Болезнь и смерть базарова в романе отцы и дети тургенева сочинение

Сочинение на тему Смерть Базарова в романе Тургенева «Отцы и дети» читать бесплатно

­Смерть Базарова

Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети» появился во второй половине 19-го века в февральской книжке «Русского вестника». Автор этим произведением обращался скорее к молодежи, нежели к старшему поколению.

Он хотел достучаться до «новых» людей и показать им всю бесполезность их новаторских идей. Уже тогда в обществе стали появляться так называемые «нигилисты» — люди, которые отрицали все общепринятые законы, устои и традиции.

Они готовы были противоречить самим себе, только затем, чтобы доказать свое превосходство над остальными.

Обратите внимание

Именно таким Тургенев изобразил Базарова — надменным, самолюбивым и противоречивым героем. Особое место в произведении занимает эпизод смерти Базарова. Мы видим, как внутренний конфликт и суровая игра судьбы приводят его к неизбежному концу.

Возможно, это был единственный выход для такого противоречивого человека как он, обреченного на идейное одиночество. Причиной смерти героя стало заражение крови, которое он получил во время своей очередной медицинской практики, проколов палец на труппе тифозного больного.

Фактически эта случайная смерть.

Перед тем, как уйти Базаров многое переосмыслил. Он понял и стал замечать, какие прекрасные люди его родители, которые ни на секунду не переставали его любить. Он понял, сколько счастья ему могло принести общение с Одинцовой, любовь которой он отверг.

Возможно, он даже осознал, ценность Кирсановых в своей жизни и пересмотрел свои взгляды на ненавистного ему Павла Петровича. Перед смертью он написал письмо Одинцовой с просьбой приехать, попрощаться. Также, он просил ее приглядывать за стариками Базаровыми.

Примечательно то, что у него никогда не было с ними никаких конфликтов, как в обычных семьях между старшим и младшим поколением. Родители Базарова признавали превосходство своего сына над собой и были искренне к нему привязаны.

Они любили его той любовью, которая не зависит от внешних или внутренних разногласий. Для остальных героев романа смерть Евгения тоже не прошла незамеченной, но вряд ли имела большое значение.

Автор отмечает, что на могилу к нему приходили, в основном, уже состарившиеся его родители.

В заключение следует отметить, что героя романа «Отцы и дети» погубила даже не тифозная инфекция, а скорее желание отказаться от всего мирского, человеческого, от тех вечных вещей, который позволяют людям из века в век жить, существовать.

см. также:
Другие сочинения по произведению Отцы и дети, Тургенев

Характеристики главных героев произведения Отцы и дети, Тургенев

Краткое содержание Отцы и дети, Тургенев

Краткая биография Ивана Тургенева

Источник: http://www.sdamna5.ru/smert_bazarova

Смерть Базарова

Смерть Базарова

Главный герой романа И. С. Тургенева “Отцы и дети” — Евгений Васильевич Базаров — погибает в финале произведения. Базаров — сын бедного уездного лекаря, продолжающий дело своего отца. Жизненная позиция Евгения заключается в том, что он все отрицает: взгляды на жизнь, чувство любви, живопись, литературу и другие виды искусства. Базаров — нигилист.

Вначале романа происходит конфликт между Базаровым и братьями Кирсановыми, между нигилистом и аристократами. Взгляды Базарова резко отличаются от убеждений братьев Кирсановых. В спорах с Павлом Петровичем Кирсановым Базаров побеждает. Поэтому происходит разрыв по идеологическим соображениям.

Евгений знакомится с Анной Сергеевной Одинцовой, с женщиной умной, красивой, спокойной, но несчастной.

Важно

Базаров влюбляется, а, полюбив, понимает, что любовь предстает перед ним уже не как “физиология”, а как настоящее, искреннее чувство.

Герой видит, что Одинцова высоко ценит собственное спокойствие и размеренный порядок жизни. Решение расстаться с Анной Сергеевной оставляет в душе Базарова тяжелый след. Неразделенная любовь.

К «мнимым» последователям Базарова относятся Ситников и Кукшина. В отличие от них, для которых отрицание — всего лишь маска, позволяющая скрывать внутреннюю пошлость и несостоятельность, Базаров с уверенностью в своих силах отстаивает близкие ему взгляды. Пошлость и ничтожество.

Базаров, приехав к родителям, замечает, что ему становиться скучно с ними: ни с отцом, ни с матерью Базаров не может поговорить так, как он говорит с Аркадием, даже поспорить так, как он спорит с Павлом Петровичем, поэтому решает уехать. Но вскоре приезжает обратно, где помогает отцу лечить больных крестьян. Люди разного поколения, разного развития.

Базарову нравиться работать, для него работа является удовлетворением и самоуважением, поэтому он близок к народу. Базарова любят ребятишки, прислуга и мужики, потому что они видят в нем простого и умного человека. Народ – его понимание.

Тургенев считает своего героя обреченным. У Базарова две причины: одиночество в обществе и внутренний конфликт. Автор показывает, как Базаров остается одиноким.

Смерть Базарова стала следствием маленького пореза, который он получил, вскрывая тело умершего от тифа крестьянина.

Евгений ждет встречи с любимой женщиной, чтобы еще раз признаться ей в любви, так же становится мягче с родителями, в глубине души, наверное, все же понимая, что они всегда занимали значительное место в его жизни и достойны гораздо более внимательного и душевного отношения. Перед смертью он силен, спокоен и невозмутим.

Смерть героя дала ему время, чтобы оценить сделанное и осознать свою жизнь. Непонятен оказался его нигилизм, — ведь его самого теперь отрицают и жизнь, и смерть. Мы испытываем к Базарову не жалость, а уважение, и в то же время помним, что перед нами — обыкновенный человек со своими страхами и слабостями.

Совет

Базаров — романтик в душе, но считающий, что романтизму сейчас не место в его жизни. Но все же судьба совершила переворот в жизни Евгения, и Базаров начинает понимать то, что когда-то отвергал. Тургенев видит его нереализовавшимся поэтом, способным на сильнейшие чувства, обладающим силой духа.

Д.И. Писарёв утверждает, что «Базаровым все-таки плохо жить на свете, хоть они припевают и посвистывают. Нет деятельности, нет любви, — стало быть, нет и наслаждения».

Так же критик утверждает, что надо жить, «пока живется, есть сухой хлеб, когда нет ростбифу, быть с женщинами, когда нельзя любить женщину, и вообще не мечтать об апельсинных деревьях и пальмах, когда под ногами снеговые сугробы и холодные тундры».

Смерть Базарова — символична: для жизни недостаточными оказались медицина и естественные науки, на которые так уповал Базаров. Но с авторской точки зрения смерть закономерна.

Тургенев определяет фигуру Базарова как трагическую и «обреченную на гибель». Автор любил Базарова и многократно говорил, что он – «умница» и «герой».

Тургенев хотел, чтобы читатель полюбил Базарова со своей грубостью, бессердечностью, безжалостной сухостью.

Он сожалеет о своей нерастраченной силе, о невыполненной задаче. Всю свою жизнь Базаров посвятил стремлению принести пользу стране, науке. Мы представляем его умным, рассудительным, но в глубине души чутким, внимательным и добрым человеком.

Согласно своим нравственным убеждениям, Павел Петрович вызывает Базарова на поединок. Чувствуя себя неловко и, понимая, что поступается принципами, Базаров соглашается стреляться с Кирсановым-старшим.

Базаров слегка ранит противника и сам подает ему первую помощь.

Обратите внимание

Павел Петрович держится хорошо, даже подшучивает над собой, но при этом и ему, и Базарову неловко/Николай Петрович, от которого скрыли истинную причину дуэли, также ведет себя самым благородным образом, находя оправдание для действий обоих противников.

«Нигилизм», по мысли Тургенева, бросает вызов непреходящим ценностям духа и естественным основам жизни. В этом усматривается трагическая вина героя, причина его неизбежной гибели.

Евгения Базарова ни в коем случае нельзя назвать «лишним человеком». В отличие от Онегина и Печорина он не скучает, а много работает. Перед нами очень деятельный человек, у него «в душе силы необъятные». Одной работы ему мало. Чтобы действительно жить, а не влачить жалкое существование, как Онегин и Печорин, такому человеку нужна философия жизни, ее цель. И она у него есть.

Мировоззрений двух политических направлений дворян-либералов и революционеров-демократов.

На противопоставлении наиболее активных представителей этих направлений разночинца Базарова и дворянина Павла Петровича Кирсанова построен сюжет романа.

По мнению Базарова, аристократы не способны к действию, от них нет никакой пользы. Базаров отвергает либерализм, отрицает способность дворянства вести Россию к будущему.

Читатель понимает, что Базарову некому передать то немногое, но самое дорогое, что у него есть, — свои убеждения. У него нет близкого и дорогого человека, а стало быть, нет и будущего. Он не мыслит себя уездным лекарем, но и переродиться, стать похожим на Аркадия он тоже не может.

Ему нет места в России, да и за границей, пожалуй, тоже. Базаров умирает, а вместе с ним умирает и его гений, его замечательный, сильный характер, его идеи и убеждения. Но истинная жизнь бесконечна, цветы на могиле Евгения подтверждают это. Жизнь бесконечна, но только истинная…

Тургенев мог бы показать, как Базаров постепенно откажется от своих взглядов, он не стал этого делать, а просто “умертвил” своего главного героя. Базаров умирает от заражения крови и перед смертью признает себя ненужным для России человеком. Базаров пока одинок, поэтому обречен, но его сила духа, мужество, стойкость, упорство в достижении цели делают его героем.

Важно

Базаров ни в ком не нуждается, он одинок в этом мире, но совершенно не чувствует своего одиночества. Писарев писал об этом: «Базаров один, сам по себе, стоит на холодной высоте трезвой мысли, и ему не тяжело от этого одиночества, он весь поглощен собою и работою»

Перед лицом смерти даже самые сильные люди начинают обманывать себя, тешить несбыточными надеждами. Но Базаров смело смотрит в глаза неизбежности и не боится ее.

Он лишь сожалеет, что жизнь его была бесполезна, потому что он не принес никакой пользы Родине. И эта мысль доставляет ему много страданий перед смертью: «Я нужен России… Нет, видно, не нужен.

Да и кто нужен? Сапожник нужен, портной нужен, мясник…»

Вспомним слова Базарова: «Когда я встречу человека, который не спасовал бы передо мною, — тогда я изменю свое мнение о самом себе». Налицо культ силы. «Волосатый», — так высказался Павел Петрович о приятеле Аркадия.

Его явно коробит внешность нигилиста: длинные волосы, балахон с кистями, красные неухоженные руки. Конечно, Базаров — человек труда, не имеющий времени заняться своей внешностью. Это вроде бы так.

Ну, а если это «намеренное эпатирование хорошего вкуса»? А если в этом вызов: как хочу, так и одеваюсь и причесываюсь. Тогда это дурно, нескромно. Болезнь развязности, иронии над собеседником, неуважение…

Рассуждая чисто по-человечески, Базаров не прав. В доме друга его встретили радушно, правда, Павел Петрович руки не подал. Но Базаров не церемонится, сразу вступает в жаркий спор. Его суждения бескомпромиссны. «Зачем я стану признавать авторитеты?»; «Порядочный химик в двадцать раз полезнее поэта»; он низводит высокое искусство до «искусства наживать деньги».

Позже достанется и Пушкину, и Шуберту, и Рафаэлю. Даже Аркадий заметил другу о дяде: «Ты его оскорбил».

Но нигилист не понял, не извинился, не усомнился, что вел себя излишне дерзко, а осудил: «Воображает себя дельным человеком!», опустился до того, чтобы поставить «свою жизнь на карту женской любви», «мы, физиологи, знаем, какие это отношения» между мужчиной и женщиной…

Совет

В X главе романа во время диалога с Павлом Петровичем Базарову удалось высказаться по всем основополагающим вопросам жизни. Этот диалог заслуживает особого внимания. Вот Базаров утверждает, что общественный строй ужасен, и с этим нельзя не согласиться. Далее: Бога как высшего критерия истины нет, а значит, делай, что хочешь, все дозволено! А вот с этим согласится далеко не всякий.

Есть ощущение, что Тургенев сам растерялся, исследуя характер нигилиста. Под напором базаровской силы и твердости, уверенности писатель несколько смутился и начал думать: «А может, так надо? А может, я старик, переставший понимать законы прогресса?» Тургенев явно сочувствует своему герою, а к дворянам относится уже снисходительно, а подчас и сатирически.

Но одно дело субъективный взгляд на героев, другое дело объективная мысль всего произведения. О чем же она? О трагедии. Трагедии Базарова, который в жажде «долго делать», в увлеченности своим богом-наукой попрал общечеловеческие ценности.

А ценности эти — любовь к другому человеку, заповедь «не убий» (стрелялся на дуэли), любовь к родителям, снисходительность в дружбе. Он циничен в отношении к женщине, издевается над Ситниковым и Кукшиной, людьми недалекими, падкими на моду, убогими, но все же людьми.

Евгений исключил из жизни своей высокие мысли и чувства о «корнях», нас питающих, о Боге. Он говорит: «Я гляжу в небо, когда хочу чихнуть!»

Трагедия героя также в полном одиночестве и среди своих, и среди чужих, хотя ему симпатизирует и Фенечка, и эмансипированный слуга Петр. Он в них не нуждается! Мужики, назвавшие его «шутом гороховым», чувствуют его внутреннее презрение к ним.

Читайте также:  Образ и характеристика владимира в повести метель пушкина сочинение

Трагедия его и в том, что он непоследователен и в отношении к народу, именем которого прикрывается: «…Я возненавидел этого последнего мужика, Филиппа или Сидора, для которого я должен из кожи лезть и который мне даже спасибо не скажет…

Да и на что мне его спасибо? Ну, будет он жить в белой избе, а из меня лопух расти будет — ну, а дальше?»

Обратите внимание

Интересно, что Базаров перед смертью вспоминает лес, то есть тот мир природы, который он раньше по существу отрицал. Даже религию теперь он призывает на помощь. И получается, что герой Тургенева в своей короткой жизни прошел мимо всего, что так прекрасно. А теперь эти проявления подлинной жизни словно торжествуют над Базаровым, вокруг него и поднимаются в нем самом.

Сначала герой романа делает слабую попытку бороться с болезнью и просит у отца адский камень. Но затем, поняв, что умирает, он перестает цепляться за жизнь и довольно пассивно отдает себя в руки смерти. Для него ясно, что утешать себя и других надеждами на исцеление — дело напрасное.

Главное теперь — умереть достойно. А это значит — не хныкать, не расслабляться, не поддаваться панике, не предаваться отчаянию, сделать все, чтобы облегчить страдание стариков-родителей.

Нисколько не обманывая надеждами отца, напоминая ему, что все теперь зависит только от времени и темпов течения болезни, он тем не менее бодрит старика своею собственной стойкостью, ведением разговора на профессиональном медицинском языке, советом обратиться к философии или даже к религии.

А для матери, Арины Власьевны, поддерживается ее предположение о простуде сына. Эта забота перед смертью о близких очень возвышает Базарова.

У героя романа нет страха перед смертью, нет боязни расстаться с жизнью, он очень мужествен в эти часы и минуты: «Все равно: вилять хвостом не стану», — произносит он. Но его не покидает обида за то, что гибнут напрасно его богатырские силы. В этой сцене мотив силы Базарова особенно подчеркнут.

Сначала он передан в восклицании Василия Ивановича, когда Базаров выдернул зуб у заезжего разносчика: «Эдакая сила у Евгения!» Затем сам герой книги демонстрирует свою мощь. Ослабленный и гаснущий, он вдруг поднимает стул за ножку: «Сила-то, сила вот вся еще тут, а надо умирать!» Властно преодолевает он свое полузабытье и говорит о своем титанизме. Но этим силам не суждено проявить себя.

«Обломаю дел много» — эта задача гиганта осталась в прошлом как нереализованное намерение.

Очень выразительной оказывается и прощальная встреча с Одинцовой. Евгений больше не сдерживает себя и произносит слова восторга: «славная», «такая красивая», «великодушная», «молодая, свежая, чистая».

Важно

Он говорит даже о своей любви к ней, о поцелуях. Он предается такому «романтизму», который раньше привел бы его в негодование.

И высшим выражением этого становится последняя фраза героя: «Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет».

Природа, поэзия, религия, родительские чувства и сыновняя привязанность, красота женщины и любовь, дружба и романтизм — все это берет верх, одерживает победу.

И тут встает вопрос: почему же Тургенев «убивает» своего героя?

Но причина гораздо глубже. Ответ кроется в самой жизни, в социальной и политической обстановке тех лет. Общественные условия в России не давали возможности для осуществления стремлений разночинцев к демократическим преобразованиям.

К тому же сохранялась их оторванность от народа, к которому они тянулись и для которого боролись. Они не могли осуществить той титанической задачи, которую перед собой ставили. Они могли бороться, но не побеждать. Печать обреченности лежала на них.

Становится ясно, что Базаров был обречен на неосуществимость своих дел, на поражение и гибель.

Тургенев глубоко убежден в том, что Базаровы пришли, но время их еще не пришло. Что остается орлу, когда он летать не может? Думать о гибели. Евгений среди своих будней нередко задумывается о смерти.

Бесконечность пространства и вечность времени он неожиданно сопоставляет со своей короткой жизнью и приходит к выводу о «собственном ничтожестве».

Поразительно, что автор романа плакал, когда заканчивал свою книгу смертью Базарова.

По словам Писарева, «умереть так, как умер Базаров, — все равно что сделать великий подвиг». И этот последний свой подвиг совершает тургеневский герой. Наконец, отметим, что в сцене смерти возникает мысль о России. Трагично то, что родина теряет своего большого сына, настоящего титана.

Совет

И тут вспоминаются слова Тургенева, сказанные по поводу смерти Добролюбова: «Жаль погибшей, напрасно потраченной силы». Такое же авторское сожаление чувствуется и в сцене смерти Базарова. И то, что мощные возможности оказались напрасно потраченными, делают смерть героя по-особому трагической.

Источник: http://diplomba.ru/work/95776

Роман «Отцы и дети»

Вопрос

Как вы восприняли последние страницы романа? Какие чувства у вас вызвала смерть Базарова?

Ответ

Основное чувство, которое вызывают последние страницы романа у читателей, – чувство глубокой человеческой жалости от того, что гибнет такой человек. Эмоциональное воздействие этих сцен велико. А.П.

Чехов писал: «Боже мой! Что за роскошь “Отцы и дети”! Просто хоть караул кричи. Болезнь Базарова сделана так сильно, что я ослабел и было такое чувство, как будто я заразился от него. А конец Базарова?..

Это черт знает как сделано. Просто гениально».

Вопрос

Как умирал Базаров? (Гл. XXVII)

«Базарову становилось хуже с каждым часом; болезнь приняла быстрый ход, что обыкновенно случается при хирургических отравах. Он еще не потерял памяти и понимал, что ему говорили; он еще боролся.

«Не хочу бредить, — шептал он, сжимая кулаки, — что за вздор!» И тут же говорил: «Ну, из восьми вычесть десять, сколько выйдет?» Василий Иванович ходил как помешанный, предлагал то одно средство, то другое и только и делал, что покрывал сыну ноги.

«Обернуть в холодные простыни… рвотное… горчишники к желудку… кровопускание», — говорил он с напряжением. Доктор, которого он умолил остаться, ему поддакивал, поил больного лимонадом, а для себя просил то трубочки, то «укрепляющего-согревающего», то есть водки.

Арина Власьевна сидела на низенькой скамеечке возле двери и только по временам уходила молиться; несколько дней тому назад туалетное зеркальце выскользнуло у ней из рук и разбилось, а это она всегда считала худым предзнаменованием; сама Анфисушка ничего не умела сказать ей.

Тимофеич отправился к Одинцовой».

«Ночь была не хороша для Базарова… Жестокий жар его мучил. К утру ему полегчило. Он попросил, чтоб Арина Власьевна его причесала, поцеловал у ней руку и выпил глотка два чаю».

«Перемена к лучшему продолжалась недолго. Приступы болезни возобновились».

«Со мной кончено. Попал под колесо. И выходит, что нечего было думать о будущем. Старая штука смерть, а каждому внове. До сих пор не трушу… а там придет беспамятство, и фюить! (Он слабо махнул рукой.)»

«Базарову уже не суждено было просыпаться. К вечеру он впал в совершенное беспамятство, а на следующий день умер».

Вопрос

Почему Д.И. Писарев сказал: «Умереть так, как умер Базаров, – все равно, что сделать великий подвиг…»?

Ответ

Смертельная болезнь Базарова – последнее его испытание. Перед лицом неотвратимой силы природы в полном объеме проявляются мужество, сила, воли, благородство, человечность. Это смерть героя, и смерть героическая.

Не желая умирать, Базаров борется с болезнью, с беспамятством, с болью. До последней минуты он не теряет ясности ума. Он проявляет силу воли и мужество. Он сам поставил себе точный диагноз и рассчитал почти по часам течение болезни. Чувствуя неотвратимость конца, не струсил, не пытался обмануть себя и, главное, остался верен себе и своим убеждениям.

«…теперь, по-настоящему, и адский камень не нужен. Если я заразился, так уж теперь поздно».

«— Старина, — начал Базаров сиплым и медленным голосом, — дело мое дрянное. Я заражен, и через несколько дней ты меня хоронить будешь».

«Я не ожидал, что так скоро умру; это случайность, очень, по правде сказать, неприятная».

«Сила-то, сила, — промолвил он, — вся еще тут, а надо умирать!.. Старик, тот, по крайней мере, успел отвыкнуть от жизни, а я… Да, поди попробуй отрицать смерть. Она тебя отрицает, и баста!»

Вопрос

Обратите внимание

По представлениям верующих, причастившимся прощались все их грехи, а не причастившиеся попадали на вечные муки в ад. Соглашается или нет Базаров принять причастие перед смертью?

Ответ

Чтобы не обидеть отца, Базаров «промолвил, наконец»: «Я не отказываюсь, если это может вас утешить». И тут же добавляет: «…но мне кажется, спешить еще не к чему. Ты сам говоришь, что мне лучше». Эта фраза не что иное, как вежливый отказ от исповеди, так как, если человеку лучше, то за священником посылать не надо.

Вопрос

Верит ли сам Базаров в то, что ему лучше?

Ответ

Мы знаем, что Базаров сам точно рассчитал течение болезни. Накануне он говорит отцу, что «завтра или послезавтра его мозг подаст в отставку».

«Завтра» уже наступило, остается максимум еще день, и если еще подождать, то священник уже не успеет (Базаров точен: в тот день «к вечеру он впал в совершенное беспамятство, а на следующий день умер»). Иначе как умный и деликатный отказ это нельзя понять.

А когда отец настаивает на «исполнении долга христианина», становится резок: «— Нет, я подожду, — перебил Базаров. — Я согласен с тобою, что наступил кризис. А если мы с тобой ошиблись, что ж! ведь и беспамятных причащают. — Помилуй, Евгений…

— Я подожду. А теперь я хочу спать. Не мешай мне».

И перед лицом смерти Базаров отвергает религиозные убеждения. Для слабого человека было бы удобно принять их, поверить, что после смерти моет попасть «в рай», Базаров не обольщается этим. И если его все-таки причащают, то беспамятного, как он и предвидел. Тут его воли нет: это поступок родителей, находящих в этом утешение.

Отвечая на вопрос, почему смерть Базарова следует считать героической, Д.И.

Писарев писал: «Но смотреть в глаза смерти, предвидеть ее приближение, не стараясь себя обмануть, оставаться верным себе до последней минуты, не ослабеть и не струсить – это дело сильного характера… такой человек, который умеет умирать спокойно и твердо, не отступит перед препятствием и не струсит перед опасностью».

Вопрос

Изменился ли Базаров перед смертью? Почему он стал ближе нам перед смертью?

Ответ

Умирающий Базаров прост и человечен: отпала надобность скрывать свой «романтизм». Он думает не о себе, а о своих родителях, готовя их к ужасному концу. Почти по-пушкински прощается герой с возлюбленной и говорит языком поэта: «Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет».

Он произнес, наконец, «другие слова», которых боялся раньше: «…я любил вас!.. Прощайте… Послушайте… ведь я вас не поцеловал тогда…» «И мать приласкайте.

Ведь таких людей как они, в вашем большом свете днем с огнем не сыскать…».

Важно

Любовь к женщине, любовь сыновняя к отцу и матери сливаются в сознании умирающего Базарова с любовью к родине, к таинственной России, оставшейся не до конца разгаданной загадкой для Базарова: «Тут есть лес».

Базаров стал перед смертью лучше, человечнее, мягче.

Вопрос

В жизни Базаров умирает от случайного пореза пальца, но случайна ли смерть героя в композиции романа?

Почему же все-таки Тургенев заканчивает свой роман сценой смерти главного героя, несмотря на его превосходство над другими персонажами?

Ответ

О своем уходе Базаров говорит: «Я нужен России… Нет, видно не нужен. Да и кто нужен?»

Всякий сюжетно-композиционный прием раскрывает идейный замысел писателя. Смерть Базарова, с авторской точки зрения, закономерна в романе. Тургенев определил Базарова как фигуру трагическую, «обреченную на погибель».

Есть две причины смерти героя – его одиночество и внутренний конфликт. Обе эти взаимосвязанные причины входили в авторский замысел.

Вопрос

Как Тургенев показывает одиночество героя?

Ответ

Последовательно, во всех встречах Базарова с людьми Тургенев показывает невозможность опереться на них. Первыми отпадают Кирсановы, потом Одинцова, потом – родители, потом Фенечка, истинных учеников у него нет, покидает его и Аркадий, и, наконец, последнее и самое важное столкновение происходит у Базарова перед смертью – столкновение с народом.

«Иногда Базаров отправлялся на деревню и, подтрунивая по обыкновению, вступал в беседу с каким-нибудь мужиком.

Новые люди выглядят одинокими по сравнению с огромной массой остального общества. Их, конечно, мало, тем более что это первые новые люди. Тургенев прав, показывая их одиночество в поместной и городской дворянской среде, прав, показывая, что здесь они не найдут себе помощников.

Совет

Главная же причина гибели тургеневского героя может быть названа социально-исторической. Обстоятельства русской жизни 60-х годов не давали еще возможности для коренных демократических преобразований, для претворения замыслов Базарова и ему подобных.

Читайте также:  Сочинение мой любимый сказочный герой (иван царевич, карлсон, баба яга) 3, 5 класс

***

«Отцы и дети» вызвали ожесточенную полемику во всей истории русской литературы XIX века. Да и сам автор с недоумением и горечью останавливается перед хаосом противоречивых суждений: приветствий врагов и пощечин друзей.

Тургенев верил, что его роман послужит делу сплочения общественных сил России, что русское общество прислушается к его предупреждениям. Но его мечты не сбылись.

«Мне мечталась фигура сумрачная, дикая, большая, до половины выросшая из почвы, сильная, злобная, истая, но все же обреченная на гибель, потому что она все-таки стоит в преддверии будущего». И.С. Тургенев.

Задание

1. Поделитесь своими ощущениями от романа. 2. Симпатию или антипатию вызвал у вас герой? 3. Уживаются ли в вашем представлении о нем такие оценки, определения: умница, циник, революционер, нигилист, жертва обстоятельств, «гениальная натура»? 4. Почему Тургенев приводит Базарова к смерти?

5. Прочтите свои сочинения-миниатюры.

Источник: http://trassa.narod.ru/lekzia/turgenev/itog.htm

Сочинение на тему: «Можно ли принять смерть Базарова подвигом?»

Сочинение на тему: «Можно ли принять смерть Базарова подвигом?» 5.00/5 (100.00%) 1 vote

Произведение Ивана Тургенева «Отцы и дети» является одним из классических творений русской литературы. В нем поднимаются и анализируются как некоторые проблемы, свойственные тому времени, когда жил автор, так и вечные проблемы жизни.

Однако содержащиеся в данном произведении образы людей тоже являются крайне интересными, они вызывают желание размышлять, искать параллели с современностью и заниматься действенным анализом текущей действительности.

Главным героем романа, а также человеком, который действительно вызывает желание тщательного анализа, является Евгений Базаров.

В контексте попытки понять и оценить действия и поведение Базарова в условиях действительности того времени можно сформировать несколько интересных вопросов относительно его человеческой сущности. Например, достаточно интересно рассматривать смерть Евгения Базарова.

Из содержания романа известно, что Базаров умер из-за того, что выполнял свою непосредственную профессиональную деятельность. Однажды ему выпало практиковаться на трупе человека, который был болен тифом. Во время такой практики Базаров поранился, порезал себе палец. За этим последовало заражение крови, болезнь и смерть.

В силу того, что Базаров стал жертвой во время своей работы, выполнения профессии, можно ли называть его смерть подвигом?

Я думаю, что сделать это вполне можно. Во-первых, Базаров умер во имя своей профессии. Будучи ученым врачом, он, конечно, знал, что может заразиться. Тем не менее, он не испугался, смело занимался своим делом. Кроме того, настоящим подвигом является то, как он вел себя перед своими родителями до момента своей смерти.

Обратите внимание

Невзирая на понимание скорой кончины, он не превратился в нытика, не впал в депрессию, не страдал наигранно и не убивался. Он прекрасно понимал, что это может доставить крайне серьезную боль его отцу и матери.

Вместо этого он стремился держаться бодро, не боялся смерти и даже поддерживал безнадежное предположение своей матери о том, что с ним случилась обычная простуда.

Можно быть полностью уверенным, что смерть Базарова была ничем иным, как подвигом. Тому есть множество подтверждений, включая источник прихода его болезни и смерти, а также его поведение непосредственно перед ней.

Конечно, к сожалению, Базарову не удалось сделать все то, к чему он стремился.

Быть может, в случае выживания он смог бы добиться значительно более серьезных успехов и совершить другие подвиги, полезные всему обществу, однако для простого человеческого подвига достаточно и того, что он уже сделал.

Источник: https://online-urok.ru/sochinenie-na-temu-mozhno-li-prinyat-smert-bazarova-podvigom/

Как умирал Базаров?

Вопрос о том, почему Тургенев убил своего героя романа «Отцы и дети» — Евгения Базарова, интересовал многих. Герцен говорил по этому поводу, что автор романа хотел убить своего героя «свинцом», то есть пулей, а прикончил тифом, потому что многое не принимал в нем. Так ли это? Может быть, причина кроется гораздо глубже? Так почему умер Базаров?

Почему Тургенев убил Базарова

А кроется ответ в самой жизни, в политической и социальной обстановке того времени. Возможности для того, чтобы осуществлять стремления разночинцев к демократическим преобразованиям, общественные условия России тех лет не давали. Кроме этого, они оставались оторванными от народа, к которому тянулись и за который боролись.

Они не в состоянии были осуществить ту титаническую задачу, которую ставили перед собой. Бороться они могли, а вот побеждать — нет. На них лежала печать обреченности. Получается, что Евгений и был обречен на гибель и поражение, на то, что дела его не осуществятся.

Тургенев был уверен в том, что Базаровы пришли, а вот их время — еще нет.

Смерть главного героя «Отцы и дети»

Отвечая на вопрос о том, от чего умер Базаров, можно сказать, что причиной стало заражение крови. Он поранил палец, когда вскрывал труп больного тифом, которого лечил. Но скорее всего, причины кроются гораздо глубже. Как принял герой свою смерть, как относился к ней? Как умирал Базаров?

Сначала Базаров попытался побороться с болезнью, попросив для этого у отца адский камень. Поняв, что умирает, за жизнь он перестает цепляться и отдает себя в руки смерти довольно пассивно.

Ему ясно, что утешать и себя, и других надеждой на исцеление – напрасное дело. Теперь главное – достойно умереть.

А это означает – не расслабляться, не хныкать, не предаваться отчаянию, не поддаваться панике и сделать все, чтобы страдания родителей-стариков облегчить. Такая забота о близких перед смертью возвышает Базарова.

У него самого страха перед смертью нет, расстаться с жизнью он не боится. В эти часы он очень мужествен, что подтверждается его словами о том, что хвостом он все равно вилять не станет.

Но не покидает его обида за то, что силы его богатырские напрасно гибнут. Он демонстрирует свою мощь. Поднимая стул за ножку, ослабленный и гаснущий, он произносит «Сила-то, сила вот вся еще тут, а надо умирать!».

Он преодолевает свое полузабытье и говорит при этом о своем титанизме. 

То, как умер Базаров, выглядит случайно и нелепо. Он молод, сам — врач и анатом. Поэтому смерть его выглядит символично. Медицина и естественные науки, на которые так надеялся Базаров, оказываются недостаточными для жизни. Его народолюбие оказалось непонятым, ведь погибает-то он как раз из-за обычного мужика. Необъясним и его нигилизм, потому что теперь его самого отрицает жизнь.

Источник: https://elhow.ru/ucheba/literatura/literaturnye-personazhi/kak-umiral-bazarov

Сочинения на Getsoch.ru

Сочинение на тему «Базаров перед лицом смерти»

      Финал каждого произведения, будь то роман или пьеса, или рассказ, всегда как бы подводит черту, подводит итог всей книге.

И то, как оборачивается финал отдельно взятой книги, имеет огромной значение в понимании всего произведения. «Отцы и дети» не являются тому исключением. И.

Тургенев не от чистой фантазии «убивает» главного героя, Евгений Васильевича Базарова. Последние главы, описывающие его предсмертные агонии, несут огромный идейный смысл.

Важно

       На протяжении всего романа Евгений Базаров презентовал себя как нигилиста, человека, отрицающего все. Но нигилисты – это еще только зернышко революционного движения, зарождающегося в России. Еще не пришло их время, они предвосхитили свою, революционную эпоху. В этом заключается трагизм и самого произведения и судьбы главного героя.

       Умирает Базаров от случайного пореза пальца во время вскрытия трупа человека, умершего от тифа. Базаров сам заражается этой смертельной болезнью, и жить ему осталось считанные дни.

       Однако главный герой перед лицом смерти проявляет силу воли и мужество. Даже когда он сообщает о заражении своему отцу, он как бы с небрежностью говорит об этом: «Ну, вот я и попросил уездного врача [вскрыть тифозного мужика]; ну, и порезался». 

       Базаров чувствует приближение неотвратимого конца: «Если я заразился, так уж теперь поздно». Но он не струсил, не попытался обмануть себя, он остался верен и своим убеждениям.

Смерть Базарова героична, но привлекает не только героизм и стойкость Евгения, но и человечность его поведения.

Он становится ближе к нам перед смертью: в нем ярко раскрывается романтик, и он произносит фразу, которую боялся произнести раньше: «Я люблю Вас!»

       Несмотря на то, что умирает Базаров случайно, сама смерть его – это закономерный конец романа. И. Тургенев сам определяет своего главного героя как «обреченного на погибель». 

       Тому существует две причины: одиночество и внутренний конфликт.

       Базаров обречен на одиночество. Ни родители, ни Кирсановы, ни Одинцова не являются близкими, понимающими его людьми. Базаров одинок хотя бы потому, что все отрицает. Но именно это отрицание ставит его в тупик, когда звучит вопрос: «А что дальше?» Но ответа на этот вопрос нет. Поэтому и убеждения самого героя бесперспективны.

Совет

       Базаров умирает, потому что был загнан в тупик своей теорией. Его возвращение в родительский дом выглядит как бегство от самого себя, от собственной души. С одной стороны, Базаров уверен в своих взглядах.

Но с другой стороны, он понимает, что не может совладать со всей сложностью чувств. Поэтому Тургенев приводит к смерти не столько Базарова как личность, сколько его идеи. Он показывает, что нигилизм не имеет будущего.

       Перед самым концом в Базарове высвобождается от нигилизма, составляющего его ценностную картину мира почти до самой смерти. Он обретает мужественные черты, поэтому Евгений может смело взглянуть в лицо смерти. Он не дрогнул перед этим последним испытанием, выпавшим на его долю.

Не сумевший полностью раскрыть себя при жизни, Базаров показал все, на что он способен, перед лицом смерти.

Тяжелая, бессмысленная смерть не озлобляет Базарова, а наоборот, он пытается не показывать своих страданий, он утешает своих родителей, заботится о них пред самой смертью и, наконец, обретает покой.

Источник: http://getsoch.ru/po-literature/literatura-xix-veka/182-sochinenie-na-temu-bazarov-pered-litsom-smerti.html

Болезнь и смерть Базарова (анализ эпизода)

Иван Сергеевич Тургенев — один из замечательнейших писателей XIX века. В 1860 году в России вышел в свет роман «Отцы и дети»-одно из лучших произведений Тургенева. Он подвел в нем итог своим разногласиям с Добролюбовым — спорам между либералами и демократами.

Написание романа «Отцы и детисовпало с важнейшими реформами 19 века, а именно отменой крепостного права. Век знаменовал собой развитие промышленности и естественных наук. Расширилась связь с Европой. В России стали принимать идеи Запада.

«Отцыпридерживались старых взглядов. Молодое поколение приветствовало отмену крепостничества и реформы.

Евгений Васильевич Базаров — главный герой романа И. С. Тургенева «Отцы и дети». Сын бедного уездного лекаря, продолжающий дело своего отца.

Обратите внимание

Мы представляем его умным, рассудительным, достаточно циничным, но где-то в глубине души чутким, внимательным и добрым человеком.

Евгений все отрицает: нравственные идеалы и ценности, моральные устои, а также живопись, литературу и прочие виды искусства. Не принимает Базаров и воспеваемую поэтами любовь, считая ее лишь «физиологией»..

Для него не существует авторитетов. Он считает, что каждый человек должен воспитывать себя сам, ни от кого и ни от чего не завися. Базаров — нигилист.

Он не кривляется, он со всей пылкостью духовно богатой и увлекающейся натуры отстаивает близкие ему взгляды. Его главная цель — «труд на пользу общества», его главная задача — «жить для великой цели обновления мира».

Можно сказать, что Базаров относился к окружающим с солидной долей снисходительности и даже презрения, ставя их ниже себя, считает неприемлемым проявление таких чувств, как симпатия, взаимопонимание, привязанность, нежность, сочувствие. Но жизнь вносит в его миропонимание свои коррективы. Судьба сводит Евгения с женщиной умной, красивой, спокойной и удивительно несчастной, с Анной Сергеевной Одинцовой.

Базаров влюбляется, а, полюбив, понимает, что его убеждения расходятся с простыми жизненными истинами. Любовь предстает перед ним уже не как «физиология», а как настоящее, искреннее чувство.

Это прозрение для Базарова, который живет и «дышитсвоим нигилизмом, не может пройти бесследно. Вместе с разрушением убеждений рушится и вся его жизнь, теряя свой смысл..

Тургенев мог бы показать, как Базаров постепенно откажется от своих взглядов, он не стал этого делать, а просто «умертвилсвоего главного героя. Смерть Базарова — досадная и глупая случайность.

Важно

Она стала следствием маленького пореза, который он получил, вскрывая тело умершего от тифа крестьянина.

Смерть героя не была внезапной: напротив, она дала Базарову время, возможность оценить сделанное и осознать размеры неосуществленного.

Читайте также:  Личность и государство в творчестве пушкина

Перед лицом смерти Базаров стоек, силен, на редкость спокоен и невозмутим. Благодаря авторской характеристике состояния героя мы испытываем к Базарову не жалость, а уважение.

И в то же время постоянно помним, что перед нами — обыкновенный человек со свойственными ему слабостями.

Никто не может воспринимать спокойно приближение конца, и Евгений, несмотря на всю свою уверенность в себе, не в состоянии относиться к этому с полным безразличием. Он сожалеет о своей нерастраченной силе, о невыполненной задаче.

Базаров, ничего не может противопоставить смерти: «Да, поди, попробуй отрицать смерть. Она тебя отрицает, и баста!». За высказыванием героя ясно просматривается горькое сожаление об уходящих минутах. Евгений в последние дни своей жизни становится добрее, нежнее. И тут к герою пришли на помощь силы, когда-то им отрицаемые, но хранимые на дне его души.

Именно их Базаров направляет на борьбу со смертью. Отпала надобность скрывать свой «романтизм».

Он жаждет встречи с любимой женщиной, чтобы еще раз признаться ей в любви. Базаров становится мягче с родителями, в глубине души, наверное, все же понимая, что они всегда занимали значительное место в его жизни и достойны гораздо более внимательного и душевного отношения. Всю свою жизнь Базаров посвятил стремлению принести пользу стране, науке.

Совет

И смерть для него — это не просто прекращение существования, но и знак того, что он «видно, не нуженРоссии. Осознание этой «ненужностиприходит к Евгению в самый последний момент и становится завершающим этапом гибели его взглядов, равно как и его собственной гибели.

Базарову некому передать то немногое, но самое дорогое, что у него есть, — свои убеждения. У него нет близкого и дорогого человека, а стало быть, нет и будущего.

Он не мыслит себя уездным лекарем, но и стать похожим на Аркадия он тоже не может. Ему нет места в России, да и за границей тоже.

Базаров умирает, а вместе с ним умирает и его гений, его замечательный, сильный характер, его идеи и убеждения.

Истинная жизнь бесконечна, цветы на могиле Евгения подтверждают это. Автор сочинения: Вадим Vadim_11@mail..

ru

»crosslinked«

Источник: http://ruslit.biz/bolezn-i-smert-bazarova-analiz-epizoda/

Анализ эпизода смерть Базарова (по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»)

Категория: Сочинения по роману Отцы и дети

Actionteaser.ru — тизерная реклама

Главным героем романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» является молодой нигилист Евгений Базаров. На страницах своего произведения автор подробно излагает взгляды этого человека, всесторонне освещает его характер – таким образом Тургенев изучает новое явление под названием «нигилизм», захватившее Россию 60-ых годов 19 века.

    Евгений Васильевич Базаров – выходец из разночинной среды, отец его всю жизнь служил уездным лекарем. Сам герой является студентом и изучает естественные науки. Но главным своим предназначением он считает «нигилизм».     Базаров убежден, что человеку необходимо только то, что приносит конкретную пользу, как, например, химия или математика.

Герой искренне верит: «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта». Область чувств, искусства, религии не существует для Базарова. Он считает, что все это – выдумки бездельников аристократов. По мнению героя, существует лишь физиология и необходимость – это и руководит поведением людей.     Базаров убежден во всемогущей силе человека на этой земле.

Обратите внимание

Именно поэтому он считает, что людям (а вернее, отдельным их представителям — нигилистам) подвластно все – они способны отвергнуть весь предыдущий опыт человечества и жить лишь по своему разумению: «Мы действуем в силу того, что мы признаем полезным, — промолвил Базаров. — В теперешнее время полезнее всего отрицание — мы отрицаем».

    Больше того, герой считает, что нигилисты выполняют священную миссию – разрушают «заблуждения предков». На восклицание Николая Петровича «да ведь надобно же и строить», Евгений отвечает: «Это уже не наше дело… Сперва нужно место расчистить».     Нет сомнения в том, что Базаров умен, обладает большим внутренним потенциалом.

Однако его убеждения, утверждает автор, в корне неверны и опасны, потому что противоречат законам жизни.     По мере развития сюжета Базаров начинает разубеждаться в своих жизненных принципах. Самым серьезным ударом стала для героя любовь, которую он, ее всегда отрицавший, внезапно почувствовал к Анне Сергеевне Одинцовой.

Любуясь поначалу лишь красотой этой женщины, вскоре он начал понимать, что полюбил Одинцову всей душой. И — самое главное – что это произошло помимо его воли, он ничего не может поделать, не может приказать своему сердцу замолчать: «Так знайте же, что я люблю вас, глупо, безумно… Вот чего вы добились».

    Любовь заставила Базарова понять, что все его теории, на которых он строил свою жизнь, были ошибочными. Да и сам он обычный человек, которым управляют какие-то неведомые ему законы. Это открытие подкосило героя – он не знал, как жить дальше, во что верить, на что опереться.     Базаров решает уехать к родителям, чтобы как-то прийти в себя.

Именно здесь, в родительском доме, с ним происходит роковой случай, который можно назвать судьбоносным. Делая вскрытие тифозного больного, Базаров заражается сам. Вскоре он понимает, что умрет: «…дело мое дрянное. Я заражен, и через несколько дней ты меня хоронить будешь».     Поведение Базарова перед смертью в полной мере отражает силу и богатство его натуры, а также его внутреннюю эволюцию.

    Герой страстно хочет жить («Сила-то, сила, — промолвил он, — вся еще тут, а надо умирать!..»), но понимает, что смерть неумолима. Перед ее лицом он убеждается, что его «боги» – медицина, химия, физика – были ложными, они бессильны ему помочь. Есть что-то высшее и необъяснимое, что сильнее любого человека. И герой…начинает задумываться о настоящем Боге, о его помощи (!).

Поэтому он, в свойственной ему манере, просит отца помолиться о его выздоровлении: «Вы оба с матерью должны теперь воспользоваться тем, что в вас религия сильна; вот вам случай поставить ее на пробу».     Перед лицом смерти к Базарову приходит некое озарение, герой начинает понимать, что в жизни по-настоящему важно, а что – наносное, игра его самолюбия, заблуждения.

Важно

    Истинными ценностями для Базарова предстают его родители и их любовь: «Ведь таких людей, как они, в вашем большом свете днем с огнем не сыскать..» А также — его собственная любовь к Одинцовой, которую теперь герой признает и принимает: «Ну, что ж мне вам сказать…

я любил вас!»     Он просит Одинцову приехать к нему попрощаться, и женщина, не побоявшись страшной болезни Базарова, выполняет его просьбу. Именно перед Анной Сергеевной герой в полной мере раскрывает свою душу, делится с ней самыми сокровенными мыслями.     Теперь Базаров убежден, что вовсе не нужен России, которой так хотел послужить.

Действительно, что он сделал для своей родины, какую принес ей пользу? Гораздо больше для страны сделали те, кто просто изо дня в день выполняет свою работу: «Я нужен России… Нет, видно, не нужен. Да и кто нужен? Сапожник нужен, портной нужен, мясник».     Базаров не хочет умирать, но, видно, это единственный выход для него – все жизненные основы и принципы этого героя были разрушены. А на смену им ничего не пришло. Кажется, и сам герой понимает это. И решает принять свою участь достойно: «Все равно: вилять хвостом не стану».     Можно сказать, что смерть Базарова в полной мере отразила жизнь этого героя, потенциал его натуры, внутреннюю борьбу, которая шла в нем после крушения теории «нигилизма».

    Мы видим, что Евгений Васильевич – сильный, умный, мощный человек, глубоко одаренный, всеми силами души стремившийся жить и трудиться на благо России. Однако, с грустью констатирует автор, Базарова погубила его приверженность к разрушительному нигилизму, заставляющего людей отказаться от всего настоящего, вечного, человеческого – всего, что позволяет жить на этой земле.



Когда мне исполнилось четыре года, тетя подарила мне малюсенького желтого цыпленочка. Я крепко прижала это очаровательное пушистое существо к себе и с этой минуты почти не расставалась со своим подарком. В садик я не ходила, жила в доме с большим двором и садом, поэтому мне легко было почти не выпускать цыпленка из рук.

Михаил Михайлович Пришвин все свои произведения посвятил природе. В его повестях и рассказах явления природы оживают, наделяются свойствами, присущими живому существу.

И хотя сам писатель говорил, что природа в его творчестве не существует отдельно от человека, все же в его книгах она становится самостоятельным персонажем. И у этого персонажа свои привычки, свой «характер».

В сказке-были Пришвина «Кладовая солнца» человек выступает хозяином природных богатств, благ, которыми нас одаривают леса,

Совет

Эта страшная беда обрушилась на мою родную Украину весной 1986 года. Как оказалось позже, — не только на нашу страну, но и на Белоруссию, Россию, даже на страны, находящиеся на севере Европы.

Чернобыль показал всему миру, как мала наша планета и как уязвимо человечество.

Никакая система обороны, никакие закрытые-перезакрытые границы, никакие заграждающие стены вроде Великой Китайской не преграда для ужасных последствий таких ядерных катастроф.Чернобыль стал бедой для всей Европы. Но мне хочется с

Образы нечистой силы всегда тревожили сердца поэтов и писателей. Сила добра, воплощенная в Боге, не имела другого обличья. А вот посланец Ада каких только имен не носил: и Дьявол, и Сатана, и Люцифер.

Это доказывало, что зло многолико, а человек должен быть настороже, ведь он может поддаться искушению, и тогда душа прямиком попадет в ад.

Однако в романтической литературе начала XIX века, особенно русской, образы нечистой силы становились не столько злодеями, сколько тираноборцами, а тираном, как

В комедии «Мещанин во дворянстве» достается и мещанину и дворянину. Мольер обличает новых хозяев жизни, самодовольных буржуа. Сын купца Журден твердо решил обрести лоск, присущий аристократу.

Он не жалеет денег на то, чтобы научиться музицировать и танцевать, одеваться подобно светским людям и наряжать своих слуг в ливреи. Сорок с лишним лет Журден жил в своем мире и не знал, что «говорил прозой».

Этот мир был гармоничен, потому что в нем все было на своих местах. Журден был достаточно умен, п

Обратите внимание

Основные действия произведения А.И.Куприна «Гамбринус» разворачиваются в пивной с одноименным названием. Пивная так была названа в честь короля Гамбринуса, некоего покровителя пивного дела. Само заведение находилось в подвальном помещении.

Стены пивной всегда были влажные, пол был густо усыпан опилками, а вместо столов стояли пивные бочки. Направо от входа возвышалась эстрада. На ней каждый вечер уже много лет подряд играл «для удовольствия и развлечения гостей» музыкант Сашка.

Он был евреем, вн

Лиза (Бедная Лиза) — главная героиня повести, которая, наряду с другими произведениями, опубликованными Карамзиным в «Московском журнале» («Наталья, боярская дочь», «Фрол Силин, благодетельный человек», «Лиодор» и др.

), не просто принесла литературную славу своему автору, но произвела полный переворот в общественном сознании XVIII в. Карамзин впервые в истории русской прозы обратился к героине, наделенной подчеркнуто обыденными чертами. Его слова «…

и крестьянки любить умеют» стали крылатыми.

Великий бал у сатаны бал, который в романе «Мастер и Маргарита» даёт Воланд в Нехорошей квартире в бесконечно длящуюся полночь пятницы, 3 мая 1929 г. По воспоминаниям Е.С.

Булгаковой в описании бала были использованы впечатления от приёма в американском посольстве в Москве 22 апреля 1935 г. Посол США Уильям Буллит пригласил писателя с женой на это торжественное мероприятие.

Из воспоминаний? «Раз в год Буллит давал большие приёмы по поводу национального праздника. Приглашались и литераторы. Однаж

Теме поэта и поэзии большое внимание в своем творчестве уделяли многие русские поэты — Пушкин, Лермонтов, Некрасов и другие. Владимир Маяковский не был исключением.

Но эта тема осмысливалась поэтом в другое время, на фоне литературного развития 20-х годов XX века. Поэтому у Маяковского мы находим новое понимание этой проблемы.

Важно

Но многое в его понимании роли поэта и поэзии идет именно от литературной традиции XIX века.     Владимир Маяковский был поэтом революции, он принял ее восторженно и воспе

Время года осень.Все любят весну, потому что весна приносит радость жизни после долгой и изнурительной зимы, и лето, потому что летом все едут к морю. А я люблю осень. Потому что осенью очень легко мечтать, а я люблю помечтать. Я очень люблю собирать букеты из осенних листьев.

Сейчас смотрят:{module Тургенев:}Actionteaser.ru — тизерная рекламаActionteaser.ru — тизерная реклама

Источник: https://referat567.info/sochineniya-po-literature/tvorchestvo-turgeneva-i-s/sochineniya-po-romanu-ottsy-i-deti/14558-analiz-epizoda-smert-bazarova-po-romanu-i-s-turgeneva-ottsy-i-deti.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector