Герои повести прощание с матерой распутина сочинение

Сочинение на тему “Прощание с Матёрой В. Распутина”

В. Распутин касается многих нравственных вопросов в своей повести, но судьба Матеры – ведущая тема этого произведения.

В ней легко прочитывается судьба родной деревни Распутина – Аталанки, в годы строительства Братской ГЭС попавшей в зону затопления.

Матера – это и остров, и одноименная деревня. Триста лет обживали это место русские крестьяне. Неторопливо, без спешки, идет жизнь на этом острове, и за те триста с лишним лет многих людей сделала счастливыми Матера. Всех принимала она, всем становилась матерью и заботливо вскармливала детей своих, и дети отвечали ей любовью. Но уходит Матера, уходит душа этого мира.

Обратите внимание

Надумали построить на реке мощную электростанцию. Остров попал в зону затопления. Всю деревню надо переселять в новый поселок на берегу Ангара. Но эта перспектива не радовала стариков.

Душа бабки Дарьи обливалась кровью, ведь в Матере не только она выросла. Это – родина ее предков, а сама Дарья считала себя хранительницей традиций своего народа.

Она искренне верит, что «нам Матеру на подержание только дали… чтобы обихаживали мы ее с пользой и кормились».

Но для чужих этот остров всего лишь территория, зона затопления. Прежде всего, новоявленные строители попытались снести на острове кладбище.

Дарья приходит к выводу, что в людях и обществе стало утрачиваться чувство совестливости.

«Народу стало много боле, – размышляет она, – а совесть, поди-ка та же…,наша совесть постарела, старуха стала, никто на нее не смотрит… Че про совесть ежели этакое твориться!»

Утрату совести герои Распутина связывают впрямую с отрывом человека от земли, от своих корней, от вековых традиций. К сожалению. Остались верными Матере лишь старики и старухи. Молодежь живет будущим и спокойно расстается со своей малой родиною.

Но писатель заставляет задуматься, будет ли человек, покинувший свою родную землю, порвавший со своими корнями, счастливым, и, сжигая мосты, покидая Матеру, не теряет ли он свою душу, свою нравственную опору?

Павлу, старшему сыну Дарьи, тяжелей всего. Он разрывается на два дома: нужно обустраивать жизнь в новом поселке, но еще не вывезена мать. Душой Павел на острове. Ему трудно расстаться с материнской избой, с землей предков. Но и восстать против переселения Павел не в силах.

Важно

Итог плачевен… С карты Сибири исчезло целое селение, а вместе с ним – традиции и обычаи, которые на протяжении столетий формировали душу человека, его неповторимый характер.

Что же теперь будет с Павлом, который мечется между деревней и поселком, между островом и материком, между нравственным долгом и мелочной суетой и так и остается в финале повести в лодке посреди Ангары, не пристав ни к одному из берегов? Что будет с тем гармоническим миром, который для каждого человека становится святым местом на земле.

Что будет с Россией? Надежду на то, что Россия все-таки не утратит своих корней, Распутин связывает с бабкой Дарьей. Она несет в себе те духовные ценности, которые утрачиваются с надвигающейся городской цивилизацией: память, верность роду, преданность своей земле. Берегла она Матеру, доставшуюся ей от предков, и хотела передать в руки потомков.

Но приходит последняя для Матеры весна, и передавать родную землю некому.

Распутин не против перемен, он не пытается в своей повести протестовать против всего нового, прогрессивного, а заставляет задуматься о таких преобразованиях в жизни, которые бы не истребили человеческого в человеке.

В силах людей сберечь родную землю, не дать ей исчезнуть без следа, быть на ней не временным жильцом, а вечным ее хранителем, чтобы потом не испытывать перед потомками горечь и стыд за утерю чего-то родного, близкого твоему сердцу.

Источник: https://doc4web.ru/literatura/sochinenie-na-temu-proschanie-s-matyoroy-v-rasputina.html

Анализ повести «Прощание с Матерой» Распутина

Повесть «Прощание с Матёрой» входит в группу произведений, относящихся к «деревенской прозе». Такие авторы, как Ф.Абрамов, В.Белов, В. Тендряков, В.Распутин, В.

Шукшин поднимали проблемы советской деревни. Но в центре их внимания не социальные, а нравственные вопросы. Ведь именно в деревне, по их мнению, ещё сохранились духовные основы.

Анализ повести “Прощание с Матерой” помогает лучше понять эту мысль.

Сюжет произведения построен на реальных событиях. В 1960 году во время строительства Братской ГЭС была затоплена родная деревня писателя – Старая Аталанка.

Совет

Жителей многих окрестных сёл переместили на новую территорию из зоны затопления.

Подобная ситуация описана в повести «Прощание с Матёрой», созданной в 1976 году: деревня Матёра, находящаяся на одноимённом острове, должна уйти под воду, а её жителей отправляют в недавно построенный посёлок.

Смысл названия повести «Прощание с Матёрой»

Название повести символично. Слово «Матёра» связано с понятиями «мать» и «матёрый».

Образ матери сопряжён с центральным персонажем – старухой Дарьей, хранительницей традиций, на которых держится жизнь дома, семьи, деревни, мира.

Кроме того, Матёра связана с фольклорной и мифологической фигурой – Мать-Сыра Земля, которая считалась у славян символом женского начала и плодородия. «Матёрый» значит крепкий, опытный, много повидавший. 

Слово «прощание» вызывает ассоциации с вечной разлукой, смертью и памятью. А также соотносится со словом «прощение», с последним раскаянием. Продолжим ниже анализ “Прощание с Матерой”.

Проблематика повести Распутина

Повесть «Прощание с Матёрой» Распутина затрагивает широкий диапазон проблем, прежде всего проблем нравственных. Центральное место занимает вопрос о сохранении духовной памяти, об уважении к тому, что создано на земле созидательным трудом многих поколений.

С этим связан и вопрос о цене прогресса. Недопустимо, по мнению писателя, совершенствовать технические достижения путём разрушения памяти о прошлом. Прогресс возможен только тогда, когда движение вперёд техники неразрывно связано с духовным развитием человека.

Немаловажен и вопрос о духовных скрепах людей, об отношениях «отцов и детей». Мы видим в произведении три поколения. К старшему относятся старухи (Настасья, Сима, Катерина, Дарья). Именно они хранительницы памяти, семьи, дома, земли.

К среднему – Павел Пинигин, Петруха, Клавдия. Среди них есть люди, не испытывающие уважения к прошлому, и это одна из ключевых мыслей в анализе “Прощание с Матерой”. Так, Петруха ради получения денег поджёг собственную избу, которую собирались вывезти в музей. Даже свою мать он «забывает» на острове. Неслучайно старуха Дарья называет его беспутным.

Обратите внимание

В этом слове заложена мысль о том, что человек сбился с жизненной дороги. Символично, что Петруха почти забыл собственное имя (ведь Петруха – кличка, на самом деле его зовут Никита Алексеевич). То есть без уважения к своим предкам, без памяти о прошлом у человека нет и будущего. Гораздо сложнее образ Павла Пинигина. Это сын старухи Дарьи.

Он любит Матёру, он хороший сын и хороший работник на своей земле. Но Павел, как и все, вынужден переехать в новый посёлок. Он постоянно ездит через Ангару в Матёру, чтобы навестить мать и закончить дела, но работать должен уже в посёлке. Павел показан как будто на перепутье: со старой жизнью почти разорваны связи, на новом месте ещё не обжился.

В финале повести он заблудился в густом тумане на реке, что символизирует неясность, неопределённость дальнейшей жизни.

Молодое поколение – Андрей, внук Дарьи. Он устремлён в будущее, стремится быть в водовороте событий, хочет успеть и тоже поучаствовать в строительстве ГЭС. С его образом связаны такие понятия, как молодость, энергия, сила, действие.

Он любит Матёру, но она для него осталась в далёком прошлом. Старуху Дарью особенно задевает, что, уезжая из деревни, Андрей не попрощался с ней, не прошёлся по острову, не посмотрел в последний раз места, где он вырос и провёл детство.

«Распутинские старухи» в  анализе повести «Прощание с Матёрой»

«Распутинские старухи» – это мудрые хранительницы памяти, традиций, уходящего в прошлое жизненного уклада. Но главное – носительницы духовного начала, которые размышляют о человеке, о правде и совести.

Главная героиня повести «Прощание с Матёро», старуха Дарья, стоит на последнем рубеже, ей немного осталось жить.

Старуха многое видела, воспитала шестерых детей, из которых троих уже похоронила, пережила войну и смерть близких.

Важно

Дарья считает, что она обязана сохранить память о прошлом, ведь пока она жива, не исчезли бесследно те, о ком она помнит: её родители, сват Иван, погибший сын и многие другие. Неслучайно и свою избу Дарья обряжает в последний путь, как покойника. А после этого уже не разрешает никому входить в неё.

Всю жизнь Дарья старалась следовать завету отца о том, что жить надо по совести. Сейчас ей трудно не от старости, а от тяжести мыслей. Она пытается найти ответы на главные вопросы: как правильно жить, каково место человека в этом мире, возможна ли связь между прошлым, настоящим и будущим, или каждое следующее поколение должно идти своим путём.

Символика в повести Распутина «Прощание с Матёрой»

Немалую роль в произведении играют образы-символы. Если вы делаете анализ “Прощание с Матерой”, не упустите эту мысль. К таким символам можно отнести образ Хозяина острова, царского лиственя, избы, тумана.

Хозяин в повести «Прощание с Матёрой» – это маленький зверёк, охраняющий и стерегущий остров. Предчувствуя всё, что произойдёт здесь, он обходит свои владения. Образ Хозяина соединяется с представлениями о домовых – добрых духах, берегущих дом.

Царский листвень – необъятное, могучее дерево. Его не смогли спилить рабочие, приехавшие уничтожить лес перед затоплением. Листвень соотносится с образом мирового древа – первоосновы жизни. Это ещё и символ борьбы человека с природой и невозможности победы над ней.

Читайте также:  Основные темы и мотивы лирики тютчева сочинение 10 класс

Изба – дом, основа жизни, хранительница очага, семьи, памяти поколений. Неслучайно Дарья относится к своей избе, как к живому существу.

Туман символизирует неясность, размытость будущего. В конце повести люди, поплывшие на остров за старухами, долго блуждают в тумане и не могут найти дороги.

Надеемся, что приведенный в этой статье анализ повести “Прощание с Матерой” Распутина оказался полезным и интересным для вас. В нашем литературном блоге вы найдете сотни статей с подобной тематикой. Возможно вас также заинтересуют статьи по теме:

  • Краткое содержание “Прощание с Матерой”

Источник: https://reedcafe.ru/blogs/analiz-povesti-proshchanie-s-materoy-rasputina

Сочинения на тему Образ Дарьи Пинигиной в повести Распутина «Прощание с Матерой» по Распутин Валентин

В основе сюжета произведения Распутина «Прощание с Матерой» лежит расставание с «малой родиной», где ранее жили деды и прадеды. А теперь этот кусочек земли, у которого есть свой незримый Хозяин, должен исчезнуть из-за строительства ГЭС. Автор талантливо показывает, как новый мир постепенно выделяет духовность и то, что было создано предками, а также память о них.

Единственный персонаж, кто помнит о своих обязательствах перед предками и не готов расстаться с родиной – это старики. И «самая старая из старух» – Дарья Пнигина. Именно она и становится главной героиней повести. Невзирая на свои уже немолодые года, она еще достаточно крепкая, у нее еще есть сила в руках и ногах. Кроме того, женщина умело справляется с «немалой работой по хозяйству».

С образом Дарьи поднимается проблема поколений, памяти и родственных уз. В этом отношении явно выделяется эпизод на кладбище, когда начали разорять могилы. Здесь отчетливо была видна необыкновенная сила духа, которую проявила старуха.

Не испугавшись «здоровенного, как медведь, мужика», женщина бросилась в защиту святого места. Ведь кладбище – это священное место почитания предков, а разрушить его – это грех и кощунство.

Совет

Но новому поколению приказ свыше важнее, и им чужда привязанность пожилых жителей к земле и уважение к чужой памяти.

Дарья – это воплощение духовных идеалов. Именно она постоянно рассуждает о верности, о смысле человеческой жизни, преемственности поколений и человеческой душе. Героине довелось прожить нелегкую жизнь, полную утрат: потерю мужа и смерть троих детей.

Однако это не озлобило ее, не довело до отчаяния, а наоборот, дало ей силы, опыт и возможность понимать главное в жизни. Главное для человека – это его душа. Ведь не зря героиня часто заводит разговоры со своим внуком Андреем.

Правда, им тяжело понять друг друга.

Создавая образ Дарьи, ее сына Павла и внука Андрея, автор показывает, как из поколения в поколение человек деградирует душевно. И если у Павла мы видим хоть какое-то сочувствие и жалость к Матере, то Андрею уже все равно. Покидая деревню, он даже не захотел пройтись местами детства и попрощаться со своей «малой родиной».

У Дарьи совсем другое отношение к Матере и каждому домику, и уголку в деревне. Это ее родной, живой и полноценный мир. Жгут мельницу, героиня идет провожать ее, думая, сколько хорошего она ей дала.

Перед тем, как собрались сжечь избу героини, она побелила ее, прибралась в ней, будто совершала обряд над покойником.

И перед тем, как покинуть свой родной дом, женщина запирает его, дабы не осквернили его чужаки.

Автор наделил свою героиню истинной народной силой и духовностью. Это невообразимое могущество характера стоит на связи с прошлым, на почитании предков, на благодарности родной земле. Именно эти ценности и воспевает В.Г. Распутин.

Источник: https://www.kursoteka.ru/essay/45/view/469

Сочинение по повести Распутина В.Г. «Прощание с Матерой»

Повесть Распутина «Прощание с Матерой», которая была написана писателем еще в 1976 году, раскрывает нам самые разнообразные проблемы. Прежде всего, в произведении затронуты проблемы экологии, показаны последствия развития научно-технического прогресса и подняты вопросы человеческого существования.

Для того чтобы познакомиться с произведением Распутина «Прощание с Матерой» и сделать анализ, можно прочитать работу Распутина «Прощание с Матерой» в кратком содержании.

Итак, согласно краткому содержанию, мы попадаем на остров Матеру, где живут люди своей жизнью, обрабатывают землю, но, в связи со строительством гидроэлектростанции, им сообщают о необходимости переселения в другое место, так как их родной уголок будет затоплен.

Обратите внимание

Молодое поколение данную новость воспринимает хорошо, а вот для стариков жить в городе, отказаться от родных мест, забыть о прошлом – хуже смерти.

Долго они никуда не переезжают, защищают жилье и могилы, которые стали разрушать, спиливая ограды и кресты. Но, старики отстояли могилы, хотя, переселение неизбежно. Люди живут в своих домах до последнего. Уже неоднократно приезжали дети, чтобы забрать родителей в город, где живется хорошо, но старики отказываются. Для них очень важно оставаться здесь, как можно дольше.

Последний раз на остров приезжают для того, чтобы собрать урожай, забрать скот, вещи, предметы быта, а также, чтобы сжечь свои дома, при этом внук главной героини успокаивает бабушку тем, что ГЭС принесет пользу и такая жертва, как затопление острова, это небольшая плата за будущее. Он говорит, что эти перемены только к лучшему. Вот только сложно переживают старики переезд, мало того, дед Егор и вовсе умирает, настолько сложно ему дался переезд, а тоска свела его в могилу.

Заканчивается повесть Распутина «Прощание с Матерой» тем, что председатель острова, узнав о том, что не все старики покинули остров, едет за ними на катере. А далее мы можем лишь предполагать, чем завершается произведение Распутина. Ведь дальше автор ничего не пишет.

Работа Распутина «прощание с Матерой» интересная и вызывает бурю эмоций. Мы переносимся на остров к главным героям и переживаем вместе с ними.

Автор настолько хорошо передал все их чувства, что невольно хочется протестовать вместе с ними, стать на их защиту и остановить процесс запуска ГЭС. Но, все мы бессильны. Процесс запущен, да и цели благородные, ведь ГЭС обеспечит электричеством всю страну.

Но, цена здесь очень большая – стереть с лица земли сибирское село, лишив людей не просто родного уголка, а всю их историю.

Для стариков – это трагедия.

Переехать в город для них – это что-то ужасное и почему-то администрация не может понять все чувства пожилых людей, не понимают, насколько больно видеть старым людям, как разоряются могилы их пращуров, как рушатся надежды, как ломается их судьба. Мы видим, насколько велика любовь людей к их малой Родине, но, тут же автор показывает, как могут ослабевать связи с родными местами в зависимости от поколения.

Если говорить о произведении Распутина «Прощание с Матерой» и о его героях, то в первую очередь стоит упомянуть стариков, среди которых коренная жительница острова восьмидесятилетняя старуха Дарья.

Это мудрая женщина, которая много чего повидала в жизни и не желала предавать свою малую Родину, оставаясь на острове до конца.

Важно

Далее Сима, Настасья, Катерина, Богодул – это все старики острова, жители, с которыми никто не считался, лишь поставили перед фактом переезда.

Павел – сын Дарьи. Женатый и имеет семью. Он с женой хорошо воспринял информацию о переезде и, даже больше, в новом месте им живется лучше.

Андрей – сын Павла, внук Дарьи. Это уже молодое поколение, которое не столь болезненно относится к потере родного уголка и легче всего относится к переменам. К тому же, в техническом прогрессе Андрей видит одни только плюсы, а островом, ради благого дела, можно и пожертвовать.

Хозяин – сказочное существо, которого никто не видит, но, он каждый вечер делает обход острова и охраняет его от бед и невзгод.

Так, в повести мы увидели отношения поколений, разные взгляды на одну и ту же проблему, различия двух укладов жизни: городского и деревенского, отношение властей и народа.

Источник: http://sochinyshka.ru/sochinenie-po-povesti-rasputina-v-g-proshhanie-s-materoj.html

Герои повести “Прощание с Матерой”: таблица с краткой характеристикой (список с описанием персонажей)

Дарья Пинигина и другие жители Матеры(кадр из фильма “Прощание” 1981 г.)

Герои повести “Прощание с Матерой” Распутина – это жители острова-деревни Матера. Они вынуждены покинуть свой любимый остров из-за предстоящего затопления.

Ниже представлена таблица с краткой характеристикой героев повести “Прощание с Матерой”: описание главных и второстепенных персонажей.

Смотрите: Все материалы по “Прощанию с Матерой”

Герои повести «Прощание с Матерой»(краткая характеристика в таблице)
Дарья Пинигина Старушка Дарья Васильевна Пинигина – коренная жительница Матеры. Ей больше 80 лет. Она прожила трудную жизнь. Дарья – мудрая старушка с сильным характером. Местные старики часто собираются у нее, пьют чай и говорят о жизни. Дарья любит свою родную Матеру и остается на ней до последнего дня.Подробнее о Дарье >>
Павел Пинигин Павел Миронович Пинигин – сын Дарьи Пинигиной. Ему 50 лет. Он женат, у него есть трое сыновей. Младшего сына зовут Андрей. Жену Павла зовут Соня. Павел работает в совхозе сначала бригадиром, потом трактористом. Он участвовал в Великой Отечественной Войне, после которой не может прийти в себя уже много лет. Павел – простой, честный и трудолюбивый мужчина.  Подробнее о Павле >>
Андрей Пинигин Андрей Пинигин – младший сын Павла Пингина, внук старушки Дарьи Пинигиной. Андрей – молодой парень в возрасте 21-22 лет. Он недавно пришел из армии. Андрей мечтает работать на каком-нибудь грандиозном объекте, например, на ГЭС и т.д. Андрею не нравится жизнь в деревне. Он хочет быть среди передовой молодежи. Андрей не грустит о затоплении Матеры и смело смотрит в будущее.  Подробнее об Андрее >>
Богодул Старик Богодул много лет живет на Матере. Он часто бывает у старухи Дарьи в гостях. Ходят слухи о том, что Богодул был судим за убийство. На Матере Богодул живет в заброшенном здании. Он похож на лешего или снежного человека и ходит босой круглый год. Богодул вместе с другими стариками остается на Матере до последнего.Подробнее о Богодуле >>
Петруха Настоящее имя Петрухи – Никита Зотов. Петруха – один из жителей Матеры. Петрухе около 40 лет. У него есть мать, старушка Катерина. Петруха – беспутный, ленивый и безответственный человек. Петруха – пьяница. Он живет одним днем и не помогает бедной, одинокой матери.Подробнее о Петрухе >>
Катерина Старушка Катерина Зотова – мать Петрухи, милая и добрая женщина. Катерина – жительница Матеры, подруга Дарьи Пинигиной. Катерина вместе с Дарьей и другими стариками остается на Матере до последнего дня.
Настасья и Егор Старуха Настасья и ее муж Егор – жители Матеры, соседи Дарьи Пинигиной. У стариков было 4 детей, но все они умерли. Настасья и Егор переезжают с Матеры в город раньше других стариков. Вскоре дед Егор умирает от тоски по Матере. Тогда Настасья приезжает на Матеру. Вместе с другими стариками Настасья находится на Матере до последнего.  
Сима и Коля Старуха Сима с внуком Колей – жители Матеры. Сима – приятельница Дарьи Пинигиной. Сима живет на Матере уже 10 лет. У нее есть немая дочь, которая не занимается сыном. Сима воспитывает внука сама. Старушка Сима и ее внук Коля остаются на Матере с другими стариками до последнего.
Воронцов Борис Андреевич Воронцов – председатель совхоза. Воронцов отвечает за переселение жителей Матеры в поселок. Воронцов – начальник Павла Пинигина по совхозу.
Хозяин Хозяин Матеры – невидимое, сказочное существо, которое охраняет остров. Каждую ночь Хозяин выходит, чтобы осмотреть свою Матеру. Для людей Хозяин невидим. Но при этом сам он видит и знает все, что происходит на острове.
Читайте также:  Образ и характеристика грея из рассказа алые паруса грина 6 класс сочинение

Источник: http://www.literaturus.ru/2016/04/geroi-proshhanie-s-materoj-tablica.html

Школьные сочинения

Повесть В.Г. Распутина “Прощание с Матёрой” (1976) – одно из самых значительных, вершинных произведений деревенской прозы. Конкретная жизненная ситуация (затопление деревни-острова из-за строительства гидроэлектростанции, переселение людей на новые земли) приобретает обобщенно-символическое значение.

Жанр повести определяется исследователями как философская притча. О судьбе родины, всей земли, некой моделью которой и является Матёра, с тревогой размышляет писатель. Недаром возникает столько ассоциаций со словом Матёра: материк (земная твердь), мать-сыра земля, мать, матерый (здоровый, крепкий) народный уклад жизни. “Это произведение на мировую тему, – считает Д.С.

Лихачев, – ибо тема отношения к родным местам интересует всех во всем мире”.

Старики прощаются с Матёрой как с живым существом. Уход ее осмысляется как вмешательство неразумной человеческой воли в естественный ход вещей, в разумное жизнеустройство. С исчезновением Матёры разрушается и гармония человеческих отношений, ибо нарушено единство человека, общества и природы. Уход Матёры равносилен концу света.

Но все это очевидно только для старух, старика Богодула и самого автора. Особенно тяжело переживает происходящее Дарья Пинигина, “самая старая из старух”, главный “резонер” повести. Она “видит на память” всю историю Матеры, и читатели смотрят ее глазами, постепенно вживаясь в пространство острова.

Образ Дарьи, пожалуй, самая большая удача Распутина, он уникален по своему драматическому психологизму и философичности.

Пафос философии Дарьи – в обращении к предкам, которые жили и умерли, чтобы подготовить жизнь новых поколений, оставили им свой духовный опыт.

Совет

Она болеет душой за весь свой род, поэтому осквернение родовых могил матёринцев “нечистью” из санэпидстанции становится для Дарьи и других старожилов Матёры подлинной психологической травмой. По их мнению, это признак полного одичания человека.

Действительно, не нами начинается жизнь на земле и не нашим уходом заканчивается; как мы относимся к предкам, так и к нам будут относиться потомки. Распутин устами своей Дарьи ведет разговор о важнейших вещах – сохранении памяти, корней, традиций. Память Дарьи не смыть водами Ангары.

Она даже избу свою, в которой многие поколения предков жили, а она лишь временная хозяйка, провожает в последний путь, как живую, отмывая и беля в последний раз.

Писатель показывает, как от поколения к поколению связи с Матёрой ослабевают. Пятидесятилетний сын Дарьи Павел уже не уверен, правы ли старики в своей яростной защите острова, а его сын Андрей ведет с бабкой спор о техническом прогрессе.

В дальнейшем существовании острова он не видит толку и согласен отдать его “на электричество”, тем самым отрекаясь от своей родины и объединяясь с чужими, “официальными лицами”, для которых жители Матёры – “граждане затопляемые”. Писатель не против прогресса, но его настораживает то, что за ним теряется человек. По словам С. В.

Переваловой, в устах Дарьи звучит материнская тревога и боль за человеческую душу, деформированную техногенной цивилизацией. Героиня видит, что уже не машины служат людям, а люди – машинам, и предостерегает: “Себя вы и вовсе скоро растеряете по дороге”.  Фантастика и символика необычайно органичны в этой реалистической повести.

Любимые герои Распутина способны видеть то, что необъяснимо никакой логикой. Поражают прозрения Дарьи – ее встреча со своим родом, с “многовековым клином” предков, на острие которого она себя видит. Остров оберегает маленький, молчаливый,  но с выразительным взглядом диковинный зверек, живущий в земле, – Хозяин Матёры.

Другая опора острова – царский листвень, которым, согласно легенде, “крепится остров к речному дну, одной общей земле, и покуда стоять будет он, будет стоять и Матёра”. Ни топоры, ни огонь “чужих людей” не берут гордое дерево, некий природный корень жизни. Хозяин острова и листвень олицетворяют силы самой природы.

Вспоминает писатель и известную русскую легенду о невидимом граде Китеже: Дарье кажется, что, подобно ему, “снялась, улетела Матёра”, не поддавшись разрушителям. Наконец, в финальном эпизоде интересны библейские реминисценции – всемирный потоп и Ноев ковчег, каковым становится барак Богодула.

Распутин заставляет читателей “оглянуться на самих себя, вспомнить, с какой Матёры каждый из нас”.

Хорошее сочинение? Тогда в закладки – » Сочинение-изложение по повести В.Г. Распутина “Прощание с Матёрой” . Это нужно, ведь не потеряешь!

Новые сочинения:

Источник: http://soch-russ.narod.ru/index-2305.htm

Тема преемственности поколений (по повести «Прощание с Матерой» В. Г. Распутина)

Стать классиком литературы еще при жизни доводилось далеко не всем из известных нам сегодня писателей. Валентин Григорьевич Распутин приобрел известность довольно быстро. Тяжелая судьба закалила характер Распутина.

Он родился в 1937 году, в годы страшных репрессий. В конце 40-х в сибирской тюрьме погибает отец будущего писателя. Детство Валентина Григорьевича прошло в нужде и лишениях. Единственным, что спасало от тяжких раздумий и помогало выжить, стали книги.

Любовь к литературе стала отправной точкой в выборе призвания. О своих школьных годах Распутин написал рассказ “Уроки французского”. Прославился писатель повестями “Деньги для Марии” и “Последний срок” о непростой жизни людей в сибирской деревне.

Со временем основным жанром творчества Распутина становится философская повесть.

Проблема смены старого и нового, нравственно-философские вопросы жизни затронуты в повести “Прощание с Матерой”. Основная тема произведения – судьба отдельно взятой деревни, которая типична и проецируется на судьбу многих российских сел.

Проблематика повести довольно обширна: человек и природа, культура и экология, смысл человеческой жизни и связь отцов и детей.

В повести Распутин, используя прием аллегории, фольклорные и мифологические мотивы, создает образ Матеры – символа народной крестьянской России и ее истории.

Обратите внимание

Матерой называется и остров посреди Ангары, и деревня на нем. Корень слова “матера” – “мать”, “матерый” означает “зрелый”, “опытный”. Кроме этого, в Сибири матерой называют центральное, самое сильное течение на реке.

Фабула повести следующая. Столичные чиновники приняли решение построить водохранилище, важный объект для народного хозяйства. Постройка плотины приведет к печальному и трагическому результату: Матера окажется под водой. Но план утвержден, и пользы от водохранилища именно в этом месте гораздо больше, чем от какой-то деревни.

Распутин обращает внимание на вымирание русской деревни. В Матере остались одни старики, за которых некому заступиться. В деревне негде учиться и работать, поэтому дети уезжают в большой мир.

Распутин рисует яркие и разнообразные характеры стариков (Анна, Дарья), изучает самые глубокие уровни человеческой души.

Автор отмечает необычную на первый взгляд метаморфозу: к удивлению людей, когда-то мечтавших уехать в город, родные корни никуда не исчезают и становятся опорой и основой существования. Как будто сама земля дает силу своим детям, как былинным героям.

Сын Дарьи Павел удивлен тем, “с какой готовностью смыкается вслед за ним время: будто не было никакого… поселка… будто никуда он из Матеры не отлучался. Приплывал – и невидимая дверка за спиной захлопывалась”.

Души стариков обливаются кровью. Им некуда уехать из Матеры, из места, где они родились и где им не дадут умереть. Показательна сцена разрушения деревенского кладбища: она поражает даже горожан.

Читайте также:  Сочинение рассуждение по рассказу матренин двор солженицына

Право людей жить в соответствии с традициями отнято у жителей Матеры. Жестокие законы города приходят даже в этот забытый уголок. С чувством безнадежности Дарья говорит: “Она, жисть ваша, ишь какие подати берет: Матеру ей подавай, оголодала она”.

Городская жизнь с ее правилами представляется Дарье страшным чудовищем.

Важно

Даже Хозяин острова, добрый дух, не может помочь жителям Матеры помириться друг с другом, со своей землей, победить бездушное постановление и спасти деревню.

“Прощание с Матерой” критики называют повестью-предупреждением. Не нужно много думать, чтобы разрушить многовековую связь с землей, сжечь дом или уехать за тридевять земель. Сложнее остаться при этом человеком, достойным уважения.

Источник: http://www.sochuroki.com/tema-preemstvennosti-pokolenij-po-povesti-proshhanie-s-materoj-v-g-rasputina/

Готовые школьные сочинения

Ноя 12 2016

Распутин “Прощание с Матерой”

Валентин Григорьевич Распутин родился в 1937 году в поселке Усть-Уда, что стоит на Ангаре, почти на полпути между Иркутском и Братском.

После школы в 1959 году окончил историко-филологическое отделение Иркутского университета, затем занялся журналистикой.

Первые очерки и рассказы Распутина были написаны в итоге корреспондентской работы, поездок по близкой его сердцу Сибири: в них отложились наблюдения и впечатления, которые стали опорой для размышлений писателя о судьбе родного края. Распутин любит родину.

Он не представляет себе жизни без Сибири, без этих трескучих морозов, без этого слепящего глаза солнца. Именно поэтому в своих произведениях писатель раскрывает таежную романтику, единство людей с природой, изображает характеры, завораживающие своей силой, первозданностью, естественностью. Такие характеры Распутин открыл в сибирских селениях.

На материале сибирской деревни написаны такие повести, как “Последний срок” (1970), “Деньги для Марии” (1967), “Вверх и вниз по течению”. Здесь автор поднимает высокие нравственные проблемы добра и справедливости, чуткости и щедрости человеческого сердца, чистоты и откровенности в отношениях между людьми.

Однако Распутина интересовала не только личность с ее духовным миром, но и будущее этой личности. И я бы хотела рассказать именно о таком произведении, в котором ставится проблема бытия человека на copyright отцов” и “детей”.

“Отцы” это люди, для которых разрыв с землей смертелен, они выросли на ней и любовь к ней впитали с молоком матери.

Это и Богодул, и дед Егор, и Настасья, и Сима, и Катерина. “Дети” это та молодежь, которая так легко оставила на произвол судьбы деревню, деревню с историей в триста лет. Это и Андрей, и Петруха, и Клавка Стригунова. Как мы знаем, взгляды “отцов” резко отличаются от взглядов “детей”, поэтому конфликт между ними вечен и неизбежен.

Совет

И если в романе Тургенева “Отцы и дети” правда была на стороне “детей”, на стороне нового поколения, которое стремилось искоренить морально разлагающееся дворянство, то в повести “Прощание с Матерой” ситуация совершенно противоположная: молодежь губит то единственное, что делает возможным сохранение жизни на земле (обычаи, традиции, национальные корни).

Главный идейный персонаж повести старуха Дарья. Это тот человек, который до конца жизни, до последней ее минуты остался предан своей родине. Дарья формулирует главную мысль произведения, которую сам автор хочет донести до читателя: “Правда в памяти.

У кого нет памяти, у того нет жизни”. Эта женщина является некой хранительницей вечности. Дарья истинный национальный характер.

Писателю самому близки мысли этой милой старушки. Распутин наделяет ее лишь положительными чертами, простой и незатейливой речью. Надо сказать, что все старожилы Матеры описаны автором с теплотой.

Как искусно изображает Распутин сцены расставания людей с деревней.

Прочтем еще раз, как снова и снова откладывают свой отъезд Егор и Настасья, как не хотят уезжать они из родной стороны, как отчаянно борется Богодул за сохранение кладбища, ведь оно свято для жителей Матеры: “…А старухи до последней ночи ползали по кладбищу, втыкали обратно кресты, устанавливали тумбочки”. Все это лишний раз доказывает то, что отрывать народ от земли, от его корней нельзя, что такие действия можно прировнять к жестокому убийству.

Автор очень глубоко осмыслил проблему, вставшую перед обществом в эпоху НТР, проблему утраты национальной культуры. Из всей повести понятно, что эта тема волновала Распутина и была актуальна и у него на родине: недаром он располагает Матеру на берегу Ангары. Матера символ жизни.

Да, ее затопило, но память о ней осталась, она будет жить вечно

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани – » Распутин “Прощание с Матерой” . Литературные сочинения!

Источник: http://www.testsoch.net/rasputin-proshhanie-s-materoj/

Сочинение по повести Распутина “Прощание с матерой”

Валентин Григорьевич Распутин родился в 1937 году в поселке Усть-Уда, что стоит на Ангаре, почти на полпути между Иркутском и Братском. После школы в 1959 году окончил историко-филологическое отделение Иркутского университета, затем занялся журналистикой.

Первые очерки и рассказы Распутина были написаны в итоге корреспондентской работы, поездок по близкой его сердцу Сибири: в них отложились наблюдения и впечатления, которые стали опорой для размышлений писателя о судьбе родного края. Распутин любит родину.

Он не представляет себе жизни без Сибири, без этих трескучих морозов, без этого слепящего глаза солнца. Именно поэтому в своих произведениях писатель раскрывает таежную романтику, единство людей с природой, изображает характеры, завораживающие своей силой, первозданностью, естественностью.

Обратите внимание

Такие характерыРаспутин открыл в сибирских селениях. На материале сибирской деревни написаны такие повести, как “Последний срок” (1970), “Деньги для Марии” (1967), “Вверх и вниз по течению”.

Здесь автор поднимает высокие нравственные проблемы добра и справедливости, чуткости и щедрости человеческого сердца, чистоты и откровенности в отношениях между людьми. Однако Распутина интересовала не только личность с ее духовным миром, но и будущее этой личности.

И я бы хотела рассказать именно о таком произведении, в котором ставится проблема бытия человека на Земле, проблема жизни поколений, которые, сменяя друг друга, не должны потерять связи. Это повесть “Прощание с Матерой”. Хотелось бы заметить, что Распутин попытался возвратить интерес к старинному русскому повествовательному жанру-повести.

“Прощание с Матерой” – своеобразная драма народной жизни – была написана в 1976 году. Здесь речь идет о человеческой памяти и верности роду своему.

Действие повести происходит в деревне Матера, которая вот-вот должна погибнуть: на реке возводят плотину для постройки электростанции, поэтому “вода по реке и речкам поднимется и разольется, затопит.”, конечно, Матеру. Судьба деревни решена. Молодежь без раздумий уезжает в город. У нового поколения нет тяги к земле, к Родине, она все стремится “перейти на новую жизнь”.

Безусловно, то, что жизнь – это постоянное движение, изменение, что нельзя оставаться неподвижно на одном месте столетия, что прогресс необходим.

Но люди, вступившие в эпоху НТР, не должны терять связи со своими корнями, разрушать и забывать вековые традиции, перечеркивать тысячи лет истории, на ошибках которой им бы следовало учиться, а не совершать свои, иногда непоправимые.

Всех героев повести условно можно разделить на “отцов” и “детей”. “Отцы” – это люди, для которых разрыв с землей смертелен, они выросли на ней и любовь к ней впитали с молоком матери. Это и Богодул, и дед Егор, и Настасья, и Сима, и Катерина.

“Дети” – это та молодежь, которая так легко оставила на произвол судьбы деревню, деревню с историей в триста лет. Это и Андрей, и Петруха, и Клавка Стригунова. Как мы знаем, взгляды “отцов” резко отличаются от взглядов “детей”, поэтому конфликт между ними вечен и неизбежен.

Совет

И если в романе Тургенева “Отцы и дети” правда была на стороне “детей”, на стороне нового поколения, которое стремилось искоренить морально разлагающееся дворянство, то в повести “Прощание с Матерой” ситуация совершенно противоположная: молодежь губит то единственное, что делает возможным сохранение жизни на земле (обычаи, традиции, национальные корни).

Важно

Главный идейный персонаж повести – старуха Дарья. Это тот человек, который до конца жизни, до последней ее минуты остался предан своей родине. Дарья формулирует главную мысль произведения. которую сам автор хочет донести до читателя: “Правда в памяти. У кого нет памяти, у того нет жизни”.

Эта женщина является некой хранительницей вечности. Дарья – истинный национальный характер. Писателю самому близки мысли этой милой старушки. Распутин наделяет ее лишь положительными чертами, простой и незатейливой речью. Надо сказать, что все старожилы Матеры описаны автором с теплотой.

Как искусно изображает Распутин сцены расставания людей с деревней. Прочтем еще раз, как снова и снова откладывают свой отъезд Егор и Настасья, как не хотят уезжать они из родной стороны, как отчаянно борется Богодул за сохранение кладбища, ведь оно свято для жителей Матеры: “.

А старухи до последней ночи ползали по кладбищу, втыкали обратно кресты, устанавливали тумбочки”.

Все это лишний раз доказывает то, что отрывать народ от земли, от его корней нельзя, что такие действия можно прировнять к жестокому убийству.

Автор очень глубоко осмыслил проблему, вставшую перед обществом в эпоху НТР, – проблему утраты национальной культуры. Из всей повести понятно, что эта тема волновала Распутина и была актуальна и у него на родине: недаром он располагает Матеру на берегу Ангары.

Матера – символ жизни. Да, ее затопило, но память о ней осталась, она будет жить вечно

(Пока оценок нет)
Loading…

Вы сейчас читаете сочинение Сочинение по повести Распутина “Прощание с матерой”« Онегин и Ленский в романе Евгений ОнегинКак Толстой характеризует войну 1812 года »

Источник: http://schoolessay.ru/sochinenie-po-povesti-rasputina-proshhanie-s-materoj/

Ссылка на основную публикацию