Характеристика и образ понтия пилата в романе мастер и маргарита булгакова

Характеристика Понтия Пилата (Мастер и Маргарита)

События, описанные в романе «Мастер и Маргарита», показывают, как может отразиться на судьбе каждого из нас возможность выбора, перед которым встают главные герои.

Булгаков пытается донести до читателя, что на ход истории влияют добро, истина, свобода, а не привычные власть и зло, находящиеся в вечном противостоянии.

Образ и характеристика Понтия Пилата в «Мастер и Маргарита» помогут понять, что это за человек на самом деле, и как совершенное им преступление отразилось на его дальнейшей жизни, обрекая на вечные муки и раскаяние.

Понтий Пилат – пятый по счету римский прокуратор Иудеи, правящий страной с 26-36 годы н.э.

Семья

О семье Понтия Пилата известно немного. Если верить легенде, он плод любви короля-звездочета и дочери мельника. Глядя на звездную карту Ата, посчитал, что ребенок, зачатый в эту ночь, обязательно станет великим человеком. Так и произошло. Ровно через 9 месяцев родился Понтий Пилат, чье имя, является составляющей двух имен, отцовского Ата и материнского Пила.

Внешность Понтия Пилата

Внешность Понтия Пилата не отличалась от обычного человека, несмотря на то, что он прокуратор Иудеи. Во всем облике проскальзывают славянские черты. Желтоватый оттенок кожи. Всегда идеально побрит без признаков недельной щетины.«На желтоватом бритом лице».На голове почти не осталось волос.

«Накинул капюшон на лысеющую голову».Он ежедневно страдает от мигрени, доставляющей ему массу неудобств, и ненавидит то, чем занимается. Город, которым приходится править и его жителей. Из-за этого Понтий Пилат постоянно находится в раздраженном состоянии, частенько срывая зло на окружающих людях.

Его одежда – белого цвета плащ.

«Белый плащ с кровавым подбоем».Ходил он:«шаркающей, кавалерийской походкой»,выдававшей в нем военного человека. На ногах обычные сандалии, надетые на босу ногу. Во всем облике чувствуется сила и власть, но, что творилось в его душе, было известно лишь ему.

Служба

Понтий Пилат оказался в Ершалаиме по службе, направленный из Рима. Ежедневно ему приходится выполнять кучу рутинной работы: разбирать судебные дела, руководить армией, выслушивать доносы, вершить судьбы. Он ненавидит то, чем занимается. Этот город, где вынужден находиться по долгу службы. Людей, которых обрекал на казнь, относясь к ним с полным безразличием.

Характер

Понтий Пилат по сути человек глубоко несчастный. Несмотря на власть, которой он обладал, заставляя трепетать весь мир вокруг себя, это был одинокий, ранимый мужчина, скрывающий под маской деспота истинное лицо. Пилат был образован и умен. В совершенстве владел тремя языками: латинским, греческим, арамейским.

Верным другом прокуратору была собака Банга.

«…твоя собака, единственное, по-видимому, существо, к которому ты привязан…»Они были неразлучны, безгранично доверяя друг другу. Его жизнь пуста и скудна. В ней есть место только одному – службе.

Окружающие считали его злым и нелюдимым.

«…в Ершалаиме все шепчут про меня, что я свирепое существо, и это совершенно верно…»Он был жесток с людьми. Его избегали, стараясь не вызвать в нем приступы гнева, свойственные ему из-за постоянной мигрени. Надменность придавала ему грозный, суровый вид. Храбрый по жизни, в деле с Иешуа он повел себя как трус. Презирая всех, он ненавидел себя, свое положение и невозможность что-то изменить.

Что произошло с Понтием Пилатом после казни Иешуа

Очередной рабочий момент в жизни Понтия Пилата сыграл ключевую роль, наложившую отпечаток на роман в целом. Казнь заключенных обычное дело для прокуратора. Он привык воспринимать это как должное, не считая арестованных за людей и не интересуясь их судьбами.

На допросе Иешуа, он убеждается, что человек, находящийся перед ним невиновен в предъявленном преступлении. Помимо этого, он оказался единственным, кто способен избавить его от постоянно сверлящей головной боли. Так в нем открылась другая черта личности – сострадание.

При данной ему власти он не смог отменить приговор и освободить парня. Единственное чем мог ему помочь, сделать так, чтобы приговоренных сразу убили, без мучений. Понтий Пилат не смог противостоять давлению обстоятельств, совершив зло. После этого поступка он «двенадцать тысяч лун» по времени будет раскаиваться в содеянном.

Угрызения совести лишили его нормального сна. Ночью урывками ему снится один и тот же сон, где он гуляет по лунной дороге.

Освобождение

В конце романа он получает прощение за наказание в ночь субботы на воскресенье спустя 2000 лет. Иешуа простил его, обратившись к Воланду (сатане) с просьбой отпустить Понтия Пилата. Наконец сон прокуратора сбылся. Он смог освободиться от мучений. Лунная дорога ждала его. Теперь он пойдет по ней не один, а вместе с Иешуа, продолжив начатый когда-то разговор.

Другие материалы по роману «Мастер и Маргарита»:

Краткое содержание

Источник: https://frigato.ru/harakteristiki-geroev/1243-harakteristika-pontiya-pilata-master-i-margarita.html

Понтий Пилат в романе “Мастер и Маргарита”: образ, характеристика, описание внешности и характера

Понтий Пилат и Иешуа.Иллюстрация Г. Калиновского

Понтий Пилат является одним из ярких центральных персонажей романа “Мастер и Маргарита” Булгакова.

Ниже представлен цитатный образ и характеристика Понтия Пилата в романе “Мастер и Маргарита”, описание внешности и характера героя и т.д.

Смотрите: 
Краткое содержание романа
Все материалы по роману “Мастер и Маргарита”

Понтий Пилат является прокуратором Иудеи, наместником (представителем) римского императора в Иудее: “…пятый прокуратор Иудеи Понтий Пилат…” “…того, в лице которого говорит римская власть?..” “…римский прокуратор отпустит человека…”

О внешности Понтия Пилата известно следующее:

“…В белом плаще с кровавым подбоем, шаркающей кавалерийской походкой…” “…в белом плаще с кровавым подбоем вышел в колоннаду иродова дворца…” “…белый плащ с багряной подбивкой возник в высоте…” “…прокуратор расстегнул и сбросил плащ, снял опоясывающий рубаху ремень с широким стальным ножом в ножнах, положил его в кресло у ложа, снял сандалии..” “…стал босыми ногами нашаривать сандалии…” “…Пилат усмехнулся одною щекой, оскалив желтые зубы…” “…на желтоватом его бритом лице…” “…на желтоватых щеках Пилата…” “…Пилат накинул капюшон на свою чуть лысеющую голову…” “…рванул пряжку с ворота плаща, и та упала на песок…” “…заметил прокуратор, и тонкий, длинный палец с черным камнем перстня поднялся вверх…” “…неподвижный в кресле человек, бритый, с издерганным желтым лицом, человек в белой мантии с красной подбивкой…” Понтий Пилат на службе руководит армией, разбирает судебные дела и т.д.: “…Все время тасовать войска, читать доносы и ябеды, из которых к тому же половина написана на тебя самого! Согласитесь, что это скучно. О, если бы не императорская служба!..”

Понтий Пилат принадлежит к сословию “всадников” – привилегированному сословию в Древнем Риме:

“…это я тебе говорю – Пилат Понтийский, всадник Золотое Копье!..” “…всадника с золотым копьем…”

Он является богатым человеком:

“…У меня в Кесарии есть большая библиотека, я очень богат…”По происхождению Понтий Пилат – сын короля-звездочета и дочери мельника: “…тебя – сына короля‑звездочета и дочери мельника, красавицы Пилы…” “…помяни меня, сына звездочета, – просил во сне Пилат…”

Понтий Пилат когда-то служил трибуном легиона, то есть командиром легиона. Он сам участвовал в боях:

“…Так много лет тому назад в долине дев кричал Пилат своим всадникам слова: «Руби их! Руби их! Великан Крысобой попался!» Он еще повысил сорванный командами голос, выкликая слова так, чтобы их слышали в саду: – Преступник! Преступник! Преступник!..”
“…теперешний прокуратор Иудеи, а бывший трибун в легионе…”
Герой живет и служит в Кесарии в Иудее. Здесь находится его резиденция: “…в Кесарии Стратоновой на Средиземном море, то есть именно там, где резиденция прокуратора…” “…От всей души желаю, чтобы они скорее кончились, – энергично добавил Пилат. – Я получу возможность наконец вернуться в Кесарию…”

Понтий Пилат приезжает по долгу службы в Ершалаим – город в его подчинении в Иудее. Здесь он знакомится с бродягой Иешуа:

“…две кентурии, которые пришли вместе с прокуратором на праздники в Ершалаим…” “…пришедшая с прокуратором в Ершалаим первая когорта двенадцатого молниеносного легиона…”

Герой ненавидит город Ершалаим, но вынужден посещать его по службе:

“…Ненавидимый им город…” “…Ненавистный город, – вдруг почему‑то пробормотал прокуратор…” “…Я бываю болен всякий раз, как мне приходится сюда приезжать…”
Понтий Пилат – жестокий правитель: “…жестокий прокуратор Иудеи от радости плакал и смеялся во сне…” “…Это меня ты называешь добрым человеком? Ты ошибаешься. В Ершалаиме все шепчут про меня, что я свирепое чудовище, и это совершенно верно…” “…Знает народ иудейский, что ты ненавидишь его лютой ненавистью…” “…ни жестокий пятый прокуратор Иудеи всадник Понтийский Пилат…”

Понтий Пилат – надменный человек:

“…Брови на надменном лице поднялись…” “…говорит, обращая надменное лицо к своему спутнику…”Понтий Пилат – грозный, суровый человек: “…лицо прокуратора было грозно, но глаза тревожны…”

Понтий Пилат – карьерист. Ради карьеры он совершает нехорошие поступки, например, казнит Иешуа:

“…Неужели вы, при вашем уме, допускаете мысль, что из‑за человека, совершившего преступление против кесаря, погубит свою карьеру прокуратор Иудеи? “…На свете не было, нет и не будет никогда более великой и прекрасной для людей власти, чем власть императора Тиверия! – сорванный и больной голос Пилата разросся…” (Понтий Пилат восхищается императором, которому служит)

Понтий Пилат – храбрый воин. Но в деле Иешуа он ведет себя, как трус:

“…Вот, например, не струсил же теперешний прокуратор Иудеи, а бывший трибун в легионе, тогда, в долине дев, когда яростные германцы чуть не загрызли Крысобоя‑великана…” “…Если верно, что трусость – самый тяжкий порок, то, пожалуй, собака в нем не виновата…” (о трусости Понтия Пилата)

Понтий Пилат – вспыльчивый человек:

“…гнев вспыльчивого прокуратора…” “…гнев прокуратора почему‑то улетел так же быстро, как и прилетел…”

Понтий Пилат – волевой человек:

“…ужас. Но он тотчас же подавил его своею волею и вновь опустился в кресло…”

Понтий Пилат – умный человек:

“…ты производишь впечатление очень умного человека…” “…Прокуратор, как всегда, тонко понимает вопрос!..”

Понтий Пилат – серьезный человек. Он следит за тем, что и где говорит:

“…Мы привыкли к тому, что римский прокуратор выбирает слова, прежде чем что‑нибудь сказать…” “…Мальчик ли я, Каифа? Знаю, что говорю и где говорю…”Понтий Пилат обладает сильной интуицией: “…я обязан предвидеть все. Такова моя должность, а пуще всего я обязан верить своему предчувствию, ибо никогда оно еще меня не обманывало…” “…у меня предчувствие, говорю я вам! Не было случая, чтобы оно меня обмануло…”

Понтий Пилат – замкнутый человек. Он разочарован в людях:

“…ты слишком замкнут и окончательно потерял веру в людей…”

Понтий Пилат ведет пустую, скудную жизнь:

“…Твоя жизнь скудна, игемон…”

У Понтия Пилата есть единственный друг – его собака Банга:

“…Ведь нельзя же, согласись, поместить всю свою привязанность в собаку…” “…твоя собака, единственное, по‑видимому, существо, к которому ты привязан…” “…Так оба они, и пес и человек, любящие друг друга, встретили праздничную ночь на балконе…”

Понтий Пилат говорит на трех языках: по-арамейски, по-латыни и по-гречески:

“…потом тихо спросил по‑арамейски…” “…Прокуратор обратился к кентуриону по‑латыни…” “…Пилат заговорил по‑гречески…”

Понтий Пилат страдает от сильных головных болей, мигрени:

“…непобедимая, ужасная болезнь гемикрания, при которой болит полголовы. От нее нет средств, нет никакого спасения…” “…у тебя болит голова, и болит так сильно, что ты малодушно помышляешь о смерти…” “…страшные, злые боли прокуратора некому излечить; от них нет средства, кроме смерти…”
После казни Иешуа Понтий Пилат мучается от угрызений совести. Он плохо спит: “…Я сплю плохо, – прокуратор усмехнулся, – и все время вижу во сне лунный луч. Так смешно, вообразите. Будто бы я гуляю по этому лучу…” “…какая пошлая казнь! Но ты мне, пожалуйста, скажи ведь ее не было! Молю тебя, скажи, не было?..”В наказание за смерть Иешуа Понтий Пилат получает бессмертие. С тех пор он две тысячи лет мучается от бессонницы: “…более всего в мире ненавидит свое бессмертие и неслыханную славу…” “…Около двух тысяч лет сидит он на этой площадке и спит, но когда приходит полная луна, как видите, его терзает бессонница…”

Читайте также:  История отношений катерины и бориса в пьесе гроза островского

В конце концов Воланд (сатана) дарит Понтию Пилату свободу и прощает его:

“…Этот герой ушел в бездну, ушел безвозвратно, прощенный в ночь на воскресенье сын короля‑звездочета, жестокий пятый прокуратор Иудеи, всадник Понтий Пилат…”

Таков цитатный образ и характеристика Понтия Пилата в романе “Мастер и Маргарита” Булгакова, описание внешности и характера героя, его происхождения, службы и другие материалы для сочинения.

Смотрите: Все материалы по роману “Мастер и Маргарита”

Источник: http://www.literaturus.ru/2015/11/Pontij-Pilat-Master-i-Margarita-Bulgakov-obraz-harakteristika.html

Образ Понтия Пилата в романе М.А. Булгакова

/ Сочинения / Булгаков М.А. / Мастер и Маргарита / Образ Понтия Пилата в романе М.А. Булгакова

  Скачать сочинение
Тип: Характеристика героев

    Михаил Булгаков – писатель с необычной судьбой: основная часть его литературного наследия стала известна читателям только четверть века спустя после его смерти. Все свои главные мысли, всю душу и весь талант Булгаков отдал роману «Мастер и Маргарита». Произведение принесло автору мировую славу, стало его откровением читателю.

В своем романе Михаил Афанасьевич поднимает проблемы: чести, долга, совести. Писатель заставляет читателя по–новому осмыслить жизнь и оценить значение нравственных сторон человека, а также задуматься, что важнее в жизни – власть, могущество, деньги или собственная духовная свобода, ведущая к добру и справедливости, спокойной совести.

Одна из заповедей «Мастера и Маргариты» гласит: «Трусость – самый страшный порок»; недаром в древности мудрецы считали, что муки ада – это муки совести. Дремавшая всю жизнь в человеке, после его смерти она просыпается и начинает напоминать ему все неблаговидные поступки, которые он совершил при жизни, становится его злейшим врагом, что автор показал на примере Понтия Пилата.

Обратите внимание

     Прокуратор Иудеи – могущественный человек, в руках которого сосредоточена вся полнота власти. Одним из тех, кого он судил, был Иешуа Га-Ноцри.

Как известно, «Мастера и Маргариту» часто называют «Пятым Евангелием» или «Библией Булгакова», а само имя Иешуа с еврейского языка переводится как Иисус, поэтому тему трусости автор развивает через вечную тему несправедливого суда над Христом. Иешуа обвиняли в том, что он «подговаривал народ разрушить ершалаимский храм», а также за его слова: «…всякая власть является насилием».

Сам Понтий Пилат понимал, что нет ничего, за что можно было его наказать. Кроме того, Га-Ноцри помогает прокуратору: лечит его нестерпимую головную боль, открывает суть «истины». Пилат удивляется, для него это своеобразный знак. Он – человек, привыкший к тому, что никто во всей Иудеи не ведет себя с ним легко, открыто и безбоязненно.

Игемону безразличны люди, которых он осуждает: «…некоторое время молчал, мучительно вспоминая, зачем на утреннем безжалостным солнцепеке стоит перед ним арестант…и какие еще никому ненужные вопросы ему придется задавать». Пилат никогда не проявляет своих истинных чувств: «…на желтоватом его бритом лице выразился ужас. Но он тот час же подавил его своею волею…».

Все меняется с появлением Иешуа. Прокуратор начинает понимать, что перед ним умный, удивительный и сильный человек. Он пытается помочь Иешуа: «…протянул слово «не» несколько больше, чем это полагается на суде», «послал арестанту какой – то намекающий взор».

Все же Понтий Пилат расстается с возможностью спасти жизнь бродячего философа, он знает, что после всей речи, произнесенной Га-Ноцри, он не может не вынести ему приговор, хотя сам желает, чтобы «душевнобольного» «подвергли заключению» в его резиденции.

Прокуратор не послушался своего «внутреннего» голоса, голоса совести, он повинуется мнению толпы, боясь потерять власть, привычный, удобный образ жизни, словом все то, что превратилось в смысл его жизни. Герой кричит так, чтобы слышали все: «Преступник!».

После этого страшным призраком появляется перед прокуратором в полутьме дворца образ римского императора: «на… плешивой голове сидел разнозубый венец; на лбу была круглая язва, разъедающая кожу и смазанная мазью; запавший беззубый рот с отвисшей нижней капризной губой». Ради такого императора Пилату приходится осудить Иешуа.

Важно

Почти физическую муку ощущает прокуратор, когда объявляет, стоя на помосте, о начале казни преступников, всех, кроме Вар-раввана. После того как казнь состоялась, Пилат узнает от верного Афрания, что во время казни Га – Ноцри был не многословен и сказал только, что «в числе человеческих пороков одним из самых главных он считает трусость».

Прокуратор понимает, что свою последнюю проповедь Иешуа читал для него, его волнение выдает «внезапно треснувший голос». Не за жизнь свою побоялся Пилат, а за карьеру, за власть. Трусость – вот его главная беда. Булгаков осуждает ее без пощады и снисхождения, потому что знает: не так опасны люди, совершившие однажды зло, как те, которые малодушны и боязливы.

Страх делает неплохих и храбрых людей слепым орудием злой воли. Прокуратор осознает, что совершил предательство и пытается оправдаться перед собой, обманывая себя в том, что его действия были правильными и единственно возможными. Пилат, утвердив смертный приговор Иешуа, обрекает себя на «страшные, злые боли», от которых «нет средства, кроме смерти». Автор наказывает своего героя: «около двух тысяч лет сидит он на этой площадке и спит, но когда приходит полная луна…его терзает бессонница». Только ночью, когда луна опускает к нему дорожку света и прокуратор идет по ней в сопровождении своего любимого пса Банга и философа, живого и невредимого, муки совести отступают от него.     Все же Михаил Булгаков предоставляет возможность Пилату освободиться и исправить свою ошибку. Жизнь началась тогда, когда Мастер «сложил руки рупором» и прокричал долгожданные слова:     Свободен! Свободен! Он ждет тебя!     После долгих мучений и страданий Понтий Пилат был прощен.

    Образом этого героя Михаил Афанасьевич стремился предостеречь будущие поколения от совершения подобных поступков. Тема трусости актуальна вечно, это доказывает и В.

Лукшин, говоря, что произведение «Мастер и Маргарита» стало книгой, с которой сам Булгаков не мог расстаться, – «романом – судьбой, романом – завещанием». Все без исключения произведения Булгакова завораживают читателя, ставят перед ним сложнейшие вопросы, решить которые оказывается не так легко.

Роман заставляет задуматься о месте человека в мире, об ответственности за свои поступки и действия других. Человеку свойственно испытывать чувство страха, которое могут преодолеть не все, это понятие физиологическое, а трусость – нравственная категория.

Из-за нее человек становиться подлецом, забывает о чести и совести. Эта мысль М.А.Булгакова, продемонстрированная на примере Понтия Пилата, делает роман «Мастер и Маргарита» бессмертным.

Добавил: Red1

145971 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Источник: http://www.litra.ru/composition/get/coid/00361291237063909806

Цитатная характеристика к образу Понтия Пилата. (По роману М.А.Булгакова “Мастер и Маргарита”.)

Место в системе образов. Является одним из ярких персонажей романа о Понтии Пилате, написанного Мастером. 

Должность. Понтий Пилат – прокуратор Иудеи, наместник римского императора в Иудее: “…пятый прокуратор Иудеи Понтий Пилат…” “…того, в лице которого говорит римская власть?..” “…римский прокуратор отпустит человека…” 

Внешность: “…В белом плаще с кровавым подбоем, шаркающей кавалерийской походкой…” “…в белом плаще с кровавым подбоем вышел в колоннаду иродова дворца…” “…белый плащ с баг-ряной подбивкой возник в высоте…” “…

прокуратор расстегнул и сбросил плащ, снял опоясываю-щий рубаху ремень с широким стальным ножом в ножнах, положил его в кресло у ложа, снял сан-далии..” “…стал босыми ногами нашаривать сандалии…” “…Пилат усмехнулся одною щекой, оска-лив желтые зубы…” “…на желтоватом его бритом лице…

” “…на желтоватых щеках Пилата…” “…Пилат накинул капюшон на свою чуть лысеющую голову…” “…рванул пряжку с ворота плаща, и та упала на песок…” “…заметил прокуратор, и тонкий, длинный палец с черным камнем перстня поднялся вверх…” “…

Совет

неподвижный в кресле человек, бритый, с издерганным желтым лицом, человек в белой мантии с красной подбивкой…”

 Служба. Понтий Пилат на службе руководит армией, разбирает судебные дела и т.д.: “…Все время тасовать войска, читать доносы и ябеды, из которых к тому же половина написана на тебя самого! Согласитесь, что это скучно. О, если бы не императорская служба!..” 

Положение в обществе. Принадлежит к сословию “всадников” – привилегированному сосло-вию в Древнем Риме: “…это я тебе говорю – Пилат Понтийский, всадник Золотое Копье!..” “…всадника с золотым копьем…” 

Богатый: “…У меня в Кесарии есть большая библиотека, я очень богат…” 

Происхождение. Сын короля-звездочета и дочери мельника: “…тебя – сына короля звездочета и дочери мельника, красавицы Пилы…” “…помяни меня, сына звездочета, – просил во сне Пилат…” 

Дороманная история. Служил трибуном легиона, то есть командиром легиона. Он сам участ-вовал в боях: “…

Так много лет тому назад в долине дев кричал Пилат своим всадникам слова: «Ру-би их! Руби их! Великан Крысобой попался!» Он еще повысил сорванный командами голос, вы-кликая слова так, чтобы их слышали в саду: – Преступник! Преступник! Преступник!..”; “тепе-решний прокуратор Иудеи, а бывший трибун в легионе…” 

Живёт и служит в Кесарии в Иудее. В Кесарии находится его резиденция: “…в Кесарии Стратоновой на Средиземном море, то есть именно там, где резиденция прокуратора…” “…От всей души желаю, чтобы они скорее кончились, – энергично добавил Пилат. – Я получу возможность наконец вернуться в Кесарию…” 

Отношение к Иешуа. Приезжает по долгу службы в Ершалаим – город в его подчинении в Иудее. Здесь он знакомится с бродягой Иешуа: “…две кентурии, которые пришли вместе с проку-ратором на праздники в Ершалаим…” “…пришедшая с прокуратором в Ершалаим первая когорта двенадцатого молниеносного легиона…

” Понтий Пилат ненавидит город Ершалаим, но вы-нужден посещать его по службе: “…Ненавидимый им город…” “…Ненавистный город, – вдруг почему то пробормотал прокуратор…” “…Я бываю болен всякий раз, как мне приходится сюда приезжать…” Характер Понтия Пилата Понтий Пилат – жестокий правитель: “…

Обратите внимание

жестокий прокуратор Иудеи от радости плакал и смеялся во сне…” “…Это меня ты называешь добрым человеком? Ты ошибаешься. В Ершалаиме все шепчут про меня, что я свирепое чудовище, и это совершенно верно…” “Знает народ иудейский, что ты ненавидишь его лютой ненавистью…” “…

ни жестокий пятый прокуратор Иудеи всадник Понтийский Пилат…” 

Надменный: “…Брови на надменном лице поднялись…” “…говорит, обращая надменное лицо к своему спутнику…” 

Грозный, суровый: “…лицо прокуратора было грозно, но глаза тревожны…” 

Карьерист.

Ради карьеры он совершает нехорошие поступки, например, казнит Иешуа: “Неу-жели вы, при вашем уме, допускаете мысль, что из за человека, совершившего преступление про-тив кесаря, погубит свою карьеру прокуратор Иудеи? “…На свете не было, нет и не будет никогда более великой и прекрасной для людей власти, чем власть императора Тиверия! – сорванный и больной голос Пилата разросся…” 

Читайте также:  Сочинение по рассказу крыжовник чехова рассуждение

Восхищается императором, которому служит.

Храбрый воин, но в деле Иешуа он ведёт себя, как трус: “…Вот, например, не струсил же теперешний прокуратор Иудеи, а бывший трибун в легионе, тогда, в долине дев, когда яростные германцы чуть не загрызли Крысобоя великана…” “…Если верно, что трусость – самый тяжкий порок, то, пожалуй, собака в нем не виновата…” (о трусости Понтия Пилата).

Вспыльчивый: “…гнев вспыльчивого прокуратора…” “…гнев прокуратора почему то улетел так же быстро, как и прилетел…” 

Волевой: “…ужас, но он тотчас же подавил его своею волею и вновь опустился в кресло…” 

Умный: “…ты производишь впечатление очень умного человека…” “…Прокуратор, как всегда, тонко понимает вопрос!..” 

Серьёзный. Он следит за тем, что и где говорит: “…Мы привыкли к тому, что римский прокуратор выбирает слова, прежде чем что нибудь сказать…” “…Мальчик ли я, Каифа? Знаю, что говорю и где говорю…” 

Обладает сильной интуицией: “…я обязан предвидеть все. Такова моя должность, а пуще всего я обязан верить своему предчувствию, ибо никогда оно еще меня не обманывало…” “…у ме-ня предчувствие, говорю я вам! Не было случая, чтобы оно меня обмануло…” 

Замкнутый, разочарованный в людях: “…ты слишком замкнут и окончательно потерял веру в людей…” 

Образ жизни. Ведёт пустую, скудную жизнь: “…Твоя жизнь скудна, игемон…” 

Важно

Друг. У Понтия Пилата есть единственный друг – его собака Банга: “…Ведь нельзя же, согла-сись, поместить всю свою привязанность в собаку…” “…твоя собака, единственное, по видимому, существо, к которому ты привязан…” “…Так оба они, и пес и человек, любящие друг друга, встре-тили праздничную ночь на балконе…” 

Говорит на трех языках: по-арамейски, по-латыни и по-гречески: “…потом тихо спросил по арамейски…” “…Прокуратор обратился к кентуриону по латыни…” “…Пилат заговорил по гречески…” 

Страдает от сильных головных болей, мигрени: “…непобедимая, ужасная болезнь гемикра-ния, при которой болит полголовы. От нее нет средств, нет никакого спасения…” “…у тебя болит голова, и болит так сильно, что ты малодушно помышляешь о смерти…” “…страшные, злые боли прокуратора некому излечить; от них нет средства, кроме смерти…” 

После казни Иешуа. После казни Иешуа мучается от угрызений совести. Он плохо спит: “…Я сплю плохо, – прокуратор усмехнулся, – и все время вижу во сне лунный луч. Так смешно, вооб-разите. Будто бы я гуляю по этому лучу…” “…какая пошлая казнь! Но ты мне, пожалуйста, скажи… ведь ее не было! Молю тебя, скажи, не было?..” 

Наказание. В наказание за смерть Иешуа получает бессмертие. С тех пор он две тысячи лет мучается от бессонницы: “…более всего в мире ненавидит свое бессмертие и неслыханную сла-ву…” “…Около двух тысяч лет сидит он на этой площадке и спит, но когда приходит полная луна, как видите, его терзает бессонница…” 

Финал. В конце концов Воланд (сатана) дарит Понтию Пилату свободу и прощает его: “…Этот герой ушел в бездну, ушел безвозвратно, прощенный в ночь на воскресенье сын коро-ля звездочета, жестокий пятый прокуратор Иудеи, всадник Понтий Пилат…”

В.Н.Петров

Источник: http://xn—-7sbanj0abzp7jza.xn--p1ai/index.php/dlya-uchenikov/ege-po-literature/2879-tsitatnaya-kharakteristika-k-obrazu-pontiya-pilata-po-romanu-m-a-bulgakova-master-i-margarita

Характеристика образа Понтия Пилата в романе «Мастер и Маргарита» Булгакова » Сочинение на EraInfo.ru

Несмотря на свою безрадостную работу, достаточно высокое материальное положение и социальный статус Понтий Пилат сумел сохранить мудрость и человеческие моральные качества.

Он одинок, так как в его окружении нет человека, с которым он мог бы быть откровенным. Ему не с кем поделиться своими сомнениями или радостями.

Поэтому рядом с ним всегда лишь его пес Банга, который является самым близким и единственным другом прокуратора.

Встреча близкой души

В романе Мастера описывается одно судебное рассмотрение дела, на котором предстал Иешуа по прозвищу Га-Ноцри, обвиняемый в настраивании людей разрушить храм существующей власти. В диалоге между обвиняемым и прокуратором Иудеи сначала царит напряжение.

Игемона этот странный мыслитель называет добрым человеком, а также утверждает, что злых людей не бывает, а есть лишь несчастливые. Этот факт злит Пилата. Он не привык, чтобы его – прокуратора Иудеи Понтия Пилата, отличающегося гордостью и подчеркнутым чувством собственного достоинства, воспринимали без боязни.

Подобное обращение он расценил, как неуважение к своей персоне.

Однако со временем Пилат и Иешуа начинают симпатизировать друг другу. Но услышав недопустимые речи, с которыми в глубине души и соглашался, прокуратор пришел в ярость и огласил решение о смертном приговоре. Карьера и статус перевесили симпатию к доброму и бесстрашному парню на весах судейской справедливости Пилата. Может, это было проявлением трусости, а не великой власти?

Совет

Тщеславию Пилата был нанесен удар. Ведь какой-то проходимец духовно богаче и счастливее его. Он попросту испугался признать ту простую философию добра и любви, которую нес молодой пророк.

В принятии решения Понтий Пилат руководствовался не сердцем и даже не здравым смыслом, а лишь непроверенными фактами и злостью из-за уязвленного самолюбия. Он приговорил Иешуа к смертной казни на основании донесения некого Иуды из Кириафа.

Назначая приговор, прокуратор верил, что ему удастся спасти Мессию. Ведь накануне праздника Пасхи первосвященник иудейский имеет право оправдать одного из подсудимых.

Раскаяние и тщетные попытки исправить ошибку

Трое остальных преступников судились за тяжкие грехи, поэтому Понтий Пилат был уверен, первосвященник Каифа оправдает Иешуа. Однако когда решение первого духовного лица Ершалаима оказалось иным, ведь он решил оправдать убийцу Варраву, Пилат понял страшные последствия своей ошибки, однако не мог ничего поделать.

Его терзания усилились от сведений о том, что Иуда донес на Иешуа только ради того, чтобы получить деньги от первосвященника, а также, когда начальник тайной стражи прокуратора в деталях рассказал о поведении Га-Ноцри на казни. «Единственное, что он сказал, это, что в числе человеческих пороков одним из самых главных он считает трусость» – поведал Афраний.

Понтий Пилат не находил себе места, ведь он предал казни единственную близкую ему душу. Он понимал, что больше не хочет находиться на этой должности и в том городе, где он утвердил столько смертных казней, ощущая невинную кровь на своих руках.

Пилат всей душой хотел сделать хоть что-то, чтобы очистить свою совесть, хотя и понимал, что не сможет вернуть Иешуа. По его косвенной просьбе убили Иуду, а единственного последователя странствующего философа Левия Матвея он решил забрать к себе.

Проблема совести в романе

Через характеристику Понтия Пилата в романе «Мастер и Маргарита» реализуется решение проблем трусости и совести. Каждый из нас лишь человек, который может совершить ошибку. И пусть ошибка Понтия Пилата была неисправима, он осознал содеянное и раскаялся в этом.

Не высшие силы, а его совесть не давала ему спать в каждое полнолуние, а когда ему и удавалось уснуть, он видел Иешуа и мечтал пойти вместе с ним по лунной дорожке. Он думал теперь совсем иначе, чем поступил: «Трусость, несомненно, один из самых страшных пороков. Так говорил Иешуа Га-Ноцри.

Нет, философ, я тебе возражаю: это самый страшный порок».

Спасти римского прокуратора из тюрьмы собственной совести и исполнить его желания быть рядом с Мессией смог его создатель – автор романа о Пилате – Мастер. Вознесшись на небо, Воланд показал Мастеру своего героя, веками мучившего от одиночества и угрызений совести, и позволил ему завершить свое произведение, финалом которого стала фраза: «Свободен».

Источник: http://erainfo.ru/xarakteristika-obraza-pontiya-pilata-v-romane-master-i-margarita-bulgakova/

Характеристика Понтия Пилата | Инфошкола

Один из главных героев романа Булгакова «Мастер и Маргарита» — пятый прокуратор Иудеи, всадник Понтий Пилат.

Прежде всего отмечу необыкновенную не только физическую, но и психическую силу натуры. Думается, только благодаря ей «плод запретной любви» — внебрачный сын «короля-звездочёта и дочери мельника, красавицы Пилы» — смог достичь своего положения.

В прошлом это опытный и мужественный воин. Его голос сорван командами не только в сухой пыли городов, но и в страшном месиве схваток с дикими и воинственными германцами, то и дело осаждающими северные рубежи Империи.

Можно не сомневаться: не один лишь командир первой кентурии, гнусавый урод Марк, метко прозванный Крысобоем (чуть было не расставшийся с жизнью в Долине Дев), а десятки, если не сотни соратников Пилата — воины всех подчинённых ему кентурий — самой своею жизнью обязаны этому человеку — всаднику Золотое копьё, не предавшему ни одного из них.

Равно Пилат и могущественный деятель. Железной рукой вершит он судьбы вверенных ему областей. Природный ум, сильная воля и житейский опыт позволяют прокуратору с лёгкостью выходить из самых затруднительных ситуаций. Задолго способен он предсказать ход текущих событий, привык быть хозяином положения, при случае не побоится и взять ответственность на себя.

Правда, Пилат вспыльчив, и окружающие не всегда способны предугадать, в сколь причудливые формы изольётся его гнев. В минуты боя гнев придаёт силы, спасая жизнь; в обманчивой тишине дворцов может затмить разум и стать угрозой не только благополучию или карьере, но даже и самой жизни.

Впрочем, при необходимости грозный правитель Ершалаима умеет прекрасно владеть собой — подходящую к случаю роль он сыграет, как прирождённый актёр.

Обратите внимание

Вспомним хотя бы финал диалога с мрачным первосвященником Каифой — того, что состоялся «четырнадцатого числа весеннего месяца нисана» «на верхней террасе сада у двух мраморных белых львов, стороживших лестницу», того, в котором окончательно решилась участь нищего философа Иешуа:

«Прокуратор хорошо знал, что именно так ему ответит первосвященник, но задача его заключалась в том, чтобы показать, что такой ответ вызывает его изумление. Пилат это и сделал с большим искусством. Брови на надменном лице поднялись, прокуратор прямо в глаза поглядел первосвященнику с удивлением.

— Признаюсь, этот ответ меня поразил, — мягко заговорил прокуратор, — боюсь, нет ли здесь недоразумения …

Да, Пилат способен подавить охватывающий его гнев — тот, что уносит, «удушая и обжигая», «самый страшный гнев — гнев бессилия»: «Что ты, первосвященник! – чеканит он слова Каифе.

— Кто же может услышать нас сейчас здесь? Разве я похож на юного бродячего юродивого, которого сегодня казнят? Мальчик ли я, Каифа? Знаю, что говорю и где говорю.

Оцеплен сад, оцеплен дворец, так что мышь не проникнет ни в какую щель! Да не только мышь, не проникнет даже этот. Как его … из города Кириафа».

Прокуратор Иудеи не знает, как зовут уроженца Кириафа, или просто не желает марать уста его именем? Он, как видно, вообще презирает людей. Но что же тут удивительного? Ведь ему давно знакомы все их замашки и правила.

Своими глазами видел Пилат, как при случае бросаются они всем скопом на одного, словно «собаки на медведя». Тут уж не жди пощады. Ведома игемону и их странная любознательность — к примеру в вопросах о «государственной власти», и то, как торопятся они зажечь светильники, чтобы лучше разглядеть лицо говорящего. А эта страсть к деньгам?

Тем сильнее, тем пронзительнее будет удивление, когда столкнётся он с другой реальностью — с правдой «бродячего юродивого» из города Гамалы: « … итак, Марк Крысобой, холодный и убеждённый палач, люди, которые, как я вижу … тебя били за твои проповеди, разбойники Дисмас и Гестас, убившие со своими присными четырёх солдат, и, наконец, грязный предатель Иуда — все они добрые люди? — Да, — ответил арестант. — И настанет царство истины? — Настанет, игемон, — убеждённо ответил Иешуа. — Оно никогда не настанет! — вдруг закричал Пилат таким страшным голосом, что

Читайте также:  Сочинение каждый имеет право на ошибку

Иешуа отшатнулся».

Тем болезненнее будут потом и муки совести, тем глубже и значительнее прозрение. Прозрение человека, полагавшего, что для него уже нет и не может быть ничего нового на этой бренной и бесконечно грустной земле.

«Но помилуйте меня, философ! – молит Пилат в своих снах (не правильнее ли назвать их кошмарами?), что одолевают с тех пор, как встал на его пути бездомный бродяга Иешуа. Неужели вы, при вашем уме, допускаете мысль, что из-за человека, совершившего преступление против кесаря, погубит свою карьеру прокуратор Иудеи?»

И всякий раз следует открывающее душу признание: «Разумеется, погубит. Утром бы ещё еще погубил, а теперь, ночью, взвесив всё, согласен погубить. Он пойдёт на всё, чтобы спасти от казни решительно ни в чём не виноватого безумного мечтателя и врача!».

Любопытно, что автор даже наделил своего героя тяжкой болезнью, «от которой болит полголовы», — мигренью. Болезнь эта издавна считалась верной спутницей эпилепсии.

Булгаков мог узнать об этом ещё в годы своей юности — учась на медицинском факультете Университета Св. Владимира.

Однако сейчас важнее другое: несомненная черта людей подобной организации – наряду с болезненной гордостью, подозрительностью или, скажем, брезгливостью — исключительная, прямо-таки феноменальная честность.

Важно

Она-то и делает переживания Пилата особенно мучительными: что же помешало ему спасти от смерти беднягу Иешуа? В самом деле, что?

«Трагедия кричащей совести, — это справедливый итог переживаниям Пилата, суд, от которого нельзя уйти, который нельзя обмануть, становится одной из глубинных тем романа. Это очень не бытовая тема.

Сознательно ли Булгаков сделал своего героя таким? Или он угадал его природу своей интуицией — интуицией гениального художника? Предлагаю судить об этом самому читателю.

Источник: https://info-shkola.ru/harakteristika-pontiya-pilata/

Понтий Пилат – что хотел передать Булгаков этим персонажем?

Сочинения › Булгаков М.А. › Мастер и Маргарита

Готовые Домашние Задания

Роман «Мастер и Маргарита» стал итоговым в жизни и творчестве М.А. Булгакова. В это произведение писатель вложил все свои мысли, идеи, переживания. Здесь Булгаков поднимает очень много проблем. Одна из них – проблема совести. Эта проблема неотделима от образа Понтия Пилата.

Важно заметить, что роман состоит как бы из двух частей. Это роман о мастере и роман, написанный самим мастером. Герой мечтал написать книгу о пятом прокураторе Иудеи Понтии Пилате. В итоге мастер создал высокохудожественное произведение, заключающее в себе много мыслей и проблем.

Роман, написанный мастером, переносит нас в далекое прошлое, где разворачиваются известные читателю по Библии события. Примечательно то, что Булгаков видит их несколько иначе. В своем романе он дает новую трактовку давно известной всем истории о Христе. Причем в романе, написанном мастером, главным героем становится не Иешуа, а именно Понтий Пилат.

Это исторический персонаж, известный всем как человек, приговоривший к распятию Иисуса Христа. В Библии образ Понтия Пилата показан очень схематично. Булгаков же оживил этот исторический персонаж, наделил его целой гаммой чувств, эмоций, страхов и переживаний.

Впервые Пилат предстает перед читателями во второй главе романа.

Мы видим перед собой несчастного человека, ненавидящего город, которым он правит, замученного страшной головной болью: «Это она, опять она, непобедимая, ужасная болезнь гемикрания, при которой болит полголовы.

От нее нет средств, нет никакого спасения». В этой же главе перед прокуратором предстает очередной подсудимый, некто Иешуа Га-Ноцри. В образе бродяги Га-Ноцри мы легко узнаем Иисуса Христа.

Интересно, что этот образ достаточно сильно отличается от всем известного библейского Иисуса. Перед нами предстает совершенно обычный с виду человек, «одетый в старенький и разорванный голубой хитон.

Голова его была прикрыта белой повязкой с ремешком вокруг лба, а руки связаны за спиной. Под левым глазом у человека был большой синяк…».

Совет

Но после того как Иешуа освобождает Пилата от невыносимой головной боли, прокуратор смотрит на бродягу другими глазами.

Пилат чувствует, что перед ним находится необычный человек. В образе Иешуа практически нет мистичности, присущей библейскому Иисусу. Но этот человек отличается особой мудростью и простотой. Сам того не желая, Пилат увлекается беседой с бродягой. Он понимает, что это глубокий философ, человек чистый и невинный.

Чрезмерно смелый от своей простоты, Иешуа указывает игемону на его бесконечное одиночество, замкнутость и скудость жизни. Философ спорит с Пилатом по поводу своей судьбы и ожидающей его участи: «Согласись, что перерезать волосок уж наверно может лишь тот, кто подвесил».

«Сумасшедший философ» все больше и больше интересует Пилата, в итоге прокуратор хочет спасти Иешуа от страшной казни.

Пилат подсознательно понимает, что если он сейчас не спасет Га-Ноцри, то обречет себя на вечное проклятие: «мысли понеслись короткие, бессвязные и необыкновенные: «Погиб!», потом: «Погибли!…» Он ощущает дыхание бессмертия на своем лице. Но в данном контексте слово «бессмертие» равносильно вечным страданиям.

После выяснения факта, что Иешуа оказался политическим преступником, Пилат понимает, что уже не сможет спасти его. Ведь освободить философа в данной ситуации означало бы пойти против власти кесаря. Тем не менее, Пилат все-таки делает слабую попытку хоть как-то облегчить участь Га-Ноцри.

В честь великого праздника пасхи один из приговоренных к смерти преступников должен быть освобожден. Вар-равван, бунтарь и убийца, или Иешуа Га-Ноцри, умалишенный философ? В разговоре с первосвященником Каифой Пилат предлагает освободить безвредного «сумасшедшего философа». Но Синедрион уже принял свое решение.

Должен быть освобожден убийца Вар-равван. Пилат не смеет пойти против воли Синедриона, с ощущением совершения непоправимой ошибки он объявляет свое решение толпе.

После этого рокового поступка в голове игемона проносятся страшные мысли: «Бессмертие… Пришло бессмертие… Чье бессмертие пришло? Этого не понял прокуратор, но мысль об этом загадочном бессмертии заставила его похолодеть на солнцепеке». Высшие силы обрекли героя на вечные страдания.

Обратите внимание

После казни ни в чем не повинного Иешуа Пилат мучается страшными угрызениями совести.

Он ясно чувствует свою ошибку, но уже не в силах что-либо исправить: «ему ясно было, что сегодня днем он что-то безвозвратно упустил, и теперь он упущенное хочет исправить какими-то мелкими и ничтожными, а главное, запоздавшими действиями. Обман же самого себя заключался в том, что прокуратор старался внушить себе, что действия эти не менее важны, чем утренний приговор».

Пилат приказывает убить Иуду, предавшего Га-Ноцри, пытается поучаствовать в жизни единственного ученика Иешуа Левия Матвея, но все это уже не в силах исправить содеянного. Пилат проклят, его наказание – это вечное бессмертие и вечные муки совести. Ночами игемону снятся удивительные сны: он взбирается по лестнице, ведущей к луне, рядом с ним идет бродячий философ.

Они спорят о чем-то очень важном, разговор их интересен и нескончаем. Игемон плачет во сне, говоря философу, что погубит свою карьеру ради спасения «ни в чем не виноватого безумного мечтателя и врача». И вечно будет просыпаться Пилат, осознавая, что вся эта легкость и безмятежность были ничем иным, как сном.

И опять на него навалится груз совести, а светящая луна будет вызывать чувство нестерпимой тоски.

Пятый прокуратор Иудеи все-таки получит свое прощение. Его освободит от вечных страданий мастер. Это очень символично, ведь именно благодаря нему мы узнали трагическую историю Понтия Пилата.

В своем романе через образ Пилата Булгаков поднимает проблему совести. Каждый человек, кем бы он ни был, должен нести ответственность за свои поступки. Трусостью и желанием угодить власти Пилат обрек себя на страшные муки совести. Такая кара ждет каждого человека, преступившего через себя и через общечеловеческие морально-нравственные принципы.

Сочинения по теме:

  • Образ Маргариты — символ самопожертвования во имя любви сочинение
  • Жестокость и прозрение Понтия Пилата в книге Булгакова сочинение
  • Совесть – главный судья Понтия Пилата в «Мастере и Маргарите» сочинение
  • Великая сила совести в образе Понтия Пилата Булгакова сочинение

Источник: http://1soch.ru/bulgakov-ma/master-i-margarita/pontiy-pilat-chto-hotel-peredat-bulgakov-etim-personajem

Сочинения на Getsoch.ru

Сочинение на тему «Понтий Пилат в романе Булгакова “Мастер и Маргарита”»

       Произведение Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита» поражает своей философской глубиной и масштабностью. В романе удивительно сочетаются самые разные образы, проблемы личностные и общественные, современные и вечные. Важной частью постановки одной их таких проблем, касающихся всего человечества, является персонаж романа – Понтий Пилат.

       Прежде чем размышлять о роли данного человека в произведении, нужно задаться вопросом – а кто такой Понтий Пилат вне контекста булгаковского романа. Из истории мы знаем, что он был римский префектом Иудеи c 26 по 36 годы н. э.

, римский всадником, то есть лицом достаточно высокого государственного порядка, имеющим множество привилегий и обладающим правом вершить правосудие в подчинённой области.

По историческим данным Понтий Пилат являлся очень жестоким префектом, современники свидетельствуют о его самодурстве, насилии и игнорировании суда при вынесении наказания провинившимся. Но ведь нам всем знаком евангельский сюжет о суде Пилата, на котором префект предстает в несколько ином свете.

Важно

Он кажется не таким жестоким, он, можно сказать, защищает Иисуса перед всем народом и синедрионом и «умывает руки» при решении подчиниться в приговоре воле иудеев. Так что же это за личность и почему в романе М.А. Булгакова мы не находим Пилата безмерно жестоким и дурным?

       Ответ на этот вопрос кроется в глубокой психологии образа Понтия Пилата. Пятый прокуратор Иудеи – человек однозначно несчастливый, его тяготит собственное служебное положение, обязанности, хроническая усталость, характер и немолодое, болезненное тело.

Все эти факторы делают его личность несвободной, они подавляют Пилата, застилают глаза пеленой мрачности и беспросветности существования. Он в высшей степени является отражением проблем экзистенционализма. Более того, Понтий Пилат воплощает в себе самый ужасный порок человека, по мнению автора, – трусость.

Она проявляется в его малодушии, в частности, когда он будто хочет спасти Иешуа, но гнев народа, который он, кстати, уже предал по трусости когда-то, пугает его, в нём недостаёт храбрости провозгласить собственную волю, он идёт по пути меньшего сопротивления и фактически позволяет казнить Га-Ноцри. Боится он и доноса, и гнева императора.

Однако он свою вину осознаёт, его совесть не спит, она гложет его ещё сильнее и этим усугубляет душевные самотерзания. Пилат пытается на деле смягчить свой грех: узнав, что Иешуа был предан Иудой, он велит убить предателя. Но даже это не облегчает жизни прокуратора, он уже слишком устал, он не в силах бороться со своей грешной природой.

И автор позволяет Понтию Пилату разделить участь Мастера и Маргариты – отправиться на вечный покой. Он так же, как и они, не заслуживает света, но заслуживает прощения и душевного покоя, свободы от земных буйств и пороков.

       Так, Понтий Пилат в романе представляет собой личность очень непростую, наполненную глубоким психологизмом и трагичностью. Через него раскрываются многие философские проблемы, нравственные вопросы, о которых можно размышлять вечно – так же, как и о том, кем именно был прокуратор Иудеи Понтий Пилат.

Источник: http://getsoch.ru/po-literature/literatura-xix-veka/429-sochinenie-na-temu-pontij-pilat-v-romane-bulgakova-master-i-margarita.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector