Анализ слова о полку игореве сочинение

Анализ «Слово о полку Игореве»

«Слово о полку Игореве» было найдено в начале 90-х годов XVIII века известным любителем и собирателем русских древностей А.И.Мусиным-Пушкиным.

Первое, очень краткое сообщение о «Слове» было сделано известным поэтом того времени М.М.Херасковым в 1797 году, во втором издании его поэмы «Владимир». Затем о «Слове» несколько более подробно сообщил Н.М.Карамзин.

С рукописи «Слова» были сняты копии: одна из них, предназначавшаяся для Екатерины II, дошла до нас. Кроме переписанного текста «Слова», екатерининский текст заключал в себе перевод, примечания и краткую справку о «Слове». В XVIII веке были сделаны еще и другие перево­ды, постепенно совершенствовавшие первый, в котором было много ошибок из-за явного непонимания древнерус­ского языка.

«Слово о полку Игореве» посвящено неудачному по­ходу на половцев в 1185 году Новгород-Северского князя Игоря Святославича с немногими союзниками, походу, окончившемуся страшным поражением. Автор призывает русских князей сплотиться для отпора степи, совместными усилиями оборонять Русскую землю.

«Слово о полку Игореве» с гениальной силой и про­никновенностью отразило в себе главное бедствие своего времени — недостаточность государственного единства Руси и, как следствие, слабость ее обороны от натиска степных кочевых народов, в быстрых набегах разорявших старые русские города, опустошавших села, угонявших в рабство население, проникавших в самую глубь страны, всюду несших с собою смерть и разрушение.

Общерусская власть киевского князя не исчезла еще полностью, но ее значение неудержимо падало. Князья уже не боялись киевского князя и стремились к захвату Киева, чтобы увеличить свои владения и использовать гаснущий авторитет Киева в своих интересах.

Обратите внимание

Однако идея единства Руси не умирает в XII веке. Она высказывается в летописях, провозглашается отдельными князьями, использующими ее популярность в своих эгоис­тических целях.

Она реально поддерживается культурным единством русского народа, общностью русского языка на всей территории Русской земли, общностью народного творчества, судебных установлений, денежной системы — единых повсюду.

Идея единства Руси продолжала сущест­вовать в народе.

Вот как происходили события похода храброго князя небольшого Новгород-Северского княжества Игоря Святославича.

С небольшими силами, не сговорившись с ки­евским князем Святославом, Игорь Святославич Новгород-Северский очертя голову, «не сдержав юности», как о нем говорит летопись, отправился в далекий поход на половцев, замыслив дойти до берегов Черного моря и вернуть Руси далекую Тмутаракань, когда-то входившую в состав Черниговского княжества и находившуюся на месте нынешней Тамани.

Игорь отправился в поход ранней весной 1185 года Кроме самого Игоря Святославича, в походе участвовали его сыновья и князь Святослав Ольгович Рыльский В походе, у берегов Донца, войско Игоря застало затмение считавшееся на Руси предзнаменованием несчастья, но Игорь не поворотил коней. У Оскала к войску Игоря присоединился его брат Всеволод буй тур (это прозвище дает ему автор «Слова») — князь Курский и Трубчевский.

Застигнуть половцев врасплох, как рассчитывал Игорь, не удалось: неожиданно русские сторожа (разведчики) до­несли, что половцы вооружены и готовы к бою. Сторожа советовали возвратиться. Но вернугься домой без победы Игорь счел позором и предпочел идти навстречу смерти.

Первое столкновение войск Игоря с половцами было удачным. Русские преследовали половцев, захватили обоз и пленных.

На следующий день с рассветом половецкие полки, подобно лесу («аки борова»), стали наступать на русских! Небольшое русское войско увидело, что оно собрало про­тив себя всю Половецкую землю. Но и тут отважный Игорь не поворотил полков.

Важно

Он произнес краткую ободряющую речь и приказал конным спешиться, чтобы пробиваться сквозь половецкие полки всем вместе — и конной княжес­кой дружине, и пешему ополчению из крестьян. Трое суток день и ночь медленно пробивался Игорь к Донцу со своим войском. В бою он был ранен.

Отрезанные от воды, воины были истомлены жаждой.

На рассвете вспомогательные полки из осевших на Руси кочевников — так называемые ковуи — дрогнули. Игорь снял шлем, чтобы быть узнанным, поскакал за ними, чтобы их остановить, но не смог их задержать и отдалился от своего войска. На обратном пути, на расстоянии полета стрелы от своего полка, он был пленен половцами.

Схва­ченный, он видел, как жестоко бьется его брат Всеволод. Поражение Игоря Святославича имело трагические последствия для всей Русской земли. Никогда еще до этого русские князья не попадали в плен к половцам. Половцы приободрились и с новой энергией ринулись на русские княжества.

«Отворились ворота на Русскую землю», — по выражению летописца…

В плену Игорь пользовался относительной свободой и почетом. За него, как за раненого, поручился хан Кончак.

Половец Лавр предложил Игорю бежать. Игорь сперва отказался пойти «неславным путем», но вскоре ему стало известно, что возвращающиеся с набега на русский город Переяславль половцы, обозленные неудачами, собираются перебить всех пленных. Игорь решил бежать.

Время для бегства было выбрано вечернее, при заходе солнца. Игорь послал к Лавру своего конюшего, веля перебраться на ту сторону реки с поводным конем. Полов­цы, стерегшие Игоря, напились кумыса, играли и весели­лись, думая, что князь спит. Игорь перебрался через реку, сел там на коня и незамеченным проехал через половецкий стан.

Одиннадцать дней пробирался Игорь до пограничного города Донца, убегая от погони. Приехав в родной Новгород-Северский, он вскоре пустился в объезд — в Чернигов и в Киев, ища помощи и поддержки, и всюду был встречен с радостью.

Так рассказывают о походе Игоря Святославича лето­писи. В «Слове» же нет систематического рассказа о походе Игоря. Поход Игоря против половцев и поражение его войска — это для автора повод для глубокого раздумья о судьбах Русской земли, для страстного призыва объеди­ниться и защитить Русь.

Совет

Эта мысль — единение русских против общих врагов — и является главной мыслью про­изведения.

Горячий патриот, автор «Слова» видит причину неудачного похода Игоря не в слабости русских воинов, а в князьях, которые не объединены, действуют порознь и разоряют родную землю, забывают общерусские интересы.

Автор начинает свой рассказ воспоминанием о том, как тревожно было начало похода Игоря, какими зловещи­ми знаками — затмением солнца, воем волков по оврагам, лаем лисиц — он сопровождался. Сама природа как бы хотела остановить Игоря, не пустить его дальше.

Поражение войск Игоря автор не описывает подробно. В этом не было и необходимости, поскольку поражение Игоря было еще свежо в памяти у всех.

Поражение Игоря и его ужасные последствия для всей Русской земли как бы заставляют автора вспомнить о том, что еще недавно киевский князь Святослав с соединенными силами русских князей победил этих самых половцев. Он переносится мысленно в Киев, в терем Святослава, которому снится зловещий и непонятный сон. Бояре объ­ясняют Святославу, что сон этот «в руку»: Игорь Новгород-Северский потерпел страшное поражение.

И вот Святослав погрузился в горькие думы. Он про­износит «золотое слово», в котором упрекает Игоря и его брата, буй тура Всеволода, за то, что они ослушались его, не уважили его седин, одни, без сговора с ним, самонаде­янно пошли на половцев.

Речь Святослава постепенно переходит в обращение самого автора ко всем виднейшим русским князьям того времени. Автор видит их могущественными и славными.

Но вот он вспоминает юную жену Игоря — Ярославну. Он приводит слова ее полного тоски плача по мужу и по его погибшим воинам. Ярославна плачет на городской стене в Путивле. Она обращается к ветру, к Днепру, к солнцу, тоскует и умоляет их о возвращении мужа.

Обратите внимание

Как бы в ответ на мольбу Ярославны прыснуло море в полночь, закружились смерчи на море: Игорь бежит из плена. Описание бегства Игоря — одно из самых поэтич­ных мест в «Слове».

Заканчивается «Слово» радостно — возвращением Игоря в Русскую землю и пением ему славы при въезде в Киев. Несмотря на то, что «Слово» посвящено поражению Игоря, оно полно уверенности в могуществе русских, ис­полнено веры в славное будущее Русской земли. Призыв к единению проникнут в «Слове» самой страстной, самой сильной и самой нежной любовью к родине.

«Слово о полку Игореве» — произведение письменное, а не устное. Как бы ни были в нем сильны элементы устной речи и народной поэзии, «Слово» все же писалось, и писалось как литературное произведение.

«Слово» не за­пись устно произнесенной речи или спетой исторической песни.

«Слово» было с самого начала написано его авто­ром, хотя он и «слышал» все то, что он писал, проверяя на слух ритм, звучание, знал и использовал народную поэзию.

«Слово о полку Игореве» стало главным явлением не только литературы древней, но и новой — XIX и XX веков. Поэты не только переводили «Слово», но и использовали его образы в своих произведениях.

Опера А.П.Бородина «Князь Игорь» стала одним из любимейших произведений оперного слушателя. Сюжеты «Слова» широко использовались в живописи.

«Слово» переводили Жуковский, Майков, Мей, подготовительные материалы к переводу оставил Пушкин. Работы о «Слове» выходят в разных странах мира.

Его поэтические достоин­ства приобрели ценителей во всех странах мира. Оно стало явлением мировой поэтической культуры.

Источник: http://5litra.ru/proizvedeniya/russian_classik/498-slovo-o-polku-igoreve.html

«Слово о полку Игореве» — анализ и сочинение

Если вы планируете писать сочинение по произведению «Слово о полку Игореве», то учтите, что оно является признанным шедевром литературы, который был создан еще во времена Древней Руси. Если сказать точнее, то появилось «Слово» приблизительно в начале XII века.

И спустя много сотен лет в 1795 году текст произведения нашел граф Алексей Иванович Мусин-Пушкин. Через пять лет после этого его напечатали. Но подлинник, к сожалению, не сохранился, он был уничтожен пожаром в 1812 году.

Давайте сделаем краткий анализ «Слово о полку Игореве» и для начала рассмотрим сюжет.

О чем произведение «слово о полку игореве»?

Половцы — грозный противник русского войска, и вот русские в мае 1185 года собираются выступить против них в военный поход. Во главе стоит мужественный и бесстрашный князь Игорь. Когда началось затмение Солнца, что вселило бы страх в любого другого жителя, Игорь приказывает двигаться вперед. С ним согласен и Всеволод, приходившийся князю Игорю братом.

Далее, готовя сочинение по «Слово о полку Игореве», упомяните, что вскоре войско натыкается на засаду, которую устроили половцы — их намного больше, чем русских воинов. Но бой начат, и даже одержана победа.

Уставшим князю Игорю и Буй туру Всеволоду хочется отдыха, и они расслабляются, хотя не понимая до конца, насколько истощена их сила.

Половцы все прибывают и прибывают, и их числа уже достаточно, чтобы на другой день наброситься и одолеть русских.

Князь Игорь пленен, большинство воинов пали смертью храбрых, и вся земля русская плачет по ним, а половцы торжественно празднуют свою победу. Кстати говоря, исход этой битвы обрек Русскую землю на многочисленные несчастья, потому что враги постоянно учиняли грабеж и насилие. Продолжим анализ произведения «Слово о полку Игореве», автор которого до сих пор неизвестен.

В конце концов, князю Игорю удается бежать из плена благодаря половцу Лавру, который предлагает ему устроить этот побег. Оказывается, половцам пришла идея убить всех, кто был у них в плену, поэтому Игорь бежал.

Важно

Оседлав лошадь, он пробрался тайком до Донца, умудряясь скрываться в течение одиннадцати дней от погони. Наконец, князь Игорь снова в родной земле. Киев и Чернигов встречают его великой радостью.

Включите в сочинение по произведению «Слово о полку Игореве», как неизвестный автор заканчивает текст — мы читаем красивейший поэтический парафраз, который относится к Игорю и его дружине.

Ярославна в анализе «Слово о полку Игореве»

Поговорим о том, какую роль сыграл образ Ярославны (жена Игоря), которую, безусловно, следует считать одним из главных образов в «Слове».

И здесь подметим, что ярчайшая часть всего произведения — это описание плача Ярославны. Где плачет Ярославна? В Путивле, городе, находившимся близко к степи половцев.

Читайте также:  Художественное своеобразие рассказов бунина (прозы, произведений, поэзии, лирики)

Взойдя на самую высокую оборонную башню, жена Игоря разговаривает со стихиями природы — ветром, ковылем, Днепром и солнцем.

Обязательно включите в сочинение и анализ «Слово о полку Игореве» мысль о том, что исследователи и лингвисты больше всего придавали внимание не сколько главному герою, а образу Ярославны и ее плачу. Отражение этого плача нашло место во многих языках. Судя по словам автора, Игорь Святославович смог бежать из плена благодаря воздействию плача Ярославны на силы стихий природы.

Роль половцев

Как мы уже отметили выше, именно половцы выступили, как главный противник русского войска. Но кем они были? Кто такие половцы? Так называли жителей полей, местом обитания которых стала бескрайняя степь, и не сказать, что русские жили с ними всегда непримиримо. На самом деле, они и дружили, и враждовали.

Например, Святослав в золотом слове предостерег Игоря от близких отношений с этим народом, но Игорь не так уж плохо к ним относился, он даже хорошо знал ханов Кобяка и Кончака, и в какой-то степени дружил с ними.

А сын Игоря в жены взял себе дочь Кончака. Кроме того, половецкие рынки были наполнены товарами Древней Руси, что говорит о торговых отношениях двух народов.

Мысль о том, кем были половцы, пригодится в анализе «Слово о полку Игореве».

Другие интересные детали анализа

Конечно, достоверность «Слова» у многих вызывала большие сомнения, учитывая, что рукопись-оригинал текста сгорела в пожаре. Однако, на данный момент у историков и литературоведов почти не осталось вопросов к этой теме, и мало кто ставит под сомнение сегодняшний текст произведения.

Это стало возможно благодаря найденному словарю половецкого языка, составленному в XIII веке. В нем обнаружились такие же половецкие слова, как и в тексте «Слова», а поскольку половцы, как народ, прекратили существование еще в средневековье, их речь больше никто не мог знать и понимать, чтобы вставить в текст «Слова» оригинальные половецкие слова и выражения.

Эту интересную деталь упомяните в сочинении по «Слове о полку Игореве».

Чтобы еще больше оценить сегодняшний текст этого произведения, можно учесть, что когда нашли его рукопись, ее крайне трудно было анализировать.

Совет

Мало того, что следовало сделать точный перевод, необходимо было понять смысл всех древних метафор и непонятных мест в тексте.

Поэтому, сейчас мы свободно можем прочесть этот древний литературный шедевр и многое узнать об истории земли русской и ее жителей.

Надеемся, что анализ произведения «Слово о полку Игореве» окажется для вас полезным, особенно, если вы пишите сочинение по этой теме. Мы постарались донести его простыми словами. Найдите еще больше материалов в нашем литературном Блоге. Посетите раздел с Краткими содержаниями.

Источник: https://reedcafe.ru/blogs/slovo-o-polku-igoreve-analiz-i-sochinenie

Слово о полку Игореве — краткий анализ: о чем произведение, основная идея и художественные особенности жанра

Одним из ярких литературных памятников Древней Руси является произведение «Слово о полку Игореве», подробный анализ которого требуется для ЕГЭ. Чему следует уделить особое внимание при разборе этого произведения?

План анализа для государственной аттестации

Задания на государственной аттестации требуют подробного ознакомления с текстом произведения. Ученик должен ответить на тестовые вопросы, предоставить характеристику нескольких персонажей и проанализировать текст с исторической точки зрения, указав при этом художественные особенности.

В данной статье подробным образом будет рассмотрено:

  1. История произведения.
  2. Особенности сюжета (кратко).
  3. Жанровая принадлежность текста.
  4. Идея.
  5. Художественные особенности.
  6. Анализ эпизода «Плач Ярославны».
  7. Анализ образа Всеволода.

Подробный разбор произведения даст возможность не только ответить на все вопросы государственной аттестации, но и лучше понять значение текста и его идею.

История произведения и особенности сюжета

Произведение было создано в 12 веке н.э. через несколько лет после описываемых событий. Написано произведение было в Киеве, автор его до сих пор неизвестен, но исследователи предполагают, что это мог быть князь или кто-то принадлежащий к княжеской семье.

Обнаружил и приобрел рукопись в конце 1780-х годов граф Мусин-Пушкин у бывшего настоятеля монастыря в Ярославле. К сожалению, первоначальный текст был утрачен во время пожара 1812 года, и сегодня доступны лишь переписанные копии.

Сюжет и идея произведения

Слово повествует о героическом походе одного из князей Киевской Руси – Игоря на половцев, который состоялся в 1185 году. В центре повествования – поход великого князя Игоря, внука княгини Ольги на половцев. Повествование складывается из нескольких сюжетных частей:

  1. Сборы князя в поход и дурные предзнаменования. Особое внимание уделяется солнечному затмению, которое происходит непосредственно перед походом, что волхвы расценивают как предвещание беды.
  2. Засада половецких племен и героическая битва, продлившаяся двое суток. Захват всех князей в плен.
  3. Обращение Святослава к Руси и ее правителям. Его призыв к прекращению междоусобных войн и наступлению на врагов.
  4. Плач Ярославны, которая узнала, что киевское войско разбито и князья в плену. Ярославна является собирательным образом всех матерей и жен, потерявших своих сыновей и мужей в этой битве.
  5. Побег Игоря и возвращение в Киев.

Основная идея слова о полку Игореве – это стремление к объединению Руси, прекращению междоусобных распрей. Красной нитью сквозь песнь проходит идея объединения всех князей и племен, чтобы успешно противостоять внешним врагам.

Важно! Автор произведения ставит своей задачей разбудить патриотизм и призвать воинов к активной борьбе против врагов.

Жанровая принадлежность

С момента первой публикации текста произведения (1800 год) его относили к разным литературным жанрам:

  1. Песнь – в защиту этой версии говорит разнообразие и певучесть слога, его вычурность и множество стихотворных форм;
  2. Ораторская речь – в тексте встречается множество прямых обращений к князьям, народу и воинам;
  3. Плач на погребение – в защиту этой теории говорит ограниченность повествования и возвышение слога лирического над эпическим.

Филологи, изучающие произведение в последние 10-15 лет, склоняются к мнению, что жанр «Слова» — это хвалебная песнь или плач, поскольку текст близок к ним по своему содержанию и стилистическим особенностям.

Чему посвящено «Слово»?

Посвящено произведение военному походу князя Игоря на половцев, который закончился полным поражением. Песнь складывается из событий той кампании: предвестники неудачи, засада, бегство войска, плен Игоря и активное наступление врагов на города Киевской Руси.

Но между строк можно прочитать и другое посвящение – русской земле, русскому народу. Автор рассказывает о прошлых событиях, которые уже стали историей государства, о современности, о событиях на Руси. Главным героем его эпоса становятся не князья, а земля, люди, которые страдают от безрассудства князей и от нападения внешних врагов.

Слово о полку Игореве — затмение

Заключительный эпизод «Слова»

Заключительной картиной песни становится возвращение князя Игоря из плена. Автор рисует возмужавшего князя, который направляется к церкви, чтобы поблагодарить Бога за свое спасение. Народ радуется его возвращению.

Раздаются крики славы старым и новым князьям, войску. Восхваление русского народа – это то, чем заканчивается слово.

Несмотря на страдания, которые претерпел народ и его князь, автор все же верит в их будущее, верит в то, что будут еще славные дни на Руси.

Интересно! Эпос написан со многими отсылками к язычеству, но последние строчки как бы подчеркивают христианскую веру войска и князя. Некоторые исследователи считают этот кусок поэмы вставкой уже времен Владимира Великого.

Художественные особенности

Произведение стало уникальным памятником литературы за счет сочетания в себе лирического и эпического начала. Художественные особенности «Слово о полку Игореве» можно выделить в список:

  1. Многократное использование военной терминологии и элементов ораторской речи.
  2. Многочисленные повторы, акцентирующие внимание на определенной мысли.
  3. Тесная связь с фольклорным символизмом: луна и солнце, кукушка с соколом, сизый орел.
  4. Поэма наполнена звуками: ржут лошади, трубят трубачи, скрипит седло; и красками: тучи черные, струи серебряные, щиты алые.
  5. Силы природы становятся одушевленными персонажами, как и скорбь с плачем.
  6. Встречаются языческие мотивы: Ярославна разговаривает с ветром, Днепром, солнцем.

Анализ художественных особенностей текста подтверждает, что литература того времени накопила и активно использовала опыт народного творчества.

Плач Ярославны

Это один из заключительных эпизодов в «Слове о полку Игореве», который используется автором, чтобы усилить эмоциональную составляющую песни и вернуть читателей в реальность после воспоминаний о прошлых победах князей Руси.

Интересно! Плач Ярославны широко демонстрирует поклонение русичей природным силам и языческое прошлое.

Эпизод наделен большой эмоциональной нагрузкой – именно в нем автор выражает свое отношение к происходящему. Страдания Ярославны становятся воплощением страданий всех жен и матерей, всего народа, который страдает от происходящего. Патриотизм Ярославны также ярко выражен в тексте – это отличный пример ораторского искусства в литературе.

Девушка как бы заставляет природу и землю сочувствовать ей и спасти ее мужа. Жена князя Игоря становится непосредственным участником всех военных действий, отражением патриотического духа воинов.

Ярославна поет лирическую песню и спрашивает природу о судьбе своего мужа, ведь она в «Слове» изображается полноценным персонажем. Происходит диалог, который показывает всему миру отношение того, древнего человека к природе. Плач не только показывает отношение и скорбь самого автора, но и играет важную роль в общем сюжете.

Всеволод – анализ персонажа

Князь Всеволод – это один из главных героев произведения, поскольку его роль важна не только для сюжетной линии, но и для передачи главой идеи автора – объединение князей вместе. Образ Всеволода вырисовывается с помощью сравнений и метафор. Например, автор часто называет князя Буй-Туром – так называли диких быков, чтобы донести до читателя мужество и силу персонажа.

Всеволод – это младший брат князя Игоря и зять Юрия Долгорукого, в его владении находится Трубчевская и Курская земли. Он принимает участие в походе брата со своим полком и также во время сражения на три года попадает в плен к половцам. Всеволод – могучий и отважный молодой человек, по историческим источникам, он в то время был не старше 30 лет.

«Слово о полку Игореве» и его анализ в трактате «АЗиЯ», судьбы книги и её автора.

Слово о полку Игореве

Вывод

Слово отчетливо дает понять, что Игорь и Всеволод крайне дружны и готовы постоять друг за друга. Именно этой дружбой автор пытается донести до читателей главную идею – князьям необходимо объединиться и стать братьями, ведь только единство правителей русской земли может укрепить государство и противостоять врагам.

Отношение братьев противопоставляется междоусобным войнам, поэтому образ Всеволода в «Слове» крайне важен. «Слово о полку Игореве» – это памятник русской литературы, который дает возможность не только узнать о некоторых исторических событиях, но и понять настроение, волнения и переживания народа того времени.

Источник: https://uchim.guru/literatura/chemu-posvyashheno-slovo-o-polku-igoreve-analiz-hudozhestvennogo-proizvedeniya.html

Сочинение на тему Анализ произведения Сочинение о полку Игореве читать бесплатно

Анализ произведения Сочинение о полку Игореве

«Слово о полку Игореве» — это знаменитый памятник русской литературы, относящийся к концу ХII века. Данное произведение является одним из самых исследованных в мировом искусстве, но по-прежнему продолжает оставаться еще и одним из самых загадочных. Много вопросов до сих пор возникает по поводу жанра «Слова», даты создания памятника, стиля его написания и авторства.

Вопрос об авторстве и история открытия памятника

«Слово о полку Игореве» рассказывает об известном неудачном походе князя Игоря Святославича против иноземных захватчиков русских земель — половцев, предпринятого правителем в 1185 году.

Рукопись произведения была открыта в конце XVIII столетия русским историком Алексеем Мусиным-Пушкиным.

Далее найденный список хранился во дворце графа, и за это время с него были сделаны две копии, одна из которых создана по личному приказу Екатерины II.

В 1812 году во время пожара рукопись «Слова» сгорела, и сохранились лишь копии древнего списка, содержащие множество ошибок и «темных мест» — фрагментов текста, в которых переводчикам не удалось до конца расшифровать язык автора. Это породило множество сомнений в подлинности литературного памятника.

Неизвестен также и автор произведения. Сказать о нем можно лишь то, что это, вероятно, был человек, приближенный к княжескому кругу. Кроме того, он, безусловно, обладал литературным талантом, поскольку «Слово» написано высокохудожественным языком и обогащено удивительными по своей силе лирическими эпизодами.

Жанр произведения

Читайте также:  Анализ произведения алеша бесконвойный шукшина

«Слово о полку Игореве» — это произведение, представляющее собой уникальный синтез жанров русской литературы. Автор сам называет свое творение и «повестью», и «песнью».

В названии произведения также уже заявлена его предрасположенность к жанру «слова». Этот жанр относится к сфере ораторского искусства, поэтому, вероятно, создавался данный литературный памятник именно для устного прочтения вслух.

Сюжетная сторона «Слова» и тот факт, что написано оно было прозаическим языком, позволяет отнести произведение к жанру военной повести. Но помимо этого в нем также находят свое отражение и такие самобытные фольклорные элементы, как «слава» и «плач».

Во вступлении к «Слову» рассказывается о некоем талантливом певце Бояне, поющем славу князьям русским. Далее автор прославляет отважных русских воинов, а заканчивается повесть словами: «Слава Игорю Святъславличю, Буй Туру Всеволоду, Владимиру Игоревичу!»

Обратите внимание

Эмоционально обогащает «Слово» присутствие элементов жанра «плача». Мы видим, как безутешно скорбит по любимому Ярославна, — жена князя Игоря: «Полечю зегзицею (кукушкою) по Дунаю, омочу бебрян (шелковый) рукав в Каяле, утру князю кровавые его раны». Женщина обращается к одушевленным природным объектам: Солнцу, Ветру и Днепру, упрекает их в безучастности к судьбе мужа.

Своеобразие сюжета и художественного оформления произведения

В основу сюжета «Слова» положены реальные события, происходившие в истории нашей страны. Упоминание о них мы также встречаем в древнерусских летописных сводах. Согласно этому описанию, в 1184 году к русской земле подступили половцы. Сначала им навстречу со своей дружиной выдвинулся Святослав Всеволодович (князь киевский), которому удалось нанести противнику тяжелейшее поражение.

Игорь же Святославич не смог стать участником этого похода, и потому в следующем году он решил самостоятельно напасть на половцев. С этого момента и начинается повествование «Слова».

В произведении мы видим не только подробное описание того, как Игорь вместе со своим войском сначала ожидает брата Всеволода, а затем вместе с ним отправляется в боевой поход. Здесь также присутствует и образ солнечного затмения, как символа дурного знамения. Далее путь Игоря тоже сопровождается чередой тревожных знаков.

Автор пишет о том, что и волки, и лисицы, и орлы уже ожидают гибели Игоря. И здесь мы видим прием олицетворения живой природы, который встречается в «Слове» повсеместно.

Сначала Игорю улыбается удача, и его войскам удается «потоптать» половцев, но на следующий же день над княжеским войском сгущаются новые предвестники беды: «кровавыя зори» и «чръныя тучя».

Половцы обступают отряд князя, но мы видим, как отважно сражается «Яръ Туре ВсеволодЪ», который стоит впереди всех, «опсыпая» стрелами врага, и «гремит» по их шлемам мечами.

Повествование прерывается лирическим отступлением автора и его тяжелыми воспоминаниями о боевых походах былых князей и междоусобных войнах, унесших жизни множества людей.

Так и войско Игорево окончательно пало на третий день в сражении с половцами.

Далее в произведении следуют «плачи» жен по погибшим мужьям. Автор видит причины неудачи Игоря в разобщенности русских князей. Он вспоминает о былой победе Святослава над половцами, которому удалось усмирить это зло.

Важно

В Киеве Святославу снится «мутенъ сонъ», также наполненный тревожными символами — черными воронами, предвещающими беду, и подготовкой к погребению самого князя. Тогда же правитель произносит свое «злато слово».

Он печалится и упрекает своих племянников в том, что они не смогли сдержать честолюбивых порывов своей юности и рано стали терзать мечами вражескую землю.

Святослав также вспоминает и призывает других сильных русских князей.

В Путивле плачет по мужу-Игорю Ярославна, сокрушаясь о его поражении и боевых ранениях, но князю все-таки удается освободиться из плена и вернуться в Киев. Заканчивается произведение прославлением русских князей и русской дружины.

Основная идея повести

Главная идея «Слова» заключается в том, что сила русского государства состоит в его единстве. Автор повествования тяжело переживает то состояние, в котором находится его страна, разделенная на множество княжеств и терзаемая междоусобными войнами.

На примере князя Игоря мы видим, что крупного врага невозможно победить малыми силами, и такая самонадеянность отдельных правителей часто приводит к трагическому исходу битвы. В этом отношении «Слово о полку Игореве» во многом стало пророческим произведением, поскольку оно определила ход развития Российского государства в последующий исторический период.

см. также:
Другие сочинения по произведению Слово о полку Игореве

Характеристики главных героев произведения Слово о полку Игореве

Краткое содержание Слово о полку Игореве

Источник: http://www.sdamna5.ru/soch_o_polku

Сочинение на тему “Слово о полку Игореве” – героическая поэма о Руси

«Слово о полку Игореве» — одно из крупнейших произведений русской литературы. Оно притягивает к себе взоры многих и многих людей. Это произведение волнует загадочной историей открытия и проблемой подлинности, которая не решена и до наших дней.

«Слово о полку Игореве» является историческим памятником не только древнерусской литературы, но имеет и мировое значение. Содержание поэмы переносит нас в события XII столетия, показывая всему миру историю Руси, ее жизнь, культуру, самобытность великого русского народа.

Сюжет этой бессмертной книги загадочен. В центре внимания автора не победа, как, казалось бы, должно быть, а поражение. Поражение князя Игоря и его брата Всеволода в 1185 году.

В истории Руси нет такого периода, когда на ее богатые и обширные земли не приходили бы злобные враги.

Так и в 1184 году объединенными усилиями русских князей под предводительством киевского князя Святослава половцы были разбиты и опасность, казалось бы, надолго отступила от русской земли.

Совет

Однако князь Игорь не смог участвовать в этом победоносном походе. Ему не удалось доказать свою преданность союзу русских князей и разделить батальную славу союзников.

Игорь Новгород- Северский — могущественный, гордый и бесстрашный, любящий родину, но безрассудный и недальновидный князь, когда дело идет о честолюбивых помыслах его.

Смелость, чувство чести столкнулись в характере Игоря с его недальновидностью, любовь к родине – с отсутствием ясного представления о необходимости единения, совместной борьбы против врагов своей земли.

В «Слове о полку Игореве» Игорь с братом Всеволодом показаны автором как отважные и мужественные воины. Они молоды, красивы, сильны и полны решимости «добыть себе славы».

Князь Игорь так упорен в этом стремлении, что не может увидеть ненужности своего похода, его не страшат «знамения», случившиеся в пути и предвещавшие поражение.

Князь Игорь бесстрашен и неудержим в своем порыве защитить Отечество, он стремится скорее достичь Дона:

Эти слова князя обращены к любимой дружине.

Братья по-отцовски любят свои дружины и дорожат дружескими узами, связывающими их с воинами. Ничем не выдавая себя, князья наравне с простыми ратниками, несут все походные тяготы. На такую любовь доблестные витязи отвечают князьям преданностью и стойкостью на поле брани. Князь Всеволод — двоюродный брат князя Игоря, так говорит о своей дружине:

Сердцем чувствуя боевой дух и настрой своего войска, окрыленного победой в первой битве, Игорь говорит:

Мужеству и стойкости в битвах дружина учится у своих князей. Восхищаясь отвагой Игоря и Всеволода, автор рисует их образы, как сильных и умелых полководцев. Храбро сражаясь с половцами, в тяжелом бою погибает князь Всеволод. Слова автора полны гордости за смелого русича:

Обратите внимание

Благороден князь Игорь. Братская дружба и воинская честь зовут его на помощь милому Всеволоду. Но ничто не спасает их от бесславного поражения. Велико несчастье Игоря, но страшнее оно для Земли Русской.

Утрачено значение блестящей победы над половцами Святослава Киевского.

Вновь «поганые» ринулись разорять землю русскую, некому было защитить ее, потому что князья заняты были распрями своими да междоусобными войнами.

«Слово о полку Игореве» было непосредственным откликом на события Игорева похода. Hа примере его поражения автор показывает печальные последствия княжеских усобиц и разъединения Руси. Кульминацией произведения является «Золотое слово» Святослава». Именно в нем цель произведения, его главный смысл.

В образе Святослава Киевского автор видит символ сильной княжеской власти, которая была бы способна обуздать произвол мелких князей и с помощью которых должно было осуществиться единство русской земли.

Свой призыв к единению, свое чувство единства родины автор «Слова о полку Игореве» воплотил в живом, конкретном образе Русской земли. К ней, к Русской земле, обращены все лучшие чувства и помыслы автора. Он ощущает родину как единое огромное целое.

Читая произведение, мы видим обширные пространства: Половецкая степь, «синее море», Дон, Волга, Днепр, Дунай, Западная Двина, а из городов — Киев, Полоцк, Чернигов, Курск, Переяславль, Белгород, Новгород и многие другие — вся Русская земля находится в поле зрения автора.

С любовью описывая обширные богатства родины, автор противопоставляет ей пустынную половецкую степь — «страну незнаемую», ее холмы, болота, «грязевые места».

Создавая «Слово», автор сумел окинуть взором всю Русь целиком с высоты птичьего полета, объединив в своем описании и русскую природу, и русских людей, и русскую историю.

Все сочинения по поэме «Слово о полку Игореве»

Источник: https://sochinenie-rus.ru/sochinenie-na-temu-slovo-o-polku-igoreve-geroicheskaya-poema-o-rusi/

Сюжет и композиция «Слово о полку Игореве» ― Сочинение

Последовательное развитие событий, расположение описания людей и окружающей их природы, а также сами авторские размышления продуманы в поэме таким образом, чтобы определенным образом воздействовать на читательские мысли и чувства ― все элементы исторического памятника, в том числе и композиция, служат раскрытию авторского замысла.

Произведение начинается вступлением, продолжают его три части, и заканчивается оно концовкой.

Если во вступлении и вспоминается прославляющий подвиги русских князей вещий Боян, пылкая фантазия которого так и рвется куда-то в заоблачную высь, то это вовсе не значит, что и сам автор готов следовать примеру певца. Главной задумкой писателя является изложение народного взгляда на происходящие события, который и является отражением суровой правды.

Важно

Первая часть повествует о двух битвах, которые произошли между дружиной Игоря и половцами. Первая из них закончилась победой русской дружины, но радости от одержанной победы не суждено было длиться долго, ведь главные силы врагов еще не вступили в бой.

Сражение с численно превосходящей главной вражеской силой в описании автора оживает перед глазами читателя со всеми присущими войне ужасами. Так и видишь усеянную трупами и покрытую кровью черную землю, слышишь противный лязг оружия и стоны раненых. Несмотря на стойкость русских витязей доблестная русская дружина гибнет в неравном бою, а сам князь оказывается плененным.

Во второй части читатель переносится в столицу Киев, где мудрый полководец Святослав горько сетует на мужественных, смелых, но безрассудных и эгоистичных родственников — Игоря и Всеволода, решивших самостоятельно добиться будущей славы и ни с кем не делиться ею. Но вместо славы их поход принес Руси большое горе, а воодушевленные победой половцы значительно осмелели.
Тут же в унисон голосу князя киевского звучит и голос автора, призывающий всех удельных князей к объединению против общего врага.

Замыкает вторую часть плач Ярославны, оплакивающей на крепостной стене своего мужа. В порыве горя она просит природные силы помочь ее мужу вернуться на родину.

Третья часть посвящена побегу Игоря из половецкого плена, его возвращению в Киев. Автор желает объединения русских князей, чтобы дать достойный отпор врагу.

Таким образом очевидно, что произведение продумано в строгой последовательности. Автор сначала показывает события, которые взволновали всю страну, потом акцентирует внимание на причинах, приведших к поражению русской дружины, а в конце показывает единственно верный путь к победе —объединение под единым началом всех удельных князей.

Источник: http://sochinyalka.ru/2014/10/syuzhet-i-kompoziciya-slovo-o-polku-igoreve.html

Сочинение «Слово о полку Игореве» как героическая воинская поема

Люди учатся, как говорить, а главная наука — как и когда молчать (Л.Н.Толстой).

«Слово о полку Игореве» — одно из крупнейших произведений древней литературы, написанное во времена Киевской Руси, поэтому представляющее собой большую литературную ценность.

Читайте также:  Сочинения по картинам куинджи

Как историческое произведение древнерусской литературы «Слово» позволяет читателю не только узнать о событиях того времени, но также проследить и понять отношение автора к ним.

Мысли автора, жившего несколько столетий назад, написаны древним русским языком, а впоследствии переведены на современный, понятный все русский язык. «Слово» является также одним из крупнейших и наиболее значимых произведений мировой литературы.

В основу поемы «Слово о полку Игореве» положена борьба русского народа с внешними врагами – соседскими племенами половцев, в частности поход против них северных князей во главе с Игорем.

Основной причиной похода князей было намеренье разгромить придонских половцев, освободить Донский водный путь, связывающий Русь с южными и восточными рынками, и надолго обезопасить население своих княжеств от набегов кочевников.

После победы над половцами великого Киевского князя Святослава, который врагов «грозой своею, усмирил своими сильными полками и булатными мечами», сыновья его, Игорь и Всеволод снова решили идти войной на врагов.

В «Слове» образы князей Игоря и Всеволода раскрываются как героических защитников родины, храбрых, смелых, сильных, не побоявшихся трудностей войны, оставшись без помощи других князей. Игорь борется, не жалея себя, врагов не щадя, за свою родину, за честь и славу. Но половцы оказались сильнее, и князь попал в плен, «повернув всю землю Русскую в смятение».

Позже Игорю удалось бежать из плена и благополучно вернуться на Русь. А мужественный Всеволод бьется в первых рядах войска, не жалея ни себя, ни своего меча, ничто не может остановить его в битве за свободу, за справедливость, за «золотой отцовский престол». Автор сравнивает Всеволода с ярым туром, который в Древней Руси был символом мужества и силы.

Хочет Всеволод Русскую землю освободить и себе славу добыть.

Совет

Славная, храбрая русская дружина – сильное, стойкое войско, смело следующее за своим предводителем, чтобы одержать желанную победу. Дружина держалась до последнего, много храбрых воинов полегло на чужой земле, вдали от родины и семьи. Только когда стало окончательно ясно, что нет никаких шансов на выживание, не то что на победу, русское войско позволило себе спасаться бегством.

А великий мудрый князь Святослав предугадывал печальный исход битвы. В ночь перед поражением русских войск он видел пророческий сон, предвещающий горе и печаль. Кроме того, перед  решающим боем произошло солнечное затмение – еще одно плохое знамение.

И, узнав о поражении, Святослав произнес «золотое» слово. В уста Святослава автор вкладывает свои собственные мысли: осуждение необдуманного выступления северских князей, похвалу их мужеству, порицание других князей, занятых междоусобицами.

Святослав призывал всех князей и весь русский народ объединиться в борьбе с врагами и уберечь Русь от их вторжений.

Основная идея «Слово о полку Игореве» — единство Русской земли, призыв к русским князям прекратить взаимные раздоры и вместе выступить против общего врага. Неизвестный автор «Слова» выражает думы и стремления русского народа – в этом заключается народность произведения.

Читайте подібні твори

Сочинение-сказка (для младших классов)

Сочинение-описание цветка/ цветов (крокусы и герань)

Сочинение-рассуждение «Культура речи»

Сочинение «Эрмитаж: экскурсия»

Сочинение на тему «Мое имя»


Tweet

Источник: https://ycilka.net/tvir.php?id=64

ActionTeaser.ru — тизерная реклама

«Слово о полку Игореве» было создано вскоре после событий Игорева похода. Оно написано под свежим впечатлением от этих событий.

Это не историческое повествование о далеком прошлом – это отклик на события своего времени, полный еще не притупившегося горя.

«Слово» соткано из намеков, из напоминаний на что было, еще живо в памяти каждого читателя – современника.

Есть и более точные указания в «Слове о полку Игореве» на то, что оно написани вскоре после описываемых событий. В 1196 году умер Буй Тур Всеволод, в 1198 году Игорь Святославович сел на княжение в Чернигове, не раз ходил перед тем вновь на половцев, но все это осталось без упоминаний.

Не упомянуты и другие события русской истории, случившиеся после 1187 года.  Но «Слово» не могло быть написано и ранее 1187 года, так как оно воспевает славу молодым князьям, в том числе и Владимиру Игоревичу, вернувшемуся в 1187 году из плена.

Поэтому можно думать, что это произведение написано в 1187 году.

«Словом о полку Игореве» нам с большой точностью передан образ Древней Руси. В него входят характеры русских людей, описания природы, мирного труда.

Главным чувством, волновавшим автора «Слова о полку Игореве», была любовь к Родине, к русской земле, к народу. Автор скорбит о разъединении Великой Руси. Он — великий русский мыслитель- рисует разные слои народа XII века.

Обратите внимание

Он противопоставляет их смелость, доблесть, и трудолюбие стремлению князей к обособлению.

Это одно из немногих произведений древнерусской литературы, которое повествует о походе в чужую землю, однако поход князя Игоря не был победоносным. Удивительно, что автор «Слова» темой своего произведения избрал поход, завершившийся поражением русского войска, гибелью большей части дружины, пленением русских князей.

Эти обстоятельства давали возможность неизвестному автору гениального творения XII века не только выразить свое гражданское отношение к происходящему, но и нарисовать героические картины воинской доблести князей и воинов, сражавшихся далеко от родной земли, в «степи незнаемой» с противником, превосходящим его силою, и дать выразительные характеристики русским князьям той эпохи.

О Всеволоде Святославовиче «Слово» говорит особо уважительно, как о рыцаре без упрека. Он чужд каких-либо своенравных расчетов, стремления к личной выгоде, свято верен своему долгу перед старшим братом – Игорем Святославовичем. Когда Игорь задумал поход против половцев, Всеволод сразу же проявил готовность прийти к нему на помощь.

И в каких трогательных словах выражена эта готовность:Один брат, один свет светлый ты, Игорь!Сделай же, брат мой, своих борзых коней,А мои-то готовы, оседланы под Курском заранее.В “Слове о полку Игореве” князь Черниговский Буй-Тур Всеволод описывается как великий воин: ”Куда ты, Тур, поскачешь, подсвечивая своим золотым шлемом, там лежат поганые половецкие головы”.

 В грозной сече Всеволод ведет себя как подобает храброму и опытному воину: не думает ни о ранах своих, ни о славе, ни о богатстве, ни об отцовском престоле в Чернигове, не вспоминает и о милой, желанной красавице своей Глебовне. Весь он поглощен битвой.Ярый Тур Всеволод!Стоишь ты в самом бою,Прыщешь на воинов стрелами,Гремишь о шлемы мечами булатными.

Куда ты, тур, поскачешь,Своим золотым шлемом подсвечивая,Там лежа поганые головы половецкие, -восхищенно, непосредственно от себя говорит автор «Слова». И в заключительной части произведения, славя князей, вырвавшихся из плена, поэтическим эпитетом «буй тур» он награждает лишь одного Всеволода.

 «Не сдержав юности», подчинившись чувству, а не рассудку, не согласовав своих действий с великим киевским князем, Игорь и его брат Всеволод повели свои «храбрые полки на землю Половецкую за землю Русскую».

Автор «Слова» любит своих мужественных и смелых героев, поет славу храбрецам, бросившим вызов врагу и судьбе, и осуждает, творит над ними свой суд, ибо самым высоким идеалам для него остается благо его родной земли и народа.С гораздо большим осуждением говорит автор «Слова о полку Игореве» о родоначальнике князей ольговичей и деде Игоря Святославовиче – Олеге Гориславиче.

Важно

Вспоминая этого Олега, автор «Слова» говорит, что «он крамолу ковал и стрелы по земле сеял», при нем сеялась и прорастала усобицами Русская земля.  Автор «Слова» отмечает гибельность крамол Олега прежде всего для трудового народа.Зачинателем усобиц изображен и родоначальник полоцких князей Всеслав Полоцкий. Весь текст о Всеславе представляет собой размышления о его злосчастной судьбе.

Это неприкаянный князь, мечущийся, как затравленный зверь, хитрый, «вещий неудачник». В остальных русских князьях автор «Слова о полку Игореве» в большей мере отмечает их положительные черты, чем отрицательные. Автор подчеркивает подвиги русских князей, рисует их могущество, их славу. В образах русских князей отражены его мечты о сильной власти и военном могуществе на Руси.

Поражение Игоря открыло половцам «ворота на Русь», и вот уже приходят они на Русскую землю; «невеселое время настало», «тоска разлилась по Русской земле, печаль потоками потекла по земле Русской».

Пример неудачного похода Игоря, дерзкого и отважного князя, но действовавшего в одиночку, дал возможность автору «Слова» резко осудить индивидуализм русских князей, княжеские усобицы, отсутствие единства в их борьбе с внешним врагом.Вторая часть произведения посвящена Святославу Великому. Он описывается как умный, рассудительный правитель и полководец.

Он не одобряет поступков Игоря и Всеволода. Святослав понимает, что это привело к учащению набегов половцев на Русь. Святославу снится сон. Он воспринимает его как предзнаменование. Благодаря этому, Святослав приходит к мысли, что половцев можно победить только общими силами. Эту мысль он выражает в “золотом слове”.

В него вложен призыв объединить свои силы ко всем князьям на Руси: Ярославу Осмомыслу, Всеволоду Суздальскому, Мстиславу, Буй Роману, Ингварю. Святослав призывает прекратить все распри между собой, призывает защитить Русь от врагов, отомстить за Игоря и Всеволода.

Познакомившись с содержание «Слова о полку Игореве», осмыслив его сюжет и композицию, поступки действующих лиц, размышления автора и его героев, можно сказать, что все произведение проникнуто идеей государственного единства Русской земли. И разгром Игорева войска, и тяжелые беды Руси, по которой половцы «рассеялись, словно барсово гнездо», и тревожные раздумья Святослава, и горе Ярославны, и раскаяние Игоря – все это изображено с целью убедить русичей, что единение общих усилий необходимо. Автор поэмы уверен, что сильная и дружная Русь во главе с мудрым правителем, киевским князем, сможет дать могучий отпор врагу.

Автор «Слова» одаренный и мужественный человек, способный посмотреть далеко вперед, заставил многие и многие поколения сопереживать русским XII века. Он провозгласил истины: дороже Родины ничего нет, самое большое богатство страны – народ, долг человека, стоящего у власти – служить ему, священнее и почетнее обязанностей для главы государства нет.

До сих пор «Слово о полку Игореве» поражает нас своей формой и поэтической стройностью. Автор создал не плач о поражении Игорева войска, не радостную песнь о возвращении князя из плена, хотя, элемент того и другого присутствует, а глубоко поэтическую повесть о русской земле, о ее судьбе.

«Слово» содержит в себе как элементы устного народного творчества в язычестве, так и элементы книжного стиля.Поэтичность, эмоциональность, публицистичность «Слова» становятся еще более ощутимы в сравнении с летописной повестью о походе Игоря в «Ипатьевской» летописи.

Совет

Близость двух произведений очевидна; в них сходно излагается общий ход событий, роднит их и авторское отношение к Игорю, и понимание того, сколько губительным для Руси оказались последствия поражения Игорева войска.

Устная, фольклорная, поэтическая стихия сильнее проявилась в «Слове», летописная повесть более документальна, точна, объективна в описании.Лирический характер «Слова о полку Игореве», пронизывающие весь его текст воспоминания об исторических событиях прошлого придают «Слову» характер раздумий автора о судьбах всей Русской земли.

И большое место в этих раздумьях занимает сочувствие писателя простым людям, его печаль о горе русских женщин, чьи мужья и сыновья в войсках, в междоусобных бранях. Именно из-за княжеских распрей «редко пахари покрикивали, но часто вороны граяли, трупы между собой деля», а земля засеивалась не зерном, а «костями русских сынов».

Плач Ярославны благодаря силе выраженных в нем чувств во все времена, и в Древней Руси, и в нашем веке, стал символом женского горя и женской верности в годы военных испытаний.

Эти черты «Слова о полку Игореве» — воспевание воинской доблести и самоотверженности, печаль о людских судьбах, сочувствие горю жен и матерей, — найдут, полностью или частично, отражение и в последующих древнерусских воинских повестях.

Я думаю, еще многие поколения не перестанут восхищаться глубине и совершенству произведения «Слова о полку Игореве», бесконечной любви писателя к Родине и его вере в великое будущее России.

ActionTeaser.ru — тизерная реклама

Источник: https://moitvoru.ru/index.php/home/svobodnaya-tema/9028-slovo-o-polku-igoreve-sochinenie

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector