История отношений катерины и бориса в пьесе гроза островского

Борис и Катерина (по пьесе А. Островского «Гроза»)

Замечательные и справедливые слова сказал о пье­се «Гроза» в своем письме А. Н. Островскому В. П. Бот­кин: «Никогда вы не раскрывали так своих поэтиче­ских сил, как в этой пьесе…

В «Грозе» вы взяли такой сюжет, который насквозь исполнен поэзии,— сюжет, невозможный для того, кто не обладает поэтическим творчеством…

Любовь Катерины принадлежит к тем же явлениям нравственной природы, к каким при­надлежат мировые катаклизмы в природе физиче­ской…».

Обратите внимание

Итак, Катерина влюблена в Бориса. Прочитав эту строчку, можно только вздохнуть: «Что ж, любви все возрасты покорны…», а можно глубоко задуматься, потому что любовь к Борису стала для героини «Гро­зы» настоящей трагедией, усилив ту драму, которую она переживала, оказавшись в «темном царстве».

Катерина — девушка тонкая, мечтательная, по­этичная. Это человек высоконравственный, просто­душный, безыскусный в отношениях с людьми. Она не умеет лгать, притворяться, скрывать свои чувства. Чувствует она глубоко, поэтому, раз увидев Бориса и полюбив его, уже не может ничего с собой поделать.

«Разве я хочу об нем думать? — рассуждает она.— Да что делать, коли из головы нейдет. Об чем ни заду­маю, а он так и стоит перед глазами». Для замужней Катерины, верной своему мужу и набожной, эта лю­бовь становится настоящей нравственной пыткой.

 «Точно я стою над пропастью и меня кто-то туда тол­кает, а удержаться мне не за что»,— так описывает она свое состояние.

Будучи доброй, Катерина жалеет мужа, которого никогда не любила и не любит, с которым она никогда не сможет быть счастливой. Он слабый, безвольный человек, позволяющий унижать себя на глазах жены.

Борис и Катерина не могут видеться, потому что за­мужних дам держат в Калинове под семью замками. Разрешить проблему берется сестра Тихона, Варвара, для которой давно не существует никаких нравствен­ных преград. «И я не обманщица была,— говорит она о себе,— да выучилась, когда нужно стало». Едва ли у Катерины получилось бы освоить эту науку.

Поначалу сопротивляясь, Катерина все-таки при­нимает услуги Варвары. Она не может больше нахо­диться в удушливой атмосфере ханжества, несвобо­ды, самодурства, да и свою любовь побороть не в си­лах.

Героиня идет на великий грех — решается встретиться с Борисом. Судьба благоволит этому: Ка­баниха отправляет сына из дому. Сложившуюся си­туацию Катерина переживает мучительно, но преодо­леть ее она не может.

Несколько встреч с Борисом ос­вещают ее жизнь лучами счастья, но ненадолго.

Борис находится в зависимом положении от своего дяди, купца Дикого. Он сирота, а бабушка его в заве­щании распорядилась о том, чтобы долю наследства Борис получил только после совершеннолетия и толь­ко при условии почтительного отношения к дяде, что в принципе невозможно.

Не потому что Борис не ува­жителен к старшим, а потому что на Дикого, властно­го, грубого, бессовестного и хитрого человека, уго­дить невозможно. Тем не менее Борис продолжает жить в доме дяди, терпеливо снося все оскорбления.

В его характере нет той силы, которая помогла бы ему превозмочь обстоятельства.

Важно

Попав в Калинов, Борис, так же как и Катерина, чувствует себя неуютно. «Больно трудно мне здесь, без привычки-то! — говорит он. — Все на меня как-то дико смотрят, точно я здесь лишний, точно мешаю им». Неожиданной напастью для него становится лю­бовь. «Загнан, забит,— восклицает он,— а тут еще сдуру-то влюбляться вздумал».

Борис не может побороть свои чувства. «Уж я коли полюбил…»,— говорит он, открывая свою тайну Куд­ряшу, и не заканчивает фразу, потому что и так все ясно. Однако и первого шага он сделать не может. Варвара оказывается куда проворнее его.

Борис при­нимает ее услугу, а вот ответить за содеянное не умеет. Наказанный дядей, он послушно отправляется в Си­бирь. На просьбу Катерины взять ее с собой Борис от­вечает отказом — он дяди остерегается.

Борис факти­чески предает Катерину, бросая ее в таком положе­нии.

Героиня оказывается сильнее Бориса. Именно она, не умеющая лгать, во всеуслышание говорит о своей любви. Она бросает вызов «темному царству», кинув­шись в бездну. Борис, конечно, сочувствует Катерине, но единственное, чем он оказывается в силах ей по­мочь,— это пожелать ей смерти.

Островский показал Катерину женщиной, которая «забита средой», но вместе с тем он наделил ее поло­жительными качествами сильной натуры, способной до конца противостоять деспотизму. О Борисе же кри­тик Н. Добролюбов говорил, что он тот же Тихон, только «образованный». «Образование отняло у него силу делать пакости… но оно не дало ему силы проти­виться пакостям, которые делают другие…».

Источник: http://5litra.ru/soch/217-boris-i-katerina-po-pese-a-ostrovskogo-groza.html

Образ и характеристика Катерины в пьесе “Гроза” Островского: описание характера, жизнь и смерть Катерины Кабановой

Меню статьи:

Вопрос о выборе второй половинки всегда был проблемным для молодых людей. Сейчас мы вправе выбирать спутника (спутницу) жизни сами, раньше окончательное решение и браке принималось родителями. Естественно, что родители в первую очередь взирали на благосостояние будущего зятя, его моральный облик.

Такой выбор сулил прекрасное материальное и моральное существование детей, но при этом часто страдала интимная сторона брака. Супруги понимают, что они должны благосклонно и почтительно относиться друг к другу, но отсутствие страсти сказывается не лучшим образом.

В литературе много примеров такого неудовлетворения и поисков реализации своей интимной жизни.

В русской литературе такая тема не новая. Время от времени она подымается писателями. А. Островский в пьесе «Гроза» изобразил уникальный образ женщины Катерины, которая в поисках личного счастья под воздействием православной морали и возникшего любовного чувства заходит в тупик.

История жизни Катерины

Главная героиня пьесы Островского – Катерина Кабанова. С детства воспитывалась в любви и ласке. Ее мать жалела дочку, и порой освобождала ее от всякой работы, предоставив Катерине делать то, что ей хочется. Но девочка не выросла ленивой.

После свадьбы с Тихоном Кабановым девушка живет в доме родителей мужа. Отца у Тихона нет. А мать руководит всеми процессами в доме. Свекровь обладает авторитарным характером, она подавляет своим авторитетом всех членов семьи: и своего сына Тихона, и дочь Варю и молодую невестку.

Катерина попадает в совершенно незнакомый ей мир – свекровь часто беспричинно ругает ее, муж тоже не отличается нежностью и заботой – порой он избивает ее. Детей у Катерины и Тихона нет. Женщину этот факт невероятно расстраивает – ей нравиться нянчиться с детьми.

Совет

В один прекрасный момент женщина влюбляется. Она замужем и прекрасно понимает, что ее любовь не имеет права на жизнь, но все же со временем поддается своему желанию, пока муж находится в другом городе.

По возвращению супруга Катерина испытывает муки совести и признается свекрови и мужу в своем поступке, чем вызывает волну негодования. Тихон ее избивает. Свекровь говорит, что женщину необходимо закопать в землю.

Обстановка в семье и без того нерадостная и накаленная обостряется до невозможности. Не видя другого выхода, женщина заканчивает жизнь самоубийством, она топится в реке.

На последних страницах пьесы мы узнаем о том, что Тихон все-таки любил свою жену, и его поведение по отношению к ней было спровоцировано науськиванием матери.

Внешность Катерины Кабановой

Детальное описание внешности Катерины Петровны автор не предоставляет. О внешности женщины мы узнаем из уст других героев пьесы – большинство персонажей считают ее красивой и восхитительной.

О возрасте Катерины мы также мало что знаем – тот факт, что она находится в самом расцвете свих сил, позволяет определить ее как молодую женщину.

До свадьбы она была полна стремлений, светилась счастьем.

Жизнь в доме свекрови сказалась на ней не лучшим образом: она заметно увяла, но все еще была хороша собой. Ее девическая веселость и жизнерадостность быстро улетучилась – их место заняли уныние и печаль.

Отношения в семье

Свекровь Катерины – человек очень сложный, она всем заправляет в доме. Это касается не только домашних дел, но и всех отношений внутри семьи.

Женщине сложно справиться со своими эмоциями – она ревнует сына к Катерине, ей хочется, чтобы внимание Тихон уделял не жене, а ей, своей матери.

Ревность съедает свекровь и не дает ей возможности наслаждаться жизнью – она всегда недовольна чем-то, постоянно придирается ко всем, особенно к молодой невестке. Этот факт она даже не пытается скрыть – окружающие подтрунивают над старой Кабанихой, говорят, что она замучила всех в доме.

Муж Катерины – Тихон так же любит свою мать. Авторитаризм и деспотизм матери сломали его, как и его жену. Он разрывается чувством любви к матери и жене. Тихон не пытается как-то разрешить сложную ситуацию в его семье и находит утешение в пьянстве и загулах.

Младшая дочь Кабанихи и сестра Тихона – Варвара более прагматична, она понимает, что стену лбом пробить нельзя, в этом случае необходимо действовать хитростью и умом. Ее уважение к матери – показное, она говорит то, что мать хочет услышать, но на самом деле делает все по-своему.

Не выдержав жизни дома, Варвара сбегает.

Несмотря на несхожесть девушек, Варвара и Катерина становятся подругами. Они поддерживают друг дружку в сложных ситуациях. Варвара подстрекает Катерину на тайные встречи с Борисом, помогает влюбленным организовывать свидания для влюбленных.

В этих действиях Варвара не подразумевает ничего плохого – девушка сама часто прибегает к таким свиданиям – это ее способ не сойти с ума, она хочет привнести в жизнь Катерины хотя бы частичку счастья, но выходит в результате все наоборот.

Обратите внимание

С мужем у Катерины тоже непростые отношения. В первую очередь это связано с бесхарактерностью Тихона. Он не умеет отстаивать свою позицию, даже в том случае, если желание матери явно противоречит его намерениям.

У ее мужа нет своего мнения – он «маменькин сынок», беспрекословно исполняющий волю родительницы. Он часто, по материному науськиванию, ругает молодую жену, порой избивает ее.

Естественно, такое поведение не привносит радости и гармонии в отношения супругов.

Время от времени в мыслях Катерины возникают намерения что-то поменять в ее жизни, но выход из ситуации ей найти не удается – мысль о самоубийстве все чаще и чаще посещает Катерину Петровну.

Черты характера

Катерина обладает кротким и добрым нравом. Она не умеет постоять за себя. Катерина Петровна – мягкая, романтическая девушка. Она любит предаваться мечтам и фантазиям.

У нее пытливый ум. Ее интересуют самые необыкновенные вещи, например, почему люди не умеют летать. Из-за этого, окружающие считают ее немного странной.

Катерина по своей природе терпеливая и неконфликтная. Она прощает несправедливое и жестокое отношение по отношению к себе мужа и свекрови.

В целом же окружающие, если не брать в счет Тихона и Кабаниху хорошего мнения о Катерине, они думают, чтоона милая и прелестная девушка.

Стремление к свободе

У Катерины Петровны своеобразное понятие свободы. В то время, когда большинство людей понимают свободу как физическое состояние, при котором они вольны осуществлять те поступки и действия, которые им предпочтительны, Катерина предпочитает свободу моральную, лишенную психологического давления, позволяющая распоряжаться своей судьбой самостоятельно.

Катерина Кабанова не настолько решительна, чтобы поставить на место свекровь, но ее стремление к свободе не дает ей жить по тем правилам, в рамках которых она оказалась – мысль о смерти как о способе обретения свободы появляется в тексте несколько раз до романтических отношений Катерины с Борисом. Обнародование информации об измене Катерине мужу и дальнейшая реакция родственником, в частности свекрови, становятся всего лишь катализатором, ее суицидальным стремлениям.

Религиозность Катерины

Вопрос религиозности и влияния религии на жизнь людей всегда был довольно спорный. Особенно такая тенденция ярко поддается сомнению во времена активной научно-технической революции и прогресса.

По отношению к Катерине Кабановой такая тенденция не срабатывает. Женщина, не находя радости в обыденной, мирской жизни, проникается особой любовью и благоговением к религии. Усиливает ее привязанность к церкви и факт религиозности ее свекрови.

В то время как у старой Кабанихи религиозность только показная (на самом деле она не придерживается основных канонов и постулатов церкви, регламентирующих взаимоотношения людей), религиозность Катерины истинная.

Она свято верит в заповеди Бога, пытается всегда соблюдать законы бытия.

Во время молитвы, пребывания в церкви Катерина испытывает особое наслаждение и облегчение. В такие моменты она похожа на ангела.

Однако желание испытать счастье, настоящую любовь берут верх над религиозным видением. Зная о том, что супружеская измена – страшный грех, женщина все же поддается искушению. За счастье длиною в десять дней, она платит еще одним, наиболее страшным грехом в глазах верующего христианина – самоубийством.

Читайте также:  Сочинение эссе образование: вчера, сегодня, завтра

Катерина Петровна осознает всю тяжесть своего поступка, но понятие того, что ее жизнь уже никогда не измениться вынуждает ее игнорировать этот запрет.

Следует отметить, что мысль о таком окончании своего жизненного пути уже возникала, но, несмотря на тяжести ее жизни, в исполнение не была приведена.

Важно

Возможно, здесь сыграл тот факт, что давление со стороны свекрови было для нее тягостным, но понятие того, что оно не имеет никаких оснований, останавливало девушку.

После того, как ее родные узнают об измене – упреки в ее адрес становятся оправданными – она действительно запятнала свою репутацию и репутацию семьи. Другой причиной такого исхода событий мог стать тот факт, что Борис отказывает женщине и не берет ее с собой. Катерина должна сама как то решить сложившуюся ситуацию и лучшего варианта, как броситься в реку, она не видит.

Катерина и Борис

До появления в выдуманном городе Калинове Бориса обретение личного, интимного счастья для Катерины не было актуально. Она не пыталась восполнить недостаток любви со стороны своего мужа на стороне.

Образ Бориса пробуждает в Катерине угасшее чувство страстной любви. Женщина осознает всю тяжесть любовных взаимоотношений с другим мужчиной, поэтому томиться возникшим чувством, но не принимает никаких предпосылок превратить свои мечты в реальность.

Варвара убеждает Катерину в том, что Кабановой необходимо встретиться наедине со своим возлюбленным. Сестра брата прекрасно знает, о том, что чувства молодых людей взаимны, кроме того, для нее не новость прохладность отношений между Тихоном и Катериной, поэтому расценивает свой поступок как возможность показать милой и доброй невестке, что такое настоящая любовь.

Катерина долго не может решиться, но вода камень точит, женщина соглашается на встречу. Оказавшись в плену своих желаний, усиливаемых сродным чувством со стороны Бориса, женщина не может отказать себе в дальнейших встречах. Отсутствие мужа играет ей на руку – 10 дней она жила как в раю.

Борис любит ее больше жизни, он ласков и нежен с ней. С ним Катерина чувствует себя настоящей женщиной. Она думает, что наконец-то обрела счастье. Все меняет приезд Тихона.

Никто не знает о тайных встречах, но муки терзают Катерину, она всерьез боится наказания со стороны Бога, её психологическое состояние достигает апогея и она признается в совершенном грехе.

После этого события жизнь женщины превращается в ад – и без того сыпавшиеся упреки в ее сторону от свекрови становятся невыносимыми, муж избивает ее.

У женщины еще теплится надежда на благополучный исход события – она верит, что Борис не оставит ее в беде. Однако ее возлюбленный не спешит ей помочь – он боится прогневить дядю и остаться без его наследства, поэтому отказывается взять с собой в Сибирь Катерину.

Для женщины это становится новым ударом, пережить его она уже не в состоянии – смерть становится ее единственным выходом.

Таким образом, Катерина Кабанова – обладательница самых добрых и нежных качеств человеческой души. Женщина с особым трепетом относится к чувствам других людей.

Совет

Ее неумение дать резкий отпор становится причиной постоянных насмешек и упреков со стороны свекрови и мужа, что в дальнейшем загоняет ее в тупиковую ситуацию. Смерть в ее случае становится возможностью обрести счастье и свободу.

Осознание этого факта вызывает самые печальные чувства у читателей.

Источник: https://r-book.club/russian-classics/aleksandr-ostrovskij/groza-katerina.html

Каким представляла Катерина Бориса и каким он оказался?

/ Сочинения / Островский А.Н. / Гроза / Каким представляла Катерина Бориса и каким он оказался?

  Скачать сочинение

    Любовь Катерины к Борису на время увеличивает границы тесного мирка, в котором до сих пор живет девушка. Любовь освещает ее быт, девушка начинает ощущать радость жизни, надеется на что-то прекрасное, чего до сих пор у нее не было. Катерина испытывает столь сильное чувство впервые. Девушка была выдана замуж насильно за нелюбимого человека.

Дальнейшая жизнь в доме мужа, постоянные придирки и унижения со стороны свекрови убивают саму возможность возникновения любви к слабохарактерному и безвольному Тихону.     Катерина искренне пытается полюбить своего мужа. Но, видно, не судьба. Тем более что постоянное присутствие жестокой свекрови не способствует появлению романтики в отношениях Тихона и Катерины.

А Катерина — натура романтичная и мечтательная. Девушка с детства была очень эмоциональной. Как известно, люди впечатлительные и эмоциональные не могут жить в атмосфере серости и уныния. Им необходимо радоваться жизни, наслаждаться ее проявлениями, чувствовать красоту бытия.     Катерина долгое время пытается приспособиться к укладу жизни в семье Кабановых. Но потом не выдерживает.

Ее любовь к Борису — это своеобразный протест против угнетения, унижения и рабства. Каким видит Катерина Бориса? Разумеется, он кажется ей совсем не похожим на Тихона и на большинство окружающих ее людей. Каждый человек, влюбившись, склонен идеализировать предмет своей любви, и, конечно, Катерина не является исключением.

Она идеализирует своего любимого, он представляется ей более сильным, благородным и возвышенным, чем есть на самом деле.     Каким же в действительности является Борис? В самом начале произведения мы узнаем его историю. Отец Бориса происходил из купеческого рода. Но женился он на “благородной”, то есть женщине дворянского происхождения.

Отец и мать Бориса жили в Москве, ведь не могла же благородная и образованная женщина терпеть порядки, царившие в городе Калинове? Борис говорит: “Матушка рассказывала, что она трех дней не могла ужиться с родней, уж очень ей дико казалось”.     Родители дали Борису и его сестре завидное воспитание.

Разве могли они подумать, что дети их вынуждены будут общаться с родней, известной своей тупостью, ханжеством и злобой? Борис рассказывает о своей жизни Кулигину, и читатель ясно чувствует, насколько тяжело молодому человеку было привыкнуть к новому образу жизни: “Воспитывали нас родители в Москве хорошо, ничего для нас не жалели.

Обратите внимание

Меня отдали в Коммерческую академию, а сестру в пансион, да оба вдруг и умерли в холеру; мы с сестрой сиротами и остались. Потом мы слышим, что и бабушка здесь умерла и оставила завещание, чтобы дядя нам заплатил часть, какую следует, когда мы придем в совершеннолетие”.     Дядей Бориса оказался тот самый помещик Дикой, о котором буквально ходят легенды, одна другой страшнее.

Он и жесток, и жаден, и зол. Дядя всячески издевается над своим племянником. А тот ничего не может ему противопоставить. В этом и кроется трагедия молодого человека. Он получил “тепличное” воспитание, его с детства холили и лелеяли. И у него недостает душевных сил и твердости характера, чтобы бороться со сложными обстоятельствами, в которых он оказался.

    Однако молодой человек выгодно отличается от основной массы персонажей Островского. Он выглядит более умным и образованным. Он культурен, воспитан. Но при этом Борис слаб, а потому бездействует и плывет по течению. Даже любимой женщине он принес несчастье. Катерина отдала ему все, что могла, пожертвовала честью, даже своей жизнью.

У Бориса же не хватило смелости помочь бедной женщине, стоящей на краю пропасти.     С самого начала Борис знал, что любовь к замужней женщине — преступление. Он давно заметил Катерину, но не решался с ней познакомиться. Когда у Бориса заходит разговор с Кудряшом о любви, тот говорит ему о местных нравах: “У нас насчет этого свободно. Девки гуляют себе, как хотят, отцу с матерью и дела нет.

Только бабы взаперти сидят”. И тут-то Борис признается, что влюблен в замужнюю женщину. Кудряш уговаривает его бросить эту затею, потому что такая любовь должна быть под запретом.

“Ведь это значит, — говорит Кудряш, — вы ее совсем загубить хотите, Борис Григорьич!”     Какова реакция Бориса на эти слова? Он всячески уверяет, что ни в коем случае не хочет погубить любимую женщину: “Сохрани господи! Сохрани меня, господи! Нет, Кудряш, как можно! Захочу ли я ее погубить! Мне только бы видеть ее где-нибудь, мне больше ничего не надо”.

    Почему Кудряш так уверен, что любовь к замужней женщине означает для нее гибель? Потому, что он всю жизнь живет в городе Калинове и знает о существующих в нем порядках. Женщина, которая решилась на измену, уже никогда не будет спокойно жить. Ее осудит всякий, кто будет осведомлен о таком позоре.

Поэтому Кудряш пытается объяснить Борису: “Как, сударь, за себя поручиться! А ведь здесь какой народ! Сами знаете. Съедят, в гроб вколотят”.     Но Борис не придает словам Кудряша должного значения. Его в меньшей степени беспокоит судьба любимой женщины, на первом месте для него стоит его каприз. Конечно, нельзя осуждать Бориса слишком строго.

Ведь вырос он в цивилизованной Москве, где, как известно, царили совсем другие законы. Поэтому не может до конца осознать, насколько порядки в городе Калинове отличаются от столичных. И он решает во что бы то ни стало добиться встречи с любимой женщиной.     Борис при всем своем уме и образованности не может понять бесхитростную и простую Катерину.

Важно

Она говорит ему: “Знаешь, что? Теперь мне умереть     вдруг захотелось!” Катерина вкладывает в свои слова глубокий смысл. Она в глубине души понимает, что жизнь в том виде, какой была раньше, кончилась. Теперь она перешла черту, навсегда отделившую ее от прежней жизни. И подобная метаморфоза вполне может привести к смерти.

Но Борис отвечает ей слишком просто и банально: “Зачем умирать, коли нам жить так хорошо?” Он прежде всего оценивает настоящий момент. Именно сейчас он счастлив, он уверен в себе, ему нравится, что рядом находится любимая женщина. Сейчас действительно все хорошо. А что будет дальше, его не интересует.

    Катерина так искренне признается ему в любви, что это вызывает самые трогательные чувства у читателя. Катерина не скрывает своих чувств совершенно. Героиня раскрывает свою душу, не думая о последствиях, она говорит любимому: “Словно на грех ты к нам приехал.

Как увидела тебя, так уж не своя стала С первого же раза, кажется, кабы ты поманил меня, я бы и пошла за тобой; ты иди хоть на край света, я бы все шла за тобой и не оглянулась бы”.     Примечательно, что на такое искреннее, волнующее до глубины души признание Катерина слышит вполне рациональный, прагматичный вопрос “Надолго ль муж-то уехал?”     Катерина открыта миру, как дитя.

Она отдает всю себя, ничего не получая взамен. Беда Катерины в том, что Борис оказался недостоин ее любви. При кажущихся положительных качествах он на самом деле мелкий эгоистичный человек, думающий только о себе. Любовь Катерины для него — это всего лишь развлечение, хотя он и пытается доказать ей, что действует, исключительно поддавшись силе страсти.

Когда Борис узнает, что муж Катерины уехал на две недели, он радуется: “О, так мы погуляем! Время-то довольно”. Эти простые фразы как нельзя лучше говорят о его отношении к Катерине и их связи.     Когда возвращается Тихон, Варвара прежде всего обращается к Борису. Она рассказывает ему о преждевременном возвращении брата и спрашивает совета. Измена мужу оказалась для Катерины слишком сильным эмоциональным потрясением. Варвара искренне переживает за Катерину, которая стала ей близкой подругой. Она говорит о ней: “Дрожит вся, точно ее лихорадка бьет; бледная такая, мечется по дому, точно чего ищет. Глаза как у помешанной! Давеча утром плакать принялась, так и рыдает. Батюшки мои! что мне с ней делать?”.     Борис почти равнодушно отвечает: “Да, может быть, пройдет это у нее!”. Если в начале драмы у читателя могла возникнуть какая-то симпатия по отношению к Борису, то теперь об этом уже не может идти речи. Борис представляется черствым, равнодушным, думающим только о себе человеком. Катерина сделала неверный выбор и подарила свою любовь совершенно недостойному человеку.     Борис покоряется воле своего дяди, который отправляет его в Сибирь. Сцена прощания Катерины со своим любимым показывает, насколько тяжело женщине и как при этом сдержанно ведет себя Борис. Он говорит: “Что обо мне-то толковать! Я вольная птица”.

    Слова Бориса кажутся чудовищными: “Ну, бог с тобой! Только одного и надо у бога просить, чтобы она умерла поскорее, чтобы ей не мучиться долго! Прощай!”. И эти слова мужчина говорит о любимой женщине! Он даже не пытается облегчить ее судьбу, хотя бы утешить. Борис просто желает ей смерти. И такова расплата Катерины за счастье, длившееся всего лишь десять дней!

Читайте также:  Сочинение-анализ рассказа кавказ бунина 8, 9 класс

46913 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Островский А.Н. / Гроза / Каким представляла Катерина Бориса и каким он оказался?

Источник: http://www.litra.ru/composition/get/coid/00076901184864045577

Трагедия Катерины в драме Островского «Гроза» | Свободный обмен школьными сочинениями 5-11 класс

Катерина – главный персонаж драмы Островского «Гроза», жена Тихона, невестка Кабанихи. Основная идея произведения – конфликт этой девушки с «темным царством», царством самодуров, деспотов и невежд.

Узнать, почему возник этот конфликт и почему конец драмы такой трагичный, можно, поняв представления Катерины о жизни. Автор показал истоки характера героини. Из слов Катерины мы узнаем о ее детстве и отрочестве.

Здесь нарисован идеальный вариант патриархальных отношений и патриархального мира вообще: «Я жила, не о чем не тужила, точно птичка на воле, что хочу, бывало, то и делаю». Но это была «воля», совершенно не вступавшая в противоречия с вековым укладом замкнутой жизни, весь круг которой ограничен домашней работой.

Совет

Жила Катя свободно: вставала рано, умывалась родниковой водой, ходила с матерью в церковь, потом садилась за какую‑нибудь работу и слушала странниц и богомолок, которых было много в их доме. Это рассказ о мире, в котором человеку не приходит в голову противопоставить себя общему, поскольку он еще не отделяет себя от этой общности.

Именно поэтому здесь нет насилия и принуждения. Идиллическая гармония патриархальной семейной жизни для Катерины – безусловный нравственный идеал. Но она живет в эпоху, когда самый дух этой морали исчез и окостеневшая форма держится на насилии и принуждении. Чуткая Катерина улавливает это в своей семейной жизни в доме Кабановых.

Выслушав рассказ о жизни невестки до замужества, Варвара (сестра Тихона) удивленно восклицает: «Да ведь у нас то же самое». «Да здесь все как будто из‑под неволи», – роняет Катерина, и в этом для нее главная драма.

Катерину отдали замуж молодой, судьбу ее решила семья, и она принимает это как вполне естественное, обычное дело.

Она входит в семью Кабановых, готовая любить и почитать свекровь («Для меня, маменька, все одно, что родная мать, что ты…» – говорит она Кабанихе), заранее ожидая, что муж будет над ней господином, но и ее опорой, и защитой.

Но Тихон не годится на роль главы патриархальной семьи, и Катерина говорит о своей к нему любви: «Мне жалко его очень!» И в борьбе с незаконной любовью к Борису Катерине, несмотря на ее попытки, не удается опереться на Тихона.

Жизнь Кати сильно изменилась. Из свободного, радостного мира она попала в мир, полный обмана, жестокости. Она всей душой хочет быть чистой и безупречной.

Катерина уже не чувствует такого восторга от посещения церкви. Религиозные настроения Катерины усиливаются по мере нарастания ее душевной грозы.

Но именно несоответствие между ее греховным внутренним состоянием и тем, чего требуют религиозные заповеди, и не дает ей молиться, как прежде: слишком далека Катерина от ханжеского разрыва между внешним исполнением обрядов и житейской практикой. Она чувствует страх перед собой, перед стремлением к воле. Катерина не может заниматься привычными ей делами.

Грустные, тревожные мысли не дают ей спокойно любоваться природой. Кате остается терпеть, пока терпится, и мечтать, но она уже не может жить своими мыслями, потому что жестокая действительность возвращает ее на землю, туда, где унижение и страдание.

Обратите внимание

Обстановка, в которой живет Катерина, требует, чтобы она лгала и обманывала. Но Катерина не такова. К Борису ее влечет не одно то, что он ей нравится, что он не похож на остальных, окружающих ее, к нему влечет ее потребность любви, не нашедшая себе отзыва в муже, оскорбленное чувство жены, смертельная тоска ее однообразной жизни.

Надо было таиться, хитрить; она этого не хотела, да и не умела; надо было воротиться к своей тоскливой жизни, и это ей казалось горше прежнего. Грех лежит на ее сердце тяжким камнем. Катерина ужасно боится надвигающейся грозы, считая ее наказанием за совершенное.

Катя не может жить дальше со своим грехом, и единственным способом хоть частично от него избавиться она считает покаяние. Она признается во всем мужу и Кабанихе.

Что ей остается? Остается ей покориться, отречься от самостоятельной жизни и сделаться беспрекословной угодницей свекрови, кроткою рабою своего мужа. Но не таков характер Катерины – она уже не возвратится к прежней жизни: если ей нельзя наслаждаться своим чувством, своей волей, то она ничего не хочет в жизни, она и жизни не хочет.

Она решилась умереть, но ее страшит мысль, что это грех. Ни на кого она не жалуется, никого не винит, просто она не может жить больше. В последний момент особенно живо мелькают в ее воображении все домашние ужасы. Нет, она не будет более жертвою бездушной свекрови и не будет томиться взаперти с бесхарактерным и противным ей мужем.

Смерть – ее освобождение.

Источник: http://resoch.ru/tragediya-kateriny-v-drame-ostrovskogo-groza/

Катерина и Борис в драме А. Н. Островского «Гроза» (Первый вариант)

Не люблю я эту «сладкую парочку», что бы о ней ни писалось в учебниках русской литературы. По-моему, они подходят друг другу, просто одному повезло, а другой нет.

Борис и Катерина похожи друг на друга тем, что получили редкостное в купеческой среде воспитание: он полудворянское, даже и со средним образованием, а она и того более редкое — свободное: «Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня, как куклу, работать не принуждала; что хочу, бывало, то и делаю».

И дальше Катерина рассказывает о том, каков был домашний уклад. Ее не может понять Варвара: «Да ведь и у нас то же самое». И я не очень понимаю, а ведь отличие огромное. Купеческий быт, как и дворянский, был строго определен обычаями и законами, а Борис и Катерина именно в силу своего «нестандартного» воспитания не могли и не хотели к нему приноравливаться.

Чужие среди своих близких, они быстро заприметили друг друга.

Важно

Странные вопросы задает молодая Кабанова младшей сестре мужа: «Ведь это нехорошо, ведь это страшный грех, Варенька, что я другого люблю?» Ведь она ходила в церковь, слушала проповеди, разговаривала со странницами. Знает заповеди…

«Не прелюбодействуй!» Чего ж тут спрашивать?! Знать знает, а не верит, и верить не будет, потому что правила морали мы воспринимаем только от тех, кто нам близок по духу.

Значит, не от калиновцев, и не от церкви, в которой она поклоняется совсем не тому, к чему призывает ее служба.

Ну а у Бориса и вопросов не было: «…нейдет она у меня из головы, хоть ты что хочешь». Придет время, расскажут ему люди добрые о калиновских обычаях, предупредят о страшной доле жены-изменницы, но не тот он человек, чтобы о таких пустяках думать:

«Катерина. …кабы ты поманил меня, я бы и пошла за тобой; иди ты хоть на край света, я бы все шла за тобой и не оглянулась бы.

Борис. Надолго ль муж-то уехал?

Катерина. На две недели.

Борис. О, так мы погуляем! Время-то довольно».

И вот этого достаточно, чтобы забыть клятвы при алтаре насчет верности в здоровье и болезни, в чем там еще… Думаю, насильно замуж Катерину никто не выдавал, не такой в ее родительском доме был обычай. Посоветовать могли, это так. Но ведь согласилась и доброй волей пошла под венец.

Однако ни для Бориса, ни для Катерины нет святости ни в клятве, ни в законе, ни в обычае. Клятва — просто слова, закон — их желание. Обычай они презирают и нарушают. Что бы при этом они ни говорили и как бы милы они ни казались, меньше всего они похожи на людей, которые сами отвечают за свои жизненные ошибки.

Им можно даже посочувствовать. По крайней мере, калиновцы были полны к ним симпатии — и Кулигин, и Кудряш, и Варвара, и другие. Сумасшедшая барыня не в счет — да и она предупреждает о грозящей катастрофе. Даже Тихон не чувствует вражды к своему сопернику и простил жене ее оскорбительную для мужского самолюбия вину.

Наверное, и актеров на эти роли всегда подбирали самых очаровательных — с прекрасными внешними данными и мелодичными голосами. В общем, прекрасная пара, о таких говорят: «Друг для друга созданы». И мне даже неудобно, что они оба так активно мне не нравятся.

Источник: http://www.sochuroki.com/katerina-i-boris-v-drame-a-n-ostrovskogo-groza-pervyj-variant/

Катерина – русская трагическая героиня

Домашнее задание к уроку

1. Соберите цитатный материал для характеристики Катерины. 2. Прочитайте II и III действия. Отметьте в монологах Катерины фразы, свидетельствующие о поэтичности ее натуры. 3. Какова речь Катерины? 4.

Чем отличается жизнь в доме родителей от жизни в доме мужа? 5. В чем неизбежность конфликта Катерины с миром «темного царства», с миром Кабановой и Дикого? 6. Зачем рядом с Катериной Варвара? 7. Любит ли Катерина Тихона? 8.

Счастье или несчастье на жизненном пути Катерины Борис?

9. Можно ли считать самоубийство Катерины протестом против «темного царства»? Может быть, протест – в любви к Борису?

Задание

Используя материал приготовленный дома, охарактеризуйте Катерину. Какие черты ее характера проявляются в первых же репликах?

Ответ

Д.I, явл. V, стр.232: Неспособность лицемерить, лгать, прямота. Конфликт намечается сразу: Кабаниха не терпит в людях чувства собственного достоинства, непокорности, Катерина не умеет приспосабливаться и покоряться.

В Катерине есть – наряду с душевной мягкостью, трепетностью, песенностью – и ненавистная для Кабанихи твердость, волевая решительность, которые слышатся и в ее рассказе об отплытии на лодке, и в отдельных ее поступках, и в ее отчестве Петровна, производном от Петр – «камень». Д.II, явл. II, стр. 242–243, 244.

Поэтому Катерину не удается поставить на колени, и это значительно осложняет конфликтное противостояние двух женщин. Возникает ситуация, когда, по пословице, коса нашла на камень.

Вопрос

Совет

Чем еще отличается Катерина от обитателей города Калинова? Найдите места в тексте, где подчеркивается поэтичность натуры Катерины.

Ответ

Катерина – натура поэтическая. В отличие от грубых калиновцев она чувствует красоту природы и любит ее. По утру ранехонько я вставала… Ах, да я у матушки жила, как цветок цвела…

«Встану я, бывало, рано; коли летом, так схожу на ключик, умоюсь, принесу с собой водицы и все, все цветы в доме полью. У меня цветов было много, много», – рассказывает она о своем детстве. (д.I, явл. VII, стр. 236)

Ее душа постоянно тянется к красоте. Сны ее были наполнены чудесными, сказочными видениями. Часто снилось ей, что она летает, как птица. О желании лететь она заговаривает несколько раз. (д.I, явл. VII, стр. 235).

Этими повторениями драматург подчеркивает романтическую возвышенность души Катерины, ее свободолюбивые стремления.

Выданная рано замуж, она пытается ужиться со свекровью, полюбить мужа, но в доме Кабановых искренние чувства никому не нужны.

Катерина религиозна. При ее впечатлительности религиозные чувства, привитые ей в детстве, прочно овладели ее душой.

«До смерти я любила в церковь ходить! Точно, бывало, я в рай войду, и не вижу никого, и время не помню, и не слышу, когда служба кончится», – вспоминает она. (д.I, явл. VII, стр. 236)

Вопрос

А как вы охарактеризуете речь героини?

Ответ

В речи Катерины отражается все богатство ее внутреннего мира: сила чувств, человеческое достоинство, нравственная чистота, правдивость натуры. Сила чувств, глубина и искренность переживаний Катерины находят выражение и в синтаксической структуре ее речи: риторические вопросы, восклицания, незаконченные предложения.

А в особо напряженные моменты речь ее обретает черты русской народной песни, становится плавной, ритмичной, певучей. В ее речи встречаются просторечия, слова церковно-религиозного характера (жития, ангелы, храмы золотые, образа), выразительные средства народно- поэтического языка («Ветра буйные, перенесите вы ему мою печаль-тоску»).

Обратите внимание

Речь богата интонациями – радостными, печальными, восторженными, грустными, тревожными. Интонации выражают отношение Катерины к окружающим.

Вопрос

Откуда появились в героине эти черты? Расскажите, как жила Катерина до замужества? Чем отличается жизнь в доме родителей от жизни в доме мужа?

В детстве«Точно птичка на воле», «маменька души не чаяла», «работать не принуждала».Занятия Катерины: ухаживала за цветами, ходила в церковь, слушала странниц и богомолок, вышивала по бархату золотом, гуляла в садуЧерты Катерины: свободолюбие (образ птицы): независимость; чувство собственного достоинства; мечтательность и поэтичность (рассказ о посещении церкви, о снах); религиозность; решительность (рассказ о поступке с лодкой)Для Катерины главное – жить согласно своей душе В семье Кабановых«Я у вас завяла совсем», «да здесь все как будто из-под неволи».Атмосфера дома – страх. «Тебя не станет бояться, меня и подавно. Какой же это порядок-то в доме будет?»Принципы дома Кабановых: полное подчинение; отказ от своей воли; унижение попреками и подозрениями; отсутствие духовных начал; религиозное лицемериеДля Кабанихи главное – подчинить. Не дать жить по-своему
Читайте также:  Анализ произведения платонова чевенгур

Ответ

С.235 д.I, явл. VII («Такая ли я была!»)

Вывод

Внешне условия жизни в Калинове ничем не отличаются от обстановки детства Катерины. Те же молитвы, те же обряды, те же занятия, но «здесь», отмечает героиня, «все как будто из-под неволи». А неволя несовместима с ее свободолюбивой душой.

Вопрос

В чем заключается протест Катерины против «темного царства»? Почему мы не можем назвать ее ни «жертвой», ни «хозяйкой»?

Ответ

Катерина отличается по складу характера от всех действующих лиц «Грозы». Цельная, честная, искренняя, она неспособна ко лжи и фальши, поэтому в жестоком мире, где царят Дикие и Кабановы, ее жизнь складывается трагично. Она не желает приспосабливаться к миру «темного царства», но и жертвой ее назвать нельзя. Она протестует. Ее протест – это любовь к Борису. Это свобода выбора.

Вопрос

Любит ли Катерина Тихона?

Ответ

Выданная замуж, видимо, не по своей воле, она поначалу готова стать примерной женой. Д.II, явл. II, стр. 243. Но такая богатая натура как Катерина не может любить примитивного, ограниченного человека.

Д. V, явл. III, С.279 «Да постыл он мне, постыл, ласка-то его мне хуже побоев.»

Уже в начале пьесы мы узнаем о ее любви к Борису. Д. I, явл.VII, с.237.

Вопрос

Счастье или несчастье на жизненном пути Катерины Борис?

Ответ

Сама любовь к Борису – это трагедия. Д.V, явл. III, стр. 280 «На беду я увидела тебя.» Даже недалекий Кудряш это понимает, с тревогой предупреждая: «Эх, Борис Григорьич! (…

) Ведь это значит, вы ее совсем загубить хотите, Борис Григорьич! (…) А ведь здесь какой народ! Сами знаете. Съедят, в гроб вколотят. (…

) Только вы смотрите – себе хлопот не наделайте, да ее-то в беду не введите! Положим, хоть у нее муж и дурак, да свекровь-то больно люта».

Вопрос

В чем сложность внутреннего состояния Катерины?

Ответ

Любовь к Борису – это: свободный выбор, диктуемый сердцем; обман, который ставит Катерину в один ряд с Варварой; отказ от любви – это подчинение миру Кабанихи. Любовь-выбор обрекает Катерину на мучения.

Вопрос

Как в сцене с ключом и сценах свидания и прощания с Борисом показаны мучения героини, борьба с собой, ее сила? Проанализируйте лексику, построение предложений, фольклорные элементы, связи с народной песней.

Ответ

Д.II, явл. X, стр. 250–251. Прочитать.

Д.III, сцена II, явл. III. стр. 261–262, 263

Д.V, явл. III, стр. 279.

Важно

Сцена с ключом: «Да что я говорю-то, что я себя обманываю? Мне хоть умереть, да увидеть его».

Сцена свидания: «Пусть все знают, пусть все видят, что я делаю! Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда?» Сцена прощания: «Друг мой! Радость моя! Прощай!» Все три сцены показывают решительность героини.

Она нигде не изменила себе: решилась на любовь по велению сердца, призналась в измене по внутреннему чувству свободы (ложь всегда несвобода), пришла проститься с Борисом не только из-за чувства любви, но и из-за чувства вины: он пострадал из-за нее. Она бросилась в Волгу по требованию своей свободной натуры.

Вопрос

Так что же лежит в основе протеста Катерины против «темного царства»?

Ответ

В основе протеста Катерины против гнета «темного царства» лежит естественное стремление отстоять свободу своей личности. Неволя – вот имя ее главного врага. Всем своим существом Катерина чувствовала, что жить в «темном царстве» хуже смерти. И она предпочла смерть неволе.

Вопрос

Докажите, что смерть Катерины – это протест.

Ответ

Смерть Катерины – это протест, бунт, призыв к действию. Варвара сбежала из дома, Тихон обвинил мать в смерти жены. Кулигин бросил упрек в немилосердии.

Вопрос

Сможет ли город Калинов жить по-старому?

Ответ

Скорее всего, нет.

Судьба Катерины обретает в пьесе символический смысл. Гибнет не только героиня пьесы – гибнет и уходит в прошлое патриархальная Россия, патриархальная нравственность. Драма Островского как бы запечатлела народную Россию на переломе, на пороге новой исторической эпохи.

Для заключения

Пьеса по сей день задает много вопросов. Прежде всего необходимо уяснить жанровую природу, основной конфликт «Грозы» и понять, почему Н.А.Добролюбов в статье «Луч света в темном царстве» написал: «Гроза» есть, без сомнения, самое решительное произведение Островского.

Сам автор назвал свое произведение драмой. Со временем исследователи все чаще стали именовать «Грозу» трагедией, исходя из специфики конфликта (явно трагедийного) и характера Катерины, которая подняла остававшиеся где-то на периферии внимания общества большие вопросы.

Совет

Почему погибла Катерина? Потому, что ей досталась жестокая свекровь? Потому, что она, будучи мужней женой, совершила грех и не выдержала мук совести? Если ограничиться этими проблемами, содержание произведения значительно обедняется, сводится к отдельному, частному эпизоду из жизни такой-то семьи и лишается высокого трагедийного накала.

На первый взгляд кажется, что основной конфликт пьесы – это столкновение Катерины с Кабановой. Будь Марфа Игнатьевна добрее, мягче, человечнее, вряд ли случилась бы трагедия с Катериной.

Но трагедии могло бы и не быть, если бы Катерина умела лгать, приспосабливаться, если бы не судила себя столь строго, если бы проще и спокойнее смотрела на жизнь. Но Кабаниха остается Кабанихой, а Катерина – Катериной.

И каждая из них отражает определенную жизненную позицию, каждая из них поступает в соответствии со своими принципами.

Главное в пьесе – внутренняя жизнь героини, возникновение в ней чего-то нового, еще неясного ей самой. «Что-то во мне такое необыкновенное, точно я снова жить начинаю, или… уж и не знаю», – признается она сестре мужа Варваре.

Источник: http://trassa.narod.ru/lekzia/ostrovskiy/katerina.htm

Судьба Катерины в пьесе А. Н. Островского «Гроза»

Драма Островского «Гроза» написана в 50—60-х годах XIX века. Это время, когда в России существовало крепостное право, но уже ясно виделся приход новой силы — разночинцев-интеллигентов. В литературе по-явилась новая тема — положение женщины в семье и обществе. Центральное место в драме занимает образ Катерины.

Взаимоотношение с остальными героями пьесы и определяет ее судьбу. Многие события в драме происходят под раскаты грома. С одной стороны, это природное явление, с другой — символ душевного состояния, поэтому каждый из героев характеризуется через отношение к грозе. Катерина безумно боится грозы, что показывает ее душевное смятение.

Внутренняя, никому не видимая гроза бушует и в душе самой героини.

Чтобы понять трагическую судьбу Катерины, рассмотрим, что же представляет собой эта девушка. Детство ее прошло в патриархально-домостроевское время, которое наложило отпечаток на характер героини и на ее взгляды на жизнь. Детские годы Катерины были счастливыми и безоблачными.

Обратите внимание

Мать ее очень любила, по выражению Островского, «души в ней не чаяла». Девушка ухаживала за цветами, которых было в доме много, вышивала «по бархату золотом», слушала рассказы богомолок, ходила с матерью в церковь. Катерина — мечтательница, но мир ее грез далеко не всегда соответствует действительности.

Девушка и не стремится понять действительную жизнь, она в любую минуту может отказаться от всего, что ее не устраивает, и снова окунуться в свой мир, где она видит ангелов. Воспитание придало ее мечтам религиозную окраску.

Эта девушка, такая неприметная на первый взгляд, обладает сильной волей, гордостью и независимостью, которые проявились уже в детстве.

Еще будучи шестилетней девочкой, Катерина, обидевшись на что-то, убежала вечером на Волгу. Это был своеобразный протест ребенка.

А позже, в разговоре с Варей, она укажет на еще одну сторону своего характера: «Такая уж я зародилась горячая». Ее свободная и независимая натура раскрывается через стремление летать.

«Отчего люди не летают так, как птицы?» – эти на первый взгляд странные слова подчеркивают независимость характера Катерины.

Рекомендуем почитать ►

Сочинение-описание «Яблоко». Русский язык, 2 класс

Катерина предстает перед нами как бы в двух ракурсах. С одной стороны, это сильная, гордая, независимая личность, с другой — тихая, религиозная и покорная судьбе и родительской воле девушка. Мать Катерины была убеждена, что ее дочь «будет любить всякого мужа», и, польстившись на выгодный брак, выдала ее замуж за Тихона Кабанова.

Катерина не любила своего будущего мужа, но безропотно подчинилась воле матери. Более того, она в силу своей религиозности считает, что муж дается Богом, и пытается полюбить его: «Я буду мужа любить. Тиша, голубчик мой, ни на кого я тебя не променяю». Выйдя замуж за Кабанова, Катерина попала совсем в другой, чуждый ей мир.

Но покинуть его нельзя, она замужняя женщина, понятие греховности связывает ее. Жестокий, замкнутый мир Калинова отгорожен незримой стеной от внешнего «безудержно огромного» мира.

Важно

Мы понимаем, почему Катерина так мечтает вырваться из города и полететь над Волгой, над лугами: «Вылетела бы в поле и летала бы с василька на василек по ветру, как бабочка».

Заключенная в «темное царство» невежественных диких и кабановых, столкнувшись с грубой и деспотичной свекровью, инертным мужем, в котором не видит поддержки и опоры, Катерина протестует. Ее протест выливается в любовь к Борису.

Борис мало чем отличается от ее мужа, разве что образованностью. Он учился в Москве, в коммерческой академии, у него шире кругозор в сравнении с другими представителями города Калино-ва.

Ему, так же как и Катерине, трудно ужиться в среде Дикого и Кабановых, но он такой же инертный и безвольный, как и Тихон. Борис ничего не может сделать для Катерины, он понимает ее трагедию, но советует ей покориться судьбе и этим самым предает ее.

Отчаявшаяся Катерина упрекает его в том, что тот загубил ее. Но Борис только косвенная причина. Ведь Катерина не боится людского осуждения, она страшится гнева Божьего.

Рекомендуем почитать ►

Смерть и бессмертие в поэзии Державина

Главная трагедия происходит в ее душе. Будучи религиозной, она понимает, что изменить мужу — грех, но сильная сторона ее натуры не может смириться со средой Кабановых. Катерина терзается страшными муками совести. Она разрывается между законным мужем и Борисом, между праведной жизнью и падением.

Она не может себе запретить любить Бориса, но сама себя казнит в душе, считая, что своим поступком отвергает Бога. Эти страдания доводят ее до того, что она, не выдержав мук совести и опасаясь кары Божьей, бросается в но
ги к мужу и признается ему во всем, отдавая свою жизнь в его руки. Душевные муки Катерины усиливает гроза.

Не зря Дикой говорит, что гроза посылает наказание. «Я и не знала, что ты так грозы боишься», — говорит ей Варвара. «Как, девушка, не бояться! – отвечает Катерина. – Всякий должен бояться. Не то страшно, что убьет тебя, а то, что смерть тебя вдруг застанет, как ты есть, со всеми твоими грехами…» Удар грома был последней каплей, переполнившей чашу страдания Катерины.

Совет

На ее признание окружающие реагируют каждый по-своему. Кабанова предлагает зарыть ее в землю живой, Тихон же, наоборот, прощает Катерину.

Муж простил, Катерина как бы получила отпущение грехов. Но осталась неспокойной совесть, да и желаемой свободы она не обрела и вновь вынуждена жить в «темном царстве». Муки совести и боязнь навсегда остаться среди Кабановых и превратиться в одну из них приводят Катерину к мысли о самоубийстве.

Как же могла набожная женщина решиться на самоубийство? Сносить мучения и то зло, которое здесь, на земле, есть, или же уйти от всего этого по своей воле? Катерина доведена до отчаяния бездушным отношением к ней людей и муками совести, поэтому она отвергает возможность остаться жить.

Гибель ее была неминуема.

В образе своей героини Островский нарисовал новый тип самобытной, цельной, самоотверженной русской девушки, бросившей вызов царству диких и кабановых. Добролюбов справедливо назвал Катерину «светлым лучом в темном царстве».

Источник: http://www.getsoch.net/sudba-kateriny-v-pese-a-n-ostrovskogo-groza/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector