Анализ сказки волшебное кольцо платонова

«ДОБРО ИЗ ДОБРА ЯВИЛОСЬ» (ДУХОВНЫЙ СМЫСЛ СКАЗКИ А. П. ПЛАТОНОВА «ВОЛШЕБНОЕ КОЛЬЦО»

                                                                Государи мои, люди русские! Какая бы тень ни       

                                                                набежала на вашу жизнь, — посетит ли вас тревога  

                                                                о судьбе России, придут ли к вам «мысли чёрные»

Обратите внимание

                                                                о вашей личной судьбе, или просто жизнь покажет-

                                                                ся «несносной раной», — вспомните о русской сказ- 

                                                                ке и прислушайтесь к её тихому, древнему, мудро- 

                                                                му голосу.    

                                                                                                                          И. А. Ильин. (1)

         Так начинает свои размышления о сказке замечательный русский философ, профессор Иван Александрович Ильин. Действительно, тысячи лет сказка накапливала в себе национальный духовный опыт, отстаивала всё лучшее в нём и через чудодейственную силу своего воздействия на душу человеческую взращивала её, неназойливо воспитывала, умудряла, врачевала, укрепляла. 

         Перечислим самые важные, на наш взгляд, свойства сказки. Мир народной сказки – светлый мир, который выводит своих героев на распутье, учит выбирать жизненную дорогу и идти по ней достойно. Сказка вырастает из веры в чудесное, в торжество справедливости и добра.

Сказка не знает непоправимых несчастий, для неё нет невозможного, безутешное горе в ней всегда в силах развеять, а любую беду поправить. Она радует, питает душу любого, кто слушает или читает её, придаёт уверенность и бодрость, вызывает стремление постоять за справедливость.

Важно

         Эти свойства характера человека, его души, разбуженные или поддержанные сказкой, составляют основу оптимистического восприятия мира, без которого невозможна жизнь ни ребёнка, ни взрослого человека.

Важно

         Выразительность, красота языка сказки, связь сюжета, образов, языка с действительностью,  выдумки и правды, яркость и привлекательность вымысла соединяются органично с противоборством злых и добрых сил, безупречно светлого и тёмного миров.

Венчает сказку непременная победа добра. Обязательно в сказке присутствие положительного героя, возлюбленной или возлюбленного и их помощников.

Все эти свойства составляют единую систему, в  которой выражены идеалы и мечты народа, его представления о добре, правде, справедливости, красоте.

         «Не слушайте же сказку при свете дня или прозаического и бескрылого сознания, — справедливо предупреждает И. А. Ильин.- Сказку надо слушать вечером или ночью, в волхвующей темноте, которая снимает с вещей их знакомый и таинственный вид и придаёт им новый вид, неожиданный и таинственный». (2)

         Внутренний план сказки, её сокровенный смысл, как и всё добро в нашей жизни, приходит через труд: только потрудившемуся, любознательному, думающему откроет она свою душу, а открыв, и нас сделает богаче.

         Таковы наши общие представления о сказке. Такова «присказка» нашей исследовательской работы. А сама «сказка» впереди.

                                                                                 Не думайте, что сказка есть детская забава,

                                                                несерьёзное дело для умного человека: взрослый-де

                                                                выдумывает,   маленьким   сказывает,   а  маленькие 

Совет

                                                                слушают и верят; верят, будто было то, что не было,

                                                                будто вправду такое было, чего  и  быть не могло. И

                                                                ещё не думайте, что  взрослые  умны,  а  дети глупы;

                                                                и    что  взрослому   надо   нарочно   «приглупиться»

                                                                для того, чтобы детям сказку рассказывать; а чтобы

                                                                для  себя,  взрослого  и умного, сказку прочесть или

                                                                создать, — то и  приглупляться не стоит…Не обратно

                                                                ли дело обстоит?

                                                                                                                              А. И. Ильин. (3)

Обратите внимание

         В жизни некоторых писателей происходят удивительные явления. Они, серьёзные и умные, вдруг начинают сочинять сказки. Об одном таком писателе мы и хотим рассказать.

         Платонов Андрей Платонович (настоящая фамилия – Климентов) родился 20 августа 1899 года в предместье Воронежа, а умер 5 января 1951 года в Москве. Он прозаик, критик, публицист.

         Его отец был известен в Воронеже, т.к. был талантливым изобретателем – самоучкой, человеком, влюблённым в паровозы, искусным слесарем. О таком человеке всегда говорят, что он – «самородок» А мама Андрея отличалась тем, что была глубоко верующей женщиной и ко всем и всегда относилась по-христиански, была удивительно добра.

         Отец и мать, родная земля помогли Андрею вырасти настоящим человеком: как старший из одиннадцати детей, он с 14 лет стал работать – рассыльным, литейщиком на трубном заводе, машинистом. Любовь к паровозам была у него от отца.

Но уравновешивала его в трудной жизни и любовь к слову, к необычным людям, умеющим свято жить. Рассказы о таких праведниках были известны мальчику с детства, т. к. в доме очень часто останавливались странники, идущие в святые места.

Они величаво, спокойно рассказывали о том, что видели, к чему стремились, учили жизни, благочестию.

         Став взрослым, Андрей Платонович ничего не забыл, наоборот, свои произведения наполнил небывалыми, светлыми детскими переживаниями.

           Жизнь его была сложной. В конце своего пути Андрей Платонович долго и тяжело болеет. И вот именно в болезни он обращается к народным сказкам.

Важно

Перечитывая народную мудрость, он приходит к мысли переложить эти сказки. И вот из-под его пера появляются книги, содержащие сказки. Помог их издать М. А. Шолохов.

Мы теперь можем прочитать книги: «Финист – Ясный Сокол» (1947), «Башкирские народные сказки» (1947) и «Волшебное кольцо».

         Последним большим произведением, над которым работал писатель, была пьеса – мистерия «Ноев ковчег (Каиново отродье)». Но она осталась незаконченной, т. к. автор умер на пятьдесят втором году жизни от туберкулёза. (4)

                                                                          Сказка – это ответ всё испытавшей древности

                                                           на  вопросы  вступающей  в  мир  детской души. Здесь

                                                           русская   древность помазует русское младенчество на

                                                           не испытанную  ещё трудную жизнь, созерцая из древ-

                                                           него   национального   лона   всегда  новые  трудности

Совет

                                                           жизненного  пути.  И  благо  нам,  если мы, сохранив в

                                                           душе  вечного  ребёнка,  умеем и спрашивать, и выслу-

                                                           шивать голос нашей сказки.

                                                                                                                            И. А. Ильин. (5)

         Так уж сложилось, что после смерти А. П. Платонова о нём забыли, но позже о таланте писателя стали говорить. Его сказку «Волшебное кольцо» можно прочитать в учебнике литературы для 5 класса, автором которого является Т. Ф. Курдюмова. Перечитаем эту сказку и поразмышляем над её содержанием.

         Главный герой сказки – неженатый сын крестьянки Семён. «Жили они бедно: спали на соломе, одежонка у них старая, латаная и в рот им положить нечего». (6) И, наверное, так и продолжалась их жизнь, если бы не…доброе сердце Семёна.

         Купил он на пенсию за отца у человека, специально удавливавшего на глазах у Семёна, щенка, кошку и змею. Не мог он безразлично пройти мимо, увидел неладное и спас «живую тварь», отдав последнюю копейку.

Никаких денег не жаль ему, сердце слушает молодец, а не разум. Не задерживается в пути благодарность, говорит ему спасённая змея: «Не жалей, Семён, что последние деньги на меня потратил. Я не простая змея, а я змея Скарапея.

Без тебя пришла бы мне смерть, а теперь я жива, и мой отец тебя отблагодарит».

Обратите внимание

         Конечно, не ожидал Семён такого поворота событий, не был готов. Подарил Семёну Змей-царь кольцо со своей руки. Не простое это было кольцо и даже не золотое, а волшебное. Получив такой дар, Семён не знал, что теперь ему надо быть не только добрым, но и сильным духом, т.к. рядом с Добром всегда ходит зло.

А где ему быть? Ведь если оно, зло, останется наедине само с собой, то обречёт себя на самоуничтожение, на смерть. А это никак не входит в его планы. Поэтому зло всегда ищет Добро, никогда не ошибается, т.к. от Добра во все стороны распространяется свет. (Недаром, в языке есть выражение «свет доброты».

) Так зло нашло Семёна.

         А так как зло хитрое и коварное, оно прикинулось сначала царской дочкой, привлекательной, прекрасной, очаровательной, затем приёмным сыном Змея-царя Аспидом, втайне жаждавшим стать обладателем волшебного кольца. И в конце концов зло добилось своего: по простодушию своему, по доверчивости Семён утратил подаренное кольцо, а сам попал в тюрьму.

         Но зло коснулось не только Семёна, но и распространило своё влияние на его семью: «Увели от матери сына, не стало у неё кормильца. Оголодала старуха. Кликнула она кошку и собачку и пошла побираться. Под одним окошком хлеба попросит, под другим съест. А тут захолодало, потемнело, лето состарилось, к зиме пошло».

         Собака и кошка решают: «Нас хозяин от смерти спас, теперь мы его спасём». Сказали и сделали. Вернулось кольцо к Семёну. И всё опять стало на свои места.

Чему хватило сил всё вернуть на круги своя и справиться со злом, превратить его в гадюку? Конечно же, Добру. Теперь Семён не только добр, но и умён, силён, внимателен. Злу уже никогда не обмануть его.

А на вопрос матери Семён отвечает: «Добро, мама, из добра явилось».

         И мы вслед за героем можем сказать, что добрая сказка «Волшебное кольцо» Андрея Платоновича Платонова рождена его добрым сердцем, ведь он ещё подростком «понял, что всё делается…И теперь исполняется  моя долгая упорная детская мечта – стать самому таким человеком, от мысли и руки которого волнуется и работает весь мир ради меня и ради всех людей, и из всех людей – я каждого знаю, с каждым спаяно моё сердце. Теперь исполняется эта мечта». (7)

                                                                          Что же приносят люди из   этих  мудрых краёв?

Важно

                                                                И что зовёт и  влечёт  их  в  эти    волшебные страны?

                                                                О чём спрашивает человек сказку? И что именно она

                                                                Отвечает ему?

                                                                                                                                И. А. Ильин. (8)

         Несмотря на то, что сказка «Волшебное кольцо» А. П. Платонова есть переложение народной сказки, автор абсолютно бережно отнёсся к «ткани» текста, сохранив всё то, что составляет его основу.

         Мы, как внимательные читатели, спрашиваем у сказки Платонова о том, что такое смысл земной жизни, что такое счастье, что такое судьба, есть ли в мире злые силы и как с ними бороться, можно ли жить кривдою на свете, куда она ведёт, сильнее ли она правды, почему содеянное зло всегда возвращается на голову виновного, где обитает справедливость?

         Всем содержанием сказки, её внешней стороной и скрытой (подтекстовой) информацией, автор утверждает, что Семён обретает смысл своей жизни только после встречи со злом, после единоборства с ним. Доброта – природное качество Семёна. Она в соединении с силой, справедливостью, умением защищать себя делает Семёна счастливым.

Кроме того, счастье героя распространяется и на всех, кто его окружает. Злые силы, привлечённые светом доброй души героя, остались один на один со своей злобой, такой финал ожидает всех, кто пытается кривдой жить на земле. Правда, невидимая и вездесущая, сильнее всего на свете. Она строит белый свет, она строит души людей, подобных Семёну.

Она открывает себя, являет миру, дабы не аспидами были мы, а людьми, живыми душами.

Совет

         Автор своей сказкой отвечает нам не о том, чего нет и не бывает, а о том, что всегда и теперь есть, и всегда будет, пока человек будет молиться на земле.

         Сказка «Волшебное кольцо» А. Платонова проста и глубока, как сама русская душа. Она юна и наивна, как дитя, древняя и мудрая, как прабабушка.

         Мы начали наше исследование со слов Ивана Александровича Ильина, его же мыслью и завершим: «Сказка как цвет незаметных и неведомых полевых цветов, а духовный смысл её – как тонкий и благоуханный мёд: попробуешь и слышишь на языке всё неизречённое естество родной природы – запах родной земли, и зной родного солнца, и дыхание родных цветов, и что-то тонкое и богатое, вечно юное и вечно древнее…» (9) 

                    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ     ЛИТЕРАТУРЫ.

1) Ильин И. А. Одинокий художник. – М., 1993. – С. 229-230.

2) Там же, с. 234.

3) Ильин И. А. Духовный смысл сказки.  «Литература в школе», 1992г., № 1, с. 3.

4) По кн. «Русские писатели, ХХ век. Библиографический словарь»: В 2 ч. Ч. 2. М — Я/ Редкол.: Н. А. Грознова и др.; Под ред. Н. Н. Скатова. – М.: Просвещение,   1998г.,     с 97-203. 

5) Ильин И. А. Духовный смысл сказки.  «Литература в школе», 1992г.; № 1, с. 10.

6) Данная цитата и все последующие взяты из кн.: «Литература. 5 кл. Учебная хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2ч. Ч. 2 / Автор – составитель Т. Ф. Курдюмова. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 1998г., с. 15.

7) Там же, с. 15.

8) Ильин И. А. Духовный смысл сказки.  «Литература в школе», 1992г., № 1, с. 7.

9) Там же, с. 3.

Источник: http://uchitel-slovesnosti.ru/publ/analiz_na_urokakh_literatury/analiziruem_literaturnoe_proizvedenie/dobro_iz_dobra_javilos_dukhovnyj_smysl_skazki_a_p_platonova_volshebnoe_kolco/54-1-0-1515

Отзыв о сказке «Волшебное кольцо»

В русской народной сказке «Волшебное кольцо» главный герой – паренек по имени Мартынка. Он вырос в семье охотника. Когда отец его умер, некому стало добывать пропитание. Видя это, мать Мартынки решила тратить сбережения, которых всего-то и было двести рублей. Достала она сто рублей и отправила сына в город, закупить хлеба на всю зиму.

А Мартынка вместо хлеба на эти деньги купил собаку и назвал ее Журка. Во второй раз отправила его мать в город и отдала последние сто рублей. И снова Мартынка хлеба не купил, а купил кота по имени Васька. Когда мать узнала, на что Мартынка деньги истратил, выгнала его из дому.

Мартынка себе работу у попа нашел и три года у него трудился. Когда срок вышел, поп Мартынке предложил награду на выбор — мешок серебра или мешок песка. Испугался паренек подвоха и выбрал мешок с песком. С ним и ушел от попа.

По дороге, в лесу он увидел, как девица стоит, пламенем объята, и просит его огонь песком потушить. Мартынка так и сделал, а девица обернулась змеей и на шею к нему залезла.

Обратите внимание

А потом и говорит, чтобы шел Мартынка к ее отцу, подземному царю и просил в награду за ее спасение кольцо волшебное, которым можно двенадцать молодцов вызывать, а те любое желание исполняют.

Читайте также:  Эпилог и его роль в романе преступление и наказание достоевского сочинение

Доставил Мартынка девицу-змею к ее отцу, а взамен кольцо получил.

Вернулся он домой к своей матери и отправил ее к самому королю свататься. Король же задание Мартынке назначил – за одну ночь поставить богатый дворец, и чтобы от него до королевского дворца мост хрустальный построить. Мартынка волшебным кольцом воспользовался, и задание короля выполнил. Пришлось королю свою дочь за мужицкого сына отдавать.

Королевне такая судьба не понравилась, и она сумела вызнать у Мартынки тайну волшебного колечка. А ночью кольцо у него вытащила и приказала вернуть на место дворца старую избушку, а саму ее перенести в мышиное царство.

Утром король не увидел ни дворца, ни дочери своей. Мартынку в башню заточили, чтобы он с голоду в ней и умер.

А собака Журка и кот Васька решили хозяина из беды выручить. Сначала они ему в башню еды натаскали, чтобы с голоду не умер, а потом отправились в мышиное царство кольцо волшебное добывать. Много у них по дороге приключений было, но добрались они до мышиного царства. Мышиный царь им помог кольцо достать и вернулись Журка и Васька с кольцом к хозяину.

Утром король на балкон вышел и увидел, что дворец на месте стоит и хрустальный мост от него к королевскому дворцу ведет. От Мартынки король узнал, как его дочь поступила и велел ее строго наказать.

Таково краткое содержание сказки.

Главный смысл сказки «Волшебное кольцо» состоит в том, что дружба и преданность сильнее денег и волшебства. Чудесное кольцо не уберегло Мартынку от беды, а вот верные друзья Журка и Васька из беды его выручили.

Сказка учит еще и тому, что семью надо создавать по взаимному согласию, а не из соображений знатности невесты. Королевская дочь, выданная замуж против ее воли, постаралась любой ценой обернуть ситуацию в свою пользу.

Важно

В сказке мне понравились собака Журка и кот Васька, которые оказались верными друзьями. Они не испугались трудностей и выручили Мартынку из беды.

Какие пословицы подходят к сказке «Волшебное кольцо»?

Дорог хлеб, коли денег нет. Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Кто ныне мал — завтра велик, а ныне велик — завтра мал.

Источник: http://DetskiyChas.ru/school/rodnoye_slovo/otzyv_volshebnoe_koltso/

«Волшебное кольцо»

Андрей Платонов сказка «Волшебное кольцо» Жанр: литературная авторская волшебная сказка

Главные герои сказки «Волшебное кольцо» и их характеристика

  1. Семен, простой крестьянин, добрый и отзывчивый. Очень любил животных и не терпел, чтобы над ними издевались. Честный, простодушный, верный.
  2. Мать Семена, просто старая женщина. Не любила животных, особенно змей.
  3. Царевна, капризная, легкомысленная, ветреная. Не злая, но глупая.
  4. Аспид, приемный сын Змея-царя. Злой и коварный. Зануда.
  5. Царь, важный и не воспитанный. Самодур.
  6. Кошка, собака, змея Скарапея. Спасенные Семеном звери, которые помогли ему в трудную минуту.

План пересказа сказки «Волшебное кольцо»

  1. Семен и его мать
  2. Спасение собаки
  3. Спасение кошки
  4. Спасение Скарапеи
  5. Скарапея ползет домой
  6. Волшебное кольцо
  7. Амбар муки
  8. Красавица во сне
  9. Хоромы
  10. Сватовство Семена
  11. Хрустальный мост
  12. Свадьба
  13. Искушение Аспида
  14. Похищение
  15. Тюрьма
  16. Дальний путь
  17. Возвращение кольца
  18. Воздаяние по заслугам

Кратчайшее содержание сказки «Волшебное кольцо» для читательского дневника в 6 предложений

  1. Жил добрый парень Семен, который на последние копейки спас от душегуба собаку, кошку и змею
  2. Змея оказалась царских кровей, отвел ее Семен к отцу, а тот отдал ему волшебное кольцо
  3. Стало всего в доме у Семена вдоволь, но затосковал он по царской дочери
  4. Посватался, построил хрустальный мост и выдал царь за него свою дочь.
  5. Царевна обманывает Семена и сбегает с красавцем Аспидом, вместе с хоромами и кольцом, а Семена бросают в тюрьму
  6. Кошка с собакой возвращают кольцо и Семен сватается в соседнюю деревню

Главная мысль сказки «Волшебное кольцо» Делай добро другим, и тебе добро будет.

Чему учит сказка «Волшебное кольцо»

Сказка эта учит делать добро, помогать тем, кто в помощи нуждается, учит любить животных и бережно к ним относиться. Учит быть добрым и честным, учит уметь хранить верность. Учит тому, что зло и обман всегда сами себя наказывают. Учит также и тому, что жениться лучше на человеке из своего круга.

Отзыв на сказку «Волшебное кольцо»

Мне очень нравится эта замечательная сказка с таким интересным и необычным сюжетом. Мне нравится в ней не только образ Семена, доброго и честного человека, но и животные, которые ему помогали в благодарность за спасение.

В сказке причудливым образом переплелись типично сказочные эпизоды и почти современная техника, что также смотрится интересно. И конечно мне очень нравится доброта, которая сквозит в каждой строчке этой истории.

Пословицы к сказке «Волшебное кольцо»

Долг платежом красен. Как аукнется, так и откликнется. Наперед не узнаешь, где найдешь, где потеряешь. Краткое содержание сказки «Волшебное кольцо» Жила бедная крестьянка и сын ее Семен. Жили бедно, Семен копейку в месяц получал за отца своего. Вот получил раз Семен копейку, пошел домой, видит человек собаку мучает. Заступился Семен за собаку, и купил ее за копейку.

Увидела собаку мать, поругала Семена. А через месяц получил Семен уже 2 копейки и купил у того же душегуба кошку. Сильно ругалась мать, два дня ругалась. Но прошел еще месяц и Семен купил уже за три копейки змею. А Змея ему и призналась, что не простая она змея, а Скарапея. Мать увидела змею, испугалась. Стали они впятером жить. Вот только мать прохожу змее не давала, на хвост наступала.

Попросила змея Семена ее к отцу проводить. Идет Семен за змеей, в дремучий лес зашли. А змея Семена учит, не брать у Змеиного царя золота, а просить кольцо волшебное. Пришли во дворец к Змеиному царю. Тот дочь увидел обрадовался, золото предлагает. А Семен кольцо с пальца просит. Делать нечего, отдал кольцо Змеиный царь, да научил как им пользоваться.

Пришел домой Семен, вызвал ночью из кольца двенадцать молодцов, да полный амбар муки потребовал. А утром мать в амбар отправил. Не ожидала старушка, что тот полный и в муку упала. Стали жить Семен с матерью сыто. Но вот приснилась Семену прекрасная девица. Узнал он, что девица та — царская дочь, и решил на ней жениться. Приказал молодцам хоромы себе поставить и отправил мать свататься.

Совет

А царь как узнал, что жених крестьянского роду, сразу задание сложное придумал, чтобы отвязаться. Потребовал мост хрустальный от дворца до крыльца. Не стал Семен унывать, а ночью вызвал своих молодцов, те ему вмиг хрустальный мост построили, да карету самосильную поставили. Повез утром Семен мать ко дворцу. Увидел царь мост удивился, ногой пробует, настоящий ли проверяет.

Прокатились царь с царицей по мосту, да и отдали царевну за Семена. Пошел однажды Семен с супругою в лес, да спать легли. Тут мимо Аспид пробегал, приемный сын Змея-царя. Решил он кольцо волшебное отжулить. Превратился в красивую девицу, стал Семена будить, с собой звать. Семен послал ее подальше. Превратился Аспид в молодца и царевну разбудил.

А та в него влюбилась и обманом у Семена кольцо увела. Перенесла мост и хоромы туда где Аспид жил, и сама исчезла. Увидел царь, что моста нет, что царевны нет, рассердился, бросил Семена в тюрьму. Стала мать его голодать снова. А кошка и собака решили царевну найти, да кольцо волшебное вернуть. Долго они бежали по лесам да полям, пока мост хрустальный не заметили.

Прокралась кошка в хоромы, видит царевна спит, а кольцо во рту держит. Поймала кошка мышку, надкусила ей ухо и научила что сделать. Пощекотала мышка царевну хвостиком, та чихнула, кольцо выронила. Схватили кольцо кошка с собакой и домой побежали. Долго бежали до реки добрались. Кошка кольцо в рот взяла, на спину собаке села и поплыли. А собака все требует чтобы кошка молчала.

Не выдержала кошка, ответила, что молчит, кольцо в воду упало. Ругаются на берегу кошка с собакой, друг друга винят. Тут рыбаки рыбу поймали, им внутренностей бросили. А там кольцо волшебное. Прибежали кошка с собакой домой и бросили кольцо в темницу Семену. Тот сразу назад все вернул, а царевну с Аспидом выгнал. Аспид от злости совсем в гадюку превратился.

А Семен и думать забыл о царевне, в соседнюю деревню к девушке ездит по мосту хрустальному на машине самосильной. Скоро свадьба будет.

Признаки волшебной сказки:

  1. Волшебный предметы — кольцо
  2. Волшебные помощники — двенадцать молодцов
  3. Испытание главного героя
  4. Волшебные существа — Царь-змей. Аспид, Скарапея
  5. Волшебные превращения — Аспид превращался в девицу и молодца.

Рисунки и иллюстрации к сказке «Волшебное кольцо»

Источник: http://santyaguarundito.blogspot.com/2018/05/blog-post_24.html

Открытый урок: «Жизненные уроки героев Андрея Платонова в произведении «Волшебное кольцо»

Миронова Елена Анатольевна

учитель русского языка и литературы высшей категории

КГУ «Средняя школа №3 города  Атбасар отдела образования Атбасарского района

Директор: Кизкенова Газиза Ануарбековна

– Армысыздар, қурметті қонақтар!

– Здравствуйте. Сегодня у нас с вами, ребята, открытый урок, и мы пригласили гостей. Мы все живем на земле Казахстана, а казахи – гостеприимный народ. Так давайте будем радушными хозяевами на нашем уроке.

Тема нашего сегодняшнего урока: «Жизненные уроки героев Андрея Платонова в произведении «Волшебное кольцо.» Цель нашего урока – дать оценку жизненным ценностям героев в результате сопоставительного анализа их человеческих  и духовных качеств .

-Чтобы на уроке нам все удалось, нужно настроиться на деловой лад . Медленно закройте глаза , а теперь быстро распахните их . Улыбнитесь наступившему дню и пожелайте удачи на уроке самому близкому вам человеку. (А кто самый близкий вам человек?) Верно, вы сами.

-Мы с вами современные люди, а потому на урок мы заключаем трудовой договор.

-Ребята, чего вы ждёте от сегодняшнего урока?

-Прекрасные пожелания! («получить 5-ки», «узнать новое» и т.д.)

-Все наши пункты договора мы прикрепим к древу желаний.

  • Кстати, необычное слово древо, а в каком языке лежат его корни? (в старославянском, в русском – дерево)

Первая ступень мудрости – понимать ложное.

Латинская пословица

– О ложном и истинном наш сегодняшний разговор.

  1. Проверка домашнего задания. Опрос.

-Ребята, давайте вместе вспомним известные факты биографии писателя Андрея Платонова.

-А сейчас проверим, насколько внимательно вы прочли произведение. Тест-контроль. Слушаем. Ставим номер вопроса и знак + при верном изложении текста и –, если сведения не верны.

1) За кошку заплачено 3 копейки.  –

2) Второй хозяйкой кольца была царевна (она – 3-я).  –

3) Пенсию Семёну повышали через месяц.  +

4) Аспид обратился в прекрасную девицу.  +

5) Тюрьма, куда Семён был отправлен, была в городе.  +

6) Семен , по доброте , рассказал жене про свое кольцо .+

7) Собака обронила кольцо. –

8) Молодцев было 11. – (12)

9) Змеиный царь сказал Семёну потихоньку на ухо , как вызвать волшебную силу кольца . +

10) Невзлюбила мать Семёна собаку. –

–Меняемся листом ответа .Взаимопроверка в парах .Ключ на доске .

Ключ .

1-  2–  3+  4+  5+  6+  7– 8–  9+  10–

-Запросы  и веяния времени таковы, что нашему молодому государству  нужны образованные и энергичные молодые люди – лидеры .

-За каждый правильный ответ – жетон. Обладатели наибольшего количества  жетонов  и есть наши лидеры.

1) Перечислите крестьянские беды, по причине которых неродящая была земля.

(посеет крестьянин – вымерзнет, от засухи посохнет, вымокнет, саранча пожрёт )

2)…зато щенок есть. Начало фразы?

(Нет у меня коровы, нет лошади …)

3) К какому приобретению Семёна мать не питала любви?

(к змее Скарапее)

4) Приёмный сын змеиного  царя?

(Аспид)

5) Как Семён повстречал царевну?

(увидел во сне)

6) Чьё  указание – построить мост?

(царя)

7) На кого рассердилась Семёнова мать, когда вернулась из дворца?

(на кошку и собаку)

8) Из чего были сшиты царские штаны?

(парча, расшиты золотом)

9) Кто назвался Молодцем из Молодцев?

(Аспид)

10) Как царевна хранила волшебное кольцо?

(во рту, меж зубов)

11) Роль мышки в истории с кольцом?

(хвостиком свербила в носу  у царевны)

12) Какая у Семёна была машина?

( самосильная)

13) Как помогли рыбьи  внутренности героям?

( в них оказалось кольцо)

14) По какой причине Аспид стал гадюкой?

(от зависти к кольцу у Семёна)

-Определились  лидеры. На  следующем этапе урока  они будут моими помощниками и учёными консультантами.

– Чтобы понять поступки героев , нужно вспомнить события в хронологическом порядке и для начала разобраться в калейдоскопе предложений , распределив их по порядку .

(Работа в парах. На каждой парте файл, в нём набор предложений, которые нужно собрать  в  текстовом порядке.)

Жила в деревне крестьянка, при ней жил сын её Семён.

Один человек надел собаке веревку на шею и удавливает её.

Отдал Семён последнюю копейку за щенка.

Сторговались за две копейки за кошку.

Получил Семён 3 копейки.

Купил он змею за все деньги.

Мать на печку залезла и даже побранить сына не может.

Поползла змея по дороге, а Семён следом пошёл.

Говорит он Семёну:

– Спасибо тебе, Семён, спас, ты мне любимую дочь!

-Здравствуй, новый хозяин, – говорят. – Чего тебе надобно?

Мать Семёна головой в муку так и упала.

По хрустальному мосту ходит самосильная машина.

А кошка хвать кольцо – и в окно.

Семен из той деревни жену себе берет.

– Какой мы видим жизнь героя в начале сказки?

– Почему, при такой жизни Семён всем помогал?

– Какую роль играет число 3?

– Всегда ли наш герой поступает согласно велению сердца?

– Есть ли здесь персонажи, которым чужда искренность?

– Что для них главное в жизни?

– Почему кольцо досталось Семёну?

– Можно ли считать женитьбу Семёна удачной?

– Кто чувствовал «опасность» этой женитьбы? Подтвердите строчками текста.(- «И что ты удумал?…..  – и счастливым будешь!»)

Читайте также:  Сочинение по картине березовая роща левитана 7 класс описание

– Почему Аспиду не удалось обмануть Семёна, но удалось обмануть царевну?

– Винит ли Семён кого-нибудь в своих бедах-несчастьях и обмане жены?

– Как расплачивается герой за свою доверчивость?

– Почему в сказке из всех действующих персонажей имена даны только 3-м? (Семён, Аспид, Скарапея)

! (У всех остальных персонажей характерные черты одноимённых героев русских народных сказок. Кошка, собака – верность, преданность; царь – жадный, недалёкий человек; царевна – красива, капризна; мать – самый близкий человек)

10 а   Россыпь.

Даны черты характера, человеческие качества 3 героев (по 5-ть у каждого). Распределить.

Аспид царевна Семён
Жадность Легкомыслие Верность
Двуличность Глупость Доброта
Лживость Безрассудство Человечность
Обман Предательство Сострадание
подлость хитрость справедливость

(развитие речи; лексическая работа; работа со словарём)

Верность

Человечность

Сострадание

Справедливость

Доброта

Жадность

Двуличность

Лживость

Обман

Подлость

Легкомыслие

Глупость

Безрассудность

Предательство

Хитрость

– Если из сказки убрать царевну, то как сказка изменится?

(мозговой штурм)

– Что означает формула: «Сказывать скоро, а идти далеко»?

– Как заканчивается сказка?

– Почему мы можем утверждать, что добро в этой сказке торжествует?

– Этот кроссворд поможет сделать вывод по характеристике наших героев.

По горизонтали.

1) Из чего был построен мост до царёва дворца?  (хрусталь)

2) Так звали отца Семёна.  (Егор)

3) Так называется жилище Семёна с матерью после того, как появилось кольцо.  (хоромы)

4) Именно она играет решающую роль в возврате кольца.  (кошка)

По вертикали появилось слово …. (урок)

– Какие уроки извлекли для себя герои сказки?

Семён?

Царь?

  • Какую жизненную мудрость из нашего урока мы почерпнули для себя? -Чему он нас научил?
  • Как вы думаете, а почему автор назвал произведение именно «Волшебное кольцо»? Именно кольцо дал героям, а не, скажем, волшебную палочку?
  1. Домашнее задание: рисунок-ассоциацию к образу одного из героев.

Источник: http://oqu-zaman.kz/?p=7103

Очень кратко «Волшебное кольцо» Платонов

Жила-была крестьянка и был у нее сын Семен. Жили бедно: и одежонка латаная, и есть бывало нечего. Получал Семен в городе пенсию за отца — копейку в месяц. Однажды идет Семен с этой копейкой и видит: один человек собрался удавить щеночка — маленького, беленького. Пожалел парень собачку и выкупил ее.

Мать бранится, дескать, коровы в доме нет, а он собак покупает! — Ничего, мама,— отвечает ей сын,— и щенок скотина, не мычит, так брешет. Через месяц Семен получил две копейки — прибавка вышла. Глядь, на дороге тот же человек кошку мучает. Выкупил он кошку за две койейки. Мать пуще прежнего бранилась. В третий раз получил Семен три копейки — опять прибавка вышла.

За эти три копейки выкупил он у того же мужика змею, которую тот собирался удавить. Змея говорит: — Не жалей, Семен, что последние деньги на меня потратил. Я не простая змея, а я змея Скарапея. Без тебя пришла бы мне смерть, а за спасение мой отец тебя отблагодарит. Мать при виде змеи даже браниться не стала — испугалась и залезла на печку.

Невзлюбила мать Скарапею. То есть ей не даст и воды не поставит, то на хвост наступит. Тогда змея попросила Семена проводить ее в змеиное царство к отцу своему — змеиному царю. Велела золота в награду не брать, а попросить кольцо с его руки. На том кольце змеиная головка выдавлена и два зеленых камня, как глаза, горят. Змеиный царь задумался…

Обратите внимание

Однако отдал Семену кольцо и сказал шепотом на ухо, как надо действовать, чтобы вызвать волшебную силу. Пришел Семен домой, ночью переменил змеиное кольцо с пальца на палец, и в тот же момент явились перед ним двенадцать молодцев. — Здравствуй, новый хозяин! — говорят.— Чего тебе надобно? — А насыпать, братцы, муки амбар, да сахару, да масла немного.

Проснулся Семен наутро, видит — мать корки сухие размачивает… А Семен ей:

— Поставила бы тесто и пирогов бы напекла.

— Очнись, сынок! У нас второе лето муки и горсти нету. Семен настоял, пошла мать к амбару, распахнула дверь — и головой в муку так и упала. «С тех пор они стали жить сытно. Половину муки Семен продал и купил на все деньги говядины, так у них и кошка с собакой каждый день котлеты ели, шерсть у них лосниться стала». Однажды увидел Семен во сне прекрасную девицу, оказалось, что это царская дочь. Послал Семен мамашу царскую дочь сватать. А молодцам велел хоромы ему построить, и чтоб для мамани отдельные покои были и перина пуховая. «Приходит она в царскую избу, в столовую горницу. Царь с царицей в тот час чай пили и на блюдца дули, а молодая царевна в своей девичьей горенке приданое перебирала в сундуках».

Царь с царицей и царевной от мужицкого сына нос воротят, а мамаша настаивает.

Тогда царь уловку придумал: пусть от дома своего крестьянский сын до царского крыльца мост хрустальный построит. Молодцы не только мост построили через все реки и овраги, а еще сделали так, чтоб по мосту самосильная машина ходила. Приехал Семен на этой машине, усадил туда царя и царицу, а придворные на запятки вскочили. — Ой, тошно! — шумит царица. — Ох, укачало,.

растрясло и растрепало! Ой, шут с тобой, где ты есть, жених-то? Бери девку, а мы-то уж обратно пешком пойдем! Оженили Семена на царской дочери. Сначала они хорошо жили, в согласии. Однажды пошли погулять в лес да и заснули под деревом. Мимо Аспид проходил — сын змеиного царя, брат Скарапеи. Он сам хотел кольцом завладеть, да царь ему не давал. Вот Аспид обернулся прекрасной девицей.

Решил, что Семен к нему от жены перекинется с кольцом вместе. Но Семен верным оказался. Прогнал проклятого. Обратился тогда Аспид в прекрасного юношу. И Семенова жена перед его красотой не устояла. Подговорил Аспид неверную жену вызнать у Семена действие волшебного кольца. Семен рассказал жене про свое кольцо и дал ей его поносить.

Жена тут же велела и мост, и хоромы перенести к новому ее мужу — Аспиду. Проснулся Семен с матерью — ничего у них нет, одна худая изба и амбар пустой, как прежде было. Да еще кошка и собака при них. Вспомнил тогда Семен, что мать ему говорила: «Не женись на царевне — не будет счастья». Царь велел Семена в тюрьму посадить. Мать старуха пошла побираться.

«Под одним окошком хлеба попросит, под другим съест». Кошка с собакой решили кольцо у царевны забрать. Собака нюхом своим дорогу вызнала к царевниным хоромам. Кошка в спальню пробралась, глядь — а кольцо у царевны во рту, чтоб не украли. Кошка мышку поймала, пригрозила и научила, что делать.

Влезла мышка на кропать, неслышно прошла по царевне и стала своим хвостиком щекотать у нее в носу. Царевна чихнула — кольцо на пол упало и покатилось.

А кошка хвать кольцо и в окно.

https://www.youtube.com/watch?v=L_bk69TBIH4

Побежали кошка и собака домой. Кошка волшебное кольцо держит под языком, рта не разевает. Вот река перед ними. А за рекой — Семенова изба. Собака усадила кошку на спину да поплыла. И все напоминает: — Смотри, кошка, не говори: кольцо утопишь. Молчи лучше! Кошка не утерпела и сказала: — Да я молчу!— и уронила кольцо в реку.

Стали они на берегу спорить, кто виноват.

«А тут рыбаки вытащили сетью рыбу на берег и стали ее потрошить. Увидели они, что кошка с собакой не ладят, подумали, что голодные, и бросили им рыбьи внутренности. Схватили кошка с собакой рыбьи внутренности, стали есть, съели немного, вдруг — хряп!— твердое попалось. Глядят — кольцо!» Забралась кошка к Семену в каземат, мяукнула и обронила на пол волшебное кольцо. Поднял Семен кольцо и вызвал двенадцать молодцев. Семен вернул себе свои хоромы и мост хрустальный. Аспид от злости, что кольцо пропало, превратился в гадюку и уже не мог вернуть себе свой прежний облик, потому что очень уж был злобен.

Семен решил теперь себе жену взять из деревни — так вернее.

Источник: http://libaid.ru/katalog/p/platonov-andrej/3940-ochen-kratko-volshebnoe-koltso-platonov

Конспект урока на тему «сказка ложь…»

(1 голосов, средний: 1,00 из 5)

 (по сказке
А. Платонова «Волшебное кольцо»).

Задачи урока: дать элементарный срав нительный анализ авторской и народной сказки, обозначить различия композиции и между персонажами произведений, выявить

авторскую индивидуальность.

Домашнее задание: прочитать сказку А. Платонова и словацкую народную сказку

«Волшебное кольцо».

Ход урока.

Урок начинается с повторения, работа идет по опорным конспектам (№№ 1, 2, 3). Учитель задает серию воспросов.     Назовите особенности композиции русской народной сказки (троичность, наличие зачина и концовки). Приведите примеры.

Перечислите известных вам традиционных персонажей русской народной сказки. Кто из них повашему наиболее интересен? Делают ли они интереснее и разнообразнее сюжет сказки? Приведите примеры. Как называется сказка, прочитанная вами к уроку? В чем ее особенность? (Она авторская).

Каковы отличия литературной сказки от фольклорной? (По опорному конспекту №3, верхний блок).

Важно

Что объединяет фольклорную и литературную сказку? (По опорному конспекту №3, средний блок). Нами использовано то же «чудесное» число «три», что и в опорном конспекте, посвященном народной сказке. Это «три кита», объединяющие литературу и фольклор  сказочное чудо, сказочные время и место действия, сказочный персонаж.

Можно начать читать сказку в школе, а продолжить и завершить дома. Тогда тема разбивается на два урока.  Можно попросить прочитать текст заранее. Следует задать на уроке несколько вопросов, выявляющих первичное восприятие: Понравилась ли сказка? Кто из героев запомнился более всего? Почему? А кто совсем не понравился? Почему? Есть ли в этой сказке чтонибудь необычное? Что?

При изучении фольклорных сказок мы предлагаем детям прочитать словацкую народную сказку «Волшебное кольцо». Композиция, основные моменты развертывания сказочного действия, лексика рассматриваются на уроке с опорой на конспекты №1 и №2 («Формула сказки»).[1]

Целесообразно сравнить действующих лиц словацкой и литературной сказки, выявить их особенности. Например, у А.

Платонова сочетаются элементы бытовой (мотивировка действий Семена исходит из бедственного положения их семьи, а действиями царя руководит желание угнаться за модой, отсюда  «самосильная машина» и хрустальный мост, концовка авторской сказки похожа на завершение народной бытовой сказки «Ванюшка и царевна») и волшебной сказки (наличие похищенного объекта, разговаривающих помощников, чудес, ложных героев). Любопытно сопоставить «материальный аспект», задав следующий вопрос: Почему в народной сказке цена приобретений равна 100 рублям, а в литературной 8 копейкам? В процессе обсуждения мы приходим к выводу, что автору важно не количество денег, отданных Семеном, а сам факт покупки «за последние копейки». Герой милосерден (следует особо остановиться на значении этого слова).

Особый разговор следует вести по поводу чудес в сказке Платонова, акцентируя внимание на том, что их мотивировка  бытовая. Можно обсудить цепь эпизодов.

1.Герой получил «амбар муки да сахару, да масла немножко» и затосковал. Почему? Какой автор находит выход? 2.Чтение отрывка «Скучаю, мама видел девицу, да где не знаю, а туда мне надобно…» 3.»…надобны хорому, чтоб к утру были готовы…» Почему решил построить хоромы? (Найдите в тексте слова матери).

Что же лежало в основе первых требованийпросьб Семена? (Скромные запросы. Так как жизнь была бедной, ему важно получить лишь самое необходимое). 4.Сцена сватовства. Учитель читает аналогичную сцену в народной сказке, просит сопоставить с текстом А Платонова и подтвердить замеченные отличия чтением выдержек. 5.Появление новых персонажей.

Аспид. Какие ассоциации возникают при произнесении этого имени? Есть ли подобный персонаж в народной сказке? Почему он так назван? 6.Сцена искушения царевны (в лесу). Это наиболее благодатный материал для работы над выразительным чтением. Задание: передать именно момент «искушения».

Совет

Как при этом читать  громко или тихо, шептать? Вариантов прочтения может быть четырепять. К оценке необходимо привлечь учащихся. Эпизод обсуждается. Так кто же вам более симпатичен в этой сцене  Семен или Аспид? В чью пользу сравнение? Здесь логично провести словарную работу.

Мы предлагаем подобрать слова, определяющие характеры сравниваемых персонажей и записать их в тетради и на доске в два столбца. Например:

Аспид                                              Семен

хитрый,                                           простодушный, зловредный,                                    наивный, гадкий…                                          простой…

7.Помощники.

Приведите примеры волшебных помощников в русских народных сказках.

Какие помощники у Семена? Какова мотивировка помощи? Получили ли они благодарность? Куда путешествуют наши герои? Это реальный город? Так где же происходит действие? Наказано ли зло?

Завершаем работу над осмыслением текста следующим вопросом: А.С. Пушкин сказал: «Сказка  ложь…» Продолжите это высказывание. Что же «ложь» в этой сказке? И в чем состоит намек? Почему лучшие здравомысленные советы дает Семену мама?

Завершить урок можно просмотром иллюстративных работ прошлого года. В качестве домашнего задания предлагается не только еще раз прочитать сказку, но и найти в ней описание «самосильной машины» и хрустального моста, сравнить их с иллюстрациями, определить, насколько точно они изображены. Сделать свои рисунки, которые соответствовали бы тексту.

Можно дать творческое задание с вариантами для мальчиков и девочек. Мальчиков попросить проиллюстрировать «технику», а девочек  нарисовать портрет Аспида, царевны. Выполненные работы, несомненно, должны быть обсуждены и «защищены» на следующем уроке, а затем помещены в специальную коробку. Так продолжается работа по созданию классной книги сказок.

Важно
[1]Эта работа тем более органично входит в план урока, что на занятиях по внеклассному чтению мы говорили о мировой географии народной сказки, об общих принципах и «мировых» сюжетах.

Чтобы дать учащимся наглядное представление мы используем обыкновенный глобус, на котором устанавливаем флажки по мере тематического чтения- «Сказки Англии», «Сказки Франции», «Сказки Германии», «Сказки Словакии», «Сказки Болгарии» и пр. Это стимулирует читательский интерес.

Обратите внимание

Следуя традиции начальной школы, предлагаем детям составить к каждой прочитанной сказке карточку-аннотацию с рисунком и постепенно таким образом создаем «Сказочную картотеку».

Рейтинг надежности форекс брокеров рейтинг брокеров форекс.

Читайте также:  Анализ произведения платонова фро

Источник: http://school1273.ru/konspekt-uroka-na-temu-skazka-lozh/

Вокруг одной сказки. «Волшебное кольцо»

12:38 am: Вокруг одной сказки. «Волшебное кольцо».
Сказывают, что сюжет этот очень древний, и встречается среди всех практически индоевропейских народов, начиная с древних индийских сказаний. Одних только русских вариантов известно 55.

По международной классификации АТ — Аарне — Томпсона — данный сказочный сюжет записан под номером 560. Вкратце сюжет такой: Волшебное кольцо: герой получает от спасенной им змеи (и т. п.

) волшебное кольцо и женится на царевне; царевна похищает кольцо, благодарные животные (кошка и собака) возвращают его герою. В XIX веке сказки, как известно, в основном ещё по старинке рассказывались, а не записывались, но были и рисованные, лубочные сказки.

Так, по сюжету русских народных сказок про волшебное кольцо в 1804 г. была запечатлена «Сказка об Иване, купеческом сыне» как часть лубочной книги «Деревенская забавная старушка».

В том же столетии начали работать и подвижники — собиратели фольклора, в том числе и Александр Николаевич Афанасьев, который не только собирал сказки непосредственно от сказителей, но и разбирал архивные записи других фольклористов, включал их в свои сборники. В его объёмном сборнике народных русских сказок существует две сказки про волшебное кольцо.

Одна из них записана в Новгородской губернии, начинается так:
«В этаких местах, в этаких больших деревнях, жил мужичок не скудно, не богато; у него был сынок, и оставляет он сынку триста рублей денег: «Вот тебе, сынок! Благословляю тремя стами рублями до твоего выросту». Вырос этот сынок, взошел в полный разум и говорит своей матушке: «Помню я — покойный батюшка благословлял меня тремя стами рублями; то дай мне хоть сотенку». Она ему дала сто рублей, он и пошел во путь во дороженьку, и попадается ему мужичок — ведет вислоухую собаку. Он и говорит: «Продай мне, мужичок, эту собаку». Мужик говорит: «Ну-ка дай сто рублей». Вот он дал за нее сто рублей, привел ее домой, поит и кормит. После того просит у матери еще сто рублей. Мать ему еще сто рублей дала; он пошел во путь во дороженьку, опять ему попадается мужик — ведет котка золотой хвостик. Он и говорит: «Продай мне, мужичок, этого котка». Мужик говорит: «Купи!» — «А что тебе за него?» Мужичок говорит: «Хочешь, так сто рублей». И отдал ему котка за сто рублей; он взял его, свел домой, поит и кормит. Ну, вот просит он у матери еще сто рублей. Мать ему говорит: «Милое ты мое дитятко! Куда ты деньги изводишь? Напрасные эти покупки». — «Э, мать моя родимая! Не тужи об деньгах, они нам когда-нибудь возворотятся». Она ему и третью сотню дала; он опять пошел во путь во дороженьку.Ну, хорошо; в этаких местах, в этаких городах, умерла царевна, а у ней на руке было золотое колечко; ему, доброму мо́лодцу, очень хочется снять с руки это колечко. Вот он закупает караулов допустить его до царевны; подошел к ней, снял с руки колечко и пошел к своей матери; никто его не сдержал.

Живет долго ли, коротко ли — вышел на крылечко и перекинул это колечко с руки на́ руку, выскочило из колечка триста молодцев и сто семьдесят богатырев и спрашивают у него: «Что заставишь нас работать?» — «Вот что заставлю: первое — сшибите мою старую избу и поставьте на этом же месте каменный дом, и чтобы матушка моя про то не знала». Они сработали в одну ночь; мать его встает и удивляется: «Чей это дом такой?» Сын ей говорит: «Матушка моя родимая! Не удивляйся, а молись богу; дом этот наш». Вот живут они долго ли, коротко ли в этом доме — вышли ему совершенные годы, и захотелось ему жениться.

«В этом варианте сказки удивляет то, что все про всё как бы уже знали сами, и мужик-мучитель зверей — что у главного героя есть 100 рублей, их он и просит, и сам главный герой знает про кольцо, которое у умершей царевны снять надо, да что с ним делать.

Второй вариант более цветист, с большим количеством деталей, место записи неизвестно:

«В некотором царстве, в некотором государстве жил да был старик со старухою, и был у них сын Мартынка. Всю жизнь свою занимался старик охотою, бил зверя и птицу, тем и сам кормился и семью питал. Пришло время — заболел старик и помер; оставался Мартынка с матерью, потужили-поплакали, да делать-то нечего: мертвого назад не воротишь. Пожили с неделю и приели весь хлеб, что в запасе был; видит старуха, что больше есть нечего, надо за денежки приниматься. Вишь, старик-то оставил им двести рублев; больно не хотелось ей починать кубышку, одначе сколько ни крепилась, а починать нужно — не с голоду ж помирать! Отсчитала сто рублев и говорит сыну: «Ну, Мартынка, вот тебе сто целковиков; пойди — попроси у соседей лошади, поезжай в город да закупи хлеба; авось как-нибудь зиму промаячим, а весной станем работы искать».Мартынка выпросил телегу с лошадью и поехал в город; едет он мимо мясных лавок — шум, брань, толпа народу. Что такое? А то мясники изловили охотничью собаку, привязали к столбу и бьют ее палками, собака рвется, визжит, огрызается… Мартынка подбежал к тем мясникам и спрашивает: «Братцы! За что вы бедного пса так бьете немилостиво?» — «Да как его, проклятого, не бить, — отвечают мясники, — когда он целую тушу говядины спортил!» — «Полно, братцы! Не бейте его, лучше продайте мне». — «Пожалуй, купи, — говорит один мужик шутя, — давай сто рублев». Мартынка вытащил из-за пазухи сотню, отдал мясникам, а собаку отвязал и взял с собой. Пес начал к нему ластиться, хвостом так и вертит: понимает, значит, кто его от смерти спас.

Вот приезжает Мартынка домой, мать тотчас стала спрашивать: «Что купил, сынок?» — «Купил себе первое счастье». — «Что ты завираешься, какое там счастье?» — «А вот он — Журка!» — и кажет ей на собаку.

«А больше ничего не купил?» — «Коли б деньги остались, может и купил бы; только вся сотня за собаку пошла». Старуха заругалась.

«Нам, — говорит, — самим есть нечего; нынче последние поскребышки по закромам собрала да лепешку спекла, а завтра и того не будет!»

«

В Примечаниях к сказке (кн. IV, 1873, с. 244—246) Афанасьев приводит рукописный вариант, записанный в Пермской губернии. Вариант приведен им не полностью: «В некоем царстве был купец с купчихою; жили они в ладу и в совете, а детей не имели долгое время. Помолились богу, и даровал им господь сынка, по имени Ивана.

Рос этот мальчик не по годам, а по часам, как пшеничное тесто на опаре киснет, а с крестьянской гущи и того пуще. Отец помер, а сын в лета вошел; стала ему мать говорить: «Что же ты, сынок, ничего не делаешь? В твои годы все торговлей занимаются». Дала ему сто рублев денег и послала товар закупать.

Важно

Купеческий сын собрался и пошел; вот идет он дорогою и видит, что мужик веревку плетет. «Что ты, добрый человек, делаешь?» — «Веревку плету, хочу кота давить; больно блудлив, каналья, стал, то и дело говядину ворует да из кринок молоко хлебает!» — «Продай его мне!» — «Изволь!» Купил Иван кота за сто рублев. Точно так же покупает он на другой день собаку, а на третий — змею.

«Что, мужичок, делаешь?» — спрашивает он мужика. «Веревку плету, хочу змею давить; много уж она пакостит, у коров вымя выедает!» Купеческий сын выкупил змею за сто рублев и понес ее домой. Говорит ему змея: «Отпусти меня, Иван купеческий сын! Я тебе много добра сделаю». — «Какого добра?» — «А вот пойдем к моему отцу Змиулану, он тебя наградит дорогим перстнем».

Пришли к Змиулану; тот насыпал блюдо серебра и подносит гостю, а гость не берет; Змиулан насыпал полное блюдо золота и опять подносит, Иван и золота не берет. Тогда, нечего делать, взял Змиулан дорогой перстень о двенадцати вставах, положил на блюдо и подает Ивану купеческому сыну.

Иван с радостью принял тот перстень двенадцативставочный, благодарствовал за подарочек и наскоро домой ворочался. Дома он перекинул перстень с руки на́ руку — из перстня выскочили двенадцать молодцев испрашивают: «Что угодно, Иван сын купеческий?» — «Постройте против моих хоро́м три славные лавки: одна лавка с парчами, другая с атласами, а третья с бархатами».

— «Хорошо, все будет исполнено!» Наутро просыпается, вышел на улицу — против самых хоро́м выстроены три лавки, и привалило туда народу видимо-невидимо! Отколь только набился? Просто нет ни входу, ни выходу. Сам хозяин насилу в одну лавку пробрался, смотрит, — а там стоит красная девица красоты неописанной и выбирает себе дорогие наряды, а с нею двенадцать других девушек.

Купеческий сын глаз не сводит с красавицы, больно она ему поглянулась: хоть сейчас мо́лодец взял бы под венец! А то была не простая дочь купеческая, не дворянская, а сама царевна. Пристал Иван к своей матушке: «Высватай за меня царевну!» — «Что ты, сынок! Как можно за тебя отдать? Если и царь на то соизволит, дак все короли и королевичи над ним смеяться будут».

— «Ну, это еще не ведомо: не то смеяться, не то плакать станут, а ты высватай!». Пошла купчиха к царю: «Так и так, — говорит, — не вели казнить, вели слово вымолвить». Царь выслушал ее и в ответ сказал: «Приходи, умница, завтра! Я разберу это дело». Воротилась мать к сыну: «Ну, сынок, царь не приказал и не отказал нам, а хочет разобрать это дело завтра».

На другой день от царя было такое слово купчихе: «Слушай, умница! Если твой сын желает со мной породниться, так пусть за одну ночь кругом всего моего царства сады насадит, каналы проведет да устроит корабельную пристань с военными кораблями и торговыми барками. Так присудили бояре и думные воеводы!» (Далее вариант этот ничем не отличается от других списков)».

В 1931-ом году вышел сборник известной собирательницы северорусского фольклора Ольгой Эрастовной Озаровской под названием «Пятиречие», где была записана сказка «Волшебное кольцо» с указанием, что это — запись Бориса Шергина.

Сейчас сборник переиздан издательством ОГИ, а вот дальше со сказкой случилась интересная история.

🙂 Тут целое расследование провёл bars_of_cage , резюме из которого следующее: Борис Шергин, по-видимому, не считал «Волшебное кольцо» «своим» произведением, ведь он его просто записал как собиратель фольклора, и возможно по-этому он его не включал ни в какие свои сборники.

Зато он написал авторский вариант «Ванька добрый«, по-Шергински колоритный, с другими акцентами, и вообще другой, авторский. «Ваньку» издавали всего два раза — в 1936-ом и 1947-ом годах.

Совет

А уж потом в 1977 году, когда стали снова издавать Шергина, то поместили по каким-то соображениям «Волшебное кольцо» (Пятиреченской редакции), а когда Леонид Носырев взялся за сюжет, они с Юрием Ковалем скомпановали знаменитый мультфильм по обеим сказкам, начало там Шергинское, по «Ваньке доброму» :), но как мы теперь все знаем, название оставили народное — «Волшебное кольцо«. Может быть, по-этому нынешние переиздания сюжета идут именно как «Волшебное кольцо«, и не только по названию, но и по содержанию. Во как.

Теперь, что мы имеем в наличии из детских хорошо оформленных книг? «Волшебное кольцо» Бориса Шергина, которое, повторюсь, публикуется по редакции «Пятиречья» Озаровской 1931 года. Изданий вообще не много, но самых интересных только два:
«Самокат» 2005-ого года с иллюстрациями Татьяны Кормер и

«СовА» 2007-ого года с иллюстрациями Бэллы Прибыловой.

Мне лично нравится самокатовский вариант, как-то кажется более гармоничным для сказок Шергина, хотя многим наоборот, нравится больше издание СовА, может быть, потому что иллюстрации там более «детские», что ли. В любом случае, остальные книги, где есть эта сказка, не такие особенные и поэтому будут восприниматься просто как текст. Кстати, текст. 🙂

Ну и конечно же, мультфильм «Волшебное кольцо» 1979 года: режиссёр — Леонид Носырев, сценаристы — Леонид Носырев и Юрий Коваль, художники-постановщики — А. Кудрявцева, Вера Кудрявцева-Енгалычева.

Из собранных Афанасьевым сказок «Волшебное кольцо» глянулось Андрею Платонову.

Он считал, что народное сказочное творчество должно жить дальше, своей жизнью, и для этого необходимо постоянно переосмысливать сказку, давать ей новое дыхание, рассказывая и рассказывая заново. Вот и рассказал он на свой лад древний сюжет:

«Жила в деревне крестьянка. При ней жил сын её Семён, не женатый ещё. Жили они бедно: спали на соломе, одежонка на них старая, латаная, и в рот им положить нечего. Жили они давно; тогда земли у крестьян было мало, а что и была, так неродящая была земля: что и посеет крестьянин, то вымерзнет, а не вымерзнет, так от засухи посохнет, а не посохнет, так вымокнет, а не вымокнет, так саранча пожрёт.
Получал Семён в городе пенсию за отца — копейку в месяц. Вот идёт Семён однажды с деньгами, с копейкой, и видит: один человек надел собаке верёвку на шею и удавливает её. А собака-то всего маленькая, беленька, щенок. «

В 1950 году вышла книга со сказками Андрея Платонова под общей редакцией Михаила Шолохова, куда вошла и сказка «Волшебное кольцо«.

С тех пор этот сборник несколько раз переиздавали, иллюстраторы были разные, вот одно из изданий, 1970 года, с иллюстрациями Кононова. Красивая книга.

Жалко, что современных таких достойных изданий сказок Платонова нет.

Источник: https://sparrow-grass.livejournal.com/327031.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector