Характеристика и образ помещика в сказке дикий помещик салтыкова-щедрина сочинение

Сочинение на тему Письменный анализ сказки (по сказке Салтыкова-Щедрина «Дикий помещик»)

Письменный анализ сказки (по сказке М. Е. Салтыкова-Щедрина “Дикий помещик») Сказка — один из эпических жанров литерату­ры, для которого характерен глубокий подтекст. Именно поэтому к данному жанру обратился Сал­тыков-Щедрин.

Его сказки — это отдельный, самостоятельный этап его творчества, в котором уложи­лось все то, что писатель накапливал на протяжении четырех десятилетий своего творческого пути. Сам он адресует свои сказки “детям изрядного возраста», то есть взрослым людям.

И к ним автор обращается до­вольно сурово, умно, высмеивая людские недостатки и пороки.

Сказки Щедрина отличаются истинной народ­ностью. Поднимая в них самые злободневные вопро­сы русской действительности, писатель выступает защитником народа и обличителем господствующего класса. В сказках Салтыкова действительно есть не­которые заимствования из народных сказок.

Обратите внимание

Это и волшебные превращения, и свободная форма изло­жения, и главные герои — представители животного мира. Щедринская сказка, конечно же, совершенно особенная вариация сказочной формы.

Писатель впервые наполнил ее острым общественным смыс­лом, заставил ее раскрывать драмы и комедии чело­веческой жизни.

Мастер эзопова языка, в сказках, написанных в основном в годы жесточайшей цензу­ры, Щедрин использует прием иносказания. Под ви­дом животных и птиц им изображаются представи­тели различных классов и социальных групп.

Причем автор зло высмеивает не только всесильных господ, но и простых работяг с их рабской психологией. Сал­тыков-Щедрин беспощадно критикует терпение и безответность простого русского народа. Хочется остановиться на сказке “Дикий поме­щик», которая написана весьма саркастично и остро – умно.

В ней противопоставлены представители раз­личных социальных слоев — народ и дворяне.

С ед­кой иронией автор пишет: “В некотором царстве, в некотором государстве жил-был помещик, жил и на свет глядючи радовался.

Всего у него было доволь­но: и крестьян, и хлеба, и скота, и земли, и садов. И был тот помещик глупый, читал газету “Весть» и тело имел мягкое, белое и рассыпчатое».

Разумеется, помещик этот ничего делать не умел и мечтал только о том, чтобы избавиться от “холопьего духа».

Важно

Однажды Бог внял его молитвам, и, наконец, му­жицкий мир исчез. И остался “российский дворянин князь Урус-Кучум-Кильдибаев» один. Обращает на себя внимание необычная фамилия. Подобные “мно­гоэтажные» фамилии с тюркским звучанием были принадлежностью древних, высших аристократиче­ских родов, но под пером Щедрина она приобретает нелепое и весьма смешное звучание. Остался помещик один.

Первоначально он явля­ется нам в облике “твердого душой» непоколебимо­го крепостника, убежденного в природном, естествен­ном превосходстве высших кругов над простыми, обыкновенными людьми, которые раздражают его даже своим присутствием.

Но постепенно он одичал: “…весь он, с головы да ног, оброс волосами, словно древний Исав, а ногти у него сделались как железные… ходил же все больше на четвереньках… Утратил даже способность произ­носить членораздельные звуки…

Но хвоста еще не приобрел».

Намек вполне ясен — трудом крестьян живут баре, и поэтому у них всего много: и хлеба, и мяса, и фруктов. И оказывается, что в глубине якобы благородной личности — даже не дикарь, а прими­тивное животное.

На человека “князь» похож только до тех пор, пока его кормит, умывает и подает чис­тую одежду, словом, держит в людском образе Сень­ка — собирательный образ крестьянина. Но без “холопов» страдает не только помещик.

Туго приходится и городу (прекратился подвоз про­дуктов из имения) и даже государству (некому стало платить налоги).

Автор убежден в том, что создатель основных материальных и духовных ценностей — народ, именно он — поилец и кормилец, опора госу­дарства. Но в то же время Щедрин искренне сетует на то, что народ слишком уж терпелив, забит и те­мен. Он намекает, что господствующие силы, стоящие над народом, хотя и жестокие, но не такие уж все­сильные, и при желании их можно победить.

Источник: http://www.testsoch.info/sochinenie-na-temu-pismennyj-analiz-skazki-po-skazke-saltykova-shhedrina-dikij-pomeshhik/

Особенности авторских приемов в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина “Премудрый пескарь” и “Дикий помещик”:

М. Е. Салтыков-Щедрин – великий русский сатирик, революционер-демократ, соратник Чернышевского и Некра­сова. Своим оружием против общественного зла и социаль­ной несправедливости он избрал сатиру, продолжив и развив в новых исторических условиях традиции Фонвизина и Гоголя.

Разные стороны русской действительности подвергает са­тирик осуждению и осмеянию: в “Истории одного города” — это обличение тупой и самодовольной администрации, вплоть до самих самодержцев; в “Господах Головлевых” — сатири­ческое изображение “дворянских гнезд”, порождающих хищ­ничество и пустомыслие, эгоизм и предательство; в очер­ках — раскрытие паразитической сущности чиновничьего ап-

387

парата, бесчеловечности героев “денежного мешка”, осуждение лести, лицемерия, подлости.

Особое место в творчестве Салтыкова-Щедрина занимают сказки с их аллегорическими образами, в которых автор сумел сказать о русском обществе шестидесятых-восьми-десятых годов девятнадцатого века больше, чем историки тех лет.

Чернышевский утверждал: “Ни у кого из предшествую­щих Щедрину писателей картины нашего быта не рисова­лись красками более мрачными. Никто не карал наших соб­ственных язв с большей беспощадностью”.

Салтыков-Щедрин пишет “сказки” “для детей изрядного возраста”, то есть для взрослого читателя, которому надо от­крыть глаза на жизнь. Сказка по простоте своей формы дос­тупна любому, даже неискушенному читателю, и поэтому осо­бенно опасна для “верхов”.

Совет

Недаром цензор Лебедев доно­сил: “Намерение г. С. издать некоторые свои сказки отдель­ными брошюрами более чем странно. То, что г. С.

называет сказками, вовсе не соответствует своему названию; его сказ­ки — это та же сатира, и сатира едкая, тенденциозная, более или менее направленная против общественного и политиче­ского нашего устройства”.

Основная проблема сказок — взаимоотношения эксплуа­таторов и эксплуатируемых. В сказках дана сатира на цар­скую Россию: на чиновничество, на бюрократов, на помещи­ков.

Перед читателем проходят образы правителей России (“Медведь на воеводстве”, “Орел-меценат”), эксплуататоров и эксплуатируемых (“Дикий помещик”, “Как один мужик двух генералов прокормил”), обывателей (“Премудрый пескарь”, “Вя­леная вобла” и другие).

Сказка “Дикий помещик” направлена против всего обще­ственного строя, основанного на эксплуатации, и антинарод­ного по своей сущности. Сохраняя дух и стиль народной сказки, сатирик говорит о реальных событиях современной ему жизни.

Хотя действие происходит в “некотором цар­стве, некотором государстве”, на страницах сказки изобра­жен вполне конкретный образ русского помещика. Весь смысл его существования сводится к тому, чтобы “понежить свое тело белое, рыхлое, рассыпчатое”.

  Он живет за счет

388

своих мужиков, но ненавидит их, боится, не выносит их “холопьего духу”. Себя он считает истинным представите­лем Русского государства, опорой его, гордится тем, что он потомственный российский дворянин, князь Урус-Кучум-Кильдибаев.

Он радуется, когда каким-то вихрем мякин­ным унесло неизвестно куда всех мужиков, и воздух стал в его владениях чистый-пречистый. Но исчезли мужики, и наступил голод такой, что в городе “…на базаре ни куска мяса, ни фунта хлеба купить нельзя”. А сам помещик совсем одичал: “Весь он, с головы до ног, оброс волосами…

Обратите внимание

а ноги у него сделались, как железные. Сморкаться уж он давно перестал, ходил же все больше на четвереньках. Утратил даже способность произносить членораздельные звуки…”.

Чтобы не умереть с голоду, когда был съеден последний пряник, российский дворянин стал охотиться: заметит зайца — “словно стрела соскочит с дерева, вцепится в свою добычу, разорвет ее ногтями, да так со всеми внут­ренностями, даже со шкурой, съест”. Одичание помещика свидетельствует о том, что без помощи “мужика” ему не прожить.

Ведь недаром, как только “рой мужиков” отлови­ли и водворили на место, “запахло в том уезде мякиной и овчиной; на базаре появились мука и мясо, и живность всякая, а податей в один день поступило столько, что каз­начей, увидев такую груду денег, только всплеснул руками от удивления…”

Если мы сопоставим известные народные сказки о барине и мужике со сказками Салтыкова-Щедрина, например с “Ди­ким помещиком”, то увидим, что образ помещика в щедрин­ских сказках очень близок к народным сказкам. Но щедрин­ские мужики отличаются от сказочных. В народных сказках мужик сметливый, ловкий, находчивый, побеждает глупого ба­рина.

А в “Диком помещике” возникает собирательный об­раз тружеников, кормильцев страны и в то же время мучени­ков-страдальцев, звучит их “слезная молитва сиротская”: “Гос­поди, легче нам пропасть и с детьми малыми, нежели всю жизнь так маяться!” ТаЦ видоизменяя народную сказку, пи­сатель осуждает долготерпение народное, и сказки его звучат как призыв подняться на борьбу, отрешиться от рабского ми­ровоззрения.

389

Многие сказки Салтыкова-Щедрина посвящены разобла­чению обывательщины. Одна из наиболее острых – “Пре­мудрый пескарь”. Пескарь был “умеренным и либеральным”. Папенька научил его “мудрости жизни”: ни во что не вмеши­ваться, беречь себя.

Теперь сидит всю жизнь в своей норе и дрожит, как бы не угодить в уху или не оказаться в пасти щуки. Прожил он так более ста лет и все дрожал, а когда пришло время умирать, то и умирая — дрожал.

И оказалось, что ничего хорошего он в жизни не сделал, и никто не пом­нит его и не знает.

Важно

Политическая направленность сатиры Салтыкова-Щедри­на потребовала новых художественных форм. Чтобы обойти цензурные препятствия, сатирик должен был обратиться к иносказаниям, намекам, к “эзопову языку”.

Так, в сказке “Ди­кий помещик”, повествуя о событиях “в некотором царстве, в некотором государстве”, автор называет газету “Весть”, упо­минает актера Садовского, и читатель сразу узнает Россию середины XIX века. А в “Премудром пескаре” выведен образ мелкой, жалкой рыбешки, беспомощной и трусливой.

Она как нельзя лучше характеризует дрожащего обывателя. Щедрин приписывает рыбе человеческие свойства и вместе с тем по­казывает, что и человеку могут быть присущи “рыбьи” черты.

Смысл этой аллегории раскрывается в словах автора: “Не­правильно полагают те, кто думают, что лишь те пескари могут считаться достойными гражданами, кои, обезумев от страха, сидят в норе и дрожат. Нет, это не граждане, а по меньшей мере бесполезные пескари”.

Салтыков-Щедрин до конца своей жизни остался верен идеям своих друзей по духу: Чернышевского, Добролюбова, Некрасова. Значение творчества М. Е. Салтыкова-Щедрина тем более велико, что в годы тяжелейшей реакции он почти в одиночестве продолжал прогрессивные идейные традиции шестидесятых годов.

Похожие сочинения

Источник: https://sochineniya.info/publ/1/1/osobennosti_avtorskikh_priemov_v_skazkakh_m_e_saltykova_shhedrina_quot_premudryj_peskar_quot_i_quot_dikij_pomeshhik_quot/3-1-0-2738

«Анализ сказки М. Салтыкова-щедрина «Дикий помещик». «

Сочинения по литературе: “Анализ сказки М. Салтыкова-щедрина “Дикий помещик”. “

Особое место в творчестве Салтыкова-Щедрина занимают сказки с их аллегорическими образами, в которых автор сумел сказать о русском обществе 60—80-х годов XIX века больше, чем историки тех лет.

Салтыков-Щедрин пишет эти сказки “для детей изрядного возраста”, то есть для взрослого читателя, по уму находящегося в состоянии ребенка, которому надо открыть глаза на жизнь.

Сказка по простоте своей формы доступна любому, даже неискушенному читателю, и поэтому особенно опасна для тех, кто в ней высмеивается.

Основная проблема сказок Щедрина — взаимоотношения эксплуататоров и эксплуатируемых. Писатель создал сатиру на царскую Россию. Перед читателем проходят образы правителей (“Медведь на воеводстве”, “Орел-меценат”), эксплуататоров и эксплуатируемых (“Дикий помещик”, “Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил”), обывателей (“Премудрый пескарь”, “Вяленая вобла”).

Читайте также:  Сочинение анализ рассказа листригоны куприна

Сказка “Дикий помещик” направлена против всего общественного строя, основанного на эксплуатации, антинародного по своей сущности. Сохраняя дух и стиль народной сказки, сатирик говорит о реальных событиях современной ему жизни. Произведение начинается как обычная сказка: “В некотором царстве, в некотором государстве жил-был помещик…

” Но тут же появляется элемент современной жизни: “и был тот помещик глупый, читал газету “Весть””. “Весть” — газета реакционно-крепостническая, так что глупость помещика определяется его мировоззрением.

Себя помещик считает истинным представителем Русского государства, опорой его, гордится тем, что он потомственный российский дворянин, князь Урус-Кучум-Кильдибаев. Весь смысл его существования сводится к тому, чтобы понежить свое тело, “мягкое, белое и рассыпчатое”. Он живет за счет своих мужиков но ненавидит их и боится, не выносит “холопьего духу”.

Совет

Он радуется, когда каким-то фантастическим вихрем унесло неизвестно куда всех мужиков, и воздух стал в его владениях чистый-пречистый. Но исчезли мужики, и наступил голод такой, что на базаре ничего купить нельзя. А сам помещик совсем одичал: “Весь он, с головы до ног, оброс волосами… а ногти у него сделались как железные.

Сморкаться уж он давно перестал, ходил же все больше на четвереньках. Утратил даже способность произносить членораздельные звуки…”.

Чтобы не умереть с голоду, когда был съеден последний пряник, российский дворянин стал охотиться: заметит зайца — “словно стрела соскочит с дерева, вцепится в свою добычу, разорвет ее ногтями, да так со всеми внутренностями, даже со шкурой, съест”. Одичание помещика свидетельствует о том, что без помощи мужика ему не прожить. Ведь недаром, как только “рой мужиков” отловили и водворили на место, “на базаре появились и мука, и мясо, и живность всякая”.

Глупость помещика постоянно подчеркивается писателем.

Первыми назвали помещика глупым сами крестьяне, трижды называют помещика глупым (прием троекратного повторения) представители других сословий: актер Садовский (“Однако, брат, глупый ты помещик! Кто же тебе, глупому, умываться подает?”) генералы, которых он вместо “говядин-ки” угостил печатными пряниками и леденцами (“Однако, брат, глупый же ты помещик!”) и, наконец, капитан-исправник (“Глупый же вы, господин помещик!”). Глупость помещика видна всем, а он предается несбыточным мечтам, что без помощи крестьян добьется процветания хозяйства, размышляет об английских машинах, которые заменят крепостных. Его мечты нелепы, ведь ничего самостоятельно он сделать не может. И только однажды задумался помещик: “Неужто он в самом деле дурак? Неужто та непреклонность, которую он так лелеял в душе своей, в переводе на обыкновенный язык означает только глупость и безумие?” Если мы сопоставим известные народные сказки о барине и мужике со сказками Салтыкова-Щедрина, например с “Диким помещиком”, то увидим, что образ помещика в щедринских сказках очень близок к фольклору, а мужики, напротив, отличаются от сказочных. В народных сказках мужик сметливый, ловкий, находчивый, побеждает глупого барина. А в “Диком помещике” возникает собирательный образ тружеников, кормильцев страны и в то же время терпеливых мучеников-страдальцев. Так, видоизменяя народную сказку, писатель осуждает народное долготерпение, и сказки его звучат как призыв подняться на борьбу, отрешиться от рабского мировоззрения.

Источник: http://ruslit.biz/analiz-skazki-m-saltykova-shhedrina-dikij-pomeshhik/

Сказка «Дикий помещик» Салтыкова-Щедрина сочинение

Категория: Сочинения по сказке Дикий помещик

Actionteaser.ru – тизерная реклама

Сказка один из самых популярных фольклорных жанров. Этот вид устного повествования с фантастическим вымыслом имеет многовековую историю. Сказки Салтыкова-Щедрина связаны не только с фольклорной традицией, но и с сатирической литературной сказкой XVIIIXIX веков. Уже на склоне лет автор обращается к жанру сказки и создает сборник Сказки для детей изрядного возраста.

Они, по мысли писателя, призваны образовать этих самых детей, открыть им глаза на окружающий мир. К сказкам Салтыков-Щедрин обратился не только потому, что требовалось обходить цензуру, которая вынуждала писателя обращаться к эзопову языку, но и в целях просвещения народа в привычной и доступной для него форме.

а) По своей литературной форме и стилю сказки Салтыкова-Щедрина связаны с фольклорными традициями. В них мы встречаем традиционных сказочных персонажей: говорящих животных, рыб, Иванушку-дурачка и многих других.

Писатель использует характерные для народной сказки зачины, присказки, пословицы, языковые и композиционные троекратные повторы, просторечие и бытовую крестьянскую лексику, постоянные эпитеты, слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Как и в фольклорной сказке, у Салтыкова-Щедрина нет четких временных и пространственных рамок.

Б) Но используя традиционные приемы, автор вполне намеренно отступает от традиции. Он вводит в повествование общественно-политическую лексику, канцелярские обороты, французские слова. На страницы его сказок попадают эпизоды современной общественной жизни. Так происходит смешение стилей, создающее комический эффект, и соединение сюжета с проблемами современности.

Таким образом, обогатив сказку новыми сатирическими приемами, Салтыков-Щедрин превратил ее в орудие социально-политической сатиры.

Сказка Дикий помещик (1869) начинается как обычная сказка: В некотором царстве, в некотором государстве жил-был помещик… Но тут же в сказку входит элемент современной жизни: И был тот помещик глупый, читал газету Весть газету реакционно-крепостническую, и глупость помещика определяется его мировоззрением. Отмена крепостного права вызвала у помещиков злобу к крестьянам.

Обратите внимание

По сюжету сказки помещик обратился к Богу, чтобы тот забрал у него крестьян: Сократил он их так, что некуда носа высунуть: куда ни нельзя, да не позволено, да не ваше! Ис пользуя эзопов язык, писатель рисует глупость помещиков, притесняющих своих же крестьян, за счет которых они и жили, имея тело рыхлое, белое, рассыпчатое.

Не стало мужиков на всем пространстве владений глупого помещика: Куда девался мужик никто того не заметил. Щедрин намекает, где может быть мужик, но об этом читатель должен догадаться сам. Первыми назвали помещика глупым сами крестьяне; …хоть и глупый у них помещик, а разум ему дан большой. Ирония звучит в этих словах.

Далее трижды называют помещика глупым (прием троекратного повторения) представители других сословий: актер Садовский с актерками, приглашенный в поместье: Однако, брат, глупый ты помещик! Кто же тебе, глупому, умываться подает; генералы, которых он вместо го-вядинки угостил печатными пряниками и леденцами: Однако, брат, глупый же ты помещик!; и, наконец, капитан-исправник: Глупый же вы, господин помещик! Глупость помещика видна всем, так как на базаре ни куска мяса, ни фунта хлеба купить нельзя, казна опустела, так как подати платить некому, распространились в уезде грабежи, разбой и убийства. А глупый помещик стоит на своем, проявляет твердость, доказывает господам либералам свою непреклонность, как советует любимая газета Весть. Он предается несбыточным мечтам, что без помощи крестьян добьется процветания хозяйства. Думает, какие он машины из Англии выпишет, чтоб холопского духу нисколько не было. Думает, каких коров разведет. Его мечты нелепы, ведь он ничего самостоятельно сделать не может. И только однажды задумался помещик: Неужто он в самом деле дурак. Неужто та непреклонность, которую он так лелеял в душе своей, в переводе на обыкновенный язык означает только глупость и безумие.. В дальнейшем развитии сюжета, показывая постепенное одичание и озверение помещика, Салтыков-Щедрин прибегает к гротеску. Сначала оброс волосами… ногти у него сделались, как железные… ходил все больше на четвереньках… Утратил даже способность произносить членораздельные звуки… Но хвоста еще не приобрел. Хищная натура его проявилась в том, как он охотился: словно стрела, соскочит с дерева, вцепится в свою добычу, разорвет ее ногтями да так со всеми внутренностями, даже со шкурой, и съест. На днях чуть капитана-исправника не задрал. Но тут окончательный приговор дикому помещику вынес его новый друг медведь: …только, брат, ты напрасно мужика этого уничтожил! А почему так А потому, что мужика этого есть не в пример способнее было, нежели вашего брата дворянина. И потому скажу тебе прямо: глупый ты помещик, хоть мне и друг! Так в сказке использован прием аллегории, где под маской животных выступают человеческие типы в их бесчеловечных отношениях.

Этот элемент использован и в изображении крестьян. Когда начальство решило изловить и водворить мужика, как нарочно, в это время через губернский город летел отроившийся рой мужиков и осыпал всю базарную площадь.

Автор сравнивает крестьян с пчелами, показывая трудолюбие Когда крестьян вернули помещику, в то же время на базаре появились и мука, и мясо, и живность всякая, а податей в один день поступило столько, что казначей, увидав такую груду денег, только всплеснул руками от удивления и вскрикнул: И откуда вы, шельмы, берете!!! Сколько горькой иронии в этом восклицании! А помещика изловили, вымыли, постригли ему ногти, но он так ничего и не понял и ничему не научился, как и все правители, разоряющие крестьянство, обирающие тружеников и не понимающие, что это может обернуться крахом для них самих. Значение сатирических сказок в том, что в небольшом по объему произведении писатель смог соединить лирическое, эпическое и сатирическое начала и предельно остро выразить свою точку зрения на пороки класса власть имущих и на важнейшую проблему эпохи проблему судьбы русского народа.



Автор «Суламифи» достаточно точно и тщательно воспроизводит все основные сведения, данные в Библии; использует, казалось бы, незначительные и неважные для его повествования детали (трон матери, например).

Вместе с тем сведения, почерпнутые из Библии, приобретают особенное звучание и значение в тексте благодаря: а) «обрамлению» художественным вымыслом; б) определенному стилистическому контексту; в) заимствованиям из Корана и легенд, придающим восточный колорит повествованию. Так, например, Куприн

Ломоносов Михаил Васильевич (1711 – 1765), гениальный русский ученый во многих отраслях знаний, поэт, просветитель, один из самых выдающихся светил мировой науки.

Отец Ломоносова, Василий Дорофеев (или Федоров), черносошный крестьянин, имел землю и суда для промысла по Мурманскому берегу; Ломоносов рос в простой и суровой обстановке. Еще подростком он ездил с отцом на промыслы и нередко подвергался опасностям.

Грамоте Ломоносов научился сравнительно рано. Первые его недуховные книги, “врата учен

Важно

Повесть «Тарас Бульба» – это одно из самых совершенных творений Николая Васильевича Гоголя. Произведение посвящено героической борьбе украинского народа за национальное освобождение, свободу и равенство.

Большое внимание в повести уделяется Запорожской Сечи. Это вольная республика, где все свободны и равны, где интересы народа, свобода и независимость выше всего на свете, где воспитываются сильные и мужественные характеры.

Замечателен образ главного героя – Тараса Бульбы. Суровый и непреклонный

Настоящая литература является высоким искусством. В ней собраны накопленные многими поколениями людей нравственные, эстетические, философские, социальные ценности.

Но литературные произведения не только выражают общественное сознание, но и формируют его. Художественное слово обладает огромной силой воздействия на человека, оно воспитывает, призывает, будит чувства, заставляет мыслить.

Каждый человек испытал на себе это воздействие и в той или иной степени оказался связан с литературой. Для меня

АННА КАРЕНИНА — героиня романа Л.Н. Толстого «Анна Каренина» (1873-1877); один из наиболее популярных женских образов русской классической литературы.

Толстому хотелось написать роман о женщине из высшего общества, «потерявшей себя», вокруг которой легко сгруппировались многие мужские типы, будившие творческое воображение писателя.

Читайте также:  Сочинение на тему сострадание активный помощник

Во многом к реализации этого замысла Толстого подтолкнули мотивы пушкинского творчества, в частности неоконченные прозаические отрывки «На углу маленькой площади» и «

Совет

Василь Быков — автор многих произведений о Великой Отечественной войне. Обратимся к повести “Знак беды”, написанной в 1983 году. Автор показывает небольшой хутор Яхимовщина, на котором и будет происходить действие.

Прекрасная природа, незамысловатый круг забот Степаниды— это нравственные истоки ее будущего подвига. “В мирную жизнь вторгается страшное слово — война. Немцы быстро наступают”, оставляя героям повести совсем мало времени на размышления.

И все-таки Петрок не может избавиться от мысли:

Этот кот оборотень и любимый шут сатаны, пожалуй, самый забавный и запоминающийся из свиты Воланда. Сведения о Бегемоте автор «Мастера и Маргариты» почерпнул из книги М.А. Орлова «История сношений человека с дьяволом» (1904г.

), выписки из которой сохранились в булгаковском архиве. Там, в частности, описывалось дело французской игуменьи, жившей в XVII в. и одержимой семью дьяволами, причем пятый бес был Бегемот.

Этот бес изображался в виде чудовища со слоновой головой, с хоботом и клыками. Руки у

Мне кажется, основной смысл данного стихотворения заключён в самом названии. Некрасов обвинял себя и своих современников в недостаточной преданности делу борьбы за свободу угнетённого народа.

Он считал, что его современники сказали много слов о бедствиях народа и необходимости его освобождения, но за этими словами мало дела.

Поэтому стихотворение как бы заключено в композиционное кольцо из названия и финальных строк текста: «Суждены нам благие порывы, // Но свершить ничего не дано».     Стихотво

В годы Великой Отечественной войны нравственные идеалы, утверждаемые Михаилом Александровичем Шолоховым, приобрели особое значение.

В его военных корреспонденциях, очерках “На Дону”, “На юге”, “Военнопленные”, “В казачьих колхозах”, “Казаки”, в рассказе “Науканенависти” разоблачается античеловеческий характер развязанной гитлеровцами войны, раскрывается героизм советского народа, любовь к Родине, всепобеждающий гуманизм. Отношение советского народа к фашистам характеризует разговор, который пере

Марина Ивановна Цветаева вошла в поэзию Серебряного века как яркий и самобытный художник. Ее лирика – это глубокий, неповторимый мир женской души, бурный и противоречивый.

Обратите внимание

В духе своего времени, с его глобальными переменами, Цветаева смело экспериментировала в области ритмики и образного строя стиха, была поэтом-новатором. Стихам Цветаевой свойственны резкость переходов, неожиданные паузы, выход за рамки строфы.

Однако потоки чувств лирической героини придают стихам пластичность и гибкость, женс

Сейчас смотрят:{module Салтыков:}Actionteaser.ru – тизерная рекламаActionteaser.ru – тизерная реклама

Источник: https://referat567.info/sochineniya-po-literature/tvorchestvo-saltykova-shchedrina/sochineniya-po-skazke-dikij-pomeshchik/13049-skazka-dikij-pomeshchik-saltykova-shchedrina-sochinenie.html

Художественные особенности сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина “Дикий помещик”

Книга “Сказок” создавалась на протяжении 1882-1886 гг. В сборник вошли основные сатирические темы, над которыми работал писатель в разные периоды своего творчества. Все произведения составляют фрагменты единого целого, и их можно разделить на несколько групп: сатира на правительство и жизнь высшего сословия, сатира на интеллигентов-либералов, сказки о народе.

Жанр сказки позволил сатирику представить обобщения более широкими и емкими, укрупнить масштаб изображаемого и придать ему эпический характер. Использование традиции народной сказки о животных помогает М. Е. Салтыкову-Щедрину показать типичность людских пороков, не обращаясь к подробностям. “Эзопов язык” позволяет сатирику обратиться к самым широким слоям общества.

Каждая сказка М. Е. Салтыкова-Щедрина включает в себя как традиционные приемы,встречающиеся в устном народном творчестве, так и авторские находки, превращающие произведение в едкую социально-политическую сатиру.

Сказка “Дикий помещик” представляет сатиру на хозяев жизни.

Начинается сказка традиционным народным зачином: “В некотором царстве, в некотором государстве жил-был…”, но уже в первом абзаце становится ясно, что перед читателем очень “современная” история, потому что герой сказки – помещик, да еще “был тот помещик глупый, читал газету “Весть” и тело имел мягкое, белое и рассыпчатое”. Всем доволен был герой, но одна забота его беспокоила -“много развелось в нашем царстве мужика!” Старания помещика “сократить” мужика в итоге увенчались успехом: “Куда девался мужик – никто того не заметил, а только видели люди, как вдруг поднялся мякинный вихрь и, словно туча черная, пронеслись в воздухе посконные мужицкие портки”. Однако не только автор, но и все окружающие помещика называют его “глупым”: крестьяне, актер Садовский, генералы, капитан-исправник. Эпитет этот в рамках сказки становится постоянным и выполняет лейтмотивную функцию.

Лишившись крестьян, герой постепенно деградирует и превращается в зверя. Салтыков-Щедрин использует в описании помещика гротеск, доводя его до реализованной метафоры “совсем одичать”, что и становится кульминацией сюжета: “И вот он одичал.

Хоть в это время наступила уже осень, и морозцы стояли порядочные, но он не чувствовал даже холода. Весь он, с головы до ног, оброс волосами, словно древний Исав, а ногти у него сделались, как железные.

Сморкаться уж он давно перестал, ходил же все больше на четвереньках и даже удивлялся, как он прежде не замечал, что такой способ прогулки есть самый приличный и самый удобный.

Важно

Утратил даже способность произносить членораздельные звуки и усвоил себе какой-то особенный победный клик, среднее между свистом, шипеньем и рявканьем. Но хвоста еще не приобрел”.

Образ народа в сказке. Изображение крестьян в сказке сопровождается включением приема аллегории: “Как нарочно, в это время чрез губернский город летел отроившийся рой мужиков и осыпал всю базарную площадь. Сейчас эту благодать обрали, посадили в плетушку и послали в уезд”.

Не случайно писатель говорит о мужицком “рое”: здесь возникает ассоциация с образом пчелы, традиционно считающейся символом трудолюбия. Именно простой мужик, по мнению М. Е. Салтыкова-Щедрина, и является первоосновой жизни, т. к.

с его “водворением” в усадьбу глупого помещика жизнь последнего обретает опять человеческий характер.

https://www.youtube.com/watch?v=QpVfY8bWovc

Сатира М. Е. Салтыкова-Щедрина гневно обличает скудоумие и паразитический образ жизни представителей высшего сословия. Малый объем произведения в концентрированном виде представляет читателю центральные проблемы времени, среди которых основной становится тяжелое, бесправное положение русского народа.

(No Ratings Yet)
Loading…

Художественные особенности сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина “Дикий помещик”

Источник: http://home-task.com/xudozhestvennye-osobennosti-skazki-m-e-saltykova-shhedrina-dikij-pomeshhik/

Сочинение: Почему мужики в сказке М. Е. Салтыкова- Щедрина «Дикий помещик» предстают в виде «роя»?

Вопрос 1 экзаменационного билета (билет № 3, вопрос 3)

Почему мужики в сказке М. Е. Салтыкова- Щедрина «Дикий помещик» предстают в виде «роя»?

Сказки Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина пред­ставляют собой одно из наивысших достижений сатирического творчества писателя. Как известно, сказка — это фольклорный жанр. И на первый взгляд, произведения Салтыкова-Щедрина, написанные в этом жанре, выглядят похожими на знако­мые нам из устного народного творчества.

Мы видим стандар­тные приметы сказочной формы: это и традиционный зачин: «жили-были», «в некотором царстве, в некотором государстве»; выражение «по щучьему велению, по моему хотению», и узна­ваемые персонажи — волк и медведь, лиса и заяц, другие «оче­ловеченные» представители животного мира… Но на этом сходство и заканчивается.

Потому что «медведи» в сказках Сал­тыкова-Щедрина ездят в командировки; «зайцы» пишут статьи в газеты, а «рыбы» рассуждают о конституции. Иначе говоря, «сказки» оказываются осовремененными и повествуют в алле­горической форме об общественно-политических событиях и проблемах, которые волнуют автора.

Если задаться вопросом, почему писатель не мог высказать свои взгляды на эти проб­лемы прямо, в открытой публицистической форме, то ответ напрашивается простой: потому что острота содержания не мог­ла пробиться сквозь препоны и рогатки цензуры. Но этот ответ будет хотя и правильным, но в какой-то мере односторонним.

Дело было не только в цензуре, но и в том, что найденная вели­ким сатириком форма позволяла ему донести свои взгляды до читателя с наивысшей художественной выразительностью.

Каковы же основные темы «сказочного» творчества Салты­кова-Щедрина? Они весьма разнообразны. Но главной, безус­ловно, является, тема страданий угнетенного народа, чьим тру­дом создается общественное богатство. Особенно рельефно эта идея выражена в сказке «Дикий помещик».

В ней изображен глупый барин, который решил избавиться от своих крестьян, потому что опасался, что мужик у него «все добро приест». Бог выполнил мольбу глупого помещика и избавил его от мужиков. С тех пор стал он немытый ходить, угостить гостей ему нечем стало.

«Много ли, мало ли времени прошло, только видит по­мещик, что в саду у него дорожки репейником поросли, в кус­тах змеи да гады всякие кишмя кишат, а в парке звери дикие воют». Но не только всё хозяйство помещика пришло без му­жиков в запустение. В итоге он и сам потерял человеческий облик.

«И вот он одичал… Весь он, с головы до ног, оброс во­лосами… ходил все больше на четвереньках… Утратил даже способность произносить членораздельные звуки и усвоил себе какой-то особенный победный клик, среднее между свистом, шипеньем и рявканьем… Выйдет он в свой парк… взлезет на самую верхушку дерева и стережет оттуда.

Совет

Прибежит… заяц, встанет на задние лапки и прислушивается, нет ли откуда опас­ности, — а он уж тут как тут. Словно стрела соскочит с дерева, вцепится в свою добычу, разорвет ее ногтями, да так со всеми внутренностями, даже со шкурой, и съест».

Чтобы подчеркнуть полную деградацию помещика, писа­тель пользуется приемом гротеска. Это соединение в одном образе реалистических и фантастических черт, переплетение страшных и смешных сторон. Разумеется, то, что помещик оброс волосами и стал охотиться на зайца, прыгая с дерева, — это фантастика.

Причем комическая фантастика, потому что трудно без смеха представить себе эту картину. Но в то же вре­мя страшное впечатление производит распад человеческой личности, полное одичание помещика. И все это в целом не­сет в себе четко направленный идейный заряд.

Писатель дает понять, что именно мужику обязано государство своим бла­госостоянием, а без заботы о мужике обречено на разруху и распад.

Возвращение мужиков к помещику изображено в фантас­тической форме: «…чрез губернский город летел отроившийся рой мужиков и осыпал всю базарную площадь. Сейчас эту бла­годать обрали, посадили в плетушку и послали в уезд». Мужи­ки в финале сказки предстают в виде пчелиного роя.

Этим ав­тор подчеркивает трудолюбие русского крестьянина, который, подобно рабочей пчеле, неутомимо трудится над созданием национальных богатств. Но, к сожалению, «медом» его трудов пользуются те, кто ведет паразитический образ жизни.

Ведь таких «диких помещиков» на Руси было очень много.

На этой странице искали :

  • сочинение дикий помещик
  • анализ произведения дикий помещик

Сохрани к себе на стену!

Источник: http://vsesochineniya.ru/sochinenie-pochemu-muzhiki-v-skazke-m-e-saltykova-shhedrina-dikij-pomeshhik-predstayut-v-vide-roya.html

Образы помещиков в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина

Коллекция сочинений: Образы помещиков в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина

Среди многих причудливых изгибов жизненного и творческого пути Салтыкова-Щедрина (от вице-губернаторства до руководства оппозиционным журналом, от очерков до философского романа) самым удивительным и причудливым оказался, наверное, последний творческий аккорд великого сатирика – книга “Сказки”, составленная из тридцати двух произведений. Именно этому циклу отдал писатель последние годы своей жизни, и сказки не только упрочили славу их автора, но и открыли еще одну грань сатирического дарования Щедрина.

Читайте также:  Сочинение образ моргача в рассказе певцы тургенева

Со сказочными образами, прямо несущими в себе идею обличения самодержавной власти, тесно сближаются многочисленные щедринские образы привилегированных представителей массового хищничества и паразитизма, действующих под покровительством правящей верхушки.

Они выступают в сказках нег только в образах волков, лисиц, щук, ястребов, но и в своем прямом социальном облике помещиков, генералов, купцов.

“Дикий помещик”, “Верный Трезор”, “Соседи” и в особенности “Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил” – все эти сказки обнажают хищные интересы крепостников и вызывают у читателей то ненависть, то презрение, а то и отвращение к действующими в них персонажам.

Используя бесхитростный прием традиционной сказочном фантастики (необитаемый остров как место действия), Щедрин убедительно показывает, что источником не только материального благополучия, но и дворянской культуры является труд мужика.

Оказавшись на необитаемом острове без привычного комфорта и без прислуги, генералы готовы пожрать друг друга, как дикие звери, и только появление мужика возвращает им привычный “генеральский” облик.

Обратите внимание

А если бы мужика не оказалось поблизости? Что было бы тогда? На этот вопрос Щедрин отвечает в сказке “Дикий помещик”, герой которой изгнал из своего имения всех мужиков, а в результате сам одичал, оброс волосами с головы до ног, начал ходить на четвереньках и даже “утратил способность произносить членораздельные звуки”.

Следует ли из этого, что Салтыков-Щедрин идеализирует народ? Вовсе нет. С горькой иронией, как это было и в “Истории одного города”, изображает писатель рабское поведение и рабскую психологию мужика.

Случайно обнаруженный генералами, громадный мужик, мастер на все руки, он добыл и яблок, и картофеля, изготовил силки для рябчика из собственный волос, разжег огонь, набрал лебяжьего пуха, чтобы генералам мягче спалось.

Но при этом он же свил веревку, на которой его держали привязанным к дереву, да еще был благодарен господам за то, что не погнушались его мужицким трудом.

И уж совсем без иронии говорит Щедрин о судьбе народа в знаменитой сказке “Коняга”. Долготерпение народа и одновременно его великие возможности – пот что волнует писателя: “Кто освободит эту силу из плена? Кто вызовет ее на свет?” Весь этот мир щедринских персонажей живет по странным законам, не вполне звериным, но и не совсем человеческим.

Впрочем, мысль сатирика понимается читателями совершенно недвусмысленно и точно: этот мир, каковы бы ни были его изгибы и превращения, порочен в самой своей сути и должен быть уничтожен. Жить “применительно к подлости” невозможно.

Нравственный идеал автора утверждается через яростное отрицание, и в этом непреходящее значение сказок Салтыкова-Щедрина.

Источник: http://www.rlspace.com/obrazy-pomeshhikov-v-skazkax-m-e-saltykova-shhedrina/

Анализ сказки “Дикий помещик” М.Е.Салтыкова – Щедрина

/ Сочинения / Салтыков-Щедрин М.Е. / Дикий помещик / Анализ сказки “Дикий помещик” М.Е.Салтыкова – Щедрина

  Скачать сочинение
Тип: Проблемно-тематический анализ произведения

    В 1869 году знаменитый русский писатель Салтыков – Щедрин пишет сказку “Дикий помещик”, в которой затрагивает реальные злободневные вопросы своего времени. Сказки занимают центральное место в творчестве писателя. Он пишет “для детей изрядного возраста”, хотя понять их может каждый.

В них комическое сталкивается с трагическим, широко используются гротеск, гипербола, эзопов язык. В этом произведении автор подверг резкой критике самодержавно – крепостнический строй России второй половины девятнадцатого века.     Произведение начинается как обычная сказка: ”В некотором царстве, в некотором государстве жил-был помещик, жил и на свет глядючи радовался.

” Но в то же время в тексте упоминается реально существовавшая реакционная газета “Весть”. Так и во всем тексте вымысел сочетается с реальностью.     Главный герой сказки – обычный помещик. Он гордится тем, что является истинным дворянином (об это говорит мудрёная фамилия Урус-Кучур-Кильдибаев). Весь смысл его существования – “понежить своё тело, мягкое, белое и рассыпчатое”.

Таким блаженным существованием помещик обязан своим мужикам, хотя и презирает их, не выносит “холопьего духу”. Жизнь за счет народного труда превратила его в паразита: “Сократил он их(крестьян) так, что некуда носа высунуть: куда ни глянут – все нельзя, да не позволено, да не ваше!”.     Глупость помещика доведена до предела.

Важно

Автор иронизирует над “достоинствами” главного героя: “Видят мужики: хоть и глупый у них помещик, а разум ему дан большой”. Необходимо заметить, что бог не внимает молитвам глупого помещика, но исполняет просьбу простого народа, измученного произволом Урус-Кучум-Кильдибаева: “ Услышал милостивый бог слезную молитву сиротскую…”.

Таким образом, Щедрин выражает сочувствие русскому народу.      Помещик остается один .Конечно, сначала он радуется исполнению своего желания, но потом постепенно начинает понимать, что совершил глупость.

Сначала “глупым” его называет актер Садовский, потом генералы, которые тоже наивно предполагают ненужность крепостных крестьян: “Ах, как это хорошо! – хвалят помещика генералы, – стало быть, теперь у вас этого холопьего запаху нисколько не будет? “. Их мнение о помещике меняется, когда он предлагает им вместо “говядинки” “по леденцу да по печатному прянику”.

“Однако, брат, глупый же ты помещик”- произносят генералы. Такого же мнения придерживается капитан – исправник, который понимает неотделимость деятельности крестьян от экономики, функционирования государства: “А известно ли вам, что казначейство без податей и повинностей существовать не может?”.

Сатирик убежден, что именно народ является опорой государства, создателем его материальных и духовных ценностей.     Несмотря на мнение своих знакомых, голос разума, помещик продолжает отстаивать свою позицию, проявлять “твёрдость души”.

Он лелеет себя несбыточными мечтами о “машинах из Англии”, которые будут работать вместо мужиков, не понимая, что без крепостных крестьян он не может даже умыться. Без них он никто, потому что ничего не умеет. В конце сказки он просто одичал: “Весь он, с головы до ног, оброс волосам…ходил же все больше на четвереньках”.

Он не только научился разговаривать с медведем, но и начал бросаться на людей: ” На днях-де и его, исправника, какой-то медведь не медведь, человек не человек едва не задрал.” Оказывается, что в глубине, казалось бы, благородной личности — примитивное животное. На человека “князь” похож только до тех пор, пока его кормит, умывает и подают чистую одежду.

    Чем же заканчивается сказка? Вот помещик: «Он жив и доныне. Раскладывает гранпасьянс, тоскует по прежней своей жизни в лесах, умывается лишь по принуждению и по временам мычит». Такой вот герой, который правит в крепостном обществе. А опекает его Сенька , простой русский крестьянин.     Автор использует в своих произведениях самые разные художественные средства выразительности языка. Это и сравнения, и метафоры, и, конечно, гипербола. Мы видим преувеличение некоторых поступков персонажей, доводящее их до карикатуры, до нарушения внешнего правдоподобия. Так, например, помещик съедает зайца: “ вцепится в свою добычу, разорвёт ее ногтями, да так со всеми внутренностями, даже со шкурой, и съест”.

    Сказка «Дикий помещик» – лишь одно из произведении писателя-сатирика , в которых он высмеивает социально-политический строй царской России, изобличает типы и нравы, мораль и политику того общества.

Совет

Кроме того, он не только жалеет русское крестьянство, но и осуждает его за излишнюю терпеливость и безропотность. Так же указывает на беспомощность помещиков, которые в отсутствии своих слуг становятся похожи на беспомощных детей.

И идейное содержание, и художественные особенности сатирических сказок Салтыкова – Щедрина направлены на воспитание уважения к народу и гражданских чувств в русских людях.

Добавил: kulebjakinandrey

33283 человека просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Смотрите также по произведению “Дикий помещик”:

  • Краткое содержание

Источник: http://www.litra.ru/composition/get/coid/00681851458673596870

Салтыков-Щедрин, «Дикий помещик»: анализ | Литерагуру

Сказка “Дикий помещик” была опубликована М. Е. Салтыковым-Щедриным в 1869 году. Это произведение – сатира на русского помещика и на простой русский народ. Для того чтобы обойти цензуру писатель выбрал специфический жанр «сказка», в рамках которого описывается заведомая небылица.

В произведении автор не дает своим героям имен, как бы намекая на то, что помещик – это собирательный образ всех помещиков на Руси XIX века. А Сенька и остальные мужики – это типичные представители крестьянского сословия.

Тема произведения проста: превосходство трудолюбивого и терпеливого народа над бездарными и глупыми дворянами, выраженное в иносказательной манере.

Проблемы, особенности и смысл сказки «Дикий помещик»

Сказки Салтыкова-Щедрина всегда отличает простота, ирония и художественные детали, используя которые автор может абсолютно точно передать характер персонажа “И был тот помещик глупый, читал газету «Весть» и тело имел мягкое, белое и рассыпчатое”, “жил и на свет глядючи радовался”.

Основная проблема в сказке «Дикий помещик» – это проблема сложной судьбы народа. Помещик в произведении предстает жестоким и безжалостным тираном, который намеревается отобрать у своих крестьян последнее. Но услышав молитвы крестьян о лучшей жизни и желание помещика навсегда избавиться от них, бог осуществляет их молитвы. Помещика перестают беспокоить, а “мужики” избавляются от гнета.

Автор показывает, что в мире помещика создателями всех благ выступали крестьяне. Когда они исчезли, он сам превратился в животное, зарос, перестал есть нормальную пищу, так как с базара исчезли все продукты. С исчезновением мужиков ушла яркая, насыщенная жизнь, мир стал неинтересным, тусклым, безвкусным.

Даже развлечения, которые приносили помещику удовольствие раньше — игра в пульку или просмотр постановки в театре — уже не казались такими соблазнительными. Мир опустел без крестьянства.

Таким образом, в сказке «Дикий помещик» смысл вполне реальный: высшие слои общества угнетают и топчут низшие, но при этом не могут без них оставаться на своей иллюзорной высоте, так как именно «холопы» обеспечивают страну, а вот их барин ничего, кроме проблем, обеспечить не в состоянии.

Образ народа в творчестве Салтыкова-Щедрина

Народ в произведении М. Е. Салтыкова-Щедрина – это трудолюбивые люди, в чьих руках любое дело “спорится”. Именно благодаря им, помещик всегда жил в достатке.

Народ предстает перед нами не просто безвольной и безрассудной массой, а людьми умными и проницательными: “Видят мужики: хоть и глупый у них помещик, а разум ему дан большой”. Также крестьяне наделены таким важным качеством, как чувство справедливости.

Они отказались жить под гнетом помещика, который устанавливал им несправедливые и порой безумные ограничения, и попросили бога о помощи.

Сам автор относится с уважением к народу.

Обратите внимание

Это можно проследить на контрасте между тем между тем, как жил помещик после исчезновения крестьянства и во время его возвращения: “ И вдруг опять запахло в том уезде мякиной и овчинами; но в то же время на базаре появились и мука, и мясо, и живность всякая, а податей в один день поступило столько, что казначей, увидав такую груду денег, только всплеснул руками от удивления…”, — можно утверждать, что народ – это движущая сила общества, фундамент, на котором зиждется существование таких “помещиков”, и своим благополучием они, безусловно, обязаны простому русскому мужику. В этом и заключается смысл финала сказки «Дикий помещик».

Источник: https://LiteraGuru.ru/saltykov-shhedrin-dikij-pomeshhik-analiz/

Ссылка на основную публикацию