Идея, суть и смысл комедии грибоедова горе от ума

Замысел и проблемы комедии Горе от ума. – художественный анализ. Грибоедов Александр Сергеевич

Идейный замысел комедия и её композиция.

Замысел комедии «Горе от ума» возник у Грибоедова в то время, когда в России, в ответ на усиление правительственной реакции, стали зарождаться тайные политические общества.

Столкновение человека декабристских взглядов с реакционной массой дворянства было положено Грибоедовым в основ его комедии; это придало ей социально-политический характер Комедия Грибоедова отразила всё усиливающуюся в русском обществе борьбу декабристов и крепостников. Эта борьба является основным двигателем действия пьесы.

Но выступление Чацкого против фамусовского общества осложняется его любовной драмой. Личная и общественная драма Чацкого внутренне связаны, развиваются до конца комедии, не заменяя одна другую, а переплетаясь и осложняя друг друга.

Обратите внимание

Мастерство Грибоедова, проявленное им в построении комедии, особенно ярко сказывается в том, что все образы, данные в ней, вплоть до самых незначительных, играют важную роль в развитии сюжета, особенно же в осуществлении основного идейного замысла — дать в комедии широкую картину современной русской действительности, показать столкновение «века нынешнего» с «веком минувшим».

Идейно-тематическое содержание комедии «Горе от Ума»

В своей комедии Грибоедов очень остро поставил Ряд важнейших для его времени проблем: проблему крепостного права и взаимоотношений дворян-помещиков и крепостного крестьянства, проблему службы в феодально-крепостнической России, просвещения и культуры, связи интеллигенции с народом, ложного и истинного патриотизма. Эта проблематика придала комедии острый политический характер, сделав её произведением, которое, ещё не будучи напечатанным, разошлось в тысячах экземпляров рукописных списков не только в столицах, но и в провинциальных городах.

Но само заглавие комедии указывает, что автор включил в содержание «Горя от ума» ещё одну проблему. Грибоедов показывает горе умного человека, который принуждён жить в крепостническом обществе, где гибнут ум, любовь, стремление человека к творчеству, вообще все лучшие человеческие качества.

Причиной трагедии Чацкого являются его передовые взгляды, ум и благородные стремления. Всё это не только не ценится в фамусовском обществе, но отвергается, больше того — преследуется им.

Человек может быть принят в этом дворянском обществе, лишь отказавшись от своих взглядов в угоду господствующим, подчинившись традициям этого общества.

Такая перемена произошла, например, с Софьей и с бывшим товарищем Чацкого по военной службе Горичем.

Источник: http://www.testsoch.info/zamysel-i-problemy-komedii-gore-ot-uma-xudozhestvennyj-analiz-griboedov-aleksandr-sergeevich/

Александр Сергеевич Грибоедов1795—1829

Главная → Грибоедов А.С. → Проблематика и идейный смысл «Горя от ума»

Пьеса «Горе от ума» знаменует собой победу в творчестве Грибоедова реализма, точнее говоря, критического реализма.

В пьесе ставятся самые жгучие вопросы тогдашней поры: положение русского народа, крепостное право, взаимоотношения между помещиками и крестьянами, самодержавная власть, безумное расточительство дворян, состояние просвещения, принципы воспитания и образования, независимость и свобода личности, национальная самобытность и т. п.

Драматург пронизал всю свою пьесу злободневными намеками.

Важно

Гневные реплики Фамусова против «побродяг», домашних учителей, и Кузнецкого моста, с его дорогими модными магазинами, упоминание Хлестовой о «ланкарточной» (ланкастерской) системе взаимного обучения, сетования княгини Тугоуховской на развращающее влияние петербургского педагогического института —все это было живейшим откликом на вопросы, вызывавшие в обществе той поры ожесточенные споры. Особенно много таких намеков содержат речи Чацкого: о том, что «нынче любят бессловесных», об ученом комитете, требовавшем, «чтоб грамоте никто не знал и не учился», и т.п.

В пьесе Грибоедова отражена смертельная борьба двухосновных лагерей, двух миров московского общества накануне восстания декабристов, консервативного поместного и чиновного барства, с одной стороны, и прогрессивного дворянства — с другой. Особенно широко здесь представлена дворянская знать: Фамусов и его гости.

Это лишенные всякого чувства гуманности закоснелые враги свободы, душители просвещения, сокровенное желание которых — «забрать все книги бы, да сжечь». Вот один из них выменивает на три борзые собаки толпу своих слуг, которые «и честь и жизнь его не раз спасали».

А другой, ради пустой забавы, сгоняет на крепостной балет «от матерей, отцов отторженных детей», а затем распродает их поодиночке.

В предшествующей русской драматургии сатирические тенденции были весьма сильными. Стоит вспомнить «Недоросль» Д. И. Фонвизина, «Ябеду» В. В. Капниста, «Подщипу» ( «Трумф») И. А. Крылова.

Но столь глубокого анализа сущности характеров правящего сословия, который мы видим в «Горе от ума», еще не было.

«Грабительством богаты», «Нестор негодяев знатных», «подлец» — так честит Чацкий членов московского барства, всего фамусовского общества.

Сатирически обличая поместную и бюрократическую знать, всю феодально-крепостническую систему, драматург ясно видел и положительные общественные силы своей эпохи, возникновение и рост новых, прогрессивных стремлений и идей.

Так; Скалозуб жалуется Фамусову, что его двоюродный брат, набравшийся «каких-то новых правил», пренебрег следовавшим ему чином, оставил службу и «в деревне книги стал читать». Княгиня Тугоуховская рассказывает, что ее родственник, учившийся в педагогическом институте, где, по ее мнению, «упражняются в расколах и в безверьи», «чинов не хочет знать!».

Фамусов, имея в виду широкое распространение вольномыслия, называет свое время «ужасным веком». Но с наибольшей полнотой пробуждение национального, общественного самосознания воплощено в образе Чацкого.

Совет

Русская драматургия до Грибоедова изображала наряду с отрицательными и положительные социальные типы. Вспомним образы Стародума в «Недоросле» Д. И. Фонвизина, Росслава в одноименной трагедии Я. Б. Княжнина, Вадима в трагедии «Вадим Новгородский» того же автора и Прямикова в «Ябеде» В. В. Капниста.

Но такого провозвестника «свободной жизни», за которым стоит освободительное движение эпохи, русская драматургия еще не воплощала. Чацкий — деятельная, героическая фигура. Явно преувеличивая, Апполон Григорьев называет его даже «единственным истинно героическим лицом нашей литературы».

Это, несомненно, горячий патриот, бесстрашный воин против крепостничества и деспотического -самовластья, мужественный рыцарь правды, беспощадный судья всякой лжи и фальши, всего того, что враждебно новому, что стоит на пути разума.

Продолжая и развивая просветительские идеи XVIII века, он клеймит невежество, обличает показную внешность представителей барства и выступает пламенным пропагандистом науки, просвещения, искусства. Нужно вспомнить, что с понятием «ума» в ту пору связывались идеи вольномыслия, вольнодумства, борьбы за свободу.

Отвечая на критические замечания П. А. Катенина, Грибоедов писал: «В моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека; и этот человек разумеется в противоречии с обществом его окружающим».

Чацкий знает, что он не одинок. «Теперь, — говорит он, — пускай из нас один, из молодых людей»… Софья подтверждает: «в друзьях особенно счастлив». И это придает ему силу.

Глубоко веря в правоту своих идей, он убежден, что его мечтания осуществятся, что будущее принадлежит идеям новых людей, его собратьям по духу.

«Чацкий, — справедливо говорит Герцен, — это декабрист, это человек, который завершает эпоху Петра I и силится разглядеть, по крайней мере на горизонте, обетованную землю». Он «шел прямой дорогой на каторжную работу».

Гончаров, поддерживая точку зрения Герцена, писал о Чацком как о личности, несравненно превосходящей Онегина и Печорина: «Он искренний и горячий деятель… Ими (Онегиным и Печориным) заканчивается их время, а Чацкий начинает новый век — и в этом все его значение и весь „ум“.

Обратите внимание

Обращаясь к своей эпохе, Грибоедов не только видел борьбу консервативного и прогрессивного дворянства, но и начинал понимать в ней роль народа. „Умный, бодрый наш народ“ — так характеризует его писатель словами Чацкого.

Но, сосредоточивая свое внимание на обостряющейся борьбе взаимоисключающих сил страны, Грибоедов не ставил своей задачей изображение методов решения социальных противоречий. Явкой выдумкой является утверждение, что Грибоедов „стремился показать обреченность каких-либо революционных действий“. По свидетельству М. В.

Нечкиной, запечатленные Грибоедовым исторические процессы „были схвачены глазом художника почти что с научной точностью“. Но и с М. В.

Нечкиной нельзя согласиться, когда она пытается противопоставить Грибоедова Чацкому и ограничить „Горе от ума“ узким периодом в развитии освободительного движения, периодом „Союза благоденствия“, когда декабристы держались тактики „завоевания сторонников, создания мнения, поддерживающего новое. Однако ни сторонники не были завоеваны, ни мнения не создалось“.

Эта позиция в корне ошибочна. Исследователь снижает, обедняет ценность „Горя от ума“ как художественного шедевра глубокой и широкой типизации, сводя его к иллюстрации одного из периодов развития тайных обществ, и дает ложное, до крайности суженное толкование его идейного смысла.

Изображая в „Горе от ума“ социально-политическую борьбу консервативного и прогрессивного лагерей, общественные характеры, нравы и быт Москвы, Грибоедов воспроизводит обстановку всей страны. „Горе от ума“ — это зеркало феодально-крепостнической России с ее социальными противоречиями, все обострявшейся борьбой уходящего и вновь возникающего,призванного победить.

Подчеркивая верность пьесы изображаемой действительности, А. А. Бестужев-Марлинский в статье «Взгляд на русскую словесность в течение 1824 и начале 1825 года» отмечает именно «зеркальность» ее сцен. На широту и глубину обобщений в пьесе «Горе от ума» указывает и И. А. Гончаров. «Как картина, она, без сомнения, громадна, — пишет он.

 — Полотно ее захватывает длинный период русской жизни— от Екатерины до императора Николая». Важно также отметить, что в условиях европейской революционной ситуации 1818—1819 годов борьба прогрессивных и консервативных сил, принимая своеобразное выражение, развертывалась во всей Европе. И фамусовский лагерь видел в Чацком представителя всеевропейского революционного движения.

«Он карбонари», — кричит Фамусов, а так называли членов тайной революционной организации, существовавшей в первой трети XIX века в Италии. «Ах! окаянный вольтерьянец!» — вопит графиня-внучка, имея в виду политических и религиозных вольнодумцев конца XVIII и начала XIX века.

«Я думаю, он просто якобинец, Ваш Чацкий», — возмущается княгиня Тугоуховская, связывая его в споем представлении с французскими буржуазными революционерами конца XVIII века.

По прямоте выражения прогрессивной идейности, по силе своего социально-политического негодования против крепостничества и самодержавия, по характеру благородного сочувствия закрепощенному народу «Горе от ума» — самая антибарственная комедия первого этапа русского освободительного движения.

Белинский в пору своего примирения с «гнусной действительностью» высказывал глубоко ошибочные взгляды на эту пьесу. Он полностью отрицал ее идейно-художественную значимость.

Но, преодолевая идеализм, отказываясь от своей ложной оценки «Горя от ума», он утверждал, что это «благороднейшее гуманическое произведение, энергический (и притом еще первый) протест против гнусной расейской действительности, против чиновников, взяточников, бар-развратников, против… светского общества, против невежества, добровольного холопства и пр., и пр., и пр.».

Реклама от Literature-XIX.Ru

Источник: http://www.literature-xix.ru/griboedov/problematika-i-idejjnyjj-smysl-gorja-ot-uma/

Основная идея произведения А. С. Грибоедова «Горе от ума» выраженная в названии произведения

Сочинения › Грибоедов А.С. › Горе от ума

Читайте также:  Сочинение мой любимый домашний питомец

Готовые Домашние Задания

Название любого произведения является ключом к его пониманию, оно содержит указание (прямое или косвенное) на основную мысль, проблему, поставленную автором. Заглавие комедии А.С.

Грибоедова “Горе от ума”, пожалуй, позволяет увидеть в конфликте пьесы необычайно важную категорию, а именно — категорию ума.

Источником подобного выражения, положенного в основу заглавия и первоначально звучавшего как “Горе уму”, восходит к русской пословице, в которой противостояние между умным и глупым заканчивалось победой дурака. Конфликт между умником и глупцом был важен и актуален для предшествовавших А.С.

Грибоедову комедиографов, принадлежавших к школе классицизма (например, он присутствует в комедиях Мольера, Бомарше). В “Горе от ума” этот конфликт выглядит иначе, здесь он переосмыслен. Современники не могли не почувствовать этого, поэтому возникло несколько мнений, например И.А.Гончарова и А.С.

Пушкина, о Чацком и о том, кто же по замыслу Грибоедова является носителем ума в комедии. Гончаров в статье “Мильон терзаний” писал: “Сам Грибоедов приписал горе Чацкого его уму, а Пушкин отказал ему вовсе в уме. Но Чацкий не только умнее всех прочих лиц, но и положительно умен”.

Важно

Пушкин же действительно говорил в письме Бестужеву о том, что “умное действующее лицо” в комедии — Грибоедов, а Чацкий — это только “пылкий, благородный и добрый малый, проведший несколько времени с очень умным человеком (именно с Грибоедовым) и напитавшийся его мыслями, остротами и сатирическими замечаниями”. Итак, что же такое ум в комедии Грибоедова и кто является в ней умным человеком?

Ум теоретически является добродетелью. Для комедиографов раннего периода это качество никогда не являлось недостатком (Филинт, умный человек, — резонер в “Мизантропе” Мольера; положительными героями являются Стародум, Правдин в “Недоросле” Фонвизина и т. д.). Наоборот, высмеивались авторами глупцы (Митрофан у Фонвизина, например).

Важно отметить, что именно соблюдение меры во всем считалось умом (поэтому для Мольера умник Альцест не является идеалом, достойным подражания). Умом, как и чувством меры, обладает как раз Молчалин, а не Чацкий. Ум Молчалина служит хозяину и основательно ему помогает, Чацкому же его ум (а “речь его кипит умом, остроумием”, как говорит И.А.

Гончаров) только вредит, он сродни безумию для окружающих, именно он приносит ему “мильон терзаний”. Угодливый ум Молчалина противопоставляется странному и возвышенному уму Чацкого, но это уже вовсе не противостояние ума и глупости. В пьесе А.С.Грибоедова нет глупцов, ее конфликт строится на противостоянии разных типов ума.

“Горе от ума” — комедия, перешагнувшая узкие рамки классицизма.

Категория ума имеет отношение к философскому наполнению пьесы, присутствие такого пласта просто невозможно в комедии классицизма, ориентированной на уже заданные абсолютные истины. В своем произведении А.С.Грибоедов ставит вопрос о том, что же есть ум.

Почти у каждого героя есть свой ответ, почти каждый толкует об уме (Фамусов: “Скромна, а ничего кроме проказ и ветру на уме”; Софья: “Остер, умен, красноречив, / Ах, если любит кто кого, / Зачем ума искать и ездить так далеко” и т. д.), но это высказывания разного ряда.

У каждого героя свое представление об уме, которое он обосновывает по ходу появления в пьесе, поэтому комедия вовсе не сводится к четкому разграничению представителей высшего света и Чацкого на предмет выявления ума. Эталона ума нет в пьесе А.С.Грибоедова, поэтому нет в ней и победителя.

“Комедия дает Чацкому только “мильон терзаний” и оставляет, по-видимому, в том же положении Фамусова и его братию, в каком они были, ничего не говоря о последствиях борьбы”.

Чацкий отличается от окружающих не тем, что он умнее, а тем, что он человечнее, чувствительнее (“чувствителен, и весел, и остер”, как говорит Лиза), Для Чацкого существуют две взаимоисключающие категории: ум и чувство (он говорит Софье, что у него “ум с сердцем не в ладу”; описывая Молчалина, он снова разграничивает эти понятия: “Пускай в Молчалине ум бойкий, гений смелый, / Но есть ли в нем та страсть? то чувство? пылкость та?..”

Совет

Чувство на поверку оказывается выше ума светского, изощренного (Чацкий в конце пьесы говорит: “Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету, / Где оскорбленному есть чувству уголок!”, т. е.

он убегает не для того, чтобы защитить свой одинокий ум, а чтобы забыть об оскорблениях, нанесенных его чувству).-Любовная драма как бы становится выражением идейного одиночества героя.

“Личное его горе произошло не от одного ума, а более от других причин, где ум его играл страдательную роль, и это подало Пушкину повод отказать ему в уме”.

“Горе от ума” Чацкого состоит в том, что его ум резко отличается от ума, признанного в свете, а чувством (“У него есть и сердце, и притом он безукоризненно честен”), как творит И.А.Гончаров в статье “Мильон терзаний”, он все-таки привязан к тому обществу, где вращается, завися в какой-то мере от мнений света.

Название пьесы А.С.Грибоедова “Горе от ума” содержит в себе необычайно важный вопрос: а что такое ум для самого Грибоедова. Ответа прямого на этот вопрос писатель не дает, и уже в этом обнаруживается переосмысление традиций классицизма. Назвав “умным” Чацкого, А.С.

Грибоедов перевернул все с ног на голову, осмеяв старое понимание такого качества в человеке, как ум. А.С.

Грибоедов показал человека, полного просветительского пафоса, постоянно наталкивающегося на нежелание понимать его, что проистекало именно из-за традиционного понятия “благоразумия”, которое в “Горе от ума” связывается с определенной социальной и политической программой. Комедия А.С.

Грибоедова, начиная с названия, обращена отнюдь не к Фамусовым, а к Чацким — смешным и одиноким (“один умный человек на 25 глупцов”), резонерством стремящихся изменить неподвластный быстрым изменениям мир. А.С.Грибоедов создал нетрадиционную для своего времени комедию.

Он обогатил и психологически переосмыслил характеры героев и привнес в текст новые, непривычные для комедии классицизма проблемы. Однако хотя его метод близок к реалистическому, но писатель все же не достигает реализма во всей его полноте при показе характеров, быта, социальной среды и всех глубинных проблем, сокрытых в обществе того времени.

Сочинения по теме:

  • Многозначительность толкования названия комедии «Горе от ума». сочинение
  • Столкновение ума Чацкого и глупости фамусовского общества в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума». сочинение
  • Понимание произведений А. С Грибоедова в нашими современниками сочинение
  • Два женских образа в комедии «Горе от ума» А. С. Грибоедова сочинение

Источник: http://1soch.ru/griboedov-as/gore-ot-uma/osnovnaya-ideya-proizvedeniya-a-s-griboedova-gore

ActionTeaser.ru — тизерная реклама

Александр Сергеевич Грибоедов был одним из талантливейших и умнейших людей своего времени. Он получил блестящее образование. Знал несколько восточных языков. По свидетельствам современников, был весьма незаурядным политиком и дипломатом.
    Грибоедов прожил всего 34 года. Он погиб, растерзанный фанатиками.

Его смерть, по-моему, имеет некоторое символическое значение: так мир тьмы в относительно недавнее время набрасывался на все талантливое и передовое.     Грибоедов мог бы сделать для культуры гораздо больше, но…

Однако и его три замечательных произведения остались жить вечно. Это два вальса и комедия “Горе от ума”.

Обратите внимание

В комедии описывается столкновение “века нынешнего” с “веком грядущим”, столкновение нравов, взглядов, мнений людей разных поколений.

    Представителем “века нынешнего” является, несомненно, Чацкий. Остальные герои ему противостоят. В основном это московские аристократы, которые “черпают суждения из забытых газет”. Моральные ценности этих людей весьма занижены. Одна из центральных фигур комедии — Фамусов — типичный представитель московского аристократического общества.

Он, — крепостник со всеми присущими крепостнику нравственными изъянами духа. Он считает 'законным распоряжаться людьми, как своими вещами. Он не признает прав крепостных. Служба для него — приятное времяпрепровождение, за которое он получает чины. Особое место в его жизни занимал чиновничий опыт. Он постоянно совершенствует его себе на пользу.

Например, работая по принципу: “подписано, так с плеч долой”, Фамусов следит, чтобы бумаг не слишком много накапливалось. В общении с более влиятельными чиновниками он использует лесть и знает, в какой момент надо ее ввернуть. Естественно, что такой человек не может ценить и уважать людей за их личные качества. Для него важнее их материальное положение.

Ничего удивительного нет и в том, что жениха для своей дочери он мечтает видеть именно таким:

    Будь плохенький, да если наберется     Душ тысячки две родовых —     Тот и жених.     В литературоведении уже сложился прочный стереотип этого явления — “фамусовское общество”. Оно традиционно. Его жизненные устои таковы, что “учиться надо, на старших глядя”, уничтожать вольнодумные мысли, с покорностью служить более высокому начальству, но самое главное — быть богатым. В богатстве они видели единственный смысл своей жизни. Идейной программой этого общества можно назвать известный монолог Фамусова:     …Вот пример:     Покойник был почтенный камергер,     С ключом и сыну ключ умел доставить;     Богат, и на богатой был женат;     Переженил детей, внучат;     Скончался, все о нем прискорбно поминают:

Читайте также:  Драматургия чехова (особенность драматургии)

    Кузьма Петрович! Мир ему! —

    Что за тузы в Москве живут и умирают!..     Необразованность не мешает жить таким людям, как Фамусов. Мало того, в учении они видят негативные стороны, считают, что оно вредит обществу.     Передовой ум того времени не мог с этим примириться, и комедия Грибоедова стала как бы вызовом темному обществу, тянущему страну назад. Автор противопоставил закоснелым в своих общественных пороках аристократам молодого человека Александра Андреевича Чацкого. Образ Чацкого — это новое, свежее, несущее перемены в жизнь общества. Грибоедов сделал своего героя выразителем передовых идей русской аристократической молодежи. В монологах Чацкого уже прослеживается некоторая политическая программа. Чацкий покушается на устои крепостничества, презирает лицемерие, бесчеловечное отношение к народу, лжепатриотизм. Но для фамусовского общества он более опасен тем, что дает ему беспощадную характеристику. В то время в России, как, впрочем, и сейчас, была мода на все иностранное. Чацкий и это подвергает критике:     Воскреснем ли когда от чужевластья мод?     Чтоб умный бодрый наш народ     Хотя по языку нас не считал за немцев.     Чацкий понимает, что “пустое, робкое, слепое подражание губительно для России”.     Образом Чацкого автор дает понять, что в России есть люди, которых не волнует ни повышение в чинах, ни богатство, для которых науки и искусства — самое главное в жизни. Но таких людей еще очень мало. Они не находят признания у Фамусовых. Более того, они для них становятся опасными. Чацкий понимает всю важность просвещения России и отстаивает свои позиции до конца.     После открытого конфликта с фамусовским обществом Чацкий, перед тем как навсегда уйти, бросает им в лицо:     Из огня тот выйдет невредим, Кто с вами день пробыть успеет, Подышит воздухом одним, И в нем рассудок уцелеет…

    Я считаю, что главная идея комедии “Горе от ума” — революционная: обличение мракобесия, отмена крепостного права, честь по уму, свобода личности. Сам Грибоедов реализовался в этой великой идее, поэтому и великий русский поэт снял перед мертвым Грибоедовым шляпу. В этот момент Пушкин преклонялся перед будущей свободой нашего Отечества!

ActionTeaser.ru — тизерная реклама

Источник: https://moitvoru.ru/index.php/home/sochineniya-po-proizvedeniyam/griboedov-a-s/gore-ot-uma/3880-glavnaya-ideya-komedii-a-s-griboedova-gore-ot-uma

Готовые школьные сочинения

июня 26 2011

Идейный смысл комедии Грибоедова «Горе от ума»

Гениальный художник, один из основоположников русского реализма, автор произведения замечательнейшего произведения русской стиховой драматургии бессмертной комедии «Горе от ума», А. С. Грибоедов близок и дорог нам как передовой деятель и мыслитель своего времени, оказавший глубокое и плодотворное влияние на развитие национальной русской культуры.

Как истинно великий национальный и народный писатель, Грибоедов ставил и разрешал в своем творчестве основные, важнейшие вопросы, связанные с жизнью и судьбами русского народа.

Комедия Грибоедова «Горе от ума» сыграла выдающуюся роль в деле общественно-политического и нравственного воспитания нескольких поколений русских людей.

Она вооружала их на борьбу с насилием и произволом, подлостью и невежеством во имя свободы и разума, во имя торжества передовых идей и подлинной культуры.

Важно

Блестящий ум автор произведенияа, воплощенный в Александре Андреевиче Чацком, главном герое комедий, беспощаден к тупым и зажиревшим обывателям московского «света», погрязшим в ленивой праздности и ностальгии «по временам очаковским и покоренья Крыма».

Но в глухо затворенные двери особняков, где «предрассудки стары»,властностучится «век нынешний», несущий передовые идеи свободолюбия, просвещения, гуманизма. Его представителем и является Чацкий, впервые в нашей литературе бросивший вызов обществу крепостников и консерваторов.

Итак, с одной стороны, личность, настроенная демократически, «души высокие порывы» посвящающая Отчизне, своему народу, который в «рабстве тощем» дошел до предела, а с другой — «барство дикое».

Действие грибоедовской пьесы развивается стремительно. Избрав для сюжета.классический «любовный треугольник» и сохранив традиционную форму комедии (действие происходит в одном месте — особняке Фамусова в течение одного дня. причем круг действующих лиц постоянен). Грибоедов сразу дает нам понять: личная интрига уступает место конфликту иного рода — социальному.

Тем не менее «тайна» Софьи открывается Чацкому лишь в финале, вплоть до которого он все еще на что-то надеется. Как знать, не будь этой надежды, вступил бы он в столкновение с Фамусовым. Скалозубом и им подобными,. высказал бы то, что он о них думает?.. Но он сделал это.

Его монологи, правда, пока еще предупреждения, это еще только слова, но зато какие слова!

Конфликт развивается тем интереснее, что чисто внешний на первый взгляд пустяк (реплика раздраженной Софьи — типичная реакция избалованного существа) сразу подхватывается окружающими и раздувается до социальных размеров.

Сумасшествие Чацкого удобно, выгодно обществу, ибо дает его представителям какой-то шанс на свое оправдание. «Мечтатели опасные» вроде Чацкого слишком уж бесцеремонно срывают маски лицемерного благополучия. И вот Фамусов уже не.

Совет

почтенный чиновник и любящий отец, не радушный и хлебосольный хозяин, а безжалостный крепостник, враг просвещения.

Обладатель блестящего полковничьего мундира Скалозуб — тупой солдафон, «острослов» Репетилов — пустой болтун, а всем и всегда нужный Загорецкий — наглый мошенник. А вокруг них — толпы призраков наподобие графини-бабушки и князей Тугоуховских…

Чацкий — единственное живое лицо в комедии, по меткому замечанию И. А. Гончарова. Согласимся: далеко не каждый современник автор произведенияа и его героя смог бы стать прототипом Чацкого, прямо вступив в бой со своими идейными и духовными противниками.

Понятно, что Грибоедов идеализирует своего героя, чьи искренние монологи несколько длинноваты, а их остроумие скорее пугает, чем убеждает слушателей, собравшихся у Фамусова.

Но ведь слова Чацкого прозвучали в нашей литературе фактически впервые! И не просто смело, горячо, а умно, глубоко, тонко проанализировал герой произведения общество, вынеся ему справедливый приговор:

…Не эти ли. грабительством богаты?

 Защиту от суда в друзьях нашли, родстве,

Великолепные сооруди палаты.

Где разливаются в пирах и мотовстве

 И где не воскресят клиенты-иностранцы

 Прошедшего житья подлейшие черты…

Чем же завершается конфликт передовой личности с фамусовским обществом? Помните? «Сюда я больше не ездок…» Неужели это— признание поражения? Нет.

отнюдь! Прав Гончаров, утверждавший: «Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей, в свою очередь, удар качеством новой…» Спустя полвека после создания комедии Грибоедова, когда Чацкие, чудом выжившие в Нерчинских рудниках, возвращались на свободу, слова эти прозвучали более чем убедительно. Ведь возвращались победителями «России верные сыны»…

Во все времена были, есть и. вероятно, будут свои Грибоедовы, Чацкие. Вазир-Мухтары, которые, прежде всего благодаря своему блестящему и дальновидному уму, становятся пророками в своем отечестве.

Обратите внимание

Как правило, это нарушает сложившийся общественный порядок, «естественный» ход вещей, и общество вступает с личностью в конфликт. Правда, совсем еще недавняя история нашей страны до конфликта деда не доводила: благо, рудников стало поболее, чем при Николае I.

Но для истинных пророков нет и не может быть иного пути, чем пути вперед — «за честь отчизны, за убежденья, за любовь».

А что бы мы делали без них?.. Ответ очевиден. Ведь пророки всегда поэты. А поэты, если вспомнить Иосифа Бродского, «всегда возвращаются»…

В комедии «Горе от ума» писатель отражает столкновения двух лагерей: лагеря молодой России, представленного Чацким и лагеря жестоких крепостников, представленного Фамусовым, Скалозубом, Хлестовой, Молчалиным и другими.

Этот конфликт — не художественная выдумка автор произведенияа, он показывает в пьесе поколение будущих декабристов, которые проникнуты любовью к родине и к народу, они революционеры, которые борются с нравственным насилием над личностями. В произведении против этого выступает Чацкий. Он сын покойного друга Фамусова, вырос в его доме, воспитывался и учился вместе с Софьей.

Чацкий человек образованный, занимающийся литературной работой: «Он славно пишет, переводит», служил на военной службе, имел связи с министрами, три года был за границей, это обогатило его новыми взглядами, расширило кругозор, но не сделало его поклонником всего иностранного.

Борьба между Чацким и фамусовским обществом приобретает все более ожесточенный характер, она оборачивается личной драмой Чацкого, крушением его надежд на личное счастье. Если Фамусов — защитник старого века, времени крепостничества, то Чацкий с негодованием говорит о крепостниках, о крепостном праве.

В монологе «А судьи кто?» он гневно высказывается против милых сердцу Фамусова порядков екатеринского века, «века покорности и страха — века лести и спеси». Идеал Чацкого не Максим Петрович, надменный вельможа и «охотник поподличать», а независимая, свободная личность. Для Фамусова же идеалом является Скалозуб, рассматривающий службу, как источник личных выгод.

Читайте также:  Сочинение шурочка в повести поединок куприна характеристика, образ

Чацкий же разрывает связи с министрами, уходит со службы, потому что он хочет служить Родине, а не прислуживать начальству. «Служить бы рад, прислуживаться тошно!» — говорит он. Чацкий — за развитие русской культуры. Он сам «искал ума» во время пребывания на Западе, но он против пустого, бессмысленного, слепого подражания иностранцам.

Важно

Чацкий отстаивает свободу слов, мыслей, он считает, что каждый человек вправе высказывать свое мнение. Он спрашивает Молчалина: «Зачем же мнения чужие только святы?» Александр Андреевич не воспринимает лесть, лицемерие, пустоту тех интересов, которые являются частью жизни дворянства. В комедии Чацкий вынужден бороться сам.

Но среди внесценических образов упоминаются единомышленники, разделяющие его взгляды. Это двоюродный брат Скалозуба, который «крепко набрался каких-то новых правил… в деревне книги стал читать», племянник Тугоуховской, который «чинов не хочет знать». Все это говорит о целом поколении, которое думает так же, как и Чацкий.

Я считаю, чо автор произведения комедии — воплощает в образе своего главного героя свои взгляды на жизнь. Заканчивается комедия не поражением Чацкого, хотя он и объявлен сумасшедшим, у читающих не создается впечатление того, что он побежден. И.А. Гончаров написал в своей статье «Мильон терзаний»: «Чацкий сломлен колличеством старой силы, нанеся ей в свою очередь смертельный удар качеством силы свежей. Он покидает Москву, чтобы примкнуть к членам тайного общества, чтобы продолжить борьбу за освобождение народа от крепостного права.

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани — » Идейный смысл комедии Грибоедова «Горе от ума» . Литературные сочинения!

Источник: http://www.testsoch.net/idejnyj-smysl-komedii-griboedova-gore-ot-uma/

В чем смысл произведения а. с. грибоедова горе от ума

В чем смысл произведения а. с. грибоедова «горе от ума»

Автор: Грибоедов А.С.

Хоть есть охотники поподличить везде,

Да нынче смех страшит

И держит стыд в узде.

А. Грибоедов

Смысл комедии “Горе от ума”, я полагаю, в показе духа Москвы того времени, ее нравов. В комедии разворачивается противоборство двух сил: старого мира аристократов, не желающего покидать сцену жизни, и нового поколения прогрессивно настроенных людей России.

Столкновение Чацкого с Фамусовым неизбежно, потому что старые аристократы не любят перемен, они привыкли жить и доживать так, как им удобно. Жизнь общества в этом смысле их мало интересует.

Фамусов сразу же почувствовал, что с приездом Чацкого начнутся разные неприятности и нарушения порядка, хотя еще не знал о его взглядах. Молодое, сильное, цветущее начало в человеке уже само по себе дает таким людям, как Фамусов, повод для беспокойства. А что уж говорить о реакции на смелые суждения Чацкого.

Мир, который Фамусов так старательно оберегает от внешних влияний, представляет собой сплошную ложь отношений и удручающую безнравственность. Софья скрывает свои поэтические чувства к Молчалину, боясь, что их не поймут. А Молчалин в свою очередь притворяется влюбленным.

На балах у Фамусова царит дух чванства и высокомерия. Князья Тугоуховские, например, глухи ко всему на свете, кроме богатства и званий.

В отношениях между гостями витает холод осторожности и враждебности друг к другу.

Естественно, Чацкий, попав в такое окружение, впал в хандру и скуку. Даже влюбленность в Софью не помогала ему сколько-нибудь взбодриться. Он уезжает, но любовь к Софье и к родине все же вновь возвращает его в Москву уже энергичным, полным созидательных стремлений.

Но его ждут новые разочарования: его энергия и благородные порывы никому не нужны в фамусовской Москве. Любовь также терпит крах: после разговора с Фамусовым у Чацкого возникли подозрения, что он мечтает отдать Софью за генерала Скалозуба.

Совет

Да Чацкий и сам, постепенно узнавая Софью, разочаровывается в ней. Он замечает, что она видит мир искаженным. Слыша, как восхищенно она говорит о Молчалине, Чацкий убеждается, что она вовсе не понимает его истинной сути.

Он спрашивает ее: “Но есть ли в нем та страсть? То чувство? Пылкость та? Чтоб, кроме вас, ему мир целый казался прах и суета?” Затем добавляет: “А Скалозуб! Вот загляденье!..”

Но Софья не почувствовала в его словах ни предосторожности, ни иронии. Она отвечает: “Герой не моего романа”.

Чацкого терзает мысль, как такая умная девушка могла полюбить подлеца Молчалина, корыстолюбца и подхалима:

С такими чувствами, с такой душой Любим!

Обманщица, смеялась надо мной!

В конце, когда все окончательно раскрывается, Чацкий признается сам себе, что горько обманулся в Софье;

Зачем меня надеждой завлекли?

Зачем мне прямо не сказали,

Что все прошедшее вы обратили в смех?..

…Вот я пожертвован кому!

Но жертва любви — не самая большая жертва в жизни Чацкого. Его, с легкой руки Софьи обронившей: “А, Чацкий! Любите вы всех в шуты рядить. Угодно ль на себя примерить”, — объявляют сумасшедшим, и слух этот быстро распространяется по Москве.

Смысл комедии, по-моему, и в том, что Чацкий, несмотря на свои поражения и нравственные муки, не отступил от верности своим идеалам.

В доме Фамусова он до конца выступает как обличитель его обитателей, изо всех сил цепляющихся за прошлое, пытающихся остановить ход времени.

Источник: http://MirZnanii.com/a/358420/v-chem-smysl-proizvedeniya-a-s-griboedova-gore-ot-uma

Анализ произведения Грибоедова А.С. «Горе от ума» на Сёзнайке.ру

Комедия «Горе от ума» изображает борьбу двух поколений, двух времен, двух лагерей общества. Это споры приверженцев старых устоев и новатора, рьяно поддерживающего идеи декабристов, которые все чаще стали встречаться среди русской молодежи после того, как Россия одержала победу в Отечественной войне 1812 года.

В своем произведении автор показывает разделение общества и нарастающее сопротивление двух классов – дворян и свободолюбивых декабристов. При этом Грибоедову удалось точно описать представителей разных лагерей.

Эта комедия стала первым произведением, которое говорит о противостоянии из-за идеи, ведь раньше проблемами могли быть возраст, вкусы, положение в обществе.

«Горе от ума» содержит конфликт, ставший в литературе традицией – два соперника добиваются благосклонности женщины, однако здесь эта тема полностью покорена основной – смысл жизни.

Обратите внимание

Большой заслугой автора стало создание образов комедии. Чацкий стал истинным воплощением передовых идей начала XIX века. Это образец дворянской интеллигенции, который отрывается от своих предков и осуждает их. Многие его рассуждения сводятся к идеям декабристов. Он жестоко судит все пороки, свойственные обществу.

В то время становилось понятным, что крепостное право себя изжило и необходима его отмена. Легендарный монолог героя обличает помещиков, которые могут менять людей на собак, покупать и продавать крепостных. Для Чацкого не приемлема служба и он бросает ее, так как «служить бы рад, прислуживаться тошно».

Главный герой стремится к великим свершениям, к служению великой идее, не понимая, что заниматься мелкой службой тоже кто-то должен для поддержания порядка.

Значительная часть населения России того времени свободно владела французским языком, что кажется Чацкому преклонением перед заграничным и презрением к собственному наследию.

Противником идей Чацкого становится Фамусов и его общество в целом. Грибоедов изображает Фамусова как барина, имеющего крепостные души. Он строг в ведении хозяйства, ему свойственна грубость со слугами и лесть в присутствии начальства. Фамусов и ему подобные персонажи из своей службы выносят выгоду для себя лично и пользуются этим.

Дворяне привыкни к старому режиму, правилам и обычаям, которые зарождались еще сотни лет назад. Они нашли свое место в этом обществе и научились получать прибыль, однако вместе с тем они утратили чувства преданности своей Родине и служения стране, а не только своим интересам.

Обличительные слова Чацкого рушат их мир, с чем они не могут мириться.

Один из представителей фамусовского общества – Молчалин говорит о том, что существующие правила почитания чиновников являются естественной нормой морали.

Для Чацкого это не приемлемо и в то же время он не может себе представить, что Софья отдала предпочтение именно этому человеку. Во всей комедии образ Софьи вмещает в себе максимум противоречий.

Важно

Девушка обманулась в своих чувствах, но ей не страшно мнение общества и при этом свободолюбие Чацкого ее смутило настолько, что она перешла на сторону фамусовского общества.

Комедия Грибоевода «Горе от ума» наполнено выражениями, которые позже стали крылатыми: «А судьи кто?», «Служить бы рад, прислуживаться тошно» и т.д. Эти выражения широко используются в быту, став фразеологизмами.

В данном произведении автор выступил новатором, так как ему удалось создать комедию, которая сочетала бы в себе реализм, тему общества и народа в целом. Начав с темы любви, он показал, что личная драма человека может стать общественной.

Источник: http://www.seznaika.ru/literatura/analiz-stihov/10997——l—r

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector