Философские мотивы лирики пушкина сочинение по творчеству

Философская лирика Александра Пушкина – сочинение по творчеству А

Пушкин – все сочинения

А. С. Пушкин — величайший русский поэт и прозаик прошлого века. Он является основоположником новой русской литературы, одним из первых реалистов в нашей литературе. Именно после него раскрылись таланты других писателей и поэтов: Лермонтова, Гоголя, Толстого, Некрасова и Достоевского. Лирика поэта многотемна.

Но сколь бы ни были разнообразны вопросы, поднятые поэтом, они все пронизаны философским содержанием. Пушкин, будучи образованным человеком своего времени, всю жизнь задумывался над вечными философскими вопросами: о смысле человеческой жизни, о добре и зле, о назначении поэта и поэзии, смерти и бессмертии, вере и безверии.

Это не могло не отразиться на его лирике, поэтому философские мотивы пронизывают все его творчество.

Своеобразие философской лирики Пушкина заключается в том, что она носила личностный, глубоко интимный характер. Поэт все пропускал через себя, это была философия, опробованная собственной жизнью, появившаяся в результате собственных мыслей и переживаний, что отличает философскую лирику Пушкина от лирики Тютчева и Блока.

Обратите внимание

Над вечными философскими вопросами поэт задумывался еще учась в Царскосельском лицее. Под влиянием Батюшкова он рассматривал смысл жизни с позиций жизнерадостного эпикурейства. По его мнению, цель существования человека заключалась в наслаждениях, дружеских пирушках, прожигании жизни в веселых компаниях друзей:

Смертный, век твой привиденье:

Счастье резвое лови;

Чаще кубок наливай;

Страстью пылкой утомляйся

И за чашей отдыхай!

Так пишет шестнадцатилетний поэт в стихотворении «Гроб Анакреона» (1815). Похожие мысли просматриваются и в других юношеских стихотворениях поэта:

До капли наслажденье пей.

Живи беспечен, равнодушен!

Мгновенью жизни будь послушен,

Будь молод в юности твоей!

(«Стансы Толстому», 1819)

Обращаясь к своему другу, он проповедует идеалы развлечений и наслаждений, веселья и дружеских встреч. Переломным моментом для Пушкина стали 20-е годы. В это время он начал подводить первые итоги своей жизни и творчества.

В южной ссылке поэт находился во власти романтизма, как все тогдашние молодые люди. Его кумирами стали Наполеон и Байрон. Изменилась и философия поэта. Пушкин-романтик видел цель жизни не в бесконечных пирушках, а в совершении подвига. Характерное для романтизма стремление действовать, героизм, величественные порывы души отразились и в лирике поэта:

Искатель новых впечатлений,

Я вас бежал, отечески края;

Я вас бежал питомцы наслаждений,

Минутной младости минутные

так писал Пушкин в элегии «Погасло дневное светило» (1820). И в этом, и в стихотворении «К морю» (1824) появляется яркий романтический символ — океан. Поэт думает, мечтает на его берегу, он приносит ему вдохновение. Пушкин сравнивает человеческую жизнь с жизнью океана. Увлекаясь новыми мечтами и устремлениями, он отказывается от прежних идеалов, от увлечений своей юности:

Мне вас не жаль, неверные друзья,

Венки пиров и чаши круговые —

Мне вас не жаль, изменницы младые,

Задумчивый, забав чуждаюсь я, —

пишет поэт в стихотворении «Мне вас не жаль, года весны» (1820).

К середине двадцатых годов А. С. Пушкин переживает мировоззренческий кризис. Жизнь начинает пугать его, все меньше остается романтизма, на смену ему приходит суровая правда жизни — реализм.

Он реально теперь смотрит на жизнь, на ее проблемы, но не видит в ней смысла и высокой цели.

В стихотворении «Телега жизни» (1823) он сравнивает жизнь с телегой, которая едет с утра до ночи, от яркого начала до темного конца.

Катит по-прежнему телега;

Под вечер мы привыкли к ней,

И дремля едем до ночлега,

А время гонит лошадей.

Важно

Еще более тяжелым временем был период после поражения восстания декабристов. Многие из казненных и сосланных были близкими друзьями поэта.

Он, не сумев принять участие в выступлении, чувствовал вину перед ними. Жесточайшая николаевская реакция, одиночество в личной жизни лишь усугубили ситуацию. В это время у поэта появляется мотив отчаяния.

Он особенно трагично смотрит на жизнь, не видя в ней высокой цели:

Цели нет передо мною:

Сердце пусто, празден ум,

И томит меня тоскою

Однозвучный жизни шум.

Трудно поверить, что стихотворение «Дар напрасный, дар случайный» (1828) написано Пушкиным в свой двадцать девятый день рождения. Тогда же автор начинает задумываться над философскими проблемами смерти и бессмертия, смене поколений, о добре и зле.

Так, в стихотворении «Брожу ли я вдоль улиц шумных…» (1829) он говорит о том, что рано или поздно, далеко от дома или «в соседней долине» умрет, но хочет, чтобы его жизнь, мечты, дела перешли к новому поколению, чтобы новое поколение продолжало жить, любить, мечтать.

Младенца ль милого ласкаю,

Уже я думаю: прости!

Тебе я место уступаю:

Мне время тлеть, тебе цвести.

Проблему добра и зла Пушкин рассматривает и в стихотворении «Анчар» (1828), в котором повествует о «древе яда» — анчаре, являющемся философским образом-символом, воплощением зла, которым люди распоряжаются по своему желанию, рассылая гибель «к соседям в чуждые пределы». Но неправильным будет утверждать, что в этот период Пушкин полностью отказывается от желания жить, хочет умереть, так как не видит цели в жизни. В стихотворении «Элегия», написанном в 1830 году, он как раз утверждает обратное:

Мой путь уныл. Сулит мне труд и горе

Грядущего волнуемое море.

Но не хочу, о други, умирать:

Я жить хочу, чтоб мыслить

Поэт, несмотря на все трудности и горести, хочет продолжать жить, творить, и тогда, по его мнению, к концу жизни он, может быть, обретет и гармонию, и счастье, и любовь. Размышляя о разуме и безумии, Пушкин понимает, что страшнее безумия ничего нет, поэтому с такой силой он и восклицает:

Не дай мне бог сойти с ума.

Нет, легче посох и сума;

Нет, легче труд и глад. («Не дай мне бог сойти с ума». 1833)

Пушкин считает, что цель его жизни как поэта — «глаголом жечь сердца людей». Он обязан своим мастерством, своим поэтическим словом служить людям, наставлять их на путь истинный.

Размышляя над философской проблемой смены поколений, о старом и новом, поэт находит ответ в гармонии природы. Он понимает, что время неумолимо движется вперед, замедлить его ход невозможно, рано или поздно на его место придут другие.

Младое, незнакомое! не я

Увижу твой могучий поздний

пишет он в стихотворении «Вновь я посетил…» (1835).

Подводя своеобразный итог своей жизни, Александр Сергеевич Пушкин за полгода до смерти пишет стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» (1836). В нем он подводит итог своим размышлениям о месте поэта в жизни, оценивает свой вклад в литературу, размышляет о том, какую память после себя он оставит потомкам:

Нет, весь я не умру — душа

в заветной лире

Мой прах переживет и тленья

И славен буду я, доколь в подлунном мире

Жив будет хоть один пиит.

Автор понимает бессмертие не как физическое существование, а как след в памяти потомков. Рассматривая философскую лирику Пушкина, можно привести еще множество примеров.

Совет

Философскими раздумьями пронизана и любовная, и гражданская лирика, и стихи о дружбе и природе, о назначении поэта и поэзии в обществе.

Пушкин, как человек мыслящий, развивающийся, в разные периоды своей жизни по-разному понимал и осмысливал вечные философские проблемы, что нашло отражение в эволюции его мировоззрения и творческого метода.

Похожие сочинения

Я очень люблю читать сказки. Добрые, веселые и поучительные, они на долгие годы становятся нашими друзьями и советчиками в разных сложных ситуациях. Сказочные герои своими поступками помогают нам учиться отличать добро от зла, правду от лжи, стать честными. смотреть целиком

Александр Сергеевич Пушкин — первый русский писатель бесспорно мирового значения. Он явился создателем национального русского литературного языка. Руководствуясь в своем творчестве реалистическими принципами художественного отображения действительности. смотреть целиком

Свобода – одна из наивысших человеческих ценностей, и тем она дороже для человека, чем сильнее он чувствует ее недостаток. Для поэта, человека, который воспринимает все, что его окружает, острее других, свобода во всех ее проявлениях является одним из. смотреть целиком

Сравнительный анализ “Стансов” А. Пушкина и “Столетье с лишним — не вчера. ” Б. Пастернака Поэт всегда вольно или невольно соприкасается с государственной властью. Из этого, как показала история, не получается ничего хорошего для поэта. смотреть целиком

Неволя была, кажется, музою-вдохновительницею нашего времени. А Вяземский Свобода — ключевое понятие творчества Пушкина. Для Александра Сергеевича свободная и честная Россия всегда была предметом его мечтаний. Поэтому эта общественная тема, тема народа. смотреть целиком

«При имени Пушкина тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте,» – писал Н. В. Гоголь. И это действительно так. Читая стихотворения Пушкина, невольно ощущаешь, с какой теплотой, любовью, радостью и гордостью поэт отзывается о своей стране. Чист. смотреть целиком

Создавая «Бориса Годунова», Пушкин опирался в основном на определенный источник – только что вышедшие перед этим и являвшиеся последним словом изучения данного исторического периода X и XI тома «Истории Государства Российского» Карамзина. Пушкин переосмыслил. смотреть целиком

Источник: http://velikiy-pushkin.ru/2304-Filosofskaya-lirika-Aleksandra-Pushkina—sochinenie-po-tvorchestvu-A

Философские мотивы лирики Пушкина | Свободный обмен школьными сочинениями 5-11 класс

Любой поэт, живописец, музыкант вправе считать себя в какой‑то мере и философом. Создавая свои произведения, творческая личность соприкасается с иными мирами, неподвластными разуму простого человека. За пределами земного бытия художник черпает идеи и образы для своих будущих творений. А. С.

Пушкин, о котором неслучайно было сказано «Пушкин – это наше все!», был также не чужд в своей поэзии философским размышлениям. Оптимизм, наполняющий практически всю лирику поэта, омрачается порой печальными раздумьями о быстротечности жизни, о тайном смысле человеческого существования и о смерти.

Важнейшая особенность философских воззрений Пушкина заключается в том, что мысль о старости и о конце жизни тесно переплетается с мыслью о любви. В стихотворении «Старик» лирический герой вспоминает свою «весну», когда он был «верным служителем» Амура, и мечтает родиться вновь, но лишь для того, чтобы стать еще более усердным слугою бога любви.

Обратите внимание

Но ничто не вечно на земле: ни юность, ни любовь. «Печально младость улетит, и с ней увянут жизни розы» – пишет Александр Сергеевич в одной из своих элегий. Предчувствие «безвременной кончины» рано вторгается в лирику Пушкина.

Но если в «Завещании друзьям» поэт заигрывает со смертью, желая умереть и «отлететь веселой тенью» «на тихий берег вод забвенья», то уже в миниатюре 1817 г. читаем следующие строки:

Многоточия, которыми оканчиваются фразы, словно оборванная жизнь русского гения. Унынием и холодом объято стихотворение «Подражание», где в первой же строфе говорится о смерти: «Я видел смерть; она сидела у тихого порога моего».

Но постепенно юношеское восприятие конца жизни сменяется глубокими раздумьями поэта о смерти как о естественной закономерности, присущей всему живому. Медитативностью и хладнокровным пониманием простого закона Вселенной проникнуто стихотворение 1829 г.

«Брожу ли я вдоль улиц шумных …» Взирая на «уединенный дуб», поэт осознает, что «патриарх лесов» переживет его «забвенный век»; а, лаская «милого младенца», он уже думает о неотвратимости расставания и уступает ему «место» «цвести».

Бессмертной признается лишь красота «равнодушной природы».

Но не только мотив смерти присущ философским размышлениям Пушкина, но и мотив жизни. Показательно в этом отношении стихотворение «Телега жизни», где молодость, зрелость и старость человека рассматриваются поэтом как три возможности езды.

«Утро» жизни – «и мы рады голову сломать» в быстрой скачке, в «полдень» жизни нас уже страшат «и косогоры, и овраги», «под вечер» – мы привыкаем «и дремля едем до ночлега». Символичность нарисованной Пушкиным картины дополняется еще и тем, что не ямщик, а само «время гонит наших лошадей».

Читайте также:  Анализ произведения снегурочка островского (сказка, пьеса)

Понять смысл этой недолгой, но завораживающей езды – вот основная задача поэта. «Жизни мышья беготня … Что тревожишь ты меня?» – вопрошает Александр Сергеевич в «Стихах, сочиненных ночью во время бессонницы». Ответ был найден лишь в 1836 г. Свое земное предназначение Пушкин видит в том, чтобы пробуждать «добрые чувства» в сердцах людей.

Он верит, что пока «в подлунном мире жив будет хоть один пиит», ему не умереть, ведь его душа навсегда останется в «заветной лире» и тем самым победит смерть.

Поэт не ошибся: легкий и живой язык его поэзии позволяет современному читателю любить и ненавидеть, наслаждаться жизнью и философствовать о смерти, предаваться мечтам и пребывать в бесшабашной веселости – и все это именно так, как делал сам Пушкин. Поэт не погиб на дуэли: он уже 200 лет живет среди нас в своих гениальных рассказах, поэмах, сказках и стихах.

Источник: http://resoch.ru/filosofskie-motivy-liriki-pushkina/

Сочинение на тему Философская лирика Пушкина

Философская лирика А. С. Пушкина А. С. Пушкин – величайший русский поэт и прозаик прошлого века. Он является основоположником новой русской литературы, одним из первых реалистов в нашей литературе.

Именно после него раскрылись таланты других писателей и поэтов: Лермонтова, Гоголя, Толстого, Некра­сова и Достоевского. Лирика поэта многотемна.

Но сколь бы ни были разнообразны вопросы, поднятые поэтом, они все пронизаны философс­ким содержанием.

Пушкин, будучи образованным человеком своего вре­мени, всю жизнь задумывался над вечными философскими вопросами: о смысле человеческой жизни, о добре и зле, о назначении поэта и поэзии, смерти и бессмертии, вере и безверии. Это не могло не отразиться на его лирике, поэтому философские мотивы пронизывают все его творчество.

Важно

Своеобразие философской лирики Пушкина заключается в том, что она носила личностный, глубоко интимный характер. Поэт все пропускал Через себя, это была философия, опробованная собственной жизнью, по­явившаяся в результате собственных мыслей и переживаний, что отлича­ет философскую лирику Пушкина от лирики Тютчева и Блока.

Над вечными философскими вопросами поэт задумывался еще учась в Царскосельском лицее. Под влиянием Батюшкова он рассматривал смысл жизни с позиций жизнерадостного эпикурейства.

По его мнению, цель существования человека заключалась в наслаждениях, дружеских пируш­ках, прожигании жизни в веселых компаниях друзей: Смертный, век твой привиденье: Счастье резвое лови; Наслаждайся, наслаждайся; Чаще кубок наливай; Страстью пылкой утомляйся И за чашей отдыхай! Так пишет шестнадцатилетний поэт в стихотворении “Гроб Анакрео­на» (1815).

Похожие мысли просматриваются и в других юношеских стихотворениях поэта: До капли наслажденье пей, Живи беспечен, равнодушен! Мгновенью жизни будь послушен, Будь молод в юности твоей! (“Стансы Толстому», 1819) Обращаясь к своему другу, он проповедует идеалы развлечений и на­слаждений, веселья и дружеских встреч. Переломным моментом для Пушкина стали 20-е годы. В это время он начал подводить первые итоги своей жизни и творчества. В южной ссылке поэт находился во власти романтизма, как все тог­дашние молодые люди. Его кумирами стали Наполеон и Байрон. Измени­лась и философия поэта.

Пушкин-романтик видел цель жизни не в беско­нечных пирушках, а в совершении подвига.

Характерное для романтизма стремление действовать, героизм, величественные порывы души отрази­лись и в лирике поэта: Искатель новых впечатлений, Я вас бежал, отечески края; Я вас бежал питомцы наслаждений, Минутной младости минутные друзья, – Так писал Пушкин в элегии “Погасло дневное светило» (1820).

И в этом, и в стихотворении “К морю» (1824) появляется яркий романтический символ – океан. Поэт думает, мечтает на его берегу, он приносит ему вдох­новение. Пушкин сравнивает человеческую жизнь с жизнью океана.

Увлекаясь новыми мечтами и устремлениями, он отказывается от пре­жних идеалов, от увлечений своей юности: Мне вас не жаль, неверные друзья, Венки пиров и чаши круговые – Мне вас не жаль, изменницы младые, Задумчивый, забав чуждаюсь я, – Пишет поэт в стихотворении “Мне вас не жаль, года весны» (1820). К середине двадцатых годов А. С. Пушкин переживает мировоззрен­ческий кризис.

Жизнь начинает пугать его, все меньше остается роман­тизма, на смену ему приходит суровая правда жизни – реализм. Он реально теперь смотрит на жизнь, на ее проблемы, но не видит в ней смысла и высокой цели.

В стихотворении “Телега жизни» (1823) он сравнивает жизнь с теле­гой, которая едет с утра до ночи, от яркого начала до темного конца. Катит по-прежнему телега; Под вечер мы привыкли к ней, И дремля едем до ночлега, А время гонит лошадей.

Еще более тяжелым временем был период после поражения восста­ния декабристов.

Многие из казненных и сосланных были близкими дру­зьями поэта. Он, не сумев принять участие в выступлении, чувствовал вину перед ними. Жесточайшая николаевская реакция, одиночество в личной жизни лишь усугубили ситуацию. В это время у поэта появляет­ся мотив отчаяния.

Совет

Он особенно трагично смотрит на жизнь, не видя в ней высокой цели: Цели нет передо мною: Сердце пусто, празден ум, И томит меня тоскою Однозвучный жизни шум. Трудно поверить, что стихотворение “Дар напрасный, дар случайный» (1828) написано Пушкиным в свой двадцать девятый день рождения.

Тогда же автор начинает задумываться над философскими проблема­ми смерти и бессмертия, смене поколений, о добре и зле. Так, в стихотворе­нии “Брожу ли я вдоль улиц шумных…

» (1829) он говорит о том, что рано или поздно, далеко от дома или “в соседней долине» умрет, но хочет, чтобы его жизнь, мечты, дела перешли к новому поколению, чтобы новое поколение продолжало жить, любить, мечтать. Младенца ль милого ласкаю, Уже я думаю: прости!

Тебе я место уступаю: Мне время тлеть, тебе цвести. Проблему добра и зла Пушкин рассматривает и в стихотворении “Ан­чар» (1828), в котором повествует о “древе яда» – анчаре, являющемся философским образом-символом, воплощением зла, которым люди распо­ряжаются по своему желанию, рассылая гибель “к соседям в чуждые пределы».

Но неправильным будет утверждать, что в этот период Пушкин пол­ностью отказывается от желания жить, хочет умереть, так как не видит цели в жизни. В стихотворении “Элегия», написанном в 1830 году, он как раз утверждает обратное: Мой путь уныл. Сулит мне труд и горе Грядущего волнуемое море.

Но не хочу, о други, умирать: Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать.

Поэт, несмотря на все трудности и горести, хочет продолжать жить, творить, и тогда, по его мнению, к концу жизни он, может быть, обретет и гармонию, и счастье, и любовь.

Размышляя о разуме и безумии, Пушкин понимает, что страшнее безумия ничего нет, поэтому с такой силой он и восклицает: Не дай мне бог сойти с ума. Нет, легче посох и сума; Нет, легче труд и глад.

(“Не дай мне бог сойти с ума», 1833) Пушкин считает, что цель его жизни как поэта – “глаголом жечь сердца людей». Он обязан своим мастерством, своим поэтическим сло­вом служить людям, наставлять их на путь истинный.

Размышляя над философской проблемой смены поколений, о старом и новом, поэт находит ответ в гармонии природы. Он понимает, что время неумолимо движется вперед, замедлить его ход невозможно, рано или по здно на его место придут другие.

Здравствуй, племя Младое, незнакомое! не я Увижу твой могучий поздний возраст, – Пишет он в стихотворении “Вновь я посетил…» (1835). Подводя своеобразный итог своей жизни, Александр Сергеевич Пуш­кин за полгода до смерти пишет стихотворение “Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» (1836).

Обратите внимание

В нем он подводит итог своим размышлениям о месте поэта в жизни, оценивает свой вклад в литературу, размышляет о том, какую память после себя он оставит потомкам: Нет, весь я не умру – душа в заветной лире Мой прах переживет и тленья убежит – И славен буду я, доколь в подлунном мире Жив будет хоть один пиит.

Автор понимает бессмертие не как физическое существование, а как след в памяти потомков. Рассматривая философскую лирику Пушкина, можно привести еще множество примеров.

Философскими раздумьями пронизана и любовная, и гражданская лирика, и стихи о дружбе и природе, о назначении поэта и поэзии в обществе.. Пушкин, как человек мыслящий, развивающийся, в разные периоды своей жизни по-разному понимал и осмысливал вечные философские проблемы, что нашло отражение в эволюции его мировоззре­ния и творческого метода.

Источник: http://www.sochuroki.com/sochinenie-na-temu-filosofskaya-lirika-pushkina/

Сочинение на тему ФИЛОСОФСКАЯ ЛИРИКА А. С. ПУШКИНА

Перед Вами сочинение-рассуждение на тему философская лирика А.С. Пушкина.

Текст сочинения.

За свою жизнь великий поэт А. С. Пушкин написал огромное количество великолепных произведений. Поэт страстно воспевает свободу и призывает народ стремиться к ней и бороться за нее. Свое назначение он также связывает с этим:

Во многих других стихотворениях Пушкин открывает тему «поэта и поэзии», задумываясь о назначении лирических певцов и их творчества. Но неверно считать, что ни в одном из свободолюбивых стихотворений или стихотворений на тему «поэт и поэзия» не скрыта какая-либо философская тема. Например, стихотворение «Пророк» (1826 г.

) с одной стороны, открывает тему о назначении поэта и его творчества: «…и обходя моря и земли, глаголом жги сердца людей», с другой — это глубочайшее философское произведение. Пушкин пытался запечатлеть тот духовный опыт, который подводит нас к тайнам бытия.

В этих стихотворениях поэт пытается решить определенный ряд проблем: проблемы жизни и смерти, которые тесно соприкасаются с темой бесов и искушения.

Не менее важна тема бунта, поэтического побега и, наконец, прозрения. Естественно, Пушкин не мог не затронуть проблему прозрения,истинного видения жизни.

Проблему бесов и искушения Пушкин открывает в стихотворении «Монах» (1813 г.). Бес в этом произведении представляется как несерьезный образ, даже немного шутливый.

Уже более глубокий образ беса мы можем увидеть в стихотворении «Демон» (1823 г.). Здесь Пушкин перечеркивает практически весь смысл жизни, отрицая вдохновение, любовь и свободу:

Поэту явился «злобный гений», и теперь жизнь не представляет дня него ничего важного. Он уже не верует в мир и сомневается во всех высших ценностях.

Можно сказать, что здесь наступает разочарование в жизни, но в 1827 году Пушкин пишет стихотворение «Ангел», которое является ответом на ранее написанное стихотворение «Демон».

В нем видно, что Демон у Пушкина противоречивый герой,олицетворяющий борьбу добра и зла. Лишь стоит Демону увидеть светлого ангела, как:

Позднее Пушкин пишет очень странное стихотворение «Бесы”. Когда читаешь его, создается впечатление, что бесы вокруг тебя, они не дают тебе покоя. Можно сказать, что они олицетворяют собой все существующие в мире пороки.

Важно

Бесы в нашем понимании всегда что-то темное, страшное и таинственное, их следует бояться. Но в этом стихотворении Пушкин нашел в себе силы бороться с пороками, вернее, искушения уже не привлекают его, и, потому поэт с какой-то жалостью и грустью относится к бесам:

Пушкин глубоко задумывается о теме смерти. В 1828 году он пишет одно из самых страшных стихотворений на эту тему — «Предчувствие»:

Дар напрасный, дар случайный,

Жизнь, зачем ты мне дана? — горестно восклицает поэт.

В этом стихотворении Пушкин говорит, что смысл жизни уже потерян; смерть его не страшит, она даже представляется для него единственным выходом:

В 1835 году в Михайловском Пушкин пишет стихотворение «Вновь я посетил…», в котором признает, что все в жизни невечно и он стареет. Но существует молодое поколение, которое продолжит дело отцов.

Читайте также:  Сочинения про войну

Это и есть то светлое, к чему так страстно тянулась его душа.

Поэт снова задумывается о смерти, но теперь он воспринимает ее уже как должное, это не способ ухода от действительности, смерть — это естественный этап жизни.

Далее к Пушкину приходит успокоение, противоречия в его душе усмиряются. И, подводя итог своему творчеству, он пишет стихотворение «Памятник», где говорит, что все его назначение, весь смысл его творчества заключается в том:

Источник: https://sochinenie-rus.ru/sochinenie-na-temu-filosofskaya-lirika-a-s-pushkina/

Рефераты, дипломные, курсовые работы – бесплатно: Библиофонд!

И. И. Мурзак, А. Л. Ястребов.

Поэзия Пушкина – это поиск гармонического начала мира, упорядочивающего индивидуальное и национальное бытие. Творческая мысль поэта стремится постигнуть абсолютный смысл человеческого космоса, сформулировать этические приоритеты, одинаково приемлемые для личности и общества. На многих ранних произведениях художника лежит печать идей французских просветителей.

В оде «Вольность» автор художественно интерпретирует взгляды Руссо, высказанные в философском трактате «Об общественном договоре». Пушкин избирает в качестве логического аргумента доказательства основной идеи сильный художественный образ, уподобляет общественный закон мечу, скользящему над «главами» равных «граждан».

По мысли автора оды, монарх и народ обязаны соблюдать социальную гармонию, нарушение которой наказуемо. Пушкин иллюстрирует эту мысль примерами из истории Франции и России. Поэт обвиняет в злодействе народ, посягнувший на жизнь Людовика XVI, объясняет гибель Павла тем, что русский император узурпировал права закона.

Совет

Кульминация произведения – исполненное негодования осуждение власти тирана, «самовластительного злодея», т. е. идеи социальной силы, пренебрегающей извечным Законом.

Тема свободы уже в раннем творчестве Пушкина приобретает философский характер. Не сводимая к декларациям просветительских идей, она много конкретнее и максимально приближена к русской действительности. В «Памятнике», когда Пушкин будет подводить итоги своего творчества, он называет в качестве основных заслуг восславление свободы, призыв быть милостивыми к падшим, пробуждение добрых чувств.

Стихотворение «К Чаадаеву» синтезирует две поэтические традиции, декларативность гражданской поэзии и интимность дружеского послания. Лиричность интонаций разрушает дистанцию между общественным идеалом и личной устремленностью, эта тональность будет унаследована поэтическим обращением к лицейскому товарищу Пущину.

Категория «дружества» для Пушкина является, пожалуй, одной из основных, она объединяет поэтическую и общественную традиции самоотверженного служения общему идеалу, и пронизывает идею стихотворения «В Сибирь», обращенного к опальным друзьям, свидетельствует о гражданской смелости автора.

Не менее важным решением художника стала поэтическая реконструкция лирической формы послания к другу, находящемуся в заточении. Этот сюжет древнерусской литературы получил в творчестве Пушкина новый философский импульс.

Автор расширяет понятие друзей до обобщенно-интимного «братья», тем самым разрушает границы между идеологическим и кровно-природным.

Своим творчеством Пушкин намечает темы и мотивы, которые станут основой философских и эстетических приоритетов русской культуры. Пушкинская поэзия задает особую этическую тональность культуре, становится эталоном для наследников гуманистической традиции художника.

Каждая тема в лирике поэта проецируется на глобальные философские категории, каждый образ обнаруживает аналог в сферах высшего проявления человеческого духа. Стихотворение «Пророк» является поэтической попыткой приложения священного материала к теме творчества.

Обратите внимание

В основе сюжета драматическая метаморфоза, приводящая лирического героя к обретению божественной сущности. Способность нового видения мира уравнивает поэта с пророком.

Тема творчества претерпевает качественную эволюцию в пушкинской поэзии – от поклонения античным образцам, исполненным гармонии, до формулирования смысла поэзии в «Памятнике». В раннем стихотворении «К моей чернильнице» «подруга думы праздной» персонифицируется в образе источника вдохновения.

Пушкин обнаруживает сокровища слов на дне чернильницы. Благодарность лирического персонажа объединяет искренность признания служителя муз и иронический пафос свободного творца, независимо и решительно провозглашающего идею тождества поэзии надвременному бытию. Эта мысль обнаруживает продолжение в поэтических манифестах «Поэт и толпа», «Поэту», «Поэт».

Особую функцию в движении художественной мысли Пушкина выполняет мотив воспоминания, посредством которого поэт обращается к культурной традиции как к собственному переживанию, своеобразной форме частного опыта. Сюжет «19 октября» органично объединяет образ природы и друзей.

Поэтическое мироздание Пушкина отлично от пантеического любования натурой и от аналитического стремления разъять космос на составные, чтобы осмыслить величие целого в отдельном факте.

Природа – это не только фон, на котором развиваются лирические переживания, но это и прообраз гармонии, которая может быть постигнута мыслящей и чувствующей личностью.

Пушкинская поэзия отражает все многообразие национального космоса. Переживания лирического героя обрамляются картинами природы, которые усиливают движения души, обобщают их до универсального масштаба. Именно Пушкину принадлежит заслуга создания нового образа природы; поэт отстраняется от классицистического и просветительского пейзажей, создает особый объем очеловеченного бытия.

Любимым временем года поэта являлась осень. Она ассоциируется с периодом размышлений о жизни, с новым импульсом творческой энергии. Десятая и одиннадцатая строфы стихотворения «Осень» представляют опыт постижения взаимосвязи времени года и вдохновения.

Автор впервые в отечественной литературе прослеживает этапы становления поэтической мысли, моменты кристаллизации художественного образа.

Важно

В пятой главе «Евгения Онегина» Пушкиным дается описание смены времен года. Художник использует прием олицетворения, максимально наполняя эмоциями мироздание: «…зимы ждала, ждала природа».

Автор гениально воспроизводит смену природных декораций. «Осень золотая» уступает белому пейзажу.

Картины «сверкающего» дня кульминируются сценой крестьянской жизни, темой не омрачаемой ничем радости, весь мир погружен в ощущение беспредельного счастья жизни.

Зима в творчестве Пушкина становится эмблемой философских раздумий. В стихотворении «Зимний вечер» дана картина природной стихии, владычествующей над миром. Буря объемлет природу плачем и воем. Прием контраста является основой композиции произведения, автор противопоставляет уют дома ненастью.

Человек является в творчестве Пушкина главным объектом изучения и воспевания. В «Дорожных жалобах» автор перечисляет все многообразие мира, где приходится бывать человеку, проповедуя мысль о благостности домашнего тепла. Тематически это стихотворение связано с «Зимней дорогой».

Бесприютный путь, монотонный звук колокольчика, песнь ямщика вызывают у лирического героя разнообразные чувства. И только осень возвращает поэта к размышлениям о себе и о мире, придавая им характер умиротворенного созерцания.

В философском шедевре «19 октября» автор размышляет и о бренности мира. Тональность описания Пушкин изменяет в зависимости от предмета рассуждений. Природа побуждает его к философскому приятию неизбежного, к постижению глубин жизни.

Художнику присущ оптимистический взгляд, однако горестные размышления зачастую пронизывают его поэтические произведения.

Совет

Стихотворение «К морю» во многом навеяно настроениями Байрона. Элегические мотивы восходят к традиционным романтическим образам.

Пустынный берег, одинокие скалы, бушующая стихия олицетворяют противоречивость самопостижения человека. В том же пессимистическом регистре решается тема стихотворения «Телега жизни».

Судьба человека уподоблена исполненному безысходности пути, но драматические настроения не исчерпывали эмоционального богатства пушкинской лирики.

Гармония звуков и искренность переживаний объединились в любовной лирике. К величайшим шедеврам русской поэзии относится стихотворение «Я помню чудное мгновенье…». Оно состоит из шести четверостиший, организованных стройным движением темы. Жанр воспоминания позволяет автору снять трагизм ощущений, придать мимолетному, сиюминутному черты непреходящего и вечного.

Обобщенные контуры неизбывной любви формируются постепенно, проявляя новые грани человеческого чувства. Рефрен произведения – слезы, жизнь, любовь – тематически связан с эмблемами высшего порядка – божеством и вдохновением. Это стихотворение идейно связано с лирической миниатюрой «Я вас любил», финальные строки которой свидетельствуют о торжестве самоотверженности.

Велик содержательный диапазон пушкинской лирики. Тема разъединенности преодолевается верой в торжествующую силу человеческой природы, воплощенную в стихотворении «На холмах Грузии…». Пушкинские лирические исповеди – «Что в имени тебе моем…», «Признание» – представляют различные ипостаси движения индивидуального переживания, становящегося языком самопостижения культуры.

Вопросы для размышления и обсуждения

Жанр элегии в творчестве Батюшкова, Жуковского, Пушкина и Некрасова

Своеобразие жанра элегии, его происхождение. Влияние западно-европейской романтической традиции на русскую поэзию.

Картины природы в элегиях Жуковского («Сельское кладбище»), Батюшкова («На развалинах замка в Швеции»), Некрасова («Три элегии»). Идейное содержание произведений, мысль о драматизме человеческих судеб. «Эпизация» элегии: роль повествователя, историко-событийного плана в конкретизации трагического образа мира. Стилистический строй стихотворений.

Обратите внимание

Вытеснение эмоционально-субъективным (ассоциативным) значением слова предметно-логического содержания образа. Роль лейтмотивов в создании лирического настроения. Поэтическая фразеология. Ритм и размер.

Жанр элегии в творчестве Пушкина. Новаторство и традиция. Стихотворение «Уныние» и традиции «Школы гармонической точности». «Песня» Жуковского, «Воспоминание» Батюшкова, «Вновь я посетил…» Пушкина, «Утро», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода…») Некрасова – способы создания элегического настроения. Интимизация и социологизация романтического жанра.

Список литературы

Фридлендер Г. М. Поэтический строй русской лирики. – Л., 1973

Гинзбург Л. Я. О лирике. – Л., 1974

Эйхенбаум Б. М. О лирике. – Л., 1978

Гуковский Г. А. Пушкин и русский романтизм. – М., 1995

Коровин В. И. Русские поэты XIX века. – М., 1986

Манн Ю. В. Поэтика русского романтизма. – М., 1976

Манн Ю. В. Динамика русского романтизма. – М., 1996

Гуревич A. M. Романтизм в русской литературе. – М., 1980

Маймин Е. А. О русском романтизме. – М., 1975

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.gramota.ru

Источник: https://www.BiblioFond.ru/view.aspx?id=78422

Философские мотивы в лирике А. С. Пушкина (стр. 1 из 2)

Философские мотивы в лирике А.С.Пушкина

В историю России Александр Сергеевич Пушкин вошёл как явление необычайное. Это не только величайший поэт, но и основоположник русского литературного языка, родоначальник новой русской литературы.

Лирика Пушкина органически сочетает в себе высокую человечность; гуманность; богатство, глубину и ясность мысли; гармонию формы и, если воспользоваться словами самого поэта, образует в своей слитности союз «волшебных звуков, чувств и дум». Богатство художественного содержания пушкинской лирики неохватно, непостижимо, неисчерпаемо.

В философской лирике Пушкин ставит вечные проблемы бытия: смысл человеческой жизни, смерть и вечность, добро и зло, правда и справедливость. Свобода, любовь, дружба, искусство, природа – высшие философские ценности для поэта.

Стихотворение «К морю» написано в 1824 году в переломный для творчества Пушкина период перехода от романтизма к реализму. В сознании поэта слились воедино мятежная стихия моря и свобода. Он прощается не только со «свободной стихией», но и с романтическим мироощущением.

Начинается стихотворение элегически-величаво, торжественно:

Прощай, свободная стихия!

В последний раз передо мной

Ты катишь волны голубые

И блещешь гордою красой.

Море для Пушкина – всегда символ абсолютной свободы, мощи стихийных сил природы, не зависящей от воли человека. Человек бессилен перед этой величественной, мощной и своевольной стихией:

Смиренный парус рыбарей,

Твоею прихотью хранимый,

Скользит отважно средь зыбей;

Но ты взыграл, неодолимый,

И стая тонет кораблей.

Созерцание моря, его бескрайних просторов приводит Пушкина к раздумью о своей судьбе, о тех надеждах и мечтах, которые владели поэтом в период южной ссылки.

Это были мечты о побеге в неведомые страны, романтический порыв к другим небесам, к иным, свободным стихиям.

Но эти замыслы потерпели крушение, романтическому путешествию не суждено было состояться: поэт остался «у берегов», очарованный «могучей страстью» (имеется в виду чувство, вызванное Е.К.Воронцовой). Чары любви лишают героя возможности ответить на «зов» моря:

Ты ждал, ты звал… я был окован;

Вотще рвалась душа моя:

Могучей страстью очарован,

У берегов остался я…

Важно

Поэтическое изображение моря сочетается с философскими размышлениями поэта о своей личной судьбе, о судьбах «властителей дум» – Наполеона и Байрона.

Звучит мотив одиночества поэта в мире, из которого ушли гениальные современники Пушкина.

В последних строфах поэт вновь, теперь уже навсегда, прощается с морем, в последний раз обозревает его необозримые бескрайние просторы, в последний раз любуется его «торжественной красой»:

Читайте также:  Нравственные проблемы в романе лермонтова герой нашего времени сочинение

Прощай же, море! Не забуду

Твоей торжественной красы

И долго, долго слышать буду

Твой гул в вечерние часы.

В лирике Пушкина тема любви неразрывно сочетается с философскими раздумьями поэта о своей жизни, о радости бытия, о приливе творческих сил в чудные мгновения встречи с чарующей красотой.

Даже среди шедевров любовной лирики Пушкина, где говорит «язык сердца», стихотворение «К***» («Я помню чудное мгновенье…» , 1825г.) – одно из самых проникновенных, трепетных, гармонических.

Здесь чувства без остатка растворены в словах, а слова как бы сами ложатся на музыку.

С тех пор как Михаил Иванович Глинка в 1840 году написал свой знаменитый романс, эти пленительные стихи навсегда соединились с музыкой.

Считается, что стихотворение «К***…» посвящено Анне Петровне Керн. Впервые Пушкин познакомился с Керн в Петербурге, в начале 1819 года. Уже тогда поэт был очарован её красотой и обаянием. После этой встречи прошло шесть лет, и Пушкин вновь увидел Керн летом 1825 года, когда она гостила у своей тётки П.А.

Осиповой в Тригорском, где часто бывал Пушкин. Неожиданный приезд Анны Петровны всколыхнул в поэте почти угаснувшее и забытое чувство. В обстановке однообразной и тягостной, хотя и насыщенной творческой работой, Михайловской ссылки появление Керн вызвало «пробуждение» в душе поэта.

Он вновь ощутил полноту жизни, радость творческого вдохновения, волнение любви.

Совет

Стихотворение начинается с воспоминания о дорогом и прекрасном образе, на всю жизнь вошедшем в сознание поэта. У Пушкина это облик земной женщины, явившейся перед поэтом во всём блеске и очаровании своей красоты. Глубоко сокровенное, затаённое воспоминание согрето трепетным и горячим чувством:

Я помню чудное мгновенье,

Передо мной явилась ты,

Как мимолётное виденье,

Как гений чистой красоты.

Последующие строфы стихотворения автобиографичны, но эмоциональная тональность не снижается.

Пушкин вспоминает годы петербургской жизни, прошедшие «В томленьях грусти безнадежной, / В тревогах шумной суеты»; воссоздаёт иной настрой чувств в период южной ссылки, («Бурь порыв мятежный рассеял прежние мечты»); говорит о «мраке заточенья» Михайловской ссылки, о тягостных днях, проведённых «в глуши»:

Без божества, без вдохновенья,

Без слёз, без жизни, без любви.

В душе поэта вновь возрождается чувство, вновь прилив жизненных сил, вновь приход творческого вдохновения:

Душе настало пробужденье:

И вот опять явилась ты,

Как мимолётное виденье,

Как гений чистой красоты.

И сердце бьётся в упоенье,

И для него воскресли вновь

И божество, и вдохновенье,

И жизнь, и слёзы, и любовь.

Упоение всепоглощающей любовью, упоение красотой любимой женщины приносит ни с чем не сравнимое счастье, блаженство. Без любви нет жизни, нет «божества», нет «вдохновенья».

Отношение к поэтическому дару как дару свыше и к поэту как к пророку раскрывается в стихотворении А.С. Пушкина «Пророк» .

Согласно древним верованиям, кудесники и пророки возвещали людям волю богов – им было доступно проникновение в грядущее. Вместе с тем в стихотворениях Пушкина и поэтов пушкинского круга пророк обычно выступает не только как прорицатель, провидец, но и как неподкупный судья, глашатай истины, смелый обличитель общественного зла.

В своём стихотворении Пушкин использует библейскую символику, библейские мотивы, но придаёт им ярко выраженное политическое содержание. Стихотворение было написано в тяжёлую для Пушкина пору духовного кризиса, вызванного известием о казни декабристов, о трагической участи его друзей и товарищей.

Явление «шестикрылого серафима» помогает поэту обрести дар прозрения, способствует чудесному превращению поэта в пророка:

Духовной жаждою томим,

В пустыне жалкой я влачился,

И шестикрылый серафим

На перепутье мне явился.

Всё, чего касается серафим, связано с чувствами человека. Поэт наделяется способностью видеть и слышать то, что ранее ему было недоступно, постичь сокровенные тайны бытия, обрести дар мудрого всеведенья.

В минуту творческого вдохновения поэт обретает нечеловеческую зоркость, обострённость видения и слуха.

Обратите внимание

Он отрешается от своего обычного состояния и может постичь внутренним взором недосягаемые «горние» высоты и подводные глубины; слышать, как бесшумно плывут диковинные морские чудовища; внимать тихому, едва заметному росту, «прозябанью» лозы:

Перстами лёгкими как сон

Моих зениц коснулся он.

Отверзлись вещие зеницы,

Как у испуганной орлицы.

Моих ушей коснулся он, –

И их наполнил шум и звон:

И внял я неба содроганье,

И горний ангелов полёт,

И гад морских подводный ход,

И дольней лозы прозябанье.

И, наконец, наступает момент наивысшего духовного подъёма: через ряд мучительных превращений происходит обретение мудрости, обретение истины. Взамен «грешного» языка в уста поэта вложено «жало мудрыя змеи», вместо сердца в его груди – «угль, пылающий огнём» Поэт которому стало подвластно всё, слышит голос, повелевающий ему:

«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,

Исполнись волею моей,

И, обходя моря и земли,

Глаголом жги сердца людей».

Это суровое, торжественное воззванье, побуждает поэта стать глашатаем правды, проповедником истины.

Композиционно многие стихотворения поэта основаны на пересечении света и тьмы, жизни и смерти, отчаяния и оптимизма.

В стихотворении «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье…» , 1830г.) трагическая тональность первой части: «Мой путь уныл. Сулит мне труд и горе / Грядущего волнуемое море» сменяется мажорным аккордом»:

Но не хочу, о други, умирать;

Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать;

Тревожное звучание элегии – отражение того, что в жизни человека есть страдания, заботы, «закат печальный», но всё же главным становится то, что составляет высший смысл существования, – чувство прекрасного, радость творчества, способность «мыслить и страдать», вера в чудные мгновения любви. Лирический герой принимает жизнь, несмотря на все её испытания.

Тема бесконечности бытия и преемственности поколений, нерасторжимой связи прошлого, настоящего и будущего звучит в стихотворении «Вновь я посетил…» (1835), которое Пушкин написал во время своего последнего приезда в Михайловское.

Созерцание родных мест, русской природы рождает в нём воспоминания и настраивает на философские размышления. Знакомый пейзаж напоминает о днях молодости и в то же время указывает на неумолимое движение жизни.

Важно

Поэт едет по знакомой дороге из Михайловского в Тригорское и «На границе владений дедовских» снова видит три сосны, которые приветствовали его прежде шорохом своих вершин:

Всё тот же их, знакомый уху шорох –

Но около корней их устарелых

(Где некогда всё было пусто, голо)

Теперь младая роща разрослась…

Настроение поэта сменяется чувством веры в грядущее. Вид трёх сосен, стоящих теперь в окружении «молодой семьи», навеял Пушкину мысли о вечности бытия. Это не только радость вечного обновления жизни, но и уверенность в том, что человеку дано возрождение в следующих поколениях, что рано или поздно на его место придёт новое поколение, которое поэт приветствует:

Здравствуй, племя

Источник: http://MirZnanii.com/a/135923/filosofskie-motivy-v-lirike-a-s-pushkina

Основные мотивы лирики Пушкина

Гений Пушкина намного опередил свое время. В лирических произведениях поэта отражаются существенные проблемы современной ему жизни, очерчиваются темы, которые найдут продолжение в литературе его последователей.

Поэзия Пушкина — это целый мир, в котором каждый читатель может найти то, что касается его лично.

Дружба, любовь к родине, ее история, история человечества, свобода личная и общественная, рабство и тирания, жизнь и смерть, природа и человек, любовь и одиночество — вот лишь небольшая часть мотивов его лирики.

Мотивы свободы и воли особенно возвышенно звучат в творчестве Пушкина в начале 20-х годов. В этот период он поддерживает тесные связи с будущими декабристами, а ода «вольности» — своеобразное поэтическое выражение идей «Союза благоденствия». Но какие бы политические страсти кипели, Пушкин, в первую очередь, оставался поэтом.

Его оду благосклонно встретили читатели и единомышленники, но поэт никогда больше не обращается к этому жанру для создания актуальной политической лирики. Поэт почувствовал, что новое время требует не только новых тем, но и нового их решения.

Свободолюбивые мотивы приобретают в его творчестве пристрастности, которая была присуща только интимной лирике, например, стихотворение «К Чаадаеву».

Одна из главных тем творчества Пушкина — тема поэта и поэзии. Радищев, Рылеев были его предшественниками в этой теме, определили гражданскую позицию поэта по отношению к явлениям действительности. Пушкин идет дальше, его волнует проблема свободы творчества, отражена в стихотворении «Разговор книготорговца с поэтом». Книготорговец очерчивает традиционные поэтические темы:

И так любовью утомленный,

Наскучит лепетом молвы,

Заране отказались вы

От вашей лиры вдохновенной.

Теперь, оставя шумный свет,

И муз, и ветреную моду,

Что ж изберете вы?

Поэт:

Свободу.

Совет

В стихотворении «Пророк» поэт говорит о своей ответственности за все происходящее на земле. Пушкин обращается к образам мифологии, Библии.

В начале стихотворения отражается духовная опустошенность поэта, и осознание своей миссии пророка предоставляет новую силу чувствам и способностям поэта.

Он приходит к выводу, что его миссия не просто утешать, радовать людей или давать наслаждение своими произведениями, но и учить читателя, вести его за собой:

«И Бога глас ко мне воззвал:

«Восстань, пророк, и виждь,

и внемли, исполнись волею моей,

и, обходя моря и земли,

глаголом жги сердца людей ».

Любовная лирика Пушкина удивительно богата и разнообразна. Она имеет определенные особенности.

Одна из них заключается в том, что поэт нарушает существующие правила и подчиняет форму содержанию произведения (нет четкого разделенную на жанры — элегию, романс, послание).

Например, известное стихотворение «К ***» (Анне Петровне Керн), с одной стороны, выглядит, как послание, но имеет определенные черты романса и даже элегии.

НоПушкин не только новатор формы, в любовной лирике он создает новую сеть ценностей, которая опирается на жизненную мудрость и гуманизм.

Гуманизм проявляется прежде всего в его уважительном отношении к любимой, он признает за ней право на выбор, даже если этот выбор не в его пользу. Наиболее характерный пример — стихотворение «Я вас любил».

Обратите внимание

Его любовь — это прежде всего любовь к избраннице, а не к самому себе, к своему чувства.

Любовь, с Пушкиным, это не аномалия (как часто изображали ее романтики), это естественное состояние души человека, и даже когда это чувство не вызывает взаимности, оно приносит радость, а не страдания. Яркий пример такого взгляда на любовь — стихотворение «На холмах Грузии лежит ночная мгла …»:

И сердце вновь горит и любит — оттого,

Что не любить оно не может.

Исследователи творчества Пушкина определяют еще одну тему в творческом наследии поэта — философская лирика. Это в первую очередь лирика природы, отражающая вечную течение жизни, неподвластную человека.

Увиршах о природе Пушкин воспроизводил свои представления об устройстве мира. Рождение, детство, юность, зрелость, старость и, наконец, смерть изображаются, как естественные, не вызывают ни удивления, ни протеста. Природа мудра и справедлива, Пушкин склоняет голову перед самым чудом жизни, которое в его лирике прекрасна в любых проявлениях.

К философской лирики относятся и произведения, где Пушкин излагает свои взгляды на человеческое общество. Например, «Анчар». Он не противопоставляет понятие раб и властитель, в его воображении эти лица равноправны, поэтому возникают такие строки:

Но человека человек

Послал к Анчар властным взглядом …

Вина за то, что зло, которое воплощает Анчар, вылилось в мир, лежит на них обоих. Рабство — это обратная сторона тирании, и существовать они могут только вместе.

Пушкин — первый русский писатель мирового значения, имевшего влияние не только на российский, но и на мировой литературный процесс. Достоевский утверждал, что вся русская литература «вышла из Пушкина». Белинский назвал роман «Евгений Онегин» «энциклопедией русской жизни», в полной мере это определение можно отнести и к лирике Пушкина.

Источник: http://www.1kessay.ru/read/670

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector