Анализ романа пушкина евгений онегин сочинение

Краткий анализ романа “Евгений Онегин” Александра Пушкина: краткое содержание на РуСтих

Роман «Евгений Онегин» можно по праву назвать стихотворным романом-эпопеей. События в произведении охватывают большой временной промежуток.

Поэт точно изобразил различные общественные уклады и людей, характеры которых формировались под влиянием этих укладов. Пушкин начал писать роман в 1823 г. и продолжал работу еще около восьми лет. Только в 1833 г.

произведение было опубликовано и сразу же стало невероятно популярным в России.

В центре произведения Евгений Онегин – молодой богатый человек, проводящий дни в праздности. Несмотря на молодость он достаточно образован, прекрасно ориентируется в обществе. Отличительные черты его характера – усталость от жизни и скука. Жизнь в деревне он рассматривает как попытку развлечения.

Обратите внимание

Ленский – самый близкий друг Онегина. Он поэт, обладатель чистой и возвышенной души. В отличие от Евгения Ленский еще не утратил веры и надежды в любовь и счастливое будущее. Он наивен и воспринимает все происходящее слишком близко к сердцу.

Татьяна Ларина – главный женский персонаж. Это молодая девушка, выросшая в деревне и незнакомая с высшим светом. Ей присуща странная задумчивость и полное погружение в себя. В робкой девушке живут сильные страсти, которые только ждут своего пробуждения.

Ольга Ларина – младшая сестра Татьяны. Она красива, всегда весела и беззаботна. Жизнь она воспринимает как игру. Ее не омрачают серьезные мысли и глубокие переживания.

Центральные события романа – любовь Татьяны к Онегину и его дуэль с Ленским. Любовь Татьяны перевернула ее жизнь.

В душе девушке пробудились спящие страсти, она отдалась им полностью и, не зная еще людского коварства, открылась своему возлюбленному. Онегин удивлен этому.

Начав от скуки ухаживать за девушкой, он не ожидал такой скорой победы. Более того, после этого она стала ему совершенно неинтересна.

Дуэль Онегина с Ленским – самый трагичный эпизод. Лучшие друзья были вынуждены стреляться из-за ветрености Ольги, а также из-за равнодушия Евгения. Убийство лучшего друга легло на душу Онегина тяжелым камнем и стало его вечным наказанием.

Финальный разговор повзрослевших Онегина и Татьяны раскрывает вину общественного устройства в трагедии их жизни. Онегин стал равнодушным и бесчувственным человеком под влиянием того лживого образа жизни, который его окружал с детства. Его холодность разрушила надежды молодой девушки.

Встретив ее снова и полюбив, он уже не может рассчитывать на взаимность. Татьяна пережила несчастье, оно сделало ее сильней. Но вместе с тем в ней умерли все искренние чувства и страсти. Она поняла, что они будут вечным источником страданий из-за господствующего мнения общества.

Важно

Она по-прежнему любит Евгения, но, будучи замужем, не может пойти на нарушение святого супружеского долга ради любви.

Источник: https://rustih.ru/kratkij-analiz-romana-evgenij-onegin-aleksandra-pushkina/

«Евгений Онегин», анализ романа Александра Пушкина

Первые строки романа в стихах «Евгений Онегин» легли на бумагу в мае 1823 года во время кишиневской ссылки. В основном произведение было окончено в сентябре 1830 года, но работу над текстом Пушкин не прекращал до своей трагической дуэли. Можно сказать, что это был труд всей его жизни, который Александр Сергеевич назвал «подвигом».

За семь лет несколько раз менялся замысел произведения, менялся и сам автор.

Если в первых главах чувствуется сильное влияние романтизма на творчество Пушкина, то в конце романа поэт предстает перед читателями реалистом.

В целом «Евгений Онегин» – картина русской жизни, где представлены Петербург, Москва и провинция, а также все сословия – от высшего света до крестьянства.

Роман «Евгений Онегин» в некотором роде является энциклопедией России первой четверти XIX века. Внимательно его читая, можно узнать меню ресторанов того периода, репертуары театров, народные обычаи, светские манеры, капризы моды и многое другое.

Сама форма произведения (роман в стихах) была новаторской. До этого русская литература не знала похожих образцов. Первоначально в «Евгении Онегине» было девять глав, но, по требованию цензуры, Пушкин убрал одну из них, опубликовав отдельные ее части под названием «Отрывки из путешествия Онегина».

Для своего произведения поэт разработал особую стихотворную строфу, которая получила название «онегинской». В ней четырнадцать строк, написанных четырехстопным ямбом: три четверостишия и заключительная пара.

Совет

Первое четверостишие имеет перекрестную рифмовку и задает тему, второе с парной рифмовкой эту тему развивает. В третьем четверостишии с опоясанной рифмой наступает кульминация фрагмента, которая получает завершение в итоговом двустишии.

Онегинской строфой написано все произведение, кроме песни девушек, писем Татьяны и Евгения.

Пушкин беседует с читателем непринужденно, сочетая повествование о судьбе героев с краткими или довольно пространными лирическими отступлениями. Автору с легкостью удается разговорный тон, в котором присутствуют все оттенки речи: шутки, размышления, признания, жалобы.

Поражает разнообразие рифм в романе:

  • традиционные: любовь – кровь;
  • глагольные: хранила – ходила;
  • составные: и я – меня;
  • с иностранными словами: дыша – entrechat;
  • и даже с инициалами: стекле – О. да Е.

Пушкин почти не прибегает к метафорам и гиперболам, применяя в основном эпитеты. И этого оказывается достаточно для создания неповторимых картин русской природы, описания балов, театральных представлений, деревенского быта и городской жизни.

В романе есть три главных героя: Онегин, Татьяна и Автор. Причем, образ Автора не следует ассоциировать с самим Пушкиным. В нем отразились многие черты поэта, но все же – это литературный персонаж. Перед читателем предстает образ человека мудрого, жизнелюбивого, чуть ироничного, доброго и обаятельного. Он выступает свидетелем описываемых событий, а иногда – их участником.

Поэт создал роман о своем современнике, типичном молодом дворянине. Портрет Онегина легко узнаваем.

Модные гостиные того времени были заполнены такими молодыми людьми: скучающими франтами с острым умом и холодным сердцем.

Получив воспитание и образование, пушкинский герой ведет светскую жизнь, заполненную бесконечными развлечениями и любовными романами, но пустую и однообразную.

Особенность Евгения в том, что такое бесцельное существование его не устраивает. «Томясь душевной пустотой» он отгораживается от света, пытается что-то изменить в своей жизни. Чтение, пробы пера, хозяйственные реформы в поместье показывают его стремление быть полезным. Но Онегин с детства не приучен к работе: «труд упорный ему был тошен». Поэтому он так и остался скучающим созерцателем.

Отвергнув ложные ценности светского общества, Евгений не нашел для себя ценности подлинные – любовь и дружбу. Столкнувшись с настоящими чувствами, он не может их распознать, не выдерживает испытания дружбой Ленского и любовью Татьяны.

Обратите внимание

Вступив в борьбу с общественным мнением, Онегин остается от него зависимым. Его недостойное поведение на именинах Татьяны – холодный расчет и тщеславие, а согласие на дуэль – следствие эгоизма и страха перед сплетнями.

Только убийство Ленского пробуждает в Онегине человеческие чувства, а любовь к Татьяне – завершает перерождение героя.

Романтическая восторженность и наивная вера в дружбу, а также благородство отличают Ленского от рационального скептика Онегина. Но у этих героев есть и нечто общее.

Пылкий идеалист Ленский, как и Евгений, получил европейское воспитание. Он тоже чувствует себя лишним в провинциальном обществе, бежит от него. Вовсе не случайно эти молодые люди сошлись.

Оба – незаурядные личности, поэтому им интересно друг с другом.

Самый любимый персонаж Пушкина – Татьяна Ларина. Она стала первой в русской литературе героиней с подчеркнуто национальным характером. Татьяна – «русская душою», воспитанная на народных традициях и обычаях, представляется автору «милым идеалом». Она любит природу, старинные сказки и предания, следует народным обрядам.

Эта простая провинциальная барышня, воспитанная на романах, наделена «сердцем пламенным и нежным», высокой нравственностью, чувством долга и сильной волей. Татьяна, как и Онегин, чувствует себя чужой в водовороте провинциальных мелких интриг и сплетен. Она «странная» и совсем не похожа на свою сестру – милую простушку Ольгу.

Как чистая и открытая девушка стала изысканной светской дамой, Пушкин не показывает. До последнего монолога «новая» Татьяна остается загадкой. Жаль, что ей так и не удается понять Онегина, поверить в его любовь. Фальшь и мелочность высшего света смогли отравить даже ее, заразить той болезнью, от которой мучительно избавлялся Евгений.

Важно

Пушкин стремится представить своих героев реальными персонажами. Для этого он использует несколько приемов: описывает известные места, упоминает знаменитых современников – Каверина, Истомину, Вяземского. Рассуждения на злободневные темы, прямое обращение к читателю создают атмосферу реальности, обостряют восприятие, заставляют сопереживать героям.

Простая любовная драма в изложении Пушкина превращается в философские размышления о судьбах поколений, о месте человека в жизни, об ответственности за близких людей. Открытый финал и многочисленные недосказанности в ходе повествования заставляют задуматься над образом мыслей и поступками героев, чтобы «превосходным образом воспитать в себе человека».

  • «Евгений Онегин», краткое содержание по главам романа Пушкина
  • Образ Татьяны в романе Пушкина «Евгений Онегин»
  • Образ Евгения Онегина в одноименном романе Пушкина
  • Образ Ленского в романе Пушкина «Евгений Онегин»
  • «Капитанская дочка», краткое содержание по главам повести Пушкина
  • «Погасло дневное светило», анализ стихотворения Пушкина
  • «Я помню чудное мгновенье…», анализ стихотворения Пушкина
  • «Медный всадник», анализ поэмы Пушкина
  • «Няне», анализ стихотворения Александра Пушкина
  • «19 октября», анализ стихотворения Александра Пушкина
  • «Зимнее утро», анализ стихотворения Александра Сергеевича Пушкина
  • «Пророк», анализ стихотворения Александра Сергеевича Пушкина
  • «Безумных лет угасшее веселье…», анализ стихотворения Пушкина
  • «Свободы сеятель пустынный», анализ стихотворения Пушкина
  • «Мадонна», анализ стихотворения Пушкина

По произведению: «Евгений Онегин»

По писателю: Пушкин Александр Сергеевич

Источник: https://goldlit.ru/pushkin/768-evgenii-onegin-analiz

Пушкин, Анализ произведения Евгений Онегин, План

Роман Евгений Онегин, чей анализ мы сегодня сделаем, является великим произведением Пушкина. Эту работу он считал главным трудом всей своей жизни. И это действительно так.

Ведь Пушкин работал над его редакцией до самой трагической дуэли, унесшей жизнь поэта. Пушкин начал писать своей роман в 1823 году, и трудился над ним восемь лет.

Сегодня мы сделаем краткий анализ Евгения Онегина, стараясь понять сюжетную линию произведения и его смысл.

Свой роман в стихах Пушкин писал до 1831 года, где писатель начинает практиковать реализм, отступая от привычного романтизма. Делая анализ романа, мы видим картины русской жизни, с ее героями.

Вместе с ними мы побываем и в Петербурге и в провинции. Прослеживая жизнь разных сословий, мы видим как крестьянскую жизнь, так и жизнь высшего общества.

Читая роман, мы видим беседу автора со своим читателем, где речь ведется не только о судьбах героев, но и даются авторские отступления.

В работе писатель выделяет три главных героя. Это автор, Татьяна и Онегин. Здесь же мы знакомимся с Ленским и с Ольгой. Причем образ автора, хоть и передает некие черты самого Пушкина, но это все же выдуманный литературный герой, который показан мудрым и жизнелюбивым человеком, что оказался свидетелем происходящих событий.

Сам роман Евгений Онегин — это произведение о современнике писателя, о молодом дворянине Онегине, которому наскучила светская жизнь и он поехал в деревню. Поехал, чтобы развеять хандру, но и деревенская жизнь ему быстро наскучила.

Однако тоску развеивает знакомство с Ленским, который был совершенной ему противоположностью. Он и познакомил Евгения с Лариной. Татьяна же в Евгении увидела своего героя из романа и тут же влюбилась. Не побоялась в письме признаться в своих чувствах.

Но Онегин не отвечает на чувства девушки, которая почувствовала скорую беду. Эта беда не заставила долго себя ждать. Из-за размолвки со своим другом, Евгений хочет отомстить и начинает заигрывать с его избранницей Ольгой. Как следствие, случилась дуэль.

Совет

Ленский погибает, а Онегин уезжает навсегда, чтобы через годы вновь встретиться с Татьяной. Она уже замужем, другому отдана, в то время как у Онегина по-настоящему возникают чувства к Татьяне. Но им не суждено быть вместе.

Читайте также:  Сочинение мой любимый писатель есенин 11 класс

В своей работе автор раскрывает многие темы. Здесь поднята и тема дружбы, показана и обширная русская жизнь с ее бытом, нравами, занятиями.

Кроме того видим тему любви, раскрывает автор и тематику лишнего человека.

Пушкин затронул такую проблему в романе Евгений Онегин как влияние общества на отдельную личность, ее разрушающую силу, показывает, как может лицемерие и алчность отравить человеческое начало.

План

1 Скучная светская жизнь 2 Дом в наследство 3 Решение отправиться в деревню 4 Встреча с Ленским 5 Знакомство с Лариными 6 Герой из романа 7 Письмо Онегину от Татьяны 8 Дуэль 9 Столица

10 Встреча Татьяны и Евгения

Источник: http://sochinyshka.ru/pushkin-analiz-proizvedeniya-evgenij-onegin-plan.html

Анализ романа Пушкина «Евгений Онегин» на Сёзнайке.ру

«Евгений Онегин» роман в стихах, который Пушкин писал на протяжении восьми лет своей жизни. Он стал вершиной его творчества и настоящим сокровищем русской литературы.

В произведении автор противопоставляет друг другу два различных мира: светское общество Петербурга и деревенское дворянство. Первая, шестая, седьмая и восьмая главы романа описывают столичную жизнь дворян.

Особое внимание уделяется моде, светским раутам, балам, театру и прочим развлечениям скучающей молодежи. Детально выписаны изысканные блюда французской кухни, предметы туалета и одежде современников Пушкина.

Люди праздные, вечно находящиеся в состоянии скуки, ищущие приключений, склонные к азартным играм и любовным интригам. Главный герой человек такого общества.

Ему свойственны такие же пороки, как и всем, но его отличает пылкая, честная душа и живой ум, ему явно наскучило бессмысленное существование бездельника, что-то есть в нем такое, за что поэт его любит: «С ним подружился я в то время. Мне нравились его черты».

Со второй по шестую главы романа посвящены описанию быта сельских помещиков. Это другая жизнь, где люди привыкли довольствоваться малым. Пушкин с любовью описывает спокойную девственную природу, смену времен года, пейзажи сельской жизни. Онегин видит сельскую жизнь так: «нет ни улиц, ни дворцов, ни карт, ни балов, ни стихов». Ему в деревне так же скучно, как и в пышной столице.

Татьяна Ларина нежная романтичная душа в ней нет ни капли жеманства или притворства. Она дитя природы и неразлучна с ней, встает перед рассветом, предупреждая восход зари. Такой предстает наша лирическая героиня в первой части романа.

Она посвящает все свое время не вышиванию, как другие девушки ее круга, а чтению любовных романов и мечтает о любви. Онегин предстает перед ней как настоящий герой, которого искало ее сердце.

Обратите внимание

Но мог ли Евгений полюбить такую простую деревенскую девочку? Он избалованный вниманием светских красавиц и высшего дворянства не сумел оценить задумчивой, скромной, влюбленной, бедной девочки, он не видит себя супругом и отцом, его не пленяют семейные картины.

Онегин тронут ее посланием, но он ее не любит и решает, честно ей об этом сказать, проявив при этом «души прямое благородство».

Судьбы героев переворачивает убийство на дуэли Ленского. Онегин осознал весь ужас содеянного преступления и уезжает в долгое странствие, но и там его преследуют призраки прошлого. А Татьяна покидает деревню и едет в Москву. Странная, провинциальная девушка неожиданно для всех покоряет Москву.

Искренность, чистота и загадочность, все те качества, которые увидел, но не оценил в Татьяне Евгений Онегин, превратили ее в светскую даму, но не сделали счастливой. Такой Татьяну встречает Онегин и влюбляется со всей пылкостью своей души в этот новый и совершенный для него образ. Но он любит не ту простую, бедную деревенскую девушку, а новую величественную княжну.

Татьяна это понимает и отказывает, хоть и признается, что по-прежнему любит его.

Это грустная история о том, как разбиваются мечты, как легко сделать ошибку, но тяжело ее исправить. Любовь иногда становится невозможной из-за страха что-то изменить в своей жизни.

Но автор, чтобы сгладить тягостное ощущение от прочтения наполнил страницы такими живыми, светлыми картинами описаний природы, городских пейзажей, самобытной культуры и обычаев.

Каждый может найти такой отрывок в произведении, который навсегда останется в его памяти.

Источник: http://www.seznaika.ru/literatura/analiz-stihov/10964—-l-r

Анализ Евгения Онегина

В данной статье мы сделаем краткий анализ “Евгения Онегина”, но больше не самого главного героя поэмы Онегина, а непосредственно поэмы Александра Пушкина “Евгений Онегин”. Кроме того обсудим главных героев “Евгения Онегина” и всех действующих лиц.

Краткий анализ “Евгения Онегина”

Роман “Евгений Онегин” – это произведение, которое является одним из самых главных и важных в творчестве Александра Пушкина, причем таковым его считал даже сам Пушкин и называл “подвигом” наравне с пьесой “Борис Годунов”.

Можно смело утверждать, что “Евгений Онегин” оказал мощное влияние на всю русскую литературу.

Пушкин работал над поэмой “Евгений Онегин” около восьми лет, и это гигантский срок, учитывая талант писателя и его возможности – Пушкин мог за один день создать шедевр, а здесь он трудился целых восемь лет.

К тому же, говоря об анализе “Евгения Онегина”, надо отметить, что эти годы, а именно конец 1820-х, считаются годами, где особенно глубоко проявилась творческая зрелость Пушкина. Наконец в 1831 году Пушкин закончил работу над романом, и в 1833 году “Евгений Онегин” был опубликован.

Сюжетная линия романа “Евгений Онегин” хороша известна, центральный сюжет заключается в любовной интриге, а главной идеей во время анализа “Евгения Онегина” ярко становится видна идея о том, что счастливыми могут стать только те, кото мало думают, мало размышляют, мало знают, и которые не стремятся к высоким духовным идеалам. И наоборот, те, у кого тонкая душевная натура, будут страдать.

Главные герои “Евгения Онегина”

Главными героями романа “Евгений Онегин” являются Евгений Онегин, Татьяна Ларина, Владимир Ленский и Ольга Ларина. Эти персонажи представляют две любовные пары, которые так и не становятся счастливыми.

Главный герой романа “Евгения Онегина” – это, конечно, сам персонаж Онегин, но то, что роман и главный герой одинаково названы, показывает задумку Пушкина подчеркнуть важность главного героя, значимость в романе именно этого персонажа.

Действительно, составляя анализ Евгения Онегина, сразу видно, что образом главного героя “Евгения Онегина” Пушкин хотел показать образ героя того времени.

Важно

Пушкин считал, что молодое поколение XIX века отличалось равнодушием к жизни, ее наслаждениям, и дал этому состоянию молодежи даже такую формулировку, как “преждевременная старость души”.

Еще один главный герой “Евгения Онегина” – Ларина Татьяна. Пушкин создал ее, как “милый идеал”, и в ее характере нашли отражение представления Пушкина о русской женщине, о русской душе.

Владимир Ленский также представляется главным героем “Евгения Онегина”. Он выступил представителем русского дворянства, однако Ленский совсем не похож на Онегина и остальных – он юный мечтательный романтик.

Все герои романа “Евгений Онегин”

Упомянем и о других действующих лицах романа, помимо главных героев “Евгения Онегина”:

  • Евгений Онегин
  • Владимир Ленский
  • Татьяна Ларина
  • Ольга Ларина
  • Няня Татьяны
  • Зарецкий (секундант)
  • Муж Татьяны Лариной (его имя Пушкин не указывает)
  • Автор (сам Александр Сергеевич Пушкин)

В заключении можно сказать, что роман “Евгений Онегин” – это энциклопедия жизни русского человека с тонкостями характеров героев, с полным раскрытием образов и с удивительной исторической точностью. Если вы еще не прочитали полностью роман “Евгений Онегин”, настоятельно рекомендуем вам сделать это.

Мы представили краткий анализ романа “Евгений Онегин”, а также главных героев. Тем, кто уже читал полностью роман и хочет вспомнить основные события, предлагаем прочесть краткое содержание романа “Евгений Онегин”.

Источник: https://reedcafe.ru/blogs/analiz-evgeniya-onegina

Анализ романа А.С Пушкина “Евгений Онегин”

Сочинения › Пушкин А.С. › Евгений Онегин

Готовые Домашние Задания

Пушкинский роман в стихах воспринимается легко и естественно, как дыхание, но его «воздушная громада» (А. Ахматова) требует от нас вдумчивости, пытливости мыслей.

При чтении первой главы Пушкин сам подсказывает вопрос, вокруг которого должно быть сосредоточено наше внимание: «Недуг, которого причину давно бы отыскать пора…» В итоге чтения первой главы обнаруживается противоречие: при всех блистательных возможностях столичной жизни герой не увлечен ею. И у нас возникает вопрос: Почему Онегин, «забав и роскоши дитя», «к жизни вовсе охладел»?

Вторая глава, посвященная портретным характеристикам героев и взаимоотношениям их со средой, рождает новый вопрос: почему Онегин чуждается соседей, но сближается с Ленским, хотя они похожи друг на друга, как лед и пламень?

Третью главу принято считать завязкой конфликта. Но вряд ли Пушкин, с его художественной энергией, растянул бы экспозицию на две главы. Пушкин начал роман решительно. Завязка романа – противоречие в характере героя, странности его хандры при внешнем благополучии условии жизни. Вторая глава ведет к «перемене мест» – смене среды. Однако в усадьбе герой скучает почти также, как в столице.

Третья глава – лишь следующий шаг сюжета: герой сталкивается не с деревней, как раньше, но с внутренней природной стихией человеческого сердца – любовью. Вспыхнувшее в Татьяне чувство к Онегину и первый поступок её любви – письмо – и составляют центр главы.

Естественно спросить себя: почему любовь проснулась в Татьяне так неожиданно? И почему Татьяна решилась написать письмо Онегину?

Четвертая глава открывает реакцию героя на любовь. Одинаково ли оценивают объяснение Онегина в саду Татьяна и автор романа? За чем Пушкин в этой главе рисует «святую жизнь» Онегина и «картину счастливой любви» Ольги и Ленского?

При чтении пятой главы нас вопросы о том, почему Татьяна смогла предугадать столкновение Онегина с Ленским, в чем сходство именин со сном Татьяны.

В сюжете романа пятая глава оказывается новым испытанием героя: что окажется сильнее – желание внутреннего покоя, основанное на сознании превосходства над другими, или сочувствия к чужой любви, снисходительность дружбы?

Шестая глава обнаруживает мнимость онегинского «чувства превосходства». Это развязка того поединка с обществом, который смутно наметился в хандре у Онегина и разрешился убийством юного поэта, друга.

Онегин выжил лишь физически, нравственно он сломлен: предрассудки среды, им презираемым. Оказались сильнее его искренних желаний и затаенных чувств.

Совет

Почему друзья стали врагами и сталкиваются поединке? Кто виноват в дуэли и ее трагическом исходе?

Седьмая глава нам представляется паузой, усиливающей колебания нас в оценке Онегина. Общий мотив главы, построенной на двух событиях (посещение Татьяны дома Онегиных и её приезд в Москву), подчеркивает отсутствие героя: «его здесь нет».

Это усиливает загадочность, неопределенность фигуры главного героя. Потерпевший нравственную катастрофу, он как будто должен быть безоговорочно осужден нами.

Сомнение, одолевающие Татьяну («Уж не пародия ли он?»), повергающие ее в равнодушное оцепенение, казалось бы, еще более способствует осуждению Онегина.

Но Пушкин, верный художественной объективности, восьмой главой опровергает поспешные наши заключения, обнаруживает неверность его «прогноза». Гуманизм Пушкина не позволяет торопливо осудить героя, который в финале романа окажется свободным на искреннее чувство, глубокое сострадание.

После чтения седьмой главы зададимся вопросом: Изменили ли смерть Ленского, отъезд Онегина, неоднократные посещения его дома, переезд в Москву отношение Татьяны к герою?

Читайте также:  Анализ произведения мцыри лермонтова (поэмы)

Восьмая глава обнаруживает в Онегине возможности, которые за ним прежде не было. Это взлет героя, в котором открылась самозабвенная, непосредственная и поэтическое чувство. Но оно привело его тем не менее к трагическому тупику.

«Уход в любовь», как холодное призрение к обществу, помысли Пушкина, не может быть спасительным. В этом развязка внутренней мысли романа. Но все-таки приходится решать вопросы: Любит ли Онегин Татьяну, и от чего она отвергает его.

Сочинения по теме:

  • 2 глава, 10-12 строф в романе “Евгений Онегин”. (анализ) сочинение
  • 2 глава романа “Евгений Онегин”. Анализ 20-22 строфы. сочинение
  • Эпизод “Дуэль Онегина и Ленского” из романа “Евгений Онегин”. сочинение
  • Критические статьи Белинского о романе “Евгений Онегин”. сочинение

Источник: http://1soch.ru/pushkin-as/evgeniy-onegin/analiz-romana-a-s-pushkina-evgeniy-onegin

Пушкин, Анализ произведения Евгений Онегин, План

Анализ произведения

Пушкин задумал свой роман как сатиру на современной обще­ство, но в процессе работы роман перерос в произведение о ду­ховных исканиях молодежи XIX века.

Автор начал писать «Евгения Онегина», будучи романтиком, а закончил — реалистом. Эта эволюция от романтизма к реализму отразилась в романе. Кроме того, он был начат до восстания декабристов, а закончен после его поражения, и эти обществен­но-политические изменения также нашли отражение в книге.

Роман начинается с эпиграфа, далее следует посвящение Плетневу, затем — восемь глав без названий; примечания, путе­шествия Онегина и отрывки из десятой главы.

Обратите внимание

В посвящении Пушкин указал на своеобразие используемого художественного метода, которое определяется тем, что в нем содержится эволюция, переход от романтизма к реализму.

Кроме того, в посвящении Пушкин определяет жанровое сво­еобразие произведения — «собранье пестрых глав». Также он указывает на особенную роль автора, которого определяет глав­ным героем романа.

В «Евгении Онегине» Пушкин впервые в русской литературе выводит тип «лишнего человека». Он одним из первых поставил проблему личности и общества и решил ее реалистически. То есть он показывает, что характер человека определяется средой, об­ществом, воспитанием.

Онегин не родился эгоистом, он человек богатых способностей, но, не имея возможностей раскрыть свои качества, Евгений замыкается в самом себе, то есть становится «эгоистом поневоле».

Пушкин подробно показывает условия, ко­торые формируют характер Онегина, используя при этом прием сопоставления: он показывает, как иноземная среда, чужое вос­питание формируют характер Евгения и как русская среда фор­мирует характер Татьяны.

Причем в характере главного героя автор показывает не только типические, но и индивидуальные черты. Вот это сочетание типического и индивидуального и опре­деляет своеобразие реалистического характера.

В романе ярко прослеживается принцип историзма: описыва­емая эпоха отражена в ее основных тенденциях и закономернос­тях, изображаются типичные характеры в типичных обстоятель­ствах.

В романе есть ряд самобытных черт. В первую очередь само­бытным стало жанровое определение — «роман в стихах».

«Евгений Онегин» стал своеобразной пародией на романтиче­ское произведение. В романе сочетаются в неразделимом един­стве два компонента: в его форме прослеживаются традиции Бай­рона, и второй компонент — новаторство. Оно в том, что Пушкин создал национальный и самобытный роман о России и для России. Здесь не один герой-индивидуалист, а по меньшей мере два глав­ных героя.

Является вполне самостоятельным и образ автора, который, однако, не сливается с образом главного героя.

Сюжет создан по принципу зеркальной композиции. Татьяна встречается с Онегиным, увлекается им, пишет ему письмо, Онегин в беседе с ней дает холодный ответ-«отповедь». Позже то же са­мое происходит и с Онегиным. Он встречает на балу Татьяну и влюбляется в нее, пишет ей письмо и получает подобный свое­му ответ.

Имена героев Евгения Онегина и Татьяны Лариной стали нари­цательными в русской литературе. Помимо любовного конфликта между Татьяной и Онегиным, в романе есть еще один очень важ­ный конфликт — между Евгением Онегиным и Владимиром Лен­ским. Мотивы их дуэли не раз обсуждались в критических стать­ях.

Важно

Дуэль между Онегиным и Ленским спровоцировал Ленский — горячий, пылкий, романтический юноша, вызов был сделан не­обдуманно. Кто как не Онегин понимал это? Сама дуэль была устроена по образу романтических дуэлей из романов.

Ленский — типичный герой романтической литературы, погиб в соответствии со штампами этой литературы.

Эта дуэль еще и испытание для Онегина — для его маски циника, эгоиста. После нее герой едет за границу. Дуэль дает тол­чок изменению внутреннего мира героя, подтверждение чему мы видим в последних частях романа, где снова развиваются его от­ношения с Татьяной.

Роман включает в себя разновидности романов, существу­ющих в Западной Европе: роман-биография, роман-воспитание, роман-путешествие, любовный роман, авантюрный роман, исто­рический роман. Из этого уникального сочетания получилось то, что Пушкин называл «свободным романом».

План

1    Онегин получает наследство.

2    Биография героя, образ жизни Евгения в настоящее время.

3    Хандра Онегина, попытки справиться с этим состоянием.

4    Приезд Онегина в деревню.

5    Знакомство с Ленским и Лариными.

6    Письмо Татьяны.

7. Встреча ее с Онегиным.

8  Именины Татьяны. Ссора Онегина и Ленского.

9. Дуэль. Смерть Ленского.

10. Отъезд Лариных в Москву.

Источник: http://vsesochineniya.ru/pushkin-evgenij-onegin-analiz-proizvedeniya-plan.html

Сочинение «Художественный анализ восьмой главы романа «Евгений Онегин»»

Глава восьмая занимает особое место в романе. И не только потому, что в ней завершается сюжетная история взаимоотношений Онегина и Татьяны. Ее писал, в сущности, новый поэт.

Пройдя через трудные годы, он вступил в зрелый период своего творчества, вооруженный новым знанием жизни и закономерностей исторического развития.

Поэтому он не просто завершал когда-то начатую историю своих любимых героев, но с позиций историзма переоценивал ту эпоху, которую начал изображать еще в 1823 г.

Именно поэтому в восьмой главе с такой наглядностью и отчетливостью проявлено единство двух миров — сюжетных героев и автора-поэта.

Вся глубина романа, все его художественное и общественное значение, весь смысл пушкинского открытия подлинно русских характеров, конкретно-исторических типов, порожденных русской жизнью, его подлинный идейный потенциал может быть понят и раскрыт только в этом единстве. Восьмая глава открывалась и завершалась темой автора-поэта.

Такое обрамление концентрировало внимание читателя на кардинальных проблемах не только последней главы, но романа в целом. В то же время первые строфы главы кажутся неожиданными. В самом деле — седьмая глава кончалась обещанием Пушкина наконец вернуться к оставленному на время Онегину.

Следовательно, читатель вправе был ожидать рассказа о герое. Вместо того, ему предложили строфы, исполненные лирических размышлений автора-поэта о своей жизни.

«Неожиданность» эта обманчива, в действительности лирический рассказ автора-поэта о себе имел прямое отношение к Онегину. Чтобы понять это — рассмотрим подробнее последнюю строфу седьмой главы.

Совет

С легкой иронией Пушкин сообщил читателю, что, хотя и с запозданием, он решил написать «вступление» к роману. Это вступление он выделил особым шрифтом. Прочтем его:

* Пою приятеля младого * И множество его причуд. * Благослови мой долгий труд, * О ты, эпическая муза! * И, верный посох мне вручив,

* Не дай блуждать мне вкось и вкрив.

Существует мнение, что «вступление» — это пародия на эпический стиль классицизма, на формулу обязательного зачина эпических поэм, начинавшихся словом «пою».

Ироническое «вступление» преследовало другую цель: после главы, посвященной Татьяне, Пушкин вновь напоминает, что главным действующим лицом романа является Онегин, как бы шутя, возводит его в ранг эпического героя, предваряя тем самым рассказ о его судьбе в восьмой главе.

Точнее же, если учитывать первоначальный план романа, «вступление» должно было настраивать читателя к восприятию главы «Странствие». Неожиданным было и содержание лирического рассказа автора о себе, ибо внешне оно как бы повторяло сказанное раньше — в первой главе.

Действительно, автор вновь возвращается к своей петербургской жизни 1819 года, к крымским впечатлениям и к своему романтическому прошлому.

Но делается это сознательно.

Пушкин считает теперь необходимым внести ясность и в понимание идейной позиции автора-поэта 1819 года, он восстанавливает историческую правду: Пушкин, автор «Вольности», «Послания Чаадаеву», «Деревни», сатирических ноэлей, был «эхом русского народа», выразителем идей молодой России, вдохновителем поколения, начавшего борьбу за вольность. Тем самым пересматривалась и значительно дополнялась первая глава. Начальные строфы восьмой главы потому важны не только для понимания убеждения автора-поэта 1830 года, но и для понимания всего романа: читатель должен был существенно исправить свои прежние представления об идейной жизни Петербурга в конце 1810-х годов, узнать о вольнолюбивых взглядах автора- поэта, а следовательно, и о характере взаимоотношений его со своим приятелем Онегиным.

Осторожно, скупо, лаконично рассказывает Пушкин о себе и о своей жизни в годы создания романа, о времени до того, «как грянул гром», и после, когда «вдруг изменилось все кругом». Время это — подготовка и крушение дворянской революции. О той же эпохе в десятой главе сказано определеннее, но стремление сберечь от жандармских глаз заветное не должно мешать нашему пониманию замысла.

Лирический рассказ о мятежной юности автора-поэта — это история, рассказанная им осенью 1830 года. Но вне истории уже нельзя было решать судьбу Онегина. Лирическим воспоминанием и завершалась глава.

Обратите внимание

В последней строфе романа Пушкин прямо вспоминает декабристов, и с их временем, их делами, отношениями с ними связывает он свой роман, и прежде всего характер Онегина: Но те, которым в дружной встрече Я строфы первые читал… Иных уж нет, а те далече, Как Сади некогда сказал. Без них Онегин дорисован.

В первой главе Онегин был допущен в мир автора-поэта, но мир этот был искусственно ограничен. Автора-поэта и Онегина объединяло разочарование, неудовлетворенность жизнью. Приятельские отношения носили прежде всего биографический бытовой характер.

В восьмой главе Онегин вписан в исторический и политический мир. Слово «приятель» стало наполняться новым содержанием. Пушкин сжег десятую главу, но сумел воссоздать в последней главе романа атмосферу идейной жизни будущих декабристов. Именно этим и объясняется новое отношение автора к своему герою. Впервые Пушкин обнажает свое решительное намерение отстоять Онегина от нападок толпы.

Появление Онегина, как всегда, вызвало в свете недоброжелательные разговоры (вспомним признание Онегина в своем альбоме — «меня не любят и клевещут»). Независимость поведения породила кличку «чудака»: «Чем ныне явится? Мельмотом, космополитом, патриотом, Гарольдом, квакером, ханжой, иль маской щегольнет иной?..»

Разноречивому приговору светской толпы отвечает Пушкин.

Сначала спокойно: «Зачем же так неблагосклонно вы отзываетесь о нем?» Затем все резче звучит его голос: «За то ль, что мы неугомонно хлопочем, судим обо всем, что пылких душ неосторожность самолюбивую ничтожность иль оскорбляет, иль смешит, что ум, любя простор, теснит, что слишком часто разговоры принять мы рады за дела?..

» Мы узнаем уже известные нам строки — это раздумья самого Онегина, записанные в альбоме. Теперь это пушкинские слова. Позиция и взгляд на вещи Пушкина и Онегина вновь сблизились. С гордостью заявляет Пушкин, что Онегин не из тех, «кто в двадцать лет был франт иль хват, а в тридцать выгодно женат», ему глубоко чужд тот, «кто славы, денег и чинов спокойно в очередь добился».

Кровно связанный со своей средой, Онегин сумел выжечь из своего сердца себялюбие, с ненавистью отверг нормы жизни, навязакные ему с детства, оттого он чужой и лишний в этом мире собственников, глупцов и карьеристов.

О столичном высшем свете, который вьется вокруг императорского двора, Пушкин пишет с гневом и презрением: «Тут был, однако, цвет столицы, и знать, и моды образцы, везде встречаемые лица, необходимые глупцы», «тут был Проласов, заслуживший известность низостью души…»

Читайте также:  Анализ рассказа шукшина до третьих петухов

Все это важно для понимания судьбы Онегина и судьбы Татьяны, принужденной жить в «омуте света». Защищая Онегина, Пушкин сочувственно рисует черты его натуры: «пылкая душа», ум, не терпящий узости суждений, презрение к карьере, к чинам, к выгодной женитьбе, преданность высоким мечтаниям. «Защитительные» строфы завершаются лирической сентенцией:

* Но грустно думать, что напрасно * Была нам молодость дана, * Что изменяли ей всечасно, * Что обманула нас она; * Что наши лучшие желанья, * Что наши свежие мечтанья * Истлели быстрой чередой,

* Как листья осени гнилой.

Важно

После замужества Татьяны прошло около трех лет. Описание ее новой жизни не входило в художественный план романа.

Переход от «уездной барышни» к великосветской даме мог естественно восприниматься читателями, так как между седьмой и девятой главами была глава восьмая, подробно рассказывающая о путешествии Онегина.

Чувство времени, которое рождалось при чтении восьмой главы, помогло читателю понять и жизненное поведение Татьяны-княгини.

Источник: http://litsochinenie.ru/hudozhestvennyiy-analiz-vosmoy-glavyi-romana-evgeniy-onegin.html

Анализ 6 й главы (дуэль) романа Пушкина «Евгений Онегин»

Actionteaser.ru – тизерная реклама

Роман “Евгений Онегин” создавался Пушкиным в течение 8 лет. Если первые главы романа были написаны молодым поэтом, почти юношей, то заключительные главы писал уже человек с немалым жизненным опытом. Это “взросление” поэта отражено в романе.

Главный герой – Евгений Онегин – так же как и сам поэт взрослеет, умнеет, набирается жизненного опыта, теряет друзей, заблуждается, страдает. Как же показаны этапы жизни героя в произведении? Названием романа Пушкин подчеркивает центральное положение Онегина среди других героев произведения.

Онегин – светский молодое человек, столичный аристократ, получивший типичное для того времени воспитание под руководством француза-гувернера в духе литературы, оторванной от национальной и народной почвы.

Он ведет образ жизни “золотой молодежи”: балы, прогулки по Невскому проспекту, посещение театров.

Хотя Онегин и учился “чему-нибудь и как-нибудь”, он все же имеет высокий уровень культуры, отличаясь в этом отношении от большинства дворянского общества. Пушкинский герой – порождение этого общества, но вместе с тем он и чужд ему.

Благородство души, “резкий охлажденный ум” выделяют его из среды аристократической молодежи, постепенно приводят к разочарованию в жизни и интересах светского общества, к недовольству политической и социальной обстановкой: “Нет, рано чувства в нем остыли.

Ему наскучил света шум…”

Пустота жизни мучает Онегина, им овладевает хандра, скука, и он покидает светское общество, пробуя заняться общественно-полезной деятельностью.

Совет

Барское воспитание, отсутствие привычки к труду (”труд упорный ему был тошен”) сыграли свою роль, и Онегин не доводит до конца ни одного из своих начинаний. Он живет “без цели, без трудов”.

В деревне Онегин ведет себя гуманно по отношению к крестьянам, но он не задумывается над их судьбой, его больше мучают свои собственные настроения, ощущение пустоты жизни. Порвав со светским обществом и будучи оторван от жизни народа, он теряет связь с людьми.

Он отвергает любовь Татьяны Лариной, одаренной, нравственно чистой девушки, не сумев разгадать глубины ее запросов, своеобразие натуры. Онегин убивает своего друга Ленского, поддавшись сословным предрассудкам, испугавшись “шепота, хохота глупцов”.

В подавленном состоянии духа Онегин покидает деревню и начинает странствия по России.

Эти странствия дают ему возможность полнее взглянуть на жизнь, переоценить свое отношение к окружающей действительности, понять сколь бесплодно растратил он свою жизнь. Онегин возвращается в Столицу и встречает ту же картину жизни светского общества.

В нем вспыхивает любовь к Татьяне – теперь уже замужней женщине. Но Татьяна разгадала себялюбие и эгоизм, лежащие в основе чувства к ней, и отвергает любовь Онегина.

Любовью Онегина к Татьяне Пушкин подчеркивает, что его герой способен к нравственному возрождению, что это не охладевший ко всему человек, в нем еще кипят силы жизни, что по замыслу поэта, должно было пробудить в Онегине и стремление к общественной деятельности. Образ Евгения Онегина открывает целую галерею “лишних людей”. Вслед за Онегиным были созданы образы Печорина, Обломова, Рудина, Лазского. Все эти образы являются художественным отражением русской действительности.

Дуэль Онегина и Ленского – самый трагичный и самый загадочный эпизод романа. Онегин – в лучшем случае «ученый малый, но педант», однако не хладнокровный убийца и бретер. В романе нет указаний на это.

Обратите внимание

Владимир Ленский – наивный поэт и мечтатель, также не производит впечатления завзятого стрелка.

Но трагичный финал нелепого события, пережитый героем романа как драма личного порядка, да, пожалуй, искреннее сожаление автора о гибели «юного поэта» заставляют более внимательно рассмотреть шестую главу романа.

В связи с этим возникает два вопроса: во-первых, в чем причина столь странного и порой необъяснимого поведения Евгения Онегина перед дуэлью и во время ее и, во-вторых, почему герой романа, личность независимая и даже дерзкая, признает навязанное ему Зарецким поведение, теряет волю и становится куклой в руках безликого ритуала дуэли?

Actionteaser.ru – тизерная реклама

Дуэль – это поединок, парный бой, происходящий по определенным правилам и имеющий целью снятие позорного пятна, оскорбления и восстановление чести. Строгость выполнения правил достигалась обращением к знатокам и арбитрам в вопросах чести.

Эту роль в романе исполняет Зарецкий, «в дуэлях классик и педант», и, как видно из романа, ведет дело с большими упущениями. Точнее, он сознательно игнорировал все, что могло устранить кровавый исход.

При первом посещении Онегина для передачи вызова он и не подумал обсудить возможность примирения.

А это было прямой обязанностью секунданта. Далее, непосредственно перед поединком он опять ничего не предпринимает, хотя всем, кроме восемнадцатилетнего Ленского, ясно, что никакой кровавой обиды не существует. Вместо этого он «встал без объяснений… Имея дома много дел».

Далее было еще как минимум две причины остановки или вообще прекращения дуэли. Во-первых, Онегин опаздывает более чем на час. В этом случае, согласно дуэльному кодексу, противник объявляется неявившимся.

Важно

Во всяком случае, в «Герое нашего времени» Печорин абсолютно точно приходит к месту дуэли, устраняя малейший повод для ее отмены.

Во-вторых, в качестве секунданта Онегин приводит своего лакея, француза Гильо, мотивируя тем, что тот по крайней мере «честный малый», а это было уже явным и недвусмысленным оскорблением Зарецкого. Ведь секунданты должны были быть равны, то есть оба должны иметь дворянское звание.

Итак, Зарецкий развел противников на 32 шага, поставив барьеры на «благородном расстоянии», видимо шагов десять, а то и меньше, и не оговорил в условиях дуэли остановку противников после первого выстрела.

Таким образом, наш знаток дуэльной этики ведет себя не столько как сторонник строгих правил дуэльного искусства, а как лицо, крайне заинтересованное в скандальном, шумном, а применительно к дуэли – смертельном исходе. Правила дуэли нарушают и Зарецкий, и Онегин.

Первый – потому что вид в ней возможность приобрести скандальную известность, второй – чтобы продемонстрировать презрение к истории, в которую он попал против собственной воли и в серьезность которой не верит. Все поведение Онегина на поединке свидетельствует о том, что автор хотел его сделать убийцей поневоле.

И для Пушкина, и для его современников, знакомых с дуэлью не понаслышке, было очевидно, что тот, кто желает противнику гибели, не стреляет с ходу, под дулом чужого пистолета с дальней дистанции.

Однако почему же Онегин стрелял в Ленского, а не мимо? Думаю, что едва ли мог способствовать примирению демонстративный выстрел в воздух или в сторону. Скорее это было бы расценено как оскорбление.

И потом, известно, что в случае безрезультативной дуэли она перестреливалась до получения первой раны или гибели одного из дуэлянтов. Дуэль в онегинскую эпоху имела строгий ритуал. Люди, участвующие в ней, давали некое представление.

Совет

Они действовали не по своей воле, подчиняясь установленным правилам. Так случилось, что общество, которое презирал Онегин, все-таки употребило его. Оно оказалось властно над его поступками и душой. Онегин боится показаться смешным, стать темой провинциальных сплетен.

Таким образом, его поведение определяется колебаниями между естественными движениями его души, его человеческими чувствами к Ленскому и страхом прослыть шутом и трусом, нарушив условные нормы поведения у барьера. Ленский убит.

Пушкин грустно иронизирует над этим в стихах, сгущая до предела элегические штампы:

* …Младой певец * Нашел безвременный конец! * Дохнула буря, цвет прекрасный * Увял на утренней заре,

* Потух огонь на алтаре!

Источник: https://sochineniya-na5.ru/analiz-6-j-glavy-duel-romana-pushkina-evgenij-onegin/

Сочинение по литературе анализ романа Пушкина «Евгений Онегин»

«Евгений Онегин» — одно из наиболее известных творений А.С. Пушкина, ставшее первым в русской литературе реалистическим романом. Автору удалось показать читателям все важнейшие проблемы дворянской России 20-х годов XIX века, а также объяснить причины различных социальных явлений того времени.

Для своего романа Александр Сергеевич выбрал стихотворную форму, позволяющую ему более точно передать свои мысли и чувства.

Отличительной чертой произведения также является  непосредственное участие в ходе событий самого поэта, например, Онегин встречает Пушкина в Одессе и Петербурге.

Кроме того, автор рассказывает, прерывая ход событий романа, об отдельных эпизодах личной биографии, делится размышлениями и мечтами.

Главный герой — молодой дворянин Евгений Онегин, показанный как человек с противоречивым и сложным характером. Воспитание и социальное положение существенно повлияли на его становление как личности.

Евгению Онегину не приходилось зарабатывать себе на жизнь, он не умел и не желал трудиться, поэтому стал эгоистом, думающим лишь о себе и собственных желаниях. Но он наделен и стремлением к самосовершенствованию, так как пытается исправить свое поверхностное образование. Его не удовлетворяет светская жизнь, лишенная смысла.

Эта противоречивость в авторской характеристике Онегина придает его образу большей реалистичности. Его невозможно назвать ни отрицательным, ни положительным героем.

Практически до конца шестой главы романа перед читателями раскрывается образ умного, но озлобленного эгоиста, разочаровавшегося во всем и не способного на глубокие чувства и переживания. Переломным моментом становится дуэль Евгения Онегина с Ленским.

Обратите внимание

Убийство Ленского кардинально изменило жизнь главного героя. Он не может нормально жить там, где все напоминает ему о случившемся событии. Онегин отправляется на три года в путешествие, изменившее его в лучшую сторону.

Он становится гораздо серьезнее и начинает внимательнее относиться к окружающим. Теперь он способен ощущать сильные чувства, полностью поглощающие его. Встретив Татьяну, уже замужнюю и богатую женщину, Онегин влюбляется в нее.

Но Татьяна отвергает его, поставив обязательства перед мужем превыше своей любви. На этом роман и заканчивается, о дальнейшей судьбе главного героя автор не рассказывает.

Образ Татьяны в романе не менее значителен, чем образ Онегина. А.С. Пушкин показал обыкновенную русскую девушку, но в то же время потрясающе поэтичную и привлекательную.

Татьяне свойственно сильно развитое чувство долга, берущее верх над ее чувствами. Она не способна на обман и притягательна для читателя благодаря возвышенности своей натуры и благородности.

Главная героиня сильная женщина, она гораздо сильнее Онегина по своим душевным качествам. 

В своем романе А. С. Пушкин показывает читателям, насколько пагубно сказывается на людях обстановка, царящая в современной ему Российской империи. Страдают не только крепостные крестьяне, но и богатые светские люди. Автор стремится доказать, что счастливо в таких условиях могут жить лишь пустые и лишенные всяких стремлений люди, личности, думающие и возвышенные, обречены на страдания. 

Источник: https://sochinenienatemu.com/sochinenie-evgenij-onegin/analiz-romana-a-s-pushkina-evgenij-onegin/

Ссылка на основную публикацию