7

Обратите внимание

Тест № 1. Какие из пословиц относятся к Гриньке? Жизнь дана на добрые дела. Героями не рождаются, героями становятся. Как проживёшь, так и прослывёшь. Не хвали сам себя, пусть люди похвалят тебя. Скромность всякому к лицу. Два раза не умирать, а раз не миновать. С лица водицы не пить. На трусливого все собаки лают. Где смелость, там и победа.

Слайд 8

Тест № 2. Как я отношусь к Гриньке Малюгину? жалею безразлично сочувствую переживаю волнуюсь восхищаюсь ненавижу осуждаю горжусь.

Слайд 9

Психологический прием неоконченной фразы… Гринька Малюгин бросился к горящей машине, потому что… Если бы Гринька не увёл горящую машину, то…

Слайд 10

Составление рисованного фильма. беседа по рисункам, выборочное чтение, подбор титров к кадрам.

Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13

Слайд 14

Закон жизни. Наверняка, у каждого из вас Бывают и раздумья и сомненья, Как поступить вот в этот раз… Как лучше выбрать верное решенье… Есть в жизни много тропок и путей, Сетей, препятствий, красоты и грязи. Душе, уму и совести твоей Они ясны становятся не сразу.

Слайд 15

Задание с элементами программирования.

Слайд 16

Чтение стихов. Не будьте равнодушием томимы, Заблудшему дорогу покажите. О люди! Не пройдите мимо! Вы руку помощи друг другу протяните!

Слайд 17

Чтение стихов. В жизни можно по-разному жить: В горе можно и в радости. Вовремя есть, вовремя пить И вовремя делать гадости. А можно и так: Поутру встать И, не помышляя о чуде, Рукой обнаженное солнце достать И подарить его людям.

Слайд 18

Подведение итогов урока. Тест № 3. Дайте характеристику герою. Скромный Застенчивый Равнодушный Смелый Безразличный Юморист Решительный Бессовестный Мужественный Находчивый Самолюбивый Простодушный.

Слайд 19

Спасибо за внимание.

Источник: https://KeepSlide.com/no_category/114430

Виды содержательной информации и способы её выражения в тексте (на примере рассказов В. М. Шукшина)

Содержательно-концептуальная информация и способы её раскрытия

В.М. Шукшина постоянно мучил вопрос: «Что с нами происходит?».

В поисках ответа на него писатель создал образ вечно ищущего, страждущего человека, у которого «неспокойная совесть, ум, полное отсутствие голоса, когда требуется для созвучия – «подпеть» могучему басу сильного мира сего, горький разлад самим с собой из-за проклятого вопроса «что есть правда?».

Ответы на этот и другие вопросы: «Зачем я родился?», «Как я живу?»,  «В чём моё предназначение?» — найдем в рассказах о чудиках, странных, несуразных людях.

Для этого определим содержательно-концептуальную информацию в произведениях, рассматривая образы главных героев, анализируя смысл заглавий, семантику имён собственных, роль ключевых номинаций и композиции, опираясь на исследование Н.А. Николиной «Филологический анализ текста». Полученные сведения позволят охарактеризовать чудиков, духовно одиноких людей, «чужих» среди «своих».

Заглавие художественного текста

Важно

Одним из важнейших компонентов текста является его заглавие. Находясь вне основной части текста, оно занимает абсолютно сильную позицию в нем. Это первый знак произведения, с которого начинается знакомство с текстом.

Заглавие активизирует восприятие читателя и направляет его внимание к тому, что будет изложено далее. Заглавие — «это компрессированное, нераскрытое содержание текста.

Его можно метафорически изобразить в виде закрученной пружины, раскрывающей свои возможности в процессе развертывания» [2, с. 133].

В раскрытии темы оторванно­сти человека от окружающих его лю­дей не последнюю роль играет выбор названия произведения.

Нередко ав­тор выносит в заголовок имя главно­го героя или прозвище: «Гринька Малюгин», «Степка», «Чудик» и т. п. Несомненно, такой прием является средством выделения героя из числа других действующих лиц.

А выделение — это, как правило, обособление. Ав­тор как будто хочет подчеркнуть «непохожесть» своих героев, их чудаковатость.

Заглавие текста, как правило, многозначно. Слово, вынесенное в позицию заглавия, как уже отмечалось, по мере развертывания текста постепенно расширяет объем своего значения. Оно, как магнит, притягивает все возможные значения слова и объединяет их. Обратимся, например, к заглавию рассказа «Чудик». Номинация чудик является ключевой в тексте.

Данная лексема толкуется как «странный, несуразный человек, чудак». Однако, функционируя в тексте художественного произведения, слово становится многозначным. Понятие чудик означает болезненное восприятие несправедливости окружающего мира, а в рассказах  «Гринька Малюгин», «Степка» — и бесшабашное ухарство.

Совет!

Это ключевая номинация приобретает в текстах произведений не одно, а, по меньшей мере, три значения.

Таким образом, важнейшими свойствами заглавия является его многозначность, связь со всем содержанием текста.

Имя собственное в художественном тексте

В исследованиях, посвященных художественной речи, также постоянно отмечаются огромные экспрессивные возможности и конструктивная роль имен собственных в тексте.

<\p>

«Входя в художественный текст семантически недостаточным, имя собственное выходит из него семантически обогащенным и выступает в качестве сигнала, возбуждающего обширный комплекс определенных ассоциативных значений» [6, с. 106].

Во-первых, имя собственное указывает на социальный статус персонажа, его национальную принадлежность; во-вторых, имена персонажей могут предопределять формы их поведения в тексте.

Выбор имен и форма их подачи не случайны и в рассказах В.М. Шукшина.

Например, сочетание уменьшительно-пренебрежительной формы собственного имени Гринька с фамилией Малюгин подчеркивает «незначительность» персонажа.

При этом личное имя героя вступает в пря­мое противоречие с описанием его внешности: «Был он здоровенный парень с длинны­ми руками, горбоносый, с вытянутым, как у лошади, лицом».

«Приниженность» персонажа под­держивается отношением к нему односельчан: взрослого здорового пар­ня девки жалеют.И эту жалость ге­рой воспринимает как награду.

Рассмотрим роль имени в рассказе «Чудик». Произведение начинается со слов: «Жена называла его  — Чудик. Иногда ласково».

Используя парцелляцию (расчленение конструкции), автор акцентирует внимание на том, что герой всегда одинок, так даже жена не понимает чудаковатого, непохожего на других, попадающего «в какие-нибудь истории – мелкие, впрочем, но досадные».

Обратите внимание

Вспомним, к примеру, случай с найденными пятьюдесятью рублями, которые оказались его собственными, или телеграмму, посланную жене: «Приземлился. Ветка сирени упала на грудь, милая Груша, меня не забудь. Васятка», или разрисованную в доме брата коляску.

Во всех этих случаях Чудик выглядел странным и смешным. Людей в магазине он постеснялся, строгая телеграфистка упрекнула его в том, что «не в детсаде», раздраженная невестка устроила скандал, чтобы  Чудик уехал.

Заканчивается текст словами: «Звали его Василий Егорыч Князев. Было ему 39 лет от роду. Он работал киномехаником в селе. Обожал сыщиков и собак. В детстве мечтал быть шпионом».

Автор использует приём контраста (Чудик — Василий Егорыч Князев) для того, чтобы показать значимость жизни одинокого человека. Никто, даже жена, не знал, что таится в душе героя.

Трепетный, ранимый, он видел красоту природы, хотел преобразить будничную, однообразную жизнь, а люди видели лишь в нём не приспособленного к жизни фантазёра.

Употребление полного имени в конце рассказа даёт возможность читателям задуматься над тем, кто такой Чудик, каковы его интересы и мечты. Не случайно автор наделил его именем и фамилией «Василий Князев». Имя означает в переводе с греческого «царственный, властелин», а фамилия подчеркивает превосходство героя над обыкновенными людьми,

Итак, имя персонажа выступает как одна из ключевых единиц художественного текста, как важнейший знак, который наряду с заглавием, актуализируется по мере прочтения произведения. Это особенно ярко проявляется в тех случаях, когда оно занимает позицию заглавия и тем самым привлекает внимание читателя к называемому им персонажу, особо выделяет его в художественном мире произведения.

Ключевые слова художественного текста

В художественном тексте как частной динамической системе языковых средств выделяются ключевые слова для выражения смысла.

Важно

Они обладают рядом существенных признаков, которые позволяют дифференцировать их на фоне других лексических единиц. Так в монографии Н.А.

Николиной «Филологический анализ текста» предлагаются следующие признаки ключевых слов: 1) высокая степень повторяемости данных слов в тексте; 2) способность знака свертывать информацию, выраженную целым текстом; ключевые слова в этом плане уподобляются «тексту-примитиву» — минимальной модели содержания того текста, ключом к которому они служат; этот признак особенно ярко проявляется у ключевых слов в позиции заглавия; 3) соотнесение двух содержательных уровней текста: собственно фактуального (фактологического) и концептуального. Этот признак ключевых слов особенно важен. Следовательно, слова (словосочетания), «сопрягающие» два уровня, два «слоя» текстовой информации, раскрывающие неодномерные смыслы, могут быть признаны ключевыми единицами текста. Отсюда такие важнейшие признаки ключевых слов, как их обязательная многозначность, семантическая осложненность.

Рассмотрим подробнее ключевые слова в рассказах Шукшина. В «Гриньке Малюгине» ключевыми становятся номинации земледав, быча, телеграф, морда.

Если две последние номинации яв­ляются отражением внешних данных персонажа (высокий рост, форма лица), то первые характеризуют лич­ностные качества героя.

В «Словаре языка Василия Шукши­на» лексема земледав толкуется как «сильный, крепкий человек, высокий и массивный, но при этом неловкий, несуразный». Однако по отношению к Гриньке Малюгину оно требует уточнения: земледав — человек, напрасно живущий на земле.

Семантика слова связана со словосочетанием давить землю.

Ведущим в тексте становится второе значение: «Хоть ты что делай, хоть гори все вокруг   синим огнем — он в воскресенье наденет черные плисовые штаны, куртку с «молниями», намочит русый чуб, уложит его на правый бочок аккуратненькой копной и пойдет по деревне — просто так, «бур­лачить».

В «Словаре языка Василия Шукшина» [3, с.

20] глагол бурлачить рассматривает­ся  в нескольких значениях: 1) прямое — «заниматься бурлачеством, работать бурлаком»; 2) переносное — «чудить, дурака валять, совершать странные поступки»; 3)переносное — «вести вольный, разгульный, холостой образ жизни».<\p>

Переносные значения характеризует бессмыслен­ность существования героя, вольный образ жизни:

— Женился бы хоть, телеграф, — сове­товала ему мать.

— Стукнет тридцать — женюсь, — от­вечал Гринька.

Номинация быча (производное обращение от бык) носит откровенно бранный характер, в ее значение вхо­дят семы «глупый», «упрямый».

Совет!

Однако именно безрассудство тол­кает этого взбалмошного и, казалось бы, «никудышнего» человека на ге­ройский поступок: он бросается спасать от огня бензохранилище.

Гринька Малюгин —  чу­дик, и он одинок в этой жизни, по­тому что, несмотря на веселый, доб­родушный характер, остается никем не понятым: ни родными, ни одно­сельчанами, ни корреспонденткой. Это легко ранимый человек, а его привыкли считать шутом гороховым.

Итак, в рассказе ключевые слова земледав, быча, телеграф, морда  уподобляются « тексту – примитиву », служат ключом к раскрытию не только фактуальной, но и содержательно-концептуальной информации.

Также ключевые слова, составляя семантическую доминанту текста, могут образовывать значимые для интерпретации произведения сквозные оппозиции.

Чудика Шукшина, как и самого автора, волновал вопрос: почему люди стали злыми? Вспомним эпизод возвращения Чудика в дом брата после того, как была разрисована коляска: «Часов в шесть Чудик пришел к брату.

Взошел на крыльцо и услышал, что брат Дмитрий ругается с женой. Впрочем, ругалась жена, а брат Дмитрий только повторял:

—  Да  ну  что  тут!..   Да  ладно…  Сонь…  Ладно  уж…

— Чтоб завтра же этого дурака не было здесь! — кри­чала Софья Ивановна.— Завтра же пусть уезжает!

Чудик поспешил сойти с крыльца… А дальше не знал, что делать. Опять ему стало больно. Когда его ненавидели, ему было очень больно. И страшно. Казалось: ну, теперь все,  зачем  же  жить?   И  хотелось  куда-нибудь уйти  подальше от людей,  которые  ненавидят его или  смеются».

Обыкновенные постепенно теряют человеческое лицо и становятся cтрашными, нравственными уродами.     Оппозиция чудикобыкновенные является доминирующей в тексте.

Обратите внимание

Достигается это благодаря повторяемости номинации чудик, которая семантически усложняется, так как под данной лексемой мы понимаем не только чудака, но и доброго, ранимого человека.

Чудику противостоят окружающие люди, которых ничто не вдохновляет.

Для обычных людей чудики- «ненормальные какие-то». Приведем пример из рассказа «Стёпка». Одиночество заставляет Степана Воеводина совершить побег из колонии.

Душа его требует хоть один весенний «задумчивый хороший вечер» побыть в родном селе. Односельчане и милиционер не понимают мотивов поведения героя.

Именно поэто­му они чудятся, поведение Стёпки чудно и непонятно для них:

— Ты что, сдурел, парень? — спросил участковый, вглядываясь в лицо Степана; — Прости меня, но я таких дураков еще не встречал…; …не может быть, чтоб на свете были такие придурки; — А по лицу не скажешь, что дурак.

Настойчивый повтор однокоренных образований подчеркивает оторван­ность чудиков от их окружения. Духовно близкой герою оказывает­ся только его немая сестра.

Такая же одинокая, как и Степка, она одна искренне радуется возвращению бра­та. Два одиноких чудика родственны не только по крови.

Читайте также:  Анализ произведения мцыри лермонтова (поэмы)

Изолированность ге­роев, их непохожесть на окружающих связывают Степку и его немую сест­ру невидимыми узами духовного род­ства.

Следовательно, роль ключевых слов велика в тексте: они способствуют раскрытию содержательно-концептуальной информации благодаря своей многозначности, семантической осложненности.

Композиция как средство раскрытия замысла

Важно

В. М. Карпова в монографии «Талантливая жизнь: В.Шукшин – прозаик» особое внимание уделяет тому, что рассказы Василия Шукшина лаконичны, в них нет острых сюжетов и увлекательной интриги, они насыщены диалогами.

Отметим ещё одну отличительную черту: тексты Шукшина с открытыми финалами. Попытаемся определить роль финальных сцен на примере рассказов «Стёпка» и «Чудик».

Писатель оставил за пределами произведения «Стёпка», какие страдания принёс герой матери и отцу своим побегом, новым тюремным сроком.

В рассказе нет вопроса: правильно или неправильно поступил Стёпка? Этот текст «стучится» в сердце читателя и заставляет задуматься над тем, как мы живём.

Рассказ «Чудик» заканчивается возращением Василия Егорыча домой, но мы не видим встречи с близкими, а лишь узнаём о том, что шёл дождь и Чудик любовался красотой природы, подпрыгивал и громко пел. Действия, совершаемые Чудиком, полны простоты, детскости и непосредственности.

Он запечатлён в один из самых счастливых моментов жизни, когда вслед ему или за глаза не произносят грубых, жестоких слов, не смеются над его поступками. Чудик в движении, в пути – это его жизнь со странностями, восторгами, досадными историями, где он всегда сохраняет человечность и доброту.

Из этого следует, что открытые финалы – это способ развития читательского дара.

Заключение

Проанализировав тексты рассказов В.М. Шукшина рассказов «Гринька Малюгин», «Чудик», «Стёпка» на разных уровнях, подведем итоги.

Во-первых, рассказы писателя, содержащие «прозрачные» сюжеты и открытые финалы, сложны в плане постижения смысла, в центре внимания автора вечные проблемы жизни, правды, нравственности.

Совет!

Во-вторых, семантические доминанты текста (заголовок, имя собственное, ключевые слова) многозначны. Они позволяют раскрыть концептуальную информацию, отражающую авторскую позицию. Так, в рассказах номинация чудик является ключевой.

Понятие, функционируя в тексте художественного произведения, становится многозначным, расширяет свои семантические границы и постепенно перерастает в символ. Сравнив героев, пришли к выводу: общим для них является то, что окружающим непонятно поведение чудаков, мотивы их поступков.

Отличие же, по нашему мнению, в том, что каждый из персонажей по-своему выражает отношение к действительности. Чудик так и остаётся добрым, чутким человеком, а Стёпка и Гринька за бесшабашным ухарством и беспечностью скрывают своё одиночество и душевную боль.

Слово-понятие чудик «вбирает в себя» и болезненное восприятие несправедливости окружающего мира, и бесшабашное ухарство, и истинную человечность.

В-третьих, интерпретация текстов осуществлялась с учётом авторского замысла. Своими рассказами Шукшин возвращает нас к истокам. Не могут быть старомодны такие нравственные категории, как стыд, совесть, доброта. В. М.

Шукшин утверждал: «Как бы ни была сложна жизнь, как бы ни была она трудна порой, при встрече с добрым человеком заражаешься от него верой, необходимой силой для преодоления трудностей. Это необходимо нам в жизни.

Это трудно воспи­тать, это рождается вместе с челове­ком. А важно потом не потерять это сохранить в силе и нести это чувство |людям, оно очень нужно» [10, с. 186]. Такой заряд человечности несут в себе рассказы В. М. Шукшина.

Его оди­нокие чудики призваны пробудить в нас чувство сострадания и уважения к людям, помогают поверить, что добро незыблемо на земле.

В-четвертых, в работе были рассмотрены два вида содержательной информации.

Обратите внимание

Перспективы будущего исследования видим в том, чтобы попытаться разграничить содержательно-концептуальную и содержательно-подтекстовую информации,  и рассмотреть на примерах произведений Антона Павловича Чехова.

Или же обратиться к раскрытию содержательно-концептуальной информации, опираясь не на имена собственные (антропонимы), а на  зоонимы, часто употребляемые в текстах писателя.

 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Апухтина В.А. Проза Василия Шукшина. Учебное пособие для филологических спец. университетов и педагогических институтов. – 2- е изд. – М.: Высшая школа, 1986.- 96с.

Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. – М., 1981.-140 с.

Елистратов В.С. Словарь языка Василия Шукшина.- М., 2001.- 216 с.

Емельянов Л.И. Василий Шукшин: очерк творчества.- Л.: Художественная литература, 1983.- 152 с.

Карпова В.М. Талантливая жизнь: Василий Шукшин – прозаик.- М.: Советский писатель, 1986.- 302 с.

Коробов В.И. Василий Шукшин.- 2 изд.- М.: Современник, 1988.-  286 с.

Кухаренко В.А. Интерпретация текста. – М., 1988. –188 с.

Николина Н.А. Филологический  анализ текста.- М.: Академия, 2003.- 257 с.

Рикёр П. Конфликт интерпретаций: Очерки о герменевтике.- М.: Канон-Пресс-Ц: Кучково поле,  1995.- 256с.

Черносвитов Е.В. Пройти по краю. Василий Шукшин: мысли о жизни, смерти и бессмертии.- М., 1989. – 234с.

Источник: http://uchitel-slovesnosti.ru/publ/analiz_na_urokakh_literatury/analiziruem_literaturnoe_proizvedenie/vidy_soderzhatelnoj_informacii_i_sposoby_ejo_vyrazhenija_v_tekste_na_primere_rasskazov_v_m_shukshina/54-1-0-1625

План-конспект урока по литературе (8 класс) на тему

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 15

С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ»

Г. ГУСЬ-ХРУСТАЛЬНЫЙ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ

Урок литературы

Мы – люди, потрясённые Шукшиным

…Хочешь быть мастером,

макай своё перо в правду.

Ничем другим больше не увидишь.

В. М. Шукшин

Из рабочих тетрадей 

Подготовила и провела

Карась Наталья Владимировна

Гусь-Хрустальный

2014

Цели урока

Образовательные:

  • познакомить ребят с биографией писателя;
  • продолжить знакомство с творчеством Шукшина; особенностями малого жанра автора; любимыми героями;
  • продолжить обучение составлению синквейна

Воспитательные:

  • вызвать интерес к личности и творчеству прозаика;
  • продолжить прививать любовь к слову;
  • приобщить учащихся к богатствам отечественной литературы

Развивающие:

  • развивать умение сравнивать, анализировать, выделять главное;
  • развивать навыки творческого чтения;
  • развивать, обогащать речь учащихся.

Мы – люди, потрясённые Шукшиным

…Хочешь быть мастером,

макай своё перо в правду.

Ничем другим больше не увидишь.

В. М. Шукшин

Из рабочих тетрадей

Вступительное слово учителя

Сегодня мы с вами отправляемся в небольшое путешествие по жизни и творчеству В. М. Шукшина. Заглянем на Алтай, где родился Василий Макарович, побываем в гостях у некоторых его героев. А начать мне бы хотелось со слов самого писателя: «Хочешь быть мастером, макай своё перо в правду. Ничем другим больше не удивишь».

Да Шукшин умел удивлять, задеть за живое, пробиться в души читателей. Он не щадил себя, торопясь, чтобы успеть сказать правду и этой правдой объединить, сблизить людей. Какой за всем этим труд! «Никогда, ни разу в своей жизни я не позволял себе пожить расслабленно, развалившись, — писал Шукшин.

— Вечно напряжён и собран».

Теперь давайте познакомимся с биографией писателя, а для этого заглянем на Алтай, в село Сростки.

Выступление заранее подготовленных учеников.

Важно

Дома вы читали рассказы Шукшина и вступительную статью учебника о писателе, поэтому вы можете ответить на вопрос:

-Кто же герои Шукшина?

Герои Шукшина – простые, «рядовые», обыкновенные люди – крестьяне, рабочие, студенты, продавцы магазинов, учителя, агрономы, служащие.

Ещё до того, как мы начнём обсуждать рассказы, которые вы прочитали дома, мне хочется познакомить вас с известной фразой Н. А. Островского из его кники  «Как закалялась сталь»:

«Самое дорогое у человека – это жизнь. И прожить её надо так, что бы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы, чтобы не жёг позор мучения за подленькое и мелочное прошлое…»

-Как вы понимаете слова Островского  «бесцельно прожитые годы»?

— Это годы, когда ты не смог создать что-то хорошее, принести пользу людям.

— А важно ли, что именно приносит человеку известность – созидание или разрушение?

А теперь следующая станция, совхоз «Гигант», и рассказ «Крепкий мужик».

— О чём он? Кратко перескажите.

О том, что Николай Шурыгин решил сломать пустую и ненужную, как он считал, церковь, чтобы использовать кирпич для постройки свинарника. И  это ему удалось, т.е. церковь он сломал.

— Попробуйте рассказать, что за человек Николай Шурыгин. Как характеризует Николая его речь?

Судя по манере поведения, по речи о Шурыгине можно сказать, что он человек грубый. Шукшин подчёркивает, что без нецензурной брани и крика у него не обходится ни одного дела.

Кроме того,  он любит выпить. Это ограниченный, невежественный человек, привыкший к власти. В критические моменты он может быть страшен.

— Почему решил герой сломать церковь? Зачитайте.

 «Там кирпич добрый, я бы его на свинарник пустил».

Может быть это хорошо? Церковь пустая. Кирпич нужен. Наверное, это характеризует Николая как человека хозяйственного.

— Чем была церковь для односельчан Шурыгина?

См. текст

 «Она хоть небольшая, церковка, а оживляла деревню (некогда сельцо), собирала её вокруг себя, далеко выставляла напоказ».

«Люди постарше все крещены в ней, в ней отпевали усопших дедов и прадедов, как небо привыкли видеть каждый день, так и её…».

 Мать: «Почто это не замечали! Да, бывало, откуда ни идёшь, её уж видишь. И как ни пристанешь, а увидишь её – вроде уж дома. Она сил прибавляла».

Совет!

Да, она была красивая, оживляла село, прибавляла сил усталым и была олицетворением малой родины.

— Замечал ли эту красоту Шурыгин?

Нет.

— Как отнеслись односельчане к поступку Николая? (см. текст)

 «Кругом стали ахать и охать, стали жалеть церковь».

— Шурыгин, прекрати своевольничать!

Учитель:

— Немедленно прекратите! Чьё распоряжение? Это семнадцатый век!

— Кто из всех односельчан не только словом, но и делом стал отстаивать церковь?

Это учитель. Он «забежал с той стороны церкви, куда она должна была упасть, стал под стеной»

Но, когда Шурыгин «схватил его в беремя и понёс прочь от церкви», никто из народа под стену не стал.

— Что же делали люди? (см. текст)

 «Все не двигались с места. Всех парализовало неистовство Шурыгина. Все молчали. Ждали».

— Какая стилистическая фигура здесь используется  Шукшиным?

Анафора

— С какой целью?

Чтобы подчеркнуть всеобщее бездействие.

Три раза повторяется слово «все». И эти «все» не смогли оказать сопротивление одному. Учитель кричит, что это народное дело, а народ бездействует. Шукшин знает и слабые и сильные стороны своего народа и изображает их правдиво и объективно.

И всё же народ осудил Николая.

— Кто он теперь для них?

«Идиот», «идол», «харя необразованная».

— Что сказала ему мать, узнав о его поступке?

 «Колька, идол ты окаянный…». (Зачитываем отрывок)

— Сумел ли Николай воспользоваться плодами своего труда? Добыл ли он кирпич? Почему?

 « Покрошилось много, ага…  Не знаю, как их потом долбать… попробовал ломиком – крепкая зараза. Действительно, литьё!».

 «К кирпичам, конечно, ни один дьявол не притронется, – подумал. – Ну и хрен с ними! Сгребу в кучу бульдозером, и пусть крапивой зарастает».

Итак, автор приводит нас к тому, что Николай совершил варварский, бесполезный поступок. И на душе у него, наверное, скверно. Недаром он постоянно пьёт водку, даже поёт, пытаясь всем показать, что несмотря ни на что у него прекрасное настроение.

— И как он себя оправдывает? (см. текст)

 «Приходя мимо бывшей церкви, Шурыгин остановился…». (Зачитываем отрывок)

Был в истории человек по имени Геростат, грек из Малой Азии, которой разрушил храм Артемиды в Эфесе, желая прославится. Так и Николай Шурыгин, конечно, прославился на всё село, И будут его помнить.

— Только не будет ли ему «мучительно больно» в конце жизни?

Хотелось бы надеяться, что будет.

— И ещё одна станция. Село Чебровка, где живёт Сёмка Рысь из рассказа «Мастер».

Как вы думаете, почему из совхоза «Гигант» мы отправляемся в Чебровку?

Главный герой, Сёмка Рысь, поразился красотой церкви. Он захотел её отремонтировать, обращался к церковным и светским властям, но нигде его не поддержали.

— Найдите эпизод, где Сёмка любуется этим храмом.

 «И стоит в зелени белая красавица. Столько лет стоит…» (Зачитываем отрывок)

Жаль, конечно, что не удалось Сёмке сделать задуманное. Но одно намерение уже само по себе дорого автору и показывает нам «забулдыгу, но непревзойдённого столяра» как человека способного любить и понимать прекрасное. Этот трактором по красоте не пройдётся.

Обратите внимание

Ещё один рассказ, который мы сегодня обсудим, называется «Гринька Малюгин». И следующая станция  — «Бензохранилище».

Главный герой рассказа — Гринька.

— Каким он был по мнению односельчан? (см. начало рассказа)

«Был он человек недоразвитый, придурковатый».

— Давайте найдём портрет героя.

 «Был он здоровенный парень…» (Зачитываем отрывок)

-Красив он?

Нет, длинные руки, вытянутое, как у лошади, лицо.

Далее автор пишет: «Вот такая история приключилась однажды с Гринькой.»

— Какая же история с ним приключилась?

Главный герой приехал на бензохранилище. И вдруг там начался пожар. Горели бочки с бензином в одной из машин. Гринька сел в горящую машину и направил её к реке, а сам выпрыгнул и сломал ногу. См. текст. «Гриньку точно кто-то толкнул сзади…»

-Что было бы, если бы он этого не сделал?

Взрыв. Очень сильный пожар. Сгорели бы машины, возможно, погибли люди.

— Как вели себя другие люди во время пожара?

Какой-то толстый мужчина (профорг) бегает и кричит: «Давайте брезент! Э-э! Куда вы? Успеем же!.. Э-э!..»

Итак, пока все паникуют, думают о своём спасение, один Гринька, недоразвитый, придурковатый, некрасивый парень сообразил, что нужно сделать. Интересно, как разные люди относятся к поступку Гриньки?

Девушка-корреспондентка

Она пишет о нем статью в газету.

 «На другой день Гриньке принесли газету…» (Зачитываем отрывок)

Да, она понимает, что он совершил «мужественный поступок», «рискуя жизнью, спас государственное имущество».

— А как к этому же поступку относится мать Гриньки?  См. текст.

Читайте также:  Анализ произведения история одного города салтыкова-щедрина сочинение

«И вечно тебя несёт куда-то, дурака. Никто небось не побежал…»

И ещё мать задаёт сыну очень интересный вопрос. Какой?

-Деньжонок-то нисколько не дали?

-Что ей на это сказал сын?

Ты чо? Ненормальная какая-то…

-А сам Гринька считает, что совершил подвиг?

Нет, вот если бы его на Луну запустили… И на вопрос журналистки: «Что вас заставило броситься к горящей машине?». Он отвечает: «Дурость… Я же мог подорваться».

-Так какой же он на самом деле Гринька Малюгин?

Человек немного странный, не похожий на других, чудной. Он совершил подвиг, но немного стесняется этого. И совсем не считает, что его должны наградить.

-Что это за тип шукшинского героя?

Гриньку можно назвать чудиком.

-Какие они эти герои Шукшина?

Это люди, обладающие доброй душой, тянущиеся к прекрасному, к знаниям, к искусству. Поступки этих героев отличаются не корыстным расчётом, а внутренними нравственными понятиями, хотя вряд ли сами герои осознают это: ведь стремление к добру составляет основу их характера, т. е. привычно для них как дыхание.

Важно

Да, Гринька Малюгин – чудик. Но именно такие люди на войне совершали подвиги, не думая ни о себе, ни о наградах…

— А теперь давайте заглянем на следующую станцию, в село, где живёт семья Андрея Ерина, ещё одного шукшинского «чудика» из рассказа «Микроскоп». Почему Андрея Ерина можно отнести к любимым героям Шукшина?

Потому что он мечтает о недостижимом. Он хочет избавить мир от микробов.

— Что же он для этого делает?

Он обманул жену, сказав, что потерял зарплату. А сам  купил на эти деньги…

-Что же он купил?

Микроскоп.

-Зачем столяру микроскоп?

Ему очень интересно, что и в воде и в других жидкостях есть микробы.

-Почему же так беспокоят Андрея микробы? Как он сам объясняет это? См. текст.

 «Дело в том, что человеку положено жить 150 лет. Спрашивается, почему же он шестьдесят, от силы семьдесят – и протянул ноги! Микробы! Они, сволочи, укорачивают век человеку. Пролезают в организм и, как только он чуток ослабевает, они берут верх»

Мне хочется обратить ваше внимание на тонкий юмор, с которым автор описывает психологию А. Ерина, и его увлечённость.

-Какие моменты можете вы назвать, где автор по-доброму смеётся над героем?

Тогда, когда он решил микробов проволокой «накалывать».

Зачитайте.

 «Как-то Андрей принёс с работы…» (Зачитываем отрывок)

И когда он побаивается жены со сковородником.

И когда на него нападает азарт любознательности, и он даже на время становится хозяином в доме»

-А кто же по-вашему прав в семейном конфликте Андрея и его жены? Что нужнее: шубки детям или микроскоп и борьба с микробами?

Андрей, узнав, что жена отвезла микроскоп в комиссионку, говорит сыну:

«Да… Шубки надо. Ну ладно – шубки, ладно. Ничего… Надо: зима скоро. Учись, Петька! На карачках, но ползи в науку – великое дело.. Учись  знай. И не пей никогда… Да, они и не пьют, учёные-то. Чего им пить? У их делов хватает и без этого».

-Как эти слова влияют на смысл рассказа?

Живёт в А. Ерине тяга к науке. Может быть, из него получился бы хороший врач, учёный, исследователь. И теперь ему хочется, чтобы его мечту осуществил сын.

-Почему «чудики» кажутся нам людьми «не от мира сего»?

Потому что они не такие как большинство людей. Они как будто «парят» над действительностью, в них есть стремление к хорошему: к добру, к науке и т. д.

А теперь давайте послушаем синквейны, которые у вас получились?

1)Николай (Шурыгин)

Упрямый, ограниченный.

Ломает, ругается, пьёт.

Николай  Шурыгин – современный Геростат.

Крепкий мужик

2) Гринька

Смелый, странный.

Спасает, хвалится, стесняется.

Это герой нашего времени.

Чудик        

3)Андрей

Увлечённый, смешной.

Обманывает, исследует, грустит.

В нём погиб учёный.

Чудик

Я очень рада, что вы прочитали предложенные мной рассказы. Подводя итог, мне хочется ещё раз обратить ваше внимание на то, что герои Шукшина – люди реальные, взятые из жизни.

Их нельзя разделить на положительных и отрицательных.

Надеюсь, что ваше путешествие в мир творчества этого писателя, актёра, режиссера, макавшего своё перо в правду, продолжится, и вы вместе со мной сможете сказать: «Мы – люди, потрясённые Шукшиным».

Домашнее задание: сочинение — миниатюра по одной из тем:

1. Искусство должно учить добру.

2. Над чем заставляют задуматься рассказы Шукшина?

3. Новый тип героя в рассказах Шукшина.

Источник: https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2014/11/16/urok-literatury-po-teme-my-lyudi-potryasyonnye-shukshinym

Читать «Гринька Малюгин»

Гринька, по общему мнению односельчан, был человек недоразвитый, придурковатый.

Был он здоровенный парень с длинными руками, горбоносый, с вытянутым, как у лошади, лицом. Ходил, раскачиваясь взад-вперед, медленно посматривал вокруг бездумно и ласково. Девки любили его. Это было непонятно. Чья-то умная голова додумалась: жалеют. Гриньке это очень понравилось.

— Меня же все жалеют! — говорил он, когда был подвыпивши, и стучал огромным кулаком себе в грудь, и смотрел при этом так, будто он говорил: «У меня же девять орденов!»

Работал Гринька хорошо, но тоже чудил. Его, например, ни за какие деньги, никакими уговорами нельзя было заставить работать в воскресенье. Хоть ты что делай, хоть гори все вокруг синим огнем — он в воскресенье наденет черные плисовые штаны, куртку с «молниями», намочит русый чуб, уложит его на правый бочок аккуратненькой копной и пойдет по деревне — просто так, «бурлачить».

— Женился бы хоть, телеграф, — советовала ему мать.

— Стукнет тридцать — женюсь, — отвечал Гринька.

Гриньку очень любили как-нибудь называть: «земледав», «быча», «телеграф», «морда»… И все как-то шло Гриньке.

Вот какая история приключилась однажды с Гринькой.

Совет!

Поехал он в город за горючим для совхоза. Поехал еще затемно. В городе заехал к знакомым, загнал машину в ограду, отоспался на диване, встал часов в девять, плотно позавтракал и поехал на центральное бензохранилище — это километрах в семнадцати от города, за горой.

День был тусклый, теплый. Дороги раскисли после дождя, колеса то и дело буксовали. Пока доехал до хранилища, порядком умаялся.

Бензохранилище — целый городок, строгий, правильный, однообразный, даже красивый в своем однообразии. На площади гектара в два аккуратными рядами стоят огромные серебристо-белые цистерны — цилиндрические, круглые, квадратные.

Гринька пристроился в длинный ряд автомашин и стал потихоньку двигаться.

Часа через три только ему закатили в кузов бочки с бензином.

Гринька подъехал к конторе, поставил машину рядом с другими и пошел оформлять документы.

И тут — никто потом не мог сказать, как это случилось, почему — низенькую контору озарил вдруг яркий свет.

В конторе было человек шесть шоферов, две девушки за столами и толстый мужчина в очках (тоже сидел за столом).

Он и оформлял бумаги.

Свет вспыхнул сразу. Все на мгновение ошалели. Стало тихо. Потом тишину эту, как бичом, хлестнул чей-то вскрик на улице:

— Пожар!

Шарахнули из конторы.

Горели бочки на одной из машин. Горели как-то зловеще, бесшумно, ярко.

Люди бежали от машин.

Гринька тоже побежал вместе со всеми. Только один толстый человек (тот, который оформлял бумаги), отбежав немного, остановился.

— Давайте брезент! Э-э! — заорал он. — Куда вы?! Успеем же!.. Э-э!..

— Бежи, сейчас рванет! Бежи, дура толстая! — крикнул кто-то из шоферов.

Несколько человек остановились. Остановился и Гринька.

— Сча-ас… Ох и будет! — послышался сзади чей-то голос.

— Добра пропадет сколько! — ответил другой.

Кто-то заматерился. Все ждали.

— Давайте брезент! — непонятно кому кричал толстый мужчина, но сам не двигался с места.

— Уходи! — опять крикнули ему — Вот ишак… Что тут брезентом сделаешь? Брезент…

Обратите внимание

Гриньку точно кто толкнул сзади. Он побежал к горящей машине. Ни о чем не думал. В голове точно молотком били — мягко и больно: «Скорей! Скорей!» Видел, как впереди, над машиной, огромным винтом свивается белое пламя.

Не помнил Гринька, как добежал он до машины, как включил зажигание, даванул стартер, воткнул скорость — человеческий механизм сработал быстро и точно. Машина рванулась и, набирая скорость, понеслась прочь от цистерн и от других машин с горючим.

Река была в полукилометре от хранилища: Гринька правил туда, к реке.

Машина летела по целине, прыгала. Горящие бочки грохотали в кузове. Гринька закусил до крови губы, почти лег на штурвал. Крутой, обрывистый берег приближался угнетающе медленно. На косогорчике, на зеленой мокрой травке, колеса забуксовали. Машина юзом поползла назад. Гринька вспотел. Молниеносно перекинул скорость, дал левее руля, выехал. И опять выжал из мотора всю его мощь.

До берега осталось метров двадцать. Гринька открыл дверцу, не снимая правой ноги с газа, стал левой на подножку. В кузов не глядел — там колотились бочки и тихо шумел огонь. Спине было жарко.

Теперь обрыв надвигался быстро. Гринька что-то медлил, не прыгал. Прыгнул, когда до берега осталось метров пять. Упал. Слышал, как с лязгом грохотнули бочки. Взвыл мотор… Потом под обрывом сильно рвануло. И оттуда вырос красивый стремительный столб огня. И стало тихо.

Гринька встал и тут же сел — в сердце воткнулась такая каленая боль, что в глазах потемнело.

— Мм… ногу сломал, — сказал Гринька самому себе.

К нему подбежали, засуетились. Подбежал толстый человек и заорал:

— Какого черта не прыгал, когда отъехал уже?! Направил бы ее и прыгал! Обязательно надо до инфаркта людей довести!

— Ногу сломал, — сказал Гринька.

— В герои лезут! Молокососы!.. — кричал толстый.

Один из шоферов ткнул его кулаком в пухлую грудь.

— Ты что, спятил, что ли?

Толстый оттолкнул шофера. Снял очки, трубно высморкался. Сказал с нервной дрожью в голосе:

— Лежать теперь. Черти!

Гриньку подняли и понесли.

В палате, кроме Гриньки, было еще четверо мужчин.

Один ходил с «самолетом», остальные лежали, задрав кверху загипсованные ноги. К ногам их были привязаны железяки.

Важно

Один здоровенный парень, белобрысый, с глуповатым лицом, просил того, который ходил:

— Слышь!.. Неужели у тя сердца нету?

— Нету, — спокойно отвечал ходячий.

— Эх!..

— Вот те и «эх». — Ходячий остановился против койки белобрысого. — Я отвяжу, а кто потом отвечать будет?

— Я.

— Ты… Я же и отвечу. Нужно мне это. Терпи! Мне, ты думаешь, не надоела тоже вот эта штука? Надоела.

— Ты же ходишь!.. Сравнил.

— И ты будешь.

— А чего ты просишь-то? — спросил Гринька белобрысого. (Гриньку только что перевели в эту палату.)

— Просит, чтоб я ему гири отвязал, — пояснил ходячий. — Дурней себя ищет. Так — ты полежишь и встанешь, а если я отвяжу, ты совсем не встанешь. Как дите малое, честное слово.

— Не могу я больше! — заскулил белобрысый. — Я психически заболею: двадцать вторые сутки лежу как бревно. Я же не бревно, верно? Сейчас орать буду…

— Ори, — спокойно сказал ходячий.

— Ты что, тронулся, что ли? — спросил Гринька парня.

— Няня! — заорал тот.

— Как тебе не стыдно, Степан, — сказал с укоризной один из лежачих. — Ты же не один здесь.

— Я хочу книгу жалоб и предложений.

— Зачем она тебе?

— А чего они!.. Не могли умнее чего-нибудь придумать? Так, наверно, еще при царе лечили. Подвесили, как борова…

— Ты и есть боров, — сказал ходячий.

— Няня!

В палату вместо няни вошел толстый мужчина в очках (с бензохранилища, из конторы).

— Привет! — воскликнул он, увидев Гриньку. — А мне сказали сперва, что ты в каком-то другом корпусе лежишь… Едва нашел. На, еды тебе приволок. Фу-у! — Мужчина сел на краешек Гринькиной кровати. Огляделся. — Ну и житье у вас, ребята!.. Лежи себе, плюй в потолок.

— Махнемся? — предложил мрачно белобрысый.

— Завтра махнемся.

— А-а!.. Нечего тогда вякать. А то сильно умные все.

— Ну как? — спросил мужчина Гриньку — Ничего?

— Все в ажуре, — сказал Гринька.

— Ты скажи, почему ты не прыгал, когда уже близко до реки оставалось?

— А сам не знаю.

— Меня, понимаешь, чуть кондрашка не хватил: сердце стало останавливаться, и все. Нервы у тебя крепкие, наверно.

— Я ж танкистом в армии был, — хвастливо сказал Гринька. — Вот попробуй пощекоти меня — хоть бы что. Попробуй!

— Хэх!.. Чудак! Ну, машину достали. Все, в общем, разворотило… Сколько лежать придется?

Источник: http://litlife.club/br/?b=27114&p=3

Изображение народного характера и картин народной жизни в рассказах Шукшина

Василий Макарович Шукшин родился в 1929 году на Алтае в крестьянской семье. Военное детство, работа в колхозе, попытки устроиться в городе, смена множества рабочих профессий – все это закалило характер будущего писателя и обогатило бесценным жизненным опытом.

В 1954 году Шукшин поступил во ВГИК, познакомился с режиссером И. Пырьевым, учился в мастерской М. Ромма и С. Герасимова, на одном курсе с Андреем Тарковским. Работал как актер и режиссер, был удостоен многих наград за кинематографическую деятельность.

Параллельно с основной работой он начал писать рассказы.

Читайте также:  Анализ повести прощание с матёрой произведения распутина

Одним из создателей деревенской прозы стал Шукшин. Свое первое произведение, рассказ “Двое на телеге”, писатель напечатал в 1958 году. Затем в течение пятнадцати лет литературной деятельности он опубликовал 125 рассказов. В сборник рассказов “Сельскиежители” писатель включил цикл “Они с Катуни”, в котором с любовью рассказывал о своих земляках и родном крае.

Произведения писателя отличались от того, что писали в рамках деревенской прозы Белов, Распутин, Астафьев, Носов. Шукшин не восторгался природой, не вдавался в долгие рассуждения, не любовался народом и деревенской жизнью. Его короткие рассказы – это эпизоды, выхваченные из жизни, короткие сценки, где драматическое перемежается с комическим.

Герои деревенской прозы Шукшина часто относятся к известному литературному типу “маленького человека”. Классики русской литературы – Гоголь, Пушкин, Достоевский – не раз выводили в своих произведениях подобные типажи. Остался актуальным образ и для деревенской прозы.

При типичности персонажей герои Шукшина отличаются независимым взглядом на вещи, который чужд был Акакию Акакиевичу Гоголя или станционному смотрителю Пушкина. Мужики сразу чувствуют неискренность, они не готовы подчиняться выдуманным городским ценностям.

Самобытные маленькие люди – вот что получилось у Шукшина.

Во всех своих рассказах писатель рисует два разных мира: город и деревня. При этом ценности первого отравляют второй, нарушая его целостность. Шукшин пишет о приспособленчестве горожан и непосредственности, открытом взгляде на мир деревенских мужиков.

Совет!

Главный герой рассказа “Чудик” – Василий Князев, механик тридцати девяти лет. Примечательна манера Шукшина начинать свои рассказы. Вступление как таковое отсутствует, писатель сразу вводит читателя в курс дела: “Жена называла его – Чудик. Иногда ласково. Чудик обладал одной особенностью: с ним постоянно что-то случалось”.

Говорящее имя сообщает нам о том, что герой отличается от других людей, его поведение нетипично. Примеры и событийная канва только подтверждают этот факт. При этом многие эпизоды рассказов, в том числе и “Чудика”, автобиографичны. Шукшин описывает события из собственной жизни, известные ему реалии, рассказывает о родном для писателя крае.

Например, странный случай, когда Чудик роняет деньги, а потом не может их поднять, произошел с самим Шукшиным.

Чудик странен для городских жителей, отношение к нему собственной снохи граничит с ненавистью. При этом необычность, непосредственность Чудика и людей, ему подобных, по глубокому убеждению Шукшина, делает жизнь прекраснее.

Автор говорит о таланте и красоте души своих героев-чудиков. Их поступки не всегда согласуются с привычными нам моделями поведения, а ценностные установки удивительны.

Он падает на ровном месте, обожает собак, удивляется людской злобе и в детстве хотел стать шпионом.

О людях сибирской деревни рассказ “Сельские жители”. Фабула проста: семейство получает письмо от сына с приглашением приехать к нему в гости в столицу. Бабка Маланья, внук Шурка и сосед Лизунов представляют подобную поездку событием поистине эпохальным.

В характерах героев просматриваются простодушие, наивность и непосредственность, они раскрываются через диалог о том, как ехать и что взять с собой в дорогу. В этом рассказе мы можем наблюдать мастерство Шукшина в части композиции.

Обратите внимание

Если в “Чудике” речь шла о нетипичном начале, то здесь автор дает открытый финал, благодаря которому читатель сам может достроить и додумать сюжет, дать оценки и подвести итоги.

Несложно заметить, как тщательно писатель относится к построению литературных характеров. Образы при сравнительно небольшом количестве текста глубоки и психологичны. Шукшин пишет о подвиге жизни: даже если в ней ничего примечательного не происходит, каждый новый день прожить одинаково сложно.

Материалом для фильма “Живет такой парень” стал рассказ Шукшина “Гринька Малюгин”. В нем молодой шофер совершает подвиг: уводит горящий грузовик в реку, чтобы не взорвались бочки с бензином. Когда к раненому герою в больницу приходит журналистка, Гринька стесняется слов о подвиге, долге, спасении людей. Поразительная скромность персонажа граничит со святостью.

Для всех рассказов Шукшина характерны манера речи персонажей и яркий, богатый стилистически и художественно стиль.

Разнообразные оттенки живой разговорной речи в произведениях Шукшина выглядят контрастно по отношению к литературным штампам соцреализма.

В рассказах часто встречаются междометия, восклицания, риторические вопросы, маркированная лексика. В результате мы видим естественных, эмоциональных, живых героев.

Автобиографичность многих рассказов Шукшина, его знание сельского быта и проблем придали достоверности бедам, о которых пишет автор.

Противопоставление города и деревни, отток молодых людей из села, умирание деревень – все эти проблемы широко освещаются в рассказах Шукшина.

Важно

Он модифицирует тип маленького человека, вносит новые черты в понятие русского национального характера, в результате чего приобретает известность.

Источник: http://schoolessay.ru/izobrazhenie-narodnogo-xaraktera-i-kartin-narodnoj-zhizni-v-rasskazax-shukshina/

Шукшин В. М. школьное сочинение по произведению на тему, Разное, Мир героев Шукшина

Шукшин В. М.

Сочинение по произведению на тему: Мир героев Шукшина

“Все, окружающее художника, должно быть объектом его исследования; для искоренения человеческих пороков надо до конца разобраться в их природе; люди должны знать всю правду, какой бы горькой она ни была”.

Василий Шукшин Выходцы из российской глубинки испокон веков прославляли землю русскую, овладевая высотами мировой науки и культуры. Вспомним хотя бы Михайло Васильевича Ломоносова. Так и наши современники Виктор Астафьев, Василий Белов.

Валентин Распутин, Александр Яшин, Василий Шукшин, представители так называемой “деревенской прозы”, по праву считаются мастерами русской литературы. При этом они навсегда остались верными своему деревенскому первородству, своей “малой родине”.

Мне всегда было интересно читать их произведения, особенно рассказы и повести Василия Макаровича Шукшина. В его рассказах о земляках видится большая писательская любовь к русской деревне, тревога за сегодняшнего человека и его грядущую судьбу.

Жизнь писателя оборвалась рано — в 45 лет. Но остались его произведения, в которых ведется разговор об истинных нравственных ценностях.

В нашем обществе на протяжении десятилетий под флагом борьбы за социализм увядала культура, “расцветал духовный застой”.

В книгах Шукшина, которые критики называют бытовой прозой, я нашел искреннего собеседника, которому небезразлична судьба каждого его современника.

Обратившись к знакомому, обыденному, Шукшин нашел и показал доселе неизвестное. Сборник рассказов Шукшина “Сельские жители” — начало подобного опыта. Желание сказать свое слово о людях, которые близки и хорошо знакомы, выливается у писателя в размышления о всей народной жизни.

Совет!

Интерес к пестроте жизни и “маленькому человеку, соединение комического и драматического — отличительные особенности рассказов Шукшина. В Рассказе “Гринька Малюгин” перед нами хороший, добрый парень. Высоких слов о героизме здесь нет, хотя Гринька, рискуя жизнью, спас бензохранилище, избавив его от своего грузовика, охваченного пламенем.

“Чудик”, “Миль пардон, мадам”, “Думы” — рассказы о чудачествах шукшинских героев. Сюжетной связи нет между этими рассказами, но есть родство характеров, в них описанных. Писатель ищет и находит у своих героев чудинку, которая делает их неповторимыми среди многих других людей. Чудику резко противопоставлен его брат-ловкач, цепкий добытчик.

Но таким как Чудик, дороже всего любовь и признательность людей, хотя это не всем понятно. Так и живут они, непонятые, да еще и подозрение вызывают своим бескорыстием и открытостью. Сам Василий Макарович Шукшин классифицировал свои произведения следующим образом: “рассказ-анекдот”, “рассказ-характер”, “рассказ-исповедь”.

И действительно, интерес писателя сосредоточен на необычных характерах рядовых обитателей деревень и захолустных городков. Суть людей и их мира выявляется в столкновении с таким необычным характером, который своими чудачествами “заводит” окружающих, заставляя их посмотреть на жизнь другими глазами. В этом смысле Замечателен сборник рассказов писателя “Характеры”.

Мне хотелось выделить в нем рассказ “Срезал”. Его главный герой Глеб Капустин, белобрысый мужичок сорока лет, “начитанный и ехидный”. На первый взгляд, его характер прост и ясен. Но у него есть одна особенность. Простой деревенский мужик, Глеб решил, что он живет хуже других и обделен возможностью сделать свою жизнь лучше.

И он мстит за это людям, которые выше его по социальному статусу. В свободное время Глеб развлекается и мужиков развлекает тем, что “срезает” , “осаживает” деревенских выходцев, добившихся разных степеней жизненного успеха, когда те приезжают в родную деревню. “Срезал” он и очередного “знатного” гостя, некоего кандидата наук Журавлева.

Дурацкая месть Капустина заключается в том, что он пытается вести дискуссии с кандидатом по вопросам, в которых сам ничего не понимает. Он всего лишь напичкан сведениями отовсюду: из газет, радио, телевидения, книг, плохих и хороших. Но мужикам он преподносит это так, как будто он умный, образованный человек. Мужики специально водят его к разным приезжим знаменитостям.

А зачем это мужикам? Да вот получают же они какое-то удовольствие от того, что их деревенский, свой, может заткнуть за пояс приезжего ученого! Рассказ интересен тем, что Шукшин описал вовсе не свойственный деревне случай. Но его герой интересен нам. Этот деревенский мужик привык, что к нему обращаются как к хозяину положения, хозяину страны, труженику.

Он привык, что за него думают, ему помогают, принимают за него важные решения. Глеб никак не может понять, что для того, чтобы добиться чего-то в жизни, необходимо приложить усилия. Семья Журавлевых, приехавшая в родную деревню в отпуск, противопоставлена язвительному Глебу. Им и дела нет до Капустина, они не стремятся и не хотят с ним спорить.

Обратите внимание

Рассказ написан доступным языком, он понятен любому читателю. Шукшин в одном из своих интервью заметил, что в сборнике “Характеры” он выделяет прежде всего этот рассказ. Движущими силами в произведениях Шукшина являются отнюдь не внешние события. Сюжет у него — только повод, чтобы начать разговор.

Потом повод как-то незаметно исчезает, и начинает говорить человеческая душа, мудрость, ум, чувство. Часто я встречал на страницах рассказов Шукшина людей неравнодушных, ищущих. Они задумываются над основами бытия, обращаются к так называемым “вечным жизненным вопросам”. Таков и герой рассказа “Верую!” Максим Яриков.

Навалилась какая-то особенная тоска на него, сорокалетнего, злого на работу мужика. Не может Максим сказать, что с ним происходит. Чувствует только, что болит душа. Но как объяснить — почему? Думает, мается, страдает, размышляя о том, а зачем все.

Зачем живет он и люди вокруг него? Услышал Максим Яриков, что к Лапшиным приехал “самый натуральный” поп, и пошел к нему узнать: “У верующих душа болит или нет?” Между попом и Максимом происходит разговор о смысле бытия, о добре и зле, о душе человеческой.

Мучительные раздумья роднят его со служителем церкви, который говорит ему: “Ты со своей больной душой пришел точно по адресу: у меня тоже болит душа. Хорошо! Хорошо. А то бы тебя с печки не стащить, с равновесием-то душевным”. Как важна эта тема для нас сейчас, когда в жестокое, морально и нравственно неустойчивое время все больше и больше проявляется в людях пассивности и бездушия.

Заставляя своего героя взглянуть на себя, Шукшин подталкивает и читателя к оценке собственной жизни. Как часто бывают в жизни человека моменты, когда кажется, что силы растрачены понапрасну, что “спел уже песню своей жизни”, но спел плохо. “Жалко — песня-то была хорошая”, — говорит писатель. Эта тема повторяется во многих рассказах Шукшина.

В киноповести “Калина красная” Шукшин создал современный вариант притчи о блудном сыне. Егор Прокудин оторвался от родных, близких, и оказался в тюрьме. Вот он освобожден от заключения и возвращается в родные края, мечтая соединить свою жизнь с чудесной жениной, “вступить на дымящую паром пашню”.

Однако груз привычек, жажда праздника и разгула для души, цепкость прежней среды — все это приводит к тому, что блудный сын не находит себя и своего места на этой земле. Он пытается пробовать себя в различных ролях — сурового жениха, участника “малины”, колхозного тракториста —-но не может. “Падал, поднимался и опять шел”, — сказано у Шукшина. Но не дошел.

Важно

Внешняя бравада, даже грубость сменяются у Егора лирической нежностью при встрече с березами. Душа у него ранимая, любящая. Он жаждет чистоты и правды, он готов жить по совести, но “поток жизни” сбил его и “потянул в пропасть”. Смерть Егора Прокудина, вернее его убийство, закономерно. Жизнь просто выталкивает его. Какое бы произведение Василия Макаровича Шукшина мы ни взяли, в каждом чувствуется живое русское слово и душа народа. Он создал целый мир народных характеров и сделал это щедро и талантливо. “Тревожная совесть” — так называли писателя. Раздумья о смысле жизни окрашивались у Шукшина в разные тона, “неразрешимые” вопросы задавались с разной степенью напряженности. В них можно найти трагическую безысходность и светлую печаль, крик души “на пределе” и скорбные думы о конечности бытия. И остаются нам слова В. М. Шукшина: “нам бы немножко добрее быть. Мы один раз, уж так случилось, живем на земле”. С этим жил, в это верил, это проповедовал Василий Шукшин.

shukshin/raznoe

История народа и законы развития языка. Вопросы метода в языкознании. Как написать школьное сочинение. Книжные предисловия — сборник сочинений и эссе по литературе

Источник: http://www.testsoch.info/shukshin-v-m-shkolnoe-sochinenie-po-proizvedeniyu-na-temu-raznoe-mir-geroev-shukshina/

Ссылка на основную публикацию